Как помочь первокласснику адаптироваться в школе (практические советы). Как помочь первокласснику хорошо учиться

Школа.… Для всех она является важной вехой на жизненном пути. Порой мы с ностальгией вспоминаем свои школьные годы: как впервые сели за парту, свой первый, последний звонок, первые успехи и неудачи...

А теперь мы с трепетом ведем в первый класс своего ребенка. Наряду с чувством радости и гордости нам немного тревожно. И чувства эти вполне оправданы. Ведь первый класс - это значительные перемены в жизни малыша. Он вынужден проститься с привычным для него укладом жизни и порядком вещей и вступить в новый мир, в котором его ждут не только новые и увлекательные открытия, но и трудности.
С началом учебы в школе в жизни детей начинается новый возрастной этап в развитии. Ведущая игровая деятельность теперь меняется на учебную. Ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому коллективу, к новым требованиям: много времени проводить сидя практически без движения, быть внимательным и сосредоточенным, делать, порой, не всегда то, что хочется и т.д. Первые месяцы в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, так как изменяется вся его жизнь: с этого момента все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. А это нелегкое испытание для еще не совсем сформировавшейся психической, физической и эмоциональной сферы ребенка.
С каким настроем начинают новый виток в своей жизни? Как произошла встреча ребенка со школой? Какие у них сложатся отношения? Понравится ли ему учиться? Во многом это все зависит от того как пройдет процесс адаптации первоклассника к школе.

Как же помочь первокласснику в школе?
Первый класс - это новый ритм жизни, новые правила, обстоятельства, новые люди. И, что немаловажно, осознание ребенком себя в новой роли, в роли «ученика». От того, как сложатся его отношения со школой, во многом зависят его дальнейшие успехи на этом поприще.

Но не только для маленького первоклассника начало учебы является новым и важным испытанием. Этот долгожданный рубеж «первый раз в первый класс» является началом нового этапа в жизни всей семьи. И кому, как не нам, родителям помочь малышу преодолеть трудности в начале такого большого пути, как школьная жизнь. Согласитесь, и у нас, взрослых иногда бывают такие моменты в жизни, когда нужна поддержка. И новоиспеченным первоклассникам она необходима.

Давайте задумаемся о нашем отношении к детским успехам и неудачам: можем ли мы вникнуть в школьные проблемы малыша, правильно ли мы их воспринимаем. К сожалению, если случаются неудачи в учебе, мы, родители часто болезненно их воспринимаем, чрезмерно беспокоимся и спешим выразить свое недовольство ребенку.
Таким образом, добавляем своим детям еще одну проблему: в школе - трудности, дома - непонимание.
Если мы хотим, чтобы ребенок учился с удовольствием, был способным учеником и вырос успешным человеком, давайте поможем ему справиться с периодом адаптации к школе.

Как помочь ребенку психологически преодолеть первые трудности в школе без вреда для его здоровья?
Не перегружайте ребенка. Не пытайтесь дать ему все и сразу. Дайте первокласснику возможность побыть ребенком. Лишние кружки и секции, скорей всего приведут к повышенной утомляемости, и как следствие – к снижению работоспособности, раздражительности, проблемам со здоровьем. Если для вас очень важны занятия спортом или музыкой, либо начните водить туда ребенка задолго до начала школьной жизни, либо подождите еще год.
Продлёнка. Всеми способами постарайтесь ее избежать, хотя бы в течение первого полугодия. Не потому, что это плохо. Нет. Она здорово выручает в безвыходных ситуациях. Но в период адаптации первоклассников к школе пребывание в группе продленного дня становится дополнительным фактором физической и эмоциональной перегрузки ребенка.

Режим дня школьника. Не нужно сразу после школы заставлять ребенка писать, читать, и как бы то ни было заниматься. Отправьтесь на прогулку, дышите свежим воздухом, бегайте, прыгайте, отвлекайтесь. Обязательным пунктом в режиме дня первоклассника должен быть дневной сон. А уже потом можно заняться и уроками (хотя по нормативам в первом классе домашних заданий быть не должно). Самым оптимальным временем для выполнения домашних заданий психологи считают время от 17 до 19 часов. Вечером ограничьте активные игры, а также время, проведенное у телевизора и компьютера. Уложите ребенка не позже 9 часов вечера.
Хвалите его. «Грязь» в тетради, невыученный стих, двойка по поведению – все это, не идет ни в какое сравнение с тем, что от вашей строгости и непонимания ребенок навсегда перестанет верить в себя. Именно сейчас у него складывается собственное мнение о себе, как члене коллектива. Поддержите его, выслушайте, возможно, советом помогите наладить отношения со сверстниками.
Не ругайте первоклассника за неудачи. Чем больше вы будете наседать на него, тем более он будет зацикливаться на своих проблемах.
Уделяйте серьезное внимание детским рассказам о школе. Даже если что-то показалось вам не таким уж важным, для вашего ребенка может много значить. Замечая вашу заинтересованность его делами и проблемами, ребенок чувствует вашу поддержку. А вы, тем самым, можете из разговора сделать вывод о том, как проходит процесс адаптации к школе и нужна ли ваша помощь.

Прислушайтесь к ребенку. Обратите внимание на настроение ребенка до школы и после школы, на аппетит, на общее состояние. Если вы заметили, что ваш ребенок утром не хочет идти в школу, стал конфликтным, начал быстро утомляться, плохо есть - это уже первый звоночек о том, что процесс адаптации к школе идет не совсем хорошо. Поговорите с ребенком, спросите, что его тревожит, успокойте и дайте понять, что для вас важны не его успехи, а он сам. Если ситуация затянется, возможно, придется обратиться к школьному психологу.
Психологический комфорт. Постарайтесь сделать так, чтобы все, что касается школы, вызывало у ребенка положительные эмоции. Будь то выбор пенала или утренняя прическа, завтрак или торопливая дорога к школе, оставайтесь доброжелательными и спокойными, любящими и заботливыми. И тогда ваше чадо в скором времени порадует вас своими успехами, которые не заставят себя долго ждать.

И давайте будем помнить о том, что как бы ни было трудно в начале пути, впереди ждет много интересного и увлекательного, ведь школа это целая эпоха, о которой наши дети потом будут вспоминать с приятной грустью. А наша задача – создать для ребенка такие условия, которые не позволят периоду адаптации к школе затмить стремление школьника к новым знаниям.

Как помочь первокласснику учиться.

В семьях, где есть первоклассник, с 1 сентября начинается совершенно новая жизнь, даже если в школу идет второй или третий ребенок. От первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы год этот стал удачным стартом школьной жизни!

Будьте рядом!

Это большая радость и большая ответственность - быть родителями первоклассника. Как помочь маленькому ученику, не выполнять за него необходимую работу, а именно помочь? В первое время ваше внимание особенно важно для ребенка. Постарайтесь провожать его в школу и забирать после уроков, даже если школа рядом с домом. По дороге не загружайте его нравоучениями, лучше понаблюдайте за окружающим миром: порадуйтесь солнышку, посчитайте птичек или прочитайте вывеску на магазине. После уроков внимательно слушайте все, что рассказывают дети: все важно, мелочей нет! Когда появятся оценки, старайтесь избегать вопроса: "Какую оценку получил?" Лучше: "Что нового и интересного узнал?", "Чем запомнился день?". Ни в коем случае не обсуждайте учителей в присутствии детей. Для первоклассников первый учитель - очень авторитетный человек, и ваши негативные оценки не изменят учителя, а навредят собственному ребенку. Важный показатель адаптации первоклассника - настроение, с которым он идет в школу. Если с радостью и желанием - значит, все движется в правильном направлении. Если появилось нежелание, стало звучать: "Не хочу", выясняйте причину и меняйте ситуацию, это тревожный сигнал для родителей и для учителя. Первые две недели у маленьких школьников специалисты называют "физиологической бурей", и во многом от вас зависит, насколько успешно ребенок с ней справится.

Главное - чувство меры!

Всем хочется, чтобы ребенок учился в хорошей школе, имел достаточно знаний. Не секрет, что родители иногда пытаются реализовать свои амбиции через детей. Завышенные требования мешают первокласснику, они лишают его уверенности в себе, тормозят его развитие, плохо сказываются на здоровье. Вам придется самостоятельно "нащупывать" границы возможностей школьника, и эти границы - отнюдь не повод для огорчения, которое стоит показывать ребенку. Не надо настраивать первоклассника лишь на успехи в обучении, не надо пугать страшными последствиями, если что-то не получается. Как и в любой работе (а учеба - это труд), что-то получается лучше, что-то хуже, и, конечно, занижать планку опасно, но и недосягаемую устанавливать неправильно. Если ребенок ослабленный, очень эмоциональный, не торопитесь в этот же учебный год записывать его в дополнительные кружки и секции, лучше отложите на второй класс. Сомнениями поделитесь со школьным психологом, учителем, не спешите сразу принять решение. Соизмеряйте желание "дать ребенку все" с его возможностями и особенностями, помните, что иметь веру в ребенка - значит принять его таким, какой он есть.

Мелочей нет.

Будьте рядом, поддерживайте детей во всем, будьте предельно сдержанными и чуткими.

Продумайте вопрос с одеждой и школьными принадлежностями для ученика. Одежда должна быть удобной, с крупными пуговицами и молниями, ручки - не слишком тонкими и не слишком толстыми, чтобы ребенку удобно было их держать. Не надо в первые школьные дни учить ребенка завязывать шнурки, если он не научился до этого, выбирайте обувь, которую ему легко и удобно менять. Откажитесь от мысли о красивых и модных сумках: идеальный вариант для здоровой спины и удобства - ранец, благо выбор огромный. Купите малышу будильник, обыграйте подарок: "Это твой личный помощник, и он разбудит тебя в нужное время". Когда придется носить учебники, помните, что максимальный вес портфеля вместе с содержимым не должен превышать 1,5 кг. Между рассеянностью и безответственностью большая разница, поэтому приучайте ребенка следить за вещами и порядком во всем и всегда, делая скидку на возраст и характер. Очень полезны для письма занятия, связанные с мелкой моторикой. Пусть дети почаще лепят из глины, пластилина, конструируют, вырезают что-то, даже если похожих заданий в школе нет. Старайтесь показать ребенку пользу полученных знаний: вместе прочитать надпись на пачке печенья или йогурта, посчитать чашки и тарелки на столе.

Как делать домашнее задание

Организация приготовления уроков

  • Строго определенное время занятий. После школы ребенок должен отдохнуть не менее 1,5 часа (пообедать, погулять) и потом приступить к выполнению домашних заданий. Оптимальная работоспособность у многих детей - с 16 до 18 часов.
  • Правильное положение за письменным столом: край стула, на котором сидит ребенок, должен заходить за край стола на 2-4 см, ноги должны свободно стоять на полу, предплечья лежать на крышке стола, спина прямая.
  • Тщательно проветривайте комнату.
  • Позаботьтесь о хорошем освещении (рабочая лампа + люстра в комнате). Расстояние от книги до глаз - 35-40 см. Каждые 20-30 минут необходимо делать перерыв в занятиях. Допустимая продолжительность письма для учащихся в возрасте 7-10 лет - не более 10 минут.
  • Рекомендуемая продолжительность приготовления домашних заданий составляет для учащихся 1-го класса полчаса, в исключительных случаях - час. Оставшееся время можно провести на свежем воздухе. Младшим школьникам рекомендуется гулять не менее 2,5 часа в день.

Мнения специалистов о степени участия родителей в выполнении домашних заданий расходятся. Безусловно, возможны варианты, но выбрать нужный из них вам придется самим. Среднестатистический выглядит так. В первые дни находитесь рядом с ребенком в течение всего процесса выполнения работы. Во-первых, нужно убедиться, что он правильно понял задание и выбрал правильный путь его выполнения. Если не понял, объясните, почему нужно делать так, а не иначе. Через некоторое время можно под предлогом какого-то необходимого дела (заполнить квитанцию, посмотреть отчет) расположиться в той же комнате, но уже доверив ребенку самому выполнить часть работы. Делать это можно только после того, как вы убедились, что ученик знает, что и как делать. Проверьте, похвалите за самостоятельность. Степень этой самостоятельности можно постепенно увеличивать, оставляя ребенка одного в комнате. В случаях систематического непонимания обязательно выясните причину с учителем, иначе процесс совместного выполнения заданий может растянуться на годы и ни к чему хорошему не приведет. Есть мамы, бабушки, которые считают святой обязанностью делать все с ребенком, а то и за него. Это плохо в первую очередь для самого ученика и негативно скажется впоследствии на результатах обучения. Современная учебная программа такова, что участие родителей необходимо, но в разумных пределах.

Памятка

  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения школьника.
  • Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целенаправленность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него что-то может получиться не сразу, это естественно. Помните, что ребенок имеет право на ошибку.
  • Обсудите и составьте вместе с вашим школьником распорядок дня, следите за его выполнением.
  • Поддержите ребенка в желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.

Наступает долгожданный момент, когда гостеприимно откроются двери школы. Сколько интересного, чудесного, загадочного ждет вашего ребенка в увлекательном путешествии по стране Знаний! Стать первооткрывателем, ученым, путешественником, приобрести новых друзей и подруг - вот какая захватывающая жизнь ждет первоклассников и вас, дорогие родители! Будьте чуткими наставниками, добрыми друзьями, чуть-чуть волшебниками, не разрушайте в ребенке первоначальное восприятие школы как настоящего храма Знаний!

Все родители хотят, чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны. Это возможно, если им немного помочь, но не спешите что-то сделать за ребенка. Набор готовых знаний не формирует потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. На многие вопросы ребенок сам может найти ответ, и неважно, что только путем проб и ошибок. И помните, что самое желанное для маленького ученика - это внимание взрослых.


Инфо

С поступлением в школу младший школьник начинает осваивать новый для него вид труда - учебным. Для дошкольника, который преимущественно играл, учебный труд покажется сложной. Ведь до сих пор не привык к труду, к добросовестному выполнению обязанностей, достигать успехов. Конечно, все родители хотят, чтобы их ребенок хорошо учился. Для этого существует несколько условий.
Одна из них - помочь ребенку младшего школьного возраста организовать свое время дома. Ибо организован, усидчивым и внимательная ребенок хорошо работать в школе на уроке.
Хорошим помощником в этом есть четкий режим дня, который обеспечивает разумное распределение времени на все виды деятельности, привитие навыков поведения. Например, некоторые дети пытаются сразу после школы сесть за уроки. Правильный режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на свежем воздухе. После школы ребенок должен погулять, отдохнуть и только после этого готовить домашнее задание.
Родителям надо иметь в виду, что младший школьник через свои возрастные особенности не умеет быстро переходить от одного дела к другому. Это зависит от типа нервной системы ребенка. Поэтому родители должны объяснить ребенку причины такого перехода и дать время, чтобы она могла психологически подготовиться к новому делу. Надо понимать, для того, чтобы бросить одно занятие, на которое настроилась ребенок, и приступить к другому, ей приходится преодолеть естественное внутреннее желание настаивать на своем и не выполнять просьбы родителей. Любой необоснованный переход с одного дела на другое вредное тем, что ребенок вынужден бросать начатое дело, не закончив ее. Если это войдет в систему, то у школьника появится плохая привычка - не доводить дело до конца.
Рассмотрим эти положения на примерах. Конечно, иногда приходится просить сына или дочь помочь по хозяйству, или по любым другим причинам нарушить обычный распорядок дня. Часто бывает так: только школьник разложил книги, сел за уроки, а его посылают в магазин. Начал мальчик читать интересную книгу - его просят полить цветы. Девочка рисует, а ее отправляют погулять с младшим братиком. И неожиданно для себя родители могут вдруг услышать: «Не пойду я никуда. Всегда, как только начну заниматься чем интересным, заставляют делать другое ». В таких случаях лучше сказать ребенку: «Как только дочитаешь страницу, надо будет сходить в магазин. Вот, я деньги приготовила ». Или: «Заканчивай играть с конструктором. Через 10 минут ужинать ».
Следующая важное условие обеспечения успешного обучения - умная помощь старших. Она проявляется, прежде всего, в осведомленности родителей по делам ребенка: «Какие были сегодня уроки? Что нового ты узнал? Как справился с задачей? А как это произведение написал твой друг Саша? Во-вторых, важно проверить правильность выполнения домашнего задания. Практика обучения убеждает, что хорошо осознан тот материал, который рассказывается другому человеку. Поэтому желательно, чтобы ребенок рассказал кому из взрослых изучены уроки: правила по украинскому языку, решение задачи по математике, стихотворение или рассказ по чтению. Если взрослый чувствует, что ребенку трудно устно изложить основное содержание материала, то это означает, что урок еще не изучен и его надо повторить. При проверке письменного задания не спешите указывать ребенку на ошибку. Она имеет приучаться к самоконтролю. Поэтому предложите ребенку самостоятельно отыскать ошибку, вспомнить, как можно проверить решение. И только в крайнем случае показать, где она допустила ошибку. Итак, помощь обязательна, но не такая, в которой вместо «вместе с ребенком» наступает «вместо нее».
Бывает, что ребенок просто ленится, не хочет самостоятельно работать, преодолевать трудности. В этом случае особенно необходим строгий контроль со стороны родителей. Есть, проконтролировать, когда ребенок сел за уроки, все сделала. Также прочтите статью Родителям про домашнее чтение и ребенок с легкостью будет читать.
Родители не должны забывать о такой негативный фактор как перегрузки ученика. Часто бывает так, что взрослые, кроме задач учителя, нагружают своего ребенка дополнительными (необходимыми по их мнению) учебными задачами. У таких родителей ребенок сначала выполняет задание на черновике, потом переписывает его в рабочую тетрадь. Если учитель задает домой 2 столбика примеров, родители заставляют делать 4, мотивируя тем, что лучше знать! Ребенок переутомляется и нередко начинает учиться не лучше ли, а хуже. У нее теряется интерес к обучению, которое становится для него тяжелой и неинтересной работой.
Часто родители жалуются, что ребенок очень долго выполняет домашние задания и обращаются к учителю с вопросами: «Сидеть или не сидеть с ребенком за уроками?» Рецептов нет. Каждый ребенок и каждый случай - особый. Один школьник может работать самостоятельно, достаточно просто проверить сделанное задачи. С другим надо сидеть, не отходя и организовывать каждое движение: открой под - ручник, возьми карандаш и т.д., обсуждать написания каждой буквы.
Это объясняется тем, что у некоторых детей наблюдается неустойчивое внимание, неумение сосредоточиться на одном предмете. В этом случае ребенок напишет строчку и отвлекается: начинает рассказывать о том, что было сегодня в школе, вновь возвращается к письму, со временем начнет подстругать карандаш и т.д.. Чтобы приучить ребенка к усидчивости, родители требуют, чтобы она уложилась в определенное время, выполняя домашние задания. Для этого ставят перед ней часы. Она, следя за тем, учится распоряжаться им.
Бесконечное сидение за уроками объясняется еще и тем, что не все дети одинаково развиваются. Некоторые из них трудно усваивают учебный материал, начинают отставать. Этот недостаток со временем можно было бы преодолеть, однако некоторые родители, проявляя большое нетерпение, часами сидят с ребенком. Раздражены, они начинают кричать, ребенок нервничает. В конце концов дело ухудшается, ребенок начинает ненавидеть школу, как такую, которая виновата в ее неудачах.
Таким образом, терпение родителей, их доброжелательный тон, постоянная заинтересованность и уважение к мелочам, из которых состоит школьной жизни ребенка, спокойная уверенность в том, что их можно преодолеть, кропотливая ежедневная работа - важные условия успешной помощи ребенку в учебе.
Если же родителям трудно выявить причины трудностей в обучении, надо срочно посоветоваться с классоводом.
Конечно, учитель и сам чувствует, когда у вашего ребенка то не ладится: с одноклассниками не дружит, с взрослыми спорит, задачи никак решаются или плохой почерк. Он обязательно пригласит родителей в школу. Но родители за ежедневными будничными хлопотами могут не заметить, что ребенку нужна их помощь. Так постепенно можно потерять взаимопонимание с собственным ребенком. А восстановить душевное согласие бывает очень трудно. Поэтому, не забывайте школу. Помогайте учителю, ведь после школы классный приносит домой не только десятки тетрадей, которые надо проверить, не только заботу о следующих уроки, к которым надо подготовиться, но и постоянную заботу о сегодняшнем дне ученика и его будущее.
Так, школа отвечает за

Мой сын, как пошел в школу, совсем отбился от рук, - пожаловалась своей подруге Анна, мама семилетнего Ванюши. - Стал капризным, нервным, непослушным, чуть что – начинает плакать. Чувствую, что сама скоро сойду с ума, хоть к психологу его веди!

Да ты что, а я думала, это только у нас такое происходит! – поддержала Анну мама Ваниной одноклассницы Виолеты. – Абсолютно та же картина: слезы по любому поводу, нервозность, непослушание…

Практически каждый родитель первоклассника, общающийся со своим ребенком после школы (некоторые по воле обстоятельств не имеют возможности наблюдать за своими детьми), может рассказать аналогичную историю про истерики и изменившееся поведение малыша, пришедшего с занятий. Каждая мама по-своему реагирует на подобный «раздражитель» в ее жизни. Кто-то начинает морально задавливать ребенка, чтобы тот умолк, кто-то, напротив, позволяет «вить веревки» из себя, лишь бы он не капризничал.

Как помочь первоклашкам преодолеть нелегкий новый этап в жизни? И как родителям маленьких школьников не сойти с ума в поисках подхода к неуправляемому семилетке?

Распорядок дня

Особую роль в преодолении физической и эмоциональной усталости маленьких учеников занимает четкий распорядок их дня. Не многие привыкли жить по расписанию: питаться, гулять, играть и ложиться спать в отведенное для этого время. Однако хорошо продуманный распорядок дня, где все будет стоять на своем месте, поможет ребенку вовремя отдохнуть и набраться сил, перекусить, сменить род деятельности, чтобы не переутомиться.

Чтобы не было спешки и нервных одергиваний: «Хватит копаться, мы опаздываем!», поставьте будильник на 5-10 минут раньше. Для сна эти несколько минут не играют никакой роли, но иногда их так не хватает, когда нужно куда-то спешить. Те родители, которые замечали за собой такие слабости, как несобранность и медлительность, должны всеми силами постараться, чтобы эти качества не передались детям, и они не стали «хроническими опаздывающими», потому что, пока наши чада маленькие, ответственность за их опоздания несем мы.

Ребенок должен четко знать свои утренние обязанности: почистить зубы, заправить постель, позавтракать и т.п., на все это ему должно хватать времени. Некоторые родители даже умудряются найти 5 минут на прочтение с ребенком перед школой коротенького рассказа или сказки для хорошего настроения.

После школы малыш чувствует себя особо уставшим, тем более, если сразу после занятий он идет на кружок или секцию. Внесите в ваше расписание обязательное время для отдыха после каждого рода деятельности. Отдыхом может быть не только физическое расслабление на диване, но и игра, прогулка, просмотр мультфильма, занятие любимым делом (рисование и т.п.).

Определяя время отхода ко сну, учитывайте все, что должен успеть сделать малыш до этого момента: собрать игрушки, искупаться и т.д. В зависимости от этого завершайте все занятия заранее за час или полчаса. Хорошо, если в вашем расписании будет отведены десять-пятнадцать минут для общения с ребенком именно перед сном, для чтения небольшого рассказа на ночь.

Норма сна первоклассников – 9-10 часов. Постарайтесь, чтобы за отведенные для бодрствования 13-14 часов ребенок успел сделать все необходимые дела. Никогда – это важно для здоровья малыша.

Правильное питание

Каждый ответственный родитель заботится о том, чтобы в рационе ребенка присутствовали все жизненно важные витамины и микроэлементы. О значимости этого мамы и папы знают с рождения малыша. От содержания этих веществ в организме зависит и иммунитет, и работа мозга, и общий тонус и даже настроение ребенка.

Почти все дети как минимум один раз в день питаются в школе. Контролировать остальные приемы пищи – задача родителей. Малыши с радостью могут целый день питаться пиццами и булочками из столовой, но мамы и папы должны позаботиться о том, чтобы ребенок вовремя получал полноценные завтрак, обед и ужин.

Нюансы для удачного дня

Все мы знаем, что наша жизнь состоит из мелочей. С самого утра незначительные вещи способны поднять нам настроение и с таким же успехом испортить его на весь день.

Постарайтесь, чтобы ваш первоклашка зарядился позитивом с самого утра. Если малышу трудно рано вставать, изберите Например, громкий раздражающий звук будильника можно заменить легкими прикосновениями к ребенку, ласковым поцелуем.

Улыбка мамы, доброе слово, – все это пробудит малыша и положительно настроит его на предстоящий день. Напротив, грубые окрики, раздражение и одергивания будут ассоциировать сборы в школу с напряженным и неприятным временем. Плохой эмоциональный настрой будет отнимать у ребенка силы, предназначенные для учебы и общения со сверстниками.

Постарайтесь готовить одежду, обувь и все необходимое для школы заранее – вечером. Этим вы сократите время сборов.

Помогайте ребенку. По утрам часто и у взрослых нет сил, поэтому не сочтите за лишнее в чем-то сделать поблажку малышу, застегнув ему тугую пуговицу или заправив за него постель, когда он не успевает это сделать.

Больше внимания

Первый класс для малышей сопряжен с разными чувствами и эмоциями. Потому-то и слышны жалобы родителей то на плаксивость, то на непослушание, то на гиперактивность. Стресс проявляется в той или иной степени у каждого ребенка. Одна девочка, которая считалась до школы среди друзей самым общительным ребенком, приходила домой после занятий и несколько часов подряд оставалась наедине с собой, отказываясь идти на прогулку с другими детьми, тогда как ее друзья сразу после уроков бежали на улицу и звали ее к себе.

Время, проведенное с родителями, окажет благотворное влияние на психику первоклашки. Забота и любовь родителей, их участие в жизни маленького ученика помогут ребенку почувствовать уверенность и собраться с мыслями.

Уделите больше внимания малышу, «лечите» его эмоции задушевными разговорами. Рассказывайте о своем школьном детстве, вспомните веселые приключения и смешные истории. Покажите фотографии вашего класса, поведайте малышу о ребятах, учившихся с вами, о том, как они были маленькими, какие секреты у вас были, что вам нравилось и не нравилось в школе.

Если вы заметили странности в поведении ребенка и даже если ничего подобного не замечали - не упустите возможности поинтересоваться всеми сторонами его школьной жизни. Чаще , что ему понравилось и не понравилось, за что его похвалили и пожурили. Узнавайте, с кем дружит ребенок, и кто к нему плохо относится. Наблюдайте, как реагирует малыш на ваши вопросы на ту или иную тему, это поможет вам увидеть проблемную сферу.

Понаблюдайте после уроков, кто из учеников как ведет себя по отношению к другим, как ваш ребенок реагирует на одноклассников. При возможности общайтесь с родителями детей вашего класса, часто то, чего не знаете вы, знают другие.

У малышей случаются столкновения и с детьми из старших классов. Однажды мальчик-первоклашка наотрез отказался идти в школу. Родители выяснили, что уже долгое время его обижает ученик третьего класса. Первоклашка скрывал от родителей свои школьные неприятности до последнего, пока не закончились эмоциональные силы. Чтобы не произошло подобного, будьте в курсе школьной жизни малыша.

Общайтесь с преподавателем

Ваш контакт с учителем будет иметь огромное значение для всех, кто задействован в учебном процессе: для ребенка, для вас и для учителя. Общаясь с преподавателем, вы будете узнавать всю важную информацию «из первых уст». Учитель даст вам дельный совет и подскажет, на что нужно обратить внимание в воспитании маленького школьника. Возможно, преподаватель будет знать и об отношениях вашего ребенка с другими учениками, и сможет направить вас в решении возникшей проблемы.

Для педагога важен тот факт, что родитель приходит в школу, разделяя все тяготы учебного процесса и участвуя в жизни своего ребенка. Учителя ценят не только ответственных учеников, но и ответственных родителей. Часто преподаватель относится к ребенку иначе, имея контакт с его отзывчивым родителем. Не отдавайте свое чадо полностью на воспитание школе - все самые главные качества закладываются в человеке именно в семье.

Видя отношение родителей к его учебе, малыш будет чувствовать себя увереннее. Зная, что мама постоянно общается с преподавателем, он будет ответственнее подходить к заданиям. Учительница уже не будет чужой тетей для малыша, и, в свою очередь, малыш не будет для учителя ребенком из непонятной, редко посещающей школу семьи.

Из всего этого будут складываться как отношение первоклашки к учебному процессу, так и комфортность его пребывания в коллективе класса, его адекватное поведение, способность дружить и правильно реагировать на слова учителя.

Прилагая усилия, соблюдая нехитрые правила, вы будете постепенно вливаться в новую жизнь – жизнь родителей маленького школьника. Какие-то из этих правил вы уже знали, какие-то вам подскажут близкие, а какие-то – сама жизнь. Будьте не только строгим и справедливым родителем для своего ребенка, но и понимающим другом и верным защитником. Пройдет немного времени и ваш уже взрослый школьник скажет вам «спасибо».

Родители часто думают, что единственная новая задача, которая встает перед первоклассником, - это учеба. На самом деле перед ним встает куда больше разных задач, и справиться со всеми одновременно ребенку нелегко.

О том, как взрослые могут помочь детям адаптироваться к школе, рассказывает психолог Анна Смирнова .

Поделитесь опытом

Позаботьтесь о том, чтобы к 1 сентября будущий первоклассник был не только обеспечен всем необходимым для школы, но и представлял, что ему там надо будет делать. Естественно, у малыша могут возникнуть вопросы, на которые важно честно и доступно ответить. Когда в семье есть старшие школьники, они обычно делятся с младшими своим опытом. Если старших детей нет, расскажите ребенку о своих школьных годах сами, почитайте ему книжки, в которых герои ходят в школу.

Не требуйте многого

Не стоит ждать, что ваш малыш, словно по мановению волшебной палочки, немедленно превратится из неразумного дошколенка в сознательного школьника, который серьезно относится к учебе, прилежно выполняет задания, да еще и по дому помогает. На привыкание к новому статусу нужно время. Что-то у ребенка поначалу может не получаться.

Часто дети в это время забывают даже то, что умели, - так много жизненных ресурсов у них уходит на приспособление к новым обстоятельствам. Ведь им предстоит не только , им придется налаживать отношения с новыми людьми - одноклассниками и учителями, осваивать новое пространство, усваивать школьные правила. Все эти задачи наваливаются на первоклашку сразу и отнимают у него огромное количество сил.

Бывает, что к моменту возвращения домой он так устает, что начинает вести себя, как маленький. Особенно трудно тому, кто не ходил до школы в детский сад и не получил опыта так называемой «жизни в системе». Поэтому будьте снисходительны.

Позвольте ребенку расслабиться дома и позаниматься тем, чем он хочет, даже если это занятие, по вашему мнению, недостойно его «солидного» возраста.

Поддержите

В первом классе дети еще нуждаются в постоянном внимании взрослых. Видя, что у ребенка что-то не получается, предложите свою помощь, но не навязывайте ее - ему достаточно знать, что вы рядом и всегда готовы помочь. Разговаривайте о школе. Хороший повод для этого дает совместный сбор или разбор портфеля - лучше опираться на конкретные вещи, чем задавать отвлеченные вопросы, на которые детям обычно нелегко отвечать. Когда ребенок начнет что-то рассказывать, важно слушать его внимательно, без оценок и наставлений. Можно задавать наводящие вопросы, помогающие ему понять себя и ситуацию. Старайтесь всегда поддерживать положительный настрой, укрепляя в ребенке веру в собственные силы и способности.

Успокойтесь сами

Много родительских тревог связано с домашними заданиями. Не пугайтесь, если ваш ребенок долго не может решить элементарный пример. Это для вас он легкий, а малышу для выполнения даже самого простого задания может понадобиться много времени, а для усвоения простейшего правила - много повторений, и это нормально. Ваше спокойствие очень важно, поэтому не «взрывайтесь», не пытайтесь помогать чаду с уроками, если чувствуете себя раздраженно.

Первоочередная задача взрослых - любить и поддерживать своего ребенка, а не требовать от него высоких результатов. Вообще избегайте соблазна сводить всю жизнь школьника к учебе, надо, чтобы ваше общение строилось и вокруг других тем.

Не перегружайте

В первом классе рано отдавать ребенка в кружки и на дополнительные занятия - это Его отдых должен быть полноценным. А, например, такие популярные детские развлечения, как компьютерные игры и мультики, - это не отдых, а тоже нагрузка, которая не должна занимать больше 30 минут в день.

Некоторые дети, поступив в школу, нуждаются в обязательном дневном сне. Предоставьте им такую возможность.

Если возникнут проблемы

Первый класс может неожиданно .

Чтобы «подтянуть» отстающие участки мозга и таким образом облегчить ребенку учебную жизнь, понадобится помощь нейропсихолога.

Если , необходимо позвать на помощь школьного психолога - конфликт может затормозить учебную деятельность. При проблемных отношениях с учительницей родители должны сделать все возможное, чтобы наладить с ней диалог, а если это не получится - срочно перевести ребенка в другой класс или в другую школу.


Top