Родительское собрание как научить детей учиться. Родительское собрание «как помочь ребенку учиться

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

· расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

· выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

· выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Форма проведения: круглый стол

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание:

«Как помочь

Своему ребенку

Учиться?»

УНК Андрейчик Е.Е.

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

· расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

· выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

· выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений

Форма проведения: круглый стол

Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:

· Легко ли быть учеником?

· Чтобы учение было успешным...

· Что обеспечивает успех урока?

· Почему мы хотим, чтобы ребенок хорошо учился?

· Что способствует повышению успеваемости дома?

Ход собрания

Вступительное слово:

В детстве большинству кажется, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. У одних сильно развита способность слушать, и они могут вполне хорошо воспринимать информацию на слух. У других же развито зрительное восприятие – материал при этом лучше усваивается при чтении. В этой ситуации у кого-то могут возникнуть трудности в учебе. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Обучение идет очень трудно. Дети начинают переживать из-за оценок. Кто-то пропускает учебные занятия, объясняя это тем, что как бы он ни старался, не может усвоить в полном объёме учебный материал, кто-то сидит целыми вечерами, заучивая домашнее задание. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а её формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Кроме того, по оценкам родители получают некоторое представление о том, как их ребенок учится, ведь учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях!

Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.

Но прежде мы хотим, чтобы вы улыбнулись, “вошли в проблему”, для этого мы сейчас с помощью наших детей покажем вам шуточную сценку.

(-Когда ты собираешься делать уроки?

После кино.

После кино поздно!

Учиться никогда не поздно!

Почему ты дома не открываешь учебник?

Ну, ты же сама говорила, что учебники надо беречь!)

Вопрос к родителям:

Почему мы хотим, чтобы наш ребенок хорошо учился? (ответы родителей на поставленный вопрос)

Стандартные ответы – чтобы был не хуже, других, чтобы поступил в институт, сделал карьеру и т.п. Но это для - нас. Давайте послушаем детей: легко ли им быть учениками и что значит – хорошо учиться? (выступление 3-4 учеников.

Исходя из выше сказанного следует:

· Для того чтобы повысить свою успеваемость необходимо относиться к учебе ответственно!

· Никогда не оправдывайте свою неуспеваемость причинами, от вас не зависящими: слишком трудные были задания на контрольной, придирчив учитель и т.п.

Давайте спросим сегодня тех, кто к учебе относится добросовестно, в чем секрет их успеха? (2 учащихся делятся опытом)

Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.

· Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.

· Составьте план изучения предметов.

· Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.

· Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

Советы родителям:

· Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

· Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

· Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

· Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

· Не ругайте, а учите!

А сейчас, уважаемые участники, мы поработаем в группах и попытаемся вместе “докопаться” до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности

Обмен мнениями по вопросу “Почему у наших детей снижается интерес к учению?”

Подведение итогов собрания.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при поддержке педагогов и вас родителей. Каждый ребенок уникален. В заключении хочется, чтобы вы, ребята, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда ваши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение, Я подготовила для вас буклеты “Психотерапия неуспеваемости” и с удовольствием предлагаю их вам, завершая сегодняшний разговор (раздаю рекомендации родителям).

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости” (по материалам О.В. Полянской, Т.И. Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное, же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.


Родительское собрание «Как помочь ребенку учиться»

цЕЛЬ: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

зАДАЧИ:

    расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми;

    выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся;

    выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений .

Форма проведения: круглый стол.

Вступительное слово

Многие полагают, что сказания, мифы, притчи предназначены только для детей. Это не так. Им свойственно нечто вневременное. Вероятно, это объясняется тем, что сказки и притчи больше обращены к чувствам, к интуиции и фантазии.

С незапамятных времен люди использовали истории как средство воспитательного воздействия. Благодаря своей занимательности они особенно хорошо подходили для этой цели и были той ложкой меда, которая подслащивала и делала интересной даже самую горькую мораль, которую не всегда можно понять сразу, иногда она скрыта и представляет собой всего лишь намек. Любая притча несет в себе огромный смысл и заставляет людей задуматься о многих сторонах своей жизни и своих поступках. И вот одна из таких притч Хаким Санаи (Абу-аль-Маджд Маджуд ибн Адам Санаи, ум. 1150 г.) Это выдающийся поэт, философ и мыслитель, живший в Газне (совр. Афганистан), который посвятил всю свою жизнь развитию знаний и наук :

Слепые и слон.

За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся в битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же такое - слон.

И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал:

- Слон - это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер.

Тот, кто ощупал хобот, сказал:

- У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную.

- Слон могуч и крепок, как колонна, - возразил третий, ощупавший ногу и ступню.

Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В этой дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.

Хаким Санаи (1141 г.)

Как часто люди воображают нечто о себе, о других людях, о своих детях и как часто оказываются далеки от истины. Исходя из самых лучших побуждений и своего жизненного опыта, родители думают, что познали своих детей и могут сделать их счастливыми. Наблюдая за поведением своих детей - «трогая ухо слона» - родители делают выводы из неполных данных и строят общение со своим ребенком, опираясь на свои, часто ложные выводы. Тренеры, учителя думают, что именно они обладают незамутненным родительской любовью взглядом и уж их мнение абсолютное, но, задумаемся, не «трогают ли они слона за хобот»? При этом внутренний мир ребенка, его врожденные особенности остаются непознанными, а сам он остается один на один со своими трудностями. К счастью, никогда не поздно прозреть и увидеть своего ребенка в подлинном свете.

Для того, чтобы наши дети стали чуточку счастливее, надо всего лишь усомниться в собственной правоте. Это не значит, что надо невротически сомневаться в каждом принятом решении, но размышлять перед принятием решения и размышлять о том, что многие вещи, события, люди не соответствуют нашим представлениям о них, они другие. Слон вовсе не разрушительная труба и не ковер, он нечто большее.

Поразмыслите о том, что многое в жизни преходяще, и те социальные ценности, которые существуют сейчас, изменятся с течением времени, так же, как изменились ценности прошлого. Неизменны только духовные ценности, а не социальные установки. В недавнем прошлом советская педагогика следовала «партийным курсом», и дисциплина на уроке выражалась полной тишиной и неподвижно сложенными руками на парте. Но ребенок с долговременной тактильной памятью не может воспринять и усвоить материал, будучи неподвижным. Проявление эмоций считалось неприличным, и урок превращался в нудную лекцию. А ребенок с долговременной эмоциональной памятью не только не мог усвоить материал, но и получал психологическую травму на основном канале памяти (такие травмы человек проносит через всю жизнь, если не работать над снятием их со специалистом), ибо отсутствие эмоций для детей с этим типом памяти является психологической травмой. А сколько случаев, когда родители, выслушав «авторитетное мнение» педагогов «потрогавших только хобот» о том, что их ребенок ленив, несобран и просто невыносим, не усомнились в правоте педагога и наказывали ребенка за то, что он вел себя, так как мог. Школу заканчивают, но стереотипы поведения остаются и человек уже не может полноценно пользоваться своим долговременным каналом памяти, а значит и полноценно жить. Печально. Недавние дети становятся родителями, история повторяется, а «город слепцов» растет. Родители выросли на одних ценностях и пытаются привить их своим детям, но дети не будут успешны в жизни, пользуясь устаревшими принципами. Ребенок должен сам сформировать свою систему ценностей, соответствующую его врожденным особенностям.

Готовясь к проведению круглого стола, попросим ребят и родителей ответить на следующие вопросы:

    Как вы думаете, зачем ваш ребенок ходит в школу?

    Напишите самый любимый/трудный (сложный) предмет вашего ребенка в школе.

    Как вы думаете, какая помощь нужна вашему ребенку при выполнении Д/з?

    Как вы помогаете ребенку при выполнении Д/з?

    Ваш ребенок получил «2»/«5», что вы скажите или сделаете?

(Обсуждение результатов тестирования, можно привести процентное соотношение в графиках или таблице, не называя имени респондента)

Советы детям:

    Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.

    Составьте план изучения предметов.

    Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.

    Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

Советы родителям:

    Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.

    Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

    Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

    Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

    Не ругайте, а учите!

(Показ презентации «Как помочь ребенку учиться»)

Комментарии к слайдам:

Думаю, ни для кого не секрет, что успешное обучение ребенка – это главнейшая цель не только его самого, но и родителей и, конечно же, педагогов. Для осуществления данной цели необходимо приложить максимум усилий со всех трёх сторон. Педагог должен грамотно вести ребенка по тропам знаний, ребенок – эти знания воспринимать (ровно на столько, сколько ему позволяют его способности), ну а родитель, как не менее важный фактор в обучении должен поддерживать и контролировать процесс освоения знаний.

Помощь родителей в обучении велика. Родитель должен поддерживать мотивацию ребенка, важность усвоения учебной программы, практическую значимость знаний. Ни какой при этом Америки открывать перед ребенком не нужно. Все гениальное, как говорится – просто. Во-первых родитель, как бы он не относился к школе или педагогу, не должен ни в коем случае подрывать их авторитет. Уважение – это очень важное качество, которое ребенок приобретет и осознает как раз в процессе школьного обучения.

Необходимо организовать режим дня ребенка. Возможны варианты даже составления такого режима на бумаге, которое прикрепляется первое время на видном месте, а затем уже закладывается в сознании школьника. Ребенок должен научиться планировать и распределять свое время, это поможет ему вырасти организованным человеком. Также это поможет и родителям, которые на расстоянии, например, находясь на работе, будут точно знать чем занят их ребенок. Да и кроме того, верно распределяя свое время, у школьника не возникнет вопросов «чем бы заняться?» и увлечься чем-то не совсем правильным для его развития. Но, конечно мало просто распределить время, нужен и контроль, а также воспитание ответственности у ребенка за то или иное задание.

Родитель должен оказывать посильную помощь и контроль в выполнении домашних заданий. Но это вовсе не значит, что папа или мама будут решать задачки за сына или дочь. Нет. Необходимо, чтобы у ребенка сформировалось осознание того, что школа для него все равно что работа у родителей. И только при выполнении этих факторов личность ребенка будет развита, он будет подготовлен к взрослой самостоятельной жизни.

Что же такое режим дня? Это правильно организованное время для умственного и физического труда ребенка. Это значит, что всему следует отводить свое время. Делу – время, потехе – час, как говорится. Обязательны ежедневные прогулки на свежем воздухе. Желательно после занятий уделить этому час или полтора. Не стоит забывать и о домашних мелких поручениях: протереть пыль, убрать у себя в комнате, вымыть посуду. Ребенку необходимо осуществлять посильную помощь родителям. Это воспитает в нем и уважение к взрослым и поможет приобрести первые трудовые навыки. Ни в коем случае нельзя перегружать ребенка дополнительным образованием. Кружки и секции – это хорошо, но не более двух часов в учебный день, иначе это грозит снижением учебной мотивации.

И лишь при выполнении всех этих условий ребенок получит возможность стать организованным, усидчивым и внимательным. Такой ребёнок будет хорошо работать на уроке, и сможет раскрыть все свои способности.

Выполнение домашних заданий – один из важнейших факторов успешности ребенка в обучении. Главная задача родителей при этом – контроль их выполнения. Причем контроль должен быть как практическим так и фактическим. Это не должно стать формальностью. В том плане, что «выполнил и ладно». Нужно чтобы ребенок не только заучивал правила, но и понимал их. Поэтому не столь важно механическое заучивание, а понимание учебного материала. Лучше если ребенок сможет объяснить материал своими словами и,конечно, применить его на практике. В силу различных обстоятельств родители не осуществляют данный контроль, а ребенок, в силу еще не сформированной самостоятельности, не в силах его обеспечить. В современном мире родитель нацелен на свою карьеру, на повышение заработка, при этом имеет по две работы, а то и больше. Все это, конечно – хорошо, но при этом упускается связующая нить между ребенком и родителем. В данном случае можно посоветовать возложить контроль за осознанным выполнением домашней работы на ближайших родственников – бабушку, старших братьев или сестер.

В выходные дни ребенка не стоит перегружать дополнительными нагрузками, усложненными заданиями или физической работой. Все должно быть в меру. И потом, существует учебный план и санитарные нормы нагрузки ребенка, поэтому превышение их может повлечь негативное отношение ребенка к учебе в целом. Детство не повторяется, поэтому не стоит забирать у школьника эти счастливые моменты жизни… Ни в коем случае не приучайте ребенка переписывать работу несколько раз. Это может привести к «несобранности», не самостоятельности. Ведь если мы ошиблись вчера, сделали что-то не так, мы же не можем вернуться обратно «во вчера» и заново пережить этот день. Так и в этом случае. Конечно, никто не запрещает пользоваться черновиком, после чего переписать работу в «чистовик», но не более того. Также поможет быть успешным ребенку перед выполнением прогуляться на свежем воздухе, пообщаться с друзьями, отвлечься от учебы.

Для выполнения домашней работы у ребенка обязательно должен быть свой «уголок». На практике же, в силу различного социального положения, свою комнату иметь могут далеко не все дети. Но даже в этом случае есть выход. Достаточно организовать ребенку рабочее место: письменный столик, на котором будут лежать его учебники, тетради, карандаши и т.д. Где при выполнении домашнего задания будет тихо и никто ребенка не потревожит. Это очень важный фактор. Ребенок будет осознавать, что он ответственен, что его права уважают и это поможет ему вырасти организованным и высоко моральным человеком.

На выполнение каждого предмета рекомендуется отводить примерно от 30 до 40 минут (устные предметы возможно больше – до часа). Нельзя затягивать выполнение домашнего задания того или иного предмета, иначе во время урока ребенок не сможет вовремя усвоить тот или иной материал.

Не рекомендуется родителю сидеть рядом при выполнении домашней работы. Он должен привыкать к самостоятельности. Лучше приучить ребенка пользоваться всевозможным вспомогательным материалом, где можно добыть знания. И не подсказывать, а учить его где найти ту или иную информацию.

Приучать ребенка к самостоятельности поможет использование различных правил, алгоритмов, схем, словарей, рубрик, образцов в тетради. Всему этому, конечно, учит и учитель, но родители должны закреплять и поддерживать ребенка на протяжении всего образовательного процесса.

Ну и наконец, не забывайте об эмоциональной составляющей успешного обучения. Не забывайте, что ребенок еще «ребенок», поэтому не стоит «нагружать» его взрослыми проблемами. Старайтесь быть заинтересованными в его жизни, больше с ним разговаривайте, советуйтесь, старайтесь стать хорошим взрослым другом. Научитесь слушать ребенка.

И в заключении хотелось бы рассказать еще одну притчу:

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Важно не самому «сделать» успешного ребенка, а помочь ему стать успешным, пройдя вместе с ним все трудности, и только тогда, поняв все на собственном опыте, он войдет во взрослую жизнь уверенными шагами!

(раздаются памятки родителям «как помочь ребенку учиться»)

Спасибо, уважаемые родители, что пришли, мы всегда рады видеть вас.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Помните! Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним. поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе, на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.

    Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю (лично, по телефону или запиской через ребенка).

    Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?» вместо традиционного «Какую сегодня получил оценку?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей ребенка.

    Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если сможете, разумную помощь в выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием. Главное - поддерживать интерес к учению.

    Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то. чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?» «Докажи». «А можно ли по-другому?».

    Ежедневно проверяйте школьный дневник. Не забывайте в конце каждой недели ставить свою подпись.

    Интересуйтесь внеучебной деятельностью ребенка. Содействуйте тому, чтобы он активно участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, школе. Поддерживайте уверенность ребенка в своих силах.

    Не оставайтесь в стороне от жизни класса и школы. Обязательно принимайте активное участие в общественном управлении школой и оказывайте посильную помощь.

«Как помочь ребёнку хорошо учиться» СЛАЙД

Обучение в школе - одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально - психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

(поговорить о кружке «Мир деят-ти) СЛАЙД

Учиться? А что это значит?

Делаю сам

Что я не знаю?

Сам найду способ

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приёмы работы, следим, как они их используют и используют ли вообще. Вы можете оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Ещё К.Д. Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать своё дитя. Их задача - научить правильно учиться. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы - едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трёх направлениях: СЛАЙД

организация режима дня;

контроль за выполнением домашних заданий;

приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребёнку: СЛАЙД

легче справиться с учебной нагрузкой;

защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье - причина неуспеваемости.

Поэтому приучайте детей к соблюдению режима дня; рациональному питанию; добивайтесь, чтобы по утрам ребёнок выполнял утреннюю гимнастику; занимался спортом; бывал на свежем воздухе не менее 3,5 часа.

Точный распорядок занятий - это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытьё посуды, вынос мусора и т.д.). Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребёнку не придётся напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстро овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

(техника чтения)

Хорошо, если Вы будете просить пересказать, что прочитал ребёнок (рассказ или сказку). При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесённые слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

Важный вопрос в организации режима дня - это организация досуга.

Важно не оставлять ребёнка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учёбы время.

Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший, спокойный сон - это основа здоровья.

Позаботьтесь о том, чтобы после ужина ребёнок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы» (смотрят «Гречанка»), не играл в шумные игры. Всё это отразится на сне, самочувствии ребёнка. Хорошо прогуляться перед сном.

Если ребёнок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребёнка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твёрдость.

Вы должны помнить, что теперь у Вас ученик, и не мешать ему. Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки (проекты - дети делают, родители направляют, помогают, контролируют). В этом случае страдает и нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.

Вы не должны забывать, что в силу возрастных особенностей школьники плохо переключаются с одного вида работы на другой. Например, сядет ребёнок рисовать, родители посылают его в магазин. Нужно дать время на переключение. Иначе внутреннее нежелание может сопровождаться грубостью. Запомните: всякое необоснованное переключение с одного вида работы на другой может выработать дурную привычку: не доводить дело до конца.

2. Направление помощи - контроль за выполнением домашних заданий. СЛАЙД

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:

Какие отметки?

Выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребёнка. Он не понимает вопросов учителя, ответов одноклассников. Ему становится не интересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребёнка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи, в том, чтобы и напомнить ему об уроках и даже, может посидеть рядом с ним, пока он их сделает. Эти первые его школьные шаги необычайно важны: от них зависит, может быть, вся его школьная жизнь.

Очень важно контролировать не конечный продукт их труда, а сам процесс. То есть очень важно не просто проконтролировать результат работы, а проконтролировать как ребёнок выполнял эту работу, помочь преодолеть трудности в работе.

Хорошо если Вы интересовались: СЛАЙД

что изучал ребёнок сегодня в школе;

как он понял материал;

как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял.

При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к Вам за советом и помощью.

Контроль - это организация помощи для ликвидации каких - то пробелов, трудностей.

Для младших школьников характерно, что они сначала что - то делают, а потом думают. Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.

Например, решая задачу: СЛАЙД

кратко записать условие, схему;

пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;

подумать, можно ли сразу ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;

составить план решения задачи;

проверить решение;

записать решение в тетрадь. (Поговорить про работы по математике

Выполняя упражнение по письму: СЛАЙД

повторить правила;

выполнить задание письменно;

проверить работу.

Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:

какая бы погода ни была;

какие бы ни шли передачи;

чей бы день рождения ни отмечался.

Уроки должны быть выполнены, и выполнены хорошо. Оправдания невыполненным урокам нет и быть не может. Для выработки этой привычки, нужно, чтобы родители с уважением относились к учёбе - как важному и серьёзному делу.

Очень важно, чтобы ребёнок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка.

При таком настрое ребёнку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка не может выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело необязательное, второстепенное.

Важным является место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.

У детей бывают два повода отвлечения: СЛАЙД

Первый повод - игра: ребёнок втягивается в игру незаметно для себя. Поводом может служить оставленная игрушка;

Второй повод - деловой: ищет карандаш, ручку, учебник. Чем больше отвлечений, тем больше затрачивается времени на выполнение домашнего задания. Поэтому необходимо установить чёткий порядок: линейка. карандаш, ручка - слева; учебник, тетрадь, дневник - справа.

У младших школьников есть привычка выполнять работу вполсилы. Вроде бы не отвлекается, но мысли текут лениво, постоянно прерываясь, возвращаясь обратно.

Очень важен темп работы. Работают хорошо те, кто работает быстро. Поэтому ребёнка нужно ограничивать во времени (ставить часы).

Если на первых порах Вы сидите рядом с ребёнком, Вы должны приободрить его: «Не торопись, детка. Смотри, какая хорошая буква получилась. Ну-ка ещё одну постарайся, что бы ещё лучше вышло». Это, конечно, поможет ему в нелёгкой работе, даже сделает её веселее. Если Вы будете раздражаться, если каждая помарка будет выводить Вас из себя, ребёнок возненавидит эти совместные занятия. Поэтому наберитесь терпения и не нервничайте. Но если уж ребёнок плохо выполнил домашнее задание, то надо, чтобы он переделал его на листочке и вложил в тетрадь, не для оценки, а для того, чтобы учительница видела, что ребёнок старался, и с уважением отнеслась к его труду. Одна из главных задач «сидения» рядом с сыном или дочерью - следить за тем, чтобы они ни в коем случае не отвлекались во время работы. И этого можно добиться даже от самого несобранного ребёнка, если сидящие рядом мама или папа вежливо и спокойно будут возвращать его к работе.

Труднее всего даются детям навыки письма. Здесь Вас можно успокоить, что в наш век каллиграфическое письмо не самое главное и что если Ваш ребёнок владеет речью, то, в конце концов, пусть пишет не так уж красиво, и не надо его за это терзать. Важно приучить его писать чисто, соблюдая поля, обязательно без помарок.

Опять - таки из воспитательных соображений: человек должен делать всё красиво, решительно всё. Помогите же своему ребёнку в этом добрым словом и своим присутствием. И Вы не пожалеете о потраченном времени: оно принесёт свои плоды.

Возникает вопрос, а когда же оставлять ребёнка наедине с уроками? Делать это нужно как можно раньше. но не резко, а постепенно. Затянуть процесс этого «сидения» тоже вредно. Такие дети, которые делают уроки только с кем - нибудь из взрослых, никогда не смогут выполнить порученное им дело.

При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.

При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребёнок найдёт их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.

Учите детей видеть учебную задачу, т.е. ребёнок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребёнок научился сам видеть её и в новом материале, и в том, который ещё только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное всё - таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко всё большей и большей самостоятельности.

Контроль за выполнением домашних заданий СЛАЙД

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 49»

Родительское собрание:

«Как помочь ребёнку в учёбе?»

Работу выполнила

Аверина С.В.,

учитель математики

Форма проведения собрания: круглый стол

Цель собрания: интеграция усилий семьи и школы по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи собрания:

1. Определить уровень внимания родителей к своим детям;

2. Выявить причины снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

3. Наметить общие пути подхода к решению возникшей проблемы по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

Оборудование и материалы к собранию:

Анкетирование учащихся;

Памятки родителям;

Ноутбук;

Проектор.

Ход собрания:

1. Вступление.

В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. К сожалению, для многих ребят учение стало не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением.

Как сделать так, чтобы учение стало желанным? Как помочь ребёнку в учёбе?

2. Результаты анкетирования учащихся.

1.Я прихожу в школу, чтобы … (расставить ответы по степени важности)

Получить новые знания;

Пообщаться с одноклассниками;

Весело провести время;

Не огорчать родителей.

2.Домашнее задание я выполняю …

Совершенно самостоятельно;

Периодически обращаюсь за помощью к родителям;

Под контролем родителей.

3.Если я обращаюсь к родителям за помощью в выполнении домашнего задания, то … (напишите действия или слова родителей)

4.Для получения хороших оценок нужно …

Иметь интерес к предмету;

Иметь способность к предмету;

Хорошо работать на уроке;

Иметь хорошие отношения с учителем;

Уметь списывать;

Хорошо выполнять домашнее задание.

5.Причина получения плохих оценок - … (можно выбрать несколько вариантов ответов)

Лень выполнять домашнее задание;

Нехватка времени в подготовке домашнего задания;

Непонимание предмета;

Плохие отношения с учителем;

Не вникание на уроке в изучаемый материал.

6.Причина нехватки времени в подготовке домашнего задания - … (можно выбрать несколько вариантов ответов)

Занимаюсь в секции, кружке;

Не умею планировать время;

Большой объём домашних заданий;

Медленно делаю уроки;

Много времени уходит на более интересные занятия (прогулка, интернет, телевизор).

7.Если я получаю плохую отметку, то …

Родители меня не наказывают вообще;

Родители проводят со мной только строгую беседу;

Родители проводят со мной строгую беседу и временно лишают меня материальных благ.

3. Уровень внимания родителей к своим детям.

Школа, безусловно, несёт ответственность за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от взаимоотношений родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться.

Активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способны разобраться в различных общественных ситуациях.

Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе.

Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе.

Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе с обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем контролировать ребёнка? Взрослый уже, пусть сам думает» или «Сейчас другая программа, я ничего уже в этом не понимаю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если ему всё-таки требуется помощь?

На самом деле, сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнании материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не надо самоустраняться в процессе воспитания и обучения своего ребенка.

Если же ваш ребёнок не справляется со школьной программой по какому-то предмету или не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

4. Возможные причины неуспешной учёбы.

Непонимание конкретной темы. Чаще всего это связано с тем, что внимание ребёнка на уроке отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести.

Отношения между учителем и ребёнком: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют педагогу.

Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание.

Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка.

Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители жёстко наказывают ребёнка за неуспехи.

5. Работа в группах.

А часто ли родители задумываются над тем, почему обучение у детей не связано с радостью познания, не вызывает интереса и не служит развитию способностей? Помнят ли они в погоне за хорошими отметками, что занятия через силу, по жесткому требованию взрослого тормозят развитие творческих способностей ребенка? Родители спраши­вают у ребёнка оценки, хвалят или ругают за них, и совершенно не интересуются тем, что ребенок узнал нового, чему научился, что ему особенно интересно.

Когда ребёнок или подросток теряет интерес к учёбе, у него появляются двойки, он начинает прогуливать уроки, родители сплошь и рядом набрасываются на него с упрёками и оскорбле­ниями. Но чаще всего обилие двоек в дневнике, нежелание учиться - след­ствие каких-то проблем.

Почему это происходит? Почему дети не хотят учиться и как следствие – получают двойки? Давайте рассмотрим возможные причины снижения интереса детей к учебной деятельности.

6. Как заинтересовать ребёнка учёбой?

Найдите такую мотивацию, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен.

Никогда не называйте ребенка оскорбительными словами.

Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.

Систематически просматривайте без всяких нареканий тетради, дневник, спокойно просите объяснения по тому или иному факту, а затем спрашивайте, чем вы можете помочь.

Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

Не ругайте, а учите!

Радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

7. Заключение.

Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и отношения родителей и педагогов с ним. Если родители хотят, чтоб у детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Родители лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. И только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано снижение познавательного интереса или вообще нежелание учиться.

Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и заправить всё это огромным желанием понять своего ребенка – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая направит вашего ребёнка на покорение новых вершин и будет постоянно поддерживать в нём огонек любви к познанию.

8. Памятка для родителей «Психотерапия снижения успеваемости»

Правило первое: не бей лежачего . «Двойка» на уроке - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минуту. Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Иначе ваш ребенок просто перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого.

Правило четвертое: хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение . Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ребёнку отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу, а выполнение какой-то работы можно подвергать критике.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу . Нет такого ребёнка, которого не за что было бы похвалить. А родительские слова: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»

Правило седьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели . Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в работе девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Родительское собрание

«Сила мягкого спокойного слова так велика

что с нею не может сравниться никакое наказание»

Лесгафт

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности обучающихся, оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.

Задачи:

1. Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

2. Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми.

3. Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.

4. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся.

Форма проведения: круглый стол, работа в микрогруппах.

Оборудование: слайдовая презентация на тему, буклеты родителям с советами по поддержке детей в учебной деятельности.

Ребёнок, что тесто, как замесил, так и выросло.

Введение в тему собрания.

Жила – была Красная Шапочка, такая хорошенькая да умненькая, что лучше её и на свете не было. Мать любила её без памяти, а бабушка ещё больше. Раз пошла Красная Шапочка к бабушке. Идёт она лесом, цветочки собирает, кузнечиков слушает, и вдруг вспомнила, а уроки – то она не сделала, а солнце к вечеру клонится…

Задание для родителей: продолжить сказку, составить 1-2 предложения по цепочке.

Выступление учителя. Обучение в школе – одно из важнейших, наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей. Изменяется вся жизнь ребёнка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Все родители мечтают, чтобы дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителя есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Еще К.Д.Ушинский говорил, что именно на начальном этапе обучения родители должны максимально опекать свое дитя. Их задача вместе с учителем – научить детей правильно учиться. Учеба наших детей - это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чём вы (в разной степени конечно) обязательно участвуете.

Родители – главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности своего ребёнка.

Родительская поддержка помогает ребенку поверить в себя и в свои способности, поддерживает его при неудачах.

Наибольшего успеха в учёбе достигают те дети, родители которых осознают, что для получения хорошего образования они должны нести ответственность за учёбу вместе со своим ребёнком и со школой.

Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности мы должны знать как это делать.

Перед родительским собранием была проведена предварительная работа: анкетирование родителей и учащихся, обработка анкет

Анкета для родителей

2. Что вы делали в школе?

4. Тебя сегодня спрашивали?

5. Тебе делали замечание?

Анализ анкет для родителей.

Если мы посмотрим на диаграмму, то большинство родителей отметили вопросы

Тебя сегодня спрашивали? %

Тебе делали замечание? %

Предпочтительные ответы – ; нежелательные – .

Анкета для учащихся.

1. Есть ли у тебя дома специальное рабочее место, где ты постоянно выполняешь домашнее задание?

3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно?

Анализ анкет для учащихся.

1. Есть ли у тебя дома специальное рабочее место, где ты постоянно выполняешь домашнее задание? Да-

2. Как долго ты выполняешь домашнее задание(1 час, 2часа, 3 часа)?

1 час – %

2 часа - %

3 часа – %

3. С какими предметами ты легко справляешься самостоятельно? Чтение – %

4. Какие предметы ты готовишь с трудом?

Математика %

Русский язык %

5. Кто помогает тебе готовить уроки?

Мама – %

Папа – %

Сестра – %

6. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

Какие отметки ты сегодня получил? %

Если мы сравним анализ двух анкет, то ответы родителей и детей совпали на вопросе «Какие отметки ты сегодня получил?». Контроль над домашним заданием не должен ограничиваться только одним вопросом, родители должны поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ребенку включиться в учебный процесс. Помочь детям почувствовать радость учебного труда, способствовать развитию у них любознательности, познавательной активности, наблюдательности, памяти, внимания. Усилия семьи школы в решении этой проблемы – едины.

Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

    организация режима дня;

    контроль за выполнением домашних заданий;

    приучение детей к самостоятельности.

1. Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку: легче справиться с учебной нагрузкой; защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье. У 20% школьников плохое здоровье – причина неуспеваемости.

Точный распорядок занятий – это основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей (покупка хлеба, мытье посуды, вынос мусора и т.д.).Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли свои обязанности постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду и т.д.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и то же время.

Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.

Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок. При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети будут учиться выражать свои мысли.

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время. Особое внимание следует уделять пребыванию на свежем воздухе. Необходимо правильно организовать сон. Ложиться спать нужно в 21 час. Хороший спокойный сон – это основа здоровья.

Позаботьтесь, чтобы ребенок после ужина не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы, не играл в шумные игры. Все это отразиться на сне, на самочувствии ребенка. Хорошо прогуляться перед сном 30 – 40 минут.

2. Контроль за выполнением домашних заданий.

Решение проблемных ситуаций.
Предлагаю вам разделиться на три или две рабочие группы (это можно сделать заранее, предложив родителям выбрать листочки трех или двух разных цветов, в зависимости от количества родителей) и проработать ситуации, разрешение которых вызывает у родителей затруднения.

1-я г р у п п а. Ребенок пришел домой с «двойкой». Ваша модель поведения в этом случае? Разработайте правила, которые помогут в ликвидации неуспеваемости ребенка.
2-я г р у п п а. Ребенок не хочет выполнять домашние задания. Что необходимо предпринять в этом случае, чтобы помочь ребенку с выполнением домашних заданий?
3-я г р у п п а . Ребенок не любит читать и плохо читает, от этого возникает множество проблем в школе. Как приучить ребенка к чтению? Попробуйте составить программу или разработать приемы приучения детей к чтению.
После обсуждения каждая из групп предлагает свое решение ситуаций, которое оформляется в виде памятки на доске или листах ватмана.
Решение, которое предлагает 1-я группа.

После выступления каждой группы учитель подводит итог, обобщает и дополняет ответ родителей.
1. Не стоит наказывать ребенка за «двойку», ведь оценку своих знаний он уже получил, а дважды за одно и то же не наказывают. Ребенок ждет от своих родителей помощи, а не упреков.
2. Покажите, что вы расстроены его отметкой, чтобы ребенок понял, что заставил вас переживать.
3. Расспросите ребенка о причине получения неудовлетворительной отметки. Выслушайте все его доводы. Не выражайте недоверия к его версии получения плохой отметки, но в то же время попробуйте убедить его, что в этом все же в большей степени виноват он сам, а не учитель, не сосед по парте и т. д.
4. Разберите вместе тот вопрос (упражнение, задание, задачу, параграф), за который получена «двойка». Попробуйте объяснить ребенку это задание; если не сможете сделать это самостоятельно, найдите возможность подойти к учителю, чтобы он помог вам. Учитель обязательно должен видеть вашу заинтересованность в исправлении ребенком неудовлетворительных отметок.
5. Обязательно контролируйте выполнение домашних заданий, особенно по этому предмету. Делайте это в системе.
6. Не забудьте подходить к учителю или классному руководителю, чтобы узнавать о дальнейших успехах ребенка.
7. Никогда не пытайтесь взять с ребенка обещания, что он больше никогда не будет получать «2». Он никогда сразу не сможет исправить десять ошибок в диктанте или выучить всю таблицу умножения за день. Отсюда следующее правило.
8. Ставьте перед ребенком предельно конкретные задачи, решаемые и реальные. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья.
Вывод: только вместе с родителями ребенок сможет исправить свои неудовлетворительные отметки. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, сотрудничество с учителем.
/ Можно дать критерии выставления оценок/

Решение, которое предлагает 2-я группа.
Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий:
1. Твердо установите время начала занятий. Благодаря этому у ребенка вырабатывается привычка к назначенному часу садиться за уроки, появляется психологическая готовность и предрасположение к умственной работе.
2. Разумно определите соотношение времени, отводимого на уроки, прогулку, домашние обязанности, чтобы одно не шло в ущерб другому.
3. Определите постоянное место для занятий, где все необходимые предметы находятся под рукой. Рабочее место должно быть только местом для занятий (ни игр, ни картинок, ни игрушек, ни других посторонних предметов, ни даже карандашей и фломастеров, если они не нужны для текущей работы).
4. Главное правило – начинать работу сразу, не откладывая и не оттягивая. Чем больше оттягиваешь неприятный момент, тем больше усилий потребуется, чтобы заставить себя приступить к выполнению домашнего задания.
5. Необходимо наличие перерывов в работе.
6. Не освобождайте ребенка от домашних обязанностей. Кроме учебы, у него должны быть и другие дела, чтобы привыкал ценить время, планировать работу, приступать к ней без проволочек.
Вывод: только вместе с родителями ребенок сможет научиться выполнять домашние задания, приучится к самодисциплине. Для этого необходимо терпение, контроль, похвала, разумная требовательность, заинтересованность.

Домашнее задание выполняет различные функции.

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребёнка, его навыков, в том случае, если он долго болел, или много пропустил, или не усвоил какую-то сложную тему.

Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

Третья функция домашнего задания – это развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

В каком порядке следует учить уроки?

Если Вы знаете, что ваш ребёнок включается в работу сразу, работает с подъемом именно в самом начале, а не в конце, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно переходить к легким, требующим меньшего умственного напряжения. Если же ученик втягивается в работу медленно, если усталость появляется не скоро, то ему следовало бы начать с более легких и постепенно переходить к трудным. Самую трудную, неинтересную работу следует отнести на середину, либо на вторую половину занятий.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими-либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер./

ЧТО СЛЕДУЕТ, И ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

    Проверьте правильно ли организовано рабочее место.

    Всё должно быть на своих местах.

    Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.

    Сформируйте привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.

    Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание, стихии пожелания школьнику, таблицы учебные.

    Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

    На рабочем месте порядок, если ему трудно навести порядок, то помогите ему.

    Вслух читайте задание, упражнения. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность.

    Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать.

    Если ребёнок отвлекается, то спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.

    Письменные задания чтобы выполнял чисто, без помарок.

    Не заставляйте многократно переписывать д/з. Это подрывает интерес к школе.

    Старайтесь, как можно раньше приучать делать уроки самостоятельно и обращаться к вам в случае необходимости

Решение, которое предлагает 3-я группа.
Как привить интерес к чтению?
1. Пусть дети видят, что вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п.
2. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя чтением, вместо того чтобы смотреть телевизор.
3. Покупайте книги, дарите их ребенку и другим членам семьи
4. Пусть дети сами выбирают себе книги (в библиотеке, в магазине).
5. Создавайте вместе с ребенком детскую библиотечку. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или о космических путешествиях).
6. Чаще спрашивайте у детей мнение о книгах, которые они читают.
7. Поощряйте чтение вашим ребенком любых материалов периодической печати, даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов.
8. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их детям.
9. Выделите в доме специальное место для чтения, создайте уют.
10. Давайте детям читать короткие рассказы, а не большие произведения. Они смогут дочитать их до конца, и у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
11. Предложите до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
12. Поощряйте чтение вслух, когда это только возможно, чтобы развить у ребенка навык чтения и уверенность в себе.

В ы в о д: только вместе с родителями сможет ребенок приучиться читать. Для этого необходимо терпение, похвала, родительская заинтересованность.

Правило первое:

Правило второе:

Правило третье:

Правило четвертое

Правило пятое:

Правило шестое:

Правило седьмое:

Правило восьмое:

Присоединяйтесь!

РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ – С КЕМ-ТО ДЕЛАТЬ УРОКИ, КОМУ-ТО ПОМОГАТЬ ВЗРОСЛЕТЬ!

Решение родительского собрания

    Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.

    Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.

    Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.

    Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.

    Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.

Тестирование родителей.

Тест «Жизнь ребёнка и его успехи в школе»

На каждое утверждение надо дать ответ « да » или « нет ».

    Я развиваю в своём ребёнке положительное восприятие его возможностей и способностей.

    Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.

    Я приучаю ребёнка решать свои проблемы, принимать решения самостоятельно.

    Я показываю ребёнку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов.

    Я не отказываю ребёнку в просьбе почитать.

    Я постоянно беру ребёнка в поездки, путешествия, на экскурсии по интересным местам.

    Я часто выполняю вместе с ребёнком одно и тоже дело.

    Я приветствую и общение моего ребёнка с друзьями.

    Я забочусь о физическом здоровье ребёнка.

    Я слежу, чтобы ребёнок соблюдал режим дня.

Оценка теста.

Посчитайте количество ответов «да».

Каждый положительный ответ оценивается в один балл.

Разделите полученную сумму на 10, получите среднеарифметическое число.

1 – уровень /1 – 0,7балла/

Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ваш ребёнок имеет всесторонние интересы, подготовлен к общению со взрослыми и со сверстниками. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учёбе.

2 – уровень /0,6 – 0,4 балла/

У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребёнка.

Задумайтесь, являетесь ли вы чрезвычайно активными, не блокируете ли вы «поле свободы» ребёнка, достаточно ли времени ваш ребёнок общается со сверстниками?

Мы уверены, что ваши размышления помогут определить оптимальную стратегию воспитания.

3 – уровень /0,3 – 0 баллов/

В вашем опыте прослеживается главная ошибка – чрезмерная опека ребёнка, подмена усилий ребёнка собственной активностью. Вы недостаточно даёте ребёнку общаться со сверстниками, мешаете его возможностям приобретения социального опыта.

Надеемся, что ваша самокритичность принесёт успех в воспитательной стратегии.

Анкета для родителей

(Отметьте, только, те вопросы, которые вы задаете своему ребенку, встречая его из школы)

1. Какие отметки ты сегодня получил?

2. Что вы делали в школе?

3. Какие занятия были самые интересные?

4. Тебя сегодня спрашивали?

5. Тебе делали замечание?

6. Что ты узнал сегодня нового?

7. С кем ты из ребят сегодня играл?

ПАМЯТКА

Советы родителям “психотерапия неуспеваемости”

(по материалам О.В. Полянской, Т.И.Беляшкиной)

Правило первое: не бей лежачего. “Двойка” - достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих родителей он ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

Правило второе: не более одного недостатка в минутку. Чтобы избавить ребенка от недостатка, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок просто “отключится”, перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно переносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорить только о нем. Остальное же будет преодолено позже либо просто окажется несущественным.

Правило третье: за двумя зайцами погонишься... Посоветуйтесь с ребенком и начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие.

Правило четвертое : хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания учиться.

Правило пятое: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его собственными вчерашними неудачами. Не надо сравнивать ребенка с успехами соседского. Ведь даже самый малый успех ребенка – это реальная победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

Правило шестое: не скупитесь на похвалу. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок, соломинку, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Ведь родительские: “Не сделал, не старался, не учил” порождает Эхо: “не хочу, не могу, не буду!”

Правило седьмое: техника оценочной безопасности. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: “Еще не знаю, но могу и хочу знать”.

Правило восьмое: ставьте перед ребенком предельно конкретные цели. Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполненными целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет достигнуто.

Мы сегодня убедились, что причин “неуспешной” учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины и избавиться от них можно только при скоординированной деятельности педагогов и вас родителей. Никогда не надо забывать, что каждый ребенок уникален.

Присоединяйтесь!


Top