Что такое физическое воспитание? Основы, принципы и методы. Медицинский справочник для каждой семьи Дайте определение понятия физическое воспитание

Физическое воспитание

Физическая культура - сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»);

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Общие сведения

Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта , но не нашел широкого употребления на Западе и со временем практически исчез из обихода. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века , после революции 1917 года термин «физическая культура» получил свое признание во всех высоких советских инстанциях и прочно вошел в научный и практический лексикон. В 1918 году в Москве был открыт институт физической культуры, в 1919 году Всеобуч провел съезд по физической культуре, с 1922 года выходил журнал «Физическая культура», а с 1925 года и по настоящее время - журнал «Теория и практика физической культуры». Постепенно термин «физическая культура» получил распространение и в странах бывшего социалистического лагеря и в некоторых странах «третьего мира». Уже само наименование «физическая культура» указывает на ее принадлежность к культуре . Физическая культура - это вид общей культуры, сторона деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей и ее социально-значимые результаты, связанные с выполнением им обязанностей в обществе.

Физическая культура является частью общей культуры человечества и вобрала в себя не только многовековой ценный опыт подготовки человека к жизни, освоения, развития и управления во благо человека заложенными в него природой (с религиозной точки зрения - Богом) физическими и психическими способностями, но, что не менее важно, и опыт утверждения и закалки проявляющихся в процессе физкультурной деятельности моральных, нравственных начал человека. Таким образом, в физической культуре, вопреки ее дословному смыслу, находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и в значительной мере психических и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека ..

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце , воздух и вода - наши лучшие друзья!), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Каждый из компонентов физической культуры имеет известную самостоятельность, свою собственную целевую установку, материально-техническое обеспечение, различный уровень развития и объем личностных ценностей. Поэтому спорт в деятельностной сфере физической культуры выделяют особо, используя словосочетания «физическая культура и спорт », «физкультура и спорт». В этом случае под «физической культурой», «физкультурой» в узком смысле как раз и можно подразумевать массовую физическую культуру и лечебную физическую культуру .

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. - recreatio, буквально - восстановление) - 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация - это двигательно активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Адаптивная физическая культура

Специфичность этой деятельностной сферы выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления - методологический фундамент адаптивной физической культуры. В Санкт-Петербургском Университете физической культуры им. П. Ф. Лесгафта открыт факультет адаптивной физической культуры, задачей которого является подготовка высококвалифицированных специалистом для работы в сфере физической культуры инвалидов .

Физическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание » подразумевается органическая составная часть общего воспитания - учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Основоположником научной системы физического воспитания (первоначально - образования), гармонично способствующей умственному развитию и нравственному воспитанию молодого человека, является в России русский педагог, анатом и врач Петр Францевич Лесгафт (1837-1909). Созданные им в 1896 году «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования» были первым в России высшим учебным заведением по подготовке специалистов физического воспитания, прообразом современной Санкт-Петербург-ской академии физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Выпускники академии получают высшее физкультурное образование и становятся специалистами в различных сферах физической культуры, в том числе и в области физического воспитания, то есть освоения людьми ценностей физической культуры. Применительно к работе в высших учебных заведениях такого специалиста называют преподавателем физической культуры, или преподавателем кафедры физического воспитания. Следует различать термины «физкультурное образование» как профессиональную подготовку в специальных учебных заведениях и «физическое образование» в его первоначальном (по П. Ф. Лесгафту) смысле физического воспитания. В английском языке термин «physical education» может употребляться и в том, и в другом смысле. Следует также иметь ввиду, что за рубежом не в ходу английский термин «en:physical culture» в смысле нашего широкого понятия «физическая культура». Там в зависимости от конкретного направления физкультурной деятельности используются слова «en:sport», «en:physical education», «en:physical training», «en:fitness» и др. Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

В высших учебных заведениях процесс физического воспитания студентов осуществляется на кафедре физического воспитания через учебную дисциплину «Физическая культура».

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма ;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Считается, что для выполнения этих задач общее время учебно-тренировочных занятий по дисциплине «Физическая культура» и дополнительных самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом для каждого студента должно составлять не менее 5 часов в неделю.

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Физическое воспитание" в других словарях:

    Часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе. Основные средства физического воспитания занятия физическими упражнениями,… … Большой Энциклопедический словарь

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продление жизни человека … Юридическая энциклопедия

    Органическая часть общего воспитания (См. Воспитание); социально педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на… … Большая советская энциклопедия

    Физическое воспитание - – система мероприятий и условий, обеспечивающих физическое развитие человека, поддержание его здоровья и работоспособности. Физическое воспитание включает в себя: совершенствование организма человека – внутренних органов, двигательной и костно… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Физическое воспитание - 25) физическое воспитание процесс, направленный на воспитание личности, развитие физических возможностей человека, приобретение им умений и знаний в области физической культуры и спорта в целях формирования всесторонне развитого и физически… … Официальная терминология

    Часть общего воспитания; направлено на укрепление здоровья, гармоническое развитие организма человека; один из показателей состояния физической культуры в обществе. Основные средства физического воспитания занятия физическими упражнениями,… … Энциклопедический словарь

    ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - одна из сторон воспитания; организованный педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, обучение различным движениям и совершенствование физических качеств, разностороннее развития физических способностей, формирование и… … Психомоторика: cловарь-справочник

    физическое воспитание - fizinis lavinimas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Judėjimo įgūdžių, fizinių ypatybių ir kompleksinių gebėjimų tobulinimas fiziniais pratimais. atitikmenys: angl. physical education vok. körperliche Bildung, f; Leibeserziehung … Sporto terminų žodynas

На современном этапе развития теории и методики физического воспитания актуальным стал вопрос о разработке комплексного подхода к определению главных понятий данного направления. Это обусловлено, в первую очередь, потребностью установления взаимосвязи понятий, связанных с физическим воспитанием, с ведущими общепедагогическими терминами и категориями.

Определение

Физическое воспитание - это такой вид воспитания, специфика содержания которого отражает обучение двигательным упражнениям, формирование физических качеств, овладение специальными физкультурными познаниями и формирование осознанной необходимости приобщения к физкультурным занятиям.

Система физического воспитания - это исторически обусловленный вид общественной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, научно-методические, программно-нормативные и организационные базы, обеспечивающие физическое совершенство людей.

В сферу физического воспитания включены многие понятия, отражающие сущность и специфику этого процесса. Среди них физическое развитие, физическое формирование, физическая культура, физкультурная работа, физическая подготовка, физическое совершенство.

Физическое (телесное) развитие - комплекс перемен в организме человека, характеризующихся потребностью, закономерностью и предопределенной тенденцией (прогрессивной или же регрессивной).

Физическое развитие понимается как процесс и итог формирования способностей и функций организма человека, достигнутый под воздействием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.

Физическое формирование - это действие окружающей среды на человека с целью перемены уровня его телесной организации. Оно может быть как стихийным, так и целенаправленным.

Физкультурная работа – это форма активной деятельности человека к окружающим и к себе самому с целью достижения физического совершенства.

Физическая культура - вид материальной культуры, характеризующий уровень становления как общества в целом, так и человека отдельно с стороны интенсивного, целенаправленного формирования собственного физического совершенства.

Доктрина физической культуры представляет из себя высочайшую форму научного познания, дающую целостное представление о закономерностях и взаимосвязях интенсивного, целенаправленного формирования физического совершенства.

Физическая подготовка в широком смысле трактуется как процесс воспитания физических достоинств и овладения базовыми движениями.

Физическая подготовка в узком смысле трактуется лишь как процесс воспитания физических качеств.

Физическое совершенство - это исторически обусловленный эталон физического развития и физической подготовленности человека.

В качестве основных средств физического воспитания выделяют: физические упражнения и процедуры, гимнастику, игры, спорт, режим дня.

Определение

Физические упражнения и процедуры - это осознанные двигательные действия, направленные на решение конкретных задач физического воспитания.

Они проводятся по определенной методике и оказывают большое влияние на работу центральной нервной системы, сокращают утомляемость коры головного мозга и увеличивают общую функциональность. После упражнений организм учащихся проще справляется с насыщенной учебной работой. Кроме того, под воздействием физических упражнений улучшается опорно-двигательный аппарат: кости становятся прочнее и подвижнее в суставах, возрастает размер мускул, их мощь и эластичность. Физические процедуры также имеют особое значение, так как применяются с целью развития и поддержания мышечной системы, органов кровообращения и дыхания.

Гимнастика – это разнообразный комплекс упражнений, оказывающий многоплановое благоприятное действие на организм в целом и в частности. Гимнастические процедуры различаются по времени и объему физической нагрузки в ходе занятий. В практике физического воспитания сформировались следующие виды гимнастики: базовая, спортивная, акробатика, художественная, гигиеническая, лечебная.

В физическом воспитании учащихся основная роль принадлежит базовой гимнастике, процедуры которой составляют немалую часть школьной программы по физической культуре. Содержание упражнений обеспечивает общее физическое становление учащихся и формирование жизненных умений для труда и быта (движения в соответствующем направлении, управление движениями рук, ног, тела, головы, рабочими позами). Всевозможные упражнения рассчитаны на силу, выносливость, быстроту.

Важное место в жизни учащихся занимает гигиеническая гимнастика: утренняя зарядка, двигательная активность на переменах, физкультминутки на уроках по различным предметам. Это позволяет поддерживать организм в бодром состоянии на протяжении дня, а также снизить утомление.

Игры также относятся к средствам физического воспитания и играют особую роль в физическом развитии. Регулярное проведение игр требует активности самих учащихся и способствует формированию у них главных двигательных умений и таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, выносливость. Эмоциональность игр предполагает возможность для проявления личностных характеристик и инициативы. Кроме того, игры поднимают настроение учащихся.

Командные игры способствуют укреплению обоюдной поддержки, обучают коллективизму. Объединенные одной целью, учащиеся проявляют взаимную поддержку и помощь, что ведет к укреплению дружественных отношений и сплочению коллектива.

Игры подразделяются на подвижные и спортивные. Они входят в школьные программы по физическому воспитанию. Подвижные игры в начальных классах школы ведутся на уроках физической культуры, на переменах, в различных секциях и в большей степени на свежем воздухе. В средних и старших классах увеличивается роль спортивных командных игр.

Некоторые виды физических упражнений рассматриваются как отдельные виды спорта (легкая атлетика, лыжный спорт, спортивная и художественная гимнастика, плавание и другие). Спорт как средство физического воспитания дает возможность комплексно реализовывать задачи по поддержанию самочувствия, развития физических сил и двигательных способностей, морально-волевых качеств с достижением больших результатов в отдельных видах спорта. Спецификой спорта считаются спортивные состязания. Являясь средством контроля за состоянием физкультурно-спортивной работы, они стимулируют физическое совершенство и способствуют вовлечению в занятия спортом.

В практике физического воспитания учащихся школ используются также прогулки, экскурсии, туристские походы. Они не только улучшают общее самочувствие, воспитывают физическую закалку, но и позволяют расширить кругозор. Походы вооружают учащихся нужными умениями походной жизни, обучают переносить действие природных факторов и правильно применять их в целях оздоровления организма.

Природные факторы тоже могут стать частными средствами физического воспитания. Солнечные ванны, плавание, душ либо обтирание применяются как оздоровительные процедуры.

Режим дня описывает жесткий распорядок жизни и деятельности учащихся, целесообразное чередование времени труда и отдыха, питания и сна. Постоянное соблюдение режима сформировывает у детей жизненно важные качества - аккуратность, организованность, дисциплинированность, чувство времени и самоконтроля. Режим синтезирует всевозможные средства и формы физического воспитания, дает возможность использовать их комплексно в практике работы с учащимися.

Значение физического воспитания

Физкультура и спорт в жизни имеют настолько важное значение, что переоценить его невозможно. Каждый может без помощи других способен изучить и оценить значение физкультуры и спорта в собственной личной жизни. Но при всем этом не следует забывать, что физкультура и спорт имеют общенациональное значение, это действительно сила и здоровье самочувствие нации.

Комплекс средств физического воспитания существует для гармоничного развития человека. Занятия физической культурой снимают психическое утомление и утомление всего организма, увеличивают его функциональность, содействуют укреплению здоровья.

Важно, чтобы физическая культура была частью совместного здорового образа жизни. Четкий правильный распорядок дня, интенсивный двигательный режим совместно с систематическими закаливающими процедурами, обеспечивают самую большую мобилизацию защитных сил организма, а, значит, дают огромные возможности для поддержания хорошего самочувствия и увеличения срока жизни.

Таким образом, здоровый образ жизни ориентирован не только на охрану и укрепление здоровья, но и на гармоничное развитие личности, включая физические и духовные интересы, возможности человека, правильное использование его резервов.

Особую значимость при формировании гармонично развитой личности приобретает физическое воспитание. Оно позволяет укреплять телесное здоровье, а также духовные качества подрастающего человека. Именно поэтому физическое воспитание представляет собой один из разделов педагогики.

В его основе находятся методы, имеющие неразрывную связь с необходимыми средствами, а также принципами, регулирующими этот процесс.

Немного истории

Что такое физическое воспитание? Это не что иное, как педагогический процесс, который направлен на усовершенствование функций и формы человеческого организма, в процессе которого устанавливаются двигательные умения и навыки, а также связанные с ними знания. Все это приводит к развитию физических качеств.

Истоки подобного направления в воспитания уходят своими корнями к самому раннему этапу развития человеческого общества. Его элементы существовали еще при первобытном строе. В те времена люди возводили себе жилье и добывали пищу, охотившись на диких животных. Подобная деятельность, которая была необходима для существования, способствовала совершенствованию физических способностей человека. Он становился более сильным, выносливым и быстрым.

Постепенно люди стали обращать внимание на то, что те представители племени, которые были более активными и подвижными, отличались особенно высокой работоспособностью. Это способствовало осознанию того, что человеку требуется выполнение упражнений, то есть повторяемость действий. Именно это и послужило основой физического воспитания.

Человек, осознавший эффект упражняемости, начал имитировать движения, которые были необходимы ему в трудовой деятельности. Причем делать это он начал в свободное от выполнения своих рабочих обязанностей время. Так, охотники бросали дротики, упражняясь на изображении животного.

После того как различные двигательные действия стали применяться вне трудовых процессов, изменился их смысл. Постепенно они стали не чем иным, как физическими упражнениями. Это позволило значительно расширить сферу их влияния на человека. И в первую очередь подобные действия стали относиться к его физическому совершенствованию.

Впоследствии эволюционное развитие показало, что своего лучшего эффекта физическая подготовка достигает в том случае, когда человек начинает заниматься ею, начиная еще с детского возраста. То есть в случае осуществления обучающего процесса, готовящего ребенка к жизни и к труду. Все это и послужило истоком возникновения физического воспитания в том смысле, в котором мы его понимаем в настоящее время.

Организованные формы данного процесса существовали еще в Древней Греции. Они применялись в виде обучения молодежи спортивным и военным упражнениям. Однако до времен новейшей истории подобные занятия продолжали оставаться достоянием представителей лишь привилегированных классов или же не выходили за рамки подготовки будущих воинов.

Определение понятия

Что такое физическое воспитание? Это не что иное, как обучение движениям. Кроме этого под ним подразумевают формирование физических качеств, которые сочетаются с развитием осознанной потребности в спортивных знаниях. В этом виде воспитания выделяют две стороны. Одна из них является физическим образованием. Вторая же неразрывно связана с совершенствованием спортивных навыков.

Исходя из этого, можно получить более конкретный ответ на вопрос «Что такое физическое воспитание?». Это процесс, необходимый для решения некоторых воспитательных и образовательных задач. Причем данному направлению присущи все те признаки, которыми обладает педагогический процесс. Отличительная способность подобного воспитания заключена в системном формировании двигательных навыков и умений, что в совокупности оказывает непосредственное влияние на физическую дееспособность человека.

Методические принципы

Физическое воспитание и развитие становится возможным лишь при систематическом воздействии на организм человека. Выполняемые при этом упражнения могут быть максимально успешными лишь тогда, когда вся система способов и средств (методика) будет находиться в полном соответствии с основными правилами и закономерностями данного направления педагогического процесса.

Существующие закономерности и правила называют принципами физического воспитания. Их знание, а также соблюдение позволяет человеку овладевать конкретным двигательным навыком. При этом у него развивается определенное физическое качество. Это может быть гибкость, выносливость, сила и т.д. И напротив. Пробел в знаниях принципов и методики физического воспитания или же их неумелое применение значительно тормозят успехи в обучении движения. При этом значительно затрудняется формирование столь необходимых двигательных качеств.

Основные принципы методов физического воспитания, которыми педагоги должны руководствоваться при построении занятий, это:

Сознательность;

Активность;

Наглядность;

Доступность;

Индивидуализация;

Систематичность;

Динамичность.

Рассмотрим вышеперечисленные принципы подробнее.

Сознательность и активность

Применение подобных принципов в процессе физического воспитания позволяет сформировать осмысленность отношений и устойчивый интерес детей к занятиям. Это становится возможным только в том случае, когда имеет место творческое сотрудничество между педагогом и воспитанниками. Профессионализм учителя заключается в его способности довести до детей конкретный смысл и значение выполняемых ими упражнений. При этом должно быть объяснено не только что и как следует выполнять, но и почему педагог предложил именно это движение, а не другое, и как оно повлияет на те или иные функции организма.

Также система физического воспитания предусматривает проведение совместного анализа удачного или же неудачного выполнения определенных упражнений. При этом должен быть осуществлен поиск ошибок, допущенных в технике движений, и причины их возникновения. Далее необходимо рассмотреть пути устранения таких ошибок, что будет способствовать сознательному и активному отношению детей к процессу обучения, приучит их к самоанализу, самооценке, а также самоконтролю проводимой двигательной деятельности. Это, в свою очередь, позволит развить у воспитанников стремление и интерес к самосовершенствованию. Подобный путь непрост. Прохождение его сопряжено с большим и напряженным трудом.

В системе физического воспитания неизбежно применение и утомительных упражнений, и «скучных» заданий. Их выполнение становится возможным, если дети будут осознавать важность подобных действий и их необходимость для становления гармонически развитой личности.

Наглядность

Данный принцип в физическом воспитании детей может быть обеспечен при комплексном использовании самых различных форм. Так, наглядность имеет место при:

Двигательных действиях преподавателя или подготовленного воспитанника;

Просмотре учебных видеофильмов;

Демонстрации наглядных пособий, а также схем, рисунков;

Наличии слуховых и зрительных ориентиров и т.д.

Применение самых разнообразных средств и форм наглядности способствуют максимально эффективному решению задачи физического воспитания, которая состоит в формировании точной модели двигательной деятельности.

Доступность и индивидуализация

Соблюдение данных принципов предусматривает строгий учет возрастных особенностей, пола воспитанника, уровня его подготовленности, а также имеющихся отличий в психических и двигательных способностях. При этом доступность выполняемых упражнений вовсе не означает полного отсутствия трудностей при их выполнении. Она предполагает последовательное и постоянное их преодоление, что возможно при мобилизации не только физических, но и духовных сил детей. Меру доступности должен определить преподаватель. При этом он обязан исходить из степени функциональной, физической и технической подготовленности воспитанника. Ведь то, что является невозможным на начальном этапе обучения, становится выполнимым в дальнейшем. Предъявляемые педагогом требования при этом подлежат постоянному пересмотру.

Систематичность

Под этим принципом понимается не что иное, как регулярность проводимых занятий, а также рациональное распределение нагрузки и отдыха. Если при физическом воспитании детей после учебного или тренировочного занятия следует чересчур большой перерыв, то такое распределение времени может привести к снижению у обучающихся уровня работоспособности.

Систематичность, то есть непрерывность процесса постижения двигательной активности, заключается в наслаивании положительного эффекта от каждого предыдущего занятия на последующее, что позволяет углубить его положительное влияние. В итоге результаты целого ряда тренировок определенным образом суммируются. Возникает своеобразный кумулятивный эффект всей системы обучения.

Динамичность

Данный принцип предусматривает постоянное повышение существующих требований к двигательным действиям детей. Это должно достигаться при обновлении, а также путем усложнения используемых упражнений, условий занятости, методов обучения и величины существующей нагрузки. Только это приведет к развитию волевых и физических качеств человека, к освоению новых форм двигательных навыков и умений, что, в свою очередь, скажется на совершенствовании работы всех систем организма.

Согласно теории физического воспитания, все рассмотренные выше принципы должны составлять единство методических положений и взаимно дополнять друг друга. Отступление педагогом даже от одного из них даст сбои в налаживании процесса обучения и сделает безрезультативными все приложенные при этом усилия детей.

Средства

Что такое физическое воспитание? Это определенный процесс обучения. В его ходе получают свое применение физические упражнения и оздоровительные природные силы, а также гигиенические факторы. Все они - это не что иное, как средства физического воспитания. Основным из них служат упражнения. К вспомогательным средствам относятся природные силы и гигиенические процедуры.

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, которые призваны решать задачи данного направления в воспитании. При этом число разработанных и применяемых в спортивной деятельности движений достаточно велико. Это упражнения циклического и ациклического, статического и динамического, аэробного и анаэробного направления и множество других. Все они отличаются друг от друга по своей форме, направленности и содержанию.

Постижение основ физического воспитания невозможны также и без разъяснения воспитанникам необходимости соблюдения ими гигиенических правил. Это позволяет усилить эффект от проводимых занятий. Такие средства физического воспитания, как гигиенические требования, предъявляются к режиму применяемых нагрузок и отдыха, а также к питанию. Их выполнение необходимо и при применении к внешним условиям тренировок, то есть к чистоте и освещенности помещения и его вентиляции.

Методы физического развития

Способы подобного направления воспитания могут быть самыми разными. Из методов физического развития можно выделить:

Общепедагогические, которые применяют во всех случаях образовательного процесса;

Специфические, используемые лишь при проведении спортивной деятельности.

Общепедагогические методы часто применяются при дошкольном физическом воспитании. Из них особенно выделяется словесное воздействие. Педагог в этом случае дает задание и руководит его выполнением, а также контролирует поведение занимающихся. Словесным методом считается выставление устной оценки, объяснения, распоряжения, указания, команды, замечания и т.д. Применение того или иного фактора воздействия напрямую зависит от возраста занимающегося и того этапа, на котором находится процесс обучению двигательным действиям. Педагог также должен учитывать уровень интеллектуальной и физической подготовленности детей, особенно если речь идет о физическом воспитании дошкольников.

Среди специфических методов находятся те, которые рекомендуют строго регламентировать выполняемые упражнения. Среди них игровой и соревновательный. Сущность подобных методов заключается в том, что они предусматривают выполнение всех физических упражнений только в строго заданном виде с точно обусловленной нагрузкой. Проведение подобных занятий имеет большие педагогические возможности. Ведь в таком случае:

Нагрузка строго регламентируется по своей интенсивности и объему, что позволяет варьировать ее динамику и применять в зависимости от психофизического состояния воспитанников;

Имеется возможность точного дозирования интервалов отдыха, который устраивается в перерыве тренировочного процесса и позволяет избежать перенапряжения функциональных систем организма;

Избирательно воспитываются физические качества;

Эффективно осваивается техника движений.

Основы спортивного развития

Процесс физического воспитания невозможен без обучения. Это позволяет человеку осуществить системное освоение наиболее рациональных способов, позволяющих управлять своими движениями, а также приобрести необходимые для жизни двигательные умения, знания и навыки.

Что происходит в случае овладения техникой того или иного упражнения? Вначале появляется умение в его выполнении. Далее, по мере разучивания движений, постепенно приобретается устойчивый навык. Он отличается от умения степенью освоенности, то есть способностью управления телом со стороны человеческого сознания.

При двигательном умении техника действий отличается нестабильностью и неустойчивостью выполнения. При дальнейшем совершенствовании данного процесса, а также при многократном повторении движений, их коррекции и повторении, постепенно приобретается навык. Результатом этого становится устойчивость и слитность движений, а также, что самое главное, приобретается автоматизм управления ими.

Обучить человека двигательным действиям возможно только при осуществлении длительного, последовательного и многоступенчатого процесса. На первом этапе (начального разучивания) происходит формирование техники нового движения, что позволяет добиться его выполнения лишь в общих чертах. Начинается обучение с объяснения и рассказа, а также демонстрации упражнения преподавателем. При этом могут быть использованы плакаты, рисунки и другие наглядные пособия. В завершении создания первоначального представления производятся пробные попытки выполнения двигательных действий. Когда это для воспитанника сложно, он разучивает их по частям. Если же двигательное действие достаточно простое, то оно осваивается в целом.

При выполнении движений ошибок может не быть. Но порой они все же имеют место. При прохождении этапа начального разучивания упражнений педагог указывает на самые типичные ошибки. Ими, как правило, являются ненужные и лишние движения, закрепощенность тела, нарушения в ритмичности, а также согласованности выполнения необходимого действия.

Второй этап обучения представляет собой глубокое разучивание упражнений. При этом воспитанник совершенствует свои двигательные умения. На данной ступени он осваивает детали движений, выполняя их вначале раздельно, и лишь потом в целом. Насколько эффективно будет выполнено поставленное задание, зависит от правильного подбора учителем методов, средств и приемов, задействованных в педагогическом процессе. Углубленное разучивание двигательных действий предпочтительно осуществлять при их целостном выполнении.

На третьем этапе обучения происходит формирование и совершенствование двигательного навыка. Он возникает благодаря многократным повторениям упражнений, выполнение которых становится более привычным, достигая автоматизации координационных механизмов. Основная задача данного этапа состоит в доведении техники до нужной степени совершенства и придания ей индивидуальных черт.

Физическое совершенствование личности

Что дает подобное воспитание человеку? Оно развивает его физические качества. Это и является основной задачей спортивного обучения. Под физическими качествами принято понимать:

  1. Силу. Она является способностью преодоления внешних сопротивлений или противодействия им благодаря мышечному напряжению. При развитии силы происходит утолщение и рост мышечных волокон.
  2. Быстроту. Она представляет собой целый комплекс свойств организма, которые определяют скоростные характеристики не только движений, но и реакций.
  3. Выносливость. Под ней понимают способность противостоять утомлению, возникающему в результате проводимой мышечной деятельности.
  4. Ловкость. Человек, обладающий ею, может достаточно точно и быстро решать поставленные перед ним двигательные задачи.
  5. Гибкость. Она представляет собой способность человека выполнять упражнения с большой амплитудой. Зависит гибкость от эластичности связок и мышц, а также суставных сумок. На нее оказывает свое влияние наследственность, возраст, регулярность выполнения физических упражнений.

Физическое воспитание.

1) Соотношение понятий «физическая культура», «физическое совершенство», «физическое развитие», «физическое воспитание».

2) Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания.

4) Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с нарушениями речи.

Литература:

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.,2001
  2. Дошкольная педагогика /Под ред. В.В.Бабаевой и др. М.,1992
  3. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом.М.,1991
  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.М.,1985
  5. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.М.,1973
  6. Фролов В.Г., Юрко Г.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. М.,1983
  7. Баркан А.И. Его величество Ребёнок какой он есть. М.,1996
  8. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Составители Н.А Ноткина и др. СПБ.,1999

1. Соотношение понятий «физическая культура» , «физическое совершенство», «физическое развитие», «физическое воспитание».

Одной из сторон развития личности является физическое развитие , которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека. Здоровье-это физическая, гигиеническая, душевная, социальная культура человека.

Деятельность взрослого , направленная на укрепление здоровья ребёнка, составляет содержание физического воспитания , что при определённых условиях обеспечивает малышу физическое развитие (ведь ребёнок ещё так мал, что не может без помощи взрослого беречь и укреплять своё здоровье).

Учение о физическом воспитании является составной частью педагогики. При характеристике различных аспектов физического воспитания используются следующие понятия:

Физическая культура - наиболее общее понятие, рассматривающееся как часть общей культуры человека. Это совокупность материальных и духовных ценностей общества , которые накоплены, создаются и используются для физического совершенствования людей.

1. личная гигиена, которая складывается из навыков в быту и труде (аккуратность, опрятность), привычки к гигиеническому режиму.

2. закаливание организма в естественных условиях природы

3. физические упражнения

Физическое совершенство – исторически обусловленный уровень гармонического физического развития, здоровья, физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям общества, профессии.

Физическое развитие – биологический процесс становления и изменения строения и функций организма человека. В узком смысле – это антропометрические и биометрические показатели (рост, масса тела, объём лёгких, осанка и т.д.).

Физическое воспитание – организованный педагогический процесс, направленный на совершенствование организма в соответствии с требованиями общества, развития физических качеств (способностей), формирование двигательных навыков и умений, специальных знаний в области физической культуры и спорта.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, развитие двигательных навыков и физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному.

Значение, задачи, условия физического воспитания. Связь с другими направлениями воспитания.

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие ребёнка . У него активно формируются костно-мышечная, сердечно-сосудистая, нервная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития (которые обеспечивают общую высокую работоспособность, быструю приспособляемость организма к выполнению задач различного рода). Физические упражнения оказывают глубокое влияние на рост и развитие организма, расширение его функциональных возможностей.

Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие детей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях; движения активизируют работу всех анализаторных систем => быстрее и успешнее развиваются органы чувств; в ходе выполнения физических упражнений активно развивается ориентировка в пространстве. Двигательная активность положительно сказывается на развитии лобных отделов мозга, которые играют ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Движения пальцев и кистей рук стимулируют развитие речедвигательного центра.

Таким образом, крепкое здоровье – основа активной умственной деятельности.

Физическое воспитание тесно связано с нравственным . При выполнении гигиенических, закаливающих процедур, при проведении подвижных игр дети получают представления о нравственных поступках (аккуратности, смелости, честности), систематически в них упражняются, у них развиваются волевые качества (настойчивость, самостоятельность). Эмоциональная насыщенность большинства физических упражнений усиливает их влияние на формирование личности ребёнка (формируется активность, инициативность, самостоятельность).

Физическое воспитание осуществляется в коллективных формах работы =>дети обучаются действовать в коллективе сверстников , формируются чувства товарищества, взаимопомощи, выдержка, организованность, дисциплинированность.

Физическое воспитание связано с эстетическим : полноценное физическое развитие - залог эстетического внешнего вида ребёнка. В ходе упражнений дети приучаются двигаться непринуждённо, красиво, выразительно, получают представления о красивой осанке, а это способствует воспитанию эстетических чувств.

Физическое воспитание неразрывно связано с трудовым : накопление в процессе физических упражнений двигательного опыта, развитие координации, силы движений, глазомера и др. способностей положительно сказываются на овладении трудовыми действиями и операциями.

Задачи физического воспитания .

Выделяются 3 группы задач (Г.В.Хухлаева и др.)

1) Оздоровительные задачи :

· Охрана и укрепление здоровья детей

· Закаливание организма как повышение сопротивляемости организма явлениям окружающей среды

· Правильное и своевременное развитие всех систем организма, развитие движений.

Эта группа задач выдвигается на первый план. Так как наиболее характерная особенность организма ребёнка-дошкольника – интенсивный рост и развитие. Но формирование систем и функций ещё незавершенно и это определяет высокую ранимость организма дошкольников.

2) Образовательно-коррекционные задачи :

Формирование представлений о своём организме, о здоровье, об активности и отдыхе

Формирование и коррекция умений и навыков выполнения основных движений

Освоение культурно-гигиенических навыков; привитие навыков личной и общественной гигиены.

Решение задач данной группы связано с хорошей пластичностью детского организма, его высокими приспособительными возможностями. Ребёнок легко адаптируется к изменению условий, физической нагрузке. Он отличается высокой восприимчивостью к усвоению доступных знаний и навыков, и коррекции отклонений.

3) Коррекционно-воспитательные задачи:

а. формирование нравственно-физических качеств;

б. формирование потребности в физическом совершенстве;

с. развитие волевых качеств;

d. воспитание культуры поведения.

Все указанные группы задач решаются в каждой возрастной группе , но их конкретное содержание меняется в зависимости от психологических возможностей детей.

Физическое воспитание в условиях детского сада строится с учётом 4-х основных принципов:

  1. принцип разностороннего развития личности ребёнка
  2. принцип оздоровительной направленности
  3. принцип связи физического воспитания с практической деятельностью
  4. принцип коррекционной и развивающей направленности

В развитом обществе физическое воспитание основывается на заботе государства о матери и ребёнке, улучшении жилищных условий, росте благосостояния людей и т. д.

Необходимыми условиями полноценного физического и психического ребёнка являются:

· создание гигиенической обстановки;

· обязательное выполнение режима, включая рациональное питание, полноценный отдых;

· охрана нервной системы;

· развитие движений и обеспечение разнообразной двигательной активности детей;

· мероприятия по закаливанию;

· контроль со стороны медицинского персонала, проведение необходимой профилактической и лечебной работы;

· тесный контакт дошкольного учреждения и семьи.

Детский сад должен уметь хорошую материальную базу для реализации всех условий физического развития (площадки, специальные тренажёры, стенки, скамейки, маты, мячи, обручи и т. д.).

Основным документом , определяющим содержание работы по физическому воспитанию, является «Программа воспитания и обучения в детском саду ». В ней отражается, как последовательно обучать детей двигательным умениям, развивать пространственную ориентировку, воспитывать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость.

Естественнонаучные основы физического воспитания составляет учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова и их последователей о единстве организма и среды, целостности организма и регулирующей роли ЦНС в его жизнедеятельности.

· Знание норм и правил санитарно-гигиенической культуры и умение их выполнять

· Овладение культурно-гигиеническими навыками (особенно актуально для детей с ДЦП. Это навыки еды, ухода за своим телом, соблюдение порядка в помещении, пользование одеждой и уход за ней);

· Овладение двигательными умениями и навыками: основные общеразвивающие движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); спортивные упражнения (плаванье); подвижные игры.

Рассмотрим, как реализуются задачи каждой группы практически.

Задачи 1-ой группы (оздоровительные) имеют жизнеобеспечивающий смысл: от их успешного решения зависит здоровье, а часто и жизнь человека.

Забота о здоровье детей – актуальная проблема современного общества. На сегодняшний день данные о здоровье дошкольников тревожные: практически здоровыми признано лишь 14% детей, 50% имеют отклонения в состоянии здоровья .

Средствами реализации задач этой группы являются: рациональный режим жизни, полноценное питание, гигиеническая обстановка, оздоровительные силы природы, физические упражнения. Рассмотрим эти факторы в отдельности.

1) Режим – это рациональное чёткое чередование сна, бодрствования, приёма пищи, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определённой последовательности. Ритмичность и постоянство основных элементов режима позволяет сформировать у детей прочные стереотипы жизнедеятельности.

Общие требования к режиму:

* учёт возрастных особенностей детей, состояния их здоровья и уровня психического развития;

* постоянство режима (выработка динамического стереотипа);

* учёт времени года (в летний период увеличивается время пребывания на улице);

* учёт времени работы родителей (ведомственные детские сады).

Режим детского сада предусматривает различные виды детской деятельности: бытовую, игровую, учебную и трудовую. Место и время каждого вида деятельности определяется возрастом детей. Организатор режима в группе – воспитатель, дома – родители. В работе должна быть преемственность.

Нарушение режима дня влечёт к усталости, сонливости, рассеянности. Выполнение режима благотворно влияет на нервную систему ребёнка (заикание).

Особую значимость организация правильного режима дня имеет для детей с речевой патологией . Так как правильный режим создаёт благоприятные условия для работы высшей нервной деятельности (особенно важно для заикающихся, для детей гиперактивных, возбудимых, расторможенных, что наблюдается при различных речевых патологиях).

Требования к режиму дня детей с речевой патологией :

1.Основой режима дня является правильная организация сна и бодрствования . Сон охраняет нервные клетки от истощения, во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений, особенно от отрицательных эмоций. Необходимо создать все условия, чтобы сон ребёнка был глубоким:

· Приучать ребёнка ложиться спать в одно и то же время (в 20-21 ч.)

· Исключить перед сном чтение и рассказывание страшных историй и сказок, просмотр телевизора, шумные подвижные игры. Хорошо действует прогулка перед сном на свежем воздухе. Поглаживание «воротниковой» зоны действует успокаивающе.

· Устранить яркий свет, шум телевизора, радио, громкий разговор;

· Обязательно предусматривать дневной отдых (желательно сон) в течение 1,5-2 ч;

· Предусмотреть в течение дня разумное чередование разнообразных занятий с обязательным пребыванием на свежем воздухе.

Режим дня детей 3-6 лет должен включать: сон 11-13 часов; игры – около 4 часов; двигательная деятельность – 5 часов; дневной сон – 1 час 30 мин – 2 часа (или отдых); занятия – 30-40 мин. – 1 час 5 мин.

2. Питание – важный фактор здоровья. Питание обеспечивает рост и развитие организма. Оно должно быть сбалансированным, витаминизированным . Необходимо предусматривать потребление достаточного количества витаминов и минеральных веществ. Это особенно важно для детей с речевой патологией (алалия, заикание, дизартрия) с ослабленной нервной системой (витамины группы В особенно полезны для активизации деятельности нервной системы). Контроль за питанием в детском саду осуществляет врач и заведующая.

Воспитатель должен знать, что любит ребёнок, а что не любит и надо ли его заставлять или лучше не настаивать.

* Пища должна доставлять ребёнку удовольствие, надо, чтобы он ел с аппетитом.

* Вредны и недоедания, и переедания (полнота ещё не означает здоровья). Врачи советуют помнить, что существует 2 основных регулятора аппетита – физическая активность и окончание приёма пищи раньше, чем наступит ощущение полной сытости.

* «Чтобы быть здоровым – очень важно быть счастливым» - это во многом зависит от воспитателя

Необходимо создавать во время кормления такую обстановку, чтобы ребёнку хотелось есть без принуждения (внешний вид столов, их сервировка, то, как сидят дети – «спина к спине» или могут видеть друг друга, улыбаться друг другу и воспитателю).

* Процесс приёма пищи «оречевляется» воспитателем (названия блюд, их последовательность приёма. После еды – нужно уточнить названия блюд и т.д.). Не стоит запрещать детям разговаривать во время еды, это противоестественно. Нужно учить их разговаривать спокойно и не забывать о еде (а то ведь и среди взрослых можно встретить людей, которые или говорят, или едят, а совмещать эти два дела не могут).

Можно разработать своеобразный ритуал перед едой – «Слово» как своеобразная молитва, которую дети прочитывают перед едой: прочитав Слово, нужно взять на себя обязательство, а после еды будет Отчёт, все детки, отвечая на вопросы, будут поднимать руки (Чем лучше ты себя вёл, тем выше твоя рука).

Я люблю свою семью

И её не подведу.

Я поем и суп, и кашу,

Всё, что даст нам мама наша.

Если мама даст нам рис-

Съем я руссу без каприз,

Потому что привереда

Остаётся без обеда.

Я смогу не баловаться,

Не болтать и не смеяться,

Пока ем, молчу как рыба,

А поел – скажу спасибо.

Чтоб себя мне уважать-

Буду слово я держать:

Только тот, кто держит слово,

Уважения достоин.

3. Оздоровительные силы природы – это закаливание и укрепление организма.

Закаливание – воспитание наибольшей устойчивости и приспособляемости организма к различным физическим воздействиям, поступающим из окружающей среды. Закаливающие процедуры повышают сопротивляемость организма, воспитывают выносливость, смелость, решительность. Необходимо с раннего детства приучать детей к обтиранию; обливанию холодной водой . Закаливание должно быть систематичным, в течение всего года, с учётом сезонных явлений, постепенным увеличением силы раздражителей. Важен положительный фон закаливающих процедур. Особенно важно для детей с ринолалией, у которых есть анатомическая и физиологическая предрасположенность к простудным и вирусным заболеваниям, также для заикающихся.

4. Физические упражнения – это специальные движения, а также сложные виды двигательной деятельности, направленные на решение задач физического воспитания. Они стимулируют рост и развитие костно-мышечной системы, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшают кровоснабжение головного мозга, повышают общий тонус коры, усиливают деятельность всех анализаторов, улучшают основные свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность).

Физические упражнения можно проводить в виде: утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений и развлечений, простейший туризм.

Хорошо, если есть бассейн, организуется обучение езде на велосипеде, катание на лыжах, коньках и т.д. В детском саду для детей с ТНР организуется лечебная физкультура (ЛФК). Например, для детей с ДЦП, заикающихся, с ринолалией. Проводится пассивная гимнастика. Один из видов пассивной гимнастики – массаж. Он улучшает питание кожи и мышц, восполняет недостаток двигательной функции, улучшает функции нервной системы.

Массаж может быть: а). расслабляющий (гипертонус мышц)

б) тонизирующий (парезы, параличи)

с) точечный (воздействует на определённые точки)

Широко используется в работе с детьми с ринолалией, дизартрией, заиканием.

Задачи второй группы (образовательно-коррекционные) связаны с формированием у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства: формирование культурно-гигиенических навыков, образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства.

Формы работы, в процессе которой решаются эти задачи: учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

Основные методы: упражнения, беседа, экспериментирование, рассматривание картин и иллюстраций.

В работе детского сада большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков . Дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании в раннем и младшем дошкольном возрасте, поэтому их легко можно научить всей последовательности операций (1,5-1,6 г.- возраст «Я САМ!»). Однако у детей с ТНР становление навыков самообслуживания часто задерживается, с ними нужна специальная работа.

Примерная последовательность формирования навыков самообслуживания:

4 года – дети должны уметь мыть руки, чистить зубы, полоскать рот (после еды), пользоваться носовым платком, соблюдать элементарную культуру поведения за столом.

5 лет – моют лицо с мылом, уши, шею, одеваются, замечают неполадки во внешнем виде других.

6-7 лет – действия самостоятельные, быстрые и точные, умываются быстро, не намочив пол, умеют самостоятельно следить за своим внешним видом, правильно пользуются вилкой и ножом, убирают игрушки, вводят дежурство.

Условия формирования культурно-гигиенических навыков:

· организация привлекательной обстановки (игровые приёмы, наличие определённого места для вещей: мыла, расчёски; использование потешек

· разделение действий на последовательность операций

· показ, объяснение, управление и контроль за выполнением действий, поощрение за малейшие успехи;

· пример взрослых и детей;

· индивидуальная работа.

Одна из задач данной группы – обучение детей основным движениям и их коррекция . При этом в традиционной системе физического воспитания акцент делался на воздействие со стороны воспитателя, а ребёнку отводилась роль послушного исполнителя, которому не нужно задумываться над механизмом влияния на его здоровье. Но в настоящее время ведущим является новый принцип (подход): ребёнка нужно ставить в ситуацию, когда он сам на себе почувствует, что может управлять своим здоровьем.

В настоящее время в нашей стране, как и во многих странах мира, с тала развиваться валеология – наука о здоровом человеке.

Концепция данной науки состоит в том, что человек может и должен быть активным по отношению к своему здоровью; должен понимать, что среди потребностей материальных и социальных потребность в здоровье, а => в здоровом образе жизни должна быть первичной. К сожалению, сейчас человек не ощущает своего здоровья (он ощущает нездоровье), не знает, как отзовётся его организм на то или другое воздействие,- в этом часто кроется причина безразличия и пренебрежения к своему здоровью.

Основной принцип валеологии – человек должен познать и сотворить себя, научиться по-особому бережно относится к своему здоровью. Правда здесь может возникнуть противоречие: при чрезмерно усиленном внимании к своему здоровью у человека, даже маленького, может развиться равнодушие к другим людям, повышается эгоцентрическая фиксация на себе. Поэтому важно вдумчиво проводить работу по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью и сочетать её с решением задач нравственного воспитания.

Среди методов , с помощью которых реализуется такой подход в физическом воспитании, важное место занимает экспериментирование . Его цель – предоставить ребёнку возможность на практике познать, как функционирует его организм. Это возможно, когда мы формируем у детей представление об отдыхе, о его необходимости для организма (попрыгай, побегай до тех пор, пока уже не захочешь этого делать. Почему не хочешь? Устал? Нужно отдохнуть. Что так бьётся у тебя в груди? Сердце. Как ты дышишь после того, как побегаешь? И т.д.). После подобных наблюдений воспитатель проводит беседу, вызывая у детей желание больше узнавать о самих себе.

Исследователи (психологи и др.) отмечают большой интерес детей к себе, к познанию своего организма. Воспитатель должен организовать специальные занятия и в повседневной жизни с помощью наглядных пособий и книг удовлетворять потребность детей в познании своего организма (Г. Юдин «Главное чудо света»).

Нужно научить ребёнка любить себя . В этом тоже кроется противоречие. Э.Фромм писал: «Хотя никто не возражает против применения любви к различным объектам, но широко распространено мнение, что в то время, как любить других – добродетель, любить

себя – грех. Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше я люблю других, что любовь к себе – то же самое, что эгоизм». Э.фромм опровергает эту точку зрения, утверждая, что любовь к себе рождает самоуважение, самолюбие.

Известный психолог С.Л. Рубинштейн также считал, что уважение и любовь к себе являются положительными чертами, стимулирующими развитие. Но противоречие остаётся. Оно разрешается благополучно в том случае, если воспитатель, помогая личности складываться, разумно уравновешивает любовь ребёнка к себе с любовью и уважением к другим (тесная связь физического воспитания с нравственным).

Третья группа задач (коррекционно-воспитательные) – направлены на развитие качеств личности и потребности в физическом совершенстве. Эти задачи тесно связаны с оздоровительными.

Средства реализации этих задач : деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, кинофильмы, произведения изобразительного и музыкального искусства и др.).

Работа проходит в разных формах: физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке), самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (спортивные праздники, дни здоровья, физкультурные досуги).

Методы – упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

Детям с ТНР требуется воспитание таких качеств, как смелость, ловкость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство ответственности, товарищества. Это эффективно осуществляется в подвижных играх и упражнениях, при специальном обучении на занятиях физической культурой.

Воспитательные задачи решаются и при ознакомлении детей со спортсменами. Можно рассказать детям о ком-то из известных спортсменов, чемпионов, показать фотографии, рассмотреть картины. Хорошо, если есть возможность понаблюдать с детьми за тренировкой спортсменов, поговорить с ними. Если кто-то из детей занимается в спортивной секции, хорошо предложить ребёнку, чтобы он рассказал, как проходят тренировки, сколько сил они требуют.

Важно, чтобы ребёнку хотелось быть красивым, стройным, здоровым, чтобы это его желание поощрялось и поддерживалось (дух самосовершенствования).


Похожая информация.


Важнейшей задачей в любой семье является воспитание здорового ребенка. Если дети развиваются физически, создается фундамент, на котором можно выстроить каркас личности человека. К сожалению, современная статистика говорит о том, что физическое развитие, а также здоровье детей и подростков на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Еще десять лет назад дети демонстрировали более высокие показатели физического развития, нежели сейчас.

Физическое воспитание - это фундамент для того, чтобы ребенок мог развиваться гармонично. Велико его значение и во всестороннем Именно такое воспитание создает почву для того, чтобы возможно было полноценно работать умственно. Для того чтобы интеллектуально трудиться, нужно потратить достаточно физических сил. Если ребенок болеет, не закален, то эффективность его умственной деятельности заметно снижается, тогда как физически здоровому человеку легче проявить себя в производительном труде, значительно проще преодолеть большие нагрузки, да и переутомление у таких людей проявляется гораздо реже.

Правильное физическое воспитание способствует формированию у ребенка чувства коллективизма и товарищества, требовательности к себе. Это отличное средство для укрепления воли. Хорошее физическое развитие - результат физического воспитания. Благодаря тому, что оно организовано на должном уровне, могут не только укрепляться, но и совершенствоваться физические силы ребенка.

Физическое воспитание в семье является многогранным процессом, который охватывает физкультурную и оздоровительную деятельность ребенка. Желательно, чтобы он занимался не только физкультурой, но и каким-нибудь видом спорта - это поможет ему развить силу и выносливость. Если говорить о внутренней структуре и содержании физического воспитания, то с этой точки зрения важное место отводится именно такому процессу, как формирование у ребенка настоящей потребности в занятиях физкультурой, позволяющих существенно укрепить здоровье. Если у человека выработается привычка заниматься то можно будет совершенствовать свои физические силы и общую работоспособность, укреплять волю.

Физическое воспитание несет в себе знания, которые обогатят представления ребенка о сущности и значении физкультуры и спорта, о том, как они влияют на развитие личности. Благодаря таким знаниям, кругозор детей будет значительно расширен как в умственном, так и в нравственном плане. Кроме того, таким образом можно повысить их общую культуру.

Физическое воспитание подразумевает способностей ребенка, стремление к спортивным занятиям. Это может быть легкая или спортивные игры или плавание. Когда ребенок делает зарядку, закаляется, он, конечно же, становится здоровее и выносливее. Кроме того, ежедневные занятия физкультурой помогают быть целый день бодрым и энергичным, делают фигуру подтянутой.

Использование различных физических упражнений - это не что иное, как методы физического воспитания. Они делятся на специфические и общепедагогические. Первая их группа характерна исключительно для процесса физического воспитания, а вторая применяется во всех случаях обучения и воспитания. Для того чтобы решить конкретные задачи, которые связаны с обучением технике выполнения физических упражнений, используют игровой метод, строго регламентированные упражнения и соревновательный метод.

К общепринятым методам можно отнести словесные, а также методы наглядного воздействия. Очень важно, что в методике физического воспитания нет метода, который бы мог считаться наилучшим. Для успешной реализации комплекса задач физического воспитания следует оптимально сочетать различные методы, исходя из методических принципов.


Top