Не умеют слышать друг друга. Счастливый брак: как научиться слышать друг друга в разгар конфликта

Психология мужчины и женщины различны. Мы все об этом знаем и все равно продолжаем сердиться от непонимания, которое зачастую бывает в наших семьях. Сегодня я хотела поговорить о том, как важно слушать и слышать близких людей.

И в чем же разница, или как правильно слушать мужчину и женщину?

Милые женщины, сначала информация для вас. Когда мужчина рассказывает нам о своих проблемах, заботах и делах, наша задача, внимательно слушать и молчать. Единственное что важно в этот момент, наше понимающее кивание головой, и «угуканье». Мужчинам очень важно высказать свою мысль до конца. Если вы встреваете в середину его монолога, даже с очень правильным замечанием –« Я понимаю тебя дорогой!», это на мужчин действует, как резкая остановка на скаку. Они в такой момент обычно теряют мысль, что пытались донести до вас. Все их повествование, логично. Мужчины мыслят прямолинейно и в их разговоре всегда есть цель.

Почему мы начинаем вставлять свои реплики и замечания? Да потому, что для женщины очень важно, чтобы, когда она говорит, ей сочувствовали, сопереживали и соглашались, именно в процессе ее разговора. Поэтому мы, зная как это важно для нас, начинаем делать тоже самое для мужчин – не нужно, у ним все по-другому. Поэтому не перебивайте и слушайте.

У женщины мышление веерное,и их мысли могут одновременно затрагивать несколько тем. Советую вам прислушаться, как говорит ваш мужчина и как говорить вы сами, дорогие женщины. Мы женщины, можем перескакивать с темы на тему. Продолжать начатую, тему и параллельно с ней вставлять новые замечания, наши мысли несутся по ассоциациям в процессе разговора могут охватывать огромный пласт информации и различных моментов. Но по мнению мужчины, это совершенно не взаимосвязанные темы.

Однако, мужчинам так важно проговаривать и делиться с нами, именно по этой причине. Так на всю ситуацию можно взглянуть значительно шире, и с той стороны, о которой мужчина сначала и не подозревал!

Однако, не переусердствуйте с уходом от его первоначальной темы, иначе у мужчины может сложиться впечатление, что вы нарочно уводите тему разговора, или вообще его не слушали и не понимаете о чем он вам говорил. Или в этот момент, он вынужден остановиться в своих рассуждениях, подумать о том, что вы сказали, потом, подумать, как он на это отреагирует, понять, что ответить и после этого вернуться к своим прерванным мыслям и повествованию- а это согласитесь огромный мыслительный процесс.

А если вы при этом еще и критически воскликните – «не мели чушь!» или « что за ерунду ты говоришь!», то такая критика на мужчину вообще действует угнетающе и у него может появиться два разных способа реагирования. Первый агрессивная защита, я думаю, понятно к чему это может привести в вашем разговоре, к ссоре.

И вторая, это глухая защита, он перестанет со временим с вами вообще разговаривать о чем либо, и тогда появится ваше недовольств, что свами не говорят. Умейте слушать, тогда важен не сам факт разговора, а то, что вы услышите! И это не только содержание, но и то, как говорит ваш мужчина!

Что же происходит с женщинами, когда они пытаются рассказать что то о своих проблемах мужчине? Мужчина зачастую, не дослушав, от большой любви к своей женщине и с искренним желанием ей помочь в ее проблеме начинает делать главную ошибку – предлагать способы ее решения. Нет само по себе это очень важно, но уже после того как женщина выговорится. Ведь в начале нам, женщинам очень важно, чтобы нас именно выслушали, пожалели, приняли нашу точку зрения, наше негодование по какому то поводу, признали, что мы были правы в какой то ситуации, даже если это не так!

А мужчина не дослушав, говорит, «так я все понял, сделай это и вот это и все будет нормально!». С одной стороны, он в этот момент – герой, вроде все решил, а с другой… нет понимания, а именно это вы хотели на самом деле. И в такой ситуации женщина чаще всего говорит – «ты ничего не понимаешь!». И начинает отметать все его предложения, хотя они могут быть и очень разумными и привести к хорошему результату. Хотя если честно, мы женщины зачастую, сами знаем что предпринять в той или иной ситуации, и нам нужно совсем другое от мужчины. И естественно у мужчины возникает вопрос – что же ей нужно?

Поддержка и принятие, вот основное, что нам нужно! Не ругайте нас, даже если мы сделали что-то глупое и были не правы, особенно в тот момент, когда мы со слезами рассказываем вам об этом. Потом, когда наши эмоции улягутся, вы мужчины, выскажете нам все, что вы об этом думаете, а сейчас просто выслушайте и предложите после этого наилучший способ решения! Понятно, что мы сейчас говорим не об экстремальных ситуациях, а о каждодневных проблемах.

Мужчины и женщины разные, но ведь нам сем нужно одно – любовь и понимание. Поэтому слушайте и умейте услышать, что вам говорят ваши любимые и тогда вы действительно сможете понимать друг друга с полуслова!

Одним из секретов счастливых семейных отношений является умение слушать и слышать друг друга. Да, разумеется есть пары, понимающие друг друга без слов, и есть категория людей, которым речь недоступна в силу физиологических особенностей, но, всё-таки, большинству из нас посчастливилось, кроме слуха, зрения, обоняния и вкуса обладать ещё одним способом познания и взаимодействия с окружающим миром. Так длинно мы сейчас сказали о речевом аппарате. К сожалению, возможность общаться посредством слов не всегда используется оптимально, а порой даже вредит. Всего несколько слов, а то и одно, могут сделать человека счастливым и, с равной долей вероятности, несчастным. Впрочем, это мы погорячились: слова сами по себе никого обидеть не могут, а огорчает людей всего лишь собственное восприятие слов. Самым нелепым и даже забавным является то, что порой речь близкого человека воспринимается вне контекста, вне ориентации на собственное поведение и т.п. Для наглядности мы приведём парочку примеров:
- жена обижается на мужа "Он на меня грубо накричал!" - а на самом деле муж своим криком предупредил супругу об опасности, так как иначе она бы его просто не услышала;
- мать жалуется на дочь: "Она сказала, что я ей вообще не мать!" - а на самом деле мать сама сначала сказала девушке "Ты мне не больше дочь!" и получила соответствующий ответ "А ты мне значит не мать!".
Но, несмотря на существование ругательств и грубых слов, мы считаем, что человеку крупно повезло родиться со способностью говорить. А для того, чтобы слова служили своей высокой цели способствовать общению и адекватным взаимоотношениям, нужно не только уметь их произносить, но и слушать.

Что такое активное слушание

Под активным слушанием понимается слушание со стремлением понять собеседника максимально точно. У всех из нас, наверняка бывали ситуации, когда мы не могли вспомнить о чём только что говорил собеседник. И, точно также, у всех были такие моменты, когда каждое слово впитывалось нашим мозгом, как губкой. Второй вариант уже близок к активному слушанию. Но... можно слышать и даже запоминать и при этом не понимать собеседника, что отнюдь не способствует взаимопониманию. Активное слушание подразумевает не только внимание к словам, но и желание понять их правильно, и, тем самым, оно побуждает к продолжению беседы.

К приёмам активного слушания относятся:
- уточнения ("Ты хочешь сказать...");
- перефразирование сообщения собеседника его же словами;
- невербальные, подкрепляющие общение реакции - контакт глаз, кивание головой, поворот корпуса тела к собеседнику;
- подведение небольших мини-итогов по ходу беседы;
- доброжелательность;
- безоценочное восприятие;
- искренность и умеренность.


Помните, что перебарщивать даже с таким удачным способом взаимодействия нельзя - если Вы будете задавать кучу вопросов и постоянно кивать, то можете начать раздражать собеседника и вместо побуждения его к дальнейшему общению получить обратный эффект.
Также помешать активному слушанию могут:
- перебивание;
- вставки в текущий разговор на отвлечённые темы;
- критика, упрёки и советы.
В результате активного слушания Вы не только демонстрируете свой интерес к партнёру или другому собеседнику, но и сами станете лучше понимать его. Кстати, данная техника слушания уместна в общении и с детьми, и со взрослыми, а потому освоить её полезно всем. Если поначалу Вам будет сложно слушать активно, то для тренировки просто выделите отдельно время и начните слушать активно специально. Например, договоритесь с мужем или женой заранее о том, что начинаете практиковать данную технику общения, и на вечерней прогулке обсудите какую-то важную тему. При этом будьте внимательны и к своим словам, и к словам близкого - поправляйте друг друга в случае промахов. Если вам совсем трудно, то можете посетить грамотного психолога, который послушает ваше общение и даст рекомендации относительно того, что нужно исправить.

Слышим позитивно

И, напоследок, поделимся ещё одним секретом: иногда полезно воспринимать слова так, как выгодно Вам, особенно если они имеют двоякий смысл. Зачастую, многие даже в нейтральном видят плохое, так вот - пора уже научиться видеть позитив. Например, муж кричит жене: "На колени!", - а она возмущается: "Ещё чего!". И вроде возмущение понятно, но кроме продолжения скандала оно ничего не даст и поэтому гораздо интереснее было бы, чтобы супруга выполнила указание, ориентируясь на выгодное для себя восприятие "приказа", то есть, села горячо любимому мужу на удобно предоставленные колени Если муж стоит, то женщина может ответить на его слова: "Как же я сяду к тебе на колени, если ты стоишь?!". И таких примеров можно найти множество - развивайте у себя способность слышать позитив.

МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»

Конспект классного часа психолога по теме

«Учимся слушать и слышать друг друга»

(для обучающихся классов «Особый ребенок»)

педагог-психолог

Боброва Елена

Александровна

г.Оса

Классный час по теме «Учимся слушать и слышать друг друга».

Цель: помочь осознать важность умения слушать и слышать в процессе общения с окружающими людьми; помочь учащимся в овладении правилами хорошего слушания, побудить к работе над собой.

I. Начало работы.

Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, какое у вас настроение? Чего вы ждете от сегодняшнего занятия? (Дети по кругу передают мячик, делятся своими мыслями.)

II. Разминка. Упражнение - активатор «Испорченный телефон».

Начнем занятие необычно. Участвует 5 человек, остальные – наблюдатели.

Четырех человек просят выйти из комнаты, предупреждая, что их будут вызывать по одному для передачи информации. Первому участнику зачитывается текст:

«Когда космонавт Леонов впервые вышел в открытый космос, он оторвался от корабля и стал возвращаться, но ничего не мог поделать, так как в космическом пространстве ему не от чего было оттолкнуться. Потом, он все-таки поймал трос, но тут столкнулся с новой проблемой: его скафандр в открытом космосе раздулся, и он не смог протиснуться обратно в корабль. Насилу он это сделал».

После этого ведущий вызывает второго участника в аудиторию, а первого просит передать ту информацию, которую он запомнил. Затем второй передает третьему и т.д. Информацию последнего сверяют с исходным текстом. Во время передачи информации оставшиеся участники тренинга регистрируют, кто упустил информацию, исказил, привнес свою. Результаты обсуждаются в группе участников.

Почему последний участник получил текст с искажением?

Какую игру это напоминает? («Испорченный телефон».)

Что помешало правильно передать информацию? Что помогло?

III. Работа по теме.

Определите, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем учиться слушать и попытаемся сформулировать правила хорошего слушания.)

При общении очень важно не только уметь правильно передавать свою мысль, но и уметь слушать другого.

Упражнение - Сейчас мы будем передавать друг другу мяч и тот у кого мяч должен будет нам сказать кого и что мы можем слушать в нашей жизни? (учителя, друга, телевизор …)

Рассмотри рисунки. С какой целью слушают герои на рисунках? (слайд презентации)

Рассмотри рисунки. Кому из слушателей интереснее рассказывать? (слайд презентации

Демонстрация на примерах образцов плохого и хорошего слушания.

Ребята сейчас послушайте 3 ситуации:

Хорошо или плохо слушали в показанном примере? Почему так решили?

Сюжет 1:

Света рассказывает своим друзьям о своих впечатлениях от поездки на море. Один из друзей во время рассказа постоянно смотрит на часы, другой зевает, третий перебивает, рассказывая о себе.

Сюжет 2:

Учитель объясняет задание, дети кто смотрит в окно, кто вертится по сторонам, кто рисует.

Сюжет 3:

Мама просит сына или дочь сходить в магазин за продуктами и объясняет, что нужно купить. Сын (дочь) слушает, глядя маме в глаза, кивая головой, переспрашивая и уточняя список продуктов.

IV. Разминка. Упражнение - активатор.

Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я вам читаю фразы, а вы внимательно слушаете. Если это бывает, то хлопаете в ладоши. А если этого не бывает – топаете ногами.

Волк бродит по лесу.

В кастрюле варится молоток.

Собака плавает по небу.

Кошка гуляет по крыше.

Волк сидит на дереве.

Домик рисует девочку.

Девочка гладит собачку.

Молодцы! Вы внимательно слушали и правильно выполнили задание.

-Ребята иногда во время общения нам приходится понимать друг друга без слов и сейчас мы в этом умении потренируемся.

Игра «Пойми меня».
Все учащиеся рассаживаются полукругом, один из детей выходит в центр. Классный руководитель шёпотом говорит ему, какое состояние, настроение ему нужно показать с помощью жестов и мимики. Задача сидящих – понять, почувствовать ведущего и громко сказать загаданное слово.
Примеры слов: страх, радость, гнев, облегчение, усталость, огорчение, безразличие, удивление, веселье, обида, раздражение, гордость.

Для чего мы проводили эту игру? (Чтобы проверить умение понимать чувства других по мимике и жестам)
Ребята для следующего упражнения вам нужно разделиться на пары (делимся при помощи картинок)

Игра«Мывместе».
Все учащиеся разбиваются по парам. Если число участников нечетное, то одному из детей пару составит классный руководитель. Каждой паре нужно посовещаться, договориться и изобразить жестами то, что эта пара любит делать вместе. Начинать свой показ надо словами «Мы вместе очень любим..»

Упражнение «Объясни при помощи слов».

Дети на листочках получают надпись и должны объяснить детям что у них написано, другие отгадывают:

Лыжи, телевизор, магнитофон, снег, учитель, игра в футбол, компьютер, детский дом, яблоко, торт, друг.

V. Завершение работы.

Давайте же попробуем сформулировать правила хорошего слушания.

    Нужно настроиться на тему беседы.

    Во время беседы не надо смотреть на посторонние предметы, лучше смотреть в глаза собеседнику.

    Стараться слушать с интересом.

    Не прерывать собеседника в разговоре, дать ему возможность высказать свою мысль до конца.

    Слушая, стараться выделять главные мысли говорящего и стараться правильно понять их.

    Если что-то непонятно, переспросить, уточнить.

    Во время беседы желательно проявлять эмоциональную реакцию на то, что говорят.

Обычно когда у наших детей или близких возникают какие-то эмоциональные проблемы, мы начинаем раздавать советы, объяснять, как нужно поступить. Как известно, от этого становится только хуже. На самом же деле нужно человека просто активно послушать.

«Помогающее» слушание

Что же это значит – активно слушать, и чем активное слушание отличается от обычного слушания? В замечательной книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» приводятся следующие примеры.

Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!»

Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!»

Дочка собирается гулять. Мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается одевать «эту уродскую шапку».

Обычные ответы родителей звучат примерно так: «Ну, ничего, поиграет и отдаст…», «Как это ты не пойдешь в школу?!», «Перестань капризничать, вполне приличная шапка!». При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

Как же вести себя родителям, когда ребенок находится в эмоционально неустойчивом состоянии, капризничает, выкрикивает слова, которые неприятно слышать? Психологи нашли способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

Активно слушать – это значит слышать за внешними фразами их внутреннее, истинное значение. Слышать то, что подразумевается в скобках. Для этого нужно самому почувствовать, что чувствует в данный момент ребенок, и обозначить, назвать «по имени» это его чувство или переживание. То есть расшифровать ребенку внутренний, эмоциональный смысл, подтекст его слов.

Вернемся к нашим примерам.

Сын: Он отнял мою машинку!

Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него.

Сын: Больше я туда не пойду!

Папа: Ты больше не хочешь ходить в школу.

Дочь: Не буду я носить эту уродскую шапку!

Мама: Тебе она очень не нравится.

Иногда из «слушать» получается прямо таки «переводить». Представьте себе, вы забираете ребенка из детсада, а он хмурится и выдает: «Ты плохая. Не пойду с тобой». Что с ним происходит? Вы действительно думаете, что он считает вас плохой? Да он просто расстроен, что вы прервали его игру. Именно это вы можете ему и сказать: «Ты расстроился, что я пришла тебя забирать, когда ты так разыгрался». Вы перевели его послание, и он чувствует себя понятым.

Ответы по способу активного слушания показывают ребенку, что родитель понял его внутреннюю ситуацию, готов услышать о ней больше, принять ее. Активное слушание – это искусство понимания. «Я забочусь о тебе, принимаю тебя, хочу понять тебя». В результате у ребенка повышается самооценка, возрастает эмоциональная зрелость, шире становится доступ к собственному опыту.

«Я буду думать и чувствовать с тобой, а не о тебе и не для тебя». Такое сочувствие («чувствование вместе») родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление. Многие родители, которые впервые попробовали спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах.

Папа с семилетним сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он вспомнил о методе активного слушания. «Денис, - обратился он к сыну, - ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня». В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.

Активное слушание – это волшебный ключик, который открывает душу ребенка. Поняв, что вы не осуждаете его за возникшие эмоции, что вы на его стороне, с ним, он начинает рассказывать о ситуации, которая побудила его к определенному поведению. Клубок начинает распутываться.

Активно слушая человека, будь то ребенок или взрослый, мы помогаем ему осознать свою проблему, называя ее по имени, обозначая ее. Метод активного слушания помогает прояснить чувства другого человека, структурировать сложные эмоциональные состояния, подвести человека к решению проблемы, помочь самому понять в чем ее суть, и тем самым разрешить ее.

Таким образом, мы как бы вытягиваем проблему из глубины подсознания, помогаем справиться со своими эмоциями. Вот почему человеку сразу становится легче после «сеанса» активного слушания. Это помощь ненавязчивая, исподволь, не нарушая личные границы другого. Если же мы начинаем другого «учить жить», давая только наставления, советы, то проблему наоборот можно загнать вглубь. Поскольку советы зачастую воспринимаются как агрессия, посягательство на собственную территорию, вмешательство в сотворение своей жизни. Давать советы – предлагать другому человеку решение его проблем. Советы редко бывают приняты, предполагают превосходство советчика, лишают человека возможности взять на себя ответственность за принятое решение. Потому что лучше «наломать дров», но извлечь из этого жизненный урок, чем все сделать «правильно» и так ничего и не понять. Поэтому активное слушание – это еще и умение увидеть во внешней ситуации внутренний урок для души.

Владея методом «помогающего слушания», вы не обижаетесь на дочь, что шапку, которую вы выбирали ей с любовью, она назвала «уродской», а понимаете, что, очевидно, у дочери есть какие-то внутренние причины так сказать. И даже не потому, что шапка не нравится или она плохо относится к родителям, а, может, кто-то сказал ей обидные слова и ей тяжело. Такой фразой она сообщает вам: «Со мной не все в порядке. Помоги мне!». Поэтому во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно и даже когда он просто устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании или состоянии, «слышите» его, то есть активно выслушать его.

Правила активного слушания

Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени. Можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул поближе.

Активно, эмпатически слушать ребенка невозможно, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету. Поскольку активное слушание – это язык любви «качественное время», о котором писал Г.Чепмен в книге «Языки любви». Это значит, что все внимание взрослого должно быть сосредоточено на ребенке.

Не получится также активно выслушать ребенка, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Эти сигналы очень хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Вопрос можно воспринять как обычное любопытство.

Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку. Не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная внутренняя работа.

В ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Конечно, может случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребенка. Не переживайте, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.

Активное слушание предусматривает безоценочное отношение к услышанному. То есть то, что поведает вам ребенок (или взрослый), не является ни плохим, ни хорошим. В беседе по методу активного слушания важны только чувства и переживания ребенка, которые вы помогаете ему осознать, направить их в нужное русло. Иначе ребенок еще долго будет барахтаться в омуте неразрешенных проблем, создавая себе этим энергетические блоки – узелки судьбы, которые потом рано или поздно придется распутывать. Поэтому давать оценки, делать бурные, эмоциональные замечания, недовольное выражение лица не следует.

Попробуйте активно послушать членов своей семьи, и вы услышите за пять минут такое, что могли бы не услышать за всю жизнь.

Зоряна ЗДЗЕБА


Top