Станьте примером для подражания. Какие дать советы детям, которые если их бьют в садике

Когда ребенка отдают в детский сад, это с одной стороны облегчает жизнь молодым родителям. Однако, есть и определенные трудности, с которыми нередко сталкиваются родители детей, посещающих дошкольное учреждение. Помимо, частных простуд, родители могут столкнуться с драками между детьми и вопиющими случаями, когда воспитатель бьет детей .

Почему дети бьют других детей

Для нас дети – это милейшие создания, которые никак не могу умышленно причинить вред другому живому существу. Но вы идете в и понимаете, что кроме приятных праздников у вас появляется еще одна проблема, когда дети в группе бьют друг друга . Почему так происходит, как на это реагировать, что делать – ответит в видео-программе детский практикующий психолог Ирина Млодик:

Что же делать родителям, если ребенка бьют в детском саду?

В первую очередь поговорите со своим ребенком и постарайтесь как можно больше узнать у него о происходящем. Не давите на малыша , но обязательно расспросите о его собственном поведении.

Нередко бывает, что дети ведут себя провокационно или же сами начинают , а родителям жалуются на избиения. Но такая статистика не является поводом недоверия к своему ребенку. Вполне возможно, что вашему чаду действительно достается ни за что. В этом случае вам поможет только спокойная и рассудительная беседа. Вспомните, что психологи часто сталкиваясь с детьми ставшими , используют для более комфортного "расследования" методики . При желании вы можете попробовать самостоятельно их применить или обратиться за помощью к штатному психологу в сад или поликлинику.

ВАЖНО! В любом случае нельзя оставлять ситуацию без принятия окончательного решения. Ведь кроме вам малыша никто не сможет защитить!

Как вести себя,

От вашего поведения многое зависит. И самое главное, чтобы вы не отмахнулись от таких рассказов, если ребенка бьют в детском саду , а прониклись ситуацией без эмоций, но со здравым смыслом. Не забывайте, что вести себя нужно спокойно, нельзя делать необдуманных поступков. Держитесь уверенно и старайтесь объективно смотреть на ситуацию.

После того, как вы поговорили с ребенком, обсудите проблему с воспитателем. Тут очень важно понять, что он думает об этой ситуации. Так как воспитатель находится большую часть времени с вашим чадом, то и рассказать он сможет гораздо больше. Бывает, что воспитатель держаться отстранено, хотя и знает о проблемном ребенке. Но не хочет или не может решить проблему с маленьким драчуном .

Иногда дети-зачинщики драки ведут себя нагло , пользуясь определенным положением своих родителей. Особенно это свойственно детям, родители которых в любой ситуации, в не зависимости от степени виновности ребенка – защищают и выставляют его , а не зачинщиком. Однако, если ситуация не столь сложная, то воспитатель присмотрит более пристально за отношениями детей, и примет по мере необходимости. Воспитатель так же должен обсуждать проблему с родителями ребенка драчуна наедине. Прояснив, как именно они должны провести воспитательную работу со своей стороны.

Если же дети не перестают бить друг друга , а воспитатель отказывается решать проблему или вообще игнорирует ее наличие, стоит пообщаться лично с родителями проблемного ребенка. Узнайте у других родителей, не сталкиваются ли они с рассказами детей о драках. Без лишних эмоций, постарайтесь составить единую стратегию поведения. Если вы не единственная страдающая сторона, то возможно, стоит объединиться с такими же мамами и папами как вы, и коллективно поговорить с родителями обидчика. В такой ситуации тоже есть несколько вариантом развития событий:

  • Один из них, имеющий наилучшую развязку, это тот, что родители поговорят со своим чадом и смогут объяснить ребенку, что бить других детей не хорошо. Возможно ему до этого момента не прояснили правила поведения в детском саду и малыш просто не знал, что отвоевывать с кулаками игрушки нельзя.
  • В противном случае, родители ребенка , являющегося зачинщиков драк , либо сами не могут найти подход к своему ребенку, либо просто отказываются этого делать. В этом случае вам все будет ясно после первой же беседы с ними на тему драк между детьми .

Когда ситуация кажется безнадежной, ваш ребенок продолжает страдать от нападок в детском саду , обратитесь к заведующему детским садом и поговорите с ним о проблеме.

Конечно, может сложиться так, что он, как и воспитатель не будет ничего делат ь, чтобы помочь вам и предотвратить насилие среди детей. Однако, если вам повезло, то заведующая может провести самостоятельно беседу с родителями маленького непоседы.

К каждому саду закреплен психолог, который обязан работать с подобными случаями, когда дети бьют друг друга или если ребенка бьют в детском саду . По сути это третья ступень, после которой вы идете уже к заведующей.

Если вы не одиноки в проблеме побоев детей – пишите коллективную жалобу заведующей. Если и здесь нет правды – администрация по образованию с жалобой на всю ситуацию и бездействие ее персонала в дошкольном учреждении, поможет точно.

Так же одним из вариантов решения проблемы является перевод ребенка в другую группу. Вы можете перевести своего малыша или, в случае, если вы не единственные пострадавшие от одного ребенка, перевести могут его. В каждом случае вопрос решается индивидуально.

Какие дать советы детям, которые если их бьют в садике

Конечно, немаловажно, чтобы вы дома объяснили своему ребенку некоторые советы по поведению , которые помогут ему, если его будут бить в детском саду .

  • Для начала расскажите ребенку, что не стоит вовсе связываться с ребенком, который склонен срывать свою злость на других детях. Пусть он играет с другими детьми и избегает общения с драчуном.
  • Во-вторых, научите ребенка давать сдачи. Да, если вашего малыша бьют в саду «не за что», обязательно научите его бить в ответ. Порой бывает, что проблемному ребенку просто никто не дает сдачи и потому он чувствует некую вседозволенность. Но в данном случае лучше чтобы воспитатель был в курсе данного метода.
  • Пусть ребенок не принимает избиения. Расскажите своему ребенку, что нельзя спускать все с рук зачинщику. Пусть он сообщает вам и воспитателю о каждом таком случае.

Что делать когда в саду ребенка бьет воспитатель

Бывают и такие случаи, что ребенка в детском саду бьет не другой ребенок, а воспитатель. Если ребенок говорит и жалуется, что воспитатель бьет его , то выясните у него подробности:

  • Узнайте точно, что ребенок подразумевает под словом «бьет». Кончено, не имеет значение, насколько сильно и по какому месту воспитатель била ребенка. Рукоприкладство неприветливо в любом виде. Стоит насторожиться, даже если ребенка просто шлепнули по попе .
  • Расспросите ребенка, как часто происходили подобные ситуации. Так как он не сможет еще сказать точно ответ на этот вопрос – каждый день спрашивайте его об этом и прикидывайте сами насколько часто в детском саду воспитатель била детей.
  • Узнайте, бьет ли воспитатель других детей.

ВАЖНО! Если вы увидели следы побоев, обязательно обратитесь в ПДН отдела полиции, предварительно приложив акт освидетельствования снятых побоев. На время выяснения обстоятельств старайтесь не водить ребенка в сад.

Иногда, воспитатели бывают довольно жестокими , в интернете есть множество видео , как воспитатель бьет ребенка . Если вы оказались в такой ситуации для начала поговорите с самим воспитателем. Если он идет в отказ и отрицает свою вину или не считает свое поведение неприемлемым, обратитесь к заведующему детского сада с заявлением. Она должна подробно и срочно разобраться в ситуации, применить меры по отношению к воспитателю. Обычно это как минимум увольнение, если случаи серьезные и частые, а заявления не перестают поступать на ее имя.

Если вы не получили никакой поддержки со стороны руководства детского сада, или если избиения воспитателем вашего ребенка продолжаются и ситуация никак не разрешается – обращайтесь в ПДН отдела полиции, предварительно составив акт освидетельствования побоев.

Можно сразу обратиться в суд в единоличном порядке, в случае, если вам известна вся необходимая для подачи заявления информация о воспитателе и вы сняли побои. Если же вы не владеет всей нужно информацией, то в полиции вам обязательно будет написать заявления. На основании принятого заявления начнется следствие по делу избиения воспитателем ребенка . В зависимости от решения суда, виновному могут назначать различные наказания в виде штрафов, общественных работ, ограничения или лишения свободы.

Итоги

Родителям стоит помнить, что когда ваше ребенок жалуется на избиения в детском саду со стороны других детей или со стороны воспитателя – он ищет поддержки и помощи от вас. Вам, как родителям стоит поддержать ребенка и выслушать его историю целиком. Старайтесь говорить с ним, как со взрослым человеком. Вам стоит верить своему ребенку, потому что проблема может быть серьезной и игнорировать ее, списывая рассказ малыша о том, что его бьют на воображение, нельзя.

Важно так же помнить, что вы, как родители не должна пытаться самостоятельно «разбираться» с обидчиком вашего ребенка. Бороться с проблемой стоит только взрослым со взрослыми. Потому что силы ребенка и взрослого явно не равны, а вы можете из жертвы стать виновником все новых и новых проблем как для вас, так и для вашего ребенка в частности.

Таким образом, все ваши действия сводятся к трем простым на первый взгляд пункта:

  • Выяснить, воспитатель бьет ребенка в детском саду или дети бьют друг друга .
  • Предпринять меры по обсуждению с воспитателем, другими родителями, психологом, а может и заведующим сада.
  • Если у вас побои, то нужно их снять и, написав заявление, взяв акты освидетельствования прийти в ПДН отдела полиции.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Не было хлопот - отдала малютку в сад. И сразу начались проблемы. Моего ребенка бьет другой ребенок в детском саду. Каждый поход туда - настоящее испытание для всей семьи. И сердце разрывается всякий раз.

Что сегодня - синяк? Укусили? Толкнули? Отобрали игрушки?

Естественно, что мама начинает тревожиться и переживать, что ее чадо могут обидеть. И уж совсем ужас, если она узнает, что ее кровиночку бьет другой ребенок.

Тревога мамы понятна, ведь ее чадо обижают. А когда эмоции схлынут, в голове возникают вопросы.

Почему такое происходит с моим ребенком? Зачем детям детский сад, если такие малявки там дерутся? И что делать родителям, ведь в этот момент в ряд выстраиваются все минусы детского сада, и появляется желание оставить его дома, под защитой родителей. Не спешите принимать такое решение, сначала разберемся - почему вообще один ребенок бьет другого?

Мы часто видим только очевидные причины детских драк. Например, один ребенок отобрал у другого игрушку, а тот его в ответ бьет кулачком. Или малыш отталкивает другого, потому что хочет быть первым.

Естественно, когда дети дерутся, - это зрелище не для слабонервных. Недовольные мамы готовы устраивать разборки с воспитательницей, которая плохо смотрит за дошколятами. Обвиняют других детишек и их родителей в плохом воспитании.

А на самом деле есть множество скрытых причин детских драк, которые раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Маленькие дикари

Когда детки собираются в группу, то они как маленькие зверята - возятся, играют, но одновременно с этим учатся понимать свое место в детской стайке. Слезы, истерики, привлечение внимания к себе - все идет в ход, лишь бы завоевать свое местечко под солнцем.

Дело в том, что ребятишки в детском саду проходят важнейший этап первичного ранжирования между собой. И здесь не обойтись без толканий, кусаний и отбирания игрушек. В ход идут маленькие кулачки, зубки и ноготки.

Малыши пытаются понять границы своей территории. В такой ситуации часто возникают моменты, когда другой ребенок вдруг начинает бить кого-то.

Или может создаваться впечатление, что один ребенок бьет другого.

При этом дошкольники не могут понять разумных объяснений взрослых, они еще не мыслят сложными причинно-следственными категориями. Их общение идет на уровне ощущений и «запахов».

Нужно ли вмешиваться в этот процесс? Безусловно, только имея при этом системный подход, то есть понимая все подводные течения процессов первичного ранжирования дошкольников.

Ребенок и детский сад - первые шаги адаптации в социуме

У каждого малыша есть свои достоинства, сильные стороны и преимущества перед другими детишками. Именно это детки ощущают, когда проходят этап первичного ранжирования в ДОУ. Воспитатель, естественно, видит и достоинства, и недостатки. И если ему удается на доступном для детей языке показывать эти отличия, подчеркивая преимущества и сильные стороны каждого, то малыши начинают тоже акцентировать внимание на достоинствах другого.

Например, шустрый непоседа с кожным вектором очень подвижен, ловок и быстро адаптируется к изменениям правил игры - это его сильная сторона.

Но у него есть и свои недостатки - он не всегда может аккуратно выполнять задания, потому что все время куда-то торопится. Его стремление быть во всех играх первым может привести к ситуациям, когда кроха с кожным вектором будет «расталкивать локоточками» других детей. Внешне это воспринимается, что один ребенок дерётся или бьет других детей.

Это все из разряда «толкаются, играются», а вот по-настоящему обидеть другого ребенка и даже начать его бить может крепкий карапуз с особым складом психики.

Почему хороший ребенок может начать бить другого?

Это немного медлительные малыши, для которых важно все разложить по полочкам, навести во всем порядок. Обладатели аналитического склада ума, аккуратные от природы, им на все нужно чуть больше времени, чем подвижным непоседам с кожным вектором. Вот такие вот замечательные крохи с анальным вектором часто отстаивают свою позицию и ранжируются крепким кулачком. Но это вовсе не значит, что они драчуны.

На самом деле это самые послушные детишки. Просто если их торопят и сбивают со своего чуть замедленного ритма, они могут начать упрямиться или обижаться. И вот уже такого крепыша не сдвинешь с места. Если быть к нему несправедливым или подсмеиваться над его медлительностью, он может начать мстить и детям, и воспитателю. И уже как следствие в его поведении сначала появятся упрямство и обиды. А дальше он уже начнет защищать свои ценности «ударами кулачка» и может даже использовать приемы удушения. Это не недостаток, это особенности его психики. Малыш еще только развивается, и в лучшем варианте взрослым мы получаем прекрасного врача, педагога, ученого - упорно идущего к своей цели. А в худшем - исковерканный сценарий, который сначала проявляется в легком садистировании над другими, а потом идет на утяжеление.

Но взрослые не знают этих его особенностей. И получается, что они делают упор на его «недостатки», вместо того чтобы подчеркивать сильные стороны дошкольника. В результате получаются конфликтные ситуации. Причем так могут поступать с крохой не только воспитательницы, но и мамы.

Чтобы не создавать причин для возникновения таких эксцессов, взрослым нужно делать акцент на его достоинствах и стараться не торопить такого карапуза.

Ребенка бьет другой ребенок в детском саду - кто становится жертвой?

А вот объектами для нападок обычно становятся другие детки, более слабые не только физически. Такие дошкольники отличаются своей необычностью.

Жертвой агрессивности других деток может быть задумчивый малыш со звуковым вектором. Ему интересны абстрактные игры с особым смыслом. Такой ребенок (мальчик или девочка) тоже сильно отличается от других - поскольку живет в своем внутреннем мире, этакий маленький задумчивый Кай, складывающий слово «ВЕЧНОСТЬ». Такой малыш в своей задумчивости просто не всегда успевает замечать, что все уже побежали, и очнется, только когда группа детишек уже затоптала его, просто достигая цели своей игры. Такие детки сложно проходят адаптацию к детскому саду, но и для них есть свои рекомендации от Системно-векторной психологии. Подробнее об этом

Но по-настоящему жертвой становятся совсем другие детки. Это артистичные, эмоциональные, тонко чувствующее малыши.

Их психика устроена совсем иначе. По природе своей они нежные, чувственные. Это особенные, талантливые ребятишки со зрительным вектором. Они по природе своей жалостливы и сострадательны. Они жалеют букашек и цветочки, склонны оживлять своим воображением игрушки и машинки. Их богатое воображение рисует им целый выдуманный волшебный мир, в котором могут быть и добрые феи, и злые колдуны.

Повышенная чувственность и воображение - их сильная сторона, но одновременно эти же свойства могут сделать из них жертву в детском коллективе.

Для них ударить кого-то - настоящая катастрофа. Их воображаемый мир при агрессии сразу же рушится. Они начинают плакать и очень сильно страдают.

Если это мальчик с кожно-зрительной связкой векторов, то очень часто в детском коллективе он становится жертвой. Проявляется это уже на этапе детского сада, когда один или несколько детей начинают бить другого, более слабого. А он не может дать сдачи.

Как же избежать такого сценария? И здесь тоже есть решение.

И если такой эмоциональный малыш не научен выражать свои фантазии наружу, внутри него сжимается комочек огромного страха, который, благодаря его фантазии, вырастает в огромного монстра. И вот этот монстр внутри привлекает к себе всех агрессоров.

Когда же такой малыш научен отдавать свои лучшие свойства группе - например, выдумывая новые игры и наполняя их чувственным эмоциональным содержанием, разукрашивая их своим богатым воображением и фантазией, то к нему непроизвольно начинают тянуться другие детишки. Ведь с ним интересно играть. Он как бы вовлекает в свой волшебный мир других дошколят, которым становится очень интересно с ним играть, и обижать его прекращают.

Но родители слишком часто совершают ошибку и начинают из такого нежного, артистичного мальчика делать «настоящего мужика», учат его драться и стоять за себя до конца. Тем самым, имея самые лучшие побуждения, они просто калечат его психику.

Главная ошибка воспитания

Когда ребенка обижают в детском саду, родители могут допустить самую распространенную ошибку - начать воспитывать своего ребенка в смыслах «надо давать сдачи». Это относится к деткам с любыми векторами. И вот уже начинаются «науськивания», показы приемов рукопашного боя, вплоть до сложных захватов и удушений.

В чем же тут ошибка? Неужели позволять себя бить? Или учить ребенка не сопротивляться и «подставлять другую щеку»?

Ни в коем случае. Малыш должен уметь за себя постоять, только не всегда кулаками. Любой дошкольник должен быть крепким физически, заниматься спортом. Кстати, таких закаленных спортом ребятишек особо и не задирают сверстники.

А все, чему мы учим своих малышей дома, они несут в детский коллектив. И если вы будете действовать по такому принципу, то волна агрессивности среди дошколят будет только возрастать. Вместо того чтобы заниматься развивающими играми, они станут демонстрировать друг другу приемы рукопашного боя. А это очень вредно для детской психики. Ведь у них формируется сценарий решения вопросов кулаками.

Итак, важно понять, что детский сад - это важнейший период взросления детей, пропускать его нельзя. А вот нивелировать ситуации, когда ваше сокровище обижают или не дай бог бьют в детском саду, можно и нужно. Начинать только нужно с себя, а затем уже переходить к разговорам с другими участниками процесса.


Прежде всего, родители ведут максимально мирные переговоры и начинают с того, что могут сделать только они сами.
Например:

Что могут сделать родители

  • Научить малыша делиться пищей - это вообще фундамент здоровой психики. Желательно начинать учить делиться до 3 лет. Чтобы к 6 годам уже привить вкус от отдачи: когда малыш легко делится с другими детками конфетами, игрушками, он вырастает реализованным и социально активным взрослым.
  • Понять особенности своего ребенка. Не сравнивать его с другими. Он такой, какой есть - самый лучший, но со своими особенностями. Когда мы понимаем, как его лучше развить, то имеем возможность подсказать оптимальные педагогические ходы и воспитателю.
  • Если у вас кожно-зрительный мальчик, обязательно развивайте его чувственность. Поместите его в коллектив девочек. Он может танцевать или посещать театральную студию, где его таланты и чувственность будут развиваться. Это даст ему возможность занять свое место в детской стайке и заслужить свою порцию обожания и признания. Подробнее о воспитании кожно-зрительных мальчиков написано .
  • Поговорить с воспитателями об организации совместных игр. На самом деле от них многое зависит. Если воспитательница начинает ребенка защищать, то есть создавать ему чувство защищенности и безопасности, его перестают обижать.

Разговоры с воспитателем

  • Внимательно наблюдайте за тем, что происходит. Например, бывали случаи, когда детскую раздевалку делали в тесном пространстве и там постоянно возникали драки, потому что просто невозможно было уклониться от столкновений.
  • Еще одним из факторов может быть переполнение группы. Хотя грамотный воспитатель сумеет занять детей и дать каждому свое место в пространстве.
  • Иногда можно заметить, что если воспитательницы (на прогулке) ведут свои разговоры друг с другом, а деткам нечем заняться, тогда тоже начинаются потасовки. Но здесь уже нужно очень тактично и вежливо разговаривать с воспитателем, а если не помогает, то с заведующей ДОУ.
  • Но если все ваши усилия не находят отклик, то возможны и кардинальные шаги - перевести малыша в другой садик. Потому что безопасность ребенка, в том числе и психологическая, очень важна для его гармоничного развития.

Когда родители ПОНИМАЮТ своего малыша, они естественным образом акцентируются на сильных сторонах своего чада, а значит, могут дать подсказку воспитателю, как лучше с ним взаимодействовать.

Психика современных детей устроена сложнее, чем нам кажется. Любые неверные шаги в воспитании ведут к возникновению психологических травм, которые затем скрыто влияют на жизнь уже взрослого человека.

Часто нам кажется, что это только наше сокровище все вокруг обижают и бьют. А вы уверены, что ваш ребенок тоже не бьет другого ребенка? Остановить волну насилия в детских учреждениях можно. Нужно просто не пускать дело на самотек, а приложить к этому грамотные усилия. Это же вашего ребенка обижают в детском саду. Значит и вопросы решать нужно вам.

Системно-векторная психология раскрывает все ранее скрытые от нас механизмы бессознательных программ, что позволяет максимально точно развить все заложенные от рождения таланты ребенка.

«…У меня сын, 2 года, агрессию перестал проявлять к другим детям…»

Елена Я., Солигорск

«…Результат - ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра - в чуткого человечка... Камень свалился, не передать, какой... А до СВП при тех состояниях - хоть в окно... НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей!»

Асия В., косметолог, Канада

Подробнее узнать об особенностях развития деток с разными векторам можно уже на бесплатном онлайн-тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел:

Очень часто родителям приходится слышать жалобы воспитателей и учителей на то, что их дети проявляют жестокость и агрессию по отношению к своим сверстникам. Как правило, найти разумные причины того, почему ребенок бьет детей, получается далеко не у всех пап и мам. Безусловно, нижеописанная информация будет полезна для тех, кто не знает, как поступить и что делать в этой ситуации.

Причины

В первую очередь нужно выяснить мотивы поведения ребенка: почему он становится грубым, дерзким и при первой возможности «пускает в ход кулаки».

Иногда в семьях возникает ситуация, когда агрессия малыша «выплескивается» на его родственников. В итоге ребенок бьет маму, своих воспитателей или замахивается на своих братьев и сестер.

Для решения данной проблемы родители должны четко понимать, что они должны достаточное количество времени уделять воспитанию их чада.

Необходимо постараться донести до него, что для человека существует определенная модель поведения, в соответствии с которой он контактирует с членами общества, уважая их права и интересы.

Истоки возникновения проблемы, почему ребенок бьет других детей, следует искать в поступках родителей. Для малыша они являются образцом для подражания. Например, если папа и мама считают вполне нормальным ситуацию, когда конфликт решается при помощи физической силы, то и их дети также не будут видеть в этом ничего зазорного.

Враждебный настрой к окружающим может объясняться и тем, что чадо проводит большую часть времени за просмотром телевизора, на экране которого показывают криминальные фильмы с убийствами, насилием и «реками крови». Новостная лента телевизионных каналов также содержит много информации о боевых действиях и войнах. Все это негативно отражается на психическом состоянии детей - они впитывают информацию.

Если, например, ваш отпрыск увидит, что кто-то, как способ решения конфликта, применяет силу, то не исключено, что в скором будущем он захочет проверить данную методику на практике.

Рассматривая вопрос о том, почему ребенок бьет детей, необходимо отметить: родители должны понимать, что в детском возрасте психика только-только формируется. В силу этого маленькие мальчики порой не понимают, какие поступки считать положительными, а какие - отрицательными. Они также не знают, каким образом контролировать собственные негативные эмоции и как от них избавиться. Взрослые должны понимать, что дети также могут испытывать разочарование, проявлять гнев и возмущение. Дети могут использовать разнообразные способы поведения, чтобы доказать обществу свою индивидуальность и самостоятельность.

Варианты решения проблемы

Родители должны понимать всю серьезность того, какие масштабы может принимать детская агрессивность.

В решении вопроса о том, почему ребенок бьет детей, самое активное участие должны принимать его родители, равнодушно к данной проблеме относиться нельзя. Также не рекомендуется использовать одну лишь систему наказания за проступки малыша, иначе его психике можно причинить вред.

Папы и мамы не должны забывать о том, что сердитость, гнев, вспыльчивость у детей - это вполне естественная реакция на внешние раздражители. Они лишь учатся вырабатывать правильную модель поведения в обществе, и задача родителей заключается в том, чтобы ускорить этот процесс.

Итак, каким же образом исправить ситуацию, когда, например, старший ребенок бьет младшего?

Станьте примером для подражания

Маленькие мальчики и девочки учатся посредством метода подражания. Ваш ребенок бьет детей? Станьте для своего чада эталоном поведения. Если малыш регулярно наблюдает, как его родители ссорятся и проявляют агрессию по отношению друг к другу, он будет копировать данную модель поведения.

Помогите ребенку избавиться от негативных эмоций

Ваш отпрыск должен научиться очищать свою голову от негативных мыслей без причинения ущерба своим сверстникам.

Отведите для него специальное место, где бы он мог спокойно «выплеснуть» наружу свои отрицательные эмоции: поплакать, потопать ногами, покричать и так далее.

Используйте энергию ребенка в «нужном направлении»

Не знаете, что делать, если ребенок дерется? Помните о том, что у детей энергии «хоть отбавляй», поэтому она должна использоваться разумно. Продумайте, как можно организовать досуг малыша с пользой для него, чтобы его физическая сила применялась не на окружающих, а, например, на или гантелях. Можно также отправиться с малышом на улицу, поиграть с ним в футбол или бадминтон.

Своевременно помогайте ребенку понять причины агрессивного поведения

Если ваш сын поставил синяк другому мальчику, вы должны отреагировать на этот поступок без промедления. Отпрыску нужно дать понять, что поступок, который он совершил, носит негативный характер. Он должен осознать, что подобное поведение не должно повториться в будущем. Ребенок должен учиться отвечать за свои поступки и признавать свои ошибки в форме извинений. Дождитесь того момента, когда он успокоится и проанализируйте вместе с ним его выходку. Вместе вы должны прийти к общему знаменателю и найти другой способ выражения отрицательных эмоций.

Нередко бывает и так, что, не зная, как эти эмоции «выплеснуть», ребенок бьет маму. Что предпринять в этом случае? Опять же, следует спокойно сесть и поговорить с отпрыском. При этом нет смысла применять к нему физическую силу, тем самым вы можете усугубить проблему, и отпрыск может «замкнуться в себе». Здесь поможет только метод убеждения. Сделайте так, чтобы ребенок понял, что драться - нехорошо, а родителей нужно любить и уважать.

Наказание должно быть адекватным

Помните о том, что наказание для ребенка за его проступки должно быть правильным. Еще раз подчеркнем, что озлобленность, раздражительность и недовольство могут не исчезнуть после того, как он получит внушительную «порцию» ремня. В случае если ребенок во второй раз будет «размахивать кулаками» - это также не повод причинять ему ущерб. Как вариант решения проблемы можно на время ограничить его общение с детьми.

Если вы замечаете, что ваш малыш начинает исправляться и его поведение становится правильным, обязательно заострите на этом внимание и похвалите его. В будущем он несколько раз подумает, прежде чем ставить синяки другим детям, поскольку ребенок будет помнить о том, что такое поведение вам явно не понравится.

Здравствуйте, Людмила. Моя дочка почти месяц ходит в детский садик. Серьезных проблем у нас не было. Она уже привыкла к новой обстановке. Ей нравится воспитательница. Но вот вчера она пришла домой в плохом настроении. Как оказалось, у них в группе произошел конфликт и моя кроха ударила мальчика.

Если честно, то я растерялась. Почему она так себя повела? Как должна поступить я? Мне очень не хочется, чтобы подобная ситуация повторилась. Есть ли профессиональные советы, что нужно делать, если ребенок бьет детей в детском саду?

Причины детской агрессии

Описанная вами ситуация - не редкость. Конфликты, ссоры и даже мелкие драки в детском саду возникают по разным причинам. Прежде всего, нужно искать корень этой проблемы в семье.

И речь сейчас не о том, что родители бьют ребенка дома или таким же образом решают споры друг с другом. Это немного другая история, которая требует совсем другого подхода:

  1. Ребенок может стать агрессивным, если родители излишне подавляют его индивидуальность:
  • Постоянная критика поведения малыша;
  • Упреки;
  • Обвинения его в том, что он не такой хороший, как его сверстники. Все это очень негативно отражается на самооценке и характере дошкольника;
  • Особенно нежелательно говорить, что вам стыдно иметь такого малыша, что вы хотите его отдать куда-то. Такие слова очень обижают ребенка, вызывают у него тревогу и враждебное отношение не только к своим родителям, но и ко всему окружающему миру.

Конечно, каждый родитель хоть раз выходил из себя. И, чаще всего, причиной становится детское непослушание. А вот способов, как договориться с ребенком в таких ситуациях бывает мало. Покричать, наругать, предложить выбор из двух вариантов – это чаще всего используют родители.

Вы сможете понять особенности развития ребенка в том или ином возрасте, основные потребности и задачи ребенка и причины его плохого поведения в курсе Послушание без криков и угроз >>>.

Также вас ждет более 15 приемов, как договориться с непослушным ребенком, но без применения криков, угроз или физических наказаний. Подробно рассматриваем воспитание детей от 1 до 5 лет.

  1. Чересчур строгое воспитание;
  • Не стоит окружать малыша большим количеством запретов и требовать их непременного выполнения;
  • Причем взрослые не всегда учитывают интересы и потребности ребенка и заботятся лишь о своем комфорте, запрещая детям шуметь, трогать вещи и т.п. А ведь дошкольники очень любознательны и подвижны;
  • Множество запретов обязательно приводит к тому, что ребенка часто наказывают. Конечно, это вызывает у него негативные эмоции и затаенную агрессию;
  • Особенно плохо, если малыш не понимает, за что именно его отругали или лишили любимой игрушки.
  1. Возможная причина того, почему ребенок бьет детей в садике – отсутствие воспитания или применение слишком демократичной модели воспитания, при которой малышу позволяется делать все, что вздумается. Поэтому он просто не знает норм и правил поведения и во многих случаях действует спонтанно;
  • Чтобы установить границы поведения, научиться грамотно влиять на ребенка, смотрите семинар Мама-главная !>>>;
  • Он поможет вам повысить ваш авторитет в глазах ребенка и решать возникающие конфликты со своим малышом или с ребенком и другими детьми вам станет в десятки раз проще;
  1. В семье может сложиться и еще одна неблагоприятная ситуация, когда родители не уделяют ребенку должного внимания, мало интересуются его самочувствием, его делами. Малыш будет чувствовать себя одиноким, никому не нужным и у него сформируется соответствующее отношение к окружающим людям;

Другие причины

Кроме неправильного подхода в семейном воспитании есть и другие причины детской агрессии:

  • Серьезное влияние на характер малыша могут оказать мультфильмы, видео или сюжеты компьютерных игр со сценами драк, жестоких шуток и т.д.;
  • Обиды от сверстников часто приводят к тому, что ребенок начинает отвечать тем же. Он, не задумываясь, ударит в ответ или начнет драться за игрушку, которую у него попытаются отобрать;
  • Иногда малыш попадает в ситуацию, когда другие дети не хотят с ним дружить или даже общаться. В таком случае он может попытаться силой добиться уважения от своих сверстников или просто будет мстить им за такое отношение;
  • Бывает, что дошкольник часто бьет своих сверстников, как бы нечаянно, без злого умысла. Такое характерно для гиперактивных детей, которые очень подвижны и слабо контролируют свое поведение. Такой тип характера подробно рассмотрен в статье Ребенок холерик >>>;
  • В некоторых случаях агрессия ребенка в отношении других людей может быть спровоцирована состоянием его здоровья. Если у ребенка болезненное состояние, он устал, не выспался и т.п., то он будет реагировать на действия окружающих довольно резко;
  • Также излишняя возбудимость возникает на фоне повышенного внутричерепного давления.

Адаптация в садике, как стресс, запускающий агрессию

Отдельно хочу обратить внимание, что подобные проблемы часто возникают именно в период адаптации к детскому саду. Вы говорите, что дочурка ходит в сад всего лишь месяц, поэтому вполне может быть, что процесс привыкания еще не завершен.

  1. В это время ребенок может испытывать определенные сложности во взаимоотношениях и психологические трудности. Пытаясь найти свое место в новом коллективе, он боится возможных проблем с общением и предпочитает действовать силой;
  2. Кроме того, малыш ведь еще не имеет опыта решения конфликтов и интуитивно выбирает самый простой и «доходчивый путь»;
  3. А иногда дошкольник считает драку за игрушку веселой забавой и думает, что такое поведение вполне уместно в детском саду.

Этот семинар затрагивает проблемы первых месяцев ребенка в детском саду. Вы найдете ответы на вопросы:

  • как реагировать, если ребенок идет в сад со слезами;
  • как подружить ребенка с другими детьми;
  • как помочь ребенку быстрее привыкнуть к новым условиям?
  • что делать, если другие дети обижают вашего ребенка?
  • хитрости, советы и рекомендации как сделать детский сад местом, в котором ребенку будет радостно и комфортно.

Посмотрите семинар, поскольку чаще всего, агрессивность вызвана большим стрессом. Ребенок не может сам с ним справиться и нужна ваша помощь.

Что делать если ваш ребенок бьет всех в садике?

Конечно, довольно неприятно осознавать, что ваш ребенок бьет других детей в садике и на него могут жаловаться другие родители. Поэтому следует сразу же принимать воспитательные меры:

  1. Обязательно поговорите с малышкой. Объясните, что ее поступок неправильный. Ни в коем случае не обвиняйте, не упрекайте и не говорите плохих слов о ее характере. Обсуждайте только ошибочное поведение;
  2. Попросите ее рассказать, чего она хотела добиться, ударив мальчика;
  3. После того, как разберетесь в сути ситуации, предложите другие возможные способы решения конфликта, кроме насилия;
  4. Можно даже разыграть в ролях разные сюжеты, а затем похвалить дочурку. Скажите, что у нее все замечательно получилось, и теперь она будет знать, как правильно вести себя, если опять повторится ссора;

Важно! Старайтесь не переходить к нравоучениям! Вы должны показать, что всегда будете на ее стороне.

В некоторых случаях такой разговор придется повторить и, возможно, не один раз (читайте статью по теме: Почему ребенок не слушается ?>>>). Все зависит от причины, спровоцировавшей агрессию ребенка.

  1. Позаботьтесь о том, чтобы изменить обстановку в семье. Оградите малыша от любого проявления насилия. Ребенок никогда не прислушается к совету решать споры мирным путем, если будет наблюдать у взрослых другую модель поведения;
  2. В первое время необходимо пристально наблюдать за поведением дошкольника. Нужно проследить, в какой ситуации он становится более агрессивным. Любые попытки малыша снова ударить кого-то должны сразу же пресекаться.

Иногда останавливать его придется буквально «хватая за руку». Родители должны дать понять ребенку, что не собираются дальше терпеть подобную ситуацию и не позволят ему больше себя так вести.

Уже с трех лет можно начинать учить малыша контролировать свои эмоции. Это можно делать разными способами:

  • топать ногами;
  • сжать кулачки;
  • порычать;
  • нарисовать свою злость;
  • побоксировать подушку.

Очень хорошо может помочь привлечение ребенка к участию в активных подвижных играх, спортивных соревнованиях. Физические нагрузки – отличный способ выплеснуть энергию и снять напряжение.

Не менее эффективным является посещение малышом музыкальных или художественных кружков, участие в творческих конкурсах.

Что делать если бьют вашего ребенка?

Вместе с тем, немного поговорим и об обратной ситуации – вашего ребенка бьют в детском саду. Конечно, сразу вы ощутите гнев и возмущение. Но нельзя давать волю чувствам.

Помните, что речь идет о детях, а они не всегда могут полностью отвечать за свои поступки. Поэтому ни в коем случае не идите разбираться со сверстником вашего малыша.

Лучше всего действовать по алгоритму:

  1. Обсудите сложившуюся ситуацию с воспитателем (иногда приходится пообщаться даже с заведующей детского сада);
  2. Поговорите с родителями ребенка, который обижает в садике вашего;
  3. Обратитесь за помощью к детскому психологу, который работает в вашем ДОУ.

Не стоит оставлять конфликтную ситуацию без внимания, в надежде, что все разрешится само по себе. Взрослые обязательно должны заручиться поддержкой друг друга и действовать сообща, чтобы между детьми установились хорошие отношения.

Агрессивный ребенок в детском саду – это проблема, как для его родителей, так и для других детей в группе. В ее решении огромная роль отводится семейному воспитанию.

Взрослым необходимо выработать правильные подходы к малышу и способствовать развитию у него коммуникативных умений и положительной самооценки.

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова . Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова : Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.

Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.

И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.

— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

— А как вести себя родителям, когда их ребенок жалуется на издевательства в школе?

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Крайние меры

— Что делать в ситуации, когда ребенок категорически не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать ребенку понять, что если вдруг он не справится, вы всегда придете на помощь. Например: «Я уважаю твое решение. Знай, что я рядом, чтобы ни случилось и всегда могу помочь». Какое-то время просто понаблюдайте за ситуацией: если она начнет выходить из-под контроля, вы как взрослый человек должны все это остановить. Главное на начальном этапе дать понять своему ребенку, что он все-таки под защитой, у него есть «фундамент», на который можно опереться, в случае необходимости.

— Какие сигналы могут говорить о том, что ребенка обижают сверстники?

— Изменения настроения. Ребенок не хочет идти в школу/детский садик, канючит, говорит, как все вокруг плохо. Он не рассказывает каких-то интересных историй из жизни класса. Явные сигналы — приходит в синяках, сообщает, что потерял тетрадку, или просто начинает бесконечно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что сверстники их портят, отнимают или просто выкидывают. Вообще желательно знать друзей ребенка. И было бы здорово, если бы они периодически посещали ваш дом.

— Допустим, у ребенка острый конфликт со сверстниками, может ли в этом случае помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше все-таки разобраться с конкретным коллективом, чем постоянно менять их. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может сдружиться с одноклассниками. В этом случае нужно разбираться именно с самим ребенком — что такого он делает, что социум его не принимает? Возможно, он не верит людям, провоцирует их на какие-то плохие поступки или сам ведет себя агрессивно.

— А как вы относитесь к тому, что детишек, которые не могут вписаться в коллектив, переводят обучаться на дом?

— Это очень индивидуальная история. Нужно смотреть, насколько эмоционально задет ребенок. Кому-то, действительно, такой шаг может помочь восстановиться, снова поверить в свои силы и стать более уверенным в себе. Но параллельно ребенку обязательно нужно будет ходить к психологу и разбираться со случившейся ситуацией. И, скорее всего, не ему одному, а вообще всей семье. И когда он восстановится, «встанет на ноги», то можно возвращаться в коллектив.

Но если вы решаете проблему тем, что просто закрываете свое чадо от мира, начинаете его оберегать и говорить: «Все вокруг плохие, а ты у нас необыкновенный», — то он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это еще больше усугубит проблему.


Top