Кто придумал обувь на каблуках. Кто придумал каблуки

Обувь, увеличивающая рост человека, известна со времен Древней Греции, где актеры на сцене для этих целей носили котурны - деревянные или пробковые сандалии на толстой подошве. В средневековой Европе, улицы которой утопали в грязи и нечистотах, изобрели ходульные башмаки, представляющие собой деревянные подошвы с кожаными ремнями. Их надевали на повседневную обувь сверху и называли сабо, а на Востоке подобную обувь, кабкаб, носили в бане, чтобы не обжечь ноги о горячий пол. В Венеции, начиная с XV века, женщины разных сословий надевали очень большие платформы, иногда более 20 сантиметров высотой, - цокколи (копытца). Самые старые находки каблуков как отдельных от подошвы деталей, подпирающих пятку, археологи датируют XIV веком. Это было время увлечения знати охотой и верховой ездой. Чтобы обувь не скользила в стремени, башмачники внедрили новую технологию - начали утолщать подошву под пяткой, а затем изобрели и каблук. Позже на распространение обуви с каблуком повлияло другое военное новшество: увеличение значимости пехоты как рода войск. Пехотинцы для дальних походов нуждались в качественных сапогах, поэтому мастера перешли на производство обуви на толстой подошве, с удобным каблуком. На Руси первые каблуки появились также в XIV веке. Как показывают археологические раскопки, их вырезали из цельных кусков дерева и вкладывали в сапог под подошву. Сверху всю конструкцию обшивали кожей. В XVI веке появился наборный каблук, состоящий из многих слоев кожи, скрепленных металлической скобкой и подбитых подковкой. Ходить в обуви на таких каблуках было крайне тяжело, потому что еще не изобрели супинатор, а также детали, которые фиксировали стопу, например обувной язычок. Да и шили тогда без различия правой и левой ноги. Существует версия, что русское слово «каблук» заимствовано из тюркского языка, где оно означало «пятка». Обувь на каблуках долгое время носили только мужчины, женщины приобщились к ней позднее, уже в XVII веке. Освоив каблуки, дамы заменили их практические функции чисто эстетическими: в такой обуви спина женщины казалась более прямой, а осанка - величественной, хотя физически держать ее было сложно, ведь высота каблуков порой достигала 20 сантиметров, а носки туфель буквально упирались в землю. Каблуки сапог и туфель красили в зависимости от моды в разные цвета: голубой, зеленый, черный. Особое значение имел красный цвет, который в странах Европы служил отличительным признаком аристократии. В XVII веке каблуки сапог стали красить в черный, красный цвет каблуков сохранился только у туфель («господин красный каблук» - так называли французских модников времен Людовика XIV). Перед падением монархии во Франции в конце XVIII века обувь на красном каблуке носила только французская знать при дворе короля. История каблуков постоянно дополнялась новыми изобретениями. Так, в начале XVIII века создали «французский» каблук, или «голубиную лапу». Вогнутый внутрь, он создавал оптическую иллюзию, зрительно уменьшая расстояние между носком туфли и пяткой. В ХХ веке изобрели каблук-шпильку. Кто именно придумал, неизвестно, зато мы знаем имя человека, который впервые прибил на него металлическую набойку. Это был сапожник Сальваторе Феррагамо. Его именем назван Музей обуви во Флоренции.

Столбик, клеш, танкетка, клиновидный, венский, ковбойский… Все это - о каблуке.

О гении, создавшем основу, поднимающую вас над окружающими, история умалчивает, как и о точной дате ее создания. Известно лишь, что сам термин, похоже, произошел от тюркского kabluk, а если копнуть еще глубже, то от арабского kab - «пятка». При этом высокую обувь на плоской подошве - котурны - носили все-таки греки, отсюда и осторожное предположение, что прадеды каблука - те самые деревянные «копытца».

Впрочем, каблуками котурны не стали. А их потомки перекочевали на залитые нечистотами улицы средневековой Европы. Последние напоминали калоши на платформе, носились поверх туфель и назывались сабо (хотя, например, в Италии у них было свое название: цокколи, чопины и пьянелле). Интересно, что их больше всего полюбили женщины, причем те, которые проживали в городе всех влюбленных - Венеции. Считалось, что такая обувь не только спасала от грязи, но и показывала уровень благородства и величия венецианских дам. Это «величие» было не таким уж великим - несколько сантиметров, но иногда достигало и 20.

В азиатских странах ни о каком благородстве не помышляли и носили подобную обувь - она называлась кабкаб - в бане, чтобы пятки не обжечь.

Каблук как таковой появился на Востоке - в Персии. В Средние века обувь с утолщением под пяткой была атрибутом наездников - устройство удерживало ногу в стремени.

В Европу каблуки пришли во времена правления французского короля Людовика XIV - период, когда каждый второй хотел быть охотником и виртуозным наездником. Сапоги на высоких каблуках считались не только признаком аристократического статуса, но и символом мужественности. Новинка пришлась по душе и военным, которые надевали обувь на каблуке для того, чтобы было удобнее передвигаться и на лошадях, и пешком.

Вслед за мужчинами на деревяшку с пяткой обратили внимание дамы. Так, в XVIII веке появилась знаменитая «голубиная лапа» - очень изогнутый каблук, который позволяет зрительно сократить длину стопы. Этот вид обуви оставался популярным не один десяток лет (его можно увидеть даже сегодня) - причем не только у женщин, но и у мужчин.

Каблук то выходил из моды, то вновь возвращался в нее с триумфом. Интересно, что в середине XIX века очередному витку его популярности способствовала порнография. Вернее, фотографии с порнографическим содержанием. Тогдашние фотографы снимали обнаженных женщин, которых при этом водружали на туфли с высоким каблуком. Это был фурор: каблук на обнаженной женской ножке стал для мужчин фетишем.

А потом появилась шпилька. Создателем «булавки для насаживания мужских сердец» считается итальянский модельер Сальваторе Феррагамо, который создал такой каблук в 1950-е годы специально для фильма «В джазе только девушки» и его главной героини в образе Мэрилин Монро. Так самая сексуальная женщина XX века и прожила свою яркую, но короткую жизнь - на «острие иглы».


Древний мир

В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса. Носить ее на ранней стадии государственности могли лишь фараон и его приближенные. Интересно, что супруга фараона к числу приближенных не относилась и ходила босиком. Стоили такие сандалии по-королевски. Геродот как-то написал, что на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города.

Египту история должна и изобретением каблука, без которого нереально представить современную обувь. Правда, носили их не фараоны и жрецы, а обыкновенные землепашцы, которым каблуки создавали нужный упор, чтоб легче было передвигаться по рыхловатой земле.

Знатные римляне поначалу надевали на ноги что-то вроде перчаток (их натягивали на каждый палец). Позже им понравились греческие сандалии - и началось! Сандалии модернизировали, на их возникли вышивки, железные декорации в виде львиных морд, цепей, венков и т.д.

Была особая обувь для плебеев, философов, для посещения Сената. Целомудренным дамам полагалось иметь закрытую обувь, а путаны носили сандалии - чтоб показать красоту собственных ног. Заметный вклад в историю обуви внесли и древнегреческие куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтоб она оставляла следы с надписью “Следуй за мной”.

Барокко
Как ни удивительно, законодателем моды эры барокко становится французский офицер, носивший ботфорты - томные высочайшие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками.

Высочайшие каблуки были необходимы, чтоб при верховой езде нога лучше закреплялась в стремени. Вообщем, в моде были не только военные сапоги, но и светские. Так длилось до конца XVII века, когда возникли обтягивающие ногу трикотажные чулки, и пришла мода на башмаки, чем-то напоминавшие современные мужские туфли. В 1680 году в моду вошли туфли на таком высочайшем и узком каблуке, что дамы могли ходить на их, лишь делая упор на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабенького пола, и мода на каблуки стала повальной. Сейчас цари обязаны были издавать особые указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по сословиям. Естественно, и в данный раз самые высочайшие каблуки были преимуществом знати и членов королевских семей. Тогда же возник известный красноватый каблук, отличавший дворянство от иных сословий.

Эпоха революций
Французская революция 1789 года лишила дам больших каблуков практически на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эры напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила мысль “упрощения” стиля жизни. Докторы, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узеньких туфель на больших каблуках и, как ни удивительно, одержали победу. На парижских улицах возникли дамы с недлинной стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту таковая мода не понравилась. Мода отдала задний ход, и в гардероб парижских красоток возвратились и “талия в корсете”, и громоздкие кринолины. А каблуки остались в изгнании. Все дело в том, что умение отлично плясать в то время числилось обязательным, а что быть может удобнее для танцев, чем шелковые туфли-тапочки на узкой кожаной подошве?

Век прошлый был реальным триумфом обувщиков. За это время было придумано столько фасонов, сколько не изобрели предки за всю прошедшую историю. Натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала наиболее практичной. Опосля 2-ой мировой войны химики открыли капрон и целофан. Сейчас новая модель обуви живет в среднем 9 недель. Не связанный по рукам техническими ограничениями, сапожник может творить все, что душе его угодно.

История каблука

Совершенно не понятно, как дамы жили до 1950 года. Ведь до этого времени не было каблуков шпилек!!! С той самой поры дамы сознательно портят ноги ради моды.
Правда, 1-ые каблуки возникли у восточных всадников еще в 12 веке, но именовать их каблуками трудно. Это были некоторые нашлепки, которые служили для очень практичных целей: мужчины приколачивали их к туфлям, чтоб нога прочно держалась в стремени при скачке. А вот кто и когда изобрел реальный каблук, точно непонятно, но принято считать, что вышло это в 17 веке в Испании с легкой руки мастеров из городка Кордова. Они разработали структуру и конструкцию каблука, основными формами которого были скошенные вовнутрь и "французские" - с "талией" в центре. Со временем форма претерпевала разные конфигурации и, в конце концов, в 1950 году итальянский дизайнер Сальваторе Феррагамо в качестве опоры для каблука предложил долгий металлической стержень-стилет. И, таким образом, стал папой известной шпильки.
Хотя авторство сотворения первого каблука-шпильки приписывают и Роже Вивье, который работал в доме Диора и в 1955 г. представил целую коллекцию из туфель на больших тонких каблуках различной формы. Приблизительно в это же время во Франции Шарль Журдан делал высочайший узкий каблук на собственных моделях.

Кто придумал шпильку?

История возникновения "шпильки" закутана обилием легенд. Сходу несколько именитых европейских обувщиков претендуют на почтенное звание изобретателя этого каблука. Посреди их два француза - Роже Вивьер и Раймоне Массаро, и один итальянец - Сальваторе Феррагамо.
По одной из версий первым все-же был Роже Вивьер. Еще в 1953 году для коронации Елизаветы Британской он создал эксклюзивные босоножки на тонких и высоченных по тем временам каблуках, испещренных рубинами. Модель была так необыкновенной, что Одри Хепберн, Джеки Кеннеди и Мария Калласс сразу же обратились к маэстро с просьбой создать и для их нечто схожее. Роже не мог отказать. Не сумел он отказать и миллионам обычных дам, скоро смекнувших, что дама на больших каблуках с волнующей походкой не знает себе равных. В числе именитых клиенток Вивьера были Софии Лорен, Элезабет Тэйлор, жена шаха Ирана Фара и баронесса Виндзорская. Все они с схожим нетерпением ожидали новейших моделей от "короля обуви". И он не подвел их ни разу.
Вообщем, более именитые клиентки были и у другого короля дамской обуви - Раймоне Массаро. Конкретно ему некие исследователи моды приписывают создание "шпильки". В мастерской Массаро до сих пор хранятся концертные туфли Марлен Дитрих на высочайшем каблуке, увенчанном стразами. Они были заказаны актрисой в 1960 году, но, ежели верить Раймоне, он выдумал эту модель еще ранее. Графиня Бисмарк (жена правнука Стального Канцлера и крупная поклонница таланта Моссаро) имела в собственном арсенале тыщу (!!!) пар обуви данной марки. А некоторая экстравагантная американка, сменив по просьбе дочери "шпильки" от Массаро на наиболее спокойный каблук, здесь же сломала щиколотку. Гордость Раймоне - туфли на высоченной "шпильке", увенчанной жемчугом, бриллиантами и рубинами. В одном из интервью дизайнер признался, что создал их не для реализации, просто выполнил свою давнюю мечту. Позднее мечту Массаро заполучила неизвестная дама за миллион франков. Поднять "шпильку" на высоту наиболее 10 см додумался Сальваторе Феррагамо. Вышло это в 953 году. Нельзя сказать, что дамы были в восторге от задумки итальянца и к придуманным им каблукам относились сначала очень настороженно. Предпосылки на то были очень суровые: 1-ые "шпильки" от Феррагамо были древесными и просто ломались. Зато опосля того, как Сальваторе додумался насадить высочайший каблук на железный стержень и облечь его в кожу либо пластик, каблуки-стилеты произвели реальную революцию. К Феррагамо выстроилась целая очередь из звезд и царствующих особ. Одной из первых в данной очереди оказалась Мерлин Монро. Сделанные Феррагамо туфельки украсили её тонкие ножки в именитом эпизоде, где ветер из нью-йоркской подземки вздымает платье актрисы. Позднее эти самые туфельки были проданы на аукционе за 40 восемь тыщ баксов.

Женщина, которую постоянно целовали в лоб

История каблука как такового уходит в глубокую древность. Первые упоминания о предке современного каблука приходят к нам из Древнего Египта.

В то время, он выполнял далеко не декоративную функцию, а самую что ни на есть практическую — прообраз каблука носился египетскими землепашцами, чтобы нога не погружалась глубоко в рыхлую землю. Не очень то гламурно, на первый взгляд? =)

Следующий предок каблука был замечен в 12 веке у бравых восточных всадников, которые опять же носили его из сугубо практических побуждений. Его приколачивали к подошве обуви, чтобы во время скачки нога всадника надежно фиксировалась в стременах.

А когда появился первый каблук «для красоты»?

Каблуки, выполняющие декоративную функцию, были изобретены аж в 17 веке в итальянском городе Кордова. Тамошние мастера разработали форму того каблука, различные вариации которого украшают дамские ножки и по сей день.

Еще один исторический факт, доказывающий, что Италия неспроста ассоциируется со страной-законодательницей мод!

Шпильки

История появления обуви со шпильками оказалась не такой однозначной. На пальму первенства этого модного изобретения претендует аж три персоны.

Роже Вивьер (Roger Vivier) — первый претендент на звание «отца шпильки». В 1953 году этот знаменитый обувной кутюрье создал эксклюзивные босоножки для церемонии коронации Елизаветы II. Королевская модель была поставлена на тонкий и очень высокий каблук — ту самую первую шпильку.

Раймонд Массаро (Raymond Massaro) — в 1960 году маэстро изготовил туфли для выступления Марлен Дитрих, которые были покрыты стразами и обладали очень высокой шпилькой.

Да, фактически Раймонд проиграл Вивьер 3 года, но, судя по его словам, модель он придумал задолго до появления босоножек от Роже. Правда ли это?

Сальваторе Феррагамо (Salvatore Ferragamo) — любимый сапожник знаменитостей тоже попал в наш список, благодаря своей 10-сантиметровой деревянной (!) шпильке, которую он активно использовал в моделях своей обуви начиная с 1953 года.

Кто из них оказался фактически первым? Увы, выяснить достоверно уже не удастся никогда.

Возможно, вам будет интересно:

Всем хочется быть красивыми. Особенно девушкам. Особенно молодым. Если вы молодая и энергичная - не спешите надевать обувь на высоком каблуке. Для того, чтобы иметь возможность подчеркнуть стройность своей фигуры впечатляющим каблуком, ваш организм должен соответствовать определенным критериям - сформированная стопа, здоровый позвоночник, кости таза и опорно-двигательный аппарат. Не рекомендуется носить каблуки в возрасте до 17-18 лет. В идеале, носить такую обувь можно с 21…

В истории кинематографа полным-полно загадок, иногда даже трагичных. Право называться первым фильмом может, оказывается, стоить и жизни человека. Традиционно первым считается фильм братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ля-Сиоты», который широкая публика увидела в 1895 году. Каждому, кто заинтересуется эрой зарождения кино, обязательно встретится рассказ о перепуганных зрителях, которым казалось, что поезд едет прямо на них. Но для самих же братьев этот фильм был уже…

Опера – это один из самых популярных жанров искусства, являющийся своеобразным союзом музыки и театра. Благодаря выразительной силе музыки бесконечно возрастает в опере воздействие игры актеров и самого драматического произведения. И наоборот, музыка в опере обладает необычайно образностью и конкретностью. Уже в очень далекие времена в эпоху зарождения драматического искусства люди стремились при помощи музыки усилить воздействие театрального произведения. Еще в Древней Греции устраивались праздничные…

Все мы с вами проводим определенное время в Интернет. Большинство из нас - даже слишком много. Социальные сети, блоги, онлайн игры, поиск информации, развлечения, видео ролики и многое другое. Все это доступно нам благодаря одному единственному человеку - изобретателю сети Интенет. Кто он? Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) - именно так зовут человека, который подарил нам доступ к всемирной паутине. В далеком 1989 году Тим Бернерс-Ли выложил начальству свое…

У каждой женщины в гардеробе должно быть черное платье и хоть одна пара обуви на каблуке. Хоть это и не всегда удобная вещь, но каблук меняет образ модницы. Ведь разница между девушкой в балетках и дамочкой на шпильке существенная. Когда девушка становится на каблуки, как по взмаху волшебной палочки, у нее меняется осанка, походка и даже взгляд. Он становится пронзительно сексуальным и уверенным. Но кто бы мог подумать, что первые каблуки носили мужнины.

Немножко истории

У многих возникает вопрос, кто придумал каблуки и зачем? Ведь современный каблук не очень удобный и не всегда приносит пользу здоровью, а наоборот негативно влияет на кости ноги человека.

Прототипы каблука были еще далеко в древности. Его применяли для практических функций, а не для статности, как в наше время. Точной даты история не сохранила, но на вопрос о том, кто придумал каблук, можно ответить, отдав пальму первенства таким странам, как Греция и Египет.

В Египте обувь с каблуком носили землепашцы. Каблук на их обуви служил упором и помогал легче передвигаться по рыхлой земле. Нил часто разливался, и все вокруг покрывалось илом, а благодаря каблукам ходить было намного проще.

Что касается Греции, то актеры театра обувались в обувь на платформе. От высоты каблука зависело, какого титулованного персонажа играл актер. Можно гречанкам присвоить и первые шпильки. Они приделывали к сандалиям гвозди, чтобы на песке оставались тоненькие отверстия. Это служило своеобразным приглашением для мужчин.

Каблук в эпоху барокко

Со временем каблуки стали набирать популярность и в других странах, и применение их тоже было разное. Появилась эпоха моды барокко, и законодателями ее стали офицеры французской армии. Можно упомянуть именно военных, отвечая на вопрос о том, кто придумал высокий каблук. Такое оформление подошвы помогало при верховой езде. Высоким каблуком намного проще было закрепить ногу в стремени. Но в то время он представлял собой только утолщение платформы.

На этот аксессуар обратил внимание Людовик XIV, который был малого роста и благодаря обуви возвышал себя. В конце XVII века появились чулки, и пришли в моду на замену ботфортам и сапогам изящные башмачки. Первая женщина, которая обратила внимание на каблук - Екатерина Медичи. Она тут же заказала себе у итальянского сапожника туфельки на высоком каблуке. В них-то дамочка и появилась на свадьбе с графом Орлеанским и после этого в моду вошла женская обувь на каблуке. Так что на вопрос о том, кто придумал женский каблук, весьма сложно правильно ответить. Но важно понимать, что супруга графа Орлеанского немало способствовала распространению новой моды.

Исключительно женская мода

В XVIII каблук стал только женским аксессуаром, и уже забылось, кто придумал каблуки и для кого. Мужчины отказались от высокой платформы, и это стало только женской прерогативой. Форма каблука была настолько изогнута, что дамочки тех лет могли при ходьбе сломать себе шею. После Великой Французской революции один врач выступил с заявлением, что такая обувь негативно влияет на здоровье, и женщины переобулись в туфли-тапочки, похожие на современные балетки. Мода вернулась в середине XIX века, тогда и придуман был каблук в форме рюмочки, который популярен по сей день.

Современный каблук

XX век стал новым рывком в деформации обуви и каблука. Колодки все больше стали повторять естественную форму стопы, стельки стали более удобными, а каблук - эстетически красивым. Обувщики открыли для себя каучук, и обувь стала удобной и практичной. Этот век был щедр на новые модели. Тот, кто придумал каблуки, не мог даже подумать, что его детище станет таким популярным. Формы каблука в прошлом веке были и низкие, и высокие, и тонкие, и широкие. В 1936 сапожник Сальватор Феррагамо придумал танкетку, что произвело фурор в мире моды. Модницы очень полюбили такую обувь. Она удобна, красива, а барышни не устают при ходьбе.

Шпилька

А кто придумал туфли на каблуке-шпильке? Историки моды выдвигают сразу три версии. Первым делом упоминается все тот же сапожник После долгих экспериментов с платформой в 1953 году он предложил миру высокий тонкий каблук. Для прочной опоры за основу он взял стальной стержень. Это перевернуло мир моды и произвело огромное впечатление.

Второе имя, которое называют стилисты, отвечая на вопрос о том, кто придумал каблуки для женщин, а именно шпильку, - это Роже Вивьер. Он изготовил великолепной красоты босоножки на огромном по высоте каблуке. Вся обувь была усеяна рубинами. В этих босоножках Елизавета Британская прибыла на свою коронацию в 1953 году. Они так понравились Одри Хепберн и Марии Калласс, что они тут же заказали у мастера обувь такого же плана.

Третьим изобретателем считается Раймоне Массаро. Именно ему знаменитая Марлен Дитрих заказала концертную обувь на высоких каблуках, украшенную декоративными стразами. Так что сложно однозначно ответить, кто придумал каблуки-шпильки. Но главное - женщины полюбили их и всегда обувают прелестные туфли или босоножки на значимые мероприятия.


Top