Когда ребенок присаживается. Как научить ребенка сидеть: советы и рекомендации по гармоничному развитию малыша

Родители малышек часто интересуются, можно ли присаживать дочек, и с какого возраста это можно делать. Их запугивают бабушки, которые твердят, что сажать девочек нельзя, поскольку это чревато проблемами с деторождением. На форумах мам пугают «опущением матки у дочки» и другими последствиями раннего сидения. Интересно, можно ли верить таким утверждениям, и когда, действительно, начинают садиться маленькие девочки.

Сроки и этапы

Точно назвать сроки, в которые девочка начнет садиться, сложно, ведь навык этот очень трудоемкий для малышки. Чтобы такое умение стало возможным, у ребенка должны быть крепкими мышцы спины и живота, шеи и рук, в достаточной степени созреть суставы и позвоночник. Педиатры считают, что среднестатистический малыш может начать сидеть с 6 месяцев с поддержкой, с 7 месяцев - без нее, а с 8-9 месяцев ребенок должен уметь самостоятельно садиться из положения лежа.



Нужно отметить, что эти нормы являются усредненными, поэтому к отдельно взятой девочке до года применять их в категоричной форме не стоит. Многое будет зависеть от целого ряда факторов, оказывающих влияние на скорость освоения ребенком нового двигательного умения. Некоторые такие факторы нуждаются в пояснениях.

  1. Вес малышки. Девочки, обладающие пухлыми формами и весом, превышающим средние нормы, сядут позже обычных сроков. Дело в том, что их костной системе будет сложней удерживать собственный вес.
  2. Темперамент. Есть девчушки спокойные и невозмутимые, а есть подвижные и любознательные. Если девочка по характеру темперамента холерик или сангвиник, то у нее все шансы начать садиться раньше спокойных малышей.
  3. Состояние здоровья. Недоношенные малышки дольше готовятся к переходу к новым физическим возможностям, ослабленные и часто болеющие девочки развиваются с некоторой задержкой.
  4. Среда обитания. Если у девочки достаточно пространства для перемещений, если она не ограничена ограждением кроватки или манежа, если ее умеют заинтересовать яркими игрушками, то сидеть и ползать она станет раньше.


Некоторые подвижные и активные девочки начинают демонстрировать намерение присесть до шестимесячного возраста. Родители смогут понять, что время пришло по подготовительному этапу. К сидению малыш готовится активными переворотами с боку на бок, со спины на живот и наоборот.

Следом за подготовкой начинается стадия кратковременного сидения, в ходе которой девочка может присесть, но удержаться в таком положении еще не сумеет. Чтобы исключить травмы, нужно максимально смягчить для малышки падения - подушки и пуфики вокруг ребенка должны быть не поддержкой, а страховкой. Через полтора-два месяца после начала кратковременного сидения девочки осваивают стадию сидения с поддержкой. Уже на этом этапе проявляются яркие индивидуальные особенности - одни девочки сидят с опорой на собственную руку, другие предпочитают опираться на локоть, третьи и вовсе норовят перевернуться и встать на четвереньки.

Но эта стадия не бывает продолжительной по времени, ведь для интересного времяпрепровождения ребенку нужно обе руки, а необходимость опираться, чтобы сохранить равновесие, не дает возможности наслаждаться игрой.

В 8 месяцев большинство девочек может довольно долго играть в положении сидя, а в 9-10 месяцев ребенок начинает сидеть самостоятельно.


Когда и как присаживать девочек?

Педиатры, в том числе и известный доктор Евгений Комаровский, не рекомендуют присаживать девочек вообще до тех пор, пока они сами на начнут садиться или предпринимать активных попыток сделать это. Как минимум, до 6-7 месяцев не следует предпринимать активных попыток усадить ребенка. В этом вопросе рекомендации одинаковые для детей любого пола. И мальчики, и девочки с незрелым позвоночником и недостаточно окрепшими мышцами рискуют стать жертвами ранней вертикализации.

Для девочек это опасно не только искривлением позвоночника и деформацией ножек, но и определенными травмами костей малого таза. Матка, естественно, никуда сместиться не может, но вот проблемы с костной структурой малого таза действительно могут сказаться на последующих репродуктивных способностях малышки.


Попытки родителей помочь ребенку в освоении нового навыка, насильственное усаживание на попу, в стульчик, коляску, в возрасте до полугода опасны и для мальчиков, и для девочек.

И уже тем более следует избегать различных детских товаров, цель которых - вертикализировать ребенка. Прыгунки и ходунки считаются развивающими приспособлениями для ребенка, но на самом деле они калечат неоформившийся позвоночник. А потому использовать такие устройства до 9 месяцев нельзя. Положение, которое принимает ребенок в ходунках и прыгунках, противоестественно в определенном возрасте.

Природа задумала развитие так, чтобы кроха прошел все стадии эволюции самостоятельно - новорожденные лежат, 2-6 месяцев - возраст для укрепления мышц и костей, и только потом нужно пройти стадии сидения, ползания, чтобы однажды обрадовать маму еще более сложным навыком - хождением на ножках.

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Первые шесть месяцев кроха видит мир только из положения лежа. За это время младенец уже научился узнавать маму, держать уверенно головку, хватать игрушку руками. Такие навыки очень важны для его дальнейшего развития. Ближе к полугоду малыш захочет изменить положение своего тела на вертикальное и научиться самостоятельно сидеть.

В каком возрасте ребенок начинает сидеть

Когда дети начинают сидеть? Принято считать, что в 6 месяцев кроха должен делать это самостоятельно, а только потом начинать ползать, но любой высококвалифицированный педиатр вам скажет, что это не так, и формирование каждого малыша происходит исключительно индивидуально. Сейчас дети очень быстро развиваются и есть младенцы, которые садятся раньше полугодовалого возраста, и это считается нормой. Помогать сидеть малышу, если он самостоятельно этого не сделал, нужно, начиная с полугода, но не раньше, и не стоит слишком торопить событие, ведь этим можно навредить младенцу.

Когда ребенка можно сажать

Позвоночник и спинные мышцы должны окрепнуть к тому времени, когда ребенок начинает сидеть. Если этого не происходит, то нарушается естественное строение хребта, что приводит к печальным последствиям в дальнейшем, когда малыш вырастит. Могут появиться проблемы по здоровью не только со спиной, но и с внутренними органами, ведь всем понятно, что позвоночник – это основа нашего организма. Для малышей в первом полугодии очень полезно делать разные массажи, гимнастику для грудничков, которая помогает укрепить спину.

Девочек

Многие задают вопрос о том, во сколько месяцев можно сажать девочек? Существует мнение, что малышек нельзя присаживать очень рано и это вам подтвердит любой педиатр. А связано это с тем, что у девочек нагрузка идет не только на позвоночник, но и на органы малого таза, что, как правило, приводит к неправильному их формированию, а в дальнейшем к различным патологиям и даже к бесплодию. Когда кроха будет готова садиться, а это приблизительно будет в 6-8 месяцев, то начнет тянуться к бортикам кровати, требуя поддержки, или ложится набок, опираясь на ручку, чтобы удержать равновесие.

Мальчиков

Во сколько месяцев можно сажать мальчиков? Как и с девочками, не стоит слишком спешить это делать. Даже если вы кроху обкладываете подушками со всех сторон, нагрузка на позвоночник все равно будет большой, а неразвитая грудная клетка будет мешать ребенку правильно дышать. Стоит дождаться момента, когда младенец сам захочет сделать первые попытки и потянется за вашими пальчиками либо же, когда ребенок начинает сидеть сам. Это происходит после 6 месяцев, у некоторых это происходит ближе к 8-9 месяцу. Считается, что чем малютка крупнее, тем позже он пытается садиться.

Чем опасно преждевременное усаживание

Педиатры утверждают, что раньше, чем к 6 месяцам, детский организм не готов к тому, чтобы самостоятельно сидеть. Очень слабые мышцы спины, неокрепший позвоночник младенца могут привести к неправильному формированию не только осанки, но и внутренних органов тела. Сразу на это можно не обратить внимание, ведь малютка будет выглядеть здоровым, но проблемы могут проявиться в школьные и подростковые годы. Только тогда, когда ребенок сам начинает сидеть, врачи рекомендуют высаживание грудничков в ходунки, стульчики или коляски в сидячем положении и лишь на короткое время.

Как научить ребенка садиться самостоятельно

Хорошо, когда ребенок начинает сам сидеть, но если этого не происходит в 6 месяцев, родителям может рекомендоваться купание малыша во взрослой ванне, наполненной до краев водой, с кругом на шее или посещение бассейна. В воде младенец активно болтает ножками, ручками, тем самым тренируя мышцы всего тела, развивая физические способности. Как научить садиться ребенка? Для начала необходимо укрепить мышцы у грудничка при помощи массажей и специальной гимнастики. Стоит помнить, что всевозможные занятия и упражнения лучше проводить в игровой форме, когда малютка спокойный.

Упражнения для обучения малыша

Стоит помнить, что каждое упражнение необходимо проделывать не более 5 раз, а если вы видите, что ребенку не очень комфортно, то лучше отказаться от него или отложить занятие на другое время. Никогда не приступайте к зарядке, если малыш плохо себя чувствует, расстроен или хочет спать. Кроха не должен чувствовать, что его заставляют насильно это делать, ведь тогда это не принесет пользы. Ниже представлена гимнастика для грудничка, которая поможет укрепить мышцы, чтобы малыш смог самостоятельно сидеть:

  1. Младенец лежит на спине. Аккуратно берем его за стопы, чтобы ножки были ровные, не сгибались в коленках, дотягиваемся носочками до носика.
  2. Проделываем первое упражнение, только до носика малыша не дотягиваемся.
  3. Для следующего упражнения необходимо дать малютке ухватиться крепко за ваши указательные пальцы. Когда кроха будет хорошо удерживаться, медленно поднимите его до сидячего положения, после чего медленно опустите назад. Следите, чтобы малыш не отпускал вас, так как может сильно удариться головкой или спиной.
  4. Занятия на специальном крупном мяче для фитнеса также будут полезными. Для этого положите малютку на мяч вниз животом и, придерживая за корпус, просто покачивайте вниз, вверх и в стороны.
  5. Подобно предыдущему, упражнение можно проделать с мячом, только уже положив ребенка на спинку. В этом положении лучше не делать резкие наклоны, а плавно покачивать малютку.

Видео: во сколько месяцев ребенок начинает сидеть

Новорожденный младенец может только лежать, плакать, сосать грудь и пачкать пеленки. Всему, что умеет делать взрослый человек, ему предстоит научиться. Он даже сидеть начинает далеко не сразу. Когда же это случится и почему?

Любое физическое действие требует развития соответствующих мышц. Чтобы малыш научился переворачиваться и вставать, сидеть и ходить, у него должна окрепнуть мускулатура. От чего зависит срок, в который он сможет садиться сам?


В каком возрасте ребенок начинает садиться самостоятельно?

Для самостоятельного сидения существуют средние нормы. Малыш первый раз присаживается около полугода, хватаясь за пальцы взрослого. Одни начинают делать это раньше, другие позже. Порой родителям хочется помочь крохе, научить его сидеть, ускорить развитие.

Сидячее положение дает ряд преимуществ: позволяет активнее двигать руками, увеличивает обзор. Однако сидеть ребенок начинает тогда, когда к этому готов его организм. Мышечный аппарат должен укрепиться, чтобы выдерживать продолжительное сидение.

Когда начинают сидеть мальчики?

Считается, что мальчики начинают сидеть немного раньше девочек. Однако большинство педиатров уверено, что различий по полу в подготовке к сидению нет, все зависит от физического развития младенца. Мальчики более подвижны, поэтому в среднем у них быстрее развивается мышечный корсет, что приводит к возможности сесть самостоятельно.

Конечно, это не значит, что все мальчики садятся в 6–6,5 месяцев, а девочки делают это позже. Те детки, с которыми занимаются зарядкой, которые не страдают избыточным весом, имеют шанс начать первыми. Слишком толстенькие и флегматичные будут от них отставать. Однако если малыш научится сидеть к 9 месяцам, это будет укладываться в норму.

Когда начинают сидеть девочки?

Вне зависимости от пола норма освоения навыка сидения находится в пределах от 6 до 9 месяцев. Есть педиатры, которые отдают пальму первенства девочкам. Они считают, что девочки, как более активные, приучаются сидеть раньше мальчиков. Характер ребенка играет в этом не последнюю роль.


Малышу любого возраста надо тренироваться, чтобы сесть самому. Помогать ему, подтягивая на пальцах, можно и нужно. Другое дело – сажать. Долгое время бытовало мнение, что раннее сидение особенно опасно для девочек. Объяснялось это тем, что преждевременная посадка приводит к загибу матки и деформации таза, которые впоследствии помешают зачать и родить ребенка. Современная педиатрия этих взглядов не разделяет, но подстраховаться никогда не помешает. Девочка начнет садиться, когда будет к этому готова.

Можно ли присаживать ребенка?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Усадить ребенка в подушки или разместить его в сидячем положении в коляске – значит развлечь его, дать возможность увидеть много нового. Начиная сажать малыша, родители руководствуются желанием ускорить его развитие, увлечь чем-то необычным. Стоит ли это делать?

Укрепить мышечный корсет, помочь ребенку стать самостоятельнее – желание естественное. Однако искусственное ускорение процесса может принести крохе большой вред. Слабая мускулатура не удержит тельце в сидячем положении, вся нагрузка придется на скелет.

Если младенец не в состоянии удержать равновесие, заваливается набок, не стоит его торопить. Когда позвоночник вынужден принять вес на себя, спинка кривится, что может привести к проблемам с осанкой в школе.

Помочь младенцу скорее освоить новое положение можно, делая с ним зарядку, укрепляя мышцы массажем. Делать это можно и нужно, однако торопить события не следует.

Этапы освоения ребенком навыка сидения

Прежде чем начать садиться, ребенку требуется последовательно освоить следующие навыки:

  • Держать головку. В 3–4 месяца голова перестает падать, при этом укрепляются мышцы плечевого пояса.
  • Опираться на руки, лежа на животе (4-й месяц). Это поможет потом сесть самостоятельно.
  • Переворачиваться, даже ползать на животе (5-й месяц). В это время ребенок может удержаться несколько секунд в сидячем положении, если его посадить.
  • Сидеть более уверенно, упираясь руками, пытаться сесть самому, ползать на животе, иногда вставать на четвереньки, но неустойчиво (6-й месяц).
  • Хорошо перекатываться, ползать, успешно сидеть. Некоторые даже могут сесть сами (7-й месяц).

В 8 месяцев большая часть грудничков уже уверенно садится и умеет принимать сидячее положение из разных позиций. Правильно сидящий малыш не округляет спинку. Он слегка выпрямляет шею и грудной отдел позвоночника, наклоняется вперед, сгибая поясницу, разводит ножки. При сидении он опирается на внешние поверхности ног.

Стоит ли тревожиться и что делать, если ребенок не хочет сидеть?

Если в 8 месяцев ребенок не сидит, рано бить тревогу. Нормы физического развития допускают освоение этого навыка до 9 месяцев. Если же малыш и дальше не способен самостоятельно сесть, стоит обратить на это внимание.

Причина отставания может быть совершенно безобидной: мешает небольшой излишек веса, ребенок флегматичен, ленится. Однако для такого поведения могут быть и другие причины. Установить точно, почему крохе не хочется сидеть, поможет квалифицированный врач.

Задержка физического развития вызывается:


Проконсультировавшись с врачом, родители смогут исключить или подтвердить объективные причины задержки освоения навыка. Чтобы малыш скорее сел, надо ему помочь.

Как можно помочь ребенку научиться сидеть?

Лучшая помощь крохе – занятия с ним, направленные на укрепление мышц. Легкий массаж и гимнастика помогут сформировать мышечный корсет. Когда ребенок начинает сидеть, мускулатура принимает на себя основную нагрузку. На видео показано, как правильно заниматься с ребенком. Каждый день рекомендуется делать простые упражнения:


Важно помнить, сколько раз делать гимнастические упражнения. Каждое движение повторяют не более 6 раз, длительность не должна превышать 2 минуты.

Зарядка направлена на укрепление мышц спины и тренировку чувства равновесия. Постепенно малыш будет сидеть все увереннее.

Полезен грудничку и массаж. Если начать делать его в раннем возрасте, мышцы будут хорошо развиваться и крепнуть. Массаж поможет малышу вовремя осваивать положенные навыки. Если же к 8 месяцам он не начал садиться сам, без хорошего массажиста не обойтись. Пусть процедуру проводит профессионал, поскольку она воздействует на весь организм крохи. Правильная разработка мускулатуры, воздействие на нервные окончания и сосуды благотворно влияет на их тонус, стимулирует развитие.

Если малыш не начал сидеть ни в 8, ни в 9 месяцев, отчаиваться не надо. Конечно, стоит показать его врачу, пройти обследование. Однако, скорее всего, через некоторое время все войдет в норму, надо только не опускать рук и заниматься с ребенком.

Что нельзя делать?

Норма указывает, на каком месяце в среднем дети начинают выполнять то или иное действие. Однако каждый ребенок индивидуален. В зависимости от наследственности, состояния здоровья, веса, характера все начинают сидеть и ходить в разное время.

Торопить эти процессы не стоит - младенец не пробует освоить новое действие, потому что еще не готов, недостаточно развит физически. Насильственное усаживание, особенно против желания крохи, не только не поможет, но и способно вызвать стресс. Категорически не рекомендуется:


Введение первого прикорма мамочки часто сочетают с началом использования стульчика для кормления. Делать этого не стоит, так как малыш еще слишком мал. Кормить его с ложечки лучше в положении полулежа.

Приобретая автокресло, надо выбирать модель, подходящую крохе по возрасту. Самые маленькие должны ездить лежа. Кресло быстро станет мало, но экономить на здоровье ребенка опасно.

Не надо спешить приучать деток к горшку. До года результата все равно не будет. Пусть организм крохи развивается естественно, в удобном ему темпе.

В наши дни необычайно популярно раннее развитие детей. Каждая мамочка хочет продемонстрировать подругам при встрече всё новые навыки своего малыша. Например, один уже с ползунков может отличить красный от синего, а другой с месячного возраста изучает английский или еще пару иностранных языков.

Конечно, раннее развитие никто не отменял, но в погоне за ним мамочки совершенно забывают, что малыш должен естественным путем пройти все этапы развития, в том числе такой важный, как ползание.

Ребенок начинает ползать

Почему-то к этому способу передвижения малютки родители относятся с безразличием. Они почти не фотографируют эти моменты, не запоминают дату, когда это случилось впервые. Просто они не до конца осознают, какой на самом деле важный шаг в своей жизни совершает кроха, начиная ползать.

Для того чтобы ползать, малыш должен уже осознанно передвигать поочередно руками и ногами, что значительно развивает его мышление.

Благодаря ползанию кроха учится определять себя в пространстве, ощущать собственное тело, уметь им управлять, поворачивать, понимать расстояния до объектов.

Разве это не важнейший этап осознания действительности и себя в ней? Однако мамы упорно игнорируют этот способ передвижения, стараясь не акцентировать на нем внимание родственников и друзей, которым они обычно демонстрируют навыки и умения ребенка.

Да и вся производимая продукция для детей нацелена на скорейшее становление ребенка на ноги: это манежики, ходунки и прочие модели приспособлений, опираясь на которые ребенок начинает ходить при поддержке родителей.

В чем польза ползанья

Однако молодым родителям нужно усвоить, что ползание в младенческом возрасте способствует формированию в будущем в сознании малыша понятий о сторонах света, о том, где право, а где лево, учит ориентироваться по компасу и часам, определяя расстояние, направление и время. Малыши, которые не были лишены возможности ползать по полу, быстрее развиваются, вырастая, они обычно умеют хорошо чертить, рисовать, держать равновесие.

Без этого процесса ребенок может в будущем плохо ориентироваться на местности, путать направления движения, не уметь определять расстояния до предметов, из-за чего будет натыкаться на дверные проемы и стены. В школе при изучении грамматики русского языка ребенку сложно будет разобраться в падежных формах и он будет путать значения пространственных понятий «наверх», «снизу», «позади», «к», «на», «при», «перед» и др.

Ползание развивает не только пространственно-временные представления ребенка, но и тактильные ощущения: малыш часто прикасается руками и ногами к твердым поверхностям; изучает окружающее на гладкость, шершавость, скольжение; учится сминать предметы, которые попадаются ему на пути и не дают продвинуться.

Ученые отмечают прямую связь между ползанием младенца и его спортивным будущим. Умея хорошо чувствовать свое тело в пространстве, в школьном возрасте ребенок легко сможет поймать мяч, устоять на одной ноге, перелезть через объекты; ему будет легко прыгать, скакать, бегать, вести мяч по полю ногами или забрасывать его в корзину.

Ползание важно для малыша и в психологическом плане, ведь, давая ему возможность двигаться столь сбалансированным способом, мама формирует в нем ощущение свободного пространства, благодаря чему в будущем ребенок становится более уравновешенным, смелым и физически активным.

Учим ребенка ползать

Для того чтобы стимулировать кроху к познанию мира подобным младенческим способом, чаще доставайте его из кроватки или манежа, где возможности ползать нет, и отправляйте на пол изучать окружающее пространство. При этом уберите с пола опасные и травмирующие предметы, а для того чтобы уберечь малыша от переохлаждения, расстелите на пол флисовое одеяло или теплый плед.

Если провода находятся на таком расстоянии, что кроха может до них дотянуться,уберите их, а розетки закройте специальными резиновыми накладками.

Поверьте: малышу доставит большое удовольствие путешествие по своему дому!

Если ребенок не проявляет активности, необходимо его стимулировать. Возможно, это происходит потому, что малыша окружают чрезмерной заботой и приносят всё, что ему захочется, не давая возможности самостоятельно до этого дотянуться.

Следует поставить на пол специальную корзину, ящик или тазик с игрушками и интересными, безопасными вещами для малютки, к которой он может дотянуться сам. Пусть изучает свои игрушки самостоятельно! Это принесет куда большую пользу его развитию, нежели постоянное нахождение в коляске, на руках или в кроватке.

Если ребенок не умеет ползать

Если ребенок в полгода не умеет ползать, то зачастую это означает только то, что никто ему этого не показал. Помните, ведь малыши буквально схватывают на лету и стараются подражать поведению взрослого, отдаленно осознавая его как принятую модель поведения. Дети склонны к поглощению и трансформации новой информации и обучению.

Покажите ребенку, как можно передвигаться на коленках и ручках, и все время после этого следите за его прогулками, чтобы малыш не поставил занозы, не испачкал руки, не совал их в рот. И, конечно же, следите за гигиеной в доме.

Помимо всего перечисленного, ползание полезно для развития опорно-двигательной, дыхательной и кровеносной систем. Ведь ползание для младенца - своего рода гимнастика, которая повышает тонус сосудов, формирует вестибулярный аппарат, заставляет ребенка чаще и глубже дышать, развивает суставы и связки. Обмен веществ ребенка при этом улучшается, срыгивание происходит реже, повышается аппетит, а вместе с ним и любознательность.

Исходя из этого стоит сделать однозначный вывод: пусть кроха ползает, пока не научился ходить, столько, сколько ему хочется!


Top