Бедная лиза пример любви. Тема любви Лизы и Эраста в повести Карамзина “Бедная Лиза”

Вера Яковлевна, учитель русского языка и литературы

Цели и задачи:

    Обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

    Развивать умение рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть, свои личные примеры.

    Воспитывать у учащихся внимательное отношение к чувствам людей, их душе.

    Ознакомить уч-ся с понятием «ранний брак», причинами вступления в такой брак, возможными причинами расторжения брака.

    Познакомить с представительным органом ЗАГС; дать представление о значении Семейного кодекса.

    Формировать уважительное отношение к семейным традициям, чувство личной ответственности за взаимоотношения в семье.

    Развивать творческую активность уч-ся.

    Способствовать сплочению коллектива путем совместной деятельности.

    Раскрыть проблему суицидов среди подростков, повлиять на сокращение суицидов среди подростков

Формы и методы работы: беседа, чтение наизусть.

Ход урока:

Эпиграф

Только влюблённый имеет
право на звание человека.

Александр Блок.

I. Стихотворение А.С.Пушкина “Рассудок и любовь” (чтение наизусть).

Младой Дафнис, гоняясь за Доридой,
"Постой, - кричал, - прелестная! постой,
Скажи: "Люблю" - и бегать за тобой
Не стану я - клянуся в том Кипридой!"
"Молчи, молчи!" - Рассудок говорил,
А плут Эрот: "Скажи: ты сердцу мил!"

"Ты сердцу мил!" - пастушка повторила,
И их сердца огнем любви зажглись,
И пал к ногам красавицы Дафнис,
И страстный взор Дорида потупила.
"Беги, беги!" - Рассудок ей твердил,
А плут Эрот: "Останься!" - говорил.

Осталася - и трепетной рукою
Взял руку ей счастливый пастушок.
"Взгляни, - сказал, - с подругой голубок
Там обнялись под тенью лип густою!"
"Беги, беги!" - Рассудок повторил,
"Учись от них!" - Эрот ей говорил.

И нежная улыбка пробежала
Красавицы на пламенных устах,
И вот она с томлением в глазах
К любезному в объятия упала...
"Будь счастлива!" - Эрот ей прошептал,
Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.

Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” мы начали с этого стихотворения?
- Как стихотворение Пушкина перекликается с повестью Карамзина? (темы “твёрдого ума” и “нежнейшего чувства”)

В повести речь идёт о любви, о том вечном, что волнует сердца. В каком литературном направлении обращается внимание на внутренний мир лирического героя, его чувства? (сентиментализм)

2. Проверка домашнего задания.

Назовите признаки этого литературного метода на примере повести “Бедная Лиза”. (проверка домашнего задания составление таблицы)

Признак сентиментализма

Тезис, цитаты из текста

2. Герои – обычные люди, нет акцента на их происхождение.

3. Обожествление природы.

3. Работа с текстом.

Посмотрим, как в повести прослеживается тема “рассудка и любви”.

Найдите эпизоды, где говорится о мечтах и желаниях Лизы, о её счастье.

В чём особенности такой любви? (она платоническая)

Какое определение даёт этой любви сам автор, выделяя его курсивом? (любовь-дружба)
- Лиза отдаётся чувствам, не думая о том, к чему это приведёт. Вот она – всемогущая сила любви.

А у героя иное представление о любви. Какое? (С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии. Это любовь-страсть.)

Как в повести появляется тема страсти? (Эпизоды: Лизу хотят выдать замуж – встреча с Эрастом- объятия – поцелуй – утрата невинности. “Мрак вечера питал желания”. Природа на вмешивается, она молчит, давая право выбора Лизе.)

С чем связаны мысли Эраста? (с воспоминаниями)

Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно ожжет быть как прекрасно, так и опасно.

Найдите предупреждение Карамзина молодым людям. (повесть написана для них, то есть для вас, юных читателей.)

Как развивается в повести тема рассудка? (Сцена расставания Лизы с Эрастом, когда Лиза произносит фразу “У меня есть мать!”)
- Почему рассудку Лизы не дано взять верх над чувствами? (Чувства не поддаются контролю. Они сильнее разума, что характерно для сентиментализма.)
- Чем это обусловлено? (повесть сентиментальная)

Могли ли развиваться события подобным образом, например, в произведениях М.В.Ломоносова? Почему? (Ломоносов представляет классицизм, подчинение личного общественному, чувств – разуму; Карамзин – сентименталист: внимание к отдельному человеку, его внутреннему миру, то есть разум подчинён чувствам.)

О ком Карамзин говорит “безрассудный молодой человек” и почему? (О Эрасте, так как он позволял себе всё, не знал своего сердца)

Думал ли он о последствиях любви к крестьянке? Какой выбор он сделал? (Герой не задумывается о последствиях, так как 1- просит Лизу не говорить об их тайных встречах матери, 2 – желает больше, больше – и ничего не желает, 3 – добившись желаемого, не чувствует новизны.)

Сам автор не осуждает, он не судья. По его мнению, существует сила, которая выносит приговор. Что это за сила? (природа)
- В чём особенность образа природы? (Карамзин говорит не “природа”, а “натура”. Он делает её полноправным героем повести.)

Какие образы, взятые из природы, характеризуют героев повести? (Лиза сравнивается с зарёй, с майским утром. Можно провести параллель Лиза – ландыши. Они белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: “Не владей вами никто!” Это символично. В финале повести она сама бросится в воду.)

Какие ещё символы есть в повести? (Лиза – свет, свет – добро, радость, жизнь. Эраст всегда в тени, даже днём. Луна не хочет его замечать. Эраст – мрак, мрак – печаль, разочарование, смерть.)

Природа предупреждает о возможной трагедии. Вспомните, как встречает Лизу утро? (Встречает туманом – туманное будущее)
- Какие ещё предупреждения даёт природа? (капли росы – слёзы, гром, дождь)
- Эраст оставляет Лизу. Предупреждение природы реализовалось в жизни. Но Лиза не одинока. Почему? (так как природа на её стороне, она ей сочувствует)
- Как относится к Эрасту автор? Ведь отношение к нему природы уже ясно. (“Я готов проклинать человека в Эрасте.”)

Какую позицию Карамзина можно увидеть в этой фразе? (Позицию не писателя, а человека.

С одной стороны гнев, с другой – жалость к Эрасту. Почему? (Потому что Эраст всю свою жизнь был несчастен.)

Изменяет ли что-нибудь любовь Лизы? (Да. Конечно, изменяет. Пробуждается душа Эраста, но он очищается через страдания – катарсис.)
- Так что же побеждает в повести: рассудок или любовь?
- Автор, возрождая к жизни Эраста, провозглашает победу любви и остаётся в нашей читательской памяти.

4. Итог.

Опять вспомним Пушкина. Рассудок или любовь? Что побеждает у поэта в стихотворении? (побеждает любовь)

Чем же руководствоваться в жизни: рассудком или любовью?
- Как поэт и писатель отвечают на этот вопрос?

Поэт заканчивает стихотворение строчкой: “Рассудок что ж? Рассудок уж молчал.” Для Карамзина, как писателя-сентименталиста, чувства важнее и сильнее разума. Именно они делают человека человеком, если они чисты и благородны.

Вывод: Может быть и вам предстоит в жизни делать выбор между рассудком и чувствами. В наш прагматичный век часто побеждает рассудок (и даже расчёт). Классическая же литература напоминает нам, что без настоящих чувств человек теряет душу и вряд ли будет счастлив (что и произошло с Эрастом).

Хотя Карамзин и предупреждает: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”.

Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь “тайна сия велика есть”.

Трагический конец повести предопределен сословным неравенством героев. Эраст – дворянин, а Лиза – крестьянка. Их брак невозможен «И крестьянки любить умеют», - говорит писатель. Но умение любить и быть счастливой не всегда совпадают.

Давайте поговорим о ранних браках и их последствиях. У нас в гостях ____________________ отдела ЗАГСа, которая поможет ответить на некоторые вопросы.

5. Выступление специалиста ЗАГСа.

Ранним браком считается брак, где супругам от 18 до 23 лет.

Молодые люди решают вступить в брак по следующим причинам, побуждающим их к этому шагу:

Нежелательная беременность;

Любовь;

Стремление сбежать от родительской опеки;

Ошибочное убеждение.

Во всех развитых странах мира минимальный возраст вступления в брак определяется законодательством. Подобные ограничения связаны с тем, что молодые люди должны быть готовы к созданию семьи как физиологически, так и морально-психологически, чтобы сознательно относиться к обязанностям супруга и отвечать за последствия половых отношений

Во Франции женщина может выйти замуж с 15 лет, а мужчина - только с 18 лет.

В Италии Конституция более лояльна к юным влюбленным и разрешает вступать в брак женщинам с 14, а мужчинам - с 16 лет.
В Германии брачный возраст у женщин наступает с 16 лет, а у мужчин - с 21 года.

В США в каждом штате свои законы, соответственно, и возраст вступления в брак разный. Девушки могут выйти замуж в 14­-15 лет, а юноши - от 18 лет до 21 года.

В Англии возраст брачующихся одинаковый - 16 лет.

А в нашей стране?(ответы уч-ся)

В Российской Федерации брачный возраст для мужчин и женщин 18 лет. В исключительных случаях допускается снижение брачного возраста на 1 или 2 года, однако в любом случае брачный возраст не может быть ниже 16 лет.

Проблема ранних браков не нова, она была актуальна и несколько веков назад и нашла свое отражение в некоторых литературных произведениях. Няня Татьяны Лариной из романа А. С. Пушкина вышла замуж в 13 лет. Герои У. Шекспира Ромео и Джульетта вступили в брак тоже в юном возрасте.

В чем причина распада ранних браков?

1. Распадаются ранние браки из-за неготовности партнеров к семейной жизни. Успех счастливого брака в хорошей подготовке к нему, достижении зрелости до брака. Не только физической, но и психологической.

2. Неправильное представление о семье.

3. Или, вступив в официальные отношения, супруги забывают о развитии отношений в браке, оставив все на фазе влюбленности. Одного энтузиазма, чувства любви не хватает, нужны знания.

4. Есть и другая проблема: партнер выбран неправильно.

5. Отсутствие опыта дружбы. Для брака требуется дружба, потому что это одна из составляющих брака.

К сожалению, не все пары, вступившие в брак, сохраняют свою семью.

Вот статистические данные по г.Благовещенск..

За январь-октябрь 2013 года зарегистрировано браков - _____, разводов – _____.

Число мужчин и женщин, зарегистрировавших брак

Всего

До 18 лет

мужчины

женщины

Число мужчин и женщин, зарегистрировавших развод

Всего

До 18 лет

мужчины

женщины

Вывод: Проблема ранних браков, расторжение браков в наше время очень актуальна.

На вступление в брак влияет возраст, а также качества, определяющие «готовность к браку». Вступающие в брак, должны осознавать ответственность друг за друга, быть готовыми понимать супруга, уважать права и достоинства других членов семьи, уметь сопереживать и сочувствовать друг другу. Ведь при вступлении в брак создается новая семья, а это самое главное в жизни человека.

Все начинается с семьи.

Призывный крик ребенка в колыбели

И мудрой старости докучливые стрелы...

Все начинается с семьи.

Умение прощать, любить и ненавидеть,

Уменье сострадать и сложность жизни видеть -

Все начинается с семьи.

Перенести печаль и боль утрат,

Опять вставать, идти и ошибаться.

И так всю жизнь!

И только не сдаваться!

Все начинается с семьи.

Конец повести «Бедная Лиза» поражает своей трагичностью. Эраст женится на богатой вдове, а Лиза бросается в пруд у Симонова монастыря. Эраст не находит себе покоя. Считая себя виноватым в смерти несчастной крестьянки. Писатель предостерегает такое отношение к жизни.

Почему же Лиза пошла на такой шаг? (Ответ: Она протестует против бездушия).

А могла она избежать трагедии? (Ответ: Да, если бы чувствовала поддержку со стороны матери).

«Самоубийство – мольба о помощи, которую никто не услышал» (Р. Алев).

Как вы понимаете это высказывание? (Если у друга появились разговоры о самоубийстве, то главное во время прийти и нему на помощь. Лучше ошибиться, чем опоздать.)

6. Выступление подготовленных учащихся по проблеме суицид.

1-й : Если твой друг бросает такие намеки, спорь с ним. Говори с ним. Выслушивай его. Дай ему почувствовать что он нужен, что он желанен, постарайся уверить его, что любые раны со временем заживут, кроме пулевых ранений в голову. Если ты чувствуешь близкую опасность, оставайся с другом до тех пор, пока его настроение не пройдет…"

2-й: Самоубийцы - эгоисты. Они думают лишь о себе. Любой человек живет в обществе и имеет взаимоотношения с другими людьми, даже если он отшельник. Посему, совершая какой-то поступок, он задевает других людей - прямо или косвенно. При совершении поступка и действий надо правильно оценить степень "влияния" и "воздействия" на других людей. Эгоисты этого не оценивают. Более того, стремясь "избавить себя" от мук и боли, они лицемерно заявляют, что "Всем будет легче без меня". Давайте посмотрим.

Близкие (после самоубийства):
- чувство вины (не замечали, не любили…),
- горе, боль утраты,
- замешательство и шок.

Смотрите, они ощущают чувство вины и вместе с тем горе от потери любимого человека. Им тяжелее во много раз, чем самоубийце.

Теперь о "мести". "Тогда поймешь, кого ты потеряла". Это эгоистично, жестоко и аморально. Разве это любовь: желать плохого любимому? Эгоизм чистой воды. Надо уметь отпускать на свободу, если просят свободы. А не ужесточать условия "неволи".

Поэтому не будем эгоистами и начнем думать о других, а не только о том, как плохо мне любимому.
3-й : Маяковский “Послушайте”.

Послушайте,
Ведь если звезды зажигают,-
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит, кто-то хочет, чтобы они были?
Кто-то называет эти плевочки-жемчужиной?
И надрываясь в полуденной пыли,
Врывается к Богу,
Боится, что опоздал,
Плачет, целует ему жилистую руку,
Просит, чтобы обязательно была звезда,
Клянется, что не перенесет эту беззвездную муку.
А после, ходит тревожный
И спокойный наружно
И говорит кому-то:
“Тебе теперь ничего не страшно? Да?”
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают, -
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит это необходимо, чтобы
Каждый вечер над крышами
Загоралась хотя бы одна звезда!

Рефлексия Учитель: Что вы взяли с урока? Чему научились?

1. На уроке мне было сложно сдержать слезы;
· я не хотел, чтобы мои слезы увидели;
· трудно было не заплакать;
· нельзя понять Лизу.

2. Урок помог задуматься:
· о том, как страшно потерять жизнь;
· об одиночестве, доброте и милосердии;
· о человечности, об отношении к девушке;
· о моих родных;
· о том, какой ценой Лиза расплатилась за свое легкомыслие;

3. Я понял:
· нельзя быть таким бесчеловечным, как Эраст. Нужно заботиться о родных, и близких;

· никогда не поступлю так, как Лиза и Эраст;
· я очень люблю своих близких и боюсь их потерять;
· нельзя совершать таких ошибок.

Исполнение песни___________________

Литература:

1. Карамзин Н.М. Бедная Лиза. 1792 г.

3. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М., 1997.

4. Семейный кодекс Российской Федерации //Сборник кодексов РФ. Кн.1 М.,1999. С 647-709.

Карамзин Н. М.Основные проблемы любви в повести Карамзина "Бедная Лиза"
с

Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина "Бедная Лиза", которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и состоятельного молодого дворянина Эраста. Центральный интерес повествования заключен в добросердечной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любви.

Психологически доподлинно показано состояние молодого, целомудренного и наивного девичества с радостным доверием к жизни, слитой с яркими красками солнечного дня, цветущей природы. Потом переплетается тревожный период недоумения перед новым, незнакомым ей чувством после встречи с Эрастом. Он сменяется трогательной картиной чистой первой влюбленности, райской и духовно окрыленной. Но когда бедная Лиза отдается Эрасту, чистые восхищения девушки омрачаются сознанием чего-то беззаконного, что вмешалось в ее любовь. И на это новое душевное состояние откликается по своему природа: "Между тем блеснула молния, и грянул гром. Лиза вся задрожала: "Эраст, Эраст! - сказала она.- Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступницу!"

Беспокойство оказывается ненапрасным: пресыщенный молодой дворянин начинает охладевать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого сменяется надеждой на возможность вернуть утраченное счастье. Тут Эраст надолго покидает Лизу, отправляясь в военный поход, где он проигрывает в карты все свое состояние, и по возвращении решает поправить дело женитьбой на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, девушка бросается в пруд около Симонова монастыря - места ее счастливых свиданий с Эрастом.

В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которых Эраст вдоволь начитался, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно и дружно на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармонической жизни вдали от общества, в природной простоте нравов и обычаев. Но пастушеская идиллия ему вскоре надоедает.

Мотивы повести, связанные с Эрастом, в разных вариациях будут звучать в нашей литературе - в пушкинских "Цыганах", в поздней драме Л. Н. Толстого "Живой труп" и романе "Воскресение". А судьба Лизы отзовется в "Станционном смотрителе" Пушкина, в "Бедных людях" Достоевского. По существу, "Бедной Лизой" открывается ключевая в отечественной литературе тема "маленького человека".

Правда, социальный аспект в отношениях Лизы и Эраста приглушен: Карамзин более всего озабочен в повести доказательством того, что "и крестьянки любить умеют". Но именно потому социальный колорит в изображении характера Лизы у Карамзина отсутствует. Это является, пожалуй, самым слабым местом повести, ибо Лиза менее всего похожа на крестьянку, а более - на милую светскую барышню эпохи Карамзина, воспитанную на чувствительных сентиментальных романах. Ныне такой писательский подход к изображению людей из народа кажется наивным и нехудожественным. Но современники Карамзина, еще не читавшие ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой фальши, но восхищались до слез художественной правдой повести. Пруд у Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина и получил название "Лизин пруд". Сюда сходились на свидание сентиментальные парочки, сюда приходили тосковать и предаваться "меланхолии" люди с чувствительными и разбитыми сердцами. Так, один из светских остряков написал по этому поводу такое объявление:

"Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,- Топитесь, девушки, в пруду довольно места!" А монахи прекратили эти паломничества просто: обнесли пруд забором и вывесили надпись, что пруд этот вовсе не называется Лизиным.

Все это и сейчас не может не вызывать улыбки, наивность и простодушие людей далекой от нас эпохи. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться, что "привязанную" к крестьянке устарелым литературным языком - историю девической любви с ее зарождения до катастрофы Карамзин передал с психологической д
остоверностью, в её зерне уже содержится и будущий Тургенев, певец "первой любви" и тонкий знаток девичьего сердца, и Лев Толстой с проникновением в душевное течение с его формами и законами. Узнаваемый во всем мире изощренный психологизм русской художественной прозы предчувствуется, появляется в кажущейся ныне наивной и даже неумелой повести этого писателя.

Похожие сочинения:
Николай Михайлович Карамзин - основатель русского сентиментализма Темы, идеи, образы повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" История в повести Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь»

Огромным успехом у русских читателей начала XIX века пользовалась повесть Карамзина "Бедная Лиза", оказавшая существенное влияние на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к печальной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Главный заинтересованность повествования заключен в душевной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любовного чувства.

Психологически достоверно представлено состояние молодого, целомудренного и наивного девичества с радостным доверием к жизни, слитой с яркими красками солнечного дня, цветущей

Природы. Потом перелается тревожный срок недоумения перед новым, незнакомым ей чувством после встречи с Эрастом. Он сменяется трогательной картиной чистой первой влюбленности, счастливой и духовно окрыленной. Но когда бедная Лиза отдается Эрасту, чистые восторги девушки омрачаются сознанием чего-то беззаконного, что вмешалось в ее любовь. И на это новое душевное состояние откликается по-своему природа: "Между тем блеснула молния и грянул гром. Лиза вся задрожала: "Эраст, Эраст! - сказала она.- Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступницу!"
Тревога оказывается ненапрасной: пресыщенный молодой дворянин начинает охладевать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого сменяется надеждой на вероятность вернуть утраченное счастье. Тут Эраст надолго покидает Лизу, отправляясь в боевой поход, где он проигрывает в карты все свое состояние, и по возвращении решает поправить дело женитьбой на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, барышня бросается в пруд приблизительно Симонова монастыря - места ее счастливых свиданий с Эрастом.

В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которых Эраст вдоволь начитался, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно и дружно на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармонической жизни вдали от общества, в природной простоте нравов и обычаев. Но пастушеская идиллия ему вскоре надоедает.

Мотивы повести, связанные с Эрастом, в разных вариациях будут раздаваться в нашей литературе - в пушкинских "Цыганах", в поздней драме Л. Н. Толстого "Живой труп" и романе "Воскресение". А судьба Лизы отзовется в "Станционном смотрителе" Пушкина, в "Бедных людях" Достоевского. По существу, "Бедной Лизой" открывается ключевая в отечественной литературе тема "маленького человека".

Правда, социальный аспект в отношениях Лизы и Эраста приглушен: Карамзин более всего озабочен в повести доказательством того, что "и крестьянки любить умеют". Но аккурат потому социальный колорит в изображении характера Лизы у Карамзина отсутствует. Это является, пожалуй, самым слабым местом повести, потому как Лиза менее всего похожа на крестьянку, а более - на милую светскую барышню эпохи Карамзина, воспитанную на чувствительных сентиментальных романах. Ныне такой писательский подход к изображению людей из народа кажется наивным и нехудожественным. Но современники Карамзина, ещё не читавшие ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой фальши, но восхищались до слез художественной правдой повести. Пруд у Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина и получил название "Лизин пруд". Сюда сходились на свидание сентиментальные парочки, сюда приходили тосковать и предаваться "меланхолии" люди с чувствительными и разбитыми сердцами. Так, один из светских остряков написал по этому поводу такое объявление:

Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,- Топитесь, девушки, в пруду довольно места!

А монахи прекратили эти паломничества просто: обнесли пруд забором и вывесили надпись, что пруд тот самый совсем не называется Лизиным.

Все это ныне не может не оживлять улыбки над наивностью и простодушием людей далекого от нас времени. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться, что "привязанная" к крестьянке и выраженная несколько архаичным, устарелым литературным языком история девической любви с ее зарождения до катастрофы передана Карамзиным с психологической достоверностью, в зерне которой уже содержится и будущий Тургенев, певец "первой любви" и тонкий знаток девичьего сердца, и Лев Толстой с проникновением в сердечный процесс с его формами и законами. Признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы предчувствуется, зарождается в кажущейся ныне наивной и более того неумелой повести Карамзина.


История любви Эраста и Лизы – это трагическая история, так как она построена на грехе, обмане и предательстве. С самого начала мы видим молодую девушку, которая честная, открытая и добрая. Он умеет трудиться и любить.

Но на ее пути повстречался человек по имени Эраст, который всё перевернул. Лиза влюбилась в него, не думая о последствиях. Она отдалась ему во всём, чем согрешила. Страх объял девушку, но Эраст особо не переживал.

Получив то, что хотел, мужчина решил уехать на фронт.

Через два месяца он вернулся. Они снова случайно встретились. Лиза была безумно счастлива, но ее шокировали новости. Эраст был уже помолвлен с женщиной. Для него это была выгодная партия.

Девушка не нашла другого выхода. Она бросилась со скалы. В самом начале повести мы видим её гроб в монастыре. В конце мы снова к нему возвращаемся. История этих людей показала нам, что нужно всегда внимательно следить за своими поступками, анализировать, а главное, искать помощи и совета у старших. Лиза не стала спрашивать совета у родителей, а ведь они могли бы сразу открыть ей глаза.

Обновлено: 2017-08-15

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

>Сочинения по произведению Бедная Лиза

Ненастоящая любовь

Литература направления сентиментализма сильно повлияла на читающих людей из России и Европы. Одним из первых произведений в этом жанре стала повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», написанная в конце восемнадцатого века. Главная героиня, бедная девушка-селянка Лиза , ставшая образцом чистоты и нравственным идеалом того времени. История любви Лизы - одна из важнейших в области сентиментализма. Она сплошь пронизана уважением к человеку и воспитывает в нас гуманность.

На долю главной героини выпала тяжелая участь. Она встретила человека, не умеющего по-настоящему любить. Сначала такая трактовка звучит не так печально, но зная, какими бывают последствия подобной любви, можно понять всю серьезность ситуации. Лиза выросла в сельской местности в семье небедного крестьянина. После смерти отца они с матерью еле сводили концы с концами. Для того чтобы заработать на хлеб, Лизе приходилось ранним утром выезжать в Москву и продавать цветы.

Как-то раз к ней подошел молодой человек и предложил вместо пяти копеек целый рубль за ландыши. Лиза, как честная девушка, отказалась от предложенных денег, на что он ответил, что впредь будет скупать у нее все цветы. Молодого человека звали Эраст . Он был из высшего сословия и хотел как-то помочь бедной девушке, тем более что в ней чувствовалась чистота, непорочность и искренность. Внешне Лиза была также красива, как и душой. Вскоре Эраст стал уделять ей много времени и внимания. При этом он уверял, что никогда не оставит ее и будет всегда заботиться. Поверив своему благодетелю, Лиза отказала сыну богатого односельчанина, когда тот сватался к ней.

Однако любовь Эраста оказалась ненастоящей. Она не выдержала испытания временем и разлукой. Вскоре он был призван на службу в армию. Лизе ничего не оставалось, как ждать возлюбленного и хранить верность. Он тем временем много играл в карты и проиграл почти все состояние. Как оказалось, он не смог посвятить себя любви. Разгульная жизнь и сомнительные увеселения были для него дороже. В результате ему пришлось обручиться с пожилой, но богатой вдовой, которая обещала помочь ему выплатить карточный долг. Такого удара Лиза не могла снести.

Многие причины разом привели ее к отчаянному поступку. Это и предательство Эраста, и тяжелые воспоминания о былой счастливой любви, и потеря честного имени. Но, пожалуй, самое страшное, это осознание того, что со стороны Эраста любовь была поддельной, ненастоящей. Только после гибели Лизы он осознал всю серьезность ситуации. До конца своей жизни он был несчастен, почитая себя убийцей такого чистого и невинного человека. Современники Карамзина проливали над страницами этой повести потоки слез. И сегодня «Бедная Лиза» производит должное впечатление на читателей.


Top