План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД "Путешествие в прошлое счётных устройств". Конспект занятия: « Путешествие в прошлое предмета» (счётные устройства)

Воспитатель: Бакушкина Светлана Александровна МАДОУ ЦРР-д/с№18 города Кропоткин, Краснодарского края.

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Программное содержание

Образовательные задачи: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

Развивающие: развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать уважение к человеку труда.

Предварительная работа:

Словарная работа: узелковые счеты, Абак, ячейка, счеты, калькулятор, компьютер, компьютерные игры, компьютерные программ, математические знаки, сложение, вычитание, умножение, деление.

Материалы и оборудование: макеты счетных, устройств, карточки-схемы (с изображением счетных устройств, д/и , набор математических задач, набор компьютерных игр, набор предметных картинок, д/и «Что было, что будет» .

Ход деятельности: (воспитатель с детьми сидит за столом)

Воспитатель: Ой, ребята! Что это за конверт и кто его принес?

Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо,
Может это лучик солнца
Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,
Пролетая обронил?
Может, кто письмо, как мышку,
На оконце заманил?

Читает письмо: Детям группы «Полянка» детский сад №18. Это письмо для нас. Ребята, нам приглашают, совершить увлекательное путешествие в волшебную страну «Математических исчислений» . В этом путешествии мы узнаем о том, как возник математический счет и какую вычислительную технику придумали люди, чтобы усовершенствовать его. А чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо выполнить следующее задание.

(проводится д/и «Узнай предмет, соединяя точки» )

Воспитатель: Молодцы! С заданием мы справились. Посмотрите в конверте есть что-то еще.

(достает из конверта золотой ключик, звучит голос, фонограмма)

Он откроет тайны дверь, отправляйтесь поскорей.

Воспитатель: Так вот же волшебный замок, который мы можем открыть нашим золотым ключиком.

(звучит музыка, открывается замок, ширма, за ширмой стоит Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я вас приветствую в стране математических исчислений. Я здесь самый главный, все знаю, все умею. Вот, например, недавно научился считать на пальцах до 10. Хотите посчитаю (считает) .

Незнайка: Эх, это я быстро. Раз-два и готово. (начинает считать, ему не хватает пальцев, считает и на ногах, на хватает опять, задумывается)

Воспитатель: Ну, Незнайка, что же ты остановился?

(выходит Знайка)

Знайка: Незнайка, что здесь происходит? Здравствуйте, ребята, вы наверное из Д/с №18, я вас давно жду.

Незнайка: Да это же наш великий Знайка, он в нашей стране самый умный. Знайка ребята мне предложили посчитать до 50, а пальцев у меня не хватает.

Знайка: Это очень просто! В нашем музее счетных устройств, находятся разные предметы, с помощью которых считали в древности. Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног, как наш Незнайка. Это были первые счеты. Можно еще для счета использовать различный природный материал: камешки, кости и т. д. Затем быт человека развивался, стал усовершенствоваться счетный материал. Использовались узелки на веревке, и назывались они «узелковые счеты» . Широко использовались семена сельскохозяйственных культур.

(задание детям: решить задачу с помощью узелковых счет)

Задача: Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке
Тут одна к ним прибежала
Сколько вместе кошек стало?

Дети: четыре. (завязывают четыре узелка на веревочке)

Знайка: Молодцы! Умеете пользоваться «узелковыми счетами» .

Знайка: А это деревянная счетная доска – Абак. Она разделена на ячейки, в которые выкладывались мелкие предметы в количестве 10 штук (косточки, бабы, горох) затем их пересчитывали.

Незнайка: Интересно, что же это такое? (берет счеты) . А я у ребят спрошу. Вы знаете, что это такое?

Дети: Это счеты!

Незнайка: А для чего они нужны?

Знайка: А мы сейчас проверим умеете ли вы считать на счетах?

(Знайка дает карточку-задание, задача в стихах, ребенок выходит выполнять)

Задача: Сколько маленьких утят,
Плавать и нырять хотят?
Три уплыли далеко,
Два нырнули глубоко?

Дети: пять (отсчитывают пять косточек на счетах)

Знайка: И с этим задание вы хорошо справились! Но, чтобы считать большие числа, на этих счетах человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел счетную машинку. Эту счетную машину вы наверное знаете (показывает) . Как она называется?

Дети: Калькулятор.

Знайка: А что можно делать на калькуляторе?

Дети: На калькуляторе можно выполнять различные действия: складывать, отнимать, делить, умножать, решать сложные примеры и задачи. На кнопках калькулятора написаны математические знаки (показывают + -: * =) и цифры (от 0 до 9) Незнайка играет с калькулятором.

Знайка: А теперь подойдем к последнему экспонату. Как вы думаете что это?

Дети: Компьютер.

Знайка: Что можно делать с помощью компьютера?

Знайка: Чем компьютер отличается от калькулятора?

Знайка: Предлагаю вам познакомиться с работой компьютера.

(дети играют в обучающую игру «Найди предмет» )

Знайка: Ребята, и ты Незнайка теперь вы знаете, как люди считали раньше и какую вычислительную технику используют сейчас. В нашем цветочном городе есть необычные сладости, в форме счетных предметов. Мы с Незнайкой приготовили сладкий сюрприз. (Дети получают сладости, ширма закрывается)

Воспитатель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну математических исчислений. А чтобы вы запомнили историю математического счета, я предлагаю вам игру «Что было, что будет»

(детям предлагается набор предметных картинок, дается задание разместить их в домики соответственно времени их создания человеком)

Надо все предметы эти,
В нужный домик поселить:
В первый мы отправим вещи,
Что давно уже живут,

Тех, что созданы недавно

Во втором домишке ждут.

Воспитатель: Молодцы! С игрой справились и теперь можно попробовать необычные сладости.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г.Волжска РМЭ

Конспект занятия по

ознакомлению с окружающим

в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств».

Составила:

ДОУ №4 «Калинка»

Гасанбекова Виктория Зиядовна

г.Волжск

Цель: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком, развить ретроспективный взгляд на предметы

рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность детей;

активизировать словарь детей такими словами, как: компьютер, калькулятор, счетная машина, счеты и т.д.

Материал: макеты счетных устройств, продукты и инвентарь для бутербродов.

Ход занятия:

Экскурсовод: Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства разных времен.

(раздается стук в дверь).

Незнайка: Здравствуйте, ребята. Чем вы тут занимаетесь? А я все знаю, все умею. Вот, например, научился вчера считать на пальцах до 5. Хотите, посчитаю? (считает).

Экскурсовод: Молодец, Незнайка! До 5 считать умеешь, а наши ребята считают и до10. А ты сможешь посчитать до 10?

Незнайка: Это я быстро, раз - два и готово. (Начинает считать, у него не получается).

Экскурсовод: Ну, Незнайка, что остановился? Может тебе этот предмет поможет? (Дает счеты).

Незнайка: (радуется). Поможет! Поможет! А как он мне поможет? (Крутит, вертит счеты в руках). Интересно, что это такое? (шепотом). А я у ребят спрошу. Ребята, вы знаете, что это за предмет? (это счеты). А для чего они нужны? (чтобы считать). Это я понял! А как на них считать? (выходит ребенок и показывает). Так интересно, а я и не знал!

Экскурсовод: Эх, Незнайка, ничего - то ты и не знаешь, а только хвастаешься! А ты хочешь узнать, как люди считали раньше? А вы, ребята хотите? Тогда я вас приглашаю посетить музей счетных устройств, где находятся разные предметы, на которых люди считали в древности.

Обратите внимание на первый экспонат. Что это такое? (Это руки человека).

Незнайка: А почему они здесь и даже на первом месте?

Экскурсовод: Давным-давно люди считали на пальцах рук. Это были первые счеты. Но они оказались не удобными потому, что нельзя было на них посчитать, например, до 20 - 30. И тогда человек изобрел другие счеты. А вот какие, мы сейчас увидим.

Обратите внимание на следующий элемент - это узелковые счеты. Сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. И при помощи этих узелков люди считали. Хотите попробовать? (Дети пробуют.) Правда, интересно?

В вот следующий экспонат - это глиняная доска - абак. Она разделена на полоски, в которые выкладывали бобы, горох и пересчитывали их. Люди раньше очень мало знали и поэтому не могли придумать лучших счетов. И пользовались руками, узелковыми счетами, счетной доской, счетными палочками и счетам на которых мы научили считать Незнайку.

Обратите внимание на следующий экспонат. Эту счетную машину вы, наверное, знаете? Как она называется? Правильно, ребята! Кто из вас покажет, как им нужно пользоваться? (Дети показывают).

А теперь посмотрите на следующий экспонат. Как вы думаете, что это? Молодцы! Ребята, а что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора?

Вот, Незнайка, ты и узнал, как люди считали раньше и теперь.

Незнайка: Подождите, я, что - то забыл… на чем люди сначала, а на чем потом?

Экскурсовод: Ребята, давайте поможем Незнайке. Как люди считали сначала и что использовали? Какие счеты появились потом? Из чего они были сделаны? Что люди используют теперь? Людям, каких профессий нужны счетные устройства? (дети отвечают).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Интегрированное занятие

Тема: Путешествие в прошлое счётных устройств

(подготовительная группа)

Составила: Васильева Е.А.

(воспитатель)

Кемерово 2012

Образовательные области : познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Цель: познакомить с историей счётных устройств, с процессом их преобразования человеком; расширять представления о предметах облегчающих труд людей; закреплять представления о компьютере, его составных частях; активизировать познавательную деятельность; воспитывать интерес к счётным устройствам.

Материалы и оборудование: картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, картинки «Части компьютера».

Ход занятия:

- Ребята, вы были когда- нибудь в музее?

А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т.д.)

- А хотите сегодня побывать в музее?

- Тогда сегодня я приглашаю вас не совсем в обычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины, приборы.

- Давайте посчитаем до 20.

- Ну что получилось? (Нет)

- Ребята, сейчас у нас много счётных устройств.

- А вы хотите узнать, как люди считали раньше?

- Тогда отправимся в музей счётных устройств, где находятся разные предметы, на которых люди считали в древности.

- А на чём можно отправиться в музей?

- Но сегодня мы отправимся… ,вы узнаете отгадав загадку:

Машина отлично задачу решили

Мигала, гудела, старалась, спешила

Рисует, играет, учит меня.

Какое же имя имеет она? (машина времени)

- Садитесь поудобнее, закрыв глаза и считаем до 10. Пуск!

- Вот мы и попали в музей.

- Вспомним правила поведения в музее.

- Давайте подойдём к первому экспонату.

- Что это такое? (рука и нога человека)

- А как вы думаете, почему они стоят на первом месте?

- Да, они были самыми древними устройствами для счёта. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног.

- Да пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30.

- Следующим шагом в развитии счёта стало использование палочек, камешков, бусин. Посмотрите на счёты разных стран и народов: деревянные (делали зарубок на дощечках); узелковые(на верёвках).

- Но вскоре появился специальный прибор-абак. Это деревянная счётная доска посыпанная песком и разделена на полоски, на которые выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали их.

- Абак был усовершенствован и на свет появились другие счётные устройства:

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук. (Счёты)

- Рассмотрите их внимательно.

- Как устроены счёты?

- Счёты – это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.

Что-то бабушкины счёты

Брать с собою неохота

Лучше я возьму ребята,

В школу новый…(калькулятор)

- А теперь подойдём к следующему экспонату.

- Отгадав загадку, вы узнаете, какое счётное устройство было следующим:

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает,

И даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайся что за гений?

Ну, конечно же…(компьютер).

- Посмотрите, знаете ли вы, кто это? (портрет Блеза Паскаля)

(это французский учёный, который первый изобрёл компьютер в 17 в.)

- Что можно делать с помощью компьютера?

- Чем компьютер отличается от калькулятора?

- Сейчас мы вспомним,какие части есть у компьютера.

- Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура).

- С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).

- Какое устройство поможет нам вывести на бумаге информацию? (принтер).

- Это мы назвали запасные части компьютера.

Игра «Пазлы» (делятся на две команды)

- Системный блок и монитор.

- А какие вы знаете современные компьютеры? (смартфон, нетбук, ноутбук, планшет).

- Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.

Компьютер-друг детей и взрослых,

Он создан был давно.

Пришёл из Франции далёкой

Огромный и простой.

Но шли года, века, эпохи,

Компьютер стал другим.

Он вычитает, прибавляет,

Рисует, с нами говорит!

Передаёт, хранит, стирает,

Играет, учит, развивает.

Всем этим занимается глава-

Микропроцессор-голова!

Отсюда следует,друзья,

Компьютер нужен для труда,

Обогащения ума,

С ним просто весело всегда.

Итог занятия: – Как считали люди раньше?

- Какие были изобретены предметы для счёта?

- О каких предметах мы сегодня беседовали?

- Для чего нужен калькулятор?

Наталья Чивелёва
НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе: «Путешествие в прошлое предмета: счетное устройство».

НОД по формированию целостной картины мира

в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в прошлое предмета: счетное устройство»

Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего - то нового, необходимого для развития общества, для облегчения труда человека).

Триединая задача НОД:

Образовательные задачи:

Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на имеющий опыт дошкольников)

Развивающие задачи:

Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира

Активизировать познавательную деятельность детей

Воспитательные задачи:

Воспитывать любознательность

Воспитывать умение работать сообща, в подгруппах

Материалы и оборудование: картинки, рисунки счетных устройств, камешки, веревочки, счетные палочки, счеты, калькуляторы, ноутбук.

Предварительная работа:

Знакомство с понятием «счетное устройство»

Знакомство со счетами, принцип вычисления на них

Знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем

Знакомство с компьютером, его устройством (компьютер – ЭВМ – электронная вычислительная машина)

Отгадывание загадок

Беседа «Компьютер в жизни человека»

Рисование на тему: «Мой компьютер»

Все виды счетных устройств показываются воспитателем на медиапректоре или ноутбуке.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Организационный момент. Введение в тему. Постановка цели занятия

Младший воспитатель, сидя за столом, производит вычисления на калькуляторе.

Чем Вы занимаетесь, Елена Николаевна? Что делаете? (считаю)

Мальчики и девочки, а на чем считает Елена Николаевна? (считает на калькуляторе)

Что это за предмет такой? (это счетное устройство)

Для чего он нужен? (калькулятор нужен для облегчения счета)

А на чем и как считали люди раньше, вы знаете? Хотите узнать?

Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое счетного устройства.

II. Основная часть.

1. Рассказ воспитателя об истории возникновения счетных устройств.

Присаживайтесь поудобнее и слушайте.

Счетные устройства использовались людьми ещё в древности для выполнения денежных расчетов (сегодня они используются во всех сферах человеческой деятельности)

История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем – то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. (Слайд №2) Пальцы и были самым первым счетным устройством. Когда для счета перестало хватать пальцев на руках. Люди стали использовать каменные палочки, узелки. (Слайд №3)

Первый помощник человека в счете появился очень давно (в V в. До н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак. (Слайд №4) «Абак» - слово греческое, переводится как «счетная доска». Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались камешки. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще долгое время, много – много веков и столетий (даже в Западной Европе).

С развитием торговли, расчеты стали более сложными, люди (ученые) решили переложить этот труд на плечи машин. И в XVII столетии стали появляться первые механические счетные машины. Французский математик Блэз Паскаль изобрел первое счетное устройство - счетчик – регистратор (Слайд №5, затем немецкий физик и математик Лейбниц создал ступенчатый вычислитель. Эта счетная машина умела складывать, вычитать, умножать, делить.

После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись.

В XIX веке петербургский инженер Однер создал арифмометр (Слайд №6, который позволил считать быстрее и притом большие числа. В XX веке он выглядел уже так…

Немного позднее было создано другое счетное устройство – табулятор (первая электромеханическая счетная машина) (Слайд №7).

Наряду с механическими счетными устройствами люди начинают выполнять вычисления на русских счетах (массовое счетное устройство) (Слайд №8). До сей поры люди иногда используют это счетное устройство для вычислений.

Изобретатели создают в XX веке и калькулятор (Слайд №9) (римское calculi – камешки (вычислять, который работает сначала от розетки, затем от батареек.

Считать с каждым годом приходится все больше, сложнее. У людей возникает желание упростить систему расчетов. Появляется компьютер (англ. Computer – считаю) – машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде. (Слайд №10)

Устройство, которое можно назвать первым компьютером, изобрел английский математик Чарльз Беббидж, но построить этот прибор ему не удалось. Первый автоматический компьютер IBM в 1944 году (в прошлом веке, весил 35 тонн и занимал несколько комнат.

Постепенно ученые – изобретатели усовершенствовали компьютер, и в конце XX века (в 1981г.) появились первые компьютеры – персональные, для частного, домашнего использования.

(Слайд №11)

Современные компьютеры состоят из системного блока и внешних устройств: монитора, клавиатуры, мыши; к ним добавляются такие устройства, как принтер, сканер, акустическая система (колонки, джойстики.

Изобрели и переносные микрокомпьютеры – ноутбуки, карманные компьютеры – палмтопы.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Во время проведения физминутки предложить одному из детей с помощью счетных палочек посчитать количество действий, выполняемых детьми.

2. Практическая часть

Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:

Калькулятор

Примеры для вычисления даются детям на карточках.

После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

О чем сегодня шла речь на занятии? (слушали рассказ о счетных устройствах, об их происхождении)

Какое было самое первое счетное устройство? (пальцы)

Какие счетные устройства вы еще запомнили?

С помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас?

Назовите самое современное счетное устройство.

Перечислите основные и дополнительные части компьютера.

И в заключении я предлагаю вам отгадать загадки об устройстве компьютера. (см. Приложение 1)

Приложение 1.

1. Из земли на опушке

Торчит лысая макушка.

Вырос на макушке мох,

А вокруг – чертополох.

2. По десятку на листочке

Сели умные кружочки.

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук!

3. Что за чудо – агрегат,

Может делать все подряд –

Самым лучшим другом стать.

(компьютер)

4. На столе стоит сундук,

В сундуке окошко.

Можно видеть чудеса,

Если знать немножко

(монитор)

5. На доске по строчечке

Разместились кнопочки.

Догадайтесь, мальчики

Как здесь тыкать пальчиком?

(клавиатура)

6. По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает?

(компьютерная мышь)

7. То – то радость, то – то смех,

На бумаге без, огрех,

Из какой коробки лезет,

Текст на удивленье всех?

(принтер)

8. Если что – то отключить,

То компьютер замолчит,

Тугоухий, как медведь –

Ничего не сможет петь.

(колонки, акустическая система)

«Вычисления в доэлектронную эпоху» - Персональные компьютеры могут быть различного конструктивного исполнения: настольные, портативные (ноутбуки) и карманные (наладонники). На песке проводились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Создатели. Потребность счета предметов у человека возникла еще в доисторические времена. ЭВМ первого поколения.

«ЭВМ поколения» - Ключевое решение в ПО: универсальные языки программирования, трансляторы; Режимы работы ЭВМ: однопрограммный; Быстродействие: 103-104; Количество в мире: десятки; Цель использования: научно-технические расчеты. Поколения ЭВМ. Ключевое решение в ПО: интерактивные ОС, структурные языки программирования; Режимы работы ЭВМ: разделение времени; Быстродействие: 105-107; Количество в мире: десятки тысяч; Цель использования: управление и экономические расчеты.

«Компьютерные машины» - Первую клавиатуру и первый монитор выпустила компания Teletype в 1962 году. 1774 г. – Первая массовая «счётная машина» - механический калькулятор. Первая программа для электронной почты. Выполняла сложение и вычитание с 7 – значными числами. ? Что за человек. Что же такое «ИНФОРМАТИКА»??? Способы передачи.

«Поколения компьютера» - ЭВМ пятого поколения. Компьютер будущего облегчит и упростит жизнь человека ещё в десятки раз. Есть ли предел совершенству? От абака до компьютера. ЭВМ первого поколения. Первые счетные устройства. Машины второго поколения. ЭВМ третьего поколения. ? Когда персональные компьютеры стали доступны простому обывателю?

«Первые механические машины» - Следующая машина Цузе - Z3, была завершена в 1941 году. О компьютерах на транзисторах обычно говорят как о «втором поколении», которое доминировало в 1950-х и начале 1960-х. В 1801 году Жозеф Мари Жаккар разработал ткацкий станок, в котором вышиваемый узор определялся перфокартами. Домашние компьютеры стали более удобными и требовали от своих пользователей уже гораздо меньшего количества технических навыков.

«История ЭВМ» - V – VI век до нашей эры. Быстродействие – сотни тысяч – миллионы оп./с. Что такое ЭВМ? Чарльз БЭББИДЖ (26.12.1791 – 18.10.1871). Программирование – появились алгоритмические языки. Элементная база – сверхбольшие интегральные схемы (СБИС). Древнегреческий абак. Быстродействие – сотни тысяч – 1 млн. оп./с.

Всего в теме 14 презентаций


Top