Нужно ли наказывать детей и как правильно это делать? Как правильно наказывать ребёнка, чтобы не навредить ему.

Одним из острых вопросов, связанных с воспитанием детей на постсоветском пространстве, является проблема применения наказаний в отношении детей. Если обратиться к сети Интернет, то на многих форумах и сайтах, можно найти множество разнообразной информации, противоречащей друг другу. Можно ли наказывать кроху? Если да, то какое наказание не повлечет за собой психологических проблем и позволит сохранить добрые доверительные отношения? Если нет, то, как воздействовать на ребенка, если он не хочет слушать родительские доводы? Давайте попробуем разобраться в этих непростых вопросах, чтобы наши дети росли счастливыми, воспитанными, послушными.

Почему нет согласия между взрослыми в вопросах применения наказания

Чтобы найти ответ на вопрос о возможности применения наказания в отношении ребенка, в первую очередь необходимо понять, почему на протяжении многих десятилетий нет четкого понимания по этому вопросу.

Сложность в поиске единого стандарта воспитания детей возникают на базе отсутствия общих стандартов в определении термина наказания. Для одних это угол, для других – шлепок по попе, третьи верят в силу ремня, а четвертые считают достаточным наказанием лишение ребенка привычных радостей. Понимание о правильном воспитании формируется в психике человека еще в раннем детстве, меры, которые применялись нашими родителями к нам напрямую влияют на наше понимание правильного выбора воздействия на детей сегодня. А наши малыши в будущем на нашем примере будут воспитывать своих крошек. Часто от мамы или папы можно услышать фразу «меня так воспитывали, и ничего, вырос нормальным человеком». Но, насколько такая позиция верна? Все зависит от методов, применяемых родителями.

Методики воспитания изменяются со временем, учитывая достижения психологии, педиатрии, и мало, кто скажет, что нужно вернуться к техникам, которые использовали наши дальние предки. Например, еще 100 лет назад считалось нормальным устраивать порки в конце недели, чтобы наказать за провинности, совершенные за семь дней. А сегодня каждая мама скажет, что это садизм. Обдумывая вопрос применения наказаний в отношении детей, стоит учитывать опыт предыдущих поколений, выбирая наилучший вариант, а не слепо идти за ошибками предшественников.

Нужно ли наказывать ребенка

Чтобы ответить на этот вопрос нужно определить, что вы подразумеваете под словом «наказать». Лупить, кричать, лишать жизненно-важных элементов – нет, но выставлять границы действий необходимо. С раннего возраста нужно обучать малыша пониманию, что все действия имеют свои последствия. Карапуз должен понять, что приступив обозначенную черту, он понесет наказание. Такой подход к обучению позволит вырабатывать у малыша понимание, как работает закон в обществе. Но подбор наказаний для ребенка должен соответствовать возрасту, пониманию, силе проступка. Большинству детей достаточно увидеть серьезный взгляд мамы или почувствовать ее руку на своем запястье. Мама или папа – образец для подражания, мнение которого очень важно и для малыша.

В ситуациях, когда этих простых способов недостаточно, необходимо в первую очередь искать причину, по которой ребенок нарушает установленные правила и подбирать наказание в соответствии с деянием. Малыш должен понимать, за что его наказывают и почему избрана та или иная мера воздействия. Можно объяснить ребенку, что за то, что он нарушил границы дозволенного, он будет лишен на день сладостей, любимой игры или бонусного совместного времяпровождения. Важным обстоятельством, предшествующим наказанию, должно быть четкое понимание установленных границ.

Применение психологического или физического насилия над детьми – неприемлемо. Работы ученых психологов, направленные на изучение последствий применения насилия в качестве инструмента воздействия показали, что дети, подвергшиеся порке, давлению, унижению со стороны родителей имеют сложности в создании собственных семей, низкую самооценку, чаще склонны к насилию в отношении других людей. Реакцией на исследование было принятие международным сообществом резолюции о недопустимости насилия над детьми.

Особенности применения наказания к детям

Что подразумевается под психологическим давлением и насилием:

  • Громкий крик и грубый тон в общении с ребенком. Слыша и видя, как меняется лицо любимого родителя в результате поступка, малыш пугается. Ведь вы намного больше и кроха зависит от вас, поэтому уйти не может, он вынужден терпеть страх, который завладевает им. А со временем кроха свыкается с состоянием страха и говорить о добрых доверительных отношениях с малышом уже не приходится. Вместе со страхом, в ответ на крик мамы или папы, в душе малыша начинают формироваться комплексы неполноценности, никчемности, сомнения в собственных силах. Последствия этих комплексов могут сопровождать вашего кроху всю жизнь и мешать ему достигать вершин совершенства;
  • Физическое воздействие. Бить, шлепать, трясти и причинять боль ребенку за проступок – показывать ему, что агрессия это норма. Копируя ваше поведение, кроха будет драться со сверстниками, верить, что сила – главный аргумент в любой ситуации. Наряду с этими, не самыми хорошими качествами, будет присутствовать страх перед вами, как человеком, несущим боль. Можно ли выстроить дружеские отношения с тем, кто тебя обижает? Наверное, нет;
  • Психологическое давление. Оскорбления, унижения, попытка сравнить с другими детьми и другие способы показать ребенку, что он не оправдывает ваши ожидания. По мнению психологов, такой вариант наказания не менее страшен для психики ребенка, чем физическое насилие. Малыш не только вас боится, но и ощущает себя не нужным, не любимым, неполноценным. В результате, снижается любознательность, попытки достигнуть успеха в интересном деле, появляются сложные комплексы, которые не всегда удается победить даже, став взрослым.

Некоторые родители спросят: «А как тогда наказывать, если бить нельзя, давить нельзя, кричать нельзя?» Ответ очень прост, нужно стараться создавать условия, в которых малыш не будет чувствовать необходимость перешагивать границы. Ребенок должен знать, какие меры с вашей стороны могут быть приняты при нарушении им установленных дома законов и меры должны соответствовать силе проступка.

Почему дети не слушаются?

Чтобы создать условия для спокойного взросления ребенка, снижения количества ситуаций, в которых понадобится применять наказания, следует разобраться, какие бывают причины непослушания. Поняв, почему ваше чадо ведет себя негативно, вы сможете быстро устранить причину, не доводя ситуацию до обострения.

Все причины детского непослушания можно разделить на 2 группы:

  • Неумышленные деяния, реакции на физические и психологические изменения, вызывающие дискомфорт;
  • Умышленные деяния, совершенные с определенной целью.

Для каждой из групп существуют свои методы предупреждения и сглаживания ситуации.

Неумышленные деяния

В эту группу негативных поступков детей относятся действия, вызванные изменением физического или психического состояния ребенка. Свойственны они в большей степени детям до трех лет. Плачем, капризами, истерикой малыш пытается рассказать вам, что он хочет кушать, спать, получить определенную вещь. Часто истерика сопровождает перевозбуждение, перегрузку нервной системы, непонимание поведения взрослого человека. Практически всегда достаточно устранить причину негативного поведения и малыш успокоится. Если плач не вызван усталостью, хорошо помогает отвлечение внимания от нежелательного поступка.

Неумышленные деяния могут наблюдаться и у детей старше 3-х лет. Ребенок понимает необходимость соблюдения установленных правил, но не всегда получается соответствовать заданным стандартам. Обычно они связаны с забывчивостью, рассеянностью, усталостью. Воспитательная работа, при неумышленных действиях с детьми дошкольного и школьного возраста не должна содержать в себе наказаний. Рекомендуемый способ акцентирования внимания на совершенном действии, поведении – беседа, разъясняющая необходимость выполнения определенных правил. Хорошо помогает снизить количество неумышленных действий чтение книг с историями, наглядно показывающими результат подобных действий.

Если ребенок старше 3-х лет проявляет негативные реакции (ругается, скандалит, плачет) в результате нервного перенапряжения, голода, потрясений или событий, влияющих на привычный уклад жизни, рекомендуется обсуждать с ним причины такого поведения. В рамках доверительной беседы стоит не только попытаться понять чадо, но постараться объяснить, что нужно стараться контролировать свои эмоции.

Умышленные действия, совершенные с определенной целью

Эта группа негативных действий и реакций ребенка более сложная. В нее входят запрещенные ребенку действия, совершенные преднамеренно. Причины умышленного негативного поведения могут быть разными:

  • Недостаток внимания со стороны взрослого. Некоторым детям требуется больше внимания со стороны родителей, чем те могут предложить. В результате, стремясь получить желаемое внимание, малыш готов стать на голову и нарушить все возможные запреты. С точки зрения ребенка, лучше пусть мама ругается, но обратит на меня внимание. Рекомендуемая реакция на такое поведение – предоставление малышу того, что он просит. В большинстве случаев, достаточно поиграть с ребенком 15-30 минут и попытки вывести вас из себя прекратятся;
  • Поиск границ дозволенных действий. Эта причина чаще всего наблюдается у детей ясельного и дошкольного возраста. Следуя за своей любознательностью, карапуз пытается понять, что будет, если он нарушит тот или иной запрет. Если при этом в семье нет четко установленных для всей семьи норм, то кроха будет пытаться испробовать все возможные способы обойти запреты, попытается начать командовать взрослыми. Рекомендуемым способом реакции на действия, вызванные этой причиной, является установление четких граней и наказаний за их нарушение. Главное, все члены семьи должны неукоснительно следовать выбранным границам, не допускать их нарушения;
  • Нервное перенапряжение. Жизнь современных дошкольников и школьников очень насыщенная. Развивающие кружки, секции, занятия очень полезны, но неразумная нагрузка может привести к истощению нервной системы. В такой ситуации карапуз становится нервным, непослушным, раздражительным. Рекомендуется для устранения этой причины тщательно взвесить возможности ребенка и его нагрузку, четко придерживаться режима дня. Если малыш проявляет негативные реакции по причине нервного истощения, то наказаний требуют только явные грубые нарушения установленных правил;
  • Копирование взрослых и сверстников. Эта группа негативных умышленных действий со стороны ребенка часто отметается взрослыми как невозможная. Ведь достаточно сложно признаться себе, что малыш поступает также как вы, просто перенеся действие на другую ситуацию. Например, малыш бьет сверстника лопаткой, а вы в наказание шлепаете свое чадо по попе. Применяя агрессию по отношению к ребенку, вы показываете, что так можно и малыш, копируя вас, доказывает своему сверстнику свою правоту при помощи акта агрессии. Рекомендуемым для родителей в такой ситуации является тщательный контроль собственных действий. Если вы хотите, чтобы малыш вырос добрым, отзывчивым, открытым, то сами старайтесь соответствовать выбранному идеалу.

Виды проступков и негативных реакций очень разные и к каждой отдельной ситуации необходимо найти причину, постараться ее убрать, в крайнем случае, применить наказание – соразмерное проступку.

Как избежать применения физического наказания

Хитрость создания условий, в которых малыш будет прибегать к нарушению установленных правил редко, в стремлении придерживаться простых правил:

  • Мера в запретах. Малыш не должен чувствовать, что ему все запрещено. Такова природа человека, он нуждается в свободе выбора. Уже младенцу нужно создавать условия, в которых он сможет делать все, что ему захочется и не слышать постоянное «нет» и «нельзя». До 3-х лет это достигается простым изъятием предметов, не подходящих для игр, отвлечением от нежелательного поступка, разнообразием интересных занятий. С детьми постарше необходимо оговаривать нормы и правила, не выставляя их в виде запрета, а рассказывая, почему не стоит совершать тот или иной поступок. Когда малыш четко понимает, что определенное действие или поступок не просто запрещены, а могут стать причиной сложных последствий, ему легче регулировать свое поведение. Стоит помнить, что ребенок старше 3-х лет реагирует только на 3 первых «нельзя» в день, после этого его мозг просто игнорирует это слово;
  • Единство всех членов семьи. Перед тем, как обозначить запрет ребенку, стоит обсудить его со всеми членами семьи и прийти к единому мнению. Запрет будет действовать на ребенка правильно только в случае, если все взрослые поддерживают его. Бабушки и дедушки должны понимать важность поддержания законов, установленных родителями и не давать поблажек, ни при каких условиях;
  • Единые стандарты. Идеально, если введенный запрет будет касаться всех членов семьи. Если вы что-то запрещаете ребенку, а при этом сами постоянно делаете запрещенное, то у малыша не формируется четкое понимание правильной линии поведения. Если не выполнять запрещенное действие не получается, то ребенок должен четко усвоить, почему так происходит. Можно сказать, что такое действие очень опасно и его могут выполнять только взрослые, которые прошли специальную подготовку и когда малышу будет определенное количество лет, его научат правильно выполнять это действие. Понимание со стороны ребенка причины запрета, шаг к соблюдению.

Соблюдая эти простые правила, вы сможете снизить количество негативных проявлений со стороны ребенка. Конечно, полностью избежать наказаний вряд ли удастся, но стремиться к этому нужно.

Применение наказаний в отношении детей

Цель наказания – стремление помочь ребенку осознать собственное поведение и последствия. Главной целью родителей, применяющих наказание, должно быть достижение малышом понимания, что с ним обошлись справедливо, несмотря на его поведение, его любят.

Если обойтись без применения наказания не получается, то способом повлиять на будущее поведение ребенка без нанесения ему травмы будет:

  • Посадить за стол в другую комнату, объяснить причину наказания, дать подумать некоторое время. После этого поговорить с ребенком, выяснить, в чем причина его поведения, как он сам оценивает свои действия, к какому выводу пришел. Цель наказания – понимание ребенком неправильности своих действий;
  • Создать в комнате полную тишину, убрать любимые игрушки, предложить обдумать свое поведение в тишине. Через некоторое время обсудить произошедшее;
  • Посадите ребенка на стул в угол, предложите обдумать свое поведение;
  • Уберите из пользования наиболее любимые игрушки на некоторое время, объяснив ребенку, что игрушки вернуться, когда ребенок подумает над правильностью своих действий.

Применение наказания в отношении ребенка – мера принуждения. Чтобы у малыша не складывалось впечатление, что это норма, взрослому нужно извиниться после наказания. Объясните крохе, что вы не хотели этого, но поведение карапуза вынудило вас пойти на крайние меры, чтобы он мог понять, что совершает неправильные действия.

Применение наказаний в отношении ребенка требует от родителей соблюдения некоторых условий для получения результата:

  • Наказание должно быть осознанно ребенком. Нельзя наказать за то, что малыш не знал и не понимал;
  • Нельзя наказывать малыша младше 3-х лет. Ребенок начинает четко запоминать правила поведения только на 3-м году жизни и для принятия их нужно некоторое время;
  • Проанализируйте собственное поведение, не являетесь ли вы причиной плохого поведения;
  • Наказания не применяются во время болезни, перед и сразу после сна, во время еды;
  • Не наказывайте ребенка, если у вас плохое настроение. Сначала нужно остыть и трезво взглянуть на ситуацию;
  • Не стоит наказывать за действия, совершенные давно. Принцип применения наказания в отношении ребенка – неотвратимость и своевременность;
  • Труд – не наказание, не нужно применять его в качестве ответа на негативное поведение и действие.

Девочки более чувствительны к наказаниям, чем мальчики, в большинстве случаев им достаточно критической беседы, в которой вы подробно объясните, в чем малышка провинилась. Обязательно во время беседы подчеркивайте, что вы очень любите свою малышку, но ее поведение вас очень расстраивает.

Мальчикам нужно четко объяснять причину наказания, подробно поясняя, какие последствия его действий или реакций могут быть. Для будущих мужчин важно понятие справедливости и честности, старайтесь словом и делом быть примером, к которому ему нужно стремиться, расскажите, почему его поведение не соответствует вашему.

Применяя наказание в отношении ребенка, каждому родителю нужно помнить о своей любви к ребенку и не пытаться ею торговать. Малыш должен понимать, что ваша любовь нерушима, всеобъемлюща и вы применяете наказание исходя их своих добрых чувств.

Перед применением наказания, четко поймите причину поведения, осознайте, зачем вы наказываете ребенка. Понимание цели наказания позволит вам выбрать подходящий ситуации вариант.

Применение наказаний в отношении детей – мера, которой не нужно злоупотреблять и применять ее только в крайнем случае. Чтобы ваши отношения с малышом строились на доверии, теплоте и уважении, нужно стараться быть примером своему ребенку, пытаться словом донести ваше видение его поведения и объяснить причину, почему не нужно делать определенные вещи. Понимание и любовь в отношении ребенка – основные инструменты воспитания, старайтесь использовать их как можно чаще, тогда применять наказание придется очень редко.

Говоря о том, можно и нужно ли наказывать ребёнка , предлагаем вспомнить, для начала, те ситуации, когда нам приходилось наказывать детей и о том, какой эффект давал этот метод воспитания детей. Ну, судя по тому, что многие родители уже не знают, как воздействовать на своего капризного и упрямого ребёнка, методы эти неэффективные. Но родители упорно пытаются найти способ, как правильно наказывать ребёнка .

Мы уже затронули ранее, в общих чертах, вопросы наказания детей на странице Поощрение и наказание детей. Нужно ли поощрять и наказывать ребёнка? . В ней мы рассказали о том, почему наказание детей не является эффективным. И о том, почему, несмотря на всю неэффективность этого метода воспитания, он является самым популярным.

В этом плане, как везде. Сколько людей, столько и мнений.

1. Кто-то использует телесные наказания детей и считает их единственно эффективными. Неверное утверждение. Позиция силы здесь вряд ли уместна. Если даже вам и удастся заставить ребёнка сделать так, как вам хочется, то он сделает это из-за страха перед вами и перед ремнём. Но он, всё равно, останется при своём мнении и не поймёт, не почувствует, что поступает неправильно.

Есть родители, которые возразят нам: Ну и пусть пока не понимает. Подрастёт, тогда поймёт. Не поймёт. Если бы дети понимали и соглашались с родительским наказанием, то не было бы проблем подросткового возраста, когда наши дети вырастают. Но несогласия копятся и, став подростком, ребёнок воспринимает в штыки родителей, все их слова и действия. А всё оттого, что все несогласия с родителями накапливались в нём с детства и, вместе с гормонами, вырываются наружу.

Как влияют телесные наказания на поведение ребёнка

Мама трехлётнего Матвея удивилась. Обычно шумный и гиперактивный ребёнок почему-то вёл себя тихо. Она заглянула в комнату – и пришла очередь удивляться самой маме. Ребёнок в три года жизни проявлял чудеса художества, разрисовывая новые обои разноцветными карандашами. Вроде бы ничего удивительного в этом нет. Но Матвея наказывали за это уже неоднократно. Мама пришла в негодование, накричала на ребёнка и шлёпнула по попе. Но, через пару часов обнаружила его вновь за этим увлекательным занятием.

Возможно, ребёнок ещё слишком мал, чтобы понять свой поступок? Почему он повторяет его снова и снова? Нет, не мал. Он точно знает, что делает, но не знает ещё, почему он так поступает. Но об этом можно догадаться, если проанализировать его действия. Довольно много детей идёт даже на наказание, чтобы отстоять свои права.

Телесные наказания ребёнка способны дать лишь временный эффект, а, в дальнейшем, лишь усилят неповиновение, что и проявится особенно сильно в подростковом возрасте. И чем сильнее наказание, тем сильнее может быть ответная реакция ребёнка. Зачастую дети гораздо настойчивее своих родителей. В результате, самые стойкие родители могут потерять остатки терпения и самообладания.

2. Ещё один метод наказания – наказание трудотерапией. Когда ребёнка, совершившего какую-либо провинность, заставляют, в наказание, сделать какую-либо работу. Например, можно услышать сердитые крики отца и матери: Ах ты, такой сякой, столько дел натворил опять. Ну-ка, иди в свою комнату, наведи там порядок, заправь кровать и садись делать уроки.

Эффективен ли такой подход? Нет. Он также неэффективен. В приведённом примере родители заставили ребёнка делать уроки и выполнить его семейные обязанности (заправить кровать и убраться). И эту работу родители вменяют ему вместо наказания, хотя это его сфера жизни, его обязанности, и ребёнок должен выполнять их самостоятельно и без напоминаний. А его наказывают тем, что заставляют их выполнять. Естественно, ребёнок будет протестовать против наказания, а, следовательно, и против своих прямых обязанностей.

К существующим проблемам родители добавили ещё несколько: ребёнок теперь не будет заправлять кровать, не будет делать уроки, и не будет убираться, т.к. будет воспринимать эти действия – как наказание для себя. А кому интересно быть наказанным?

3. Ещё один популярный метод наказания – различные запреты. Можно запретить какие-либо любимые игрушки или вещи, просмотр телевизора и игру в компьютер, можно запретить конфеты и др. Запретов много, только они тоже неэффективны. Потому что большинство таких запретов имеют вид своеобразного шантажа ребёнка. Если он сделает то-то, мы разрешим ему это.

Запрет оправдан, если он делается в одностороннем порядке, и его цель – оградить ребёнка от опасности или от вещей, для которых он ещё слишком мал. Но в качестве наказания запрет не подходит.

Как поступить, если, всё-таки, капризный и упрямый ребёнок должен быть наказан за какие-либо действия? Дело в том, что очень часто бывает, что родители, после наказания своего ребёнка, сами испытывают чувство разочарования и жалости, по отношению к нему. Они пытаются утешить себя мыслями, что это делается для его же блага и что они поступают правильно. Но этим самым они лишь обманывают себя. Нет, возможно, на ребёнка стоит воздействовать, это бесспорно. Просто родители не знают, как это сделать и бьют ремнём. А потом сами сожалеют об этом.

На самом деле, очень многие поступки (в том числе и плохие) дети совершают, если они хотят обратить внимание, своих родителей на себя. Общение с родителями – одна из потребностей у ребёнка. Если она не удовлетворяется, он подсознательно будет искать способ её удовлетворить. И если ребёнок склонен к непослушанию, то он будет искать внимания родителей, вытворяя что-нибудь такое, что родители точно не оставят без внимания.

К чему это может привести, сложно сказать. Последствия могут быть самыми непредсказуемые. Не зря же говорится в Библии: До трёх лет – носи, как яичечко. С трёх до семи – паси, как овечечку. Т.е., основное направление деятельности – это наше внимание к ребёнку, общение и разговоры с ним. Вы даже не представляете есбе, насколько сильны эти методы. Не постоянное внимание, конечно, чтобы ребёнок не привык к нему и не стал его требовать, но регулярное. Особенно, если он единственный ребёнок в семье. Ведь, как известно, такие дети часто вырастают избалованными детьми.

В многодетных семьях, где несколько детей с небольшой разницей в возрасте, такой проблема может не стоять столь остро. Т.к. в этом случае ребёнок не будет требовать от родителей много внимания. Если он будет играть со своими сёстрами или братьями, то потребность в родительском внимании у него будет меньше.

При наказании ребёнка, если всё-таки, это произошло, не надо смеяться над ним. Иначе это уже не наказание, а издевательство. А многие взрослые просто не могут удержаться от смеха, когда видят, физиономию ребёнка, которого они только что отшлёпали. Ребёнок страдает (для него это, действительно, страдание), а над ним смеются. Уважаемые взрослые, если причинение страдания ребёнку доставляет вам удовольствие и радость, то это, называется садизм, по научному.

Далее, что нужно отметить, не стоит вспоминать о проступке ребёнка после наказания. Не надо постоянно тыкать ему этим и напоминать эту ситуацию. Всё, он понёс за неё наказание, он сполна расплатился. А его продолжают наказывать снова и снова, повторяя и напоминая об этом снова и снова и ставя, тем самым, его в неловкое положение.

И, всё-таки, в первую очередь, родителям стоит создать атмосферу уважения к чувству собственного достоинства у ребёнка. Быть жёстким, но не жестоким. Идти на встречу, но не идти на поводу. Любить ребёнка, но не потакать во всех мелочах. А когда ребёнка бьют – то оскорбляют его достоинство. И ребёнку тяжело принять лидерство такого родителя.

Следующая наша статья будет посвящена ещё одному популярному методу воспитания детей в семье – их поощрению. И называется она: Методы поощрения детей. Как поощрять ребёнка?

Нужно ли наказывать детей: кнуты и пряники семейного воспитания

Молодые родители, которые еще не имеют собственного мнения на этот счет, часто ищут информацию о том, стоит ли наказывать ребенка и как именно это надо делать.

Впервые взяв на руки своего новорожденного, редкие мама и папа задумываются над тем, как именно они будут реагировать на его непослушание. Более того, малыша вообще не хочется наказывать…. Вплоть до того момента, когда он сотворит что-то совсем уж неприемлемое, а то и опасное. Тогда наказывать может быть уже поздно.

Как можно наказать ребенка без перехода на личности?

Чтобы продемонстрировать свое отрицательное отношение к поступку и при этом не породить в душе маленького человека лишнего негатива, стоит обратить внимание на определенные «правила наказания» ребенка.

  • Наказание стоит осуществлять, только находясь в спокойном состоянии. На эмоциях сложно адекватно выбрать меру наказания. Если вы чувствуете, что поступок ребенка вывел вас из себя, имеет смысл предварительно успокоиться, и только потом предпринимать какие-то меры.
  • Ребенок должен четко понимать, за что его наказывают. Не просто за то, что он плохо себя вел, а именно за то, что грубил, обманывал или, например, присвоил чужое. Вы должны назвать конкретные действия, а также предложить ребенку подумать, как именно стоило бы ему вести себя в подобных ситуациях впредь.
  • Наказывать нужно за конкретный поступок, который был совершен недавно. Неправильно терпеть проступки ребенка в течение какого-то времени, а потом, когда терпение кончится, наказывать за все скопом. Наказание «задним числом» неэффективно.
  • Чтобы понять для себя, как правильно наказать ребенка за конкретный поступок, надо представлять, какими причинами этот поступок вызван. Например, если ребенок недоговаривает о плохих оценках или обвиняет других в своих проступках, вероятно, он боится реакции родителей, потому и лжет. В этом случае ругань и наказания только усугубят проблему. А эффективным выходом будет просто беседа.

Поощрение и наказание детей

Кроме наказаний среди мер воспитания обязательно должны быть и поощрения. И те, и другие обязаны соответствовать значимости поступка. За мелкие шалости и серьезные провинности наказания должны быть различны, так же как и награды, например, за помощь по дому или за победу в каком-нибудь серьезном соревновании.

Следите за тем, чтобы даже маленькие достижения ребенка не оставались незамеченными с вашей стороны. Провинности сильнее бросаются в глаза, а хорошие поступки взрослые часто склонны воспринимать как само собой разумеющиеся. Этот подход неверен.

Существует понятие «позитивного подкрепления» - это метод воспитания, при котором малейшие улучшения поведения ребенка активно поощряются взрослыми. Этот метод весьма популярен у психологов при работе с проблемными детьми и подростками. Благодаря его эффективности, позитивное подкрепление специалисты часто советуют применять и родителям, которые уже отчаялись добиться от своего ребенка послушания или хорошей учебы.

Дети, которых постоянно ругают и наказывают, со временем просто перестают слышать и воспринимать критику взрослых. А вот похвала и поощрения сначала обескураживают их, а потом мотивируют изменять свое поведение в лучшую сторону.

Зная, как правильно наказать ребенка, родители смогут предотвратить повторение неблаговидных поступков своего чада, что при грамотном подходе и правильной системе семейных ценностей пойдет ему только на пользу.

Надо ли наказывать детей?

Каждая семья для себя определяет, надо ли им наказывать детей или они будут применять другие методы воздействия. Так или иначе, к наказаниям прибегает большинство родителей, однако, кто-то использует ремень, а кто-то лишение развлечений, методы у всех разные.

Что касается телесных наказаний, то сейчас они не пользуются большой популярностью у родителей, тогда как в предыдущие столетия являлись основной формой наказания детей. Мы воспринимаем телесные наказания как насилие, опасное для жизни и здоровья ребенка, и совершенно справедливо.

К тому же, родители, которые бьют своего малыша, имеют все шансы получить такое же отношение ребенка к ним. Ведь не всегда ребенок будет меньше и слабее, настанет день, когда он вырастет в сильного взрослого, а родители станут пожилыми людьми. Иными словами, телесные наказания - не лучший метод воспитания.

Часто ребенка лишают чего-то ценного для него: прогулок, развлечений, компьютера, телевизора, сладостей и т.д. Эти наказания с переменным успехом работают, но чаще учат малыша выкручиваться, привирать, сваливать свою вину на других. И у родителей возникает вопрос, можно ли жить вообще без наказаний? И как? Вырастет ли такой ребенок хорошим человеком, не пойдет ли «по кривой дорожке»?

Как воспитывать детей без наказаний: метод естественных последствий

Метод естественных последствий – это уникальный метод воспитания детей без наказаний. Он требует от взрослого доверия к своему ребенку и признания его самостоятельной личностью. Это самое сложное, в остальном метод элементарен.

Суть его в том, что за каждый свой поступок ребенок получает соответствующий ответ, но не от родителей или воспитателей, а от самой жизни. Все просто: на улице холодно и мама просит сына одеть шапку. Сын сопротивляется. Без шапки он замерзает и простужается, получая в качестве ответа на свое поведение болезнь.

Или применительно к маленькому ребенку: малыш не слушается, лезет куда-то и падает. В этой ситуации родители должны взвешивать ситуацию, и не позволять делу заходить слишком далеко. Если ребенку грозит реальная опасность, естественных последствий ждать, конечно, не стоит. В остальном же, можно сто раз сказать: «Не трогай чайник, он горячий!», а можно позволить малышу единожды прикоснуться к этому чайнику, проследив, чтобы он был ощутимо горячим, но не слишком. И одного раза будет достаточно. Неприятные ощущения, испытанные малышом, в будущем, возможно, избавят его от реального ожога.

Дети, в воспитании которых использовался «метод естественных последствий» вырастают разумными взрослыми людьми, умеющими принимать взвешенные решения и отвечать за свои поступки. Но у родителей должна быть стойкая нервная система и непоколебимая вера в своего ребенка. А еще они должны четко понимать, что относительно всех сфер жизни с ребенком нужно разговаривать, обсуждать то, с чем ему придется столкнуться, прими он то или иное решение.

Ребенок, делая выбор, должен знать, на что он идет:
«Не будешь делать домашнее задание – получишь двойку, не напишешь контрольную, останешься на второй год…»
«Будешь поздно возвращаться домой – можешь попасть в неприятности (и живописать, какие именно)»
«Будешь курить – будет неприятно пахнуть, ухудшиться внешность, заболеешь..»
«Засидишься допоздна за компьютером, проспишь школу», и т.д.

И если родителям можно соврать и избежать таким образом наказания, то объективную реальность не обманешь – ее формируют наши поступки, и если ребенок привыкнет к этому с детства, то сможет управлять своей реальностью максимально эффективно.

Комментарии

  • Нам наверное просто повезло с ребенком. Родила я ее в 34. Она с детства вообще никаких хлопот не доставляла. Даже засыпала с
    рождения сама. Сейчас нам 5.5 лет. С детства мы не отказывали ни в чем. Даже стены все были обрисованы. Теперь в сознательном возрасте, объясняем. Муж иногда пытается грубо объяснить, но грубо у нас, значит, холодной интонацией. Как то раз в детстве я попыталась слегка ударить по щеке, мне стало так плохо. До сих пор не могу забыть. Ударить-значит перейти на личность. Лучше наказывать интонациями. Если уж сильно хочется наказать.Метод естественных последствий впечатлили. Есть с нашим воспитанием схожее что-то.
    07.01.2018
  • Всегда считала, что с ребенком нужно договариваться и объяснять. Муж же всегда придерживался метода кнута и пряника. Но только пряников много, а кнут за очень серьезные проступки и очень редко, но метко, чтоб дошло с одного раза. Сейчас сыну 4,5 года и я понимаю, что кнут иногда необходим. Однако все дети разные и подход к их воспитанию тоже должен быть индивидуальным.
    За статью спасибо.
    Ирина Гаврилик, 08.01.2016
  • Психологи, занимающиеся вопросами развития человека и психики детей, настаивают, что испортить здорового ребенка можно только постоянным тотальным контролем, отсутствием внимания к нуждам детей и нехваткой любви. От того, что родители подавляют, наказывают, диктуют, ни один ребенок не станет более умным, развитым, самобытным. Удобным для взрослых – может быть, но не счастливым, к сожалению. Хотим ли мы этого для своего малыша?

    Нужно ли наказывать детей или альтернатива есть?

    Воспитание без криков и наказаний – это труд. В том числе по развитию лучших родительских качеств. Гуманистическая психология не устает повторять: наказание не несет никакой воспитательной функции. Более того, наказывая ребенка, вы учите его хитрить, подстраиваться и лгать, сердце ребенка ожесточается, и в будущем вы рискуете попасть в неприятную ситуацию, когда повзрослевший малыш совсем перестает слышать вас, замыкается в себе, начинает делать назло (а по сути, отчаянно привлекает к себе недостающее внимание взрослых).

    К сведению. Альтернативой наказанию являются методики, которые помогают ребенку расти в атмосфере доверия. Позволить малышу учиться на собственном опыте, даже если он негативный, совсем нелегко. Отсутствие карательного фактора, исходящего от родителей, вовсе не означает вседозволенности. Данный вариант воспитания не значит, что у малыша не будет никаких правил и норм поведения.

    Возмещение ущерба

    Чему мы учим ребенка, наказывая его? Врать, изворачиваться, всячески избегать расправы. Зачем? Если ребенок разбил мячом чужое окно, поверьте, он уже достаточно испугался. Наилучшее решение – извиниться перед хозяином окна и возместить ущерб, используя суммы, на которые малышу покупают игрушки. И кроха должен об этом знать. Таким образом, воспитательный момент вполне состоится без унижения детей.

    К сведению. В конечном счете все карательные меры упускают и лучшие возможности для обучения. Малыш оказывается не в состоянии сфокусироваться на текущей проблеме и сделать выводы: он способен только бояться последующего наказания.

    В тихом омуте

    Всегда удобный и послушный ребенок – это мина замедленного действия. Вы можете «по праву сильного» загнать малыша в эту ловушку, но где же окажется его индивидуальность, уникальные черты характера, чувство собственной нужности? Карапуз будет думать, что он нужен только удобным, беспрекословным, угождающим. Родители наказывающие не понимают, что лежит в основе проблемного поведения. Нехватка любви, внимания? Природная живость, энергия дерзновения, которая мешает взрослым? Ну не может трехлетка долго сидеть спокойно, это противоречит самой природе. Шипеть в очереди в поликлинике на расшалившегося от скуки малыша – просто глупо. Запаситесь играми, карандашами, поиграйте с малышом, но не ругайте маленьких детей за то, что они маленькие.

    К сведению. Дайте ребенку, который разрисовал обои, кусок ненужных. Обеспечьте грифельными досками юного художника. Маленькие дети имеют право расти в обстановке, которая не тормозит их развитие страхом расправы. Незрелые доли мозга не станут более развитыми, если поставить ребенка в угол или наказать игнорированием. Развивают интеллект только любовь и понимание.

    Карающая рука

    Родителя наказывающего не интересуют неудовлетворенные потребности дочери или сына, которые и привели к нежелательному поведению. В таких ситуациях взрослых интересует только подтверждение того, что они могут безгранично пользоваться своей силой и властью над ребенком. Если ребенок врет и ворует, это уже серьезный повод для семьи, чтобы пересмотреть свои взаимоотношения полностью. Истина гласит: «Если ребенок плохо себя ведет, лечить надо родителей».

    К сведению. Последовательность – один из главных секретов в том, как воспитать ребенка без крика и наказания. Пусть ребенок знает: все, что вы обещали, вы выполните. Если в вашей семье не принято врать, использовать нецензурные слова и обижать животных, дети тоже не станут так поступать. Разве что ненадолго «заразятся» от приятелей по детскому садику. Но этот «недуг» быстро пройдет, если родители правильно на него отреагируют, например, скажут, что у того, кто их произносит, изо рта появляется неприятный запах. Что не так уж и далеко от истины.

    Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного» и «неправильного». Только подумайте, имеет ли смысл бить ребенка за то, что он только что ударил кого-то? Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что это нормальная практика − добиваться желаемого с помощью насилия.

    Особый случай

    Бывает, что ребенок вообще не слушается. А уставшая мама не выдерживает и срывается на крик и даже по попе может шлепнуть. А потом, успокоившись, переживает и винит себя за такую реакцию. Как исправить ситуацию? Извиниться. Извиниться именно за то, что сорвалась, и объяснить, почему так произошло: «Вот видишь, мама на тебя закричала, потому что ты не слушал ее, потому что ты не собрал свои игрушки». Или, как в нашем случае, «потому что ты не хотел собираться на прогулку, а вместо этого бегал и разбрасывал вещи». Если же срыв произошел не из-за ребенка, а по каким-то другим причинам, то тем более надо извиниться и объяснить, в чем дело.

    К сведению. Если же вы чувствуете, что не можете справляться с собой все чаще и чаще и срываетесь на ребенке, то, скорее всего, ребенок тут не виноват, а дело в вас! И вам стоит подумать о психологической помощи для себя: сходить к психологу, с подругами в кафе или просто выспаться.

    Памятка для родителей

    Предлагаем родителям несколько простых советов, которые помогут избежать обид и унижений при взаимодействии с ребенком. Если следовать этим простым правилам, то вы вырастите, может быть, и не идеального человека, но взрослого, который умеет любить, прощать и быть счастливым.

    • Если текущие потребности детей удовлетворены, ребенок готов переходить на следующий уровень развития.
    • Будьте внимательны к детским желаниям – и это вовсе не про кучу игрушек в спальне. Удовлетворяйте лежащие в основе поведения потребности. Если мы наказываем за внешнее поведение, это не решает проблему. Смотрите глубже.
    • Присмотритесь, чего сегодня не хватило детям: двигательной активности, вашего внимания или еще чего-то? Если вы не можете исполнить желание ребенка – позвольте ребенку выплакать слезы, будьте рядом и сочувствуйте.
    • Обеспечивайте безопасную и благожелательную среду, дружелюбную по отношению к ребенку. Не оставляйте хрупкие и ценные вещи там, куда малыш может дотянуться. Так же – с розетками и таблетками.
    • Проявляйте сочувствие и сопереживайте вашему ребенку, какими бы пустяковыми вам ни казались его переживания.
    • Учитесь сотрудничать и договариваться. Это очень поможет карапузу во взрослой жизни.
    • Внушайте вашему ребенку веру в то, что вы его любите и что он ценен в любом случае. Так называемое плохое поведение часто является попыткой ребенка выразить его потребность в любви и внимании тем способом, который ему в данный момент доступен. Иногда это бурная истерика. Не думайте, что ребенок делает назло. Если бы он мог выразить свою потребность более зрелым способом, он бы это сделал. Мозг имеет свою скорость созревания.
    
    Top