Беседа с родителями детей которые постоянно пьют. Родительское собрание

Беседа по правовой тематике с

родителями

Детские годы – долгие важные годы в жизни ребёнка…

Уважайте труд познания…Уважайте собственность ребёнка...

Уважайте успехи и неудачи ребёнка…Уважайте текущий час

и сегодняшний день…Как ребёнок научится жить завтра,

если мы не дадим ему,сегодня,?

Януш Корчак

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с правами и обязанностями ребёнка.

2. Обозначить наличие проблемы жестокого обращения с

детьми в семье и рассмотреть методы и пути предупреждения

насилия по отношению к детям.

3. Объяснить родителям актуальность обсуждаемой проблемы.

    Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

    Воспитывать уважительное отношение к своему ребёнку.

Форма проведения собрания : доклад, беседа, дискуссия.

Вопросы для обсуждения :

Какие права имеет ребенок в школе и дома;

Причины нарушений прав ребенка;

Жестокое обращение с детьми;

Анализ предложенных ситуаций по теме собрания;

Тестирование родителей по теме собрания;

Рассматривание рисунков и анализ детских анкет.

Подготовительная работа к собранию :

    Подготовка доклада на тему, Ребенок тоже человек: его

права, нарушение прав ребенка, жестокое обращение с детьми,

2. Подбор ситуаций для анализа с родителями.

    Подготовка теста для родителей,Вы и ваш ребенок,.

    Подготовка советов психолога Дэвида Льюиса,Об уважительном отношении к ребёнку,

    Выставка рисунков детей, Я и мои права,

    Анализ детских анкет,Ребенок тоже человек,

Время проведения: 50-60 мин.

Ход собрания

    Доклад,Права ребенка в школе и дома,

Мы, учителя и родители, должны обеспечить каждому ребенку лучшее будущее. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Каждый день множество детей в мире подвергаются опасностям, которые препятствуют их росту и развитию. Дети подвергаются страданиям, будучи жертвами войн, расовой дискриминации; будучи беженцами; будучи инвалидами, жертвами жестокости и эксплуатации. Каждый день дети страдают от голода, отсутствия жилья, от эпидемий. Каждый день 40 000 детей умирают от недоедания и болезней, в том числе от СПИДа, отсутствия чистой воды, плохих санитарный условий, а также от последствий, связанных с проблемой наркомании. Более 100 миллионов детей не имеют базового школьного образования. Детская и младенческая смертность недопустимо высока во многих частях мира. Полмиллиона матерей умирают каждый год по причинам, связанным с рождением детей.

ООН во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Конвенция о правах ребенка открывает новую возможность для истинного всеобщего уважения к правам и благополучию детей. Рассмотрим основные -

Права ребёнка

Право на жизнь

Каждый ребенок имеет право на жизнь.

Право на образование

Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

    на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

    на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

    на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребен­ка;

    на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала

образовательного учреждения;

5) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования,

а на конкурсной основе - среднего профессионального, высшего профессионального обра­зования

в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях;

6) на получение дополнительных (в том числе платных) обра­зовательных услуг;

7) на перевод в другое образовательное учреждение, pea лизующее образовательную программу

соответствующего уровня;

Право на свободу слова .

На уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся

Право на труд

Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возраста;

Ребёнку не должна поручаться работа, которая была бы вредна для его здоровья, образования или

препятствовала его физическому, умственному и нравственному развитию.

Право на защиту от жестокости, на ограждение от дискриминации

Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации, сексуального насилия, похищения детей и торговли детьми. Ребенок должен быть огражден от расовой, религиозной и других форм дискриминации.

Право на здоровый рост и развитие

Больному ребёнку должна быть обеспечена достойная жизнь;

Больному ребенку должен быть обеспечен надлежащий уход;

Больному ребёнку должны быть доступны все радости, все хорошее, что есть у здорового ребёнка;

Государство обязано помочь родителям неизлечимо больного ребёнка лекарствами, врачами.

Право на заботу государства

Государство должно заботиться о ребенке, который остался без родителей;

Обеспечить ребенку одежду, еду, жилье;

Способствовать усыновлению, опекунству.

Кроме того ребенку должно принадлежать право на - жилище;

- развлечение;

- медицинское обслуживание.

Попробуем выделить основные

Нарушения прав ребенка в школе и дома .

1. Игнорирование прав и свобод ребенка

Проявления:

Неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;

Пренебрежение основополагающим понятием прав человека,достоинство человека,;

- полное игнорирование детской индивидуальности;

Пренебрежение равенством возможностей учащихся и равным ко всем отношением;

Не соблюдаются гарантии на бесплатное образование;

2. Нанесение вреда здоровью ребенка

Проявления:

Несоответствие расписания нормам валеологии;

Сверхнормативное увеличение учебного плана, проведение более двух контрольных, проверочных работ в

день; большие объемы домашних заданий (у ребенка формируется страх ошибки, ребенок боится

предъ­явить неправильный ответ).

Принуждение к тяжелому физическому труду дома;

Принуждение к воровству и попрошайничеству, склонение к сектанству;

Лишение жилища, пищи, медицинских услуг;

3. Применение наказаний, ущемляющих человеческое достоинство

К их числу относятся:

Физическое насилие;

Психологическое, психическое насилие;

Система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетво­рительное поведение ребенка;

Перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.

Жестокое обращение с детьми

Насилие - любой вид жестокого обращения с детьми,допускаемого родителями, опекунами, педагогами, воспитателями, на­рушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающий его полноценному развитию. Жестокость в отношении детей формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Выделяется виды насилия над детьми - физическое, сексуальное, психи­ческое(психологическое), пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьез­ные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Распознавание:

Внешний вид ребенка и характер травм;

Внешние повреждения(отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги);

Повреждение внутренних органов или костей, которые не могли быть следствием несчастного случая.

Боязнь физического контакта со взрослыми;

Стремление скрыть причину травм;

Плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

Негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

Попытки самоубийства.

Сексуальное насилие(развращение ) – вовлечение ребенка без его согласия в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Распознавание:

Повреждение области половых органов;

Заболевания, передающиеся половым путем, беременность;

Ночные кошмары и страхи;

Депрессия;

Стремление полностью закрыть свое тело;

Несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

Проституция.

Психологическое (эмоциональное) насилие - периодическое дли­тельное или постоянное психическое воздействие родителей (опе­кунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формирова­нию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.

К этой форме насилия относится:

Открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

Оскорбление или унижение его человеческого достоинства;

Угрозы в адрес ребенка;

Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

Предъявление к ребенку требований, не соответствующих воз­расту или возможностям;

Ложь и невыполнение взрослым обещаний;

Однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ре­бенка психическую травму.

Распознавание:

Задержка физического и умственного развития;

Нервный тик, энурез;

Постоянно печальный вид;

Различные соматические заболевания;

Беспокойство, тревожность, нарушение сна;

Агрессивность;

Склонность к уединению, неумение общаться;

Плохая успеваемость.

Пренебрежение интересами ребенка - это хроническая неспособ­ность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одеж­де, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.

Психологическое пренебрежение - это последовательная неспо­собность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

Распознавание:

Утомленный, сонный вид;

Санитарно- гигиеническая запущенность;

Отставание в физическом развитии;

Частые заболевания;

Постоянное чувство голода, кража пищи;

Задержка речевого и моторного развития;

Низкая самооценка, успеваемость;

Агрессивность и чрезмерная импульсивность;

Антиобщественное поведение, вплоть до вандализма.

2.АНАЛИЗ СИТУАЦИЙ.

При рассматривании предложенных ситуаций родители должны дать не просто решение, а мотивировать его, привести примеры из жизни.

СИТУАЦИЯ 1.

Настроение ребенка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Спустя какое то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые мальчишки забирают у него деньги, которые родители дали ему на завтрак.

СИТУАЦИЯ 2.

Ребенка дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе и в школе. Он отказывается идти в школу.

Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.

СИТУАЦИЯ 3.

Случайно родители девочки, ученицы 4 класса, обнаружили на ее теле синяки. Долго выясняли причину. Услышанное повергло в шок. Подростки несколько раз загоняли ее и других девочек в подвал и подвергали оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать всем.

СИТУАЦИЯ 4.

Ребенок часто болел. Но учительница не признавала причину неподготовленности к урокам. Оценки стали плохие. Ребенок перестал вовсе учить уроки. Стал пропускать занятия, врать родителям. Связался с плохой компанией.

СИТУАЦИЯ 5.

Родители ограничивали ребенка в материальном плане . Заходя в магазин,он клянчил у них купить ему хоть что–нибудь . Если этого не случалось- закатывал истерику . Вскоре у родителей стали пропадать деньги. Дошло до того, что он вытащил из сумки учителя большую сумму.

    ТЕСТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.

ТЕСТ, ВЫ И ВАШ РЕБЕНОК,

1. Ребенок подрался с одноклассниками, и Вас срочно вызывают в школу.

Как Вы поступите?

А) Сгоряча накажете ребенка.

Б) Выясните, как прошла драка, и после этого определите меру наказания.

В) Прежде всего переговорите с классным руководителем.

2.Помогая Вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?

А) Самая первая – подзатыльник.

Б) Раздраженная фраза:, Уходи от сюда! Обойдусь без твоей помощи!,

В) Успокоите ребенка- ведь он сделал это нечаянно.

3.Если Вы наказали ребенка, а потом узнали,что поступили

несправедливо, вы:

Б) Извинитесь;

В) Признаете свою ошибку, объясните, что взрослые тоже ошибаются.

4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы устали,…

А) Обрываете его:,Дай хоть минуту отдохнуть, помолчи!,

Б) Ответите, не думая серьезно, лишь бы ответить.

В) Объясните, что очень устали и попросите перенести разговор на другое время.

5.Ребенок просит помочь ему в написании сочинения. Как вы поступите?

А) Напишите черновик, ему останется переписать сочинения

Б) Строго скажите:,Работай сам, иначе ничему не научишься.,

В) Поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно

6.,Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок,-просит ребенок. Что вы ответите?

А) Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени.

Б) Давай. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом.

В) Прежде подумай, все взвесь. Я куплю тебе рыбок, но помни, что ухаживать за ними

придется только тебе.

7.Узнав, что друг вашего ребенка вел себя недостойно, вы…

А) Запретите дружить с ним.

Б) Обсудите случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому сделать вывод.

В) Не обращу внимания.

8. Если у вашего ребенка не получается задача,то вы…

А) Будете укорять его в тупости и лени.

Б) Постараетесь отложить дела и поможете ему.

В) Скажете, что сами не умеете решать такие задачи.

Подсчет результатов:

Если вы 6 раз выбрали ответ с цифрой,3, - вы неплохой воспитатель, ваши отношения с ребенком прочны и интересны.

Если,угадали, на половину –вам надо пересмотреть свои отношения с ребенком как можно скорее.

Если еще меньше – придется серьезно задуматься над своими отношениями с ребенком, иначе все может выйти из-под контроля.

4.Чтение и обсуждение советов психолога Дэвида Льюиса

Об уважительном отношении родителей к своему ребенку,

5.Рассматривание и анализ детских рисунков,Я и мои права,

6. Анализ детских анкет

Анкета для детей,Ребенок тоже человек,

    Что такое право?

    Какие права есть у тебя?

    Достаточно ли прав у детей?

    Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали?

  1. Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения своих прав?
  2. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?

    Какие права ты включил бы в школьную конституцию, если бы ее составляли?

МОУ "Лицей № 3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево Саратовской области"
Профилактическая беседа "Разговор с родителями о воспитании и не только".
В современном обществе все больше людей склоняются к тому, что воспитание ребенка начинается
в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих
роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания,
благоговения и самообладания. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя
или к добру, или к злу.
ЗAДУМАЙТЕСЬ!!!
 Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
 Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
 Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
 Если ребенка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.
 Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
 Если ребенка подбадривать, он учится верить в себя.
 Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
 Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
 Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
 Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Эпизод 1. Правила выполнения домашнего задания.
Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно
сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему
уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо
начинать. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку
понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами,
которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было
дел, которые родители могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор –
его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить
игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама,
ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах
ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя
мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, ­ значит, уроки так
же важны, как работа, которую выполняют взрослые. Если вы решили помогать ребенку в
приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить

занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий
истинное удовольствие и пользу ребенку, и вам. Вам понадобится больше выдержки, сил,
уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить миссию, учитывайте основные правила
организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему
действительно пользу, а не вред.
1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить
ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение
классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без
стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника
дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4­5 часов, а затем
его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не
должна состоять только из школьных заданий.
3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти,
за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий
очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в
правильном выполнении помогает.
5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите
получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как
ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это
неправильно”.
7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть
систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не
была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не
понимает.
Эпизод 2.

«Совсем нет времени, чтобы заняться ребенком!»
 Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него
найти. Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет
искать на стороне родственные души или привлекать внимание взрослых плохим
поведением.
 Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе
качество важнее количества) посидеть с ним, поговорить, помочь ребенку по домашним
делам, рассказать интересную, поучительную историю или обсудить мультфильм.

 Если ребенок пришел в школу без выполненных уроков, получил замечания от учителя,
ребенок получает стресс. Учитель в школе объяснил, показал, научил. Домашнее задание
какое? ДОМАШНЕЕ. Его ребенок обязан делать дома, под контролем родителей в
обязательном порядке. (см. Правила выполнения домашнего задания)
Эпизод 3.

«Меры наказания!»
 Физические наказания могут привести к утрате у ребенка отзывчивости, способности
сочувствовать и сопереживать другим людям.
 Наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние,
осуждение собственного поведения.

Ребенок всегда должен знать, за что его наказывают. Объясняя ему его провинность, не
обсуждайте его личность, а обсуждайте проступок, который совершил ребенок.
 Самое эффективное наказание – посадить на диван и заставить прочесть конкретный
рассказ и пересказать его.
Эпизод 4. «Если учительница не права»
Сохранение учительского авторитета в глазах ребенка важно не для учителя и не для школы, а для
нормального развития самого ребенка. Однако, что же делать, если учитель не соответствует своей
высокой роли? Такое, к сожалению, случается. В таких случаях выход существует только один:
объяснить ребенку, что учитель - обыкновенный живой человек, такой же как и все, просто в
данной конкретной ситуации его действия по той или иной причине не совсем верны, но не
допускать, чтобы в целом у ребенка сформировалось отрицательное отношение к учителю.
Чего нельзя говорить ни в коем случае:
1. Учитель тебя не любит.
2. Учитель ставит оценки несправедливо.
3. Ваш учитель – глупый.
4. Требование учителя выполнять не нужно – оно неправильное.
5. Поступать так учитель не имеет права.
То, что можно сказать ребенку, но лишь в крайнем случае:
1. Если учитель тебя ругает чаще других, несмотря на то что вы все ведете себя одинаково, значит
- он просто боится, что ты слишком быстро забудешь то, что он тебе уже говорил.
2. Отметка ставится не только за знания, но и за отношение к делу. Наверное, учитель решил, что,
если бы ты не ленился, то выполнил бы работу гораздо лучше.
3. Каждый может иногда о чем­то забыть или чего­то не заметить.
4. Возможно, в этот раз учитель случайно ошибся. Иногда такое бывает со всеми.

5. Мы ведь с тобой не знаем точно, почему учитель так поступил, поэтому лучше давай не будем
разбирать его поступок.
Эпизод 5.

«Тактичность родителей»
 Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребенок слышал учителя в школе, не
подрывайте авторитет педагога, не обсуждайте его в присутствии ребенка.
 Помните учитель, тоже человек, у него есть своя семья и дети. Он тоже хочет, после работы
уделить внимание своим домочадцам, а не работать учителем дома по телефону.
 Если вы хотите ознакомиться с успехами вашего ребенка в школе, приходите
непосредственно в школу. Этим самым вы покажите ребенку свою заинтересованность в его
обучении и свой контроль, что будет стимулировать желание хорошо учиться.
И еще, рассмотрим несколько секретов о воспитании детей со всего света.
«Подожди!»
Именно это слово говорят родители в некоторых европейских странах даже самым маленьким
детям, потому что считают, что ребенка надо приучать к тому, что нельзя получать все по первому
требованию. Именно с помощью небольших пауз родители добиваются того, чтобы дети росли
более самостоятельными.
Волшебные слова.
Кого из нас в детстве не учили «волшебным словам»? Поблагодарить после еды и сказать
«пожалуйста», если просишь кого­то о чем­то – мы знаем эти слова и учим своих детей
употреблять их, как когда­то учили этому нас. А вот для родителей такими же обязательными
словами помимо «спасибо» и «пожалуйста» являются «здравствуйте» и «до свидания». Замечено,
что вынудить маленького ребенка поздороваться со взрослым довольно трудно. Особенно если ты
приходишь с ребенком в чужой дом и взрослые незнакомые. Ребенок теряется, стесняется,
упрямится и молчит. Ты делаешь попытку, но она, скорее всего, обречена на провал, но ты и не
ждешь другого. Простое «здравствуйте» для ребенка и окружающих означает, что он может вести
себя цивилизованно. Так это «волшебное слово» задает тон общению между детьми и взрослыми. С
этими словами трудно не согласиться.
Кто в доме главный?
Во французских семьях вопрос о том, кто в доме главный, не стоит. Ребенок всегда знает о своем
месте, а если он иногда забывает о нем, французские мамы и папы говорят ему: «Здесь решаю я!»
Противопоставляя американскому методу воспитания детей французский Памела Друкерман
подчеркивает, что в Новом свете родители боятся ущемить свободу детей. Дело доходит до
абсурда. Ребенок в детском саду на замечание воспитательницы может ответить: «Ты мне не босс!»
и продолжить заниматься своим делом. В свободолюбивой Франции это просто исключено: «в
стране, где почитают революцию и баррикады, за семейным столом анархистов нет».
Отмечу, что во Франции очень строго очерчены границы того, что можно делать детям, а чего
нельзя. Кстати, что в рамках этих границ дети абсолютно свободны. Они могут шалить и

баловаться, и их никто не будет ругать за небольшие проступки, поэтому в принципе во Франции
детей наказывают очень редко:
«Устанавливая границы для детей, родители часто используют выражение «имеешь /не имеешь
право». «Не бей Жюля, – говорят они. – Ты не имеешь права его бить». И разница здесь не только в
семантике. Подобный запрет звучит совсем иначе. Это выражение подразумевает, что существует
некая фиксированная, организованная система правил для взрослых и детей. И если ребенок не
имеет права делать одно, у него есть право делать что­то другое.
Другая фраза, которую часто используют французские родители в общении с детьми, – «не
одобряю», которая несет в себе гораздо больше, чем обычное «нет». Таким образом, родители
показывают, что у них есть свое мнение, с которым ребенок должен считаться. При этом
допускается, что у малыша может быть свое мнение по любому поводу.
Возможно, именно поэтому за столом во Франции всегда царит такое спокойствие. Вместо того,
чтобы ждать большого скандала и прибегать к суровым наказаниям, родители предпринимают
множество маленьких вежливых превентивных шажков, основываясь на установленной системе
правил.
Взрослое время
Детей французы часто отправляют в летние лагеря отдыха. Родители не должны переживать
слишком сильно из­за ссадин или синяков, они должны доверять учителям и могут радоваться
возможности побыть без детей. Побыть только вдвоем – вполне обычный способ отдыха для
родителей. Они не мучаются угрызениями совести, если отправились куда­то без детей и не
паникуют из­за того, что с детьми никто не справится так, как они сами. Но помимо поездок и
выходов в свет вдвоем, «взрослое время» бывает ежедневно. Маленьких детей принято укладывать
спать довольно рано – после 8 часов вечера начинается время для родителей. Они отправляют
детей в их комнаты, и те, даже если не ложатся спать, то уже играют в своих детских. Никакой
беготни по всему дому и требований часами укладывать их в постель, в таких семьях нет. Утром
дети также не врываются в комнату к родителям, а ждут, когда те выйдут.
Отношения супругов.
Считается, что самое главное в семье – это взаимоотношения мамы и папы, а дети – на втором
месте. Действительно, очень много семей, которые во главу угла ставят ребенка или детей, если их
несколько. Такие семьи принято называть детоцентричными. Но что происходит с ними, когда дети
вырастают? Когда не надо куда­то с ними бежать, развивать, делать уроки, скатываться с горы?
Остается ли что­то, что делает супругов интересными друг другу безотносительно детей? Когда
дети маленькие, очень трудно поверить в то, что рано или поздно они покинут твой дом. Но на
самом деле это происходит стремительно. Казалось бы, еще совсем недавно ты тряс этот комочек в
коляске, а теперь он учится в институте, самостоятельно едет в другую страну и водит автомобиль.
Что же остается тебе? Только жить своей собственной жизнью, которая не должна зависеть
целиком и полностью от тех, кого ты родил и воспитал. И в этом я не могу не согласиться с
французами, которые, по статистике, считаются самыми счастливыми супругами в Европе.
Задумаемся над этим и будем счастливыми родителями для своих детей!

БЕСЕДА «Средства эффективного общения с ребенком в семье»

(выступление на родительском собрании)

Если вы начали применять на практике принципы воспитания, то ваши дети уже должны понять, что им больше не удастся управлять вами с помощью нытья.

Наша цель состоит не в том, чтобы отучить детей ныть, а в том, чтобы научить их общаться спокойно и уважительно. Согласитесь, если на смену капризам придет отчуждение между родителями и ребенком, то ситуация в семье станет еще более напряженной. Наша задача - заменить непослушание открытым и уважительным диалогом, который будет полезен как взрослым, так и детям.

Именно родители должны показать детям пример спокойного и уважительного общения.

Чтобы полностью избавиться от нытья и капризов, вы должны предложить детям новый способ общения. Но помните, что ребенок берет пример с родителей, поэтому вы тоже должны работать над собой.

Относитесь ко всем членам семьи как к друзьям или коллегам - спокойно и уважительно. Помните, что между родителями оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.

К сожалению, очень немногим посчастливилось вырасти в семье, где родители и дети уважали и любили друг друга. Родные люди нередко причиняют друг другу боль. Некоторые могут позволить себе в словах и поступках со своим мужем (женой) или ребенком такое, чего никогда не позволили бы в отношениях с малознакомым человеком.

Как же изменить отношения в семье? Начните с простого - задумайтесь, как вы разговариваете с другими членами семьи. Существует три способа взаимодействия с окружающими, которые соответствуют принципам воспитания:

агрессивный (автократичный);

пассивный (всепозволяющий);

эффективный (демократичный).

Многие считают, что добиться своего можно только посредством агрессии. Они кричат, требуют, запугивают, приказывают и оскорбляют. Есть люди, которые постоянно ведут себя подобным образом, и те, кто прибегает к таким методам только в крайних случаях.

Каждый хотя бы раз срывался в ответ на капризы или нытье детей. Если проанализировать подобные случаи, вы заметите, что ничего хорошего этим не добились: ребенок либо отвечал тем же, либо замыкался и мстил при первой же возможности.

Второй неэффективный принцип взаимодействия с окружающими - вседозволенность. Те, кто его придерживается, не могут настоять на своем, взять инициативу в свои руки и всегда находят этому оправдание. Иными словами, такие люди позволяют вить из себя веревки. Их не уважают ни муж (жена), ни дети. Пассивные родители часто прибегают к агрессии, когда ребенок выводит их из себя.

Эффективный (демократичный) стиль общения основан на самоуважении. Вы сами устанавливаете границы дозволенного и определяете, как окружающие должны к вам относиться. При этом вы также с уважением относитесь к окружающим. Эффективному общению нужно учиться.

Мы предлагаем две основные формулы эффективного общения. Первая: вы просто сообщаете, что сделаете (или чего не будете делать) в случае непослушания. Эта формула широко используется при предупреждении последствий плохого поведения. При этом нужно быть кратким, уверенным, говорить уважительным тоном и сохранять спокойствие.

Вторая формула эффективного общения пригодится тогда, когда вам нужно серьезно поговорить с ребенком (или с любым другим человеком).

Формулы эффективного общения помогут вам значительно улучшить отношения между членами семьи. Но подготовьтесь к тому, что изменить поведение будет не так-то легко.

Прежде всего помните, что перед вами стоит сразу две задачи:

С помощью принципов последствий прекратить нытье.

Сделать так, чтобы на смену нытью пришел открытый и уважительный диалог.

И родители, и дети должны научиться разговаривать друг с другом спокойно, с любовью и заботой, даже на самые проблемные темы.

Используя формулы эффективного общения, вы прямо и в уважительном тоне выражаете собеседнику свои чувства, мысли и жизненные установки. На первый взгляд все очень просто, но на самом деле будьте готовы приложить немалые усилия, чтобы воплотить в жизнь принципы эффективного общения.

Формулы эффективного общения - это не только ценный воспитательный прием. Применяя их, вы научите детей быть честными и открытыми, выражать свои чувства и желания

Все дети проходят период, когда им нужно проверять границы дозволенного и испытывать терпение родителей. Даже если ваш ребенок не закатывает истерик, вы можете предотвратить плохое поведение, показав, что вы его не потерпите.

Родителям стоит заранее обсудить с детьми некоторые вопросы и объяснить им, почему нельзя обижать других малышей, оскорблять их, сквернословить, обманывать. Подросткам следует объяснить, почему вы против плохих компаний, что будет, если они придут домой позже назначенного срока или отправятся туда, куда ходить запрещено, почему нельзя курить и употреблять спиртное.

Такие вопросы нужно обсуждать с детьми заранее и объяснять, какого поведения вы от них ожидаете и какие последствия будут результатом непослушания. Это особенно важно, если в семье есть подростки, поэтому родителям нужно научиться владеть формулами эффективного общения.

Также не забывайте, что формулы эффективного общения - это только один из способов донести свою мысль до сознания ребенка. Родители должны сохранять спокойствие, твердость и уважительный тон независимо от характера проступка и серьезности проблемы. Начинать можно с самого раннего возраста, но формулы эффективного общения помогут наладить взаимопонимание даже со взрослыми детьми.

Когда вы начинаете применять принцип последствий с подростками, будьте готовы к громким протестам, поэтому тщательно подбирайте выражения и будьте немногословны. Старайтесь говорить как можно меньше и только по теме, не повышая голос, не выражая недовольства и не высмеивая ребенка.

Вас, конечно же, терзают совершенно естественные сомнения. Это понятно, ведь всем родителям хочется, чтобы их дети хорошо учились. Поэтому в такой ситуации вы разрываетесь между желанием научить ребенка отвечать за свои поступки и стремлением спасти его от последствий проявленной безответственности. Но подумайте, как он научится быть самостоятельным и выполнять обязательства, если будет все время надеяться на волшебную палочку-выручалочку - поддержку мамы и папы?

Также помните о том, что в воспитании вы должны быть последовательными. Невозможно одновременно сохранять твердую позицию и уступать там, где дело касается школы. Это никому не принесет пользы. Вам следует сохранять твердость, а ребенок должен научиться думать о последствиях своих поступков. Поверьте, что, столкнувшись с таким ответом несколько раз, ребенок усвоит, что не родители, а он сам несет ответственность за свои поступки.

Большинство детей, к удивлению родителей, абсолютно адекватно реагируют на обращение к ним в спокойном и уважительном тоне, без упреков, критики и запугиваний. Нужно просто сказать, что было не так, и попросить в будущем вести себя иначе. При этом родители выражают уверенность, что в следующий раз ребенок будет вести себя лучше, а это очень важно. Детям нужно дать почувствовать, что родители ждут от них хороших, разумных поступков.

Если ребенок не воспринимает ваше обращение, начинает пререкаться или переходит к обвинениям, займите нейтральную позицию и выйдите из комнаты. Вы должны сохранять спокойствие и твердость, не нужно закатывать глаза, тяжело вздыхать, сердиться или запугивать ребенка.

Показывая свое раздражение и злость, вы опускаетесь до уровня капризного ребенка. Если вы платите ему той же монетой, то позволяете капризам перерасти в настоящую истерику, когда разумные доводы бесполезны и бессильны.

Вы, как родители, в первую очередь должны научиться контролировать свои эмоции. Это единственный способ научить своих детей общаться без нытья, оскорблений, криков и запугиваний. Только так можно побороть их плохое поведение. Помните: дети берут пример с родителей.

Не поддаваясь манипулированию и не вступая в ссоры, вы учите ребенка уважать себя и других.

Важно осознать, что дети не могут стать вежливыми и послушными сами по себе. Но если они будут видеть перед собой положительный пример, то рано или поздно начнут ему следовать. Оставайтесь верными идеям, и будьте готовы следовать им, даже не получая немедленных результатов.

Учиться уважительному общению нужно всем, потому что именно оно помогает укрепить отношения в семье.

Многие уверены, что формулы эффективного общения действуют только на детей постарше, которые понимают, что им говорят, но не забывайте, что выражение лица и жесты - это действенные средства невербальной коммуникации. Даже самый маленький ребенок по вашему поведению способен понять, что поступил нехорошо. Дети реагируют на тон вашего голоса, хотя и не понимают значения всех слов, которые вы произносите. Начиная с самого юного возраста вы готовите почву для взаимопонимания в будущем, когда дети подрастут и станут понимать смысл каждого вашего слова.

Ошибочно полагая, что до определенного возраста ребенок ничего не понимает, и откладывая его воспитание, вы сами себе оказываете медвежью услугу. Ребенок привыкает, что ему все позволено, поэтому впоследствии вам будет очень сложно заставить его изменить свое поведение.

Воспитание начинается не с пяти лет и даже не с трех, а с того возраста, когда ребенок способен проследить связь своих действий с последствиями, которые они вызывают. Формулы эффективного общения действуют даже на самых маленьких детей, помогая заложить основу для дальнейшего взаимопонимания и взаимоуважения.

Мы раздражаемся и скрипим зубами, когда наши попытки во всем контролировать детей не помогают найти с ними общий язык. Мы забываем, что, будучи родителями, можем и должны работать над собой, учиться, осваивать новые методы воспитания, такие как формулы эффективного общения. Только таким образом мы сможем научить детей уважать себя и окружающих, стать полноценными членами .

Формулам эффективного общения нужно учиться. Непонимание и конфликты между родителями и детьми - это результат неправильно выбранного стиля поведения.

Помните, что отношения в семье являются для ребенка эталоном. Отношение детей к сверстникам и взрослым в садике или школе - это отражение семейных отношений. Они обращаются с друзьями и воспитателями так, как привыкли обращаться с членами своей семьи.

Поэтому, создавая в семье атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи, вы облегчаете жизнь себе и ребенку как внутри семьи, так и за ее пределами. Методы, описанные в данной статье, также помогут наладить отношения в любом взрослом коллективе.

Поверьте, дети не любят ссориться с мамой и папой, просто они не знают, как по-другому привлечь внимание и выразить себя. Мудрые родители должны показать ребенку позитивные способы приносить пользу семье и быть полноправным ее членом. Эти важные навыки помогут им в дальнейшей жизни.

Родители должны помнить, что они являются для своих детей примером. Формулы эффективного общения помогут вам скорректировать поведение ребенка и направить его в позитивное русло.

Дети хотят быть похожими на своих родителей, даже если не признают или отрицают это. Слова и поведение взрослых являются для детей своеобразной точкой отсчета. Мама и папа - это первые взрослые люди, с которыми начинают общаться дети. Они идеализируют родителей, стараются подражать им. Поэтому наши слова и поступки в ответ на происходящее оказывают на детей гораздо большее влияние, чем мы думаем.

Своим поведением мы с самого раннего возраста показываем детям, как нужно вести себя в этом мире. К сожалению, многие родители не осознают, какая это большая ответственность. Образцы для подражания есть у каждого, а первым и самым главным становятся именно мама и папа. Родители должны в полной мере осознавать влияние, которое оказывают на своих детей, особенно на подростков. В этом возрасте дети особенно рьяно пытаются доказать маме и папе, что они уже почти взрослые и не нуждаются в советах и воспитании. На самом деле подростковый возраст - это один из самых трудных жизненных периодов, когда перед детьми встают сотни проблем, требующих принятия сложных решений. Именно в этом возрасте детям как никогда нужны родительский совет и помощь.

Зрелость - это наиболее ценное качество взрослых, которого нет у детей. Родители должны строить отношения в семье спокойно и рассудительно, чтобы дети могли учиться на их примере.

Не забывайте, что для воспитания важны даже слова, которые члены семьи употребляют в общении друг с другом. Грубость, брань и окрики не менее опасны для детей, чем телесные наказания.

Не говорите

«Ты невоспитанный и неблагодарный!»

«Как я мог(ла) воспитать такого ребенка!»

«Ты меня уже достал своим нытьем!»

«Ну почему ты не можешь вести себя прилично, как брат?»

«Делай что хочешь, ты все равно меня никогда не слушаешь».

«Замолчи сейчас же, иначе будешь сидеть дома!»

«Если бы ты хоть немного думал о своей семье, ты бы так не поступал».

«Эгоист! Думаешь только о себе!»

Согласитесь, когда нас отчитывают, мы воспринимаем не сами слова, а тон, которым они произнесены. Мы слушаем, но не слышим собеседника. А потом начинаем злиться и обороняться, грубим и оскорбляем других людей. В результате разгорается серьезная ссора, которую будет не так-то просто прекратить.

Есть только один выход: нужно научиться общаться по-другому, по-новому и научить этому своих детей. Помните: дети - отражение родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы они начали вести себя лучше, сначала изменитесь сами.

Важно, чтобы родители не позволяли конфликту разгореться. Научитесь гасить его в самом начале, тогда никто не совершит ошибок и не наговорит грубостей, за которые потом будет стыдно. Более того, и у вас, и у детей появится время успокоиться и подумать над ситуацией. Нужно научиться сдерживать эмоции, чтобы они не мешали вам разобраться в своих чувствах и правильно сформулировать главную мысль. Родители должны разговаривать с детьми так, чтобы их слышали и понимали. Только так мама и папа могут стать хорошими наставниками, способными даже в самых сложных условиях объяснить детям важные понятия и ценности, научить их ответственности.

Формулы эффективного общения помогут вам наладить с детьми открытый и уважительный диалог. Вы будете приятно удивлены, увидев, что спокойный тон и отсутствие эмоционально окрашенных слов пробудили в ребенке желание поговорить с вами по душам. Известно, что хорошим друзьям достаточно открытой, доверительной беседы, чтобы решить любую проблему. В идеале такие же отношения должны быть между родителями и детьми.

Откровенно разговаривая с ребенком на самые разные темы, вы тем самым как бы ненавязчиво объясняете ему, что ожидаете от него того же. Любую проблему можно решить без злости, жестокости и оскорблений. Дети воспримут новый подход как возможность открыто поговорить с вами на волнующие их темы. Формулы эффективного общения помогут восстановить доверие между родителями и ребенком, и это станет поворотным моментом в семейных отношениях.

Если же на все ваши попытки наладить отношения с детьми вы встречаете непонимание, не теряйте терпения, продолжайте действовать и не заостряйте внимания на детском упрямстве. Таким поведением вы покажете ребенку, что отныне не будете реагировать на его плохое поведение и вступать в пустые споры.

Ваша задача - создать в семье доверительные отношения, которые располагают к откровенным беседам. Нужно помочь ребенку понять, что словом можно серьезно обидеть человека. Строить отношения следует с добротой и терпением - ведь злость и раздражение еще никогда ни к чему хорошему не приводили. Чтобы изменить атмосферу в семье, научитесь относиться друг к другу с уважением и заботой.

Чем больше родители занимаются вопросами воспитания, тем лучше понимают, что невозможно наладить теплые, доверительные отношения с детьми, если все время пытаться их контролировать, командовать ими, высмеивать их или, наоборот, выполнять каждый каприз. Единственный способ повлиять на ребенка - это установить с ним доверительные отношения, основанные на взаимном уважении. Для этого нужно прежде всего отказаться от желания во всем контролировать ребенка или «переделать» его. Вместо этого необходимо учиться контролировать собственные реакции на поступки окружающих. Контролируйте себя, а не своих детей - это единственный способ измениться самому и создать в семье открытые, теплые, доброжелательные отношения, когда каждый чувствует себя полноценной личностью, заслуживающей уважения и любви.

Формулы эффективного общения помогут изменить отношения в семье как на поверхностном, так и на глубинном уровне. Они учат всех членов семьи демонстрировать свою силу и важность, не унижая при этом других. С их помощью каждый сможет откровенно говорить о том, что для него важно, не чувствуя себя неловко. Своим спокойным и уважительным тоном вы даете детям позитивный посыл: «Я люблю и уважаю тебя. Я хочу, чтобы ты понял мои чувства, потому что ты - очень важный для меня человек».

Такие перемены принесут массу положительных моментов, в частности, дети научатся выражать свои чувства и пожелания без нытья и капризов. Они поймут, что есть эффективные и позитивные способы общения, которые помогают достичь желаемого.

Позитивное общение не означает, что дети будут всегда получать то, чего они хотят, но оно помогает создать в семье атмосферу взаимопонимания и поддержки. Ребенку очень важно знать, что его всегда внимательно выслушают, с его мнением считаются, его уважают и любят. Для него это гораздо важнее, чем просто получить желаемое, несмотря ни на что.

Плюс ко всему навыки позитивного общения, которые ребенок приобрел в семье, помогут ему и за ее пределами. Помните: уважительное и позитивное общение - основа любых долговременных отношений. Сколько семей можно было бы спасти от распада, если бы супруги умели слушать и уважать друг друга! Учить этому нужно с самого детства, создавая в семье теплые и доверительные отношения.

Если ребенка не научить этому в детстве, то он станет озлобленным, трудным подростком, а в дальнейшем - взрослым с различными деструктивными наклонностями. Родители должны верить в свои силы и работать в первую очередь над собой, чтобы отношения в семье улучшились. Твердость и последовательность, установление причинно-следственных связей и формулы эффективного общения помогут добиться взаимопонимания в семье и обсуждать важные вопросы без упреков и напряжения.

Классный руководитель Щербина Т. В.

Здоровым может называться человек, который обладает гармоничным развитием и хорошо приспособлен к окружающей его физической и социальной среде. К сожалению, в настоящее время, всё больше молодых людей начинают злоупотреблять спиртными напитками и таким образом, разрушают своё физическое и психическое здоровье. К тому есть несколько причин. Мы рассмотрим лишь некоторые из них. Одной из первых причин является употребление алкоголя родителями, – имеется в виду влияние алкоголя на потомство. "Пьют родители – страдают дети". Об отрицательном влиянии алкоголя на потомство известно ещё со времён далёкой древности. На всех этапах формирования организма контакт с алкогольным ядом опасен и может в дальнейшем проявиться нарушениями физического и психического здоровья. Риск развития тяжёлых нарушений здоровья тем выше, чем более продолжительно и интенсивно воздействие алкоголя.

Действие алкоголя в период внутриутробного развития плода приводит в первую очередь к недоразвитию плода, рождению ослабленных детей, высокой детской смертности, рождению детей с врождённым недоразвитием отдельных органов, с уродствами.

Алкоголь, принимаемый матерью в период грудного вскармливания ребёнка, вызывает у него расстройства нервной системы, нарушения в психической сфере, различные заболевания органов пищеварения, печени, почек, сердечно-сосудистой системы, лёгких, тормозит умственное развитие. В этот же период алкоголь может попасть в организм ребёнка с грудным молоком, если мать в это время употребляет любые спиртные напитки.

Врачами-педиатрами описано множество случаев алкогольного отравления младенцев через грудное молоко. Дети, матери которых употребляли спиртные напитки в период вскармливания, были очень беспокойны, нередко у них развивались судорожные явления и даже эпилептические припадки. Особенно слабой нервной системой отличались дети, рождённые от матерей, употреблявших алкоголь ещё во время беременности.

Кроме всего вышесказанного, решающее значение в возникновении хронического алкоголизма имеют традиции, обычаи, индивидуальное отношение каждого человека к употреблению алкоголя. Основу воспитания дети получают в семье. Семья формирует личность будущего человека. Здесь мы рассмотрим не менее важный фактор начала употребления подростка алкоголя – нарушение взаимоотношений в семье, а именно:

    алкоголизм одного или обоих родителей;

    постоянные конфликты между родителями;

    жестокое обращение с подростком;

    семейный крах (развод, потеря одного или обоих родителей и т.д.);

    неполная семья.

Моральный и материальный ущерб, который наносится семье пьющим отцом, непоправим. Ведь в этом случае значительные материальные средства расходуются на спиртное. Ухудшается питание семьи, что тяжело складывается на физическом развитии и росте детей. Из-за ссор, скандалов, пьяных сборищ дети часто недосыпают, спят тревожно. Успеваемость учащихся резко падает. Постоянный пример алкоголика отца, находящегося перед глазами ребёнка, – грубого, несдержанного, часто неработающего, – пагубно сказывается на формировании личности будущего человека. Дети часто стыдятся таких отцов, скрывают от сверстников, что отец пьёт и дебоширит в доме, для них это настоящее горе, и каждый ребёнок остро реагирует на него.

Ещё тяжелее складываются отношения , когда в семье пьёт мать. Пьющая мать очень быстро теряет свои материнские качества, перестаёт заботиться о доме, детях, опускается. К сожалению, в последнее время злоупотребление спиртным перестаёт быть "привилегией" мужчин. Алкоголизм у женщин протекает более злокачественно, чем у мужчин. Дети в семьях таких женщин видят пример глубокого морального падения матери. Особенно страшным такой пример может стать для подрастающей дочери.

Исследователи, изучавшие причины женского алкоголизма, указывают, что на первом месте стоит психическая травматизация, связанная с неблагополучием в личной и семейной жизни. Отсутствие взаимопонимания, половая неудовлетворённость, чувство одиночества, в некоторых случаях совместные выпивки – вот важные предпосылки для начала алкогольного пути женщины. Из наблюдений учёных-медиков известно, что женщины-алкоголики употребляют значительно больше алкоголя, чем мужчины, и хронический алкоголизм развивается у них значительно быстрее.

Постоянный страх перед пьяным отцом , скандалами, драками в доме, страх за мать, детей в таких семьях делает робкими, неуверенными в себе. Часто дети в семьях алкоголиков вырастают злобными, мстительными, лживыми и лицемерными. В семейных драках и скандалах их незаслуженно обижают, и они, стараясь защитить себя, со временем ожесточаются и действуют теми же методами. В таких семьях дети нередко получают тяжёлые травмы.

Дефект раннего воспитания, недостаточное интеллектуальное развитие наблюдаются, как правило, у детей из неблагополучных семей, особенно из семей, где родители злоупотребляют алкоголем. Недостатки воспитания детей в семье алкоголиков обусловливаются характерными для таких родителей изменениями личности, которые резко ограничивают круг интересов семьи. К вопросам воспитания своих детей такие родители безразличны.

Пьянство в семье является дурным и заразительным примером для детей и подростков. Одним из серьёзных последствий пьянства в семье является раннее привыкание детей к алкоголю, способствующее развитию у них в последующие годы хронического алкоголизма. Риска заболеть у них выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляют спиртными напитками. Дети из таких семей затрудняются в принятии любых решений, в дальнейшем у них возникают трудности в интимных отношениях. Самое главное – все они стремятся плыть по течению, подстраиваться под окружающих. Большинство из них нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении. Таким образом, дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по заболеваемости алкоголизмом и наркоманией.

Ребёнок, чтобы выжить в алкогольной семье, неизбежно усваивает дезадаптивные формы поведения. В семьях с алкогольной зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся их жизненным кредо: "не говори, не доверяй, не чувствуй".

Дети боятся "высовываться" и просить о помощи из-за клейма, связанного с пьянством или другими наркотическими проблемами, а также из-за того, что они не хотят быть предателями в своей семье. Даже дома они не могут говорить об истинном положении вещей. Кроме того, они становятся недоверчивыми из-за несдерживаемых родителями обещаний, непостоянства, вербального, физического и даже сексуального насилия, объектом которого они нередко являются.

Третье правило – "не чувствуй!" – естественным образом вытекает из первых двух. То, что происходит с ними, может быть больно, грязно, стыдно и безнадежно. Они вынуждены учиться прятать или игнорировать свои чувства. Дети уже в раннем школьном возрасте прекрасно умеют отстраняться от своих чувств и мыслей по поводу происходящего в семье, убеждая себя и окружающих в том, что всё благополучно.

Подросток не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но часто и сам пытается найти в алкоголе ключ к решению семейных проблем. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности, который по своему проявлению сходен с нарушениями психического здоровья (в частности, с некоторыми формами проявления шизофрении).

Вышеуказанные характерологические изменения личности ребёнка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно, под влиянием жизненного уклада алкогольной семьи и особенностей поведения пьющих взрослых. Волей-неволей он оказывается втянутым в решение семейных проблем и вместе с взрослыми несёт груз ответственности за то, что происходит в доме. Всё это не может не отразиться на особенностях его мировосприятия, чувств и поведения. Учёными, занимающимися проблемами детей из алкогольных семей, выделен ряд семейных условий, которые больше всего влияют на становление личности. Остановимся на десяти их описании более подробно.

1. Этот ужасный секрет семьи. В алкогольной семье родители пытаются скрыть от детей всё плохое, что связано с пьянством, хотя это сделать трудно. Сокрытие семейных проблем становится образом жизни. Секрет семьи со временем раскрывается, но дети уже привыкли жить в мире мнимого благополучия и не видят правды, потому что их никто не учил быть открытым по отношению к своим проблемам и чувствам.

2. Жизнь в укрытии. По мере взросления дети начинают понимать, что люди осуждают пьянство, и особенно пьющих родителей. Поэтому всеми силами они стремятся скрыть позор своей семьи от соседей и сверстников, не могут обсуждать интересующие их вопросы с друзьями и учителями из-за боязни, что те посоветуют им обратиться за разъяснением к родителям, и таким образом страшная семейная тайна станет известна многим. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность.

Подозрительность и злобность не позволяют членам семьи открыто проявлять свои положительные переживания, поэтому в семьях такого рода не практикуются эмоциональные тёплые объятия, нет взаимной поддержки и любви. Чем больше секретности, тем больше запутанности, конфликтов и ссор, отчуждённости членов семьи, психологической изоляции и одиночества. Ребёнок, вынужденный жить в таком окружении, не находит этому объяснения и не чувствует себя защищённым в родительском доме.

Ребёнку с раннего детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Желание навести порядок, сделать так, чтобы в семье появился комфорт, а вместе с ним – чувство надёжности и безопасности, не получает своего реального воплощения. Ребёнок чувствует своё бессилие и, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх, тревогу, предчувствует опасность и впадает в состояние фрустрации.

3. Борьба, конфликты, ссоры. В алкогольных семьях родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и действиях. Словесные ссоры и сопровождающая их физическая агрессия оказывают на ребёнка психотравмирующее воздействие. Постоянно наблюдаемые ссоры, пререкания, жалобы взрослых друг на друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми (особенно это касается мальчиков).

4. Страхи, тревожные предчувствия. Поведение пьющих отличается непредсказуемостью. Часто под влиянием алкоголя активизируются низменные чувства человека, родители используют угрозы для демонстрации своей силы. Всё это делает атмосферу в семье тревожной и тягостной. Поэтому дети живут в постоянном страхе и ожидании неприятностей, связанных с поведением пьяного родителя. Они опасаются, что по возвращении домой их встретит разбушевавшийся отец, и по этой причине часто предпочитают проводить время вне дома. Побеги детей из дома есть не что иное, как защитное поведение, порождаемое постоянно переживаемым страхом, осознанная реакция протеста в ответ на грубые действия пьяного отца. Вне дома дети пытаются уберечь себя от кошмара, который там происходит.

Какими бы ни были отношения детей с родителями, родители на должны выгонять ребёнка из дома. Пьющий отец нередко приводит домой собутыльников и вместе с ними бранится и хулиганит. Когда жена протестует против их прихода, муж выгоняет её с ребёнком из дома. Ни плач, ни мольба, ни уговоры не останавливают его. Это повторяется неоднократно; ребёнок живёт в постоянном страхе, что отец возвратится домой пьяным и ситуация возобновится, поэтому ребёнок и убегает. Так появляется не покидающий детскую душу страх за будущее, который с годами не проходит, а всё больше усиливается, вынуждая ребёнка жить под гнётом плохих предчувствий, в постоянном ожидании жизненных катастроф.

5. Разочарования. В алкогольной семье взрослые обычно не выполняют своих обещаний. Первоначально дети реагируют на это очень болезненно, безответственность родителей их угнетает. Но приученные скрывать свои чувства даже от самых близких людей, они никогда не рассказывают о своих переживаниях, просто перестают ждать обещанного. В душе дети считают, что родители совершили предательство, поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Детские разочарования по поводу невыполненных обещаний приводят к тому, что выходцы из алкогольных семей даже взрослыми продолжают предчувствовать разочарования и никому ни в чем не доверяют, зачастую оставаясь социально незрелыми, инфантильными.

6. Слишком быстрое взросление. Дети в алкогольной семье быстро взрослеют по сравнению с детьми из благополучных семей. Старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции по решению материально-бытовых проблем и оказанию поддержки младшим братьям и сестрам, они вынуждены заботиться о пьющих родителях и прикрывать дезорганизацию семейной жизни. Иногда жизнь окружающих людей становится рядом с таким ребенком невыносимой. Взросление детей из алкогольных семей бывает вынужденным и они не умеют делиться своими переживаниями. Дети вырастают и начинают мстить за своё поруганное детство, коверкая жизнь другим – эстафета ненависти и жестокости продолжается. Жестокость родителей порождает жестокость детей. Такие люди живут с чувством, что их обокрали, и незаслуженно проецируют своё недовольство на тех, кто рядом с ними.

7. Оскорбления и унижения. А также включая явное и скрытое сексуальное насилие. Пьющие родители утрачивают внутренний контроль над своим поведением. Они могут проявлять физическое насилие по отношению к детям, не чувствуя и не соизмеряя свою силу, невольно травмировать ребенка или даже нанести ему увечье. Довольно распространены в алкогольных семьях формы наказания, унижающие человеческое достоинство: лишение ребенка пищи, одежды, запирание на долгое время в непроветриваемом помещении (например, в туалете или ванной комнате), публичная порка.

Многие дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям – довольно частое явление в семьях с больным алкоголизмом. Даже став взрослым, такой человек продолжает переживать вину, стыд, ненависть, отчаяние, играть роль жертвы во всех жизненных ситуациях, бывает пассивным, часто впадает в депрессию.

8. Заброшенный ребёнок. Даже если в семье только один родитель пьющий, второй, становясь созависимым, всю свою энергию направляет на решение проблем больного алкоголизмом, а дети остаются предоставленными сами себе. Часто в алкогольных семьях детям не обеспечен даже элементарный уход, что представляет угрозу их физическому и психическому здоровью. Результат родительского игнорирования очень скоро начинает проявляться в неумении детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и переживать ему. Они не усваивают элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей собственной семье.

9. Пониженная самооценка, недостаток самоуважения. Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей способствуют формированию пониженной самооценки. Прежде чем ребёнок утвердится в своей самооценке, необходимо, чтобы первоначально это заметили и отметили значимые для него люди. Таковыми для него в первую очередь являются родители. Поэтому он оценивает себя так, как оценивают его они, переживает чувство вины, стыда за семью.

10. Жизнь в мире фантазий. Реальная действительность, с которой соприкасаются дети алкогольно-зависимых родителей, доставляет им массу неприятных переживаний, от которых они пытаются уйти в мир фантазий. Чаше всего фантазии связаны с ситуациями типа "Что, если бы мой отец (моя мать) всегда были трезвые...". Но довольно часто фантазии содержат мысль о смерти родителей как возможном варианте избавления от всех бед, связанных с их пьянством. В результате подобного фантазирования у детей могут складываться искажённые представления об окружающем мире и своём месте в нём.

Фантазирование детей не является чем-то необычным или патологическим, это присуще всем детям. Но довольно часто фантазии вытесняют реальность, заменяют ребёнку действительность. Тогда способность быть хозяином своей судьбы не возрастает, а уменьшается, ребёнок приучается плыть по течению. Таким образом, алкоголизация родителей приводит не только к душевной травматизации ребёнка, но и негативно сказывается на формировании его личности.


Top