О чем говорит почерк человека? Определение личностных характеристик человека с помощью анализа почерка. Графология

Психологи, социологи, подчерковеды давно пришли к выводу, что почерк и характер человека связаны между собой.

Конечно, нельзя говорить о стопроцентной корреляции, но определенная основа под этим есть. Как узнать человека по почерку?

Можно ли по почерку определить характер?

Почерк начинает формироваться в раннем возрасте .

Характер также развивается, претерпевает изменения. Графология давно вошла в нашу жизнь, применяется не только в психологии, но и криминологии.

Почерк связан с мелкой моторикой, особенностями нервной деятельности, работой головного мозга . Характер формируется на базе темперамента и внешних факторов, поэтому также связан с мозгом и нервной системой.

Исследование желательно проводить в спокойной обстановке. В идеале текст пишется на белом альбомном листе без присутствия клеток, линеек, и от руки.

Одного-двух слове не достаточно, необходимо хотя бы четыре строки. Обязательно уделяется внимание подписи, так как по ней можно заметить элементы, которых нет в обычном тексте.

Лучше использовать карандаш или перьевую ручку . Если есть возможность, то для анализа берутся несколько текстов, написанных в разный временной промежуток.

Этим можно проследить динамику развития характера, уловить наличие стрессовых факторов, а иногда определить и наличие заболеваний .

Почему при приеме на работу все чаще стали использовать процедуру проверки почерка? Мнение психолога:

Графология - понятие и общие сведения

Графология - это технология психодиагностики.

Анализ базируется на том, что почерк связан с мелкой моторикой, формируется мозгом, связан с подсознательными процессами и особенностями личности.

Графология, как наука, основана на знаниях психофизиологии, психопатологии, психологии . Значение имеют проведенные исследования и практический опыт. Однако некоторые учены скептически относятся к подобным экспериментам и считают графологию псевдонаукой.

Тем не менее она имеет свою систему, признаки, на которые ориентируются исследователи . Еще древние философы замечали, что по почерку можно многое рассказать о человеке - добрый он или злой, способен ли на обман, насколько эгоистичен, можно ли ему доверять.

Процесс обучения графолога включает не только теорию но и тщательную практику, позволяющую улавливать мельчайшие детали анализируемого объекта.

Специалист может рассказать о личности интересные детали. Даже сам человек не всегда догадывается о наличии у себя определенных черт характера. Дело в том, что особенности письма во многом проявляются под влиянием подсознания.

Исследования почерка проводили и в древнем мире, но наиболее известный первый трактат принадлежит врачу Камилло Бальдо .

Слово "графология" появилось в XIX веке в книге аббата Жана Ипполита Мишона .

Он сравнивал отдельные элементы начертания букв и письма и связывал их с определенными чертами характера.

Отсутствие этих элементов означало противоположные черты .

Многие писатели и другие известные люди признавали, что характер отражается в способе письма. Постепенно идеи графологии распространились по Европе.

Сейчас эта наука изучается в вузах многих странах, в некоторых из них есть такая профессия .

Графологию используют в бизнесе, психодиагностике, психологии, криминалистике, даже при приеме на работу.

Почерк и основные черты человека — комментарий графолога:

Анализ и значение

Что говорит почерк о характере человека? Почерк имеет множество признаков, по которым исследователи оценивают особенности характера личности.

  1. Мелкий. Признак указывает на скрытность, замкнутость, желание стать незаметным. Мелкие буквы говорят о педантичности, аккуратности, ответственности. Личность полностью концентрируется на задаче, старается выполнить задуманное. Могут присутствовать черты мелочности, расчетливости.
  2. Крупный. Человек общительный, имеет много друзей, легко знакомится и сходится с людьми. Больше символы говорят об эмоциональности, наличии лидерских качеств. Однако следует учитывать, что с возрастом буквы могут становится крупнее из-за проблем с моторикой и зрением (пример на фото).
  3. Размашистый. Характеризует людей активных, веселых, любознательных. Они интересуются внешним миром, не любят скуки и обыденности.

    Также свойственен творческим натурам. Человек легко сходится с людьми, открыт социальным контактам.

  4. Узкий. Признак присущ людям бережливым, рациональным, точно рассчитывающим свое время и силы.
  5. Печатный. Личность целеустремленная, прямолинейная. Хорошо развито образное мышление.
  6. Острый . Показывает, что человек имеет эгоистичные черты. Индивид привык рассчитывать на себя, независим, не любит, когда им пытаются управлять.
  7. Округлые буквы . Личность податливая, уступчивая, лояльная. У таких людей часто бывают сложности в достижении целей, легко идут на компромисс. В трудных ситуациях на человека можно положиться, он поможет и поддержит.
  8. Наклон влево. Говорит о склонности критиковать других. Свои интересы человек ставит превыше всего. Очень сильный наклон рассказывает об упрямстве. Свою точку зрения индивид считает единственно правильной, убедить его в обратном сложно.
  9. Наклон вправо. Наиболее распространенный тип. Стандартный, не очень сильный наклон ни о чем не говорит, так обучают писать в начальной школе. Очень сильный наклон говорит о целеустремленности. Встречается у личностей, склонных сильно влюбляться и .
  10. Текст без наклона . Говорит о полностью гармоничной, самодостаточной личности, знающей себе цену. Эмоциональность сочетается с расчетом и рассудительностью, решения принимаются продуманно и не спонтанно, после тщательного планирования.
  11. Сильный нажим . Характерен для личностей энергичных, склонных к трудоголизму. Такие люди общительны, легко налаживают контакты, у них обширные связи. Обладают чувством юмора, оптимисты.

    Они привлекают к себе внимание, никогда не остаются незаметными, уверены в себе, что притягивает к ним других людей.

  12. Легкий нажим . Почерк прослеживается у людей, склонных к спокойствию, замкнутости, одиночеству. Буквы с легким нажимом встречаются у романтичных натур. Человек мечтателен, нередко витает в облаках, предпочитает действовать не спеша. Слишком легкий нажим может показывать человека со слабой волей.
  13. По расположению строк. Прямые строки характеризуют человека спокойного, размеренного, адекватно реагирующего на действительность, без лишней эмоциональности и всплесков. Основная черта характера - уравновешенность. Опускающаяся вниз строка говорит о наличии пессимистических черт характера. Если она поднимается к конце вверх, показывает оптимиста, но еще может говорить о завышенной .

    Если строки сильно неровные, плавают, буквы разные, такая характеристика показывает неуравновешенность, повышенную эмоциональность, впечатлительность.

Как определить характер по почерку? Смотрите видео.

Почерк - основанная на письменно-двигательном функционально-динамическом комплексе навыков (ФДКН) и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации развернутую систему движений.

В криминалистике под письмом понимают объект исследования, включающий:

а) письменную речь - совокупность языковых средств, использованных для письменного изложения мыслей, изучается автороведением;

б) почерк - характеризующий графическую технику письма, изучается почерковедением.

Свойства почерка

К основным свойствам почерка, существенным для его экспертно-криминалистического исследования, относится индивидуальность почерка - это идентификационное качество, состоящее в неповторимости совокупности признаков почерка конкретного человека, отражающейся в единстве анатомических, физиологических и психических свойств. В основе формирования почерка лежит письменно-двигательный навык - система регулятивных процессов, сложившихся в индивидуальном опыте человека и позволяющих устойчиво и стандартно выполнять определенные действия. Индивидуальность почерка человека, у которого уже сформировался письменно двигательный навык, выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях по отношению к стандартной прописи.

Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют:

а) анатомические особенности пишущего - строение руки, строение глаз, особенности зрения и др.;

б) психофизиологические особенности - восприятие письменного знака. Это сложный, длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках.

К обстоятельствам объективного характера относятся посадка исполнителя и другие условия письма, а также методика обучения письму. В результате, как правило, к 16-17 годам формируется неповторимый индивидуальный почерк.

Динамическая (относительная) устойчивость - идентификационное качество, состоящее в воспроизводимости (повторяемости) признаков почерка и их сохраняемости в пределах идентификационного периода при письме в различных условиях. Устойчивость почерка означает его определенную стереотипность (стабильность во времени) и сохраняемость (устойчивость относительно различного рода сбивающих факторов). Обычно почерк полностью стабилизируется к 25 годам.

На изменение почерка влияют следующие факторы:

Естественные - возрастные, непривычные условия, необычные пишущие принадлежности, состояние пишущего и др.;

Искусственные - маскировка и имитация. Маскировка может быть произведена путем замены пишущей руки, изменения шрифта (печатный, чертежный), замедления или увеличения скорости и др. Имитация - это подражание почерку другого лица;

Патологические изменения возникают в результате болезней и травм (расстройства психики, потеря руки и т.п.);

Вариационность - устойчивое видоизменение параметров однотипных движений при письме, являющееся следствием приспособления почерка к определенным условиям выполнения конкретной рукописи. Вариационность признака почерка - это наличие в рукописи одного человека разных вариантов признака, отражающих одну и ту же его характеристику.

Избирательная изменчивость - это свойство, отражающее отклонения в деятельности функциональной двигательной системы пишущего, которые избирательно возникают при воздействии на процесс письма сбивающих факторов.

Судебное почерковедение

Судебное почерковедение - это отрасль криминалистики , изучающая почерк и закономерности его судебно-экспертного исследования. Объектом судебного почерковедения является почерк и практика его экспертного исследования. Предметом судебного почерковедения являются:

  • закономерности формирования и изменения функционально-динамического комплекса навыков (ФДКН), лежащего в основе почерка и отражающего деятельность исполнителя при подготовке рукописи;
  • закономерности экспертного исследования почерка (методы, методики решения задач СПЭ), т.е. закономерности, отражающие деятельность эксперта при исследовании рукописи.

История судебного почерковедения

В России первые сведения о проведении экспертизы письма относятся к началу XVII в. По русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма - секретари присутственных мест, учителя чистописания, писцы, дьяки - люди, «сведущие» в письме. Поэтому первое направление развития судебного почерковедения и называют каллиграфическим .

Однако подлинно научным направлением развития почерковедения становится приметоописательное направление. Его основоположником является Альфонс Бертильон , который в 1887 г. предложил в статье «Сравнение почерков и графическая идентификация» перенести на процесс почерковедческого исследования принципы описания человека по разработанному им методу словесного портрета .

Родоначальником графометрического метода считается Эдмон Локар, применивший измерительный метод в исследовании почерка. Метод сводился к измерению ряда одноименных характеристик почерка в сравниваемых рукописях, которые затем фиксировались на графиках и сопоставлялись между собой.

Попыткой проникнуть в природу почерка, выявить закономерности его формирования становится графологическое направление. Графология - это наука, изучающая законы зависимости между почерком и личностью. Возникновение ее связывают с именем итальянского врача Камилло Бальди («О способах узнать образ жизни, характер и личные качества человека по его письму», 1622).

История судебного почерковедения в России неразрывно связана с именем Е. Ф. Буринского . Ему и принадлежит авторство термина "почерковедение". Он был первым криминалистом, начавшим разрабатывать основы судебно-почерковедческой экспертизы с позиций естественных наук. Свои взгляды на почерк Е. Ф. Буринский изложил в работе «Судебная экспертиза документов» (1903), где он пишет о почерке как о «сложной функции многих переменных, между которыми первое место занимают анатомические и физиологические особенности пишущего».

Для экспериментальных исследований в современный период характерен комплексный подход, предполагающий изучение как собственно почерковых закономерностей, так и структуры процесса экспертного исследования почерка, активное обращение к математическим методам и использование ЭВМ. Объективность экспериментальных исследований растет за счет использования технических средств, расширяющих возможности эксперимента и позволяющих изучать динамические закономерности процесса письма, в особенности распределения нажима на пишущий прибор.

Методы почерковедения

  • Общенаучные методы используются во всех науках: наблюдение , измерение , описание , сравнение , эксперимент , моделирование и др.
  • Частнонаучные методы - методы физиологии, психологии, физики, математики и других наук.
  • Специальные методы - графические (алфавитная разработка), инструментальные (использование специальной линейки при определении пола исполнителя рукописи), количественные (установление факта намеренного изменения почерка скорописным способом), машинные (дифференционно-идентификационный алгоритм - ДИА), качественно-описательный метод (раздельный анализ общих признаков и выделение диагностических признаков в исследуемой рукописи), комплексный (заключительная оценка результатов сравнительного исследования текстовых почерковых объектов).

Система почерковедения

  • Общая часть носит теоретико-фундаментальный характер.
  • Особенная часть по существу является методическим руководством для решения типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы .

Классификация объектов исследования почерка

По составу: текст и краткая запись могут иметь буквенный состав, либо цифровой состав, либо смешанный (буквы и цифры); подпись может быть буквенной транскрипции, безбуквенной транскрипции или смешанной транскрипции;

По объему: текст большого объема (одна и более страницы), среднего объема (от 10 слов до страницы), малого объема (4-10 слов); краткая запись может состоять из одного-трех слов либо 1-7 цифр; подпись может быть неинформативная, малоинформативная и информативная;

По условиям выполнения: рукописи, исполненные в обычных условиях; рукописи, исполненные в необычных условиях, не связанных с намерением изменить свой почерк; рукописи, исполненные необычным образом, связанным с умышленным изменением своего почерка.

Общие признаки почерка

Идентификационным признаком почерка следует считать особенность письменно-двигательного навыка, отображенную в рукописи и индивидуализирующую в комплексе с другими особенностями почерк конкретного лица. Признак почерка считается диагностическим, если он характеризует условия выполнения рукописи, влияющие на письменно-двигательный навык, и свойства личности писавшего.

Общие признаки, характеризующие пространственную ориентацию фрагментов рукописи и движений, которыми они выполняются

Размещение самостоятельных фрагментов относительно среза листа, относительно основного текста или относительно друг друга

Признак контролируется зрительно и отражает навыки глазомерной ориентации пишущего при размещении фрагментов документа относительно: срезов листа бумаги, основного текста, других реквизитов документа и т.д. Данный признак учитывается при размещении:

  • заголовков и обращений :
Размещение заголовков и обращений
В начале текста На вышележащей строке На расстоянии от текста
В центре листа бумаги В левом углу листа бумаги В правом углу листа бумаги
  • даты :
Размещение даты
Над текстом Под текстом На вышележащей строке На нижележащей строке
В центре В левом углу В правом углу
  • подписи :
Размещение подписи
На нижележащей строке На некотором расстоянии от текста В центре В левом углу
В правом углу Параллельно горизонтальному срезу В поднимающемся положении В опускающемся положении
  • взаиморасположению подписи и даты:
Взаиморасположение подписи и даты
Выше Ниже Слева
Справа На одном уровне Непосредственно под датой

Наличие или отсутствие полей, их размеры, форма и направление

Поля - отступы пишущего: от вертикальных срезов листа бумаги до начала строк; от окончания строк до правых вертикальных срезов листа бумаги - вертикальные, также могут быть горизонтальные - сверху, снизу.

Размеры поля определяются расстоянием от начальных или заключительных движений в строках относительно левого (правого) среза листа бумаги, первой и последней строки относительно верхнего и нижнего срезов и бывают: большой - свыше 3 см, средний - от 1 до 3 см, малый - до 1 см.

Форма линии полей - линия левого поля образована соединением крайних левых точек начал строк; правого поля - соединением крайних правых точек окончаний строк. Форма линии левого поля может быть: прямая (прямолинейная), дугообразная (выгнутая, вогнутая), ломаная (ступенчатая), извилистая.

Направление линии поля относительно вертикальных срезов может быть: левонаклонное, правонаклонное, без отклонений от вертикали.

Наличие и размер или отсутствие абзацного отступа, «красной строки»

Начальное движение в первой строке абзаца относительно начала других строк проявляется в размерах отступа от левого вертикального среза листа, т.е. в размерах красных строк.

Размер интервалов между строками

Данный признак характеризует размещение строк относительно друг друга.

Интервалы определяются расстоянием между нижней линией строки и верхней линией следующей строки. Размер интервалов между строками исчисляется высотой строчных букв без надстрочных и подстрочных элементов, которые условно могут быть помещены между строками. Определяется как: большой - более двойной высоты строчной буквы; средний - равен двойной высоте буквы; малый - равен или несколько больше высоты строчной буквы.

Размер интервалов между словами

Признак характеризует размещение рядом расположенных в строке слов относительно друг друга. Размер интервалов между словами исчисляется соответственно шириной строчных двухэлементных букв, которые условно могут быть помещены между словами. Интервал бывает: большой - более ширины двух букв; средний - равен ширине одной-двух букв; малый - менее ширины одной буквы; смешанный.

Размещение линии письма относительно линии линовки бланковой строки (типографской линовки).

Этот признак определяется в почерках рукописных текстов, выполненных на листах бумаги, имеющих линию линовки. Размещение может быть: над строкой, под строкой, совмещено со строкой, смешанное.

Размещение линии письма относительно бланковой строки
Над строкой Под строкой Совмещено со строкой Смешанное

Данный признак оценивается в рукописи, выполненной на нелинованной бумаге.

Направление линии письма в строке
Горизонтальное Поднимающееся Опускающееся Смешанное С загибающимися вниз строками

Форма линии письма в строке

Форма линии письма в строке может быть: прямолинейная, т.е. когда основания букв находятся на одной горизонтали, непрямолинейная (дуговая выгнутая и дуговая вогнутая).

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом, положение знаков препинания относительно линии письма

Размер интервалов может быть: большой - больше двухэлементной буквы; средний - равен ширине буквы; малый - меньше ширины буквы; смешанный. Кроме того, оценивается положение знаков препинания относительно линии письма. Они могут располагаться: на линии письма, выше линии письма, ниже линии письма, также положение знаков препинания может быть смешанным.

Размер интервалов между знаком препинания и предшествующим словом
Большой Средний Малый Смешанный
Положение знаков препинания относительно линии письма
На линии письма Выше линии письма Ниже линии письма Смешанный

Положение знаков переноса

Положение знаков переноса может быть следующим: на линии строки, выше линии строки, ниже линии строки, параллельно линии строки, опускающееся, поднимающееся, смешанное.

Положение знаков переноса
На линии строки Выше линии строки Ниже линии строки Параллельно линии строки
Опускающееся Поднимающееся Смешанное

Общие признаки почерка, отражающие степень и характер сформированности письменно-двигательного навыка

Выработанность почерка

Выработанность почерка - это уровень овладения техникой письма, который проявляется в способности выполнять рукописный текст в быстром темпе, устойчивыми, скоординированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Его основными показателями служат координация движений, темп письма, дополнительными - ритмическая структура нажима, строение почерка, степень совершенства системы движений.

  • Маловыработанный почерк - это несформировавшийся почерк, отражающий начальную стадию образования навыка письма и характеризующийся небольшой устойчивостью, медленным темпом, низкой координацией движений:

а) школьные (ученические), характерные для начального периода обучения письму;

б) практически маловыработанные - почерки лиц, прекративших обучение письму на начальных этапах и пишущих довольно редко. Такие почерки отличаются нестройностью и нечеткостью, содержат ярко выраженные признаки низкой координации движений, особенно неравномерности протяженности, направления движений и размещения элементов текста.

  • - почерк с еще не сформировавшимся письменно-двигательным навыком. Такие почерки характерны для лиц, у которых формирование письменно-двигательного навыка закончилось в школьный период.

  • - почерк с высокой степенью координации движений, простым строением почерка с элементами упрощения или усложнения; как правило, с большим количеством смен направлений движений при выполнении знаков и высоким темпом выполнения письменных знаков. Степень связности движений в высоковыработанном почерке может быть средней, малой или большой.

Bыcoкoвыpaбoтaнный пoчepк - этo cфopмиpoвaвшийcя пиcьмeннo-двигaтeльный нaвык, oтpaжaющий быcтpый тeмп, выcoкyю cтeпeнь кoopдинaции движeний и xapaктepизyющийcя ycтoйчивocтью пpизнaкoв. В практике встречаются также промежуточные группы выработанности: выше средней и ниже средней.

Темп движений при письме

Темп движений при письме - признак почерка, отражающий время выполнения отдельных букв и рукописи в целом. Темпы письма делятся на два вида. Первый из них - привычный, в свою очередь, подразделяется на: медленный, быстрый, средний. Второй вид темпа письма - непривычный. Он может быть - замедленным, ускоренным и неравномерным.

Координация движений

Координация движений - это признак почерка, отражающий согласованность (точность) движений пишущего лица, зависящую от степени и качества сформированности письменно-двигательного навыка. Координацию движений можно рассматривать применительно к двум группам движений:

а) точность в соблюдении параметров движения (направления и протяженности) при выполнении штрихов, элементов букв;

б) точность в соблюдении параметров движения (направления, протяженности, размещения и др.) при выполнении сочетаний букв, слов, фраз.

Строение почерка

Строение почерка по степени сложности отражает приближенность письменно-двигательного навыка к нормам прописей и по этому признаку почерк делится на три группы: простого строения, упрощенного и усложненного.

Общие признаки почерка, характеризующие структуру движений по их траектории

Преобладающая форма движений.

Наиболее распространенной является прямолинейно-дуговая форма движений, соответствующая нормам прописи. Отклонения от нее могут выражаться в следующих формах: угловатой, петлевой, овальной, ломаной, округлой, извилистой, а также в сочетаниях данных форм движений: дугообразно-петлевая.

Преобладающее направление движений

Преобладающее направление движений рассматривается в отношении элементов букв, выполняемых сгибательными движениями, и в отношении дугообразных элементов букв. Направление движений при выполнении дугообразных элементов букв рассматривается как левоокружное (и-образное движение) и правоокружное (п-образное движение), обычно оно бывает смешанное (при равном проявлении как левоокружного, так и правоокружного направления движений).

Наклон

Наклон почерка определяется положением вертикальной оси большинства письменных знаков относительно линии строки письма: отсутствие наклона (вертикальное расположение штрихов), левонаклонные, правонаклонные (наклон вправо примерно на 65° и более), косые (наклон вправо менее 50°), смешанные или неустойчивые.

Наклон
Отсутствие наклона
Правый
Левый
Смешанный

Размер почерка

Размер почерка - протяженность движений по вертикали. Размер почерка определяется относительно строчных букв и бывает: большой - более 4 мм; средний - от 2 до 4 мм; малый - до 2 мм; смешанный.

Разгон почерка

Разгон почерка - это отношение протяженности по горизонтали к протяженности по вертикали. Он может быть: большим - размер интервалов между основными элементами букв или буквами равен либо превышает их высоту, средним - размер интервалов между основными элементами букв и буквами составляет от 1/2 высоты до высоты букв, малым - когда размер интервалов между основными элементами букв и буквами равен 1/2 высоты и менее.

При диспропорции ширины букв и интервалов между ними (например, в случае если разгон средний, а расстановка широкая) отличительным признаком является расстановка знаков - соотношение протяженности интервалов между буквами и ширины букв, которая подразделяется на: широкую (интервал между буквами превышает их ширину) и узкую - интервал между буквами меньше половины их ширины.

Степень связности

Степень связности определяется количеством букв, выполненных без отрыва пишущего прибора от бумаги, и бывает: сплошная - непрерывно выполняются все буквы в словах; большая- когда непрерывно выполнены шесть и более букв; малая - непрерывно выполнены 4-5 букв в слове; кроме того, связность может отсутствовать - все буквы пишутся раздельно. При анализе связанности должно отличаться слитное соединение от разновидности интервального соединения (примыкающего).

Степень и характер нажима

Степень и характер нажима - признак почерка, отражающий степень и характер затрачиваемых при письме усилий, реализуемых в вертикальной плоскости. Нажим проявляется в следующих показателях: ширине штриха и распределении плотности красителя. Характеризуется по трем параметрам: степени (силе), дифференцированности и стандартности.

Нажим
Слабый Средний Сильный Смешанный

Дифференцированность нажима - наличие или отсутствие различий между степенью усилий при выполнении разных сгибательных и разгибательных движений - различается по двухчленной градации: дифференцированный и недифференцированный.

Частные признаки почерка

Частные признаки почерка - это характеристики, проявляющиеся при выполнении особенностей движений при написании отдельных знаков, элементов и частей элементов.

Сложность движений (строение) при выполнении букв

Этот признак включается в совокупность идентификационных признаков только в случаях выполнения элементов письменных знаков и знаков в целом или упрощенными или усложненными движениями, т.е. в случаях выполнения букв и их элементов с отклонениями от установленных общепринятых прописей.

Сложность движений при выполнении букв бывает: простая, упрощенная и усложненная.

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов

Форма движений при выполнении и соединении письменных знаков и их элементов, как уже отмечалось, может быть прямолинейной и криволинейной. Прямолинейные движения по траектории могут в сочетании образовывать углы, треугольники и ломаные линии.

Криволинейные движения по траектории подразделяются на извилистые, круги, овалы, дуги, петли.

Форма движений при написании строчных, подстрочных и надстрочных элементов письменных знаков, выполненных в соответствии с прописями прямолинейными движениями, может быть изменена на угловатую, дуговую, извилистую, полуовальную, овальную.

Античный автор Светоний, описывая жизнь «божественного Августа», не обошел вниманием и его почерк: «...он не разделяет слов и не делает переносов, а не поместившиеся в строке буквы подписывает тут же снизу, обведя их чертой».

Внимание к почерку пережило века. Вот что писал почти две тысячи лет спустя историк П. Щеголев о дневниках другого императора — Николая 11: «Уже самый внешний вид дневников, написанных почерком, удивительно ровным, чётким, неизменным с первого дня до последнего, свидетельствует об удивительной душевной невозмутимости писавшего. Однообразному фону записей соответствует однообразное отношение решительно ко всем событиям, записанным в дневнике. Равнинность дневника моментами становится даже страшной».

Несмотря на такой давний и устойчивый интерес к почерку, исследователи взялись за него сравнительно недавно. Отцом графологии — учения о почерке — считается живший в прошлом веке аббат Мишон. Он написал несколько сочинений на эту тему, по его инициативе образовались графологические общества, возникли специальные журналы.

Существовало и Русское научное графологическое общество, председателем научной комиссии которого в 20-е годы был Д. М. Зуев-Инсароз, автор популярной книги «Почерк и личность». Старые москвичи, наверное, помнят, как он сидел на своем стульчике в саду «Эрмитаж» и определял по почерку характер тех, у кого была охота проверить на себе возможности этой необычной науки. Среди его клиентов встречались и люди известные. А. М. Горький, например, писал ему в 1927 году из Сорренто: «О значении графологии как науки у меня нет мнения, ибо я не знаю ни законов, ни методов этой науки. Да есть ли у нее законы и метод?.. Но не могу сомневаться в наличии у некоторых субъектов удивительной способности определять по почерку «духовную структуру» людей, незнакомых им и никогда ими не виданных».

Первый нарком здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко высказался решительнее: «Если вы распознали мой характер действительно только по почерку, то это доказывает, что графология на самом деле имеет право претендовать на науку и что вы — прекрасный графолог».

Однако в 1940 году профессор С. В. Познышев провел специальное исследование, в результате которого не усмотрел в графологии научных основ. На ней, несмотря на доброжелательное отношение многих видных людей, был поставлен крест. Впрочем, в те годы такая же печальная судьба постигла и некоторые другие науки, в полезности которых сегодня никто не сомневается.
Отношение к графологии сегодня, как видим, вполне серьезное. Дело в том, что есть у нее кое-какие полезные результаты, которые трудно отрицать. Не надо быть графологом, чтобы в большинстве случаев безошибочно отличить мужской почерк от женского, детский от взрослого. Известно и то, что почерк — это слепок личности человека. Для доказательства ученые использовали гипноз. Они внушали испытуемому, что он ребенок, подросток, взрослый; внушали и несвойственные ему черты характера. И что же? Почерк в каждом случае менялся.

По наблюдениям Зуева-Инсарова, почерк зависит не только от возраста, но и от положения, занимаемого человеком в обществе. «Я знал одного почтового служащего, - пишет он, - достаточно нетребовательного в своих личных привычках, способного удовлетворяться очень небольшим. Его почерк отличался также простотой и естественностью. Но вот постепенно этот человек стал продвигаться по службе, вплоть до заведующего одним из провинциальных почтовых отделений, С этих пор стало расти и его честолюбие: он стал следить за своей внешностью, оборотами речи, стал часто устраивать попойки, в которых любил играть роль хозяина. Это стремление к подобному «широкому» образу жизни сказалось и на почерке, который стал отличаться общей украшенностью, затейливостью рисунков отдельных букв и т. п.».

Но у человека, как известно, существует несколько почерков: одним он делает пометки в своей запиской книжке, другим пишет заявление о приеме на работу, третьим - дружеское поздравление. Однако для графолога эти почерки одинаковые. Изменяется лишь наклон, размер букв, качество их отделки, а внутреннее построение письма остается неизменным. Какая же зависимость между характером и, скажем, закорючкой подписи?
Исследователи разработали целую систему признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Одни зависимости очевидны (пропуск букв, слов — невнимательность), другие — не очень (округлый почерк — слабая воля). А третьи и вовсе не имеют ничего общего с нашим житейским опытом. Ну почему, скажите, увеличение размеров букв к концу слова свидетельствует о доверчивости, а если наоборот — то о хитрости и осмотрительности... Ответа на этот вопрос нет, и нам остается утешиться тем, что знаменитая формула Е=mс2 тоже не имеет никакого отношения к бытовым наблюдениям и относится к области чистой науки. А наука, к сожалению, окончательных выводов пока не сделала, и потому темных мест в почерковедении пока немало. Что, впрочем, не мешает энтузиастам использовать его в практических целях.

Общие положения, на которых они строят свои выводы, примерно таковы:

1. Геометрический рисунок письма (линии строк и полей, интервалы, нажим) определяет волю человека, его энергию.
2. Всякие преувеличения в отдельных элементах письма (очень крупный или, наоборот, мелкий почерк, вычурные заглавные буквы и т. п.) указывают на стремление обратить на себя внимание.
3. Волнистые начертания характерны для людей, обладающих гибким, изобретательным умом.
4. Обилие угловых линий указывает на твердость и настойчивость, тогда как округлые свидетельствуют о мягкости и миролюбии.

Отсюда почерковеды выводят множество частных зависимостей:

Крупный почерк , по их мнению, связан со склонностью к проявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденностью. Крупное письмо свидетельст

вует также о чувстве собственного достоинства, склонности к размаху, порой к непрактичности. Одновременно это показатель самонадеянности, непринужденности в общении, энергичности, честолюбия.
Мелкое письмо говорит о сдержанности, расчетливости его обладателя.
Сжатый почерк указывает на бережливость и осмотрительность. При этом поля обычно отсутствуют, промежутки между словами невелики.
В беглом и размашистом почерке проявляются предприимчивость, активность, способность легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
Неровное письмо — по величине букв, наклону, направлению строк — свидетельствует о неровности поведения, повышенной возбудимости.
Если же почерк разборчивый и ясный — аккуратный , но без излишней старательности, отсутствуют сильные нажимы, длинные штрихи, интервалы ровные, буквы одинаковые по высоте, - то это указывает на уравновешенность, постоянство взглядов и привязанностей, уважение к окружающим.
Четкие, законченные буквы, тщательно расставленные знаки препинания , мелкое или угловатое письмо - все это, по мнению графологов, означает деловитость.
Если буквы в словах расположены отдельно друг от друга — слабая воля; слитно — хорошая стрессоустойчивость.
Сильный нажим — критичность, склонность к проявлению силы.
Маленькие расстояния между соседними словами — интерес к окружающим, недостаточное чувство дистанции.
Пробелы на концах строк из-за нежелания переносить слова — осторожность, доходящая до трусости.
Строчки направлены вверх - инициатива энергия, надежда на свои силы; вниз — угнетенное состояние; в разные стороны — впечатлительность...

Профессия, по мнению специалистов, тоже накладывает определенный отпечаток на почерк. Равно как и болезнь, и потому опытный профессионал, анализируя почерк психически больного, может поставить диагноз не менее точно, чем врач.
Чтобы вы зримо представили себе современный уровень графологии — или, как ее теперь называют, графометрии , — приведем некоторые примеры из одной методики, которой активно пользуются криминалисты для анализа подписей.
Можно ли по желанию изменять свой почерк? Конечно, можно. Но все равно он будет для вас чужим. Точно так же, как актер, играя разные роли, по сути остается все тем же. Однако почерк меняется и помимо нашей воли, и потому нам порой не удается точно воспроизвести свою собственную подпись — ту самую, которая красуется в паспорте. Меняется возраст, меняется настроение и естественно, что не остается прежним и почерк. А мастерство графолога заключается в умении выделить характерные, глубинные особенности письма. Если же сознательно изменить какой-то элемент — скажем, букву «т» писать не так, как учат в школе, а на печатный манер, или изменить размеры букв, наклон и т. п., то почерк потеряет гармоничность, беглость. Короче говоря, получится то же самое, "как если бы вы попробовали набор придуманных непонятных слов выдать за «иностранный» язык. В нем не будет главного — естественности и внутренней логики.
Нам возразят: ведь есть немало людей, прекрасно владеющих каллиграфическим почерком — рафинированным и безликим, Такой почерк хорош для надписей на подарках, юбилейных адресов, школьных прописей, но где же в нем личность? Однако никакого противоречия тут нет.
Нас же не удивляет, что кроме родного языка человек может выучить и иностранный — который, впрочем, так и останется для него неродным. Вот и о каллиграфах знатоки говорят, что кроме профессионального почерка у них есть и другой, более свободный, который они предпочитают в нерабочее время.

В заключение — небольшой тест.
Во многих западных странах почерк кандидата на более или менее ответственный пост не преминут показать графологу. Если вам интересно, что сказали бы в подобном случае о вас, то возьмите лист нелинованной бумаги и напишите несколько строк любимого стихотворения.
А теперь охарактеризуйте свой почерк.
1. Размеры букв: очень маленькие (не более 2—3 мм) — 3 балла, маленькие — 7, средние—17, крупные (свыше 7 мм) — 20.
2. Наклон бука: влево — 2 балла, легкий наклон влево— 5, прямое написание—10, легкий наклон вправо — 6, вправо — 14.
3. Форма букв: округлая — 9 баллов, бесформенная — 10, угловатая—19.
4. Направление строк: ползут вверх — 16 баллов, прямые — 1 2, ползут вниз — 1.
5. Сила нажима: легкая — 8 баллов, средняя — 15, сильная — 21.
6. Характер соединения букв: склонность к слитному написанию—11 баллов, к раздельному — 18.
7. Общая оценка: почерк старательный—13 баллов; неровный, одни слова читаются легко, другие — с трудом — 9; неразборчивый, буквы узнаются с трудом — 4.

Сложите полученные баллы.
35—51 : такой почерк отличает людей со слабым здоровьем и расшатанными нервами.
52—63 : здесь явно видна рука флегматичного человека. В большинстве жизненных ситуаций он несмел и пассивен. По складу ума — романтик и философ.
64—75 : обладатель этого почерка решителен, хоть и часто пасует перед опасностью. Несмотря на легкий характер, не лишен чувства собственного достоинства.
76—87 : почерк свидетельствует о добродушии и откровенности, излишней впечатлительности. Такой человек, как правило, — хороший собеседник, может отстоять свою точку зрения. Бойцовский характер порой толкает его на самопожертвование ради высоких идеалов.
88—98 : самая распространенная группа. Характерные признаки — честность и добропорядочность, устойчивая психика, ответственность и инициатива, обилие новых идей (которые нередко так и остаются "неосуществленными). Смекалка, ярко выраженное чувство юмора.
99—109 : индивидуалист с острым умом. С ним нелегко, потому что он вспыльчив, обидчив и несколько сварлив. Независим в суждениях и поступках. Среди таких людей часто встречаются одаренные личности, склонные к творчеству, изобретательству.
110—121 : это скорее всего личность грубая и заносчивая. Чувство ответственности отсутствует практически полностью.

Существует наука, занимающаяся изучением взаимосвязи почерка человека с его характером. Называется она графология. Но при желании, можно и самим разглядеть за почерком человека особенности его личности. На что следует обратить особое внимание?

1. Размер букв

Почерк крупный указывает на доверчивость человека, его чувственность и мягкость. Люди с таким почерком имеют много друзей, без труда устанавливают контакт с любым человеком. Мелкий почерк, бисерный, свидетельствует о расчетливости, наблюдательности его обладателя, а также о рационализме. Как правило, это замкнутые личности.

Буквы, наклоненные вправо, свидетельствуют о том, что перед Вами спокойный человек, удовлетворенный, привыкший жить по правилам. Прямые буквы предупреждают о стойкости и упрямстве обладателя. Наклон влево намекает на человека, склонного к преувеличению. Как правило, такой человек любит идти против течения.

При анализе стоит обратить внимание и на то, с какой силой обладатель почерка нажимает на ручку. При письме сильно давят на ручку люди упорные, упрямые, обладающие большой силой воли. Бледные буквы выдают человека слабовольного, неуверенного в себе.

4. Очертания букв

О доброте, обаянии и отзывчивости говорят закругленные буквы. Такой человек всегда пойдет на компромисс. А вот угловатые буквы присущи эгоистам.

Оставленные слева широкие поля указывают на щедрость обладателя почерка, а вот узкие – признак бережливости.

6. Связанность букв

Нелишним будет обратить внимание и на тот факт, как буквы между собой связаны. Так, если каждая буква отдельно написана, соединения отсутствуют, то это свидетельство богатого внутреннего мира человека. Связанные буквы представляют людей предприимчивых, прямолинейных, способных к объективной критике. Свидетельством уравновешенного характера является равномерная связка.

Каллиграфический почерк присущ людям аккуратным, ответственным. Если обратить внимание на строки написанного текста, то можно судить о том, кто это написал: оптимист или пессимист. У оптимистов строки поднимаются вверх, у пессимистов, как правило, сползают вниз. Бывают строки и волнообразные. Такой человек обладает незаурядной хитростью.

Помните о том, что анализировать рукописный текст можно только при определенных условиях, а именно, что человек при написании никуда не спешил, был спокоен и уравновешен.

Графология - это лишь один из многих способов узнать о человеке чуть больше. Еще один замечательный способ - это бесплатные психологические тесты онлайн . Часто бывает, что мы знаем о человеке некоторые подробности, но что они в сумме означают - непонятно. Вот тут то и приходят на помощь психологические тесты. Вы отвечаете на несколько вопросов теста и, вуаля, перед Вами предстает его психологический портрет.

Подпись же каждый придумывает себе сам, никто не ограничен никакими правилами и законами. Но все же в графических импровизациях их автор подвластен определенным закономерностям, отражающим свойства его натуры, что и позволяет составлять довольно точный его портрет.

Обращают внимание куда направлен конец подписи: вверх, прямо или вниз. Если вверх , то это говорит о том, что в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если у такого человека в жизни и бывают разочарования, депрессии, то он успешно преодолевает их и возрождается с новыми силами, желаниями, идеями. Часто - это тип личности с творческим уклоном.

Если конец подписи направлен прямо - то это свидетельствует о сбалансированности проявлений оптимизма и пессимизма. Немаловажную роль при этом играет влияние окружающей среды.

Если же конец подписи направлен вниз - то в данном случае человек более подвержен состоянию пессимизма, что довольно существенно подавляет его творческую активность. У таких людей или отсутствует вера, или она очень слабая, к тому же могут наблюдаться снижение воли, слабая устойчивость к алкоголю, подверженность заболеваниям сердечно-сосудистой, нервной систем, печени и желудочно-кишечного тракта.

2. ДЛИНА ПОДПИСИ

Если подпись длинная - то это характеризует человека как обстоятельного, не любящего спешки, торопливости, способного глубоко вникать в суть дела, настойчивого, достаточно упрямого, усидчивого, но в то же время несколько придирчивого, занудливого. Такому человеку следует обратить внимание на функцию нервной системы и почек.

Если подпись короткая , то это является признаком спешки человека, стремления поскорее ухватить суть, поверхностного отношения к делу, так как не хватает терпения для более глубокого и подробного анализа; такой человек менее способен к монотонной, длительной работе, требующей постоянного внимания и он не очень-то любит медлительных людей.
Что касается здоровья, то лабильными могут оказаться нервная и сердечно-сосудистая системы.

Примечание. В последнем случае следует обязательно узнать - имеет ли человек еще и другую подпись, так как часто банковские служащие, врачи, кассиры, а также люди тех профессий, в которых приходится часто расписываться, нередко имеют две подписи; одну как-бы официальную, а другую - для проставления на различных документах, как правило, более короткую - в целях экономии места и времени. Следовательно, определенные профессии также влияют на подпись, чаще способствуя ее укорочению.

3. НАЧАЛО И КОНЕЦ ПОДПИСИ

Прежде, чем проводить анализ подписи по данному критерию, следует мысленно поделить подпись пополам.
Первая половина подписи связана с началом любой деятельности - умственной или физической и по ней можно судить о том, как человек начинает дело. В то же время первая половина подписи характеризует интеллектуальную или умственную сферу человека, тогда как вторая половина подписи показывает отношение к практической (физической) деятельности и свидетельствует о том как человек заканчивает дело.
Кем является человек - теоретиком или практиком - можно определить, исходя из нагруженности первой и второй половины подписи.
Если в начале подписи стоят две, а то и три заглавные буквы, при отсутствии крупных образований во второй половине, то с уверенностью можно предположить, что человек отдает предпочтение умственному труду. Подобные подписи как правило имеют руководители различного ранга.

Умеренная нагрузка первой части (минимум заглавных букв, их невысокая амплитуда ) говорит о склонности к деятельности прикладного характера. Часто люди, в подписи которых имеются указанные характеристики, по профессии являются служащими и общественными деятелями.

Наоборот, при наличии крупных образований во второй части подписи , можно утверждать, что для такого человека привлекательна практическая деятельность.

4. ВЕЛИЧИНА БУКВ (ПРОПИСНЫХ И СТРОЧНЫХ)

Если заглавная буква в подписи по амплитуде значительно отличается от строчных, то человек, имеющий такую подпись, капризен, у него повышенная требовательность к окружающим.

Если же она по амплитуде незначительно отличается от строчных букв, - то владелец подписи скромен, без особых претензий к людям.

Мелкие буквы характеризуют человека рационального, экономного и конкретного, говорят о способности к концентрации ума, но очень мелкие буквы свидетельствуют о том, что их хозяин склонен к эгоизму и скупости.

Крупные буквы (как у детей) характеризуют мечтательного, в некоторой степени наивного, непрактичного, доверчивого, часто излишне доброго человека. Но крупные буквы могут означать и стремление к независимости, свободе деятельности. Людям с такой характеристикой следует обратить внимание на селезенку и печень.

5. ЗАКРУГЛЕННОСТЬ И ОСТРОТА БУКВ

Добрые, мягкие, спокойные люди пишут округлыми буквами ,

а вспыльчивые, резкие, нетерпимые, раздражительные угловатыми . Угловатые буквы говорят о стремлении к независимости, о критическом уме, упрямстве, агрессивности, склонности к самоутверждению, верховодству, честолюбии.

По этому признаку можно определить, как могут сложиться отношения с таким человеком. В зависимости от того, в начале или в конце подписи больше округленных форм, можно сказать в каком случае человек ведет себя мягче. В начале формирования отношений или позже.

Например, подпись на рисунке справа свидетельствует о том, что владельцу данной подписи чаще удается быть корректным в начале отношений.

6. СВЯЗАННОСТЬ И РАЗОРВАННОСТЬ БУКВ

Если все буквы в подписи соединены между собой , то можно говорить о последовательном, логичном характере этого человека, его мыслительной деятельности, а также о некоторой консервативности в его взглядах, достаточно сложном восприятии всего нового.

Мышление является более гибким и адаптивным, если в подписи обнаруживается умеренное количество разрывов между буквами, что также указывает на умение гармонизировать желаемое и действительное.

Излишнее количество разрывов свидетельствует об образно-конкретном мышлении, непредсказуемости поступков, мечтательности, стремлении обратить на себя внимание, произвести впечатление на окружающих.

7. УВЕРЕННОСТЬ В НАПИСАНИИ БУКВ

Об уверенности человека в себе можно судить по уверенности и твердости , с которой он подписывается.
Человека неуверенного также легко разгадать по его подписи.

8. РАЗЛИЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ В ПОДПИСИ

Если человек хвастлив и пытается приукрасить свои достоинства, то это легко обнаруживается и в его подписи, так как она также приукрашивается : появляются различные завитушки, ленточки и другие подобные образования. И чем их больше, тем больше в человеке наносного, неискреннего.

У простого человека и подпись простая, скромная .
Но различные украшения можно достаточно часто встретить у людей с богатым воображением - артистов, художников, музыкантов.

У лиц с логическим складом ума - математиков, физиков подпись часто бывает как бы «оголенной », то есть буквы, которые они используют в своей подписи, как бы растеряли некоторые части. Это также говорит о конкретности мышления. Если такие буквы еще и мало связаны друг с другом, то это свидетельствует о нелогичности, суетности, недальновидности мышления.

9. РАЗМАШИСТОСТЬ ПРИ НАПИСАНИИ БУКВ

Подпись компактную, сжатую обычно имеют «тактики», то есть те, чей ум занят конкретными видами деятельности.

Напротив, размашистую подпись чаще имеют «стратеги» - те, кто мыслит глобально, комбинаторно, системно. Как правило - это крупные руководители, общественные деятели.

10. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ БУКВАМИ

По данному признаку можно определить степень щедрости человека: если расстояние между буквами значительное - то это щедрый человек, а в крайней степени проявления признака - транжира.

Если жа буквы в подписи налезают друг на друга , то это указывает на экономность и даже скупость.

По межбуквенному расстоянию можно даже узнать в какой период человек более щедр, а также в какой преимущественно сфере проявляется его щедрость - интеллектуальной или материальной - это зависит от того, на каком участке подписи расстояние между буквами больше - в ее начале или на конце.

11. СИЛА ДАВЛЕНИЯ ПРИ НАПИСАНИИ БУКВ

О физической силе человека говорят жирные линии букв, кляксы (это особенно хорошо заметно при использовании чернильной ручки), большая продавленность бумаги, сильный нажим при письме свидетельство того, что обладатель этой подписи относится к экстравертам.

Утончающиеся в виде волоска линии букв и даже как бы пропадание линии на нек
оторых участках присуще интровертам, то есть людям, ум которых направлен внутрь себя. Такие люди если и занимаются общественной деятельностью, то это им дается очень легко, а через борьбу со своим внутренним я.
Если по силе давления нажим ровный, умеренный, то это говорит об уравновешенности, обдуманности поступков, самообладании.

Неровный, импульсивный нажим свидетельствует о порывистости, эмоциональности, впечатлительности, неспособности к систематическому труду.

Густой, жирный нажим характеризует людей с развитостью чувственных влечений, с тягой к материальному благополучию.

Еcли толщина нажима меняется, четко заметен переход от тонких линий к жирным , то это говорит о сексуальных наклонностях, богатом воображении, эмоциональности, лабильности нервной и сосудистой систем, противоречивости.

И, наконец, очень слабый, местами неровный нажим встречается у лиц, неуверенных в себе, колеблющихся, склонных себя мучить, сомневающихся, у людей с неуравновешенной психикой, неврастенией.

12. ПОДЧЕРКИВАНИЯ, «ХВОСТИКИ» В ПОДПИСИ, ЗАЧЕРКИВАНИЯ


Те, кто подчеркивает свою подпись снизу - самолюбивы, интересуются мнением окружающих о себе, обидчивы.

Люди, обладающие подписью, которая накрывается линией сверху , тщеславны, горды и стремятся к большим достижениям.

А вот по длине «хвостиков» в конце подписи можно судить о степени реакции человека на попытки вмешательства в его дела окружающих. Чем длиннее «хвостики», т
ем нетерпимее его «обладатель» к различного рода приказам, указам и замечаниям в свой адрес. Такой хвостик также свидетельствует об осторожности, осмотрительности.

Если же человек перечеркивает свою подпись, то это свидетельствует о его недовольстве собой, самокритичности, о сомневающейся, колеблющейся натуре. Такие люди могут быть подвержены неврозам, вегето-сосудистой дистонии, язвенной болезни, а также легче поддаваться различным порокам (курение, алкоголь и т.д.).

13. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ЛИНИИ В ПОДПИСИ

Если в подписи встречаются образования, напоминающие вертикальные линии , то это означает как бы барьер, замедление, тормоз мыслительной или физической активности. При этом следует обращать внимание - в какой части подписи расположены эти вертикали.

Наличие вертикальных образований в самом начале подписи указывает на скудость фантазии, недостаточную интеллектуальную и творческую деятельность.


Если «вертикаль» встречается примерно в середине подписи - то это говорит о задержке, медлительности при переходе от идеи к ее реализации, а если в конце подписи - о трудности в завершении дел (такому человеку необходим контроль извне и соответствующие стимулы).

При наличии в подписи явно выраженных вертикальных образований, медицинский диагноз должен быть направлен на выявление проблем мочеполовой сферы.

14. РОВНАЯ И НЕРОВНАЯ ПОДПИСЬ


Неровность, «скачущие » буквы в подписи - свидетельство эмоциональности, несдержанности, а в крайних степенях проявления признака - неуправляемости и неуравновешенности. Такие люди зачастую подвержены вегето-сосудистой дистонии, неврозам, заболеваниям щитовидной железы.

Если подпись ровная, написана как бы по линейке , то в этом случае можно говорить о сдержанности, самоконтроле, рассудочности. В этом случае следует обратить внимание на состояние нервной системы, почек и селезенки.

15. РАЗЛИЧНЫЕ ПЕТЛИ В ПОДПИСИ

Если человек скрытен и независим по характеру, то часто свою подпись он как бы заключает в круг . Меньшая степень выраженности подобных качеств характеризуется наличием в подписи меньших по величине петель .
Люди с подобными элементами в подписи стараются найти себе такую работу, на которой они были бы свободны, независимы, никому не подчинялись. Это именно о таких людях говорят: «Кошка, которая гуляет сама по себе» и «Сам себе на уме». Петельки также являются показателем упрямства, своенравия, осторожности, «зацикливания» на каких-либо идеях, проблемах.

Следует учитывать: в начале, в середине или в конце подписи встречаются петли и в соответствии с этим делать окончательные выводы. Также о скрытной натуре человека говорит и подпись, в которой буквы переходят почти в прямую линию.

16. ТОЧКА В ПОДПИСИ

Точка является положительным признаком. Ее наличие в подписи свидетельствует о дисциплинированности и склонности к завершению намеченного.

Если точка стоит в конце подписи , то это говорит о стремлении человека обязательно завершить начатое дело. Наличие точки также один из показателей исполнительности.

Стремление человека получить исчерпывающую информацию, прежде чем он приступит к осуществлению задуманного характеризуется точкой в начале подписи .

17. «НАГРУЖЕННОСТЬ» ПОДПИСИ

Чем более сложна, «нагружена » подпись, тем более отчетливо прослеживается способность человека самому создавать себе проблемы, что называется «делать из мухи слона». Часто такая подпись встречается у психостеников.

Наоборот, чем проще подпись - тем с меньшими проблемами живет человек - он стремится упростить свою жизнь.

18. ОДИНАКОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ПОДПИСИ


Одинаковые, повторяющиеся элементы
в подписи, характеризуют склонность индивидуума к большей или меньшей степени навязчивости в мыслях и действиях, трудно искоренимой привычке. В то же время, этот признак говорит и об упорстве, способности легче переносить монотонную работу.

Что касается здоровья, то следует обратить внимание на состояние нервной системы: возможны неврозы, в частности, невроз навязчивых состояний. Также может наблюдаться склонность к повышению артериального давления.

19. ЯСНОСТЬ

Если подпись ясная и можно прочитать составляющие ее буквы , то смело можно утверждать, что владелец подобной подписи не эгоистичен, так как подсознательно стремится быть понятым окружающими. Часто ясные подписи встречаются у учителей, преподава
телей. С медицинской точки зрения, люди, имеющие такую подпись, могут быть подвержены таким заболеваниям, как психостения, сахарный диабет, гипертоническая болезнь.

Если подпись неразборчивая , то это характеризует человека как эгоистичного, мало заботящегося о том, поймут его другие или нет, а также не очень аккуратного.
Такие люди могут страдать заболеваниями глаз, нервов, печени и желчного пузыря, а также язвенной болезнью желудка.

20. ИНОСТРАННЫЕ БУКВЫ В ПОДПИСИ

Если человек использует в своей подписи иностранный шрифт (имеется ввиду, что вместо кириллицы подпись сделана на латинице, арабском, иероглифами и т.д.), то это может означать, что либо он поклонник всего зарубежного (это чаще свойственно молодежи), либо желает выделиться, либо ему свойственны независимость во взглядах и суждениях.

21. ГРАФОЛОГИЧНОСТЬ ПОДПИСИ

Это означает что, индивиды, чей почерк или подпись близки к шаблону - малоинициативны, их мысли и суждения стереотипны. Людям, имеющим подобную подпись, следует обратить внимание на функцию печени, желчного пузыря и селезенки.

Чем ярче и выпуклее проявляются отличия на письме, тем более творческая личность перед нами, стремящаяся внести разнообразие в жизнь. С уверенностью можно говорить и о романтичности обладателя такой подписи. В здоровье следует обратить внимание на состояние психоэмоциональной сферы.

22. ПРОСТОТА ПОДПИСИ


Чем проще подпись , тем проще живет и думает человек. Зачастую простые бесхитростные люди вместо подписи пишут сокращенно или даже полностью фамилию, у них не хватает фантазии как-то видоизменить свою подпись, приукрасить ее. Такие люди менее эмоциональны.

Следовательно, чем витееватее подпись - тем сложнее натура человека, но и больше подверженность сердечно-сосудистым и нервно-психическим заболеваниям.

23. СКОРОСТЬ НАПИСАНИЯ

Для того, чтобы правильно сделать выводы по этому признаку, необходимо непосредственно наблюдать за моментом написания подписи. Если человек расписывается быстро, не задумываясь , то это может свидетельствовать о профессиональной привычке (например, у кассиров); являться показателем повышенной возбудимости неблагополучного холерического темперамента, состояния нервной и сердечно-сосудистой систем.
По рисунку подобная подпись схожа с подписью, характеризующейся уверенностью написания (см.критерий 7).

24. НАКЛОН БУКВ В ПОДПИСИ

Прямой наклон характеризует человека прямого, сдержанного, последовательного, имеющего самообладание, а порой и упрямого. Этот показатель также свидетельство доминирующего влияния ума.

Правонаклонная подпись говорит о сбалансированности черт характера человека, о его способности к пониманию других людей, к компромиссам. (При этом, конечно, следует учитывать и другие факторы.) Слишком наклоненные, почти лежащие буквы - явление патологическое.

Если же подпись опрокинута влево на 125° против направления движения, то это связано чаще всего с несоответствием личных естественных наклонностей и влечений человека с условиями жизни, а также указывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, а иногда - на скрытность и неискренность.

Если наклон букв в подписи разнотипен, то это связано с контрастностью, капризностью, неустойчивостью чувств, порывистостью, аффективностью, несдержанностью, разбросанностью стремлений. С такими людьми следует быть осторожными в делах и взаимоотношениях.

25. СТЕПЕНЬ ГАРМОНИЧНОСТИ ПОДПИСИ

Характеризует степень одаренности личности, развития интеллекта и культуры. Отдельные буквы в подобной подписи могут иногда казаться и некрасивыми, в них могут наблюдаться неправильности, изломы, но они образуют одно гармоничное целое .

26. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ПОДПИСЕЙ У ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ЧЕЛОВЕКА

Нередко случается, что у одного и того же человека подпись то аккуратная, то небрежная . Подобное характеризует человека с выраженным избирательным отношением к окружающим. Если для такого человека кто-то представляет интерес, то он будет стараться проявить это в подписи, пытаться показать себя с лучшей стороны, а если нет - то относиться небрежно и к своей подписи. В плане здоровья следует обратить внимание на состояние сердечно-сосудистой, нервной систем, а также на щитовидную железу, печень, желчный пузырь.

27. ИЗМЕНЕНИЕ ПОДПИСИ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ

Подпись - один из факторов, отражающих внутренний мир человека, естественно поэтому, что с изменением внутреннего состояния, ростом духовного сознания и другими переменами в жизни человека изменяется и его подпись. Если человек деградирует , то деградирует и подпись, если человек совершенствуется , то соответственно изменяется и подпись.

Подпись также может измениться и в связи с замужеством у женщины , что отражает реальные перемены, происшедшие в ее эмоциональной, социальной, личной и других сферах.

28. «ВОЗВРАТЫ» В ПОДПИСИ

Если индивид, написав какую-то часть подписи, возвращается назад какой-либо линией, или что-то еще дописывает , то это говорит о том, что владелец подобной подписи, проделав определенную работу, склонен возвращаться к ее началу, анализировать достигнутое, значит у него появляется желание привнести что-то новое, видоизменить, дополнить сделанное, то есть, наблюдается состояние неудовлетворенности, постоянное желание совершенствования.

Волнистые линии в подписи характеризуют человека гибкого, дипломатичного, способного идти на компромиссы, легко адаптироваться к различным условиям жизни. Чаще- это сангвиники, реже - флегматики. Такие люди реже жалуются на болезни.

31. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ВЫДЕРЖАННОСТЬ ПОДПИСИ


Ровность линий строки,
равномерность интервалов между буквами, однородность нажима и амплитуды надписи - признаки геометрической выдержанности подписи.

Подобная подпись характеризует собой степень волевого развития человека, его психической выдержанности, работоспособности, обдуманности поступков, устойчивости чувств, определенности и неизменности отношений как к отдельным явлениям, так и ко всему в окружающей жизни. Противоположные характеристики подписи будут свидетельствовать об обратном.

Если амплитуда увеличивается , то это говорит о том, что человек как бы постепенно развивает активность от начала к концу деятельности.

Если амплитуда подписи ровная - то это характеризует человека, у которого работоспособность сохраняется на стабильном уровне от начала и до конца деятельности, внимание устойчивое, интерес к происходящему, как в трудовой деятельности, так и в личной жизни, постоянный.

Если начало подписи крупное , а затем постепенно уменьшается или превращается в волнистую линию , то это говорит о некоторой скрытности человека, но также и об его утонченности, дипломатичности.

Симметричные элементы в подписи, например, два горизонтальных или вертикальных штриха (=, //) являются показателем устойчивого характера человека, гармоничности, сбалансированности качеств человека, способности идти на компромиссы. Люди, имеющие в подписи вышеуказанные элементы, любят надежность во всем, стремятся подстраховаться в своей деятельности. В плане здоровья таким людям следует обратить внимание на состояние мочеполового аппарата, дыхательной и нервной систем, а также на функцию селезенки.

36. ЦИФРОВЫЕ ДОБАВЛЕНИЯ В КОНЦЕ ПОДПИСИ

Наличие такого элемента как цифровое добавление говорит о мнительной, недоверчивой натуре, характеризующейся критичным умом и осторожностью. Может также свидетельствовать о склонности к нервно-психическим заболеваниям.


Top