Причины возникновения аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение у подростков

Аддиктивное поведение (от англ. addiction -- пагубная привычка, порочная склонность) -- «одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности». Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности. Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды.

Особую актуальность в последнее время приобретают вопросы здорового образа жизни молодежи. В последние десятилетия особенно остро встала проблема аддиктивного поведения молодежи, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них.

Отсутствие специальных знаний и навыков здорового образа жизни, а также своевременных социально адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения - родителей, педагогов - не позволяет им оказывать результативное воспитательное действие, психологическую и социальную поддержку.

Стремительный рост количества детей и подростков с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной психолого-педагогической литературе.

К исследованию проблемы предупреждения и преодоления употребления психоактивных веществ сегодня подключились специалисты целого ряда наук и социальных практик. Разработаны определенные теоретические предпосылки для построения социальных и педагогических проектов профилактики аддиктивного поведения, в том числе и в молодежной среде.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные, могут стать основой для дальнейшего изучения аддиктивного поведения, могут оказаться полезными результаты первичной профилактики, разработку программы которой мы предпримем в нашем исследовании.

Целью нашего исследования является: выявить склонность к аддиктивному поведению у молодежи, составить программу по профилактике употребления психоактивных веществ.

Объектом исследования является аддиктивное поведение молодежи.

Причины аддиктивного поведения

Дезадаптивированность семьи: Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает «нарушение взаимодействия индивидуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях (в данном случае в семье) своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям». Невозможность осуществления позитивной социальной роли вынуждает подростка искать обходные пути для реализации своей потребности в развитии.

Личностные и возрастные особенности ребенка: Провоцирующими факторами отклоняющегося, аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста. К этим факторам необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: увлечения (хобби), и формирующимися сексуальным влечениям.

Школьная дезадаптация;

Воздействие асоциальной неформальной среды (внушаемость, подражание, любопытство);

Причины социально-экономического и демографического характера.

Предметом нашего исследования является особенности аддиктивного поведения у молодежи в образовательной среде.

Методы исследования.

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:

1. "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (А.Е. Личко, И.Ю. Лавкай)
ФИО_______________________
Возраст______

«Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков"

Инструкция: На предложенные пять вопросов просим Вас ответить в форме "да" или "нет". Ваши ответы необходимы для выявления возрастных тенденций, связанных с употреблением алкоголя в нашем регионе.

Опросник RAFFT

1. Выпиваете ли Вы или употребляете наркотики для того, чтобы расслабиться, почувствовать себя лучше или вписаться в компанию?____

2. Вы когда-нибудь выпивали или употребляли наркотики, находясь в одиночестве?_____

3. Употребляете ли Вы или кто-нибудь из Ваших близких друзей алкоголь или наркотики?_______

4. Имеет ли кто-нибудь из Ваших близких родственников проблемы, связанные с употреблением алкоголя или наркотиков?____

5. Случались ли у Вас неприятности из-за употребления наркотических средств?_____

Тест "Экспресс-диагностика химической зависимости у подростков" (опросник RAFFT) предназначен для выявления употреблением алкоголя и наркотиков, склонности к химической зависимости в подростковой среде.

Оценка результатов теста (опросник RAFFT): положительные ответы на 1-й, 2-й и 5-й вопросы оцениваются в 1 балл каждый, а на 3-й, 4-й - в 0,5 балла. Хотя бы один положительный ответ указывает на склонность к зависимому поведению. Если в сумме набирается 2 и более баллов, то имеется серьезное подозрение на наличие у подростка химической зависимости.

2. Игра «Волшебные ладошки». Знакомство с личностными особенностями. Целостная структура личности. Личность и характер.

Цель: Закрепление мотивации на участие в программе. Знакомство с особенностями собственной личности. Осознание целостности и многогранности личности.

Начало работы. Продолжительность 10 минут.

Цель: Введение в тему занятия.

Метод: "Волшебные ладошки"

Инструкция участникам: понятие характер.

Упражнение - "Волшебные ладошки"

Каждому участнику раздается по два листка бумаги. Он пишет свое имя, затем на одном листе обводит карандашом свою левую ладошку, на другом - правую ладошку. На каждом пальце левой ладошки предлагается написать все положительные качества, на правой - все отрицательные. Затем рисунки пускаются по кругу, и каждый может между пальчиков дописать другие качества автора рисунка.

С одной стороны, данная техника дает возможность осознать свою индивидуальность и неповторимость своей личности, с другой - показывает, что у каждого можно найти такие же черты и особенности, которые есть у других людей.

3. Анкета
идентификации компьютерной игровой зависимости
(геймер-аддитивность)


Верны ли эти утверждения?

1. Вы заранее думаете об компьютерных играх, часто вспоминаете предыдущие этапы игры, предвкушаете последующие?


2. Вы постоянно ощущаете недостаток времени, проведенного за компьютерными играми, постоянно хочется играть подольше?
3. Вам приходилось просить учителей, руководителей или родителей заменить хотя бы часть занятий компьютерными играми.
4. Вы чувствуете, что Вам не всегда удается сразу же прекратить игру.
5. Вы чувствуете себя раздраженным или усталым, если долго не играете на компьютере.
6. Обычно Вы занимаетесь компьютерными играми больше, чем планировали.
7. Были случаи, когда Вы шли на риск создать неприятности в учебе или личной жизни из-за компьютерной игры.
8. Вам приходилось обманывать родителей, педагогов, врачей или других людей, чтобы скрыть свое увлечение компьютерными играми.
9. Вам приходилось срочно закрывать окно с компьютерной игрой, когда подходили родители, учителя, друзья.
10. Считаю, что лучшие игры это 3D-экшин (Doom, Quake, Cont.Str., St.Trek Voyager и т.п.)
11. Считаю, что именно те, кто не играет в 3D-экшин и прочие такого рода игры - Ламеры.
12. У Вас дома более 3-х дисков с играми 3D-экшин, которые вы часто используете.
13. Вы не раз использовали компьютерные игры для ухода от проблем реальной жизни.
14. Вам приходилось садиться за компьютерную игру чтобы исправить себе настроение (например, чувство вины, беспомощности, раздраженности) или просто чтобы успокоиться.

Сколько утверждений здесь справедливы для Вас?

Интерпретация результатов:
Если испытуемый ответил утвердительно более чем на 5 вопросов высокий уровень игровой зависимости, игровая зависимость как свершившийся факт.

Утвердительный ответ на 3 и более вопроса средний уровень зависимости, проблема актуальна.

Если испытуемый дал3 и менее утвердительных ответа – результат низкий.

Конец формы

Формы и содержание химических аддикций


Формы химических аддикций

Основные проявления

1. Алкоголизм

Под алкоголизмом понимают «хроническую болезнь, развивающуюся вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками».

Социальные проявления алкоголизма:- Изменение круга общения. - Неинтересно и ненужно общество. - Отношения «ты мне - я тебе», манипуляции, обман. - Изоляция. - Потеря социальных навыков. - Окружающий мир воспринимается враждебно. - Потеря друзей, доверия. - Разрушение отношений в семье. - Потеря работы, учебы. - Преступления.- Психологический аспект алкогольной зависимости: «Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или неодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу».



2. Табакокурение

Табакокурение -- «это хроническая интоксикация организма». Никотин, содержащийся в табаке, относится к классу наркотических соединений. Он не вызывает состояния эйфории, свойственного другим наркотическим веществам, но способность оказывать физическое и психическое привыкание у него такая же, как и у других наркотиков. Никотин вызывает аддиктивное поведение с явлениями физической зависимости. Физическая зависимость -- «состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими и психическими расстройствами».

3. Наркомания

Наркомания -- «болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения».

Проявления наркомании на психологическом уровне:

Коридорное мышление - у человека отсутствуют различные варианты выбора в принятии решения, есть только один вариант - употреблять

Избирательная память - запоминается только приятное, неприятные события «загоняются» глубоко в подсознание. - Эмоциональные качели - от эмоциональной холодности к сильным переживаниям

Тяга или одержимое желание употреблять наркотики.

Нарушения памяти.

Душевные страдания при отсутствии наркотика.

Человек отрицает проблемы, связанные с употреблением наркотиков, отрицает саму болезнь.

Нарушается причинно следственная связь событий и поступков.

Отсутствует способность адекватно воспринимать реальный мир.

Тотальная ложь,даже самому себе, даже там, где проще сказать правду.


4. Токсикомания

Токсикомания -- «заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков. Психоактивные токсические вещества обладают теми же свойствами, что и наркотик (вызывают привлекательное психическое состояние и зависимость)». Среди средств, вызывающих токсикоманию, большое место занимают психотропные (антидепрессанты, транквилизаторы, антипаркинсонические) препараты. В результате длительного приема транквилизаторов возрастает толерантность, при отмене препаратов появляются явления абстиненции, тремор рук, потливость, бессонница, чувство страха. Антипаркинсонические препараты, применяемые при поражении экстрапирамидной системы, дают эйфоризирующий, опьяняющий и галлюциногенный эффекты.

Формы и содержание нехимических аддикций


Формы

Проявления

1. Компьютерная аддикция

- Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.

Невозможность остановиться.

Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.

Пренебрежение семьей и друзьями.

Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.

Ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности.

Проблемы с работой или учебой.


2. Азартные игры

Гемблинг (патологическая склонность к азартным играм) «заключается в частых повторных эпизодах участия в азартных играх, что доминирует в жизни субъекта и ведет к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей, не уделяется должного внимания обязанностям в этой сфере».

Проявления:

1. Постоянная вовлеченность, увеличение времени, проводимого в ситуации игры.

2. Изменение круга интересов, вытеснение прежних мотиваций игровой, постоянные мысли об игре, преобладание и воображении ситуаций, связанных с игровыми комбинациями.

3. «Потеря контроля», выражающаяся в неспособности прекратить игру как после большого выигрыша, так и после постоянных проигрышей.

4. Состояния психологического дискомфорта, раздражения, беспокойства, развивающиеся через сравнительно короткие промежутки времени после очередного участия в игре, с труднопреодолимым желанием снова приступить к игре. Такие состояния по ряду признаков напоминают состояния абстиненции у наркоманов, они сопровождаются головной болью, нарушением сна, беспокойством, сниженным настроением, нарушением концентрации внимания.

5. Характерно постепенное увеличение частоты участия в игре, стремление ко все более высокому риску.

6. Периодически возникающие состояния напряжения, сопровождающиеся игровым «драйвом», все преодолевающим стремлением найти возможность участия в азартной игре.

7. Быстро нарастающее снижение способности сопротивляться соблазну. Это выражается в том, что, решив раз и навсегда «завязать», при малейшей провокации (встреча со старыми знакомыми, разговор на тему игры, наличие рядом игорного заведения и т. д.) гемблинг возобновляется.


3. Любовные аддикции

Любовная аддикция -- это «аддикция отношений с фиксацией на другом человеке».

Проявления:

Непропорционально много времени и внимания уделяется человеку, на которого направлена аддикция. Мысли о «любимом» доминируют в сознании, становясь сверхценной идеей. Процесс носит в себе черты навязчивости, сочетаясь с насильственностью, от которой чрезвычайно трудно освободиться.

Аддикт находится во власти переживания нереальных ожиданий в отношении другого человека, находящегося в системе этих отношений, без критики к своему состоянию.

Любовный аддикт забывает о себе, перестает заботиться о себе и думать о своих потребностях вне аддиктивных отношений. Это распространяется и на отношение к родным и близким.


4. Сексуальные аддикции

Признаками сексуальной аддикции являются:

Повторяющаяся потеря контроля над своим сексуальным поведением;

Продолжение такого сексуального поведения, несмотря на вредные последствия.


5. Работоголизм

Проявления:

Стремление к постоянному успеху и одобрению со стороны окружающих;

Фиксации мыслей на работе;

Отчуждение от семьи, друзей;

Ригидное мышление.


6. Аддикции к еде

- повышенная нервозность перед приемами пищи;

Чрезмерное внимание к собственному телосложению;

Зависимость к определенным пищевым продуктам.

7. Религиозное деструктивное поведение

(фанатизм, вовлеченность в секту).


У аддиктивной личности появляется "двойная жизнь", состоящая из прежней "нормальной" жизни и жизни с аддиктивными реализациями. Аддиктивная реализация многими понимается упрощенно как прием вещества или другое аддиктивное действие. Реализация включает в себя еще и мысли о состоянии ухода от реальности, о возможности и способе его достижения. Реализация, раздумья, фантазии на аддиктивную тему занимают большое количество времени и энергии. Сосуществование двух стилей жизни в одном человеке приводит к изменению установок, мотивации и системы ценностей.

Ведя двойную жизнь, подросток стремится скрыть ее. Стремление говорить неправду, обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках и промахах вытекают из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный "комплекс неполноценности", обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами. Из-за плохой переносимости трудностей повседневной жизни, постоянных упреков в неприспособленности и отсутствии жизнелюбия со стороны близких и окружающих у аддиктивных личностей формируется скрытый "комплекс неполноценности", гиперкомпенсаторная реакция. От заниженной самооценки под влиянием внешней оценки окружающих, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную. Появление чувства превосходства над окружающими выполняет защитную психологическую функцию, способствует поддержанию самоуважения в неблагоприятных условиях конфронтации личности с семьей или коллективом. Чувство превосходства опирается на сравнение "серого обывательского болота", в котором находятся все окружающие и "настоящей свободной от обязательств жизни" аддиктивного человека.

Выделяют следующие факторы риска, присущие учащейся молодежи:

Алкоголизм у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)

Наркомания у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)

Хронические психические расстройства у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)

Ранняя (до 15 лет) сексуальная активность.

Раннее (до 14 лет) начало приема алкоголя, ранее (до 12 лет) курение.

Низкая толерантность по отношению к употребляемому веществу.

Повторный прием после первой пробы.

Прием веществ, быстро вызывающих зависимость

Органическое поражение головного мозга с психическими расстройствами.

Задержки и асинхронии психического развития.

Формирующаяся личностная патология. Расстройства поведения.

Доступность ПАВ по объективным причинам (например, район проживания)

Аномальные стили воспитания в семье

Воспитание в семье с низким доходом (намного ниже среднего)

Воспитание в семье с высоким доходом (намного выше среднего)

Дисфункциональная семья.

Среди друзей, одноклассников - дети с систематическим асоциальным поведением

Низкая успеваемость в школе

Систематические конфликты с педагогами и учениками.

Индивидуальные особенности, не достигающие уровня психических расстройств.

Пассивная социальная позиция.

Низкий уровень социальных навыков

Отсутствие реальных взглядов на будущее

Отсутствие жизненных перспектив в ближайший год (по объективным причинам).
Можно выделить следующие возрастные факторы риска формирования аддиктивного (саморазрушающего) поведения, которые связаны с психологическими особенностями подростково-юношеского возраста. Это:

обостренная страсть к общению с эффектом группирования;

тяга к сопротивлению, упрямству, протесту против воспитательных авторитетов; амбивалентость и парадоксальность характерологических реакций;

стремление к независимости и отрыву от семьи;

стремление к неизвестному, рискованному поведению, что часто определяет не только девиантное, но и делинквентное (асоциальное) поведение подростков;

склонность преувеличивать степень сложности проблем;

Проблемы молодежи можно решать тремя путями:

Выбор первый: эффективная и безотлагательная помощь тем, кто в ней нуждается

Пока родители и школа перекладывают ответственность друг на друга, молодежь часто окутана туманом непонимания. Некоторые взрослые чувствуют, что лишь суровое наказание поможет остановить "маленьких злодеев". Другие полагают, что ошибка коренится в том, как воспитывают молодых людей.

Для тех, кто поддерживает первый выбор, какими бы ни были причины, сегодняшняя молодежь заслуживает поддержки. Поскольку эта помощь не может исходить из семьи, ответственность ложится на плечи врачей, психологов, социальных работников и других профессионалов.

Люди, которые поддерживают этот выбор, верят, что государство должно больше тратить на услуги, оказываемые такими профессионалами. Лучше инвестировать средства в предотвращение, чем иметь дело с последствиями своей пассивности, такими как молодежная преступность. (15; 54)

Выбор второй: укрепление традиционных ценностей

Сторонники этого подхода считают, что следует больше внимания уделять таким ценностям как семья, взаимное уважение, честность, сердечность. Людей можно рассматривать как членов одной большой семьи, особенно молодежь, которая оказалась в сложных обстоятельствах.

Когда моральные ориентиры в нашей повседневности отсутствуют, всю нашу молодежь можно рассматривать, как входящую в группу риска. Тот факт, что все больше и больше молодых людей оказываются в сложных жизненных обстоятельствах, показывает, что нынешние методы воспитания молодежи, не опирающиеся на моральные ценности, несостоятельны. Алкоголь, секс, наркотики и насилие (через телевидение, фильмы, видео и поп-музыку) проложили себе путь в молодежную культуру. Те молодые люди, которые имеют крепкие моральные основы, могут дать отпор подобным опасным искушениям. Их стойкость заслуживает большего, чем вечно запаздывающая помощь.

Выбор третий: личные взаимоотношения и положительный пример

Молодые люди не могут верить в ценность честности, уважения к людям, самоконтроля, если они не видят, что эти ценности ведут к успеху в жизни. Понятно, что сегодня молодежь смеется над убеждениями старших поколений "каждый должен твердо стоять на своих ногах". В нынешней экономической ситуации, даже упорная работа не гарантирует молодым экономической безопасности

Профилактика является обязанностью составляющей повседневной работы на только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.

Профилактическая социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья. (32; 405)

Профилактическая социальная работа подразделяется на два вида:

1) первичная профилактика;

2) вторичная профилактика.

Задача первичной профилактики - предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач. При этом проводится социальная экспертиза трудоспособности, определяется трудовой прогноз, изучается влияние социальных факторов на здоровье человека.

Работа осуществляется в двух направлениях: со средой и самой личностью. Приветствуется любой успех. Идеальных целей не ставится. Если наркоман перешел с "тяжелых" наркотиков на "легкие", это уже признается положительным результатом, постепенно ведущим к снижению употребления наркотиков в молодежной среде. (14;161)

Профилактическая деятельность в образовательной среде согласно концепции КАПР основывается на следующих принципах. (13; 4)

1. Комплексность. Она предполагает согласованное взаимодействие на межведомственном и профессиональном уровнях, взаимодействие органов управления образованием всех уровней.

2. Дифферинцированность. Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов с учетом возраста учеников и степени их вовлечения в наркогенную ситуацию. По возрасту предлагается выделение детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-14 лет), старшего подросткового возраста (15- 16 лет), юношеского возраста (17-18 лет) и молодежи (от 18 лет).

3. Аксиологичность (ценностная ориентация). Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров для потребления ПАВ.

4. Многоаспектность. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются: социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей; психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок; образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ.

5. Последовательность (этапность).

6. Легитимность - создание правовой базы антинаркотической профилактической деятельности.

Наркотики стали на столько доступны для детско-возрастной популяции, что вошли в структуру окружающей реальности. Поэтому не менее доступной должна стать и помощь, прежде всего, в образовательных учреждениях, где дети и подростки проводят достаточно много времени, где они на виду.

Мы выделим, что может в этом плане дать школьникам образовательное учреждение:

· Усилить нравственное воспитание школьников

· Гармонично включать в учебно-воспитательный процесс информацию антинаркотической идеологической направленности.

· Дать информацию детям и родителям о наркомании как болезни, которую человек приобретает по своему собственному выбору.

· Дать информацию детям и родителям о технологии наркотизации как технологии инструментальной агрессии, направленной на уничтожение российского генофонда.

· Просвещать родителей по проблеме наркомании как зависимом поведении, приобретающем массовый характер, их роли в этой проблеме, ознакомить с признаками употребления детьми наркотиков.

· Исследовать вместе с детьми и подростками причины, по которым, по которым им предлагают наркотики; факторы, способствующие принятию предложения и его отвержению. Акцентировать слабость натуры человека, делающего свой выбор в пользу наркотиков с целью их использования для решения эмоциональных проблем; отсутствие ответственности выбора, так как он лишает выбора близких, становящихся в позицию созависимых не по своей воле.

· Исследовать вместе с детьми и подростками процесс формирования зависимого поведения, дискриминируя его в обсуждении. Доказать банкротство наркомана: сначала он платит за любопытство, потом за сомнительное удовольствие, затем за избегание боли и кратковременное состояние комфорта, за возможность почувствовать себя так, как он чувствовал себя раньше, даже при наличии проблем, так, как сейчас чувствуем себя мы с вами.

· Ознакомить школьников с трактовкой причин наркомании и алкоголизма, данной православием.

· Ознакомить школьников с современным законодательством Российской Федерации в отношении распространения и приобретения нелегальных наркотических средств.

· Обсудить связь наркомании с преступностью, заболеванием СПИДом, половой распущенностью, меры их предупреждения.

· Своевременно оказывать помощь школьникам в решении их эмоциональных проблем. Особое внимание уделять психолого-педагогическому сопровождению подростков группы риска: созависимые, гиперактивные, имеющие опыт отклоняющегося поведения, имеющие академические и эмоциональные проблемы.

· Организовать обучение детей и подростков в малых группах базовым социальным умениям:

1) Общаться

2) Разрешать конфликтные ситуации

3) Преодолевать стресс

4) Принимать решения

5) Планировать свое будущее.

6) Управлять своим поведением на основе самопознания

7) При выявлении случаев употребления ПАВ своевременно вместе с родителями формировать мотивацию отказа, выявлять причины, оказывать необходимую психологическую помощь. (17; 4-5)

Все эти экстремальные в социально-психологическом смысле условия приводят к необходимости разработки нового специфического для данной конкретной ситуации подхода к профилактике злоупотребления ПАВ. Обеспечить реализацию данного подхода возможно на основе разработки и внедрения концептуально обоснованных профилактических программ поколения.

Задачи такой программы следующие (31; 43):

1. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению ПАВ,

2. Создание условий для открытого, доверительного общения, восприятие информации, творческой атмосферы работы.

3. Информирование о действии и последствиях злоупотребления ПАВ, о причинах и формах заболеваний, связанных с ними, о путях к выздоровлению, о связи злоупотребления наркотиками и других форм саморазрушающее поведения с особенностями личности, общения, со стрессом, о путях преодоления последнего.

4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

Я-концепции (самооценки, отношения к себе, своим возможностям и недостаткам);

Собственной системы ценностей, целей и установок, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение и жизнь, решать простые и сложные жизненные проблемы, умения оценивать ту или иную ситуацию и свои возможности контролировать ее;

Умения общаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;

Потребности в получении и оказании поддержки окружающим.

5. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:

Позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям не только совершать ошибки, но и исправлять их;

Адекватно оценивать проблемные и разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;

Ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их;

Контролировать свое поведение и изменять свою жизнь;

Осознать, что происходит с собственной личностью и почему, анализировать свое состояние;

Сопереживать окружающим и понимать их, осознавать мотивы и перспективы их поведения (формирование навыков эмпатии, аффилитации, слушания, диалога, разрешения конфликтных ситуаций, выражения чувств, принятия решений);

Принимать от окружающих и оказывать им психологическую и социальную поддержку.

6. Развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к здоровью и препятствующего злоупотреблению ПАВ:

Принятие решения и преодоление жизненных проблем;

Восприятие, использование и оказание психологической и социальной поддержки;

Оценка социальной ситуации и принятие ответственности за собственное поведение в ней;

Отставание своих границ и защита своего персонального пространства;

Защита своего "Я", самоподдержка и взаимоподдержка;

Избегание ситуаций, связанных с употреблением ПАВ и с другими формам саморазрушающего поведения;

Развитие умений использовать альтернативные ПАВ способы получения радости и удовольствия;

Развитие умений бесконфликтно и эффективно общаться.

Можно выделить следующие методы работы, которые могут быть использованы в ходе профилактики:

1.Групповая работа.

2. Тренинг поведения.

3. Когнитивная модификация и терапия.

4. Личностный тренинг.

5. Дискуссии.

6. Мозговые штурмы.

7. Беседы.

8. Лекции.

9. Ролевые игры.

10. Психогимнастика.

11. Психодрамма.

12. Элементы индивидуальной и групповой психотерапии.

13. "Круглые столы".

14. Совещания.

15. Супервизия.

16. Проведение методических занятий с супервизорами.

Предполагаемыми результатами могут стать следующие:

Уменьшение факторов риска употребления ПАВ в молодежной среде.

Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективны поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков.

Развитие комплексного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ.

Профилактика аддиктивного поведения в образовательной среде имеет большую значимость - школа представляет собой уникальную и весьма важную "площадку" для принятия мер по профилактике. Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов.

Именно учебные заведения располагают возможностью привить детям навыки здорового образа жизни, оказать влияние на уровень притязаний и самооценку учащегося.
ч. 1

Человек – существо социальное и с самого рождения общество диктует как нам нужно себя вести. Семья, воспитатели, учителя, начальники и государство учат нас соблюдать социально-приемлемые нормы поведения. И конечно, находятся те, кто не приемлет правил и идет в разрез с обществом. Таких людей называют аддиктами, а их поведение аддиктивным. Суть аддиктивного поведения – это уход от реальности за счет изменения состояния психики. Способы достижения аддикций самые разнообразные – начиная с видов деятельности и заканчивая приемом веществ.

Психологическая сущность аддиктивного поведения заключается в уходе человека от реальности, которая его не удовлетворяет. Окружающий мир оказывает воздействие на внутреннее психическое состояние аддикта и вызывает у него желание избавиться от дискомфорта. Попытка отгородиться от внешних воздействий проявляется в виде какой-либо деятельности, или употреблении химических веществ. Причем способы избавления от психического дискомфорта являются для человека болезненными. Эта болезненность проявляется в социальной дезадаптации и неконтролируемом стремлении человека повторить выбранный способ поведения.

Психология аддиктивного поведения различает химические и нехимические аддикции. В целом эти разновидности зависимого поведения можно представить в виде классификации:

1. Нехимические адикции:

  • гэмблинг (тяга к азартным играм);
  • интернет-аддикция;
  • сексуальная аддикция;
  • аддикция отношений или созависимость;
  • шопинг (аддикция к трате денег);
  • трудоголизм.

2. Химические аддикции:

  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • токсикомания.

3. Промежуточная группа аддикций:

  • аддиктивное переедание;
  • аддиктивное голодание.

Аддиктивное поведение подростков

В последние несколько лет проявление аддиктивного поведения участилось среди подростков. Это явление стало проблемой национального масштаба. Первопричиной такого отклонения подростков от реальности является нарушение взаимодействия ребенка с той социальной микросредой, в которой он растет и развивается. Чаще всего влияние на подростка оказывают родители, сверстники и школа. Период переходного возраста – нелегкое время, и если подросток не находит поддержки в семье, либо семейный климат нельзя назвать благоприятным, то поиски подростком истины могут привести к плачевным последствиям. По данным ряда исследований под воздействием аддикций чаще всего оказываются несовершеннолетние от 11 до 17 лет. Различные опьяняющие вещества хотя бы раз пробовали 85% подростков. Причем у такого же процента опрошенных поставщиками наркотических средств являлись знакомые и друзья. Главной причиной возникновения аддиктивного поведения у подростков, а также привыкания к психотропным веществам является ошибочное мнение взрослых, что эту проблему должна решать наркология. На самом деле детский и подростковый алкоголизм и наркомания являются единым целым, а проблему нужно решать на психолого-педагогическом уровне.

Профилактика аддиктивного поведения

Прежде чем начинать бороться с аддиктивным поведением человека, стоит помнить ряд нюансов. Аддикт – человек, неадекватно воспринимающий реальность, у него нарушена самооценка, он не осознает своих проблем и почти постоянно живет в стрессе. Болезненное состояние психики аддикта способствует развитию астмы, возникновению головных болей, тахикардии, аритмии, язвенной болезни желудка и прочих соматических недугов. Психологическая профилактика аддитивного поведения должна заключаться в отдельном подходе к каждой группе видов отклоняющегося поведения.

1. Профилактика наркомании и алкоголизма:

Аддиктивное поведение – это одна из форм так называемого разрушительного (деструктивного) поведения, при котором человек будто стремится убежать от окружающей реальности, фиксируя свое внимание на конкретных видах деятельности и предметах или изменяя собственное психоэмоциональное состояния путем употребления различных веществ. По сути, прибегая к аддиктивному поведению, люди стремятся создать для себя иллюзию некой безопасности, прийти к жизненному равновесию.

Деструктивный характер такого состояния определяется тем, что человек устанавливает эмоциональную связь не с другими личностями, а предметами или явлениями, что особенно характерно для химической зависимости, пристрастии к карточным и прочим азартным играм, интернет-зависимости и т.д. Очень часто патология встречается среди несовершеннолетних подростков, школьников и студентов, но нередко диагностируется и у взрослых людей различного социального статуса. В связи с эти очень важна своевременная профилактика аддиктивного поведения среди детей, имеющих предрасположенность к этому.

Психология описывает аддикцию как некое пограничное состояние, возникающее между патологической зависимостью и нормой. Эта грань особенно тонка, если речь идет об аддикивном поведении подростков. Уходя от реальности путем употребления психоактивных веществ, компьютерных игр и т.д., они испытывают приятные и очень яркие эмоции, от которых очень скоро могут стать зависимы. При этом происходит снижение способности к адаптации. Можно сказать, что любые виды аддикции – это своеобразный сигнал о помощи, требующейся человеку для того, чтобы остаться полноценным членом общества.

Причины развития

Однозначные причины развития аддиктивного поведения выделить невозможно, так как здесь обычно происходит влияние сочетания различных неблагоприятных факторов внешней среды и личностных особенностей каждого конкретного человека. Как правило, выявить предрасположенность к аддиктивному поведению у подростков и детей можно с помощью специальных психологических методик и по наличию определенных особенностей личности и характера.

Аддиктивное поведение обычно развивается при сочетании вышеперечисленных особенностей с определенными обстоятельствами, например, неблагоприятной социальной средой, низкой адаптацией ребенка к условиям образовательного учреждения и т.д. Также выделяют дополнительные факторы риска, такие как стремление непременно выделиться из общей массы, азартность, психологическая неустойчивость, одиночество, восприятие обычных житейских обстоятельств в качестве неблагоприятных, скудность эмоций и т.д.

Стоит подчеркнуть, что в процессе формирования аддикций определенная роль принадлежит практически всем существующим общественным институтам. В появлении девиантного поведения одна из ведущих ролей принадлежит семье, точно также как и в процессе лечения патологии. Однако наличие в семье деструктивного члена, будь то ребенок или взрослый, может привести к ее деградации. Для дисфункциональных семей в большинстве своем характерны довольно специфические методы решения возникающих проблем и самовыражения, основанные на самоутверждении за счет остальных членов семьи и компенсации собственных негативных эмоций на них.

Взаимосвязь между аддикцией у родителей и детей может проявляться даже через поколение, приводя к рождению внуков с наследственной предрасположенностью, например, к алкоголизму. Так как семья является основным критерием и примером для любого человека, аддиктивным поведением часто страдают дети из неполных или аморальных семей, семей, члены которых склонны проявлять насилие или имеют явно криминальные наклонности, конфликтных семей.

Некоторые предпосылки к развитию аддикции может дать не только семья, но и другой общественный институт – школа. Дело в том, что современная система школьного образования поощряет очень напряженный труд, практически игнорируя межличностные отношения. В результате этого дети растут, не приобретая полезного житейского опыта и социальных навыков, стараясь избегать любых трудностей и ответственности. Что характерно, аддиктивные наклонности чаще возникают у учеников школ для одаренных детей, посещающих множество дополнительных занятий и кружков, но практически не имеющих свободного времени.

В качестве предрасполагающего фактора к развитию аддиктивного поведения можно рассматривать и религию, которая с одной стороны дает смысл жизни и людям и помогает избавиться от пагубных пристрастий, но с другой – сама может стать патологической зависимостью. Даже традиционные религиозные течения могут способствовать формированию зависимости, не говоря уже о различных деструктивных сектах.

Этапы развития

Развитие любого патологического пристрастия обычно проходит несколько ступеней, которые также вполне можно рассматривать и как степени тяжести аддиктивного поведения. Первый этап – это период первых проб, когда человек впервые пробует что-то, что впоследствии может превратиться в зависимость. Далее наступает этап «аддиктивного ритма», когда у человека начинает вырабатываться привычка.

На третьей ступени уже наблюдаются явные проявления аддиктивного поведения, а сама аддикция превращается в единственный способ реагирования на любые жизненные трудности. При этом сам человек отрицает собственную зависимость, а между окружающей реальностью и его восприятием прослеживается явная дисгармония.

На этапе физической зависимости аддикция начинает преобладать над остальными сферами жизни личности, а обращение к ней уже не приносит эмоционального удовлетворения и эффекта хорошего настроения. На поздней стадии наступает полная эмоциональная и физическая деградация, а при зависимости от психотропных веществ происходят нарушения в работе практически всех органов и систем организма. Это чревато возникновением тяжелых физиологических и психических расстройств вплоть до летального исхода.

Виды

Формы аддиктивного поведения довольно разнообразны, по происхождению можно выделить следующие виды:

  • химические – табакокурение, наркомания, токсикомания, злоупотребление спиртным;
  • нехимические – компьютерная зависимость, зависимость от интернета, видео- и азартных игр, трудоголизм, шопоголизм, сексуальная зависимость и т.п.;
  • нарушения пищевого поведения – аддиктивное голодание или переедание;
  • патологическая увлеченность каким-либо видом деятельности, приводящее к полному игнорированию или усугублению имеющихся жизненных трудностей – сектантство, религиозный фанатизм и т.п.

Стоит отметить, что представленная классификация весьма условна. Последствия же различных форм зависимости могут значительно отличаться для самого человека и общества. Это обуславливает и различное отношение в социуме к разным видам аддикций. Так, к примеру, к курению многие относятся толерантно и нейтрально, а религиозность и вовсе часто вызывает одобрение. Некоторые особенно распространенные виды аддиктивного поведения будут рассмотрены более подробно.

Игровая зависимость

В последние годы число людей, испытывающих болезненное пристрастие к азартным играм, значительно возросло по всему миру. Это неудивительно, ведь сегодня существует огромное количество способов удовлетворить свою патологическую тягу: игровые автоматы, картежные игры, казино, лотерея, тотализаторы и т.д. В принципе некоторая доля азарта может присутствовать и у совершенно здорового человека, проявляясь в стремлении к победе и превосходству, а также финансовому обогащению. В основе этого лежат исключительно положительные эмоции, которые люди стремятся испытать снова и снова. Именно тогда азарт приобретает аффективную форму при отсутствии рационального контроля над его эмоциональной составляющей. В подобном состоянии аффекта происходит нарушение восприятия, а воля человека концентрируется лишь на одном объекте.

Когда увлечение азартными играми становится пристрастием, в медицине оно именуется аддиктивной зависимостью. При этом проблемных игроков можно разделить на несколько типов. Первый тип – это так называемый «смеющийся» игрок, воспринимающий азартные игры все еще в качестве развлечения. Однако со временем выигрыш становится все более важным, а значит, увеличиваются и ставки, при этом неудачи воспринимаются просто как неблагоприятное стечение обстоятельств или жульничество стороны других игроков.

Через довольно короткий промежуток времени такой человек может превратиться в «плачущего» игрока, начать занимать деньги для удовлетворения своей тяги к азартным играм. При этом пристрастие к игре доминирует над остальными сферами жизни. Не смотря на все возрастающие финансовые задолженности и отрыв от реальности, «плачущий» игрок все еще верит в то, что каким-то волшебным образом все его проблемы разрешатся, например, при крупном выигрыше.

После этого наступает стадия отчаяния. «Отчаявшийся» игрок занят только игрой, у него зачастую нет ни постоянного места работы или учебы, ни друзей. Понимая, что его жизнь катится по наклонной, такой человек не в силах самостоятельно преодолеть зависимость, так как при прекращении игр у него возникают вполне реальные расстройства, напоминающие похмелье при алкогольной зависимости: мигрени, нарушения аппетита и сна, депрессии и т.д. Среди отчаявшихся игроков довольно распространены суицидальные тенденции.

Компьютерная зависимость

В эру компьютерных технологий их использование привносит существенные преимущества, как в учебную, так и профессиональную деятельность, однако оказывает и негативное влияние на многие психические функции человека. Безусловно, компьютер облегчает решение множества задач, а соответственно и снижает требования к интеллектуальным способностям личности. Также снижаются такие важнейшие психические функции, как восприятие, память и мышление. Человек, обладавший определенными позитивными чертами, постепенно может стать излишне педантичным и даже отрешенным. В его мотивационной сфере начинают главенствовать деструктивные и примитивные игровые побуждения.

Особенно распространено подобное аддиктивное поведение среди подростков. Проявляться оно может в зависимости от компьютерных игр, социальных сетей, феномене хакерства и т.д. Обладая неограниченным доступом к сети Интернет и содержащейся в ней информации, человек теряет ощущение реальности. Этот риск особенно велик для людей, для которых интернет является единственным средством общения с миром.

Одной из самых распространенных форм компьютерной зависимости является болезненное увлечение видеоиграми. Было установлено, что среди детей и подростков неким побочным эффектом такой зависимости становится агрессия и тревожность при отсутствии возможности поиграть.

Что касается увлечения всевозможными социальными сетями и прочими сервисами, созданными для общения, здесь также кроется немало опасности. Дело в том, что в сети каждый способен найти идеального собеседника, удовлетворяющего любым критериям, с которым нет необходимости поддерживать общение и дальше. У зависимых людей формируется пренебрежительное отношение к контактам с людьми в жизни. Помимо ограничения общения с реальными людьми, могут наблюдаться нарушения сна, скука, подавленное настроение. Увлечение компьютером превалирует над любыми другими видами деятельности, а общение с реальными людьми дается очень трудно.

Алкогольная зависимость

Алкогольная зависимость, также как пристрастие к наркотикам относится к формам аддиктивного разрушающего поведения, способного привести к катастрофическим последствиям. Если на начальной стадии алкоголизма человек еще контролирует собственную жизнь, то в дальнейшем пагубное пристрастие уже начинает управлять им.

Для лиц, страдающих от алкогольной зависимости, характерными являются такие особенности личности и характера, как трудности в принятии важных решений и переносимости жизненных неурядиц, комплекс неполноценности, инфантильность, эгоцентризм, снижение интеллектуальных способностей. Поведение алкоголиков обычно отличается своей непродуктивностью, психическое развитие постепенно приходит к примитивному уровню с полным отсутствием интересов и целей в жизни.

Особенно сложен женский алкоголизм. В социуме пьющие женщины подвергаются гораздо более сильному осуждению, нежели мужчины, именно поэтому большинство из них скрывает свое пристрастие. Как правило, женщины отличаются большей эмоциональной неустойчивостью, поэтому им проще пристраститься к спиртному при возникновении жизненных трудностей или под гнетом собственной неудовлетворенности. Часто женский алкоголизм сочетается с зависимостью от транквилизаторов и седативных препаратов.

Клинические признаки

Основная цель аддикции – это саморегуляция и адаптация к существующим жизненным условиям. Распознать симптомы аддиктивного поведения у близкого человека не всегда просто, так как степень их может варьироваться. Особенности пациентов с девиантным поведением могут являться как причиной, так и следствием их зависимости. К таким особенностям относят:

  • абсолютно нормальное самочувствие и уверенность в себе в трудных жизненных ситуациях, которые у других людей вызывает если не отчаяние, то существенный дискомфорт;
  • стремление врать и обвинять окружающих в том, чего они не делали;
  • заниженная самооценка в сочетании с внешними проявлениями собственного превосходства;
  • страх перед эмоциональной привязанностью и тесными межличностными контактами;
  • наличие стереотипов в мышлении и поведении;
  • тревожность;
  • избегание любых форм ответственности;
  • стремление манипулировать окружающими.

Диагностика и терапия

Выявить аддиктивное поведение может квалифицированный психолог по результатам подробной беседы с пациентом, в ходе которой врач собирает подробный семейный анамнез, информацию о жизни и профессиональной деятельности больного, выявляет его личностные особенности. В ходе такой беседы специалист внимательно наблюдает за речью и поведением пациента, в которых также могут присутствовать определенные маркеры аддикции, например, реактивность или залипание в речи, негативные высказывания о себе и т.д.

В качестве главного метода лечения аддикций используется психотерапия. Если речь идет о тяжелой наркотической или алкогольной зависимости может потребоваться госпитализация больного и проведение дезинтоксикации организма. Так как большинство психологов рассматривают проявления аддикции как побочное явление семейного неблагополучия, предпочтение обычно отдается семейной психотерапии, которая может быть стратегической, структурной или функциональной. Основными целями такого психотерапевтического лечения является определение факторов, вызвавших девиантное поведение, нормализация отношений внутри семьи, разработка индивидуального подхода к лечению.

Профилактические меры

Профилактика аддиктивного поведения будет тем более эффективной, чем раньше ее начать. Раннее предупреждение развития аддикции включает в себя, прежде всего, диагностический этап, который должен проводиться в образовательных учреждениях с целью выявления детей со склонностью к девиантному поведению. Также первичная профилактика подразумевает предупреждение вовлечения детей и подростков в любые формы зависимостей. Сюда также относится и информирование о возможных последствиях зависимостей методах борьбы со стрессом и технологиях общения. Специалисты отмечают важность для современного общества популяризации иных видов досуга, например, спортивных секций.

Следующий этап реабилитации – коррекционный, направлен на исправление уже имеющихся вредных привычек и зависимостей. Этой задачей должен заниматься квалифицированный психолог. При этом профилактические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В качестве групповых техник особенно эффективны тренинги личностного роста, предполагающие коррекцию отдельных особенностей личности и поведения.

Если человек прошел курс лечения, после которого ему удалось избавиться от пагубной зависимости, необходимо принять меры для его социализации, возвращению к активной жизни и предотвращению рецидивов.

Аддиктивное поведение обычно воспринимается как некоторое пограничное состояние между нормой и зависимостью. В ситуации с подростками эта грань особенно тонка. В более общем смысле под аддикцией понимают различные способы ухода от реальности – с помощью игр, психоактивных веществ, навязчивых действий, других видов активности, которые приносят яркие эмоции. Естественная способность к адаптации и преодолению тяжелых жизненных обстоятельств у таких подростков снижена.

«Любые виды аддиктивного поведения у детей – «крик о помощи», сигнал о необходимости срочного вмешательства для сохранения ребёнка полноценным членом общества.»

Условия возникновения аддикций

Невозможно выделить однозначные причины аддиктивного поведения. Для развития реагирования такого типа необходимо сочетание личностных особенностей и неблагоприятной среды.

Обычно выделяют следующие особенности личности, провоцирующие аддиктивное поведение подростков:

  • Активная демонстрация превосходства на фоне комплекса неполноценности.
  • Склонность к лжи.
  • Комфорт в тяжелых, кризисных ситуациях в сочетании с депрессией и дискомфортом в обычной жизненной рутине.
  • Глубинный страх перед стойкими эмоциональными контактами с окружающими в сочетании с активно демонстрируемой социальностью.
  • Избегание ответственности.
  • Стремление обвинять невиновных окружающих в причинённом вреде.
  • Высокая тревожность, зависимое поведение.
  • Наличие устойчивых моделей, стереотипов поведения.

Аддиктивное поведение в подростковом возрасте развивается при сочетании перечисленных особенностей со следующими условиями:

  1. Неблагоприятная социальная среда (невнимание родителей к ребёнку, алкоголизм, семейные ссоры, пренебрежение ребёнком и его проблемами).
  2. Неспособность подростка переносить любой дискомфорт в отношениях.
  3. Низкая адаптация к условиям школы.
  4. Нестабильность, незрелость личности.
  5. Неспособность подростка самостоятельно справиться с зависимостью.
  • Желание быть особенным, выделяться из серой массы обывателей.
  • Азартность, стремление к острым ощущениям.
  • Незрелость личности.
  • Низкая психологическая устойчивость или душевная незрелость.
  • Трудности с самоидентификацией и самовыражением.
  • Чувство одиночества, беззащитности.
  • Восприятие своих житейских обстоятельств как трудных.
  • Эмоциональная скудность.

Роль семьи в формировании аддиктиктивного поведения

Основным источником аддиктивного поведения подростков является семья. Диагностика и лечение аддикций вне семейного окружения неэффективны и бессмысленны. При этом верно и обратное – наличие аддиктивной личности в семье (неважно, ребёнка или взрослого) вызывает постепенную её деградацию и переход в деструктивную категорию. Для деструктивных семей характерны:

  • Особые способы самовыражения, основанные на компенсации своих отрицательных эмоций на членах семьи или самоутверждение за их счёт.
  • Специфические способы решения проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности и общения.
  • Обязательно наличие зависимостей и созависимостей, при которых любые проблемы, болезни, напряжение приводят к разрушению хрупкого равновесия в отношениях членов семьи.

Установлена взаимосвязь наличия зависимостей или созависимости у родителей и аддиктивного поведения у их детей. Эта связь может проявляться даже через поколение, приводя к развитию зависимостей у внуков людей с алкоголизмом или наркоманией. У многих людей с зависимостями они развились как последствия созависимости у них или их родителей.

Формированию почвы для развития аддиктивного поведения подростков способствуют следующие типы дисфункциональных семей:

  • Неполная семья.
  • Аморальная семья, для которой характерны алкоголизация, сексуальная распущенность или насилие.
  • Криминогенная семья, члены которой имеют судимости или связаны с криминальным миром.
  • Псевдоблагополучные семьи, которые не имеют видимых дефектов в структуре и зависимостей, однако в такой семье используются неприемлемые способы воспитания.
  • Проблемные семьи, в которых происходят постоянные конфликты.

Семейные проблемы становятся особенно явными по достижении ребёнком подросткового возраста. Требования и правила, установленные родителями, вызывают протест и стремление уйти из-под опеки. Обретение самостоятельности, избавление от контроля родителей являются одними из ведущих целей подростков. Психология аддиктивного поведения утверждает, что в процессе «бегства» из семьи место родителей занимает группа авторитетных сверстников. Эта группа становится новым источником жизненных правил, норм поведения, нравственных ориентиров и жизненных целей.

Проявления аддиктивного поведения

Адаптация к условиям жизни или саморегуляция для повышения эмоционального фона и насыщенности жизни является основной целью, которую преследует аддиктивное поведение. Виды аддикций включают следующие способы достижения этих целей:

  • Нарушение пищевого поведения (булимия, анорексия, голодание).
  • Химические зависимости (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).
  • Лудомания или гэмблинг – зависимость от игр (азартные игры и компьютерную зависимость обычно разделяют).
  • Религиозный фанатизм, сектантство.

Первые три из указанных видов зависимостей предоставляют лёгкий и быстрый способ получить яркие положительные эмоции. Четвёртый вид зависимого поведения помогает аддикту почувствовать себя вовлечённым в нечто значительное, получить некий аналог семьи, который всецело его одобряет и поддерживает.

Степени вовлечённости аддикта в пагубные влечения могут очень сильно отличаться – от редких эпизодов, не влияющих на повседневную жизнь, до тяжелой зависимости, полностью подчиняющей себе субъекта. Поэтому иногда выделяют различные степени тяжести аддикции, самой лёгкой из которых является вредная привычка, а самой тяжелой – биологическая зависимость, сопровождающаяся изменениями в психическом и физическом состоянии.

Диагностика аддиктивного поведения подростков не составляет труда. Проблемы в школе, курение, употребление алкоголя – его явные и требующие немедленного активного вмешательства признаки. Гораздо эффективнее и важнее выявлять и устранять факторы риска и условия, способствующие возникновению аддикций.

Лечение аддиктивного поведения

Основным методом лечения аддиктивного поведения является психотерапия. При лечении подростков с тяжелыми зависимостями может потребоваться госпитализация с курсом дезинтоксикации для выведения из организма накопленного психоактивного вещества.

Большинство школ психотерапии рассматривают аддиктивное поведение подростков как симптом общего неблагополучия семьи. Поэтому основным объектом лечения является семья в целом. Без вовлечения семьи даже успешно оконченный курс лечения не гарантирует полного благополучия в дальнейшем – ведь подросток возвращается в ту же семью, из-за которой развилось аддиктивное поведение.

Общие цели при работе с семьёй аддикта следующие:

  • Определить факторы, способствующие употреблению психоактивных веществ подростком.
  • Добиться осознания родителями того, что аддиктивное поведение – общесемейная проблема.
  • Убедить их в необходимости совместного лечения.
  • Изменить дисфункциональные паттерны воспитания.
  • Восстановить влияние родителей на подростка.
  • Нормализовать взаимоотношения между членами семьи.
  • Устранить проблемы родителей, поддерживающие аддикцию ребёнка, в том числе различные зависимости в семье.
  • Выработать индивидуальный подход к лечению.

Стратегическая семейная психотерапия

Этот подход подразумевает выявление несоответствия семейной иерархии традиционному и её последующее исправление. В обычных семьях родители управляют детьми. В семьях, где у подростка развивается аддикция, он начинает управлять родителями, оставаясь зависимым от них материально и эмоционально. В процессе психотерапии врач помогает установить такие отношения в семье, при которых родители занимают высшую ступеньку семейной иерархии. Общение между родителями и детьми, помимо эмоциональной составляющей, включает однозначно определённые ожидания от поведения ребёнка, правилах его поведения и мерах, которые будут применены в случае нарушения этих правил. После восстановления нормальной иерархии подросток не может управлять родителями, благодаря чему восстанавливается конструктивное поведение.

Функциональная семейная психотерапия

Этот вид терапии включает ряд стандартных этапов, которые модифицируются в каждом случае индивидуально. В начале лечения психотерапевт анализирует имеющиеся у них ожидания от лечения и помогает сформулировать положительные цели для всех членов семьи. Далее он определяет какие семейные взаимоотношения нуждаются в модификации. В процессе лечения уменьшается негативное восприятие членами семьи зависимости подростка, улучшается внутрисемейная атмосфера, меняются паттерны поведения.

Структурная семейная психотерапия

Данный подход в качестве пациента рассматривает семью в целом. Цель лечения – создание сбалансированной, благоприятной структуры семьи и улучшение её функционирования. Мероприятия для этого подбираются индивидуально в зависимости от типа семейных отношений. Важно согласовать изменения с темпом жизни семьи и ожиданиями её членов.

Профилактика аддиктивного поведения

Традиционно все меры профилактики разделяют на первичную, вторичную и третичную в зависимости от времени вмешательства.

Первичная профилактика аддиктивного поведения подростков подразумевает предупреждение вовлечения детей в любые виды зависимостей. Она направлена на работу с контингентом, полностью незнакомым или недостаточно осведомлённым о действии психоактивных веществ. Этот вид профилактики включает информирование о последствиях зависимостей, приобщение подростков к труду, вовлечение их в активную деятельность, популяризацию спортивных секций, школ искусств, туристских организаций. Также важно осведомление родителей и педагогов о ранних признаках зависимости у подростка.

Вторичная профилактика направлена на раннее выявление начавших употребление психоактивных веществ подростков и помощь им для предупреждения физической зависимости.

Задачи третичной профилактики – реабилитация людей с зависимостями, возвращение их к активной жизни и предупреждение рецидивов.

Детская психическая травма и аддиктивное поведение

Аддиктивное поведение напоминает отвержение окружающего мира, при котором индивид отграничивается от общества, используя какие-либо развлечения в виде интернет-развлечений, секса, азартных игр, чрезмерной траты денег. Это проблема встречается не только у взрослых, но и у подростков.

Причины аддиктивного поведения

Основанием отчуждения от реальности является отсутствие взаимодействия или нарушение общения в среде, в которой растет ребенок. Гормональные перестройки, развивающиеся у подростков, приводят к всплеску эмоций, появлению агрессивности (см. ). На них оказывают влияние родители, друзья, одноклассники, с которыми ребенок зачастую не может найти общий язык.

Психика подростков не полностью сформирована, а сами молодые люди недостаточно адаптированы к взрослой жизни. Аддикция связана также с употреблением различных психотропных средств. Аддиктивность у некоторых почти незаметна, у других она сочетается с нормальным поведением и лишь изредка проявляется. Иногда возникает нарушение манеры держаться, выраженное вплоть до возникновения крайностей. Высокая степень тяжести способна приводить к развитию психосоматических заболеваний.

Выделяют множество форм пагубных привычек, которые могут сочетаться и переходить из одной в другую. Например, отказавшись от употребления алкоголя, подросток начинает курить, а забросив компьютерные игры – заниматься экстремальными видами спорта, развивая новую зависимость.

Прочитайте про при заболеваниях неврологического и психиатрического характера.

Узнайте про типичные признаки и лечение.

Виды зависимости

Аддиктивность, возникающая у подростков, аналогична взрослой аддикции. Различают химическую и нехимическую. Первая связана с употреблением веществ, которые воздействуют на нервную систему, вызывая насыщение центров удовольствия. К таким средствам относят:

  • алкоголь (см. );
  • токсикомания;
  • сигареты;
  • курение кальяна;
  • лекарственные препараты.

Нехимическая аддикция заключается в любой сфере деятельности, приводящей к разрушению психического здоровья. К ней относят:

  • игровую зависимость;
  • обжорство;
  • трудоголизм;
  • сектантство;
  • сексуальное поведение;
  • мазохизм;
  • прослушивание специфической музыки.

Появление аддиктивности может послужить развитию асоциализации, а также к возникновению у тинейджера:

  • биполярного ассоциативного расстройства ();
  • психосоматических патологий;
  • склонности к убийству или суициду;
  • параноидальной шизофрении;
  • деградации;
  • социопатии.

Провоцирующие факторы

Существуют определенные моменты, которые вызывают склонность подростка к пагубным привычкам. В связи с этим важны консультации психологов, способных определить его тип личности и психологический портрет.

В группу риска входят дети:

  • ранимые;
  • часто болеющие;
  • восприимчивые к критике;
  • подвергшиеся насилию в домашних условиях;
  • со строгим воспитанием.

Согласно психологическим исследованиям выделяют 4 основные причины:

  • экономические;
  • социальные;
  • биологические;
  • индивидуальные.

Формирование тела человека и становление личности заключается в развитии психического здоровья и устойчивости организма. Подросток начинает вести себя более уверенно после приема психотических средств (злоупотребление энергетическими напитками, кофеином, алкоголем).

Нарушения, к которым приводят эти вещества, начинают формироваться в подростковом периоде, а приобретенные последствия чаще выявляют во взрослом возрасте. Так, боязнь темноты превращается в страх смотреться в зеркало, а одиночество трансформируется в манию преследования. Кроме этого, присоединяется девиантное поведение (не соответствующее социальным нормам).

Предпосылками развития аддикции могут быть и травмы головы: сотрясение, ушибы, повышение внутричерепного давления, и умственная отсталость. Существуют следующие типы личности у тинейджеров:

  1. Гипертимный. Имеет нестандартный вид и скорость мышления, в их жизни преобладает интеллектуальная деятельность, творчество и креатив. Выделяются среди других лидерскими качествами.
  2. Гипервозбудимый. Подростки слишком импульсивны, находятся в эмоциональном перевозбуждении. Они неспособны контролировать свое поведение и влечения, неусидчивы, раздражительны и нетерпеливы. Не могут спокойно относиться к критике в свой адрес и воспринимают всё «в штыки». Характерно развитие аддиктивности для детей дошкольного возраста.
  3. Истерический. Проявляется жаждой и стремлением стать замеченным, признанным. Они демонстративно разговаривают, преувеличивают те или иные события, пытаясь впечатлить окружающих, порой даже выдуманными историями. Также они способны врать, оговаривать себя или приписывать неизлечимые болезни и страдания.
  4. Эпилептоидный. У подростков наблюдаются изменения личности, напоминающие эпилептические нарушения. Они находятся в агрессивном состоянии и постоянно вступают в конфликты.
  5. Неустойчивый тип характеризуется слабоволием, апатией. Подростки непослушны, не выполняют обычные правила поведения, их требуется постоянно контролировать. Но они боятся подчиняться другим людям. В школе такие дети ленивы, постоянно сбегают с уроков. Способны пойти на мелкие преступления в виде хулиганства и кражи.

Эти типы личности порой не встречаются самостоятельно, а сочетаются друг с другом, приводя к развитию аддикции. Диагностировать аддиктивное расстройство должны психологи или психотерапевты. Тест на аддиктивное поведение проводят с целью выяснить запущенность той или иной зависимости (алкогольную, никотиновую, игровую), а также выявить ее влияние на организм. Тесты должны проходить не только подростки, но и их родители.

Помощь подросткам при аддикции поведения

В зависимости от степени тяжести аддиктивного расстройства лечение проводят специалисты на психотерапевтических сеансах либо в условиях психиатрической клиники. При легкой степени нарушений с помощью специальных методик помогают подростку избавиться от пристрастия к играм, перееданию, шопоголизму.

При алкогольной, наркотической или лекарственной зависимости терапию оказывают в специальном отделении, осуществляя дезинтоксикацию организма. Затем помогают подростку восстановить психическое здоровье.

Профилактические мероприятия необходимо проводить в санаторно-курортных местах для насыщения жизни подростка новыми впечатлениями. Аддиктивное расстройство в большинстве случаев несет деструктивный характер. Чем раньше обнаружены пагубные привычки, тем проще избавиться от них при своевременной комплексной терапии.

Глобальные масштабы начинает принимать аддиктивность. Она проявляется в отклонениях в поведенческих нормах. Аддиктивное поведение является привычкой, которая способна погубить человеческий организм. Личность всеми силами пытается уйти от ранящей сознание реальности посредством употребления различных психотропных веществ, определенной деятельности.

Проблема аддиктивного поведения подростков

Определение отклонения

Аддиктивность или аддиктивное поведение подростков относится к группе поведенческих отклонений (зависимостей). Понятие появилось не так давно. Широкий смысл слова «зависимость» подразумевает возлагание надежд на кого-то или что-то с целью получить удовлетворение или адаптироваться к окружающим условиям.

Подростки больше других возрастных категорий подвержены риску аддикции. Их психика еще не полностью сформирована, в организме происходит гормональная перестройка, индивид учится осознавать себя частью общества, общаться, адаптируется ко взрослой жизни. Аддиктивное поведение очень тесно связано со злоупотреблением психотропными веществами, общением с определенными людьми, некоторыми видами деятельности (спорт, секс, азартные игры) и нарушениями прав, потребностей личности, которые должны сделать бунтаря гармоничным, счастливым.

В переводе с английского, слово addiction значит «склонность, пагубная привычка». Если мы обратимся к латинским корням слова, получим в переводе «связанный долгами». Когда личность постоянно старается уйти от реальности, возникает стойкая психологическая зависимость. Не так сложно устранить химические факторы, как психологические.

Виды аддиктивного поведения

Аддикция среди подростков представлена в различных степенях тяжести. Она может быть практически незаметной, сходной с нормальным поведением индивида или же доходить до крайностей. Высокая степень аддиктивности сопровождается психосоматическими патологиями. Разные формы зависимостей имеют особенность сочетаться и переходить одна в другую. Отказавшись от алкоголя, человек начинает много курить; отказавшись от наркотических веществ, многие люди приходят к религии, становясь фанатиками и поддерживая таким образом свое психологическое состояние на том же уровне, что и прежде.

Формы зависимости

Аддиктивное поведение, проявляющееся в подростковом возрасте, совершенно ничем не отличается от такового у взрослого. Выделяют 2 подвида:

  1. химическая;
  2. нехимическая.

Химическая аддикция заключается в употреблении любых веществ, которые способны оказывать влияние на ЦНС, активизируя центры удовольствия (алкоголизм, токсикомания, наркомания, табакокурение, курение кальяна, курительных смесей, лекарственные препараты, некоторые виды ядов).

К нехимическим разновидностям аддикции относится любая деятельность, разрушающая психику индивида. До недавнего времени не существовало вообще таких понятий, как игромания, номофобия и зависимость от соцсетей, но сегодня их также причисляют к списку нехимических зависимостей. Сюда же относится аддиктивное сексуальное поведение, переедание, головки, трудоголизм, длительные прослушивания низкочастотных музыкальных произведений, участие в сектах, экстремистских группировках, манипулирование своим психическим состоянием, мазохизм и пр. Список можно продолжать бесконечно. На сегодняшний день проблема психических отклонений у детей подросткового возраста стоит очень остро.

Аддиктивное поведение может привести к серьезным последствиям в будущем как для самого индивида, так и для окружающих:

  • маниакальный синдром;
  • психосоматические заболевания;
  • тенденция к убийству или самоубийству;
  • полный разрыв связей с обществом;
  • шизофрения;
  • деградация личности.

Главное, разобраться, что может послужить причиной желания уйти от действительности, проявлять агрессию по отношению к окружающему миру.

Провоцирующие факторы

У любого поступка, совершаемого человеком, есть своя подоплека, причина, подтолкнувшая индивида. Исходя из психологического портрета, в зону риска входят дети слишком ранимые, более восприимчивые, чем остальные, подвергающиеся домашнему насилию, воспитывающиеся в строгости. Индивид всем своим поведением просит помощи. И это нельзя игнорировать.

Психологи выделяют 4 главные причины.

  1. Социально-экономические: глобальные и традиционные.
  2. Конституционно-биологические.
  3. Социальные.
  4. Индивидуальные.

Социально-экономические

Глобальный фактор социально-экономического характера заключается в выходе страны на мировой экономический рынок, что ведет к распространению новых гаджетов, наркотиков, алкогольных напитков, влияет на восприятие подростками мира в целом.

Предпосылки аддиктивного поведения подростков

Традиционными причинами являются факторы, присущие определенным социальным группам в пределах страны. Сюда относится толерантность к алкоголю, ранним бракам, табакокурению, легким наркотикам (марихуане, конопле).

Конституционно-биологические

Конституционно-биологический фактор заключается в особенностях развития психики индивида. Очень часто человек не может себя позиционировать иначе, кроме, как посредством употребления допинга. Психические отклонения часто начинают проявляться в подростковом возрасте. Некоторые из них являются приобретенными в процессе взросления, другие же принесены из детства. Страх темноты часто перерастает в подростковом возрасте в боязнь зеркал, нежелание оставаться в одиночестве, манию преследования и пр. К понятию нервно-психических недостатков относят поражения ГМ разной степени тяжести (травмы, сотрясение, кровоизлияние, внутричерепное давление), эмоционально-волевую недоразвитость, умственную отсталость. В отдельную группу выделяют такие психические отклонения, как психопатия, акцентуации характера.

Теснее всего с необходимостью потребления психоактивных компонентов связаны следующие типы акцентуаций характера подростков:

  • гипертимный;
  • гипервозбудимый;
  • истероидный;
  • эпилептоидный;
  • неустойчивый.

Наиболее часто встречается неустойчивый тип акцентуации характера среди подростков. Очень сложно сразу перепрыгнуть от негативных ощущений к положительным. Подростки стараются сделать это методом, не требующим особых усилий и продуктивной деятельности, что легко осуществляется при помощи психоактивных веществ.

Социальные

Среди самых опасных социальных факторов выделяется семья. Следующим по степени идет успех адаптации в определенной среде, обществе, социальной среде в целом. Огромное влияние на появление аддиктивности оказывают средства массовой информации, интернет и пр. источники. Но семейная обстановка является основой для формирования полноценной личности.

Главными движущими факторами-ошибками воспитания являются:

  • злоупотребление медикаментами, алкоголем и пр. веществами перед ребенком;
  • психические отклонения родителей;
  • гиперпротекция – повышенная опека (ребенок растет безвольным), гипопротекция – отсутствие внимания (личность остается один на один со своими проблемами, ребенок постоянно предоставлен сам себе);
  • неконгруэнтность;
  • неустойчивое эмоциональное состояние одного из родителей, когда похвала и упрек полностью зависит от настроения взрослого человека;
  • недопонимание, отсутствие заботы со стороны родителей.

Неправильное воспитание по типу гиперпротекция

Индивидуально-психологические

Сюда относится стремление тинейджера соответствовать социально значимой для него группе одногодок или старшей группе подростков. Подражание детям, употребляющим спиртное, психотропы, желание показать себя полноправной ячейкой общества. Очень часто, отказываясь совершать поступки, которые считаются значимыми в определенной социальной группе, подросток становится предметом насмешек, детского буллинга. Поэтому слабая личность идет на поводу у более влиятельных особ.

Личностное неблагополучие спровоцировано наличием аномальных черт характера (гедонизм, снижение или повышение самооценки, неустойчивость психики, авантюризм, повышение конформности).

В эту группу факторов включают протестные реакции против педагогического давления со стороны взрослых, сверстников, нейтрализацию негативных эмоций, любопытство. В процессе развития личности на аддиктивное поведение может повлиять любой фактор как негативный, так и позитивный. Причины зависимости у подростков очень многогранны и не могут являться основополагающими в поведении определенного индивида.

Главная роль отводится переживанию подростком своей личной «драмы» – межличностного конфликта.

Формирование синдрома

У подростков аддикция формируется намного быстрее, чем у взрослых. С момента первых проб до появления синдрома абстиненции проходит всего пара месяцев. Аддикция формируется в несколько этапов:

  • первые пробы;
  • аддиктивный ритм;
  • устоявшееся аддиктивное поведение;
  • преобладание аддикции;
  • аддиктивная катастрофа.

Первыми симптомами формирования аддикции являются нарушения со стороны нервной системы. Подростки становятся раздражительными, агрессивно реагируют на любые попытки поговорить, становятся депрессивными, налицо явные перепады настроения, появляются нарушения сна, галлюцинации, фобические расстройства. В результате постоянного перевозбуждения ЦНС индивид часто просыпается, видит кошмарные сновидения, быстро теряет энергию. Из-за постоянной усталости, нарушений сна, мозг начинает выдавать различные страшные картинки, воспринимаемые как реальные. Подросткам кажется, что они видят пауков, мертвых людей, страшных животных, потусторонних, фантастических тварей.

Симптомы формирования аддикции

Подростки намного быстрее, чем взрослые, достигают стадии психической деградации. Индивид начинает сильно отставать в психомоторном развитии от сверстников. Подросток не может сосредоточить внимание на определенном предмете, наблюдаются нарушения памяти, кожные покровы приобретают сероватый оттенок.

Прогноз химической зависимости на любой стадии у подростков будет неблагоприятным. Большая часть детей совершенно не желает поддаваться лечению, считая свое поведение нормой.

Возможные последствия

Последствия химической и нехимической аддикции для подросткового организма и психики носят устрашающий характер. Любое аддиктивное поведение приводит к разрушению клеток мозга, а химическая еще и нарушает работу всего организма, вплоть до полного отмирания органов и их систем.

Психика аддиктов не развивается, интеллект стоит на месте. Индивид не способен решить элементарную задачу. Аддикты не желают брать на себя даже самую маленькую ответственность, постоянно врут. Предметы зависимости приносят удовольствие только на первых 3-х этапах, позже индивиду приходится искать новые источники удовлетворения. По большей части, на последнем этапе развития аддикции предмет зависимости применятся индивидом только для купирования синдрома абстиненции (отмены).

Способы лечения

Психологическая зависимость у подростков тяжело поддается лечению. Полное исцеление возможно только на начальных этапах аддикции. К большому сожалению, на 4-5 этапах формирования абстиненции лечение уже является бессмысленным. Мозговые клетки начали деградировать и большинство из них полностью разрушено. При химических зависимостях нередко на 5 этапе внутренние органы функционируют только наполовину.

Успех лечения будет зависеть от возможности понимания и устранения причины, послужившей отправной точкой для формирования зависимости. Индивид должен четко осознавать, что посредством употребления психотропов и осуществления определенной деятельности его проблема не решится. Подросток должен понимать, что ему нужно для достижения гармонии с собой, обществом.

  1. При сильно выраженной абстиненции лечение проходит в условиях стационара, с использованием препаратов, снимающих симптомы. Параллельно в запущенных случаях проводится восстановительная терапия для всего организма. Показаны препараты ноотропного действия, улучшающие работоспособность мозга, снимающие действие психотропных веществ.
  2. Обычно трудных подростков лечат в группах, используя когнитивно-поведенческую модерацию. В группе индивиды учатся решать свои проблемы. На начальных этапах происходит знакомство с ситуациями, проблемами, существующими в жизни каждого участника. Подростки сначала только слушают друг друга, учатся общаться и анализировать, не перебивая других участников и не пытаясь им советовать.
  3. Проводятся различные игры, упражнения, в которых детям предлагается решить определенную проблему без попыток уйти от реальности. После удачной адаптационной работы в группе, подросткам дается задание на дом. Если есть проблема с общением, индивиду предлагается посетить многолюдное место и завести знакомство с человеком. На последних этапах в группе обсуждаются вопросы удачного прохождения терапии и проблемы, которые так и не удалось решить за все это время: избавиться от агрессии и т. п. На этом этапе все участники могут предлагать свои варианты решения непосильной задачи.

Успех лечения определяется возможностью индивидов, проходящих терапию, применять полученные навыки на практике.

Заключительная часть

Аддикция у подростков на сегодня является острой проблемой, которая приводит к деградации общества в целом. Главным инструментом борьбы с аддикцией должна стать профилактика, проводимая на уровне семьи, общеобразовательных учреждений и государства. В стране должны функционировать линии доверия и анонимные психологи, которых не будут бояться посещать школьники, не имеющие возможности решить свои проблемы в семье, школе, на улице.

Следует запретить пропаганду алкоголя и беспорядочного секса. Взрослые должны понимать, что от качественного поведенческого, психологического воспитания зависит будущее детей.


Top