Сенсорный опыт и познавательное развитие дошкольников. Сенсорные основы познавательного развития ребенка

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр анимационного творчества «Перспектива»

Доклад на тему:

«Сенсорное развитие - фундамент познавательного развития дошкольника;

развивающий потенциал анимационной педагогики»

Подготовила: педагог-психолог

Голкина В.А.

Февраль 2017

В системе образования РФ большое значение придаётся дошкольному образованию (ДОУ), где важное место отдано системе дополнительного образования, призванной дать детям то, что по ряду причин не в состоянии сделать основное звено системы образования (другие образовательные задачи, отсутствие необходимой материальной базы, недостаток специалистов и пр.).

Свое уникальное место в системе дополнительного образования занимает Центр анимационного творчества «Перспектива». Ребенок, занимающийся анимацией, осваивает различные виды творческой деятельности, постоянно получая новые знания, а также обретает неограниченные возможности для воплощения своего неповторимого опыта и первых жизненных открытий. Освоение анимационной деятельности – это творческий процесс, который является не спонтанным и стихийным, а планомерным и педагогически организованным.

Главная педагогическая ценность анимации в универсальности ее языка, позволяющая организовать всеобъемлющую систему комплексного развивающего обучения для детей всех возрастных групп (так говорят педагоги Ю.Е.Красный и Л.И.Курдюкова). Анимационная педагогика явление молодое и мало изученное, первые воспитательные шаги относит режиссер-мультипликатор Е.Сивоконь к 1985 году, когда этот вид искусства обрел способность учить и воспитывать, а не развлекать и назидать.

Анимация – это театр! Это актерское мастерство! Это искусство! Анимация – это движение! Это ощущение нового, неизвестного, неожиданного! Это совместное творчество! Это открытие внутреннего мира людей!

Анимация – комплексный вид деятельности, включающий в себя музыку, изобразительное творчество, декламацию, драматургию, трудовое воспитание и многое другое.

Воспитанник Центра - прежде всего человек творческий, интересующийся культурой, развивающий свой культурный уровень. Это ребенок, имеющий творческий взгляд на мир, размышляющий, способный передать свое восприятие мира посредством анимационного фильма.

Это ребенок с достаточно высоким уровнем познавательной активности и широким кругозором, глубоким восприятием мира, умением видеть связи между различными явлениями мира, воспринимающий явления мира как бы впервые – ярко, образно, эмоционально.

Как выше было сказано: осваивание различных видов творческой деятельности требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов, т.е. определенный уровень развития сенсорной сферы.

Основная педагогическая цель обучения в Центре анимационного творчества «Перспектива» – основываясь на внутренних возможностях и резервах ребенка, воспитать у него устойчивую потребность в творчестве.

Дети в «Перспективу» приходят в дошкольном возрасте, но анализ работы Центра в последние 2-3 года показывает востребованность этой деятельности и у младших дошкольников.

Одной из первых ступенек в овладении анимационной деятельностью для детей этого возраста на подготовительном отделении Школы анимации является предмет «Растем, играя», направленный на развитие сенсорной сферы. Основой этой программы явились базовые подходы по сенсорному воспитанию детей, разработанные в отечественной психологии и педагогике, Л.А.Венгер, А.В.Запорожцем, Н.П.Сакулиной, А.П.Усовой и др. Эти психологи, сенсорное развитие, рассматривали как процесс усвоения общественного сенсорного опыта, приводящий к формированию восприятия и представлений о внешних свойствах вещей (усвоению сенсорных эталонов). Программа состоит из двух взаимосвязанных блоков, задача первого блока − формирование основных сенсорных эталонов, задача второго блока − на основе сформированных эталонов пробудить познавательный интерес развить воображение, дать стимул к развитию творческих способностей. Структура занятий типовая.

Младший дошкольный возраст является сензитивным для совершенствования деятельности органов чувств, восприятия, накопления представлений об окружающем мире, формирования сенсорных эталонов. Воображение начинает свое развитие тоже на этом возрастном этапе, являясь процессом переработки восприятия. Внутреннюю связь творчества с воображением выделяют и подчеркивают многие психологи. Так, Л.С.Выготский в свое время писал: «...Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека... является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении».

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: не только их форме, цвете, величине, но и положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

На примере 2-го занятия 1-го блока проиллюстрируем, как реализуются поставленные цели и задачи.

Ход занятия

Методический комментарий

Занятие 2.

В кабинете психолога детей встречает игрушка-марионетка «Лиса»

1. - Наша лиса какая-то печальная. Она чем-то расстроена. Спросите, что с ней случилось? Почему она такая грустная?

Дети интересуются.

Лиса – горе-то какое, рыбки не знают, какие красивые бывают цвета. Вот красный, вот синий, вот зеленый, а это желтый. (Лиса, называя цвет, показывает детям картон соответствующего цвета). Вот как красочен мир. Помогите рыбкам найти нужные цвета.

2. Игра "Помоги рыбкам" - найди нужные цвета (к наклеенным образцам цвета подобрать нужные полосочки картона).

3. Затем дети вместе с психологом называют вслух найденные цвета.

4. Лиса вновь выкладывает цветной картон на стол к детям, просит их запомнить то, что лежит на столе. Дети закрывают глаза – лиса убирает один цвет со стола - дети, открыв глаза, вспоминают, какого цвета недостает (упражнение повторяется 3-4 раза)

5. Педагог-психолог

Психолог ставит на стол большую коробку с карандашами, раздает детям чистые листы бумаги.

Лиса - в лесу был дождь, а потом на небе появилась разноцветная радуга

Ребята давайте нарисуем ее и подарим рыбкам, чтобы они тоже увидели множество ярких цветов.

6. Рисуем радугу, проговаривая каждый цвет.

Ну вот, наше путешествие закончилось, давайте вспомним, что мы сегодня делали.

Цель: Закрепление сенсорных эталонов. Различение основных цветов спектра по образцу (красный, синий, зеленый, желтый).

Задачи:

1.Ознакомление с цветами.

2.Закрепление словесного обозначения цветов.

3.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы)

4. Развитие внимания и памяти.

5. Совершенствование навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

6. Рефлексия.

Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве переоценить трудно. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов творческой деятельности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают заместителями других. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению, являющимся одним из важнейших новообразований дошкольного возраста.

На примере 2-го занятия 2-го блока проиллюстрируем, как реализуются поставленные цели и задачи.

Ход занятия

Методический комментарий

Занятие 2.

В кабинете психолога детей встречает игрушка-марионетка «Лиса».

Дети по очереди здороваются с лисой.

1. - Наша лиса. В волшебный лес, где живет лиса, прилетели разноцветные тучки. Каждая из них поливает цветным дождем.

Психолог спрашивает, какие цвета дети знают.

2. Игра "Разноцветие" – дети раскрашивают иллюстрацию леса и лесных зверей в разные цвета.

3. Затем воспитанники по очереди рассказывают, какое «Разноцветие» у них получилась.

4. Лиса, выслушав детей, приглашает их в свой лес, предлагая одеть колпачки фантазии.

5. Педагог-психолог – а сейчас мы прогуляемся по лесу с лисой, встанем в круг (игра «Тропинка»)

Прогулялись мы по лесу – отдохнем. В лесу Лиса рассказывает, что у нее за «Разноцветие».

Психолог, разложив на полу листы детей говорит,что у все получились разные картины, т.к. мы все разные и фантазируем по разному.

Попрощаемся с Лисичкой, скажем ей добрые слова.

Цель: Развитие воображения используя сформированные эталоны цвета.

Задачи:

    Развитие воображения.

    Повторение эталонов цвета.

    Закрепление словесного обозначения цветов.

    Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, развитие умения пользоваться фразовой речью при ответах на вопросы)

    Развитие внимания и памяти.

    Совершенствование навыков общения, воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

    Рефлексия.

Воображение – способность к перекомбинированию образов, позволяющая ребенку строить и создавать что-то новое оригинальное, чего раньше в его опыте не было и заключающаяся в своеобразном «отлете» от действительности. Ребенок создает воображаемую ситуацию в игре, сочиняет фантастические истории, рисует придуманные им персонажи. В этот период ребенок не просто придумывает, он верит в свой воображаемый мир и живет в нем . Таким образом, развитие воображения обогащает восприятие, наполняя его новыми красками, звучаниями делая ярче и богаче, и наоборот, сенсорное развитие как восприятие новых сенсорных эталонов дает все новый материал для развития воображения. Воображение является, на наш взгляд, основой символического замещения - они неразрывно связаны друг с другом. Воображение позволяет человеку выполнять существенные функции одних предметов в каком-либо другом предмете или символе (предметное «тело» самого символа этих функций не имеет). Возможность человека строить символы направляет его на создание существенно новых образов и предметов, не замыкаясь в кругу мелочных и пустяковых нововведений. Основная задача познавательного воображения - это специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления. Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия, складывающегося у ребенка образа «я» реальности и является в таких случаях одним из механизмов его построения.

Ребенок постепенно начинает осваивать рисование, лепку, конструирование, знакомится с явлениями природы, основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине.

Таким образом, возраст младшего дошкольного является наиболее сензитивным для развития сенсорной сферы, мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка. Ведь только тонко чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребенок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствие и создать его самостоятельно.

Самый интенсивный период творческого развития – от 2 до 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь, наше дело поддержать эти стремления ребенка, пробудить интерес к познанию мира. Занятия «Растем играя» направлены на это.

Проведенное исследование в 2009-10 год у, направленное на изучение динамики развития детей, занимающихся по этой программе, показало следующее . Результаты диагностики показали эффективность развивающей работы программы «Растем играя» для детей младшего дошкольного возраста. У 100 % детей принявших участие, в занятиях наблюдается положительная динамика в усвоении сенсорных эталонов посредством обогащения чувственного познавательного опыта; формирования умений: наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений; а также обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. У детей качественно изменилась способность организовывать себя, скорость и качество выполнения заданий, внимание стало более устойчивым, активизировалось стремление преодолевать трудности, помогать сверстникам.

Приведенная положительная динамика говорит о развивающем потенциале анимационной педагогики.

Программа разработана, и мы наблюдаем необходимость продолжения работы, направленной на раскрытие творческого потенциала более старших дошкольников, обеспечивая преемственность работы психолога и аниматоров.

Литература.

    Асенин С. Мир мультфильма. М.,1986.

    Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебного пособия. Ярославль, 1998.

    Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. М., 1991.

    Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.

    Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2002.

    Нижегородцева Н.В., ШадриковВ.Д., Воронин Н.П. Готовность к обучению в школе: теория и методы исследования![текст]- Ярославль: Изд-во ЯГПУ,1999 г.

    Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник. М., 2003.

Педагог-психолог

Голкина В.А.

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Поэтому на сенсорном развитии детей сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребёнка на определённом этапе его развития. Потери в развитии ребёнка, допущенные в дошкольном возрасте, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие у детей познавательных интересов

через сенсорное развитие»

1Наименование опыта. Его актуальность и перспективность.

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребёнка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Поэтому на сенсорном развитии детей сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребёнка на определённом этапе его развития. Потери в развитии ребёнка, допущенные в дошкольном возрасте, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

Свою работу я основала на научных трудах и идеях, таких учёных- педагогов, как А.П.Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Подьякова, Л.А. Венгер, И.М. Сеченова, В.М.Бехтерева, Е.И.Тихеевой, доктора медицины, врача, психолога и педагога М.М.Монасеиной, а также я использовала собственный опыт, наработанный в педагогической практике.

Я считаю,что данная тема актуальна всегда, потому что сенсорному развитию детей отводится ведущая роль в процессе первоначального формирования личности.

Развивая сенсорные восприятия мы развиваем у детей умственные способности, вызываем у них интерес к математике, логике и доказательности рассуждений, желание проявлять умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Должное внимание уделяется развитию речи. Педагог не только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговаривает с детьми, использует потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок.

Познавая окружающий мир, ребёнок учится мыслить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания- систематическое упражнение органов ощущения. Ребёнок должен быть физически здоров, аксиома, основное условие столь же объективное, сколько и необходимое для сенсорного развития и воспитания. Ребёнок должен быть здоров- это должно быть известно каждому, но не каждый знает, что только здоровый ребёнок развивается нормально в умственном и нравственном отношении. Формировании личности как сложный и противоречивый процесс усвоения социального опыта, требует от взрослых систематически целенаправленных упражнений с детьми с самого раннего возраста по сенсорному и умственному развитию и воспитанию в органическом единстве.

В связи с этим, я считаю необходимым уделить достойное внимание этой теме, направленной на формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов, которое необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира.

2.Условия возникновения становления опыта.

Вопрос сенсорного развития в дошкольной педагогике и психологии раскрыт достаточно хорошо. Однако, на практике многие воспитатели сенсорное развитие используют недостаточно, не находя им места в течении дня.

Цель моей работы заключается в том, чтобы внедрить в педагогическую деятельность знания о сенсорном развитии детей и формировании представлений у них о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира, а так же о тренировках органов чувств.

Задачи исследования:

1.Теоретическое обоснование формирования у детей дошкольного возраста основ сенсорного развития.

2.Изучить проблему применения сенсорного развития в педагогический процесс детского сада, с целью формирования у детей представлений о внешних свойствах предметов.

3.Внедрить изучение сенсорного развития в педагогический процесс с целью формирования у детей представлений о внешних свойствах предметов.

4.Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий.

6.Способствовать накоплению разнообразного сенсорного опыта детьми дошкольного возраста.

7.Организовать обучение детей сенсорным эталонам.

8. Установить с детьми эмоционально положительный контакт и вызвать интерес к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Методы исследования:

Теоретические(анализ психолого-педагогической литературы, наблюдения)

Эмпирические (диагностика, анализ результатов детской деятельности)

База исследования: ДОУ №62, дети младшего дошкольного возраста.

3.Теоретическая база опыта.

Проблема сенсорного развития и воспитания в дошкольной педагогике и психологии разрабатывалась преимущественно такими учёными как

А.П.Усова, А.В.Запорожец, Н.Н.Подьякова. Заметный вклад в исследование этой проблемы внесли профессор Л.А.Венгер и его ученики и последователи.

Проблема сенсорного развития детей всегда была в центре внимания русских психологов и педагогов, таких как И,М, Сеченов «Рефлекс головного мозга»-1966г., «Физиология органов чувств»-1867г., К.Д,Ушинского

«Человек, как предмет воспитания»., В.М.Бехтерева, И.А.Секорскоко,

Е.И.Техеевой. Особый интерес к этой к этой проблеме проявила М,М,Монасеина- доктор медицины, врач, психолог, педагог. Все эти учёныу подчёркивали особое значение раннего сенсорного развития, где нервная система и органы чувств называются «посредником» между внешним миром и сознанием. Подчёркивая такую взаимосвязь сенсорного и умственного развития ребёнка, М.М.Монасеина утверждала: « чем скорее и чем лучше выучится ребёнок управлять своими органами чувств (зрением и особенности), тем быстрее и полнее будет его умственное развитие»

Основное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на развитие умственных способностей детей, главным образом через развитие органов чувств. «Это настолько необходимо,-отмечает М,М,Монасеина,-что дети сами собой только и делают в течении первых лет жизни, что упражняют свои органы чувств, т.е. учатся видеть, слышать, обонять, осязать, учатся различать вкусы и т.д.» Дети инстинктивно совершают изо дня в день гигантскую работу: одну и ту же вещь рассматривают, ощупывают со всех сторон, тащат в рот, прикладывают к уху, бросают- т.е. производят с ней бесчисленные всевозможные опыты.

Сенсорное развитие связано не только с формированием его речи, умственных способностей ребёнка оно оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира.

Сенсорное развитие составляет одну из главных задач детей дошкольного возраста, оно очень многогранно. В сенсорном развитии и воспитании ребёнка не надо забывать и о воспитательной функции рисования (лепки), не только развивающее верность глаза, руки, чувство формы, цвета, но и приучающего ребёнка вникать во все подробности, частности, способствующие развитию внимания и наблюдательности.

Формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положение в пространстве, необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается его познание.

Профессор Н.М.Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой»

cенсорного воспитания.

Моя задача заключается в том, чтобы найти для каждого ребёнка способы оптимального развития его интересов, способностей личности в целом, возможностей самовоспитания и самоорганизации.

Исходя из этого, я выработала для себя следующие положения, которые применяю на практике:

1.управлять обучением и всей жизнью детей с позиции их интересов;

2.постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого дошкольника. Ведь педагог должен верить в возможности каждого ребёнка и любые отклонения в его развитии рассматривать в первую очередь, как результат недифференцированного методического подхода к ребёнку;

3.быть этичным по отношению к дошкольнику, уважать и поддерживать его достоинство;

4.постоянно формировать и воспитывать взаимное уважение в детском коллективе, учить детей этике отношений;

5.проявлять живой интерес к увлечениям, интересам и делам каждого ребёнка.

Таким образом, сенсорное развитие дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними: этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия, совершенствования органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.

4.Ведущая педагогическая идея.

Cодержание воспитания и обучения детей сенсорному развитию – это совокупность основных знаний(представлений понятий, терминов и т.д.),

Умений и навыков(способов действия) овладение которыми обеспечивает формирование у детей представлений о внешних свойствах предметов.

Цель стоящая передо мной – повышение уровня знаний основ сенсорного развития, через восприятие детьми окружающего мира.

Работа по сенсорному развитию детей я построила на основе следующих принципов:

- принцип стандартизации базовых знаний, умений и навыков по возрастным группам; -- принцип целостности базовых знаний, умений и навыков, обеспечение которых определяется набором типичных и проблемных ситуации - принцип дифференциации содержания изучаемого материала на основе последовательного ступенчатого развития у детей сенсорных процессов

Принцип связи применять полученные знания на практике.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Воспитательно –образовательные задачи , которые мною решаются при формировании у дошкольников представлений о внешних свойствах предметов и полноценного восприятия ими окружающего мира:

1.Продолжать работу по сенсорному воспитанию детей в разных видах деятельности.

2Обогащать опыт детей новыми способами обследования предметов. 3.Закреплять полученные ранее навыки и совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).

4. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

5.Приветствовать попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы: сравнивать, группировать, классифицировать предметы

6.Учить использовать эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по одному, двум качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

5.Технология опыта.

Учитывая важность проблемы сенсорного развития,я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении.

Гипотеза.

Я предполагаю, что систематическое развитие сенсорных процессов окажет положительный результат в речевом развитии ребёнка и повысит работоспособность коры головного мозга.

Работу по развитию у детей познавательных интересов через сенсорное развитие в педагогический процесс с целью формирования у дошкольников сенсорных процессов, я выстроила в 3 этапа.

1 этап. Констатирующий эксперимент.

Задача: Выявить уровень сформированности у детей дошкольного возраста познавательных интересов.

Чтобы определить уровень сенсорного развития у детей младшего возраста, я провела в начале учебного года диагностику. И получила такие результаты:17% низкий уровень, 44% средний уровень, 39% высокий уровень.

На основе диагностики я стала включать в занятия обширный материал по сенсорному развитию детей.

2 этап.Формирующий эксперимент.

Задача. Формировать у детей основы познавательных интересов через сенсорное развитие.

Свою работу по сенсорному развитию я начала проводить с младшей группы.

В утренние и вечерние часы пребывания детей в ДОУ, я проводила индивидуальную работу с отстающими детьми, где предлагаю им дидактические игры, «Больше, меньше,ещё меньше», «Поможем кукле, клоуну.» и т д.

Для самостоятельной деятельности детей я предлагаю такие дидактические игры как «Цвета», «Цветные коврики», «Мозаика», сюжетные игры, типа «Одень куклу», спортивные «Попади в свою мишень», «Добеги до флажка» и т д. Дети охотно играют в эти игры, а в игре, как известно, всё запоминается лучше и быстрее.

Но моя работа была бы не полной и не достигла бы таких успехов без помощи родителей Значительное внимание я уделяла работе с родителями.

Ведь именно они помогают детям закрепить знания, полученные в ДОУ дома, в привычной для них среде. Мною были проведены открытые занятия для родителей, консультации для родителей на тему «Математика для малышей» и т.д. Благодаря планомерной и систематической работе с семьёй, родители стали активно включаться в жизнь группы и детского сада.

3 этап. Контрольный эксперимент.

Задача. Выявить уровень усвоения знаний детьми познавательных интересов, с целью формирования сенсорных процессов.

Чтобы узнать была ли эффективна работа по усвоению детьми познавательных интересов, с целью формирования сенсорных процессов, я провела контрольную диагностику:. низкий уровень 15%, средний уровень-39%, высокий уровень-46% Такую же диагностику я провела в средней, старшей и подготовительной группах.

Средняя группа начало года: 14% низкий уровень, 37% средний уровень, 49% высокий уровень. Конец года: 12% низкий уровень, 36% средний уровень, 52% высокий уровень.

Старшая группа начало года:10% низкий уровень, 34% средний уровень, 56% высокий уровень. Конец года: 8% низкий уровень,32% средний уровень,60% высокий уровень.

Подготовительная группа начало года: 5% низки1 уровень, 30% средний уровень,65% высокий уровень. Конец года: 0% низкий уровень, 28% средний уровень,72% высокий уровень.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате проведённой работы уровень детей с высоким сенсорным развитием вырос, а низкий снизился.

Кроме того у детей сформировались такие качества личности: общительность, дисциплинированность, организованность, ответственность, самостоятельность, уверенность; развилась способность анализировать свои действия и поступки.

Следовательно, работа по внедрению в педагогический процесс усвоения детьми знаний познавательных интересов через сенсорное развитие была эффективна и дала положительный результат.

Среди направлений дальнейшей работы я выделяю следующее:

Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по усвоению детьми познавательных интересов через сенсорное развитие.

Обновлять и обогащать предметно-развивающую среду.

Совершенствовать и повышать качество анализа процессов, диагностики и отслеживания результатов.

Активно привлекать родителей к совместным мероприятиям по усвоению познавательных интересов через сенсорное развитие.

Вовлекать малоактивных родителей в педагогический процесс.

Проводить чаще анкетирование родителей, чтобы получать представление о том, что их интересует, в каких консультациях они нуждаются.

6. Новизна опыта.

Сенсорное развитие положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, памяти, мышление, внимание, воображение, а так же развитие речи.

7.Адресная направленность.

Данный опыт работы адресован педагогам дошкольных учреждений, студентам пед.колледжей, проходящим пед.практику в ДОУ. С помощью моей работы можно развить у детей умственные способности, главным образом через развитие органов чувств, развить речь детей, сформировать представление о внешних свойствах предметов, воспитать интерес к математике, логике.


Галина Ведёхина
Опыт работы по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание»

На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы :

Изучение методической литературы

Изучение опыта коллег

Посещение занятий

Посещение районных семинаров методических объединений

Опыт сложился в МКДОУ : д/с №2 общеразвивающего вида г . Кимовска.

Учреждение работает по основной образовательной программе МКДОУ : д/с №2 общеразвивающего вида от 01 .09.2015 г. Приказ №42

В своих «Размышлениях о гуманной педагогике» Амонашвили Ш. А. писал, что «… дети несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, поэтому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и еще надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу».

Сенсорное воспитание , направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира , первой ступенью которого служит чувственный опыт . Успешность умственного, физического, эстетического восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит и осязает окружающее.

Работая с детьми младшего возраста , я выбрала тему сенсорного воспитания детей как основу всего их дальнейшего развития . Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод » , ведущий к значительной задержке психического развития .

Начиная с трех лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Восприятие сенсорных эталонов сложный процесс, обеспечить их усвоение – значит сформировать у детей представление об основных разновидностях каждого свойства предмета. Поэтому обучение детей математике в данном возрасте , а так же лепке, аппликации, рисованию и другим видам деятельности напрямую зависит от знания сенсорных эталонов : цвета, формы, величины и т. д.

По результатам диагностики на начало учебного года было выявлено, что развитию восприятия детей нужно уделить особое внимание. Поэтому изучив необходимую литературу, составив план и систематизировав работу по сенсорному воспитанию детей , я включила в нее разные виды детской деятельности, способствующие усвоению сенсорных эталонов . Работу по данной теме веду совместно с психологом.

Появившись на свет, ребенок готов смотреть, слушать, воспринимать холд , тепло, различные прикосновения, мокрое и сухое – бесконечное разнообразие окружающей среды. Формированию полноценных ощущений, восприятию представлений служит сенсорное воспитание .

Зачем оно нужно, это сенсорное воспитание ? Может, и без него можно обойтись? Речь идет о том, чтобы обычные способности ребенка видеть, слышать, с которыми он появился на свет, развивались бы своевременно , а не атрофировались бы с первых дней.

В любой семье испокон веков, так или иначе, порой совсем неосознанно, взрослые осуществляли сенсорное воспитание малышей . И прежде чем попасть в детский сад, ребенок приобретает определенный сенсорный опыт , более или менее значительный, который ему дают его родители. Воспитатели в детском саду продолжают работу , учитывая индивидуальные способности каждого ребенка.

Сенсорное воспитание – это передача накопленного человечеством богатства жизненного опыта подрастающему поколению. Взрослые развивают у детей их врожденные способности. Обеспечивают приток новых впечатлений, то есть осуществляют сенсорное воспитание , необходимое не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального психического и физического развития ребенка .

Сенсорное воспитание осуществляется через все виды детской деятельности : обучение, игру, труд и т. д., закрепляется в повседневной жизни детей . Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах . В качестве сенсорных эталонов выступают : 7 цветов спектра и их оттенки, форма – геометрическое фигуры, величина – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов длительный и сложный процесс. С помощью дидактических игр, в доступной форме, дети начинают воспринимать цвет , форму и величину предметов.

Мой опыт работы базируется на концепциях отечественных психологов : Л. С. Выготского, С. А. Рубинштейна. Которые утверждали, что, тот, кто оторвал мышление с иного начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления, потому что анализ мышления предпологает вскрытие движущих мотивов мысли, потребностей, интересов, побуждений и тенденций, которые направляют движение мысли в ту или иную сторону. Чтобы приблизится к мышлению в его конкретной реальности, нужно как бы выйти в новое содержание, рассмотреть мышление в личностном плане, как конкретную познавательную деятельность человека, личностную мотивацию.

Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Необходимо передать детям такие знания и воспитать в них такие качества, которые позволили бы им успешно адаптироваться к любым изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников я рассматриваю как неотъемлемую часть данного процесса.

Окружающий мир, в который входит ребенок, с каждым годом ставит все более сложные задачи, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать - необходимо уметь выделять связи, отношения между явлениями. Мышление соотносит данные ощущений и восприятия , сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями.

Известные на сегодняшний день исследования в области развития сенсорики , мышления у дошкольников в основном направлены на развитие отдельных его компонентов, а не логического мышления как целостной структуры. Остается открытым вопрос о наиболее приемлемых и действенных формах обучения дошкольников , позволяющих решать проблему формирования сенсорных эталонов , развития логического мышления.

В последние годы происходит активная реформация системы дошкольного воспитания , появляются новые программы дошкольного воспитания , разрабатываются оригинальные методики, материалы. Поэтому особое значение приобретает познавательное развитие ребенка , которое определяется научно-техническим прогрессом, расширением объема знаний в науке, технической культуре. Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания . Именно в эти годы у ребенка формируются первичные представления об окружающем, он овладевает речью, способами умственной деятельности, проявляется познавательный интерес , отношение к окружающим.

Лев Николаевич Толстой справедливо указывал на то, что в ранние годы ребенок усваивает огромное количество знаний : «Разве не тогда я приобретал всё то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрёл и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня - только миг. А от новорожденного до пятилетнего огромное расстояние».

Если эти годы детства не используются для познавательного развития , ему наносится серьёзный, а иногда и невосполнимый в последующие годы ущерб. Поэтому, я считаю, что необходимо заботиться о том, чтобы дети не только усваивали посильные знания и способы умственной деятельности, но и чтобы у них формировался интерес к знаниям, желание и потребность думать, размышлять, искать и находить правильное решение той или иной задачи, применять для этого наиболее разумные способы, чтобы у них формировалась способность переживать радость, интеллектуальное удовлетворение от умственной деятельности.

Познавательное отношение не является врожденным, а формируется в процессе воспитания и обучения , усвоения детьми общественного опыта , обобщенного в системе знаний , умений и навыков. Процесс воспитания любознательности и познавательных интересов сочетает целенаправленное обучение, руководство воспитателя и самостоятельность деятельности ребенка. На формирование познавательных процессов большое влияние оказывает жизнь в коллективе, усвоение опыта взрослых и сверстников, накопление личного опыта .

К. Д. Ушинский интерес к познанию называл «интересом, полным мысли» . Тем, что вызывает интерес, ребенок занимается с увлечением и особым подъемом, переживая чувства удовлетворения и радости. Интерес, работоспособность ребенка , делает увлекательным самое трудное и даже скучное занятие.

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?» , «почему» , «как?» . Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации, пытаться найти возможный путь для ответа на вопросы.

Мой опыт позволит направить усилия коллектива ДОУ на развитие познавательной активности детей , формирование мыслительных способностей через интеграцию игровой , проблемно-поисковой деятельности и самостоятельной мыслительной деятельности дошкольников . В нем решаются противоречия : между пассивным получение знаний и необходимостью активного творческого поиска, между низкой активностью и необходимостью глубокого освоения материала и низкой активностью воспитанников , между превосходящим влиянием родителей на развитие ребенка и их низкой педагогической грамотностью.

Эту работу я осуществляю в общей системе умственного воспитания : в организованной образовательной деятельности, в игре, в труде, в общении. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и развитие активного , заинтересованного отношения к ним, основным приемом - математическое моделирование (новизна моего опыта ) .

Опыт может быть использован другими воспитателями , как опытными , так и молодыми.

Трудоемкость опыта : для внедрения моего опыта в работу необходимо большое количество дидактических пособий, дидактических игр, упражнений. В тоже время его может использовать любой воспитатель , педагог, родитель, который интересуется проблемами познавательного развития детей , в частности сенсорного воспитания и мышления ребенка .

Общепринятым является тот факт, что целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний. Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у ребенка умения формулировать четкие определения, обосновывать суждения, развивать логическую интуицию .

Основные этапы в моей работе по развитию мыслительной деятельности в дошкольном возрасте :

Формирование произвольности в поведении и познавательных процессах ;

- развитие способности действовать по образцу и инструкции;

Умение оценивать работу - свою и других ;

- развитие способности подчиняться требованиям и правилам ситуации;

- развитие способности находить общий способ действия в условиях решения определенного типа задач;

- развитие способности осуществлять контроль за собственными действиями;

Математика, как ни одна другая наука дает возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а затем и к логическому мышлению, а потому особое место в процессе развития логического мышления отводится именно ей. Математические знания предполагают изучение в «чистом виде» процессов анализа и синтеза через классификацию , группирование, сравнение, что дает ребенку возможность самому выводить новые знания из уже известных ему или вновь узнаваемых в различных областях науки.

Общеизвестно, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка , формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность его обучения в начальной школе. В современных программах начальной школы большое значение придается логической составляющей.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует мириться. Исследования подтверждают, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься. Использование заданий, активно развивающих мелкую моторику (т. е. заданий логико-конструктивного характера, повышает эффективность процесса усвоения ребенком знаний. Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать на их основе простейшие умозаключения.

Потребность в целенаправленном формировании логических приемов мышления отчетливо осознается психологами и педагогами, но вопрос о путях такого формирования остается открытым. Психологический аспект развития логического мышления предполагает целенаправленную деятельность по выявлению побудительных мотивов, целей, индивидуальных особенностей мышления, а также анализ мыслительных операций с позиции осознания субъектом лежащих в их основе логических приемов.

В современной науке широко используется метод моделирования. Он является составной частью проектной деятельности и методом исследования объектов по их моделям. Моделирование имеет два аспекта : содержание, которое воспитанники должны усвоить , и учебное действие, без которого невозможно полноценное обучение. С помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому, т. е. сделать объект более доступным для понимания.

Развитие мышления дошкольника основывается на развитии ориентировочных действий с образными средствами, продвижении от непроизвольного к произвольному, а к концу дошкольного периода - и на осознанном отношении к собственной деятельности.

Ребенку будет проще овладеть текстовой учебной задачей в том случае, если у него будет опыт построения вспомогательных моделей. При этом используются такие операции мышления, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Освоение модели сопряжено с активными познавательными действиями , способностью к замещению предметов условными знаками, символами. Хотелось бы подчеркнуть, что действие моделирования - средство перевода мышления детей на более высокий уровень, позволяющее в значительной мере избежать формализма знаний. Обучая детей способам построения модели некоторого явления, а затем и работы с ней , я формирую в сознании воспитанников соответствующие абстракции, подвожу их к операции обобщения.

Каждая задача для ребенка - это сложная система, состоящая из набора различных связанных и не связанных между собой факторов. Ее можно разложить на ряд более «мелких» задач, приближенных к предметным, но даже «мелкая» задача содержит большое количество данных. Среди них есть несколько основополагающих, которые и необходимо выделять при ее решении.

Я считаю, что построение образовательного процесса на основе моделирования обеспечивает комплексное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребенка. Решение логических задач позволяет успешно развивать мышление дошкольников .

Целенаправленная работа с дошкольниками по развитию мыслительных способностей в конечном результате - союзник волевого усилия в достижении цели, в преодолении трудностей, на его основе возникает и развивается творческая инициатива, поиск самостоятельного решения той или иной умственной задачи, применения известного или нового способа действия. Множество самых разных вопросов, которые задает ребенок, суть не что иное, как естественное сопровождение его взросления. Чтобы самостоятельно отвечать на них, ребенок должен овладеть процессом мышления : с его помощью мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств.

В своей работе я придерживаюсь концепции Сухомлинского, который пишет в книге «Сердце отдаю детям» : «Я буду так вводить детей в окружающий мир , чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый мой питомец рос щедрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» села Доброе Добровского муниципального района Липецкой области

Чичикина

Алия Арифовна

воспитатель

Доброе

2016 год

Часть I. Введение....………………………………………………………………… 3

1.1.Условия возникновения опыта……....……………………………………. 3

1.2.Актуальность опыта………….…...…………………………….…………... 4

Часть II. Основная часть ………………………………... ……………………...5

2.1. Описание средств достижения цели………………………………………..5

2.2. Работа с родителями………………………………………………………...6

2.3.Эффективность дидактических игр…………………………………………7

Часть III. Заключение………………………………………………………………8

3.1. Анализ проведённой работы………………………………………………8

3.2.Выводы………………………………………………………………………10

IV. Литература…………………………………………………………………….10

I. Введение.

1.1 Условия возникновения опыта.

Познание подобно трём ступеням: прошлое, настоящее и будущее. На какую ступень встанешь, по тому пути и пойдёшь. М. Горький сказал: «Сила познания – в сомнении».

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, оно необходимо для успешного обучения.

ФГОС ДО трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Считаю – что дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Дидактические игры использую в организованной образовательной деятельности, в свободной и самостоятельной деятельности, в групповой и индивидуальной работе, как закрепление на прогулках и режимных моментах, то есть они пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия развития интеллектуально – познавательных способностей детей.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Поэтому темой моего опыта стало “Развитие интеллектуально – познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр».

1.2 Актуальность опыта.

В исследованиях отечественных психологов А.П.Усовой, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития.

Ребенок может не только познавать внешне наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, овладеть способами анализа и решения разнообразных проблемных задач.

Поэтому вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

При недооценке важности этой проблемы, по мнению К.В. Бардина, можно получить негативные результаты. "Не заложите этих основ - и вам придётся столкнуться с немалыми трудностями".

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детский интеллект. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу всей работы в ДОУ должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.

Сенсорная дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста. Она рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств и качеств предметов.

В процессе дидактической игры идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Целью своей работы ставлю: показать эффективность сенсорных дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач:

  1. Раскрыть значение сенсорных дидактических игр в развитии психических процессов дошкольников.
  2. Сформировать сенсорные способности.
  3. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность и кругозор детей.
  4. Оценить эффективность использования сенсорных дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

II. Основная часть.

2.1 Описание средств достижения цели

Сенсорное воспитание – это основа умственного воспитания дошкольника.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • развивает наблюдательность, внимание, воображение, память;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребёнка.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Каждый этап дошкольного возраста имеет свои способы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка по интеллектуально-познавательному развитию, которые я учитываю в своей работе.

В младшем дошкольном возрасте я поддерживаю детское любопытство через экспериментирование, развиваю интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

Знакомлю детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способам обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур).

Формирую умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру), устанавливая тождество и различие; учу подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.

В среднем возрасте продолжаю обогащать сенсорный опыт детей через специально организованные задания – познавательные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, совершенствую восприятие ими окружающих предметов с опорой на разные органы чувств, знакомлю с новыми способами обследования.

Учу детей замечать не только ярко представленные в предмете свойства, но и менее заметные, скрытые.

Способствую освоению ребёнком соответствующего словаря: самостоятельно называть признаки и качества, действия обследования, понимать значение слов «форма», «размер», «цвет», «материал».

Формирую умение соотносить признаки предметов с освоенными эталонами (трава зеленая, яблоко крупное, похожее на шар, крыша треугольная, карандаш деревянный, елка высокая).

В старшем дошкольном возрасте поддерживаю и стимулирую попытки самостоятельного познания детьми окружающих предметов через проектную деятельность.

Развиваю умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств.

Учу освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Учу выделять структуру геометрических фигур, устанавливать связи между цветами спектра, подбирать мерки для измерения соответствующих величин.

Чтобы максимально сформировать и поддержать потребности детей к познанию, в группе выделен центр сенсорного развития.

Это один из самых любимых центров моих воспитанников. В нём собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

Весь дидактический материал находится в свободном доступе, ребёнок может пользоваться им как индивидуально, так и в совместных играх с взрослыми и сверстниками.

В том, что я делаю, нет ничего нового, любой воспитатель планирует работу по развитию сенсорных навыков, используя дидактические игры. Но я в своей работе большой упор делаю на игры, которые сделаны своими руками, в этом особенность моего подхода к интеллектуально-познавательному развитию.

Итальянский педагог М.Монтессори предлагала «утончать» детские способности для развития моторики и сенсорики при помощи повседневных материалов и домашних предметов. «До 5 лет ребёнок – строитель самого себя из чего бы то ни было» - отмечала она, и я согласна с этим.

2.2. Работа с родителями.

Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали моими помощниками, я убедила их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее дела, чем учиться понимать своего ребенка, быть терпеливым, деликатным, и тогда все получится.

Мне трудно обойтись без поддержки родителей. Гораздо дешевле изготовить игру из подручных материалов, чем приобрести готовую в магазине. Именно поэтому многое в группе сделано руками наших родителей. Они помогали в изготовлении дидактических игр по сенсорному развитию, используя самые простые и доступные материалы:

  • пробки от пластиковых бутылок (разные по цвету и размеру);
  • колпачки фломастеров (для нанизывания бус);
  • разноцветные шнурки;
  • бельевые прищепки разного цвета (для развития координации движений пальцев рук);
  • «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные цветными пробками, шишками и т.д.;
  • ленточки цветные атласные (для выработки вращательных движений);
  • цветные крышки – для продевания шнурков.

Но прежде чем предложить родителям изготовить игру, через анкетирование были выявлены интересы и знания родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников, я узнала, в какие игры любят играть их дети. На родительских собраниях проводила тематические консультации: «Какие игры необходимы детям», «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста». Многие консультации предполагали проведение мини – практикума по обучению родителей изготовлению дидактических игр, в проведении интеллектуальных игр дома или демонстрацию работы.

Совместно с родителями обсуждали, чем будет полезна ребёнку игра, сделанная своими руками, подбирали такие предметы, которые смогли развить у ребёнка сенсорные навыки, мелкую моторику, интеллект и речь.

Дидактические игры:

  • «Подари иголки ёжику»;
  • «Лучики для солнышка»;
  • «Божья коровка» -

помогают детям в развитии мелкой моторики рук, а значит, способствуют развитию речи, подготовки руки к письму.

С помощью дидактических игр:

  • «Яблонька»;
  • «Цветочки»;
  • «Бусы» -

дети закрепляют основные цвета, учатся различать понятия «один» и «много», развивают мелкую моторику рук.

«Дидактический коврик» с использованием пуговиц, молний, шнурков, способствует развитию действий детей с предметами.

«Зонтик» с использованием лент – «моталочек» помогает закрепить цвет предметов, развивает детские пальчики.

Все эти игры способствуют умственному развитию дошкольников.

2.3. Эффективность дидактических игр.

Наиболее эффективны эти игры при организации образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и элементарных математических представлений.

Отбирая игры, я исхожу из того, какие программные задачи буду решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Вначале я разбираю игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие.

Забочусь о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Я детально продумываю, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Я всегда помню, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.

Систематически усложняя материал с учётом требований программы, я через дидактические игры сообщаю доступные знания, формирую необходимые умения, совершенствую психические процессы.

Игры-занятия с дидактическими игрушками развивают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу - он старается добиться результата. Постепенно включаются задачи сенсорного характера: научить различать величину, форму, цвет.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение тормозить свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения.

III. Заключение.

3.1. Анализ проведённой работы.

Для проверки эффективности разработанной методики использования сенсорных дидактических игр для развития интеллектуальных способностей дошкольников я провела сравнительный анализ, используя следующие методики: тест Гудинаф-Харриса "Нарисуй человека", "Логическая классификация" Лурия-Карпова, "Прогрессивные цветные матрицы" Дж. Равена.

Данные диагностики и целевые ориентиры, прописанные в ФГОС ДО, позволяют мне оценить эффективность применения сенсорных дидактических игр в интеллектуально – познавательном развитии детей раннего возраста и дошкольников на этапе завершения дошкольного образования.

Воспитанники моей группы уже в раннем возрасте интересуются окружающими предметами, активно действуют с ними и с игрушками, проявляют настойчивость в достижении результата.

Старшие дошкольники достигли большего, они овладели основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

У них развито воображение, они любознательны, интересуются причинно-следственными связями, любят экспериментировать, принимают самостоятельные решения в разных видах деятельности. У большинства дошкольников сформированы предпосылки учебной деятельности.

Таким образом, результаты работы доказали эффективность целенаправленного применения дидактических игр, поэтому целесообразно их дальнейшее использование в практической деятельности воспитателей детских садов при условии соблюдения возрастных, индивидуальных и психических возможностей и способностей детей.

Мой опыт легко трансформируем, это доказывает использование его в своей работе педагогами нашего дошкольного учреждения.

Также распространяю свой опыт через выступления на практико – ориентированных семинарах, мастер – классах, открытых показах образовательной деятельности для педагогов из других детских садов района.

За последние годы провела:

  • открытый показ образовательной деятельности «Наши маленькие соседи» (семинар – практикум «Интеллектуально – познавательное развитие дошкольника»);
  • мастер – класс «Умная игрушка – лучшая подружка» (областные выездные курсы «Новые подходы к развитию личности ребёнка в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования»);
  • мастер – класс «Игры с прищепками», (семинар «Детское экспериментирование и моделирование – средства интеллектуального развития дошкольников»);
  • открытый показ образовательной деятельности для педагогов района «В гости к нам пришёл котёнок», (районная конференция «Современные методики и технологии, обеспечивающие высокую исследовательскую активность и формирующие интеллектуальное развитие дошкольников»);
  • мастер-класс «Сенсорика – первая ступенька к интеллектуально – познавательному развитию», (муниципальная педагогическая конференция «Образование Добровского муниципального района: маршруты инновационного развития»);
  • открытый показ образовательной деятельности по ФЭМП «Путешествие в волшебный лес», (практико-ориентированный семинар «Развитие познавательной деятельности дошкольников в условиях ФГОС ДО»).

3.2. Выводы.

Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения.

Становится очевидным, что роль сенсорной дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей дошкольников несомненна.

Создавая условия для формирования интеллектуально – познавательного развития, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

В дальнейшем планирую работать над следующими задачами:

  1. Более глубоко изучить теоретические основы сенсорного воспитания.
  2. Изготовить более сложные игры для сенсорного развития.
  3. Совершенствовать восприятие детей путём активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
  4. В системе проводить диагностическую работу по сенсорному воспитанию.
  5. Продолжить работу по созданию в группе прочной базы для развития интеллекта ребёнка посредством практического сенсорного материала.
  6. Опубликовать материалы из опыта работы в СМИ и журнале «РОСТ».

IV. Литература.

1. Азаров Ю.П. Игра в дошкольном возрасте. М.: 2000.

2. Антюхина А.В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте. М.: 1999.

3. Богусловская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М.: 1996.

4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: 2005.

5. Ерофеева Т.И. Давайте поиграем. Математические игры для дошкольников. М.: 1998.

6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: 1985.

7. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. Под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. М.: 1998.

8. Сорокина А.И. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: 2003.

9.Субботин О.Ю. Дидактические игры и интеллект. М.: 2000.

11.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей. Ярославль. 1996.

10.Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: 2001.

11.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи и ума. М.: 1998.


Л. С. Выготский считал, что познавательное развитие детей дошкольного возраста заключается в основном в памяти, с развитием которой появляется возможность отрыва от наличной ситуации и наглядно - образное мышление. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание. На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира - восприятия , образного мышления , воображения . В дошкольном возрасте внимание, память, мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся высшими психическими функциями (вспомните «параллелограмм развития» памяти А. Н. Леонтьева). Сначала ребенок переходит к использованию внешних вспомогательных средств (в среднем дошкольном возрасте), а потом происходит их «вращивание » (в старшем дошкольном возрасте). Основные средства, которыми овладевает ребенок-дошкольник, имеют образный характер: сенсорные эталоны, наглядные модели, представления, схемы, символы, планы. Познавательное развитие детей дошкольного возраста заключается в обобщении собственного чувственного опыта, т.е. эмпирическое обобщение . Дети проявляют высокий уровень познавательной потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражается их стремление по-своему классифицировать предметы и явления, найти общие и различные признаки живого и неживого, прошлого и современности, добра и зла.

«Он сказал «каштан» и ждал. «Каштан!» Это было поразительно: когда Люсьен говорил маме: «Моя красивая мама», она улыбалась, когда он называл Жермену «ружьем», та плакала и шла жаловаться маме. Но когда он произносил слово «каштан», ничего не происходило. Он процедил сквозь зубы: «Мерзкое дерево, противный каштан! Я тебе покажу, подожди только! - и бил его ногой. Вечером за ужином Люсьен сказал маме: «Ты знаешь, мама, деревья ведь деревянные» - и состроил при этом удивленную мину, которая так маме нравилась. Но г-жа Флерье была расстроена и только сухо заметила: «Не говори глупостей». Люсьен превратился в маленького разрушителя. Он переломал все свои игрушки, чтобы выяснить, как они устроены, старой папиной бритвой изрезал ручки одного из кресел; на прогулках он сбивал своей тросточкой растения и цветы; всякий раз он переживал глубокое разочарование: вещи глупые, они не живут по-настоящему»
(Сартр Ж.-П. Детство хозяина. Харьков, 1998. С. 327-328).

Именно к этому возрасту относятся вопросы о происхождении различных предметов и явлений. Эти вопросы носят поистине принципиальный характер (откуда взялся мир, откуда берутся дети). К возрасту 5 - 7 лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как смерть, жизнь. Это первая исходная форма теоретического мышления ребенка. По данным Ж. Пиаже, период от 2 до 7 лет представляет собой переход от сенсомоторного интеллекта (приспособления к условиям ситуации при помощи практических действий) к первоначальным формам логического мышления .

Основное интеллектуальное достижение дошкольного возраста - ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью является эгоцентризм , т.е. любую ситуацию ребенок оценивает только со своей позиции, со своей точки зрения. Причина познавательной центрации - недостаточная дифференцированность между Я и внешней реальностью, восприятие собственной точки зрения как абсолютной и единственно возможной. Другие особенности детского мышления производны от эгоцентризма и связаны с ним; это синкретизм, «несохранение количества», артификализм, анимизм, реализм. Одна из основных линий развития мышления в дошкольном возрасте – преодоление эгоцентризма и достижение децентрации. Отечественные психологи, не отрицая фактов и феноменов Ж. Пиаже, считают, что задача состоит в том, чтобы понять их истинный смысл.

Например, в конце 1970-х гг. дошкольникам из Москвы были заданы такие же вопросы, как женевским детям в исследовании Пиаже в 1920-х гг. Детей расспрашивали о происхождении ветра, движении рек и облаков, о небесных телах и о сновидениях. Содержание ответов дошкольников демонстрирует удивительное сочетание современных научных выражений, терминов, ссылок на технические аналогии и наивных эгоцентрических представлений. Оказалось, что дети активно привлекают новые знания для объяснения явлений природы; телепередачи, кинофильмы нашли отражение в представлениях детей о физической причинности. Мальчик Рома пяти с половиной лет в ответ на вопрос «Откуда взялись реки?» сообщает: «Водород смешался с кислородом, и получилась вода, потом откопали яму». «Почему реки текут?» - «Вот раскопаешь яму, потом польет дождь, и получается река, вот как еще получается». Картина мира, взаимосвязь природных явлений у ребенка по-прежнему причудливо пронизаны анимистическими, магическими и артификалистскими идеями, за ними стоит «реализм» и логика непосредственного восприятия. Зафиксированные впервые в исследованиях Пиаже особенности детских представлений о мире неслучайны, поскольку это результат спонтанной познавательной деятельности детей. Это результат неправомерных обобщений, переноса знаний с одних предметов на другие, недоучет специфики явлений.

При специально организованном обучении вполне возможно преодолеть эту ограниченность мышления ребенка (Л. Ф. Обухова, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец). Так, в отечественной психологии имеется опыт успешного обучения дошкольников решению «задач на сохранение». Детей учили подходить к оценке наглядной ситуации с помощью объективных критериев - мерок (единиц измерения). В задачах на сохранение жидкости детей потребовалось научить измерять количество жидкости с помощью мерного стаканчика и отмечать с помощью фишек, сколько таких мерок уместилось в большом сосуде. Использование меры и меток помогло детям вычленить отдельное свойство (количество жидкости) и снять глобальность восприятия; различить то, что «кажется», и как «на самом деле». Переход к опосредствованному восприятию и мышлению был целенаправленно сформирован, вследствие чего феномены Пиаже были преодолены. При ознакомлении с предметами и их свойствами нужно научить ребенка осуществлять действия, которые приводят к выделению этих свойств (длины, площади, объема и др.)

На основе практического, наглядно-действенного мышления формируется наглядно-образное мышление, решение ряда задач посредством оперирования образами, без выполнения практических действий. Современная отечественная система сенсорного воспитания организует активное овладение детьми раннего и дошкольного возраста общественным сенсорным опытом, способами определения многочисленных качеств и свойств предметов, такими, как форма, величина, цвет, вкус, запах, состояние предметов, положение в пространстве, отношения между предметами. Основным средством, помогающим ребенку выделить и распознать их, является система сенсорных эталонов (А.В. Запорожец).

Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления, общепринятые образцы тех или иных свойств и отношений предметов. Например, сенсорные эталоны формы предметов - это геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, овал, цилиндр и др.

Эталоны цвета - семь цветов спектра, белый и черный. Восприятие окружающего мира осуществляется через призму общественного опыта, усвоение знаний происходит в определенной системе. Интеллектуальные возможности ребенка-дошкольника значительно выше, чем это ранее предполагалось. В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В результате специально организованной разносторонней и развернутой ориентировочной деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Моделирование звукового состава слова способствует формированию фонематического слуха и на его основе более эффективному овладению чтением и письмом. В основе формирования интеллектуальных способностей дошкольника лежит овладение наглядным моделированием. Модельная, или схематическая, форма мышления рассматривается как промежуточная между образным и логическим мышлением, она предполагает умение ребенка выделить существенные параметры ситуации с опорой на схемы и модели, представленные во внешнем плане. В конце дошкольного возраста происходит формирование начальных форм понятийного, словесно - логического мышления. Важное значение в интеллектуальном развитии ребенка придается также моменту саморазвития, самостоятельности и активности познания самого ребенка. Этот тип мышления назван детским экспериментированием, в нем происходит не только переход от незнания к знанию, но и обратно - от понятного к неопределенному. Постановка вопросов, догадки и гипотезы ребенка способствуют развитию гибкости и динамичности детского мышления.

Развитие речи . В дошкольном возрасте происходит практическое овладение речью. Обозначим основные направления речевого развития в дошкольном возрасте :

  • расширение словаря и развитие грамматического строя речи;
  • феномен детского словотворчества как обогащение когнитивных и языковых структур;
  • убывание эгоцентризма детской речи;
  • развитие функций речи:
  • речь как орудие общения. Речь как средство коммуникации сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, полноценно описывающей ситуацию, события, содержание фильма. На протяжении дошкольного детства приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Круг их расширяется - от стремления выразить свои субъективные впечатления (типа неудовольствия или удивления) до многочисленных форм выражения заинтересованности в общении, согласия с партнером, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта и т.п.;
  • речь как орудие мышления, как средство перестройки психических процессов, средство планирования и регулирования поведения;
  • развитие фонематического слуха и осознания словесного состава речи.

Познавательное развитие в существенной связи с речью активно развивает воображение как способность видеть целое раньше частей. В. В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности». Воображение - важнейшее психическое новообразование дошкольного детства, и его становление образует ключевой вектор психического развития ребенка. Взрослые очень рано включают ребенка в воображаемый контекст детских потешек, начинают стимулировать изображающие действия ребенка: «Покажи, как птичка летает, солдаты ходят и т.п.» Действия «понарошку», «как будто» рассматриваются как начальная форма воображения у двух-трехлетнего ребенка. Воображение опирается на реальный опыт ребенка, на реальные предметы и действия, но допускает легкий отлет от действительности. Оно максимально разворачивается в сюжетно-ролевой игре: условные функции предметов, символическое значение действий, «воображаемая ситуация», образ роли. По функции различают воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение помогает создать целостный образ события или явления, достроить схему или картину. Аффективное воображение выполняет функцию защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем и т.п.).


Top