Злая любовь: почему женщины влюбляются в плохих парней. Почему девушки любят плохих парней

Он – харизматичный, обаятельный, от его улыбки тают девушки на 100 метров вокруг, душа компании, кумир своих друзей… Он порой не ночует дома, бывает груб, может и ударить. Он никогда не думает ни о ком, кроме себя, он капризен и взбалмошен, склонен к вредным привычкам, может быть, или просто не пропускает ни одной юбки, и в каждой женщине из его компании есть риск увидеть соперницу… Это — портрет типичного «плохого мальчика», однако именно этим он привлекает ряд женщин, и они терпят все его капризы и прихоти, терпят унижения и грубости, лишь бы остаться рядом, и подчас неважно, в каком качестве, лишь бы он был в жизни…

Многие женщины приходят с запросом: как избавиться от привязанности к таким вот «плохим мальчикам» и научиться любить достойных, верных и готовых создавать семьи мужчин? Ведь они есть рядом, но женщинам кажутся скучными, пресными и не возбуждают в постели. Что стоит за этим феноменом выбора мужчин, которые заведомо будут унижать женщину, которые не способны к верности, партнерству, которые так поглощены влюбленностью в себя, что их уже не остается на женщину? Ответ можно найти в самой женщине.

Начну с истории. Софье 32 года. В ее жизни было 2 серьезных романа и один брак с «плохими мальчиками», все закончились неудачно, особенно брак, от которого остался ребенок. Разошлись они на фоне , от которого «перепало» и дочке Софьи, и сейчас дочка лечится от заикания. Именно этот факт и заставил Софью пересмотреть свою личную жизнь, и найти закономерность: ей нравятся только такие мужчины, к «хорошим» ее не тянет. Разбирая детство и юность этой женщины, я натолкнулся на два серьезных факта: оба родителя практиковали принцип «условной любви» — каждое проявление тепла и ласки, одобрения и поддержки должно было быть заслужено Софьей, и чем тяжелее были ее «муки», тем ярче – одобрение родителей. Особенно вспоминала она пропись – ей надо было подряд исписать три страницы, чтобы хоть немного улучшить свой далеко не каллиграфический почерк, от усилий девочка сбила на пальце кровавую мозоль, однако, потом, когда в школе оценили ее усердие, девочка получила от родителей праздник – поход в кафе-мороженое. Папа и мама той мозолью даже гордились – «вот как старалась дочка!» Софья усвоила: чем сильнее муки – тем ярче удовольствие. Второй факт, который важен для этой истории – многочисленные запреты в семье. Друзей мама и папа выбирали ей сами, запрещали общаться с теми, кто был «неблагонадежен», нельзя было выйти во двор погулять одной, надо было всегда соблюдать расписание и режим, нельзя было пачкать одежду и т.д., и т.д. И она в какой-то момент начала ждать, что освободится от родительской опеки, и, наконец, заведет компанию с кем угодно, и будет вести себя, как ей вздумается, делать то, что хочет, в чем хочет ходить. В институт она уехала в другой город, обосновав это карьерной необходимостью. Первым же ее парнем стал известный на всю общагу ловелас, альфонс и пьяница….

Женщина чаще всего выбирает «плохого мальчика» тогда, когда у нее есть убеждение: «ничего нельзя получить просто так». Это прямое следствие практики условной любви в детстве. Когда за такой девушкой начинает ухаживать обычный парень, он многое готов дать ей за то, что она есть. И именно в этом таится для нее угроза: чем за это надо будет заплатить? И когда? И как велика будет такая плата? О том, что ее могут любить за саму ее, она и не помышляет. И постоянно ожидает подвоха – предательства, лжи, унижений. И чем меньше поводов дает молодой человек для подозрений, тем страшнее: ведь если сейчас нет унижений, то какой же огромный он выставит ей «счет» спустя годы, к примеру?

В случае же с «плохим парнем» расплата всегда тут же, ее можно оценить, и она кажется посильной. Баланс сохраняется, ситуация кажется девушке справедливой, хотя на внешнем уровне, она, конечно же, будет страдать, но отними у нее привычные страдания – и тревожность возрастет во много раз, потому что «не может быть все хорошо просто так».

Играет роль и протест. Долгие годы запретов, ограничений, невозможности «похулиганить», выпустить энергию, которой особенно много в период полового созревания, приводят к тому, что хочется пуститься во все тяжкие. И объект выбирается по компенсаторному принципу: лишь бы не такой, каких навязывали родители. А родители чаще всего навязывают благонадежных «ботаников», которые подчас могут быть интересными собеседниками, неплохими партнерами, но когда в крови бушуют гормоны – девушке хочется пережить страсть, , «выпустить пар», а навязываемые родителями «положительные проявлять открытую сексуальность, хотя им хочется того же. Но они, как и девочки, слишком воспитаны. И девушка в итоге получает этот столь вожделенный заряд от «плохих парней», ведь именно они умеют как никто быть сексуальными, потому что дома, как правило, никто не воспитывает их, не внушает мысль о том, что сексуальность – это то, что надо держать в узде или, что «это не главное» или что это «стыдно». В большинстве своем, «плохие парни» не росли в благополучных семьях, чаще всего они – выходцы оттуда, где родители, замученные своим проблемами или просто занятые только собой, спокойно отдали детей улице. А улица привила свои законы, в которых чаще всего прав сильный, прав тот, кто может любыми путями добиться того, что ему нужно (в том числе и обладания девушкой), и общепринятая мораль там не в цене, в цене изрядная доля цинизма, эгоизма, а на первом месте – собственное выживание. Я отнюдь не хочу сказать, что любое воспитание блокирует проявления сексуальности, и тем более, что воспитание, пристальное внимание к жизни детей – плохо. Но подчас оно бывает избыточным, требования – завышенными, ограничения – чрезмерными, а любовь – слишком условной.

Играет роль и такой момент: в семьях, где выражение эмоций считалось «не достойным мыслящего человека», любые проявления чувств подавлялись, у девушки появляется эмоциональный голод, удовлетворить который могут только сильные страсти. Такая девушка с долго подавляемыми эмоциями привыкает с годами практически не замечать их, но на бессознательном уровне потребность в переживании сильных ощущений никуда не уходит, а лишь накапливается с годами. И вызвать к жизни эмоциональность может только сильная встряска. Которая и получается именно с «плохими парнями», с которыми ничего нельзя предсказать – придет ли он сегодня домой, и если придет, то в каком виде, и не будет ли скандала и т.д.

Подчас, девушки, не отдавая себе в этом отчета, любят таких мужчин именно за то, что последние позволяют девушке чувствовать себя живой, то есть, переживать, и переживать открыто. Ведь есть действительно масса сильных поводов – , пьет, пользуется девушкой и унижает ее, и ее выражение эмоций становится оправданным даже перед самыми строгими моралистами. Как не пожалеть ту, которую бьет муж? Как не сочувствовать той, кому изменяют, несмотря на то, что она все для него делает?!

Это еще один серьезный нюанс: будучи в позиции жертвы, девушка получает массу внимания и сопереживания, которые ранее были ей недоступны из-за четко регламентируемых порций любви в семье и из-за запрета на открытое выражение чувств (прежде всего самим родителями по отношению к дочери, ведь это именно они не додали ей внимания и сочувствия!)

На уровне одной статьи сложно дать четкий совет, что делать с такой привязанностью к «плохим парням», в каждом случае – это индивидуальная работа с человеком. Но прежде всего, стоит осознать, какие факторы именно в вашей жизни сыграли негативную роль, и постараться для начала пересмотреть ряд собственных убеждений. Действительно ли вас нельзя любить просто за то, что вы есть? И действительно ли вам нужна жесткая «встряска», чтобы запустить эмоции?

Стоит учесть и вот что: в человеке способность любить – это его собственная способность, и он сам может направить свою любовь на кого угодно. Девушки, склонные любить «плохих парней», чаще всего ждут от мужчины готового варианта, «он придет и покорит, придет и возьмет меня, а мне останется только идти за ним». Но за этим стоит неуверенность в себе и подчас даже откровенное нежелание вкладывать что-то в другого человека, чтобы, например, помочь ему раскрыть свою сексуальность. Однако, и от женщины в отношениях требуется инициатива. И если рядом с вами есть привлекательный для вас «хороший мальчик», готовый стать мужем и отцом, стоит попытаться помочь ему раскрыться, а не ждать, что он все сделает сам. Отношения – это работа двоих, и каждый должен сделать туда свой вклад. «Плохой парень» — в какой-то степени ширма, которая позволяет девушке быть пассивной, не вкладывать силы в отношения, а только «переваривать» поступающее. Кем станете вы в своей жизни – строителем или тем, с кем жизнь просто случается, решать вам.

В народе говорят, что «противоположности притягиваются», однако это правило не всегда сулит паре добро и благополучие. Да, очень часто мы видим как образованная и спокойная девушка связывает свою судьбу с выпускником ПТУ, который ранее был известен на весь двор как первый забияка и проказник. В таких случаях сердобольные бабушки-соседки начинают собираться на лавочках и ждать, что же будет дальше.

А вариантов развития событий всего несколько:

— она сможет его перевоспитать,

— он сам измениться,

— они разойдутся рано или поздно,

— она будет любить его до конца жизни и никогда не бросит, несмотря на все его проступки.

Причем более вероятны два последних варианта развития событий, первые два случаются крайне редко и свидетельствуют о настоящей и крепкой любви.

Секрет привлекательности «плохих парней»

Плохие парни на то и плохие, чтобы быть настоящими противоположностями умным и скромным ботаникам. Их главные качества:

1. Уверенность в себе. Образ «плохого» парня никогда не будет полным, если он не будет казаться самоуверенным наглецом, которому все нипочем. Собственно, эта черта и делает его особенным. Ведь сейчас есть масса неуверенных в себе людей, а потому он здорово выигрывает на их фоне. Женщинам кажется, что благодаря этому качеству они смогут положиться на такого партнера, потому что он не растеряется в трудную минуту (если будет рядом).

2. Бесстрашие. Еще один обязательный атрибут. Подобные мужчины смело демонстрируют себя в бою, с легкостью принимают участие в экстремальных развлечениях и всегда стремятся к победе. Что тут скажешь, на внешний вид получается герой, за спиной которого не нужно ничего бояться.

3. Непредсказуемость. В жизни, когда один день сливается со вторым и бытовые дела превращаются в ненавистную рутину, очень хочется вновь почувствовать восторг от чего-то нового, неожиданного. А такие вот кавалеры любят появляться тогда, когда им захочется, пропадать, не звонить, или, наоборот, не давать проходу. Все это заставляет вновь почувствовать неопределенность жизни, надеяться на что-то, ждать чего-то с замиранием сердца.

4. Невероятная страстность. Самый главный козырь «настоящих мачо» — это бурный, запоминающийся секс. Он притягивает и хочется вновь почувствовать весь спектр невероятных эмоций, которые уже давно угасли. Если быть честными, то отношения с такими экземплярами зачастую основываются только на этом пункте. Они приходят, дарят женщине неземное наслаждение, а потом быстренько пропадают с горизонта, ища новое увлечение.

5. Безумно сексуальный внешний вид. Чтобы соответствовать предыдущим пунктам, таким мужчинам нужно заботиться о том, чтобы они всегда выглядели привлекательно. Это не значит, что все они поголовно красавцы неписанные, нет. Они могут пользоваться харизмой, выделением невероятного количества флюидов и созданием вокруг себя очень романтической атмосферы.

6. Нарушение всех правил. Человека всегда привлекало то, что ему недоступно. То, что ему нельзя. А потому только одно осознание того, что эти отношения недопустимы, толкает женщин на то, чтобы развивать их вопреки всему.

Но, какими бы не были плюсы «плохишей», никогда не нужно забывать об их минусах: они непостоянны, являются настоящими бабниками, могут пропасть в самый ответственный момент, внезапно потерять любой интерес к женщине.

Поэтому, если вам хочется внести в свою жизнь немного адреналина, вы, конечно, можете рискнуть, но во избежание глубоких душевных ран, постарайтесь воспринимать эту связь как временную и ничего не значащую.

И помните, перевоспитать вы его не сможете, разве что он сам того захочет!

Никому не секрет, что в большей степени современный кинематограф безумно тривиален. Так как кинематографисты всех стран если и пытаются привнести в свои работы обилие всего и понемногу, то делают это весьма продуманно и органично. Чего не скажешь про творчество скандально известного режиссера Ким Ки Дука . Его фирменным стилем и визитной карточкой уже давно стало соединение не соединяемого, красоты и ужаса, любви и жестокости, глубины философской мысли и бессмысленных сцен насилия. Что в общей сумме и снискало скандальную известность как самому режиссеру, так и его творчеству. Вот и данный фильм мало чем отличается от других работ режиссера.

Будучи ярым визуализатором, который предпочитает форму содержанию, умудряется довести привычным образом красоту и лоск даже самым обыденным сценам. Будь это изображение деятельности ночных бабочек, которые зазывают своих клиентов, или же наблюдения главного героя за трудовой деятельности главной героини. Этими и другими сценами Ким Ки Дук не просто полагается на сюжет и то, насколько адекватно поймет его зритель, а буквально наполняет каждую сцену невыразимой глубиной.

Вот почему и немалое количество сцен насилия с изображением крови воспринимается как нечто эстетически необходимое и не жестокое, а не меньшее количество сцен сексуального характера очень сильно отодвигается от уместных рамок порнографического характера и похоти. Фильм Ким Ки Дука красив и безобразен одновременно. Тем самым, еще более сильно подстраиваясь под столкновение инь и яня, который эффектно отражен в столкновении двух абсолютно разных главных героев.

Будучи своеобразным романтиком и не менее своеобразным исследователем темы человеческой страсти, режиссер Ким Ки Дук с такой же не тривиальностью подходит к пересказу истории. Во многом формируя историю вокруг "Красавицы и Чудовища" изначально, но достаточно лихо развивая сюжет вне рамок данного шаблона. В связи с чем, весь фильм держится о тонкую грань между местью, которая была вызвана личностным оскорблением главному герою и весьма необычной любовью, которая заставляет героя сломать гордыню героини и вывести её до своего же низкого уровня. Тем самым, сравняв свои шансы перед ней. Данный фильм тонко подтягивает историю к тому, что в этой жизни нет ничего однозначного и нет абсолютного зла. Так как даже самые отпетые мерзавцы казалось бы способны на поистине добрые поступки и милые девушки могут опустится до кражи и грязи. Возможно даже сами не осознавая добро или зло совершенных собой поступков.

Вот почему весь фильм охотно раскручивает как тему достаточно бессмысленной мести, так и нетрадиционной любви, которая неожиданным образом начинает всплывать по принципу стокгольмского синдрома. История безумно красива и безобразна одновременно. Тем самым, представляя уникальный фильм унисекс, который одного зрителя захватит за пульсирующий нерв и оставит неизгладимое впечатление, а другого шокирует и ужаснет. Пожалуй именно это идеально отражает отношение массы к творчеству Ким Ки Дука , которое любят и почитают, но и критикуют за кастрационное увлечение жестоким и шокирующим насилием.

Однозначно одним из главных достоинств картины можно считать великолепный дуэт актера Чо Чжа Хёна и актрисы Со Вон , которые уже успели сработаться с режиссером Ким Ки Дуком в его ранних и поздних картинах. Чо Чжа Хён сыграл очень сильно. Учитывая то, что за весь фильм его герой не произносит практически ни слова, можно лишь поражаться тому, насколько великолепно был поднят образ без каких либо слов. Одним лишь выражением лица, мимикой и языком тела. Более того, персонаж интересен и тем, что создавая образ поистине жестокого чудовища, как ни странно начинаешь проникаться к нему определенной симпатией и даже жалостью.

Очень хороша и Со Вон , которой обещали славную карьеру, но так и не реализовавшуюся странным и не заслуженным образом. Девушка очень талантлива и данный фильм тому подтверждение. Ей достался достаточно неоднозначный образ, которого он сделала максимально интересным именно из за идеального отражения момента сломленности её героини. Тем самым разделяя то, какой она была и какой стала.

Плохой Парень - это очередная картина Ким Ки Дука об очередной необычной и своеобразной любви. Достаточно жестокая, тяжелая и суровая нисколько визуальной демонстрацией насилия и жестоких сцен на экране, а скорее подачей, правдивостью рассказанной историей и атмосферой тотального реализма. Возможно немного фарсированного, но не столь осязаемого под общим впечатлением от увиденного.

На самом деле все просто. Хорошие парни боятся принимать решения. Они хотят, чтобы ты решила, куда вы пойдете сегодня вечером. И вовсе не потому, что ценят твое мнение. Просто они пытаются переложить на тебя ответственность. Плохие парни могут ошибаться, могут даже тебя обидеть, но совершенно точно они не будут прятаться за тебя. Есть еще одна вещь, о которой стоит вспомнить. Хорошие парни любят находиться с тобой, когда тебе хорошо. Они имеют свойство абстрагироваться, как только возникают неприятности, даже мелкие. Они переключаются на другие темы. Они даже не попытаются тебе помочь. Они безо всяких объяснений уйдут в себя. Что это? Просто хорошие парни не обременяют себя чужими проблемами, даже если они твои. Они соблюдают осторожность. Ведь хорошие парни не умеют драться. И они уходят в сторону, когда тебе плохо. .. И снова появляются, когда все наладилось. Нет никаких гарантий, что плохой парень тебе поможет. Но попытается, это уж точно! И нет тут ничего особенного! Просто он любит чувствовать себя героем. И еще одно! Хорошие парни легко попадают под влияние. Бабушки, тетушки, мамы, папы, лучшего друга и так далее, и тому подобное, и так до бесконечности. Что означает это для тебя? Просто, если ты не понравишься кому-то из его драгоценных родственников, твои шансы равны нулю. И потом, даже если ты сумеешь путем неимоверных усилий вывести его из-под этого влияния, кто знает, за кого он захочет спрятаться в следующий раз? Если ты не понравишься кому-то из родственников плохого парня, он будет любить тебя еще сильнее. Тут тоже нет ничего особенного! Просто он будет любить тебя ВОПРЕКИ мнению окружающих. Он любит процесс преодоления трудностей. Хорошие парни никогда ни с кем не ссорятся вовсе не в силу харизмы. На самом деле они научились никогда не говорить свое мнение собеседнику. Они помнят, как больно их били в детстве. Потом они даже хотели записаться на бокс, чтобы научиться драться. Но мама отвела их в музыкальную школу. Теперь они могут высказаться о человеке только в его отсутствие. Причем редко эти высказывания будут позитивными. Плохие парни привыкли говорить то, что думают. Они не боятся пойти на конфликт, с чем-то не согласиться, быть резкими. В детстве мама тоже пыталась записать их в музыкальную школу, но они убегали в спортзал. Из музыкальной школы их отчислили в первые полгода, и мама, вздохнув, сказала: «Ну, спортзал, так спортзал». И потому им, в отличие от хороших парней, не страшно высказывать свое мнение. Хорошие парни плывут по течению. Они любят во всем порядок. Все делают по правилам. В голове у хороших парней все разложено по полочкам. Они знают, как должно быть у людей, и стремятся к этому. Плохие парни просто живут. Они ошибались сами, и поэтому примут тебя такой, какая ты есть. Хороший парень будет стоять под твоей дверью и так робко стучать в дверь, что ты не услышишь его. И он развернется и пойдет домой. Он вежлив и культурен. Плохой парень войдет к тебе в любом случае. Скорее всего, если ты ему не откроешь, через окно. Так даже интереснее. Для него, конечно. Ты будешь пить валидол и не сможешь говорить примерно полчаса после его появления. Возможно, у тебя даже будет истерика. Но выгнать ты его тоже не сможешь, это точно. Из этого следует, что хорошие парни боятся высоты, а у плохих парней больше фантазии. Хорошие парни любят тебя воспитывать и хотят, чтобы ты изменилась. Они прочитали множество книг и считают своим долгом сообщить тебе об этом. Бывает и хуже, иногда они еще и пишут стихи (наполовину белые). И читают, читают, читают их тебе. Они изводят тебя своим занудством. И тебе хочется закрыть уши, чтобы их не слышать, закрыть глаза, чтобы их не видеть, и бежать-бежать от них как можно дальше. А вообще с плохими парнями интереснее.


Top