«Что делать, если у ребенка есть чувство страха?». Советы психолога родителям

Детские страхи у младших школьников 7-11 лет

Страх в данном возрасте - это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности , об упрочении чувства ответственности , долга, обязанности, то есть о том, что объединено в понятие «совесть», как центральное психологическое образование данного возраста. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте.

Рассмотренные ранее страхи «не успеть», «опоздать» и будут отражением гипертрофированного чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий. Переживание своего несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих у школьников - тоже разновидность чувства вины, но в более широком, чем семейный, социальном контексте.


Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности . Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия — удел каждого школьника. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности . Можно, опять же, «перегнуть палку» и связать детей таким количеством правил и условностей, запретов и угроз, что они будут бояться, как кары небесной, любого невинного для возраста, тем более случайного нарушения поведения, получения не той оценки и, более широко, любой неудачи. Закодированные таким образом младшие школьники будут находиться в состоянии постоянного психического напряжения, скованности и, нередко, нерешительности из-за трудностей своевременного, не регламентированного свыше, самостоятельного принятия решений. Недостаточно развито чувство ответственности у детей «безалаберных», скользящих по поверхности, у родителей которых «все хорошо» и «нет проблем». Полное отсутствие чувства ответственности характерно для детей родителей с хроническим алкоголизмом, ведущих к тому же асоциальный образ жизни. Здесь не только генетически ослаблен инстинкт самосохранения, но окружающими людьми.

Младший школьный возраст - это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи . Рассмотрим это подробнее. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха - это собственно страх как аффективно воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются ее интеллектуальной переработкой, своего рода рационализацией страха. Длительно существующее, устойчивое состояние страха определим как боязнь. В свою очередь, тревожность в отличие от тревоги, проявляемой в зависимости от ситуации, как и боязнь, - более устойчивое психическое состояние, лежащее в основе опасений. Если страх и боязнь - удел преимущественно дошкольного, то беспокойство и опасения - подросткового возраста. В интересующем нас младшем школьном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени. Тревога же как преходящее чувство беспокойства возможна в любом возрасте и психологически повреждены социально-правовые устои жизни в обществе.

Имеет место и задержка развития чувства ответственности в случаях психического инфантилизма и истерии, когда ребенок вследствие чрезмерной опеки и отсутствия ограничений настолько отвыкает от самостоятельности и ответственности, что при любой попытке заставить его думать самостоятельно, действовать инициативно и решительно обнаруживает сразу же реакции протеста и негативизма.

Часто встречаемой разновидностью страха быть не тем будет страх опоздания в школу , то есть опять страх не успеть, услышать порицание, более широко - социального несоответствия и неприятия. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, так как они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу. При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают, что дети даже в школе остаются детьми - им хочется поиграть, побегать, «разрядиться», и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе , любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками. Другое дело, если речь идет о подчеркнуто самолюбивых, с завышенным уровнем притязаний детях, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, не ходили в детский сад, чрезмерно привязаны к матери и недостаточно уверены в себе. В любом случае они боятся не оправдать ожиданий родителей, одновременно испытывая трудности адаптации в школьном коллективе и отраженный от родителей страх перед учительницей.

Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки или отвечают у доски, потому что их мать педантично проверяет каждую букву, каждое слово. И при этом очень драматично ко всему относится: «Ах, ты сделал ошибку! Тебе поставят двойку! Тебя выгонят из школы, ты не сможешь учиться!», и т. д. Она не бьет ребенка, только пугает. Но психологически наказание все равно присутствует. Это и есть психологическое битье. Самое настоящее. И что же получается? До прихода матери ребенок готовит уроки. Но все идет насмарку, потому что приходит мать и начинает уроки сначала. Ей хочется, чтобы ребенок был отличником. А он не может им быть в силу разных не зависящих от него причин. Тогда он начинает бояться отрицательного отношения матери, и этот страх переходит на учителя, парализует волю ребенка в самые ответственные моменты: когда вызывают к доске, когда нужно писать контрольную или неожиданно отвечать, с места.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Особенно это характерно для эмоционально чувствительных, часто болеющих и ослабленных мальчиков, и особенно для тех из них, кто перешел в другую школу, где уже произошло «распределение сил» внутри класса.

Мальчик 10 лет постоянно пропускал школу из-за слегка повышенной без видимых причин температуры. Врачи безуспешно искали источник его заболевания, в то время как он был вызван эмоциональным стрессом после перевода в другую школу, где над ним систематически издевались ребята, уже давно поделившие сферы влияния в классе. Педагог же никаких решительных мер не предпринимал, отделываясь укоризненными замечаниями в адрес не в меру агрессивных ребят. Тогда мальчик сам принял решение - больше не ходить в школу, благо температура от волнения и ожидания поднималась каждый день. В итоге он стал исправно «болеть», учительница приходила к нему домой, проверяла уроки и выставляла оценки за четверть. Так он «победил» в этой борьбе. Но какой ценой? У него развились пассивность, тревожность и прекратились контакты со сверстниками. Неудивительно, что он непроизвольно оказывал сопротивление любым попыткам улучшить его состояние и вернуть в школу. Отсутствие же своевременной поддержки со стороны учителя усугубило его беззащитность и способствовало развитию неблагоприятных черт характера.

Помимо «школьных» страхов для детей этого возраста типичен страх стихии - природных катаклизмов: бури, урагана, наводнения, землетрясения. Он не случаен, ибо отражает еще одну особенность, присущую данному возрасту: так называемое магическое мышление - склонность верить в «роковое» стечение обстоятельств, «таинственные» явления, предсказания и суеверия. В этом возрасте переходят на другую сторону улицы, увидев черную кошку, верят в «чет и нечет», тринадцатое число, «счастливые билеты». Это возраст, когда некоторые просто обожают истории о вампирах, привидениях, а другие их панически боятся. Особой пугающей популярностью когда-то пользовались герои кинофильмов «Вий» и «Фантомас». В последнее время на смену им пришли космические пришельцы и роботы. А боязнь покойников и призраков была всегда. Вера в существование «темных» сил - наследие средневековья с его культом демономании (на Руси - вера в чертей, леших, водяных и оборотней). Все перечисленные страхи отражают своего рода магическую направленность, веру в необычное и страшное, захватывающее дух и воображение. Подобная вера уже и сама по себе является естественным тестом на внушаемость как характерную черту младшего школьного возраста. Магический настрой находит свое отражение в кошмарных сновидениях детей данного возраста: «Иду, иду по улице и натыкаюсь на какого-то старика, а он оказывается колдуном» (мальчик 7 лет), «Я иду с ребятами, а нам какой-то человек из глины попадается, страшный, он бежит за нами» (девочка 8 лет).

Типичными страхами у младших школьников будут страхи Черной Руки и Пиковой Дамы . Черная Рука - это вездесущая и проникающая рука мертвеца, в чем нетрудно увидеть влияние Кощея Бессмертного, точнее - всего того, что осталось от него, как, впрочем, и скелета, которого так же часто боятся в младшем школьном возрасте. Напоминает о себе и Баба Яга в образе Пиковой Дамы. Пиковая Дама - такая же бесчеловечная, жестокая, хитрая и коварная, способна наслать колдовские чары, заговорить, превратить в кого-либо или что-либо, сделать беспомощным и безжизненным. В еще большей степени ее некрофильный образ олицетворяет все так или иначе связанное с фатальным исходом событий, их предрешенностью, роком, судьбой, предзнаменованиями, предсказаниями, то есть с магическим репертуаром.

В младшем школьном возрасте Пиковая Дама может оживлять страх смерти, исполняя роль вампира, высасывающего кровь из людей и лишающего их жизни. Вот какую сказку сочинила девочка 10 лет: «Жили три брата. Они были бездомные и как-то зашли в один дом, где над кроватями висел портрет Пиковой Дамы. Братья поели и легли спать. Ночью из портрета вышла Пиковая Дама. Пошла она в комнату первого брата и выпила у него кровь. Затем сделала то же со вторым и третьим братом. Когда братья проснулись, у всех троих болело горло под подбородком. „Может быть, пойдем к врачу?", - сказал старший брат. Но младший брат предложил погулять. Когда они вернулись с прогулки, комнаты были черные и в крови. Снова легли спать, и ночью случилось то же самое. Тогда утром братья решили идти к врачу. По дороге два брата умерли. Младший брат пришел в поликлинику, но там оказался выходной день. Ночью младший брат не спал и заметил, как из портрета выходит Пиковая Дама. Он схватил нож и убил ее!»

В страхе детей перед Пиковой Дамой часто звучит беззащитность перед лицом воображаемой смертельной опасности, усиленная разлукой с родителями и идущими из более раннего возраста страхами темноты, одиночества и замкнутого пространства. Вот почему данный страх типичен для эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, привязанных к родителям.

И, наконец, Пиковая Дама - это коварная обольстительница, способная разрушить семью. В таком виде она предстает перед нами в истории мальчика 8 лет. Его строгая и принципиальная мать долгое время держала в узде отца, человека доброго, отзывчивого, бывшего чем-то вроде матери для мальчика. Сама же она, наоборот, играла роль деспотичного отца, не принимавшего мальчишескую линию поведения. В 7 лет он оказался свидетелем ночного выяснения отношений между родителями. Вскоре отец ушел к другой женщине. Затем мальчик оказался впервые в пионерском лагере, где был напуган старшими девочками, изображавшими Пиковую Даму. От страха он увидел ее как бы наяву (эффект внушения). Дома не засыпал один, открывал дверь и включал свет - боялся ее появления и того, что она с ним сделает. Подсознательно он уподоблял ее женщине, забравшей любимого отца, встречаться с которым не мог в силу запрета матери.

Страх перед Пиковой Дамой как раз и характерен для детей, имеющих строгих, постоянно угрожающих и наказывающих матерей, что, по существу, означает страх отчуждения от образа любящей, доброй и заботливой матери. Эти матери одновременно невротичны и истеричны, зациклены на своих проблемах, никогда не играют с детьми и не подпускают их к себе.

Итак, для младших школьников характерно сочетание социально и инстинктивно опосредованных страхов , прежде всего страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.

Светлана Сушинских
Психолог
По материалам книг А.И. Захарова «Что снится нашим детям», «Детские неврозы»

Справляемся с детским страхом

Автор: Корелова Ирина Владимировна, педагог - психолог, ДОУ № 5 «Светлячок» города Няндома Архангельской области.
Описание статьи:
Статья предназначена для педагогов, родителей и специалистов, работающих в дошкольных учреждениях. В статье кратко изложены причины детских страхов, частые ошибки взрослых и методы профилактики, используемые в работе со страхами. По данным многочисленных исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее подверженная им категория детей - от двух до девяти лет. Сегодня мы постараемся разобраться в причинах, вызывающих детский страх, а также поговорим о мерах их профилактики.
Каждый страх индивидуален и психологи при работе с детскими страхами обращают внимание не столько на их содержание, сколько на причину, количество и тяжесть этих страхов. Практически любой предмет или событие из внешнего мира могут превратиться для ребенка в нечто пугающее.

Основные причины детских страхов:
1. Самая первая причина – произошедший конкретный случай, с которым ребенок самостоятельно не смог справиться.
2. Особенности характера ребенка: мнительность, тревожность, неуверенность.
3. Чрезмерная детская фантазия, у которой нет границ.
4. Тревожные родители – «благодатная почва» для навязывания и развития разного рода страхов.
5. Запугивающее воспитание – одна из самых страшных причин, при которой с одной стороны взрослые облегчают себе жизнь (напугал – ребенок сделал), с другой стороны получают детский невроз, который рано или поздно приведет к еще более серьезным проблемам.

В проблеме детских страхов есть несколько моментов, на которые родителям и педагогам нужно обратить особое внимание:
1. Детей не следует пугать чужими дядями, страшными сказочными героями, злыми животными ради того, чтобы они стали послушнее и быстрее выполняли просьбы взрослых.
Воспитание страхом – это тяжелое и жестокое воспитание, вследствие которого ребенок может стать чрезмерно мнительным, пугливым, осторожным, нерешительным. Ребенку трудно сделать первый шаг, снижается самостоятельность, ему часто снятся страшные сны, как результат - тревожно – мнительное развитие личности.
2. Никогда не стыдите ребенка за возникший страх, особенно публично. Это двойное переживание. Стыд и страх очень плотно связаны друг с другом. От испытываемого стыда ребенок начинает скрывать свой страх, как следствие возникают вредные привычки, на которые взрослые могут ориентироваться: ребенок грызет ногти, сосет пальцы, кусает губы, учащенно моргает, потеет и так далее.
3. Ребенок исследует то, что ему непонятно или неизвестно только рядом со взрослым. Неизвестность пугает. Спокойные пояснения присутствующего рядом взрослого, дают уверенность и понимание происходящего.
Важно не оставлять ребенка в незнакомой обстановке, с незнакомыми людьми.

Рекомендации по взаимодействию с ребенком, который боится:
1. Предложите ребенку в подробностях рассказать о своем страхе, когда это происходит, с чем это связано, как или чем Вы можете ему помочь и так далее. Для ребенка очень важно иметь возможность выражать свои чувства.

2. Предложите ребенку нарисовать свой страх в подробностях, исходя из возможностей ребенка. Обычно дети это делают темным цветом или простым карандашом. А дальше посоветуйте дорисовать ему разного цвета смешные детали так, чтобы ему стало весело, а чувство страха заметно уменьшилось.

3. В продолжение темы рисования: пусть он нарисует свой страх и себя рядом с ним, но только сильного, мужественного и может быть даже вооруженного. Дайте ребенку провести на бумаге этот бой и пожелайте победы.

4. Если ребенок боится выезжать на природу, боится леса – предложите ему сделать рисунок или аппликацию леса, при этом, выстригая и приклеивая добрых животных на лист бумаги, можно дать им имена и называть друзьями.

5. Когда мой сын боялся спать в своей комнате зимой, мы поступили с ним так: взяли небольшую коробочку, каждый страх проговорили вслух и мысленно сложили их всех в эту коробочку. Затем, когда пошли на прогулку взяли коробочку с собой и прихватили лопату. Раскопали в снегу ямку, положили туда коробочку, попрощались с ней и закопали. После этой процедуры сон стал спокойнее.

6. Есть еще масса интересных способов устранения страхов, например при помощи метлы. Возьмите метлу, ходите с ребенком по квартире, заглядывая во все углы, даже можно в шкафах посмотреть и громко, весело покрикивать на страх: «Ах ты, негодник, а ну вылезай, сейчас мы тебе зададим жару, кыш из нашего дома» и, как бы подгоняя страх метлой, выгоняете за входную дверь. По окончании действия громко и весело скажите: «Мы с ними покончили!!! Пойдем пить чай с вкусненьким».

7. Этот способ из серии «работа с агрессией, тревожностью». Вам понадобятся плотные диванные подушки. Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции – вдоволь поколотить подушку, представляя борьбу со страхом. Закончить битву желательно «верхом на коне» с победным криком «Я победил».

8. Случай из практики. Девочка боялась спать на своей кровати, несмотря на то, что рядом спала сестричка. В процессе рисования у нас обнаружилась одна деталь: оказывается, мама весила в их комнату на гвоздик халат, и девочке казалось, что кто-то присутствует в комнате. После беседы, мама убрала из комнаты девочек гвоздик с одеждой, и все постепенно нормализовалось.

9. Скажите ребенку по секрету, что его страх ужасно боится детского смеха, как только услышит детский смех, так сразу лопает, как воздушный шарик.

10. Если ребенок боится хулиганов, предложите ему заняться спортом.

11. Если ребенок боится темноты, предложите поиграть в прятки, только прятаться надо не включая свет. Первое время не заставляйте его долго Вас ждать, находите ребенка быстро; затем время на поиски постепенно отодвигайте.

12. Как только представится такая ситуация, в которой Вы сможете сказать ему «ты храбрый, ты смелый», обязательно сделайте это. Таким образом, Вы повысите ребенку самооценку.
13. Читайте книги, сказки о смелых людях, животных.

14. Смотрите мультфильмы о том, как дети или животные преодолевали свой страх, например «Ничуть не страшно», «О бегемоте, который боялся прививок» и другие. Советские мультфильмы в этом смысле самые лучшие.

15. Почти никогда не видят кошмарных снов и не страдают от навязчивых страхов дети, уверенные в себе и своих силах.

Иногда в своей работе я использую рассказ «Скульптор и страх», автора я, к сожалению, не знаю, взяла из Интернета. Я его немного изменила: скульптор превратился в художника, так как тема рисования детям ближе и иногда чуть смягчаю первую часть. В процессе чтения рассказа важна интонация, голосовые акценты, особенно в диалоге героев.

"Жил в одном городе художник Денни. Он был настоящим мастером и стремился увековечить в своих картинах все, что только видел вокруг. В его коллекции были совершенно разные образы - и самые прекрасные девушки города, и немощные старики, и злые тролли, которые, по преданию, населяли лес за городом. Как только он встречал новый образ, то тут же старался запомнить его и нарисовать на холсте или бумаге. Но таких образов становилось все меньше.
И вот однажды он сидел, задумавшись, в своей мастерской. За окном темнело. Небо становилось хмурым и грозным. На душе у Денни становилось тревожно. И вдруг он почувствовал, что сердцем его завладел страх. Он был таким сильным, что грозил перерасти в ужас. Денни поднялся и хотел, было, убежать, но понял, что на улице ему будет еще страшнее.
Говорят, у страха глаза велики. Так и Денни стало казаться, что в темном углу мастерской он видит блестящие глаза. "Кто ты?" - едва выдохнул испуганный Денни. "Я твой страх, великий и непобедимый!" Художник онемел от ужаса.
Но вдруг ему в голову пришла интересная мысль - может быть, нарисовать этот страх? Ведь такого жуткого образа еще не было в его коллекции! Тогда он набрался смелости и спросил: "Мистер Страх, вы когда-нибудь позировали художнику?" Страх совершенно растерялся. "Чего?"- переспросил он. «Позвольте, я нарисую вас, чтобы вас боялись и узнавали", - предложил мастер. Страх не ожидал такого поворота событий и промямлил: "Ну ладно, валяй, только быстро!" Началась работа. Денни взял кисти, краски и принялся за дело. Теперь он снова был собран и сосредоточен.
Так как стало совсем темнеть, то пришлось включить свет. Каково же было удивление Денни, когда он смог получше разглядеть свой страх. Это был даже не страх, а, скорее, маленький страшилка, щупленький, как будто не ел неделю. Страх от этого слегка поежился, наверное, он догадался о мыслях Денни. А мастер прикрикнул на него: "Не дергайся, а то на картине ты выйдешь криво". Страх ему подчинился.
Наконец картина была готова. И Денни вдруг понял, что он совершенно не боится этого страшилку, его страх вдруг стал не страшным. Посмотрел он на жмущегося в угол страшилку и спросил: "Ну, чего делать-то будем?" Страшилка тоже понял, что его тут больше не боятся. Он шмыгнул носом и сказал: "Да пойду я, наверное". "А чего приходил-то?" - поинтересовался Денни. "Да скучно одному стало!" - отвечал страшилка. Так они и расстались. А коллекция Денни пополнилась новой необычной картиной. Все окружающие удивлялись ее своеобразию, а Денни смотрел на свое творение и думал, что умелые руки да умная голова справятся и не с таким страхом".

Помимо всего вышесказанного предлагаю Вам использовать в работе со страхами пословицы и поговорки о храбрости.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
Смелость города берет.
Где смелость, там и победа.
Где нет знаний, там нет и смелости.
Не думай о страхе, так его и не будет.
На смелого собака только лает, а труса кусает.
Будь храбрым - и ты будешь сильным.
Кто храбр, того любое испытание только красит.
Умелого, смелого страх не возьмёт и враг не побьёт.

Страх
Мы везде искали СТРАХ.
Может, СТРАХ
Сидит в кустах?
Очень страшные кусты!
Но кусты,
Они пусты...

Может, СТРАХ
Залез в овраг?
Мы обшарили овраг!
Мы обшарили весь лес!
Нету СТРАХА!
СТРАХ исчез.
(из Интернета)

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом. Они не усиливаются и не задерживаются только в тех случаях, когда взрослые, рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе, а в семье спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалу в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро "перерастает" свои страхи. Любите, цените и понимайте Ваших детей, и тогда детство у них будет ярким, счастливым и безмятежным.

В какой-то степени повезло родителям, чьи малыши абсолютно бесстрашны: они без проблем остаются в детском саду, с удовольствием погостят без родителей у знакомых или у соседей, не испытывают никакого дискомфорта в новой обстановке, не бояться оставаться дома одни и не испугаются даже кромешной темноты. Правда, во всем этом есть тоже один минус, но об этом чуть ниже. Наша задача – рассмотреть, чего боятся тревожные дети чаще всего, и найти методы борьбы с их страхами.

Почему ребенок боится

Причин может быть несколько. Вот некоторые из них:

Ребенок отличается особой впечатлительностью: все новое кажется ему сначала страшным.

Малыш был когда-то кем-то или чем-то напуган – на уровне подсознания у него остался страх.

Запугивают малыша сами родители, не думая о последствиях: «не съешь всю кашу – заберет баба Яга», «не уснешь сразу же – придет Домовой». Взрослые, конечно, говорят все это полушутя, в душе же ребенка поселяется настоящий страх.

Страшилки малышу рассказывают старшие брат или сестра, товарищи в детском саду или школе – некоторые дети очень любят «страшные истории».

Если вы сможете установить, почему ребенок стал чего-то бояться, вам будет намного легче успокоить его и убедить в том, что страхи его совершенно напрасны.

Детская боязнь темноты

Ответить на вопрос, чего боятся тревожные дети,и как предупредить их боязнь, довольно трудно, потому что иногда просто невозможно предположить, что может нафантазировать в своем воображении ребенок. Чаще всего дети боятся следующего:

Темноты : ребенок боится оставаться один в темной комнате.

Незнакомых людей : малыш категорически отказывается знакомиться с ними, ни на минуту не останется с «чужими».

Животных : при виде кошки или собаки старается спрятаться за родителей, ни за что не согласится погладить даже самого милого щенка.

Боится потеряться : все время держится за руку родителей, страшась отпустить ее даже на минуту.

Пугается потока машин : от страха не может вовремя среагировать на зеленый свет светофора и остается стоять на месте.

Испытывает чувство страха , общаясь со сверстниками в детском саду или школе.

Боится обратиться с вопросом к воспитателю или учителю.

Трусит , когда гремит гроза и сверкает молния.

Из-за страха не может оставаться один дома.

Настоящий ужас у ребенка может вызвать просьба взрослых сходить за чем-нибудь в подвал, сарай или гараж.

Можно ли развить смелость

Любые личностные качества можно развить, в том числе и смелость. И здесь родителям нужно проявить не только настойчивость, но и деликатность: ни в коем случае нельзя высмеивать детские страхи, рассказывать о них кому-нибудь третьему в присутствии ребенка; пытаться бороться с ними слишком резко, без моральной подготовки маленького трусишки.

Методы, которые лучше не применять

Нередко можно услышать такой совет более опытных родителей молодым: «Не церемонься! Решай все быстро – ребенок моментально переключит свое внимание. Например, если он боится темноты, никогда не иди у него на поводу – выключай свет сразу! Боится отвечать у доски? Попроси учительницу, чтобы вызывала его каждый день!»

Никогда так не делайте. Поставьте себя на место ребенка: например, вы боитесь подняться на крышу десятиэтажного дома, подойти к ее краю и посмотреть вниз. Вы понимаете, что опасного в этом на самом деле ничего нет и готовы постепенно перебороть свой страх, но от вас требуют сделать это немедленно. Что вы переживете? Минуты ужаса! Мало того, если вы даже подойдете к этому краю, то сделаете это почти бессознательно, то есть никакой вашей «победы» над собой не будет. Вот то же самое переживает ребенок, когда родители, стремясь поскорее закончить с проблемой, пытаются решить ее насильственными методами. Он зайдет в темную комнату, останется дома один, погладит незнакомую собаку – сделает все, что вы приказали, только потому, что один его страх победит другой – страх наказания со стороны взрослых. Это не только не прибавит ему смелости, а, наоборот, расширит круг его переживаний.

Советы

Ребенок один дома

Сначала обязательно выясните точно, чего он боится и почему решил, что «это» страшно. Постарайтесь объяснить ребенку необоснованность его страхов, помогите ему их преодолеть. Придумывайте небольшие тренинги. Например, ваш ребенок отказывается оставаться один дома. Попросите его побыть без взрослых всего лишь 5 минут, потом 10, 15 и так далее. Страх постепенно уйдет, и малыш даже не заметит, как вы вместо получаса будете отсутствовать час и более.

Бесстрашие детей: хорошо это или плохо

Если ребенок чего-то боится, только не всего подряд – это нормальная реакция самозащиты малыша. Он изучает мир, стараясь определить для себя, что безопасно, а чего следует избегать. В то же время есть, как мы уже указали выше, дети, которые ничего не боятся. И если первых нужно научить преодолевать тревожность, то со вторыми нужно вести другую работу: им обязательно нужно дать понять, что нельзя не раздумывая идти куда-то с чужим человеком, надо проявлять внимательность на дороге, соблюдать субординацию с воспитателями и учителями, опасаться беспризорной собаки и т.д. Их смелость должна иметь разумные границы!

Хотите воспитать гармоничную личность, лишенную комплексов и страхов? Запаситесь терпением – и тогда все получится: ребенок успешно преодолеет любые надуманные «опасности»!

Страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия.
У детей такие страхи, как правило, являются результатом психологического воздействия взрослых людей (чаще всего родителей), или самовнушения. Появление такой проблемы у ребёнка – повод задуматься родителям. Не стоит оставлять её без внимания, ведь невротические проявления у взрослых людей часто бывают следствием не разрешившихся детских страхов.

Причины детских страхов

Причин, по которым возникают детские страхи можно выделить несколько:

Перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например);
- излишне частое напоминание ребёнку родителями о возникновении возможных неприятных ситуаций;
- сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;
- частые запреты;
- разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях (смертях, убийствах, пожарах);
- конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;
- разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;
- осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами (баба-яга, леший, водяной), чтоб добиться послушания.

Это так называемые возрастные страхи, появляющиеся у эмоциональных и чувствительных детей.

Достаточно часто страхи являются проявлением заболеваний нервной системы – неврозов.

Существуют также косвенные причины (предпосылки), которые создают условия для развития детских страхов. Так, неправильное поведение матери, которая берёт на себя роль главы семьи, вызывает у ребёнка беспокойство. Плохо действует на ребёнка стремление матери поскорее выйти на работу после декретного отпуска, при этом ребёнок чувствует острую нехватку в тесном общении с ней.

Более подвержены страхам дети из неполных семей, а также единственные дети в семье, которые становятся центром забот и тревог родителей. Возраст родителей также оказывает своё влияние – чем старше родители, тем сильнее склонны их дети к развитию тревоги и беспокойства. Влияет на появление страхов у детей и перенесённый мамой во время беременности стресс или конфликтная обстановка в её семье в период вынашивания ребёнка.

Наличие тех или иных детских страхов напрямую зависит от возраста ребёнка.

Страхи у детей разных возрастов

У детей первого года жизни наиболее типичнее страхи связаны с отдалением ребёнка от матери. Ребёнок также может бояться чужих людей и новой обстановки.
До трёхлетнего возраста дети чаще всего боятся темноты. Нередко возникает страх остаться одному и ночные страхи.

После трёх лет боязнь темноты всё ещё сохраняется, но и возникают новые переживания – теперь ребенок боится оказаться в замкнутом пространстве, боится сказочных героев и одиночества (в понимании «быть никем»).

Когда ребёнку исполняется 5 лет, он начинает бояться пожара, глубины, страшных снов, смерти, животных. Может возникнуть страх потери родителей, и в то же время боязнь быть ими наказанным. Нередко ребёнок испытывает страх перед опозданием и перед заражением какой-то болезнью.

С семи лет, когда начинаются школьные годы, могут приходить различные страхи, связанные с учёбой – боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, не оправдать ожидания взрослых.

С 10 -11 и до 16 лет ребёнок испытывает страх перед изменением свое внешности и различные страхи межличностного происхождения.

Имеет смысл остановиться на основных видах страхов у детей.

Стах одиночества

Практически каждому из детства знаком страх остаться дома одному. Вызвано это у ребёнка чувством ненужности, беззащитности, недостаточной любви родителей, которые оставили его одного. В таком случае нужно убедить малыша, что дом – безопасное место, и хотя вам и приходится уходить, вы всё равно очень любите своего мальчика или девочку. Договоритесь о времени, когда следует ожидать вашего возвращения, и обязательно позванивайте время от времени. Хотя, скорее всего, полностью этот страх исчезнет только при взрослении ребёнка.

Боязнь темноты

Часто встречающимся страхом является боязнь темноты. Бывает, что их провоцируют сам взрослые или кто-то из друзей, выскакивая из темноты и крича страшным голосом «У-У-У!» или рассказывая, что в темноте летают какие-нибудь приведения. Иногда избавиться от этого помогает своеобразное «закаливание» темнотой (постепенное увеличение времени нахождения в тёмной комнате, или даже сидение в ней с фонариком, показывая, что там, кроме предметов ничего нет и быть не может). Но лучше не мучить ребенка и включать ему свет, давая возможность увидеть, что ничего не изменилось и спокойно ждать, когда малыш подрастёт.

Страх смерти

Страх смерти у ребёнка наиболее неблагоприятно сказывается на психике, поэтому никогда не говорите ему фразы типа: «если ты меня не послушаешься, я могу заболеть и умереть». Постарайтесь оградить его от посещения похорон как минимум до 10 лет. Однако периодически упоминайте при нём об умерших родственниках, так приходит понимание того, что и после смерти человек продолжает жить, неважно где – в разговорах, в сердцах людей, но он не исчезает окончательно. Если это не помогает, лучше обратиться к специалисту.

Как избавиться от страхов

Нужно сказать, что если ребёнок правильно развивается и здоров, то к 16 годам всяческого рода страхи у него должны исчезнуть. Однако, заблуждением является мнение, что ребёнок вообще никогда не должен испытывать тревожные чувства. С увеличивающейся познавательной деятельностью растущего организма, избежать их появления просто невозможно, а может быть и не нужно. Но всё хорошо в меру, поэтому, если страхи мешают ребёнку жить качественно и счастливо, с ними нужно бороться.

Что делать, если страхи у вашего ребёнка возникают очень часто и расшатывают его и без того слабую нервную систему.

Прежде всего, запомните то, чего нельзя делать ни в коем случае:

1. Наказывать ребёнка за его страхи.
2. Насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости.
3. Не пытаться насильно поместить малыша в этот страх (заставлять его погладить собаку, которую он панически боится).
4. Не позволять бесконтрольно смотреть фильмы ужасов или читать книги или журналы со страшными сюжетами.

Чем родители могут помочь ребёнку:

1. Внимательно выслушать и понять чувства малыша, т.к. для любой страх представляется реальной опасностью его жизни. При этом ребёнок выплеснет свои эмоции, ослабит их, и вы составите полное представление о причинах и картине его переживаний. Однако нельзя открыто настаивать на том, чтобы ребёнок рассказал причину своих страхов, так как проблема обострится ещё больше и закрепится. Говорить с ним напрямую можно в том случае, если он сам проявляет инициативу. В противном случае, нужно осторожно наблюдать и задавать наводящие вопросы.
2. Заверить в том, что вы его очень любите, и если возникнет такая необходимость, то обязательно защитите.
3. Найти ребёнку дополнительных защитников в лице игрушечных фигурок, фонарика, одеяла.
4. Развеять фантазии малыша реальностью, найдя простые объяснения страшным, по его мнению, предметам и явлениям.
5. Рассказать, что если придерживаться определённых правил, то всё будет хорошо.
6. Вместе читать истории и смотреть мультфильмы, в которых вначале страшные монстры, а в конце они оказываются всего лишь фантазией (например, мультик про крошку енота, который боялся собственного отражения в реке).
7. Показать ребёнку, как можно «изливать» страхи на бумаге и провести «ритуал» их уничтожения.

Если у вас не получается справиться со страхами у ребёнка, не затягивайте, обращайтесь к психотерапевту. Страхи дошкольного возраста, которые не уходят после 10 лет, служат предрасполагающим фактором к развитию тяжёлых неврозов, а также наркомании и алкоголизма в будущем.

Признаки патологических (невротических страхов):

Появление необычайно сильного страха, несоответствие выраженности страха силе вызвавшей его ситуации.
- Несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению.
- Затяжное течение страха, приводящее к выраженному нарушению общего состояния (сна, аппетита).
- Характерное поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх.

Профилактика страхов у детей

Запомните, период беременности – это самое неподходящее время для выяснения отношений. Нежелательно в этот период сдавать экзамены, защищать диссертации дипломные работы. Выберите в воспитании ребёнка золотую середину, не превозносите, но и не угнетайте его. Способствуйте тому, чтобы ребёнок больше гулял, бегал, что-то мастерил, чаще приглашайте в дом его друзей. Не пугайте слишком часто «бабаем», чужим дядькой, милиционером, волками. Выделяйте больше времени для совместного творчества (лепки, рисования, вырезания и склеивания). Играйте всей семьёй. Любите своего ребёнка таким, какой он есть. В общем, будьте ему добрым другом и хорошим наставником.

Врач педиатр Сытник С.В.

По мере исследования подростками окружающего мира, обретения нового опыта и противостояния новым сложным проблемам беспокойства и опасения являются практически неизбежной частью процесса взросления.

Согласно результатам одного из исследований, 43% детей в возрасте от 6 до 12 лет испытывают многие страхи и переживания. Боязнь темноты, в особенности боязнь оставаться в одиночестве в темноте, является одним из самых распространенных страхов детей в этом возрасте, так же как и боязнь животных, таких как большие лающие собаки. Некоторые дети боятся огня, высоты или грома. Другие следят за сообщениями по телевизору и в газетах, беспокоятся, когда видят сообщения о преступниках, похитителях детей или ядерной войне. Если в семье недавно произошел случай серьезной болезни или смерти одного из членов семьи, они могут начать испытывать беспокойство о состоянии здоровья окружающих их родственников.

В среднем подростковом возрасте страхи склонны усиливаться и вновь идти на убыль. Большая часть из них незначительные, но даже если они усиливаются, обычно со временем проходят сами собой. Тем не менее иногда эти страхи могут стать настолько сильными, постоянными и сфокусированными на одном событии, что они развиваются в фобии или навязчивые страхи. Фобии, очень сильные неконтролируемые страхи, могут стать постоянными и изнурительными, оказывая немаловажное влияние и вмешиваясь в повседневную жизнь ребенка. К примеру, фобия шестилетнего ребенка по поводу собак может привести к проявлению у него паники, после чего он будет отказываться совсем выходить из дома, боясь, что там может быть собака. Десятилетний ребенок может быть настолько напуган сообщением в новостях о серийном убийце, что будет настаивать на том, чтобы спать ночью в кровати родителей.

У некоторых детей этого возраста могут развиться фобии по отношению к людям, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Такая сильная застенчивость может мешать ребенку заводить друзей в школе и устанавливать контакты с большинством взрослых, в особенности с незнакомыми людьми. Они могут намеренно избегать социальных мероприятий, таких как дни рождения или встречи скаутов, и зачастую им будет сложно спокойно общаться с кем-либо, за исключением членов их семьи.

Боязнь разлуки также встречается достаточно часто среди детей этого возраста. В некоторых случаях этот страх может усиливаться при переезде семьи в новый район либо при помещении детей в учреждение, обеспечивающее уход за детьми, где они чувствуют себя некомфортно. Такие дети могут бояться ездить в летние лагеря или даже ходить в школу. Их фобии могут вызывать проявление физических симптомов, таких как головные боли или боли в животе, и в конечном счете привести к замкнутости ребенка в собственном мире, а позже к депрессии.

Примерно в возрасте 6-7 лет, когда дети начинают понимать, что такое смерть, может возникнуть еще один страх. Осознав, что смерть в конечном счете коснется каждого, что это явление постоянное и необратимое, вполне нормальное беспокойство о возможной смерти членов семьи - или даже о своей смерти - может только усилиться. В некоторых случаях такая озабоченность по поводу смерти может довести до состояния недееспособности.

Фобии

Симптомы

Чувство страха связано с определенным объектом или ситуацией (боязнь животных, клаустрофобия - страх перед закрытыми пространствами).

Поведение, направленное на избегание ситуации, вызывающей страх, а также побег от подобной ситуации или от объекта.

Физиологические изменения, вызванные страхом: тахикардия, повышенное потоотделение, тахипноэ, одышка, тошнота.

Реакция пациента не соответствует ситуации.

Фобия возникает как моносимптоматическая или как полисимптоматическая.

Лечение

Объяснить причинные связи заболевания.

Перед началом вмешательства методами поведенческой терапии необходимо провести тщательный анализ объектов и ситуаций, вызывающих страх.

Поведенческая терапия. Систематическая десенсибилизация: поэтапное приближение к объекту, вызывающему страх; терапия «наводнения»: массивный контакт с объектом, вызывающим страх, и предотвращение реакций.

Приступы страха и панические атаки

Симптомы

Внезапное и непредсказуемое появление страха; страх не связан с какой-либо специфической ситуацией; физиологические симптомы как при фобиях; продолжительность атаки - несколько минут.

Лечение

Анализ ситуаций, вызывающих паническую атаку. Конфронтирующее (сталкивающее) лечение в комбинации с обучением стратегиям преодоления страха.

Дополнительно - упражнения по расслаблению, тренировка биологической обратной связи.

Медикаментозное лечение (редко): антидепрессанты, анксиолитики.

Генерализованные страхи

Называют также спонтанными страхами.

Симптомы:

  • чувство двигательного напряжения, чувство угнетения;
  • вегетативные жалобы: жалобы при глотании, холодные и потные конечности, тахикардия и сердцебиение;
  • повышенная пугливость, страх перед опасностью, нарушение концентрации.

Лечение

Психотерапия: обучить стратегиям преодоления с целью уменьшения выраженности страха.

Поддерживающие методы биологической обратной связи и упражнения для расслабления.

Поддерживающее медикаментозное лечение: антидепрессанты, нейролептики.

Страх разлуки, страх перед школой

Причина: непомерно сильная связь с близким человеком. Иногда травматический опыт разлуки в прошлом.

Симптомы:

  • отказ от посещения школы и извещение об этом родителей;
  • физические жалобы без обнаруженной органической причины;
  • депрессивное настроение;
  • чрезмерная пугливость;
  • страх перед внезапным заболеванием, потерей или катастрофой.

Лечение

При продолжительном отказе от посещения школы необходимо стационарное лечение.

Цель стационарного лечения: обособление пациента, формирование его социальной независимости, поэтапное приучение к школе.

Медикаментозное лечение: антидепрессанты.

Лечение страхов и фобий у детей

Поскольку страхи являются нормальной частью жизни и зачастую служат ответной реакцией на действительно существующую или как минимум осознаваемую угрозу окружающего мира, родители должны успокоить и поддержать ребенка. При разговоре с ним родителям следует принимать его переживания, но при этом не преувеличивать и не усиливать их. Уделите внимание тому, что уже делается для того, чтобы защитить ребенка, и постарайтесь вместе с ребенком определить дополнительные действия, которые можно предпринять. Такие простые, чуткие и откровенные действия родителей помогут решить или справиться с большинством детских страхов. Если практические подтверждение не приносят успеха, страхи ребенка могут оказаться фобией.

К счастью, большая часть фобий поддается лечению. В целом они не служат признаком серьезного психического заболевания, требующего лечения на протяжении долгих месяцев или лет.

Описанные в данной главе методики помогут вашему ребенку справиться со своими повседневными страхами. Тем не менее, если его тревоги не проходят и мешают радоваться жизни, ребенку "может потребоваться профессиональная помощь психиатра или психолога, специализирующегося на лечении фобий.

Как часть плана лечения фобий многие врачи советуют подвергать ребенка воздействию источника их страхов в малых, неопасных дозах. Под руководством врача ребенок, который боится собак, может начать с рассказа о своих страхах и просмотра фотографий или видеофильмов про собак. После этого он может понаблюдать за собакой из окна. Затем вместе с одним из родителей или врачом, находящимся рядом, ребенок может провести несколько минут в одной комнате с дружелюбным ласковым щенком. Со временем ребенок сможет сам кормить собаку, а позже спокойно находиться рядом с незнакомыми собаками большего размера.

Такой постепенный процесс называют десенсибилизацией - это означает, что ваш ребенок станет менее чувствителен к источнику его страха каждый раз, когда ему придется сталкиваться с ним. В конечном счете ребенок больше не станет избегать ситуации, которая всегда служила основой его фобии. Хотя такой процесс кажется вполне логичным и несложным, он должен осуществляться только под пристальным наблюдением профессионала.

Иногда психотерапия также может помочь, детям стать более уверенными в себе и меньше бояться. Помимо этого в сложных ситуациях детям могут помочь дыхательные упражнения и методы релаксации.

В некоторых случаях врач может порекомендовать прием медицинских препаратов как часть программы лечения, но не как единственный способ терапевтического вмешательства. Такие препараты могут включать в себя антидепрессанты - они помогут уменьшить беспокойство и панику, которые зачастую лежат в основе этих проблем.

Помощь ребенку, испытывающему страх

Вот несколько советов, которые помогут родителям детей, испытывающих страхи и фобии.

  • Поговорите с вашим ребенком о его страхах, будьте при этом чутким собеседником. Объясните, что у многих детей имеются свои страхи, но с вашей помощью он научится справляться с ними.
  • Не унижайте ребенка и не высмеивайте его страхи, в особенности в присутствии сверстников.
  • Не пытайтесь заставить ребенка быть храбрым. Может потребоваться некоторое время, прежде чем он научится преодолевать свои страхи. Тем не менее вы можете постараться убедить его постепенно все ближе и ближе сталкиваться с предметами его страхов, но при этом никогда не настаивайте на этом. Если ребенок боится темноты, возьмите его за руку и вместе с ним останьтесь на несколько секунд в темной комнате. Если ребенок боится воды, вместе с ним походите в детском бассейне, когда он будет переходить его вброд, так, чтобы вода достигала уровня его коленей. Хвалите его за каждый даже самый незначительный успех, и ему будет проще делать следующий шаг. Фокусируйте внимание на том, с чем ребенку уже удалось справиться, а не на самом источнике страха.

Top