Как избавиться от синдрома отличника взрослому человеку: простые советы. Синдром отличника: что это и как с ним бороться

Успешный ученик, отличник, «всем ребятам пример» - завидная роль, но тяжелая ноша. Простившись со школой, бывшие отличники далеко не всегда способны сделать успешную карьеру и построить личное счастье. Психологи уверены, что дело здесь в некоторых важных компонентах успеха, которые не измеряются оценками в дневнике.

Если вы видели хоть один голливудский фильм про жизнь студентов колледжа, то вам, несомненно, знаком этот типаж: красавец, отличник, капитан футбольной сборной, председатель дискуссионного клуба и король выпускного бала. А потом... потом камера отъезжает в сторону, и мы полтора часа следим за душевными метаниями школьного аутсайдера, а лучший из лучших так и остается второстепенным персонажем, который нужен режиссеру, только чтобы оттенять проблемы главного героя.

Отличник, как правило, не вызывает у нас ни тревоги, ни сочувствия - он просто молодец, и у него все хорошо. Мало кто вспоминает, что у успеха тоже есть своя цена, и иногда она оказывается непомерно велика. Что же такое пресловутый «синдром отличника» и как распознать его у успешного ребенка?

Отметки в обмен на любовь

Первые простые и внятные подтверждения успешности дает ребенку система школьных оценок: «Учись на пятерки и тебя похвалят». «Синдром отличника проявляется у успешных детей обычно уже в младших классах, - уверена психолог Анна Петровская, специалист по детско-родительским взаимоотношениям. - Причем, поскольку девочки в этом возрасте зачастую более аккуратны и усидчивы, они и преуспевают чаще, так что справедливо говорить о синдроме отличницы, а не отличника».

На первых порах заработать похвалу и одобрение способному и усидчивому ребенку оказывается совсем несложно. Но со временем задача усложняется. Прописи пройдены, а творческие задания уже невозможно выполнять по шаблону. Однако отличницы в глубине души уверены: не получишь пятерку - никто не будет тебя любить и уважать.

«Парадоксально, но недостаточная уверенность в себе - характерная проблема многих успешных детей и подростков, - подтверждает Анна Петровская. - Учеба выступает здесь как своеобразный компенсационный механизм, способ привлечь к себе внимание, заработать хорошее отношение окружающих. И совсем не обязательно, что учеба как таковая приносит ребенку удовольствие».

Детская установка «сделай на отлично и получи одобрение», как это ни странно, во взрослой жизни может иметь катастрофические последствия. В частности, при построении личных отношений. Пытаясь следовать стереотипу хорошей жены (вкусный обед, чистота в квартире, выглаженные рубашки) или мужа (высокий заработок, помощь по дому, воскресные прогулки с детьми), бывшие отличники и отличницы ждут эмоционального отклика - нежности, восхищения. И если партнер не готов на эмоциональную оценку или принимает все как должное, то возникает почва для конфликта. Особенно когда «трудовые подвиги» ради соответствия неким стереотипам, так же как и «гранит науки» в школьные годы, не приносят им самим никакого удовольствия.

Ребенок, которому в семье не дали понять и почувствовать, что его любят не за пятерки и победы на олимпиадах, что родительская любовь безусловна неизбежно сталкивается с проблемой заниженной самооценки. Во взрослой жизни отличникам бывает очень сложно осознать, что их выбрали и полюбили не за соответствие стереотипу «идеального супруга», а за их личные неповторимые достоинства, которых они зачастую не признают и не ценят.

Проблема: заниженная самооценка.

Что делать: постарайтесь сместить акцент с отметок на сам процесс учебы. Спрашивайте не о том, какие оценки сегодня он получил, а что нового узнал, что его удивило или порадовало.

Совет психолога: «Обсуждая очередную пятерку, хвалите ребенка не за саму отметку, - советует Анна Петровская, - а за трудолюбие, усердие, прилежание. Покажите, что вы гордитесь им самим и его работой, а не тем, как оценивают его окружающие».

Правило черной королевы

«Приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!» - сообщила Алисе в Зазеркалье Черная Королева. Как ни удивительно, но отличникам похвалы достаются гораздо реже, чем менее удачливым сверстникам. Ведь их успехи воспринимаются как должное, зато редкие провалы становятся центром всеобщего внимания, в то время как с завзятыми троечниками все обстоит как раз наоборот. Паническая боязнь ошибиться, стремление во что бы то ни стало быть лучшим во всем может довести до настоящего невроза.

«Можно выделить два принципиальных момента, которые подводят очень способных ребят, - рассказывает Александр Овсянников, специалист центра по работе с одаренными детьми. - Это неспособность выделить приоритеты и неумение проигрывать. Ребенок (с помощью родителей) должен выделить что-то основное, наиболее важное и перспективное и сосредоточить на этом направлении свои усилия. Разумеется, увлечения подростка могут со временем меняться, но их не должно быть бесконечно много! Однако на практике, стремясь завоевать внимание и одобрение родителей, он покоряет все новые и новые вершины, добиваясь зачастую обратного результата - интерес к его успехам падает».

Во взрослой жизни этот аспект «синдрома отличника» становится настоящим стрессовым фактором, особенно для женщин. Не умея выделять главное, жена и мама может довести себя до изнурения, пытаясь содержать дом в безупречном порядке и одновременно выстроить карьеру. Ведь отказ от любой мелочи, будь то воскресная выпечка собственного изготовления или подготовка дополнительных слайдов для презентации, воспринимается как настоящее поражение - все должно быть сделано идеально! Сперва для этого жертвуют отдыхом, затем сном, затем общением с близкими.

Проблема: неумение выделить приоритеты.

На что обратить внимание: ваш ребенок взял приз на певческом конкурсе, выиграл олимпиаду по математике, стал чемпионом по плаванию, а теперь еще и сообщил, что записался на курсы японского языка? Если он коллекционирует награды и медали во всем подряд - подумайте, может, это послание «я хороший», предназначенное для вас?

Что делать: говорите с ребенком о перспективах, связанных с его увлечениями, постарайтесь помочь ему выбрать наиболее значимые из них.

Совет психолога: «Идеально, если вы разделите интересы с сыном или дочерью, разумеется, на доступном для вас уровне, - советует психолог Анна Петровская. - Если он увлекается спортом - ходите с ним на соревнования, где принимают участие его кумиры, если рисует - на выставки, музицирует - на концерты».

Наука проигрывать

Зачастую отличник так боится ошибиться, дать неверный ответ, проиграть, что это превращается в настоящую фобию. Стремясь обезопасить себя от провала, ребенок, с одной стороны, тратит невероятные усилия на то, чтобы выучить задание, с другой - боится отойти от заданного учителем шаблона. Но в старших классах (или на университетской скамье) он действительно может оказаться в худшем из своих кошмаров - быть поверженным бывшим троечником, который берется за ум и начинает буквально фонтанировать блистательными идеями и оригинальными решениями нестандартных задач. Вспомните свое детство - если в первом классе в отличницах ходили исключительно девочки, то на выпускном вечере зачастую оказывалось, что гордостью класса и победителями всевозможных олимпиад стали их одноклассники-мальчики.

«Поражение - не менее важный обучающий фактор, чем победа, - уверен педагог Александр Овсянников. - Оно стимулирует развитие, заставляет искать новые пути, рисковать. Это лучший из всех возможных уроков - оно позволяет узнать и свои слабые стороны, и сильные стороны соперника. Тот, кто боится проиграть - фактически уже проиграл». Страх выйти за рамки, принять нестандартное решение зачастую мешает при построении карьеры. Существует распространенное мнение, что собственный бизнес открывают троечники, не боящиеся рисковать, а бывшие отличники нанимаются к ним на работу. Это, конечно, несколько утрированно, как и всякое обобщение, однако в известной мере иллюстрирует реальную проблему.

Проблема: неумение проигрывать.

На что обратить внимание: если ребенок перед состязанием или экзаменом по хорошо знакомому предмету излишне нервничает, не может спать, доводит себя зубрежкой несправедливых судей и нечестных соперников - возможно, он просто не умеет проигрывать.

Что делать: помните, что любой экзамен - это стресс, хвалите и поддерживайте ребенка вне зависимости от того, насколько успешно он выдержал испытание. Не акцентируйте внимание на поражении, смотрите в будущее: когда эмоции улягутся, обязательно обсудите с ребенком, что нужно сделать в следующий раз, чтобы сдать экзамен.

Совет психолога: «Малышу полезны всевозможные игры с элементом случайности: с подбрасыванием кубика и подсчетом очков, лото, детское домино, - советует психолог Анна Петровская, - выигрывать и проигрывать нужно учиться с детства».

Если друг оказался вдруг...

Если ребенок не только хорошо учится, но и преуспевает в музыке, спорте или участвует в театральных постановках, то он обычно довольно популярен среди сверстников. Однако многих привлекает не столько дружба с конкретным человеком, сколько сам статус лидера. Рядом с таким одноклассником более слабый сверстник чувствует себя сильным, успешным и защищенным. Однако у самих лидеров популярность вызывает смешанные чувства.

«Находиться на вершине общественного признания приятно, - поясняет Анна Петровская. - Страх утратить привлекательную позицию и самому оказаться зависимым от чужого расположения бывает очень велик: ребенку кажется, что без своих успехов и побед он будет не интересен и не важен сверстникам. Это порождает ложную социальную установку: вместо того, чтобы искать друзей, с которыми объединяют общие интересы, устанавливать с ними эмоциональную связь, приобретать опыт сотрудничества, он ищет способы укрепить свой авторитет, зафиксировать превосходство».

С другой стороны, сам ребенок зачастую осознает ущербность такой дружбы. Он воспринимает происходящее как потребительское отношение к себе, но не видит выхода из сложившейся ситуации. Подростка с тонкой душевной организацией это может привести к настоящей депрессии.

У взрослых «отличников» часто сохраняется неумение организовать партнерские взаимоотношения. Они нуждаются в начальстве, которое бы хвалило и одобряло их действия (вместо учителей и родителей), они могут мобилизовать подчиненных, используя имеющиеся лидерские навыки, но у них нет опыта эффективной работы в команде.

Проблема: ребенку дискомфортно среди сверстников.

На что обратить внимание: слишком много или слишком мало друзей. Уже в младшем школьном возрасте в детском коллективе формируются стабильные отношения, и если у ребенка каждую неделю появляется новый лучший друг, а на день рождения к нему стремится попасть весь класс - это говорит о том, что он запутался в своих чувствах.

Что делать: поощряйте отношения с теми из приятелей, с кем его связывает совместная деятельность - члены спортивной команды, актеры театральной студии, участники научного кружка. Командная работа, в которой ребенок становится то ведущим, то ведомым, позволит ребенку освоить различные социальные роли и подарит настоящих друзей.

Совет психолога: «Возможности родителей в этом плане не очень велики: нельзя достать для ребенка друга из кармана и во многом приходится полагаться на естественный ход событий, - рассуждает Анна Петровская. - С другой стороны, семья может практически все: если дома ровная, доброжелательная, уважительная атмосфера, если к голосу каждого члена семьи прислушиваются, а мнение учитывается, то у ребенка сформируется правильное представление о семейных и дружеских взаимоотношениях, которое он пронесет через всю жизнь».

Впрочем, в такой семье у ребенка вряд ли возникнет «синдром отличника». Ведь несчастными всеобщих любимцев делает только недостаток нашей безусловной родительской любви. Так что просто любите их еще чуть-чуть больше.

Попытка Билла Гейтса продолжить семейную традицию и стать адвокатом закончилась отчислением из Гарварда за неуспеваемость и прогулы. Хотя в школе Билл вошел в десятку лучших учеников США, набрав на выпускных экзаменах фантастически высокое количество баллов (1590 из 1600), разработал собственный курс основ программирования и даже преподавал его сверстникам в привилегированной частной школе «Лейксайд». Трудно представить, как выглядели бы сегодня наши компьютеры, если бы у Гейтса оказался «синдром отличника» и он бы принялся за изучение юриспруденции с тем же рвением, что и за программирование. Но Гейтс не побоялся отказаться от блестящей карьеры в пользу новаторского бизнеса и, между прочим, был поддержан семьей.

Классические примеры «гениальных троечников» - это Альберт Эйнштейн, который с грехом пополам едва окончил Цюрихское высшее техническое училище, и Томас Эдисон с четырьмя классами образования, которого школьный учитель называл «безмозглым». Два выдающихся гения были не замечены и не оценены во время обучения, потому что категорически не умели «играть по правилам». Эдисон на старости лет часто повторял: «Неужели вы думаете, что я изобрел бы что-нибудь, если бы ходил в школу!»

Текст: Ирина Ильина

Стремиться быть первым во всем, даже в «чужих марафонах» – так сегодня описывают синдром отличника.

Многие думают, что подобный невроз, при котором возникает навязчивое желание получать исключительно одни «пятерки», относится только к детской психологии. Однако взрослые страдают им не меньше. Более того, если у ребенка подкорректировать поведение относительно легко, то в более зрелом возрасте избавиться от синдрома бывает сложно.

Что же это за странное психическое отклонение, корни которого уходят в наше детство? Действительно ли представляет собой угрозу, и какую именно? И есть ли рецепты от этой напасти?

Портрет отличника: тревожные симптомы

Синдром отличника можно разглядеть у ребенка по следующим симптомам:

  1. Нестабильная самооценка. Если похвалить – появляется излишняя самоуверенность, а если покритиковать, то возникает неуверенность при начинании следующего дела.
  2. Стремление заполучить хорошую оценку любым путем. Может появиться наклонность к лживости и скрытности. Он может оболгать товарища, который отвечал хорошо, утаить от родителей плохие отметки и т. д.
  3. Ревнивое отношение к успехам одноклассников. Ребенка радует, когда другие терпят неудачу. Ему кажется, что таким образом он становится ближе к первенству.
  4. Эмоциональная неуравновешенность. Если взрослые забыли похвалить, у ребенка может случиться истерика со слезами. Ему кажется, что никто не хочет оценить по достоинству его старания. Даже когда он просто выполнил свои домашние обязанности, например, вынес мусор или сходил за хлебом.
  5. Неумение преодолевать препятствия. С детьми, болезненно стремящимся к хорошим оценкам, часто происходит феномен, называемый «обратный результат»: школьник вызубривает тему дома, но на контрольной работе получает двойку. Это случается из-за страха ошибиться. Ребенок может бросить писать в самый разгар урока только из-за того, что сделал помарку и думает, что ничего уже не исправить.

У взрослых симптомы проявляются в том, что человек во всем стремиться быть идеальным. Например, синдром отличницы у женщины заставляет ее иметь безукоризненный внешний вид, делать блестящую карьеру, быть супермамой и «правильной» женой.

Почему с этим нужно бороться?

Помните знаменитое описание образцовой девушки – «комсомолка, студентка, спортсменка и, наконец, просто красавица»? Казалось бы, что плохого в том, что человек старается во всем достичь успеха. Ничего. Если это стремление имеет определенные рамки. Если это – не самоцель и не зависимость от мнения общества.

Синдром отличницы у женщины опасен эмоциональным истощением. Малейшее несоответствие образу приводит к сильным душевным страданиям и нервным срывам. Даже такие мелочи, как порвавшиеся колготки или недовольный взгляд начальника, может испортить настроение на целый день.

Для женщин синдром опасен еще и тем, что она рискует остаться одинокой. Девушка, стремящаяся к идеалу, будет искать его и в будущем женихе. Она изведет придирками каждого, кто будет претендовать на это почетное место.

Ужасен и начальник, имеющий синдром отличника. Такой человек изматывает работой и себя, и своих подчиненных, не умеет строить партнерские отношения. Хотя такие люди, несмотря на свою сверхурочную работу, редко делают успехи в карьере. Привычка опускать руки перед серьезными препятствиями, не позволяет доводить до конца вверенный проект.

Склонность к синдрому проявляется еще в детстве. Если вовремя не избавиться от невроза, жажда хороших оценок оборачивается серьезными проблемами в будущем:

  • неумением получать удовольствие от самого процесса работы, так как все мысли заняты результатами;
  • появляется привычка «зазубривать», а не включать творческое мышление;
  • зацикливание на мелочах и неспособность мыслить абстрактно;
  • желание устранить всех соперников, даже нечестными путями;
  • отсутствие друзей из-за сложного характера;
  • эмоциональная нестабильность.

Парадокс синдрома в том, что человек терпит поражения именно из-за слишком сильного желания победить. Он очень болезненно воспринимает малейшие ошибки, опускает руки и погружается в депрессию.

Чтобы помочь самому себе или своему ребенку, для начала необходимо понять причины невроза. У детей синдром отличника чаще всего возникает из-за недостатка внимания или любви со стороны родителей. Хорошими оценками ребенок подсознательно пытается заслужить лишнюю похвалу.

Видя болезненную реакцию школьника на его оценки, старайтесь проявлять свою любовь открыто:

  • как можно чаще обнимайте ребенка просто так, а не за что-то;
  • улыбайтесь ему и успокаивающе гладьте по волосам, когда он что-то взволновано вам рассказывает;
  • говорите вслух слова любви и поддержки;
  • ненавязчиво напоминайте, что вы любите его уже потому, что он есть у вас на этом свете;
  • проводите вместе свободное время, не отталкивайте, ссылаясь на занятость, если ему нужна ваша помощь и совет.

Если замечаете, что школьник проводит за уроками слишком много времени, предлагайте ему пойти погулять, пригласить друзей в гости. Ребенка нужно отвлекать от постоянных мыслей об учебе:

  • запишите его на спортивные или творческие кружки;
  • выезжайте всей семьей на пикники;
  • поиграйте с ним в настольные игры.

Очень важно напоминать и себе и ребенку, что время, проведенное в кругу семьи, замечательно уже само по себе. Даже если вы просто смотрите фильм по телевизору или лежите в траве, разглядывая облака. Учите ребенка проявлять интерес к окружающему миру и любить то, что у него уже есть.

Взрослым, которые заметили в себе синдром отличницы (или отличника), психологи рекомендуют время от времени специально нарушать привычки или устойчивый уклад жизни, чтобы избавиться от страха перед неудачами. Например:

  1. Опоздайте на работу и признайтесь начальнику, что проспали. Позвольте себе (а заодно и окружающим) напомнить о том, что вы – живой человек, а не механическая машина, не имеющая права ошибаться.
  2. Запишитесь на курсы или в спортивную секцию, куда раньше вряд ли захотели бы пойти, считая это занятие пустой тратой времени. Например, ораторское мастерство или скалолазание. Посмотрите, как много ошибок допускают люди, пытаясь красиво говорить или карабкаясь по отвесной стене. И ведь они не плачут! Наоборот, относятся с юмором, подтрунивают друг над другом и просто весело проводят время.
  3. Проведите эксперимент с одеждой. Если привыкли всегда носить костюм и галстук, наденьте старые потертые джинсы и помятую кофту навыпуск. Погуляйте по городу и убедитесь, что никто не оборачивается вам вслед и не показывает пальцем. Так ходит много людей вокруг. Они вполне комфортно себя чувствуют и не задумываются о впечатлении, которое производят. Позвольте же и себе иногда расслабиться и ощутить внутреннюю свободу.

Не забывайте хвалить сами себя за любые, даже самые маленькие победы, и прощать себе любые, даже самые большие на ваш взгляд ошибки.

Все родители хотят, чтобы их дети были лучше всех. Для этого они записывают ребенка на множество курсов, заставляют посещать кружки и отдают в специальные школы с большой нагрузкой. Взрослого человека совершенно не волнует, что ребенок не хочет заниматься этим видом спорта или не тянет гимназию с 3 иностранными языками. Он заставляет ребенка во всем быть лучшим и ставит перед ним сложные, а иногда просто недостижимые цели.

Комплекс отличника закладывается в детстве

Общая информация

Обязанность всегда побеждать и требование постоянно держать планку и поднимать ее все выше создают синдром отличника у ребенка. Он обязует человека всегда быть победителем и достигать наивысших высот. Чаще синдромом отличницы страдают девушки и женщины.

Такой невроз может наблюдаться не только в детстве, это заболевание часто переходит во взрослую жизнь и остается со своим обладателем до смерти. Такое случается при отсутствии лечения. Если пациент начнет бороться с проблемой, то в большинстве случаев он ее победит. Однако комплекс отличника у взрослых может также являться разновидностью перфекционизма, вылечить который намного сложнее.

Симптомы

У детей такой синдром имеет следующие признаки:

  • желание получать отличные оценки любым путем – ребенок может подставить друга из-за конкуренции или не сказать про плохую оценку;
  • неуравновешенность – случаются истерики при отсутствии похвалы взрослого, даже при исполнении чадом простых обязанностей по дому;
  • страх ошибиться – когда ребенок боится, что он может сделать что-то неверно и ничего уже невозможно будет исправить;
  • самооценка, которая зависит от критики или похвалы других;
  • плохое отношение ребенка к одноклассникам, которые достигают успеха: маленький человек просто не может радоваться удачам и достижениям других людей;
  • отсутствие ответственности за свои поступки и слова.

Причины появления

Синдром отличника у ребенка может возникнуть из-за нескольких причин:

  • завышенные требования родителей к малышу;
  • попытки со стороны ребенка заслужить внимание и похвалу через отличные результаты в учебе;
  • комплекс неполноценности;
  • неспособность расставлять приоритеты;
  • страх наказания;
  • врожденное чувство перфекционизма;
  • попытки улучшить свою низкую самооценку.

Синдром отличника у взрослых возникает по тем же причинам и сильно напоминает перфекционизм. Он помогает добиваться потрясающих результатов, но также он может сильно ухудшать качество жизни. Человек сам должен определиться, мешает ему этот комплекс или нет.

Последствия

Если не вылечить этот синдром, то взрослого человека будут преследовать некоторые проблемы.

  1. Человек привыкнет всегда зубрить и не сможет нормально размышлять и мыслить творчески.
  2. Эмоциональное состояние хрупкое: такие люди отталкивают других людей своими частыми переменами настроения и вспыльчивым характером. Наблюдается у женщин, подверженных комплексу отличницы.
  3. Такая личность не может получать удовольствие от любого процесса, она нацелена только на результат.
  4. Из-за сложного характера имеют мало друзей.
  5. Постоянная зацикленность на мелочах.
  6. Готовность любыми способами избавиться от своих соперников.
  7. Отсутствие абстрактного мышления.
  8. Подверженность частым депрессиям из-за неудавшегося выполнения очередной задачи.

Как не превратить ребенка в невротика

Проявления у женщин

Синдром отличницы у взрослых женщин проявляется так же, как и у мужчин, но имеет более серьезные последствия в эмоциональном плане: на основе комплекса отличницы может возникнуть эмоциональное истощение.

Из-за того, что слабый пол более нестабилен в психологическом смысле, каждая неудача или несоответствие планам может вызвать депрессию, нервный срыв или сильные страдания. Комплекс отличницы в этом случае отличается от комплекса отличника.

Еще одной особенностью синдрома у женщины является стремление к соответствию идеалу. В отличие от взрослого мужчины, страдающего этой же проблемой, девушка должна не только сама соответствовать безупречному образу, но и ее избранник тоже обязан быть на высоте. Такая придирчивость может помешать счастливой семейной жизни. Часто синдром отличницы оставляет девушку без спутника жизни.

На вопрос, как избавиться от синдрома отличницы, есть простой ответ: нужно использовать те же способы лечения, что и при избавлении от синдрома отличника.

Синдром отличницы грозит девушке одиночеством

Сложности

Кроме неприятных последствий синдрома отличницы, существуют определенные сложности, которые будут испытывать заболевшие этим недугом.

  1. Во взрослом уме укоренился страх плохой оценки и он переносится на все ситуации жизни. Такой человек не станет браться за дело до того момента, пока не будет уверен, что сделает все на отлично. Испуг властвует над ним даже спустя много лет, и избавиться от него сложно.
  2. Страх неправильного решения, связанный с синдромом отличника, проявляется в любых ситуациях, где требуется принять самостоятельное решение и нести за него ответственность. В случае неверного выбора и неудовлетворительного результата человек будет думать, что сам во всем виноват, и поэтому не имеет возможности переложить ответственность на чужие плечи.
  3. Вечная зависимость от установленных критериев и четко прописанных действий, которая преследует еще с детского возраста. Удобно жить, когда есть инструкция к любому делу, и там написано, как добиться отличного результата. В результате такие личности не умеют самостоятельно решать что-либо и становятся узниками прописанных планов.

Такой человек не имеет возможности объективно поставить оценку себе и своим действиям. Он просто не понимает, как можно оценивать себя. Психология объясняет зависимость от чужого мнения этим. Кроме того, у человека в голове постоянно обитает внутренний родитель, который оценивает и критикует все его действия. Это явная сложность, которой страдает человек при синдроме отличника.

Отличие комплекса от перфекционизма

Как было сказано выше, этот синдром является определенной разновидностью перфекционизма. Но в чем же все-таки разница? Перфекционизм – это психологическое расстройство человека, при котором кажется, что идеал достижим. В отличие от синдрома отличника, такие люди требовательны к себе и другим, они стараются все исполнить идеально, и когда это не выходит, они безумно страдают. Сама личность прекрасно осознает, что идеала не существует, а всем людям свойственно ошибаться, но внутренний голос твердит, что необходимо сделать все безупречно, и так обязательно будет.

Главным отличием считают то, что перфекционист стремится все сделать идеально и требует этого от других. Комплекс отличника зиждется на признании и результате:

  • отличной оценке;
  • привлечении внимания;
  • похвале родственников и т. д.

Можно сделать вывод, что перфекционистам важна сама работа и ее качество, а людям с синдромом отличника – результат и его принятие в обществе. Еще одним не менее важным отличием является то, что комплекс заставляет человека любое задание воспринимать, как соревнование, для победы в котором любые средства хороши. Такие люди часто терпеть не могут своих соперников и радуются их неудачам.

Перфекционисту же наплевать на то, есть у него конкуренты или нет. Главное – это процесс работы, во время которого он спокойно может забыть про существование остального мира и всех людей, окружающих его.

Объединяет эти расстройства то, что они оба или мешают многим вести нормальную жизнь, или помогают, мотивируют на достижения различного рода. У женщин и мужчин эти проблемы развиваются по-разному, но это не значит, что какой-то пол подвержен большему влиянию. Однако некоторые специалисты считают, что представительницы прекрасной половины человечества имеет большую склонность к заболеваниям такого рода.

Определение перфекционизма

Лечение

Если вы заметили у ребенка наличие этого синдрома, ознакомьтесь с нижеизложенными рекомендациями.

  1. Первым делом стоит объяснить малышу, что с оценками он будет сталкиваться всю свою жизнь, и иногда они бывают предвзятыми, а не объективными. Это не тот фактор, который определяет настроение и состояние нескольких дней.
  2. Любите ребенка за то, что он есть, выражайте свою любовь так, чтобы он это понимал и чувствовал. К примеру, можно чаще обнимать его, целовать, говорить приятные слова просто так. Уделяйте ему больше времени, разговаривайте с ним, выслушивайте и оказывайте поддержку советами и действиями. Чаще играйте всей семьей в игры, где победу решает случай, а не упорные тренировки. Так ребенок поймет, что не всегда можно быть на первом месте, и ничего плохого в этом нет.
  3. Выезжайте на пикники, катайтесь на велосипедах, гуляйте в парке всей семьей. Найдите общее хобби и чаще уделяйте все вместе ему время.
  4. Запишите ребенка на кружок по его вкусу. Помогите и поддержите его в этом начинании.
  5. Не ставьте перед своим чадом невыполнимые цели. У детей, по сравнению со взрослыми, возможности ограничены.
  6. Помогите ребенку расставить приоритеты и выбрать наиболее значимые и важные занятия из всех его увлечений.
  7. При синдроме отличника не стоит сравнивать ребенка с другими детьми как в худшую, так и в лучшую сторону.
  8. Развивайте у него чувство юмора и привычку смеяться над своими неудачами, делать соответствующие выводы, а не впадать в депрессию. Объясните, что каждый имеет право на ошибку, и он в том числе. Также следует сказать, что в этом нет ничего страшного и неисправимого. Практически любая оплошность не является смертельной и можно все исправить.

Синдром отличника у взрослого пациента лечится сеансами с психиатром. Однако существует несколько советов, которые предлагают психологи для закрепления результата. Таким людям советуют избавиться от страха неудачи и время от времени специально нарушать распорядок дня, свои правила и стереотипы:

  • стараться не перекладывать ответственность за свои действия на других;
  • смеяться над всеми своими неудачами, но не забывать делать выводы;
  • иногда показывать свои ошибки окружающим людям, тем самым доказывая человеческое происхождение;
  • рискнуть и заняться делом, которое может принести удачу;
  • провести эксперимент с одеждой и внешним видом: в этот день желательно не переживать о производимом вашим образом впечатлении;
  • пересилить себя и попросить помощи у более опытного специалиста в какой-то области работы;
  • запомнить, что невозможно нравиться абсолютно всем;
  • хвалить себя за достижения и слишком не убиваться из-за совершенной ошибки;
  • всегда ставить здоровье на первое место – это касается и физического, и психологического состояний организма;
  • откровенно поговорить с близкими людьми о своих ошибках и попросить их помочь проанализировать поступки и действия.

Смех над ошибками - отличный способ борьбы с комплексом

Заключение

После обнаружения у себя или своих близких этого комплекса и изучения проблемы с помощью интернета или научной литературы, человек задается вопросом, как избавиться от синдрома отличника.

Единственно правильным решением проблемы для взрослого человека будет консультация со специалистом, этот синдром непрост и требует неординарного подхода к лечению.

У нас тоже было такое. Ребенок от этого ужасно чувствует себя, я обращалась к психологу, чтобы справиться с проблемой. Оказалось, что посыл изначальный исходит от семьи, нам это помогло очень. Не может просто так появиться такой вот комплекс. Я рада, что преодолели это, ведь когда ребенок вырастает ситуация может и не измениться, у меня даже подруга есть с таким комплексом. Вижу, как тяжело бывает с этим во взрослой жизни... У нас похожее было. Только касалось это оценок в школе. Когда получил двойку за забытую тетрадь, я сказала Ура, у меня нормальный ребенок!. Теперь не боится получать оценки отличные от пятерок...

Ну так это не боязнь, а разумный подход. Мне самому это не очень важно, но важно мнение тех, кто мне дорог

Сложно, но можно. У меня подруга, очень хороший адвокад-международник, два года ходила к психологу. Но сейчас, как она говорит "результат на лицо". Хуже,когда комплекс отличника у взрослых остается. У меня брату 30 лет,а он все еще в нем...Как взрослым от него избавиться? У нас в первом классе были не оценки, а смайлики. Степень улыбки смайлика зависила от того как ребенок справился. Соревновательного элемента не было. Не помню чтобы дети соревновались. Спасибо за это учителю.

Иногда,чтобы понять проблемы детей, маме стоит оглянуться на свои "проделки" ,возможно развод и новый брак мамы, вынудил/вынуждает ребенка стать лучшим Я писала:

Воспитателей я даже не осуждаю. Жетончики - это те же оценки. Ни педагоги, ни родители просто не знают, как работать по-другому, без стимулирования оценками. Как правило, у педагогов есть лишь единственный способ заставить ребенка жить и учиться по установленным в школе, в садике правилам - ставить отметки. Если честно, то оценочная система -- это способ манипулирования детьми.
Чтобы слишком не травмировать детскую психику, пытались ввести безоценочную систему хотя бы в младших классах (до второго включительно). Но на практике все зависит от учителя и его подачи. У моих детей в первом классе отметки заменяли наклейками. У одной учительницы наклейки дети клеили на плакат с елочкой, с корабликом и т.д. (в разные месяцы по-разному), а в конце месяца подсчитывали: у кого больше наклеек - тому приз. Учительница так много работала и вкладывала в детей, что в целом все дети хотели быть самыми лучшими и любимыми. Да и родители старания учителя очень ценили и души ней не чаяли. Мы делали все, для того, чтобы ей было легче работать. Как правило, мы сами, родители, стараемся выбрать своему ребенку самую лучшую учительницу, такую у которой все учатся, которая умеет всех детей мотивировать, у которой все дети дисциплинированны, к которой все хотят попасть...
Ради того, чтобы быть самой лучшей, моя дочь очень старалась. И учительница ее за это очень любила. Когда мы уходили, она очень расстраивалась, даже слеза навернулась.
Для чего я все это написала? Чтобы показать, что моя дочь такая умница? Нет. Чтобы показать, что именно такие учителя больше всего ценятся родителями. Родители сами приводят своих детей к ним. Дети зацикливаются на формальной стороне учебного процесса - на оценках и несут эту установку дальше в среднюю школу. (К слову сказать, мы, когда поняли в чем проблема, из той школы ушли в другую систему обучения.)
В первом классе не все дети понимают ценность отметок, но, я думаю, после такой школы, как я описала выше все дети начинают ценить отметки. Для чего проводятся конкусры "У кого больше жетонов?". Чтобы заложить в сознание ребенка желание быть лучшим, быть первым, тогда и все лавры для тебя. У нас в классе девочки отличницы не любили помогать другим, ведь тогда они не смогут среди них выделиться. В результате, сильные ученики соревнуются друг с другом, а слабые "забивают" на отметки, пытаются отгородиться от них или принимают свою неуспешность, пытаясь компенсировать это чем-то другим, но это уже в средней школе происходит, в подростковом возрасте, когда взрослые уже не могут их настолько контролировать. Конечно, о воспитании среди отличников командного духа не может идти и речи. Зато троечником в этом смысле больше везет: они сбиваются в группы и живут по законам, которых нахватались по телевизору, в школе, дома.
Но я отвлеклась. Двое моих старших детей, обучаясь по такой оценочной системе, свою неуспешнось, неудовлетворенность приносили домой. Их настроение было тяжело выносить, тем более подрастали младшие и перенимали настрой старших. Поэтому мы перешли в другую школу, где ценным было помогать отстающим, где детей никто не оценивал, а главным стимулом был интерес ребенка. Обучение опиралось на потребности ребенка в общении, в принятии и т.д. - все трудно объяснить, т.к. это целая технология. Но что мне больше всего, как родителю, нравилось - это обучение ребенка работать в команде, видеть соседа с его потребностями, считаться с ним. Старшие дети стали счастливыми приходить из школы, ушли психозы связанные с уроками - атмосфера дома наладилась. Наша руководитель школы объясняла родителям, что слабые дети в классе даже более нужны сильным, чем сильные дети слабым. Поскольку в процессе обучения те дети, кто быстрее понимал, объясняли тем, кто еще не понял, и от этого сами еще лучше начинали понимать материал. Только тогда, когда ты объясняешь что-то другому, начинаешь глубже понимать материал.
P.S.: Обучать по принципу - заинтересовать - очень непросто, ведь нужно встать на место ребенка и посмотреть его глазами. А еще кажется, что надо разбиваться в лепешку перед детьми, как те массовики-затейники, что проводят детские утренники. На самом деле это не так. Просто надо понимать потребности ребенка и их учитывать. Марина007 , вы молодцы, что так помогаете дочери и поддерживаете ее.
Про детский садик ужасно Нашим тоже давали конфетки, кто помог убираться или хорошо спал. Но черные жетончики

Действительно, есть дети, которые вообще не умеют проигрывать. Моя старшая в детсадовском возрасте всегда плакала, когда не получалось выиграть. И только в школе это постепенно прошло.
А младшая сразу не плакала, она видит, как я болею за нее, когда мы вместе играем, и зеркалит, болея за меня. И абсолютно не переживает из-за проигрыша. Особенно, когда от игрока ничего не зависит (ходилка или лото).
Получается, предпосылки к комплексу отличника можно заметить еще до школы и начать сглаживать заранее.
Что интересно, до этой темы я вообще не считала этот комплекс недостатком Сейчас пересмотрела и уже не буду требовать от младшей идеальных тетрадок и круглых пятерок. Хорошо, что мы еще не успели поучиться, а только собираемся в первый класс.

Спасибо всем, кто помог посмотреть на это под другим углом Марина007
Спасибо вам за опыт... У моя дочь тоже остро переживает по поводу неудач... Школа еще впереди...

ах, вот как это работает, бедные дети, как в цирке... возьму на заметку... Всем добрый день!
Вышла на вашу тему через новости высвечивающиеся сверху -- там была статья о "Синдроме отличника", а через статью связь с вашей темой.
Дочитала вашу тему до 6ой страницы. Решила высказаться. Знакома с этим синдромом. Одна из моих дочерей этим долго страдала. Лишь недавно мы справились с этим синдромом до той степени, что окружающие перестали от него страдать, хотя налет остался.
Начала я озабочиваться этим синдромом в первом классе, когда она играла до 9-10ти, затем в 10 вечера, наконец, организовывалась делать уроки и делала их допоздна, хотя уже не было сил. Плакала, в изнеможении выписывала буквочки и обводила их по несколько раз. Я ей говорила: "Ложись спать! Не нужны нам никакие пятерки ценой здоровья!" А она, рыдая: "Мне поставят четверку!" Желание любви учителя и его принятия, ей было очень важно до такой степени, что она как могла, очень старалась во всем. На соревнованиях по бегу заняла первое место, а затем долго болела. Я ее ругала: зачем ты так напрягалась! Никому это не нужно! Кроме всего прочего еще в садике она часто болела, и бронхиты были и аллергия на кошек, затем и на пыльцу одуванчиков. В результате началось постоянное покашливание, по типу нервного и насморк. Покашливание уходило, только если она ходила по два раза в неделю на секцию в бассейн. Как только пропускала, сразу начиналось покашливание. Не знаю, то ли хлорка помогала, то ли физическая нагрузка расслабляла, снимала нервное напряжение. Я думаю, это были симптомы начала астмы.
Мы сменили школу. В новой школе не ставили отметки аж до 4 го класса, т.к. экспериментальная площадка. Покашливание ушло через несколько месяцев полностью. Но расстраивание в случае неуспеха осталось. До 4го класса она часто плакала в школе, чуть только у нее не получалось, хотя она была лучшей ученицей в классе.
Наконец, я начала ее лечить с помощью гомеопатии. Нервная система стала более стабильной, плакать перестала. Затем в пятом классе, в случае неуспеха, она стала спорить с нами, но только агрессивно. Что мы все виноваты в том, что она проигрывает в игру, которую мы всей семьей с удовольствием играем, не ориентируясь на победу. Я продолжала ее лечить. Лекарства подбирались по психологическим симптомам, по предпочтениям в еде, по всему в целом. Она стала более уравновешенной. Перестала за всех в классе переделывать задания при работе в группах. (Раньше, при работе в группах она не доверяла остальным, а сама все делала как надо. Остальные же дети свешивали ручки -- все равно Х все сделает сама.) Научилась наблюдать со стороны за одноклассниками, а не только самой рваться в бой и звездить.
В настоящий момент синдромом отличника мы не страдаем до степени явных проблем, которые выливались бы в нервотрепку и простудные заболевания. Пока еще у нее есть постоянный насморк, который раньше выливался в весеннюю аллергию. Но теперь, по мере укрепления нервной системы, аллергии уже не наблюдается.
Недавно, она вспомнила: "Когда я была в садике. Я просыпалась каждый день с намерением сегодня быть хорошей и чтобы мне дали за это жетончики. (У них там была такая система стимулирования хорошего поведения). Но все равно, что-нибудь происходило плохое и мне давали черный жетончик."

Эту историю я рассказала, чтобы показать, что в случае синдрома отличника у ребенка снижается жизненная сила из-за того, что она все время расходуется неэффективно (на то чтобы доказать всем, что он\она достоен быть принятым). В нашем случае мы не успевали после школы восстанавливать силы, т.к. детей у нас много и уделять много внимания каждому мама (т.е. я) не может. Поэтому психические проблемы выливались в простудные заболевания. Сначала заболевала наша отличница, а затем и все остальные дети. Возможно, в семьях, где по 1-2 ребенка родители успевают в вечернее время как-то компенсировать расстройства ребенка, ребенок успевает в спокойной обстановке дома прийти в себя. У нас же дома, как на перемене в школе. Постоянно нужно со всеми договариваться, у каждого свои намерения, поэтому умение видеть и учитывать интересы других, а точнее, работать в команде, нам очень нужно.

Нет, я боюсь, что придёт кто-то, чьё мнение для меня важно, и увидит, что у меня бардак.
Об этом много рассуждали вот в этой теме:

Странно, кстати, любой дискомфорт сразу рассматривать с точки зрения страха. Вот если вам не очень приятно, что пол вы вовремя не помыли и он грязный, это же не обязательно значит, что вы чего-то при этом боитесь (например, что микробы сейчас позаражают всю семью).


Здесь я с вами согласна. И вот здесь надо работать над этим чувством дискомфорта, чтобы оно потом и не превращалось в страх.


Я не делю легкой рукой. Я просто люблю классифицировать
А если серьезно - не значит, что я всех поделила на 4 типа и все. Все люди разные, просто любая классификация предусматривает нахождение ОБЩИХ черт в разных людях. Чистые типы вообще встречаются редко, часто смешанные. Зато, если ты понимаешь, какие черты присущи человеку, легче разобраться, что он чувствует, и как с ним общаться в тех областях, где подходы у вас совершенно разные.
Неужели вы сами никогда не используете классификации? Например, такие, как "отличник-двоечник" или "рабочий человек - офисный работник". Ведь в этих классификациях тоже есть определенные черты, присущие типу. Как, впрочем, и масса промежуточных вариантов.


Во как! И на учительницу заодно наехали! А может, она просто была хорошим Учителем, каких сейчас днем с огнем найдешь, вот потому и любили (и кстати, тоже есть пример моей собственной учительницы начальных классов пожилого возраста - и ее мы тоже любили всем классом ) Н.В.
Классная формулировка! Напомнило:"Лом, а ты чего не пашешь, не сеешь, не жнешь?"-"А мне все в лом."


Top