Почему не любят евреев во всем мире. Провосходство наций


13 декабря 1742 года императрица Елизавета Петровна издала указ об изгнании евреев. Это была одна из первых антисемитских кампаний в России, но далеко не первая и не последняя в мировой истории.
Почему весь мир ненавидит евреев?....
Почему антисемитизм столь распространен среди самых разных народов?......
Что плохого в евреях?....
История показала, что в разное время на протяжении последних 1700 лет евреев изгоняли из более чем 80 различных стран. Историки и эксперты пришли к выводу, что на это есть, по крайней мере, есть несколько различных причин:

1.Вечные изгои.

Антисемитизм находил себе сторонников в разных обществах и в разные времена, начиная с Древнего Египта. Первый известный не еврейский источник, упоминающий народ Израиля, - это стела фараона Мернептаха, датируемая 1220 годом до н. э. На ней написано: «Израиль уничтожен». Юдофобами были и ассирийцы, и персы, и древние римляне.

В Средние века в Европе иудеев рано или поздно изгоняли почти из всякой страны, где они проживали: из Англии в 1290 году, из Франции в 1306 и 1394 годах, из Венгрии между 1349 и 1360 годами, из Австрии в 1421 году, из немецких княжеств на протяжении XV и XVI столетий, из Испании в 1497 году, из Богемии и Моравии в 1745 году. С XV века по 1772 год евреи не допускались в Россию, а когда их все-таки приняли, то разрешили проживать лишь за чертой оседлости. Предпринимались даже попытки полного уничтожения еврейского населения на той или иной территории (например, в нацистской Германии или на Украине во времена Богдана Хмельницкого). С 1948 по 1967 годы почти все евреи Алжира, Египта, Ирака, Сирии и Йемена, хотя и не были изгнаны официально, покинули эти страны, опасаясь за свою жизнь. В чем же причина столь древнего и исключительного непринятия еврейского этноса?

2. Иудаизм как мировоззрение.

По мнению американского историка Дэниса Прейгера, «Антисемиты выступают против евреев не столько потому, что евреи богаты, - во все времена бедных евреев ненавидели не меньше; не потому, что они сильны, - слабые евреи всегда были добычей антисемитских бандитов; не потому, что им свойственно отталкивающее поведение, - антисемиты никогда не щадили и любезных евреев; и не потому, что правящие классы при капитализме направляли недовольство трудящихся на евреев, - докапиталистические и современные некапиталистические общества были значительно более антисемитскими, чем капиталистические.

Фундаментальная причина антисемитизма - это то, что сделало евреев евреями, а именно иудаизм». Иудаизм - это не просто религия, это целостная картина мира, зачастую чуждая картине мира тех народов, среди которых существовали и существуют еврейские общины. Иудаизм не поддается ассимиляции и открыто отделяет себя от традиций окружающих этносов, превращая евреев в вечных чужаков, к которым в лучшем случае надо относиться с подозрением

3. Не чтившие императора.

В Древнем мире иудеи были единственным народом, исповедующим монотеизм. Но это еще полбеды. В то время как языческие народы (египтяне, греки, римляне и т.д.) отличались веротерпимостью и даже «обменивались» божествами, иудеи считали своего Бога единственным во вселенной, а богов соседей держали за мертвых идолов. Подобное отношение раздражало особенно те народы, у которых существовала традиция обожествления правителей. В первую очередь это касается Древнего Рима. Это была уже не религиозная, а государственная проблема: евреи превращались в «пятую колонну», потенциально неблагонадежный элемент, внушающий сомнения в политической лояльности. А если учесть, что иудеи несколько раз поднимали против римлян кровопролитные восстания, то можно понять, почему их не жаловали в империи.

4. Распявшие Христа.

Из-за своей приверженности к монотеизму, иудеи испортили отношения и с последователями Христа, отказываясь признавать в Иисусе Бога, что воспринималось последними как предательство. На волне этой конфронтации сыны Израиля вступили в эпоху Средневековья, превратившись в изгоев христианского мира (пошли разговоры о том, что евреи распяли Господа, что они на Пасху пьют кровь христианских младенцев, распространяют чуму и отравляют колодцы).
Но даже в этих условиях, евреи продолжали подчеркивать свою самость. Дело в том, что Тора запрещает иудеям скрывать свою веру, напротив, по ее предписаниям, верный сын Израиля должен публично подчеркивать, что он иудей. Поэтому евреям приходилось открыто вести себя не так, как их иноэтничному окружению: соблюдать шаббат, по-другому питаться и иначе одеваться. Кроме того, в отличие от новозаветного, еврейский закон не запрещал заниматься ростовщичеством - низким и презренным ремеслом в глазах христиан. Все это не могло не навлечь на иудеев враждебных чувств со стороны соседей (показательно, что если иудей принимал христианство, неприязнь к нему затухала).
5. Желающие мирового господства.

Дополнительным раздражающим фактором служила вера евреев в свою богоизбранность. И хотя свое избранничество иудеи толкуют исключительно как проповедь по миру ветхозаветной веры и морали, антисемиты во все времена пытались представить дело так, будто евреи претендуют на врожденное национальное превосходство и на этой почве стремятся занять доминирующее положение в обществе. Особенно распространились эти идеи в Новое время. Не теряют они популярности и в современном обществе. Действительно, среди успешных предпринимателей и политиков иудеи составляют значительный процент (около 30%). Да и вообще, уровень благосостояния еврейских семей зачастую выше, чем у их нееврейских соседей.

Причина здесь опять же заключается в иудейских традициях. Иудаизм всегда считал учебу религиозной обязанностью для всех своих последователей. «Обязанность каждого еврея, - писал средневековый законник Моисей Маймонид, - изучать Тору, независимо от того, беден он или богат, в крепком или слабом здоровье, полон юношеских сил или стар и слаб». Грамоту должны были разуметь не только мужчины, но и женщины. Эта традиция, идущая с античных времен, дала себя знать в современном обществе, где знания превратились в главную ценность. «Еврейская страсть к учебе, - пишет Дэнис Прейгер, - помогает объяснить, почему у евреев оказывается наибольший среднестатистический доход из всех этнических групп, который на 72% выше средненационального (американского) и на 40% больше, чем у японцев, стоящих на втором месте». Конечно, антисемиты трактуют это как подтверждение своих опасений на счет претензий евреев на мировое господство.

6. Плата за уникальность.

Как показывают социологические опросы, даже в такой толерантной стране, как США, 60% респондентов к «подспудно отрицательным» качествам евреев отнесли их приверженность идее богоизбранности. «Это в 5 раз больше, - пишет Дэнис Прейгер, - чем тех, кто верит, что «евреи захватили слишком большую власть», в 3 раза больше тех, кто полагает, что «евреи пытаются пролезть туда, где их не желают видеть», и в 2 раза больше, чем тех, кто убежден, что «евреям плевать на всех, кроме себя».
В России эти показатели в разы выше, как и вообще в Центральной Европе. Во многом это отголоски тоталитарных режимов, на которые был богат ХХ век. Такие режимы неизбежно оказываются антисемитскими. Цель диктатора состоит в полном контроле над жизнью своих граждан, и поэтому режим не может терпеть неконтролируемых проявлений религиозности или национальной индивидуальности, свойственной иудаизму. Евреев обвиняют в хитрости, коварстве, любви к деньгам и беспринципности - все это якобы помогает им составлять себе капиталы. «Наверняка еврей», - часто говорят за спиной тех, кто добился большого успеха в жизни, неважно, евреи они на самом деле или нет.
Тем не менее в наше время антисемитизм постепенно идет на спад: сказывается прогресс глобализации с ее этнической толерантностью. Но вряд ли этот спад будет быстрым. Антисемитизм в той или иной форме будет жив, пока существует еврейская культура. Это расплата иудеев за свою уникальность: ведь евреи - единственный этнос, помнящий еще египетских фараонов, который дожил до нашего времени, сохранив все свои традиции и привычную картину мира (китайцы, правда, тоже ведут свою историю с древнейших времен, но о них разговор особый). В этом смысле евреи, действительно, народ избранный, терпеливо страдающий за верность своей культуре, которая зачастую бросает вызов культурам соседних этносов, рождая у последних по отношению к иудеям чувство непонимания и скрытой угрозы.

Всё это мы знаем, но так остро написать умеет не каждый.
Не надо думать глупость!
Почти во все времена и почти у всех народов были люди, ненавидевшие евреев. Многие задаются вопросом: “За что? Почему?” И я спрашиваю себя: “За что?”- Хотя знаю много причин антисемитизма, но не знаю ни одной такой причины, по которой его не должно было быть.

В “Письмах с земли” Марк Твен писал: “Все народы ненавидят друг друга, и все вместе они ненавидят евреев”.

>> > Начнем с того, что люди друг друга не любят. Более того, они друг друга ненавидят. Приходится признать, что, к сожалению, это свойство имманентно человеческой психике, что господь обрек людей на распри. История человечества – это история войн. Ненавидели и воевали друг с другом англичане и французы, немцы и французы, русские и поляки, русские и немцы, армяне и азербайджанцы, известны истребления армян турками, албанцев сербами, а сербов албанцами. Всего не перечислишь. Ксенофобия – явление повсеместное. Кого чаще всего ненавидят? Да тех чужаков, которые рядом. А кто жил рядом почти со всеми народами за последние 2000 лет? Конечно, евреи. Вот вам и первый ответ на проклятый вопрос. В качестве объекта ненависти и всесветного козла отпущения (“Героическая личность, козья морда”,- как сказал Высоцкий) они всегда были незаменимы потому, что не имели ни государства, ни земли, ни армии, ни полиции, то есть ни малейшей возможности защитить себя. У сильного всегда бессильный виноват. Бессильный вызывает всенародный гнев, и ярость благородная вскипает, как смола. Итак, первая причина беспрецедентной стойкости и распространенности антисемитизма состоит в том, что евреи, не имея собственного государства, слишком долгое время жили среди слишком многих народов. >> > Далее. Евреи дали миру единого бога, библию, закон морали на все времена. Они дали миру христианство – и отказались от него. Дать человечеству христианство и отказаться от него – это такая обида, которая “в сём христианнейшем из миров” не имеет прощения. О причинах такого отказа мы здесь не будем говорить. Это загадка, которая бросает вызов лучшим умам уже 20 веков. Кто только ни предлагал евреям отказаться от иудаизма! Магомед предлагал им принять ислам и стать рядом с ним у истока новой веры — они отказались и получили непримиримого врага. Мартин Лютер призывал евреев стать его соратниками в борьбе против католицизма и помочь ему в основании протестантской конфессии – евреи отказались и вместо союзника получили ярого юдофоба. Философ Василий Розанов, которого трудно обвинить в симпатии к евреям, недоумевал по поводу такого поведения, не находя в нем ни малейшего признака корысти. Как! Почету и уважению и прочим неисчислимым благам народа-богоносца, давшего миру Христа и всех апостолов, предпочесть судьбу презренного изгоя, окруженного стеной ненависти? Как-то не очень клеится с представлением о еврее как о существе корыстном и трусливом. Парадокс. Отказ от христианства определил дальнейшую судьбу евреев, став важнейшим источником антисемитизма.

>> > Далее. Евреи – это народ Книги. Любят читать, и все тут! А. П. Чехов, описывая жизнь заштатных уездных городков России, неоднократно отмечал, что в таком городке можно было бы закрыть библиотеку, если бы не девушки и не молодые евреи. Страсть к чтению всегда приобщала евреев к культуре других народов. Тот же В. Розанов писал, что если немец всем сосед, но никому не брат, то еврей проникается культурой того народа, среди которого живет, он заигрывает с ней, как влюбленный, проникает в нее, участвует в ее создании. “В Европе он лучший европеец, в Америке – лучший американец”. В настоящее время это едва ли не главный упрек, который бросают евреям юдофобы. “Русский народ унижен, – кричат антисемиты в России, – евреи отняли у него культуру”. Перечислить все блестящие еврейские имена во всех областях человеческой деятельности просто нет никакой возможности. Это не прибавляет им любви окружающих.

>> > Евреи уверенно занимают первое место в мире по уровню образования и общественной активности. Историк Л. Н. Гумилев назвал это качество пассионарностью. По его теории этнос – это живой организм, который рождается, взрослеет, достигает зрелости, затем стареет и умирает. Обычный срок жизни этноса, по мнению Гумилева, – две тысячи лет. В период зрелости у народа появляется максимальное количество пассионарных личностей, т.е. выдающихся политических деятелей, ученых, полководцев и пр., а у старых, умирающих этносов таких людей почти нет. Историк подтверждает свою теорию многочисленными примерами, а те случаи, которые не укладываются в его учение, он просто не упоминает. Уровень пассионарности еврейского народа, история которого насчитывает уже четыре тысячи лет, никогда не снижался. Философ Н. Бердяев писал: “Есть что-то унизительное в том, какое количество гениев среди евреев. На это я могу сказать господам антисемитам только одно – делайте сами великие открытия! “Несчастная – для евреев! – склонность проникать в культуру других народов, активно участвуя в ее развитии, а также невиданная пассионарность во всех областях жизни – вот главные причины антисемитизма в настоящее время.

>> > У этой проблемы есть еще один аспект – психиатрический. Почти у каждого человека есть тайные страхи и фобии, явные или скрытые пороки и недостатки, вольные и невольные прегрешения. Один из способов избавления от этих страхов и мучительного недовольства собой – извлечь их из своей души, из глубины подсознания на свет божий, громко заявить о них, приписав однако всю эту скверну не себе, а кому-то другому, кого не жаль, и сосредоточить на нем всю свою ненависть. Таким объектом, которому приписывают собственные пороки, испокон веков служили евреи. Антисемитизм имеет зоологический характер, т.е. идет из глубины подсознания. За двадцать веков он превратился в устойчивый стереотип, который усваивается с молоком матери и передается из поколения в поколение.

Надобно иметь недюжинную силу и крепость, чтобы противостоять этому массовому психозу, имеющему характер пандемии, но рождение, воспитание и вся жизнь подавляющего большинства людей не дают, к сожалению, этой силы и крепости. Почти каждый человек, заглянув в свою душу, найдет в ней следы неприязни к евреям. И сами евреи здесь не составляют исключения. Они такие же люди, как и все, они дышат этим же воздухом нетерпимости. Столкнувшись с каким-нибудь еврейским подонком, евреи нередко испытывают ту же специфическую неприязнь, что и не евреи, забывая, что каждый народ имеет право на своих негодяев, которых всюду пруд пруди. Антисемитизм – это диагноз. Психиатрия должна бы включить его в свои учебники как один из видов психического расстройства, маниакального психоза. Хочется сказать господам антисемитам: “Это ваша проблема, идите и лечитесь”.

>> > Наша психика так устроена, что мы любим своего ближнего за то добро, которое ему сделали, и ненавидим за то зло, которое ему причинили. Масса зла, причиненного евреям европейцами за 20 веков, так огромна, что она сама по себе не может не стать причиной антисемитизма. Они ненавидят евреев за то, что задушили в газовых камерах 6 млн, т.е. треть всего народа. Это злодеяние, равного которому не видел свет, лишь увенчало двухтысячелетнюю историю истребления евреев в Европе. Теперь дети Каина отмылись добела, смыли кровь и читают Израилю мораль. Они теперь гуманисты, они борцы за права человека, а Израиль – агрессор, угнетающий невинных арабских террористов. Антисемитизм в Европе достиг уровня тридцатых годов, и это понятно и объяснимо.

Европейские гуманисты, клевеща на Израиль, словно говорят миру: “Посмотрите, кого мы уничтожали! Это же агрессоры! Мы были правы, а если Гитлер и виноват, то только в том, что не успел окончательно решить еврейский вопрос”. Весь пафос современной европейской критики Израиля укладывается в эту несложную мысль, которая выглядывает из каждого их рассуждения об арабо-израильской войне, как шило из мешка. Факты – упрямая вещь, но антисемитское сознание упрямее фактов. Факты говорят, что, начиная с 1948 года, Израиль много раз подвергался нападению со стороны арабских государств, а сам лишь защищался, отвечая ударом на удар, и виноват лишь в том, что оказался сильнее агрессора и победил. Антисемитское сознание не желает этого знать, оно ничего не видит, не слышит и с параноидальным упрямством называет белое черным, черное белым, агрессора – жертвой, а жертву – агрессором. Новая геббельсовская пропаганда правит бал в Европе. Принцип такой – чем наглее ложь, тем скорее поверят. Новоявленные гуманисты проливают крокодиловы слезы по поводу убийства шейха Ясина, этого животного, придумавшего живые бомбы, посылавшего палестинских мальчиков и девочек взрываться в автобусы с мирными пассажирами.

Антисемитская чернь подняла вой во всем мире, она сочувствует архитеррористу, как никогда не сочувствовала его жертвам. Европейцы за 20 веков истребления евреев привыкли считать безнаказанное убийство еврея своим естественным правом и ныне до глубины души возмущены тем, что Израиль лишил арабов этого права и посмел защищать своих граждан. Поборники прав человека пекутся о правах бандитов, организаторов террора против мирного населения, а не о правах жертв. Они различают два террора – плохой и хороший. Плохой террор – это когда Израиль уничтожает главарей террора. Тогда все кричат караул и созывают Совет безопасности. Хороший террор – это когда убивают евреев. Тогда гуманисты удовлетворенно молчат и ничего не созывают. (Кстати, Путин пообещал, что будет мочить террористов в сортире, но осудил убийство Ясина. Видимо, Путина огорчило, что Ясина замочили не на унитазе.)

>> > У евреев теперь есть свое государство. Антисемитская чернь во всем мире никогда больше не помешает нам защищать свое человеческое достоинство и право на жизнь.
>> >
>> > В одном из рассказов А. Платонов описал маленького еврейского мальчика, пережившего страшный погром. Этот мальчик в ужасе и смятении обратился к своему русскому соседу с вопросом: “Может быть, евреи действительно такие плохие люди, как о них говорят?” – и получил ответ: “Не надо думать глупость”. Вот и мне хочется, вслед за Платоновым, сказать всем поддавшимся антисемитскому психозу: “Не надо думать глупость”.

Добавлю от себя, что вопреки многим знатокам библии евреи очень миролюбивая нация. То, что происходит в Израиле это печальные результаты агрессии экстремистов. В конце-концов это ИХ страна (израильтян) и они в праве её защищать. Я-то имею в виду евреев в изгнании вообще и как сложилась жизнь после разрушения храма.

Карлик Сергей Григорьевич (с) 2004

Превосходство наций. Евреи.

Древняя нация, которая пережила десятки других племён, сохранив религию и язык. Которая распространилась по всему миру, и смогла заново возродить своё государство на кусочке пустыни, где не было ни-че-го. Сейчас на территории России потомков этой нации осталось около 150000 человек.

Евреи - народ гонимый. Нет ничего удивительного в том, что они отличаются повышенной живучестью и приспосабливаемостью. Причем, зачастую копируя психологию окружения, евреи, тем не менее, идут своим путём. Неправда, что евреи непьющая нация, достаточно вечером в пятницу заглянуть в любую синагогу, чтобы в этом убедиться. Вы увидите, как евреи за милую душу потребляют водку. Шабат - праздник, никто не запрещает во время отдыха потреблять. Неправда, что евреи не любят Россию, и пасуют перед грубой силой, отсиживаясь в тылах. Мой дедушка, чистокровный еврей, воевал и трое суток пролежал в Польше, зимой, с пробитой головой, в лесу. Между прочим, евреев немцы в плен не брали, расстреливали на месте. Неправда, что евреи не умеют воевать. Римляне не могли справиться с крепостью Масадой три года. В крепости жили 900 человек, причём, только треть из них были воинами, а осаждали крепость 15000 римлян. Сейчас государство Израиль живёт в окружении враждебно настроенных арабских государств.

Давайте порассуждаем. На мой взгляд, евреи - это некий подвид человека, который был выведен специально некими силами. Это не мистика, просто так сложились обстоятельства. Было 12 колен евреев. Однако в плен египтяне угнали 10 колен. И эти колена сгинули. А проще говоря, они растворились в местном населении. Времена тогда были такие, рабов насиловали, продавали. Их потомки потеряли своё еврейское лицо и забыли своих предков. А вот остальные два не забыли. О чистоте нации евреи при этом абсолютно не заботятся. Спросите у любого раввина, кого можно считать евреем и он вам ответит, того, у кого мать еврейка, или того, кто принял иудейскую веру. И даже если так, у меня мать русская, а отец еврей, угадайте, чьи черты я унаследовал больше? Правильно, иудейские. Налицо сильное влияние генов. Такое случается и в природе. Например, волчьи гены преобладают над собачьими. Таким образом, два колена - это те два наиболее сильных вида из 12-ти. Но и это ещё не всё. Моисей 40 лет гонял евреев по пустыне, направленно уничтожая слабых и безвольных. Он гонял по пустыне людей с рабской психологией и выжили они только за счёт повышенной выносливости и организованности. Но и это ещё не всё. После того, как несчастных евреев разогнали по всему миру, их продолжали травить те, на чьей территории они жили. В Европе им вообще запретили жить в пределах городских стен. Евреи селились за пределами, и зачастую становились первыми жертвами захватчиков. В России конца 19-ого века евреев активно выселяли на территорию Украины. Гитлер вообще заявил, что всех евреев надо уничтожить, под этим предлогом он развязал вторую мировую. Миллионы евреев были уничтожены в концлагерях. И тем не менее....

Они живут. За счёт чего?

Изначально евреев помнят как некий народ, который находился в рабстве у египтян. Рабу выжить и сохранить своё лицо и свою веру очень трудно. Ведь за него решают ВСЁ. Значит, они должны были выделиться. Стать полезными и незаменимыми. И вот тут мы встречаем один нюанс. Евреи - очень талантливая нация. Никто ведь не будет отрицать, что и в Америке, и в Европе и в России евреев среди артистов и музыкантов гораздо больше, чем скажем среди шпалоукладчиков или зэков. Однако и среди них высока конкуренция, а евреев всё равно больше. Почему? А потому, что наряду с талантом у большинства евреев присутствует активная жизненная позиция. Хочешь быть успешным, не будь как все. Это очень хорошо и очень опасно одновременно. Во-первых, нигде не любят выскочек, а в России особенно. А среди евреев таких полно. Во-вторых, активная жизненная позиция зачастую отрицает компромиссы. Это опасно уже не только для евреев, но и для окружающих. Еврей высказал идею, а вокруг него из-за этого люди сталкиваются лбами. Копните любую политическую партию и найдёте в руководстве еврея, зайдите в любое адвокатское агентство, там то же самое. Про руководителей институтов я уж и не говорю. Всё просто, эта нация выжила за счёт талантов, за счёт упорства и за счёт интеллекта.

Однако евреи ведь расселились по всему миру. Почему же они сохранились, не растворились в местном населении, не вымерли.

Ведь, к примеру, китайцы расселяются очень сильно по всему миру. Только в Канаду ежегодно эмигрируют до 30000 человек. В США они эмигрируют уже 300 лет, у них там даже есть китайские кварталы в крупных городах. Но воспринимается это спокойно. Спокойно, потому что большая часть этих людей растворяется в местном населении, забывает свои корни, принимают другую веру, генофонд их быстро уступает место негритянской, белой и всякой другой крови.

Но у евреев то этого нет!

А потому что им не дают раствориться! Даже больше того! Делается всё, чтобы евреи как можно дольше были сами по себе. Везде, в любом месте мира найдётся человек, которому нравятся или не нравятся евреи. И он будет активно эту свою позицию высказывать именно каждому еврею. И Евреи, чувствуя свою исключительность, стараются объединиться против общей для них всех агрессии. И они обращаются к религии, которая древнее, чем христианская и мусульманская, и они ставят перед собой задачи, заранее зная, что им придётся приложить больше усилий, чем людям другой расы, и они, производя детей на свет, обрезают их в младенчестве, заранее готовят их к трудной и опасной жизни. И, между прочим, у евреев редкость, когда родители отказываются от ребёнка. В детских домах России вы днём с огнём не сыщите беспризорника-еврея.

И каков результат такой селекции?

Ну, вот был я тут в Израиле....

На куске пустыни, там, где летом трава выгорает в пыль, живут и здравствуют евреи, под боком у своих бывших хозяев-египтян. Они развели сады, понастроили городов. На четыре с половиной миллиона населения, три миллиона легковых автомобилей. Это притом, что за подержанную иномарку надо платить 120 процентов налога. Цены на машины и на жильё запредельные.

Любимое увлечение свободного еврея в своей стране - это его работа. А желательно работать на одной работе и иметь ещё два приработка. Культура немного в загоне, страна находиться в режиме постоянного накопления капитала. Все евреи фанаты своей страны и всегда готовы к бою, в армии служат все. Женщины два года, а мужчины три. Я видел их армию, и видел армию Египта. Евреи раскатают египтян как блин, если им, конечно, дадут это сделать. Общественность мировая пока против. Русскому человеку среди евреев не выжить! Евреи не любят раздолбаев, пьяниц и вообще не любят расслабляться на всю катушку. Среди евреев конкуренция невероятная. Нация, которая прошла суровый неестественный отбор, среди своих тоже устраивает отбор, и этот отбор очень жесток.

Могу предположить развитие событий в дальнейшем.

Если евреи продержатся достаточно долго для того, чтобы мусульмане привыкли к мысли, что евреи им вовсе не враги, а так же признают свои преступления против иудейской религии, то через какое-то время евреи восстановят свой храм и будут тихо мирно поживать, крепя свою экономику. Для тех, кто не в курсе я объясняю. Мусульмане построили мечеть на территории еврейского храма. На территории ЕДИНСТВЕННОГО еврейского храма, того самого, от которого осталась стена плача. И эта мечеть - третья по значимости в мусульманской религии.

Однако нужно, чтобы прошло как минимум 300-400 лет.

Может быть и по-другому. Сейчас, под давлением мировой общественности Израиль уходит с той земли, которую он захватил во время последнего конфликта. И это не привело ни к чему хорошему. Местный мусульманский народ ведёт себя как наши чеченцы. Понять их можно, евреи для них враги не только из-за религии, но их поведение недальновидно и неоправданно с экономической точки зрения. Война - это в любом случае плохо. Вместо того, чтобы крепить свою экономику Палестина ведёт войну с Израилем. В конечном итоге, если мусульмане объединятся, то может быть глобальный конфликт мусульман с Израилем. Как показывает опыт прошлых столкновений, Израиль, скорее всего, победит. И тогда будет затишье. Но ненадолго.

Данный конфликт способен тлеть много лет. Это даст ещё один вид отбора для иудеев.

Ненависть к евреям как способ самозащиты

Вряд ли можно дать однозначный ответ на вопрос, почему не любят евреев. История еврейской нации начинается еще до Христа, и поэтому ключ к ответу стоит искать в Библии. Книга Книг рассказывает о том, что еврейский народ был спасен из рабства, называя его "избранным". Не удивительно, что многие евреи до сих пор считают себя особенными - ведь слов из песни (в данном случае из Библии) не выкинешь. Более того, Талмуд гласит: "Все не евреи - животные". Не трудно представить, почему такое вероисповедание вызывает известные эмоции к этой нации. Логичным является предположение, что другие народы не совсем согласны на роль "остальных" - не особенных, не избранных, поэтому и "бесятся". Вполне возможно, что всемирная ненависть к евреям - это просто самозащита от довольно агрессивных иудейских статутов.

Успех евреев - причина нелюбви?

Много раз за всю историю евреев выгоняли из различных стран Европы. Сложно представить, что это только потому, что кто-то не согласен с написанным в книге. В таком случае: почему? Евреев не любят еще и из-за того, что, кроме теоретического превосходства, этот народ и на практике всегда преуспевал больше, чем остальные. Они всегда были богаче, умнее, талантливее. Сложно связать этот факт с чем-то, кроме как с национальной особенностью, генофондом. Однако когда в Европе только начинали накапливать капитал, евреи-ростовщики, чье вероисповедание не мешало заниматься займом, свой капитал уже имели, и притом приличный. А если проверить лауреатов Нобелевской премии на наличие евреев, то получим весомое число.

Поиск виноватых

Нередко евреям приписывали вину за экономические коллапсы, да и вообще: чуть где какая проблема - виноваты евреи. Это было одной из причин, почему в середине ХХ века началась самая большая охота за этой нацией - Холокост. Обычная человеческая зависть - чем не еще один ответ на вопрос «почему не любят евреев»? Важную роль в вопросе играет также и тот факт, что везде (кроме Израиля, конечно) евреи являются чужеземцами, а к ним спрос всегда выше. Это касается не только евреев, всплески ненависти мы наблюдаем всегда, когда кто-то "не отсюда" обогащается за наш счет. Так, грузин, продавший вам зимой яблоки по 3 доллара за килограмм, вызовет у вас больше негативных эмоций, чем продавец со славянской внешностью.

Отрицаем то, что не понимаем

Тяжело любить тех, кто лучше тебя, особенно, когда этот успех необъясним. К слову сказать, необъясним с первого взгляда, равно как и с первого взгляда непонятно, почему не любят евреев. Другие нации всегда хотели постигнуть секрет их успеха. Книги про евреев, а также про их капитал, говорят, что помогать своим братьям (стало быть, по крови) - святое. Книга "Бизнес по-еврейски" Михаила Абрамовича рассказывает об этом и других явлениях, сопутствующих коммерческому успеху у евреев. Для многих народов такое явление сложно понять, а то, что мы не понимаем, - отрицаем. И начинаем ненавидеть.

Каковы же выводы?

Современному обществу стоит пересмотреть свои взгляды. Истоки проблемы, почему не любят евреев, можно искать вечно, но смысл не в этом. А в том, чтобы прекратить наконец судить людей по национальному или любому другому признаку. Научиться воспринимать человека как индивидуума - вот путь к цивилизованному современному обществу.

Неужели возникает еще у кого-то вопрос: «Почему не любят евреев»? А ведь причины неприязни к представителям данной национальности лежат на поверхности. Слишком много факторов, укрепляющих раскол между «избранным народом» и всем остальным миром.

В этом случае практически нет повода для того, чтобы возникла любовь или дружба ко всем представителям еврейской национальности. Для тех, кому хочется изучить все стороны подобного отношения к евреям, представлена информация ниже.

Предпосылки негативного отношения

  • Своеобразная интерпретация религии.
  • Презрительное отношение к иным национальностям.
  • Общеизвестная нечистоплотность.
  • Стремление из всего извлечь выгоду.
  • Двуличность.

Детальный анализ неприязни к еврейскому народу

Вышеперечисленные причины могут показаться кому-то надуманными. В конечном счете, список отображает, за что Гитлер не любил евреев . А разве можно полагаться в своих суждениях на ошибочную точку зрения известного фашиста? И все же нельзя сбрасывать со счетов негативные высказывания в адрес евреев. Только тот факт, что Адольф относился предвзято к некоторым национальностям, не может сделать их хорошими или плохими. Следует смотреть на поступки, так как слова зачастую расходятся с делом...

Интерпретация религиозных догм.

В еврейской среде еще с младенчества взращивается мысль об избранности этого народа. Основы сионизма прочно засели в головах евреев различного возраста. Да и кто не захочет поверить в свою исключительность, о которой так много сказано? Отсюда - еще большее укрепление веры в религию, стремление доказать всем верховенство еврейской нации и снисходительно-презрительное отношение к другим национальностям.

Иудаизм - это религия, пропагандирующая национализм. По сути, все остальные ставятся на несколько ступеней ниже. Тех, кто не относится по своему роду к евреям, называются прямо «двуногим скотом». С подобными взглядами в Германии однажды пустил корни фашизм, так что вполне понятно желание всего мира ограничить влияние сынов Авраама.

Отношение к другим национальностям.

Рабинович! Неужели Ви таки читаете антисемитские газеты?!

Ну да, а как Вас это трогает?

Таки Ви разрываете мне сердце! Ви же - еврей!

И что? Признаюсь, что сначала я таки читал еврейские газеты. И я скажу Вам, Моня, только по дружбе: «там такая депрессия!» Ну прям хоть бери веревку и мыло, а оно ведь стоит копейки, которых еще найти надо. И каждый журналист имеет своей честью сказать, как евреев хотят изничтожить антисемиты. Краской все так малюют о притеснениях, проблемах, все кругом плачут... Я седел с каждой газеты! Спать не мог! Плюнул резать по больному и взял антисемитскую прессу... И что Ви думаете? Там сплошной позитив! Евреи везде правят миром, захватили всё, куда глаза смотрят и на что подсматривают втихую. А раз ми богаты и все решаем, то я стал спать лучше!

Как уже упоминалось выше, среди сынов Израиля постоянно подчеркивается их высокий статус, подаренный уже при рождении. «Избранные» предпочитают акцентировать свое внимание на малейшем проявлении негатива в сторону евреев. Подобный подход позволяет постоянно подогревать желание обрести абсолютную власть ради «благих намерений». Ведь притесненный народ больше всего жаждет не просто обрести свободу, а поставить на колени былых обидчиков. Так что все другие национальности воспринимаются преимущественно с отрицательной стороны. Из-за этого евреи стараются избежать браков вне своей общины.

Заявленная нечистоплотность.

Отношение к чистоте у каждого формируется с детства. Именно родители прививают аккуратность и разъясняют правила поведения в обществе. Так почему же евреи так редко бывают чистоплотными? Возможно, все дело в исторических событиях. Если допустить мысль, что Моисей действительно водил народ так долго по пустыне, становится понятным их экономный расход воды. Когда призрачна надежда найти живительную влагу для питья, расходование ее для купания кажется кощунственным. Длительные скитания научили евреев довольствоваться тем, что есть.

И в современном мире сохраняется их некоторая пренебрежительность к водным процедурам. Хотя все чаще попадаются представители еврейской нации, которые относятся к разряду чистоплотных. Так что тут вопрос в отношении к чистоте отдельного человека.

Стремление получить выгоду.

Об умении евреев получать прибыль даже из воздуха можно слагать легенды. Хорошо это или плохо - сложно однозначно ответить. Когда нечем кормить детей, попытки соседей отнять «последнюю рубашку» кажутся довольно кощунственными. Большой альтруизм способен привести к гибели не только человека, но и его семьи. В этом плане евреи показывают себя с положительной стороны, ведь их желание заработать приумножает возможности рода.

С другой стороны, существуют ситуации, в которых требование оплаты вызывает глубокий внутренний протест. Особенно сильно это задевает русских, известных своей «широтой» души. Им непонятно желание заработать на чужом горе. Так что коммерческая жилка евреев в некоторых случаях действительно может задевать за живое.

Двуличность.

Евреи вполне спокойно могут поменять свою точку зрения, если им так выгодно. В глаза скажут одно, а за спиной - другое. Но стоит ли только их обвинять в подобном поведении? Подобным поведением страдают все национальности без исключения. Довольно часто на работе подчиненные точно так же общаются со своими руководителями, а те - с партнерами по бизнесу. Или дети скрывают от родителей правду о проделках. Или супруги стараются не огорчать партнера реальным отношением к некоторым вопросам быта...

Хорошо бы каждому вспомнить пословицу «в чужом глазу соломинку видно, а в своем - бревна не замечаешь ». Тогда стало бы намного спокойнее жить.


Top