Педагогический проект на тему: «Безопасность детей в природе. "безопасность в природе" Беседа на тему: «Как дикие

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

8. Необходима ли Вам помощь со стороны педагогов детского сада в ознакомлении с правилами безопасного поведения на природе?

9. Оказывает ли дошкольное учреждение помощь по вопросам ознакомления детей с опасностями?

Приложение 3 . Сценарий досуга для старших дошкольников "Безопасное поведение в природе"

Цели : закрепление правил безопасного поведения в природе. Расширение представления о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых растениях и грибах, насекомых. Воспитание чувства бережного отношения к природе и своему здоровью. Развитие лексико-грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных. Развитие познавательного интереса к миру природы, развитие речи в беседе, логического мышления, внимания через дидактические игры, развитие фантазии, творчества.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Предметы: рюкзак, предметы для д/и "Что возьмём с собой в поход?": коробок спичек, мешок для мусора, бутылка с водой, аптечка, лейкопластырь, ватные палочки, рогатка, топор, зажигалка.

Для аппликации: клей ПВА, кисточки по количеству детей, салфетки, полуватман, природный материал (листочки), медали "Юный друг природы".

Звучит музыка. Дети становятся в круг, приветствуют друг друга.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем" Приготовьте ладони и на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.

Здравствуй, солнце золотое (касаются большие пальцы друг друга)

Здравствуй, небо голубое (касаются указательные пальцы)

Здравствуй, вольный ветерок (касаются средние пальцы)

Здравствуй, синий ручеёк (касаются безымянные пальцы).

Мы живём в одном краю, всех я вас приветствую! (касаются мизинцы и ладони раскрываются).

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои лучезарные улыбки и нашим гостям, чтобы у них было хорошее настроение.

Ребята, а в каком краю мы живём?

В Сибири. А Сибирь богата лесами, полями, реками и озёрами. А что такое лес? (Растёт много деревьев, растений, грибов, ягод, и в нём живут животные).

А зачем люди ходят в лес? (Отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать ягоды и грибы.)

А для чего нужен свежий воздух? (Чтобы не болеть.)

Сегодня вы также узнаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу, на природе.

Научимся оберегать себя в разных опасных ситуациях. Дети, а как вы понимаете слово безопасность? (Безопасность-это когда ведёшь себя так, чтобы не случилось беды, неприятности.) Вот и мы сейчас отправимся в лес на прогулку. Нам нужно взять всё необходимое, что может пригодиться.

Д/И "Что возьмём с собой в поход?" (рюкзак, аптечка, зажигалка, спички, рогатка, топор, детская косметика).

Дети одеты: длинные брюки, рубашка, кофта с длинным рукавом, головной убор, открытые места смазать средством, отпугивающим насекомых.

Мы всё сложили в рюкзак и поехали на электричке. Друг за другом (чух-чух-чух).

Воспитатель: Станция ЛЕСНАЯ! Я предлагаю вам выйти и сесть на пенёчки.

Ребята, а в лесу не только много интересного, но и сказочного. В лесу живёт старичок Лесовичок, но он от нас прячется. Чтобы старичок Лесовичок вас не боялся, надо показать ему, что вы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с ним на лесном языке. Я скажу слово, а вы добавьте к нему слово "лесной".

Воспитатель: Гриб какой? (лесной). (Дорога, ягоды, тропинка, воздух, листочек, дерево, запахи).

Давайте его позовём! (с разной интонацией: шёпотом, погромче, совсем громко).

Старичок - Лесовичок, выйди к нам!

Выходит с корзинкой, в которой грибы, ягоды.

Здравствуйте, ребята!

Я весёлый старичок,

Старичок-Лесовичок,

Я люблю гулять по лесу

Знаю лес и лес люблю

В гости вас к себе зову!

Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы будем говорить дальше.

Под сосною у дорожки

Кто сидит среди травы,

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть-нет головы.

Слайды со съедобными грибами, немного информации.

Дети, а все ли грибы съедобные? (Ответы детей.)

Правильно, не все грибы съедобные, есть грибы, которые собирать нельзя! В несъедобных грибах есть яд. Если человек их ест, может возникнуть отравление. В этом случае, необходимо сразу обратиться к врачу.

Слайды с несъедобными грибами

А чем они отличаются, съедобные и несъедобные грибы? (Ответы детей.)

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

А сейчас мы отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём

Вверх на солнышко посмотрим

А затем похлопаем,

Ногами мы потопаем,

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали.

1, 2, 3, 4, 5 мы пойдём гулять!

Лесовичок: Природа таит в себе ещё много опасностей, в лесу, в котором вы не раз бывали со взрослыми, множество опасностей. Как вы думаете, что это за опасности? (Ответы детей.)

Лесовичок: Вспомните, в каких сказках герои заблудились в лесу? Как они находили дорогу? Как нужно было поступить в этой ситуации? (Ответы детей.)

Лесовичок: Иногда приходится вызывать спасателей МЧС. Кто знает номер телефона? (01).

А сейчас мы вместе погуляем по тропинкам и дорожкам! А почему нельзя ходить по траве? (Ответы детей.) В траве много насекомых, которых вы можете потревожить. Насекомые могут на вас напасть и покусать.

Слайды опасных насекомых

Игра " Назови опасных насекомых "

Ой, ребята, что-то стало очень душно, влажно, подул сильный порывистый ветер. Неужели это начинается гроза? Даже насекомые спрятались.

Слайды о грозе

Что опаснее, гром или молния? (Ответы детей.) Как нужно вести себя, если гроза застала вас на природе? Можно ли использовать зонт в грозу? (Ответы детей.)

Вот и закончилась гроза, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте осмотрим себя, нет ли на одежде клещей? А теперь пойдём в детский сад! Садимся на электричку (чух-чух-чух).

Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте вспомним, чему нас научил Лесовичок.

Игра "Топай - хлопай"

1. Собирай в корзину только те грибы, которые ты знаешь.

2. Собирай в корзину мухоморы, ведь они такие красивые!

3. Не трогайте ядовитые растения и не берите их в рот.

4. В грозу нужно снять металлические вещи и спрятаться в овраге.

5. А может быть в грозу нужно укрыться зонтом?

Хорошо, ребята, правила безопасного поведения в лесу вы усвоили. Я предлагаю вам сделать для Лесовичка подарок. Подойдите, пожалуйста, к столу. Перед вами лежат плакат и картинки, выберите и приклейте на плакат только те картинки, которые показывают, как правильно вести себя в лесу.

Дети приклеивают и комментируют.

Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо! Сегодня посвящаем вас в "Юные друзья природы". Друг природы-человек, который любит, бережёт её и соблюдает правила безопасности. Вручаю вам медали "Юный друг природы"!

Приложение 4 . Сценарий интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" (по правилам безопасного поведения в природе) для дошкольников старшей возрастной группы )

Цель : закрепить знания детей по безопасному поведению в природе.

Задачи:

1. Закреплять знания о правильном поведении на природе во время грозы, при встрече с дикими животными, насекомыми.

2. Расширять знания о съедобных и несъедобных грибах, о ядовитых растениях.

3. Развивать речь детей.

4. Закрепить знания о пользе и вреде огня. 5. Воспитывать культуру поведения и бережного отношения к природе.

Материалы и оборудование : изображения сказочных персонажей (Баба Яга, Карабас-Барабас, Красная шапочка, Снежная королева, Карлсон, Буратино), изображения разных трав, ягод, грибов, опасных ситуаций в природе, изображения насекомых, черная коробочка, вращающийся диск со стрелкой, мультимедийное оборудование, коробок спичек.

Ход игры:

Дети сидят за столом, на котором диск со стрелкой. Вокруг диска конверты с заданиями от сказочных персонажей. Во время вращения стрелка указывает на задание.

Воспитатель: Дети, в наш детский сад пришло письмо от сказочных персонажей. Они хотят проверить вас, как вы знаете правила безопасного поведения в природе. Они уверены, что вы ничего не знаете, и они легко выиграют у вас это соревнование. А вы хотите у них выиграть? (Да.) Тогда вращаем стрелку и выбираем первое задание.

Задания в конвертах.

1. Против вас играет Баба Яга (на картинке показывается изображение Бабы Яги, стоящей под деревом во время грозы). Вопрос: Дети, скажите, пожалуйста, что неправильно я сделала и посоветуйте, как надо правильно поступить. (Во время грозы нельзя стоять под деревом, бегать, разговаривать по телефону, держать в руке металлический предмет).

(вращается диск)

Против вас играет Карлсон. (Дать детям картинки с разными ягодами и травами.) Задание: Дети, я очень люблю жевать траву, ягоды, но от некоторых у меня болит живот, посмотрите на картинки - это то, что я недавно ел. От чего у нас могли заболеть животы и что надо делать если мы не знаем съедобная трава или ягода перед нами. (Вороний глаз)

Против вас играет Красная Шапочка. Задание: Посмотрите на картинку и скажите, какое правило безопасного поведения здесь изображено. (При встрече с дикими животными надо вести себя тихо и осторожно отойти от него).

Черный ящик. Против вас играет Снежная Королева. В этот ящик она спрятала предмет и хочет, чтобы вы угадали, что же там. Задание: В ящик спрятан предмет, который поможет вам в лесу, но с другой стороны этот предмет может стать причиной большой беды.

Подсказка - загадка:

Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками, Тоненькими...

Какой предмет загадала Снежная Королева? (Спички). А как спички могут помочь в лесу? (можно разжечь костер, чтобы приготовить еду и согреться, огонь отпугивает диких животных). А какой вред может нанести огонь в лесу? (если не потушить костер, то в лесу может начаться пожар, и все звери могут остаться без жилья или погибнуть).

Против вас играет Карабас Барабас (в корзинку сложены изображения грибов). Задание: Дети, я очень вредный человек и поэтому даю вам самое коварное задание. Я собрал в лесу все грибы, которые встретились мне на пути. Я хочу, чтобы вы из корзинки выбрали только съедобные грибы.

Давайте проверим, правильно ли вы выбрали грибы, посмотрите на экран.

(На экране появляется правильный ответ). Кто может назвать эти грибы? (Подберезовик, подосиновик, белый гриб, маслята, сыроежки, волнушка). А почему подберезовик и подосиновик так называются? (Потому что растут под березой и под осиной).

Против вас играет Буратино. Задание: Посмотрите на картинки, каких насекомых вы знаете? Какие из них могут быть опасны для человека? Какие правила безопасного общения с этими насекомыми вы знаете? (Не махать руками перед осой или пчелой, не тревожить и не разорять их гнезда, использовать средства, отпугивающих насекомых).

А теперь подведение итогов. Вы, ребята справились со всеми заданиями, и становитесь победителями в нашем соревновании. Чье задание выполнить для вас было сложнее всего? А какое задание понравилось больше остальных? (Ответы) Награждение команды.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ программ и современных подходов в вопросе социального развития личности дошкольника и формирования основ безопасности жизнедеятельности. Определение уровня знаний детей по основам безопасности. Система работы, эффективность использованных методик.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2009

    Сущность психической, физической и социальной безопасности ребенка. Правила безопасного поведения детей в быту, дорожного движения пешехода и пассажира транспортного средства. Методы формирования осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2014

    Виды угроз и способы их реализации. Подразделение физической охраны персонала, цели и задачи его деятельности. Технические средства охраны и личной безопасности. Правила личной безопасности. Меры обеспечения безопасности в условиях экстремальной ситуации.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2004

    Основные понятия, сущность и определения безопасности труда. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности деятельности. Зарубежный опыт безопасности управленческого труда. Анализ формирования системы безопасности труда на примере Сургутского УФМС.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Особенности школьного курса основ безопасности жизнедеятельности в разделе "Дорожная безопасность". Поведение на дороге ребенка дошкольного возраста, младшего школьника и подростка. Мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

    дипломная работа , добавлен 27.10.2017

    Безопасность жизнедеятельности как область научных знаний, предмет и методы ее исследования. Понятие и принципы обеспечения личной безопасности. Поражающие факторы ЧС и их воздействие на организм. Безопасность в системе: "человек-общество-природа".

    шпаргалка , добавлен 05.10.2011

    Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего дошкольного возраста. Воспитание привычки ребенка к аккуратности и чистоте. Сформированность гигиенической культуры. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

    презентация , добавлен 28.05.2014

    Факторы и ситуации, оказывающие отрицательное влияние на человека. Системно-структурная модель основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как науки, её цели. Классификация и характеристика опасностей. Определение приемлемого риска и системы безопасности.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Сущность и структура системы обучения безопасности труда населения. Особенности обучения безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях и на предприятиях. Проверка знаний рабочих, руководителей и специалистов. Инструктажи по безопасности труда.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2010

    Рассмотрение требований безопасности при эксплуатации сельско-хозяйственной техники. Анализ основ экологической безопасности в сельском хозяйстве. Выявление особенностей создания оптимальных условий труда в условиях сельскохозяйственного производства.

Тема: Безопасность на природе

Цель: Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми

Ход занятия

Мы все с вами любим отдыхать на природе: в лесу, на речке, на лугу, в поле. В природе встречается много опасностей: гроза, ливень, ураган, лесные пожары.

Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом.)

По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза?

Что бывает раньше - молния или гром?

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит.

(гром и молния)

Грохочет без рук, горит без огня.

(гром и молния)

Гроза

Начинается гроза,

Потемнело в полдень,

Полетел песок в глаза,

В небе - вспышки молний.

Ветер треплет цветники

На зеленом сквере,

В дом ворвались сквозняки,

Распахнулись двери.

(А. Барто)

Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

Если гроза застала вас в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь; металлические предметы из рук выбросить. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями. Молнии реже поражают березу, чаще поражается дуб.

Пожар - самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

Дети взяли в руки спички —

Нет жилья у бедной птички.

После страшного огня

Не осталось даже пня.

Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

Все дети на свете очень любят купаться в реке. Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем, как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасного поведения на воде.

Запрещается:

Без взрослых самостоятельно входить в воду;

Прыгать в воду и подныривать;

Хватать, толкать друг друга в воде;

Звать на помощь без причины;

Заходить глубоко, если не умеешь плавать;

Заплывать далеко на надувных матрасах и камерах.

Где бы мы ни находились: в лесу, на лугу, около реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Угадайте их по описанию.

Не птица, а с крыльями,

Над цветами летает,

Медок собирает. (пчела)

Самого не видно, а песню слышно. (комар)

Модница крылатая.

Платье полосатое,

Ростом хоть и кроха,

Укусит - будет плохо. (оса)

Кто над нами вверх ногами? (муха)

Каких насекомых вы еще знаете? (ответы детей)

Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.

Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых.

Надо хранить продукты в закрытой посуде.

Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

Надо быть осторожным и внимательным на природе.

Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Если пчела укусила и осталось ее жало, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.

Встретив на пути муравья, не обижай его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

Опасное насекомое - клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.


Тема: «Азбука безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста».

Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Этот удивительный мир природы: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником и станет взрослый. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

В своей педагогической деятельности я использую различные парциальные программы и технологии: Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста», К.Ю.Белая, В.Н.Зимонина «Как обеспечить безопасность докольников», Попова Т.И. «Мир вокруг нас» и др.

Среди основных тематических разделов работы по формированию ОБЖ дошкольников большое внимание уделяю блоку «Ребенок и природа» - мы с дошкольниками его назвали .

Цель работы по данной теме – познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в природе; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Основные направления работы этого блока:


  1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления)

  2. Охрана природы

  3. Съедобные и несъедобные грибы

  4. Лекарственные и ядовитые растения

  5. Контакты с насекомыми, животными

Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины мира, о человека, как части природы, рассказывать, что к природным опасностям относятся стихийные явления, которые представляют непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей. Некоторые природные опасности нарушают или затрудняют нормальное функционирование систем и органов человека.

Многочисленные факторы нарушения равновесия в природе связаны с деятельностью человека. Следует знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объяснять, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Формирование у дошкольников ответственного и бережного отношения к природе следует сочетать с ознакомлением с опасными растениями, развитию умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы.

Необходимо рассказывать детям об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными, формировать представления о правилах поведения при встрече с ними.

Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:


  • беседы: как избежать неприятностей в лесу, на речке и др;

  • различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;

  • тренингов: «Я потерялся», «Мы нашли грибы» и пр;

  • разбора проблемных ситуаций

С целью создания условий для ознакомления детей с основами безопасности в природе особое внимание было уделено организации предметно-развивающей среде в группе. Был создан уголок безопасности, который содержит материалы: тематические альбомы «Лекарственные растения Самарской области», «Ядовитые растения», «Грибы», «Домашние животные», «Насекомые»; плакат «Правила безопасности в природе», «Стихийные бедствия; план-схема микрорайона, в котором находится д\сад, с отметкой опасных участков; дидактические игры «Опасно - не опасно», «Четвертый - лишний»; развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Лото туриста»; художественная и познавательная литература; фотоальбомы и иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Работа по формированию ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:


  • специально организованную деятельность детей – непосредственно образовательную деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных условиях в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

  • совместную деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, проигрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные ранее.
Развитие представлений дошкольников об основах безопасности проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности», каждое последующая образовательная деятельность опирается на знания и опыт детей.

Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод о том, что форма интегрированных занятий очень результативна. У детей возникает желание заниматься разными, не похожими друг на друга видами деятельности, пробовать себя в разных ее видах: изобразительной, речевой, двигательной. На таких занятиях достигается главное – дети не только знают на практике основные правила безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

Для благополучия ребенка очень важно выбрать четкую линию сотрудничества педагогов ДОУ и родителей. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Блок «Азбука безопасности в природе»


«Взаимосвязь и взаимодействие в природе»



Тема

Цели

Работа с родителями

1.

10.


Человек – часть природы

Земля - наш общий дом

Осторожно - лед!

Осторожно – сосульки!

Стихийное бедствие – землетрясение

Стихийное бедствие – наводнение

^ Возле речки, на реке летом

Правила поведения во время грозы

Что нужно знать о буре и урагане

Осторожно, солнце!


Формировать представления о том, что только в условиях хорошей пищи, чистой воды и воздуха, доброжелательного отношения людей человек может хорошо себя чувствовать, не болеть, быть бодрым и жизнерадостным.

Расширять представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком.

Формировать элементарные представления о гололеде; воспитывать стремление помочь людям, попавшим в беду; учить соблюдать правила безопасности на льду.

Дать детям знания об опасности, которые могут представлять сосульки

Знакомить детей со стихийным бедствием – землетрясением и его последствиями

Знакомить детей со стихийным бедствием – наводнением, причиной его возникновения и его последствиями

Формировать представления о правилах безопасного поведения возле воды и на воде; о причинах несчастных случаев на воде; формировать знания о действиях в случае опасности на воде.

Знакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Закрепить знания детей о явлениях природы, знакомить с правилами поведения во время бури и сильного ветра (урагана).

Знакомить детей с правилами безопасного поведения летом под открытым солнцем, дать первичные представления о солнечном и тепловом ударе.


Организация акции «Самый чистый участок детского сада»

Встреча с работниками городского МЧС

Викторина «Общение с природой –прекрасно или опасно?»

Совместное оформление стенгазеты «Опасность в природе»

Семейный клуб «Как провести лето с ребенком»

Консультация «Что нужно знать об ожогах, солнечном и тепловом ударе»

«Охрана природы»


1.

Вода- это жизнь!

Будем беречь и охранять природу

Жалобная книга природы


Познакомить детей со значением воды в жизни растений, животных и человека ; дать элементарные знания о проблемах загрязнения водоемов, о водоочистительных сооружениях.

Развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению; продолжать формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять; воспитывать ответственное отношение к природе.

Формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.


Фотовыставка «Вода в разных состояниях»

Составление альбома «Самые красивые места на нашей планете»

Оформление брошюры «Если ты пошел в поход, не забудь…»

«Лекарственные и ядовитые растения»


1.

4.


Съедобные и несъедобные грибы

Не собирай незнакомые грибы!

Проект «Лекарственные растения Самарской области»

Осторожно, ядовито!


Учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки).

Дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут оказаться опасными для человека.

Познакомить детей с лекарственными растениями родного края, дать знания о простейших способах их использования для лечения.

Учить внимательно относиться к растениям в природе, познакомить с ядовитыми растениями; учить узнавать их; дать знания о том, что ядами этих растений можно отравиться.


Оформление коллажа «В осеннем лесу»

Оформление памятки «Что делать при отравлении грибами»

Сбор гербария «Лекарственные растения Самарской области», составление картотеки лекарственных и ядовитых растений

Папка-передвижка «Растения могут быть опасными»

«Контакты с насекомыми и животными»


1.

Кошка и собака – наши соседи

Как вести себя с домашними животными в деревне (коза, овца, корова, лошадь).

Берегись насекомых!


Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться.

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными.

Формировать у детей представления о насекомых, дать детям знания о правилах поведения при встрече с ними.


Оформление памятки «Как вести себя при встрече с животными»

Создание коллажа «Наши четвероногие друзья»

Оформление памятки «Первая помощь при укусе насекомых»

Воспитание безопасности человека – непрерывный, систематический, последовательный процесс, начинающийся в раннем возрасте. Во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, чтобы шел процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.

Литература:


  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – «Детство-Пресс», 2004

  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А., Куцакова Л.В.,Мерзлякова С.И., Сахарова В.Н., Как обеспечить безопасность докольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 2001

  3. Бондаренко А.К., Словесные игры в детском саду»: Пособие для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1977

  4. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду: Книга ля воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1991

  5. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: Пособие для учителя начальных классов. – М., Просвещение, 1985

  6. Иванова И.В. Что растет вокруг тебя: Определитель растений. – М., Учпедгиз, 1962

  7. Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М., Просвещение, 1986

  8. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Из опыта работы. – М., Просвещение, 1982

  9. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Пособие для воспитателей и учителей. – Минск, Асар, 1999

  10. Смирнова В.В. и др. Тропинка в природу: Экологическое образование в детском саду. – С.-П., Союз. 2003

  11. Танасийчук В.В гостях у насекомых: Рассказы. – М., Детская литература, 1970

  12. Смирнова А.Д. Ядовитые растения. –Волго-Вятское книжное изд.,1968

  13. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей: Развивающие сказки для детей. – изд. Прометей, 2002

  14. Турчина Г.П. и др. Окно в мир: Экологический атлас. – М.,Лазурь, 1995

  15. Седлецкая Е.А. Цветок: Экологическая библиотека. – М., 1997

  16. Карпенко М.Т. Сборник загадок. - М, Просвещение, 1988

  17. Веретенникова С.А., Клыков А.А. Четыре времени года: Книга для воспитателя детского сада. – М., Учпедгиз, 1960
20. «Я познаю мир»: Медицинская детская энциклопедия, М., АСТ,1996.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы. Цель: разработать и внедрить систему работы с детьми по формированию основ безопасности в природе у дошкольников старшего возраста. Заложить в каждом ребенке элементарные основы безопасности жизнедеятельности, потребность в их применении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« От того как прошло детство, кто вел

Ребенка за руку в детские годы, что вошло

в его разум и сердце из окружающего мира -

от этого в решающей степени зависит,

каким человеком станет сегодняшний малыш ».

В.А.Сухомлинский

Педагогический проект

Тема: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе».

I.Тип проекта:

1.По доминирующей деятельности: познавательный.

2.По времени: продолжительный.

3.По характеру: в рамках ДОУ с детьми старшего возраста и родителями.

4.Участники проекта: дети старшего возраста, педагоги, родители.

II. Актуальность.

Проблема безопасности жизни деятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и других катастроф ежегодно погибает более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий - первостепенная задача нашей страны.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», понятно, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан-дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Ведь ребенок при неумелом поведении может нанести вред своему здоровью, а за воротами детского сада воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения детей основам безопасного поведения в природе.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не усвоенные знания, но и умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Достигнув старшего дошкольного возраста, дети характеризуются любознательностью; у них продолжают развиваться навыки общения, что является основой словесно-логического мышления, навыки рассуждения. Игровые действия становятся более сложными, ребенок поддерживает свою сюжетную линию.

Поэтому, тема проекта: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе».

III. Цель проекта

Разработать и внедрить систему работы с детьми по формированию основ безопасности в природе у дошкольников старшего возраста. Заложить в каждом ребенке элементарные основы безопасности жизнедеятельности, потребность в их применении.

IV. Задачи

Проектной деятельности:

  • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение родителей к формированию потребности у детей соблюдения элементарных основ безопасного поведения в природе.
  • Способствовать общему развитию детей на основе формирования элементарных основ безопасности жизнедеятельности.
  • Воспитывать уважительное, бережное отношение к людям, к окружающему миру.

В работе с детьми:

Цель : формирования основ жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

  • формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
  • приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
  • формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
  • формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
  • воспитывать бережное и ответственное отношение к окружающему миру, чувства взаимопомощи и товарищества.

Принципы реализации задач:

Системность и последовательность,

Доступность,

Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.),

Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал),

Динамичность (интеграция задач в разных видах деятельности),

Психологическая комфортность.

  1. Предполагаемый результат

Организационный

  • Разработка системы работы с детьми стар шего дошкольного возраста по формированию элементарных основ безопасного поведения в природе. Создание и подбор необходимых методов и приемов работы по данной теме.
  • Составление перспективного плана работы с детьми, через организацию НОД (занятий) и совместную деятельность в интеграционном процессе образовательных областей.
  • Создание банка разработанных «занятий» и других форм организации работы, отраженных в перспективном плане.
  • Вовлечение родителей в решение важной проблемы: воспитание безопасности (правила безопасного поведения, здоровый образ жизни) у детей.

Эффективность для детей:

  • Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья.
  • Формирование безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, по необходимости - действовать.
  • Формирование грамотного поведения в природе.
  • Формирование привычки управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
  • Развитие основ экологической культуры, ответственное и бережное отношение к природе.
  • Развитие чувства взаимопомощи и товарищества.
  • Предполагаемым результатом является диагностика, в ходе которой определяется рост уровня развития, элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.

Эффективность для родителей:

  • Высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ, с целью воспитания детей не только в детском саду, но и дома.
  • Положительная оценка деятельности ДОУ, воспитателей и специалистов со стороны родителей.
  • Привлечение родителей к использованию положительных форм семейного воспитания по воспитанию основ безопасного поведения детей в природе.

Эффективность для воспитателя:

  • Повышение профессионального мастерства.
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация и моральное удовлетворение.
  1. Методы проекта
  • Формирование элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.
  • Организация практического опыта поведения.
  • Стимулирование.
  • Мониторинг.
  1. Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ «Детский сад №79 комбинированного вида» г. Саранска, под руководством старшего воспитателя Мироновой Татьяны Михайловны совместно с воспитателем Карпуниной Надеждой Ивановной:

  • С детьми старшего дошкольного возраста – в различных видах деятельности, по всем образовательным областям (материал по каждому блоку включается в модуль тематическо-перспективного планирования ДОУ на месяц).
  • С родителями – в совместной деятельности.

IX. Этапы управления проектом

Подготовительный этап.

Цель: Разработать систему по формированию основ безопасного поведения дошкольников в природе .

Задачи:

  1. Подбор и изучение литературы.
  2. Определение задач в работе с детьми.
  3. Подбор диагностического материала. Мониторинг.
  4. Организация развивающей среды и подбор дидактического материала.
  5. Составление перспективного плана с учетом всех образовательных областей.
  6. Подбор методов и приемов по реализации содержания.

Основной этап.

Цель: Апробировать проект, выявить положительный опыт и проблемы, внести коррективы.

Задачи: (Деятельность в соответствии с перспективным и календарным планированием).

  1. Разработать тактику и стратегию внедрения проекта.
  2. Апробировать методы, приемы, формы организации, отобранные для проекта.
  3. Дополнять развивающую среду по мере необходимости.
  4. Провести мониторинг с целью выявления положительного опыта и путей решения проблемных вопросов.
  5. Внести коррективы по мере необходимости.

Итогово-диагностический этап .

Цель: Проанализировать результативность проекта и дать анализ работы по нему.

Задачи:

  1. Проанализировать реализацию проекта с детьми и родителями.
  2. Систематизировать данные мониторинга по реализации проекта.
  3. Систематизировать полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта.

X. Описание работы по проекту

1.Диагностические методики

  • Диагностика «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора; ознакомление с природой», автор составитель Ю.А. Афонькина.
  • «ОБЖ для дошкольников», автор Гарнышева Т.П.

Диагностический метод

Основная направленность

Исходные данные

Беседы: как избежать неприятности на улице, в лесу и др.

Тренинги: «Я потерялся…», «Незнакомое растение», «В лесу » и др.

Разбор проблемных ситуаций: «Какую ошибку совершила Красная Шапочка?», «Что ты будешь делать, если увидишь мухомор?» и др.

Сюжетно-ролевые игры.

Дидактические игры.

Конкурсы детского рассказа.

Занятия.

Интегрированные занятия.

КВН.

Проекты.

Выявление знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков.

Организация и

Дидактические игры

«Вредно - полезно»,

«Разрешается - запрещается»

Выявление уровня знаний, умений, навыков.

Организация и

Анализ педагогического процесса.

2.Методическое обеспечение проекта

Комплексная программа ДОУ

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., - СПб. : ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.

Методические пособия

«Предметно-пространственная развивающая среда»

Н.В.Нищева

«Эксперементальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева,

А.Е.Чистякова.

Педагогические технологии

Эксперементирование

Моделирование

Проектирование

Планирование

Тематическое

Перспективное

Конспекты занятий

  1. Развивающая среда

Цель: создание условий для познания ребенком элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе. Создание обогащенной предметно-развивающей среды в группе рассматривается не только" как условие, но и главным образом - как метод воспитания - ибо эта деятельность является непрерывной, педагогически обусловленной и совместной с детьми.

В группе оформлен «Центр безопасного поведения в природе» , где имеются:

Плакаты по ОБЖ в природе;

Памятки «Безопасное поведение на льду», «Ядовитые растения», «Безопасность глазами детей» и др.;

Художественную литературу: В. Семерин «Запрещается-разрешается», Г.Ш. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных детей» и др.

Дидактические игры: «Мамы всякие нужны», «Кто где живет?», «Кто действует правильно?», «Что где растет?» и др.;

Настольно-печатные игры: «Путешествие в лесу», «Ралли по пустыне», «Морское путешествие» и др.;

Фотоальбомы,

Совместные проекты детей и родителей на заданные темы;

Этапы работы с детьми:

1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть практическими действиями.

Формы организации детей:

Специально организованная деятельность детей – занятия, экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в природе, устанавливают причинно-следственные связи;

Совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания;

Самостоятельная деятельность детей – игры, рассматривание иллюстраций и т.д.

Наиболее эффективная форма организации, метод и прием - игра

Составляющие содержания – Темы разделов:

  • Формирование навыков экологически безопасного поведения дошкольников в природе.
  • Ядовитые растения.
  • Игры-тренинги на развитие навыков безопасного поведения в природе у детей дошкольного возраста.
  • Правила поведения и безопасности детей на льду в зимне-весенний период.
  • Ядовитые грибы.
  • Путешествие в лесу.
  • Меры безопасности на воде летом.
  • Укусы насекомых и змей.
  • Солнечный удар и ожог.

Комплексный подход в воспитании, обучении и развития детей помогает реализовать программные цели и задачи таким образом, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира, что позволяет заложить основы мотивированного обучения.

6. Взаимодействие с семьей

Цель : Объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Задачи:

Систематизировать работу над совершенствованием компетентности родителей по вопросам основ безопасного поведения дошкольников в природе и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

Создать совместно с родителями оптимальные условия, обеспечивающие эффективность и результативность работы по данной теме.

Сотрудничество с семьей:

Направление

Цели

Формы общения

Информационно-аналитические

Познавательное

Наглядно-информационное

Досуговое

Выявление интересов,

Потребностей,

запросов родителей,

Уровня их

педагогической грамотности.

Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей.

Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.

Проведение опросов, анкетирование.

Родительские собрания, семинары-практикумы.

Организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки,

разработка памяток.

Совместное проведение досугов, праздников, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

XI. Описание мониторинга

Тема: «Основы безопасного поведения дошкольников в природе ».

Цель : Выявить уровень развития у детей элементарных основ безопасного поведения дошкольников в природе.

Критерии:

Овладение знаниями о правилах безопасного поведения в природе, об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Формирование предпосылок экологического сознания.

Уровни развития заданных критериев:

В (высокий) – знает все, в соответствии с программой; развиты интегративные качества. Все критерии проявляются как в совместной, так и самостоятельной деятельности.

С (средний) – знает все в соответствии с программой; развиты интегративные качества (но не всегда устойчивые). Все критерии проявляются, но иногда требуется помощь взрослого.

Н (низкий) – знания, представления, побуждения не проявляет; выполняет в общей с взрослым деятельности не всегда или не выполняет.

Обследование детей по данной теме проводилось на основе методик представленных выше в таблице – диагностические методики.

Вывод: Результаты диагностики показали, что у детей сформированы элементарные представления о целостной картины мира, развиты интегративные качества, усвоение программы по образовательным областям составляет – 85%.

Результаты диагностики представлены в таблице.

Диагностика уровней развития элементарных основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Уровни развития

2014-2015

Начало года

Конец года

Высокий

Средний

Низкий

Вывод: Виден рост уровня развития основ безопасного поведения дошкольников в природе у детей. Рост уровня развития составляет:

  • Высокий – 35%
  • Низкий. – 20

XII. Конечный результат.

В детском саду создана и внедрена система работы

Цель: учить с детьми нормы и правила поведения на природе.

Задачи:

  1. и творчеству.
  2. Вызвать у детей желание помогать в природоохранном процессе: беречь родную природу, реагировать на поведение окружающих относительно природы, рассказывать о своих действиях по охране природы.
  3. Развивать навыки бережного отношения к природе, как к своему здоровью.
  4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе родного края.

Материал: схемы-рисунки правил поведения на природе, запись звуков природы, белая бумага, карандаши.

Ход занятия

В гости к детям пришел Лесовичок. Он очень взволнован потому, что в лесу где он живет, побывали дети.

Они сорвали цветы, побросали их, потоптали грибы – мухоморы, разрушили муравейники, и шумели так, что все птички повылетали из леса.

Они очень навредили природе. Этот вред очень велик. Лесовичок говорит, что растения, букашки, зверюшки, птички, могут исчезнуть навсегда. А без них наша с вами жизнь невозможна.

Люди не смогут слушать птичье пение. Все это потому, что некоторые дети, а может и взрослые не знают правила поведения на природе.

Лесовичок предлагает посмотреть знаки-рисунки. А вы мне поможете догадаться, о чем они напоминают? (Просмотр знаков-символов. Обсуждение)

Нельзя забирать животных с постоянного места жительства.

Нельзя ломать веточки на деревьях.

Нельзя разрушать птичьи гнезда.

Нельзя резать на коре деревьев.

Нельзя громко включать музыку.

Не разбрасывать мусор.

Не ломать веточки на деревьях и кустах.

Не топтать пресмыкающихся.

Не топтать грибы.

Не разрушать муравейники.

Не обрывать паутину.

Не разрушать птичьи гнезда.

Не ловить бабочек.

Не оставлять мусор.

Не ловить птиц.

Не рвать цветы.

Не жечь костры.

– Дети, а теперь подумайте и скажите, что сделали бы вы для того, чтобы вернуть птиц в лес Лесовичка. (Ответы детей.)

А сейчас, я предлагаю нарисовать рисунки на тему: «Что я сделаю для того, чтобы вокруг было всем хорошо и красиво ».

(Дети под запись звуков природы рисуют)


Top