Что делать если ребенок невнимательно пишет. Что делать если ребенок невнимательный и рассеянный

Если витающие в мире своих фантазий малыши вызывают умиление, то по мере взросления ребёнка эта черта начинает настораживать. Уже к возрасту 5–6 лет дошкольник должен уметь концентрироваться на задаче, удерживать в зоне внимания сразу несколько объектов, не отвлекаться от сути вопроса хотя бы в течение 15–20 минут. Но что делать родителям невнимательного ребёнка: как понять, в чём проблема, и найти способ её решения?

Давайте разбираться вместе, друзья!

5 причин невнимательности

Причина 1. СДВГ

Рассеянное внимание и высокая отвлекаемость - характерные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. На нашем сайте вы можете подробнее и прочитать, как правильно организовать .

Важно понимать, что такие дети требуют согласованной работы родителей, медиков, педагогов и психологов. Но ваши усилия будут вознаграждены: при грамотном подходе состояние ребёнка поддаётся коррекции.

Причина 2. Слабое здоровье

В педиатрии есть такое понятие, как часто болеющие дети, и, если ваш малыш входит в эту группу, будьте готовы, что развитию внимательности в дошкольном возрасте придётся уделить особое внимание.

Чтобы повысить усидчивость ребёнка со слабым здоровьем и повышенной утомляемостью, вам придётся с особой тщательностью следить за режимом дня карапуза, внимательно распределять нагрузки, создать условия, благоприятные для полноценного отдыха и восстановления.

Причина 3. Особенности нервной системы

Легко возбудимым, тревожным детям, подверженным разным страхам, сложнее сосредоточиться на объекте изучения, чем уравновешенным и спокойным малышам.

В этом случае помочь ребёнку самостоятельно родителям без специальных знаний сложно. Но с помощью психолога, грамотного педагога по дошкольному образованию и опытного учителя начальных классов можно подобрать методики развития внимательности при слабой нервной системе.

Причина 4. Высокие нагрузки

Если вы с утра пораньше ведёте своего ребёнка на танцы, затем отвозите его в бассейн, за которым друг за другом следуют ещё несколько секций и репетиторов, стоит ли удивляться, что к вечеру он неспособен выслушать вас внимательно даже 5 минут?

Детская психика - материя, требующая бережного обращения. Мощные потоки информации, психологические и физические нагрузки неизменно приведут к снижению внимания - это естественная защитная реакция организма при работе на грани стресса.

Причина 5. Отсутствие мотивации

Самая распространенная причина, по которой дети демонстрируют неусидчивость и рассеянность, - отсутствие интереса к объекту рассмотрения. Отсроченные цели в дошкольном возрасте ребёнку не понять. Если ребёнку неинтересно здесь и сейчас, он просто физически не сможет проявить ту степень вовлечённости в занятие, которую ожидают от него требовательные родители.

Чем меньше ребёнок, тем важнее сделать развивающие занятия интересными. Но всё же не забывайте приучать малыша к мысли, что заниматься - дело важное и ответственное. Учите его учиться: вдумчиво, собранно, внимательно.

Чаще отвлекайтесь от дел ваших насущных, чтобы насладиться красотой окружающего мира. Послушайте, как шепчет в листьях ветер. Понаблюдайте, как грациозны в своих размеренных движениях бродячие коты.

Дома, на прогулке, в общественном транспорте рассматривайте всё, что попадает в ваше поле зрения, прислушивайтесь ко всему, что улавливают ваши уши. И, конечно же, обсуждайте увиденное и услышанное с ребёнком. Привычка замечать детали - эффективный тренажёр для развития внимания.

Внимательность - это способность направить сознание на нужный объект. Но что толку от такой способности, если слабая память не удержит этот объект в себе.

Быть внимательным тем проще, чем более развитой памятью обладаешь. Поэтому, друзья, тренируйте детскую память: разучивайте стихи и песенки, учите алфавит, марки машин, названия столиц на карте мира…

Переживаете, что во время занятий ваш малыш то и дело отвлекается? Задумайтесь: возможно, сосредоточенной работе мешает окружающее пространство.

Заниматься легче, когда в комнате нет посторонних шумов, когда на глаза не попадаются посторонние предметы, когда голод или усталость не забирают и без того слабое детское внимание на себя. Рабочая обстановка - ключ к успеху в борьбе с рассеянностью.

Если вы стараетесь контролировать каждый детский шаг, а каждую минуту ребёнка стремитесь наполнить полезным делом, то малышу сложно разобраться самому, что заслуживает его внимания.

«Меньше родительского контроля, больше самостоятельности» - простая, но эффективная формула для профилактики детской рассеянности, неусидчивости, невнимательности.

Развивать различные (концентрацию, устойчивость, объём, переключение и распределение) в дошкольном возрасте помогают различные игры.

Хороши в этом деле настольные игры, лото, детское домино, карточки Memo. Можно играть в словесные игры и игры на бумаге. Главное, что, тренируя внимание в игре, ребёнок искренне вовлекается в процесс, а потому получает от происходящего максимум удовольствия и пользы.

Подведём итоги

  1. Если ребёнок невнимательный, ищите причину его рассеянности и неусидчивости.
  2. Учитывайте индивидуальные особенности своего малыша. Старайтесь избегать сравнений с другими детьми, а если беспокоитесь, что ваш наследник отстаёт в развитии от сверстников, проконсультируйтесь со специалистами.
  3. Для развития внимательности задействуйте все возможные способы: предлагайте интересные игры, наблюдайте за окружающим миром, тренируйте память и мотивируйте ребёнка на самостоятельную работу.

Друзья, мы желаем вам счастливого родительства! До новых встреч!

"Наш ребёнок пошёл в этом году в школу, а учителя постоянно жалуются, что он невнимательный, на уроках часто отвлекается. Что делать?" - написала в редакцию молодая мама Марина Немоляева. В нашей почте немало писем на эту тему. Значит, на волнующий многих вопрос настала пора найти ответ.

СПРОБЛЕМОЙ невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети только-только пошли в школу. И это вполне понятно, поскольку учёба требует от ребёнка большой концентрации внимания. Если у ребёнка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями "быть более внимательным" здесь не обойтись. Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах рассеянности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной помощи.

Хронические заболевания, общая болезненность ребёнка

Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети станут более усидчивыми и внимательными.

Индивидуальные особенности нервной системы

Для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое. Учащимся со слабой нервной системой, напротив, свойственно неустойчивое, плохо переключаемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребёнка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения. Чтобы это понять, нужно обратиться к психологу, невропатологу.

Переутомление и перегрузки

Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. Нередко график школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что он едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остаётся, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности. Необходимо научиться оставлять время на отдых, игры. Возможно, придётся убрать из расписания какие-то внешкольные занятия.

Возрастные ограничения в развитии внимания

Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей. Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки "по невнимательности". Следует понять, что это нормально. На протяжении обучения в начальной школе внимание будет постепенно тренироваться, развиваться, будет увеличиваться его объём. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно хорошо концентрироваться на том, что делают.

Ребёнку неинтересно

Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то для них "недостаточно значимого". Нередко это именно учёба. А играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером они могут до бесконечности. Пробудить у ребёнка интерес и к школьным занятиям - задача для родителей непростая. Требуется терпение и искренний интерес к жизни малыша, его занятиям. Его нужно вовлекать в "нужную" деятельность ненавязчиво, без ремня и порки. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина и Т. А. Мешкова: "Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребёнку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания".

Это процесс длительный. Но необходимый для полноценного психического развития.

Развитие концентрации внимания

Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребёнку предлагается находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребёнку почувствовать, что значит "быть внимательным", и развить сосредоточенность. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Очень хорошо и полезно использовать упражнения на воспроизведение последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.

Увеличение объёма внимания

Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания

Основной принцип упражнений: ребёнку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчёт ударов карандаша по столу, выполнение задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т. п.).

Навыки переключения внимания

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям, состоит в том, что занятия с ребёнком должны носить систематический характер. Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведённое для этого время, но и как бы между прочим, например, по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т. д.

На чтение 6 мин.

В современном стремительно изменяющемся мире, переполненном огромным количеством информации, все труднее становиться оставаться внимательными и сконцентрированными даже взрослым людям, не говоря уже о малышах. Рассеянное внимание у детей сегодня становится чуть ли не нормой, и все чаще детские специалисты диагностируют синдром дефицита внимания, сокращенно СДВ.

Рассеянность у детей встречается достаточно часто

В медицинской практике первое описание этой проблемы относится к середине XIX века. Немецкий психолог Г. Хоффман создал собирательный образ маленького непоседы Фила и подробно объяснил причины возникновения СДВ и способы борьбы с этой болезнью.

Симптомы рассеянного внимания

Дети с СДВ отличаются гиперактивностью и подвижностью. Они не способны усидеть на месте даже некоторое время и заниматься одним и тем же делом, пусть бы оно было невероятно интересным для ребенка. Такие детишки все забывают, они неаккуратны и неуклюжи, не могут запомнить задание и тем более повторить его.

Рассеянность приводит к проблемам в учебе

Особенно ярко рассеянность внимания проявляется в начальной школе. Такой ученик будет бесконечно вертеться за партой, мешая своим соседям и учителю и срывая урок, хотя вовсе не желает этого. Обычно умный и талантливый непоседа не может до конца проявить свои способности. Стремление к лидерству тоже не дает результатов, ведь такой ребенок плохо ладит со своими сверстниками и обычно не обретает авторитет.

Таким образом, дети с рассеянным вниманием живут в постоянной дисгармонии с собой и окружающим миром. Они нуждаются в особенном уходе родителей и учителей, в индивидуальном подходе к воспитанию и учебе.

Отсутствие внимания обычно связано нейробиологическими расстройствами, проблемами со слухом или зрением, болезнями двигательного аппарата. Поэтому нужно уметь распознать, действительно ли ребенок страдает СДВ или он просто не желает выполнять, то, что от него требуется в силу других причин, например, лени.


Определение рассеянности и ее причины

Причины невнимательности

Из результатов исследований известно, что СДВ диагностируется приблизительно у 5% детишек в мире. Это достаточно большое количество, причем оно постоянно возрастает. Но на самом деле не найдется такого родителя, который бы не отметил невнимательность и рассеянность своего ребенка. Прежде чем делать какие-то выводы, надо проанализировать условия, в которых учится и отдыхает маленький человек, его режим и нагрузки, а также свое поведение и методы воспитания.

Вот несколько причин, вследствие которых ребенок может быть невнимателен и не собран.

Методы воспитания

Не следует сверх меры опекать свое любимое чадо. Если ребенок знает, что ему обязательно помогут и подскажут, и даже сделают задание вместо него, то ему незачем будет сосредотачивать внимание и тренировать свои навыки. В результате он не будет стремиться развиваться и совершенствоваться.

Для детей дошкольного возраста необходимо соблюдение определенного распорядка дня. Ребенок должен знать, в какое время он должен заниматься чтением книги или рисованием, а когда можно и просто поиграть во дворе с мальчишками.


Каждый ребенок должен иметь определенный режим дня

Научившись с детства правильно распределять свое время, он и во взрослой жизни будет собран и сконцентрирован.

Возраст

Чем младше ребенок, тем труднее ему удается задержать внимание. Но даже совсем маленький малыш способен концентрировать внимание на яркую игрушку или зажженную электрическую лампочку.


У подростков рассеянность провоцируют гаджеты

Особенности физиологии

Любые заболевания способны снизить внимательность ребенка. После перенесенной болезни должен пройти определенный восстановительный период и рассеянность внимания исчезнет.

Расстройства психики

Нарушения в работе головного мозга и сбои в деятельности нервной системы неизбежно влияют на концентрацию внимания малыша. Эти серьезные причины способен выявить только невролог.

Родителям не следует требовать от ребенка с психическими расстройствами особой внимательности. С такими детками занимаются в специальной группе по особой программе.

Защитная реакция


Часто рассеянность – это защитная реакция на стресс

Рассеянное внимание может быть вызвано защитной реакцией организма на страх, усталость или стресс. Если ученик не умеет решать уравнения по математике, то страх берет верх, и его способность сконцентрироваться во время контрольной работы резко снижается.

Нехватка витаминов в организме

Ненатуральные продукты питания, плохая экология и в то же время огромные физические и умственные нагрузки часто приводят к быстрой утомляемости, а вместе с ней и рассеянности внимания.


Нехватка витаминов приводит к рассеянности и отсутствию интереса ко всему

Отсутствие интереса

Очень часто родители и учителя отмечают рассеянность ребенка, которая моментально проходит, как только он начинает заниматься своим любимым делом. Если во время разучивания таблицы умножения в гости приходит подруга и приносит в подарок ребенку паровозик, совершенно нормально, что все внимание будет сконцентрировано на игрушке. Поэтому пытаясь удержать внимание ребенка на конкретном предмете, необходимо создавать соответствующую атмосферу.


Переизбыток впечатлений и информации у детей снижает внимание

Генетически заложенные факторы

Невнимательность может передаваться ребенку вместе с генами родителей. Если отец или мать страдают алкогольной зависимостью, или гиперактивны, а также в тех случаях, когда беременность проходила с осложнениями, может возникнуть СДВ.

Способы устранения СДВ

Только иногда, в особо тяжелых случаях, рассеянность внимания ребенка требует лечения с помощью лекарств. Обычно, если врач поставил диагноз СДВ, стараются обойтись применением средств, стимулирующих иммунную и нервную систему, и созданием определенных условий отдыха и учебы ребенка.

Чтобы малыш был собран и внимателен, родителям необходимо установить четкий режим дня. Прием пищи, время сна и физических упражнений должны быть расписаны заранее. Надо оставить два часа для свободных занятий, когда ребенок будет рисовать или строить домик для куклы.


У детей должны быть посильные обязанности по дому

У ребенка должен быть круг своих обязанностей. Не стоит по первому требованию помогать ему в их выполнении. Пусть он самостоятельно моет за собой посуду, застилает кровать и убирает свои игрушки. Детям следует давать больше самостоятельности. Это повысит внимательность ребенка и позволит ему проявить себя.

Но в то же время нельзя оставлять ребенка один на один с его проблемами. Он всегда должен чувствовать рядом плечо взрослого, надеяться на его помощь и совет в разрешении сложных ситуаций.


Пазлы учат концентрировать внмиание

С раннего детства надо проводить развивающие внимание занятия с малышом. Можно собирать кубики или детские пазлы. Если ребенок не удерживает внимание на чем-то одном, надо привлекать его к действию, попросив взять именно зеленый кубик, или раскрасить только середину цветочка.

Очень важно не забывать хвалить ребенка. Если у малыша рассеянное внимание, не стоит давать ему заведомо невыполнимых заданий. А если получилось хоть немного, надо не скупиться на похвалу.

Никогда не стоит требовать от ребенка слишком много. Жизнь порой такая интенсивная и насыщенная, что иногда можно и просто поехать в лес или на реку, давая себе и ребенку избавиться от напряжения и усталости.

Ваш ребенок опять забыл записать домашнее задание, не помнит, где оставил сменную обувь, не может сказать, какие завтра предметы в расписании. А еще он бесконечно долго делает уроки, вернее, бесконечно долго их не делает, а просто сидит над тетрадками, думая о чем-то своем. Вы устали делать ему замечания и напоминать по двадцать раз одно и то же, но как разорвать этот круг детской рассеянности и невнимательности, вы не знаете. Поэтому только обреченно вздыхаете со словами «В кого он такой?», не подозревая, что ответ на этот вопрос иногда лежит на поверхности, потому что таким ребенок может быть в вас и из-за вас.

Причины детской рассеянности и невнимательности

Как правило, о неумении ребенка концентрировать внимание, о его неспособности сосредоточиться родители узнают тогда, когда он становится школьником. Именно в это время, требующее от малыша особой усидчивости, начинают раскрываться незнакомые ранее проблемы. И невдомек взрослым, что фундамент для них заложили много лет назад они сами и что ребенок зачастую в этом не виноват. Среди наиболее распространенных причин детской невнимательности выделяют следующие:

  • Ребенок страдает синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Дети с таким диагнозом в принципе не способны долгое время сосредотачивать на чем-либо свое внимание, они неусидчивы и импульсивны. Как правило, эта особенность выявляется еще в детсадовском возрасте, но если не обращать на нее внимания, то с возрастом корректировать поведение ребенка с СДВГ будет очень проблематично.
  • У ребенка слабое здоровье. Он регулярно болеет, его постоянно атакуют вирусы. Все силы уходят на борьбу с недугами, а на удержание внимания уже ничего не остается.
  • Сказываются особенности детской нервной системы: чем она подвижнее, тем легче ребенку переключать свое внимание, и наоборот – при слабой нервной системе маленький человек оказывается не в состоянии быстро менять форму деятельности и концентрироваться на ней.
  • В семье сложилась негативная эмоциональная атмосфера. Если взрослые постоянно ругаются, скандалят, выясняют отношения, то трудно ожидать от ребенка продуктивных занятий и успехов в развитии личностных качеств.
  • Родители не могут создать для ребенка рабочую обстановку. У него нет своего письменного стола, во время занятий его постоянно отвлекают разговорами или ему мешает работающий телевизор. Естественно, что при таких условиях школьник не будет относиться к учебе серьезно, соответственно, ему нет нужды тратить на нее свои личностные ресурсы, быть сосредоточенным и внимательным.
  • Большие физические и эмоциональные нагрузки. Утром ребенок идет в школу, где от него ждут исключительно положительных отметок, после занятий он встречается с тренером в спортивной секции или педагогом в изостудии, затем он должен помочь маме дома, после сделать уроки, а перед сном от него требуют прочитать несколько страниц книги из списка обязательной литературы. И так изо дня в день. Не каждый взрослый выдержит такой жизненный ритм. Неудивительно, что усталость рано или поздно берет свое, детская работоспособность приближается к нулю, и ребенок оказывается не в состоянии контролировать свое внимание.
  • Ребенок не заинтересован в каких-либо учебных занятиях, он не считает важным ничего из того, что от него требуют родители. Учиться ему скучно, он не понимает, почему уроки – это важно и нужно и зачем тратить на них время, когда в жизни есть немало других по-настоящему интересных занятий. Вот почему все обязательное ребенок делает наспех, как получится, не тратя ни грамма своего внимания на то, что считает несущественным. Зато после он сосредоточенно и увлеченно играет в компьютерные игры, демонстрируя чудеса усидчивости. Отсутствие мотивации способно свести на нет все усилия по воспитанию самостоятельной и ответственной личности.

Как видите, среди причин детской невнимательности нет сверхъестественных. Работа над ошибками вполне реальна, главное, чтобы она была адекватной и не причинила ребенку дополнительных психологических и эмоциональных травм.

Запрещенные приемы борьбы с детской невнимательностью

Многие родители, видя несовершенство собственного ребенка, понимают, что над развитием его личности можно и нужно работать. Но зачастую они выбирают самый легкий путь, перекладывая всю ответственность на него самого. В итоге весь процесс формирования у маленького человека усидчивости и концентрации внимания сводится к замечаниям и нравоучениям. Благие родительские намерения могут вылиться в лекцию на тему «Что такое хорошо и что такое плохо», которая в лучшем случае не приведет ни к какому результату, а в худшем – усугубит ситуацию, сформировав у ребенка мнение, что он безнадежен, а значит, и стараться быть лучше ему незачем.

Детские психологи выделяют несколько «не», которыми должны руководствоваться любящие и понимающие родители, борясь с детской невнимательностью: не ругать, не надсмехаться, не наказывать, не сравнивать с другими детьми, не впадать в крайности, исправляя за ребенка ошибки или требуя от него по десять раз самостоятельной переделки чего-либо без помощи взрослых.

Уважаемые родители, нельзя ругать ребенка за то, что он такой, какой есть. Недопустимо высмеивать его недостатки. Нечестно ставить ему в вину ваши собственные промахи в воспитании. Если ребенок невнимателен и рассеян, то это не его вина, а ваша общая беда, с которой можно справиться вместе.

Как помочь ребенку стать внимательнее

На пути исправления ошибок взрослым нужно руководствоваться простым правилом: воспитывая ребенка, начинать надо с самих себя. Эта работа отнимет немало сил и времени, но результат того стоит. Впрочем, от родителей не требуется ничего особенного:

  • Показать ребенка психологу и неврологу. Возможно, детская неусидчивость и невнимательность имеют медицинскую причину. Чем раньше вы об этом узнаете, тем действеннее будут меры по корректировке поведения малыша.
  • Помогать ребенку учиться. Не выполнять за него работу, но и не оставлять его один на один с проблемами. Нужно быть рядом и хвалить за успехи, даже самые незначительные, чтобы ребенок поверил в собственные силы. А еще необходимо сформировать у него привычку самому перепроверять сделанное. За отсутствие ошибок по невнимательности – вручать символический приз.
  • Обеспечить адекватный режим дня. Как бы вам ни хотелось воспитать разносторонне развитого гения, физические и эмоциональные нагрузки на детский организм должны быть разумными. В противном случае не получится воспитать даже обычного, не испытывающего проблем со вниманием школьника.
  • Создать рабочую обстановку для занятий. Каждый ребенок имеет право на письменный стол, тишину в доме на время выполнения домашних заданий и уважительное отношение к своим занятиям родителей.
  • Следить за питанием ребенка. Нездоровая пища утомляет, недостаток витаминов расслабляет, а избыточное количество еды провоцирует лень, апатию и рассеянность.
  • Работать над мотивацией, параллельно обучая отделять важные дела от второстепенных. Конечно, для ребенка компьютерные игры интереснее уроков, но можно ему объяснить, что без знаний есть риск вообще остаться без компьютера, потому что технический прогресс требует людей умных и образованных.
  • Требовать, чтобы любое начатое ребенком дело доводилось до конца. Девиз «И так сойдет» должен стать в вашей семье табу как для детей, так и для взрослых.

Стоит отметить, что все эти усилия могут оказаться бесполезными, если не заниматься с ребенком ежедневными упражнениями на развитие внимательности. Они просты и не потребуют много времени и усилий, зато обеспечат вам хорошее настроение и приятное совместное времяпрепровождение.

  • Словесная игра «Найди предмет» или «Я вижу». Посмотрите, что вас окружает в комнате или на улице, и назовите пять-десять предметов на определенную буку.
  • Игра с буквами. Выберите длинное слово и из имеющихся в нем букв составьте как можно больше новых слов.
  • Напишите текст с ошибками и поручите ребенку найти их и исправить.
  • Соберите паззл.
  • Опишите картинку. Нужно обнаружить на рисунке как можно больше предметов и представить их список.
  • Учите наизусть стихи.
  • Играйте в шахматы или шашки.
  • Бродите по нарисованным лабиринтам и исключайте лишние предметы из логических цепочек.

Упражнения на тренировку памяти и концентрацию внимания можно придумывать самостоятельно, главное, чтобы они не были ребенку в тягость. Не менее важно, чтобы такие обучающие игры входили в распорядок дня постоянно, а не от случая к случаю. Лучше всего такие упражнения давать детям с самого младшего возраста, как только у них начинается осмысленное восприятие окружающего мира. Чем раньше ребенок начнет развивать свои умения сосредотачиваться, выделять частное из общего, выстраивать ассоциативные ряды, запоминать, отмечать детали, тем проще ему будет осваивать школьную программу.


Top