Коко Шанель: цитаты о красоте и моде. Цитаты и афоризмы от коко шанель на русском

Коко Шанель, цитаты которой знают наизусть большинство женщин, - известный модельер и основательница дома мод. Особый взгляд на мир, потрясающее чувство юмора и множество ценных мыслей, которые актуальны и сегодня, - визитная карточка знаменитой дамы. Известные крылатые выражения о моде и красоте от Коко Шанель найдете в статье.

Коко Шанель: цитаты о красоте

Коко Шанель часто рассуждала о женской и мужской привлекательности, моде, любви, стиле и поведении девушек. Поэтому ее лучшие цитаты то и дело мелькают в интернете, модных журналах и средствах массовой информации.

Говоря о женской красоте, великая Коко никогда не скрывала, что многое зависит от самой представительницы прекрасного пола. Также она считала, что привлекательность тесно связана с душевными качествами. Это подтверждают такие цитаты о красоте:

Красота - это ваша душа. Тут любая косметика бессильна.
В двадцать лет ваше лицо дает вам природа, в тридцать его лепит жизнь, но в пятьдесят вы должны заслужить его сами.

Говорят, красота дается женщине от природы. А вот Коко считала иначе и часто говорила о необходимости тщательного ухода за внешностью и работе над собой:

Не бывает некрасивых женщин. Бывают ленивые.
Посмотрите, как входит в комнату женщина, притягивающая все взгляды. Как она идет, как она садится, какие жесты она делает в разговоре. По классическим меркам она может считаться вполне уродливой, но, несмотря на это, в ее фигуре, ее поведении, ее жестах есть что-то, что составляет стиль и, что очень важно, именно потому, что все это не какие-то внешние украшения, а принадлежит самому ее существу.
Можно привыкнуть к некрасивой внешности, но к небрежности - никогда.
Не всякая женщина рождается красивой, но если она не стала такой к 30 годам - она просто-напросто глупа.
Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой.

Рассуждая о красоте, дива упоминала и мужчин, которых, к слову, в ее жизни было немало. Коко считала, что привлекательные женщины достойны только самых лучших поклонников, а представители сильного пола ценят в дамах красоту и элегантность:

Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, - значит она была одета идеально.
Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость - чтобы мы любили мужчин.
Красивых мужчин быть не должно, а некрасивых не бывает. Бывает только мало цветов и теплое шампанское.
Лучший модный аксессуар женщины - красивый мужчина!

Шанель считала, что женская красота - это главный козырь в борьбе за внимание противоположного пола:

Глупые женщины стараются поразить мужчин, одеваясь эксцентрично. А мужчин это пугает, они терпеть не могут эксцентричности. Им нравится, когда оглядываются на их женщин, потому что они красивы.

Коко говорила, что красота - это мощное женское оружие, однако следует уметь им пользоваться:

Прекрасное остается, красивое проходит.
Обожание - вот это наука! Красота всегда оружие! Скромность - оборотная сторона элегантности!
Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть.

Бесспорно, Коко Шанель славилась красотой и элегантностью. Поэтому к ее советам стоит прислушаться каждой женщине. Она призывала любить себя, не забывая о должном уходе: по мнению модельера, это главный секрет женской привлекательности.

Коко Шанель: цитаты о моде

На счету Коко Шанель много ярких высказываний, которые касаются разных сфер жизни. Но больше всего дива любила говорить о моде.

Коко слыла довольно смелой женщиной, перевернувшей мир моды с ног на голову. Она ввела в обиход одежду, о которой не слышали ранее. Именно благодаря этой восхитительной женщине в моде до сих пор маленькое черное платье, приталенные пиджаки мужского кроя и твидовые костюмы. А собственное изобретение модельера - духи под названием «Шанель №5» - считаются одними из лучших.

Коко Шанель всегда заботилась о том, чтобы одежда нравилась. Модельер считала, что мода существует только тогда, когда наряды носят обыкновенные люди, ведь она создавала не только красивые, но и удобные наряды:

Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.
Мода, которую можно увидеть только в гостиных, это не мода, а костюмированный бал.
У моды две цели: удобство и любовь. А красота возникает, когда мода добивается этих целей.
Моду нельзя называть модой, если ее не носят на улице.
Мода стала шуткой. Дизайнеры забыли, что внутри платья есть женщины. Большинство женщин одеваются для мужчин и хотят, чтобы ими восхищались. Но они также должны быть в состоянии двигаться, сесть в машину, не порвав платья! Одежда должна быть естественной формы.
Мода, не нашедшая признания широких масс, уже не мода.

Также Коко часто рассуждала об актуальности моды и ее переменчивости:

Мода всегда отражение эпохи, но если это глупая мода, о ней забывают.
Моды больше не существует. Ее создают для нескольких сотен людей.
Молодежная мода - плеоназм; старческой моды не бывает.
Мода - это то, что выходит из моды.
Короткие платья дольше остаются модными, чем длинные.

Шанель считала, что мода - это не основа для роскоши. Не следует слепо гнаться за тенденциями, если не уютно. Коко говорила, что гораздо важнее соблюдать особый стиль:

Мода проходит, стиль остается.
Мода должна выпархивать у вас из рук.
Мода, как и архитектура, - вопрос пропорций.
Мода не просто вопрос одежды. Мода витает в воздухе, ее приносит ветер. Каждый предчувствует ее, дышит ею. Она и в небе, и на дороге.
Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новинки следует незаметно, маленькими порциями.

Коко Шанель редко рассуждала о своей значимости в мире моды, однако все же сказала несколько весомых фраз:

Я не занимаюсь модой. Я сама - мода.
Шанель - это не мода, Шанель - это стиль.
У Сен-Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает.

Жизнь Коко Шанель не назовешь легкой, однако эта женщина добилась потрясающего успеха.

Ее умными цитатами следует вооружиться каждой даме, которая хочет шикарно выглядеть. Простая роскошь в одежде, легкая самокритика, потрясающая энергетика и чувство юмора - это то, чему стоит поучиться у великой Коко Шанель.

(фр. Coco Chanel, настоящее имя Габриэ́ль Бонёр Шане́ль, фр. Gabrielle Bonheur Chanel; 19 августа 1883 - 10 января 1971) - была ведущим французским модельером, чей модернизм, вдохновлённость мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из неё, возможно, самую важную фигуру в истории моды XX столетия. Шанель принесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье. Влияние на высокую моду было настолько сильным, что её - единственную из истории моды - журнал «Тайм» внёс в список ста самых влиятельных людей XX века.

Есть люди, у которых есть деньги, и есть богатые люди.

Мода — это иллюзия, что родилась новая женщина, соответствующая своей эпохе.

Глупые женщины стараются поразить мужчин, одеваясь эксцентрично. А мужчин это пугает, они терпеть не могут эксцентричности. Им нравится, когда оглядываются на их женщин, потому что они красивы.

Женщины могут выглядить смешными. Разумеется, я говорю о немногих женщинах. Смешной же мужчина — конченый человек, если он не гений.

Женщину, одетую в светлое, трудно привести в дурное настроение.

Слабым людям свойственно хвастаться преимуществами, которые способен дать им только случай.

В двадцать лет мы выглядим так, как были задуманы природой; в тридцать — как нам бы того хотелось самим; но к пятидесяти годам мы получаем то лицо, которое заслужили .

Истинная щедрость состоит в том, чтобы не замечать неблагодарности.

Находки делаются затем, чтобы быть потерянными.

Обожание — вот это наука! Красота — всегда оружие! Скромность — оборотная сторона элегантности!

Короткие платья дольше остаются модными, чем длинные.

Если вы родились без крыльев, не старайтесь помешать, если они вдруг начнут расти.

Ныне молодые женщины одеваются не то как клоуны, не то как совсем маленькие девочки… Они не правы. Мужчины не любят маленьких девочек, а если и полюбят, то потом задушат…

Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит, она была одета идеально.

За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась.

Мода, как и архитектура, — вопрос пропорций.

Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.

Хорошо выкроенное платье идет любой женщине. Точка!

Не выходите замуж за мужчин с кошельком для мелочи.

Я оцениваю людей по их манере истрачивать деньги. Деньги – не самоцель, а материальное доказательство того, что человек не ошибся.

Прекрасное остается, красивое проходит.

Уход за собой обязан начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет.

— Куда наносить духи?
— А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?

Бывает такой момент, когда до произведения искусства не стоит больше дотрагиваться — это когда нельзя сделать ещё хуже.

Быть все время инновационным невозможно. Я хочу создавать классику!

Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Днем будьте гусеницей, а вечером — бабочкой. Нет ничего удобнее, чем облик гусеницы, и ничей облик неподходит для любви больше, чем облик бабочки. Женщине нужны платья ползучие и платья летающие. Бабочка не ходит на рынок, а гусеница не ездит на бал.

Драгоценности — это целая наука! Красота — это грозное оружие! Скромность — это верх элегантности!

Если женщина изменяет, не надо искать тут разумных причин: все дело не вразуме, а в чувствах.

Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.

Женщины, как правило, гораздо тщательнее выбирают для себя ночную рубашку, чем мужа.

Живое не может быть уродливым.

К безобразию ещё можно привыкнуть, к неряшеству — никогда!

Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.

Как правильно сказано… Невозможно носить много настоящих драгоценностей, если вокруг не оказывается женщин, увешанных поддельными.

Красивое платье может красиво выглядеть на вешалке, но это ничего не значит. О платье надо судить, когда оно на женщине, когда женщина двигает руками, ногами, изгибает талию.

Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость — чтобы мы любили мужчин.

Мода — всегда отражение эпохи, но если это глупая мода, о ней забывают.

Мода, которую можно увидеть только в гостиных, это не мода, а костюмированный бал.

Моду нальзя называть модой, если ее не носят на улице.

Наши дома — это наши тюрьмы; но мы обретем в них свободу, если сумеем украсить их по нашему усмотрению.

Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины.

Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм.

Однажды я сделала эскизы украшений. Сем увидел их и сказал: Теперь у нас стали делать имитацию подделки.

Однажды я слышала, как старая портниха говорила молоденькой швее: «Не может быть пуговицы без петлицы.» Эта чудесная и сжатая формула может стать девизом кутюрье, но также и архитектора, и композитора, и живописца.

Остерегайтесь оригинальности; в женской моде оригинальность может привести к маскараду.

Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости.

У Сен-Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает.

Удобство принимает определенные формы. Любовь обретает определенные цвета. Юбка создана для того, чтобы можно было класть ногу на ногу, а пройма — для того, чтобы можно было скрестить руки на груди.

Элегантная женщина должна ходить на рынок, чтобы над ней не смеялись домохозяйки. Те, кто в подобных случаях смеется, всегда правы.

Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.

Быть гусеницей днем и бабочкой ночью.

Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, поскольку нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки…

Верх платья так же легко сделать, как написать первый акт пьесы. Искусство — завершить его.

Влюбляясь, я всегда полностью отдавалась своему чувству. Но когда мне приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья. Я всегда была сильнее своих страстей; работа была для меня своеобразным наркотиком. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин…

В мире есть только одна мадемуазель — это я, только одна мадам — Елена Рубинштейн, только одна мисс — Элизабет Арден.

Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима, а ей нужно только это. Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, - погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно.

… внутри платья находится женщина …

Духи — это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она yшла.

Если вы родились без крыльев, не мешайте им расти.

Если женщина не красива, то она просто глупа.

Жемчуг всегда прав. - сказала Коко Шанель, и сделала жемчуг наиболее демократичным украшением, которое идет любой женщине и подходит к любой одежде.

Кружево, по словам Коко Шанель, «самая прекрасная имитация фантазии природы», поэтому неудивительно, что мотивами ажура становятся цветы, листья и морозная вязь. Секрет привлекательности всего кружевного, дырчатого, как писал Даль, «со сквозниною», заложено в самом слове «ажур» — производном от французского a jour, то есть «на свет». Да, именно свет, льющийся через мельчайшие дырочки-оконца, придает ажурным вещам такую эфемерную красоту и хрупкую загадочность.

Люди увлекаются не модой, а теми, кто ее создает!

Мода — это то, что выходит из моды. Мода проходит, стиль остается.

Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новое следует незаметно, маленькими порциями.

На свете полно всяких герцогинь, но только одна Коко Шанель.

Принцы крови всегда вызывали у меня безмерную жалость, — писала Шанель. — Их ремесло, когда они его исполняют, — самое грустное из всех возможных; но еще хуже, когда они не могут исполнять его.

Роскошь – это потребность души.

Чтобы действовать и создавать, надо, в первую очередь, иметь друга, на которого можно опереться.

Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой…

Шанель — это не мода, Шанель — это стиль.

Шляпки делают из женщины настоящую леди.

Я не испытываю ни к кому теплых чувств. Я либо люблю, либо – нет.

Я не хочу, чтобы у духов был запах только розы или только ландыша, сделайте мне комбинацию этих ароматов.

Он находил время, чтобы заниматься мною и чтобы изменять мне каждый день.

Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка.

Женщины хотят меняться. Они не правы. Я за счастье. А счастье в постоянстве и в том, чтобы не изменяться.

Есть две вещи, которые мужчине постичь не дано: это тайна Творения и шляпка его жены.

После пятидесяти в счет идут уже дни!

«Когда надо пользоваться духами?» - спрашивает молодая женщина. «Когда хочется, чтобы тебя целовали», - отвечаю я.

Чтобы оставаться незаменимой, не надо походить на других.

Люди не умеют жить. Их этому не учат.

Никто меня ничему не учил. Я всегда училась сама, совсем одна.

Самое лучшее в любви - это заниматься ею.

Друзья, кругом одни враги!

Отвращение часто наступает после удовольствия, но часто и предшествует ему.

Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали.

Можно показывать бедра - но не колени!

Моды больше не существует. Ее создают для нескольких сотен людей.

Мода - это то, что выходит из моды.

Роскошь - это когда изнанка так же красива, как и лицо.

Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.

Мода проходит, стиль остаётся.

Духи говорят о женщине больше, чем её почерк.

Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас.

В двадцать лет у вас лицо, которое дала вам природа;
в тридцать лет у вас лицо, которое вылепила вам жизнь;
а в пятьдесят у вас лицо, которого вы заслуживаете.

Остерегайтесь оригинальности; в женской моде оригинальность может привести к маскараду.

Моды больше не существует. Её создают для нескольких сотен людей.

Женщины, как правило, гораздо тщательнее выбирают для себя ночную рубашку, чем мужа.

Люди увлекаются не модой, а теми немногими, кто её создает.

Мода - это то, что выходит из моды.

Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.

Молодежная мода - плеоназм; старческой моды не бывает.

Мода, как и архитектура, - вопрос пропорций.

Красивое платье может красиво выглядеть на вешалке, но это ничего не значит. О платье надо судить, когда оно на женщине, когда женщина двигает руками, ногами, изгибает талию.

Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их вдохновляет дух соперничества. Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, они перестали бы одеваться.

Днем будьте гусеницей, а вечером – бабочкой. Нет ничего удобнее, чем облик гусеницы, и ничей облик не подходит для любви больше, чем облик бабочки. Женщине нужны платья ползучие и платья летающие. Бабочка не ходит на рынок, а гусеница не ездит на бал.

Драгоценности – это целая наука! Красота – это грозное оружие! Скромность – это верх элегантности!

Если вас поразила красотой какая нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, – значит, она была одета идеально.

К безобразию еще можно привыкнуть, к неряшеству – никогда!

Мода, которую можно увидеть только в гостиных, это не мода, а костюмированный бал.

Моду нельзя называть модой, если ее не носят на улице.

Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм.

Очень дорогая одежда старит.

Платье – не одеяло. Оно создается для того, чтобы его носили. Оно держится на плечах. Платье должно висеть на плечах.

Руки – визитная карточка девушки; Шея – ее паспорт; Грудь – загранпаспорт.

Скромность и роскошь – две сестры.

Следы подлинной моды прошлых лет можно найти на картинах и в семейных альбомах.

Сначала сшейте платье, а потом уж подбирайте отделку.

У моды две цели: удобство и любовь. А красота возникает, когда мода добивается этих целей.

Элегантная женщина должна ходить на рынок, чтобы над ней не смеялись домохозяйки. Те, кто в подобных случаях смеется, всегда правы…

…Элегантность – это простота.

Цитаты Коко Шанель о любви

Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.

Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости.

За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась.

Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, - погибшая женщина.

Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость - чтобы мы любили мужчин.

На седьмом десятке: Любовь? Чья? Старика? Какой ужас! Юноши? Какой стыд!

В жизни каждого мужчины, есть только одна женщина. Все остальные ее копии…

Самое лучшее в любви – это заниматься ею.

Цитаты Коко Шанель о счастье

Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.

Женщина в отчаянье перестает быть женщиной.

Подлинное счастье стоит недорого. Если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка.

…Когда вы уже не плачете, это значит, вы больше не верите в счастье.

Цитаты Коко Шанель о жизни

Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины.

Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.

Чтобы быть незаменимой, нужно всё время меняться.

Чтобы действовать и создавать, надо, в первую очередь, иметь друга, на которого можно опереться.

Есть люди у которых есть деньги, и есть богатые люди.

Отвращение часто наступает после удовольствия, но часто и предшествует ему.

Раньше женщины боролись на своей собственной территории. Здесь каждое их поражение было победой. Сегодня они борются на мужской территории. Здесь каждая их победа - поражение.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Кокетство – это победа разума над чувствами.

Мне наплевать, что вы думаете обо мне. Вот я о вас вообще не думаю.

Настоящее великодушие – это когда прощают неблагодарность.

  • «Когда надо пользоваться духами?» - спрашивает молодая женщина. «Когда хочется, чтобы тебя целовали», - отвечаю я.
  • Бедность - не противоположность роскоши.
  • Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, поскольку нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки…
  • В двадцать лет мы выглядим так, как были задуманы природой; в тридцать — как нам бы того хотелось самим; но к пятидесяти годам мы получаем то лицо, которое заслужили.
  • В двадцать лет у вас лицо, которое дала вам природа; в тридцать лет у вас лицо, которое вылепила вам жизнь; а в пятьдесят у вас лицо, которого вы заслуживаете.
  • Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас.
  • Влюбляясь, я всегда полностью отдавалась своему чувству. Но когда мне приходилось выбирать между мужчиной и моими платьями, я выбирала платья, Я всегда была сильнее своих страстей; работа была для меня своеобразным наркотиком. Но я сомневаюсь, что стала бы известной всем Шанель без помощи мужчин…
  • Возраст для женщины - не самое главное: можно быть восхитительной в 20 лет, очаровательной в 40 и оставаться неотразимой до конца дней своих.
  • Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
  • Главное для женщины — постоянно работать. Только работа дает бодрость духа, а дух, в свою очередь, заботится об участи тела.
  • Глупые женщины стараются поразить мужчин, одеваясь эксцентрично. А мужчин это пугает, они терпеть не могут эксцентричности. Им нравится, когда оглядываются на их женщин, потому что они красивы.
  • Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их вдохновляет дух соперничества. Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, они перестали бы одеваться.
  • Для независимости никогда не может быть чересчур много денег.
  • Для того, чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку c мужчиной, которого она любит…К.Шанель
  • Друзья, кругом одни враги!
  • Духи — это невидимый, но зато незабываемый, непревзойдённый модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она yшла.
  • Духи - это невидимый, но зато незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла…» Коко Шанель
  • Духи говорят о женщине больше, чем ее почерк.
  • Если Бог - мужчина, то мужчина - бог.
  • Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит она была одета идеально.
  • Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит, она была одета идеально.
  • Если вы родились без крыльев, не мешайте им расти.
  • Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придётся делать то, что никогда не делали.
  • Если женщина не красива — то она просто глупа.
  • Если ты родился без крыльев, не мешай им расти.
  • Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.
  • Есть две вещи, которые мужчине постичь не дано: это тайна Творения и шляпка его жены.
  • Есть люди у которых есть деньги, и есть богатые люди.
  • Женщина должна одеваться так, чтобы её было приятно раздевать.
  • Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима, а ей нужно только это. Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, - погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно.
  • Женщина, которая не пользуется косметикой, слишком высокого о себе мнения. Коко Шанель.
  • Женщину, одетую в светлое, трудно привести в дурное настроение.
  • Женщины могут выглядеть смешными. Разумеется, я говорю о немногих женщинах. Смешной же мужчина — конченый человек, если он не гений.
  • Женщины, как правило, гораздо тщательнее выбирают для себя ночную рубашку, чем мужа.
  • Живое не может быть уродливым.
  • За любовь платишь в рассрочку и большей частью, когда она, увы, уже кончилась.
  • За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась.
  • Истинная щедрость состоит в том, чтобы не замечать неблагодарности.
  • Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает
  • Как ни крути, женщина в жизни мужчины бывает только одна. Все остальные — ее тени…
  • Красивые глаза только у того, кто смотрит на тебя с нежностью.
  • Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины, а глупость — чтобы мы любили мужчин.
  • Лучшая одежда для женщины — это объятия любящего её мужчины.
  • Люди не умеют жить. Их этому не учат.
  • Люди увлекаются не модой, а лишь теми немногими, кто её создаёт.
  • Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.
  • Мода — это то, что выходит из моды.
  • Мода - это то, что выходит из моды.
  • Мода — это то, что выходит из моды. Мода проходит, стиль остается.
  • Мода проходит, стиль остается.
  • Мода, как и архитектура, — вопрос пропорций.
  • Мода, не нашедшая признания широких масс, уже не мода.
  • Моду следует принимать, иначе вы будете выглядеть смешными. Однако принимать новое следует незаметно, маленькими порциями.
  • Моды больше не существует. Ее создают для нескольких сотен людей.
  • Молодёжная мода - плеоназм, старческой моды не бывает.
  • Мужчина способный н апоступки, обречен быть любимым!
  • Мужчинам нравятся женщины, которые одеты хорошо, но не бросаются в глаза.
  • Наши дома - это наши тюрьмы; но мы обретем в них свободу, если сумеем украсить их по нашему усмотрению.
  • Не выходите замуж за мужчин с кошельком для мелочи.
  • Не забывай, что внутри платья – женщина. Верх платья так же легко сделать, как написать первый акт пьесы. Искусство — завершить его.
  • Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины.
  • Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины.
  • Никто меня ничему не учил. Я всегда училась сама, совсем одна.
  • Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм.
  • Обожание — вот это наука! Красота — всегда оружие! Скромность — оборотная сторона элегантности!
  • Одна гримаса судьбы может испортить тонны французской косметики.
  • Он находил время, чтобы заниматься мною и чтобы изменять мне каждый день.
  • Оскорбить женщину может только униженный судьбой мужчина. Коко Шанель.
  • Остерегайтесь оригинальности. Оригинальность в женской моде может привезти к маскараду
  • Остерегайтесь оригинальности; в женской моде оригинальность может привести к маскараду.
  • Отвращение часто наступает после удовольствия, но часто и предшествует ему.
  • Очень дорогая одежда старит.
  • Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка.
  • После пятидесяти в счет идут уже дни!
  • Прекрасное остается, красивое проходит.
  • Принцы крови всегда вызывали у меня безмерную жалость. Их ремесло, когда они его исполняют, — самое грустное из всех возможных; но еще хуже, когда они не могут исполнять его.
  • Принято считать, что роскошь - противоположность нищеты. Нет, роскошь - противоположность вульгарности.
  • Пэров много, а Шанель одна!
  • Роскошь - это когда изнанка так же красива, как и лицо.
  • Роскошь – это потребность души.
  • Роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь.
  • Самое лучшее в любви — это заниматься ею.
  • Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно — вот что такое идеальная женщина.
  • Слабым людям свойственно хвастаться преимуществами, которые способен дать им только случай.
  • Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости.
  • Так вот она слава - одиночество.
  • Так вот что такое слава: одиночество.
  • У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Коко Шанель.
  • У вас не будет второго шанса, произвести первое впечатление.
  • У женщин нет друзей. Их либо любят, либо нет!
  • У меня нет времени скучать. Есть время для работы и есть время для любви, что совершенно не оставляет времени для чего-то другого.
  • У Сен-Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает.
  • Уход за собой должен начаться с сердца, в противном случае никакая косметика не поможет.
  • Хорошо выглядит та, которая одета в счастье …
  • Чтобы быть незаменимой, нужно все время меняться.
  • Чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой.
  • Чтобы действовать и создавать, надо, в первую очередь, иметь друга, на которого можно опереться.
  • Чтобы оставаться незаменимой, не надо походить на других.
  • Шляпки делают из женщины настоящую леди.
  • Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.
  • Я люблю, когда мода выходит на улицу, но я не люблю, когда она оттуда приходит.
  • Я оцениваю людей по их манере тратить деньги. Деньги — не самоцель, а материальное доказательство того, что человек не ошибся.

Самые знаменитые фразы, сказанные Коко Шанель, вошли в историю и актуальны во все времена.

Куда наносить духи?
- А куда ты хочешь, чтобы тебя целовали?

Бывает такой момент, когда до произведения искусства не стоит больше дотрагиваться - это когда нельзя сделать ещё хуже.

Быть все время инновационным невозможно. Я хочу создавать классику!

В двадцать лет у вас лицо, которое дала вам природа;
- В тридцать лет у вас лицо, которое вылепила вам жизнь;
- А в пятьдесят у вас лицо, которого вы заслуживаете.

Ваше лицо в двадцать лет дано вам природой; каким оно будет в пятьдесят, зависит от вас.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Говорят, что женщины одеваются ради женщин, что их вздохновляет дух соперничества. Это правда. Но если бы на свете больше не осталось мужчин, они перестали бы одеваться.

Днем будьте гусеницей, а вечером - бабочкой. Нет ничего удобнее, чем облик гусеницы, и ничей облик не подходит для любви больше, чем облик бабочки. Женщине нужны платья ползучие и платья летающие. Бабочка не ходит на рынок, а гусеница не ездит на бал.

Драгоценности - это целая наука! Красота - это грозное оружие! Скромность - это верх элегантности!

Если вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, - значит, она была одета идеально.

Если вы родились без крыльев, не старайтесь помешать им вырасти.

Если женщина изменяет, не надо искать тут разумных причин: все дело не в разуме, а в чувствах.

Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.

Есть люди у которых есть деньги, и есть богатые люди.

Женщины, как правило, гораздо тщательнее выбирают для себя ночную рубашку, чем мужа.

Живое не может быть уродливым.

За любовь платишь в рассрочку, и большей частью, увы, когда любовь уже кончилась.

К безобразию ещё можно привыкнуть, к неряшеству - никогда!

Каждая женщина имеет тот возраст, какого заслуживает.

Как правильно сказано... Невозможно носить много настоящих драгоценностей, если вокруг не оказывается женщин, увешанных поддельными.

Красивое платье может красиво выглядеть на вешалке, но это ничего не значит. О платье надо судить, когда оно на женщине, когда женщина двигает руками, ногами, изгибает талию.

Красота нужна нам, чтобы нас любили мужчины; а глупость - чтобы мы любили мужчин.

Мне наплевать что вы думаете обо мне. Вот я о вас вообще не думаю.

Мода - всегда отражение эпохи, но если это глупая мода, о ней забывают.

Мода, которую можно увидеть только в гостиных, это не мода, а костюмированный бал.

Моду нальзя называть модой, если ее не носят на улице.

Настоящее великодушие - это когда прощают неблагодарность.

Наши дома - это наши тюрьмы; но мы обретем в них свободу, если сумеем украсить их по нашему усмотрению.

Не знаю, почему женщины требуют всего того, что есть у мужчин. Ведь у женщин, среди прочего, есть мужчины.

Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм.

Однажды я сделала эскизы украшений. Сем увидел их и сказал: ” Теперь у нас стали делать имитацию подделки”.

Однажды я слышала, как старая портниха говорила молоденькой швее: ”Не может быть пуговицы без петлицы”. Эта чудесная и сжатая формула может стать девизом кутюрье, но также и архитектора, и композитора, и живописца.

Остерегайтесь оригинальности; в женской моде оригинальность может привести к маскараду.

Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости.

У Сен-Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает.

Удобство принимает определенные формы. Любовь обретает определенные цвета. Юбка создана для того, чтобы можно было класть ногу на ногу, а пройма - для того, чтобы можно было скрестить руки на груди.

Элегантная женщина должна ходить на рынок, чтобы над ней не смеялись домохозяйки. Те, кто в подобных случаях смеется, всегда правы…

Я люблю, когда мода выходит на улицу, но не допускаю, чтобы она приходила оттуда.(инет.. издания)


Top