Социально-значимый проект "моя семья".

«Моя Семья – мое богатство» (проектно-исследовательская работа) Мусина Юлия ученица 2 класса МБОУ Целинная СОШ Руководитель: Плишкинова О.И. Целинный, 2015г. Объект проекта: Семья Предметом исследования стала родословная моей семьи. Гипотеза: Если семья занимается воспитанием ребенка, то это влияет на развитие его способностей. Результат проекта: презентация Цель: Цель: -изучить историю своей семьи; - изучение родословной и жизни своих предков; Задачи: - познакомиться с понятиями «семья», «генеалогия», «генеалогическое древо»; - воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье. Немного о себе. Меня зовут Мусина Юлия Кирилловна. Я родилась 9 октября 2007 года в селе Целинный Нукутского района Иркутской области. Мне 8 лет. Я учусь во 2-ом классе МБОУ Целинная СОШ.

Вот она, моя семья:

Папа, мама, братишка и Я!

Моя Семья Моего папу зовут Кирилл. Папа любит проводить время с семьей, мы вместе с папой занимаемся мужской работой по дому. Папа очень многому меня учит, помогает с уроками. Я им горжусь. здесь две бабушки и тетушка Дарина. Моя Мама

  • Мою маму зовут Марина. Мамочка большая хозяйка и рукодельница. Она каждый день удивляет нас разными вкусными блюдами, а так же не перестает дарить нам свою материнскую любовь.
Мой любимый братик с мамой Моего братика зовут Макар. Мы живем очень дружно. Помогаем по дому, хотя и он маленький. Семья без детей, что цветок без запаха. Откуда мы родом и где наши корни? Мои бабушки и дедушка. Мою бабушку зовут Мусина Елена Петровна. Она работает учителем химии в МБОУ Целинная СОШ. Мои дедушка и бабушка, родители папы Моего дедушку зовут Мусин Ренат Хакимович 06.01.1965г.р. Работал директором совхоза Целинный. Мои прабабушки и прадедушки Мою прабабушку зовут Веселко Тамара Николаевна 25.09.1942 года рождения. Она с моим папой. Работала бухгалтером. Мой прадедушка, папа моей бабушки Моего прадедушку зовут Веселко Петр Федотович 22.09.1939г.р. Работал слесарем. Мои прадедушка и прабабушка по линии папы
  • Мусин Хаким Абзарович 30.04.1927 г.р., работал в совхозе – отдел кадров.
  • Мусина Зубайда Амгамовна 01.05.1929 г.р.-домохозяйка
Моя прабабушка, бабушка моей мамы Нечаева Валентина Ивановна 10.08.1946 г.р. Всю жизнь проработала на ферме дояркой. Была передовой дояркой. По результатам надоев за 1975г. Была занесена в Книгу почета Нукутского района. В 1986 г. награждена высшей наградой –Орденом Знак почета. В 1988г стала членом клуба трех-четырех тысячниц. Награждена медалью «Мать героиня». Мой прадедушка, дедушка моей мамы Богданов Василий Алексеевич 10.05.1935г.р. проработал в совхозе Целинный –водителем. Мой прапрадедушка по папиной линии Гелязев Амгам Якупович Родился 1907г. в деревне Новоселово Аларского района. Был призван Аларским военкоматом в январе 1942г. Часть была сформирована в г.Черемхово, был артиллеристом с февраля 1942 по май 1945 г., дошел до Берлина. Имеет награды – За Победу над Германией в ВОВ. Мои двоюродные братья и сестра, мы учимся во 2 классе. Мои награды Такие верные друзья в семье моей живут. И я заботой окружена, в почете у нас труд. Помощница моя – СЕМЬЯ. В ней мир царит, покой. Она, как крепость у меня, И к счастью путь прямой. Ячейка общества – Семья. И общество должно Защиту предоставить ей, Содействие, тепло. Литература и ресурсы интернета 1.Фотографии из семейного архива семьи. 2.http//ru/wikipedia 3.Официальные документы (паспорта, военный билет, аттестаты) 4. Ресурсы Интернета 5.Большая Советская Энциклопедия Благодарю за внимание!

МОУ «НОВОСТЕПНОВСКАЯ ШКОЛА»

ПРОЕКТ: «МОЯ СЕМЬЯ»

По предмету: Окружающий мир

Ученица 1-Б класса Кожухарь Анастасия Александровна

Семья- это группа близких родственников, живущих вместе. Семья бывает маленькой и большой. Есть семьи, в которых живут вместе два, три и даже четыре поколения. Семья в которой трое и более детей, считается многодетной.

Семья- источник радости и счастья,

Любви неиссякаемый родник.

И в ясную погоду и в ненастье,

Хранит семья и ценит жизни миг.

Моя семья небольшая – мама, папа, сестричка Полина и я. А так же у меня есть тетя и дядя, две бабушки, один дедушка и даже прадедушка Гена и я

их всех очень люблю. В нашей семье все доверяют друг другу, переживают за всех, делятся своими мечтами и секретами. Моя мама самая лучшая и красивая, ею я очень дорожу. Хоть и бывает, что мы ругаемся, но это не надолго. Папа меня любит больше всех, он самый добрый человек на Земле. С сестричкой Полиной я играюсь, пою песни, танцую для неё, все это очень забавляет и смешит её, она еще очень маленькая и не умеет ходить, ей всего шесть месяцев, развлекая Полину, этим я помогаю маме. Всех родных я очень люблю и берегу.

Семья – это мы. Семья – это я,

Семья – это папа и мама моя.

Семья – это бабушки две дорогие,

Семья – и сестричка моя озорная.

Семья – это Тузик пёсик злой,

Семья – это котик пушистенький мой.

Семья – это крестные, и тети, и дяди,

Семья – это елка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом,

Семья – это счастье, семья – это дом,

Где любят и ждут, и не помнят о злом!

Сейчас стало очень популярно изучать свою родословную. Мы хотим знать, где наши корни, от кого мы произошли. Кто наши родственники по линии мамы и папы. Руководствуясь воспоминаниями своих родителей, бабушек и дедушек я хочу составить свое генеалогическое древо, еще его называют семейное древо, из которого все становится понятным и которое отображает историю развития нашей семьи.

Родословное древо

С
ейчас стало очень популярно изучать свою родословную. Мы хотим знать, где наши корни, от кого мы произошли. Кто наши родственники по линии мамы и папы. Руководствуясь воспоминаниями своих родителей, бабушек и дедушек я составила свое генеалогическое древо, еще его называют семейное древо, из которого все становится понятным и которое отображает историю развития нашей семьи. Семейные традиции – это то, что сплачивает семью, делает нас дружнее и крепче. На традициях основаны воспитание, правила поведения и духовность. А это значит, что семья выдержит любые трудности, и будет идти по жизни смело и уверенно.

В моей семье тоже есть традиции, их не много, но они есть, о не которых из них, я вам сейчас расскажу.

Каждый год, мы всей семьёй едем на море. Мне очень нравиться этот период в нашей жизни, так как я очень люблю море.

Ещё одна из традиций в нашей семье, и не только в нашей, это празднование нового года. В этот праздник мы садимся за праздничный стол и говорим друг другу много хороших пожеланий, обмениваемся подарками, что делает меня и мою семью, очень счастливой.

В день моего рождения, каждый год мама с папой везут меня на карусели, после мы идём в кафе, это стало еще одной нашей маленькой традицией. Вечером к нам приходят гости, и мы празднуем день рожденье дальше, в конце вечера я загадываю желание и задуваю свечи на праздничном торте.

Семья – одна из самых великих ценностей, которую нам нужно беречь и уважать. Есть много пословиц и поговорок о семье, если регулярно употреблять их в своей речи, то можно незаметно привить детям необходимое мировоззрение в отношении семейных ценностей.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Дружная семья не знает печали.

Материнский гнев - что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Взаимоотношения между детьми и родителями должны быть позитивными, обеспечивать мир, безопасность и положительный настрой в семье. Я живу в самой обычной семье, такая как моя семья в мире миллионы. Но всё же моя семья, самая лучшая и у меня самые замечательные родители.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Солнышко» Педагогический проект Моя семья 2 младшая группа- «Ягодки»


Цель проекта : формирование представлений о семье, воспитание любви и уважения к близким.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Образовательные задачи

  • Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, учить строить элементарные родственные связи;(социально-коммуникативное развитие)
  • Помочь ребенку осознать примечательные особенности каждого члена семьи;(познавательное развитие)
  • Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.(речевое развитие)
  • Развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику;(худ-эстетическое развитие)
  • Развивать двигательную активность детей;(физическое развитие)

Развивающие задачи:

  • Развивать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников в формировании нравственных качеств детей.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.

  • Актуальность

Семья – это источник, дающий силу для духовного развития, помогающий ребенку адаптироваться в обществе, найти себя в жизни.

На этапе посещения ребенком ДОУ семья не должна уходить на второй план, передавая все приоритеты социальной адаптации и развития детей педагогам.

Для успешного вхождения в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи и значительно повысить роль семьи как проводника социализации .

*************************************************************

  • Участники проекта:: дети 3-4 лет, родители, воспитатели ************************************************
  • Срок реализации: две недели (краткосрочный)

Этапы работы

Подготовительный:

постановка проблемы .

Организационный:разработать перспективное планирование по областям образовательной деятельности, подобрать наглядный материал

Основной:

(реализация проекта)

Заключительный: фотовыставка «Моя семья», «Генеалогическое дерево», показ презентации.


Реализация проекта-практическая часть

В соответствии с требованиями ФГОС ДО проект реализуется через различные виды детской деятельности: игровая,

двигательная,

коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

трудовая,

продуктивная,

музыкально-художественная,

чтение художественной литературы.


Игровая деятельность

«Семья-встреча гостей»

«На приёме у врача»


Игровая деятельность

«Домик для матрёшки


Игровая деятельность

С/р.: «Дочки-матери»


Игровая деятельность

«Игра-ситуация «Папа хороший хозяин»


Игровая деятельность

«Шофёры»


Игровая деятельность

С/и: «Водитель автобуса»



Двигательная деятельность

Игра-пантомима «Мама»

Игра «Котята»


Двигательная деятельность

Игра «Котята и папа кот»


Двигательная деятельность

П/и : « Курица и цыплята»


Коммуникативная деятельность

Рассказы по картинкам.


Коммуникативная деятельность

«Животные и детёныши»


коммуникативное деятельность

Д/и.: «Мамины помощники»

«Д/и.: «Кто чем занят»


Составление рассказа по фотографии: «Расскажи о своей семье», «Мой папа лучше всех»,


Беседы: «Как тебя называют дома?» , «Как ты помог маме?» , «Есть ли у животных семья?»,


«Пальчиковые игры»

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.


Продуктивная деятельность Закрашивание раскрасок «Дружная семейка»


Продуктивная деятельность Апликация «Подарок для папы»


Рисование: «Цветок для мамы»


Трудовая деятельность

«Накрываем на стол»

«Поливаем цветы»


Трудовая деятельность

«Моем посуду»



чтение художественных произведений, разучивание стихов; показ на фланелеграфе сказки «Репка» и настольного театра «Волк и семеро козлят»;

  • театрализованные, сюжетные игры;

Речевые ситуации, ситуативные беседы,

загадывание загадок;

- привлечение детей

к наведению порядка в игровом

уголке «Дом», оказание помощи

друг другу.


Статья «Влияние семьи

на воспитание ребенка»

Взаимодействие с родителями: информация для родителей по теме проекта

Папка – передвижка

«Играем в пальчиковые игры»


Результативность проекта:

для детей:

  • Знание детьми информации о своей семье;
  • Развитие умения разворачивать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся представлений о семье;
  • Проявление доброжелательности, эмоциональной отзывчивости по отношению к членам семьи, желания оказать им помощь;
  • Расширение кругозора, словарного запаса детей.

для ДОУ:

  • Расширилось сотрудничество с родителями;
  • Обогатилась предметно – развивающая среда: разработана и создана

дидактическая игра «Поможем маме накрыть на стол»,

сделана подборка пальчиковых игр на тему «Семья»

Перспективы развития проекта :

  • Отражение темы «Моя семья»

в тематической неделе «Мама –

слово дорогое»;

  • Дальнейшее сотрудничество

с семьями воспитанников


Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про Вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

«Любая дорога начинается от крыльца дома, в котором ты живешь. И отправляясь в путь по неизведанным краям, спроси себя: а что я знаю о своем доме? Что я могу рассказать о нем, чтобы другие полюбили край, который люблю я? Что я могу подарить человеку, чтобы он оставил мой подарок как память обо мне, о моем доме, о моем крае!..»

Древний мудрец Артташ.

Актуальность исследуемой проблемы

Самое основное в жизни человека — это семья. Это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека, это то, что связывает человека с миром, обучает человека общению и взаимодействию с этим сложным современным миром.

«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» — говорил В. А. Сухомлинский.

А понимают ли наши дети о важности этого института? А знаем ли мы их мнение о семье?
Может реальность выглядит принципиально иным образом?

Мы приходим к совершенно новому образованию, а значит, нужно перестраиваться, изменяться и нашим родителям, и учителям.
Задумываясь над этим проектом, мы хотели найти возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса: учеников, учителей, родителей. Найти новые пути их взаимодействия в современных условиях, в информационном обществе. А главное, постараться сделать так, чтобы мы были единым целым.

Родительский дом, семья, школа-вот, пожалуй, то единственное, что еще в силах противостоять духовному кризису, заложниками которого, в первую очередь становятся дети. Здоровая, крепкая, полноценная семья является одним из самых надежных гарантов здоровья и нравственного благополучия детей, а следовательно и государства.

Краткая аннотация проекта

Тема «Моя семья» выбрана из содержания предмета «Окружающий мир». Глубина и серьёзность данной темы позволили воспользоваться приоритетной технологией именуемой – проектно-исследовательская деятельность, которая помогает решить не только воспитательные задачи, но и формирует ключевые компетенции, способствует обретению мировоззренческих смыслов.

На протяжении нескольких месяцев каждый исследовал свою семью. Накопилось много собранных материалов: происхождение своего имени и своей фамилии, рисунки, коллажи, пословицы и поговорки о семье, сочинения, стенгазеты, фотографии. Дети беседовали со старшим и средним поколением, узнали много нового о членах своей семьи, некоторые составили родословное дерево и герб своей семьи.

Проектная деятельность позволила связать воедино знания из содержания разных предметов и программ о семье, дала возможность делать свои открытия и упражняться в творчестве. Долгая творческая совместная подготовка детей и родителей, предшествовали празднику «Маленькая страна – это моя семья».

В процессе подготовки и проведения праздника каждый прошёл свой путь от простых наблюдений, до размышлений о важности своей роли и роли каждого члена семьи, и наконец, пришло осмысление того, что основой всего в жизни является его собственная семья. В ходе проекта планировалось помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь ребенка к лучшему.

Компетенции, на формирование которых направлен проект (исследование).

Ценностно-смысловые компетенции : формирование духовно-ценностных ориентаций, способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, трепетно относиться к ценностям своей семьи.

Учебно-познавательные компетенции : умение осуществлять планирование, анализ полученных сведений, овладение знаниями и опытом исследовательской деятельности по изучению разных аспектов своей семьи, обретение мировоззренческих смыслов и введение в мир национальных традиций.

Информационные компетенции : умение обрабатывать полученную самостоятельно информацию из различных источников: семейные альбомы, реликвии, овладение навыками интервьюирования.

Общекультурные компетенции : осознание значимости духовно-нравственных, культурологических основ семейных отношений и традиций, владение знаниями социальной роли семьянина, эффективными способами организации свободного времени.

Коммуникативные компетенции : овладение навыками работы в группе, побуждение к высказыванию самостоятельных суждений и правильного их обоснования.

Компетенции личностного самосовершенствования : осознание значимости проделанного труда для духовного и интеллектуального саморазвития.

Тип проекта:
учебный, информационный, исследовательский, творческий.

Вид проекта:
долгосрочный (ноябрь 2012 г. — май 2013 г.), групповой.

Участники проекта:
учащиеся 2 – в, 3 – б, 4 – а, 4 – б, родители, учителя.

Руководители проекта: Абакумова О.И., Жемелева Н.Н., Кравченко Н.В., Чулкова Л.В.

Проблемы, на решение которых направлен проект:
— утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
— недостаток знаний у младших школьников о своей семье;
— разобщенность между семьей и школой.

Цель проекта:
— повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.

Задачи проекта:
— формировать у учащихся представления о семье;
— закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
— обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
— воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
— повышение педагогической культуры родителей;
— повысить качество отношений «семья – школа».

Ожидаемые результаты

В ходе проекта будут созданы условия для формирования универсальных учебных действий, а именно:

— личностные :

осознание себя членом семьи;

проявление интереса к традициям семьи, культуре семьи;

желание участвовать в делах семьи.

Метапредметные

познавательные :

находить необходимую информацию в указанных источниках;

наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;

интервьюировать членов семьи;

оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;

составлять экспозицию выставки.

— регулятивные :

ставить вопрос «что я хочу узнать» (определять цели с помощью учителя) и «что я узнал» (определять результаты с помощью учителя) и отвечать на них;

определять план выполнения заданий под руководством учителя и выполнять задания по плану;

соотносить выполненное задание с образцом.

коммуникативные:

рассказывать о жизни семьи;

рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.

Ожидаемые результаты предметные

усвоение представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;

первоначальное знакомство с некоторыми сервисами сети Интернет;

первоначальное освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет.

Целевые образовательные стандарты

«Согласно новым образовательным стандартам предметная область «Окружающий мир» призвана выполнять интегрирующую функцию и обеспечить формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, государством. Вне зависимости от того, по какому учебному комплекту ведётся обучение.

Семья – самое близкое окружение человека.

Семейные традиции.

Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.

Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Оказание посильной помощи взрослым.

Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.

Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

Составление схемы родословного древа.

Основополагающий вопрос

Что делает человека в семье счастливым?

Вопросы, направляющие проект

Что в имени тебе моём?

О чём гласит народная мудрость?

Какие символы могут быть на фамильном гербе?

Какие пословицы о семье мы знаем?

Влияет ли прошлое на будущее?

Какие семейные традиции сложились в вашей семье?

Подготовительная работа

Проведение родительского собрания.

Реализация проекта

  1. Разделить учащихся на 4 группы. Каждая группа исследует свой вопрос:
  • 1 группа – выяснить историю возникновения фамилий и имён (влияние прошлого на будущее), найти пословицы и поговорки о семье;
  • 2 группа – составляют генеалогическое древо своей семьи, а также представляют традиции, которые сложились в семье;
  • 3 группа – выяснить историю возникновения гербов, существование семейных гербов и рисуют свой герб.
  • 4 группа – подбор материала для выставки «Загляни в семейный альбом» и оформление стенгазет.

Провести родительское собрание на тему «Проектная деятельность учащихся».

  1. Выработать с учащимися гипотезы по исследуемым вопросам, направить их на поиск информации.
  2. Использование различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы; работа с электронной почтой (связь с родственниками).
  3. Анализ найденной информации, выбор формы представления — видеофильм, презентация , статья на школьном сайте и др.
  4. Оформление работ, консультация учителя, родителей.
  5. Показ работ, обсуждения, анализ. Благодарность близким и родителям при оказании помощи при работе над проектом.

Учебный проект состоит из 4 этапов: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.

1 этап. В классах проведены уроки окружающего мира на тему «Семья». После этих уроков возникло много вопросов (Кто? Почему? Откуда? и др.), на которые дети не могли дать ответ, не хватало знаний о семье. Проблематику исследовательского проекта «Я и моя семья» определил интерес детей, его реализация оказалась возможной во внеклассной деятельности. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями.

2 этап. Проведено несколько занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни любого современного человека. Младшие школьники познакомились со структурой исследовательского проекта, методами исследования. Групповая работа, организованная на этом этапе, позволила всем участникам проектно-исследовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы.

Было проведено родительское собрание. Родители благосклонно отнеслись к этой идее.

3 этап. Осуществление деятельности происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общая для всех задача — сбор информации по теме исследования. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, информацию получали от бабушек, дедушек, других родственников. Обработка информации осуществлялась при помощи устных и письменных обобщений, фотографий.

4 этап. Этап презентации является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Учащиеся оформили результаты исследования с помощью рисунков, стенгазет, «Генеалогического древа», «Семейного герба», выставки фотографий «Загляни в семейный альбом», сочинений и др.

План проекта

  • Тайна наших имён в семье
  • Пословицы и поговорки о семье
  • Родословная моей семьи или Дерево жизни
  • Герб моей семьи
  • Традиции семьи
  • Семейный праздник «Маленькая страна – это моя семья
  • Защита-фестиваль «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

Результат проекта: семейный праздник «Маленькая страна – это моя семья», защита-фестиваль «Я, ты, он, она — вместе дружная семья».

Продукт проектной деятельности :

  1. Выставка семейных работ «Наш семейный герб» и «Родословная моей семьи».
  2. Оформление стенгазет «Моя семья – мои друзья».
  3. Сочинение на тему « Семья – это…»
  4. Семейный праздник «Маленькая страна – это моя семья».

Перспективы дальнейшего развития проекта

Проект имеет продолжение на всех ступенях обучения, т.к. вопросы семейных отношений рассматриваются в предметах окружающий мир, литературном чтении, ОРКСЭ.

Это значит, что постепенно объём информации по данной теме будет увеличиваться, с возрастом будет меняться точка зрения на тот или иной аспект, будет происходить коррекция собственного поведения учащихся. Кроме того мы говорили о том, что учащиеся часто приходят к выводу о том, что класс – это тоже семья. Следовательно, они могут создавать свою историю на протяжении всех лет обучения в школе – фотоальбом, видеоролики, портфолио класса и т.д.

Научившись создавать генеалогическое древо, дети смогут вносить в него изменения (появление братьев и сестёр, других родственников, новых профессий и т.п.)

Благодаря работе над таким проектом дети учатся взаимодействию, сотрудничеству, развивают свою познавательную сферу, обогащаются духовно, развивают УУД, т.к. в ходе реализации проекта прослеживаются межпредметные связи, различные виды деятельности, работа с ИКТ и пр.

Заключение.

Мы вместе пришли к выводу, что главное на Земле — семья. Все остальное, как бы оно ни было красиво и важно, — одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах, — лишь прилагается к главному — к семье, в которой царят любовь, уважение, нежность, милосердие. И когда все в твоем доме любят друг друга, то поневоле и окружающих тебя людей, тоже хочется сделать такими же любящими и счастливыми.

Да, все начинается с семьи — ДОБРО и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей!

Большой привет маленьким школьникам и их родителям тоже! Приветствую вас на страницах блога «Школала»!

Сегодня будем готовиться к очередному проекту. Одному, на мой взгляд, из самых интересных. Задают его детям в рамках курса «Окружающий мир». Это проект в начальной школе на тему Семья, в основном появляется он в первом классе.

В рабочих тетрадях по «Окружающему миру» при обучении по программе « » есть специальные страницы этой теме посвященные. Можно, конечно, пойти простым путем и просто приклеить фотографии на эти странички и придумать к ним подписи. А можно выполнить более серьезную работу, которую наверняка по достоинству оценят и учитель, и одноклассники.

План урока:

С чего начать?

С какой же стороны подойти к проекту под названием «Моя семья»? С чего начать? Предлагаю для начала разделить наш будущий проект на части:

  1. вступительная;
  2. основная;
  3. заключительная;
  4. практическая.

И теперь рассмотрим, что же конкретно можно разместить в каждой из этих частей.

Вступительная часть

Ее в свою очередь можно разделить на следующие пункты:

  • обоснование значимости проекта;
  • постановка целей и задач (ведь не просто так мы этот проект делаем);
  • раскрытие источников информации, которые ученик собирается использовать во время работы.

Обоснование значимости проекта

Как можно обосновать значимость проекта «Моя семья»?

Современные дети плохо знают историю своей семьи. Часто они даже не знают отчества своих родителей. А ведь семья — это основа основ! Как растение не может нормально существовать без почвы, так и человек не может существовать без семьи. Семья – это история человека! А человек, который не знает своей истории, не имеет будущего.

Вот вам и значимость! Вот вам и важность исследуемой темы!

Постановка целей и задач

Давайте поставим перед собой следующие задачи:

  1. Узнать значение слова семья, его происхождение.
  2. Узнать фамилии, имена и отчества, а также даты и места рождения, места жительства, род деятельности своих родственников до третьего колена (то есть углубимся до прабабушек, прадедушек).
  3. Создать свое семейное дерево (это, кстати, и будет практическая часть).

Источники информации

Здесь прямо так и говорим:

«При работе над проектом я использовал(-а) следующие источники информации:

  • семейные альбомы;
  • семейные архивы (старые письма, может быть документы сохранились какие-нибудь или еще что-нибудь интересное);
  • рассказы родственников;
  • сеть интернет;
  • книги (журналы, газеты)".

Вот и вся вступительная часть, переходим к основной.

Основная часть

Давайте посмотрим на наши цели, которые мы наметили чуть выше.

Цель первая: узнать происхождение слова семья.

Вот этим сейчас и займемся. Для того, чтобы привлечь внимание слушателей, можно предложить им разгадать ребус, например, такой.

Ребус простой. Все сразу хором скажут, что зашифровано слово «семья». А мы именно этого и ожидали. Здесь мы и говорим: «Правильно, семья! А знаете ли вы что такое семья, и откуда появилось это слово?" Пусть слушатели дадут несколько своих вариантов. Ну а потом мы им расскажем всю правду про это слово.

Всю правду найдете , в специальной статье посвященной слову «семья».

Ну а теперь переходим непосредственно к нашим дорогим родственникам.

Здесь главное не переборщить. Важно помнить, что урок в школе не резиновый, что время ограничено, и что краткость — сестра таланта.

Начать лучше всего с себя. Например, так:

Меня зовут Климкович Артем Денисович. Я родился 15 ноября 2008 года в городе Ухта в Республике Коми, я жил там 3 года, а потом вместе с родителями переехал в Липецк. Теперь мы живем здесь. Я учусь в первом классе и увлекаюсь плаванием.

Если у школьника есть братья и сестры, то про них тоже можно рассказать. Ну а потом спускаемся на уровень ниже по нашему семейному дереву и рассказываем:

  • про папу и маму;
  • затем про двух бабушек и двух дедушек;
  • ну и потом про четырех прабабушек и четырех прадедушек.

Итого, в проекте мы расскажем про четырнадцать наших родственников, это не считая братьев и сестер. Так что постарайтесь быть краткими, ведь если даже уделить одному человеку всего одну минутку, то проект уже растянется минут на 15, если не больше.

Заключительная часть

Заключительная часть должна содержать в себе вывод.

Вывод может быть таким:

Благодаря работе над проектом я узнал много интересного из истории моей семьи, узнал имена моих предков. У меня очень большая семья и теперь я знаю, что в трудную минуту мне обязательно помогут мои близкие люди, а я обязательно помогу им. А о своих прабабушках и прадедушках я смогу когда-нибудь рассказать своим детям и внукам. Чтобы связь времен не прерывалась.

Если в процессе поиска информации обнаружатся какие-нибудь интересные факты, которые связывают школьника с его предками, то их так же можно включить в вывод. Какие это могут быть факты? Ну, к примеру:

Мой прадедушка Василий Иванович родился ровно на 100 лет раньше меня.

Я очень похожа внешне на свою прабабушку Марию Ильиничну.

В нашем роду кроме меня есть еще три левши. Это моя бабушка Галина Васильевна, дедушка Геннадий Иванович и прадед Семен Федорович.

Практическая часть

Практическая часть предполагает изготовление того, что поможет визуализировать, наглядно подкрепить рассказ школьника. Можно, к примеру, сделать альбом, в который наклеить фотографии родственников и написать о них небольшие рассказы. Тогда, во время защиты проекта перед классом, ученик сможет перелистывать странички, показывая слушателям фотографии.

Но мы то с вами замахнулись на кое-что поинтересней! У нас в целях проекта было записано: изготовление семейного дерева. Помните? Например, такого:

Это такой плакат – поделка. Это дерево примечательно тем, что листочки на которые и приклеены фотографии членов семьи, с деревца можно снять. И тогда, во время выступления перед классом, ученик сможет постепенно эти листочки к дереву приклеивать. И семейное древо вырастет прямо на глазах у его одноклассников. А это уже намного интересней! Согласны?

О том, как сделать такой плакат-поделку, очень подробно написано . Правда на этом примере сделано семейное дерево лишь до 2 колена, а вы можете его продолжить до того уровня, до которого вам необходимо.

И отдельно хотелось бы сказать о фотографиях. Очень жалко резать старинные фотографии. Ведь они в единственном экземпляре. Настоящий раритет! Но выход есть, можно эти старенькие фотокарточки с помощью сканера перевести в электронный вид. А потом уже распечатать и использовать при изготовлении дерева.

Чем еще дополнить работу?

Отличным и интересным дополнением к проекту станет демонстрация каких-либо семейных реликвий. Например, можно принести с собой и показать классу салфетку, которую вязала еще ваша прабабушка и которой уже больше 80 лет. Или медали, которыми был награжден ваш прадед за участие в Великой отечественной войне.

Но только помните, это настоящие реликвии, ваши семейные драгоценности, так что потерять их или поломать вы не имеете права!

Так же уместным творческим дополнением к вашей работе станет красивое стихотворение. Пару таких произведений найдете на видео ниже.

Друзья, если при подготовке вашего «семейного» проекта вы будете придерживаться данных рекомендаций, то пятерка вам будет обеспечена. Но оценка – это не главное. Вы имеете замечательный шанс узнать много интересного о родных вам людях. Так что используйте эту возможность! Будет интересно!

Удачи в учебе!

Евгения Климкович.


Top