Доктор комаровский закаливание ребенка. Доктор комаровский о закаливании детей

Закаливание имеет существенное значение в развитии у ребёнка способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, в особенности к перепадам температур. Регулярно меняя температуру воды и воздуха для грудничка, его организм начинает адаптироваться к теплу и холоду. Закаливание новорожденных повышает иммунитет к различным заболеваниям, способствует правильному психическому и физическому развитию, помогает наладить обменные процессы.

Закалённый малыш будет расти крепким, сильным, выносливым, обретет способность прекрасно переносить холод и жару, ветреную погоду, а болеть будет очень редко. Если проводить закаливания малыша с рождения, в будущем можно усовершенствовать процессы терморегуляции его организма.

С чего начать?

Не все знают, с чего начать закаливание ребёнка, а ведь очень важно, чтобы первые процедуры были приятны малышу, и не вызывали негатив. Итак, педиатр сообщил, что ребёнок здоров, значит можно применять все возможные щадящие методики закаливания, включающие воздействие водой, воздухом и солнцем.

Главное соблюдать следующие принципы:

  • проводить процедуры систематически;
  • постепенно увеличивать время процедуры;
  • учитывать общее настроение ребёнка, проводить процедуры весело в виде игры;
  • нельзя допускать переохлаждения и перегрева малыша;
  • подбирать одежду, обувь в соответствии с погодой;
  • сочетать массаж, физические упражнения с закаливающими процедурами.

Способы закаливания грудничков

Оздоровительные процедуры закаливания включают:

  • воздействие воздухом: воздушные ванны, прогулка и сон на воздухе;
  • воздействие водой: плавание, купание, контрастные ванны;
  • воздействие солнечным светом: световоздушные ванны.

Правила закаливания малышей

Многие считают закаливание ребёнка по Комаровскому идеальным вариантом, а потому приводим правила закаливания грудничков, основанные на его учении:


  • Закаливание проводят исходя из индивидуальных особенностей ребёнка – процедуры можно проводить, когда малыш полностью здоров, учитывая его психическое и физическое развитие, поведение и реакцию на воздействие средств закаливания. Ослабленных малышей следует приучать к процедурам очень осторожно;
  • Постепенность проведения закаливания, особенно в первые дни, очень важна. Необходимо внимательно следить за самочувствием грудничка, его массой тела, крепостью сна, аппетитом;
  • Сразу подвергать малыша воздействию солнца и холодной воды нельзя. Детский организм адаптируется к условиям постепенно. Только посредством систематического приучения крохи к различным изменениям температур можно без вреда для здоровья получить ожидаемый результат.

Очень осторожно следует проводить методы закалки деток легковозбудимых и слабых. Для них рекомендуется сначала применять обтирание, затем частичное обливание и воздушные ванны, следуя принципу постепенности. Когда слабенький малыш окрепнет, можно переходить на закаливающие процедуры, рекомендованные здоровым малышам.

Важно соблюдать систематичность. Закаливание эффективно исключительно при регулярном (ежедневном) проведении процедур, причём их следует проводить вне зависимости от сезона.


Тогда выработается условный рефлекс – под действием температур кровеносные сосуды быстро отреагируют сужением или расширением.

Детский организм не может быстро приспособиться к изменениям температуры. Если не укреплять выработанный рефлекс, сначала он погаснет, а потом исчезнет.

Делать перерывы на срок более 5 дней нельзя, иначе вся приобретённая организмом ребёнка устойчивость к воздействию внешней среды понизится.

Настроение ребёнка – важный фактор в закаливании

Если малыш беспокоится, капризничает, закаливание следует временно прекратить. Маленьким детям нужен особый подход и внимание, перед процедурой необходимо создать приятную обстановку, чтобы кроха не боялся, а также говорить ласковые слова, улыбаться и подбадривать малыша. Тогда закаливание будет радовать ребенка, и принесёт ожидаемые плоды.

Противопоказания к закаливанию у грудничков

Закаливание может принести ощутимую пользу, но от процедур следует отказаться, если имеются следующие противопоказания:


  • острые заболевания, сопровождаемые повышением температуры;
  • острые расстройства кишечника и желудка;
  • повышенная нервная возбудимость;
  • декомпенсированный порок сердца;
  • анемия (низкое содержание гемоглобина);
  • потеря веса;
  • плохой сон;
  • негативная реакция на закаливающие процедуры.

Закаливание необходимая и совершенно не сложная часть ухода за грудничками.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.

Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!

А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?

Начнем с определения термина.

Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.

Наши задачи совершенно иные.

Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.

Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное, но гордое название «закаливающие процедуры», взрослые отдавали отчет своим действиям .

Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудные заболевания». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги или выпили холодного лимонада). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой - совершенно непонятна.

Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз, - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?

Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий - например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) - приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные - движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С, - становятся источником повышенной опасности.

Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается . Он закален самой Природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы. Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами Природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Только не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.

Тем не менее естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.

Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.

Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.

Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное - сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.

Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем: были не правы. Готовы исправляться.

С чего начать?

Начать с того, что понять: на любого человека - неважно, взрослый это или ребенок, - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные): знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации: место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.

Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям вполне может быть устранено. Для этого надо совсем немного - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.

Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма, снижение как частоты, так и тяжести болезней.

Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.

Читатели, разумеется, вполне могут возразить: дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, чтоне имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!

Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.

  1. Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?
  2. Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.
  3. Питание. Аппетит - как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.

Школа - это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут-то было…

Почему математика четыре раза в неделю, а физкультура - два? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса! Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.

Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание»! А закаливание тут при чем?

Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.

Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, три почетные грамоты, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она пять раз болела ОРЗ и один раз - бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать, и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 °С, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано: в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - каких-то десять минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.

Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.

Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания: сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра - минуту, послезавтра - две минуты, в идеале - через три месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном две-три минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.

Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.

Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.

В подавляющем большинстве случаев «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей.

Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.

Так что, не закаливать? Закаливать, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открывания форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.

Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения: гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому выбирать количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.

Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.

Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время - гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать: «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания +15 °С.

Перечень причин, мешающих закаливанию, можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка сама по себе требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».

Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать, мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.

Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.

Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий: собственная двигательная активность + вода и свежий воздух + общение с любимым родителем. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!

При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа :

1) систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

2) постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

3) учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.

Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней: если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - «благополучно» заболеет, как и остальные, «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.

Еще раз подчеркиваю главное .

Ребенок не нуждается в закаливании.

ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни.

Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая прохладная детская комната в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.

Многие родители жалуются, что ребёнок часто простужается. Слабая иммунная защита – основная причина болезней, низкой сопротивляемости организма. Укрепить иммунитет помогут несложные меры. Главное: регулярность занятий, постоянный контроль результатов, консультации у педиатра.

Закаливание ребёнка со слабым иммунитетом проводится разными методами. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры, физкультура, здоровый образ жизни – всех способов укрепления организма не перечесть. Узнайте, как закаливать малышей и деток старшего возраста.

Причины слабого иммунитета

Часто болеющие дети имеют слабую иммунную систему. Излишняя чувствительность организма развивается под влиянием многих факторов.

Причины ослабления защитных сил:

  • недостаточное, нерациональное, некачественное питание матери во время беременности;
  • искусственное вскармливание или раннее прекращение кормления грудью;
  • недостаток микроэлементов, витаминов, минералов, скудный рацион;
  • недостаточный уход за малышом;
  • отсутствие у родителей знаний по закаливанию малыша;
  • нежелание родителей заниматься с малышом физкультурой, проводить массаж;
  • недостаточная длительность прогулок на свежем воздухе;
  • продолжительность дневного/ночного сна ниже, чем по норме;
  • хронические болезни, повышенная сенсибилизация организма;
  • наследственные патологии иммунной системы.

Признаки слабого иммунитета:

  • частые простуды (ребёнок болеет более 4–6 раз за год);
  • постоянные жалобы на головную боль;
  • слабость, апатия, сонливость;
  • склонность к аллергии;
  • после болезней ребёнок долго восстанавливается;
  • организм слабо реагирует на проникновение возбудителей, температура редко повышается даже при заболеваниях, которые почти всегда сопровождаются высокими температурными показателями;
  • на коже часто появляются прыщики, красные пятнышки;
  • любой сквозняк вызывает заложенность носа;
  • при малейшем контакте с простуженным человеком начинается кашель, чихание, ухудшается самочувствие;
  • детки отказываются от подвижных игр, тихонечко сидят в сторонке, жалуются, что «нет сил».

Многие взрослые спрашивают: «Как повысить иммунитет у часто болеющих деток?». Методы зависят от причины снижения иммунной защиты. Если проблема приобретённая, максимальный упор делайте на естественные методики: правильное питание, режим дня, витаминотерапию, физкультуру, закаливание. При врождённых иммунных патологиях основное лечебное воздействие оказывают специальные препараты. Доктор назначит иммуностимуляторы, без которых правильный образ жизни не даст заметных результатов.

Общие правила закаливания

После визита к иммунологу и педиатру вы узнали, что серьёзных заболеваний у ребёнка нет, врождённые патологии отсутствуют. Это приятная новость. Для укрепления иммунитета важно наладить питание, сон, отдых, и здоровье станет крепче.

Обязательный пункт для повышения защитных сил организма – закаливание. Обратите внимание на общие требования, которых следует придерживаться в любом возрасте.

10 правил для родителей, начинающих закаливание часто болеющих деток:

  • продумайте методики, остановитесь на одной – двух, посоветуйтесь с педиатром;
  • начните процедуры, когда детки полностью здоровы;
  • действуйте осторожно, постепенно снижайте температуру воды/воздуха, увеличивайте продолжительность воздушных/солнечных ванн;
  • постепенно вводите новые виды оздоровительных процедур;
  • соблюдайте режим адаптации: следующую методику вводите через неделю – другую после спокойной реакции организма на предыдущие сеансы;
  • водные процедуры начинайте летом, в тёплую погоду;
  • для деток, страдающих от частых простуд, температура воды и воздуха должна быть выше на 2–3 градуса;
  • если малыш заболел, отмените обтирания, ванны (в воде или воздушные), после выздоровления начните процесс сначала, с первой стадии;
  • каждые 2 недели делайте перерыв на пару дней, наблюдайте за реакцией организма;
  • совмещайте закаливание с правильным питанием, пребыванием на свежем воздухе, приёмом витаминно-минеральных комплексов, полноценным отдыхом. Только в этом случае иммунная система ребёнка станет крепче.

Методы закаливания детей разного возраста

Педиатр, врач-методист кабинета здоровья подскажет оптимальные виды процедур для оздоровления организма. Большинство методик подходят для применения в домашних условиях. Задача родителей – изучить правила закаливания, получить консультацию специалиста. Важно учесть состояние здоровья конкретного ребёнка.

Водные процедуры

Простые, доступные методы: обтирание, обливание и душ. Покажите малышу пример, как растирать тело полотенцем. Учтите: кожа у деток нежная, сильно тереть тело нельзя. Купите малышу мягкое полотенце.

  • проводите обтирание тела после пробуждения, длительность процедуры – 1–2 минуты. Вначале температура +33…+35 градусов. Также как при других водных процедурах, постепенно понижайте температуру на 1–2 градуса;
  • душ разрешён после полутора лет. Оптимальное время для водных процедур – утром и после проведения лёгкой гимнастики. Температурный режим тот же, что для принятия ванны (от +36 градусов, постепенно «убирайте» по 1 градусу);
  • обливание. Отличный закаливающий эффект, активная тренировка механизма терморегуляции. Процедуры начинайте после того, как малыш привык к обтиранию и душу. Нельзя сразу выливать на ребёнка кувшин холодной воды: простуда обеспечена. Длительность обливания – от 15 до 30 секунд. Начинайте со стандартной температуры (от +35 градусов), на протяжении двух месяцев добейтесь температуры +30 градусов. Вначале обливайте только ножки (от стоп до коленок) и ручки (от кистей до плечиков), позже переходите на всё тело (постепенно). Когда малыш привыкнет, чередуйте тёплую и прохладную воду.

Обратите внимание! Температуру обливания деток регулируйте в зависимости от времени года. Для малышей с года до трёх лет зимой ориентируйтесь на показатели +34…+28 градусов, летом: +33…+24 градуса. С 6 до 8 лет температурные показатели снижаются с +32…+24 градуса зимой до +30…+20 градусов летом.

Плавание

Воздействие прохладной воды на маленький организм, мягкий «волновой» массаж, развивающие физические нагрузки вывели плавание в лидеры процедур по закаливанию деток разного возраста. Примечательно, что плавать с поддержкой младенец может уже с 6–8 недель.

Самым маленьким пловцам держаться на воде поможет надувной круг для новорождённых с удобной фиксацией в области шеи. Вначале ребёнок плавает в ванной, в открытом водоёме разрешено купаться малышам возрастом от года, обязательно, с родителями.

Многие бассейны предлагают специальный курс раннего плавания для мамочек и грудничков. Детки активнее развиваются, реже болеют, становятся более общительными, уверенными, усиливается связь мамы и младенца. Иногда на такие занятия ходят папы: это тоже плюс для воспитания маленького человечка.

Температура в бассейне для грудничков – на уровне +32 С…+34 С, воздух должен прогреться до +26 С. Для комфортного плавания в бассейне постепенно снижайте температуру воды в ванной с 36–37 градусов до +33 С…+34 С. Выполняйте рекомендации инструктора, получите разрешение педиатра на оздоровительное плавание в бассейне для грудничков.

Старшим деткам также рекомендованы занятия для развития силы, ловкости, закаливания организма. Один из положительных моментов: плавание – это активные физические нагрузки с минимальным воздействием на позвоночник и сердечно-сосудистую систему.

Волшебная дорожка

Простой, доступный способ. Во время процедуры ребёнок воздействует на биологически активные точки стоп, массирует подошву, ощущает действие воды на ножки. Пары эфирных масел проникают в дыхательные пути, благотворно влияют на организм. Ходьба по неровной поверхности – это лёгкая зарядка плюс массаж.

Понадобится:

  • массажный коврик;
  • мелкий песок;
  • некрупная галька;
  • морская соль;
  • эфирные масла.

На странице узнайте о том, как правильно вводить прикорм при грудном вскармливании.

Как действовать:

  • налейте в ванну не очень много воды: вначале жидкость должна быть тёплой: +36…+37 градусов;
  • насыпьте морскую соль с концентратом пихты, эвкалипта, сосны;
  • сверху положите массажный коврик;
  • поставьте малыша в ванну. Предложите походить по дорожке. Многие родители и фитотерапевты советуют петь песенки. Чем чаще ребёнок открывает рот, набирает больше воздуха, тем активнее полезные пары хвои или эвкалипта, соляные испарения проникают в дыхательные пути;
  • первая процедура длится 10 минут. Вода понемногу остывает, заметен закаливающий эффект;
  • постепенно снижайте температуру на 1–2 градуса, но в холодной воде держать ноги тоже не стоит;
  • через пару недель доведите длительность процедуры до 20 минут;
  • следите, чтобы ребёнок не замёрз. После процедуры сполосните ножки чистой водичкой, вытрите насухо.

Совет! Полезный сеанс можно провести в большом тазу. Насыпьте песок и мелкую гальку, всыпьте немного морской соли, капните немного хвойного эликсира. Для полезных процедур водичку подогрейте до 36 градусов. Пусть малыш походит в тазике, как по морскому дну. Начните с 5 минут, за 2 недели доведите до 20 минут.

Воздушные ванны

Самый простой, доступный способ закаливания. Раздевайте малыша, пусть полежит голышом в тёплую погоду 2–3 раза за день. Продолжительность процедур – от 2 до 15 минут. Обязательно учитывайте температуру в помещении, чтобы карапуз не замёрз.

На свежем воздухе ребёнок должен гулять без лишней одежды (не кутайте даже самых маленьких) с учётом климатических условий. Начинайте закаливание утром или после дневного сна, понемногу увеличивайте продолжительность сеансов.

Солнечные ванны

Полезный вид оздоровления организма. Главное: не переусердствовать, соблюдать часы, благоприятные для закаливания.

  • груднички должны находиться на солнце не более 1–2 минут, малыши после годика – не более 20 минут;
  • оптимальное время для пребывания на летнем солнышке – до 10.00 и после 16.00. С 11 до 15 малышам (да и деткам постарше) не стоит прогуливаться под палящим солнцем: опасное излучение в пиковые часы провоцирует различные заболевания;
  • как и при других методах закаливания, время пребывания на солнце увеличивайте постепенно. Следите за реакцией организма, не допускайте теплового удара. Всегда надевайте малышу кепку, панамку с козырьком для защиты лица и глаз.

Физкультура, гимнастика, массаж

  • утренняя зарядка – это игра, а не наказание. Малыш будет с удовольствием заниматься, если родители показывают пример. Ребёнок не должен догадываться, насколько серьёзное мероприятие проводится: упражнения должны быть лёгкими, весёлыми;
  • разрешите малышу прыгать, бегать, приседать, наклоняться под бодрую, зажигательную музыку. Родителям также будет полезна разминка;
  • помните: маленькие детки копируют поведение взрослых. Если вы заставляете карапуза делать зарядку, а сами нежитесь под одеялом, толку не будет;
  • массаж – отличный способ укрепления мышц, нормализация функций организма. Проводите полезные сеансы через час-полтора после еды, в дневное время или утром, перед зарядкой;
  • если позволяет площадь детской, купите юному спортсмену уголок для занятий физкультурой. Минимальный набор – турник, шведская лестница, канат, спортивная скамья, качели. В хорошо оборудованном месте занятия физкультурой проходят намного интереснее.

Малыш часто болеет? Врач сказал, что у ребёнка ослаблен иммунитет, нужно закаливать организм? Учтите рекомендации педиатров, продумайте методы, подходящие для вашего малыша. Чем раньше вы начнёте закаливание при слабом иммунитете, тем скорее ребёнок станет крепче, будет активнее сопротивляться инфекциям.

Доктор Комаровский о закаливании детей в следующем видео:

Многих родителей довольно часто не устраивает состояние здоровья их малыша, уж слишком часто он болеет. Вроде бы и условия проживания практически идеальные: хорошее питание, своя детская комната, большое количество игрушек, в помещении отсутствуют сквозняки. Но стоит только выпить холодной воды, съесть мороженое или промочить ноги, и сразу приходится вызывать участкового врача или отправляться в ближайшую аптеку за лекарствами. Что делать? И как с этим бороться? Ответ у всех на слуху и он вполне очевиден – закаливание.

В первую очередь необходимо разобраться, почему заболевания возникают только из-за того, что подул ветер или промокли ноги. Чтобы ответить на все эти вопросы нужно вернуться в самое ранее детство. Новорожденный младенец имеет врожденную способность адаптации к окружающей среде. Но заботливые и любящие родители делают все, чтобы создать стабильные условия, к примеру: стерильная еда, теплая вода, высокая температура воздуха в детской. Все это приводит к тому, что природные механизмы акклиматизации исчезают за ненадобностью. В последствие получается, что источником опасности может быть температура в помещении + 17 °C или прогулка босиком.

С чего начинается процедура закаливания?

Помните закаливание – это не просто процедуры, а правильный образ жизни, когда ребенок не боится холодного воздуха, съесть мороженое и пройтись босиком. При этом родители должны понимать, что одноразовое выполнение закаливающих мероприятий никогда не дадут желаемого результата. Поэтом нецелесообразно раз в год на крещенские морозы окунать малыша в прорубь. Так как в последствие ребенок может серьезно заболеть.

Правильное закаливание состоит из выполнения трех основных правил:

  • Двигательная активность – вместо того, чтобы проехать к школе или садику одну остановку на автобусе, лучше пройти это расстояние пешком. Очень важно в выходные дни всей семьей отравиться на природу, это гораздо полезней, чем проводить время за монитором компьютера или экраном телевизора.
  • Одежда – прежде всего ее количество должно быть абсолютно умеренным, ведь потливость чаще вызывает простудные заболевания, чем промерзание. Кроме того одежда должна быть удобной, чтобы не стеснять двигательные функции малыша.
  • Питание – очень важно, чтобы прием пищи был сопоставим с энергетическими затратами.

Закаливание – это, прежде всего правильный образ жизни!

Родители должны понимать, что закаливание — это не просто обтирание холодной водой по 20 секунд в день. Начинать такое мероприятие необходимо с прогулок на свежем воздухе при любой погоде, подключая умеренное и правильное питание. Также очень важно привести в порядок детскую комнату, необходимо убрать все накопители пыли, каждый день осуществлять влажную уборку и обязательно проветривать помещение. Конечно, выполнение всех этих рекомендаций требуют от родителей, не просто желания, но и дополнительного времени, поэтому многие отдают предпочтение бегу на месте в закрытом помещении и обтиранию водой.

При выполнении закаливающих процедур родители должны соблюдать три неукоснительных правила: постепенность, систематичность и индивидуальные особенности ребенка (возраст, сопутствующие заболевания и общее состояние здоровья малыша). Более того все закаливающие процедуры малыш должен выполнять с удовольствием, поэтому важно учитывать его возраст и интересы.

Благодаря закаливанию можно предотвратить множество заболеваний, конечно кроме, таких как респираторная вирусная инфекция. Важно также учитывать тот факт, что закаленные люди переносят болезни намного легче, так как у них отлично работают сердце и сосуды.

Закаляйтесь и будьте здоровы!


Top