Лезгинская свадьба в селе – традиции и обычаи. Традиции и обычаи лезгин Дагестан культура и обычаи лезгинов

Гамид Гурбанов - Журналист ЛезгиЯр

Наряду с Исламом в лезгинской культуре сохранились элементы языческих верований. По сей день в быту у лезгин проявляются удивительные явления и предметы, обычаи и обряды, которые глубокими корнями уходят в далекую древность. В высокотехнологичный 21 век можно наблюдать удивительные причуды старины, отпечатки прошлого, и это еще раз показывает на сколько разнообразны и неповторимы уголки Земли, одним из которых является край лезгин.

Еще в доисламские времена, когда человек не мог описать законов природы, он приписывал все божественным духам. Лезгины их называли джинами, которые чаще были злыми, чем добрыми. Поэтому естественно, чтобы уберечь себя и близких, делались всевозможные обереги. Например, если строился дом, то обязательно нужно было повесить на стену предметы посуды. Это должно было сулить новоселам счастье и благополучие. До сих пор на лезгинских домах можно встретить этот древний «адат».



В качестве оберегов лезгины также использовали колючие растения. Возможно это связано с поверьем, что уколовшись об острые иглы злой джин уйдет от человека и не принесет ему беды. Колючки точно также вешались на стены, а в настоящее время их часто можно увидеть в качестве брелка под зеркалом заднего вида в автомобиле.

Вообще, в качестве талисманов использовалось довольно много предметов. Дом могли украшать причудливые деревянные коряги, камни, рога животных, и даже, целые их головы. Очень красиво смотрелись предметы холодного оружия: шашки, кинжалы, ножи. А некоторые умельцы вырезали из дерева различных зверей и птиц.



До сих пор сохранился у лезгин обряд посыпания соли. Когда кто-либо заболел, то это приписывалась к «сглазу». Тогда вокруг головы больного проводили щепотку соли, читали молитву и просили отвести этот «сглаз». Далее точно также проводили солью над огнем, и это символизировало о том, что тот, кто наводит «сглаз» должен гореть в Аду. Этот же обычай проводили «впрок», то есть чтобы не «сглазили», чтобы все было удачно и тп.

В те далекие времена, когда человек не мог описать природные явления, всякое аномальное явление воспринималось как что-то сверхъестественное. Например, причудливые деревья считались святым местом. Святые места у лезгин называются – пир. Такими «пирами» могли быть различные источники воды, огромные валуны и даже целые горы. В эти места совершались паломничества, туда приносили милостыню, просили о помощи, молились.

Вот это святое место называется «семь братьев». Из одного корня выросло семь, на первый взгляд независимых, огромных дерева.



А вот этот «пир» вырос точно посреди дороги, пробив толстый слой асфальта. Недавно власти Азербайджана хотели выкорчевать это святое место лезгин, но, как утверждают местные жители, даже подогнанный экскаватор не смог осилить этого. Воистину, лезгинский дух не сломлен! Этот «пир» разделяет дорогу на две части, и проезжающие люди останавливаются, кладут милостыню и просят Бога о помощи. А если машина или поезд, проезжающий мимо не останавливаются, то лезгины все равно привстают со своих мест и, омыв ладонями лицо, произносят строку из Корана: «Бисмилляхи рахмани рагьим».

У любой нации лезгинской группы в брачных обычаях и обрядах имелись собственные характерные черты. По этому, ахтынская свадьба и, сопряженные с ней, церемонии немного различались от кюринской.К примеру, Ахтынская свадьба обставлялась богаче кюринской. Любой приглашенный обязан был принести свадебный подарок. На праздник еще звали умелых музыкантов. В свадебном обряде было 2 этапа обручения. 1-е малое и 2-е большое.

Как зачастую это происходило в Дагестане, решение о свадьбе и выборе невесты исходило от родителей жениха. В начале, родители жениха приходили в дом невесты, с целью узнать побольше о ней и спросить сторону девушки, согласны ли они выдать свою дочь за муж за их сына. После отправляли 3-х сватов – 1 –ну женщину и 2-х мужчин. В процессе обряда сватовства дарили различные подарки, в основном платки, драгоценности и сладости. В это время в все родственники жениха веселятся в его доме, там играет музыка, поют песни и танцуют.

В доме же невесты, ее родственники ухаживают за гостями. Как это принято на Кавказе, мужчины и женщины находились в разных комнатах. В этот момент они договаривались о дне свадьбы и о выкупе за невесту.

В том случае если до свадьбы оставалось много времени, то в каждый праздник жених должен был делать подарки невесте. После сватовства наступал день, в который в дом к невесте со стороны жениха шли гости с многочисленными подарками, такими как одежда, сладости, украшения, и даже несколько баранов. Все это происходило на глазах всего села и демонстрировало состоятельность жениха. Так же, приходила сестра жениха, ее целью было как можно больше узнать о невесте, о ее характере и привычках. Свадьбу играть было заведено, в понедельник или четверг. Поскольку государственного института брака на тот момент не было, то за несколько дней до свадьбы, брак заключал местный мулла, причем, присутствие молодых не требовалось, и не приветствовалось. Мулла заключал брак в присутствии представителей жениха и невесты.

Стоит отметить, что в современном Дагестане до сих пор, помимо заключения брака в ЗАГСе, как и раньше, прибегают к помощи муллы.

Еще один интересный факт, это то, что как только появились фотография, на праздники и в особенности на свадьбы стали приглашать фотографов. У многих наших бабушек и дедушек есть свадебные фотографии, по этому можно смело утверждать что да и в целом в Дагестане работали и дарили нам возможность насладиться созерцанием прошлого. Родители жениха, что бы доказать благополучие их сына, выделяли молодым определенный участок земли, либо, если участка не было, что нибудь ценное, например скот или драгоценности. По всем значимым событиям готовили лакомство именуемое «халва». Готовить его было очень просто. В преддверии свадьбы близкие родственники решали кто будет руководить свадьбой, кто будет отвечать за музыкальное сопровождение, выбирали поваров, что интересно, именно мужчин. Подготовка к свадьбе в доме невесты проходила так же торжественно, но все же с легкой печалью. Людей было мало, лишь самый близкий круг.

Наконец, в день свадьбы в дом жениха приходили самые близкие родственники. Мужчины и женщины находились в разных комнатах. По немного нарастал пир, стелили большую скатерть и ставили в ее центр кучу разломанного хлеба и большую тарелку лезгинского супа с мясом, потом приносили голубцы с капустой, иногда рисовый плов, угощений было много, «стол» валился от обилия блюд. Однако в доме невесты все проходило гораздо скромнее, угощений было меньше, но стоит отметить, что и гостей тоже было меньше. Продолжительность свадьбы была 2 дня. В первый день гостей было мало и весь день проходил в приготовлении различных блюд, вечером первого дня, на крыше дома жениха музыканты начинали играть, тем самым объявляли свадебного торжества. Весь вечер и ночь этого дня, во дворе устланным коврами проходили танцы.

Танцы начинались с сольных мужских а позже выходили и женщины для совместного танца. По традиции, во время танца на свадьбе, мужчина обязан был дать женщине деньги, которые по ее усмотрению она могла дать музыкантам или оставить себе. Танцы проходили очень весело, участвовало все село, веселились дети, беря пример со взрослых и практикуясь в танце. На следующий день, но уже утром, музыканты вновь взбирались на крышу дома жениха и играли специальную мелодию, ознаменовавшую начало второго дня свадьбы, самого главного, день когда невеста покидает дом своих родителей и входит в дом жениха. Что интересно, и это характерно для многих аулов Дагестана, жених с невестой в свадебной церемонии практически не учувствуют, жених к примру все время находиться с друзьями дома у специального выбранного друга, который отвечает за безопастность жениха. А невеста у себя дома устраивала девичник, на который приходили подруги и родственницы, обязанностью каждой было принести с собой какое ни будь угощение. В середине второго дня музыканты сворачивали танцы во дворе и, возглавив большую толпу, сопровождавшей коня, повозку или фаэтон для невесты, с музыкой начинали свадебное шествие, которое чуть ли не на каждом перекрестке останавливалось для исполнения зажигательных темпераментных танцев.

Приближаясь к дому невесты, женщины начинали петь, кто то танцевал лезгинку. Со стороны жениха приносили мед, и другие сладости, угощали ими всех. Позже, невесте закрывали лицо платком и выводили, выводили дяди или братья, ее осыпали конфетами или сахаром. Приданное невесты грузилось в повозку, которое готовили заранее. В приданном было много ручной вышивки, которую невеста готовила сама, и по качеству этих изделий судили о невесте. У нее был свой сундук, куда она складывала свои личные вещи, которые забирала из родительского дома. В сундук так же клались различные яства.

Среди необходимых и обязательных приданных были ковер, сундук, медный таз и кувшин для воды. Подружки невесты везли с собой в фаэтоне зажженную керосиновую лампу, она символизировала светлую жизнь, и если она гасла, это был плохой знак. Так же было зеркало, которое несло, какой то сакральный смысл.

У входа в дом жениха, невесту встречала мать жениха. Она провожала ее до дома, в котором у порога лежала тарелка полная меда, которую невеста должна бала разбить. В итоге ее провожали в комнату, в которой уже лежал ее сундук.

С опущенной головой и закрытым лицом она покорно садилась на сундук. Ей давали в руки маленького мальчика, с явным намеком, чтобы она родила такого же мальчонку. В комнату невесты полагалось заходить только женщинам. Мать жениха приносила чурек, намазанный медом и маслом, и раздавала по кускам всем присутствующим, в том числе и невесте. Затем, самая уважаемая женщина подходила к невесте и снимала с ее лица платок. После невесты в дом заходила вся процессия, их кормили и поили, но приходило время уходить. В этот момент некоторые из них должны были, повинуясь традициям, украсть что ни будь не значительное из дома жениха. Всем гостям давали подарки. Когда все гости разошлись и невеста оставалась одна, к ней приходила родственница невесты, и проводила экскурсию по дому. Невеста начинает осваиваться и до прихода жениха готовит подарки для друзей жениха. Жених провожал друзей и вместе с невестой, отдыхали, кушали.

На следующий день жениха забирали в дом друга и там он оставался до вечера. На следующий день жених оставался у другого друга, иногда его могли украсть и требовать выкуп. На третий день в доме жениха собирались близкие родственники и друзья жениха. К ним выходила невеста и только сейчас она представала перед всеми как полноправная жена. Очень часто молодые не знают друг друга до свадьбы. Так сложилось в связи с религиозными традициями и обычаями, которые в некоторых аулах сохранились до наших дней. Остаться на едине или говорить друг с другом, считалось дурным тоном. Так же огромное количество браков заключалось между близкими родственниками, двоюродными и троюродными братьями и сестрами. Молодые ребята, зная, что к вечеру по улицам аула потянутся вереницы девушек с большими медными кувшинами для воды, удобно устраивались недалеко от берега реки и внимательно разглядывали, возможно, своих будущих невест.

Каждый народ хочет, чтобы помнили его историю, уважали традиции и культуру. На Земле не найдется двух одинаковых государств. Каждое имеет свои корни и уникальные особенности - изюминку. Вот об одном из таких замечательных народов и пойдет речь дальше.

Кавказ - местность высоких гор, превосходных вин и горячей кавказской крови. Однако много лет назад, когда этот край был еще диким и необузданным, здесь обитал удивительный народ лезгины (национальность кавказская), пробудивший к жизни современный цивилизованный Кавказ. Это были люди с богатой и древней историей. Много веков они были более известны как «леги» или «леки». Живя на юге то и дело защищался от великих древних завоевателей Персии и Рима.

Национальность "лезгин": история

Давным-давно несколько самобытных горских племен объединились для того, чтобы создать свое, непохожее ни на кого государство со своей духовной культурой и глубокими традициями. Это было начало XIII столетия. Что ж, им это прекрасно удалось, ведь на сегодняшний день лезгины (национальность) проживают на самых южных территориях России и Азербайджанской Республики. Долгое время они населяли Дагестанскую область, которая то и дело переходила во владения новых захватчиков. Жителей той местности на тот момент называли "эмирами Лезгистана". Со временем государство разбилось на много мелких ханств, которые боролись за свою независимость.

Народ, который чтит традиции

Рассмотрим подробно эту национальность. Лезгины характер имеют довольно яркий и взрывной. Этот кавказский народ с давних пор чтил обычаи гостеприимства, куначества и, конечно же, кровной мести. Примечательно, что очень большую роль в их культуре играет правильное воспитание детей. Удивительно, но малыша начинают воспитывать еще тогда, когда он находится в материнской утробе. Этим, наверное, и отличаются лезгины. Национальность имеет много интересных традиций. Вот одна из них.

Если женщины не могли иметь детей, то есть были бездетные, их отправляли к священным местам Кавказа. В случае успеха, а именно рождения детей разных полов, дружащие между собой семьи обещали друг другу в будущем сочетать детей браком. Они искренне верили в целительную силу священных мест и относились к таким путешествиям со всей серьезностью. Некоторые утверждают, что подобный обычай сформировался в результате желания укрепить дружеские и родственные связи между определенными семьями.

Древние обряды и современная жизнь

Лезгин - это что за нация? Рассмотрим подробнее ниже. Несмотря на свою малочисленность, лезгины имеют довольно фундаментальные моральные нормы, которые связаны с давними традициями.

Из свадебных обычаев можно выделить один наиболее яркий — похищение невесты. Самое интересное, что подобная традиция практиковалась как с согласия невесты, так и без него. Как выяснилось, выкупа как такового не было. За молодую просто вносилась определенная плата ее родителям. Возможно, сегодня некоторым это напоминает какую-нибудь покупку и кажется не совсем достойным, однако практика показывает, что большинство местных жителей относились к этому с радостью и большим энтузиазмом.

Восточные традиции гостеприимства

Особое отношение у лезгин принято в отношении гостей и людей пожилого возраста. Им выказывают отдельное уважение. Старикам не дают выполнять сложную работу, а гостей и вовсе не подпускают к домашним делам, даже если те настоятельно об этом просят. Гостям отдается все самое лучшее: спят на самой удобной кровати, даже если хозяева при этом могут остаться ночевать на полу. Порой хочется, чтобы и сегодня многие народы смогли лучше изучить их культуру и почерпнуть оттуда что-то полезное для себя, особенно в отношении того, как обращаться с гостями. Люди на сегодняшний день добились многого, но утратили нечто ценное - понимание истинной природы человеческих взаимоотношений.

Восточные культуры, в принципе, отличаются от других особым отношениям к женщинам. Их всегда на Востоке считали второстепенными членами общества. Культура лезгин не исключение, однако можно с уверенностью сказать, что, несмотря на такое положение, мужчины всегда относились к лезгинкам с глубоким уважением. Большим позором для лезгинской семьи считалось поднять руку на женщину или как-то по-другому оскорбить ее достоинство.

Духовное наследие или какая религия является у лезгин национальной?

Что же можно сказать о духовном наследии древних лезгин? Сегодня в большинстве своем исповедует ислам. Ученые охотно признают, что религиозная культура народа не изучена досконально, однако корни ее, безусловно, уходят в язычество и во многом переплетаются с народной мифологией. Например, у лезгин до сих пор довольно любопытное представление о том, как в космосе расположена удивительная планета Земля. Они считают, что она держится на рогах Яру Яц (Красного быка), он, в свою очередь, стоит на Чиехи Яд (в переводе "Большая вода"). Вот такая довольно интересная конструкция. Хотя она несколько противоречит научным данным, некоторые верят в нее весьма искренне. Вот такие необычные представления о мире были у лезгин. Национальность, религия которой - ислам, достаточно самобытна.

известный во всем мире

Некоторые возмущены тем, что данные религиозные учения напитаны мифологией и довольно часто противоречат общепринятым понятиям о здравом смысле. Современная жизнь этого народа во многом приняла устои современности. Они, безусловно, чтут традиции, но относятся к ним куда менее фанатично, чем раньше. Особое внимание туристов и путешественников привлекает национальный танец лезгин. Сегодня существует очень мало людей, которые никогда не слышали о лезгинке.

Этот оригинальный и завораживающий танец издавна танцевали лезгины. Национальность эта достаточно самобытная, и танец - тому подтверждение. Как давно возникла лезгинка и сколько ей лет, достоверно не известно. Некоторые предполагают, что он берет свое начало из ритуальных кавказских танцев.

Лезгинка — очень динамичный и насыщенный движениями танец. Кстати, современное название ему дали именно русские. Веселая и жизнерадостная музыка, под которую исполняется этот танец, не оставил равнодушными многих известных композиторов. Некоторые из них даже несколько изменили или интерпретировали по-другому старую традиционную мелодию.

Мадлена Гаджиева

Лезгины. История, культура, традиции

Посвящаю горячо любимым родителям – Гаджиеву Нариману Гаджиевичу и Лачиновой Закие Магомедкасумовне в знак признательности за привитую любовь к своему народу.

Как-то мы с племянницей моей Закией читали книжку об истории Древнего мира. В ней рассказывалось о Египте, Китае, как возникли Древний Рим, Греция и другие страны, как жили разные народы. И тут Закия мне говорит: «Эме (тетя), мы же лезгины. Расскажи про лезгин! Когда они появились, как жили раньше? Во что одевались лезгинские девочки и чем играли мальчики? Вот у монголов был Чингисхан, а кто среди лезгин прославил наш народ? Расскажи, эмешка!»

Позвала она своих братьев Арслана и Мохамада, устроились все трое удобнее и стали слушать.

История лезгин

Лезгины издревле живут на юго-востоке Дагестана и в северной части Азербайджана. Еще в V–IV веках до н. э. здесь, а также на значительной части нынешнего Дагестана образовалась Кавказская Албания. Это было обширное государство со своей письменностью, духовной и материальной культурой, со своей экономикой и монетами собственного производства, школами, где обучались албанские дети. Древнегреческие и римские историки называли более тридцати городов и других поселений Кавказской Албании. Древние авторы отмечали в албанцах красоту, высокий рост, светлые волосы и серые глаза. Это был гордый и свободолюбивый народ.

История Кавказской Албании – история бесконечных войн за свою независимость.

Еще в I веке до н. э. начались столкновения с римлянами. Многие исторические книги указывают на беспримерный героизм наших предков в борьбе с иноземными захватчиками. Кстати, некоторые историки считают, что амазонки, эти мужественные горские воительницы, тоже были албанками!

В III в. на Кавказскую Албанию напал Иран. Его, как и других завоевателей, привлекало расположение этого государства. Его территория была своего рода мостом, соединяющим север и юг, запад и восток. Тогда еще была построена дербентская крепость (помните, мы ездили туда на экскурсию?).

На Албанию нападали и хазары, и арабы. Совершали набеги аланы – кочевники северо-восточных степей.

Многочисленные войны ослабили Кавказскую Албанию. Как и многие древнейшие государства, со временем оно, просуществовав с I в. до н. э. по X в. н. э., распалось, оставив нам, потомкам, память о себе в истории.

Но и после этого не прекращались нашествия врагов на территорию нынешнего Дагестана.

В XIII в. татаро-монголы огромными силами обрушились на Кавказ. Им тоже не удалось покорить горцев Дагестана. Путешественник Гильом де Рубрук писал: «…между морем и горами живут некие сарацины, по имени лезги, горцы, которые не покорены татарами».

В XVII веке лезгины вместе с аварцами, даргинцами, лакцами и другими народами вели ожесточенную борьбу против иранского и турецкого владычества. Возглавлял эту борьбу Хаджи-Давуд, который освободил от иранцев города Шабран, Шемаху и стал правителем Ширвана.

Много горя принесла дагестанскому народу персидская армия во главе с Надир-шахом, но и они получили отпор от мужественных горцев.

Мухаммад Ярагский

В XVIII веке закавказские и дагестанские ханства вошли в состав России. Но не все горские общины хотели признавать над собой власть русского царя. В начале XIX века началась Кавказская война, которая длилась более 30 лет! Идеологом сопротивления был шейх Мухаммад Ярагский, учитель имама Шамиля.

Но уже во второй половине XIX века Дагестан полностью вошел в состав России.

В 1917 году в России свергли царя, происходит революция, в результате которой был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). А в 1992 году СССР распался на 15 государств. Часть земель, где проживали лезгины, осталась в России, а другая часть – в Азербайджане. Граница между Россией и Азербайджаном частично проходит по реке Самур.

Штурм Ахты. 1848. Бабаев П.

Немалую лепту внесли лезгины в становление и развитие Республики Дагестан в составе России. Целую плеяду революционеров и видных политических деятелей дал наш народ. Лезгины участвовали в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов против фашистской Германии. Многие из них полегли на полях сражений. Позже я расскажу вам о тех, кто своим героизмом, талантом и выдающимися свершениями прославил и продолжает прославлять наш народ.

История - тарих .

Эпоха - девир .

Мир - дуьнья .

Земля - чил .

Родина - ватан .

Страна - уьлкве .

Государство - гьукумат .

Народ - халкь .

Люди - инсанар .

Нация - миллет .

Неприятель - душман .

Крепость - кьеле .

СПРАВКА

В Дагестане лезгины населяют Ахтынский, Докузпаринский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский районы, частично Дербентский, Хивский, Рутульский и Хасавюртовский районы, а также проживают в городах Дербент, Дагестанские Огни, Махачкала, Каспийск. В Азербайджане лезгины компактно проживают в Кусарском, Кубинском, Хачмасском, Кабалинском, Исмаиллинском, Огузском, Шекинском и Кахском районах, в городах Баку, Сумгаит.

Лезгины проживают и в других государствах – Казахстане, Киргизии, Турции.

Численность лезгин в России в 2002 году составила 412 тысяч, в Азербайджане – более 170 тысяч.

Как жили и чем занимались лезгины?

Там, где протекают реки Самур и Гюльгерычай, климат сухой и теплый. Лето жаркое. Фруктовые деревья дают хорошие урожаи яблок, персиков, инжира, слив, груш, черешни. Обитают шакалы, дикие кабаны и волки. Встречаются сухопутные черепахи. В кустарниках водятся фазаны, дикие косули (джейраны), олени, барсуки, куницы, лисы и зайцы. А еще ящерицы и змеи. В устье реки Самур, где она впадает в Каспийское море, растут густые лиановые, широколиственные леса.

В горах летом бывает холодно, случается, выпадает снег даже в июне! Здесь водятся медведи, барсы, дикие козы, дагестанские туры и громадные горные орлы. Помнишь, Арслан, мы видели их, когда поднимались на гору Шалбуздаг? Они кружили над нами всю дорогу.

Охота у лезгин не была значительным подспорьем в хозяйстве. Наши предки старались сохранить животный мир и охотились редко.

До Октябрьской революции в лезгинских селениях почти не было медицинской помощи. Больных «лечили» местные знахарки и муллы, чаще принося не пользу, а вред. Инфекционные болезни - тиф, дифтерит, скарлатина и другие - уносили сотни человеческих жизней. В 1892 г. в Кюринском округе из 5608 заболевших умер 2591 человек, а в Самурском округе из 2968 заболевших - 1429 человек. Настоящим бичом в предгорных селениях была малярия. В селениях Орта-Сталь, Ашага-Сталь, Юхари-Сталь, Казмаляр и других нынешнего Касумкентского района 90% жителей болело малярией.

В настоящее время во всех районных центрах открыты больницы с амбулаториями, санитарно-эпидемиологические станции, женские и детские консультации и аптеки. В Касумкен- те и Магарамкенте есть противомалярийные станции, результатом деятельности которых является почти полное искоренение малярии. В некоторых других селениях также имеются свои больницы, родильные дома, ясли; в большинстве селений есть акушерско-фельдшерские пункты. До 1917 г. на всей лезгинской территории Дагестана было два врача, обслуживавших почти исключительно русских чиновников, местных богачей и духовенство. Сейчас же в одном только Касумкентском районе имеется две больницы, семь врачей (большинство их - лезгины) и 45 человек среднего медицинского персонала.

При Советской власти в лезгинских районах развернулось широкое культурное строительство. До 1917 г. на лезгинской территории было лишь несколько начальных школ. В настоящее время в лезгинских районах имеется 200 начальных и средних школ, шесть домов культуры (два в Касумкентском и по одному в остальных районах), около 70 библиотек, свыше 70 сельских клубов и изб- читален и т. д. В последние годы в Дагестанской АССР появился новый тюх культурного учреждения - передвижной клуб-автомобиль. Такие клубы имеются, в частности, в горных Ахтынском и Докузпаринском районах. В Ахтах работает районный музей краеведения, а в сел. Ашага-Стал находится дом-музей Сулеймана Стальского.

До Великой Октябрьской социалистической революции лезгинской письменности практически не существовало. Попытки создания ее на основе арабского алфавита оказались неудачными. В 1928 г. была введена лезгинская письменность на латинской основе, а в 1938 г. она переведена на русский алфавит, с добавлением твердого знака и одного добавочного знака, выражающего взрывной характер звука. Сейчас, пользуясь этим алфавитом, на лезгинском языке в Дагестане издают разнообразную литературу, ведут преподавание всех предметов в первых четырех классах школ лезгинских селений. В старших классах преподавание ведется на русском языке. На лезгинском языке сейчас регулярно издается семь газет: одна республиканская и шесть в районных центрах. Кроме того, заметки на лезгинском языке нередко печатаются в газете, выходящей на табасаранском языке в сел. Хив.

До революции в лезгинских селениях трудно было встретить человека, знавшего русскую грамоту. В рассказе «Непрочитанное письмо» лезгинского писателя И. Вагабова говорится о том, как мать, получив от сына письмо на русском языке, долго носила его из одного селения в другое, чтобы найти кого-нибудь, кто мог бы это письмо прочесть. В наши дни русский язык стал вторым языком лезгин, как и других горцев Дагестана. На нем ведется преподавание в школах, начиная с пятого класса, и делопроизводство в районных учреждениях. Русский язык служит основным средством общения лезгин и родственных им этнических групп с другими народами республики.

За годы Советской власти создана национальная лезгинская художественная литература, которая использует богатый местный фольклор. Гардостыо народов Дагестана являются творения выдающегося поэта, классика лезгинской литературы, «Гомера XX века», как называл его М. Горький, Сулеймана Стальского. Большой популярностью пользуются стихи Етима Эмина и Тагира Хрюкского. В деле развития лезгинской художественной литературы большую роль играет литературный альманах «Дружба» на лезгинском языке, выходящий с 1949 г. Лезгинские писатели проявляют глубокий интерес к русской литературе и учатся на лучших ее образцах.

Одним из важнейших видов народного искусства является ковроделие. Народный гений создал разнообразные ковровые изделия, поражающие гармонией рисунка ж красок. Широко известны лезгинские ковры (ворсовые и безворсовые), коврового типа покрышки на седла, переметные сумы и узорчатые носки. Их красочный орнамент - свидетельство большого художественного вкуса мастериц. Особенно славятся ковры и ковровые изделия Ахтынского района.

Прежде ковровые изделия украшались только геометрическим орнаментом. В наши дни можно видеть и старые геометрические рисунки, и цветы (например, розы), и даже портреты. Лезгинские ковры (ахтынские, микрахские и др.) неоднократно экспонировались на международных выставках и всегда получали высокую оценку.

Лезгинские резчики по дереву издавна украшали геометрическим орнаментом капители столбов и барьеры веранды, сундуки, особого устройства полочки или ящики для хранения ложек и пр. Резчики по камню высекали на стенах домов и надгробных памятниках сложный геометрический и растительный орнамент, фигуры зверей и птиц, а также замысловатую вязь надписей. Ислам не разрешал изображать живые существа, но лезгинские мастера, не считаясь с запретом, сплошь и рядом высекали животных и птиц (лошадей, львов, оленей, соколов, павлинов и др.), причем многие произведения этого рода исполнены реалистично и с высоким мастерством. Но в целом изобразительное искусство лезгин до Великой Октябрьской социалистической революции не выходило за рамки прикладного искусства. Только при Советской власти появились у лезгин настоящие художники и скульпторы. В их числе известный скульптор X. Аскар-Сариджа, произведения которого можно встретить во многих районах Дагестана и вне его.

Лезгины сложили много разнообразных песен. Мелодии этих песен, хотя и сходны с мелодиями других дагестанских народов, имеют немало черт, сближающих их с мелодиями азербайджанцев. Самые распространенные у лезгин музыкальные инструменты - тар, кеманча, скрипка, зурна, гармоника и бубен. В советские годы у лезгин появились свои композиторы. Среди них особенной известностью пользуется создатель лезгинской симфонической музыки лауреат Сталинской премии Г. А. Гасанов.

Одним из любимых видов народного искусства лезгин являются танцы, в частности знаменитая «лезгинка». Без танцев не обходятся никакие народные гуляния и праздники. В последние годы у лезгин появились профессиональные балерины, исполняющие произведения мировой и русской балетной классики.

Крупным достижением лезгинского искусства было создание национального драматического театра. Первая театральная постановка была организована силами группы местных любителей еще в 1907 г. Первые пьесы шли на азербайджанском языке. В 1914 г. впервые была поставлена небольшая пьеса на лезгинском языке. Редкие и случайные любительские театральные постановки в советское время не могли удовлетворять быстро растущие культурные запросы лезгинского населения. Поэтому в 20-х годах в Ахтах был организован Государственный лезгинский драматический театр, с 1948 г. находящийся в Дербенте. В его репертуаре - пьесы лезгинских, русских, азербайджанских, аварских, кумыкских и других писателей. Театр ставит спектакли на трех языках - лезгинском, азербайджанском и русском. В составе труппы, наряду с такими известными мастерами, как народный артист РСФСР М. Кухмазов, народные артисты Дагестанской АССР С. Велиханов, С. Агабалаев, Ш. Кухма- зова, много молодых талантливых актеров (Б. Айдаев, А. Исрафилова- Алиева, А. Сайдумов и др.), окончивших Государственный институт театрального искусства в Москве.

Рост национальной по форме, социалистической по содержанию лезгинской культуры, как и развитие лезгинской экономики, сопровождался созданием кадров национальной интеллигенции. Трудно назвать такую профессию или специальность, которой не освоили бы лезгины. Вместе со всем народом молодая лезгинская интеллигенция активно участвует в строительстве коммунистического общества.


Top