Костюмы якутов описание просто и понятно. Традиционный якутский костюм


Ысыах Туймаады - 2017. Глава города Якутска в 2017 Айсен Николаев (в центре) на священной земле Ус-Хатын.

По мнению модных экспертов, уже наметились целые регионы России, где народный костюм перестал быть музейным экспонатом и пытается вернуться в повседневную жизнь.

На прошлой неделе я написала про , на этой неделе очередь Якутского.

А вы знаете, что весной 2015 года руководители Верхневилюйского улуса (района) республики Саха (Якутия) начали один раз в неделю - по понедельникам - приходить на работу в национальных якутских сюртуках, заявив, что этническая одежда дисциплинирует, повышает культуру общения, а также сплачивает коллектив?


P уководители Верхневилюйского улуса в национальных якутских сюртуках

"Сегодня руководители отделов пришли в национальной одежде. Обычно люди надевают национальную одежду только на Ысыах. А ведь эта одежда - красивая и удобная. Мы решили сшить более официальный вариант и носить его на работе по понедельникам. В будущем на официальные мероприятия также планируем приходить в национальной одежде"", - рассказал заместитель главы и управляющий делами администрации Верневилюйского улуса Спиридон Борбуев.

Якуты действительно любят надевают национальную одежду на Ысыах, в 2017 году они дажe побили очередной мировой рекорд Гиннесса массовым появлением в традиционной одежде.

Ысыах — это якутский праздник лета, традиционно он праздновался в день летнего солнцестояния, но после Второй Мировой войны из-за скорбной даты стал проводиться в период между 10 июня и 25 июня, в зависимости от улуса, графика выходных дней, местных предпочтений и т.д.




27 Июня 2015 года в местности Ус Хатын близ города Якутска Глава Республики Саха (Якутия) Егор Борисов и Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко приняли участие в торжественном открытии традиционного народного праздника "Ысыах Туймаады".


Ысыах Туймаады - 2017
Слева: Министр охраны природы Республики Саха (Якутия) Сахамин АФАНАСЬЕВ с дочерью
Справа: Депутат Ил Тумэна Александр СУСОЕВ с супругой


16 626 человек в национальной одежде на Ысыахе Туймаады - 2017 побили очередной мировой Ги н несса

А какая она, традиционная якутская одежда и что мы о ней знаем?

******************
Национальная одежда разных народностей зачастую имеет четкий отпечаток не только быта, способа жизни, но и климатических условий. Якутский национальный костюм создавался специально для сложных климатических условий Севера. Конечно, в нем также присутствует определенное количество элементов, позаимствованных у других народов, но это вовсе не создает отрицательного впечатления о костюме якутов.

Историческая справка

Якуты, как национальная община, на сегодняшний день наиболее сконцентрированы в Якутии и Красноярском крае. Небольшую численность людей этой национальности можно встретить в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях.

Самыми ранними образцами национальной одежды якутов принято считать костюмы, возникшие еще в XIII веке. В основном, это — верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Костюм национальный якутский того времени создавался из меха разношерстных животных, грубых сукна и шелка, кожи.

Уже в христианскую эпоху (17-18 века) традиционный набор верхней одежды изготавливался из шкуры и меха домашних животных, поскольку основным видом деятельности якутов было коне- и скотоводство. Особую популярность получили замша, кожа и мех короткошерстных домашних животных. Для дополнительного утепления в особо морозные периоды, якутские умельцы использовали шкуры зверей с пушистым, длинношерстным мехом. Этот вариант выглядел больше как декоративное украшение классического национального костюма: меховые полоски нашивались по периметру верхней одежды, в качестве манжетов на рукава, а также — широкие теплые воротники.

Особенности кроя

В основе каждой народной одежды зачастую лежит прямой силуэт с такими же рукавами. Традиционный костюм якутов не является исключением.

Однако, и в его «дизайне» существует несколько вариаций:


Якутский национальный костюм «бууктаах сон»

оноолох, бууктаах . Якутские умельцы, без лишнего стеснения, положили в основу этого типа кроя особенности пошива одежды для российских военных и заядлых путешественников. Конечно, не обошлось без исключительно национальных вкраплений. Названием такой крой обязан наличию складок на спинке — «оноо» и оригинальной модели рукава — «буук» (буфообразный). Верхнюю одежду (чаще всего пальто), сшитую по этому принципу, носили одинаково и мужчины, и женщины. Основными материалами для изготовления якутских национальных костюмов этого кроя были: кожа и даба (китайская бумажная ткань) — для мужчин; мех и замша (в зависимости от сезона) — для женщин. Отделкой служили бархатные полоски на воротнике и манжетах;


Женская одежда "кытыылаах сон"

кытыылаах . Появился в обиходе якутов гораздо позднее первого типа кроя и отличается от него лишь некоторыми деталями. Например, двойная широкая суконная полоса, которая размещалась по краю борта верхней национальной одежды.

Главной особенностью женского летнего пальто, выполненного с использованием кроя кытыылаах, является наличие нитей красного цвета в орнаменте, который украшает периметр одежды и рукава. В мужских моделях, сроенных по этому же принципу, присутствуют более строгие и тусклые цвета;



таналай. Один из самых древних типов кроя. Традиционная зимняя якутская одежда, которая выполнялась из ровдуги (оленья или лосиная замша) с использованием меха пушных зверей. Особенности этого кроя заключаются в наличии мехового наплечника, который располагался на стыке рукава и проймы. Разрезы по бокам, украшения из блестящего металла в виде подвесок в районе талии. Некоторые историки настаивают на том, что данный вид кроя был характерен для свадебных нарядов.


Женская одежда "таҥалай сон"

В основном, женский национальный костюм якутов не особо отличался от мужского. Главными различиями можно назвать цветовое исполнение, наличие дополнительного декора, использование различных материалов.

Женский якутский костюм

Костюм "хассыат, халадаай"

Основные материи для изготовления традиционного одеяния женщин в Якутии:

повседневные — практичные и прочные ситец и сатин;

праздничные — дорогие, красивые и блестящие шелк и атлас;

верхняя одежда — мех, замша с искусным добавлением кусков шелка или меховых национальных орнаментов.


Национальная шуба взрослой якутянки носит название саныйах , шьется из шкур диких животных: соболь, волк, росомаха или лиса. Это — один из самых главных предметов свадебного наряда невесты. На спине шкурка выкладывалась таким образом, чтобы из меха получался узор в виде расправленных крыльев.

Вообще, классический якутский свадебный гардероб женщины состоял из основных элементов:


  1. Аннах — особый кусок ткани, закрывающий лицо.

  2. Нательная рубаха из грубого ровдуга.

  3. Кожаные панталоны, прикрывающие, в основном, тазовую часть невесты.

  4. Ноговицы — специальные гетры, выполненные из кожи дикого животного, которые напоминали сапоги, но заканчивались в районе щиколотки, не имели ступневой части.

  5. Меховая доха — теплая пушистая шуба.

  6. Традиционный головной убор, который своим кроем и видом напоминал военный шлем.

  7. Большое количество украшений. Этот элемент у якутов считался одним из самых главных в женской одежде. При этом, украшалось все: одежда, обувь, голова, грудь, руки. Особой популярностью по сей день пользуется якутское бисероплетение. Его основы передаются от матери к дочери.



Костюм якутяночки в точности повторял костюм взрослой женщины. Для девочки было характерно использование опушка по периметру шапочки.




Национальный якутский костюм для мужчин

Конечно, одежда для мужчин отличалась от женской особой скромностью. Главной особенностью считалось наличие меховой отделки на рукавах и воротнике.


Мужской кафтан

Высота ворса у такой отделки могла достигать самых максимальных показателей. Головной убор также обязательно напоминает по своей форме шлем, изготавливался из натурального меха и закрывал от морозов уши, скулы и немного подбородочную зону. На конце такой якутской шапки обычно красовались полная луна или солнце, что знаменовало продолжение рода.

Мальчики-якуты с детства носили национальную одежду, полностью повторявшую, по своему крою и отделке, одежду взрослых мужчин.

Костюмы коренных якутов сегодня

В современном мире для изготовления национальной одежды используется больший спектр тканей, фактур и украшений.

Сегодня они представляют собой народное достояние и практически особый предмет гордости и национального искусства, достойного музеев и выставок. Это всегда дорогие качественные ткани и меха, сшитые и отделанные в лучших якутских традициях. Конечно, современные дизайнеры достаточно далеко отошли от древнего наследия, постоянно внося свои коррективы, свое видение и свое творчество.




Отсюда

**************************************** ***

Как уже было упомянуто, якуты надевают национальную якутскую одежду на традиционный праздник Ысыах в июне.

Но помимо это у них есть еще один новый праздник, придуманный совсем недавно, в 2012 году - День народного мастера, посвящённый мастерам народного промысла республики. Всего в Якутии насчитывается свыше 200 обладателей звания "народный мастер" и более 350 мастеров народных художественных промыслов.



День народного мастера празднуется 5 марта, когда в Якутии еще зима и много снега, и в этот день организуется очень красивое шествие мастеров в зимней национальной одежде народа саха и коренных малочисленных народов Севера, в котором представлены все 22 улуса республики.

Еще в Якутии есть бренд Сахабулт с фирменным магазином.

Вот так вот в Якутии сейчас возрождают и продвигают свой национальный костюм.

Ну и как вы относитесь к подобным этно-инициативам и праздникам в Якутии?

Тема: «Якутская национальная одежда» Работу выполнила: Ученица 4Б класса Петрова Лиза. Руководитель: Калачева Л.В. Цель: изучить якутскую национальную одежду и научиться самой шить ее в будущем. Задачи: 1. Определить роль и место одежды в обрядовой культуре народа; 2. Изучить обычаи и традиции народа Саха; 3. Приобщение к национальной культуре. Актуальность. Тема актуальна тем, что мы проживаем в Якутии и я хочу познакомить сверстников с традициями и одеждой Якутов. Роль и место одежды в обрядовой культуре народа Одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Вся жизнь якутов была тесно связана с окружающей средой: еду, одежду, орудие труда они добывали у неё. Поэтому по их понятиям главной являлась Природа, затем Божества и только потом Человек Тотемизм У якутов, как и у многих народов был распространен тотемизм - обожествление животных. Так, у наших предков медведь, волк, лошадь, ворон, лев, лебедь, орел считались священными. Например, это можно заметить в шапке с рожками и волчьей мордой. Якутскую одежду по времени и по изменению образа жизни можно разделить на две группы: Традиционная якутская одежда (до середины 18 века). Традиционная якутская одежда (с середины 18 века до 20 века). Традиционная якутская одежда до середины 18 века. Это период рассвета национальной культуры. Велика связь одежды с религией: рогатые головные уборы, безрукавка тангалай и т.д. Одежда изготавливалась в основном из природных натуральных материалов - кожи, замши, меха домашних животных. Основным видом хозяйственной деятельности якутов было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота. Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном в качестве отделки. Женская верхняя одежда с бисерной отделкой (сукно). Мужской теплый камзол (сукно, мех, бисер) У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой. Традиционный якутский крой не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола. Безрукавка «Сон-тангалай» Эта одежда связана с культом лебедя. Это изделие небольшого объёма, выполненное из родвуги с меховой отделкой. Оно бережно хранилось и передавалось по наследству, как большая ценность. Одевала её только замужняя женщина. Эта одежда применялась и как погребальная по представлению якутов душа умершего человека проходила тернистый путь, поэтому одежда должна была быть прочной. Для этого тангалай сон спереди и сзади украшали медными и серебряными бляхами и бисером. Традиционная якутская одежда с середины 18 века до 20 века. Национальная одежда претерпевает большие изменения вследствие развития контактов, торговли с другими народами. Появляются элементы европейской одежды: воротник, карман, буфы и манжеты. Но еще сохраняется традиционная связь с верованием. Нарядное демисезонное пальто («кытыылаах сон») 2 половина 19 века. Выполнено из сукна с использованием отделки красной, черной цветов. По линиям швов нашиты металлические пластины. На уровне груди нашиты декоративные элементы в виде ромбиков из ткани. Длина изделия - до середины икры. Сложный покрой - обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также и отложные воротники. Бууктаах сон Шуба с меховой оторочкой. Её одевали невеста, женщины при различных ритуалах, благословитель на ысыахе. Этот подбитый мехом сон шился из красного, чёрного и зеленого сукна или цветной парчи Дьабака Дьабака - головной убор. Головные уборы тесно связаны с ритуальными обрядами, как рождение ребёнка, поклонение Байанаю - Хозяину тайги, с охотой. Орнамент Якутский орнамент чрезвычайно разнообразный по своему составу, включает в себя как простые геометрические, так и сложные растительные орнаментальные мотивы. Особенность его заключается в том, что он отражает основной род занятий народа - скотоводство. Особую группу якутских орнаментов составляют простые линии, кружочки и полу кружочки, дуги, ромбы, треугольники, квадраты, пунктиры, точки, кресты и сетки. К числу наиболее характерных мотивов следует отнести криволинейный орнамент. . Лировидный орнамент- рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду «когер». Орнамент в виде солнца- это один из самых культовых орнаментов у якутов Он показывает преклонение якутов перед солнцем и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке «дьабака» и т.д. Украшения Металлические украшения - важная составная часть якутского костюма. В отличие от других народов большинство якутских украшений носилось поверх зимней меховой одежды (пояса, гривны, нагрудные и наспинные украшения). Металлические украшения делятся на съемные и нашивные (бляхи, подвески для оформления одежды). Особо украшается серебряными подвесками и бисером нательная одежда: ритуальные штаны, ноговицы, натазники, обрядовый пояс с колокольчиками, набедренная повязка с ниспадающими металлическими подвесками, украшения бисером. Значение цвета в одежде Весь уклад жизни и хозяйственная деятельность якутов были тесно связаны с Матушкой - Природой. Поэтому цвета их одежды отражают природную палитру - цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и красотой. ысыах Сегодня национальный костюм получил развитие и стал богатым… Приходить на ысыах в национальных костюмах становится модно и актуально. Заключение Национальная одежда, дошедшая до нас, рассказывает о времени и месте своего происхождения, отображает среду обитания, культуру и религию.

Национальная одежда - это свидетельство происхождения народа, его особенностей, это устойчивый элемент самобытной культуры и возможность выявления контактов с другими народами. Как отметила исследовательница молдавского национального костюма В.С. Зеленчук, отдельные элементы покроя костюма, заимствованные у других народов, возникшие в различные эпохи, с течением времени объединились и образовали своеобразный тип одежды, характерный только для данной этнической общности. То же самое можно сказать и о цветовом, и об орнаментальном оформлении всего костюмного ансамбля.

Практически у всех народов ярким знаковым характером отличается женский костюм. В основном женский традиционный костюм насыщен различными знаками и символами, потому что женщина - Праматерь всего человечества, прародительница рода, племени. Она сама является воплощением Модели мира, связывающей все три мира воедино.

Все цвета, узоры, орнаменты, украшения, подвески женской одежды имеют определенную смысловую нагрузку, связанную с традиционным мировоззрением.

С помощью традиционной одежды человек органично (гармонично) вписывался в окружающую среду, так как на цвет материалов большое влияние оказывают природноклиматические факторы, которые затем закрепляются с помощью традиций или запретов и наделяются знаковым статусом.

На различных ступенях развития человечества существовали общечеловеческие основы цветовых предпочтений. В архаических культурах символическое употребление цветов являлось своего рода языком, традиционным средством передачи идей и душевного состояния. Человек понимал, что в природе все взаимосвязано, все имеет смысл, объединено в гармоничную целостность.

Шуба “бууктаах сон”. Вид спереди и сзади

Мифологическое, религиозное и художественно-эстетическое мировоззрение у якутов, как и у других народов, ярко выражается прежде всего в семантике цвета, в орнаментальной композиции, декоративной отделке и украшениях костюмных комплексов.

Якутская традиционная одежда отличается стройностью композиции, гармоничностью цветов, естественной связью декора и символики. Якуты являются самым северным тюркоязычным народом. В их этно- и культурогенезе оставили свой след многие племена. И это нашло отражение (как и в способе ведения хозяйства, языке и др.) и в цветовой символике народной одежды.

Как видно из старинных погребений хоринских якутов, обнаруженных в начале ХХ века Е.Д. Стреловым, в одежде предпочтение отдавалось синему, белому, черному цветам. Женская и мужская одежда была сшита из сине-голубой ткани типа дабы, украшена черным, белым, синим бисером и корольками, которые были датированы XVIII веком, но ряд исследователей считают, что уже с середины XVII века в шитье якутской одежды стали проникать различные мануфактурные изделия. В своей монографии, посвященной одежде народа саха конца XVII – середины XVIII века, Р.С. Гаврильева высказывает предположение, что «шелковые ткани, бисер и бусы якуты получали в результате сложной перекрестной меновой торговли с тунгусами, тунгусов с маньчжурами - которые вели торговлю с Китаем. Поэтому трехцветный фарфоровый бисер и бусы посредством обмена с тунгусоязычными племенами попадали к якутам задолго до прихода русских» (2, с. 42). В это время якуты также сами могли контактировать и с монголоязычными племенами, что потом отразилось на некоторых элементах материальной и духовной культуры. Таким образом, если на покрой древнеякутской одежды из-за климатических условий оказали влияние коренные народы (тунгусы), то на цветосочетание, возможно, - бурят-монгольские племена.

Старинные якутские платья были сшиты из сине-голубого материала. А синий цвет, как известно, был ведущим сакральным цветом в тюрко-китайской мифологии. Синий цвет также был основным цветом в костюмных комплексах у бурят. Ткань синего цвета у них была широко распространена и активно использовалась для шитья одежды. Бисер и корольки на вышивках и украшениях только трех цветов: белого, черного и голубого, встречается в виде декоративной отделки шелковая ткань желто-охристого цвета.

Белый и черный цвета занимали большое место в бурятмонгольской материальной и духовной культуре. У бурят, монголов цветовая композиция строится на сочетании светлого и темного. Этот принцип характерен как для цветового оформления одежды, так и для отделки шерстяных ковров - таар и меховых ковров - хубсар.

Шуба “кытыылаах сон”. Вид спереди

Белый цвет (Юрюнг кюн, Юрюнг айыы, Юрюнг илгэ и т. д.) - символ солнца, дневного света, эквивалент семени и молока - жизнеутверждающих начал. В связи с этими качествами белый цвет - это цвет блага, святости, зарождения дня и жизни, вечного начала, положительных сил природы.

Синий цвет - цвет неба и воды, символизирует вечность, постоянство, верность. В мифологии Небо (Кюех халлаан) - символ мужского начала, Мать-Земля (Ийэ сир) - символ женского начала. Таким образом, черный цвет не только цвет тьмы и зла, но и цвет одного из жизнеутверждающих начал, символ Земли. В мифологии многих народов Небо и Земля являлись первопредками всех живых существ во Вселенной.

Таким образом, триада белый-черный-синий составляет основные точки жизненного пространства древнего человека. Известно, что в тюрко-монгольской (и многих других народов) мифоритуальной традиции число 3 обладает особой сакральностью (три мира, три души, три времени и т. д.). Это идеальная модель любого динамического процесса, которая развивается по принципу: возникновение, развитие и упадок. Все в мире появляется, развивается и исчезает.

В археологических раскопках триада белый-черный-голубой в цветовой композиции якутской одежды, как отмечает Е.Д. Стрелов, встречается только на старинных могилах до первой половины XVIII века.

Шапка “дьабака”

Примерно с рубежа ХVIII–XIX веков, как раз с приходом русских, на якутских костюмах начинают встречаться хроматические цвета: зеленый, красный, желтый, фиолетовый и их сочетания. С этого времени явно ощущается влияние русской культуры. Изменяются покрой и декор якутской одежды. Традиционной женской одеждой становятся шуба бууктаах иликытыылаах сон и шапка дьабака. Поверх одежды надевают нагрудно-спинное украшение илин - кэлин кэбиhэр.

Шапка дьабака состоит из широкой полоски меха бобра, соболя, росомахи. На макушке шапки пришивается навершие чопчуур или чеччэх, сшитое из цветного сукна (в большинстве случаев из красного сукна) и вышитое разноцветным бисером, цветными нитками. Символ, олицетворяющий стилизованный женский торс с ярко выраженными признаками пола, ассоциативно связывается с божеством деторождения и плодородия Ахтар Айыыhыт Хотун. Таким образом, шапка дьабака является одним из главных предметов вещного мира, олицетворяющих женщину.

Основные цвета женской праздничной шубы - красный, желтый, зеленый, черный.

Основной фон - черный, символ Матери-Земли. Он составляет костяк, опору, на которую накладываются цвета-знаки. Широкая полоса из красной ткани идет по подолу, бортам, по груди, плечевой части, вдоль позвоночного столба, охватывая таз и бедра, а также полоска вставляется на уровне предплечья. Так как красный цвет - цвет жизни и плодовитости, красные полоски как бы окружают со всех сторон своей аурой женскую фигуру, выполняя не только продуцирующую, но и охранительную функцию.

Хотя красный цвет, наряду с белым и черным цветами, является наиболее архаическим, при конструкции цвета и декора традиционной одежды он стал широко использоваться лишь после прихода русских, что подтверждается археологическими раскопками. В мифоритуальной традиции якутов красный цвет - цвет жизни, цвет плодовитости, цвет родства, цвет огня.

Зеленый цвет придает свадебной шубе свежесть, молодость, расцвет. Это цвет бессмертия, цвет весенней растущей травы, цвет пробуждающейся природы. На свадебной одежде зеленый цвет соседствует со всех сторон с красным цветом. Сочетание красного цвета с зеленым имеет охранительные свойства. Иногда на уровне груди пришивали ромбовидные фигурки, состоящие из зеленых и красных ромбиков, в шахматном порядке. Они являются своего рода оберегающими знаками.

Свадебная шапка “ураа бэргэhэ”

Желтый цвет, как и белый и красный, относится к солярному символическому цвету. В основном желтый цвет располагается на уровне предплечья и в боковой и задней части в виде полосок или орнаментов. Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление, он как бы выпускает солнечный цвет.

Традиционная одежда состоит из четырех составляющих: цвета, материала, формы и конструкции. Эти составляющие делятся также на четыре основных элемента: красный, желтый, зеленый, черный цвета, которые являются основными цветами, остальные оттенки получаются при их смешивании.

Числу 4 отводится главная роль в космографических и философских концепциях: четыре стороны света, четыре стихии - вода, огонь, воздух, земля. Таким образом, традиционный костюм выступает как структурная образная часть процесса познания мира.

Рассматривая древние якутские и традиционные праздничные шубы, можно выделить два направления в выборе цвета костюма якутов, которые характеризуют два этнокультурных фактора их развития. Первое направление - это тюрко-монгольское, основным цветом которого выступает триада цветов - черный-белый-синий, и традиционно якутское, выражавшееся мировоззренческими, религиозными и этническими факторами, это красный, зеленый, черный, желтый.

Современный якутский национальный костюм богат яркими красками, различными орнаментами, причудливыми формами, но в то же время не утратил своей традиционной специфики. Современная интерпретация идей народного костюма предлагает интересные образцы при создании нарядной одежды. Формируется своеобразный язык молодежной моды, отвечающий характеру и мироощущению молодых людей. И вместе с этим происходит приобщение молодежи к традициям своего народа, к его материальной и духовной культуре.

ЛИТЕРАТУРА

Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ, 2004.
Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII – середины XVIII вв. Новосибирск, 1998.
Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988.
Зеленчук В.С. Молдавский национальный костюм. Кишинев, 1985.
Санжеева Л.В. Традиционная одежда как элемент культуры бурят. Улан-Удэ, 2002.
Стрелов Е.Д. Одежда и украшение якутки в первой половине XVIII в. // Советская этнография. 1937. № 2–3.

Ысыах невозможно представить без традиционной одежды. Накануне якутского праздника ЯСИА решило вспомнить историю платья халадаай — одного из главных составляющих женского костюма.

Корни

Халадаай – традиционное якутское платье. Вместе с безрукавкой — кэhиэччик – и серебряными украшениями составляет праздничный женский костюм, надеваемый на главный летний праздник — Ысыах. В гардеробе якутов появилось несколько веков назад и, скорее всего, было заимствовано у жителей соседних регионов Сибири.

Праздничный сибирский халадай из дабы, XIX век.

Холодай, холодайка - верхняя женская одежда для весны и осени, распространенная в Курской, Орловской и некоторых других губерниях юга Европейской России, а также на Дону. В южнорусских губерниях холодайку шили из черной ткани фабричного производства на вате с подкладкой. Это была распашная однобортная одежда с цельной, расширяющейся книзу спинкой и такими же полами, без воротника, с круглым по шее воротом, длинными узкими рукавами. Холодайка обычно не имела застежки, по вороту, подолу ее украшали цветной машинной строчкой. Холодайка в первой четверти XX века считалась очень модной одеждой. Женское платье объемной формы у бурятов тоже называется халадайха, сшитое из шёлковых тканей оно является выходной одеждой в Прибайкалье. Одежда, схожая по фасону и крою, была распространена у алтайцев и татар («Русский традиционный костюм», 2001).

Появление халадаая у якутов исследователи относят к периоду христианизации Якутии в середине XVII века. В это время активно развивались новые торговые связи, появились промышленные товары, в том числе мануфактурные ткани. В целом отмечается сильное влияние русской культуры на якутскую, которое коснулось и одежды.


М. Носов. Якуты XVII века. Ысыах.

В старину на Ысыах и другие праздники люди надевали одежду, сшитую из традиционных материалов – меха, ровдуги, кожи. Женский праздничный наряд, например, состоял из натазников с ноговицей, ровдужной рубахи с меховой опушкой и бисерной отделкой, нарядной безрукавки, шубы – тангалай, нарядной обуви из ровдуги или камусов. Головными уборами служили: зимой — капор с меховой подкладкой или зимняя шапка с рожками, летом — теплый капор, начельник бастынга с задними подвесками, девушки надевали шапку ураа . Обязательными были металлические украшения из латуни или серебра. При этом все элементы одежды и декор имели символическое значение, и их использование строго регламентировалось — по наряду можно было узнать возраст, социальный статус и материальное положение владельца. Традиция демонстрировать через одежду свое благосостояние — одна из причин того, что на Ысыах надевали меховую одежду и головные уборы.

М. Носов. Портрет якутской девушки.

В середине XVII века традиционные материалы стали вытеснять ткани мануфактурного производства. Появились новые виды одежды, в их числе – халадаай. Праздничный женский наряд в этот период включал пальто — сон , платье халадаай , безрукавку-кэhиэччик , головной убор — дьабака , нарядную обувь из кожи, украшенную вышивкой, бисером или металлическими бляшками, рукавицы и серебряные украшения.

К концу XIX — началу XX века халадаай прочно вошел в быт якутов – его носили как дома, так и на праздники. Домашние халадааи шили из простых тканей, для праздничных выбирали нарядные и дорогие. На Ысыах женщины наряжались в праздничный халадай с безрукавкой — кэhиэччик, на головы повязывали шалевые платки или надевали шляпы. Этот вариант праздничного наряда с небольшими вариациями сохранился по сей день.

Ткани

Для пошива халадааев, и мужских, и женских, выбирали легкие, хорошо драпирующиеся ткани. Повседневные халадааи шились из ситца, дабы, полотна, тика. Они были преимущественно спокойных цветов и не отличались богатой отделкой. Для выходных платьев выбирали более дорогие ткани – атлас, парчу, тафту, шелк. Традиционную отделку из бисера и металлических бляшек со временем стали заменять более доступными: тесьмой, стеклярусом, шелковой нитью, сутажем. Ими декорировались ворот, подол платья, манжеты.


Полный выходной костюм из нарядного халадаая и безрукавки (по рисунку М.Носова)

Обязательную пару праздничному халадааю составляла безрукавка – кэhиэччик, ее шили из ярких тканей и богато декорировали сначала бисером, ровдугой и мехом, позже – пайетками, стразами, тесьмой.

Цвет

Первоначально цвет не играл большой роли в традиционной одежде, так как последняя шилась из натуральных материалов, не отличавшихся богатой цветовой палитрой. Исключение составлял бисер, которым декорировалась одежда. В якутском костюме, как правило, использовались белый, синий и черный цвета. По мере распространения тканей цвет стал одним из главных средств выразительности костюма.

В якутской одежде цвет имел как символическое, так и утилитарное значение. Прежде всего он зависел от сезонного назначения изделия. Повседневные вещи были преимущественно нейтральных, темных тонов, праздничные костюмы отличались яркостью красок, сочетаниями контрастных цветов.

Символическое значение цвета во многом определялось его воплощениями в природе. Красный цвет — цвет крови — олицетворял душу, жизненную силу. Зеленый – цвет травы, пробуждающейся природы — символизировал молодость, расцвет жизни, бессмертие. Голубой — небесный цвет, символ Салгын-кут (небесной души) — знак развития, расцвета жизни. Жёлтый и белый – цвета солнечных лучей, снега — являются символом жизни, счастья, положительных сил природы, всего самого хорошего. Черный , темно-серый , коричневый — цвета матери Земли, земной души – Буор-кут.

Крой

В старинной одежде якутов, как и у других северных народов, преобладал преимущественно прямой крой, это объяснялось особенностями исходного материала – шкур животных. Он был более рациональным, к тому же прямая одежда лучше защищала от холода. С появлением мануфактурных тканей и под влиянием европейской культуры в традиционной якутской одежде закрепился трапециевидный силуэт, появились крой «оноолоох, бууктаах» (со складками, оборчатым рукавом) и дополнительные элементы: воротник, манжеты.


Старинная женская рубаха-халадаай (рисунок М. Носова)

По мнению художника и этнографа Михаила Носова , прообразом современного халадаая является одноименная рубаха-платье. Ее шили из дабы или простой материи, самые старые образцы, датированные серединой XVII века, имели спереди и сзади легкие сборки у ворота. Воротник, как правило, заменяла легкая ровдужная или кожаная окантовка, таким же образом обрабатывались края рукавов и разрез у горловины. В более позднее время сборки стали делать в области груди и по низу рукавов.


Женское платье халадаай второй половины XIX — начала XX века.

В начале XX века силуэт платья окончательно сформировался: якутский халадаай имел кокетку с застежкой спереди и большой отложной воротник. По линии груди пришивалась широкая прямоугольная оборка — фалда и фалбора, а иногда и две. Верхняя часть рукава сильно присбаривалась по окату, по низу притачивались узкие манжеты. Получившийся буф подчеркивал состоятельность владельца – чем богаче человек, тем пышнее рукав. По линии соединения фалборы и по низу манжет иногда пришивали тонкое черное кружево или кружево в тон платью. Мужской халадаай имел аналогичный крой, за тем лишь исключением, что был короче женского и декорировался более скромно. В таком виде халадаай дожил до середины XX века, когда под влиянием модных тенденций силуэт стал изящнее – появились приталенные платья, жилеты, пальто. Декор стал более простым, украшения из серебра сменили украшения из бисера. Традиционные элементы праздничного наряда сохранялись в отдаленных наслегах, где не так сильно сказывалось влияние городской культуры.

В первом десятилетии XXI века интерес к национальной одежде и украшениям начал возрождаться – надевать их на Ысыах становится повсеместной традицией. Однако, как отмечают исследователи якутского костюма, зачастую дизайнеры, стараясь осовременить наряд, не стремятся следовать традиционному крою, используя лишь некоторые его особенности. В результате одежда становится все более стилизованной, а незнание символики декора приводит к ошибкам в оформлении костюма. Так, например, мужскую праздничную одежду украшают растительным орнаментом, издревле характерным для женской одежды, головные украшения — бастынга и шапку-ураа , которые традиционно носили молодые женщины и девушки, сегодня можно увидеть и на пожилых женщинах.

В статье использованы данные из монографии С. Петровой и З. Заболоцкой «Народный костюм якутов» и исследований М.Носова «Одежда и украшения якутов XVII-XX веков».

Описание

Сложившаяся в ХΙΙΙ веке якутская одежда сочетает в себе множество разнородных элементов . Особенно ярко это проявляется в верхней одежде, где отмечается использование самых разных по фактуре и цвету материалов: разношерстый мех, сукно, жаккардовый шелк, ровдуга, кожа. Костюм украшается орнаментальными вставками, бисером , металлическими украшениями и подвесками . Претерпевая различные трансформации и модификации, под влиянием происходящих исторических событий в социальной и культурной жизни этноса, народный костюм сохраняет древнейшие художественные традиции .

Материалы и конструкция

Мужской кафтан

Якутская дохристианская одежда ХVII-ХVIII вв. изготавливалась в основном из природных натуральных материалов - кожи , замши , меха домашних животных, так как основным видом хозяйственной деятельности якутов, как тюркского народа , было табунное коневодство и разведение крупного рогатого скота . Шкуры пушных зверей использовались для дополнительного утепления в зимних изделиях, в основном, в качестве отделки. Меховые полосы в два ряда нашивались по краю борта, низу изделия и рукава - приём оформления, обусловленный, прежде всего, холодным климатом и перенятый у северных народов . Привозные шёлковые , шерстяные ткани импортного производства, полученные путём натурального обмена, применялись в качестве отделки, так как были дорогими. Китайская хлопчатобумажная ткань «дабы» шла на нательную одежду, но ее могли позволить себе только богатые люди. Бедные же люди изготавливали нательные и летние изделия (рубахи, халатоподобную одежду) в основном из тонких замшевых кож .

У многих народов в основе покроя изделий лежит прямолинейный крой, как наиболее рациональный и часто обусловленный формой и размерами материала . Традиционный якутский крой в этом смысле не является исключением. Так, повседневные изделия в основном имеют прямокроеный стан и рукав. Женская одежда такого покроя, в отличие от мужской, декорируется или нашивками из прорезной кожи по кокетке или бисерными и меховыми полосами по краям борта и подола .

Женская одежда «кытыылаах сон»

Нарядная, праздничная одежда якутов, как правило, имеет более сложный покрой - обычно стан делают расширенным к низу, рукава имеют сборку по окату. Такой рукав называют «бууктаах», то есть, формы «буф», якуты заимствовали его из русской городской одежды, также как и отложные воротники . Облегчённые кафтаны с асимметричной застёжкой, характерные для прибайкальских народов, носили зажиточные якуты. Пальто богато декорировалось по борту бисерной вышивкой, металлическими элементами и узкой полоской дорогого меха (См. изображение мужского кафтана)

Особый интерес с точки зрения заимствования культурных традиций костюмов других народов представляет халатообразное изделие из ткани дабы с цельнокроеными рукавами, которую носили женщины летом. Эти изделия сильно отличаются от перечисленных выше изделий своей конструктивной формой. Очевидно, крой перенятый у восточно-азиатских народов, не имел большого распространения и развития из-за нерационального расхода ткани .

Крой «оноолоох, бууктаах»

Женская одежда «таналай сон»

Наиболее распространенным и характерным для якутской одежды считается крой «оноолоох, бууктаах» - когда-то перенятый у русских военных и путешественников, но видоизменённый в соответствии с якутскими культурно-художественными традициями . Такие изделия обязательно имеют складки по боковым и среднему шву спинки («оноо») и рукав со сборкой по окату («буук»). Пальто такого покроя носили как мужчины, так и женщины. Различие проявлялось в декоративном оформлении. У мужчин пальто шили из кожи или ткани дабы. Пальто из ткани имело бархатный воротник и манжеты. Женские пальто такого покроя изготавливалось из меха или замши, в зависимости от сезонного назначения. Варианты пальто из замши шили с декоративными вставками из сукна или шёлка. Если размер шкуры не позволял изготовить объёмную, удлинённую одежду, например зимнее пальто «сагынньях», комбинировали разные материалы - замшу, мех пушных зверей, ткани. Другая разновидность такого покроя называется «кытыылаах». Как вид верхней одежды он распространился значительно позже, с распространением мануфактурных тканей. Эти изделия отличались от «оноолоох» тем, что по краю борта, низа изделия и рукава нашивалась широкая двойная полоса из сукна. Такую одежду женщины носили в прохладные дни.

Костюм «хассыат, халадаай»

Наиболее древним считается крой одежды «таналай» . Это изделие небольшого объёма, выполненное из ровдуги с меховой отделкой. Отличительные особенности этого изделия: меховая надставка в верхней части рукава; разрезы по боковым швам; декоративный элемент с металлическими подвесками на уровне талии по бокам. В разных вариациях подобное оформление присутствует во многих изделиях различного сезонного и функционального назначения. Наиболее ярким примером стиля «таналай» считается изделие с укороченным меховым рукавом, кокеткой , отлётным элементом по переду, богато декорированный бисером и металлической отделкой. По мнению некоторых исследователей, назначение одежды свадебное . Эти изделия бережно хранились, передавались по наследству, как большую ценность . Однако, этот крой в дальнейшем не получил развития. К началу ХХ века он практически исчез из употребления.

В дальнейшем на развитие традиционной якутской одежды повлияло распространение и широкое использование тканей. Этот фактор повлиял не только на крой одежды, но и на культуру одежды якутов в целом .

Примечания

Литература

  • Жукова Л. Н. Одежда юкагиров. Учебное пособие . ─ Якутск: Издательство «Якутский край», 1996. ─ 142 с.
  • Константинов И. В. Материальная культура якутов 18 века (по материалам погребений) / Якутский филиал СО АН СССР. ─ Якутск: Якутское книжное издательство, 1971. 212 с.
  • Носов М. М. Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVIII до 1920-х годов // Сб. науч. ст. ЯКМ. - Якутск: Кн. изд-во, 1957. Вып.2. С. 116─152.
  • Петрова С. И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция - Новосибирск: Наука, 2006. - 104 с.
  • Смоляк А. В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина . - М.: Наука, 1984. 248 с.

Top