Как развивается недоношенный ребенок. Развитие по месяцам до года недоношенных детей, как ухаживать, последствия в будущем

Здравствуйте, уважаемые читатели. Каждая женщина в момент, когда узнает, что через 9 месяцев появится самый дорогой, близкий человечек, делает все, чтобы он был здоров. Но порой жизнь подкидывает сложности, которые мы не можем предвидеть, к ним относятся и преждевременные роды.

Существует много факторов, которые могут спровоцировать роды начаться раньше срока, к ним относятся: слабое здоровье матери, стрессы и многое другое. Когда-то на недоношенных детках практически ставили крест, считали их неполноценными, но сегодня современная медицина шагнула вперед, теперь врачи выхаживают совсем маленьких деток, вес которых едва достигает 500 граммов.

Конечно, на первых порах ребеночек находится под строгим наблюдением врачей, ведь его организм еще не совсем готов к жизни вне маминого животика. Только после того как медики проведут полное обследование малютки, окажут всю необходимую помощь, кроха сможет отправиться домой, теперь уже мама должна заняться здоровьем и развитием своего ребенка. Мы поговорим о том, как развивать недоношенного ребенка.

  • Особенности развития недоношенного ребенка
  • Как развивать

Развитие

В 1 месяц . Если младенец здоров, то он активно кушает и набирает вес. Крошка проводит большую часть времени во сне. Мама недоношенного крохи должна проводить максимум времени рядом с крошкой, держать его на руках, прижимать к телу. Тактильный контакт очень важен для ребеночка, для того чтобы ему было спокойно и комфортно ему необходимо слышать стук материнского сердца, к которому он так привык.

В 2 месяца . Крошка немного окреп и уже пытается приподнять голову. Недоношенный пупс отличается от своих доношенных сверстников тем, что очень быстро устает. Крошка может устать даже от кормления. Ребеночек нуждается в усиленном питании, поэтому кормящая мать должна хорошо питаться. Если при тактильном контакте малютка начинает истерично плакать, обязательно обратитесь за помощью к доктору. Малыш продолжает хорошо набирать вес, каждый месяц он подрастает примерно на 3-5 сантиметров.

В 3 месяца . У малютки начинают развиваться рефлексы, он реагирует на резкие звуки, свет, учится фиксировать взгляд, на милом личике появляется мимика. Мама обязательно должна следить за температурой тела ребеночка, одевать его так чтобы ему было тепло. Не позволяется, чтобы человечек постоянно спал на одном боку. Ежедневно проветривается помещение, также делается влажная уборка

.

В 4 месяца . Ребеночек научился поднимать, держать головку, улыбается маме, фиксирует взгляд на предметах. Сейчас мама должна начинать делать ребеночку массаж. Все движения делаются аккуратными мягкими поглаживаниями. Часто и много гуляйте на свежем воздухе, дома раздевайте чадо и делайте ему воздушные ванны.Когда мама замечает, что малыш не может сфокусировать взгляд (лицо мамы, яркая игрушка и другое) обязательно обратитесь к врачу.

В 5 месяцев . Крошка слышит звуки, смотрит в это направление. Карапуз начинает лепетать (еще совсем мало, всего лишь подает осторожные неуверенные звуки). Некоторые детки пытаются хватать игрушки ручками. Пришло время развивать крошку.

В 6 месяцев . На место неуверенным звукам пришли «агу» и смех. Вес его тела должен стать в 3 раза больше, чем тот, с которым он появился на свет. Теперь малыш по своему развитию практически догнал своих сверстников.

В 7 месяцев . Малыш очень часто и подолгу говорит, переворачивается, смеется. Маленький карапуз уже умеет отличать родных людей от незнакомцев, реагирует на маму веселым лепетом и радостным дерганьем ручками. Ручки малыша уже достаточно хорошо развиты, он без проблем берет игрушки. Можно приступать к ползанию.

В 8 месяцев . Карапуз умеет ползать, много ворочается, не желает находиться на одном месте. Предпринимает попытки самостоятельно сесть. Часто недоношенные детки к своим 8 месяцам умеют кушать с ложечки.

В 9 месяцев . Придерживаясь за диван, руку мамы или иную опору малыш умеет садиться. Малютка пытается произносить простые слова. Не оставляйте малыша без присмотра, поскольку сейчас он начинает предпринимать попытки встать на ножки.

В 10 месяцев . Ваше счастье уверено стоит с помощью опоры или мамы. Делает шаги. У малютки начинает, появляется словарный запас, он может говорить «мама», «дай». Сейчас тот возраст, когда ребеночек обращает внимание на взрослых, поэтому чаще говорите с ним, пойте песни, рассказывайте сказки.

В 11 месяцев . Детеныш знает, как его зовут. Хорошо ползает, стоит. Пытается сделать свои первые осторожные шаги. Грань между доношенными и недоношенными детками полностью стерта, малыши развиваются одинаково.

В 12 месяцев . Карапуз встревает во взрослые разговоры, постоянно перебивает. К 12 месяцам ребенок весит в 7 раз больше чем при рождении, а его рост стал выше на 25-38 сантиметров.

Ниже предложена таблица прибавки веса по месяцам

Степень недоношенности
Возраст малыша 1 степень Вес при рождении 2-2,5 кг 2 степень Вес при рождении 1,5 -2 кг 3 степень Вес при рождении 1-1,5 кг 4 степень Вес при рождении 800-1000 грамм
рост вес рост вес рост вес рост вес
1 +3,7 +300 +3,8 +190 +3,7 +190 +3,9 +180
2 +3,6 +800 +3,9 +700 +4 +650 +3,5 +400
3 +3,6 +800 +3,6 +700 +4,2 +600 +2,5 +600
4 +3,8 +600 +3,8 +700 +3,7 +600 +3,5 +600
5 +2,3 +700 +3,2 +600 +3,6 +750 +3,7 +650
6 +2 +700 +3,3 +800 +2,8 +800 +3,7 +750
7 +1,5 +600 +2,3 +700 +3 +950 +2,5 +500
8 +1,5 +700 +1,8 +600 +1,6 +600 +2,5 +500
9 +1,5 +700 +1,1 +450 +2,1 +500 +4,5 +500
10 +1,5 +400 +0,8 +400 +1,7 +300 +2,5 +450
11 +1 +400 +0,9 +500 +0,6 +350 +2,2 +500
12 +1,2 +350 +1,5 +400 +1,2 +350 +1,7 +450
Итог к 1 году 9500 8650 8450 7080

Это лишь примерные показатели, вес и рос, прибавляется у каждого ребенка по-разному в зависимости от питания, умения принимать пищу, генетики. Для того, чтобы знать все о здоровье, развитии малыша, мама обязательно 1 раз в месяц должна посещать врача педиатра.

Помощь ребенку – как развивать

  1. Для того чтобы процессы развития протекали быстрее малютка должен постоянно находится в центе всех событий, конечно если он не спит.
  2. Ежедневные игры с песком, на случай плохой погоды можно приобрести домашнюю песочницу. Игра проходит под пристальным вниманием взрослых, поскольку любопытный карапузик постоянно пытается что-то съесть.
  3. Развивайте таланты. Рисуйте, танцуйте, пойте, лепите и многое другое.
  4. Посещайте бассейн.Водные забавы способствуют укреплению мышц.
  5. Когда вес ребенка достигнет 3 килограммов можно приступить к закаливанию.

Если родители делают все правильно, выполняют предписания врача, то ближе к году все особенности недоношенных деток исчезают,они совершенно ничем не отличаются от своих сверстников.

Ждем ваших комментариев и подписок на обновление сайта.

ПОЛУЧИ ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО О ТОМ, КАК ВСЕ УСПЕВАТЬ С ДЕТЬМИ И НЕ УСТАВАТЬ! СТАНЬ ОРГАНИЗОВАННОЙ И СПОКОЙНОЙ МАМОЙ.

Сегодня преждевременные роды встречаются нередко. В большинстве развитых стран этот показатель относительно стабилен и составляет 5-10 % от общего числа рожденных детей.

Прогноз для жизни у недоношенных детей зависит от многих факторов. В первую очередь от срока беременности и веса при рождении. В случае рождения ребенка в сроке 22-23 недели прогноз зависит от интенсивности и качества терапии.

Отдаленные последствия недоношенности (вероятность возникновения данных осложнений опять же зависит от многих факторов; при прочих благоприятных условиях данные осложнения довольно редки). Среди недоношенных детей риск формирования умственной и физической неполноценности выше, чем среди доношенных детей.

Понятие недоношенности.

Недоношенным является ребе-нок, родившийся до окончания нормального срока беремен-ности.

Обычно к недоношенным принято относить детей, масса тела которых при рождении меньше 2500 г. Однако определе-ние недоношенности только по массе при рождении не всегда соответствует действительности. У многих детей, родившихся преждевременно, масса тела бывает и больше 2500 г. Чаще это наблюдается у новорожденных, матери которых больны сахар-ным диабетом.

Вместе с тем среди доношенных, родившихся при сроке беременности 38-40 нед, встречаются дети, масса тела кото-рых при рождении меньше 2000 г и даже 1500 г. Это в первую очередь дети с врожденными пороками развития и внутри-утробными заболеваниями, а также от многоплодной бере-менности и больных матерей. Поэтому более правильно в ка-честве основного критерия для определения недоношенности считать продолжительность беременности. В среднем, как из-вестно, нормальная беременность длится 270-280 дней, или 38-40 нед. Длительность ее принято исчислять от первого дня после последней менструации до наступления родов.

Недоношенным считается ребенок, родившийся на сроке беременности до 38 нед. Детям с массой тела при рождении больше 2500 г диагноз недоношенности, согласно Междуна-родной номенклатуре (Женева, 1957), ставится, если они ро-дились раньше 37 нед.

Дети, родившиеся на сроке беременности 38 нед и больше, независимо от массы при рождении (больше или меньше 2500 г), являются доношенными. В спорных случаях вопрос о доношенности решается по совокупности признаков: срок беременности, масса тела и рост ребенка при рождении.

Роды ранее 28 нед беременности считаются выкидышем, а новорожденный с массой при рождении меньше 1000 г (от 500 до 999 г) - плодом. Понятие «плод» сохраняется до 7-го дня жизни.

Степень недоношенности детей (внутриутробная гипотрофия)

Степень внутриутробной гипотрофии определяем по дефи-циту массы тела. За нормальную массу тела условно принима-ем нижнюю границу предела, соответствующего данному гес-тационному возрасту, указанного выше. Отношение дефицита массы тела к минимальной для этого гестационного срока массе тела в процентах показывает степень внутри-утробной гипотрофии.

Выделяем 4 степени внутриутробной гипотрофии: при I де-фицит массы тела составляет 10 % и меньше; при II - от 10,1 до 20 %; при III - от 20,1 до 30 % и при IV - свыше 30 %. Приведем примеры:

  1. Ребенок с массой тела 1850 г родился на сроке 35 нед. Дефицит массы составляет (2000-1850) :2000 X 100=7,5 %. Диагноз: недоно-шенность I степени, внутриутробная гипотрофия I степени.
  2. Ребенок с массой 1200 г родился на сроке 31 нед. Дефицит массы составляет (1400-1200): 1400 X 100 = 14,3 %. Диагноз: недо-ношенность III степени, внутриутробная гипотрофия II степени.
  3. Ребенок с массой 1700 г родился на сроке 37 нед. Дефицит массы составляет (2300-1700):2300 Х 100= 26 %. Диагноз: недо-ношенность I степени, внутриутробная гипотрофия III степени.
  4. Ребенок с массой 1250 г родился на сроке 34 нед. Дефицит массы составляет (1800-1250): 1800 X 100 = 30,5 %. Диагноз: недо-ношенность II степени, внутриутробная гипотрофия IV степени.

Особенности недоношенных детей

Внешний вид недоношенных детей имеет отличительные признаки, которые находятся в прямой зависимости от срока беременности. Чем меньше гестационный возраст, тем больше таких признаков и в большей степени они выраже-ны. Некоторые из них могут быть использованы в качестве дополнительных тестов для примерного определения геста-ционного возраста.

  1. Малые размеры. Низкий рост и пониженное питание свойственны всем недоношенным, за исключением детей, родившихся с массой тела свыше 2500 г. Несмотря на по-ниженное питание, недоношенные, даже самые маловес-ные, не производят впечатления истощенных, дистрофич-ных детей, так как их масса соответствует длине тела, они просто выглядят миниатюрными. Наличие при рождении морщинистой, дряблой кожи характерно для детей с внут-риутробной гипотрофией, а в дальнейшем наблюдается у больных недоношенных, которые по разным причинам да-ли большую потерю массы или имеют плоскую весовую кривую.
  2. Непропорциональное телосложение. У недоношенного ребенка относительно большие голова и туловище, короткие шея и ноги, низкое расположение пупка. Эти особенности отчасти обусловлены тем, что темп роста нижних конечностей увеличивается во второй половине беременности.
  3. Выраженная гиперемия кожных покровов. В большей степени свойственна плодам.
  4. Выраженное лануго. У маловесных недоношенных мяг-кие пушковые волосы имеются не только на плечах и спине, но обильно покрывают лоб, щеки, бедра и ягодицы.
  5. Зияние половой щели. У девочек вследствие недоразви-тия больших половых губ зияет половая щель и хорошо виден клитор.
  6. Пустая мошонка. Процесс опускания яичек в мошонку происходит на 7-м месяце утробной жизни. Однако по разным причинам он может быть задержан. У глубоко недоношенных мальчиков яички часто не спущены в мошонку и находятся в паховых каналах или в брюшной полости. Присутствие их в мошонке свидетельствует, что гестационный возраст ребенка превышает 28 нед.
  7. Недоразвитие ногтей на руках. К моменту рождения ногти, даже у самых маловесных детей, достаточно хорошо сформированы и полностью покрывают ногтевое ложе, однако часто не доходят до кончиков пальцев. Последнее используют в качестве теста для оценки степени развития ногтей. По дан-ным зарубежных авторов, ногти достигают кончиков пальцев на сроке беременности 32-35 нед, а на сроке свыше 35 нед выступают за их края. По нашим наблюдениям, ногти могут достигать кончиков пальцев уже на 28-й неделе. Оценка прово-дится в первые 5 дней жизни.
  8. Мягкие ушные раковины. Вследствие недоразвития хрящевой ткани у маловесных детей ушные раковины нередко подворачиваются внутрь и слипаются.
  9. Преобладание мозгового черепа над лицевым.
  10. Малый родничок всегда открыт.
  11. Недоразвитие грудных желез. У недоношенных детей отсутствует физиологическое нагрубание грудных желез. Ис-ключение составляют дети, гестационный возраст которых превышает 35-36 нед. Нагрубание грудных желез у детей с массой тела ниже 1800 г свидетельствует о внутриутробной гипотрофии.

Характеристика недоношенных детей.

При оценке любого недоношенного ребенка необходимо отметить, в какой степени он соответствует своему гестационному возрасту, что можно отнести только за счет самой недоношенности, а что является проявлением различных патологических состояний.

Общее состояние оценивается по общепринятой шкале от удовлетворительного до крайне тяжелого. Крите-рием тяжести в первую очередь является выраженность патологических состояний (инфекционный токсикоз, пора-жение ЦНС, дыхательные расстройства). Сама недоношен-ность в «чистом» виде, даже у детей с массой тела 900- 1000 г, в первые дни жизни не является синонимом тяже-лого состояния.

Исключение составляют плоды с массой тела от 600 до 800 г, которые в 1-2-й день жизни могут производить вполне благоприятное впечатление: активные движения, неплохой тонус конечностей, довольно громкий крик, нормальная окрас-ка кожных покровов. Однако спустя некоторое время их состо-яние резко ухудшается за счет угнетения дыхания, и они до-вольно быстро погибают.

Сравнительная характеристика проводится только с недо-ношенными данной весовой категории и гестационного возра-ста. При отсутствии у недоношенных IV-III степени синдро-ма угнетения, выраженной неврологической симптоматики и значительных дыхательных расстройств их состояние можно расценивать как средней тяжести или употреблять более обте-каемую формулировку: «состояние соответствует степени не-доношенности», «состояние в основном соответствует степени недоношенности».

Последнее означает, что у ребенка, помимо недоно-шенности, имеются умеренные проявления ателектаза или легкая форма энцефалопатии.

Недоношенным детям свойственно по мере клинического проявления патологических синдромов спустя несколько часов или дней после рождения ухудшать свое состояние. Некоторые врачи, чтобы избежать упрека в недооценке ребенка, огульно почти всех недоношенных детей расценивают как тяжелых, что отражается трафаретной записью: «Состояние ребенка при рождении тяжелое. Тяжесть состояния обусловлена сте-пенью недоношенности и его незрелостью». Такая запись, с одной стороны, не способствует клиническому мышлению, а с другой - не дает достаточной информации для объектив-ной оценки ребенка на последующих этапах выхаживания.

Под зрелостью новорожденного подразумевают морфологическое и функциональное соответствие ЦНС геста-ционному возрасту ребенка. Эталоном зрелости является здо-ровый доношенный ребенок. По сравнению с ним все недоно-шенные считаются незрелыми. Однако каждому гестационно-му возрасту недоношенного соответствует своя степень зрелости (гестационная зрелость). При воздействии на разви-вающийся плод различных повреждающих факторов (инфек-ционные и соматические заболевания матери, токсикоз бере-менной, криминальное вмешательство и т. д.) зрелость ре-бенка при рождении и в последующие дни может не соответствовать его возрасту. В этих случаях следует говорить о гестационной незрелости.

Понятия «зрелый» и «здоровый» новорожденный нетождественны. Ребенок может быть болен, но его зре-лость - соответствовать истинному возрасту. Это относится к патологическим состояниям, не сопровождающимся угнете-нием ЦНС. При тяжелой патологии определять зрелость ре-бенка не имеет смысла.

Определение зрелости проводится не только при рождении ребенка, но и в последующие дни, на протяжении 1-3-й неде-ли жизни. Однако в этот период функциональное угнетение ЦНС часто обусловлено постнатальной патологией (инфекци-онный токсикоз), поэтому в нашем изложении понятие «геста-ционная незрелость» трактуется более широко. Оно отражает морфологическое недоразвитие головного мозга, а также функ-циональное поражение ЦНС внутриутробного и постнаталь-ного генеза. Точнее, мы определяем не столько гестационную зрелость, сколько соответствие данного ребенка недоношен-ным детям аналогичной массы тела и возраста.

Для сравнительной характеристики можно использовать двигательную активность, состояние мышечного тонуса и реф-лексов новорожденного, способность удерживать температуру тела, выраженность сосательного рефлекса. При равных условиях также могут начинать раньше и ак-тивнее сосать.

Помимо незрелости, угнетающее действие на сосательный рефлекс оказывают выраженная гипоксия, различные пораже-ния ЦНС, инфекционный токсикоз. Совокупность этих факто-ров приводит к тому, что многие недоношенные дети длитель-ное время не способны сосать из рожка. Длительность этого периода у детей с массой тела 1800 г и больше обычно не превышает 2,5-3 нед, у детей с массой 1250-1700 г - 1 мес и у детей с массой 800-1200 г- 1‘/ 2 мес.

Более продолжительное отсутствие сосания, которое нель-зя объяснить генерализованной или вяло текущей инфекцией, выходит за рамки просто гестационной незрелости и должна настораживать в отношении органического поражения цент-ральной нервной системы, даже если в этот момент нет невро-логической симптоматики.

Угнетение сосания у детей, которые до этого активно соса-ли, почти всегда связано с появлением очага инфекции.

По нашим данным, дети с массой до 1200 г в первые 2 мес жизни увеличивают свой рост за месяц на 1-2 см, дети с боль-шей массой - на 1-4 см.

Увеличение окружности головы у недоношенных детей всех весовых категорий в первом полугодии в среднем за месяц составляет 3,2-1 см, а во втором полугодии - 1-0,5 см. За первый год жизни окружность головы увеличивается на 15- 19 см и в возрасте 1 года в среднем равняется 44,5-46,5 см [Ладыгина В. Е., 1972].

Физическое развитие недоношенных детей

Представляет интерес физическое развитие наиболее ма-ловесных детей с массой при рождении от 800 до 1200 г. По нашим данным, средняя масса тела этих детей в возрасте года равна 8100 г при наиболее частых колебаниях от 7500 до 9500 г. Сопоставляя весовые показатели в годовалом возрасте в зависимости от полового признака, мы не наблюдали у детей с массой при рождении до 1200 г разницы между массой тела у мальчиков и девочек.

Средняя прибавка массы за 2-й год жизни у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, состав-ляет 2700 г, и в 2 года их масса в среднем равняется 11000 г при наиболее частых колебаниях от 10 000 до 12 000 г.

Средняя масса тела у мальчиков в возрасте 2 лет состав-ляет 11 200, а у девочек- 10 850 г.

Темпы увеличения роста у детей с массой при рождении от 800 до 1200 г также достаточно высоки. По нашим данным, дети этой весовой категории к году увеличивают свой первона-чальный рост в 2-2,2 раза, достигая в среднем 71 см при колебаниях от 64 до 76 см. За первый год жизни они в среднем вырастают на 38 см при колебаниях от 29 до 44 см.

В отличие от весовых показателей средний рост мальчиков с массой тела при рождении до 1200 г в годовалом возрасте был выше, чем у девочек,- соответственно 73 и 69,5 см.

За 2-й год жизни дети с массой тела при рождении от 800 до 1200 г, по нашим данным, увеличивают свой рост в среднем на 11 см и в 2 года достигают 81 см при колебаниях от 77 до 87 см.

Интересные данные получены Р. А. Малышевой и К. И. Козьминой (1971) при изучении физического разви-тия недоношенных в более старшем возрасте. Исследуя детей в возрасте от 4 до 15 лет, они обнаружили, что после того как к 3-4 годам жизни недоношенные дети по массе тела и росту сравниваются с доношенными сверстниками, в 5-6 летнем возрасте, т. е. в период первого «вытягивания», они вновь по этим показателям, особенно по массе тела, начинают отста-вать от доношенных детей. К 8-10 годам показатели роста снова выравниваются, но разница в массе тела между доно-шенными и недоношенными мальчиками сохраняется.

С приближением пубертатного периода повторяется та же закономерность: второе «вытягивание» у недоношенных детей наступает на 1-2 года позднее. У доношенных мальчиков рост между 11 и 14 годами в среднем увеличивается на 20 см, у де-вочек- на 15 см, у недоношенных детей эти показатели со-ответственно меньше- 16 и 14,5 см. Доношенные мальчики увеличивают массу тела за этот период в среднем на 19 кг, девочки-15,4 кг, недоношенные соответственно-на 12,7 и 11,2 кг.

Прорезывание зубов у недоношенных детей начинается в более поздние сроки. Имеется зависимость между массой тела при рождении и временем появления первых зубов. По некоторым данным, у детей с массой при рождении от 2000 до 2500 г прорезывание первых зубов начинается в 6-7 мес, у детей с массой от 1501 до 2000 г - в 7-9 мес и у детей с массой от 1000 до 1500 г - в 10-11 мес. По нашим данным, у детей с массой тела при рождении от 800 до 1200 г первые зубы появляются в возрасте 8-12 мес, в среднем - в 10 мес.

В заключение коснемся вопроса, который часто возникает у врачей детских поликлиник: следует ли всех недоношенных рассматривать как детей с гипотрофией на первом году жизни.

Физическое развитие недоношенных детей имеет свои осо-бенности и зависит от массы тела при рождении, перенесенных заболеваний и конституциональных особенностей ребенка. Оценка показателей массы тела должна проводиться только в сравнении с таковыми у здоровых недоношенных детей дан-ной весовой категории. Поэтому совершенно неправильно ре-бенка, родившегося с массой 950 г, у которого в возрасте года она равняется восьми кг, расценивать как больного гипотро-фией. Диагноз: недоношенность у такого ребенка объясняет временное отставание в физическом и психомоторном раз-витии.

Психомоторное развитие недоношенных детей: последствия

Основные психомоторные навыки у большинства недоно-шенных детей появляются в более поздние сроки, чем у доно-шенных. Отставание в психомоторном развитии зависит от степени недоношенности и больше выражено у детей с массой тела при рождении до 1500 г. У детей этой весовой категории появление психомоторных навыков на 1-2-м году обычно задерживается на 2-3 мес, а у детей с массой тела от 1501 до 2000 г - на 1 - 1 1 / 2 мес.

К концу первого года большинство детей с массой при рождении от 2001 до 2500 г по психомоторному развитию догоняют своих доношенных сверстников, а к 2 годам с ними сравниваются и глубоко недоношенные.

Данные о психомоторном развитии недоношенных детей по месяцам представлены в табл. 1.

Таблица 1 Некоторые показатели психомоторного развития у недоношенных детей на 1-м году жизни в зависимости от массы тела при рождении (данные Л. 3. Кунькиной)

Время появления в месяцах в зависимости от массы тела при рождении

Зрительно-слуховое сосредоточение

Удерживает голову в вертикальном положении

Поворот со спины на живот

Поворот с живота на спину

Самостоятельно:

Начинает произносить слова

Таким образом, по психомоторному развитию недоношен-ные дети сравниваются со своими доношенными сверстниками раньше, чем по показателям роста и массы тела.

Однако, чтобы ребенок хорошо развивался, с ним нужно много индивидуально заниматься (массаж, гимнастика, показ игрушек, разговорная речь).

У длительно болеющих недоношенных и у детей, которые были лишены нужного индивидуального ухода, отставание в психомоторном развитии выражено в большей степени.

Последствия недоношенности, прогноз (катамнез)

Перспектива выхаживания недоношенных детей во многом зависит от их дальнейшего психомоторного развития. В этом плане ранний и отдаленный прогноз приобретает большое значение.

Литература, посвященная данному вопросу, противоречи-ва. Это прежде всего объясняется неодинаковым континген-том обследуемых детей, различием тестов, используемых для определения полноценности ребенка, а также количеством специалистов (невропатолог, психиатр, окулист, логопед), участвующих в осмотре.

Некоторые авторы весьма пессимистично оценивают нерв-но-психическое развитие недоношенных детей. В качестве при-мера приведем высказывание видного финского ученого Ильппё: «Психическое развитие недоношенных детей в первые годы жизни заметно отстает от нормы. К сожалению, значительная часть этих дефектов интеллекта сохраняется на всю жизнь. Недоношенные дети гораздо чаще обнаруживают более или менее выраженную психическую неполноценность. Интеллек-туальные нарушения часто сочетаются с гемиплегией, пара-плегией, болезнью Литтля» (Фанкони Г, Вальгрен А, 1960). В исследованиях многих авторов отмечается большой процент тяжелых поражений ЦНС у не-доношенных.

Р. А. Малышева и соавт., обследуя 255 недоношенных детей в возрасте 3-4 лет, у 32 из них (12,6 %) наблюдали тяжелые органические поражения ЦНС и у 50 % отмечали небольшие отклонения в нервно-психическом развитии.

По данным С. Drillien, почти у 30 % недоношенных детей, родившихся с массой до 2 кг, обнаруживаются умеренные или серьезные нарушения в психомоторном и физическом развитии.

А. Янус-Кукульска и С. Лис при исследовании 67 детей с массой при рождении до 1250 г в возрасте от 3 до 12 лет у половины из них установили отставание в физическом и ум-ственном развитии, у 20,9 % обнаружили тяжелые поражения ЦНС.

Обращает на себя внимание частота различных пораже-ний органа зрения. В исследованиях А. Янус-Кукульской и С. Лис у 39 % детей с массой при рождении до 1250 г были выявлены различные дефекты зрения: близорукость, косогла-зие, астигматизм, атрофия зрительного нерва, отслоение сет-чатки. На высокий процент врожденной близорукости (30 %) у недоношенных детей указывают и другие исследователи [Григорьева В. И. и др., 1973].

К. Раре и соавт. (1978), изучая катамнез 43 детей, ро-дившихся с массой до 1000 г, у 12 из них обнаружили тяжелые поражения глаз, в том числе у 7 - ретролентальную фибро- плазию (РЛФ) и у 2 - полную потерю зрения.

S. Saigal и соавт. (1982) при исследовании 161 ребенка с массой при рождении до 1500 г у 42 детей обнаружили РЛФ, у 12 из них она протекала в тяжелой форме.

Вместе с тем другие авторы при катамнестическом обсле-довании недоношенных детей отмечают более благоприятный исход. В наблюдениях Н. Р. Ботерашвили частота поражений ЦНС колебалась в зависимости от степени недоношенности от 3,8 до 8,5 %. Л. 3. Кунькина, исследуя совместно с невропа-тологом 112 недоношенных детей в возрасте 3 лет, у 4 из них (3,6 %) обнаружила задержку нервно-психического развития, у 7 (6,2 %) -невротические реакции в виде беспокойства, нарушения сна, логоневроза и у 2 (1,7 %) - эпилептиформ-ные припадки [Кунькина Л. 3., 1970].

J. Hatt и соавт. (1972), наблюдая 26 детей с массой при рождении 1250 г и меньше в возрасте от 2 до 12 лет, у 77,8 % из них отмечали нормальное психическое развитие.

S. Saigal и соавт. (1982) исследовали в течение 3 лет катамнез у 184 детей, родившихся с массой до 1500 г. У 16,8 % были неврологические нарушения, в том числе у 13 % - детский церебральный паралич.

По данным A. Teberg и соавт. (1977) и К. Раре и соавт. (1978), среди детей с массой при рождении 1000 г и меньше у 67,5-70 % отсутствовали отклонения в неврологическом статусе.

Анализируя литературные данные и собственный матери-ал, можно отметить следующее:

  1. у недоношенных детей значительно чаще по сравнению с доношенными наблюдаются органические поражения ЦНС.

Они обусловлены патологией внутриутробного периода, ос-ложнениями в родах и повреждающими факторами в раннем постнатальном периоде (гипероксемия, гипербилирубинемия, гипогликемия);

  1. у недоношенных с гестационным возрастом меньше 29 нед и массой тела ниже 1200 г вследствие недоразвития сетчатки глаза имеется большая предрасположенность к раз-витию РЛФ. Именно у этого контингента детей в основном и наблюдается эта патология;
  2. за последние годы у недоношенных детей отмечается склонность к учащению заболеваний детским церебральным параличом. Кстати, это характерно и для доношенных детей. Такую тенденцию можно объяснить двумя причинами: во- первых, в настоящее время имеется больше возможностей для сохранения беременности, протекающей с угрозой прерыва-ния: во-вторых, прогресс в организации специализированной помощи новорожденным и создание реанимационной службы в родильных домах способствуют выживанию детей с асфик-сией и внутричерепными кровоизлияниями;
  3. перспективность психофизического развития недоно-шенных детей во многом зависит от того, насколько патогене-тически обоснованной и щадящей (ятрогенные факторы) была терапия на 1-2-й неделе жизни и как рано и последовательно на последующих этапах проводилась реабилитационная по-мощь.

В связи с тем, что легкие формы детского церебрального паралича выявляются не сразу, а нередко только во втором полугодии первого года жизни, а некоторая патология зрения педиатрами не диагностируется вообще, после выписки из отделения недоношенных дети с отягощенным анамнезом и массой тела до 1500 г должны наблюдаться невропатологом, а также пройти осмотр окулиста.

Исходя из вышеуказанного, недоношенные дети должны оставаться под систематическим наблюдением врачей-неонатологов с момента рождения и до периода, когда их здоровье будет вне угрозы, а организм станет готовым к самостоятельной жизни.

Доктор медицинских наук, Александр Ильич Хазанов (Санкт-Петербург)

Развитие недоношенных детей - это особенный путь в жизни любой матери. Как развивается такой особенный малыш в первый год своей жизни важно знать для того, чтобы следить и правильно контролировать любые изменения или отставания в развитии. Стоит отметить, что развиваются такие детки ничуть не хуже других доношенных детей. Они могут даже перегонять по скорости роста и интенсивности развития детей, рождённых с ними в одно время.

Обычно ребёночек, родившийся на свет раньше положенного срока, очень мал и слаб, поэтому его переводят в отделение интенсивной терапии, где он проведёт первые дни своей жизни. Врачи не только создадут все необходимые условия, приближенные к условиям жизнедеятельности маленького организма внутри матери, но и проследят, чтобы ребёнок правильно питался и набирал так необходимый ему вес. Ведь маленькие детки, скорее всего, будут с трудом сосать материнскую грудь в первые несколько дней, а вес очень важно набрать побыстрее, ведь от этого зависит все дальнейшее развитие маленького человека.

Особенности ухода при рождении

В среднем сроки недоношенности составляют от 21 до 37 недель беременности. В зависимости от срока рождения ребёнка, зависит его общее состояние и то, насколько сильно он будет отставать в развитии от своих сверстников на момент рождения. Но есть и некоторые общие особенности, которые характерны для всех недоношенных детей.

Если ребёнок родился от 21 до 32 недели беременности, то его отставание в развитии будет равно около трёх месяцев. Тогда как детки, рождённые в более поздний срок от 32 до 37 недель беременности, будут уже почти сформировавшимися, и их отставание составит всего один месяц.

При рождении любой ребёнок нуждается в ласке и тепле, но недоношенному ребёнку это нужно особенно остро, ведь он должен быть ещё внутри мамы и чувствует себя совсем беззащитным. Недоношенных детей не рекомендуется выпускать с рук, кормить искусственной смесью без предписания врача . А также им показан совместный сон и как можно более тесный телесный постоянный контакт с матерью.

Сразу после родов ребёнка в первую очередь взвесят. Если его вес будет составлять менее чем полтора килограмма, то это свидетельствует о том, что ребёнок нуждается в особом уходе. Его поместят в специальный кювет, где все условия созданы специально для благоприятного развития и компенсации недоношенности. Однако уже после того малыш перейдёт критическую отметку и будет весить более 1700–2 тыс. грамм, его переведут в отделение к матери, где он сможет насладиться её теплотой заботой и любовью.

Максимально приближенная атмосфера дома уже поспособствует более быстрому восстановлению ребёнка после родов. В оптимальном соотношении приветствуется температура воздуха около 20–22 градусов при влажности в 50–70%.

Развитие недоношенного ребёнка по месяцам

В первый год своей жизни ребёнок прибавляет каждый месяц определённое количество грамм. Нормы прибавки зависят от того, на каком этапе беременности был рождён малыш. Мы привели сведения в двух таблицах, первого и второго полугодия жизни.

Таблица первого полугодия

Первый месяц . Первый месяц самый трудный для маленького человека, рождённого раньше положенного срока. В это время ребёночек еще, скорее всего, не может, есть самостоятельно, именно поэтому его отправляют в специальное отделение. Там его будут кормить через специальный зонд, чтобы он смог набирать вес. Активности такие детки проявляют по минимуму и почти все время спят.

Второй месяц . Ребёночек немного окреп и уже старается проявлять больше двигательной активности. Он приподнимает головку из положения, лёжа, активнее сосёт грудь. Если он находится на искусственном вскармливании потому, что не брал грудь до этого, то самое время его приучить к грудному вскармливанию, поскольку оно гораздо полезнее и обеспечит крохе всеми необходимыми элементами для быстрого роста и развития.

Третий месяц . В этом месяце начинается самое активное развитие ребёнка.

  • Он начинает догонять своих сверстников по росту и развитию.
  • Малыш активно набирает необходимую массу тела. В среднем его вес должен удвоиться со времени появления на свет в этом месяце.
  • Его двигательная активность повышается с каждым днём.

Очень скоро ребёнок перестанет чем-либо отличаться от своих доношенных сверстников.

Четвёртый месяц . Ребёночек с каждым днём делает вес новые и новые открытия. В этом месяце его возможности возрастут.

В обязательные каждодневные процедуры включается массаж и плавание. А длительные прогулки на свежем воздухе помогут укрепить иммунитет.

Пятый месяц . В этом месяце малыш делает свои первые социальные подвиги, он учится общаться с самыми близкими членами семьи и особенно с матерью. Зачастую он реагирует на её появление улыбкой. И если раньше это было всего лишь рефлекторное неосознанное проявление симпатии. То теперь это вполне социальный жест, который помогает ребёнку определить, где свои, а где чужие люди, выражая свою любовь. И также мышечная система не отстаёт от темпов развития. Вполне может быть, что ваш кроха сделает свой первый подвиг, с радостью забрав у вас игрушку, крепко удерживая её в ручке.

Шестой месяц . В этом месяце развитие ребёнка приравнивается к развитию доношенных сверстников. Ребёночек много разговаривает и лопочет на своём языке, легко распознает знакомые лица и поворачивает голову в сторону звука. Ножки все крепче держат, потому если поддерживая установить ножками на твёрдую поверхность, он с лёгкостью оттолкнётся от неё. Это ещё один важный этап развитие. Подготовка к самостоятельным шагам будущего чемпиона.

Седьмой месяц . Малыш впервые учится передвигаться самостоятельно.

  • Он уже может не только переворачиваться на животик, но и пытаться доползти до интересующей его игрушки.
  • Ребёночек старается быть более самостоятельным и даже пытаться вырвать ложку при кормлении у мамы, чтобы научится есть самому.
  • Могут начать появляться первые зубки. Обычно это состояние довольно болезненное и проявляется повышенным слюнновыделением. Может даже повышаться температура. Характерным признаком является отказ от пищи. Чтобы облегчить страдания малыша рекомендуется втирать ему в дёсна специальные охлаждающие гели, которые порекомендует вам педиатр.

Восьмой месяц . В этом месяце младенец, может не только самостоятельно переворачиваться со спинки на животик, но и вставать на четвереньки. Вполне возможно, что он начнёт полноценно ползать и спокойно садится без поддержки. Его мышцы становятся крепче с каждым месяцем, что даёт ему возможность приобретать и развивать новые навыки и умения. Психологическое развитие также идёт вперёд. Ребёнок с лёгкостью понимает обращённую к нему речь, гулит и улыбается, может даже выполнять самые простые команды. Дать игрушку, например, что, несомненно, вызовет восторг родителей.

Девятый месяц . Скорее всего, именно в этом месяце ваш ребёнок сделает свои первые шаги. Он спокойно приподнимается и садится у опоры, старается выбраться из кроватки или манежа, активно изучает новый мир. Ребёнок вполне может передвигаться, аккуратно цепляясь за мебель и предметы, стоящие поблизости.

Хорошим приобретением в это время станут ходунки. Они помогут вашему ребёнку быстрее научиться передвигаться без помощи рук, приучат его видеть мир в непривычном для него вертикальном положении. Однако злоупотреблять ими не стоит, это может негативно сказаться на неразвитых мышцах и неокрепшем позвоночнике.

Десятый месяц . В этом месяце ребёнок активно проявляет социальную адаптацию. Он уже узнает собственное имя и с радостью отвечает на обращённые к нему слова. А также он все активнее начинает передвигаться. Часто прыгает стоя у опоры или пытается сделать самостоятельные шаги, оторвавшись от неё. У него, правда, это ещё не совсем получается, ведь позвоночник слишком слаб, чтобы удерживать весь вес целиком. А, кроме того, малышу ещё предстоит научиться держать равновесие.

Ещё одно знаменательное событие в этот период - это прорезывание первого зубика. В это время малыш активно все грызёт и тянет в рот. Рекомендуется приобрести специальные прорезыватель для зубов - это резиновая игрушка со специальным охлаждающим гелем. Это поможет малышу спокойней пережить этот период появления зубиков.

Одиннадцатый месяц . Обычно в этот период ребёнок делает свои первые самостоятельные шаги, оторвавшись от опоры. Он с лёгкостью передвигается на небольшие расстояния даже без поддержки. Некоторые детки все же предпочитают передвигаться ползком. В этом случаи они делают это уже очень быстро, а также они легко поднимаются на ножки без поддержки и в положение сидя. Возможно, им не хватает смелости. В этом случае длительные пешие прогулки за ручку с мамой помогут решить эту проблему.

Ребёнок начинает активно повторять действия взрослых и старается взаимодействовать с любыми окружающими его предметами, особенно теми, что часто используют взрослые. Поэтому в этот период очень важно убирать от ребёнка все опасные предметы. Полезным будет приобрести специальные развивающие игрушки, кубики и пирамидки. Которые не только увлекут маленького исследователя, но и помогут развиться логическому мышлению и мелкой моторике.

Двенадцатый месяц . Развитие недоношенного ребёнка в первый год жизни подходит к концу. В этот период обычно детки уже ничем не отличаются от своих сверстников, которые родились ровно в срок. Возможен некоторый мышечный тонус и излишне резкие движения, некоторое отставание в речевом развитии. Но все это легко исправляется массажем и логопедическими упражнениями.

Заключение

Развитие недоношенных детей в первый год жизни имеет свои индивидуальные особенности. Стоит учитывать, что каждый ребёнок развивается в своём темпе. Вы можете посмотреть примерные таблицы развития недоношенных детей, где будет расписан каждый месяц.

В этой статье мы также описали некоторые особенности развития недоношенных детей в первый год их жизни. Благодаря чему вы без труда сможете отслеживать все первые подвиги своего малыша. Ни для кого не секрет, что первый год жизни самый важный для каждого ребёнка. А если малыш пришёл в этот мир ещё и раньше положенного срока, то это говорит о необходимости ещё внимательней следить за его ростом и развитием. Таким деткам нужно ещё больше внимания и ухода.

Несмотря на некоторое первичное отставание от своих сверстников, они гораздо быстрее развиваются при должном уходе. Таким образом, ваш ребёнок уже к двенадцатому месяцу, скорее всего, ничем не будет отличаться от других детей по любым параметрам. И единственное, что стоит учитывать, это внимательное отношение к ребёнку. Вовремя сделанные процедуры массажа и занятия, направленные на развитие речи, полностью компенсируют некоторые недостатки ваших малышей, позволят быстрее адаптироваться к трудной жизни в новом для них мире.

Нормально протекающая беременность оканчивается родами в срок. Дети, родившиеся на сроке 38–42 недели считаются доношенными. Если роды произошли ранее 37 недели, и вес малютки составляет менее 2500 граммов, то речь идёт о недоношенном ребёнке. Существуют 4 степени недоношенности детей, они определяются сроком разрешения беременности, и зрелостью функций его организма.

Развитие недоношенного ребёнка по месяцам до года будет отличаться от развития доношенных детей. Такие дети развиваются гораздо быстрее, они словно хотят догнать и перегнать сверстников, родившихся в срок.

Родителям недоношенных малышей придётся набраться мужества и терпения. Недоношенные дети вполне могут вырасти здоровыми, крепкими и умными, просто им нужно уделять гораздо больше внимания и заботы.

Степени недоношенности

  1. Экстремальная недоношенность. Такие дети составляют около 5% всех недоношенных. Их вес при рождении составляет менее 1000 граммов. К сожалению, при таком низком весе у ребёнка наблюдается незрелость всех органов и систем организма, процент осложнений и инвалидности у выживших очень высок. С 2012 года в нашей стране принят закон об обязательном выхаживании детей с весом 500 граммов и больше. Эти меры требуют колоссальных достижений неонатологии и не всегда гарантируют положительный исход.
  2. Глубокая недоношенность. В этом случае вес маленького недоношенного ребёнка колеблется от 1000 до 1500 граммов. У таких детей есть все шансы не только выжить, но и полноценно развиваться. Малютки помещаются в специальные кувезы, их питание происходит через зонд. В кувезах воссоздаются условия, подобные внутриутробному состоянию. В этих устройствах поддерживается специальная температура и влажность. Здесь детки находятся, пока не достигнут веса в 1700 граммов, затем их перекладывают в специальные кроватки с подогревом.
  3. Дети, родившиеся на сроке 34 недели, имеют одну особенность. Эти малыши уже умеют самостоятельно дышать, у них выражен сосательный рефлекс, но существует риск внезапной остановки дыхания – апноэ. Причины этого фактора ещё не до конца изучены, чаще всего их связывают с неврологическими или мускульными нарушениями.
  4. Кроха, родившийся на 36 неделе беременности, наиболее приближен по физиологическим параметрам к доношенному ребёнку. Он самостоятельно дышит и может сосать. После родов таких детей нужно еженедельно показывать педиатру, если необходимо – пройти обследование.
  5. Иногда встречаются случаи, что на фоне нормального веса у ребёнка всё же отсутствует общая зрелость организма или отдельных функций. В этом случае дети проходят тщательный медицинский осмотр, их развитие корректируется.

Выписка из роддома

В зависимости от степени недоношенности ребёнок может провести в больнице от пары недель до полугода. Сразу после родов неонатолог принимает решение о переводе новорождённого в реанимационное отделение, затем – в отделение интенсивной терапии. Мама малыша может приходить к малышу, приносить сцеженное молоко, брать на руки. Если всё проходит хорошо, развитие ребёнка происходит нормально, то кроха выписывается домой под пристальное наблюдение педиатра. Основные показатели при выписке такие:

  • вес 2000 граммов и более;
  • самостоятельное дыхание и сосательные движения ртом;
  • стабильная нормальная температура тела;
  • отсутствие осложнений;
  • стабильный прогресс в развитии.

Развитие в домашних условиях

Важно, чтобы родители знали и умели ухаживать за своим малышом. Они должны понимать особенности развития недоношенных детей, знать, чем и как кормить кроху, регулярно показывать его врачам, иметь возможность обратиться и получить срочную квалифицированную консультацию, если возникнет такая необходимость.

Чтобы меньше переживать, маме и папе следует почитать соответствующую литературу, проконсультироваться с доктором, изучить таблицы в сети Интернет, где хорошо видно развитие недоношенного ребёнка по месяцам вплоть до года.

В статье мы приведём основные сведения от рождения до 1 года.

  1. Как правило, в течение плохо набирает вес. Он ещё слишком слаб, формирование сосательной и глотательной функций не завершено. Родителям нужно оберегать кроху от переохлаждений и от контакта с другими людьми, чтобы не подхватить инфекцию.
  2. В два месяца малыш уже научился сосать, хорошо кушает, начал прибавлять в весе. Можно пробовать выкладывать его на животик.
  3. В 3 месяца развивается хватательный рефлекс, уже появляются эмоции на личике. Кроха фиксирует взгляд, узнаёт маму и реагирует на поглаживания.
  4. На четвёртом месяце жизни малыш уже уверенно держит головку, хватает игрушки руками. Необходимо следить за его правильным физическим развитием, делать массаж и гимнастику.
  5. В 5 месяцев ребёнок реагирует на окружающий мир. Он определяет источник звука, любит рассматривать новые яркие игрушки и начинает издавать звуки.
  6. В 6 месяцев происходят первые попытки перевернуться со спины на животик. Малыш вовсю сучит ножками и ручками, радуется знакомым лицам, любит сидеть на руках у мамы или папы. Как правило, в этом возрасте разрыв в развитии по сравнению с доношенными детьми полностью исчезает.
  7. Семимесячный кроха любит ползать, особенно за игрушками. Начинают прорезываться зубки. Если за окном стоит лето, смело выносите кроху во двор. Рассеянные солнечные лучи и свежий воздух укрепят его здоровье и предотвратят развитие рахита.
  8. В этом возрасте ребёнка всё больше привлекает общение. Ему нравится слушать песенки, сказки. Он различает интонацию голоса, может осознанно выражать эмоции. В физическом плане недоношенный ребёнок в 8 месяцев полностью догоняет доношенных сверстников. У него идёт быстрое развитие, кроха может уверенно сидеть, стоять, ползать.
  9. В 9 месяцев малыш уже начинает разговаривать, он произносит слоги. Радуется знакомым людям, интересуется всем новым.
  10. В 10 месяцев ребёнок уверенно ходит, держась за перила манежа или кроватки. Малыш знает своё имя, откликается на него. У тех, кто родился до 31 недели, могут только начать прорезываться первые зубы.
  11. В 11 месяцев кроха активно ползает, но всё больше ему нравится подниматься на ножки и самостоятельно стоять. Он пробует делать первые шаги без поддержки. В этом возрасте он очень любит движущиеся игрушки и предметы и может на некоторое время погружаться в игру, освобождая маму.
  12. В год физическое развитие ребёнка ничем не отличается от развития его доношенных сверстников. Но в психоэмоциональном плане он ещё не до конца развит. Ребёнок может уже вовсю ходить, но зрелость нервно-психических функций полностью придёт в норму только в 2–3 года. Пугаться этого не стоит, нужно лишь подождать.

Помните, что развитие малыша до года по месяцам приведено приблизительное, точную информацию вам предоставят терапевт, ортопед и невропатолог, основываясь на индивидуальных особенностях вашего ребёнка.

  • Питание. Старайтесь сохранить грудное вскармливание как можно дольше. Материнское молоко – это просто кладезь необходимого белка и аминокислот. Если естественное вскармливание невозможно, то при выборе молочной смеси обязательно посоветуйтесь с педиатром. Для недоношенных детей подходят только специальные смеси.

Прикорм возможен не ранее 7 месяцев, это связано с незрелостью пищеварительной системы. Кормите кроху 10–20 раз в день небольшими порциями. Приобретите специальные весы для новорождённых, взвешивайте малыша после каждого кормления. В недоношенном состоянии каждый грамм веса – это большая победа.

  • Одежда и подгузники. Кожа недоношенного ребёнка очень нежная и ранимая. Покупайте вещи только из натуральных тканей и с застёжками в виде кнопочек. Недоношенные дети очень крохотные, поэтому одежда и подгузники для них должны быть самых маленьких размеров, такие продаются в специализированных магазинах.
  • Купание. Не допускайте перепада температур, берегите кроху от травм. Температура воды должна быть не менее 36 ºС, а температура в помещении – около 25 ºС. Следите за влажностью воздуха, оптимальное значение – 50–70%. После купания заверните ребёнка в подогретое полотенце. Не допускайте переохлаждения, в первый месяц жизни придётся пользоваться грелками.
  • Прогулки. Если малыша выписали из роддома с весом 2000 грамм и более, то в летнее время можно смело гулять в парке или лесу. Сначала – не более 10–15 минут, затем постепенно увеличивайте время прогулки. Зимой не гуляйте в морозы, особенно, если кроха ещё не набрал вес в 3000 грамм. Регулярно проветривайте комнату, свежий воздух просто необходим.
  • Физическое развитие по месяцам. Уделяйте особое внимание формированию физических навыков. Конечно, этот процесс не будет быстрым, но массаж и гимнастика помогут его ускорить. Эти процедуры должны выполнять специалисты. Они знают, например, что правильно сделанный массаж укрепит нужные мышцы, улучшит обмен веществ, предотвратит появление сколиоза и других проблем с костной системой. В итоге малыш начнёт вовремя переворачиваться, ползать, сидеть и ходить.

Дорогие родители, если ваш кроха родился раньше срока, прежде всего, перестаньте паниковать. Примите за данность, что бывают недоношенные дети, их развитие и будущее зависят и от степени недоношенности, и от квалификации медперсонала, и от многих других факторов, среди которых важно найти место терпению и надежде на лучшее.

Рождение недоношенного ребенка многих из родителей повергает в шок, некоторых пугает, и все они хаотично стремятся найти ответы на вопрос «Как происходит развитие недоношенного ребенка по месяцам».

Стоит сразу же развеять сомнения и успокоить взволнованных родителей. Ваш малыш просто захотел раньше появиться на свет. Да, он особенный, и с первого месяца требует к себе более трепетного и заботливого отношения, чем обычный новорожденный. Первый год жизни для таких малышей самый важный и ответственный. В это время происходит самый интенсивный набор массы тела ребенком.

Недоношенным считается ребенок, который появился на свет между 21-й и 36-й неделями беременности, с массой тела не превышающей 2500г и длиной тела менее 46-47 см. Рождается недоношенный малыш более слабым, по сравнению с малышом, рожденным вовремя. И развитие таких детей отличается от развития детишек рожденных в срок. Более того, развитие малыша рожденного на 33-й неделе, будет отличаться от развития ребенка рожденного на 25-й неделе. В среднем, недоношенный малыш может догнать по развитию и физическим показателям обычного ребенка от 1 года до 3-х лет, при условии, что он не будет подвержен заболеваниям. Часто болеющие дети достигают уровня доношенных, гораздо позднее. Различают 4 степени недоношенности ребенка, в зависимости от которых будет происходить и можно судить о развитии ребенка. При весе от2 — 2,5 кг ребенка из роддома не выписывают и он находится под наблюдением медиков.

Говоря о первом месяце жизни малыша, нужно сказать, что у него существует большой риск развития инфекционных заболеваний, протекающих с осложнениями. Причем, в первый месяц жизни ребенок набирает вес очень слабо. О хорошем развитии свидетельствует наличие сосательно-глотательного рефлекса, часто — при отсутствии этого рефлекса, недоношенных детей кормят через зонд. У недоношенных детей (до 3-х кг) не стабильна нервная система, нестабильность может удерживаться до 3-4 месяцев. Очень важно для деток первого месяца жизни удерживать стабильность дыхательной системы, пока не научатся самостоятельно дышать, требуется искусственная подача кислорода. С самого рождения с ребенком надо поддерживать тактильный и голосовой контакт, чтобы малыш чувствовал руки и голос мамы.

На 2-м месяце жизни недоношенный малыш начинает набирать массу тела. Это свидетельствует о хорошем развитии. В то же время эти малыши приподнимать голову, лежа на животе, не могут в отличие от доношенных детей такого же возраста. На 2-м месяце жизни у ребенка вырабатывается сосательно-глотательный рефлекс. Но детки при кормлении очень быстро устают и их необходимо докармливать сцеженным грудным молоком. Интервал между прикладыванием ребенка к груди должен быть небольшим.

Третий месяц жизни недоношенного ребенка характеризуется увеличением массы тела в полтора раза. Отвечать на улыбку родителей ребенок еще не может, но очень чувствителен к прикосновениям рук мамы. Для недоношенных деток важен температурный режим, в комнате температура воздуха должна быть не ниже 23 градусов. Ребенка необходимо тепло одевать, на ножках должны быть теплые шерстяные носочки. Необходимо постоянно следить за физиологическим состоянием малыша. Массаж недоношенным детям в этом возрасте еще не делают, так как мышечный слой еще не сформировался. Деткам противопоказан яркий свет, более комфортно малыши чувствуют себя при приглушенном, не ярком свете. Период бодрствования очень короткий, детки в основном спят, важна смена положения тела ребенка.

На 4-м месяце жизни малыш пытается поднять и держать головку, пытается фиксировать взгляд и издавать звуки. В это время можно начинать легкий массаж, очень хорошо плавание, водные занятия в ванной, показано принятие воздушных ванн, парение на руках.

5-й месяц развития недоношенного ребенка по месяцам характеризуется началом гуления. Малыш начинает улыбаться. Некоторые из детишек способны хватать подвешенную игрушку.

К полугоду жизни недоношенный ребенок увеличивает свою первоначальную массу в 2-2,5 раза. У него начинается быстрое психоэмоциональное развитие. Он пытается удержать игрушку. Также способен гулить и, поворачивая голову, находить источник звука. К 6 месяцам начинает выравниваться состояние и ребенок в своем развитии начинает приближаться к развитию доношенного ребенка. После 6 месяцев малыш может отличить близких от чужих людей (но не все детки).

Седьмой месяц жизни недоношенного малыша характеризуется тем, что он уже умеет переворачиваться на спину с живота, и на живот со спины. Малыш способен держать игрушку.

8-й месяц отмечен тем, что начинается активное гуление. Он легко переворачивается на спину и животик, возникает имитация ползания — ребенок встает на четвереньки и раскачивается. Также малыш может есть с ложки.

На девятом месяце жизни ребенок играет самостоятельно с игрушками, пробует вставать, удерживаясь за барьер, и самостоятельно присаживается на бок с опорной рукой. При кормлении малыш может тянуть кусочки еды в рот руками.

10-й месяц жизни недоношенного ребенка он уже может встать на ножки с поддержкой. Медики не рекомендуют ставить рано детей на ножки, недоношенных деток особенно. Малыш сосредотачивает внимание на движущемся предмете, способен произносить различные звуки.

К одиннадцатому месяцу жизни недоношенный малыш способен размахивать, класть и брать игрушку. Отзывается на свое имя, передвигается по-пластунски или ползает.

К году жизни малыши I, II, III степени недоношенности уже значительно догоняют по развитию доношенных детишек. Ребенка нельзя торопить вставать на ножки и ходить, не нужно ускорять развитие. Малыш начинает произносить некоторые слоги.


Top