Эксклюзив ELLE: Айсель Трудел о нарядах и успешном бизнесе. Фешн-гуру, бизнес-вумен и it-girl – все это об одной женщине - Айсель Трудел «Будущее ретейла за интернетом»

Источник, близкий к Genome, говорит, что Трудел действительно вела переговоры о сделке Керимовым, но чем они закончились, он не знает.

Разносторонний Genome

Смбатян уточнил РБК, что это не венчурный фонд в классическом понимании, он был создан для управления собственными проектами, не инвестирует в готовые компании и не хочет привлекать дополнительные деньги. «В какой-то момент мне стало понятно, что у меня слишком много интернет-проектов, и я не могу ими эффективно управлять», — говорит он.

Genome , говорится на его сайте, инвестирует в проекты в области медицины, электронной коммерции, финансовых технологий, социальных сетей, а также в развитие человеческого капитала. По данным сервиса Whois (принадлежит компании RU-Center, занимающейся регистрацией доменов), сайт фонда Genom Ventures был создан 24 февраля 2014 года, он записан на Genome Ventures LLC.

На сайте есть информация о таких проектах, как сервис микрокредитования«Вкредит24. ру», разработчик программного обеспечения GENО6, интернет-комиссионный магазин брендовойодежды Glamcom.ru, сервис дистанционной медицины «Педиатр 24/7», портал профориентации Getmyway, онлайн-игра Pet Doctor и платформа для создания виртуальных клубов и нетворкингаAPIO.

Как объяснил Манасов, его и Волошинав фонд пригласил сам Смбатян. «Я в компании портфельный инвестор, Александр [ Волошин] тоже, но он немного больше занимается ее развитием», — говорит Манасов.

Волошинотказался от комментариев.

Кроме указанных на сайте проектов у Genome Ventures есть еще три — всего 11, добавил инвестдиректор фонда Сергей Хабаров.

Агаларов помог

По словам Алиева, для сделки «Айзел.ру» выпустила допэмиссию, все средства, полученные компанией от новых акционеров, пойдут на ее развитие. От других комментариев он отказался. В пресс-службе «Айзел.ру» не ответили на вопросы РБК.

Гендиректор Y-Сonsulting Дарья Ядерная считает, что стоимость всего бизнеса «Айзел.ру», включая бутик и онлайн-магазин, не превышает $10 млн. «Это проект не рыночной конкурентоспособности, он основан на маленькой, но очень платежеспособной аудитории. Чтобы действительно получить от него отдачу, нужны большие инвестиции в онлайн», — поясняет Ядерная.

Рынок люкса переживает не лучшие времена: п о подсчетам Y-Сonsulting, 2014-й закончился приростом продаж по отношению к предыдущему году на 12,4%, до 740,41 млрд руб. В первом квартале 2015-го по сравнению с тем же периодом 2014-го рост составил только 4,1%. «По большому счету, это рост за счет увеличения стоимости продукции, в штуках идет сокращение», — говорит Ядерная.

Айсель Трудел родилась в Баку в семье дипломатов, а затем переехала в Москву. После окончания МГИМО она занималась связями с общественностью компании «Русское золото», позже была коммерческим директором компании «Наутилус». Вышла замуж за канадского архитектора Луи Трудела, который проектирует все ее бутики.

Первый бутик предпринимательницы — Aizel Secret — она открыла в «Крокус Сити Молле» при поддержке вице-президента Crocus Group ЭминаАгаларова. Чуть позже появился Aizel for Men (сейчас закрыт), а затем мультибрендовый бутик Aizel в Столешниковом переулке. В апреле 2012-го был запущен онлайн-магазин (aizel.ru). Кроме того, Трудел принадлежит Landau Fashion Group, которая владеет эксклюзивными правами на открытие в России магазинов Diane Von Furstenberg, Marc Jacobs, Agent Provocateur, Christian Louboutin, J.Mendel, Oscar de la Renta.

Одна из самых успешных женщин в российском ретейле Айсель Трудел давно уже осваивает интернет как торговую площадку и уверена в блестящих перспективах онлайн-торговли. «Лента.ру» узнала у основательницы маркетплейса aizel.ru, когда мода будет доступна всем, почему нам стоит обратить внимание на российских дизайнеров и когда офлайн-шопинг уйдет в прошлое.

«Будущее ретейла за интернетом»

История нашего бизнеса в ретейле насчитывает 15 лет. В 2011 году мы приняли решение открыть интернет-магазин. Спустя три года мы создали на его базе маркетплейс. Это виртуальное пространство, в котором любой российский или иностранный поставщик, подходящий под наши стандарты качества, может за определенный процент выставляться на нашей площадке. Это повышает узнаваемость бренда и позволяет выйти к покупателям во всей России. И не только: с 26 октября мы переходим на международный рынок, сайт уже переведен на английский, потому что уже много желающих делать покупки на нашей площадке.

Интернет-магазин aizel.ru - это сегодня единственный полностью российский проект, без привлечения иностранных инвестиций, работающий по двум моделям: собственная продукция и маркетплейс. С нами работают 65 российских компаний. Сейчас мы ведем переговоры с производителями павловопосадских платков, хохломы, они появятся у нас в начале 2017 года. Любой перспективный российский дизайнер или российская компания, предлагающие товары, которые, по нашему мнению, подходят для проекта, нам интересны, и мы готовы с ними работать. Условия мы предлагаем комфортные, команда большая и профессиональная. У нас есть и стилисты, и специалисты по логистике, технологическим решениям.

Заказы в Москве мы доставляем в этот же день или на следующий. Санкт-Петербург или Подмосковье - на следующий день. В остальные города до пяти рабочих дней. У нас работает специальный колл-центр по работе с клиентами, в том числе и зарубежными. Мы работаем с «Почтой России» и DHL, и у нас сейчас есть пять или шесть логистических решений, позволяющих ускорить время доставки покупателям.

За последний год мы продали почти девять тысяч единиц товара только российских дизайнеров, доставленных более чем в шесть тысяч населенных пунктов Российской Федерации и стран СНГ. География колоссальная, и в этом залог заинтересованности потенциальных продавцов. Потому что люди, работающие, например, в Нижнем Новгороде или Санкт-Петербурге, часто могут предложить свою продукцию в три-четыре местных магазина. А мы предлагаем им выход на всю страну, на весь мир. У нас 450 тысяч уникальных пользователей ежемесячно, и эти цифры только растут - на 180 процентов в год.

Будущее ретейла за интернетом - я убеждена в этом. Я сама пришла в интернет из обычного ретейла, и сейчас у нас тоже есть магазины, но торговля в сети дает огромную экономию времени. И мы идем на все, лишь бы клиентам было комфортно. Хотите платить наличными - пожалуйста, курьер приедет с кассой-терминалом, хотите примерить - конечно, не понравилась вещь и хотите вернуть - мы по закону обязаны принять товар обратно в течение семи рабочих дней. Кстати, оформление возврата у нас очень простое. Ни за примерку, ни за доставку, ни за возврат мы не берем денег. Клиент для нас всегда прав, мы отслеживаем поведение клиентов на сайте, можно сказать, мы слышим, как они дышат.

«Молодым дизайнерам мы даем огромную поддержку»

Мы одними из первых привозили в Россию европейских дизайнеров - 15 лет назад, когда многие тут не были представлены. Такие бренды, как Gucci и Christian Louboutin, доверили нам представлять их товар в российском интернете. Это дорогого стоит. Конечно, когда ты приходишь в магазин, выпиваешь чашечку кофе или бокал шампанского, тебе примеряют обувь, обслуживают, это совсем другой опыт. Но сегодня время стало еще большей ценностью. Я не отговариваю людей ходить в магазины, но я уверена, что большая часть клиентов сегодня выбирает интернет. Особенно это касается молодых. Зачем ездить по магазинам в поисках чего-то, что могут привезти тебе прямо домой в красивой упаковке?

От момента подачи заявки до выкладки на сайт уходит всего месяц. Это только кажется, что это тяжелый и сложный процесс. На самом деле это не так. Наша задача на ближайшие годы - расширить ассортимент маркетплейса. Поэтому мы рады каждой добросовестной российской компании с достаточным количеством товаров. Конечно, мы не можем взять три-четыре вещи.

Сам процесс очень простой: подается заявка на сайт: мы такие-то и такие-то, вот наш товар - можно с фотографиями. Мы его отсматриваем, проверяем, что это за компания. Дальше наши байеры связываются с этой компанией, изучают ассортимент. Очень важно, что была глубина, нам необходимы минимум 30-40 позиций. В идеале - 60. Мы их обрабатываем и выкладываем, с переводом на английский. Снимают вещи профессиональные стилисты, у нас очень сильная команда.

Молодым дизайнерам мы даем огромную поддержку. Офлайн-маркетинг, интернет-маркетинг, PR через соцсети и по всем тем каналам, которые мы наработали за годы. То есть мы не просто вывешиваем на сайте их вещи, мы делаем их известными, делаем так, чтобы российские покупатели их узнали и полюбили. И не только российские: мы считаем, что наша обязанность сделать так, чтобы о наших дизайнерах узнали за рубежом. Они ничем не хуже иностранных брендов.

У нас очень талантливые ребята, просто о них мало знают. И чем больше мы будем показывать своих дизайнеров, тем больше на них будет спрос. Пока российские бренды составляют 25 процентов от общего объема и наша задача увеличить их количество. Очень хорошо у нас продаются Sorry I“m Not, Александр Терехов, KATYA DOBRYAKOVA. Еще мы много делаем капсульных коллекций, специально для нашего сайта.

У нас есть интересный инструмент для продвижения брендов - онлайн-журнал, в котором работают очень сильные стилисты и арт-директора. 12 июня, ко Дню независимости России мы сделали съемку в Кремле. Кстати, это была первая фэшн-съемка в этом знаковом месте. Нам разрешили снять там вещи российских дизайнеров и получилось очень красиво. Иногда мы делаем бесплатные съемки и для глянцевых журналов, потом продвигаем их по своим каналам.

Мы запустили и детское направление, подключив такие бутики, как «Даниэль» и «Кенгуру», ведем переговоры с «Нежным возрастом» и «Детским миром». Если есть еще какие-то российские компании, занимающиеся этим сегментом, - будем всем им рады.

Мода должна быть доступна для всех, у нас на сайте есть вещи и за три тысячи, и за 60 тысяч рублей. Мы хотим, чтобы наш магазин был модным, но и доступным. Но у вещей должно быть качество, потому что мы несем ответственность перед клиентами. Конечно, мы отвечаем, что все это не подделки и ввезено в Россию официально. Если же производство местное, то важно еще и чтобы вещи отшивались в срок. Если мы верим в какого-то дизайнера, мы можем работать и с предоплатой. Шить в России могут не хуже, чем за рубежом, - на европейских фабриках, где я бывала, я видела очень много русских швей. И швейное производство в стране будет развиваться.

Тихая гавань Луи и Айсель Трудель.

До недавнего времени глава компании Landau Fashıon Group Айсель Трудель и знаменитый архитектор Луи Трудель делили свою жизнь между Москвой и Лондоном - и везде чувствовали себя как дома. И лишь поселившись в Монако, супруги поняли, что лучше всего они чувствуют себя наедине здесь, в квартире, выходящей окнами на гавань. Светлой и тихой, несмотря на то, что прямо под ней проходит знаменитая трасса «Формулы -1».

«Это всего день в году, так что рев моторов можно и потерпеть. - Айсель не относится к фанатам «Формулы -1». - К тому же мы не живем в Монако постоянно, бываем тут наездами, раза два-три в месяц».

Компания Landau Fashıon Group,принадлежащая Айсель, действительно не предполагает оседлости. Мир моды находится в постоянном движении, и Айсель движется вместе с ним. Она открывает бутики в Москве, привозит в российскую столицу известных дизайнеров - Марка Джейкобса, Кристиана Лубутена, Оскара де ла Рента, Диану фон Фюрстенберг. Её муж, Луи Трудель, архитектор с мировым именем, глава крупной девелоперской и дизайнерской компании TTMG, хоть и имеет постоянный офис в Монако, тоже много путешествует: его компания, построившая все бутики Айсель в Москве, сегодня возводит национальный стадион, сравнимый с «Птичьим гнездом» в Пекине, и здание международного банка в Баку, жилой комплекс в Аргентине площадью 50000 квадратных метров, оформляет апартаменты класса люкс в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе.

«Я не могу сказать, что бизнес управляет нашей жизнью, - говорит Айсель.- Но осесть на одном месте для нас сейчас непозволительная роскошь».

Тем не менее, двухэтажная квартира в семиэтажном доме, выходящем фасадом прямо на порт, очаровала чету Трудель сразу:

«Мы вышли на террасу, посмотрели на бухту и решили: как хорошо было бы заканчивать день, сидя здесь с бокалом вина»

Ждать, пока квартира будет выставлена на продажу, пришлось два года. И хотя состояние монакской недвижимости не сравнить со знаменитыми коммуналками, из которых по большей части и выросла московская элитная недвижимость, ремонт и оформление под руководством Луи заняли долгие восемь месяцев.

«Прежде всего это связано с некоторыми местными особенностями, - рассказывает Луи Трудель.- Я работал в самых разных уголках земного шара и могу с полной уверенностью сказать, что Монако - самое сложное для строительства место. Во-первых, жители Монако превыше всего ценят приватность и тишину. Во время ремонта нам пришлось проявлять чудеса дипломатичности. Во-вторых, Монако - очень маленький город, и доставить сюда большие грузы - целая проблема. Зеркала, массивы дерева, камень, крупные предметы мебели - все это пришлось доставлять в квартиру через порт, при помощи подъемного крана».

После снятия межкомнатных перегородок и переноса лестницы, соединяющей 2 этажа квартиры, в доме появились спальня, детская, гостиная, кухня, три ванные комнаты и две террасы.

«Мы хотели сохранить прекрасный вид из окон и как можно больше естественного света, - говорит Айсель. - Первое, что мы видим, заходя в квартиру, - море. При оформлении квартиры Луи сохранил это совершенно фантастическое ощущение, словно находишься на яхте».

Не смотря на любовь к антиквариату, Луи и Айсель постарались избежать даже намека на старину. То, что получилось в результате, Луи, автор концепции, называет «смесью минимализма и нарочитой демократичности». Натуральное дерево и теплая замша уравновешивают полированный камень. Старинная люстра из муранского стекла соседствует с абстрактными полотнами на стенах и эксклюзивной мебелью Bottega Veneta. Эта люстра, купленная на парижском блошином рынке, доставила Айсель и Луи немало хлопот:

«Эта старинная вещь состоит из более чем ста мелких деталей. Собрать ее было большим испытанием. Но мы терпели, потому что она понравилась нам с первого взгляда».

Приглушенные серо-бежевые тона позволяют вписать в сложившийся интерьер практически любую новую вещь.

«Для меня это особенно ценно, потому что можно одним - двумя предметами обновить настроение в доме, - говорит Айсель.- Сюда можно вписать что угодно - от античного мраморного бюста до экзотической африканской маски»

У каждого члена семьи Трудель есть в квартире любимое место. Для Айсель это спальня:

«Она выходит на террасу, я вижу море и слышу шум прибоя».

Луи предпочитает террасу:

«В Монако круглый год тепло, поэтому можно каждый день завтракать, глядя на море».

А маленький Александр Анри пока проводит время в своей детской - под нее хозяева приспособили вторую спальню.

«Наша квартира в Монако - это семейное гнездо. Бешеный ритм жизни приучил нас ценить приватность. Хотя бы два раза в месяц», - улыбается Айсель.

По этой же причине Луи не предусмотрел в квартире рабочего пространства. Его офис находится в десяти минутах ходьбы от дома, и он, конечно, испытывает искушение «взять работу на дом».

«Иногда я проверяю электронную почту и отвечаю на срочные телефонные звонки, -говорит он.- Но никогда не устаю себе повторять, что дом это не офис, а место, где лучше всего наслаждаться общением с любимыми людьми, красивым видом из окна и тишиной».

Для просмотра лучшего вида нажмите на фото

Мода может обойтись без люкса – она ведь есть и в TopShop, и в Zara. Люкс без моды тоже, в принципе, неплохо себя чувствует. В Нью-Йорке, например. Вот идет uptown girl – с хвостиком, в бежевых брюках, в синем пиджаке и с сумкой Birkin. И везде, где есть «старые деньги», встречаются пожилые женщины с хорошо уложенными волосами и в белых колготках. Они тоже люкс, да еще какой! Это ведь стиль жизни – винтажные автомобили, дорогие кашемировые свитеры, закрытые учебные заведения. Но не it-girls. It-girls – явление преходящее, а люкс – классика.

Но с модой интереснее. Хотя и сложнее. Она все время что-то предлагает, а тебе надо постоянно выбирать, исходя из своего настроения и комплекции. Я стараюсь смотреть на себя со стороны – очень честно. Ведь мода изменчива, я никогда ее не догоню, это иллюзорный мир. Зато можно успеть взять у нее что-то для себя. В 17 лет я начала разбираться в том, как это работает. Я занималась пиаром в компании «Русское Золото». На показах в Париже я смотрела, кто в чем пришел, что с чем сочетают. Это тоже образование. Не просто так ведь существуют fashion-журналы.

Одежда – способ подать себя адекватно ситуации. Поэтому и над модой, и над люксом парит дресс-код – он гораздо важнее. Если я знаю, что у меня сегодня будет встреча с чиновником в мэрии, например, я оденусь в соответствии с понятным ему дресс-кодом «деловой люкс». Я не иду производить на него впечатление. И я помню, что для мужчины «хорошо одетая женщина» – это не всегда «дорого одетая женщина». Достаточно, если он подумает: «Вот пришла молодая деловая девушка». Но в люксе есть свои скрытые знаки. Самый яркий пример – сумки королевы Елизаветы. По тому, как стоит ее сумка Launer, можно понять, что у старушки на уме. Если она ставит ее на пол, значит, готова общаться. Если сумка на столе или на коленях – это знак «Разговор окончен!». Birkin тоже подает знаки – она сообщает о доходе ее обладательницы. Этого не надо стесняться, у нас в России такие правила игры в бизнесе. В жизни бывает и так, что на сумку потрачены последние деньги, люкс-блеф – неплохой прием, им многие пользуются. Одежда – это ведь инструмент, который придает уверенности.

Но у меня особая форма бизнеса, так что я практически в любой ситуации следую моде. И если бы я не работала в fashion-индустрии, одевалась бы все равно так же. Женщинам интереснее мода. В люксе, на мой взгляд, слишком много непорочности. А в моде есть нерв, это очень нестабильная среда – но девушки эмоциональны, им в такой среде как рыбам в воде.

Пока мне ближе мода. Может быть, это поменяется с возрастом, но не факт. Моя мама остановилась на люксе, но я принадлежу к поколению, которое категорически не желает быть взрослым. А люкс – это все-таки очень взрослая история.

Сын Араза Агаларова. Самый известный Азербайджанец в Московской тусовке элиты. Коммерческий директор "Крокус Интернэшнл". Его жена дочь Президента Азербайджана Ильхама Алиева, Лейла Алиева.Его можно увидеть в самом крутом ночном клубе
"Миллионер". Завсегдатый Гламурных тусовок

Самая крутая тусовшица-азербайджанка,племянница Араза Агаларова.В Москве катается на Ламборджини Диабло. Подруга Ксении Сoбчака

Дочка богатого нефтяника,посещает все светские тусовки Москвы

Владелица бутиков Soho и Aizel’s Secret,Agent Provocateur(Столешников переулок). Известная девушка в Фэшн-бизнесе.
Айсель Гусейнова (Трудел) точно знает, что, как и когда надеть, она не избегает последних тенденций, но всегда старательно переделывает их под свой стиль. В этот раз – игры с принтом: то ли леопард, то ли цветочки.

Айсель и Луи Трудел (муж)

Модная художница, владелица студии в Нью-Йорке, солидная галеристка, участница всемирно известных биенале.Член Общественной палаты Российской Федерации
Работы Айдан Саалаховой находятся в собраниях:
Государственная Третьяковская Галерея (Москва); Галерея Faridek Cadot (N.Y.); Berman-E.N. Gallery (N.Y.); Sproviery"s Gallery; в коллекции И.Халилова; в коллекции П.Броше; в коллекции Т.П. Новикова; в Музее Современного искусства (Церетели).

Государственному Академическому Большому оркестру имени П.И. Чайковского под управлением всемирно известного дирижера Владимира Федосеева исполнилось 75 лет. В связи с юбилеем члены коллектива БСО были удостоены почетных званий. Среди них и наш соотечественник Теймур Полад оглы Бюль-Бюль, которому было присвоено звание Заслуженного артиста России.

Помощника депутата Государственной Думы по вопросам национальной политики Мельникова А.Ю., фракция "ЯБЛОКО.заместитель председателя Конгресса азербайджанцев мира

Орхан Султан - молодой азербайджанский модельер, чей успех сегодня отмечают даже именитые профессионалы. Вячеслав Зайцев, например, не раз отмечал высокий уровень его работ, причем как художественно, так и технологически, а знаменитый Кастель де Бажак, посмотрев его последнюю коллекцию, пригласил на внеконкурсную - без экзаменов - стажировку в Высшую школу моделирования - ES-mod в Париже. Первую же свою коллекцию наш соотечественник, ныне проживающий в Москве, выставил три года назад, когда ему едва исполнилось 17. Сейчас в пестрой копилке его удач значатся показы на фестивалях моды в Москве, Страсбурге, Баден-Бадене, а в столице мировой моды - Париже его работы демонстрировались дважды, и оба раза с большим успехом.

Наше юное дарование.Пианист.Фарид Махмудов является лауреатом Открытого международного конкурса композиторов имени Николая Рубинштейна, прошедшего в 1997 году, на котором 10-ти летний Фарид удостоился Первой премии. Фарид вышел победителем на международной Олимпиаде и конкурсе по композиции и был награжден дипломом Победителя и премией Президента Российской Федерации, которые подписал Борис Николаевич Ельцин. Также Фарид - Лауреат телеконкурса «Юные музыканты Москвы».
Фарид является участником и стипендиатом Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена» и Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова.
Программа «Новые имена» включена в качестве составной части программы ЮНЕСКО «Музыка и мир». Попасть в «Новые имена» сложно, так как критерии оценки таланта очень высоки, всегда отмечает президент фонда Иветта Воронова. Отбор осуществляет художественно-экспертный совет, куда входят видные деятели культуры, академики, профессора, известные артисты.

Исполнительный директор Суперлиги мини-футбола России.

Его называют восходящей звездой мирового джаза. Он дает сольные концерты, участвует в громких фестивалях, уже успел покорить несколько стран и тысячи сердец. Постоянный участник Hot Summer Jazz Festival в Миннеаполисе, международного джазового фестиваля в Гааге (Нидерланды), с ним готовы выступать звезды со всего света.

– король фейслифтинга (FaceLift) в России
- пластический хирург, доктор медицинских наук, краниофациальный хирург. Хирургов с такой специализацией всего трое в России и только один из них специализируется на операциях в области пластической хирургии. Его методы операций по ремоделированию лицевого и мозгового скелета (эндоскопический фейслифтинг) повторить пока никто в России не может.
Специалист по эстетической хирургии, пластической микрохирургии, черепно-челюстно-лицевой хирургии и эндоскопической пластической хирургии.
Автор свыше 40 научных публикаций в области пластической и реконструктивной микрохирургии и краниофациальной хирургии.

Глава немецкой компании I-music , проживающий в Германии под фамилией жены Рейбант,занимающейся организацией концертов всемирно известных звезд.

Модная писательница,живущая в Лондоне пишет на русском языке для русскоязычных граждан Великобритании.

Заместитель генерального директора компании «Инлайн Груп»(компания, работающая на рынке информационных, коммуникационных и измерительных технологий, управленческого консультирования, а также электронных компонентов).

Модельер, стилист и режиссер дефиле. В 1995 – выпускница Датского Королевского Колледжа, в 2005 – выпускница Лаборатории Моды Вячеслава Зайцева, в сентябре 2005 года она проходила стажировку на Olympus Fashion Week в Нью Йорке. Первый показ ее одежды прошел в январе 2006 года на фестивале экспериментальной электронной музыки "Barakka".
Основную известность Татьяна получила в качестве режиссера шоу: в ее карьере - pre-party концерта Пола МакКартни в ГУМе на Красной площади, презентация фильма "Игра в Модерн" в ЦДЛ, церемония награждения национальной премии в области моды "Астра" и множество показов для мероприятий журнала Men’s Health. С 2003 по 2006 год она работала главным режиссером RFW и в течение этого времени поставила около трёхсот показов. Поэтому дефиле ее собственной коллекции обещает быть по-настоящему зрелищным мероприятием. Это будет некий мистический обряд в сопровождении авангардной музыки с участием танцоров современного балета.

Коллекция "Сестры милосердия" состоит из трех частей:
арт-объекты и театральные костюмы,
практичный футуризм, представляющий собой одежду для повседневной жизни,
изысканные вечерние платья.

В коллекции сочетаются древняя религиозная символика и архитектура советского авангарда. В основе коллекции заложен, наверное, самый значительный религиозный символ человечества – крест. Он существует как просто геометрическая форма, в некоторых моделях образ встречается в обусловленной форме: будь то индуистская свастика или "торжествующий крест" тайного религиозного общества, напоминающий символ женского начала. Даже черно-белая цветовая палитра не случайна, а вполне осмыслена: это основные компоненты вселенной - Инь и Янь.

Попульярный участник гламурного проекта "Comedy Club".

Аньюша Анзари (Anousheh Ansari) - Первая космическая туритска,гражданка США,родилась в семье Азербайджанцев Ирана.Сделала суперкарьеру бизнесвумен,после окончание университета

- "Известный британский мусульманский певец, родился в 1980 году в азербайджанской семье, позднее переехавшей в Лондон. Начав с раннего детства играть на самых разных музыкальных инструментах, он посещал занятия в одной из самых престижных музыкальных школ мира – Королевской академии музыки. Изучение как западной музыки, так и мелодий Ближнего Востока (макам) позволило Сами развить уникальный голос, сделавший его всемирно знаменитым."


Top