Признаки колхоза в одежде. Провинциальный стиль в одежде: что это и нужно ли следовать спискам его признаков? Колготки и кружевное белье

Не моё, но элегантно (с)

Марина Талагаева, 10 признаков провинциального гардеробама с иллюстрациями.

Мои наблюдения за провинциальным гардеробом велись не один год и не в одном городе. Боже упаси вас считать это инструкцией по определению провинциалок в Москве и еще больше упаси, считать, что все москвички по определению стильные и красивые.

1. Невнимание к составу и качеству материала.
Непонимание того, что от него зависит насколько будет комфортно в изделие, сколько и как оно прослужит, как будет сидеть и т.д. Доходит до совсем уж крайних форм: одна моя знакомая хвасталась, что купила пальто за 1000 р, в то время как другая (вот дура -то) - почти такое же, но за 10000. Почти такое же оказалось почти брендовое и из чистой шерсти, а тысячное, конечно, было полиэстеровое. Поэтому знакомая в нем мерзла на улице и потела в метро, поэтому вечно была расстроена и недовольна.



2. Основной цвет - черный. Все, что знает о моде средний человек, укладывается в простую формулу "Шанель- маленькое черное платье-элегантность". Мне кажется, если б Шанель воскресла и увидела сколько черного носят сегодня, она бы снова предпочла умереть. Добило бы ее злоупотребление загаром, солярием и автозагарами. В таких количествах черный цвет из цвета элегантности превращается в цвет бедности. Коричневый, который гораздо дружелюбнее черного в плане сочетаний, почему-то не в почете, хотя именно с черным его и носят, что как правило. выглядит ужасно, кроме стиля грэнни гранж. Про коричневый есть одна теория - моя и Славы Зайцева - память предков. 10 лет мамы носили в школе - опротивел.

3. Отсутствуют интересные цветовые сочетания. Как правило, носят черное с белым и черное с красным. Ну, изредка добавят серый вместо черного и фуксию вместо красного (если вошла в моду как сейчас). Если девушкам медведь особо оттоптался по чувству стиля, то они носят черное (пальто. брюки, колготки и т.д.) с белыми сапогами, иногда прибавляя к этому белую сумку и перчатки или шарф.

4. Отсутствуют целые стили и, как следствие, вещи из этих стилей. Совершенно не в почете стиль casual. Его просто не понимают - как это, что это? Женщины не носят мокасины - с джинсами надевают туфли (лодочки!), ботильоны и кроссовки.Всякие там этно, хиппи, вышивки, орнаменты, бахрома - это вообще за гранью понимания. Такое носят только фрики, неформалки, цыганки, приличной провинциалке такое нельзя.

5. Одежда вообще делится на два стиля - деловой (для работы) и спортивный (для отдыха). Даже если работа не подразумевает дресс-кода, девушки и женщины стремятся одеваться строго. Чем ниже должность, тем больше девушка изображает из себя бизнес-леди -черные юбки, белые блузки, черные туфли на шпильке, чулки в сетку и очки с нулевыми диоптриями. Под белую блузку почему-то непременно надевается черный или красный лифчик - чтоб выглядывал и просвечивал. Такая героиня мужских фантазий - то ли похотливая секретарша, то ли развратная учительница.

Вне работы полное преображение в антисекс - какие-то ветровки диких цветов, водолазки и кроссовки. Тут я снова разделаю мнение Славы Зайцева - кроссовки существую только для занятий спортом. Для спортивного стиля вне спорта есть кеды! В особо печальных случаях деловой и спортивный стиль перемешиваются.

Хотя нет, особо печальный случай - это третий стиль без названия: это то, что провинциальные девушки носят на корпоративы и в клубы.

6. Отсутствие аксессуаров. И книги по этикету и стилю, и журналы, и сайты учат нас, что одежду преображают аксессуары. Сюда брошку, сюда шарфик, сюда ремешок и все - заиграл наряд, сложился в ансамбль. Провинциальные девочки все это прилежно читают, но руководству не следуют. Аксессуаров мало или нет вообще. Поэтому и в ансамбль одежда не складывается, выглядит просто, но не элегантно, а бедно, убого, рыночно.

Но самый хит, когда аксессуар вдруг начинает использоваться массово и не по назначению, как произошло с клатчами в Пензе, когда девушки стали носить их даже на рынок. Так и ходили – в каждой руке по пакету, а под мышкой клатч.

7. Отсутствие бижутерии. Есть в провинциальных девушках какая-то непонятная тяга к только им понятной дороговизне. Вот одежду они будут носить из синтетики и кожзама, но сумка должна быть кожаная. И перчатки! Хотя как раз сумку и перчатки можно вполне носить и матерчатые (так как вещи в сумке и руки не так пострадают как тело и ноги в синтетике). Та же ерунда с украшениями. Бижутерия - это фу и дешевка (впрочем, то что они в итоге покупают в самом деле чаще всего фу и дешевка), а вот золото - это да. Дешевое красное штамповочное золото обильно представлено на практически любой провинциальной девушке - серьги, две цепочки - одна с крестом, вторая со знаком Зодиака, кольца, браслеты цепочки. По какой-то странной традиции это все не снимается на ночь и в душе. Ну, это такой признак взрослой женщины, как не снимать шапку зимой в помещении.

8. Зацикленность на определенных вещах. Есть вещи которые не выходят в провинции из моды никогда
- черные облегающие чуть расклешенные брючки (носятся со всем подряд, включая кроссовки и кожаные черные или коричневые куртки)
- короткие джинсовые юбки (если вам очень хочется носить короткую джинсовую, пусть она будет не стрейч, не светлой и не носите ее с туниками, блузонами и т.д. С короткой темно-синей джинсовой юбкой хорошо сочетается ТРИКОТАЖ! Который тоже не в почете в регионах - майки, футболки, лонгсливы. В крайнем случае какой-нибудь шелковый топ)
-лодочки (носят со всем, включая спортивный костюм. А как надо? - а надо с платьями и юбками. Строгими, нарядными, романтичными - зависит от цвета и высоты каблука)
-джинсовые и кожаные куртки (так же как и лодочки носят со всем подряд. Спасибо стилистам вроде Патрисии Фильд, которые создают периодически образы, где эти куртки мелькают с романтичными сарафанами. У Патрисии Фильд все выходит круто, а вот у провинциальных девочек не очень. Что делать - смотреть на другие виды верхней одежды - кардиганы, например)

9. Кошмарное белье. Сколько ломали копий в Интернете на тему могут ли выглядывать лямки лифчика из-под майки, а стринги из джинсов. К консенсусу так и не пришли, но дискуссии как бы должны натолкнуть нас на мысль, что белье - это часть нашего внешнего вида. От такого какую оно создает форму, просвечивает или не просвечивает. выглядывает или не выглядывает очень зависит внешний вид. Если вы натянули черную водолазку на белый лифчик, будьте уверены - внешний виду вас не фонтан. При всей любви к черному цвету, почему-то провинциальные девочки любят белые лифчики (причем носят их с черными трусами). И еще любят лифчики такие - пошикарнее. Чтобы кружева, вышивка, стразы. Опустим цену этой роскоши, просто запомним как аксиому: современная одежда - облегающая, как правило, требует гладкого белья. Под спортивную майку не носят кружева. Шикарное белье не подходит для повседневной носки, в нем надо возлежать на атласных простынях в ожидании любовника.

10. Боязнь белых ног. Почему-то провинциальные девушки панически боятся того, что их ноги сочтут бледными. И почему стараются с голыми ногами нигде не показываться. Непременно надевают чулки и колготки. В сочетании с летними платьями, а то и вовсе сарафанами и открытыми босоножками, это выглядит странно. А если колготки или чулки еще и ажурные или как их называли модные журналы в 80-е - "фантазийные", тогда и вовсе ощущение, что смотришь хроники из жизнь итальянских проституток 60-х. Страх, видимо, уходит корнями в далекое советское прошлое, когда ноги брить было непринято, а волосатые все же выглядели неэстетично. Правда, тогда старались как можно скорее загореть - чтобы волосы слегка выгорели. Какой смысл сегодня носить колготки в конце июня - загадка. Тем более что выбор бритв и прочих средств удаления волос огромен, равно как и средств по борьбе с бледной кожей - от соляриев до автозагаров.

Золотые колечки на каждом пальце,черные туфли-лодочки под любое платье,колготки«цвета загара» в 30-градусную жару: сегодня выводим на чистую воду главные признаки провинциального гардероба!

Можно тратить большую часть зарплаты на шопинг и жить в столице,но выглядеть при этом провинциально. Мы знаем 10 причин,почему так происходит!

Только золото,только хардкор

Бижутерия - это несерьезно и годится разве что для 10-летних девочек,а серебро смотрится«бедно». Поэтому обладательница типичного провинциального гардероба скупает золото,неважно,что дешевое и «самоварное». Еще один показатель статусности - золотое колечко на каждом пальце. Чтобы всякие там не думали,что у тебя нет денег на ювелирку!

Консервативность

Кроссовки под платье? Фу! Свитшот с кружевной юбкой? Кошмар! Девушка,одевающаяся провинциально,больше всего боится выглядеть не так как«надо»(«как нормальные люди», «как принято», «как мама учила» - список можно продолжать до бесконечности).

Черные туфли - под любой наряд

Черные туфли-лодочки - must-have любой провинциалки. Конечно же,объективно в этой базовой обуви нет ничего дурного,но отличительная черта провинциального гардероба - «впихивание» этих туфель в каждый образ. И неважно,что с белым летним сарафаном или шортами и простой футболкой туфли смотрятся просто ужасно: наша лирическая героиня наденет их даже со спортивным костюмом. А что? Туфли-лодочки же подходят«под все»!

Отсутствие стилевого разнообразия

У большинства таких модниц существует два основных«стиля» - «приличный»(на работу) и «расслабленный»(вне работы). Нередко эти«стили» миксуются жутковатым образом,порождая образы а-ля«корпоратив в офисе», когда кружевное нечто надевают под серый костюм,дополняя это«праздничным макияжем» и намертво залитыми лаком кудряшками. Casual,эклектика,бохо-шик - все это чуждо адептам провинциального стиля и,по их мнению,выглядит«странно».

«Кофты» и «кофточки»

Топы,боди,кардиганы,водолазки,свитера,свитшоты,блузы - нет,нет и еще раз нет! Провинциальный гардероб признает лишь«кофты» и «кофточки» - трикотажные творения неизвестных китайских производителей. Отличительные признаки - некачественный материал,быстро растягиваются и обрастают катышками,часто декорированы рюшами,кружевными вставками или стразами. Такую«кофточку» носят и в пир,и в мир,и с черными офисными брюками.

«Шикарное» белье даже в спортзал

Простые бюстгальтеры с гладкой и тонкой чашечкой? Ни за что! Мало ли где тебя поджидает принц на белом коне: он может встретиться как в офисе,так и в спортзале или на продуктовом рынке. Поэтому в ход идут исключительно кружевные суперпуш-апы,богато украшенные все теми же стразами,перьями,а иногда и искусственным мехом(радует лишь,что никакое животное не страдает ради такой«красоты»). И неважно,что под гладкой и тонкой одеждой весь«декор» безвкусно выпирает,а «сексуально приподнятая» грудь давит на подбородок: главное,что теперь ты впечатлишь и принца,и даже его коня!

Колготки летом

Еще один страх(помимо вышеупомянутой боязни выглядеть«не как все») - показать свои голые ноги. Особенно бледные и в начале лета. Поэтому важная часть провинциального гардероба - колготки,которые их хозяйка не снимает круглый год. Особый писк - «незаметные» с блеском,способным ослепить; в крупную сеточку; «цвета загара». Последние особенно«шикарно» смотрятся на контрасте с остальными незагорелыми частями тела.

Страх экспериментов с цветом

Сложные цветовые сочетания и в принципе какая-либо работа с цветом - это не про поклонниц провинциального стиля. Зачем изобретать велосипед,думают они,когда есть простые и проверенные временем миксы - черное с белым,черное с красным,черное с черным. И не нужно мучиться и думать,как объединить в одном образе сиреневый топ и фисташковые брюки.

Неумение носить аксессуары

Даже,казалось бы,такой в целом простой и распространенный аксессуар, как шляпа, вызывает у представительниц провинциального стиля недоумение: «Кто и где носит шляпы?», «Покажите мне этих людей!», «Что-то я никого не видела на улице в шляпе…» - заявляют они с «ироничной» усмешкой. Все прочие аксессуары также воспринимаются как«перебор» - зачем тебе то,что не несет особой функциональности?

Любовь к подделкам

Доказать представительнице провинциальной моды,что фейки - это позор,невозможно. Потому что«тварь я дрожащая,или могу позволить себе купить в переходе сумку Dolce & Gabbana из лакированной клеенки»?! В их сознании пародия на известный бренд всегда будет по умолчанию лучше и «моднее» качественной кожаной сумки неизвестной марки за те же деньги.

Можно тратить большую часть зарплаты на шопинг и жить в столице, но выглядеть при этом провинциально. Мы знаем 10 причин, почему так происходит!

Только золото, только хардкор

Бижутерия - это несерьезно и годится разве что для 10-летних девочек, а серебро смотрится «бедно». Поэтому обладательница типичного провинциального гардероба скупает золото, неважно, что дешевое и «самоварное». Еще один показатель статусности - золотое колечко на каждом пальце. Чтобы всякие там не думали, что у тебя нет денег на ювелирку!

Консервативность

Кроссовки под платье? Фу! Свитшот с кружевной юбкой? Кошмар! Девушка, одевающаяся провинциально, больше всего боится выглядеть не так как «надо» («как нормальные люди», «как принято», «как мама учила» - список можно продолжать до бесконечности).

Черные туфли - под любой наряд

Черные туфли-лодочки - must-have любой провинциалки. Конечно же, объективно в этой базовой обуви нет ничего дурного, но отличительная черта провинциального гардероба - «впихивание» этих туфель в каждый образ. И неважно, что с белым летним сарафаном или шортами и простой футболкой туфли смотрятся просто ужасно - наша лирическая героиня наденет их даже со спортивным костюмом. А что? Туфли-лодочки же подходят «под все»!

Отсутствие стилевого разнообразия

У большинства таких модниц существует два основных «стиля» - «приличный» (на работу) и «расслабленный» (вне работы). Нередко эти «стили» миксуются жутковатым образом, порождая образы а-ля «корпоратив в офисе», когда кружевное нечто надевают под серый костюм, дополняя это «праздничным макияжем» и намертво залитыми лаком кудряшками. Casual, эклектика, бохо-шик - все это чуждо адептам провинциального стиля и, по их мнению, выглядит «странно».

«Кофты» и «кофточки»

Топы, боди, кардиганы, водолазки, свитера, свитшоты, блузы - нет, нет и еще раз нет! Провинциальный гардероб признает лишь «кофты» и «кофточки» - трикотажные творения неизвестных китайских производителей. Отличительные признаки - некачественный материал, быстро растягиваются и обрастают катышками, часто декорированы рюшами, кружевными вставками или стразами. Такую «кофточку» носят и в пир, и в мир, и с черными офисными брюками.

«Шикарное» белье даже в спортзал

Простые бюстгальтеры с гладкой и тонкой чашечкой? Ни за что! Мало ли где тебя поджидает принц на белом коне - он может встретиться как в офисе, так и в спортзале или на продуктовом рынке. Поэтому в ход идут исключительно кружевные суперпуш-апы, богато украшенные все теми же стразами, перьями, а иногда и искусственным мехом (радует лишь, что никакое животное не страдает ради такой «красоты». И неважно, что под гладкой и тонкой одеждой весь «декор» безвкусно выпирает, а «сексуально приподнятая» грудь давит на подбородок - главное, что теперь ты впечатлишь и принца, и даже его коня!

Колготки летом

Еще один страх (помимо вышеупомянутой боязни выглядеть «не как все») - показать свои голые ноги. Особенно бледные и в начале лета. Поэтому важная часть провинциального гардероба - колготки, которые их хозяйка не снимает круглый год. Особый писк - «незаметные» с блеском, способным ослепить; в крупную сеточку; «цвета загара». Последние особенно «шикарно» смотрятся на контрасте с остальными незагорелыми частями тела.

Страх экспериментов с цветом

Сложные цветовые сочетания и в принципе какая-либо работа с цветом - это не про поклонниц провинциального стиля. Зачем изобретать велосипед, думают они, когда есть простые и проверенные временем миксы - черное с белым, черное с красным, черное с черным. И не нужно мучиться и думать, как объединить в одном образе сиреневый топ и фисташковые брюки.

Неумение носить аксессуары

Даже, казалось бы, такой в целом простой и распространенный аксессуар, как шляпа, вызывает у представительниц провинциального стиля недоумение: «Кто и где носит шляпы?», «Покажите мне этих людей!», «Что-то я никого не видела на улице в шляпе…» - заявляют они с «ироничной» усмешкой. Все прочие аксессуары также воспринимаются как «перебор» - зачем тебе то, что не несет особой функциональности?

Любовь к подделкам

Доказать представительнице провинциальной моды, что фейки - это позор, невозможно. Потому что «тварь я дрожащая или могу позволить себе купить в переходе сумку Dolce & Gabbana из лакированной клеенки»?! В их сознании пародия на известный бренд всегда будет по умолчанию лучше и «моднее» качественной кожаной сумки неизвестной марки за те же деньги.

Мои наблюдения за провинциальным гардеробом велись не один год и не в одном городе. Боже упаси вас считать это инструкцией по определению провинциалок в Москве и еще больше упаси, считать, что все москвички по определению стильные и красивые.

1. Невнимание к составу и качеству материала.
Непонимание того, что от него зависит насколько будет комфортно в изделие, сколько и как оно прослужит, как будет сидеть и т.д. Доходит до совсем уж крайних форм: одна моя знакомая хвасталась, что купила короткое черное пальто за 1000 р, в то время как другая (вот дура -то) - почти такое же, но за 10000. Почти такое же оказалось почти брендовое и из чистой шерсти, а тысячное, конечно, было полиэстеровое. Поэтому знакомая в нем мерзла на улице и потела в метро, поэтому вечно была расстроена и недовольна.

2. Основной цвет - черный. Все, что знает о моде средний человек, укладывается в простую формулу "Шанель- маленькое черное платье-элегантность". Мне кажется, если б Шанель воскресла и увидела сколько черного носят сегодня, она бы снова предпочла умереть. Добило бы ее злоупотребление загаром, солярием и автозагарами. В таких количествах черный цвет из цвета элегантности превращается в цвет бедности. Коричневый, который гораздо дружелюбнее черного в плане сочетаний, почему-то не в почете, хотя именно с черным его и носят, что как правило. выглядит ужасно, кроме стиля грэнни гранж. Про коричневый есть одна теория - моя и Славы Зайцева - память предков. 10 лет мамы носили в школе - опротивел.

3. Отсутствуют интересные цветовые сочетания. Как правило, носят черное с белым и черное с красным. Ну, изредка добавят серый вместо черного и фуксию вместо красного (если вошла в моду как сейчас). Если девушкам медведь особо оттоптался по чувству стиля, то они носят черное (пальто. брюки, колготки и т.д.) с белыми сапогами, иногда прибавляя к этому белую сумку и перчатки или шарф.

4. Отсутствуют целые стили и, как следствие, вещи из этих стилей. Совершенно не в почете стиль casual. Его просто не понимают - как это, что это? Женщины не носят мокасины - с джинсами надевают туфли (лодочки!), ботильоны и кроссовки. Всякие там этно, хиппи, вышивки, орнаменты, бахрома - это вообще за гранью понимания. Такое носят только фрики, неформалки, цыганки, приличной провинциалке такое нельзя.

5. Одежда вообще делится на два стиля - деловой (для работы) и спортивный (для отдыха). Даже если работа не подразумевает дресс-кода, девушки и женщины стремятся одеваться строго. Чем ниже должность, тем больше девушка изображает из себя бизнес-леди -черные юбки, белые блузки, черные туфли на шпильке, чулки в сетку и очки с нулевыми диоптриями. Под белую блузку почему-то непременно надевается черный или красный лифчик - чтоб выглядывал и просвечивал. Такая героиня мужских фантазий - то ли похотливая секретарша, то ли развратная учительница. Вне работы полное преображение в антисекс - какие-то ветровки диких цветов, водолазки и кроссовки. Тут я снова разделаю мнение Славы Зайцева - кроссовки существую только для занятий спортом. Для спортивного стиля вне спорта есть кеды! В особо печальных случаях деловой и спортивный стиль перемешиваются. Хотя нет, особо печальный случай - это третий стиль без названия: это то, что провинциальные девушки носят на корпоративы и в клубы.

6. Отсутствие аксессуаров. И книги по этикету и стилю, и журналы, и сайты учат нас, что одежду преображают аксессуары. Сюда брошку, сюда шарфик, сюда ремешок и все - заиграл наряд, сложился в ансамбль. Провинциальные девочки все это прилежно читают, но руководству не следуют. Аксессуаров мало или нет вообще. Поэтому и в ансамбль одежда не складывается, выглядит просто, но не элегантно, а бедно, убого, рыночно. Но самый хит, когда аксессуар вдруг начинает использоваться массово и не по назначению, как произошло с клатчами в Пензе, когда девушки стали носить их даже на рынок. Так и ходили – в каждой руке по пакету, а под мышкой клатч.

7. Отсутствие бижутерии. Есть в провинциальных девушках какая-то непонятная тяга к только им понятной дороговизне. Вот одежду они будут носить из синтетики и кожзама, но сумка должна быть кожаная. И перчатки! Хотя как раз сумку и перчатки можно вполне носить и матерчатые (так как вещи в сумке и руки не так пострадают как тело и ноги в синтетике). Та же ерунда с украшениями. Бижутерия - это фу и дешевка (впрочем, то что они в итоге покупают в самом деле чаще всего фу и дешевка), а вот золото - это да. Дешевое красное штамповочное золото обильно представлено на практически любой провинциальной девушке - серьги, две цепочки - одна с крестом, вторая со знаком Зодиака, кольца, браслеты цепочки. По какой-то странной традиции это все не снимается на ночь и в душе. Ну, это такой признак взрослой женщины, как не снимать шапку зимой в помещении.

8. Зацикленность на определенных вещах. Есть вещи которые не выходят в провинции из моды никогда
- черные облегающие чуть расклешенные брючки (носятся со всем подряд, включая кроссовки и кожаные черные или коричневые куртки)
- короткие джинсовые юбки (если вам очень хочется носить короткую джинсовую, пусть она будет не стрейч, не светлой и не носите ее с туниками, блузонами и т.д. С короткой темно-синей джинсовой юбкой хорошо сочетается ТРИКОТАЖ! Который тоже не в почете в регионах - майки, футболки, лонгсливы. В крайнем случае какой-нибудь шелковый топ)
-лодочки (носят со всем, включая спортивный костюм. А как надо? - а надо с платьями и юбками. Строгими, нарядными, романтичными - зависит от цвета и высоты каблука)
-джинсовые и кожаные куртки (так же как и лодочки носят со всем подряд. Спасибо стилистам вроде Патрисии Фильд, которые создают периодически образы, где эти куртки мелькают с романтичными сарафанами. У Патрисии Фильд все выходит круто, а вот у провинциальных девочек не очень. Что делать - смотреть на другие виды верхней одежды - кардиганы, например)

9. Кошмарное белье. Сколько ломали копий в Интернете на тему могут ли выглядывать лямки лифчика из-под майки, а стринги из джинсов. К консенсусу так и не пришли, но дискуссии как бы должны натолкнуть нас на мысль, что белье - это часть нашего внешнего вида. От такого какую оно создает форму, просвечивает или не просвечивает. выглядывает или не выглядывает очень зависит внешний вид. Если вы натянули черную водолазку на белый лифчик, будьте уверены - внешний виду вас не фонтан. При всей любви к черному цвету, почему-то провинциальные девочки любят белые лифчики (причем носят их с черными трусами). И еще любят лифчики такие - пошикарнее. Чтобы кружева, вышивка, стразы. Опустим цену этой роскоши, просто запомним как аксиому: современная одежда - облегающая, как правило, требует гладкого белья. Под спортивную майку не носят кружева. Шикарное белье не подходит для повседневной носки, в нем надо возлежать на атласных простынях в ожидании любовника.

10. Боязнь белых ног. Почему-то провинциальные девушки панически боятся того, что их ноги сочтут бледными. И почему стараются с голыми ногами нигде не показываться. Непременно надевают чулки и колготки. В сочетании с летними платьями, а то и вовсе сарафанами и открытыми босоножками, это выглядит странно. А если колготки или чулки еще и ажурные или как их называли модные журналы в 80-е - "фантазийные", тогда и вовсе ощущение, что смотришь хроники из жизнь итальянских проституток 60-х. Страх, видимо, уходит корнями в далекое советское прошлое, когда ноги брить было непринято, а волосатые все же выглядели неэстетично. Правда, тогда старались как можно скорее загореть - чтобы волосы слегка выгорели. Какой смысл сегодня носить колготки в конце июня - загадка. Тем более что выбор бритв и прочих средств удаления волос огромен, равно как и средств по борьбе с бледной кожей - от соляриев до автозагаров.

Я назвала этот гардероб провинциальным, хотя сама сознаю, что не совсем правильно. Прописка и происхождение не гарантия вкуса, но найти замену слову "провинциальный" я не смогла, может мне поможете вы.

Приветствую, уважаемы гости и завсегдатай нашего модного перекрестка!
Ближе к концу 2015 года один из популярных женских журналов выпустил статью на тему «Признаки провинциального гардероба». Нет, я этот журнал не читаю ни в каком виде, просто обратила внимание, что резко повысился интерес к заметке «Признаки провинциального стиля» на нашем сайте и, да, я подобную статью также в свое время написала.
Кому нужны эти повторяющиеся из года в год перечни и стоит ли обращать на них внимание? Давайте разбираться!

«Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?» В. Маяковский.

Статьи «5,10,15 - (нужное подчеркнуть) признаков провинциального гардероба» в одинаковой мере нужны и читателям, и тем, кто их публикует!

Читатели хотят знать, как не выглядеть старомодно, провинциально и смешно, желают выступить экспертами и потешить свое самолюбие, согласившись с тезисами статьи или, наоборот, опровергнув их в комментариях, а издания рассчитывают заполучить как можно больше покупателей журнала/посетителей сайта. Ведь что вызывает самый бурный отклик публики и, соответственно, повышает посещаемость ресурса? Конечно спорная для многих тема!

Почему название и акцент на слове «провинциальный» столь раздражает читателей, которые, вы не поверите, именно по этим словам ищут нужную статью в интернете?
(Как-то к нам поступил совершенно хамский запрос: провинциальный стиль или как не выглядеть как понаехавшие?)

По ряду причин:

Если провинциальный гардероб-это старомодно и безвкусно, то, получается, что всех жительниц не столиц автоматически приравнивают к старомодно и безвкусно одетым персонам. Этот тезис подтверждают многочисленные комментарии примерно следующего содержания.


Пока информация об актуальных тенденциях была малодоступна, мода менялась гораздо медленнее и провинциалы не особо раздражались при упоминании недочетов их гардероба, но с появлением интернета, когда показ коллекции, идущий в Париже, можно смотреть он-лайн и в Санкт-Петербурге, и в деревне Белый ключ, жители самых отдаленных населенных пунктов почувствовали себя «в теме».
«И кто вы такие, что бы указывать нам? Мы и сами с усами!»


Статьи о признаках провинциального гардероба чаще всего написаны откровенно хамским языком. Девушкам приписываются конкретные (весьма недалекие) мысли, чувства и мотивы поведения:


Нередко возмущение вызывает не столько содержание статьи, сколько ее тон - саркастично-пренебрежительный, ведь тем, кто считает себя «не провинциалками» должно быть смешно после каждого абзаца!

И еще одна причина, которая вполне объективно возмущает читательниц статей о признаках провинциального гардероба - устаревшие данные. Авторы подобных материалов не удосуживаются понаблюдать за реальной жизнью, а переписывают друг за другом одни и те же тезисы, максимум переставляя местами слова в предложениях.


Теперь посмотрим на ситуацию со стороны тех, кто пишет статьи о провинциальной манере одеваться.

По роду деятельности мне часто приходится посещать всевозможные ресурсы на тему «мода и стиль». Особым успехом пользуются интерактивные ресурсы, которые предоставляют читателям возможность стать полноправным участником проекта и размещать статьи. И, что неудивительно, более востребованы у посетителей материалы о стиле с личными фото, которые публика обсуждает «от всей души!»

Так вот, в указанных обсуждениях нередко мелькает слово «колхоз», коим заботливые комментаторы пытаются кратно, но точно донести до автора, что стиль его несовременен.


Провинциальный - есть ничто иное, как максимально смягченная форма слова «колхоз», если мы говорим об одежде и стиле. Было бы странно, если бы уважаемое издание опубликовало статью «Как не выглядеть колхозно», однако точное определение этого же явления - несовременно или старомодно уже не так цепляет публику за живое.

Получается, что словосочетание «провинциальный гардероб» несет в себе оптимальное соотношение смысла и троллинга. Всем однозначно понятно, о чем пойдет речь, и, практически все, еще не открыв статью, понимают, споров будет много!

По существу, большинство статей о провинциальном гардеробе описывают когда-то модные нюансы или принципы, которые устарели, но продолжают восприниматься как актуальные, универсальные и даже престижные! И география тут не играет никакой роли, хотя в более отдаленных, от центрального, районах, культивирование устаревшего более типично, чем в «столицах». И не всегда это происходит от того, что в провинции какие-то не такие люди!

Возьмем для примера цвет волос: женщина решила покрасить волосы. В салон она пойти не хочет или не может, считая это лишней тратой денег. Магазина профессиональной косметики в ее городке нет, зато есть множество торговых точек, продающих доступную по цене бытовую краску «самых модных оттенков» - махагон и баклажан. Других красок нет, их попросту не заказывают. Почему? Да потому, что когда-то, еще в конце 90-х, цвета махагон и баклажан были действительно актуальны! Краску таких оттенков покупали тогда и покупают сейчас, получается замкнутый круг: женщины выбирают в магазине из того, что есть, а продавцы, глядя на спрос, заказывают то, что идет лучше всего - цвета баклажан и махагон!


Тоже самое касается популярных в провинции цветов одежды и обуви. «Черные лодочки ко всему» преобладают не потому, что жительница маленького городка вкуса не имеет, а потому, что на полке магазина она видит три цвета: черный, белый и коричневый. Белая обувь по разбитым тротуарам - на один день, остается коричневая и черная. И тут возникает совершенно логичный вывод: а черный-то более универсальный, чем коричневый! Разве не так? Да так и есть! Жительница столицы, ограниченная в средствах, поступит точно также!

Поэтому возмущенные комментарии «бредовая статья, в провинции получше столичных одеваются», конечно, имеют право на существование, но и стереотипы на пустом месте не рождаются!
Ровно, как и, жительницы маленьких городков часто ограничены не своим мировоззрением, а экономической ситуацией и другими объективными причинами.

Да в том же Санкт-Петербурге полно женщин, которые по сей день ходят в салоны красоты и делают мелирование широкими разноцветными прядями, устаревшее, без малого, 10 лет назад, а все потому, что мастера-парикмахеры неудосуживаются полистать журналы или сходить на семинар, чтобы познакомиться с новыми техниками окраски волос.

Так что не стоит обижаться на статьи, в которых не самые корректные авторы демонстрируют умение переписывать своими словами чужие тексты.

К тому же, хотим мы того или нет, всякое явление, подкрепленное словом «столичный», будет считаться более престижным, значимым и желанным, чем любое другое. Конкурировать со «столичным» в нашем отечестве может только «заграничный», остальное едва ли будет котироваться в умах жительниц постсоветского пространства.


Удачного дня!


Top