Рассматривание иллюстраций в младшей группе. Дидактическая игра «Чья вещь?»

Образовательная область «Развитие речи». Раздел «Обучение рассказыванию».

Цель: учить рассматривать картину.

Задачи:

1. Образовательная:

Формировать диалогическую речь;

2. Развивающая:

Развивать инициативную речь детей во взаимодействии со взрослыми;

3. Воспитательная:

Воспитывать желание беседовать по картине.

Ход занятия:

1. Предложить поиграть в игру «Умелые строители».

Ребята, посмотрите, у меня есть волшебный мешочек. Давайте поиграем в игру «Умелые строители». Пожалуйста, достаньте из мешочка по одному предмету и назовите его форму и цвет.

2. Художественное слово.

Можно из кубиков башню построить,

Можно гараж для машины устроить,

Если из кубиков горку собрать,

Можно из шкафа варенье достать.

3. Игра с конструктором.

Посмотрите, какой грузовик к нам приехал. Какого он цвета? (желтый). А колеса какого цвета? (черные). А что привез грузовик? (грузовик привез кубики). Кто хочет построить из кубиков красивый забор?

Завершение работы:

Что мы сделали? (построили забор). Какой забор у нас получился? (большой, высокий, красивый). Молодцы! Как вы дружно работали! Вот поэтому забор и получился такой красивый!

4. Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Почтальон приносит картину.

Дети из соседнего сада прислали вам фотографию. Они так же, как и вы, очень любят строить.

5. Беседа по картине.

Ребята, давайте рассмотрим фотографию «Дети играют в кубики». Кого вы видите на картине? (мы видим детей). Что они делают? (они строят забор). Малыши в детском саду построили забор из кубиков. Какой забор у них получился? (большой, высокий, красивый). Какого цвета забор? (забор желтого цвета). А ворота (ворота красного цвета). А башня? (башня красного цвета). Посмотрите на мальчика в голубой рубашке и в синих шортах. Его зовут Влад. Что он делает? (мальчик Влад строит башню). А теперь посмотрите на девочку. Ее зовут Лера. Что она делает? (девочка Лера сидит на полу. Она строит ворота). Хорошо! Девочка Лера в нарядном платье и с красным бантиком сидит на полу. Она строит ворота. А вот мальчик Леша. У него темные волосы и полосатая футболка. Что он делает? (Он везет грузовик. В грузовике кубики). Верно. Мальчик Леша везет грузовик. У грузовика зеленый кузов и зеленая кабина.

6. Упражнение «Вот какой красивый дом!»

Молодцы! А теперь давайте отдохнем и выполним упражнение «Вот какой красивый дом!»:

Раз, два, три, четыре, пять!

(руки на поясе, повороты вправо-влево)

Будем строить и играть

(приседания)

Дом большой, высокий строим

(тянуться руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем

(прыжки на месте)

Вот какой красивый дом!

(вытянуть руки вперед)

Будет жить мишутка в нем!

(приседания)

7. Рассказ педагога по картине.

Ребята, посмотрите на фотографию «Дети играют в кубики». Я составлю рассказ. Дети в детском саду захотели построить забор. Они взяли большой грузовик. В грузовик они погрузили разноцветные кубики. У них получается очень красивый, высокий забор! Мальчик Леша с темными волосами и в полосатой футболке везет разноцветные кубики в большом зеленом грузовике. Рядом сидит девочка Лера в нарядном платье и с красным бантиком. Она строит ворота. Мальчик Влад в голубой рубашке и в синих шортах строит башню. Дети строят забор все вместе! А теперь вспомните, как называлась картина-фотография, которую мы сейчас рассматривали? (дети играют в кубики).

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение

Цель. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов).

Первый вариант

Ход занятия

Часть I. Воспитатель сообщает, что ему очень нравятся малыши, которые все делают вместе, помогая друг другу: «В эти моменты на детей так приятно смотреть! Хотите взглянуть на девочку и двух мальчиков, которые что-то строят?»

Педагог демонстрирует картину «Дети играют в кубики», дает детям возможность обменяться впечатлениями. Интересуется, как бы они назвали эту картину. Поясняет, что название картины должно быть кратким, например: «Дети играют в кубики», «Вместе строить интересно», «Дружно играть – удовольствие!». Спрашивает, кому какое название картины понравилось.

«Итак, девчушка в коричневом платьице и двое мальчиков, – продолжает разговор воспитатель, – решили вместе построить… (красивый забор). Расскажите, кто что делает?»

Педагог выслушивает ответы детей (при этом он просит говорить, во что одеты мальчики, чтобы легче было понять, о ком идет речь: мальчик в голубой рубашке и синих штанишках, мальчик в полосатом свитере).

«Дети только начали строить, – говорит педагог, – но уже можно предположить, что забор будет красивым, потому что…» (Высказывания детей.)

Воспитатель предлагает вниманию малышей образец рассказа: «Хорошо играть вместе. Интересно! Двое мальчиков и девочка строят забор. Девочка в красивом коричневом платьице делает красные ворота. Будет и красная башня. Ее возводит мальчик в голубой рубашке.

Кубиков не хватает. Но на помощь спешит мальчик в полосатом свитере. Он везет полный грузовик кубиков».

Воспитатель повторяет рассказ, дети договаривают слова (выделены курсивом).

Часть II. Педагог просит детей вспомнить, в какой русской народной сказке заяц испугал водоносов так, что им со страху привиделось то, чего не было: «Бабушка решила, что на нее напал… (медведь), внучке померещился… (волк), курочка была уверена, что ее хотела съесть… (лиса), а мышке померещился… (кот-разбойник)».

Далее педагог зачитывает детям отрывок со слов: «Бабушка воду зачерпнет, домой понесет…» Затем повторяет его, а малыши проговаривают звукоподражательные слова (трех-трех, плех-плех), подражая интонациям воспитателя.

Воспитатель расставляет на столе 4–5 игрушек и просит детей рассказать, какие игрушки они видят и как расположены предметы (педагог подсказывает, как правильно обозначить местоположение игрушек).

Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет игрушки местами. Малыши открывают глаза и рассказывают, что изменилось.

Второй вариант

Ход занятия

Часть I. «Сегодня мы будем рассматривать очень яркую картинку, – начинает занятие воспитатель. – Она называется „Дети играют". Как вы думаете, во что играют малыши на картинке?»

Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает их вниманию картину, дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.

«Дети из крупных кубов и пластин построили забор, – продолжает разговор воспитатель. – Какого цвета кубы вы видите?

В центре картины (показывает) красная арка с голубой пирамидкой наверху.

Перед аркой остановилась… (большая синяя грузовая машина). В кузове… (кубики).

Почему стоит машина? Да, арка узка для этого грузовика. Девочка, она стоит по другую сторону забора, что-то показывает шоферу грузовой машины. (Она показывает, где лучше объехать забор.)

У забора стоит еще одна машина. Опишите ее. (Не очень большая, красная, в кузове сидит Петрушка.)

А где шофер этой машины? И проедет ли красная машина под аркой?»

Занятие можно закончить таким рассказом: «Мальчики и девочки построили из больших кубов разного цвета – зеленых, синих, сиреневых – отличный забор. Забор этот с красной аркой. К арке подъехала большая машина, груженная строительным материалом, и остановилась. Вот беда! Узковата арка для большой машины. Девочка, она стоит по другую сторону забора, показывает, где лучше объехать забор.

Остановилась и небольшая красная машина с Петрушкой в кузове. Петрушка дремлет, не волнуется. Он знает, что шофер вовремя доставит его на концерт».

Часть II. Такая же, как в первом варианте занятия.

Татьяна Макрушина
Картотека (Рассматривание картины) - вторая младшая группа

Тема : Играем с песком.

Цель : УЧИТЬ ДЕТЕЙ РАССМАТРИВАТЬ КАРТИНУ ,НАЗЫВАТЬ ДЕЙСТВИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ, ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ, ИХ ЦВЕТ, ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ; УТОЧНИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О СВОЙСТВАХ ПЕСКА; УЧИТЬ СЛУШАТЬ РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ , СОСТАВЛЕННЫЙ ПО КАРТИНЕ , ДОГОВАРИВАТЬ СЛОВА С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ. (ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ РАССКАЗЫВАНИЮ ) .

Материал : картина «Дети играют в песок»

Ход : Воспитатель говорит, что познакомилась с детьми – Леночкой и Серёжей. Педагог ставит на мольберт картину .

В красном платье-Леночка, а рядом –Сергей. Догадались где они играют?

Играют в песочнице.

Посмотрите, как много у них игрушек. Есть флажки в ведёрке, формочки, совочки, лопатка, машина, курочка.

Сергей везёт?

Песок. В машине везёт. Лопатой погрузил песок.

А кому везёт Серёжа песок?

Леночке везёт.

Зачем Леночке песок? Что она строит?

Строит домик курочкам. И беленькой курочке и рябенькой курочке и петушку.

А почему у Лены получается стенка, не рассыпается песок ?

Его водой поливали. Он мокрый.

А зачем детям формочки?

Будут делать куличики (пирожки) . В заключении воспитатель предлагает послушать рассказ про Лену и Серёжу .

Тема : Дети кормят рыбок.

Цель : учить детей наблюдать за рыбками, отмечая особенности её строения и поведения (плавает, двигает хвостом, глотает корм) . Правильно вести себя во время наблюдения (не шуметь, не стучать по стенкам аквариума; помочь понять ребятам сюжет картины : формировать умение отвечать на вопрос и высказываться по поводу изображённого, а так же слушать пояснения воспитателя.

Материал : Картина «Дети кормят рыбок»

Ход : Воспитатель напоминает что не следует придвигаться к аквариуму, водить по стенкам руками или стучать по ним, т. к. это может напугать рыбок. Педагог предлагает детям наблюдать за рыбками и не громко рассказывать о том что они заметят. Активизирует в их речи слова и обороты : стеклянный аквариум, плавают, хватают – глотают корм ртом : хвост помогает рыбке плавать, в верх всплыла, близко подплыла смотрит и т. д. Воспитатель насыпает рыбкам корм, дети смотрят как рыбки глотают. Малыши рассаживаются спиной к аквариуму Им показывают картину «дети кормят рыбок» и рассказывают об изображённом . Затем воспитатель проводит беседу по картине . Он спрашивает : Что делают дети? («кормят рыбок» ). Что лежит в банке, которую держит мальчик(«лежит корм» ) Где живут золотые рыбки? («в стеклянном аквариуме» ). Дети отмечают так же, что рыбки глотают корм; что девочка заглядывает в аквариум; что ребята заботятся о золотых рыбках и не забывают кормит

Тема : «Кошка с котятами»

Цель : познакомить детей с описанием внешнего вида кошки её повадками; активизировать в речи слова и словосочетания (пушистый, гладкий, лакает, мурлычет острые когти выгибает спину) .

Материал : Картина «Кошка с котятами» кошка

Ход : Воспитатель предлагает вниманию детей картину с изображением кошки (взрослого животного) . Говорит что это кот Васька. Читает рассказ К . Д. Ушинского. Спрашивает :» Как вы думаете, Васька – это взрослый кот или котёнок? Соглашается с тем, что это взрослое животное, обращает их внимание на то,что шкурка пушистая, мягонькая шёлковая. Дети рассматривают лапки с когтями , усики которые торчат, глаза как угольки. Наблюдают как кошка ест мясо пьёт молоко, слушают как мурлычет. Воспитатель показывает детям картину «Кошка с котятами» . Помогает детям составить описание кошки (большая, пёстрая, смотрит строго, котят : (маленькие, пушистые, очень симпатичные) . Отметить чем заняты котята (один сидит, прижавшись к кошке, другой лакает молоко из блюдечка, а третий бежит за клубком вообразив что это живая мышка). Рассматривание заканчивается рассказом воспитателя о кошке и котятах.

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова к потешке «Мыши»

II младшая группа

Составила воспитатель Буток Наталья Михайловна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №138 «Дюймовочка»

город Курган

Задачи:

1. Способствовать проявлению у детей эмоционального отклика на потешку.

2. Продолжать развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.

3. Создать условия для рассматривания иллюстраций художника, развивать умение соотносить события, рассказанные в потешке с изображением художника.

4. Развивать у детей интерес к иллюстрациям детских художников, узнавать их рисунки в детских книгах.

Оборудование: Игрушка кота, шапочка-маска для игры, иллюстрация художника.

Ход НОД:

Дети с педагогом входят в группу и замечают котика, сидящего на одеяле.

В. Дети, кто это спрятался под одеялом? (Ответы детей)

Да это кот Васька. Расскажите, он, какая у него шерстка? (белая, пушистая)

А еще он какой? (Большой, хвостатый).

Как вы думаете, что умеет делать котик? (Ответы детей: мяукать, мурлыкать, лакать)

Как он мяукает? (мяу)

А если его гладить.? (Мурлычет) .

Погладьте котика (дети подходят к котику и гладят) .

Коту Ваське очень понравилось, как мы его гладили и он хочет поиграть с нами.

Игра «Мыши водят хоровод»

Один ребенок водящий стоить в центре круга, остальные заводят хоровод..

Воспитатель вместе с детьми идут по кругу и произносят:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

При этих словах «Васька-кот» просыпается и бежит к детям, дети убегают на стульчики.

Какая веселая игра Кот Васька очень любит эту игру, у него есть иллюстрация художника Юрия Васнецова про эту игру. Давайте, внимательно посмотрим, что здесь нарисовано.

Воспитатель выставляет иллюстрацию.

Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрацию и высказаться.

Кто лежит на лежанке? (Васька – кот)

Какой он? (Большой, черный, усатый, хвостатый)

Что он делает? (Ответы детей: спит)

Нет, он притворяется. И коготки спрятал. А что у него под головой? (Подушка)

Чем он накрыт? (Одеялом)

Какое у Васьки одеяло? (Красивое, зеленое, с оборочками)

На чем спит котик? (На лежанке)

Ребята, как вы думаете, как Васька забирается на лежанку? (Кот пристроил лесенку)

Давайте покажем, как Васька притворяется спящим. Один глаз открыт, взгляд хитрый, улыбается.

Посмотрите, кто вокруг котика водит хоровод? (Мыши)

Как вы думаете, сколько их? (Много)

Расскажите, какие они? (Ответы детей)

Что можно сказать про мышек, какое у них настроение? (Ответы детей)

Чему мышки радуются? (Смеются над котом)

Дети, давайте покажем, как мышки водят хоровод (Идут на носочках, смеются и пищат: пи – пи – пи)

А что это лежит в середине хоровода? (Яблоко)

Как вы думаете, кто положил яблоко на пол? (Кот, чтобы заманить мышек)

А мышки боятся кота? (Ответы детей)

Мышки не боятся кота, он добрый. У художника Васнецова все животные добрые, веселые. Кот Васька хочет поиграть с мышками.

Что еще нарисовано вокруг кота и лежанки?

Воспитатель вместе с детьми рассматривают, что нарисовано вокруг кота. (Над лежанкой висит красивая, розовая занавеска. А над ней деревянный карниз.)

Что еще интересного вы увидели на рисунке? (Клетка для птички, маленькое окошечко)

Ребята, посмотрите внимательно, как вы думаете, какое время года, и какое время суток изображено на иллюстрации? Посмотрите на окошечко. Что вы видите? (темно, летят снежинки)

Значит это зимний вечер.

А еще что увидели? (красный стул, а над ним портрет петушка)

Какого цвета страничка? (красная)

Вам понравился рисунок? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

Кот Васька оставляет детям иллюстрацию, прощается и уходит.


Татьяна Макрушина
Картотека: Рассматривание картины во второй младшей группе

Тема : Мама купает ребенка.

Цель картинке , развивать умение слушать пояснения.

Ход : На картине изображена ванна , в которой сидит маленький мальчик. Мать мочалкой трёт ему спину. Мальчик тянется к утке, плавающей в ванне. Лицо у мальчика веселое. Не далеко стоит стул, на спинке которого висит большое полотенце. Воспитатель упражняет в назывании слов : купаться, ванна, полотенце, поливать, вытирать. Воспитатель показывает картину и дает детям возможность рассматривать её , прислушивается к их возгласам. Затем говорит : «Это мама, мама купает своего сыночка Ваню. Ваня любит купаться. Катя, покажи ванну. В ванне тёплая вода. Мама трёт мочалкой Ване спину. А что это у Вани? Утка плавает в ванне, большая, жёлтая утка. Ваня хочет поймать утку. Вымоет Ваню мама и польет чистой водой. А что это висит на стуле? Большое полотенце. Мама будет вытирать Ваню. Ваня чистенький теперь.»

Тема : Дети обедают

Цель : Научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенный на картине : научить умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя , расширять словарь, учить рассказывать об изображениях на картинках .

Ход : Воспитатель показывает картинки , рассказывает : На картинке нарисованы дети . Они обедают, сидят за столом спокойно. Мальчик ест кашу из тарелки, Вася, покажи тарелку. А это что? (большая ложка) . А девочка уже съела кашу. Девочка ест компот ложечкой. А это что? (чашка) . В чашке компот. А это что? (блюдце) . Что делает девочка? Этот мальчик уже съел компот. Он вытирает рот салфеткой. Что делает мальчик? Салфетки стоят в стакане. Таня покажи стакан с салфеткой. Дети хорошо и аккуратно едят. Платья и рубашки у них чистые. Затем воспитатель просит отдельных детей рассказать , что делают мальчики и девочки. Что они держат в руках? Что едят? Просит назвать цвет одежды (зеленое платье, красная рубашка) . Упражняются в названии слов тарелка, чашка, блюдце, ложка, салфетка, ест, вытирает, держит.

Тема : Коза с козлятками

Цель : Помочь детям понять содержание картины , охарактеризовать персонажей, воспитывать умение слушать рассказ воспитателя , составленный по картине , а при повторном прослушивание активно помогать ему рассказывать .

Ход : Перед детьми картина «Коза с козлятками» . Дети рассматривают её , обмениваются впечатлениями. Воспитатель спрашивает, кого они видят на картине , предлагает рассмотреть в начале козу , а потом козлят. Рассматривая козу , дети отмечают, что коза большая, с рогами : у неё длинная шерсть, а на шее колокольчик. Коза стоит около куста и объедает листья с веток. Колокольчик : «Коза наклоняется и колокольчик звенит. Ведет хозяйка из дома, прислушается и сразу определит, где гуляет коза, далеко ли ушла» Затем воспитатель, обобщит результаты рассматривания в небольшом рассказе , обращается к картине . Говорит, что рядом с козой гуляют козлята, предлагает детям рассказать про них . Малыши отмечают, что козлята маленькие, без рожек, у них весёлые мордочки, тонки ножки, густая шёрстка. Козлята гуляют, играют. Они делают вид, что бодаются и т. д. Завершая, рассмотреть воспитатель предлагает внимания детей рассказ про козу с козлятами. «У бородатой козы большие рога, длинная шерсть, на шее колокольчик, коза стоит около куста и объедает листья с веток. Рядом с ней козлята. У них тонкие ноги, густая шерсть пушистая и забавная мордочка. Козлята мерятся силой. Они встали на задние ноги, передние подогнули и отталкиваются ими друг от друга. Малыши – шалуны делают вид, что бодаются. Только им бодаться – то- нечем- рожки не выросли!» воспитатель повторяет рассказ , побуждая детей договаривать отдельные слова.

Тема : Едем на лошадке

Цель : Учить детей отвечать на вопросы по содержанию картины . Внимательно слушать рассказ воспитателя , составленный по картине , вызвать желание рассматривать картину после занятия .

Ход : Утром до занятия целесообразно предложить детям поиграть : сделать из стульев телегу, запречь в неё лошадку и покататься. Воспитатель предлагает вспомнить, как было весело кататься на лошадке. Со словами «кататься на лошадке» любят все малыши, ставят на мольберт картину . Дети рассматривают её . Им очень нравится эта картина .

Видите, -показывает воспитатель, - дети запрягли лошадку. Она везёт скамеечку. Только это вовсе не скамеечка! Это тележка. Кто же едет в тележке?- Мальчик в красной рубашке. Он держит вожжи. Это он сказал лошадке : «Тпру-у-у» . И она остановилась. – Ещё в тележке сидит очень хорошенькая и весёлая девочка. У неё в руках кукла, завернутая в одеяло. Почему остановили лошадку? Её поят водой. Мальчик что-то говорит ласковое лошадке. Интересно, что мальчик говорит ей? Пей лошадка, пей. Красивую лошадку запрягли дети? Да с пышной гривой и хвостом. Как вы думаете, дети просто катаются или куда-то едут? Наверное, едут в гости, потому что нарядные. Воспитатель предлагает послушать рассказ :

«Решили дети поехать в гости. Они запрягли самую красивую лошадь и сели в телегу. Впереди мальчик в кепочке. Сзади весёлая и очень хорошенькая девочка. У неё в руках малышка в одеяле. Долго ехали. Устала лошадка. ТПРУ стой лошадка! Пора тебе пить! Вова принес тебе целое ведро чистой холодной воды! Пей, лошадка, пей!»

Воспитатель повторяет рассказ , а дети договаривают концовки предложений.

Тема : Петушок и его семья.

Цель : Воспитывать любовь к родному языку, обогащая речь словами, строками народных поэтических творений. Расширять ориентировку в окружающем.

Ход : Ребята, угадайте, про кого я говорю : Рано встает, деткам спать не дает? Правильно Петушок. А как он голосисто поет (Ку-ка-ре-ку) Молодцы. Давайте позовем Петушка к нам (появляется Петушок- игрушка) Ку-ка-ре-ку! Здравствуйте, детки! Вы ведь знаете кто я такой? Какое стихотворение про меня можете рассказать ?

Дети : Петушок, петушок, золотой гребешок

Масляна головушка, шёлкова бородушка

Ребята, а кого Петушок зовет? Курочку. Давайте поможем ему, позовем громко : «Курочка иди к нам!»

Ко-ко-ко. Петя –петушок ты не видел куда спрятались наши цыплятки? Помогите мне найти их. Ребята, слышите кто- то пищит. Кто это?

Пи-пи-пи! (цыплята) Нашлись наши цыплятки. Посмотрите, какие они маленькие, пушистые, желтенькие. Какие у них маленькие клювики, крылышки, лапки. Затем воспитатель вместе с детьми ходят имитируют движения петушка, курочки, цыпляток.


Top