Ликвидность банка - это способность банка обеспечить полное и своевременное выполнение своих финансовых обязательств. Избыточная ликвидность

Уровень банковской ликвидности напрямую влияет на устойчивость всей банковской системы, одной из главных задач которой является осуществление расчетных функций, проведение платежей между различными субъектами экономики.

Низкий уровень ликвидности банка ограничивает платежеспособность кредитных организаций вплоть до полного прекращения деятельности платежных систем, что может парализовать функционирование экономики.

Типы ликвидности банка

По источникам различают следующие виды ликвидности:

  • накопленная (денежная наличность, активы)
  • покупная (межбанковские кредиты и возможные кредиты от Центрального банка РФ).

По срочности ликвидность банка бывает:

  • мгновенная,
  • краткосрочная,
  • среднесрочная,
  • долгосрочная.

Управление ликвидностью банка означает установление оптимального соотношения между отдельными видами активов и пассивов, которое определяется показателями ликвидности и банковскими рисками и позволяет финучреждению своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства перед кредиторами.

Управление ликвидностью банка включает в себя целый спектр мер: разработка финансовой политики банка; выбор методов оценки и анализа регулирования ликвидности; порядок принятия текущих и стратегических решений; формирование информационных баз данных и прочее. При этом, целью управления ликвидностью банка является обеспечение способности этого банка своевременно и полно выполнять свои денежные и иные обязательства, вытекающие из сделок с использованием финансовых инструментов.

Оценка ликвидности банка

Ликвидность банка рассчитывается на основе данных баланса и оценки денежных потоков. Оценка ликвидности банка зависит от многих факторов, которые можно условно разделить на внутренние и внешние.

К внутренним относятся:

  • наличие значительных собственных денежных средств
  • качество и количество активов и депозитов
  • определенная зависимость от внешних источников и факторов
  • сопряженность активов и пассивов по срокам.

К внешним факторам относятся:

  • политическая и экономическая обстановка в стране и мире
  • развитие рынка ценных бумаг и межбанковского рынка
  • организация системы рефинансирования
  • эффективность надзорных функций.

Оценить ликвидность банка можно методом коэффициентов, который является самым простым. Коэффициентный метод анализа ликвидности банка включает в себя:

  • выявление и определение состава, периодичности расчета и предельных показателей ликвидности
  • анализ и оценку состояния показателей ликвидности на основе: сравнения фактических значений с нормативными, предельными; анализа динамики фактических значений показателей; факторного анализа изменений фактических значений
  • определение способов устранения несоответствий, установленных на основе анализа.

В принципе, состав показателей и методы оценки ликвидности определяются каждым банком, исходя из специфических факторов, влияющих на ликвидность конкретного финучреждения.

Степени ликвидности и доходности активов банка

По степени ликвидности активы банка можно разделить на несколько групп:

  • первоклассные ликвидные активы - это денежные средства в кассе или на корреспондентских счетах, государственные ценные бумаги
  • высоколиквидные активы банка - это межбанковские кредиты, корпоративные ценные бумаги, предназначенные для продажи
  • низколиквидные активы банка - это краткосрочные и иногда долгосрочные ссуды, факторинговые операции, инвестиционные ценные бумаги, лизинговые операции
  • неликвидные активы - это просроченные ссуды, некоторые ценные бумаги, мебель, техника и сооружения.

По степени доходности активы банка подразделяются на две группы: приносящие и не приносящие доход.Ко второй группе можно смело отнести неликвидные активы и некоторые низколиквидные активы. Соответственно, чем менее ликвидны ресурсы, тем выше риск и ниже доходность финучреждения.

Качественное и количественное равновесие притока и оттока средств кредитного потенциала является главным фактором в поддержании ликвидности банка.

Недостаточная и избыточная ликвидность банка

Недостаточная ликвидность банка может вызвать дефицит платежных средств , который должен быть покрыт путем повышенных затрат, вызывая тем самым уменьшение прибыльности, рентабельности и доходности банка. Недостаточная ликвидность приводит к неплатежеспособности банка.

Дефицит ликвидности можно исправить с помощью поступления в банковскую систему государственных ресурсов. От избыточной ликвидности избавиться гораздо сложнее.

Избыточная ликвидность - это денежные средства, которые банк имеет, но не желает размещать на рынке в силу существенных рисков невозврата. Российская банковская система на сегодняшний день, в целом, имеет избыточную ликвидность.

вывод, что ликвидность банка есть качественная характеристика деятельности банка, обусловленная множеством факторов, находящихся в постоянном изменении и взаимосвязи.

Денежный мультипликатор

Денежный мультипликатор – это величина множителя (коэффициента), на которую увеличивается количество денег в обращении в результате операций на монетарном рынке. Коэффициент денежного мультипликатора означает, во сколько раз возрастает эффективность денежной базы. Его величина является обратной величиной нормы обязательных резервов, а также соотношением между объемами наличности и депозитов. Это свидетельствует о том, что с увеличением резервной нормы или при более высоком соотношении наличных относительно депозитов величина денежного мультипликатора уменьшаться.

Эффект действия мультипликатора постоянно воспроизводится потом, что потерянные резервы для одного банка создают свободные кредитные ресурсы другого коммерческого банка, по этому банковская система в целом не теряет их, а создает избыточные резервы. В итоге, такая способность банковской системы существует не всегда и не безгранична. Она ограничивается необходимостью формировать коммерческими банками обязательных резервов, размеры которых определяются резервной нормой, регулируется законодательно.

Необходимость формировать обязательные резервы делает источником кредитования только свободные банковские резервы, т. е. ту совокупность денежных средств коммерческих банков, которая есть в распоряжении коммерческого банка в настоящий момент, и может использоваться ими для активных операций. Чем больше размер свободного резерва, тем выше кредитоспособность банка.

Что касается изменения резервных требований, то было высказано два про­тивоположных предложения. В одном случае предлагается полностью отказаться от обязательного резервирования, а во втором - установить норму обязательного ре­зервирования на уровне 100% от суммы депозитов. Можно ли отменить обязательное резервирование? Центральные банки большинства стран снижают нормы обязательного резервирования, а в некоторых из них оно полностью отменено. Если бы вам был известен только простой депозитный мультипликатор, то вы могли бы подумать, будто отказ от обязательного резервирования приведет к бесконечно большому предложению денег. Однако согласно более сложной модели предложения денег подобные доводы оказываются неверными. Банки по-прежне­му стремятся хранить резервы, чтобы обезопасить-себя от оттока депозитов, и, кроме того, существует еще и спрос на наличные деньги. Эти факторы и ограничи­вают объем предложения денег. Причина, по которой обязательное резервирование имеет смысл сохранить, связана с тем, что его существование обеспечивает большую стабильность денеж­ного мультипликатора и, следовательно, более качественный контроль над предло­жением денег. Ввиду того что эмпирических данных, подтверждающих или опро­вергающих целесообразность такого рода реформы, не очень много, вопрос о ней по-прежнему остается открытым.

Банковские деньги

Банковские деньги - это тоже неполноценно знаки стоимости, которые эмитируются банками на основе кредитования реальной экономики, благодаря чему их выпуск тесно связывается с потребностями оборота, обеспечивается их изъятие из оборота и поддержание стабильной стоимости. В этом состоит их принципиальное отличие и преимущество по сравнению с бумажными деньгами.
С развитием банковского кредита и банковского дела вообще банки стали выпускать вместо коммерческих векселей свои обязательства - банкноты, которые постепенно превратились в универсальный платежный и покупательский средство и стали самостоятельным видом кредитных денег - банковскими деньгами. Впоследствии, когда банки стали широко привлекать банкноты от клиентов на вклады, возникла вторая форма банковских денег - депозитные деньги.
Банкнота в самом общем трактовке является простым эмиссионного банка.

Характерными признаками «классической» банкноты являются:
1) выпуск ее эмиссионным банком взамен коммерческих векселей;
2) обязательный обмен на золото по первому требованию владельцев;
3) двойное обеспечение: золотое (золотым запасом банка) и товарное (коммерческими векселями, которые находились в портфеле банка).
Благодаря этим признакам банкнота существенно отличалась от коммерческого векселя. Банкноты в отличие от векселей являются бессрочными обязательствами, не связанными с конкретными торговыми операциями. Они могут выпускаться в любых купюрах и находиться в обращении любой срок, который дает возможность рассчитываться ими по всем возможным вопросам. Эти преимущества предоставили банкноте особого качества - общей оборачиваемости, какой не имел вексель.
Двойное обеспечение «классической» банкноты гарантировало ей надежность, постоянную стоимость, нормальное обращение и высокую эластичность обращения. Через обеспечение коммерческими векселями достигалось саморегулирования обращения банкнот. Выдавая займы под залог или дисконт векселей, банк увеличивал количество банкнот в обращении, а при оплате векселей банкноты возвращались к банку, что обеспечивалось срочность и коммерческого векселя.
Выпуск векселей в тесной связи с торговыми операциями обеспечивал согласованность выпуска банкнот с реальными потребностями оборота - по мере роста этих потребностей выпуск банкнот увеличивался, и наоборот. Однако выпуск банкнот под коммерческие векселя не всегда обеспечивал автоматическое приспособление к потребностям оборота. Это обуславливалось целым рядом обстоятельств: учетом финансовых векселей, в том числе казначейских, снижением цен на товары и ускорением обращения банкнот, в результате чего уменьшалась потребность в деньгах до наступления сроков погашения векселей, и др. Во всех этих случаях возникала угроза появления лишних банкнот и их обесценивания. Предотвратить это мог свободный размен банкнот на золото: лишние банкноты предъявлялись в банки для обмена на золото.

Не утратил своего значения и механизм саморегулирования банкнотной обращения через обеспечение их эмиссии коммерческими векселями. Однако действие его значительно изменилась. Банковские ссуды под коммерческие векселя стали выдаваться преимущественно в депозитной, а не в банкнотной форме. Поэтому эмиссионные банки через этот механизм регулируют массу депозитных денег в обороте, косвенно влияя на обращение банкнот.

Депозитные деньги

Депозитные деньги - это разновидность банковских денег, который существует в виде определенных сумм, записанных на счетах экономических субъектов в банках. Они не имеют вещевого выражения и используются для платежей в безналичной форме. Движение их осуществляется по счетам в банках и не выходит за пределы банковской системы. А они приводятся в движение с помощью технических инструментов - чеков, платежных поручений, пластиковых карт и т.п.

Успешное функционирование депозитных денег возможно лишь за высокого уровня развития банковского дела, когда каждый субъект денежного оборота может свободно положить свои деньги в банк, взять их оттуда, быстро перевести в любой пункт рынке и ему гарантируется полное их сохранения. В этих условиях владелец денег на счету в банке может дать поручение последнем перечислить всю сумму или часть ее своему контрагенту и таким образом погасить долг. Перемищуючись по счетам в банках, депозитные денежные суммы успешно выполняют функции покупательского и платежного средств, а затем включаются в общий денежный оборот.

Электронные деньги

Электронные деньги - это разновидность депозитных денег, когда переводе денежных сумм по счетам в банках осуществляется автоматически с помощью компьютерных систем за непосредственными распоряжениями владельцев текущих счетов. Эта форма органично сочетает в себе все преимущества депозитной и наличной форм денег: нет необходимости переносить или перевозить большие массы наличности; достигается значительная экономия затрат на их изготовление, хранение, пересчет, перевозки и т.д.; каждый плательщик имеет возможность моментально произвести платеж, предварительно проверив все его условия и осуществив соответствующие расчеты, как и в платежах наличными.
Носителем электронных денег является пластиковая карточка - именной денежный документ, который выдается банком владельцу текущего счета и дает ему возможность оплатить через компьютерные сети свои покупки и погасить долги переводом денег по счету без использования наличности. Внедрение пластиковой карточки в расчетно-платежную практику значительно расширило сферу функционирования депозитных денег, включило в нее массовые платежи населения, ускорило оборот денег, создало большие удобства для плательщиков, уменьшило издержки обращения. Все это оказало депозитным деньгам нового качества, что нашло отражение в новом названии - «электронные деньги».

Ликвидность коммерческого банка — это способность своевременно и без потерь выполнять свои обязательства перед клиентами (вкладчиками, кредиторами, инвесторами).

Обязательства банка могут быть реальными и условными.

Реальные обязательства отражены в балансе банка в виде депозитов до востребования, срочных депозитов, привлеченных межбанковских ресурсов, средств кредиторов. Потенциальные, или забалансовые, обязательства выражены в выданных банком гарантиях, открытых кредитных линиях клиентам и др.

Реальные обязательства - это те обязательства, которые отражаются на соответствующих балансовых счетах в виде депозитов, привлеченных межбанковских кредитов, выпущенных ценных бумаг (векселей, депозитных и сберегательных сертификатов).

Условные обязательства - это обязательства банка, отраженные на забалансовых счетах. Это обязательства, которые могут возникнуть при определенных обстоятельствах, например гарантии, поручительства, выданные банком.

Согласно терминологии, установленной МСФО, реальные и условные обязательства — это денежные и иные обязательства, вытекающие из сделок с использованием финансовых инструментов, т.е. любого контракта, который влечет за собой возникновение денежною актива одною предприятия и денежною обязательства или инструмента капитала другого предприятия.

Факторы ликвидности банка

Факторы, определяющие ликвидность коммерческого банка, могут быть внутренними и внешними.

К внутренним факторам относятся:

  • качество активов банка;
  • качество привлеченных средств;
  • сопряженность активов и пассивов по срокам;
  • менеджмент и имидж банка.

Крепкая капитальная база означает наличие значительной абсолютной величины собственного капитала. Основу собственного капитала составляют уставный фонд и другие фонды банка, предназначенные для различных целей, в том числе и для обеспечения финансовой устойчивости банка. Чем больше собственный капитал банка, тем выше его ликвидность.

Другим фактором, влияющим на ликвидность банка, является качество его активов. При расчете нормативов активы коммерческого банка распределены на пять групп риска с учетом степени риска вложений средств и, соответственно, возможной потери части стоимости этих средств при неблагоприятной ситуации. Одновременно отдельным категориям активов, входящих в каждую из пяти групп, присваивается соответствующий поправочный коэффициент риска (от 0 до 100%), который показывает, какая часть стоимости данной категории активов может быть потеряна, или иначе, в какой мере надежно вложение средств в гу или иную категорию активов банка.

К внешним факторам относятся:

  • общая политическая и экономическая обстановка в стране;
  • развитие рынка ценных бумаг и межбанковского рынка;
  • система рефинансирования Банком России коммерческих банков;
  • эффективность надзорных функций Банка России.

Общая политическая и экономическая обстановка в стране создает предпосылки развития банковских операций и успешности функционирования банковской системы, обеспечивает стабильность экономической основы деятельности банков, укрепляет доверие отечественных и зарубежных инвесторов к банкам. Без этих условий банки не способны создавать устойчивую депозитную базу, добиваться рентабельности операций, совершенствовать систему управления, повышать качество активов.

Развитие рынка ценных бумаг позволяет обеспечить оптимальную систему ликвидных средств без потери прибыльности, так как самый быстрый путь превращения активов банка в денежные средства в большинстве зарубежных стран связан с функционированием фондового рынка.

Развитие межбанковского рынка способствует перераспределению между банками временно свободных денежных ресурсов, поддержанию ликвидности коммерческих банков. С этим фактором связана и система рефинансирования Банком России коммерческих банков. В этом случае источником пополнения ресурсов становится Банк России, с помощью которого поддерживается ликвидность коммерческого банка.

Эффективность надзорных функций Банка России определяет степень взаимодействия органа государственного надзора с коммерческими банками в части управления ликвидностью.

Управление ликвидностью банка

Ликвидность банка тесно связана с ликвидностью баланса. В целях поддержания ликвидности баланса банк обязан постоянно поддерживать необходимый и достаточный уровень средств на корреспондентских счетах, наличных средств в кассе, быстрореализуемых активов, т.е. управлять ликвидностью.

Основными элементами по управлению ликвидностью являются:

  • анализ состояния мгновенной, текущей и долгосрочной ликвидности;
  • составление краткосрочного прогноза ликвидности;
  • проведение анализа ликвидности и использование негативного для банка развития событий (состояние рынка, положение заемщиков и кредиторов);
  • определение потребности банка в ликвидных средствах;
  • определение избытка/дефицита ликвидности и предельно допустимых его значений;
  • оценка влияния на состояние ликвидности операций в иностранной валюте;
  • определение предельных значений коэффициентов ликвидности по каждой валюте и по всем валютам в целом.

Оценка ликвидности банка является одной из наиболее сложных задач, позволяющих получить ответ на самый важный вопрос: способен ли банк отвечать по своим обязательствам. На способность банка отвечать по обязательствам влияют характеристики состояния и изменения ресурсной базы, возвратность активов, финансовый результат деятельности, размер собственных средств (капитала) банка, а также качество управления банком, менеджмент, которые в определенные моменты могут сыграть и играют решающую роль.

Для контроля за состоянием ликвидности банка установлены три норматива ликвидности (мгновенной, текущей и долгосрочной). Они определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов, а также других факторов.

Норматив мгновенной ликвидности (Н2) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования.

Норматив рассчитывается по формуле

  • Л а.м - высоколиквидные активы, т.е. финансовые активы, которые должны быть получены в течение ближайшего дня и могут быть незамедлительно востребованы банком и в случае необходимости реализованы банком в целях незамедлительного получения денежных средств, в том числе средства на корреспондентских счетах банка в Банке России, в банках стран из числа «группы развитых стран», касса банка. Показатель Л а.м рассчитывается как сумма остатков на счетах кассы, корреспондентских счетах, поступлений по наступившим срокам;
  • О в.м — обязательства (пассивы) до востребования, по которым вкладчиком или кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении. Показатель О в.м рассчитывается как сумма остатков на счетах до востребования, с определенными корректировками. РасчетыЛ а.м и О в.м производятся в соответствии с указаниями Банка России. Минимально допустимое значение норматива Н2 устанавливается в размере 15%.

Норматив текущей ликвидности банка (НЗ) ограничивает риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней.

Норматив текущей ликвидности (Н3) рассчитывается по формуле

  • Л а.т — ликвидные активы, т.е. финансовые активы, которые должны быть получены банком или могут быть востребованы в течение ближайших 30 календарных дней в целях получения денежных средств в указанные сроки. Показатель Л а.т рассчитывается как сумма высоколиквидных активов (показатель Л а.м) и остатков на определенных балансовых счетах;
  • О в.т — обязательства (пассивы) до востребования, по которым вкладчиком или кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении, и обязательства банка перед кредиторами (вкладчиками) сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней. Показатель О в.т рассчитывается как сумма остатков на определенных бапансовых счетах.

Расчеты Л а.т и О в.т производятся в соответствии с указаниями Банка России. Минимально допустимое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50%.

К высоколиквидным и ликвидным активам относятся только те финансовые активы банка, которые в соответствии с нормативными документами Банка России относятся к первой категории качества (1-й группе риска) и второй категории качества (2-й группе риска). Кроме вышеперечисленных активов в расчет показателей Л а.м и Л а.т включаются остатки на балансовых счетах, по которым отсутствуют требования но формированию резервов, в случае, если активы, числящиеся на соответствующих балансовых счетах, планируются банком к получению в течение 30 ближайших календарных дней в форме, позволяющей отнести их к высоколиквидным и ликвидным активам.

Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком погашения до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней. Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) рассчитывается по формуле

  • КР Д — кредитные требования с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней, а также пролонгированные кредиты;
  • К — капитал банка;
  • ОД — обязательства (пассивы) банка по кредитам и депозитам, полученным банком, а также по обращающимся на рынке долговым обязательствам банка с оставшимся сроком погашения свыше 365 или 366 календарных дней. Определяются самим банком на основании первичных документов.

Максимально допустимое значение норматива H4 устанавливается в размере 120%.

Для оценки ликвидности банка кроме нормативов ликвидности можно использовать и систему показателей, которые в комплексе позволяют оценить состояние ликвидности банка как в данный момент времени, так и на среднесрочную перспективу.

1. Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банка.

Остатки внебалансовых счетов 90903, 90904.

Наличие неплатежей, отраженных на этих счетах, означает, что банк имеет проблемы с проведением платежей и имеют место задержки платежей клиентов. Если остатки по этим счетам имеют тенденцию роста и длительное время, то банк неплатежеспособен и неликвиден.

2. Показатель отражает уровень деловой активности банка. Он представляет собой отношение оборотов по корреспондентским счетам и кассе банка к активу баланса-нетто:

K2 = Оборот по кредиту корреспондентских счетов и кассы / Актив баланса-нетто

Этот показатель позволяет оценивать общий уровень деловой активности банка и влияние принимаемых банком рисков на его устойчивое функционирование. Если показатель имеет выраженную тенденцию к снижению, это может свидетельствовать о сокращении операций банка и даже о свертывании его деятельности.

Причинами такого состояния могут быть низкое качество части активов (прежде всего — кредитного портфеля), проблемы банка с проведением платежей клиентов. У активно работающих банков показатель деловой активности выше 1,0.

3. Коэффициент чистой и ликвидной позиции банка позволяет оценить, в какой степени банк привлекает займы на межбанковском рынке для покрытия дефицита ликвидности:

К3 =Средства на корреспондентских счетах-ностро и в кассе /Краткосрочные межбанковские займы и кредиты ЦБ РФ

Если , это свидетельствует о том, что банк покрывает дефицит ликвидности за счет займов на межбанковском рынке. Систематическое использование этих краткосрочных ресурсов для покрытия длительного, долгосрочного разрыва говорит о проблемах с ликвидностью. Кроме того, банки анализируют контрагентов, и доступ на межбанковский рынок может быть для такого банка прекращен, тогда потенциальный риск потери ликвидности трансформируется во вполне реальную неплатежеспособность.

4. Коэффициент текущей сбалансированности активов и пассивов банка:

К4 =Требования (активы) сроком до 30 дней /Обязательства (пассивы) сроком исполнения до 30 дней

С помощью коэффициента текущей сбалансированности можно оценить возможность возникновения проблем с проведением платежей. Если показатель стабильно превышает 1,0, вероятность возникновения дефицита ликвидности практически минимальна. Если значение показателя стабильно ниже 0,6-0,7 и имеет тенденцию к снижению, то это признак возможного возникновения дефицита ликвидности.

Аналогичный по смыслу коэффициент среднесрочной сбалансированности , позволяет оценить возможность возникновения проблем ликвидности в перспективе:

К5 =Требования (активы) сроком до 180 дней /Обязательства (пассивы) сроком исполнения до 180 дней

Рассмотренные коэффициенты ликвидности позволяют управлять ликвидностью кредитной организации как на определенную дату, так и на перспективу. Кроме коэффициентного метода измерения ликвидности в российской практике используется механизм управления денежными потоками, отражающими движение не только активов и пассивов, но и забалансовых операций кредитной организации.

Согласно правилам ЦБ РФ, принудительные меры воздействия на кредитную организацию могут быть применены в случае нарушения норматива в совокупности шесть или более дней в течение любых 30 последовательных операционных дней подряд. Однако достаточно часто у банков есть несколько больше времени, чем пять дней, для исправления ситуации. Условно нарушения по срокам можно разделить на три категории: до пяти дней - краткосрочное; от 5 до 10 дней - среднесрочное, когда существует не очень высокая вероятность применения санкция со стороны ЦБ; длительное нарушение - более 10 дней.

С целю выяснения ситуации с нарушениями нормативов экспертами был проведен анализ нарушений нормативов Н1 (достаточность капитала), Н2 (мгновенная ликвидность), Н3 (текущая ликвидность), Н4 (долгосрочна ликвидность) за последние полтора года, с начала 2011 года по 1 мая 2012 года. Результаты исследования показали, что всего за обозначенный период нормативы нарушались относительно нечасто. Было выявлено 49 нарушителей, у 16-ти из которых были отозваны лицензии.

В качестве важного вывода проведенного исследования можно отметить, что абсолютно все 11 банков, допустивших нарушения одновременно более чем одного норматива, лишились лицензий на осуществление операций.

Позитивным выглядит тот факт, что среди нарушителей нет крупных, системообразующих банков. Самыми крупными кредитными организациями, допустившими нарушения нормативов, стали банк «ГЛОБЭКС», занимающий 30 место по объему активов, МСП Банк - 46 место и НОВИКОМБАНК - 51 место. У этих довольно крупных банков наблюдались краткосрочные нарушения одного из нормативов, что, как правило, было связано с «техническими» причинами, а не с финансовыми проблемами.

В исследованный период только один банк отличился тем, что допустил нарушения всех четырех наиболее важных нормативов. Этим банком оказался ульяновский ПВ-Банк, лишившийся лицензии 13 апреля 2012 года. При этом два банка нарушали одновременно три норматива. Мультибанк и Международный торгово-промышленный банк допускали одновременное нарушения нормативов Н1, Н2, Н3 и Н1,Н3,Н4 соответственно. Стоит отметить, что обе кредитные организации, допустившие нарушения трех нормативов, отражали на балансе фактически отсутствующие ценные бумаги и не создавали адекватные резервы на возможные потери, что было выявлено во время массовых проверок ЦБ на предмет причастности банков к «схемам» Матвея Урина. В результате, Мультибанк и Международный торгово-промышленный банк лишились лицензий весной 2011 года.

Если одновременное нарушение нескольких нормативов приводило к отзыву лицензии в 100% случаев, то при неисполнении только одного норматива в течение непродолжительного времени вероятность лишиться лицензии была гораздо ниже. Как показывает статистика, при нарушении норматива мгновенной ликвидности вероятность потери права ведения банковской деятельности составляет 50%. Три банка из шести нарушивших данный норматив лишились лицензий.

Неисполнение норматива текущей ликвидности привело к отзыву лицензии только у одного банка из 20, и таким образом, вероятность отзыва лицензии из-за нарушения норматива Н3 составляет всего 5%.

В свою очередь, норматив долгосрочной ликвидности (Н4) нарушался двумя банками, и при этом ни у одного из них не была отозвана лицензия вследствие данных нарушений. Таким образом, из трех нормативов ликвидности для банков гораздо важнее контролировать состояние норматива мгновенной ликвидности, так как его нарушение с большей вероятностью приведет к отзыву лицензии.

Из десяти банков, продемонстрировавших нарушение норматива достаточности капитала, только у одного была отозвана лицензия. УИК-БАНК лишился права на ведение банковской деятельности 31 октября 2011 года, что стало результатом неисполнения требования ЦБ по достаточности капитала в течение 70 дней (41 день подряд) в марте-июне 2011 года. Нарушения остальных 9 банков были гораздо менее продолжительными по времени. Большая часть нарушений по данному нормативу была зарегистрирована в первой половине 2011 года, а позже сошла на нет. В то же время при нынешней тенденции роста активов, значительно обгоняющего рост собственного капитала, число банков, не выполняющих требования ЦБ по достаточности, может заметно вырасти в среднесрочной перспективе.

Начавшаяся с августа 2011 года тенденция ухудшения ситуации с ликвидностью в российской банковской системе сказалась как на количестве нарушителей обязательных нормативов, так и на количестве отзывов банковских лицензий из-за хронических нарушений нормативов Н2 и Н3. Если за первые восемь месяцев 2011 года лицензий по данной причине были лишены только две кредитные организации - РУСИЧ ЦЕНТР БАНК и РАТИБОР-БАНК, то за период с сентября 2011 года по май 2012 года - их было уже девять, из которых пять одновременно нарушили нормативы мгновенной и текущей ликвидности. Таким образом, кризис ликвидности, который в вялотекущем режиме развивается в банковской системе со второй половины 2011 года, собирает свой «урожай» обанкротившихся банков.

В случае дальнейшего разрастании дефицита ликвидности в банковском секторе страны, что вполне вероятно на фоне кризисных явлений в мировой и российской экономиках, скорее всего, будет расти число кредитных организаций, лишенных лицензии из-за несоблюдения нормативов ЦБ. Наиболее вероятно, что проблемы возникнут у небольших банков, не входящих в число 200 крупнейших по активам, так как крупные банки, как правило, имеют хорошие возможности для расширения ресурсной базы, снижающие риски потери ликвидности.

Все банки, у которых была отозвана лицензия из-за нарушения обязательных нормативов, допускали значительные нарушения. В то же время кредитные организации, которые допускали незначительные нарушения по ликвидности или достаточности даже длительные отрезки времени, смогли продолжить свою деятельность. Таким образом, важен не только сам факт нарушения и его длительность во времени, но и отклонение от установленного минимального значения.

30 августа в ходе недельного депозитного аукциона ЦБ банки разместили 220,8 млрд руб. избыточной ликвидности под 10,41% годовых при установленном лимите 280 млрд руб. В аукционе приняли участие 76 кредитных организаций из 35 регионов страны. Предыдущий аукцион состоялся 9 августа. В его рамках ЦБ привлек у банков 100 млрд руб. Средневзвешенная ставка по привлечению составила 10,22%. В аукционе участвовало 62 банка, а предложения с их стороны превысили лимит ЦБ (100 млрд руб.) почти в два раза, составив 187 млрд руб.

Необходимость проведения депозитных аукционов, согласно пресс-релизу Банка России, обусловлена притоком ликвидности в банковский сектор по бюджетному каналу и потребностью поддержать краткосрочные ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки Банка России.

ЦБ в течение года ожидает перехода от дефицита ликвидности банковской системы к ее устойчивому профициту. По оценкам ЦБ, структурный профицит ликвидности в банковском секторе РФ может наступить уже в ноябре — декабре 2016 года, а объем профицита, по предварительным оценкам, на конец года может составить около 1 трлн руб. Таким образом, этот триллион не пойдет в экономику, а будет тем или иным способом абсорбирован Банком России.

Регулятор в качестве основной причины, приводящей к возникновению профицита ликвидности, называет использование Минфином средств Резервного фонда для финансирования дефицита федерального бюджета.

В текущем году, по оценке Минфина, ожидается дефицит федерального бюджета в размере более 3% ВВП, а Резервный фонд, средства которого используются на покрытие дефицита, может быть исчерпан к концу этого года (на 1 августа в нем находилось 2,56 трлн руб., или $38,18 млрд).

Однако очевидно, что при адекватной денежно-кредитной и регуляторной политике профицит ликвидности возникать не должен — «лишние» деньги трансформируются в кредиты населению и бизнесу. И в данном случае проблема в том, что банковская система перестала удовлетворять потребностям экономики.

В частности, основные причины профицита ликвидности заключаются в следующем. Во-первых, это чрезмерно высокий уровень реальных процентных ставок в экономике вследствие завышенности ключевой ставки Банка России (сейчас она составляет 10,5%). С учетом прогноза Банка России по инфляции (менее 5% в июле 2017 года), реальная процентная ставка, закладываемая только в ключевую ставку Банка России, составляет порядка 6-7% (по кредитам для бизнеса — еще выше), что является крайне высоким уровнем по любым критериям как для России, так и для других стран. Выставляя такой уровень реальной процентной ставки, Банк России делает крайне невыгодным привлечение кредитов для заемщиков.

Во-вторых, ставки по кредитам не соответствуют показателям рентабельности во многих отраслях экономики, особенно в обрабатывающей промышленности. В частности, в целом по экономике уровень рентабельности проданных товаров, работ, услуг по итогам 2015 года составил 9,3%, в производстве машин и оборудования — 8,2%, строительстве — 5,4%. Для сравнения, средневзвешенный уровень процентных ставок по кредитам нефинансовым организациям на срок свыше одного года составляет порядка 14% годовых.

В-третьих, ЦБ проводит постоянное ужесточение банковского регулирования, в том числе переход к стандартам «Базель III». Это приводит к повышению требований банков к обеспечению кредитов со стороны заемщиков. Вместе с тем в условиях кризиса размер и качество обеспечения объективно снижаются.

Таким образом, профицит ликвидности формируется в условиях крайне низкой доступности кредитных ресурсов для бизнеса. В текущих условиях (отягощенных еще и падением внутреннего спроса, в том числе по тем же причинам) бизнес предпочитает отказываться от реализации инвестиционных проектов, а экономика теряет потенциальные драйверы роста.

В результате складывается ситуация, когда именно бизнес становится нетто-кредитором банковской системы, а не наоборот. Так, во втором квартале 2016 года наблюдалась ситуация, когда рост объема депозитов юридических лиц в банках происходил на фоне значительного сокращения их задолженности перед банками. Депозиты выросли за квартал на 84 млрд руб., а объем задолженности снизился на 1149 млрд руб., то есть чистая задолженность нефинансовых организаций перед банками сократилась более чем на 1,2 трлн руб. Соответственно, профицит ликвидности так и формируется — за счет вывода средств из бизнеса в банковскую систему. А размещение этих средств в ЦБ завершит процесс их изъятия из оборота.

Но восстановление экономики требует поиска новых драйверов роста с опорой на внутренние источники.

При этом требуется преодоление таких структурных ограничений, как высокая степень износа основных фондов, низкий коэффициент их обновления, дефицит инфраструктуры. Однако проведение модернизации требует расширения инвестиций, которое возможно только при наличии доступных кредитных ресурсов.

Жесткая денежно-кредитная и регуляторная политика ЦБ ведет к обратному эффекту. Достижение низкой инфляции ничего не даст, если ответом на любые инфляционные риски будет «удушение» инвестиционной активности. Провал в инвестициях будет лишь обеспечивать рост разрыва в уровне производительности труда и конкурентоспособности продукции с ведущими странами.

Соответственно, ожидание профицита ликвидности должно заставлять ЦБ не внедрять инструменты по ее абсорбированию, а, наоборот, использовать все имеющиеся средства для того, чтобы устойчивого профицита ликвидности не допускать. Ключевая ставка должна быть существенно снижена — до уровня, соответствующего потребностям экономики и обеспечивающего реализацию инвестиционных проектов и развитие производств.

Банк России чрезмерно сфокусирован на достижении им самим же поставленной цели по инфляции и готов приносить в жертву другие показатели развития экономики. Так, в пресс-релизах Банка России часто используются формулировки о том, что замедлению роста потребительских цен будут способствовать слабый спрос, в том числе под влиянием «умеренно жесткой денежно-кредитной политики».

Более того, в мае 2016 года в одном из материалов Банка России четко заявляется: «Для достижения заявленной Банком России цели по инфляции необходимо замедление темпов роста широкого круга внутриэкономических показателей». Таким образом, фактически Банк России не только признает свою роль в сокращении российской экономики, но и показывает свою заинтересованность в низких показателях развития.

По итогам июльского заседания совета директоров, на котором принято решение оставить ключевую ставку на уровне 10,5% годовых, ЦБ заявил, что «реальные процентные ставки в экономике (с учетом инфляционных ожиданий) останутся на уровне, который обеспечит спрос на кредит, не приводящий к повышению инфляционного давления, а также сохранит стимулы к сбережениям».

Иными словами, ставки останутся высокими, чтобы не «разгонять» потребительское кредитование и кредитование реального сектора. Сейчас кредит промышленное предприятие может взять под 10-15%, процент по потребкредитам составляет 16-33% годовых, тогда как текущая инфляция 7,2%, ожидаемая инфляция на конец года — 5-6%.

Ранее в одном из материалов ЦБ было прямо заявлено: «Для достижения заявленной Банком России цели по инфляции необходимо замедление темпов роста широкого круга внутриэкономических показателей».

В последнем отчете ЦБ «Финансовое обозрение: условия проведения денежно-кредитной политики» говорится, что регулятор ждет перехода банковской системы к «структурному профициту ликвидности» в начале 2017 года из-за финансирования дефицита бюджета за счет средств Резервного фонда. Поэтому пресс-релиз ЦБ был озаглавлен весьма красноречиво: «Ожидаемый переход к структурному профициту ликвидности не будет способствовать смягчению денежно-кредитных условий».

Как уже подчеркивалось, ЦБ сознательно не собирается предпринимать какие-либо шаги по стимулированию кредитования. Напротив, образующуюся ликвидность он абсорбирует с помощью разных инструментов — продажи банкам гособлигаций, размещения «лишних» средств у себя на депозитах и пр.

Не планирует Банк России развивать и специальные механизмы рефинансирования банков, кредитующих инвестпроекты. В качестве аргумента регулятор ссылается на то, что текущие лимиты по специализированным инструментам рефинансирования не выбраны. Но это неудивительно, учитывая уровень процентной ставки по данным инструментам.

Ставка с конца 2014 года остается неизменной и, несмотря на происходящие в экономике процессы, зафиксирована на уровне 9% годовых. Вместе с тем привлечение финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов на срок до трех лет при ожидаемой инфляции через год в 4-5% делает эти инструменты непривлекательными. Предприниматели предпочтут взять инвестиционную паузу (которая уже затянулась), ожидая, когда процентные ставки начнут соответствовать макроэкономической ситуации.

В противоположность инструментам Банка России, программы финансовой поддержки правительства, предполагающие более низкую стоимость финансовых ресурсов, не имеют проблем с заявками. Например, Фонд развития промышленности, программы которого предусматривают предоставление займов по ставке 5% годовых, в 2015 году получил 1282 заявки на предоставление финансирования на общую сумму 449 млрд руб.

Из них были одобрены 74 проекта с общей суммой заемных средств 24,6 млрд руб. По данным фонда, общий бюджет данных проектов (с учетом ранее вложенных средств и иных источников финансирования) составляет более 90 млрд руб. Аналогичная ситуация со значительным числом заявок на получение финансовой и гарантийной поддержки наблюдается и в рамках других институтов и программ развития федерального и регионального уровня.

Высокая востребованность программ институтов развития обуславливает необходимость их докапитализации за счет бюджета. Так, на 2016 год запланировано увеличение капитала Фонда развития промышленности в объеме 20 млрд руб.

Вообще политика Банка России во многом торпедирует усилия по выходу из рецессии, которые предпринимает правительство России. В частности, принят антикризисный план действий. Он предусматривает расширение деятельности институтов развития (Фонда развития промышленности, Росэксимбанка, Российского экспортного центра, Корпорации МСП и др.), оказывающих финансовую и иную поддержку перспективным проектам с экспортным потенциалом, инновационной составляющей, потенциалом создания высокопроизводительных рабочих мест.

Наряду с этим планом предусмотрена реализация ряда «отраслевых» программ, направленных на смягчение последствий масштабного падения внутреннего спроса и дефицита доступных заемных средств. В числе этих программ — программа поддержки автомобильной промышленности, сельхозмашиностроения, легкой промышленности, программа поддержки ипотечного кредитования.

Кроме того, власти субсидируют затраты на уплату процентов по кредитам в рамках госпрограмм поддержки важнейших отраслей экономики (программа поддержки сельского хозяйства, программа развития автомобилестроения, программа «Жилище» и т.д.). В 2016 году за счет средств федерального бюджета запланировано предоставление около 95 млрд руб. субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам.

На отдельных рынках государственные программы субсидирования кредитования вносят решающий вклад в поддержку спроса. В прошлом году на долю кредитов с господдержкой пришлось около трети объема выданных ипотечных кредитов, на которые было приобретено более 10 млн кв. м жилья.

По оценкам участников рынка, в 2016 году значительная часть покупок жилой недвижимости (50-80% по разным проектам) на первичном рынке также осуществляется в рамках данной программы. На рынке автокредитования в 2015 году доля кредитов в рамках программы господдержки составляла около 35%.

Но надо признать, что возможности бюджетной поддержки промышленности весьма ограничены.

Власти вынуждены отказываться от индексации на уровень инфляции пенсий, зарплат бюджетникам и соцвыплат, что крайне негативно влияет на доходы населения и потребительский спрос.

Например, второй индексации пенсий в этом году не будет, вместо нее в начале следующего года всем пенсионерам выплатят единовременно по 5 тыс. руб.

Многочисленные эксперты (Столыпинский клуб, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Финансовый университет при правительстве и пр.) полагают, что в условиях рецессии и бюджетных ограничений Банк России должен смягчить свою денежно-кредитную политику, а также разработать и предложить экономике (прежде всего реальному сектору) специализированные механизмы финансирования инвестиционного процесса.

Между тем ЦБ занимает непримиримую позицию, практически в каждом своем официальном сообщении де-факто подчеркивая, что он готов пожертвовать экономическим ростом ради снижения инфляции к концу 2017 года до 4%.

Ближайшее заседание совета директоров ЦБ по ключевой ставке и денежно-кредитной политике состоится 16 сентября. Вероятнее всего, регулятор сохранит ставку на прежнем уровне или символически снизит ее (до 10%). При этом все прочие параметры политики ЦБ останутся без изменения, прогнозируют аналитики. Тем самым переход к началу активной фазы восстановления экономики России будет вновь отложен на неопределенный срок.

В апреле и мае этого года Банк России продавал ОФЗ на биржевом рынке, пытаясь забрать лишнюю ликвидность. Участники рынка недовольны непрозрачностью действий ЦБ. Зачем регулятор продает ОФЗ?

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Что сделал ЦБ?

В апреле и мае этого года Банк России начал продавать облигации федерального займа (ОФЗ) из собственного портфеля на биржевом рынке, сообщила пресс-служба ЦБ. Через эти операции регулятор забрал у банков свободные деньги. ЦБ не сообщил объем проданных облигаций, а о самом факте рассказал лишь постфактум. Это вызвало недовольство участников рынка. В частности, экономист Credit Suisse Алексей Погорелов сказал Bloomberg, что расценивает действия регулятора как негативный фактор, который не позволяет верно оценивать стоимость бумаг. По его словам, основная проблема — непрозрачность операции.

По оценке аналитика ING Дмитрия Полевого, регулятор мог реализовать бумаги на сумму 50-100 млрд руб. Всего у Банка России было госбумаг на 207 млрд руб. на начало года, сообщил в среду, 11 мая, заместитель министра финансов Максим Орешкин. Он также добавил, что операция была согласована с Минфином и уже практически завершена: большую часть из запланированного уже продали.

Продажа ОФЗ в таких объемах — это сравнительно новый для ЦБ инструмент, который он использует для регулирования ликвидности банковского сектора в дополнение к основным операциям денежно-кредитной политики. «До кризиса 2014 года регулятор продавал ОФЗ, но это были незначительные объемы; последний раз — в 2011 году ЦБ продал госбумаг на сумму около 10 млрд руб.», — говорит главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин.

Почему Банк России забирает «лишние деньги»?

Продажа ОФЗ должна помочь Банку России забрать скопившиеся у банков «лишние рубли». Из-за избытка ликвидности на рынке происходит падение ставок, а это ставит компании, которые пытаются привлечь финансирование, в трудное положение: банки предпочитают держать деньги на депозитах в ЦБ, где ставка выше, а не покупать облигации компаний. Уже сейчас ставка заимствований для компаний первого эшелона опустилась ниже депозитной ставки ЦБ, как показало недавнее размещение облигаций «МегаФона». В такой ситуации в теории скопившиеся у банков деньги не перетекают в реальную экономику и не работают на ее рост. В России пока такого нет, инвесторы скупают любые корпоративные выпуски по любым ставкам. Тем не менее, по данным ЦБ, за январь—март 2016 года совокупный объем кредитов в экономике сократился на 2,4%.

В условиях стагнации экономики низкие ставки ведут к раскручиванию инфляции, чего и опасается Банк России, цель которого — снизить инфляцию с текущих 7,3 до 4%. Для этого регулятор держит ключевую ставку на уровне 11%. «При профиците ликвидности ставки на рынке снижаются ниже ключевой, а значит, вне зависимости от желания ЦБ денежно-кредитная политика начинает смягчаться, что может стать угрозой для цели по инфляции», — говорил в апреле глава департамента исследований и прогнозирования ЦБ Александр Морозов (цитата по «РИА Новости»).

«Кроме того, есть риск, что «лишние деньги» пойдут на валютный рынок, а это может привести к новому витку волатильности рубля и, как следствие, к росту инфляции», — говорит главный экономист ФГ «БКС» Владимир Тихомиров. ЦБ, по его словам, пытается этого не допустить, чтобы не пришлось снова помогать банкам. «В 2014 году, когда курс рубля резко снизился, у банков было много обязательств в валюте. Они оказались в сложной ситуации, и регулятору пришлось их спасать через механизм валютного РЕПО», — напоминает экономист.

Откуда у банков появились «лишние рубли»?

Аналитики напрямую связывают рост рублевой ликвидности в банковском секторе с дефицитом федерального бюджета, который Минфин финансирует из Резервного фонда. «В 2015-2016 годах Федеральное казначейство и субъекты РФ стали гораздо активнее размещать средства на депозиты, что является одним из источников притока ликвидности в начале календарного года», — говорится в материалах, подготовленных ассоциацией региональных банков «Россия». В частности, уменьшение остатков средств на счетах расширенного правительства в ЦБ добавило в 2015 году банковскому сектору ликвидности в объеме почти 3,1 трлн руб., еще около триллиона банковский сектор получил за счет валютных интервенций ЦБ и сокращения наличных денег в обращении.

«Эта денежная масса идет в банковский сектор», — поясняет Денис Порывай из Райффайзенбанка. Но в прошлом году эти деньги не привели к появлению профицита ликвидности, потому что банки использовали их на погашение долгов перед ЦБ, говорит аналитик.

В апреле Минфин впервые с начала года использовал 390 млрд руб. из Резервного фонда для финансирования бюджетного дефицита. Расходование Резервного фонда является своего рода «бесплатной эмиссией», причем не зависящей от текущего уровня процентных ставок — в отличие от выпуска внутреннего долга, отмечает аналитик АКРА Дмитрий Куликов.

Что такое структурный профицит ликвидности?

Структурный профицит ликвидности означает, что денег у банков становится настолько много, что они уже не заинтересованы в привлечении средств ЦБ, а напротив, сами выступают его кредиторами, размещая излишнюю ликвидность на депозитах и корсчетах. Обратная ситуация — структурный дефицит ликвидности банковского сектора, при котором банки испытывают потребность в получении рефинансирования у регулятора. В последнем случае ЦБ может выступать донором для банковской системы, предоставляя ресурсы, в частности, для кредитования экономики или, напротив, снижая объемы рефинансирования, чтобы, например, ограничить приток рублей на валютный рынок. По данным ассоциации «Россия», в 2015 году регулятор сократил объем ликвидности, которую он предоставляет банкам, на 3,6 трлн руб.

Опасность структурного профицита в том, что ЦБ отчасти теряет контроль над процессом управления ликвидностью, поскольку не может воздействовать на банковский сектор с помощью процентной ставки. «Уже есть крупные банки, которые практически не зависят от ресурсов ЦБ и предоставляют длинные кредитные ресурсы по ставке даже ниже депозитной ставки ЦБ», — говорит Денис Порывай. Фактически это означает, что регулятор теряет контроль над денежно-кредитной политикой и инициатива переходит на сторону банков.

Когда рынок достигнет структурного профицита?

При дальнейшем росте уровня рублевой ликвидности может сложиться ситуация, когда банки начнут размещать на корсчетах и депозитах ЦБ средств больше, чем привлекают у регулятора по операциям РЕПО и по кредитам под залог нерыночных активов. Фактически это уже произошло. По словам аналитика ФК «Уралсиб» Ирины Лебедевой, в начале года объем структурного дефицита банковской системы составлял около 2 трлн руб. В апреле—мае были дни, когда объем привлеченных банками средств в ЦБ был ниже, чем объем размещенных ими денег.

Госзаимствования в цифрах

1 трлн руб. составит объем заимствований Минфина в 2016 году

300 млрд руб. составит чистое размещение гособлигаций с учетом погашения старых выпусков ОФЗ

1,73 трлн руб. банки держали в ЦБ на 12 мая 2016 года, в том числе 318,9 млрд на депозитах

С 3,76 трлн до 946,6 млрд руб. снизился объем задолженности банковского сектора перед ЦБ с начала года

5 трлн руб. составляет суммарный объем рынка ОФЗ

207 млрд руб. составлял объем гособлигаций, находящихся в портфеле Банка России, на начало 2016 года

2,89 трлн руб. находилось в Резервном фонде 1 мая 2016 года. В апреле текущего года Минфин израсходовал из Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета 390 млрд руб.


Top