Конспект занятия по экологическому образованию в средней группе на тему «Кто живет в лесу? План конспект по экологическому воспитанию детей средней группы Конспект экологическое воспитание в доу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15

Конспект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по страницам книги»

Воспитатель I категории

Город Сарапул УР

2017 год

Конспект основной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Путешествие по страницам книги»

Цель: формировать у детей основы экологической культуры.

Задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о живой и неживой природе; формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки; формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные: воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации, заботливое отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: книга «Экология», ноутбук, проектор, экран, дидактическая игра «Живая и неживая природа», дидактическая игра «Сортировка мусора», презентация «Лес», запись пения птиц, обручи красного, синего и зелёного цвета, цветные карандаши, акварельные краски, фломастеры на выбор детей

Словарная работа: экология, эколог, экосистема, экологические цепочки, экологические проблемы

Предварительная работа:

Экскурсии в лесопарковую зону

Проведение опытов с неживой природой: воздух, вода, снег, ветер, песок, глина

Чтение детской литературы о природе

Беседы о лесе и природе

Рассматривание иллюстраций по теме «Природа»

Отгадывание загадок о животных и растениях

Разучивание стихов о жителях леса, о природе

Ход основной образовательной деятельности:

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть. (Стук в дверь. Посыльный приносит посылку, на которой написано: «Кому: ребятам подготовительной группы детского сада №15. От кого: королевы Природы».

Воспитатель: Какая красивая посылка! Ребята, вы хотите её раскрыть? (Дети раскрывают посылку, в которой находится книга и диск с видео посланием. Воспитатель вставляет диск в дисковод ноутбука и выводит изображение через проектор на экран. На диске записано видео обращение королевы Природы к детям)

Королева Природа: Здравствуйте дорогие ребята! Я - королева Природа. В моём королевстве происходит что-то странное: воздух стал загазованным, начинают гибнуть деревья, не слышно пения птиц. Я вас очень прошу выяснить в чём причина, а в помощь я вам высылаю очень познавательную книгу, которую написала я специально для вас. До скорых встреч. Ваша королева Природа.

Воспитатель. Ребята, а кто нам прочитает как называется книга, которую для нас написала королева Природа? (Читающие дети читают название книги «Экология»)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в необычное путешествие по страницам этой удивительной книги.

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, что означает слово «экология»?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. От слова «экология» произошло слово «эколог».

Эколог – это человек, который занимается экологией, изучает и защищает природу. И первая глава этой книги называется «Живая и неживая природа». Ребята, а кто помнит, что такое «природа»?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы. Природа – это цветы, реки, деревья и кустарники, животные, человек, воздух, вода, камни, звёзды, планеты и многое другое. Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. А кто расскажет нам о живой природе?

Дети: Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы и человек. Все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца и питания. Живая природа – это всё, что растёт, дышит, питается и развивается. (Воспитатель выкладывает на доске модель живой природы в виде картинок: питание - рот, дыхания - нос, размножения -цыплёнок, роста - курица)

Воспитатель: А что же означает неживая природа?

Дети: Неживая природа – это всё то, что не дышит, не растёт, не развивается. Это всё что нас окружает – звёзды, луна, солнце, вода, камни и т.д. И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель: Ребята, в моём волшебном лукошке лежат картинки, которые мы должны разложить по группам «живая природа» и «неживая природа» (дети раскладывают картинки на группы). А почему у нас остались лишние картинки? В какую группу их можно отнести?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы абсолютно правы. Это предметы, сделанные руками человека.

Воспитатель перелистывает страницу книги.

Воспитатель: Следующая глава книги называется «Экосистема». Ребята, а как вы думаете, связаны ли между собой представители живой природы?

Ответы детей.

Воспитатель: А чтобы проверить свои ответы, мы с вами прогуляемся по лесу. (Детям предлагается просмотр слайдов с изображением леса, звучит фонограмма пения птиц)

Воспитатель берёт картинки с изображениями представителей живой природы, которые дети только что разложили, и предлагает выбрать все картинки с изображением растений с плодами и семенами и положить их в синий обруч.

Воспитатель: Молодцы! А теперь положите в зелёный обруч картинки с изображениями животных, которые питаются растениями. А как называются животные, которые питаются растительной пищей?

Дети: Животные, которые питаются растительной пищей называются травоядными.

Воспитатель: А как называются животные, которые питаются не растениями? Почему их так называют?

Дети: Таких животных называют хищниками, потому что они поедают других животных.

Воспитатель: Изображения таких животных положите пожалуйста в красный обруч. (Дети выкладывают картинки с изображением хищных животных.) Вы всё сделали правильно! Теперь подумайте и скажите, что нужно животным для жизнеобеспечения? Кто чем питается?

Ответы детей.

Воспитатель: Растения «кормят» насекомых и мелких животных. Насекомые и мелкие животные «кормят» хищников. Все сыты? А кто же «кормит» растения?

Ответы детей.

Дети выкладывают перед синим обручем модели необходимые для роста и развития растений: модель солнца, тепла, воды и воздуха. После того, как дети вспомнили, какие животные относятся к хищным, а какие к травоядным, педагог предлагает детям дидактическую игру «Что произойдёт, если …».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточку и скажите, что на ней изображено?

Дети: На карточке изображено дерево, заяц и лиса.

С помощью наводящих вопросов воспитатель наводит детей на мысль, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки.

Воспитатель: А что произойдёт, если мы «нарушим» пищевую цепь и уберем из этой цепи деревья? Зайцев? Лисиц?

Воспитатель: Ребята, в природе всё взаимосвязано. Нарушение одного звена способствует изменению всей пищевой цепочки, в результате начинает страдать окружающая среда, природа, а в итоге и сам человек.

Физминутка.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем - крылья сложим назад.

Воспитатель: Наше путешествие по страницам книги продолжается и третья глава книги называется «Экологические проблемы». Экологическая проблема - это изменение природной среды, в результате отрицательного влияния деятельности человека на природу или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Сегодня мы рассмотрим наиболее важные из них.

(1 слайд) - Заводы и фабрики выбрасывают в воздух много вредных веществ.

(2 слайд)- Машины загрязняют воздух выхлопными газами.

Что происходит с нашим воздухом? (Воздух становится грязным, им трудно дышать, можно даже отравиться.)

(3 слайд) – Отходы предприятий сбрасываются в водоемы.

(4 слайд) – При аварии танкеров нефтяная пленка покрывает обширную поверхность воды.

Чем это опасно для обитателей морей и океанов? (Нефтяная пленка загрязняет воду. Из-за нехватки воздуха и самой нефти гибнут рыбы, морские животные, водоплавающие птицы.)

(5 слайд) – От оставленных без присмотра костров в лесах возникают сильные пожары, от которых погибают растения, звери, птицы, насекомые

(6 слайд) – Так же из-за необдуманной деятельности человека погибло много животных, например, морская корова. А некоторых животных осталось очень мало, таких как гималайский медведь, зубр, уссурийский тигр. Таких животных заносят в «Красную книгу»

(7 слайд) На экране изображена «Красная книга Удмуртии»

Воспитатель: Ребята, а почему эта книга называется «Красная»?

Дети: Потому что красный цвет – цвет опасности.

Воспитатель: Правильно! Мы обязательно рассмотрим и изучим эту книгу на следующем нашем занятии.

(8 лист) Следующая экологическая проблема заключается в том, что люди вырубают большие территории деревьев, в том числе и редкие.

(9 слайд) – Люди очень много мусора оставляют в лесах, выбрасывают в водоемы. На нашей планете огромное количество мусорных свалок.

Природа может справиться с таким количеством мусора?

Дети: Нет, не может, его очень много. Стекло и пластик не разлагаются.

Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.

Книгу мы листаем,

Следующую главу открываем.

А следующая глава называется «Наш вклад». Ребята, мы тоже с вами люди и должны охранять и беречь окружающую природу. А какой вклад мы можем с вами внести в охрану окружающей среды?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Можно-нельзя»

Воспитатель: Ребята, возьмите пожалуйста ладошки красного и зелёного цвета, которые лежат у вас под стульчиками. Если вы согласны с высказыванием, то поднимаем зелёную ладошку, если не согласны – красную.

Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.

Сажать больше деревьев – можно.

Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.

Ходить только по тропинкам – можно.

Рвать большие букеты цветов – нельзя.

Любоваться ими – можно.

Оставлять мусор в лесу – нельзя.

Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.

Разжигать костры в лесу – нельзя.

Беречь лес от пожара – можно.

В лесу шуметь – нельзя.

Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.

Быть другом животных – можно.

Молодцы! Хорошо знаете правила поведения в природе. Так давайте будем беречь зелёный лес, птиц, животных, насекомых, цветы, реки. Ведь все они живут на нашей прекрасной Земле. А Земля – наш мир, наш общий дом. Человек должен быть добрым!

И последняя глава нашей книги называется «Экологические знаки», но посмотрите, страницы этой главы чистые. Королева Природы просит вас помочь ей и нарисовать на этих страницах знаки, которые напоминали бы жителям её королевства о правилах поведения, чтобы такие экологические проблемы в её королевстве не возникали.

Дети садятся за столы и начинают рисовать экологические знаки, которые они затем поместят в книгу. Во время рисования звучит запись песни «Милый лес» (слова – Л. Чадовой, музыка – Н. Лукониной). Таким образом, воспитатель получает возможность не только творчески закончить занятие, но и обозначить связь содержания занятия с жизнью, что является одним из главных требований к планированию образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, я думаю королеве очень понравятся ваши знаки и она обязательно их развесит их в своём королевстве. Но кто из вас догадался, почему в королевстве королевы Природы происходят такие странные вещи?

Ответы детей.

Рефлексия:

Воспитатель: Мои юные друзья, мне очень понравилось, как вы сегодня думали, выполняли задания и отвечали на вопросы. Я очень рада за вас! Спасибо! Но у нас с вами осталось одно не выполненное задание. У нас в группе появилась необыкновенная полянка. Я прошу вас посадить на неё цветочек, если вам на занятии было интересно и понятно, увядающую травинку – если вам было что-то не понятно и засохшее дерево – если вам было не интересно.

Лебедева Оксана Евгеньевна
МБДОУ "Детский сад № 67" компенсирующего вида г.Дзержинск
Воспитатель

Конспект занятия по экологическому образованию в средней группе на тему «Кто живет в лесу?»

Цель: Закрепление представлений детей о жизни животных леса (медведь, белка, заяц, лиса), их местах обитания, подготовке к зимнему времени года.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение детей классифицировать объекты.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к природе, творческое воображение, мышление.

Воспитательные:Прививать чувство ответственности за жизнь окружающих животных.

Средства: шапки-маски: медведя, зайца, белки, лисы; изображения жилищ животных большого размера, д/и «Собери картинку», материалы для аппликации, клей, салфетки, презентация «Назови одним словом», аудиозапись «Звуки природы».

Способы:

Словесные: Вопросы к детям, загадки про лесных жителей.

Наглядные: Рассматривание изображений лесных животных и их жилищ.

Практические: Дыхательная гимнастика, д/и «Назови одним словом», д/и «Собери картинку», п/ и «Зайка серенький сидит».

Игровые: Игровая ситуация.

Словарная работа: Дупло, берлога, нора, логово.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких животных.

Вводная часть:

(Дети проходят в группу, воспитатель надевает каждому ребенку шапочку лесного животного: медведь, белка, заяц, лиса. Звучит музыка леса.)

Воспитатель: Здравствуйте, лесные жители! Медвежата, зайчата, бельчата, лисята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, послушайте я вам загадки загадаю, а вы попробуйте отгадать их.

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его... (медведь)

Пушистая и рыжая

На дереве живет.

Сильными зубками

Орешки все грызёт.

(Белочка).

Эта рыжая плутовка

Может влезть в курятник ловко,

С петушком в лесок умчится.

Как зовут ее? (Лисица)

Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его? (Зайчишка)

Основная часть:

Воспитатель: Сегодня я пришла к вам в гости в лес. Вы расскажите мне как вы живете в лесу?

Дети: Расскажем.

Воспитатель: Белки, как называется ваш домик?

Дети: дупло.

Воспитатель: Зайцы, а где живете вы?

Дети: Мы живем под кустом.

Воспитатель: Лисы, как называется ваше жилище?

Дети: Мы живем в норе.

Воспитатель: Медвежата, где вы живете?

Дети: В берлоге.

Воспитатель: Милые лесные животные, расскажите мне, что вы делаете осенью?

Дети: запасаем пищу, нагуливаем жир и т.д.

Воспитатель: Как много у вас забот осенью! Даже нет времени отдохнуть. Предлагаю вам исполнить веселую зарядку (звучит музыка, дети выполняют движения под музыку).

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

(Дети стоят)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так и вот так

Он ушами шевелит.

(Дети присели, ручки подняли, как ушки у зайки и двигают ими)

Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки погреть.

Вот так и вот так

Надо лапоньки погреть.

(Дети встают и хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять надо зайке поскакать.

Вот так и вот так

Надо зайке поскакать.

(Дети прыгают на месте)

Волк зайчишку испугал,

Зайка прыг и убежал.

(Дети бегают и садятся на свои стульчики)

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Педагог: Посмотрите на экран (включается презентация). Давайте назовем одним словом все, что увидим.

1. бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - это... (насекомые);

2. берёза, дуб, ель - это... (деревья);

3. скворец, снегирь, сова, сорока - это... (птицы);

4. брусника, земляника, малина, смородина - это... (ягоды).

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Внимание, внимание! Объявляю соревнование среди лесных животных! На столе стоят птички-невилички, надо сделать так, чтобы они полетели. (Дети выстраиваются в две колонны, подходят к столу, каждый ребенок дует на птичку только один раз. Результат: чья птичка улетит дальше.)

Дидактическая игра «Собери картинку»

Воспитатель: Следующее задание, каждая группа лесных животных должна собрать картинку других животных. (Белки собирают изображение зайцев, зайцы - медведей, медведи - лисиц, лисицы - белок). Кто справляется первый, поднимет руки вверх.

Воспитатель: Лесные ребята-зверята, вы очень интересно рассказали мне о себе, показали, чем занимаетесь осенью. А теперь предлагаю вспомнить тех животных, которые сегодня не смогли прийти к нам на полянку. Каких животных не хватает?

Воспитатель: Слушайте загадки.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это...

Дети: Волка, ежа.

Воспитатель: Верно, посмотрите на картину. У волка жилище - логово. А детеныши - волчата. Еж на зиму зарывается в норку и впадает в спячку. А сейчас лесные животные могут снова превратиться в деток. (Дети снимают маски)

Заключительная часть:

Воспитатель: Дети, вам понравилось сегодня у меня в гостях? Если понравилось, то похлопаем сами себе, а если что-то не понравилось, то посидим тихо. Кем вы сегодня были?

Дети: Мы были лесными животными.

Воспитатель: Как называется жилище медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Правильно, а белки?

Дети: Дупло.

Воспитатель: А Лисы?

Дети: Норка.

Воспитатель: А кто вспомнит жилище волка?

Дети: Логово.

Воспитатель: А зайца?

Дети: Куст.

Воспитатель: А как зимует ёжик?

Дети: Ёжик зарывается в норку.

Воспитатель: Молодцы всё вспомнили.

Воспитатель: А вы любите животных?

Дети: Любим.

Воспитатель: Животные - это наши братья меньшие. Их нужно любить и беречь! Приносить из леса животных не стоит, ведь вы теперь знаете, что у каждого животного есть дом в лесу и свои родные мамы, папы или детки!

Мы с вами в лесу. Воздух свежий. Вдохните в себя несколько глубоких глотков воздуха. Как хорошо! Кругом деревья, кусты. Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

А вот и лесная поляна. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения в лесу. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.

Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу?

Обобщение: «Правильно, могут исчезнуть цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся дикие животные……………..

Вам понравились волшебные цветы?

Давайте поиграем с ними в игру «Кто живёт в лесу?»

Вы по очереди будете называть лесных жителей, и выкладывать из цветочков за мной волшебную тропинку и посмотрим куда она приведёт.

Молодцы! Много вы знаете диких животных. Давайте посмотрим, куда же нас привела тропинка из цветов.

Мы пришли в «Лесную школу». Усаживайтесь на пеньки. Посмотрите на эту картину. Как вы думаете, что на ней изображено?

Ребята, а вы знаете, что лес называют «многоэтажным домом?»

Посмотрите, какое огромное дерево. Как оно называется?

Почему вы узнали, что это сосна?

Обобщение: Сосна самое высокое дерево в лесу.

Какие ещё высокие деревья растут в лесу?

Обобщение: Есть в лесу и невысокие деревья.

Какие деревья вы знаете?

Обобщение: Между деревьями растут кустарники.

Какие лесные кустарники вы знаете?

Обобщение: Правильно, ещё в лесу растут такие кустарники как можжевельник, жимолость.

А в лесу растут ягоды?

Какие лесные ягоды вы знаете?

Обобщение: лесу растут ещё голубика, костяника. Эти ягоды называются низкорослыми кустарничками.

Что растёт под кустарничками?

Обобщение: Вот и получился многоэтажный лес: высокие деревья, невысокие деревья и кустарники, низкорослые кустарнички, трава, мох.

Старичок – Лесовичок любит делать сюрпризы, и посмотрите, что он нам приготовил.

(Воспитатель показывает коробку, в которой находятся детали дома и плоскостные фигурки животных)

Посмотрите, ребята, что это?

Старичок – Лесовичок попросил, чтобы вы сами построили многоэтажный дом, а потом расселили всех лесных обитателей по своим этажам.

Обобщение: Итак, ребята, у нас получился настоящий многоэтажный лес. В этом лесу живёт много разных диких животных. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Самый, самый, самый…..»

Какой лесной житель самый сильный?

Какой самый хищный?

Какой самый хитрый?

Какое дикое животное самое быстроногое?

Как вы думаете, какой этаж в лесу занимают эти животные? Почему?

(Воспитатель показывает другие фигурки.)

Какие животные, птицы занимают второй этаж леса?

Обобщение: Ребята, эти животные в дуплах старых деревьев делают себе жильё; рысь, сова – сверху высматривают добычу.

А вот белка живёт на третьем этаже леса. Потому что она - легкий зверёк, может передвигаться по тонким веткам.

Кто ещё живёт на верхних этажах?

Обобщение: Ребята, посмотрите, у нас получился лес – большой. Многоэтажный дом. Много разных животных живёт в лесу.

Говорят, что в лесу все друг другу нужны. А вот зачем лесу комар? Он такой надоедливый.

А что будет если исчезнут все комары?.

А как вы думаете, человек может прожить без леса?

Что даёт лес человеку?

Обобщение: Лес - наше богатство, его надо беречь, и, конечно же, соблюдать правила поведения в лесу.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 имени К.С. Федоровского»

г. Юрга Кемеровской области

Экологическое воспитание

младших школьников

(мастер-класс)

подготовила Кононенко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов

Юрга 2013

Пояснительная записка................................................................................... 3

Конспект мастер-класса………………………….…………………………. 7

Приложения…………………………………………………………………. 10

Список литературы………………………………………………………….. 32

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность.

В. А. Сухомлинский

С 2003 года я начала нарабатывать материал по экологическому воспитанию и собирала по крупицам в рукописном виде, когда ещё не было условий для набора на компьютере. Проводила факультативные занятия по экологии. Примерно через год или два был выпущен новый учебник по курсу природоведения Плешакова, в котором были введены темы уроков по экологии.

Почему я выбрала эту тему? В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями. Опыт показывает, что взрослого человека с уже сформировавшимися взглядами трудно переубедить и перевоспитать. До сих пор у нас природа часто оценивается только с точки зрения пользы или вреда для человека. Я считаю, что сформировать человека с новым, экологическим типом мышления можно только с раннего детства. Поэтому крайне важным звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования является работа с младшими школьниками. Именно в этот период у человека формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе связей. Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и их восстановления. Изучение основ природопользования, рассмотрение вопросов о роли прогнозирования изменений окружающей среды способствует пониманию обучающимися важности учёта особенностей природы в процессе трудовой деятельности человека.

Целью экологического воспитания является

Формирование ответственного отношения к природе.

Экологическое воспитание предполагает формирование у школьника соответствующего мировоззрения, получение экологических знаний.

Экология - наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно,

Задачей экологического образования должно быть формирование у школьника понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями, животными и животными), их связи с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологических факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни.

Такой подход к изучению природы, то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей, позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду . Одно дело, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу «плохо». И совсем другое, когда ребёнок знает, сколько животных и растений связано с этим деревом, и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костёр, а можно объяснить, что почва - живая земля, в которой обитает множество живых организмов, корни растений, и многие из них гибнут из-за разведения костров.

Выделяется ещё несколько задач экологического воспитания – овладение навыками поведения в окружающей среде и приёмами постижения природных закономерностей.

Мы говорим об экологическом образовании - формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы , он существует внутри природы и неотделим от неё. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое, в свою очередь, может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных). Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.

В настоящее время у большинства детей сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. С точки зрения экологии в природе нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное и растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – познакомить с жизнью растений и животных, выработка одинаково бережного отношения ко всем живым существам, независимо от того, нравятся они нам или нет.

В младшем школьном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задавать массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними.

Именно эта особенность младшего школьного возраста должна быть использована в достижении следующей задачи экологического воспитания - нравственное развитие, чувственное восприятие, творческое развитие личности и развитие эмоциональной чувственности.

Уроки по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребёнок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Уроки можно проводить с привлечением сказочных персонажей, решением логических задач по экологии, использовать картины, кинофильмы, которые формируют образы территорий, различных объектов природы, развивают у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды.

Экологическое воспитание обучающихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1-го к 4-му классу. Активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов.

Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края.

Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, они станут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Повышение экологической культуры учащихся, вооружение их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, ответственности за судьбу общего дома - планеты Земля - вот главное в моей работе.

Главный вопрос жизни – « Ни что я могу получать, а что я могу отдать»

Лорд Баден Пауэл

В рамках представления своего опыта я предлагаю вам мастер - класс.

Я вас попрошу удобнее сесть и послушать рассказ В. Малиновского «Ромашковая поляна».

Я бывал здесь чуть ли не каждый день. Приезжал обычно вечером после работы, садился на потемневший от времени еловый пенек и смотрел. Просто смотрел на белое чудо, раскинувшееся у моих ног. И от сердца отходили мелкие суетные невзгоды. Жизнь казалась удивительно чистой и прозрачной, как лесной ручей, что журчал за моей спиной в ольховой лощине.

Правда, иногда мне было немного странно, что небольшая, сплошь усыпанная золотисто-белыми крупными ромашками поляна, остается целой и невредимой здесь, неподалеку от города. Но проходил день за днем, а цветы по-прежнему жили своей жизнью. По-прежнему над ними ласково гудели шмели, и, точно отвечая им, в такт слабым порывам ветра, ромашки задумчиво покачивали головами.

Потом я не был на поляне несколько дней. Но наконец-то выбрал вечерок и на велосипеде, как всегда, покатил к своим ромашкам. Знакомый поворот.

Но что это?!

Лесную заброшенную дорогу разрезали колеса автомашины. Невольно ускорил шаги. Вот и ромашковая поляна. Ее было не узнать... Прямо посредине в ошметках грязи пролегла автомобильная колея. С краю, напротив елового пенька, чернели головешки потухшего костра. Рядом валялись пустые консервные банки, осколки битых бутылок, обрывки газет. От былого ромашкового чуда остались лишь редкие золотисто-желтые островки. Я прошелся по поляне, на которую еще недавно не смел ступить, посидел на любимом пеньке. Но прежнего чувства спокойствия и умиротворения не наступило. Напротив, в душе поднялась боль и обида.

Как мог, я убрал разбросанный хлам. Банки, стекло, газеты отнес в лес, выбросил в яму. Но горечь и обида не оставляли меня. Мучительно хотелось, чтобы это чувство хотя бы немного испытал тот, кто обезобразил, изуродовал ромашковую поляну. Чтобы до него дошло, что он обезобразил и изуродовал не просто клочок земли, покрытый цветами, а землю, нашу кормилицу, огромную, но хрупкую, судьба которой зависит от каждого из нас.

Беседа.

Спасибо вам за внимание.

Скажите, какое возникло у вас впечатление после прослушанного рассказа?

Как вы думаете, почему такое отношение к природе?

Возникает ли боль и обида от того, что вы услышали?

Почему такое отношение к природе опасно для самого человека?

Как вы думаете от чего или от кого зависит наше будущее на планете?

Сейчас уже, кажется всем ясно, что разрушать природу дальше не допустимо. Однако эти разрушения продолжаются.

Какими качествами на ваш взгляд, отличаются люди, уничтожающие нашу планету и всё живое?

Человек хочет отдыхать на природе, использовать её дары, но ведь всё это трудно природе выдержать.

Я вас попрошу выбрать листочки такого цвета, который соответствует вашему состоянию или настроению в данный момент.

Я попрошу вас на листочке написать, что нужно сделать самому человеку, всем нам для того, чтобы наша планета Земля была чистой, здоровой, цветущей.

Прочитайте, пожалуйста, свои записи.

Я услышала ваши позитивные мысли, ваши пожелания, действия и сделала вывод. Вы точно не будете обижать, губить, ломать нашу маленькую планету Земля.

Посмотрите, как вы думаете, на что это похоже? Давайте её оживим, украсим, сделаем её красивее, чтобы она нам улыбнулась. Подарим ей свои листочки, сплетая ей колосок (мой листочек первый).

Обратите внимание, а ведь ярких цветов на нашей планете больше. Ваше желание помочь, чтобы Земля была красивее, отразилось в этом колоске. И на ваши действия Земля вам улыбнулась.

Поэтому главным в своей работе по экологическому воспитанию я считаю отдать то, чем владею сама, я могу отдать и отдаю, зная, что это принесёт пользу.

Ни в этом ли главный вопрос жизни – « Ни что я могу получать, а что я могу отдать».

Есть одна планета – сад Нам жить в одной семье

В этом космосе холодном. Лететь в одном полёте.

Только здесь леса шумят, Давайте сохраним наш мир

Птиц скликая перелётных. Давайте-ка мы все

Лишь на ней одной увидишь Навек объединимся

Ландыши в траве зелёной, Давайте наши души сохраним

И стрекозы только тут Тогда мы на земле и сами сохранимся.

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету! Я. Аким

Приложения

Лесной праздник

(познавательно – игровая экологическая программа)

Цели:

    воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды;

    воспитание уважения к народному творчеству раз­ных народов в области экологии;

    развитие коммуникативных навыков второкласс­ников.

Оборудование:

иллюстрации или картины различных художников о деревьях и кустарниках, фотографии деревьев в различные времена года.

Ход классного часа

Ситуация «Хоровод деревьев»

Учитель:

Сегодня мы отправимся в веселое путешествие по различным странам и посмотрим, как разные на­роды относились в древности и как относятся к дере­вьям сейчас.

У каждого народа было свое священное дерево, кото­рому поклонялись. Например: у русских - береза, у по­ляков - липа. Люди поклонялись тем деревьям, кото­рые росли там, где они живут, деревьям, которые они знали. С деревьями были связаны различные интерес­ные обряды. Например: в Тамбовской губернии березу украшали бусами и лентами, одевали в платья, приде­лывали косу. Когда березу полностью наряжали, ей под юбку забиралась девочка, брала ее за ствол и двигалась впереди хоровода, тем самым создавалось впечатление, что береза пляшет сама. Так обходили все село, а потом береза «ходила» в гости к девушкам. Ее ставили в пере­дний угол перед накрытым столом и угощали. Девушки считали березу своей сестрой и подругой.

В северных районах ветвями березы украшали дом во время свадьбы.

На Украине березку заменяли тополь или вишня.

У удмуртов роль священного дерева выполняли ель, береза и сосна, культ которых получил наибольшее раз­витие, и именно они соответствовали трем верховным божествам. У каждого из них было «свое» дерево: у Инмара - сосна, у Куазя - ель, у Кылды - осина, береза.

А слово «дуб» на Руси заключало в себе понятие дерева вообще.

Учитель предлагает ученикам привести примеры из­вестных сказок разных народов, где деревья выступают в роли героев сказок или существенно помогают героям сказки.

Веселая пантомима «Лесная Сказка-королева»

Учитель: А теперь давайте поиграем в очень интересную игру - пантомиму.

Для нашей игры понадобятся: «Сказка-королева», «Замок Сказки-королевы», «двенадцать великанов - дубов», «звери», «птицы», «букашки и мошки».

(Учитель предлагает всем ребятам подняться и выб­рать себе «роль» по интересам. Затем представить, как бы они изобразили свою «роль» без слов - одними жестами рук, мимикой и поведением.)

Итак, вы приготовились? Будьте внимательны. Я буду медленно читать отрывок из сказки Л.А. Чарской «Дочь Сказки» вслух. Каждый из вас, услышав, что речь идет о нем, должен жестами и мимикой показать те действия своего персонажа, которые описываются в рассказе. Та­ким образом мы покажем необычный лесной спектакль, подготовленный впервые и представленный только вами.

Внимание, спектакль начинается...

«Там, где сплелись ветвями ивы зеленые, где глухо шумит день и ночь большое лесное озеро, там, куда зо­лотые звезды заглядывают по ночам робко и пугливо, там живет Сказка-королева.

Много лет королеве, старая она; не одну сотню тысяч лет живет она на свете. А по лицу и не подумаешь, что такая старуха - Сказка. Лицо у нее гладкое, юное, свежее и такое прекрасное, что звёзды любуются, глядя на нее, а озерные волны глухо шумят, красоте ее завидуя. Глаза у Сказки темные, глубокие и так горят, что гля­деть жутко; щеки румянцем пышут; алые губки, как птички, щебечут; волосы у Сказки золотою сверкающей волной спускаются до самой земли.

Одета она всегда пестро и нарядно, в одежду не то лиловато-красную, не то голубовато-розовую. И белого, и желтого, и зеленого много в ее наряде. А на голове - венок из цветов, такой душистый, что голова кружится, если близко подойти к Сказке.

Живет Сказка-королева в самой чаще зеленого леса. Там у нее замок построен, огромный, нарядный... Стены замка кружевные, ажурные, из листьев тополей сереб­ристых и плакучих белоствольных берез и ив, трон - из незабудок и ландышей лесных; стража - двенадцать великанов-дубов. Стоят они караулом вокруг дворца Сказки-королевы и охраняют свою повелительницу.

Днем спит Сказка на душистом ложе из полевых цве­тов, а ночью, когда загорятся на небе золотые звезды, тогда пробуждается Сказка, протирает свои темные, кра­сивые глазки и начинает говорить, но так, что, кажется, поет кто-то среди ночной тишины. Все громче и яснее звучит ее плавно текущая речь... И весь лес, все ее зеле­ное царство пробуждается тогда и сходится к ее замку: приходят звери, слетаются птицы, букашки и мошки, приползают, шурша по траве, змеи и гады.

И все слушают, слушают...»

Беседа-диалог «Как относятся к деревьям разные народы»

У древних славян самым почитаемым деревом был дуб. Он олицетворял силу и мощь, отчего и считался деревом бога Перуна. Священным его считали также литовцы, чуваши, мордва. А вот самым любимым дере­вом русских была и остается береза. У украинцев она - «беззащитна дивчина», символ жизни. У кавказских народов почитается тис, у таджиков - платан (чинара). Ель была священной у германцев, кипарис - у греков, сосна - у фригийцев, омела - у кельтов...

«В разных уголках Земли, - пишет французский этнограф Жак Бросс, - живет легенда о праотце всех деревьев, древе-великане, которое поднималось к небе­сам из центра земли и являлось осью Вселенной. Оно объединяло три стихии, его корни уходили глубоко в почву, а крона упиралась в небесную твердь. Оно дарило планете воздух, всем земным тварям плоды, налитые солнцем и влагой, которую оно брало из почвы. Дерево притягивало молнии, дававшие людям огонь, и движе­нием ветвей приказывало облакам, резвившимся у его верхушки, поить землю живительным дождем. Оно было источником жизни и обновления». Неудивительно, что культ дерева был столь распространен в древности.

Действительно, во всех странах жизнь людей и дере­вьев издавна связывали тесные узы. Дерево могло стать двойником человека, охранять его, передавать часть своих сил. Полагали, что у них общая судьба. Во многих стра­нах в день рождения ребенка сажали дерево, которое становилось как бы его близнецом. Немцы в честь маль­чика сажали яблоню, в честь девочки - грушу. А, на­пример, в Полесье, когда рождался сын, во дворе высажи­вали дубок, а если дочь - сосну, тополь или березу.

Марийцы-охотники спрашивали дорогу у деревьев, про­сили разрешения переночевать под их сенью, благодарили за ночлег. У корейцев же существовала традиция «усынов­лять» отдельные деревья в священных рощах. Отличитель­ным признаком был соломенный жгут, привязанный к ветвям. Вокруг старых деревьев, растущих у дорог, на гор­ных перевалах и границах деревень, сооружались защит­ные каменные насыпи. Нередко семья имела свое собствен­ное священное дерево, растущее здесь же, возле дома.

Люди замечали, скажем, что если жить под большим дубом, то проживешь долго: он как бы отдает часть сво­ей силы. «Хорошим» деревом, дающим энергию, счита­лась береза, в противоположность осине, забирающей силы. Тем не менее существует поверье, что осина и то­поль способны снять излишнее, «черное» напряжение и «принять» на себя болезнь человека.

Учитель:

Приведите примеры, если они вам известны, о приметах, связанных с деревьями.

(Краткие расска­зы ребят).

Расскажите случаи особого отношения людей имен­но к деревьям.

(Краткие рассказы ребят).

Издавна люди благоговейно относились к старым де­ревьям. У славян с их помощью лечили детей, к приме­ру, от грыжи или рахита. Ритуал совершался на рассве­те - считается, что это время, когда у дерева много сил. Ребенка три раза проносили голым сквозь разрез, сде­ланный в живом дереве: оно «принимало» на себя его недомогание, «отдавая» больному свою энергию. После этой церемонии разрез стягивали и замазывали глиной. Когда выздоровевший ребенок вырастал, он должен был заботиться о своем спасителе.

К деревьям-долгожителям обращались с просьбой о ниспослании здоровья и богатства, удачного брака и бла­гополучных родов. У многих народов было распростра­нено поверье, что деревья принимают души умерших. Поэтому и на рубку их существовал строгий запрет. Рус­ские считали, что срубивший такое дерево сходит с ума или ломает себе руки и ноги, а то и умирает. У украин­цев запрещалось уничтожать плодовые деревья: сделав­ший это обрекал себя на гибель. Белорусы, слушая скрип дерева, верили, что это плачет душа замученного чело­века. На Руси долго охранялись старые усадебные дере­вья. «Такие деревья рубить нельзя», - передавалось из поколения в поколение. Такая же традиция существует до сих пор и в Азербайджане.

Так веками воспитывалось в человеке чувство береж­ного, осторожного отношения к деревьям, к самой при­роде, ко всему тому, что, по его понятиям, превосходило его разум и возможности. Эти суеверия предохраняли зеленые массивы от бездумной и жестокой вырубки.

В наше время человек оказался не только отъединен от природы, но и противостоит ей, и это неравное проти­водействие, хотя и с опозданием осознанное, грозит ему гибелью. Что же, ситуация безнадежная? Хочется ве­рить, что это не так.

Учитель:

В завершении нашего заочного путешествия я предлагаю вам мысленно отправиться на лесную опуш­ку и поиграть в веселую игру.

Игра «На веселой на полянке»

Учитель: Загадаю вам, ребятки,

Очень милые загадки.

Лесной барабанщик,

Длинноухий трусишка,

Обожает морковку. Кто это?., (зайчишка).

Учитель: Правильно, зайчишка.

Давайте попробуем побарабанить по своим коленкам, как зайчики...

Тра-та-та! Тра-та-та!

Молодцы, ребята!

Еще загадка.

Всю зиму он в берлоге спал

Да сладко лапу сосал,

Весной затопал спросонок.

Ребята, кто это?., (медвежонок).

Учитель: Верно, медвежонок. Потопаем, как молодые Топ­тыгины...

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Здорово у нас получается.

Следующая загадка.

На дворе в кадушке

Заквакали подружки,

Потом прыг из ушата...

Кто же это?.. (лягушата).

Учитель: Действительно, лягушата.

А ну-ка поприседаем и поквакаем, как лягушки. Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!

И последняя загадка.

Тучки в небе побежали,

Я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали.

Это значит... (дождик).

Учитель: Это дождик. Как же мы его покажем?..

А вот так. Будем хлопать в ладоши и говорить: «Кап-кап-кап!».

Дорогие ребята, сейчас я спою для вас песенку, а вы мне будете помогать. Как? Вспоминайте все движения, которые я с вами только что разучила. А также не забы­вайте озвучивать все, что мы будем делать. Договорились?

Учитель: Утром рано на лесной поляне,

Звонко, звонко заяц барабанит.

(Ребята хлопают по коленкам.)

Тра-та-та! Тра-та-та! Тра-та-та! Тра-та-та!

Учитель: Из берлоги вылез медвежонок,

Топать начал он спросонок.

(топают ногами)

Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Учитель: Лягушата делают зарядку,

Пляшут, пляшут весело вприсядку.

(приседают)

Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Ква-ква-ква!

Учитель: Сразу стало пусто на полянке,

Звонко, звонко дождик барабанит.

(хлопают в ладоши)

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Вот такая песенка,

Песенка - чудесенка!

В завершение классного часа учитель обращает вни­мание учеников на важность сохранения природы, эко­логического равновесия в любых уголках нашей плане­ты; просит учеников привести примеры о возможности охраны окружающей среды.

Бал цветов

Цели:

    воспитание бережного отношения к природе и со­хранению экологического равновесия в природе;

    развитие коммуникативных качеств личности и умений сравнивать цветы, находить в них общие и различные черты.

Оборудование:

картинки, на которых изображены фи­алка, колокольчики, ромашка, одуванчик, подснеж­ник, роза, тюльпаны, гвоздика, василек, ландыши, мать-и-мачеха; цветные мелки и повязки на глаза: аудиозапись музыки вальса.

Ход классного часа

Игровая ситуация «Цветочные загадки»

Учитель:

Чтобы вы догадались, о чем мы сегодня с вами поговорим, я предлагаю небольшое шуточное задание. Я буду читать стихи, а вы, вместо пропущенного мною слова, должны вставить его. Вначале я прочту стихотво­рение и нужное слово пропущу, показав вам это слово только жестом. Второй раз я буду читать, а вы должны догадаться, о чем идет речь и хором назвать нужное сло­во. Задание понятно? Слушаем.

(Учитель читает стихи, но не произносит название цветка.)

Родился... (ландыш) в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень -

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы...

Давай послушаем, а вдруг

Услышим - я и ты?

Е. Серова

На солнечной опушке

(Фиалка) ... расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперед,

Но всякий ей поклонится

И бережно возьмет.

Е. Серова

Прибежал ...(подснежник)

В мартовский лесок,

Заглянул ...(подснежник)

В чистый ручеек.

И, себя увидев,

Крикнул: «Вот те на!

Я и не заметил,

Что пришла весна».

Л. Кудрявская

Золотые лепестки,

Хрупкий стебелек,

Распустился у реки

Солнечный цветок.

Только тучка набежала,

Сжались лепесточки.

На зеленых стебельках -

Круглые комочки. (Мать-и-мачеха)

Я. Нищева

Носит... (одуванчик)

Желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится

В желтенькое платьице.

Я. Нищева

Учитель:

Вы почти сразу догадались, какие слова надо вставить, а значит, догадались, что сегодня мы от­правимся на веселый бал цветов. Дело в том, что если наблюдать за природой, то мы увидим, как она каждый месяц, неделю, а может быть, и день меняется. Солнышко пригрело - снег растаял, появилась травка, и вот в марте мы увидели первый ве­сенний цветок. Какой это цветок? (Подснежник.)

Верно, это подснежник.

Тут же на пригорках по­явились желтые цветы, вспомните, как они называют­ся? (Мать-и-мачеха.)

Странное название для цветка - «мать-и-мачеха». А знаете, почему так назвали цветок? (Возможные ва­рианты ответов учеников.)

Если потрогать лепестки этого цветка, то с одной сто­роны они теплые, а с другой - холодные. Кто свое тепло отдает своему ребенку? (Мама.) Ну а холодные - это мачеха, то есть не родная мама. Вот по этим признакам и назвали цветок мать-и-мачеха.

Учитель: А теперь я предлагаю поиграть в интересную игру.

Игровая ситуация «Гавайские острова»

Пожалуйста, разделитесь на две команды (возмож­ные варианты - девочки и мальчики; «первый» ряд - сидящие за столами друг за другом на «первом вариан­те» и «второй» ряд - сидящие ребята друг за другом на «втором варианте»).

Теперь послушайте условие игры. Как известно, цве­ты растут везде, но на экзотических островах они осо­бенно красивые. Давайте представим, что мы попали на Гавайские острова.

Классную доску разделим мелом на две части для иг­рающих команд. Я буду приглашать по очереди двух участников от каждой команды, завязывать им глаза и давать мел в руки. Только после этого буду произносить действие, которое необходимо нарисовать на классной доске с закрытыми глазами. После этого повязка снимается, участники садятся на место, а к доске вызыва­ются следующие участники.

После выполнения задания мы все вместе опреде­лим - чья картина нарисована красивее. Итак, первая пара учеников - к доске!

    Сначала надо нарисовать загадочный Гавайский ост­ров в середине картины.

    Налево от острова в море находится судно.

    Поскольку остров окружен водой, то в ней плавают рыбы.

    Это Гавайи, поэтому надо нарисовать пальму.

    День хороший, в воздухе летают птицы.

    На судне есть команда, поэтому надо нарисовать мо­ряка.

    Моряк мечтает съесть кокосы, которые выросли на пальме.

    Чтобы все моряки могли видеть кокосы, на судне должно быть несколько иллюминаторов.

    Кроме кокосов, моряки видят на острове туземку.

    Девушка видна очень хорошо, потому что в небе све­тит солнце.

    Девушка рассматривает красивые цветы на острове. Внимание, картины готовы!

Учитель:

Да, картины у нас получились замечательные.

А давайте сами себе за эти картины поставим баллы.

Взяли ручки и посчитали.

Если остров действительно находится в середине сво­ей части классной доски, то игроки записывают себе 5 бал­лов, если судно находится слева, но не касается острова - еще 5 баллов. Если рыб больше двух, то прибавляют о баллов, если в воздухе больше двух птиц - 5 баллов. Если моряк находится на судне, а не в море, то есть возможность добавить еще 5 баллов, то же самое - если туземка находится на острове; если кокосы изображены на пальме, а не в другом месте - 5 баллов, если иллю­минаторы точно на судне - 5 баллов. Если солнце нари­совано справа - плюсуйте себе 5 баллов, если слева - 10, если в середине - 15. Если цветов больше двух - ставьте себе 5 баллов, если они нарисованы на острове, а ни в море, ни на корабле, ни на других предметах - прибавляйте 10 баллов.

(Учитель вместе с учениками подсчитывает баллы, и поощряет команду-победительницу.)

Учитель: Продолжим наш разговор о цветах и мысленно вернемся с загадочного Гавайского острова к себе на родину.

В апреле, в лесу можно увидеть фиалки, их собирают в букетики.

На смену весенним цветам приходят садовые цветы: уже в мае можно увидеть букетики тюльпанов и сирени. Почему люди покупают цветы? (Они красивые, душис­тые.)

Я думаю, что они поднимают настроение.

Я заметила, что тот, кому дарят цветы, всегда улы­бается. А человек улыбается, когда ему хорошо. Верно?

Давайте сравним два цветка - подснежник и тюль­пан.

(Учитель показывает учащимся картинки подснеж­ника и тюльпана. Возможны другие варианты.)

Назовите, чем они похожи и чем отличаются друг от друга? (Рассуждения учеников.)

Учитель может предложить ученикам сравнить еще два цветка.

Игровая ситуация «Садовник»

Учитель предлагает ученикам поиграть в известную детскую игру «Садовник». Все в классе загадывают себе цветок (имя для игры). Ведущий-учитель начинает игру: «Я садовником родился... Все цветы мне надоели, кроме Розы». Ученик с «именем» Роза восклицает:

    Ой!

    Что с тобой?

    Влюблена!

    В кого?

По завершении игры учитель просит учеников объяс­нить, почему они выбрали именно эти цветы? Какие из названных цветов полевые, луговые или садовые?

Музыкальная игровая ситуация «Бал цветов»

Учитель:

А теперь представим себе, что вы попали на ве­селый бал цветов. Вспомните, какие цветы вы пред­ставляли в предыдущей игре? Вспомнили? А теперь представьте, как этот цветок танцевал бы на балу. Только помните, если танцует мальчик - зна­чит он подчеркивает своими движениями цветок муж­ского рода, а если девочка, то она танцует женскую партию своего цветка.

Приглашаю всех в центр зала (свободное место в классной комнате или около учебных столов). Бал на­чинается!

(Учитель включает аудиозапись любого вальса, уча­щиеся несколько минут исполняют танцевальные движения.)

Учитель:

Бал закончен. А теперь объясните, почему вы делали именно эти движения? Почему вы считаете, что именно эти танцевальные движения характерны для вашего цветка?

(Учитель слушает рассуждения учеников.)

Подведение итогов классного часа

В завершение классного часа учитель предлагает уче­никам самим подвести итоги, ответив на вопросы, о чем шел разговор на сегодняшнем классном часе.

Загадки природы

(экологическая игровая программа)

Цели:

    развитие познавательного интереса к природе, выработка умения видеть необычное в привычном, воспитание чувства удивления и восхищения;

    воспитание любви к окружающему миру и потреб­ности в сохранении экологического равновесия в природе.

Оборудование:

иллюстрации, слайды, открытки, бан­ка с медицинскими пиявками или рисунок, набор открыток с изображением разных цветов и растений.

Предварительная работа:

У читель приглашает на роль «лесовиков» двух пятиклассников или старшеклас­сников. Ученики, играющие роль лесовиков, должны подготовить сказочные костюмы и хорошо ознако­миться со сценарием. Лучше, если на классном часе они будут говорить готовый текст свободно, без под­сказки учителя. К классному часу можно приготовить аудиозаписи

веселой музыки для музыкальных пауз.

Ход классного часа

Игровая ситуация «Загадки лесовиков»

Появляются два лесовика.

1-й лесовик: Вас, прекрасные друзья,

Приглашаю в гости я,

В мир загадочной природы,

В мир животных и погоды!

2-й лесовик: Только в мире этом надо

Отгадать чуть-чуть загадок,

На вопросы отвечать,

В игры весело играть.

1-й лесовик: Лесовик я не простои,

С умной шибко головой.

Расскажу вам о природе,

О зверях и о погоде.

2-й лесовик: Все готовы с нами в путь?

Только знанье не забудь.

Будь внимателен исмел,

Чтоб везде со мной поспел.

1-й лесовик: Догадались, ребята, о чем мы сегодня с вами хотим поговорить?

(Ответы ребят).

Правильно, но чтобы пройти по нашей стране приро­ды и погоды, мы проверим вашу готовность. Вниматель­но слушайте наши загадки идружно отвечайте.

Летит орлица по синему небу -

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

(Туча.)

Кто всю ночь по крыше бьет

Да постукивает,

И бормочет, и поет,

Убаюкивает?

(Дождь.)

Он всюду - в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

(Дождь.)

2-й лесовик:

Молодцы, готовы поговорить о погоде.

Как мы узнаем о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? Да, мы слушаем прогноз погоды по радио или телевизору. Эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? А как еще можно узнать об изменениях погоды? Перемену погоды чувству­ют некоторые люди, особенно пожилые. У них меняют­ся самочувствие, настроение. (Ученики рассуждают отвечая на вопросы лесовика.)

1-й лесовик:

Как вы думаете, можно ли еще как-то узнать о предстоящих изменениях погоды? Оказывается, можно. Наблюдательный человек - настоящий друг природы - сумеет предсказать погоду по изменени­ям в поведении животных и растений.

2-й лесовик:

Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют расте­ниями и животными-синоптиками. Посмотрите, с ка­кими животными-синоптиками мы сегодня познако­мимся: пчелы, бабочки, муравьи, пауки, пиявки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы.

(Учитель или лесовики показывают иллюстрации по ходу беседы.)

Растения и животные в процессе развития выработа­ли множество приспособлений, в том числе и таких, ко­торые могут служить сигналами о предстоящем измене­нии погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами.

1-й лесовик:

Но перед тем, как поговорить о народных приметах, я приглашаю вас поиграть в одну веселую игру.

Игра «Веселые грибники»

Учащиеся делятся на две команды: «грибы» и «гриб­ники». «Грибники» по парам рассаживаются на стульях около классной доски или в центре зала. «Грибы» расхо­дятся по всему классу или залу и присаживаются на кор­точки.

Во главе с ведущим (лесовиком) второклассники-«грибы» исполняют считалочку:

Меж еловых мягких лап,

Дождик кап, кап, кап.

(«Грибы»-ребята хлопают в ладоши.)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

(потирают ладошки.)

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(Ребята поднимаются.)

Ведущий (лесовик): Кто нашел его, друзья?

Грибники (ученики, сидящие на стульях):

Это я, я, я!

(«Грибники» ловят «грибы» парами, взявшись за руки, как бы помещая их в свою корзинку.)

Игра повторяется дважды.

Игровая ситуация «Помоги лесовикам разобраться в народных приметах о погоде»

2-й лесовик:

Посмотрите, чей это домик? (Показывает изображение улья.) Да, в этом чудо-домике живут трудолюбивые пчелы. Пчелы - верные предсказате­ли погоды. Утром перед дождем они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвраща­ются вечером, то будет хороший день. Ой, я не пере­путал? Как определить погоду по пчелам? (Ответы учеников).

1-й лесовик (показывает картинку бабочки):

Узнаете это насекомое? Это бабочка-крапивница. Она безошибоч­но предсказывает дождь. Перед дождем она среди дня начинает готовиться к ночлегу - прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья. Повторите, чтобы и я не забыл, как определить погоду по бабочке-крапив­нице? (Ответы учеников.)

2-й лесовик:

Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождем или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадет в него, муравьи погибают. Поэтому никогда не разрушайте в лесу мура­вьиные домики-пирамидки.

1-й лесовик:

Кого можно назвать лесными кружевницами? Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказы­вается, пауки - тоже синоптики, особенно кресто­вик и домашний паучок. Если пауки появляются ран­ним утром, значит, приближается ненастье: они бо­ятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают «отсижи­ваться дома». Если же паук появился в жару, зна­чит, он запасается кормом, следовательно, смело мож­но предсказывать грозу. А если вы увидели паука вечером, можно сказать, что дождя не будет.

2-й лесовик:

Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюет? Почему? Оказы­вается, в засуху перед дождем, рыба в водоемах пере­стает клевать.

1-й лесовик:

Вы знаете, кто это? (Демонстрирует меди­цинских пиявок в банке или на картинке.) Где вы видели их? Как вы относитесь к пиявкам? Кто знает, как они помогают людям? (Краткие рассказы уче­ников.) Пиявки издавна применяются в медицине, об­легчая страдания людей, помогая снижать давление. Умеют пиявки и погоду предсказывать. Их помеща­ют в стеклянную банку, наполовину заполненную водой, с песком на дне. В ясную погоду пиявки спо­койно лежат на дне, перед дождем держатся у стенок банки, чуть высунувшись из воды, а беспокойное и быстрое плавание пиявок предвещает сильный ветер. Особенно тревожно ведут себя пиявки перед грозой.

2-й лесовик:

Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выполза­ют на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним ве­чером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождем становятся на­зойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы.

1-й лесовик:

Паук усиленно плетет сети - к сухой погоде.

Паук забился в угол - к ветру.

Лягушки расквакались - к непогоде.

Муравьи прячутся в гнезда - к грозе.

Ласточки летают низко - перед дождем.

На кустах акации много пчел - перед дождем.

2-й лесовик:

Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождем закрывают свои цветки оран­жевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка.

1-й лесовик:

Отгадайте загадку: о каком синоптике пой­дет речь?

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

На нем платок пуховый,

Всегда слететь готовый. (Одуванчик.)

Одуванчики складывают перед дождем свои пушис­тые шарики. Поникает перед дождем мальва, сгибает стебелек фиалка, наклоняется и опускает листья кле­вер. Акация и жимолость: 15-20 часов до дождя уси­ленно выделяют нектар.

2-й лесовик:

А есть растения, которые перед дождем «пла­чут» - выделяют лишнюю влагу. К таким растени­ям относится клен, который предсказывает сильное ненастье за трое-четверо суток. «Льют слезы» при хорошей погоде овес, пшеница. Если в солнечный день на перышках молодого овса или пшеницы выступи­ли капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюда­тельны в природе, ребята, расскажите друзьям о сво­их наблюдениях.

1-й лесовик:

Послушайте внимательно и постарайтесь от­гадать, о каком растении идет речь. «Встретить его можно на пустырях и лугах, по берегам рек, среди кустарников, близ изгородей. Растет опушено жест­кими волосками, стебель у него твердый, как у кус­тарника, цветки похожи на стайку голубых мотыль­ков, которая присела отдохнуть в зеленом кустике».

Игровая ситуация «Цветок с приметой»

Учитель:

Чтобы правильно назвать это растение, давайте поиграем в игру «Найди нужный цветок». (Учитель вместе с «лесовиками» предлагает ученикам набор карточек с изображением разных цветов: василь­ка, клевера, ромашки, цикория, колокольчика, ветреницы, мака, незабудок, кувшинки, одуванчика, фиалки, кален­дулы. Перед ребятами ставится задача - найти описанное растение.)

2-й лесовик:

Это цикорий. Цветки его раскрываются рано утром, а после полудня смыкают лепестки и к 15 ча­сам полностью закрываются. Цикорий - лекарствен­ное растение, а порошок из его корневищ добавляют в кофейные напитки.

1-й лесовик:

Нельзя не любоваться красотой белой кув­шинки. В народе ее ошибочно называют лилией. Все красиво в ней - круглые, как блюдца, листья и бело­снежные цветки. Это растение стало редким и зане­сено в Красную книгу, поэтому рвать его нельзя. Без воды оно быстро увядает. Цветки кувшинки раскры­ваются утром.

В восемь нежно, как снежинка,

Распускается кувшинка.

А к вечеру, в 18-19 часов, растение закрывает лепе­стки. Кувшинка может предсказать погоду: она не раскрывается перед дождем.

Учитель:

Спасибо, лесовики! Благодаря вам, мы сегодня узнали много удивительного о животных и растени­ях - наших верных друзьях и помощниках.

2-й лесовик:

В лес пора нам возвращаться,

Перед тем как попрощаться,

Приготовили игру,

Проведем ее в кругу.

1-й лесовик:

Приглашаю вас, ребята, Будьте птицы и зверята, Повнимательнее будь, Все, что знаешь - не забудь!

(«Лесовики» приглашают несколько человек - маль­чиков и девочек сесть на стулья в круг лицом друг к другу.)

Условия игры. Все ученики, оставшиеся на своих местах в классе, по очереди называют любых животных, птиц, времена года, бабочек, насекомых и т. д. Произно­сят они быстро, поднимая руки, а учитель - разрешает говорить (чтобы не получился шум). Сидящие игроки на стульях внимательно реагируют: если произнесено сло­во мужского рода - резко поднимаются мальчики, если слово женского рода - поднимаются девочки. Игра про­должается не более 7-10 минут.

Подведение итогов классного часа

После проведения игры учитель благодарит учени­ков за активность и в краткой беседе закрепляет знания. Можно предложить второклассникам привести примеры народных примет о погоде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобылева, Л.Д. Экологическое воспитание младших школьников [Текст]

/ Л.Д. Бобылева // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.

2. Бабакова, Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками [Текст]

/ Е.А. Бабакова // Начальная школа. - 1993. - № 9. - С.16-20.

3. Дагбаева, Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета [Текст] / Н. Дагбаева // Воспитание школьников. - 2005. - № 1. - С.22-23.

4. Данилова, М. Занимательная экология [Текст] / М. Данилова // Воспитание школьников. - 2005. - № 5. - С.25-33.

5. Ердаков, Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников [Текст] / Л.Н. Ердаков // Начальная школа. - 1992. - № 11-12. - С. 19-22.

6. Зверев, И.Д. Охрана природы и экологическое воспитание [Текст] / И.Д. Зверев // Воспитание школьников. - 1985. - № 6. - С.30-35.

7. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе [Текст] / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. - 2002. - № 1. - С.18-22.

8. Сайдакова, Л.А. Мир вокруг нас. Внеклассное занятие на экологическую тему [Текст] / Л.А. Сайдакова // Начальная школа. - 1993. - № 9. - С.40-42.

9. Хафизова, Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе [Текст] / Л.М. Хафизова // Начальная школа. - 1988. - № 8. - C.40-46.

10. Цветкова, И.В. Эко-проект "Маленький принц", или Экологические задания маленьким хозяевам нашей планеты [Текст] / И.В.Цветкова. - М.: Просвещение, 1994. - 265 с.

Формирование осознанно правильного отношения к природе в современном мире приобретает ещё большую значимость в связи с тем, что зачастую взгляд ребёнка останавливается на ярких обложках журналов, игрушках неопределённого назначения, а не на первом цветке мать-и-мачехи под ногами, набухающих берёзовых почках и весеннем гомоне возвратившихся птиц. Педагог имеет возможность приобщить детей к удивительному миру природы, в основе чего лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного её субъекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В СРЕДНЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ДОУ

Выполнила:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Берёзка»

пос. Первомайский

Тамбовской области

Щавелева Ольга Анатольевна

Тема занятия: «Что такое лес?»

Программное содержание:

  1. Уточнять и закреплять представления детей о лесе, как сообществе растений и животных.
  2. Развивать эмоционально-нравсвенную сферу ребёнка (желание прийти на помощь, умение радоваться результатам решения проблемы).
  3. Воспитывать в детях осознанно-правильное отношение к объектам окружающей действительности.

Материалы и оборудование : альбом с изображениями диких животных,

магнитная доска, изображения животных, корзинка с природными материалами, магнитофон, аудиозапись «Голоса птиц».

Ход занятия:

I. Психогимнастика «Дружные ребята»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, чтобы у нас с вами было хорошее настроение).

II. А сейчас присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите, какой интересный альбом я принесла для вас. В этом альбоме живёт очень дружная семья, как мы с вами. Но для того, чтобы увидеть её героев, необходимо отгадать загадки про каждого из них.

В этой книге –

Увидите сами! –

Картинки живые:

С хвостами, с усами.

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать,

Кусать и хватать…

Есть здесь мохнатые,

Есть и пернатые,

Стройные очень и даже горбатые,

Добрые, злые,

Наземные, водные –

Кто же они?

Догадались?...(животные).

Да, ребята, эта книга о животных. В ней поселились звери, птицы, насекомые. Слушайте внимательно загадки и вы обязательно отгадаете, о ком идёт речь.

Лесом катится клубок

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами (ёж ).

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы (заяц ).

Здесь рыжая красавица

Вышла на тропинку,

Хочет всем понравиться –

Выгибает спинку (лиса ).

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк ).

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Кто сушит на зиму грибы (белка ).

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём (сова ).

Ну, а это что за птица?

Не ворона, не синица.

Примостилась на суку

Раздалось вокруг: «Ку-ку!» (Кукушка ).

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки о животных и теперь знаете, кто поселился в этой книге. А скажите, пожалуйста, все эти животные постоянно где живут? (в лесу). Так как они постоянно живут в лесу, как мы их называем? (дикие). Ребята, подумайте, пожалуйста , что такое лес? Да, лес – это много деревьев, кустарников, трав, растущих в одном месте. Но не только…В лесу ещё живут звери, птицы, насекомые. Поэтому лес – это огромная дружная семья растений и животных.

Ой, а это что такое? (из книги выскальзывает письмо). Письмо для ребят-волшебников от диких животных. Давайте прочитаем, что они нам пишут:

« Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилось несчастье. Из-за того, что кто-то очень неосторожно обращался с огнём, начался пожар. Растения сгорели, и теперь нам негде жить. Помогите нам, пожалуйста».

Лесные жители.

Ребята, как мне жалко диких животных. Как вы думаете, можем ли мы помочь лесным жителям? А как? (Посадить лес, ведь это их дом).

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Ребята, такое под силу только настоящим волшебникам, закроем сейчас глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся). Открыли глаза. Вот мы с вами и в лесу. Ой, что это за лес? Как грустно… Не слышно шелеста листьев, шороха трав, не слышно песен птиц, стрекотанья насекомых. Я думаю, если мы с вами правильно посадим лес, подует ветерок, лес зашумит листвой и сюда обязательно вернутся и звери, и птицы и насекомые, ведь это их дом.

  1. Психогимнастика «Прогулка в лес».

Ребята, давайте вспомним, сколько лесных этажей или полочек (как мы их называем) мы знаем.

Есть в лесу три полочки.

Ели – ёлки – ёлочки.

Лежат на елях небеса,

Внизу на ёлочках – роса.

(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.

«Ёлки» - полуприсед, руки в стороны.

«Ёлочки» - присесть, руки вынести вперёд.)

Вот мы с вами вспомнили, что в лесу три этажа: деревья, кустарники, травы.

  1. Практическая работа.

Какие деревья растут в лесу? (Берёза, ель, дуб – выставляем на мольберт или фланелеграф). Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда), для других животных дерево – это дом.

Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле? (Белка). Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.

А чем питается белочка? (Орехи, жёлуди, грибы).

На каком дереве растут жёлуди? (На дубе).

А орехи на чём растут? (На орешнике).

Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава? (Кустарник). Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.

А какие ещё кустарники вы знаете? (Шиповник).

Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? (Ёж – выставляем ежа). Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо? (Из сухой травы, мелких веточек, листьев). Ну, конечно, в лесу трава растёт.

Какую траву вы знаете? (Подорожник, крапива – сажаем). Ребята, в лесу растёт ещё мох, папортник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.

А кто в траве такой маленький?

Больше собственного веса

Тащит этот житель леса

Груз родной семье своей

Он зовётся … муравей.

Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем).

От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).

А от кого ещё прячется заяц? (От волка). Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.

Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц).

Каких птиц вы знаете?

Застучал дятел (выставляем на ель), закуковала кукушка (на берёзу). Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова).

V. Итог занятия.

Ребята, послушайте, лес ожил. Это значит, мы с вами всё сделали правильно. Вначале мы посадили верхний этаж – деревья, потом, пониже, кустарники и затем ещё ниже – травы. Мы помогли животным вернуться в свой дом и каждый из них нашёл здесь своё место. Вот теперь это настоящий лес. Теперь он будет жить, потому что здесь есть всё: и деревья, и кустарники, и травы, и грибы, и цветы и животные. Это лес.

Лесные правила .

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

VI.Сюрпризный момент. (Связь с другими занятиями .)

(Воспитатель выставляет корзиночку с желудями, шишками, веточками).

Это дары леса. Вот видите, ребята, как щедро он отблагодарил нас. Эти природные материалы мы будем использовать на других занятиях: на занятиях по конструированию мы сделаем зверей и птиц, на занятиях по математике мы пофантазируем, превратим их в маленьких лягушат, про которых составим и решим задачи.



Top