Как сделать куклу своими руками из соломы. Делаем с детьми соломенные куклы своими руками

  • Отбеливание соломы
  • Окрашивание соломы
  • Размягчение соломы
  • ПЛЕТЕНИЕ
  • Плетежок - двухконцовка
  • Плетежок - трехконцовка
  • Плетежок - четырехконцовка
  • Зубчатый плетежок-четырехконцовка («елочка»)
  • Плетежок - пятиконцовка
  • Плетежок - шестиконцовка
  • Сшивание плетежков
  • Плетение отделочных плетежков
  • Плетение квадратов и многоугольников
  • НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ
  • Декоративное настенное панно «Сова»
  • «Конь златогривый»
  • Страница 17 из 19

    Изготовление куклы из соломы

    Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину.
    Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

    В основе любой современной игрушки для декоративной скульптуры из соломы лежат простейшие конструктивные решения, найденные еще в далеком прошлом. Пучки соломы, перевязанные в нескольких местах и соединенные друг с другом в определенном порядке, дают возможность передать в условной и лаконичной манере фигуру человека (рис. 32), зверя, птицы и многое другое. Как и в прошлом, основу куклы составляют два пучка соломы, соединенные под прямым углом друг к другу. Однако современные куклы все же имеют некоторые конструктивные особенности.

    Начиная изготавливать туловище, пучок соломин как можно сильнее перевязывают прочной бечевкой недалеко от торцевого среза (рис. 33а). Затем все соломины отгибают в сторону перевязи (рис. 33б) и связывают другой бечевкой. Образовавшаяся округлая форма будет служить основой головы куклы. Собрав другой, более тонкий, пучок соломин, перевязывают и его бечевками недалеко от торцевых срезов. В тонкий пучок для придания прочности вставляют проволоку (рис. ЗЗв). Она должна быть мягкой, но в то же время хорошо сохранять форму. В зависимости от размеров фигурки можно использовать медную, алюминиевую и стальную проволоку толщиной от 1 до 2 мм. Благодаря проволоке мастер может согнуть соломенный пучок так, как ему будет угодно. Пучок соломы, предназначенный для туловища, разделяют на две одинаковые части и в промежуток между ними вставляют тонкий пучок, армированный проволокой. Затем оба пучка перевязывают крест-накрест, а толстый пучок еще и поперек в двух местах, чтобы обозначить шею и талию фигурки. Чтобы бечевки не были видны, их обматывают сверху соломенными лентами (рис. ЗЗг). Закончив обмотку, кончик оставшейся ленты засовывают осторожно под слои обмотки.

    Основа куклы готова. С этого момента все зависит от желания и вкуса мастера. Он может обрядить куклу по своему усмотрению в крестьянскую или городскую одежду, надеть какой угодно головной убор, придать рукам любое положение, вложить в них нужный предмет - словом, все будет зависеть от тех задач, которые ставит перед собой мастер. На нашем рисунке показано изготовление женской фигурки в городской одежде: на ней жакет, платье с фартуком, а в руках хозяйственная корзина. Исходя из этого, фигурку вполне можно назвать «Хозяюшка».

    Чтобы получить нижние линии фартука и жакета, на фигурку надевают резиновые колечки, нарезанные, например, из старой велосипедной камеры. Ориентируясь на резинки, осторожно срезают ножницами два-три слоя соломин (рис. 33д). Если хотят сделать платье более пышным, в середину пучка со стороны торца забивают комок путаной соломы. Затем к платью, жакету и юбке пришивают нитками косички-четырехконцовки («елочки»), имитирующие оборки и узоры (рис. 33е). Руки обматывают соломенной лентой. Пока солома не высохла, им придают нужное положение. Чтобы сделать прическу с косой, укладывают в один ряд увлажненные соломины, переплетают их веревочкой и укрепляют на кукле, а торчащие концы заплетают косичкой (рис. 33ж). Из разглаженных соломенных полосок плетут корзинку. В качестве шаблона используют деревянный брусок подходящих размеров или же спичечную коробку (рис. 33з).

    У знайте, как наши предки защищались от Лиха или Трясовиц, привлекали удачу и поддерживали здоровье.

    Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Таким названием обозначали некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать, проявляя материнский инстинкт.

    Занимательные факты:
    Мастерство создания кукол уходит корнями в глубокую древность. Куклам, найденным в могилах египтян, около четырех тысяч лет. Египтянки мастерили фигурки бога Осириса из глины и умели создавать человекоподобные фигуры из воска или дерева. Они имели подвижные суставы и прически из натуральных волос. Историки называют одной из первых обладательниц коллекции авторских кукол Клеопатру. Во дворце куклы исполняли роль манекенов, по их облачениям царица заказывала себе торжественные наряды.
    Во Франции XVII века кукол одевали по последней моде, они считались стильным подарком и образцом новомодных тенденций.

    В языческой Руси вырезали божков из дерева, создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.

    Первоочередная задача славянской народной куклы - привлечение желаемого для конкретного человека или семьи. Она использовалась в магических ритуалах и как участница в самых значимых событиях в жизни, а также для праздников. Так, для молодоженов делались «неразлучники» - две куклы из одного куска ткани с общей рукой. А с куклой «кувадкой» муж имитировал процесс родов, чтобы защитить новорожденного от темных сил. При создании кукол брались исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении.

    Занимательный факт:
    Первоначально изготовление оберегов было исключительно женской прерогативой. Мужчины в этот момент не должны были присутствовать даже где-то поблизости. Считалось, что только хранительница очага способна сделать по-настоящему сильный оберег и вложить в него частицу живой энергии. По умелости в создании первой куклы определяли готовность девушки к замужеству.

    Славянские куклы из дерева

    Куклы-берегини вырезались мужчинами для любимых женщин из сломанных ветром веток cвященных деревьев. На миниатюрную деревянную фигурку наносилась спираль зарождения жизни и символы женского плодородия. Такую куклу муж клал в льняную ладанку, которую женщина носила на поясе, чтобы в роду были здоровые дети.

    Славянские куклы из соломы

    Народные куклы «Конь-Огонь» из талаша и лыка. Фото: А. Степанов / Фотобанк Лори

    Кукла-шестиручка из соломы

    Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.

    Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы кукол-шестиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

    Славянские куклы из ниток

    Создание куклы-оберега из ниток

    Традиционные русские куклы-обереги из натурального природного материала. Фото: Svet / Фотобанк Лори

    Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь, как на двойника, наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.

    Тряпичные куклы-обереги

    Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.

    Куклы-берегини делались без применения иголок и ножниц, чтобы они не могли нанести вред своим хозяевам. Нитки обрывались руками или перекусывались зубами. Даже ткань в старину рвали руками. Когда делали кукле грудь, думали о счастливом материнстве и изобилии. Берегиня создавалась на подоле, то есть на коленях, в личном пространстве женщины, а не на столе, потому что он считался общим местом.

    Каждая куколка мастерилась с белым или однотонным лицом, символизирующим чистоту помыслов и одушевление хозяев. В процессе создания приговаривали: «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью» . Славяне никогда не рисовали и не вышивали своим берегиням глаза, рот и нос, чтобы в них не вселились злые духи и не перенеслись злые мысли.

    Зерновушка

    Процесс создания куклы Зерновушки

    Зерновушки. Фото: Г. Марков / Фотобанк Лори

    Она имеет несколько названий - Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка - и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом - на силу, перловкой - на сытость, рисом - на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место - в красный угол избы рядом с иконами.

    Кукла на счастье и удачу

    Изготовление куклы «на счастье». Фото: С. Лаврентьев / Фотобанк Лори

    Готовая кукла-оберег «на счастье»

    Самая юная и обаятельная кукла отличалась от остальных длинной косой, символизирующей долгую и беззаботную жизнь. Причем чем длиннее коса - тем большую защитную силу имеет берегиня. По поверью, в женских волосах заключалась жизненная сила.

    Ловушка для снов

    Кукла-оберег Путешественница.

    Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

    Большой простор для фантазии имеется в деле изготовления игрушек и кукол из соломы. Этот материал обладает одним уникальным свойством – легко гнуться и сохранять новую форму. Поэтому применяя его, можно создавать скульптуры и фигуры людей, а также забавных зверушек – собачек, птичек.

    Определенных правил придерживаются при создании соломенных скульптур . Они не сложные, поэтому каждый без труда их может усвоить. Это даст возможность создавать самые разнообразные игрушки.

    Первым делом нужно подготовить материал, из которого будут создаваться игрушки – солому. Она вымачивается в воде в течение 5-6 часов. А потом распаривается. Это сделает её мягкой, она приобретет необходимую гибкость. Потом нужно перебрать сырье. Со стебельков соломы нужно удалить листочки . Если среди соломинок попадутся испорченные или неровные соломинки, то от них тоже нужно избавиться.

    С изготовления основы фигуры должна начинаться работа над изделием. Сама основа состоит из каркаса, элементами которого выступают пучки соломки или проволоки. Форму человека или животного в зависимости от того, кого вы собираетесь сделать, нужно придать ему. После этого каркас оплетают соломкой . Очень тугие перевязки необходимо сделать в нужных местах. Это придаст изделию готовую форму. Если соломка связана, то происходит её сжатие. А соломка, отходящая от перевязки, сделает изделие похожим на веер. Если перевязку соломки выполнить, когда она находится во влажном состоянии, то после высыхания она хорошо сохранит свою форму. При изготовлении рук и ног кукол это свойство используется довольно часто. Также его применяют и тогда, когда у кукол и игрушек создаются элементы одежды.

    Базовая кукла

    В качестве основы для создания множества других поделок может послужить конструкция этой куклы. Поэтому освоение работы с ней так важно.

    Следующие материалы вам будут нужны в ходе работы по созданию базовой куклы: пшеничная или ячменная солома. Из инструментов вам потребуются: прочные нитки, нож, ножницы, а также приспособление «коза» для поделок из соломы .

    Ход работы

    Необходимо взять пучок в количестве 60–70 штук. После этого перегнуть его пополам таким образом, чтобы утолщенные узлы в середине пучка отсутствовали. Обеспечить это можно, если вверх и вниз раздвинуть коленца, готовя место, где будет располагаться голова куклы. В том случае, если на месте перегиба окажется коленце соломинки, то она сломается. А это приведет к тому, что внешний вид куклы испортится. Концы соломенного пучка после такого перебора будут неровными. Но это не важно, после в конце работы их придется обрезать. Заметим, что подбирая стебли, необходимо постараться, чтобы красивая, равномерно окрашенная соломка, оказалась на лицевой стороне изделия.

    Теперь можно переходить к изготовлению головы и туловища куклы . Для этого нужно специальный толстый жгут свить в несколько приемов:

    –обеими руками нужно так взять пучок, чтобы между ладонями был участок без коленец;

    –еще раз повторите это действие, стараясь ровным и гладким сделать жгут;

    – в завершении пучок нужно перекрутить так, как отжимают белье.

    Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

    Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее.

    Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь, стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.

    Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.

    Работа над соломенной скульптурой всегда начинается с изготовления основы фигуры – каркаса. Он делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготовляют из распаренной соломы. В тех местах, где это необходимо, следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объеме, а соломка, отходящая от перевязки, становится похожей на веер, который можно красиво распушить. Перевязанная влажная соломка при высыхании хорошо сохраняет форму, даже если перевязку затем убрать. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а также некоторых элементов одежды. Еще один вариант украшения изделия – перевязать его цветными нитками, при этом лучше всего подойдет красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку.

    Изготовление кукол начинают именно с выполнения каркаса, уже затем соломенные фигурки можно разнообразить: придать им какие-нибудь черты характера или нарядить в плетеные одежды. Собственная фантазия подскажет вам, как можно украсить куклу, используя различные плетеные элементы для одежды, головных уборов. Не забудьте и о главном – пропорциональных соотношениях частей фигурок, иначе скульптура будет незаконченной, а порой даже нелепой.

    Величина куклы будет зависеть от длины соломки, которая будет использоваться для ее изготовления. Обычно из одного пучка соломки получается кукла высотой 15–20 см. Соломку необходимо выбирать тонкую или средней толщины, но обязательно без коленцев. Помните и о том, что соломенный стебель имеет по своей длине разную окраску, поэтому старайтесь, чтобы на «лицевой», видной стороне оказалась только красивая, равномерно окрашенная соломка.

    Соломенные куклы

    Существует несколько наиболее простых, традиционных для народного творчества, конструкций кукол.

    Женские фигурки

    Кукла Маша - слева

    Возьмите пучок из 50–70 соломин и согните его по центру. Концы перекрутите внизу вполоборота так, чтобы они поменялись местами, а в середине жгута образовалась петля. Пучок чуть ниже петли перевяжите туго нитками, концы сожмите рукой и подстригите ножницами, чтобы они стали ровными. Получится фигурка, напоминающая очертание женщины в сарафане (рис. 26).

    Рис. 26. Кукла Маша

    Кукла Оля - справа

    Перевяжите сверху пучок соломы на 5-ю часть длины, чтобы получить голову куклы. Можно также взять длинный пучок, сложить его пополам и перевязать, отделив голову. Затем из пучка отделите с обеих сторон по 15 соломин, сплетите из них косички, которые затем выгните полукругом. Перевяжите пучок соломы вместе с заправленными косичками на талии – и кукла готова. Снизу концы соломин также подровняйте (рис. 27).

    Рис. 27 справа. Кукла Оля

    На голову кукле можно завязать косынку, а на талию – фартук из ткани.

    Кукла Лена - слева

    Сначала надо сделать «закрытую голову». Возьмите пучок соломы немного подлиннее, чем для изготовления предыдущих кукол. Перевяжите туго верхушку пучка, разделите оставшуюся часть пополам и поднимите вверх, оставив внутри перевязанную верхушку, «спрячьте» ее. Затем крепко сожмите отогнутый пучок руками и снова перевяжите его примерно на уровне окончания «спрятанной» верхушки (рис. 28, а ). Теперь переверните пучок на 180°.

    Рис. 28. Кукла Лена

    Возьмите небольшой пучок соломы и перевяжите его с обоих концов. Получатся руки (рис. 28, б ).

    Вставьте их в пучок-туловище, разделенный на две части. Часть, которая приходится на грудь куклы, перегните (рис. 28, в ). Соедините соломку-туловище, перевязав его на линии талии (рис. 28, г ) подровняйте концы. Согните руки куклы и зафиксируйте их в таком положении, связав с туловищем, пока не высохнет соломка (рис. 28, д ).

    Получившиеся куклы будут небольшого размера, поскольку изготовляют их из цельного пучка соломки. Чтобы кукла была побольше, необходимо сделать ее из нескольких частей, соединенных между собой. Чаще всего это туловище и юбка.

    Юбку можно сделать из отдельного пучка соломы, который перевязывают в верхней части. Пучок-юбку вставляют в пучок-туловище и крепко перевязывают по линии талии, которую укладывают поверх юбки (рис. 29).

    Рис. 29 чуть выше справа. Раздельное изготовление туловища и юбки

    Юбку куклы можно закрепить также поверх туловища, чтобы получилось подобие препоясанного платья. Для этого место соединения юбки и туловища скрывают перевязкой из соломки или ленточкой. Низ юбки можно также оформить плетеной ленточкой. Если сшить ее в кольцо, она закрепит форму юбки – соломка не будет расходиться в разные стороны.

    Рис. 30 - слева. Изготовление головы

    Юбку можно сделать и по-другому: сшить стебли соломы (лучше на машинке) в форме веера, обернуть вокруг талии и связать с туловищем.

    Мужские фигурки

    Возьмите пучок соломы, перевяжите его верхушку, отступите примерно на 1 см вниз и снова перевяжите пучок. Отдельно сделайте руки: возьмите пучок соломки, равный по длине вашей фигурке, перевяжите его концы – получились руки. Разделите основной пучок на две части и вставьте руки так, чтобы обе выступающие руки были одинаковой длины. Придвиньте руки вверх к жгуту, отделяющему голову, и перевяжите, чтобы получилась талия. Далее разделите оставшуюся часть пучка пополам – это будут ноги. Перевяжите концы ног (рис. 31).

    Рис. 31 слева. Каркас мужской фигурки

    Ноги мальчику можно сделать таким же способом, как и юбку кукле – из разных пучков соломы, вставленных в туловище и перевязанных веревкой или лентой (рис. 32).

    Рис. 32 слева. Каркас мужской фигурки

    Часто для создания рук и ног куклы используют обыкновенную витую плетенку. Ее можно расширить либо заузить, придать необходимую форму уже в самом процессе плетения. Правда, это потребует определенных навыков, внимательности и аккуратности, но красота сделанной вами фигурки будет того стоить.

    При желании кукле можно сделать прическу. Для этого возьмите пучок льняных или синтетических ниток, сложите его пополам, середину свяжите ниткой того же цвета. Приложите сложенный пучок к голове куклы, которой вы хотите сделать прическу. Отступите на такое расстояние, чтобы «волосы» можно было надеть на голову, а остальную часть заплетите в косу. Приклейте косу на голову кукле. Косу можно сделать и из соломки, которую пришивают к голове по линии пробора, а затем заплетают в косу.

    Косу можно сделать и одновременно с головой. Для этого свяжите пучок соломы, разделите его на три части. Основная часть пучка будет в дальнейшем туловищем, а из двух других сделайте голову и прическу: отогните их вверх и перевяжите. Затем отогните волосы вниз и уложите по форме головы, отведите назад, перевяжите и заплетите косу (рис. 33).

    Рис. 33 справа. Как одеть соломенную куклу

    На голову куклы можно надеть венок, косынку, ленту, шляпку. Можно украсить куклу, сшив из ткани жилетку или фартук. Можно сплести красивый пояс из соломки или цветных ниток либо просто вплести в соломинки яркие нитки.

    Обувь можно сделать, перевязав внизу пучок ноги еще раз выше первой перевязки и согнуть его по этой линии. Ступню можно оформить в виде лаптя либо сапога, для этого надо лишь проявить немного изобретательности.

    Лицо кукле можно сделать, вышив глаза и рот цветными нитками либо просто наклеить их.

    Текст и схемы - из книги:

    Алеся Анатольевна Гриб
    Плетение из соломки и других материалов

    Фото я подбирала из разных источников.


    - Листья, шишки, солома, камни…

    Таких кукол делаю не только в России. Немцы очень любят оформлять свои кантри интерьеры при помощи соломенных кукол, и даже считают из своим немецким народным творчеством. Не удивительно, ведь там, где издревле выращивали зерно - всегда оставалась солома, которую местные мастерицы пускали в дело.

    Материалы:
    Для изготовления игрушек используется высушенная чистая солома. Соломка должна быть сухой, чтобы потом изделие из нее не сгнило. Также пригодятся разноцветные лоскутки для одежды и бечевка. Шпажка или палочка.

    Для детских поделок можно использовать обычную мочальную кисть для побелки, которая продается в хозяйственных магазинах.

    Способ изготовления соломенной куклы:

    • Соломку нарезают одинаковой длины, и сгибают их пополам.
    • Ниткой или бечевкой перевязывают голову, не забыв просунуть в узел шпажку или палочку.
    • Соломенные руки вставляют в тело, разделив его пополам и также перевязывают бечевкой. Ручки можно сплести косичкой или просто обмотать бечевкой или более мягкой соломкой.
    • Дальше концы рук можно привязать к поясу, определив талию куклы или оставить их свободными, как на фото.

    Дальше куклу наряжаем. Голову можно просто украсить платком, повязав его вокруг головы, или смастерить шляпу. На фотографиях головы сшиты из материала, и надеты вместе с наполнителем поверх соломенной. Лицо нарисовано.

    Такая кукла не только украсит цветочный горшок, но и прослужит вам оберегом долгое время. Ведь обереги на Руси никогда не покупались, они всегда изготавливались только своими руками.
    Можно много найти материала в интернете и на сайтах для родителей , как мастерить с детьми из соломы и какие обереги сделать. Самый распространенный славянский соломенный оберег - декоративный веник, который тоже не сложно сделать, и о которым мы обязательно напишем в следующих статьях.

    
    Top