Антисоциальные и криминальные молодежные группы кратко. Криминальная молодежь

Ни для кого не является секретом, что в России криминалитет цветет пышным цветом. В 1990-е гг. преступные группировки активно делили сферы деятельности и территорию, сейчас раздел более или менее закончен, но преступность осваивает новые ниши социума. Молодежь вовлечена в преступные виды деятельности: продает наркотики, ворует мобильные телефоны, угоняет машины, занимается проституцией, совершает налеты на магазины и торговые точки.

Как показывает статистика, большинство тяжких преступлений молодые люди совершают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Порой преступления совершаются подростками именно в целях самоутверждения, чтобы сверстники уважали и боялись их. Почти 35% преступлений, связанных с нанесением тяжких телесных повреждений, и актов вандализма имеет именно такой мотив. Обычная драка вполне может закончиться поножовщиной, и это, к сожалению, довольно частое явление в молодежной криминальной среде.

Ступившему на путь преступлений подростку уже трудно повернуть назад. Как правило, друзья и приятели занимаются тем же, у молодого человека формируется особый взгляд на вещи и людей, мировоззрение меняется не в лучшую сторону. Если взять в качестве примера гопников, то можно понять, почему вроде бы обычные подростки так быстро проникаются преступной философией. Большую часть этой категории составляют юноши 16-25 лет. Все они являются жителями окраин и провинциальных городков, и, как правило, выходцами из неблагополучных и малообеспеченных семей. Если дома пьющие отец и мать, нехватка продуктов питания и одежды, постоянные скандалы и драки, ребенок рано или поздно оказывается на улице, среди таких же, как он, жертв семейного неблагополучия. Именно среди «своих» подросток находит понимание и поддержку, ведь у всех в группе похожие проблемы. Подчас в таких компаниях употребление алкоголя и наркотиков становится традиционным. Ничего плохого в этом подростки не видят, хотя у многих перед глазами пример родителей-алкоголиков.

Кроме всего прочего, современная жизнь манит такими благами, как мобильный телефон, красивая одежда, модный плеер или магнитола. Всего этого таким подросткам не могут дать родители и школа. И тогда возникает простая и древняя философия: «Если то, чего мы хотим, никто нам не дает, следует взять это самим, не спрашивая ничьего разрешения». И действительно берут: вечерами нападают на прохожих, на своих более благополучных сверстников, угоняют машины и разбирают их на запчасти.

Выхватывание сумочек у женщин - тоже распространенный прием у молодых преступников. Подростки выбирают жертву, которая не сможет их догнать. Главное - это эффект неожиданности: когда женщина не ждет ничего плохого, подросток резко сдергивает сумочку с плеча или вырывает из рук.

Не всегда угоняют машины, иногда просто воруют из них ценные вещи. Для этого существуют специальные приемы. Например, один подросток может подойти к автовладельцу и сообщить ему о мнимой поломке (номер отвалился или еще что-нибудь). Ничего не подозревающий хозяин машины выходит из нее и идет смотреть, что же произошло. В это время появляется второй участник представления, который до поры прятался поблизости. Чаще всего автовладельцы, пораженные неприятной новостью, забывают запереть машину, этим-то и пользуются несовершеннолетние преступники. Прятавшийся участник кражи не теряет даром времени: на то, чтобы вытащить из «тачки» барсетку и магнитолу, хватает обычно пары минут. Кстати, чаще всего незначительную поломку автомобилю подростки наносят специально, это помогает отвлечь на нужное время хозяина машины. Подростки при разработке «операции» проявляют настоящий артистизм, например тот из них, что должен указывать автовладельцу на поломку, выглядит очень опрятно (умыт, причесан, прилично одет, иногда даже в очках). Его задача - вызвать доверие гражданина, жертва ограбления ничего не должна заранее заподозрить.

Не стоит недооценивать изобретательность и хитрость юных преступников. Девушки-подростки тоже не отстают от юношей, по статистике каждый шестой несовершеннолетний преступник - девушка. На Западе эта печальная тенденция наметилась в 1980-х гг., в России положение стало усугубляться в конце 1990-х гг.

Преступление, совершенное в тихом подмосковном Троицке, потрясло его жителей. Почти в центре города был убит пожилой мужчина - выходец из Таджикистана. Следствие вышло на убийц с трудом, ими оказались хрупкие на вид девушки, младшим в группе было всего по 14 лет. Причиной убийства послужил национальный экстремизм. Зачинщицей преступления стала девушка по прозвищу Кошка, она была старше своих подруг (18 лет), к тому же была известна в тусовке скинхедов. Сын погибшего с трудом опознал тело отца: он был изуродован жестокими побоями, каблуками были нанесены проникающие ранения головы. Даже медики-эксперты были поражены видом следов беспрецедентной расправы. Девушки упорно отрицали свою вину, «расколоть» их было непросто. При этом учителя в школе отзывались о них как о хороших ученицах, а родители до конца не верили в виновность дочерей.

Феминизация молодежной преступности неудивительна, если учитывать тенденции и настроения в обществе в целом. Российское общество постепенно отказывается от традиционного образа русской женщины. В современном мире другие идеалы, достаточно посмотреть фильмы и сериалы, полистать журналы, чтобы убедится в этом. Современная девушка понимает: чтобы добиться в жизни всего, необходимо быть сильной, беспринципной, хитрой, умной и жесткой. Только такие качества обеспечат победу в жестокой борьбе за место под солнцем и помогут добиться поставленных целей.

Собственно говоря, современная молодежь воспитывается на иной идеологии, в отличие от их родителей. Поэтому конфликт поколений в семьях переходит подчас в настоящие войны. Например, девушка или юноша подрабатывает вечерами крупье в казино. В 80% случаев родители против подобной работы. Их возражения в основном строятся на том, что порядочные люди по казино не ходят, там собираются только воры и разбогатевшие преступники, и приходят они туда, чтобы сорить деньгами и напиваться. Естественно, у родителей возникает закономерный страх за своих чад: «Ничему хорошему в таких заведениях научиться нельзя, а вот набраться всевозможных пороков - это запросто», - говорят они. Однако что делать молодому человеку, если в дневное время приходится учиться, а зарплата родителей не позволяет никаких излишеств в семье. А в молодости хочется модно одеваться, ходить на вечеринки с друзьями, покупать диски и другие необходимые мелочи. Поэтому и приходится молодежи искать возможности подработать.

Ситуация может значительно осложниться, если молодой человек нашел дополнительный заработок, связанный с криминалом. Такую работу с удовольствием предлагают молодым всевозможные преступные сообщества. Например, в городе Санкт-Петербурге следствие вышло на крупную сеть по сбыту наркотиков. Распространители действовали по отработанной схеме, в качестве продавцов они использовали несовершеннолетних. Подростки торговали наркотиками не только на улицах и в подъездах, неплохо был налажен сбыт в школах, ПТУ и колледжах. Многие из юных наркоторговцев сами оказались зависимы от своего товара и поэтому работали за «дозу».

Однако не всем преступным структурам нужна молодежь, употребляющая наркотики и алкоголь. Криминальные авторитеты вербуют на роль телохранителей и боевиков молодых людей, занимающихся спортом и не имеющих вредных привычек.

Психологов не удивляет возросшая жестокость молодежи. Отчасти в этом виноваты внешние факторы, влияющие на восприятие подростками действительности и жизни вообще. По телевидению показывают фильмы, в которых много жестокости, крови, насилия. Компьютерные игры тоже не отличаются нравственной направленностью: герою обычно предлагается пройти несколько уровней, в процессе чего он должен стрелять, взрывать, убивать. И дети, и подростки с удовольствием играют в такие игры, где можно, например, стереть с лица земли целый город или просто сбить на машине пешеходов, чтобы не мешались. Естественно, после таких игр трудно заставить ребенка смотреть фильмы, затрагивающие темы морали и этики, ему это просто не интересно.

Причины, казалось бы, несущественные, порой приводят к настоящим сражениям между подростками. Так, прохожие наблюдали потасовку между школьницами, которая произошла по причине «косого взгляда», которым одна одарила другую. При этом сцепившихся девчонок не остановила грязь на тротуаре, присутствие парня одной из них и даже вмешательство посторонних людей. В результате обе драчуньи оказались в больнице с многочисленными ушибами, царапинами и сотрясением мозга.

Такие случаи - не редкость, и происходят они практически повсеместно. Достаточно часто потасовки заканчиваются трагически. Как показывает статистика, преступность среди несовершеннолетних не имеет тенденции к снижению. Колонии для малолетних преступников переполнены. По мнению специалистов, почти 60% заключенных, выйдя на свободу, через короткий промежуток времени снова совершают преступления. Многие к 30 годам уже имеют несколько «ходок».

Подросток, попадая в места лишения свободы, в первое время испытывает настоящий шок. Немногие из ребят готовы к экстремальным условиям жизни, которая ожидает их за решеткой. Испытания начинаются для подростка с первых же дней заключения - ему приходится терпеть психологические и физические нагрузки, испытывать лишения. Подчас тюрьма показывает, на что способен человек как личность, условия заключения проверяют адекватность его самооценки. Первые 2-6 месяцев осужденный смотрит на тюремную жизнь как на кошмарный фильм и не понимает, как можно к этим условиям привыкнуть. Психологи считают, если человек после 2-3 месяцев тюрьмы оказывается на свободе, этого урока ему хватает на всю жизнь, он сделает все возможное, чтобы избежать ужасов заключения. Но чем больше проходит времени, тем лучше человек начинает адаптироваться к новым условиям жизни.

Влиться в криминальную субкультуру сразу непросто. Осужденный первое время не знает «правил игры», не знает, кто находится рядом, как себя вести с ним, чего ожидать от сокамерников. Новичку приходится следовать правилам, принятым в этом своеобразном общежитии.

Потребность в самоутверждении среди подростков на зоне очень сильна, как впрочем, и конкурентные чувства. Но в силу возрастных особенностей они порой не чувствуют границ. Выбившийся в лидеры подросток, даже утвердившись в своем авторитете, часто продолжает притеснять и унижать остальных. Чаще это происходит в силу убеждений, что так должен вести себя лидер, но порой и по причине личностных особенностей человека.

Как уже говорилось выше, велика вероятность, что несовершеннолетний преступник, отсидев положенный срок, выйдя на свободу, снова встанет на путь криминала. Дело в том, что вышедшему на волю бывшему зэку трудно адаптироваться в нормальном обществе. В результате такая компания намеренно или ненамеренно снова нарушает закон. Побывавшие на зоне уже не боятся ее, так как знают законы и правила, поэтому и сдерживающих факторов у таких людей значительно меньше. Администрация колоний знает, что с большинством освобождающихся они прощаются лишь на время, они снова вернутся.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ГРУППЫ

Многие подростки и юноши по разным причинам не могут удовлетворить имеющиеся у них интересы и потребности в ученических группах. Они охотно вступают в неформальные группы, существующие вне школы. Одни ищут в такой группе поддержки и участия, другие пытаются самоутвердиться, третьим не хватает эмоциональной сопричастности, слитности с группой, четвертым важно командовать, властвовать над другими, пятых приводят в неформальную группу неудачи в учебе, конфликтные отношения с одноклассниками, учителями и родителями. Отечественный педагог С. Т. Шацкий (1878-1934 гг.), описывая объединения «уличных мальчишек», говорил, что эти объединения «хороши тем, что они свободны, подвижны, находятся в близком соприкосновении с жизнью и разнообразны». Такие группы предоставляют молодым людям возможность быть вместе, общаться, принадлежать к объединению, где им гарантирована психологическая, моральная, физическая защита.

Неформальные группы, возникающие вне школы, отличаются от ученических групп склонностью к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, прежде всего от родителей и учителей.
По характеру социальной направленности выделяют три типа неформальных молодежных групп:
1) просоциальные, или социально положительные;
2) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;
3) антисоциальные, или социально отрицательные, преступные, группы.


Примером просоциальных групп являются самодеятельные неформальные группы молодежи, которые имеют социально значимые цели, задачи, программу действия, например экологические, культурологические, охранно-исторические, спортивные объединения, группы социальной поддержки (например, инвалидов), клубы знатоков типа «Что? Где? Когда?» и др.
Второй тип групп представляют неформальные молодежные объединения , где объединяющим стержнем являются своеобразный образ жизни, собственные нормы. Такие объединения строятся на отрицании общепринятой морали, противопоставлении ей групповых ценностей. К примеру, панки допускают циничное отношение к девушкам, пренебрежительное отношение к закону, снижение ценности собственной жизни; рокеры во время групповых ночных выездов на мотоциклах нарушают не только покой спящих граждан, но и правила дорожного движения; спортивные фанаты нередко готовы вступить в драку с болельщиками другой команды. В асоциальные дворовые группы собираются часто «трудные», находящиеся в изоляции от семьи и школы подростки и юноши. Некоторые из них объединяются после ухода из дома в группы бродяг и попрошаек .
Изолированность асоциальных групп, их собственные узкогрупповые ценности создают серьезные предпосылки для криминализации молодых людей и их перехода в антисоциальные группы.

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами .
Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.
Во всех неформальных подростковых группах достаточно четко прослеживаются лидерские процессы. Авторитет лидера держится на уважении к опытности, «бывалости», волевых качествах, а зачастую и физической силе. Изолированные от внешнего мира группы с узкогрупповыми ценностями легко подвержены негативному влиянию лидеров из числа бывших преступников. Они увлекают ложной романтикой преступного мира, чувством вседозволенности и легкого отношения к моральным ценностям, закону, жизни.
Влияние опытных преступников является одним из путей криминализации подростковых и молодежных групп.
Другой путь - без непосредственного влияния опытных преступников, вследствие внутренних социально-психологических механизмов и закономерностей развития группы. Рассмотрим некоторые из них.
В первую очередь отметим, что условия неформальной молодежной группы усиливают проявление конформности. Чем с большей готовностью члены группы отдают себя в ее распоряжение и чем большее удовлетворение приносит им их единение с другими, тем выраженнее становится конформное поведение. (Вспомните, что это такое и в связи с какими явлениями групповой активности вы его изучали.) Помимо этого, в группе действует еще один механизм влияния - социальное «заражение», проявляющееся как подпитываемое окружающими возбуждение, утрата сдерживающих механизмов. Трудно представить себе любителя рок-музыки, который кричит в одиночку во время концерта для небольшого количества зрителей, но никого не удивит орущая группа на гала-концерте. Путем социального «заражения» группы усиливают и агрессивные склонности отдельных людей, приводят в действие механизмы деиндивидуализации - утраты человеком собственного «я». Так, например, один из рокеров заявляет: «Мы не люди, мы звери на мотоциклах. Мы любим быструю езду и девочек. Больше ничего».
Различение «мы» - «они», о котором мы говорили как об одном из важных признаков группы, в криминогенных группах начинает заменяться противопоставлением «свои»- «чужие». Если ты «свой», то во всем должен походить на «своих»: в одежде, стиле поведения, нравственных принципах. Подражание (а это тоже результат группового влияния) в молодежных группах нередко принимает характер эпидемии. Это заметно, к примеру, в увлечении эстрадной музыкой, дискотеками, групповой символикой, музыкальном, спортивном фанатизме.
Из различных фильмов, а может, и из собственного опыта вам известны группы школьников, систематически досаждающие своим более слабым соученикам. В Скандинавских странах таким группам присвоено особое название - «стаи». Феномен «стаи» - заметное явление в неформальных молодежных группах. «Стая» полностью подчиняется вожаку , доверяет его мнению. В «стае» подросток легко идет на правонарушение и даже преступление, о чем свидетельствуют факты группового вандализма, хулиганств и других преступлений. Отмечают, что преступления в «стае» совершаются с особым цинизмом. Включается механизм состязательности: кто изобретет более изощренные методы издевательства над жертвой. Это явление в криминологии называют групповым затмением сознания или групповым «ослеплением».
От конформности в первую очередь страдают более культурные и интеллектуально развитые молодые люди. Чем ниже интеллектуальный уровень неформального сообщества, тем более нетерпимы его члены к индивидуальным различиям. Безнравственные молодые люди стремятся понизить нравственность других в группе до своего уровня. Чем ниже культура подростков и юношей, тем быстрее они сбиваются в «стаю», тем сильнее у них проявляется конформность, тем они агрессивнее относятся к непохожим на себя.

Действие социально-психологических механизмов криминализации усугубляет алкоголь, приводящий к снятию социального контроля, «выключению» осознаваемых регуляторов поведения. Кроме того, возникает дополнительный мотив преступных действий, заключающийся в поисках средств на приобретение спиртного. Таким образом, приобщение к алкоголю заметно повышает криминогенную опасность подростковых и юношеских групп . Более 80% преступлений в нашей стране совершается молодыми людьми в нетрезвом состоянии. А среди осужденных за агрессивные преступления процент совершивших их в нетрезвом состоянии достигает 90%.

АНТИСОЦИАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Термин «антисоциальная субкультура», как правило, употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле под ним понимают все социально-психологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам. В более узком смысле под антисоциальной субкультурой понимают различные проявления преступного образа жизни. К ним относится скрытый, тайный характер; оппозиция существующим в обществе нормам; неприятие социально полезных целей деятельности; наличие аморальных, противоправных групповых норм и санкций. Проявляется антисоциальная субкультура в языке (жаргоне), татуировках, мимике, жестах, кличках, клятвах, а также в четкой статусно-ролевой дифференциации .
Антисоциальные нормы направлены на выделение вожаков и их превосходства, а также на формирование извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий. Смелость искаженно понимается как риск и бравада, требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство, сострадание - как признак слабости, недостойный настоящего мужчины. Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством. Труд перестает быть единственным источником достижения благосостояния и критерием оценки личности. Другие источники и способы приобретения всяческих благ перестают восприниматься как незаконные и безнравственные. Общечеловеческие ценности заменяются ценностями преступного мира, где жизнь - «копейка», труд не котируется, статус зависит не от уровня образования и знаний, а от соблюдения правил и законов антисоциальной группы.
Особый феномен антисоциальной субкультуры - круговая порука, предполагающая взаимное укрывательство, выручку в неблаговидных делах. Самым большим «проступком» считается честное признание и выдача соучастников на суде или в комиссии по делам несовершеннолетних, нежелание взять всю вину на себя и выгородить вожака. Совершившие такой «проступок» подвергаются унижениям и нередко становятся объектом насилия. Под воздействием круговой поруки несовершеннолетние правонарушители и молодежь зачастую демонстрируют «несгибаемость» на суде, чем пользуются более опытные преступники, уходя от ответственности.
Антисоциальная субкультура имеет свою материальную основу в виде «общего котла». «Общий котел» был широко распространен в дореволюционных царских тюрьмах, с его помощью заключенные сообща питались, распределяли между собой вещи. В современных условиях на основе «общего котла» происходит сплочение правонарушителей. Стремление группы пополнить «общий котел» толкает ее на правонарушения, вымогательства и поборы с людей, не входящих в данную группу. Принципы распределения из «общего котла» отражают права на материальные блага в соответствии с занимаемым в группе статусом.
Один из элементов отношений в антисоциальной субкультуре - постановка должника на «счетчик». «Счетчик» включается, когда «должник» имеет фактический или мнимый долг, который не может отдать. Отдавая «долг», он выключает «счетчик». Фактический долг создается «в открытую», путем одалживания определенной суммы денег или какой-то вещи, и «втемную», путем угощения алкогольными напитками, наркотиком, сигаретой, деликатесами и т. д. Например, кредитор угощал подростка на дискотеке сигаретами, а через несколько дней объявил: «Верни долг за сигареты». При этом размер долга он определил из своих соображений, а не на основе реальной цены сигарет. «Если сегодня не отдашь, я включаю «счетчик». Завтра отдашь двойную сумму. И каждый просроченный день сумма будет удваиваться». Так должник попадает в зависимость. Мнимый долг возникает при внутригрупповых поборах. Например, высокостатусный член группы может обложить «алкогольным», «праздничным», «дискотечным» налогом низкостатусных. Если кто-то не заплатил, на него включается «счетчик». При расправах с теми, кто не заплатил по «счетчику», подростки и юноши часто бывают более изобретательны, чем взрослые преступники.
В антисоциальной субкультуре новички всегда воспринимаются как «чужие». «Своими» они становятся по прошествии испытательного срока . Система отношений к новичкам в антисоциальной субкультуре называется «дедовщиной».
Под «дедовщиной» понимается система неформальных правил вхождения в новое сообщество, определения статуса, прав и обязанностей, движения от сверхобязанностей к сверхправам. Законодатели этих норм - старожилы, или «деды». Отсюда и название данного явления.
История «дедовщины» уходит во времена Петра I, когда по воинскому уставу к каждому новобранцу прикреплялся опытный старослужащий наставник - «дядька». На него возлагалась ответственность за подготовку новобранца к бою. За это новобранец должен был обслуживать «дядьку» - чистить его оружие, стирать обмундирование.
Со временем «дедовщина» приняла негативную окраску. Ее признаки заметны в описаниях казарм царских военных училищ, кадетских корпусов. Она обнаружила себя в особой форме группового давления на новичка везде, где имелась закрытая или полузакрытая общность людей, был казарменный тип проживания: в интернатах, спецучреждениях для несовершеннолетних преступников, армейских подразделениях. В любой закрытой или полузакрытой группе «дедовщина» является серьезной проблемой.
В некоторых военных академиях США «дедовщина» фактически узаконена - кадеты младших курсов обязаны безоговорочно выполнять любые приказы старшекурсников. В современной российской армии она порой принимает изощренные формы и превращается в жестокое попрание прав человека. В армии «дедовщина» сводится к неформальной иерархии военнослужащих в зависимости от срока службы, с соответствующим набором прав и обязанностей для каждой категории. Психологической основой «дедовщины» является разностатусное положение в группе «новичков» и «дедов».
В докладе международной организации Human Rights Watch о положении дел в российской армии, опубликованном в 2004 г., приводятся слова одного из «дедов»: «Когда мы прибыли сюда в качестве новобранцев, никто нас не жалел, мы были рабами для дедов, нас били больше, чем сегодняшних новичков... И мы не жаловались, мы не убегали, мы потом подружились с дедами. Теперь наша очередь». Действует правило: «Я обращаюсь с ближним так, как обращались со мной». Унижая новичков, «деды» изживают прошлое собственное унижение.
«Дедовщина» противоречит российским и международным законам. Многие факты ее проявления становятся предметом рассмотрения в суде. Меры по борьбе с ее проявлениями принимаются органами военного управления, командирами частей, военной прокуратурой РФ. Организовываются телефоны доверия, консультационные пункты, проверки воинских частей, налаживается взаимодействие с общественными организациями.


КРИМИНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Среди носителей антисоциальной субкультуры особой опасностью отличаются криминальные группы . Криминальные группы отличаются от других социальных групп целями, спецификой групповых процессов, особой общественной опасностью. Они характеризуются четкой ориентацией на преступное поведение. Их отличают противоправные нормы и подготовленное, организованное совершение преступлений. Поэтому такие группы называют еще и преступными группами.
Преступление как юридический факт - это действия, которые содержат состав преступления и признаны таковыми в судебной порядке. Преступность и преступление как проявления отклоняющегося поведения вы еще будете изучать в курсе 11 класса . Сейчас мы касаемся преступления только в свете деятельности преступных групп и обращаем внимание на социально-психологические аспекты этого явления. С точки зрения психологии преступление - это факт, который характеризуется чувством вины, ответственности независимо от того, дана ли этому событию юридическая оценка. В этом смысле говорить о преступлении можно с позиций русского писателя Ф. М. Достоевского (1821-1881 гг.) и его известного произведения: преступление - это конфликтный способ удовлетворения потребностей, достижения целей .
Возникновение преступной группы можно отчасти рассматривать как явление стихийное. Преступные группы образуют, как правило, люди без определенных занятий, которые нигде не работают и не учатся: хулиганы, насильники, воры, наркоманы, бродяги, которые совершают различные преступления с целью удовлетворения личных интересов и потребностей.
Постепенно преступная группа переходит к более сложным организованным группам и наиболее опасной форме соучастия - преступным сообществам, основными признаками которых являются сплоченность и целевая установка на совершение особо тяжких преступлений, наличие сложных организационно-иерархических связей с тщательной конспирацией, системой защитных мер, внутренней контрразведкой, охранниками, боевиками и т. д. Организованные преступные группы имеют коллегиальный орган руководства, информационную базу, устав в виде перечня неформальных норм, традиций, законов, санкций.
Исследователи преступных групп выделяют в их структуре «внутренний круг», состоящий из ядра, куда входят главарь-лидер и его ближайшие помощники, а также «внешнее кольцо», состоящее из рядовых членов, или «попутчиков». В группах всегда имеет место жесткая зависимость членов друг от друга. Руководят преступными группами лидеры ярко выраженного авторитарного склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Своим стилем лидерства они превращают других членов группы в марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие, а нередко и права выхода из группы. Очевидна роль лидера как своеобразного «детонатора», запускающего весь механизм формирования преступной группы. Он определяет ее «специализацию», масштабы преступной деятельности, характер внутригрупповых отношений.
Взрослые, нередко ранее судимые лидеры, вовлекают подростков и юношей в деятельность преступных групп. Ими используются самые разнообразные, иногда весьма ухищренные способы: «выгодные» корыстные предложения, «товарищеские» просьбы и обязательства, льстивые уговоры, советы; постепенное приобщение подростков и юношей к совместным выпивкам, а иногда и к развратным действиям. Могут применяться шантаж, угрозы, обман, а также избиения и истязания.
Чем сложнее преступление, тем дольше оно готовится. Планы преступлений разрабатываются заранее, распределяются роли, подводятся итоги. При совершении преступлений этими группами нередко применяется оружие.
Преступные сообщества трудно обнаружить, так как они способны маскироваться, предпринимать попытки легализации в различных сферах предпринимательства, внедряться в государственные структуры, разрабатывать системы защитных мер.
По данным современных исследователей В. М. Быкова и Л. Н. Иванова (Право и политика.- 2001.- № 1), каждое третье уголовное дело содержит признаки совершения преступления организованной преступной группой.
Разоблачение и последующий приговор суда или решение комиссии по делам несовершеннолетних пресекают преступную деятельность той или иной криминальной группы, но, как правило, не искореняют криминогенную направленность ее членов, а нередко усиливают их склонность к противоправному агрессивному поведению.

1. Почему к выбору группы, участником которой вы собираетесь стать и которая будет оказывать на вас влияние, следует подходить мудро и осознанно?
2. С помощью убедительных аргументов подтвердите или опровергните утверждение одного из представителей юридической психологии : «Предоставленные самим себе группы подростков - самый надежный прогностический параметр роста преступности».
3. Замечено, что, когда соседями оказываются два пятнадцатилетних подростка, способные к правонарушениям, они сходятся и творят больше бед, чем каждый мог бы натворить в отдельности. Объясните, почему это происходит.
4. В Швеции давно прекращен выпуск игрушечного оружия - пистолетов, автоматов, танков и т. п. Средства массовой информации в связи с этим заявляли: «Играть в войну - значит учиться решать все разногласия с помощью насилия». Привлекая свой личный социальный опыт и знания курса, сформулируйте и обоснуйте собственное мнение по поводу подобной инициативы.
5. Выскажите и аргументируйте свое отношение к утверждению одного из исследователей: «Убийство человека в будущем будет считаться таким же отвратительным деянием, каким сегодня считается каннибализм ».

Поработайте с источником

Приводится фрагмент из книги современного российского социального психолога И. П. Башкатова, долгое время изучавшего асоциальные и криминальные группы подростков и молодежи.

<...> Стихийные, самовозникающие группы подростков могут придерживаться как социально позитивной, социально нейтральной, так и асоциальной направленности. Все будет зависеть от лидера, степени его социальной и педагогической запущенности, от его взглядов на жизнь, от строящихся взаимоотношений с членами группы и педагогами. Кроме лидера, в группе выделяются лица, занимающие вторые и третьи места. Распределяются они по степени авторитетности . И если вторых и третьих номеров в группе может быть несколько, то лидер только один. Эту стратификацию ролей и позиций никто не производит. Зависит она от индивидуальных качеств подростка, с одной стороны, и социально-психологических особенностей группы, уровня ее развития - с другой. От этих причин зависит самоутверждение личности подростка в группе, которое выражается в том, что он стремится занять положение, обеспечивающее ему уважение, признание, помощь, поддержку. «Отверженность» отдельных членов группы носит стойкий характер. Они являются предметом насмешек, порой издевательств. В группе они чаще всего выступают в роли «шута», «козла отпущения» и находятся в постоянной зависимости от наиболее популярных членов. Лидеры могут использовать их в своих корыстных целях: заставляют украсть что-либо, выполнить унизительное поручение и т. д. Их отвержение происходит в силу их личных качеств, физической или психической неполноценности. При прямом или косвенном подстрекательстве лидеров «отверженные» могут провоцировать различные эксцессы и правонарушения, незаконные действия со стороны других лиц.

Трансформация всех сторон социально-экономической и политической жизни России в начале 90-х годов прошлого столетия кроме позитивных (свобода, демократия, рыночные отношения) имела и негативные последствия. Важнейший из них – интенсивный рост криминальных форм поведения, в том числе групповых преступлений.

Рост количества преступлений сопровождается активным проникновением, распространением и внедрением криминальной субкультуры, криминального образа жизни, криминальных ценностей в социальную структуру общества. Большая часть криминальной деятельности преступных групп остается нераскрытой, что характерно как для нашего общества, так и для других стран . Криминализация российского социума в настоящее время является наиболее значимой и актуальной его проблемой .

Имеющиеся на настоящий момент в отечественной криминологии и криминальной психологии классификации криминальных групп, как правило, структурированы по параметрам уровня криминализации и организованности. В соответствии с указанными параметрами выделяют следующие типы криминальных сообществ: предкриминальные группы, простые преступные группы, организованные преступные группы, преступные организации .

Кроме того, в научной литературе имеется классификация криминальных групп по параметрам направленности и масштаба деятельности: общеуголовные криминальные группы – организованные криминальные группы (преступные организации).

Совершение группой преступления означает ориентацию её на криминальные ценности и криминальную субкультуру. Однако современная субкультура представляет собой многомерное явление, распадаясь на её различные подвиды. В одном это может быть традиционная криминальная субкультура, базирующаяся на нормы тюремной культуры, в другом случае речь идет о сочетании криминальных ценностей с ценностями индивидуалистическими, культурой конкуренции.

Общеуголовные криминальные группы характеризуются совершением уличных и бытовых преступлений, таких как кражи, мошенничества, грабежи, разбои. Вектор действия общеуголовных криминальных групп – против социума. Они действуют нелегитимно, тайно, скрытно. Члены таких групп характеризуются асоциальностью, допустимостью использования насилия, приверженностью криминальным ценностям и нормам, рассмотрению образа преступника как привлекательного для себя, ориентацией на краткосрочный выигрыш, краткосрочные удовольствия (развлечения, выпивка).

Совершаемые такими группами преступные действия подвержены сокрытию, маскировке и уничтожению следов преступления. Традиционные общеуголовные криминальные группы, как правило, ориентируются на ценности гедонистической уличной культуры и не имеют коррумпированных связей.

Субкультура организованных преступных групп внутренне ориентирована на нормы криминального мира и криминальной субкультуры, в том числе ориентация на получение сверхприбылей любыми средствами, цинизм, аморальность. Дополнительным стимулом является ориентация на культуру конкуренции, достижение материального успеха любой ценой.

Преступники, входящие в преступные организации, представляют собой новый тип личности преступника. Многие из них имеют высокий уровень образования, эрудированны, поведение социализировано, они презентабельно выглядят. Для них характерно высокое стремление к богатству и благосостоянию.

Организованные преступные группы стремятся легализовать свою деятельность путем создания официальных фирм и компаний.

Интенсивные изменения, наблюдающиеся в жизни современного общества, активно используются как представителями общеуголовных преступных групп, так и представителями организованной преступности.

Это использование касается приспособления социальных условий, явлений и обстоятельств (просчеты планирования, недоработки законодательства, «слабые места» функционирования социальной системы, неудовлетворенные потребности и ожидания людей, востребованность социальных практик) в собственных целях. Особенно эта тенденция характерна для организованной преступности. Она не только использует просчеты в социальном функционировании, но и намеренно создает условия для расширения сфер криминальной самоактуализации преступной группы.

Таким образом, как следует из приведенного выше анализа, для современных преступных групп характерны: тайный либо открытый режимы функционирования, включенность либо отсутствие в группе властных структур, выполняющих функцию защиты и лоббирования интересов преступной организации.

Материал исследования получен на основании качественного анализа данных судебно-психологических экспертиз с использованием: метода анализа документальных источников (материалы уголовного дела); метода беседы с членами преступной группы; метода тестирования членов преступной группы; метода наблюдения. Исходя из анализа полученных материалов, представляется возможным построить классификацию современных криминальных групп, структурирующими признаками которых являются:

а) режим функционирования (тайный – открытый);

б) фактор силовой и административной поддержки (наличие – отсутствие).

На основе этих признаков можно выделить параметры: «легитимность – отсутствие легитимности», «наличие коррумпированных связей – отсутствие коррумпированных связей». Наглядно такую классификацию можно представить следующим образом.

Рис.1. Классификация криминальных групп

Тогда в квадранте I представлена открыто действующая преступная организация: легитимная, легальная по форме (коммерческая фирма либо организация) и криминальная по содержанию (цель – преступное обогащение). Руководят ею криминальные авторитеты. Группа действует «под прикрытием», ее интересы, как правило, активно лоббируются «сверху». При этом ее деятельность эффективна: коррумпированные чиновники и высокопоставленные силовики оказывают ей всемерную помощь, поддержку и защиту. Как правило, группы создаются с целью имитации занятий коммерческой деятельностью (псевдопредпринимательство).

В квадранте II – преступная организация, руководят которой «белые воротнички», находящиеся «в тени». Рядовые члены такой криминальной организации, как правило, не знают своих лидеров, занимающих высокие должности во властных структурах, определяющих и направляющих деятельность этой преступной организации. Группа сохраняет конспирацию, следит за утечкой информации, жестоко наказывает провинившихся членов. Как правило, группа занимается незаконной деятельностью, приносящей высокий преступный доход (торговля наркотиками, оружием, игорный бизнес и др.).

Квадрант III – здесь представлена традиционная общеуголовная преступная группа, действующая тайно, совершающая периодически криминальные акции в виде отдельных преступных действий (грабежи, разбои, убийства, кражи).

Для таких групп характерно распитие спиртных напитков, употребление наркотиков. Члены группы хранят групповые тайны, скрывают ее существование от окружающих. В качестве средства общения используются: криминальный жаргон, клички, татуировки. Доминирует асоциальная внешне примитивная субкультура, которая является основным криминализирующим механизмом существования таких групп. Стандарты поведения ее членов противоречат принятым в цивилизованном обществе (наличие кличек, жаргона, проявления жестокости по отношению к слабым, цинизм).

Квадрант IV описывает общеуголовную преступную группу, открыто демонстрирующую криминальные действия – «на свой страх и риск» (хитроумные мошеннические действия, рассчитанные на обман доверчивых граждан, нерасторопность правоохранительных органов). Такие группы действуют оперативно, нестандартно, дерзко, рассчитывая на удачу и преступный профессионализм.

Все описанные криминальные группы включают в состав своей культуры криминальную асоциальную субкультуру. При этом каждая их них имеет свою специфическую субкультуру и организационную культуру.

Так, к примеру, субкультура легитимной криминальной группы, имеющей коррупционные связи, характеризуется активным привлечением познаний из области как практической, так и научной психологии: включением просоциальной символики, высоких стандартов этикета (в том числе доступное для наблюдения поведение, речевой этикет, требования к внешнему оформлению офиса, дресс-коду сотрудников и др.)

В итоге происходит своеобразное смешение криминальной асоциальной субкультуры и организационной культуры, акцент в которой сделан на внешнем (имитация внешних признаков легитимной официальной социальной группы). В итоге происходит своеобразное смешение криминальной асоциальной субкультуры и организационной культуры, акцент в которой сделан на внешнем (имитация внешних признаков легитимной официальной социальной группы). Внешняя презентация рассчитана на внешнего наблюдателя – потенциальных клиентов и заказчиков. Однако внутреннее содержание организационной культуры и субкультуры – асоциальность и антисоциальность. Цель группы – преступна.

Постепенно, но достаточно быстро (в течение недель и месяцев) происходит внутренняя интеграция членов группы: они знают, как им поступать и как взаимодействовать друг с другом. Формируется своеобразное чувство организационной идентичности. Такие группы отличаются высокой адаптивностью в социальной и культурной среде. Внутреннее принятие их субкультуры и организационной культуры имеет следствием изменение личности включаемых в эту организацию сотрудников через постепенную внутреннюю интеграцию к идентификации с криминальной группой.

Такие группы используют последние достижения в области организационной психологии, способствующие успеху криминальной группы.

Некоторые рекрутированные криминальной группой в свой состав сотрудники показывают высокую вовлеченность в ее деятельность, что является результатом действия на их личность эффективной организационной культуры (стремление к цели; высокая результативность; материальная и моральная поддержка отличившихся и др.).

Распространенность в нашем обществе криминальных групп такого вида указывает на эффективность такого рода образований. Причина: недостаточная оперативная работа правоохранительных органов, их коррумпированность, невысокая активность граждан в плане разоблачения таких образований (пассивность правосознания).

Криминальные группы, не имеющие коррумпированных связей (III и IV) – это простые и сложные криминальные группы, совершающие корыстные либо корыстно-насильственные преступления. Особенности их субкультуры: в них культивируются криминальные идеи, убеждения и взгляды. Преступники, входящие в подобные группы, характеризуются нравственным и правовым нигилизмом, что облегчает им возможность совершения преступлений. Ценятся такие качества, как моральная и физическая сила, готовность к риску, маскулинность, эмоциональная устойчивость. Члены групп имеют ограниченный доступ к легитимным способам достижения социальной успешности и материального благополучия.

Таким образом, сходство описанных типов криминальных групп – приятие криминальных ценностей (допустимость нарушения закона, приемлемость обмана, мошенничества, манипуляций, пренебрежение интересами других). Отличия связаны с особенностями содержания криминальной субкультуры и ее конкретным наполнением.

- 2. Наиболее известные субкультуры: имиджевые

Субкультуры, выделяемые по стилю в одежде и поведению:

Visual kei (визуальный стиль) - субкультура, возникшая на базе японского рока и глэма. Суть Вижуал Кей состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: шокировать людей и привлечь таким образом слушателей. Вижуал кей часто заимствует образы из японской мультипликации (аниме), изобразительного искусства (манга) и видеоигр как частей японской культуры. Музыканты применяют экстраординарные костюмы, специфический макияж, привлекательные прически, чаще всего крашеные и необычные. В костюмах музыкантов вижуал кей активно используются элементы традиционной женской моды.
Вижуальный стиль имеет приблизительно 15-20 категорий, отличающихся между собой не только внешне, но и в музыкальном плане.

Кибер-готы - молодежная субкультура образованная в 90-х гг., которая сформировала себя как музыкальная. Среди киберов распространено мнение о грядущем темном будущем, в котором технологии будут играть очень значимую роль в жизни человека. Большой вклад внесла рейв-культура. Оттуда была взята часть гардероба: латекс, короткие стрижки кислотных цветов, сапоги на платформе, яркие цвета в одежде и т. д. Киберов часто можно заметить в клубах, где они танцуют под: транс, dnb, техно и т. д. Но все-таки самой важной составляющей в формировании взглядов кибер-готов является индастриал, вернее постиндустриальная сцена. Именно эта ниша стала очень популярной среди киберов. Они посещают дискотеки, концерты и другие музыкальные мероприятия, связанные c темной индустриальной сценой. От готической субкультуры киберы наследуют: страсть к темному. Также как и готы, киберы любят: фетиш, готические аксессуары (кресты, анх, экстремальный макияж и т. д.). В музыкальном плане, у киберов пользуется популярностью дарквэйв. Некоторые кибер-готы отрицают причастность своей субкультуры к готической сцене, считая себя отдельным течением.

Стиляги - советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х - начала 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

Милитари - стилевое направление в одежде, характеризующееся использованием элементов военного снаряжения и одежды в одежде для повседневной носки: военных ботинок, камуфлированной одежды, жетонов, брелоков в форме пуль и т. д.

Фрики - социальные группы людей, которые стараются выглядеть очень ярко и подчас вызывающе (необычная манера одеваться, причёски, татуировки, пирсинг), совершенно не считаясь с общепринятыми законами внешнего вида. Из общей массы их выделяет не только внешний вид, но и своеобразные взгляды на окружающий мир, слегка неадекватное поведение. Часто это творческие натуры - художники, поэты, певцы, актеры, диджеи. Образ мышления (мировоззрение), характерный для фриков, характеризуется определенной свободой от социальных стереотипов.

социологи опросили 1100 участников молодежных "тусовок" в Москве, Ленинграде, Сочи, Кустанае, Тюмени и Нижнем Тагиле. 80% опрошенных оказались несовершеннолетними. Из них 39% - школьники, 20% - учащиеся ПТУ, 6% учатся в техникуме, 3% - в ВУЗе, 16% работают. Выяснилось, что 58% опрошенных проводят свободное время на "тусовке" ежедневно.

У каждого третьего молодого человека, пришедшего на "тусовку", нет отца или он не живет с семьей, а у каждого десятого нет матери. Каждый третий состоит или состоял на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Личное дело каждого пятого разбиралось в комиссии по делам несовершеннолетних. Лишь 40% опрошенных утверждали, что они не совершали правонарушений.

Исследование показало, что 60% участников "тусовки" психологически готовы к употреблению алкоголя, 8% - к употреблению наркотиков, 5% - к употреблению токсических веществ. Лишь 36% опрошенных имеют самостоятельный заработок.

Кроме того "тусовочная" субкультура является копилкой криминального опыта, своеобразным регулятором криминальной деятельности несовершеннолетних и молодежи, санкционируя один и пресекая другой тип поведения. Особенность криминальной субкультуры с этой точки зрения состоит в том, что в ней постоянно обновляются и совершенствуются нормы и ценности преступной среды.

Слайд 1

Антисоциальные и криминальные молодежные группы. Павлова Анеля Васильевна учитель истории МОУ СОШ № 12

Слайд 2

Несовершеннолетний находится в нескольких сферах отношений одновременно. Он обязан посещать Несовершеннолетн школу или ПТУ, ий находится в овладевать знаниями; среде сверстников Трудясь на и в семье; производстве, он Его связывают должен соблюдать, неформальные трудовую, отношения со производственную и взрослыми технологическую дисциплину; Нередко в ПТУ, школе учащийся характеризуется положительно, а в среде сверстников имеет низкий социометрический статус

Слайд 3

Формальная (официальная) структура оценки поведения и личности черт подростка и молодого человека даются с позиций управляемости, степени послушания, если можно так сказать "удобности" его для педагогов.

Слайд 4

неофициальная (неформальная) структура У НОМов (неформальны х объединений молодежи) никогда и ничего не задается "сверху; Они абсолютно автономны и не вписываются в структуры более высокого порядка.

Слайд 5

Sub по-латыни – это "под", другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения. Типология молодежных субкультур: Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет. Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие. По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; асоциальные; антисоциальные. Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают. Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера. Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Слайд 6

Толстых А.В. предложил следующую типологию молодежных субкультур: - политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность; - эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду; - нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм); - радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды); - субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки); - субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др; - субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Слайд 7

Классификация НОМов: самодеятельные объединения, имеющие программу и ведущие полезную работу; организационно оформившиеся общности (есть структура, членские взносы, избрано руководство); собственно неформалы (обращенные преимущественно к сфере досуга). досуговые, политизированные и асоциальные (или антисоциальные); В.Лисовский (ЛГУ) выделяет, например, просоциальные, асоциальные и антисоциальные НОМы; Представители этих подсистем могут действовать в сфере досуга ("досугового потребителя"), в сферах политики, экологии, т ехники и т.п.

Слайд 8

Характеристика асоциального (или антисоциального) типа объединений: размытость моральных норм, криминальные ценности и установки; В таких объединениях могут оказаться панки, хиппи, металлисты, хулигантсвующие "гопники", наркоманы, профашистские сообщества и т.п. Иногда нонкриминальные группы, (рокеров, металлистов, фанатов и т.п.) перерастают в криминальные.

Слайд 9

Антисоциальные нормы характеризуются: формированием извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий:  Смелость искаженно понимается как риск и бравада,  требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство,  сострадание - как признак слабости, недостойный настоящего мужчины.  Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством.

Слайд 10

по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление Криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в

Слайд 11

Криминальная субкультура не любит гласности. Жизнедеятельность лиц, входящих в асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только если нет им противодействия. Асоциальная субкультура - это социальнопсихологические характеристики поведения, противоречащего социальным нормам

Слайд 12

Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Местами функционирования одного из видов асоциальной субкультуры являются, как мы уже отмечали, школьные туалеты, подъезды домов (нередко эту разновидность субкультуры называют "туалетно-школьной"), подвалы, чердаки, отдаленные парки, скверы, места "тусовок". Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.

Слайд 13

"Хип-хоп" ("hip hop"), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления: 1. Живопись/дизайн - "Граффити" ("Graffity" - "нацарапанные") настенные росписи и рисунки; 2. Танцевальный стиль - «Брейк-данс» ("break dance") уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хип-хопа - спортивной одежды; 3. Музыкальный стиль - "Рэп" ("rap") ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: "быстрый рэп" (один рэпер разговаривает с другим); "жизненный" рэп (часто содержит мат); "коммерческий рэп" (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).

Слайд 14

написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины "рэп" и "хипхоп" часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом.

Слайд 15

Рэппер (краткое описание) Одежда больших размеров приветствуется. Есть две версии, почему это является частью моды: 1. Одежда заключенных в США раньше шилась большой, что бы подходить разным по комплекции заключенным; 2. Взрослые братья или отцы передали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров. Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость. Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки - все это обязательные "примочки" молодого рэпера.

Слайд 16

Готическая субкультура Гоо́ты - представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка.

Слайд 17

Готическая субкультура - чёрная (или тёмная, далее просто чёрная) или черная с элементами других цветов (в основном красный) одежда; - чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр); - высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (New Rock, Swear); - чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры); - чёрные повязки на руках (запястьях); - шипованный ошейник; Контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки.

Слайд 18

Mopey и Perky Goth Mopey Goths - это индивидуумы постоянно находящиеся в депрессивном состоянии, по большей части замкнутые, о них говорят что они «относятся к жизни слишком серьезно»; Perky Goths (часто пишут PerkyGoff) называют тех, кто относится к goth более «расслабленно», они любят тусоваться в клубах (естественно готических) и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них.

Слайд 19

Antiquity Goth, Renaissance Goth, Romantic Goth, Victorian Goth Androgyn Goth

Слайд 20

CyberGoth, Darkwave Кибер-готы - молодежная субкультура образованная в 90-х гг., которая так и не сформировала за собой определённой идеологии и проявляется лишь внешне, а так же тяготеет к различной клубной электронной музыке

Слайд 21

"Эмо" культура Эмо-fashion - странное направление уличной моды, порожденное, как это часто бывает, музыкальным жанром; Прическа True эмо: Прямые, чаще всего, черные волосы, косая челка, лоснящаяся от укладочных средств и закрывающая половину лба, при этом обычно приподнятый и взлохмаченный затылок. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в розовый или черный цвет. Make-up True эмо: Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже и очень ярко подведенные глаза. Иногда "эмо" изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак. У мальчиков тоже. Пирсинг True эмо: Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего "эмо". Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице. Обувь True "эмо": Не изменяют своим любимым маркам: носят Converse и Vans. Пухлые кеды, желательно черные или в черно-белую клеточку. Возможно, с розовыми шнурками. Одежда True эмо: Skinny-джинсы темных цветов, майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков, или с названиями рок-групп.

Несовершеннолетний находится в нескольких сферах отношений одновременно. Он обязан посещать школу, Несовершеннолетний ПТУ или коллежд находится в среде овладевать знаниями; сверстников и в семье; Трудясь на производстве, Его связывают он должен соблюдать, неформальные трудовую, отношения со взрослыми производственную и технологическую дисциплину; Нередко в ПТУ, школе учащийся характеризуется положительно, а в среде сверстников имеет низкий социометрический статус

Формальная (официальная) структура оценки поведения и личности черт подростка и молодого человека даются с позиций управляемости, степени послушания, если можно так сказать "удобности" его для педагогов.

неофициальная (неформальная) структура У НОМов (неформальных объединений молодежи) никогда и ничего не задается "сверху; Они абсолютно автономны и не вписываются в структуры более высокого порядка.

Sub по-латыни – это "под", другими словами, по смыслу содержит оттенок подчинения. Типология молодежных субкультур: Ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет. Аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие. По специфике поведения членов группы выделяют: просоциальные; антисоциальные. Просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и помогают. Асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера. Антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить.

Толстых А. В. предложил следующую типологию молодежных субкультур: - политизированные субкультуры – активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность; - эколого-этические субкультуры – занимаются построением философских концепций и ведут борьбу за окружающую среду; - нетрадиционные религиозные субкультуры – в основном это увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм); - радикальные молодежные субкультуры – отличаются организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды); - субкультуры образа жизни – группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки); - субкультуры по интересам – молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др; - субкультура "золотой молодежи" - характерна для столичных городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур).

Классификация НОМов: самодеятельные объединения, имеющие программу и ведущие полезную работу; организационно оформившиеся общности (есть структура, членские взносы, избрано руководство); собственно неформалы (обращенные преимущественно к сфере досуга). досуговые, политизированные и асоциальные (или антисоциальные); В. Лисовский (ЛГУ) выделяет, например, просоциальные, асоциальные и антисоциальные НОМы; Представители этих подсистем могут действовать в сфере досуга ("досугового потребителя"), в сферах политики, экологии, техники и т. п.

Характеристика асоциального (или антисоциального) типа объединений: размытость моральных норм, криминальные ценности и установки; В таких объединениях могут оказаться панки, хиппи, металлисты, хулигантсвующие "гопники", наркоманы, профашистские сообщества и т. п. Иногда нонкриминальные группы, (рокеров, металлистов, фанатов и т. п.) перерастают в криминальные.

Антисоциальные нормы характеризуются: формированием извращенного понимания принципов нравственности, нравственных понятий: ü Смелость искаженно понимается как риск и бравада, ü требовательность - как придирчивость, дружба и товарищество - как укрывательство и недоносительство, ü сострадание - как признак слабости, недостойный настоящего мужчины. ü Человек перестает быть высшей ценностью, становится средством.

по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление Криминальная субкультура - это образ жизнедеятельности несовершеннолетних и молодежи, объединившихся в криминальные группы.

Асоциальная субкультура - это Криминальная социально-психологические субкультура не любит характеристики поведения, гласности. Жизнедеятельность лиц, противоречащего социальным нормам входящих в асоциальные и криминальные группы в значительной степени скрыта от глаз педагогов и взрослых. Нормы, ценности и требования этой субкультуры демонстрируются только если нет им противодействия.

Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают преступления, называют криминогенными группами. Местами функционирования одного из видов асоциальной субкультуры являются, как мы уже отмечали, школьные туалеты, подъезды домов (нередко эту разновидность субкультуры называют "туалетно-школьной"), подвалы, чердаки, отдаленные парки, скверы, места "тусовок". Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, но нередко совершают их в проблемных, конфликтных ситуациях или при благоприятных для этого условиях.

"Хип-хоп" ("hip hop"), как культурный феномен уличного искусства или искусства мегаполиса (андеграунда, по крайней мере, в начале своей истории) включает в себя три разных направления: 1. Живопись/дизайн - "Граффити" ("Graffity" - "нацарапанные") настенные росписи и рисунки; 2. Танцевальный стиль - «Брейк-данс» ("break dance") уникальный по своей пластичности и ритмичности танец, которой заложил моду для всей культуры хипхопа - спортивной одежды; 3. Музыкальный стиль - "Рэп" ("rap") ритмичный речитатив с четко обозначенными рифмами и музыкальный ритм, задаваемый DJ. Рэп имеет три классификации: "быстрый рэп" (один рэпер разговаривает с другим); "жизненный" рэп (часто содержит мат); "коммерческий рэп" (хип-хоп, r`n`b и танцевальный рэп).

Рэп или Реп (оба написания являются правильными) является одним из трех течений субкультуры Хип-хопа. Термины "рэп" и "хип-хоп" часто употребляют как синонимы, что приводит к ошибочному пониманию и запутывает читателя. Первое обозначает музыкальный стиль, а второй относится к субкультуре в целом.

Рэппер (краткое описание) Одежда больших размеров приветствуется. Есть две версии, почему это является частью моды: 1. Одежда заключенных в США раньше шилась большой, что бы подходить разным по комплекции заключенным; 2. Взрослые братья или отцы передали младшим свою поношенную одежду, которая была больших размеров. Часто рубашки на рэперах свисают до колен, а сползающие джинсы задевают пол. Однако одежда должна быть чистой, ее отличает лишь небрежная мешковатость. Шапочки, "бейсболки", повёрнутые назад, рюкзаки до пояса, цепочки, спортивные курточки, футболки - все это обязательные "примочки" молодого рэпера.

Готическая субкультура Го ты - представители готической субкультуры, вдохновлённой эстетикой готического романа, эстетикой смерти, готической музыки и относящие себя к готик-сцене. Представители движения появились в 1979 году на волне постпанка.

Готическая субкультура - чёрная (или тёмная, далее просто чёрная) или черная с элементами других цветов (в основном красный) одежда; - чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр); - высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (New Rock, Swear); - чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры); - чёрные повязки на руках (запястьях); - шипованный ошейник; Контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки.

Mopey и Perky Goth Mopey Goths - это индивидуумы постоянно находящиеся в депрессивном состоянии, по большей части замкнутые, о них говорят что они «относятся к жизни слишком серьезно» ; Perky Goths (часто пишут Perky. Goff) называют тех, кто относится к goth более «расслабленно» , они любят тусоваться в клубах (естественно готических) и проводить время так, как им нравится, депрессия не для них.

Cyber. Goth, Darkwave Кибер-готы - молодежная субкультура образованная в 90 -х гг. , которая так и не сформировала за собой определённой идеологии и проявляется лишь внешне, а так же тяготеет к различной клубной электронной музыке

"Эмо" культура Эмо-fashion - странное направление уличной моды, порожденное, как это часто бывает, музыкальным жанром; Прическа True эмо: Прямые, чаще всего, черные волосы, косая челка, лоснящаяся от укладочных средств и закрывающая половину лба, при этом обычно приподнятый и взлохмаченный затылок. Волосы могут быть и не черными, но часть прядей выкрашена в розовый или черный цвет. Make-up True эмо: Выбеленное лицо, бледные губы почти в тон коже и очень ярко подведенные глаза. Иногда "эмо" изображают на своих личиках черные дорожки якобы от размытой слезами косметики и рисуют черным карандашом слезинки. На ногтях черный лак. У мальчиков тоже. Пирсинг True эмо: Пирсинг – неотъемлемая часть образа настоящего "эмо". Тоннели, пирсинг в губах и вообще в любом месте на лице. Обувь True "эмо": Не изменяют своим любимым маркам: носят Converse и Vans. Пухлые кеды, желательно черные или в черно-белую клеточку. Возможно, с розовыми шнурками. Одежда True эмо: Skinny-джинсы темных цветов, майки и футболки, возможно поло на 2 размера меньше с забавными принтами, изображающими героев мультиков, или с названиями рок-групп.

Летом 1985 года стало так называемым «Революционным летом» . Тогда Панккультуру Вашингтона, накрыла новая волна групп, с разнообразным звучанием, ориентированных на тяжелую панкмузыку с мелодичным вокалом и вставками надрывного голоса в определенных моментах

Visual kei (визуальный стиль) - субкультура, возникшая на базе японского рока и глэма. Суть Вижуал Кей состоит в том, чтобы донести часть души и своего таланта не только через музыку, но и через внешний вид: шокировать людей и привлечь таким образом слушателей. Вижуал кей часто заимствует образы из японской мультипликации (аниме), изобразительного искусства (манга) и видеоигр как частей японской культуры.

Фаны Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики - одна из самых активных подростковых групп в России. группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они пропагандируют «чистый образ жизни» . среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге - «пьяница»), это - болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17 -18 лет, но есть и постарше.

Байкеры vs. Мотоциклисты Узкий круг «своих» принимал к себе новеньких только после отбора, и исключительно тех, кто мог отстоять свои убеждения кулаками. Сила и тренировки культивировались, мускулы наращивались, внешний вид становился все более устрашающим. Это движение еще не до конца сформировалось среди ребят из семей с небольшим доходом. Но оно уже не байкерское. Это небольшие группки без какойлибо атрибутики и даже названия. С байкерами они себя теперь не ассоциируют.

Рейверы перевод слова «rave» , означает «бредить» , «бред» . рейверы - посетители ночных клубов, и, надо заметить, недешевых. Неудивительно, что эта группа малочисленна по сравнению с теми, чьи увлечения требуют меньших затрат.

Толкинисты - движение родилось благодаря увлечению молодежи ролевыми играми. Популярное среди толкинистов времяпровождение - «бои» с использованием деревянного оружия; могут они встречаться и для общения, обсуждения сценариев для следующих встреч, но неизменно ведут себя соответственно выбранным ролям, не выходя из образа.

Диггеры Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь. имеют нечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземными коммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологических проблемах, которыми могут быть чреваты земные недра.

Скинхед движение. Скинхеды ("бритоголовые") - радикальное молодежное движение, не объединенное в рамках какой-либо организации, а разрозненное на множество независимых друг от друга группировок. большая часть российских "скинхедов" восприняла только внешний облик западных "скинхедов", предпочитая стиль «милитари» ; за рубежом "правые" (националисты) и "левые" "скинхеды" представлены приблизительно в равном количестве, хотя правые безусловно гораздо заметнее. В России подавляющее большинство "бритоголовых" представляют собой либо националистически настроенную молодежь, либо футбольных фанатов.

Антифа в России Современные антифашисты в России представлены как неформальными группами (которые называют себя "антифа"), так и организациями (Молодежное правозащитное движение, Сеть против расизма и нетерпимости, Международное общество "Мемориал"), разделяющими антифашистские идеи.


Top