Внеклассное мероприятие "в гостях у казаков". Отношение к старшим

Конспект НОД в разновозрастной группе по теме «В гости в казачий курень».


Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «В гости в казачий курень» для детей разновозрастной группы. Данный материал будет полезен воспитателям. Это конспект познавательного занятия, направленного на ознакомления дошкольников с бытом донских казаков посредством познавательной деятельности.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей разновозрастной группы по познавательному развитию на тему: «В гости в казачий курень»
Приоритетная образовательная область – познавательная
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с бытом донских казаков посредством познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей стремление к познанию родного края. Обобщать и систематизировать знания и представления о культуре и быте казаков. Познакомить с музейными экспонатами. Закреплять заповедь казаков: «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа».
Развивающие: Развивать внимание, память. Прививать бережное отношение к традициям родного края. Развивать и обогащать словарный запас.
Воспитательные: Продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать нравственные чувства. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Словарная работа: Ввести в активный словарь слова: курень, казаки, икона, прялка, рубель, узвар.
Предварительная работа с детьми: изучение карты Ростовской области, оформление фотовыставки «Мой город», выставка детских рисунков, изготовление макета казачьего куреня, разучивание игры «Вокруг куреня хожу». Знакомство с донскими обрядами и праздниками, обычаями и бытом донских казаков.
Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа.
Наглядный материал, оборудование: карта Ростовской области, мини-музей «Казачья горница» - печь, утюг, чугунок, прялка, рушник, скатерть, салфетки, икона, сундук. Казачья фуражка, плетень, макет куреня, музыкальные записи казачьих песен.
Ход НОД:
Воспитатель: Я с утра пришла сюда, здравствуйте мои друзья (дети здороваются). Здравствуй, солнце и земля. Я - Виктория Владимировна. По очереди дети называют свои имена. Ребята я вижу, что у всех вас сегодня хорошее настроение, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся и поделимся с ними своим хорошим настроением (сдуваем с ладошек свои улыбки). Вот теперь у нас и наших гостей хорошее настроение, давайте сохраним его на весь день. Присаживайтесь.
Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть край, где мы живём, где родная земля, родной дом и самые близкие тебе люди! А как можно назвать близких вам людей, одним словом?
Дети: Родственники, родичи, родня, предки.
Воспитатель: Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть как же жили наши дальние предки, некоторые из предметов быта, которыми они пользовались. У меня есть волшебная казачья фуражка, которая нам поможет отправиться в прошлое. Наденем на голову фуражку, повернемся вокруг себя три раза и скажем: "Время, время остановись! К нашим предкам повернись! ". Дети надевают фуражку, кружатся и повторяют слова, (волшебная музыка), появляется макет куреня (вносит 2-й воспитатель).
Дети и воспитатель рассматривают макет.
Воспитатель: Ребята, а что это за жилище?
Ответ детей: - это казачий курень.
Воспитатель: А что означает слово курень?
Дети: - Само слово «курень» означает «круглый». В таком жилище комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь, которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома.
Воспитатель: А сколько этажей в казачьем курене?
Дети: -Казачий курень строили двухэтажный, «полукаменный», первый этаж строили из самана, саман лепили из глины и воды, второй этаж был деревянный.
-Первый этаж был нежилой, а хозяйственный, казаки считали, жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне.
-Балкончик, вокруг дома у казаков назывался балясы, он служил для того, чтобы удобно было открывать и закрывать ставни, а во время наводнения на лодке можно было отплыть прямо от балкончика.
Воспитатель: Для чего в курене нужны ставни? А чем мы сейчас закрываем окна?
Ответы детей.
Воспитатель: Крытое крылечко у казаков называлось «рундук», и украшалось оно резным орнаментом в виде виноградной лозы, листа плюща и бараньих голов, а для чего казаки это делали?
Дети: этот орнамент был призван защищать дом казака от зла: наговоров и болезней.
Дети: - Крыши куреня делали из камыша или соломы, а позднее из железа.

Готовый дом мазали, после того как дом был помазан, его красили. Курени красили в желтый, голубой или синий цвет, деревянные стены красили в белый цвет, а ставни в жёлтый или в синий.
-Дверь в курене была низкой и небольшой – войти можно было медленно и только по одному.
Воспитатель: Закрывалась дверь обязательно вовнутрь, чтобы можно было надежно подпереть ее изнутри, казаки говорили: «Мой дом – моя крепость»? Ребята, а вы в таких домах живёте, расскажите о своём доме.
Ответ детей
Воспитатель:
А почему говорят: « В гостях хорошо, а дома лучше»?
Ответы детей.
Воспитатель : Двор и хозяйство куреня огораживалось плетнем – забором из переплетенных прутьев. У плетня играли дети. Ребята, а давайте поиграем в нашу любимую казачью игру «Вокруг куреня хожу».
Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю,
К одному я подойду
И в окошко постучу»
Тук-тук. Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? » Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя». Ребенок: - Зачем пришла? Водящий: - Побежим на перегонки. Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.
Воспитатель: Ребята, вы хотите посмотреть, что внутри в курене? А наши гости?
Ответ детей.
Воспитатель: А наш курень непростой, он с секретом. (Поднимает крышу, дети заглядывают вовнутрь, там пусто.)
Воспитатель: А здесь ничего нет, ребята, а хотите попасть в настоящий казачий курень?
Ответ детей
Воспитатель: Для этого нам нужно выполнить задание. Вы много уже знаете про жизнь казаков, сейчас мы проверим, как вы с ним справитесь.
КРОССВОРД
1.Лучший друг казака (конь).
2.Как у казаков назывался рыбий суп (уха).
3.Как у казаков называлась кухня (стряпка).
4.Что в казачьем курене было в центре и ласково называли матушкой и кормилицей (печь).
5. Любимое угощенье казачат (пряник).
Воспитатель: Казачата, подойдите ко мне, давайте попросим наших гостей прочитать слово, которое получилось.
Гости читают: курень.
Звучит казачья песня.
Появляется казачка.
Казачка: Курень, куренёк, он не низок, он высок. Заходите в мой курень, да побудьте там часок. Здорово дневали.
Ответ детей и гостей .
Казачка: Я казачка Галина, а вы кто?
Дети: Мы казачата из «Жемчужинки»
Казачка: (обращается к гостям). А вы, гости дорогие, казачьи шали возьмите, да по куреню пройдите. Хотим в казачек вас превратить, в курень казачий пригласить. Проходите гости дорогие. Семья у меня большая, у казаков не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа. Всё что в моём курене сделано с любовью, своими руками. Приглашаю вас посмотреть, кто, чем занят. Эта кунацкая – комната, где живут холостые казаки и подростки (казачья форма, оружие, фотографии, папаха, фуражка). У нас в кунацкую женщины и дети не заходят, потому что там есть оружие, могут покалечиться.
Воспитатель: Кунацкая - это место, где растили воина и защитника, поэтому в ней ничего недолжно быть лишнего, ребята, а вы как думаете, что здесь лишнее?
(Игра «Убери лишнее», положить подушку, игрушку, зеркало).
Дети: Зеркало
Воспитатель: А почему?
Казак: Некогда казаку собой любоваться, надо к службе готовиться.
Дети: Игрушка.
Воспитатель: А казачата разве не играли?
Казак: Казачата не играют, они к службе готовятся.
Дети: Подушка.
Воспитатель: Правильно, казака с детства готовили к военной службе, к суровым условиям, спать на жестком, у казаков и локоть-подушка и шинель-одеяло.
Казачка: Спасибо за помощь, наверно младшенький сынок пошалил. А старшие мои сыновья учатся владеть шашкой, а покажите нашим гостям, что вы умеете (Казаки показывают мастер-класс на казачьих шашках).
Казачка: Молодцы сынки, все в батьку.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите так же научиться? Научимся, ведь мы казачата.
Казачка: А это моя кухня, у казачек она называется стряпка. А как вы думаете, почему эта часть дома так называется?
Ответ детей.
Воспитатель:
Ребята, как здесь красиво, тепло и уютно.
Казачка: Мы, казачки, хорошие хозяйки, любим чистоту и порядок, а ещё мы любим очень вкусно готовить. А вы знаете любимые блюда казаков?
Дети : Лапша, борщ, уха, студень, каймак, узвар - компот из сухофруктов.
Воспитатель: А у нас в саду тоже варят компот из сухофруктов.
Казачка: Воду казачки носили с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плече повисло, что (ответ детей: коромысло).
Казачка: Кто хочет попробовать принести воды на коромысле?
Дети пробуют по очереди.
Казачка: А теперь я покажу вам женскую половину. Это наша спальня - домушка (прялка, кровать, сундук). Мы воспитываем девочек-казачек хорошими хозяйками, Недаром казаки говорят: «Бери жену с Дона - не будет урона». А покажите, какие вы казачки-хозяюшки, помогите мне погладить бельё, да возьмите рубель, а то для утюга места на печке нет.
Девочки пробуют гладить бельё.
Воспитатель: А что это за ящик у вас стоит?
Казачка: Это не ящик, а сундук, в котором мы храним свои вещи (открывает сундук, достаёт наряды, показывает гостям.)
Воспитатель: красиво было в казачьем курене, все вещи сделаны с большой любовью и своими руками.
Казачка: А пусть и гости мне помогут сшить на зиму тёплое одеяло.
Воспитатель и дети достают из сундука лоскуты, иголки, ножницы, кладут на стол перед гостями, дети режут лоскуты, взрослые гости сшивают, в-ль показывает и помогает. После того как закончится рукоделие, казачка хвалит гостей и детей.
Воспитатель: В гостях хорошо, а дома лучше, пора нам отправляться домой.
Дети собираются в круг, надевают фуражку и говорят «Время, время повернись, назад домой вернись».
Воспитатель: Ну, вот мы и дома, ребята, что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего куреня, а что вам понравилось больше всего? Что нового ещё хочется вам узнать? Казачьему роду нет переводу, это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции?
Ответ детей.

24 октября учащимся школы № 2 и вечерней школы Излучинска довелось побывать в гостях у казаков. Встречу провели в Центральной районной библиотеке с представителями местного хуторского казачьего общества пгт. Излучинск.
Атаман хуторского казачьего общества пгт. Излучинск Лукьянченко Владимир Владимирович рассказал о культуре, быте и истории казачества, познакомил с их нравами, традициями и обычаями. Высказал главную мысль мероприятия «Донести до молодежи чувство патриотизма, чувства любви к Родине, семейным ценностям». Атаман отвечал на различные вопросы школьников – что означает ношение серьги в ухе у казаков, на какое время присваивалось звание “казак”, какие существуют воинские казачьи звания, может ли женщина быть атаманом и прочее.
Казаки умеют и воевать, и отдыхать, но самое главное – они чтят традиции и уважают предков, они истинные сыны своего Отечества. Они участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия, много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.
Гуманное и заботливое отношение к детям - одна из отличительных черт казачьей семьи и общины. В воспитании родители всегда стремились соблюдать индивидуальный подход к детям, создавая условия для самовыражения личности. Старшие стремились научить детей приносить пользу не только семье, но и окружающим. Совместный организованный труд был радостным и приучал ребенка видеть прекрасное в любом деле.
Казаки справедливо считали главными богатствами человека доброту и щедрость.
Культ коня у казаков преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Конь для казака, друг, товарищ и брат. Они понимали голос, управлялись без повода, и никогда не бросали своего хозяина. Есть подтверждённые исторические факты о том, как кони выносили раненых казаков с поля боя, зубами хватали их за одежду или за руку и волоком вытягивали из пекла сражения. Без коня казака нет. Казаки – это лучшая конница в мире, не знающая ни страха, ни поражения.
Гармоничные и звучные песни передаются из уст в уста в семьях казаков. Издавна казаки придают своему песенному творчеству особое значение. Песни не только развлекают, но учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают духовный мир человека.
Участники мероприятия услышали, насколько разнообразны казачьи песни и их жанры в исполнении ансамбля казачьей песни «Дружина» из г. Нижневартовска (руководитель Дмитрий Верещагин). Зажигательные, искрометные казачьи песни, которые понравились своей неудержимостью и высоким артистизмом.
Выставка «Казачий круг» дополнила яркую встречу с казаками. На ней все желающие смогли рассмотреть казачьи костюмы, нагайку, шашку. Книги, раскрывающие быт и историю казачества, художественную литературу о казаках.
В заключении встречи все участники пришли к единому мнению, что надо беречь родину, природу, уважать старших, оказывать им посильную помощь, любить школу, своих друзей, знакомых и незнакомых, расти настоящими патриотами своей родины, достойными своих отцов, дедов и прадедов, соблюдая свои обычаи и традиции.

Казаки не говорили, как сейчас, просто "здравствуйте". Приветствие звучало в нескольких вариантах. После обеда, ближе к вечеру казаки говорили "Здорово дневали!", утром, до обеда - "Здорово ночевали!", а "Здорово живете!" - в любое время.

При этом и обращения друг к другу, и окружающим людям у казаков всегда были и сейчас остаются особенными. Казак к незнакомой женщине-казачке (старшей по возрасту) обращается "мамаша", к равной - "сестра", а к младшей - "дочка" или "внучка". К жене (если оба супруга пожилые) казак обращается "мать" или называет её по имени-отчеству. Приветствуя друг друга, казаки слегка приподнимают головной убор и после рукопожатия справляются о состоянии здоровья семьи, о положении дел.

У казаков жена всегда обращалась к мужу только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж обращался к своей супруге таким же образом. Свекор и свекровь, тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями.

Казачка, обращаясь к незнакомому казаку, называла его «мужчина». «Мужик», считалось оскорбительным словом.

На приветствие мужчины казачки отвечали легким поклоном. Между собой у казачек принято было обниматься, с поцелуем и беседовать.

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимаются и прикладываются щеками. Целованием приветствовали друг друга на Пасху, причем целовались между собой или только мужчины или только женщины.

При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье - «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали - «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин…!».

При исполнении Гимна Войска Донского или России казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.

Среди казачат, да и среди взрослых, было принято здороваться, приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя "дядя", "тетя", "тетка", "дядька". К пожилому казаку или казачке обращались "батя", "батько", "диду", "баба", "бабуня", "бабушка".

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.

Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: "Прости ради Бога", "Прости Христа ради". Благодарили, тоже поминая господа: "Храни тебя Господь", "Спаси Христос". На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».

Цель: Знакомство с традициями, обычаями и фольклором донского казачества.

Задачи: познакомить воспитанников с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся; коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: макет деревенского дома с печкой, стенд “В гостях у казаков”, рушники.

Ведущий: Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Донской земле. Наша Родина – это Донской край, где живут казаки. Вот мы Вас, дорогие гости, и пригласили на гулянье в казачью станицу.

У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья, по-особому, на вербе,
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире,
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире,
По-детски чисто тянется душа...

Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Много национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями донского казачества.

Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

Домовёнок Прошка. Апчхи! Апчхи!

Ведущая. Ой, кто это?

Прошка. Кто, кто! А то не знаешь! Это я, Домовёнок Прошка. В этом доме живу-поживаю, про всё на свете знаю.

Исполняет песню на мелодию “Песенка водовоза”, муз. И. Дунаевского

“Песня Домовенка”

Удивительный вопрос,
Задаёте вы всерьёз.
Стыдно вам, должно, друзья,
Домовёнок – это я!

В доме каждом я живу,
И покой в нем берегу.
Охраняю я очаг,
Без меня, друзья, никак!

Прошка. А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые казачата. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Прошка. Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут. Вот они, смотрите!

Ведущий. С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.

А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали.

(Ведущая произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а (лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).

Прошка. Молодцы, ребята! Не зря в школе учитесь.

Ведущий. А лентяев и бездельников казаки не любили, высмеивали их. В людях всегда ценилось трудолюбие.

Выходит казак с подушкой, ложится спать.

Ведущий. Ой, Прошка, ты говорил, все работают, а здесь кто-то спит.

Прошка. День в разгаре, дел невпроворот. Вот лежебока! Ему что утро, что вечер – всё одно. Только с боку на бок переворачивается. Вставай!

Казак. А ну тебя! Ты мне сон мешаешь смотреть!

Прошка. Вставай, вставай! (Казак встаёт и уходит )

Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

Ведущая. Идёт девушка, а возле реки казаки песни поют, о родном крае говорят.

Мальчики исполняют песню “Дон течет издалека”

Из станицы через Дон
Шёл казачий эскадрон
Шёл домой к себе в станицу,
Переходом утомлён
И решили казаки:
У красавицы-реки
Расседлать коней усталых,
Сбросить груз своей тоски

Дон течёт издалека,
Тихо плещется река
Черноглазая казачка
Встретит казака
Под уздцы коня возьмёт,
Вольно к дому поведёт
Казаку подставит губы,
Сладкие, как мёд

“Любо”– скажет атаман,
Тяжело вздохнёт от ран
И расскажет про геройство,
Как громили басурман
Как носил буланый конь
Через воду и огонь
Тех, кто славили Россию,
Шашку, волю да гармонь

Православная страна
Широка и далека
Пусть хранит святой Егорий
Удалого казака
Пусть вернётся он домой,
Чубчик вьётся озорной
А над степью льётся песня,
Песня Родины родной

Припев – 2 раза:

Казак без коня, что солдат без ружья...
Казак в беде не плачет...
Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает...
Казак сам голодает, а конь его сыт...
Казаку конь – отец родной и товарищ...
Казаку конь себя дороже...

Сценка “Ты не казак!”

Участвует два казака (ученика).

1-й казак. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?

2-й казак. - Ну, кажи, кажи. Послухаемо.

1-й казак. - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.

2-й казак. - Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?

1-й казак. - Ведьмак жил у нас в деревне...

2-казак. - Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит... Дывлюсь я, на тебя, зачем ты тут? Возле коня тебе нечего делать. Ты не казак!

3-й казак. После работы всех на посиделки зовём!

Ведущая. Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Казачка 1.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.

Казачка 2.

Как на нашей улице
Весь народ волнуется:
Едут, едут казаки –
Удалые молодцы.

Казаки съезжаются,
веселье начинается

Песня “Пчелочка златая”

Пчелочка златая, что же ты жужжишь?
Жаль, жаль, жалко мне,
Что же ты жужжишь?
Около летаешь, а прочь не летишь,
Жаль, жаль, жалко мне,
А прочь не летишь.

Али ты не любишь Лизочку мою,
Жаль, жаль, жалко мне
Лизочку мою.
А у моей Лизочки русая коса,
Голубая лента ниже пояса
Жаль, жаль, жалко мне,
Русая коса. Ниже пояса
Черные брови, серые глаза,
Жаль, жаль, жалко мне
Серые глаза.

Сладкие, медовые губочки ее,
Жаль, жаль, жалко мне
Губочки ее.
Я к губам прилипну, с ними и помру,
Жаль, жаль, жалко мне,
С ними и помру.
Брешешь, не прилипнешь, брешешь не помрешь

Веселиться я люблю,
Все вставайте на игру!

Игра “Кто быстрее сядет на коня?”

Под музыку дети скачут на конях-стульях, когда музыка меняет свой темп, казачата встают со стульев и подскоками двигаются по залу. В это время убирается один стул.

Музыка заканчивается, всадники занимают свои места. Кому коня не хватило, выходит из игры.

Игра в шапку

Цель игры: развитие ловкости, внимания.

На площадке играющиестановятся в круг, в центре стоит один из игроков. Стоящие по кругу игроки передают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она движется от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.

Правила игры:

Если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в круг. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который уронил ее выходит на место водящего.

Игра “Снежинки”.

Ребята становятся парами, каждый запоминает свою пару. Пока играет музыка дети играют в ладушки и под музыку по сигналу “Снежинки” меняются парами, продолжая игру в ладушки. Как только музыка заканчивается, каждый должен вернуться в свою пару.

Выходят дети (казаки и казачки).

Казачка 1. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Казачка 2.

Ехала станица мимо казака,
Вдруг из подворотни
Лают ворота!

Лошадь ела кашу,
А казак – овёс.
Лошадь села в сани,
А казак - повёз!

Казачка 1.

Стучит – бренчит по улице,
Фома едет на курице.
А Тимошка – на кошке
По кривой дорожке!

Катя, Катя-Катюха
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!

Казачка 2

Синее море огнём горит,
Белая рыба по небу летит,
По чистому полю корабль плывёт,
На корабле серый волк стоит.

А проворная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
А потом куда хочешь сворачивай!

Казачка 1.

Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули.
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?

Казачка 2.

Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде,
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде,
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

По деревне я пошла,
И Ванюшку видела
Под кустом сидел и плакал
Курица обидела

Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес,
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.

Из-за Дона, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.

Сидит ежик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат

Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.

Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.

Ой, бяда, бяда, бяда -
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?

Раньше были русы косы
У моей у милочки,
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.

Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр.
Вот устроили базар.

Эх, топни нога-
Топни правенькая,
Я пойду плясать,
Хоть я маленькая.

Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. До свидания, Прошка! А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Литература

1. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994.

2. И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006.

3. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков... Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.

4. Лингвистическое краеведение. Методическое пособие под ред. Т.И. Павловой. Р-н-Д: Издательство РО ИПК и ПРО.

5. П.И. Ковешников. Дон волною серебрится. Частушки, пословицы, поговорки Дона. Ростов-на-Дону: РКИ, 1979.


Top