Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования. Коллекционирование Влияние коллекционирования на познавательную активность

С помощью коллекционирования возможно наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциямиКоллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. Первобытный охотник собирал медвежьи или волчьи клыки, перья, позже люди стали собирать монеты, марки, книги, открытки, живопись. Если вспомнить свое детство, то мы собирали марки, открытки, календари с актерами кино, фантики от конфет, значки и т.д.

Современные дети тоже собирают коллекции. В детский сад ребята редко приходят с пустыми руками. Что только не хранится у них в «закромах». Они собирают то фигурки из киндер-сюрпризов, то вкладыши от жевательных резинок, а то и вовсе что-то невообразимое. Но, бесспорно, собирать им нравится. Почти у каждой озорной девчонки или шустрого мальчишки отыщется сумочка или коробочка с ненужным, на наш взгляд, хламом: листиками, пуговицами, камешками, стеклышками, колесиками, крышечками, фантиками. Для ребенка – это самое настоящее богатство, бесценное сокровище. Но, если малыш пока еще сам не может собирать что-то серьезно и систематически, имеет смысл ему в этом помочь. Если взрослые поддерживают интересы ребенка, если направляют его познавательскую деятельность, то формируется ценнейшие черты личности – любознательность, пытливость, наблюдательность. Если мама, папа и окружающие его взрослые поддержат детский интерес, бессистемное собирательство может перерасти в увлекательное и полезное увлечение – коллекционирование. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития познавательных способностей дошкольников.

Цельдетского коллекционирования: развитие познавательной активности (интерес и деятельность) детей дошкольного возраста путем создания коллекций.

Задачи:

Формировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;

Формировать умение классифицировать, группировать, обобщать;

Способствовать проявлению избирательных интересов;

Развивать познавательный интерес и потребности, любознательность;

Расширять кругозор воспитанников;

Прививать навыки культуры и оформления коллекции и сбора материала;

Формировать бережное отношение к хранению коллекций;

Обогащать и активизировать словарь детей;

Активизировать участие родителей в образовательном процессе.

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением дошкольника. В этом возрасте преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью. Визуальность коллекции проявляется в обязательной наглядности. Собираемый материал представляется реальными, осязаемыми объектами. Это могут быть картинки, рисунки, фотографии, открытки, вырезки из журналов, предметы (игрушки), книги и журналы. Особое место занимают экспонаты коллекций, сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми) – детские рисунки, коллажи, книжки, поделки из разного материала и выполненные в различной технике.

Манипулятивностьпроявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Дети с большим удовольствием проявляют желание что-то делать с материалом коллекции. Создав макеты улиц, собранные машинки ездят по дорогам. Играя фигурками из киндер – сюрпризов, дети сами создают сюжет. Проявляя познавательный интерес к камням, ракушкам, ребята их обследуют. Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в необычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту – птичье перышко, улетающий осенний листок.

Задачавзрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима.

Во-первых:Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях заложена природой тяга к собирательству, а еще точнее, к поиску. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся представления.

Во-вторых: В процессе коллекционирования развиваются внимание, память, мышление, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать. Коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность, развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству.

В-третьих:Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Актуальна это, когда в группе есть дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные и застенчивые.

В четвертых:Коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Главное в коллекционировании - систематизация и расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции.

Выделяют следующие группы коллекций:

Коллективные (групповые )– это коллекции, собранные в группе с помощью воспитателей, детей и родителей. Инициатором групповых коллекций выступает педагог. Тематика коллективных коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми и интеграции различных образовательных областей. Коллективное коллекционирование осуществляется в рамках подготовки к праздникам.

Домашние - это коллекции собранные дома или с помощью родителей. Хранятся они дома и дети приносят их в детский сад для временной выставки. Достоинство домашних - демонстрация семейных традиций, объединение поколений.

Индивидуальные – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. Педагоги, а особенно родители должны очень корректно обращаться с ней (нельзя использовать, а тем более брать что-то из коллекции без согласия ребенка). Очень важно дать ребенку самому «управлять» своей коллекцией, искать экспонаты, расставлять их, делать отбор на выставку. Ухаживать за ней должен тоже он сам. Индивидуальные коллекции определяются разными мотивами, поэтому можно условно выделить несколько видов коллекций:эмоциональные, познавательные, социальные.

Эмоциональные коллекции – наиболее распространённые в жизни дошкольника, отмечаются активным началом и быстрым угасанием интереса к коллекции. Главное – эффективно использовать эмоциональную коллекцию, закрепив в сознании и душе ребенка состояние радости, удовлетворения от процесса познания. Во время действия коллекции рассматривать собранный материал и проводить беседы по нему. Разумно пополнять коллекцию, использовать материал в 10 продуктивном плане (сделать коллаж, панно, составить из наглядного материала разные классификации).

Познавательныеколлекции отражают устойчивые познавательные интересы конкретных детей. Поэтому данные коллекции стабильны по тематике, связано это с углублением, расширением конкретной темы. («Камни», «Удивительный мир ракушек»).

Социальныеколлекции – форма проявления социальных потребностей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него проявляются симпатии к определённым сверстникам, желание общаться именно с ними, стремление завоевать их признание, уважение и дружбу. Совпадение интересов влечет за собой совместные обсуждения и разговоры, игры, обмен экспонатами. При этом происходит взаимообогащение как социальной, так и познавательной сферы детей, что очень важно.

Временные - это коллекции, собранные на определенные темы, на короткое время. К временным коллекциям можно отнести сезонные коллекции на темы: «Золотая осень», «Подарки Снежной Королевы», что помогает детям лучше запомнить признаки времен года. Особую ценность имеют коллекции декоративно- прикладного искусства.

Длительные – это коллекции природного материала, бумаги, тканей, фантиков, открыток, фотографий и т.д., экспонаты которых можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, это очень привлекает детей. Особый интерес представляют коллекции лингвистической направленности: «Вежливые слова», «Осенние слова» (зимние, весенние, летние), «Сладкие слова», «Фразеологические обороты». Педагог слова осени фиксирует на желтых кленовых листьях; слова зимы – на снежинках, снеговиках; на зеленых березовых листьях – весенние слова; на цветочках и бабочках – летние слова. «Вежливые слова» и «Фразеологические обороты» иллюстрируются сюжетными картинками. Благодаря коллекционированию, дети знакомятся с индивидуальными коллекциями взрослых (педагогов и родителей). Ребенок имеет возможность познакомиться с культурой собирания, правильном хранении экспонатов, научиться бережному отношению к ним

Одним из интересных и развивающих видов детской деятельности является коллекционирование , то есть собирание предметов по определенной тематике. В детском саду это могут быть картинки, фотографии, открытки, игрушки, ключи, ракушки, пуговицы и многие другие предметы.

Посредством коллекционирования можно решать задачи развития, обучения и воспитания дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО. Например:
1. Социально-коммуникативное развитие:
— развитие инициативности, самостоятельности, любознательности, ответственности, доброжелательности;
— формирование представлений о предметах окружающего мира.
2. Речевое развитие:
— развитие общения;
— обогащение и активизация словарного запаса на основе углубления представлений об окружающей действительности;
— создание в окружении ребенка культурной речевой среды и способствование активизации детской речи.
3. Художественно-эстетическое развитие:
— формирование ручной умелости;
— развитие художественного творчества.
4. Физическое развитие:
— развитие мелкой моторики рук.

Но основные задачи решаются в образовательной области «Познавательное развитие»:
— формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать;
— активизация познавательных процессов — восприятия, мышления, воображения, памяти;
— обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
— развитие поисковой и исследовательской деятельности;
— развитие познавательного интереса и познавательных действий.

Коллекции бывают нескольких видов:
1. Коллективные — участвуют педагог и дети или педагог, дети и родители.
2. Индивидуальные — ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.
3. Домашние — это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.

Процесс коллекционирования происходит поэтапно :

I этап – это накопление знаний у дошкольников о предмете коллекционирования. На этом этапе можно провести беседы, наблюдения, рассматривание самих предметов и иллюстраций в книгах, альбомах или энциклопедиях.

II этап — получаемая информация систематизируется, активизируются имеющиеся представления о предмете, формируются знания. Собирается материал к коллекции. Предметы включаются в проведение непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность дошкольников, в различные проблемные, игровые и обучающие ситуации.

III этап – организуются выставки, презентации, творческие работы. Разрабатываются коллекционные альбомы и книги.

В качестве практического примера я советую ознакомиться с опытом работы воспитателя Кирса Лидии Павловны .

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Модернизация в дошкольном образовании даёт свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Среди эффективных форм активного обучения следует назвать коллекционирование.

Коллекционирование (от лат. collectio - собирание, сбор) - деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Коллекционирование предполагает выявление, сбор, изучение, систематизацию материалов, чем оно принципиально отличается от простого собирательства.

В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается чистое «собирательство», где хорошо просматривается половая принадлежность (мальчики собирают детальки, пружинки, машинки; девочки- заколки, тряпочки пузырьки). В средней дошкольном возрасте объекты собирательства становятся более концентрированными вокруг интересующей ребенка темы, что связано с появлением первых проявлений индивидуальных познавательных предпочтений детей. В старшем дошкольном возрасте с развитием индивидуальных познавательных интересов детское собирание начинает приобретать вид коллекционирования, т. е. выявление, сбор, изучение и систематизацию, любование, рассматривание, демонстрацию заинтересованным лицам отдельных экспонатов.

Детское коллекционирование имеет свои особенности, связанные с мышлением ребёнка – дошкольника. Так как в дошкольном возрасте преобладающие позиции занимают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в связи с этим детские коллекции характеризуются визуальностью и манипулятивностью. Визуальность коллекции проявляется в ее обязательной наглядности. Это могут быть картинки, рисунки, открытки, фотографии, игрушки, книги, журналы. А также экспонаты коллекции сделанные своими руками (самостоятельно или в совместной деятельности со взрослыми)

Манипулятивность коллекции проявляется в желании ребенка действовать с собранным материалом. Например, с фигурками из киндер-сюрпризов ребенок начинает играть, собранные машинки начинают ездить по дорогам, из камней появляется сказочная гора и т д

Детские коллекции обычно представлены двумя основными формами: индивидуальными и коллективными с видовым разнообразием.

Индивидуальные делятся:

1.Эмоциональные коллекции – наиболее распространенное явление в жизни дошкольника. Данные коллекции отличает активное начало и быстрое угасание.

2.Познавательные коллекции отражают устойчивые познавательные предпочтения и интересы конкретных детей. В отличие от эмоциональных коллекций радость открытий и удовлетворение от познания связаны не со сменой содержаний, а с углублением, расширением конкретной темы. Не все дети могут иметь собственные познавательные коллекции.

3.Социальные коллекции - форма проявления социальных потребностей ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте. Это связано с тем, что ребенок стремится расширить свои социальные контакты, у него появляются симпатии определенным сверстникам. Один из путей развернуть сверстника к себе - начать собирать такую же коллекцию как и он.

Совпадение интересов влечет совместные обсуждения, разговоры, игры, обмен экспонатами. В коллективном коллекционировании инициатором обычно выступает педагог. Тематика групповых коллекций отражает программное содержание познавательного развития, подчинена реализации комплексно-тематического планирования работы с детьми интеграции различных образовательных областей.

1.Коллективное коллекционирование может осуществляться в рамках подготовки к праздникам с детьми. Например, при подготовке к празднику «День знаний» создать коллекцию «Школьные принадлежности», а к празднику «День защитника отечества» создать коллекцию военной техники.

2. Коллективное коллекционирование может включать в себя элементы временного объединения экспонатов из индивидуальных коллекций. Например, при создании коллекции «Открытка, марки, средства связи», посвященной Дню российской почты, дети вкладывают в коллективную коллекцию материалы из своих индивидуальных коллекций.

3. Коллективные коллекции могут возникать из уже созданных, но при этом расширяясь и конкретизируясь. Например, коллекция герои сказок Пушкина может быть создана на основе коллекции «Положительные герои книг, фильмов, кинофильмов»

4. Коллективные коллекции в основе которой лежит собирание нематериальных вещей. При этом данный вид коллекции нуждается в зрительных опорах. Например, коллекция «Вежливые слова» иллюстрируются соответствующими сюжетными картинками, «Слова осени» фиксируется педагогом на бумажных желтых листах.

5. Коллективные коллекции «Истории вещей» и «Истории открытий» способствуют усвоению доступных детскому пониманию культурных и научных ценностей и способов познания, развитию элементов поисковой деятельности и понятийного мышления; формируют познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.

6. Смежной линией работы по коллекционированию является знакомство с индивидуальными коллекциями взрослых.

Продемонстрированная коллекция взрослого может вдохновить детей на создание своих коллекций. Особое внимание следует уделять вопросам организации коллекционирования в детском саду. Коллекционирование может осуществляться как самостоятельная форма совместной деятельности воспитателя и детей по определенной теме и входить в структуру других форм работы с детьми (например, в форму проектной деятельности)

Индивидуальные коллекции лучше хранить в специальных индивидуальных емкостях (коробочки, шкатулочки, альбомы) в местах доступных для ребенка. Коллективные коллекции появляются по мере необходимости в соответствии с примерным календарем праздников. В групповом помещении необходимо предусмотреть место, куда убирается коллекция.

Любовь Филина
Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников

Тема: "Коллекционирование как способ развития познавательной активности и инициативы дошкольников"

Основные принципы дошкольного образования (ФГОС ДО, п. 1.4) :

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Инициатива (от лат. initium - начало) - почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности (википедия)

Активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам.

Для поддержки детской инициативы необходимо:

1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;

5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;

8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу,

развивать себя как личность

Игра, продуктивная деятельность, коммуникативная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность (наблюдения, экспериментирование, проектная деятельность, коллекционирование и т. д.) и другие виды деятельности.

Годовая задача 2016-2017 учебный год:

Продолжить работу педагогического коллектива по познавательному развитию дошкольников в условиях индивидуализации образовательного пространства ДОУ и совершенствование содержания образовательного процесса.

Коллекционирование – это деятельность, в основе которой лежит осознанное собирание коллекции, то есть собирание чего-либо (как правило, однородных объектов, имеющего определённую ценность.

Проблема

1. В наше время, к сожалению, наблюдается спад интереса к собиранию коллекций.

2. Взрослые не побуждают детей что-либо коллекционировать, и даже не задаются вопросом, что было бы интересно собирать их ребенку.

3. Приоритетом в семье у детей является компьютер, телевидение, которые не всегда несут позитивную информацию.

Особенность коллекционирования заключается:

В соответствии основным требованиям ФГОС ДО;

В возможности реализовать индивидуально-личностный подход в обучении детей;

В направленности на новые образовательные результаты:

Инициативность, любознательность и самостоятельность детей;

Способность к принятию и реализации собственных решений

Анализ программ

Уже раньше в «Программе обучения и воспитания детей в детском саду» под ред. Васильевой стояла задача развивать интерес к коллекционированию и создавать для этого условия. Приведены примерные тематики коллекций (открытки, марки, мелкие игрушки из киндер-сюрпризов, конфетные фантики, предметы декоративного искусства и т. д.)

В программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса в разделе «Культурно-досуговая деятельность» стоит задача:

Создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов детей (наблюдение, экспериментирование, собирание коллекций и т. д.)

Поддерживать желание дошкольников показывать свои коллекции, рассказывать об их содержании.

Дети дошкольного возраста не способны справиться с коллекционированием самостоятельно. Поэтому детское коллекционирование подразумевает участие в этом процессе и взрослых тоже. Главную роль в этом играют родители и педагоги.

Задача взрослых - не только увлечь ребёнка идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом.

Почему коллекционирование?

1. В детях изначально заложена страсть к собирательству, к поиску;

2. собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно- исследовательской деятельностью, расширяет свой кругозор;

3. развивается избирательность интересов;

4. ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость;

5. показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу;

6. коллекции являются составляющей частью предметно-развивающей среды;

7. коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Преобладающим мышлением детского возраста являются наглядно-действенное и наглядно-образное.

Из этого следует, что детские коллекции должны быть визуальными и поддающимися манипуляциям. Если предметы коллекции нельзя взять в руки, поменять местами и провести с ними иные манипуляции, то такая коллекция перестает быть интересной.

Использование коллекций в разных видах детской деятельности

Познавательная

Развитие познавательных процессов (сравнение, классификация,

систематизация);

ФЭМП– временные представления, счетные операции;

Ознакомление с окружающим миром – расширение и систематизация

представлений детей по темам коллекций

Игровая (игры-викторины, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры)

Коммуникативная (тематические беседы, обсуждения; умение устанавливать контакты со сверстниками, со взрослыми; развитие речи)

Продуктивная (реализация детских проектов; опытно-экспериментальная деятельность,оформление выставок коллекций.)

Трудовая (оформлении коллекции и размещении объектов, ручной труд)

Художественно-эстетическая изготовление различных продуктов детского творчества

(рисунки, аппликация, макеты, конструирование и т. д.)

Чтение научно-познавательной, художественной литературы по теме коллекции.

Этапы работы по коллекционированию

1 этап -Подготовительный

Анкетирование родителей

Накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;

Встречи с интересными людьми;

Посещение музеев, выставок;

Беседы с детьми по выявлению интересов и потребностей

2 этап - Основной

Побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;

Чтение художественно-познавательной литературы, энциклопедий;

Включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми;

Работа по формированию у детей бережного отношения к коллекции

3 этап – заключительный

Организация выставок коллекций; выставок творческих работ детей;

Презентация отдельных экспонатов коллекций или коллекции в целом;

Проведение совместных итоговых мероприятий

Родители – активные участники образовательного процесса:

Совместное посещение выставок, музеев;

Беседы с детьми по интересам;

Помощь детям в поиске познавательного материала по предметам коллекции;

Оказание помощи в создании самой коллекции,

Чтение познавательной и художественной литературы,

Проведение мастер –классов по семейной коллекции в детском саду;

Помощь в оформлении выставки собственного ребёнка или своей собственной и т. д.

Вывод

Коллекционирование – это эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы, развития познавательной активности, который может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников - более эффективным.

Публикации по теме:

Ежедневно, приходя в детский сад, каждый ребенок что-то приносит с собой в группу. Это и куклы, и машины, и книжки, и фигурки из киндер-сюрпризов,.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности докшкольников Дети - природные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Коллекционирование оказывает очень большое влияние на развитие познавательного интереса у старших дошкольников. В этом я убедилась анализируя.

Мини-музей как средство развития познавательной активности дошкольников В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены условия необходимые для развития познавательной.

Уважаемые коллеги! Приветствую Вас на мастер-классе «Коллекционирование как эффективный способ поддержки детской самостоятельности и инициативы.

Особенности развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе ознакомления с народным искусством Активность – предмет исследования различных наук, естественных и общественных. Каждая наука исследует специфические для нее закономерности.

Отчет по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Отчет по самообразованию на тему: «Экспериментальная деятельность, как средство развития познавательной активности дошкольников»..

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности» План работы по самообразованию воспитателя Галиной Ирины Вячеславовны 2016 – 2017 г. г. Тема: «Экспериментирование, как средство развития.

Планирование работы по самообразованию. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности Сроки выполнения Содержание и формы работы Сентябрь Подбор материала

Коллекционирование - деятельность, в основе которой лежит составление коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов, как правило, однородных или объединённых общностью темы. Актуальность работы по коллекционированию с детьми старшего дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску. Достоинство коллекционирования – его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием. Коллекционирование начинается со систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру открытий. Коллекционирование – это долгий творческий процесс, требующий определенного терпения. Он предполагает не только сбор каких-либо предметов, но и изучение их исторического и современного аспекта. Коллекция в какой-то степени является отражением внутреннего мира ребенка. Данный вид деятельности помогает решать проблему детских стрессов, которые являются следствием дефицита положительных эмоций. Так как в группах все чаще встречаются дети с неровным поведением, двигательно-активные, тревожные, малообщительные, застенчивые, то многие проблемы установления взаимоотношений с такими детьми можно решить, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого. Создание совместных детско-взрослых коллекций способствует сплочению детского коллектива, а также родителей и детей. В процессе коллекционирования сначала происходит накопление знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Во время деятельности развиваются способности ребенка, являющиеся ступеньками к творчеству, познавательные психические процессы (внимание, память, гибкость и нестандартность мышления). Также формируются умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное. Ребенок овладевает умением поиска аналогов, комбинирования, реконструирования, ассимилирования (уподобление, слияние). В процессе коллекционирования развивается речь детей, их речевая культура, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в общении со взрослыми и сверстниками, обогащается словарный запас. Коллекционирование влияет также на развитие математических способностей дошкольников. Во-первых, развивается самостоятельность и инициативность в поиске вариативных способов сравнения, упорядочения, классификации ряда объектов. Во-вторых, у детей формируется умение находить связи и зависимости между объектами, в том числе и скрытые от непосредственного восприятия (по свойствам и отношениям: часть и целое, соответствие и подобие, порядок расположения и следования). В-третьих, развивается навык обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа действий (изменить, проверить путём подбора аналогичных объектов, используя при этом соответствующую терминологию: увеличить, уменьшить, разделить на части, соединить, изменить форму, расположение и т.д.). В социально-личностном развитии у детей формируются основы культуры общения, знания об окружающей действительности и жизни в социуме через решение игровых задач с предметами коллекции. Коллекционирование помогает обогащать эстетические чувства и впечатления детей, развивать интерес к искусству, музыке, истории родной страны. Также дети знакомятся с традициями семей своих сверстников и способами использования предметов коллекции (например, ложка – это музыкальный инструмент, сувенир, столовый прибор, элемент декора и т.д.). В нашей группе самая большая коллекция – это коллекция ложек. Она представлена на мобильном трехсекционном стенде, который может использоваться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Коллекция является украшением нашей группы, а также используется в самостоятельной деятельности детей и в организованной образовательной деятельности. Таким образом, можно утверждать, что коллекционирование, как современное средство развития познавательного интереса у дошкольников, имеет огромные возможности для формирования интеллектуальной культуры и развития самостоятельности дошкольников.


Top