Что читать ребенку в 4 месяца. Самые главные характеристики: вес, рост, прибавка в весе

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Развиваем чувство баланса

Игра 1. «Катание на мяче»

В этом возрасте у малыша появляется множество новых двигательных навыков, однако ему пока трудно сохранять равновесие в некоторых позах из-за отсутствия координации рук и ног. Игра направлена на развитие чувства баланса.

Вам понадобятся

Надувной мяч (фитбол) диаметром 70–80 см, мягкая пелёнка, ковёр или одеяло в качестве мата.

План игры

1. Положите малыша животом на мяч. Одну руку положите ему на спину, а другой придержите обе ноги. 2. Осторожно покачайте мяч вперёд, потом назад, а затем вправо и влево. 3. Переверните ребёнка на спину и уложите на мяче так, чтобы его голова не запрокидывалась. Повторите те же движения в этом положении. 4. Снова положите малыша на животик и, слегка надавливая на поясницу и ягодицы, сделайте так, чтобы мяч начал пружинить под ребёнком. Во время выполнения этого упражнения придерживайте ножки.

Родителям на заметку

1. Заниматься на мяче нужно не раньше, чем через 1,5 часа после кормления. 2. Если малышу нравится соприкасаться с поверхностью мяча лицом, а также голыми руками и ногами, можно обойтись без пелёнки. 3. После каждого занятия мяч необходимо мыть или протирать влажной губкой. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

Малыш растет и набирает вес, с каждым днем он становится все активнее. В 4 месяца мальчики весят 6,2-7,8 кг при росте 61,8-66,0 см, соответствующие показатели для девочек: 5,6 - 7,2 кг и 59,9 - 64,3 см*.

Самые «быстрые» дети уже могут самостоятельно передвигаться: они пытаются ползать, лежа на животике и помогая себе руками, или принимают позу лягушки и отталкиваются ножками. Бывает, что малышам проще пятиться назад, и они не сразу учатся ползать вперед. Многие дети умеют переворачиваться с животика на спинку или даже со спинки на животик.

Ребенок активно пользуется руками, исследуя окружающий мир. Он тянется за предметами и загребает их ладошкой. Пальчики рук у него еще не достаточно ловкие. Новую игрушку или другой предмет ребенок должен всесторонне обследовать: схватить, положить в рот, рассмотреть со всех сторон. Ведь только так он может разобраться, как с ними играть.

Если раньше ребенок четко видел предметы, которые находились на расстоянии до 30-40 см, то теперь он может фокусировать свое зрение в зависимости от того, ближе или дальше находится интересный объект. Малыш лучше различает цвета и даже может увидеть отличия в разных оттенках одного цвета. Он радостно реагирует при появлении новых предметов и смену обстановки.

В этом возрасте ребенок различает все основные звуки и воспроизводит некоторые из них. Он может имитировать мимику мамы и папы и повторять некоторые слоги, например, «ба-ба». Еще больше ему нравится воспроизводить кашель, бормотание, пронзительный крик, и он повторяет их снова и снова, то понижая, то повышая голос.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Теперь во время бодрствования ребенок уже не требует вашего постоянного присутствия рядом, давая маме передышку на несколько минут. Он может играть со своими ручками и ножками несколько минут подряд, повторяя одни и те же движения несколько раз. Это совершенно естественно, ведь в этом возрасте малыши обычно повторяют все действия многократно, чтобы осознать их, прежде чем приступить к освоению нового навыка. Например, кроха может говорить слог «да-да-да-да» несколько дней, не пытаясь разнообразить свой словарный запас, а потом также долго повторять «бу-бу-бу-бу».

Зеркало - любимая забава детей в этом возрасте. Малыш может подолгу любоваться своим отражением, улыбаться ему, изучать движения рук. Лица любого вида и формы завораживают детей: они с интересом разглядывают лица людей, кукол и даже страшные, на первый взгляд, ритуальные маски. Но самый большой интерес ребенка вызывают мама и папа. Общаясь с родителями, кроха дергает их за волосы и гладит по голове, ощупывает лоб, нос, подбородок. Если мама говорит, старается залезть пальцами ей в рот, пытаясь понять, как оттуда появляются такие интересные звуки.

У малыша появляется чувство юмора: он может весело засмеяться, если папа будет корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки, подражая животным. У маленьких детей веселье и страх тесно связаны друг с другом. Смех дает выход нарастающему напряжению, но избыточное возбуждение может напугать малыша и стать причиной слез. Только что ребенок заливался смехом, когда его щекотали и поднимали вверх, а теперь он громко плачет. Во время шумных игр необходимо внимательно наблюдать за малышом, чтобы не перевозбудить его и вовремя предложить крохе более спокойное занятие.

Питание

Обычно четырехмесячному ребенку достаточно 6-8 кормлений и 900-1000 г грудного молока (или адаптированной молочной смеси, рекомендованной педиатром) в сутки*. Состав материнского молока меняется в зависимости от потребностей малыша. Теперь в нем содержится больше полезных жиров и минеральных веществ.

Начинать введение прикорма следует с очень небольших порций: 10 г овощных пюре и 10 г безглютеновых каш (рисовая, гречневая, кукурузная каша – по выбору). Постепенно увеличивайте количество прикорма до 50 г в день. Новые блюда надо добавлять в рацион малыша поочередно, внимательно наблюдая за его реакцией на каждый продукт. Предложите грудничку на завтрак овощное пюре из брокколи или цветной капусты. Через 7-10 дней, если кроха хорошо перенес новый продукт, можно приготовить ему рисовую или кукурузную кашку, разведенную грудным молоком (или смесью).

Помните, что в этот период основным источником питательных веществ для ребенка по-прежнему остается грудное молоко (или детская молочная смесь), поэтому необходимо докармливать малыша молоком во время каждого приема пищи.

Уход за ребенком

Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» - и можно начинать.

Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их.

Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны.

Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться. Напевайте веселые “спортивные” песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Играйте с ребенком в простые игры, например, в прятки. Спрячьте лицо за ладонями рук или прикройтесь одеялом, малыш наверняка начнет радостно смеяться, когда вы неожиданно появитесь у него перед глазами.

Постройте небольшую картонную горку и спускайте с нее игрушку на колесиках на глазах у малыша. Это наблюдение поможет ребенку в будущем лучше понять причинно-следственные связи между явлениями.

Положите в каждую руку малыша пищащие игрушки, которые можно легко сжимать. Постепенно он научится сжимать обе игрушки одновременно. Такие игры отлично помогают детям научиться принимать решения и координировать действия.

Помогите ребенку исследовать разные части его тела. Наденьте на ножки крохи яркие носки. Сначала он будет их рассматривать, а потом попытается схватить ногу и даже снять с нее носок. Не забудьте похвалить малыша, когда ему удастся это сделать.

Дети в этом возрасте обожают играть в «звуковые» игры: порычите, как лев, или попыхтите, как паровозик. Если ваш малыш издает какие-нибудь звуки - повторяйте их, имитируя мимику ребенка. Делайте паузы, чтобы малыш мог вставить свое «слово». Он обязательно оценит ваши попытки «поговорить» на его языке, и, заодно, узнает правила построения диалога.

Сон

В этом возрасте дети спят 17-18 часов в сутки*.

Единого волшебного совета «как уложить ребенка спать» не существует, однако есть некоторые общие рекомендации, помогающие успокоить малыша и настроить его на засыпание.

Перед сном искупайте ребенка в теплой ванне и сделайте ему легкий массаж: это поможет снять мышечное напряжение.

Попробуйте укачать кроху на руках: возможно, он чувствует себя в безопасности, только прижавшись к маме или папе. Некоторые дети быстрее засыпают при монотонном раскачивании в коляске или люльке.

Многие дети успокаиваются, слушая тихую плавную музыку или негромкую речь, например, неторопливое чтение вслух «взрослой» книги.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности.

Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места. Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.

Четвертый месяц в жизни каждого малыша - ответственный и нелегкий период, полный разнообразных тренировок и развития навыков, освоенных им во время предыдущих трех месяцев. Родителям нужно глядеть в оба, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего крохи. Если они будут осведомлены о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца, это позволит им вовремя заметить отклонения от возрастных норм и обратиться к врачам за помощью. Даже если несоответствия не столь значительны, можно сделать их корректировку, чтобы в дальнейшем малыш смог догнать сверстников в физическом, эмоциональном, социальном развитии.

В четыре мясца малыш уже гораздо увереннее и выше держит голову, приподнимает туловище, опираясь на ручки

Основные умения

Перечень основных этапов развития поможет подготовить родителей к новым свершениям, открытиям и достижениям своего крохи. Все четырехмесячные малыши забавные, смешные, интересные, и будет лучше, если взрослые окажутся в курсе, чего ждать от подвижных и активных крох, пытающихся уже вылезти из пеленок, а на что еще пока рассчитывать рановато.

Физическое развитие

В 4 месяца малыш:

  • самостоятельно и достаточно уверенно держит головку, когда его берут на руки;
  • активно двигает ручками и ножками во время своего бодрствования;
  • увеличивает активность этих движений в некоторые моменты своей жизни: например, когда его раздевают (переодевают) или когда к нему подходит родной человек, к которому он привык (мама, папа, бабушка и др.), - так он выражает свою радость;
  • при виде незнакомого маленький, но уже такой умненький человечек чаще всего замирает и настораживается, подавляя свою двигательную активность;
  • тянется ручками к тем предметам, которые его заинтересовали; хватает те, до которых он в состоянии дотянуться, подтягивает их к себе, рассматривает, пробует на вкус;
  • когда находится в положении лежа (неважно - на спинке или на боку), делает движения, словно пытается сесть: не нужно торопить его с этим умением и усаживать слишком рано, особенно если это девочка;
  • лежа на спине, приподнимает самостоятельно головку;
  • лежа на животе, сам способен перевернуться на бок;
  • в том же положении (лежа на животе) довольно высоко приподнимает головку, поворачивает ее влево и вправо, даже упирается ручками в ту поверхность, где лежит, - соответственно, слегка приподнимает корпус, достаточно глубоко прогибая при этом спинку.

Социальное развитие

Четырехмесячный ребенок:

  • интересуется тем, что происходит вокруг него;
  • особенное внимание обращает на движущиеся предметы: человека или животного, прошедших мимо, или же на игрушку, которой можно периодически проводить перед его глазами;
  • оживляется при виде игрушек и радуется каждой новой;
  • реагирует на звуки: определяет на слух то место, откуда идет шум, поворачивает к нему головку;
  • ему нравится, когда его берут уже не НА ручки, а ПОД ручки - это положение, из которого он может созерцать большую часть окружающего его мира;
  • запоминает голоса: легко узнает голос мамы, проявляя при этом радость; папу и других домашних, которые входят в круг его общения в этом возрасте, четырехмесячный малыш также способен узнавать по первым нотам их голоса;
  • проявляет интерес к звукам музыки – она нравится большинству малышей; ребенок, услышав ее, начинает прислушиваться, замирает на какое-то время, а затем может проявить целую бурю эмоций посредством своей оживленной мимики и гуления;
  • пробует собственный голос, издает своеобразные гортанные, порой очень певучие звуки, к которым сам же любит прислушиваться;
  • лепечет и гулит;
  • реагирует на собственное имя;
  • отвечает на улыбку, прекрасно понимая ее значение;
  • некоторые даже заразительно смеются в этом возрасте, но это бывает очень редко: родители должны помнить, что в 4 месяца маленький человечек активно заменяет смех и радость быстрыми и интенсивными движениями своих ручек и ножек.

Это лишь основные умения, которые приобретают малыши в возрасте 4 месяцев. В реальности могут быть некоторые отступления от этих стандартных норм, которых родителям не стоит бояться. Каждый маленький человечек очень индивидуален, что может сказываться и на его развитии. Если же отклонения существенны, они вызывают сомнения и страхи у взрослых, то лучше посоветоваться со специалистом, но не делать самостоятельных поспешных выводов.

Если кроха не проявляет особого интереса к происходящему вокруг и не стремится к общению, есть повод для беспокойства

Отклонения от нормы

По-настоящему забеспокоиться родителям стоит тогда, когда большую часть умений, перечисленных выше, малыш в 4 месяца не приобретает. Тревогу нужно бить, если к этому моменту ребенок:

  • не проявляет двигательную активность;
  • не пытается держать головку;
  • не гулит и не лепечет;
  • не реагирует на посторонние звуки и собственное имя;
  • не узнает взрослых, которые находятся в его постоянном окружении, и никак не реагирует на них;
  • редко улыбается, причем делает это совершенно неосознанно и бесцельно;
  • не пытается переворачиваться;
  • равнодушен к игрушкам.

Если все это внимательные родители отмечают у своего четырехмесячного малыша, значит, в его развитии существуют какие-то серьезные проблемы. Если они существенны, без помощи и консультации врача не обойтись. Если же они незначительны, педиатр, скорее всего, посоветует просто более активно заниматься с ребенком, развивать его во всех отношениях.

Чтобы стимулировать развитие малыша, чаще общайтесь с ним, разговаривайте, всячески показывайте свою любовь к нему

Корректировка развития

Если у малыша к 4 месяцам остаются неразвитыми какие-то физические умения, возможно, дело в какой-то внутренней болезни, не выявленной при рождении или появившейся позднее. Иногда требуется всестороннее медицинское обследование, чтобы выяснить причины данных отклонений. В некоторых ситуациях достаточно поделать малышу специальный массаж. Однако чаще всего родители в силах самостоятельно подкорректировать путь развития своего крохи, чтобы в самом скором времени он догнал своих сверстников. С помощью мамы и папы все, что должен уметь ребенок в 4 месяца, он освоит быстро и с удовольствием.

  1. Малышу должно быть обеспечено полноценное общение с родителями. Причем оно не должно ограничиваться только кормлениями, прогулками и гигиеническими процедурами. Это должно быть чтение на ночь, ласковые разговоры, улыбки, игры и занятия.
  2. Ежедневное чтение стихов и потешек поможет в будущем развитию правильной речи и положительно скажется на его памяти в дальнейшем.
  3. Во время чтения стихов родителям рекомендуется проделать следующее упражнение. Соприкасайтесь с малышом щеками во время чтения. Вибрация вашей кожи будет передавать маленькому человечку понимание того, как рождаются звуки.
  4. Нельзя разговаривать с четырехмесячным малышом в грубом тоне, тем более - кричать на него. Все эти интонации отложатся у него в памяти, станут источником бессознательного страха в дальнейшем. Ласка и нежность - только эти два способа могут обеспечить полноценное эмоциональное развитие вашего крохи.
  5. При разговоре с ребенком родителям нужно стараться быть максимально эмоциональными, чтобы познакомить его с палитрой человеческих чувств.
  6. Всегда обращайтесь к младенцу по имени, желательно - в уменьшительно-ласкательной форме, всегда - с нежной интонаций и любовью, которую малыш обязательно почувствует.
  7. Учите его разговаривать. После очередного гуления малыша скажите ему фразу и замолчите. Дождитесь его «ответа» в виде детского лепета, обязательно дайте ему договорить до конца и опять что-нибудь скажите. Обычно маленьким деткам это очень нравится, и они быстро улавливают, что такое разговор. Это очень важно для дальнейшего формирования ребенка как полноценной, социальной личности, которая будет уметь вести диалог.
  8. Покупайте ребенку яркие, разнообразные игрушки, радуйте его и вызывайте у него как можно больше положительных эмоций.
  9. Ежедневно включайте малышу приятную, красивую музыку для прослушивания. Это могут быть даже песни, которым вы можете подпевать: вот увидите - в скором времени и малыш присоединится к вашему вокалу.

Любой родитель мечтает о том, чтобы развитие его малыша не отставало от стандартов, чтобы он рос вместе со сверстниками, особо от них не отличаясь своим развитием. Однако если случился какой-то сбой, не нужно паниковать: не всегда причиной этому служит какое-то серьезное внутреннее заболевание. Чаще всего достаточно уделять ребенку больше времени, заниматься с ним - и тогда все встанет на свои места. На протяжении всего этого периода родителям нужно просто держать в своей голове, что должен уметь четырехмесячный ребенок согласно его возрастным нормам. Отслеживание, контроль и корректировка любых отклонений позволит направить развитие малыша в нужное русло.

Ребенку исполнилось 4 месяца. Четырехмесячный кроха стал более активным, эмоциональным и подвижным. У него увеличивается тактильная чувствительность, малыш сосредоточен при прикосновениях и улыбается при щекотании. Во время бодрствования грудничок внимательно изучает всё вокруг. Рассмотрим более подробно физическое и психическое развитие.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

Двигательная активность младенца на данном этапе еще ограничена, ведь большую часть времени он проводит лежа на спине. Поэтому прибавка в массе за предыдущие четыре недели произойдет сравнительно большая – около 0,7 – 0,8 кг. Вырастает кроха за предыдущие недели на 2,5 см – 3 см, и многая одежда становится ему уже мала. Окружность грудной клетки и головная окружность уже почти уравнивают свои показатели и уже к пятому месяцу грудная клетка станет в обхвате слегка больше, чем голова.

Таблица показателей средних величин физического развития

Важно! Хотя каждая мама знает, что её младенец развивается по своему индивидуальному темпу, стоит все же обращать внимание и на средние параметры большинства грудных детей данного возраста. Границы норм позволяют выявить, есть ли отставание в развитии, и не следует ли обратить внимание на корректирование одного или нескольких показателей физического развития (наиболее важны для оценивания рост и вес).

Основные навыки ребенка в 4 месяца

Время Элемент режима Примерная длительность
6.00 Кормление, умывание, утренний туалет (смена подгузника) 30 мин.
6.30 – 7.30 Бодрствование, легкая гимнастика 1 час
7.30 – 9.30 Утренний сон 2 часа
9.30 Кормление 30 мин.
9.30 – 11.00 Бодрствование, игры, утренняя прогулка 1,5 часа
11.00 – 13.00 Дневной сон 2 часа
13.00 Кормление 30 минут
13.30 – 14.30 Бодрствование, массаж, гимнастика 1 час
14.30 – 16.30 Дневной сон на свежем воздухе 2 часа
16.30 Кормление 30 мин.
17.00 – 18.00 Бодрствование, игры 1 час
18.00 – 19.30 Вечерний сон 1,5 часа
19.30 – 20.00 Бодрствование после пробуждения, общение с мамой 30 мин.
20.00 Кормление 30 мин.
20.30 Купание, подготовка к ночному сну 30 мин.
20.30 – 6.00 Сон 8 – 9 ч.

Пять секретов хорошего сна для грудничка

Ближе к полугоду малыши начинают активничать по времени больше, чем прежде, перевозбуждаться днем от событий и эмоций, что часто приводит к нарушениям сна. Маме приходится искать оригинальные способы помочь своему крохе, когда он не может уснуть. Ниже приведены несколько советов, которые помогут уложить маленького непоседу спать.

1. Ежедневные прогулки

Сон на свежем воздухе приходит к малышам очень быстро – легкое покачивание коляски, шум деревьев, ветерок… И кроха через 10 минут уже сладко сопит. Как правило, на улице дети спят дольше, чем дома. Перед прогулкой можно покормить вашего крошку. Сытый карапуз быстрее засыпает и лучше спит.

2. Активные игры

Здоровая усталость днём будет способствовать крепкому и здоровому сну. Поиграйте с дочкой или сыночком около часа в различные веселые игры – «Сорока – белобока», «Коза рогатая», попрыгайте вместе на фитболе. Затем постепенно снижайте темп игры на спокойный, и через 20-30 минут выходите на прогулку. Обычно после активного общения кроха испытывает сонливость и охотно засыпает в коляске.

3. Купание перед сном

На ночной сон грудничков укладывать тяжелее всего – именно в вечерние часы одолевают капризы, но засыпать грудной ребенок никак не хочет. В этом случае поможет купание непосредственно перед сном в теплой воде с успокаивающими травами (лавандой, валерианой, можжевельником). Вода «окутывает» и расслабляет младенца, после купания он крепко засыпает.

4. «Одновременное дыхание»

Умиротворенная мама и её спокойное сердцебиение могут успокоить разгулявшегося карапуза. Лягте вместе с крохой на кровать или возьмите его на руки. Постарайтесь дышать в такт со своим чадом, подстраивайтесь под его ритм дыхания. Подышите вместе 1-2 минуты, а затем попробуйте отрегулировать свое дыхание, сделав его таким, какое оно у вас во время отдыха и сна – спокойным и глубоким. Через пару минут младенец начнет дышать с мамой в такт и уснет.

5. Эмоциональное состояние

Обязательно нужно обращать внимание на поведение грудничка, его настрой. Если кроха начинает капризничать после долгого бодрствования – это первый признак того, что он устал и уже готов ко сну. И наоборот, если младенец отказывается спать, или же промежуток времени, которое мама тратит на то, чтобы уложить его, по продолжительности больше, чем сам сон, то ребенка необходимо укладывать позже.

На заметку! Важно помнить – когда спокойны вы, спокоен и ваш кроха. Маленькие дети очень чутко реагируют на изменение эмоционального состояния мамы. Попробуйте забыть о делах, которые предстоит сделать, и сосредоточиться на сне вашего любимого чада.

Питание младенца – на что обратить внимание маме

При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.

Обратите внимание! Всемирная Организация Здравоохранения советует кормящим мамам сохранять грудное вскармливание в течение всего первого года жизни малыша.

У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.

С чего лучше начать введение прикорма?

Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.

Каша С каши начинают прикорм в том случае, если у крохи наблюдается недобор веса или он страдает частым расстройством стула. Это должен быть безмолочный продукт, не содержащий глютен. Легко усваивается каша из гречневой крупы (предназначенная для раннего детского питания), далее «по рейтингу» идут рисовая и кукурузная каши.
Овощное пюре С овощным пюре начинать знакомство стоит здоровому ребенку, а также в тех случаях, когда у грудничка избыточный вес, либо имеется склонность к запорам. Хорошо подойдут для пробы цветная капуста, либо брокколи или кабачок. Овощи дети едят с меньшей охотой, чем каши, поэтому маме стоит набраться терпения. В случае отказа грудничка пробовать пюре, можно повторить попытку освоения нового блюда спустя пару-тройку дней.
Фруктовое пюре Однокомпонентные пюре из фруктов прекрасно утоляют голод и дают малышу больше энергии. В срок 4 – 4,5 месяцев карапузу можно предложить пюре из чернослива, слив, персиков. Такое нововведение в меню позволит крохе справиться с задержкой стула благодаря клетчатке и пектиновым веществам.

Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:

Упражнения с крохой

Укрепляющую гимнастику можно проводить с малышом в том случае, если у него полностью ушел гипертонус. Обычно это бывает в период до 3,5 – 4 месяцев. Гимнастика включает в себя различные сгибания и разгибания частей тела, стимулирование к ползанию и переворотам, выкладывание на фитбол. Если ваш юный спортсмен не выдерживает 10 минут упражнений, гимнастику можно выполнять понемногу в течение дня, разделив занятия на 2-3 минутные части.

Особенно эффективны в данном возрасте упражнения:

  1. катание на мяче – малыша нужно положить животиком на фитбол, и стать с ним рядом, придерживая за ручки. Попробуйте слегка попружинить, покачать мяч. Карапузу будет весело, а тем временем у него задействуются все мышцы тела;
  2. велосипедисты – одну ножку малыша вытягиваем вперед, а вторую в этот же момент сгибаем в колене. Затем наоборот. Повторить упражнение 4-6 раз. Такой прием с ножками напоминает движение на велосипеде. Обязательно сопровождайте занятие музыкой, потешками, и не забывайте следить за реакцией крохи;
  3. обнимашки – возьмите грудничка за ладошки и направьте правую ладонь к левом боку, а левую – ко второму боку, как будто кроха обнимает сам себя. Затем повторите объятия, только пусть сверху теперь окажется другая ладошка. Повторите несколько раз.

С четырех месяцев можно активно приучать малыша к утренней зарядке в игровой форме. Чтобы каждый день у крохи начинался с хорошего настроения и заряда энергии, маме можно с младенцем делать легкую гимнастику. Это благоприятно влияет и на физическое развитие, и на эмоциональное, уверяют психологи. Например, вот такая зарядка – пятиминутка со стихотворением станет отличным подспорьем для первых упражнений с грудничком:

Мышки возле грядки делали зарядку (ручки малыша поднимаем вверх, затем опускаем вниз ),

Лапки вверх подняли, кошку увидали (держа за ручки, повороты на бочок) .

Кошка, кошка, брысь, брысь! (скрещиваем ручки перед грудью) .

К нам ты, кошка, не крадись! (круговые повороты ручками в локтях) .

Мы мышата сильные, сильные, спортивные (поза силача) .

Мышки, мышки, не кричите, мышки, мышки, подскажите (ручки в стороны и к себе) ,

Расскажите вы котяткам, как же делать им зарядку (ручки в стороны и к себе) .

Раз, два, три, четыре (ручки вверх в стороны, к себе, вниз) ,

Лапки – выше, затем – шире, а теперь опустим вниз, и тихонечко крадись (ручки по бокам) .

Побежали, побежали, ох, как мышки мы устали (ножки, согнутые в коленях, по очереди сгибаем и разгибаем) .

Вот спасибо вам, мышатки, расскажу я все котяткам.

Массаж для укрепления здоровья ребенка

Массаж дает нагрузку на мышцы, поэтому проводить его без назначения врача стоит с большой осторожностью, буквально на весу кончиками пальцев. Сочетать массажные движения лучше всего с гимнастикой, но обязательно спустя час после приема пищи ребенком. Маме нужно смазать руки детским кремом или персиковым маслом, и приступать к массажу. Массировать кроху всегда нужно сверху вниз: шейка, спинка, ягодицы, ножки, и в завершение – грудная клетка и ручки.

  • Положите грудничка на животик. Начинайте делать поглаживающие движения шеи и плеч, для удобства работая указательными пальцами. Массируйте область вдоль позвонков от головы к спине 5-7 раз.
  • Спинку нужно гладить от ягодиц к плечикам 5-7 раз. Область позвоночника старайтесь при массаже избегать. После поглаживания можно слегка пройтись ребрами ладоней по тем же линиям. Легким растирающим движением размять всю спинку. Затем легонько похлопать, двигаясь снизу вверх. Массаж спины закончить нежными поглаживаниями.
  • Ягодицы малыша массируются так же, как и спинка, только добавляется разминание твердой стороной согнутых пальцев с небольшим усилием.
  • Ножки грудничка энергично поглаживаются массажными движениями от пятки к ягодицам. Массаж нужно делать попеременно, – завершив разминание одной ножки, переходить к следующей.
  • Грудка поглаживается движениями подушечек пальцев. Область молочных желез при массаже остается нетронутой. Погладьте животик вашего чада по часовой стрелке вокруг пупка. Второй и третий круги выполняйте с небольшим пощипыванием, затем снова легкое поглаживание.
  • Ручки массажируются от ладоней к плечикам поглаживающими движениями. Затем можно слегка пощипать, создать вибрацию подушечками пальцев. В завершение – снова поглаживание.
Просмотры: 5 408

Ребенку уже четыре месяца – многое изменилось в его жизни. Нормализовалась работа пищеварительной системы, прошли колики. Более стабильным стало психоэмоциональное состояние малыша. Кроха развивается, изучает мир, окружающий его. Показывает свои первые реакции на предметы, людей, природу.

Вес и рост в четыре месяца

Четырехмесячный ребенок еще только начинает активно двигаться. Поэтому прибавка в весе у него остается еще достаточно большой – до 200 граммов в неделю. В 4 месяца нормальным считается вес от 6 до 7 килограммов. Рост увеличивается небыстро, и в четыре месяца он доходит до 63 сантиметров (в зависимости от первоначального роста младенца он может различаться на 3 см в большую или меньшую сторону).

Двигательные рефлексы

В возрасте 4 месяца у малыша уже не так явно проявляются рефлексы новорожденных. Следует обратить внимание и проконсультироваться с невропатологом, если после 4-5 месяцев рефлексы у ребенка сохраняются и не угасают. К ним можно отнести:
— Рефлекс Робинсона или хватательный рефлекс на основе него у младенца формируется свободное хватание предметов. Малыш все еще пытается схватить своими ручками предметы, но к 4 месяцам рефлекс уже немного угасает. Присутствие рефлекса после пяти месяцев может говорить об отклонениях в ЦНС.
— Рефлекс Моро или рефлекс испуга проявляется, если стукнуть на расстоянии 15-20 сантиметров от лежащего ребенка. Малыш немного приподнимет таз и раскинет в стороны разогнутые ножки и ручки. После четвертого-пятого месяца рефлекс должен угасать.
— Рефлекс спонтанного ползания Бауэра – если слегка надавить на основания стоп ребенка, лежащего на животике, своей ладонью, он будет отталкиваться от нее и пытаться ползти. Как и другие физиологические рефлексы, после 4 месяцев рефлекс ползания должен угасать.
— Рефлекс Галанта проявиться, если провести пальцем по паравертебральной линии позвоночника, малыш начнет изгибаться и разворачивать позвоночник дугой. Рефлекс заметен уже на первых днях жизни младенца. Но к 5 месяцам должен угаснуть у здорового малыша.

Умения и навыки

Если малыш здоров и развит физически, в четыре месяца он должен иметь следующие навыки:
— легко переворачиваться на спинку или на бочок из положения «лежа на животике»;
— должен хорошо держать голову и уверенно подниматься на ручках лежа на животике;
— если взять кроху за ручки и потянуть вверх, он должен слегка присаживаться. Полностью сажать не нужно, так как позвоночник и мышцы спинки еще не достаточно крепкие;
— взяв ребенка под мышки, он должен крепко и уверенно опираться на поверхность стопами и делать ножками шаги на месте;
— гипертонус ручек ослабевает и даже совсем исчезает, но в ножках еще может проявляться напряжение;
— ручки ребенка почти всегда открыты, он хлопает ладошками по поверхности или просто складывает их вместе;
— в этом возрасте младенец может удерживать в ручке различные предметы около 20-30 секунд и даже слегка трясти ими, например, он может греметь погремушкой;
— кроха может специально засовывать в рот пальчик;
— при кормлении ребенок хватается за грудь матери ручками и самостоятельно поддерживает ее.

Психическое и эмоциональное развитие малыша

В четыре месяца ребенок уже может реагировать на мамин голос или какой-нибудь яркий предмет, улыбаться и даже смеяться. Кроха активно изучает новый мир – интенсивно двигает ручками и ножками, оживляется, кричит, пытается произнести первые звуки. Малыш начинает узнавать свое имя и отражение в зеркале.
В это время мышление начинает формировать первые простые связи между явлениями. Например, если ребенок увидел грудь матери, он понимает, что скоро будет кушать.
В четыре месяца младенец все четче начинает проявлять свои эмоции. Он уже испытывает радость, любопытство, боязнь.
Он постоянно изучает свое тело, разглядывает конечности, играется с пальчиками, тащит их в рот. Малышу интересно щупать свои волосы и тело.
В возрасте четыре месяца ребенок четко понимает и отличает близких людей, особенно маму. С мамой у него устанавливается особая эмоциональная связь. Настроение матери передается ребенку. Так, например, если мама радостная, то и ребенок весел и счастлив. И наоборот, если маме грустно, то и ребенок будет в плохом расположении духа. Очень важно в этот период постоянно контактировать с ребенком, чаще подносить его к груди и просто гладить.
Посторонних людей четырехмесячный малыш боится. Незнакомцы пугают и удивляют его. Даже если мама наденет очки или шапку, он может не узнать ее в новом облике. А потом, когда она их снимет, будет сильно удивлен, увидев ее прежнюю.
В связи с интенсивным развитием зрения и слуха у ребенка происходит психологическое развитие. Теперь он не просто видит предметы, он пытается проследить за ним взглядом, если предмет начинает двигаться. Но когда вы уберете предмет из его поля зрения, ребенок быстро забывает о его существовании. Когда вы покажете спрятанный предмет, кроха тут же его вспомнит и узнает.

Зрение

В 4 месяца ребенок начинает воспринимать и различать цвета. Поначалу малышу нравятся все оттенки красного и желтого, потом его начинает привлекать синий и зеленый цвет. Конечно, он еще не обращает внимания на сочетания и смесь цветов. Поэтому не стоит давать ему предметы, содержащие больше четырех цветов. Он будет быстро уставать от такого перенасыщения.

Слух

Одним из основных помощников в новом мире для ребенка является его слух. В четыре месяца малыш уже четко различает знакомые голоса, слышит голос мамы и выделяет его среди других. Он хорошо чувствует музыку, машет ручками и головкой в такт мелодии. Ему даже может нравиться или, наоборот, не нравится определенная песенка. Ребенок больше любит спокойные низкие звуки, чем высокие кричащие. Также хорошо действуют на кроху ритмичные мелодии. Можно вместе с ним хлопать ручками в такт под такие песенки. Предпочтение также следует отдавать музыке и произведениям, исполняемым одним инструментом, а не множеством.
В период с четырех месяцев нужно постоянно беседовать с малышом. Рассказывать ему обо всех происходящих событиях, описывать всё, что его окружает. Читать, ему книжки, демонстрировать карточки со словами и картинками. Чем больше и чаще это делать, тем быстрее ваш малыш заговорит самостоятельно. Подражайте звукам, которые произносит малыш, и вскоре он тоже будет пытаться повторить ваши слова.

Если ребенок, что-то не умеет в 4 месяца

Все перечисленные навыки и умения могут проявиться у младенца немного раньше или немного позже. Но есть то, что ребенок должен обязательно уметь к четырем месяцам. Если что-то из указанного ниже ребенок не может сделать, родители должны проконсультироваться с педиатром:
— малыш должен уметь хватать и держать в ручках небольшие предметы;
— переворачиваться со спинки на животик;
— подниматься и стоять на ладошках в положении «лежа на животе»;
— если приподнять ребенка за ручки вверх, головка не должна отклоняться назад;
— когда держите ребенка под мышки, нужно чтобы он опирался пальчиками ступни;
— ребенок в четыре месяца должен показывать свои эмоции, реагировать на знакомые предметы и людей. Должен смеяться, показывать страх и радость.

Питание и отдых ребенка

На ГВ

Если у матери хватает грудного молока и ребенок хорошо набирает вес, то лучше продолжать кормить его по требованию. Что касается прикорма, то мнения педиатров на этот счет разделились. Большинство говорит, что молоко матери способно полностью насытить растущий организм малыша всеми необходимыми витаминами и минералами. Другие считают, что полезнее будет начинать прикорм уже с 4х месяцев. Но если вы решили всё-таки вводить прикорм, то лучше начинать его с овощных, нежели с фруктовых соков и пюре. Овощи содержат больше клетчатки и меньше сахара. А также у некоторых детей может появиться аллергия на фрукты.

На искусственном вскармливании

Если ребенок на искусственном вскармливании, то можно начинать прикорм уже с 4хмесячного возраста. Делать это нужно постепенно увеличивая дозу. Поначалу порция прикорма не должна быть больше 1 чайной ложки в день.
Находясь на искусственном вскармливании также можно продолжать кормить ребенка по его требованию. Примерный объем смеси за одно кормление должен быть до 200 мл, и за день не превышать одного литра.

Сон четырехмесячного малыша

Малыш в четыре месяца спит много. Нормальный сон малыша может доходить до 16 часов в сутки. Продолжительность ночного сна составляет не меньше 10 часов, днем же ребенок спит около 6 часов. На отдых днем приходится обычно три периода сна.
Укладывать спать ребенка лучше в 8-9 часов вечера. Иначе ребенок может слишком переутомиться. Многие малыши просыпаются ночью для дополнительного кормления через каждые 3-4 часа. А некоторые могут проспать всю ночь напролет. Все дети разные.

Как помогать малышу развиваться

В четырехмесячном возрасте для нормального полноценного развития ребенку необходимо много контактировать с мамой. Она должна постоянно разговаривать с малышом, описывать все происходящее вокруг. Чаще берите кроху на руки, гуляйте на свежем воздухе в коляске или слинге. Но до шестимесячного возраста не использовать кресла и переноски, где ребенок постоянно находится в сидячем положении. Это большая нагрузка на пока еще слабые мышцы крохи.
Ведите беседу с вашим чадом. Ребенок будет понимать, что вы его слушаете, и будет стараться все больше и больше вам «рассказать». Показывайте малышу различные предметы и описывайте их цвет, форму, для чего они используются. Давайте младенцу пощупать, понюхать, кинуть, взять в рот разные безопасные предметы.
Для игр используйте различные игрушки – погремушки, куклы, музыкальные коврики, игрушки с наполнителями. Для развития сенсорики игрушки должны быть сделаны из различных по фактуре материалов – резиновые, тканевые, шерстяные, шелковые, гладкие, шершавые, в пупырышки.

Игровые занятия с 4-месячным ребенком

В четыре месяца можно проводить с ребенком следующие простые игры.
— Игра в прятки или «Ку-Ку». Суть игры знакома всем. Прячете глаза руками, а потом неожиданно открываете, при этом говоря: «Ку-ку! Вот ты где!»
— «Ладушки-ладушки». Игра улучшает моторику рук и помогает раскрытию ручек младенца. Возьмите ладошки малыша и начинайте ими хлопать, при этом повторяя стишок: «Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки! Что ели? Кашку. Что пили? Бражку!»
— Игра-потешка «Коза». Вызывает обычно смех у малышей. Указательным и средним пальцами имитируем бодание козы, щекоча ребенка по животику и приговаривая: «Идет коза бодатая за малыми ребятами. Кто каши не ест? Кто молоко не пьет? Забодаю, забодаю, забодаю!
— «Варим кашку». Водим по кругу пальчиком по ладони малыша – «варим кашку». Затем «кормим» героев потешки, загибая пальчики малыша со словами: «Сорока-ворона кашку варила, детей кормила, этому дала, и этому дала, а этому не дала» При этом каждый пальчик хорошо разминаем и массажируем. Игра полезна для развития моторики и сенсорики ручек детей
Также способствует физическому развитию ребенка закаливание, гимнастика и массаж. Главное не утомлять ребенка различными занятиями и обучением. Все делать в меру.

На четвертом месяце жизни ребенка в его развитии отмечаются заметные перемены, связанные с изменением тонуса мышц, которое способствует освоению новых типов движений. Продолжает совершенствоваться эмоционально-психологическая сфера, малыш активно познает окружающий мир, заметно меньше спит и дольше бодрствует. Итак, что именно должен уметь ребенок в 4 месяца?

Физическое развитие

Рост и вес

Прибавки в весе прежние – независимо от вида вскармливания, ребенок за прошедший месяц должен прибавить от 600 г (но не более 1000г). А вот темпы роста чуть замедляются – теперь малыш подрастает на 2–2,5 см за месяц.

Окружности головы и грудной клетки

В 4 месяца окружность головки составляет 41,5 см, а груди – около 42 см.

Психомоторное развитие

Движения. На 4 месяце жизни окончательно уходит гипертонус мышц-сгибателей с верхних конечностей, что способствует совершенствованию движений в руках. Малыш осознанно выполняет захват игрушек и способен удерживать их в ладони, пытается перекладывать предметы из одной ручки в другую. С захваченным в ладонь предметом младенец совершает разнообразные манипуляции – ощупывает, сгибает, трясет, засовывает в рот.

Благодаря укреплению мышц верхних конечностей ребенок в 4 месяца из положения лежа на животе уверенно приподнимает верхнюю половину туловища, опираясь на предплечья или ладошки.

Укрепляются мышцы спины, благодаря чему ребенок становится способен активно переворачиваться с живота на спину и обратно, пытается вставать на четвереньки или ползать по-пластунски, некоторые малыши пятятся назад. Часть детей из положения лежа на спине пытается садиться, и у них это может получаться. Однако допускать пребывания 4-месячного малыша в положении сидя нельзя – из-за недостаточно окрепших мышц спины у него могут сформироваться патологические изгибы позвоночника, деформации костей грудной клетки и таза. Несмотря на то, что младенцы спокойнее ведут себя сидя (поскольку так им открывается больший обзор), в 4 месяца еще рано помещать детей на стульчики или усаживать с подушкой. Допустимо расположение в детском кресле или коляске полулежа (под углом 45°, с опорой на спинку).

Неумение ребенка в 4 месяца удерживать головку расценивается как значимая задержка психомоторного развития, и требуют квалифицированной помощи детского невролога, педиатра и других специалистов с проведением курса лечебных и реабилитационных мероприятий. Неумение переворачиваться хотя и не столь критично, но должно простимулировать родителей к дополнительным занятиям (проведению гимнастики, массажа, игр с малышом).

Эмоции малыша становятся более выраженными и ярко окрашенными. В 4 месяца дети способны испытывать испуг, радость, обиду и выражать их внешними признаками (улыбкой, смехом, плачем, гулением). Проявляется любопытство, дающее возможность активнее познавать окружающий мир. Ребенок с интересом прислушивается к новым звукам, осматривается на улице, разглядывает свое отражение, окружающих людей, новые игрушки; изучает свое тело (подносит к лицу и рассматривает ножки и ручки), «пробует на вкус» все доступные предметы.

Мышление – в 4 месяца у ребенка появляется способность к формированию причинно-следственных связей – он реагирует на подготовку к кормлению, затихая и приоткрывая ротик при виде материнской груди (или бутылочки).

Зрение и слух. В 4 месяца дети различают цвета, причем предпочитают яркие, чистые основные цвета (желтый, зеленый, синий, красный). Именно в такой цветовой гамме лучше выбирать одежду и игрушки для малышей. Младенец начинает различать на слух голоса (узнает голос матери, отца, других близких родственников), прислушивается к музыке, может выражать отрицательную реакцию не просто на громкие, а уже на неприятные ему звуки (скрежет, неритмичные мелодии и т.д.). Малыш уже улавливает эмоциональные оттенки звуков (улыбается при ласковом разговоре или начинает плакать, если рядом с ним ругаются взрослые).

Речь. У малыша в 4 месяца продолжает совершенствоваться гуление. Он тянет открытые гласные, произносит слоги. Многие дети имитируют различные звуки – например, кашель, с удовольствием повторяя их снова и снова и прислушиваясь к звучанию собственного голоса. Начинается лепет – многократное повторение отдельных слогов (ба-ба-ба, па-па-па и др.).

Режим дня

Продолжительность сна к 4 месяцам у ребенка сокращается до 12–14 часов за сутки. Он спит ночью (возможно 1 пробуждение на кормление, особенно при грудном вскармливании), и 3 раза спит днем. Периоды бодрствования уже достаточно длительные, по 3–4 часа подряд. Нарушения ночного сна могут отмечаться при перевозбуждении малыша (активные игры перед сном), а также в случае неврологических нарушений и заболеваний.

Другие вопросы

Кормление – в 4 месяца кормить детей даже на грудном вскармливании следует по режиму, выдерживая перерывы в 4 часа днем, и по 6–8 часов ночью. Суточный объем пищи при искусственном вскармливании составляет 1/7 от веса малыша.

Согласно современным рекомендациям ВОЗ, в возрастной период с 4 до 6 месяцев необходимо начинать введение прикормов. Первым прикормом для ребенка может стать каша, фруктовое или овощное пюре – вид блюда выбирают, исходя из особенностей развития (деткам с запорами рекомендуют начинать с низкоаллергенных овощных или фруктовых пюре – яблочного или кабачкового; малышам с недобором веса – с безглютеновых безмолочных каш – рисовой, гречневой или кукурузной). О сроках, темпах и последовательности введения продуктов необходимо проконсультироваться с педиатром.

  • комбинированные по фактуре и форме предметы (из пластика со вставками из ткани, металла, силикона; с кольцами, шариками и т.д.);
  • развивающие коврики и подвески;
  • погремушки с различным звучанием;
  • игрушки с зеркальцем;
  • мягкие, легко сминающиеся игрушки (чтобы малыш мог сжимать их пальчиками);
  • звучащие игрушки (музыкальные на батарейках, дудочки и бубны, колокольчики).

Занятия с малышом в 4 месяца должны включать различные активные игры – с переворотами, подбрасыванием, кружением (разумеется, в меру), активную гимнастику, стимулирование ползания. Рекомендуется показ картинок с одним крупным изображением (рисунки животных, фруктов и овощей, предметов). В качестве игр с ребенком в 4 месяца подойдут потешки («коза рогатая»), «ку-ку», совместные игры с погремушками.

На прогулке ребенка следует чаще брать на руки, показывая ему окружающие предметы и животных, с обязательным проговариванием. Нужно чаще разговаривать с малышом, четко произнося слова, играть с ним в повторение звуков. Рекомендуется включать ребенку негромкую музыку – спокойную перед сном и ритмичную в период бодрствования.


Top