Настольная лампа для школьника какая лучше. Как выбрать хорошую настольную лампу для школьника Что есть внутри лампочки для детей

При выборе лампы для настольного пользования самое важное - оценить то, насколько она поможет соблюсти гигиену детского зрения. Важны также безопасность и эргономичность прибора. Общий дизайн и декоративные элементы - дело второстепенное, особенно если речь идет о настольном светильнике для школьника.

Каким должен быть плафон

Форма и цвет плафона настольной лампы для школьника должны быть такими, чтобы:

  • Ребенок не испытывал дискомфорта от слепящего света.
  • Яркий дизайн не отвлекал школьника от работы над домашними заданиями.
  • Излучаемый световой поток равномерно распределялся по поверхности рабочей зоны.

Всем трем условиям удовлетворяют плафоны в форме конуса или трапеции, приглушенных цветовых оттенков, полностью скрывающие лампочку.

Офтальмологи называют лучшим цветом для зрительного восприятия - зеленый. Он помогает расслабиться цилиарной мышце глаза, что положительно сказывается на самочувствии ребенка. А вот плафоны всех оттенков красного и оранжевого для детской настольной лампы нежелательны: эти цвета возбуждают нервную систему и мешают сосредоточиться.

Как выбрать тип лампы для настольного светильника

Лампы накаливания сегодня считаются «архаизмом». Врачи-офтальмологи и педагоги не рекомендуют пользоваться ими для освещения детских рабочих зон. Они мерцают и сильно нагреваются при работе. Первое вредно для глаз и общего здоровья, второе создает опасность ожога при случайном касании раскаленного стекла. Но стоит отметить, что лампы накаливания имеют коэффициент цветопередачи (CRI) не менее 90%.

КЛЛ (компактные люминесцентные лампы) тоже не лучший выбор для детского настольного светильника. Они содержат ртуть, поэтому при разбитии ребенок рискует отравиться парами опасного металла. Кроме того, коэффициент пульсации КЛЛ также высок, вследствие чего школьник быстро устает при выполнении домашних заданий. А коэффициент цветопередачи (CRI) КЛЛ как правило составляет не более 70-80%.

Самыми безопасными и эффективными специалисты признали светодиодные (LED) настольные лампы для школьников. Эти лампы, при условии их качественного исполнения:

  • не пульсируют;
  • не лопаются;
  • имеют хороший коэффициент цветопередачи более 80%, что позволяет передавать все оттенки освещаемых предметов;
  • излучают приятный для глаз свет.

Если ребенок случайно коснется работающей LED-лампы, он даже не одернет руку, так как температура нагрева такого прибора минимальна.

Какой мощности должна быть лампочка в настольном светильнике

Офтальмологи рекомендуют вкручивать в настольные светильники для школьников только лампы накаливания мощностью 60 Вт. Они равномерно освещают поверхность и не ослепляют. Светодиодная лампа, естественно, должна быть менее мощной: для создания таких же световых условий достаточно 8 Вт. Но разные лампы с одной и той же мощностью, могут излучать разное количество света, иногда на 30-40%.

Лучше ориентироваться не на этот примерный показатель, а на реальную освещенность стола лампой, которую легко проверить с помощью люксметра-яркомера-пульсметра RADEX LUPIN . Освещенность рабочей зоны детской должна составлять не менее 300-500 лк. Этот же измерительный прибор покажет коэффициент пульсации света, максимально допустимое значение которого - 10 %, при работе с компьютером - 5 %.

Как определиться с оттенком свечения лампы

Цвет освещения также влияет на комфорт пользования настольной лампой, для школьника это особенно важно. Те же офтальмологи однозначно рекомендуют теплый белый свет для детских комнат и предупреждают об опасности «холодного» освещения голубоватого оттенка для сетчатки глаз ребенка.

Информация о цвете свечения светодиодной лампы есть на упаковке. Там же вы найдете точное значение цветовой температуры, измеряемой в Кельвинах. Чем она выше, тем более неестественным будет казаться искусственный свет. Идеальные значения - 2700-3000 К.

На что еще обратить внимание при выборе настольной лампы

При покупке важно определиться также с конструктивными особенностями светильника. Для подсветки рабочей зоны школьника нельзя пользоваться настольными лампами на жестком коротком штативе. Популярные светильники с гибкой гнущейся «ножкой» средней высоты гораздо лучше. Но самые эргономичные - приборы на длинном штативе, угол наклона которого можно регулировать. Такие светильники легко фиксируются в оптимальном положении для рисования, письма, занятий творчеством.

Еще одно важное свойство настольной лампы для школьника - устойчивость. Основание должно быть достаточно тяжелым или привинчиваться к столу, тогда прибор не упадет и не создаст травмоопасную ситуацию для ребенка. Обратите также внимание на то, какую фактуру имеет поверхность основы светильника. Глянец будет бликовать, поэтому для школьников выбирайте светильники с матовым основанием.

В последнее время в продаже стали появляться настольные светильники с необслуживаемыми светоизлучающими элементами. В некачественных образцах таких светильников, установлен светорассеиватель который, не может создать равномерный световой поток. Выглядит это, как яркие точки на панели светорассеивателя. В качественном настольном светильнике такого быть не должно.

1. Дать детям представление о техническом прогрессе на примере знакомства с историей развития осветительных приборов – электрической лампочки.

2. Развивать умение составлять цепочку развития от костра до современных осветительных приборов.

3. Формировать интерес к истории.

Оборудование: Иллюстрации жизни древних людей, печи и лучины в домах, маяков, старинной улицы и фонарей, керосиновой лампы, длинная тонкая сухая щепка, свеча, спички, блюдце.

Литература:

1. Энциклопедии для детей различных изданий.

2. «Что было до …» О. Дыбина М 2002г.

3. « Как солнце в дом пришло» изд.»Малыш» 1975г.

Словарная работа: лучина, свеча, фитиль, печь, керосиновая лампа, фонарь, маяк, электрическая лампочка, светильники, люстры.

1. Средства освещения – от костра до керосиновой лампы.
2. Газовые фонари и электрическая лампочка.
3. Применение электрической лампочки в жизни современных людей.
4. Составление цепочки «История лампочки» (Дидактическая игра).

Вопросы к детям:

1. Почему людям плохо без электрического света?

2. Как Вы думаете, а лампочки всегда были?

(Ответы детей)
Воспитатель: Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь, на котором
готовили пищу и грелись. От костра в пещере было светло и тепло.
(См. иллюстрацию.)

Прошло много-много лет, люди стали жить в домах.
Костер пришлось спрятать в печь из камня и кирпича.
Почему? (Ответы детей).

По вечерам, чтобы было светло, зажигали лучину.
А что такое лучина? (Ответы детей).
Лучина – сухая тоненькая и длинная щепка. (См. иллюстрацию).
(Провести опыт): зажечь щепку и предложить детям ответить на вопросы:

1. На долго ли хватало лучины?

2. Удобно ли это было людям?

Да, это было не очень удобно, и люди придумали свечу. (Провести такой же опыт со свечёй), подставить под пламя стекло или блюдце, увидеть копать и сделать вывод с детьми.
Сейчас свечи зажигают на новогодних ёлках, на праздниках. А сто, двести лет назад во дворцах, на улицах, в домах, театрах горели свечи. Когда в комнате горело много свечей, становилось жарко и душно. Со временем люди изобрели керосиновую лампу.
(См. иллюстрацию), можно показать и настоящую керосиновую лампу и рассказать о её работе. С такой лампой можно было выходить и в дождь, и в снег, и в ветер.
В домах светло, а на улице темным-темно. Вот и придумали люди уличные фонари.
По трубам подводили к фонарям газ, вечером человек зажигал каждый фонарь, взбираясь по лесенке. Это было неудобно. (См. иллюстрацию).
Отгадайте загадку – «огонек в стекле запаян, как зажёг его хозяин»
(Ответы детей).
Конечно, это электрическая лампочка. Придумал её русский инженер Александр Лодыгин. Электрическая лампочка очень удобная, как Вы думаете, почему?
(Ответы детей).

1. Да, ярко светит, щёлк – засветилась, щёлк – погасла. Ни запаха, ни дыма.

2. Ребята, а где теперь используют люди электрическую лампочку. (Рассматривание иллюстраций, выводы детей.)

Дидактическая игра «История лампочки» (Составление цепочки).



Приключения Лампочки

Игровой комплекс

Задачи:

    закреплять знания об электроприборах, правил безопасного поведения с бытовыми электроприборами; стимулировать развитие познавательных процессов внимания, памяти, мышления, воображения и речи; развивать умение классифицировать предметы бытовой техники ; поддерживать желание детей соблюдать игровой сюжет, помогать игровому персонажу, проявлять сообразительность, находчивость, доброжелательность. воспитывать бережное, экономное отношение к электроэнергии, природным ресурсам.

Игровое оборудование:

    дидактическая коробка «Определи на ощупь!»; карточки со схематическим изображением игрушки; картинки для игры «История лампочки». (солнце, костер, лучина, свеча, керосиновая лампа, современная электрическая лампочка); наборы счетных палочек.

Ход игрового комплекса

Воспитатель (В). Ребята, прислушайтесь,… Кто-то плачет?

Подходят к закрытой коробке. Воспитатель заглядывает в коробку.

Отгадайте, что я увидела в этой коробке:

Ярко солнышко светило,

Но когда ушло оно,

Сразу стало нам уныло,

Очень мрачно и темно.

Только я не унываю –

И скорее свет включаю.

В вазе солнышко живет,

Ваза свет чудесный льёт!

Вот оно, магическое

Солнце электрическое!

Кто поможет нам ответить,

Что за вазочка нам светит?

Дети. Это лампа! (Дети находят в коробочке модель лампочки).

В. Лампочка, почему ты здесь оказалась? Почему плачешь? Ребята, как вы думаете, что могло случиться с этой лампочкой? (Она потерялась, ее забыли, она осталась одна и т. д.)

Давайте спросим у нее самой.

Лампочка. Ах, я несчастная… Меня все забыли, бросили, оставили…. я жила в доме с большой и дружной семьей: девочка Аня, мальчик Ваня, их мама и папа, бабушка и дедушка. Но меня-то они очень обижали…

Девочка Аня ходила в детский сад и была ужасная трусиха.

В. Дети, как вы думаете, за что могла лампочка обижаться на девочку Аню? (Девочка Аня боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днем).

Ребята, а из вас кто-то боится темноты? Что может быть страшного в темноте? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться незнакомого предмета и т. д.)

Давайте попробуем представить себя на месте этой девочки, поиграем в игру «Темная комната».

Цель: развивать умение узнавать знакомые предметы в затемненном помещении; стимулировать развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать умение соотносить схематичное изображение с предметом.

Игровые действия: узнать предмет на ощупь и назвать его.

В. Иногда случается авария на электростанции, обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, найти свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всем доме? Что вы чувствовали? что делает человек в таком случае?

Дети. Сразу становится темно, неуютно и даже немного страшно. Ходить приходится, вытянув руку перед собой, чтобы не наткнуться на мебель, словно вы ослепли! Даже когда глаза привыкают к темноте, вы не можете найти любимую игрушку, читать, рисовать, спотыкаетесь там, где днем никогда бы не оступились... Хочется поскорее включить свет.

В. Представьте, что вы оказались в темной комнате. Вот эта коробка для ваших рук – большая темная комната. Там находятся разные предметы.

Каждый из вас получает карточку, на которой изображен один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «темной комнате».

В. Ребята, вижу, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы. Что мы можем посоветовать девочке, чтобы Лампочка не обижалась? (Включать свет только при необходимости).

Лампочка. Ну как, ребята, удобно ли без света играть, читать, работать? Вы поняли, для чего нужна электрическая лампа! (Она нужна для того, чтобы давать свет везде, где находится человек, - дома, на улице, в транспорте и других местах).

Древние люди жили в пещерах и обходились без электрического света. Чем они освещали свое жилище? (Костром). А знаете ли вы моих предков – чем люди освещали свое жилье в разные времена?

В. Ребята, давайте расскажем лампочке ее историю!

Словесная игра «История лампочки»

Цель: закреплять представления детей об истории появления электрической лампочки; стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: подобрать карточки в соответствии с появлением предмета в жизни людей, составить цепочку и рассказать о предмете.

Материал: картинки для игры «История лампочки».

Воспитатель. Чем освещалось человеческое жилье до появления электрического света? Вспомните свои рассказы об истории лампочки, которые вы сочиняли вместе с родителями.

Примерные рассказы детей:

Ребенок выставляет первой картинку «солнце»: «До того, как человек научился пользоваться огнем, единствен­ным для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в тем­ноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой».

Вторая картинка – «костер»: «Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для человека и светом, и теплом в пещере. Он горел в пещере, давая и свет, и тепло, служил защитой от хищников».

Третья картинка – «лучина»: «Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, ее надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар».

Картинка «свеча»: «Из пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня их часто используют как новогодние подарки.

Как вы думаете, чем неудобна свеча?

Дети. Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света.

Картинка «керосиновая лампа»: «Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые : уголь и нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становилось безопасно».

Удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоян­но надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь.

Картинка «электрическая лампочка»: «Когда человек узнал об электричестве, он придумал электричес­кую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в на­ших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры).

Лампочка. Спасибо, ребята, мне так приятно вас слушать! вы, оказывается, знаете обо мне немало…

В. Что же опять загрустила?

Лампочка. Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но… не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот например, у мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все разломал…

В. За что лампочка могла обидеться на мальчика Ваню? (Когда его не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек все лампочки). Ребята, почему нельзя этого делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т. д.).

Где еще мы можем встретить лампочку?

Игра «Где живет Лампочка?»

Цель : закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место ее на предмете с помощью маленького символа, объяснить ее назначение.

Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.

Ход игры

В. Найдите на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Обозначьте эту картинку красным кружочком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Картинки: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковер, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудио магнитофон, радиоприемник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др.

В. Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора.

Лампочка. Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься еще и дома? (Стирает, готовит еду, убирает, шьет и т. д.)

В. За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани? (Включено одновременно электроприборов)

Лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему?

В. Дорогая Лампочка, мы сейчас поиграем с ребятами в игру «Найди подходящие предметы», в которой можешь участвовать и ты!

Игра «Найди подходящие предметы»

Цель: закреплять представления детей о способах действия с различными электрическими приборами, стимулировать развитие мыслительных логических операций, связной речи.

Игровые действия: команда «Хорошо» называет положительные стороны использования того или иного бытового прибора. Команда «Плохо» находит отрицательные моменты в использовании того же прибора.

Материал: картинки с изображением разнообразных бытовых приборов и аналогичных бытовых предметов.

В. Выберите из набора картинок пары предметов, подходящих друг другу по действию. Например, миксер электрический, миксер механический, венчик.

Холодильник – кладовка, погреб;

Электрочайник – обычный чайник;

Стиральная машина - стиральная доска и таз с водой;

Посудомоющая машина – кухонная раковина;

Тостер – сковорода – мангал для костра и т. д.

В. Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни? Без нее весь мир стал бы темным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

Лампочка. Папа в этой семье не любит чинить домашние электроприборы. В кладовой их накопилось множество.

В. Ребята, поможем ему «починить» все приборы?

Игра «Выложи из палочек »

Цель: Упражнять детей в самостоятельных поисках путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения.

Игровые действия: составлять из счетных палочек контур предмета в соответствии с предложенным силуэтом, высказывать предположения по преобразованию фигуры.

Материал: наборы счетных палочек.

Ход игры

В. Рассмотрите картинку – на что это похоже? (Это лампа). Папа этих детей никак не может отремонтировать эту лампу. Помогите ему правильно расположить элементы из счетных палочек. (Выполняют вместе).

Сейчас каждый из вас может выбрать себе понравившуюся лампу.

Показывает силуэты разных видов ламп:

Назовите их.

Дети. Торшер, бра, люстра, настольная лампа, фонарь и др.

В. Каждый из вас выбрал один из этих силуэтов. Решите сначала, из каких геометрических фигур он состоит? затем самостоятельно выложите такую же лампу из счетных палочек.

Лампочка. Молодцы, ребята! Какие разные и красивые лампы у вас получились! Среди них есть и новые – экономичные лампочки. А вот дедушка и бабушка Ани и Вани не меняют старые лампочки накаливания на новые энергосберегающие.

В. Ребята, как вы думаете, почему? Вспомните, как мы с вами в проекте исследовали отличия обычной лампы накаливания и энергосберегающей. Давайте попробуем убедить дедушку и бабушку ребят в необходимости заменять старые лампочки.

Игра «Закончи предложение»

Цель: закреплять представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.

Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.

Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.

Ход игры

В. У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами.

Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что … (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, меньше отрицательного воздействия на природу и т. т.)

Папа с мамой заменили старые лампочки энергосберегающими, потому что……...

Выходя из комнаты надо выключать свет потому, что…

Электроэнергию надо беречь, так как…

Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…

Если не выключать свет днем и ночью, то…

Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то…

Фонари на улице перестали светить, поэтому… и т. д.

Лампочка. Вы, ребята, молодцы!

Воспитатель. Ребята, мы можем передать этой семье наши памятки, как обращаться с электроприборами, как беречь электроэнергию, которые вы изготовили вместе с родителями: «Уходя, гасите свет!», «Берегите электричество!», «Сделайте правильный выбор!», «Не освещай пустые комнаты!», «Не включай одновременно много электроприборов!» и др.

Удобное и безопасное освещение - важнейшее условие эффективной организации рабочего места для ребенка школьного возраста. Именно за письменным столом он будет выполнять большую часть домашних заданий и от того, насколько правильно подобрана настольная лампа для школьника, во многом зависит успешность учебного процесса.

На что стоит обратить внимание

Лампы настольного типа принято классифицировать по ряду признаков, в том числе внешнему виду, особенностям работы, характеристикам лампочки и другим параметрам. При выборе настольной лампы рекомендуется обратить внимание на такие параметры, как:

  • место размещения;
  • мощность лампы;
  • размеры осветительного прибора и т.д.

Размещение и фиксация светильников

Один из основных показателей - способ установки. Светильники фиксируют либо к корпусу стола (на краю), либо они стоят на ножке - статической или динамической. Последний вариант предпочтительнее, поскольку позволяет менять направление света в нужную сторону.

Основание светильника должно быть достаточно увесистым, чтобы избежать его отклонений или скольжения по столу. Предпочтительны осветительные приборы на струбцине, так как они жестче крепятся на рабочем столе.

Важно! Если ребенок правша, источник света нужно располагать слева от него. Если же левша, наоборот - справа.

Очень практичное решение - разместить лампу рядом с рабочей зоной, а не прямо на письменном столе. В результате на столе появляется дополнительное свободное место. Такие лампы устанавливаются на пол или же фиксируются на стене. Если такая лампа размещена в непосредственной близости от стола, с точки зрения функционала она ничем не отличается от настольного варианта.

Способ управления светом

Оптимальный вариант - светильник, у которого выключатель расположен в основании или на плафоне. Переключатель должен иметь достаточный ход и не залипать при нажатии.

Размеры светильника

Лампы с фиксацией на краю стола оснащаются удобными трансформирующимися ножками, благодаря чему появляется возможность регулирования высоты установки источника света, а также угла светового потока. Высота установки обычно колеблется между 20 и 100 сантиметрами, однако встречаются и более длинные ножки. Наиболее комфортного освещения можно добиться, если длина ножки составляет не менее 50 сантиметров, иначе свет будет отражаться от поверхности книги (тетрадки) или ослеплять ребенка.

Размер лампы должен находиться в соответствии с габаритами стола. Такое требование предъявляется не только из эстетических, но и практических соображений. Если какие-то части осветительного прибора выступают за границы стола, то велика вероятность опрокидывания лампы по неосторожности. Также следует иметь в виду, что слишком габаритное устройство не позволит разместить на столе другие полезные предметы.

Самая тяжелая часть прибора освещения - его основание. Делается это специально, чтобы придать настольной лампе устойчивость, что позволяет повысить безопасность эксплуатации устройства. Однако если светильник нужно часто перемещать, то лучше выбрать лампу с легким основанием.

Штатив

Наиболее комфортное освещение обеспечивается, когда плафон располагается на уровне глаз. Штатив позволяет настраивать нужную высоту благодаря наличию складывающихся и выдвигающихся механизмов. Также существуют гнущиеся (гибкие) штативы. Особенно удобны в использовании гибкие кронштейны для детей, поскольку позволяют без труда настраивать нужное положение устройства освещения.

Световые характеристики

Главный параметр, на который нужно ориентироваться при выборе лампы для первоклассника (да и любого другого пользователя), - качество света. Чтобы сделать правильный выбор при покупке лампы, рекомендуется разобраться в некоторых технических нюансах осветительных приборов.

Виды ламп

Самым распространенным типом источника света по-прежнему являются лампочки накаливания. Их главное достоинство - дешевизна. Однако им и существенные недостатки, в том числе не слишком долгий срок эксплуатации, высокое потребление электроэнергии. К тому же, использование ламп накаливания приводит к перегреву плафона.

Люминесцентные лампы имеют массу преимуществ, в том числе отсутствие перегревания, продолжительный срок эксплуатации и экономичность. Следует иметь ввиду, что такой источник света характеризуется искажением цветов, что плохо скажется на зрении ребенка. Чтобы сделать правильный выбор, рекомендуется посмотреть на аббревиатуру, указанную на упаковке изделия. Лучшая цветопередача при работе с графикой достигается светильниками, промаркированными буквой Ц. А вот для чтения с бумажного носителя следует выбрать изделие, на котором есть аббревиатура ЛТБ, поскольку они дают теплый белый цвет.

Галогенные источники света характеризуются максимально приближенным к натуральному спектру излучением. Галогенные светильники дают мягкий и рассеянный свет. Другие преимущества галогенных устройств включают долгий срок службы и экономность в расходовании электроэнергии.

Светодиодные лампочки дают качественный свет. Такие источники света оснащены регулировкой мощности, они экономичны и служат в течение многих месяцев или даже лет.

Обратите внимание! Светодиодные лампы предлагаются с часами, термометрами, календарями и другими полезными функциями.

Мощность лампы

Если выбор пал на лампы накаливания, следует обратить внимание на их мощность. Офтальмологи рекомендуют выбирать источники света мощностью от 40 до 60 Вт. Особенно важно придерживаться этого совета, когда речь идет о ребенке. Использование слишком слабых или слишком мощных ламп приведет к ухудшению зрения (в первом случае будет плохая видимость, во втором - яркий свет будет слепить). Максимально допустимый показатель мощности - 100 Вт.

Особенность светодиодных ламп - высокое качество света при низкой мощности. Для обеспечения того же уровня освещения рабочего места ученика, какой дает лампа накаливания, потребуются диоды гораздо меньшей мощности. К примеру, 60-ваттную лампочку накаливания заменяет 10-ваттное светодиодное устройство.

Оптимальный вариант - светильник с регулировкой мощности. Такое устройство стоит дороже, зато позволяет обеспечить более комфортное освещение. Например, при чтении бумажного носителя лучше уменьшить мощность освещения, а при работе с компьютером - увеличить.

Цветовая температура

Важный показатель работы осветительного устройства - цветовая температура. Одинаковые по мощностным характеристикам источники света могут давать разные типы цветов: белый, дневной, холодный или же теплый. Холодный белый или дневной свет приводят к быстрой усталости глаз ребенка. Для освещения рабочего места рекомендуется использовать теплые цвета. Цветовая температура для комфортного чтения должна быть в рамках 2700–3200 К, световой поток - в пределах 400–700 лм.

Обратите внимание! Для ламп накаливания понятие цветовой температуры неприменимо, поскольку они всегда дают только теплый свет.

Форма и материал плафона

Не рекомендуется выбирать настольные лампы со слишком сложными формами плафонов - это непрактично. Оптимальное исполнение плафона - в виде трапеции. Плафон трапециевидной формы позволяет наиболее эффективно распределить поток света и создать комфортное освещение для детских глаз.

Цвет плафона не должен быть слишком ярким, чтобы не раздражать глаза. Лучше всего, если светильник мягких пастельных тонов.

Важно! Поверхность светильника не должна быть глянцевой. Такой материал дает блики, поэтому нужно выбрать осветительный прибор с матовой поверхностью.

Важный вопрос - материал, из которого изготовлен светильник. Предпочтение следует отдавать только высококачественному пластику. Дешевая пластмасса не выдержит повышенной температуры и рано или поздно станет плавиться. Металлические плафоны приобретать не стоит, поскольку о них легко обжечься.

Заключение

Даже самая дорогая и качественная настольная лампа не заменит ребенку естественное освещение. Для длительной работы за письменным столом нужен не только местный, но и общий свет. Яркость общего света может быть и небольшой. Оптимальный вариант - комбинированное освещение. В этом случае глаза ребенка будут меньше уставать во время занятий.

Выбор настольной лампы для школьника это очень серьезное дело. И непоправимые ошибки здесь могут негативно сказаться на здоровье вашего ребенка.

Акцент в первую очередь нужно делать не на дизайне и функциональности, а на безопасности такого источника света.

Хорошую лампу можно подобрать по трем главным составляющим:

  • тип лампочки и ее характеристики
  • штатив и плафон
  • крепеж и место расположения на столе

Если понравившаяся модель проходит по этим параметрам, уже далее обращаете внимание на другие полезные функции и атрибуты - порты USB для зарядки гаджетов, часы с будильником и т.п.

При этом не путайте интерьерную настольную лампу и лампу для школьника.

Это совершенно разные изделия, выполняющие разные задачи.

Тип лапочки внутри светильника

На сегодняшний день в магазинах представлен очень богатый выбор настольных светильников, как с простыми лампочками накаливания, так и со светодиодными.

Классические люминесцентные энергосберегайки, можно сказать свой век отжили.

Да и заниматься демеркуризацией помещения, в случае если такая лампочка разобьется, охота далеко не каждому.

Ядовитые пары ртути в детской комнате, это не совсем то, чего желают родители для своих детей.

Поэтому такие лампочки отбрасывайте сразу.

Коэффициент пульсации

Среди остальных видов нужно выбирать те модели, которые не дают мерцания. Даже обычная лампочка Ильича, провоцирует очень большую нагрузку для глаз.

Одно дело, когда такие источники света висят под потолком. И совсем другое, когда они расположены в нескольких сантиметрах от вашего ребенка.

Визуально вы не будете замечать такого мерцания света. Чтобы проверить этот эффект прямо в магазине, просто посмотрите на включенный светильник через камеру смартфона.

Такой простой и незамысловатый эксперимент, позволит вам избежать ошибок при покупке.

От качественной лампы на экране не будет никаких полосок, только одно светлое пятно. Чего не скажешь про дешевые экземпляры.

Например у 60-100 ваттных ламп накаливания, коэффициент пульсации доходит до 14%. А санитарными нормами в жилом помещении рекомендуется не более 10%.

Причем здесь зависимость обратная. Чем больше мощность лампы, тем меньше ее пульсация. Но к сожалению, 150Вт или 200 Вт обогревайки уже практически не купить.

А они как раз таки лучше всего вписывались в норматив – 5-7%.

Поэтому с медицинской точки зрения смотрите не на экономию в ваттах или дизайн светильника, а на то, какое влияние он оказывает на глаза при длительной работе.

Также не забывайте про безопасность. Что будет, если у вас в доме случится скачок напряжения и оно попадет на разогретую лампочку накаливания?

Взрыв и разрушение стекла в этом случае, не такое уж и редкое явление. Но одно дело, когда это происходит внутри люстры или бра.

И совсем другое, когда подобное случается перед лицом ребенка выполняющего домашнее задание.

С этой точки зрения простые лампочки в настольных светильниках никуда не годятся.

Еще не забывайте, что о них можно обжечься. Да и корпуса плафонов они нагревают будь здоров, хоть сосиску жарь.

Вот и получается, что единственно приемлемый вариант на сегодня для настольных ламп – это светодиодные Led модели.

Мощность

Какой мощности их выбрать? Изначально офтальмологами были выработаны рекомендации для обычных лапочек накаливания.

Их мощность не должна была превышать 60Вт.

Почему именно столько? При большей мощности чем 60Вт, падающий свет очень хорошо отражается от белой бумаги тетрадок, книг, альбомов.

У ребенка появляется дискомфорт. Тетрадку хочется отодвинуть подальше или лампу задрать повыше. Как следствие, зрение напрягается.

Оптимальная высота расположения источника света до поверхности стола – 35см.

А если на столе стоит компьютер, то лампа должна возвышаться над ним, а не располагаться сбоку. Иначе бликов не избежать.

1 of 3




Симпатичные и смешные карапульки даже не берите в расчет.

Но мы с вами договорились, что источники в виде лампочек накаливания использовать не желательно. Как же перенести эти расчетные 60Вт на светодиодные модели?

Есть таблицы соответствия разных типов ламп по отношению к обычным. Воспользуйтесь ими.

Согласно этим таблицам, для рабочего стола школьника достаточно будет светодиодных моделей мощностью 6-8Вт.

Однако не все Led светильники “одинаково полезны”. Разница эффективности освещения при одинаковой мощности у них может достигать почти 40%.

Поэтому здесь ориентируются в первую очередь на такой параметр как освещенность рабочей зоны. Что это такое, как ее подсчитывают, как не перепутать люксы с люменами, и с чем все это ”едят”, подробно читайте в статье ниже.

Если бюджет позволяет, то идеальным вариантом будут марки с регулируемой яркостью и встроенным диммером.

С одним и тем же светильником, будет комфортно работать как с книгами и тетрадками, так и за компьютером. При работе с бумажными изделиями убавляете мощность, а при переходе к монитору, добавляете ее.

Если модель не диммируемая, то при покупке в магазине возьмите с собой чистый лист белой бумаги формата А4. И подложите его под включенную лампу.

Если вас слепить не будет, можете смело покупать такой светильник и лампочку к нему.

Цвет свечения

Еще один не маловажный параметр – цвет свечения. В рабочих зонах офисов или контор, предпочтителен именно холодный оттенок.

Говорят, что он здорово повышает концентрацию и производительность.

Однако для сетчатки ребенка более безопасным является теплый оттенок.

Такое свечение соответствует температуре от 2700К до 3200К.

Данные по температуре всегда можно найти либо на коробке из под лампочки, либо на ее корпусе.

Всегда обращайте внимание на цвет. Порой он может преподносить неприятные сюрпризы.

Устройство и конструкция штатива и плафона

Очень важно, чтобы штатив был подвижным. Мог складываться, менять угол, направление свечения.

И все это без перемещения самого основания настольной лампы. То есть, поставили ее в одно место на столе, и подвижной ногой регулируете, куда и как направить поток света.

Моделям с длинным штативом нужно отдавать предпочтение. Самое главное, для сохранения зрения подобрать правильный угол наклона, чтобы свет не бил в глаза.

И чем больше у вас есть позиций, в которых вы можете зафиксировать настольную лампу, тем лучше. Потому что поверьте, для письма нужно одно положение штатива, а для рисования уже другое.

Сама голова или плафон также должны изгибаться и крутиться.

При этом не выбирайте модели:

  • у которых плафоны имеют яркую раскраску

Они будут отвлекать внимание и играть роль раздражителя для глаз. Лучший цвет – нейтральный (черный, белый), либо темно зеленый.

  • с не глубокими плафонами

Если речь идет не о светодиодных плоских вариантах, а о конусных плафонах, где спрятаны грушевидные лампочки, то нельзя допускать, чтобы сама лампочка выглядывала за края.

Она всегда должна быть полностью утоплена внутри корпуса.

  • с рассеивателем в виде отдельных крупных точек на панели

Появляется все больше настольных вариантов с несъемными и незаменяемыми светодиодными панелями. Но если одни из них способны давать ровный световой поток, то вот другие, светят как бы отдельными яркими точками.

А еще посчитайте количество светодиодов в этих панельках. Рекомендуемое число – не менее 12шт.

Хотя все может зависеть от их мощности. Однако при большем количестве и свет будет более равномерным.

  • выполненные из не термостойкого материала

Хоть светодиоды и не греются, но не забывайте, что это все-таки электрический аппарат. И какой бы дорогой не была модель, замыкания все равно теоретически возможны.

Крепление и расположение

Немаловажный фактор безопасности – как настольная лампа крепится или стоит на рабочем столе.


Top