Польза длительного полового воздержания (православие). Вопросы священнику

Артём, Москва

Вопрос о целибате для мирянина

Я не женат, но пытался найти себе жену. После многих неудачных попыток стал придерживаться идей целомудрия и целибата. Мне не понравилось исповедоваться у женатого батюшки. В своей исповеди я усмотрел насмешки батюшки над моими грехами и некое осуждение того, что я не женат. Кроме того, я постоянно чувствую некое превосходство перед таким батюшкой, т.к. считаю, что целибат - это больший подвиг, чем семейная жизнь. Понимаю, что это уже дополнительный грех - гордыня. Что же мне теперь, у таких батюшек не исповедоваться, дабы новый грех не приобрести? Если я так и не женюсь, то я должен стать монахом?

Сохранение девства — высокая христианская добродетель. Но добро не есть добро, если совершается не с добрым расположением души. Уверен, что вы ошибаетесь относительно вашего духовника. Осуждение может вызывать не сам целибат, а ваше превозношение, в том числе и над ним, ваше гордостное самомнение, что «я́ко нѣ́смь я́коже прóчiи человѣ́цы» (Лк. 18:11 ). Духовник по опыту знает, как Бог смиряет гордецов. Смиряет чаще всего через блудные грехи. К сожалению, падали и не такие, как вы. Вам именно у женатых и надо исповедоваться.

Я глубоко убежден, что неженатому человеку нечего делать в миру, надо идти в монастырь. Почитайте патерики и жития святых, как подвижники избегали городов и соблазнов. И это в те времена! Но тот, кто сомневается, жениться ему или идти в монастырь, должен однозначно жениться. Ищущие иночества не мыслят себе другого пути. В монастырь идут не отталкиваясь от проблем, а притягиваясь любовью к Богу.

Почему вы думаете, что семейный крест легче целибата? Так ли легко побороть свой эгоизм и жить в мире и в любви с другим человеком, стать с ним едина плоть и един дух? А сколько бессонных ночей, сколько трудов и волнений испытывают родители, вынашивая и воспитывая детей! Сколько требуется здесь мудрости, терпения, кротости, жертвенной любви!

Итак, смиритесь пред волей Божией, молитесь Богу и продолжайте с Его помощью искать себе супругу — спутницу на пути ко спасению.

Мне сказали, что на мне лежит «венец безбрачия». Не могу выйти замуж, сильно переживаю.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Прежде всего, никакого «венца безбрачия» (также как «печати одиночества». «кода одиночества») не существует. Это словосочетание, в котором присутствует глумление над благодатным и радостным таинством брака, взято из лексикона знахарей, колдунов и прочих оккультистов. Они привлекают клиентуру и зарабатывают деньги. После установления «диагноза» они говорят о готовности помочь. При этом широко эксплуатируются весьма распространенные в наше время переживания людей, которым не удается построить семью. В последние полтора десятилетия, действительно, молодым людям все труднее становится устраивать свою семейную жизнь. Но причина заключается не в «печати одиночества», которую якобы кто-то наложил на человека, а в тех нравственных и социальных сдвигах, которые произошли в нашей стране.

Брак установлен в раю. В самом начале жизни человечества семейному союзу дано Божие благословение: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18). С глубокой и седой библейской древности люди, достигая определенного возраста, желали иметь семью, детей. Вся история Израиля свидетельствует, что брак считался в избранном народе состоянием почетным и обязательным для всех. Поэтому на безбрачие смотрели с презрением. Даже в Вавилонском плену не нарушался этот порядок. Пророк Иеремия писал переселенцам, находившимся в халдейской земле: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: стройте домы и живите [в них], и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь (Иер.29:4-6). Ни святое Евангелие, ни Послания апостолов нисколько не умаляют брак, а, напротив, говорят о его святости: Брак у всех [да будет] честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр.13:4).

В Древней Греции, как религия, так и государство осуждали безбрачие. В «Законах» Платона говорится об уклонении от брака как о преступлении. В Спарте были также установлены известные наказания не только для безбрачных, но и для вступивших в брак поздно. В старых обществах, поскольку безбрачие считалось явлением аномальным, существовали обычаи и традиции, обеспечивавшие в обществе установление браков. В библейские времена таким механизмом был приоритет родителей. Им принадлежало право устраивать брак своих детей (Быт.21:21; 24:2-6; 28:1-4; 34:8-12; Тов.6:13). Как родители, так и дети были уверены, что в выборе, который делают родители, выражается воля Божия (Быт.24.42-52). Опыт родителей оберегал детей от женитьбы по страсти и случайным увлечениям.

В нашей стране на протяжении последних восьмидесяти лет полностью был разрушен старый, формировавшийся веками, уклад жизни. Вместе с ним оказались уничтоженными механизмы формирования семьи, основанной на традиционных нравственных ценностях. Самым выразительным показателем глубокого нравственного упадка нашего общества является цифра ежегодно убиваемых в стране младенцев – 4 млн. (по другим данным 6 млн.). Законодательство разрешает женщине убивать ребенка, словно он является ее собственностью. Было ли когда-нибудь в прошлом такое массовое притупление совести, когда одному человеку давалось абсолютное право убивать другого, чтобы решать свои жилищные или материальные проблемы.

За время между двумя переписями (1989 – 2002 гг.) на 40% увеличилось количество людей, никогда не состоявших в браке. За последние два десятилетия число зарегистрированных браков уменьшилось с 1 464, 6 тыс. до 848,7 тыс. По мере того, как быстро растет число людей, нежелающих иметь семью, резко сужается возможность вступать в брак для тех, кто хочет построить семью. В настоящее время эта проблема стала очень острой и болезненной. В чем основные причины такой ситуации? Главная причина – массовый блуд, принявший характер нравственной эпидемии. По результатам исследования, проведенного Всемирной организацией здравоохранения по программе «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья», более 40% подростков в нашей стране в возрасте 13-15 лет уже ведут половую жизнь. Среди подростков 16 – 17 лет статистика катастрофическая: около 70%. Когда люди ведут половую жизнь без брака, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя всё к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели брака, установленные Богом. Нынешнее поколение подростков, слабенькое от рождения, беспорядочной половой жизнью истощают свои скромные физические силы. Блуд, который Слово Божие определяет как смертный грех, подобно кислоте, разъедает нравственную ткань души. К блуду многие присоединяют еще один страшный грех – убийство своих детей в утробе. В стране в год 10% абортов приходится на возраст до 18 лет. Для многих это имеет необратимые последствия. Сейчас в стране 6 миллионов бесплодных женщин детородного возраста. Медицинское руководство главную причину видит в абортах. Когда приходит брачный возраст, эти молодые люди не имеют потребности в семье. С чувственной стороной они уже знакомы, а к ответственности и трудам ради общего блага не приучены. Когда семья всё же возникает, молодожены не испытывают той великой радости, которая доступна только тем, кто сохранил себя в чистоте. Большинство молодых людей не смотрит на жизнь как на труд, за который мы в будущем дадим отчет Богу. Они не имеют духовных ценностей. Часто отсутствуют простые этические понятия. На жизнь смотрят сквозь призму своего эгоизма. Укоренившийся с молодых лет навык половой распущенности скоро начинает себя проявлять в новообразованной семье. Супружеские измены чаще всего приводят к разрушению семьи. Сейчас 80% процентов браков заканчивается разводом. Около 400 тысяч несовершеннолетних детей ежегодно остаются без одного родителя, что существенно влияет на психическое здоровье. В нашей стране 5 миллионов социальных сирот, т.е. сирот при живых родителях. Семья – клетка социального организма оказалась нежизнеспособной. Она, как и общество в целом, оказалась не только без духовных основ, но, к сожалению, даже без нравственного фундамента.

Причиной этой общенациональной трагедии является бедственное духовно-нравственное состояние нашего общества – массовое безверие. Процесс этот углубляется. Отец Серафим (Роуз) писал более четверти века назад: «Но не только дети, но и все мы стоим перед лицом мира, который пытается сделать нас антихристианами посредством школы, телевидения, кино, популярной музыки и всеми другими способами, которые обрушиваются на нас, особенно в больших городах. Мы должны понимать, что то, что вдалбливается в нас, исходит от одного источника – оно имеет определенный ритм, определенное идейное содержание для нас: эту идею самопоклонения, расслабления, наплевательства, наслаждения, отказа от малейшей мысли о другом мире – в различных формах здесь есть одна конкретная вещь, которая навязывается нам. Фактически это обучение безбожию».

Однако человек не находится в фатальной зависимости от пороков своего общества. Образ Божий в нем и совесть, как небесный голос в душе, дают ему достаточно моральной свободы, чтобы жить благочестиво. Человеку, угождающему с Богом и смиренно принимающим Его святую волю, Господь дает не только залог спасения, но и радости в земной жизни.

http://ni-ka.com.ua
Учения святых отцов на мнение, что смысл жизни заключается в создании семьи (2)
Составитель Ника

4. О безбрачии по христианскому учению
А теперь поговорим о безбрачии, как втором способе жизни людей, которое у многих и многих людей считается несчастьем и от которого они страдают.

Вначале кратко приведем классификацию безбрачия, в которой есть несколько типов.

Первый тип: существует три вида безбрачия, которые условно определяется таким образом: безбрачие по Богу (христианское) по желанию посвятить жизнь познанию Бога и себя; безбрачие (не христианское) по желанию вольной холостой жизни (его можно обозначить, как безбрачие по страстям); и вынужденное безбрачие (также не христианское).

Второй тип: безбрачие можно классифицировать по двум видам – вольное и невольное. Так, безбрачие по Богу и безбрачие по желанию вольной холостой жизни относятся к вольному состоянию, т.е. когда люди сами не хотят брака, а невольное – это безбрачие вынужденное, т.е. когда человек очень хочет, а не складывается.

Третий тип: безбрачие по страстям и вынужденное может быть невоздержанное в плотском отношении, когда человек вступает в половые отношения, а может быть воздержанным, т.е. без этих отношений. И опять-таки безбрачие по Богу – это самовольное воздержание от этих отношений (но, к сожалению, оно может не соблюдаться), а безбрачие вынужденное - это вынужденное воздержание по причине отсутствия другого человека. Поэтому подобные виды безбрачия следует рассматривать и как вопрос, относящийся к страсти невоздержания и добродетели воздержания и девства.

Четвертый тип: безбрачие может быть до вступления в первый брак, может быть после первого (второго) брака по причине вдовства или развода.

Пятый тип: безбрачие людей может быть в разном возрасте: молодом, в зрелом и более старшем.

И сразу предупредим, что разговор о девстве нужен не только безбрачным, но и тем, кто состоит в браке.

Филарет Дроздов (т.4, Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы): «(Господь сказал) «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19. 12). И поелику девство не для всех; то вы можете даже спросить: для чего ко всем об оном беседуем? – Приемлю сей вопрос. Он приведет меня к цели и к концу моего слова. Ко всем говорим о девстве: потому что между всеми находятся те, которым дано есть сие; и слово ищет между всеми тех, которых Бог призывает слышать и творить оное, и которых человек часто не знает. Ко всем говорим о девстве: чтоб и брачные знали, что есть состояние выше брака; чтобы смиренно мыслили о браке; и чтобы, уважая девство, хотя в других, и смиренно мысля о браке, приобретали браку благословение, близкое к благословению девства. Ко всем говорим о истинном девстве: чтобы, зная оное, остерегались ложных путей буиих дев, которые, с невозженными светильниками ума, без сердечного елея, скитаются вдали от чертога, и, вместо небесной любви к небесному Жениху, питают в себе только вражду против благословенного брака. …Наконец, ко всем говорим о девстве: чтобы и брачные и безбрачные, от высокой красоты девства, от среднего благообразия честного и непорочного брака, осторожным и заботливым оком различали неблагообразие того состояния, которое ни златого таланта девства, ни серебряного таланта брака не возделывает верно по воле Господа всех талантов и даров. Девство и брак не для всех: но целомудрие для всех».
4.1. О вольном и невольном нехристианском безбрачии и общие положения о вольном христианском безбрачии
Далее рассмотрим вид безбрачия, к которому относится, как вольное безбрачие по желанию холостой вольной жизни, так и безбрачие вынужденное. И тот другой вид очень распространен в мире, и, к сожалению, присущ и христианам.
О вольном безбрачии по желанию вольной холостой жизни
Скажем несколько слов о нежелании брака по желанию вольной холостой жизни, или точнее сказать, по страстям, как стремлению к различным удовольствиям и безответственности перед кем-либо.

Этот вид безбрачия очень распространен в современное время и, особенно, у молодых юношей, о которых, например, сказано так:

Интернет – источник: «Пиво с друзьями и компьютерные игрушки – главное, чего хотят большинство моих знакомых парней», - рассказывает Олеся, 27 лет».

Кончено, есть и другие страстные причины нежелания иметь семью, которые составляют грехи против 7-ой заповеди. Например, когда боятся трудностей или забот, которые ожидают их в семье или связанные с воспитанием детей. Или, например, люди хотят иметь вольные половые отношения без каких-либо обязательств, или хотят, как говорят, нагуляться.

Платон, митроп. Московский (т.4, Слово на Сретение Господне): «Не малая часть, не уважая, или пренебрегая святость законного супружества, привыкши к своевольству, препровождают дни свои в развратности и распустности».

(Грехи против 7-ой заповеди, грех: Долгое отлагательство своего брака по привязанности к вольной холостой жизни): «Блажен кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению», сказано в правилах церковных (Афан. Вел. в посл. к Аммуну). «Блажен» - вот как честит Церковь раннюю женитьбу! А ныне между тем молодые люди избегают законного брака, и собственно не по недостатку зрелости, но для того только, чтоб насладиться вольною холостою жизнью, или для разудальства по всяческим: «еще рано жениться», говорят, и - больше ничего. Но и старшие тут же их поддерживают: «еще молод (рассуждают), еще успеет пожить женатым (а девица быть замужницей): пусть повеселится на свободе». Не здравые и не христианские понятия! …В настоящем случае плохие надежды на того, кто бесчестно живет до брака, и с тою собственно целью отлагает свою женитьбу, чтоб вольнее пожить. Этот человек наживает себе до женитьбы такие пороки, которые делают его впоследствии и неблагонадежным мужем и незаботливым отцом детей; например, в нем встречает жена уже готовые и укоренившиеся привычки: чтоб по долгу отлучаться из дома для товарищеских свиданий, чтоб вдаваться в нетрезвость, не любить семьи. А главное: этот человек совсем теряет наклонность к законному браку. Не женившись до 30 лет, он уже начинает бояться женитьбы, делается на сей раз в высшей степени нерешительным, мнительным. (И родители его и добрые родственники убеждают жениться, да и сам он много раз изъявляет готовность на женитьбу; но ему и невест в целом свете не стало и все еще хочется дождаться высшего чина, лучшей должности или большего обеспечения, чтоб можно было решиться на брак. Словом, он в великой борьбе из-за женитьбы и отсчитывает целыми годами отсрочку ее, между тем как он же в первой молодости лет был доверчивее и спокойнее на сей раз). А испытав до брака все виды плотских наслаждений, он часто по Божию правосудию наказывается неплодством или бездетностью в браке. Таким образом, из-за себя делает бездетной и жену к ее огорчению».

Причем такие безбрачные могут иметь половые отношения как с такими же безбрачными, так и с теми, кто состоит в браке.

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против седьмой заповеди, грех – прелюбодеяние): «Что же касается вины холостых прелюбодеев, которые т.е. согрешают с замужними или женатыми, то можно сказать здесь кратко: вина этих людей подобна тому, как богач отнимает последнюю овечку у бедного (2Цар.12,4). Холостой прелюбодей или прелюбодейца вторгаются в чужой брак, как бы становятся в средину между мужем и женой, которые во время венчанья стояли пред крестом и Евангелием, рассекают в двух лицах своим постыдным вторжением единую плоть. В смысле этого коварства и обиды чужому союзу такой блуд холостых и считается в правилах церковных «сугубым»».

Бывает и так в христианской среде, что некие молодые христиане не хотят брака по эгоизму и малодушию, а прикрываются монашеством.

Паисий Святогорец (Духовное пробуждение, т.1,ч.3, гл.3): «А другим людям уже давным-давно ничего не мешает жениться, создать семью. Но они приходят ко мне и говорят: "А зачем я буду жениться? Разве создашь семью и воспитаешь детей в такие трудные времена?" - "Хорошо, - говорю я, - разве во времена гонений жизнь останавливалась? Никто не работал и не женился? Может быть, тебе просто лень создавать семью?" "Я, - отвечает, - хочу стать монахом". "Да ведь причина - твоя лень! Разве из тебя выйдет хороший монах?" Вам это понятно? Если девушка хочет стать монахиней, думая так: "А зачем я буду оставаться в миру, выходить замуж, рожать детей? Морока, беспокойство. Уйду-ка я лучше в монастырь. Буду делать, что мне говорят, ответственности никакой, а если меня когда поругают, то я склоню голову пониже. Попробуй-ка, создай свой собственный дом в миру! А в монастыре будет все необходимое, отдельная келья, готовая еда и прочее..." - итак, если девушка думает подобным образом, то пусть знает, что она уже с самого начала потерпела неудачу. Это кажется вам странным? Не удивляйтесь, такие люди действительно есть. Знайте, человек старательный преуспеет везде. Старательный семьянин преуспел бы и в монашестве, а старательный монах - избери он путь семейной жизни - тоже бы преуспел».

Конечно, такое безбрачие по страстным причинам и не ради истинно-христианской жизни не ценится у Бога и несет вред.

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Отговор и прямое препятствие другим вступить в брак): «…холостая жизнь без возвышенной цели, в пользу которой была бы пожертвованием, человека только расстраивает».

Нравственное богословие Е. Попова (Грехи против 7-ой заповеди, грех: Гнушение браком, как чем-то нечистым): «Не одобряются в правилах даже совершенно безукоризненные в холостой жизни, если только избегают женитьбы «не ради самой святыни девства» (там же, пр.9), а из-за того, чтоб не связываться сожитием с женским полом; тем более не заслуживают похвалы те, которые при своем целомудрии от самого рождения или же со времени вдовства (например, монашествующие обоего пола) гордятся пред женатыми или замужними женщинами (Ганг.Соб.10)».

Николай Сербский (Кассиана, гл.6): «Мысль о безбрачии во имя Господа и на службе Господу горячо провозглашает апостол Павел, безбрачный апостол, говоря (но не заповедуя): «Хочу, чтобы все люди были как и я». И повторяя: «А неженатым и вдовицам говорим: хорошо им, если останутся, как и я сам» (1 Кор. 1, 1). Но сколько раз апостол хвалит безбрачие ради Господа, столько же он осуждает безбрачие ради желаний телесных. В первом случае любовь к Богу заменяет все пожелания телесные, в другом желания и похоти изгоняют любовь и занимают ее место».
О невольном безбрачии
К понятию невольного безбрачия относятся случаи, когда человек желал бы быть в браке, но ему не позволяет здоровье или когда не находятся лица для вступления в брак, а точнее сказать, Господь не посылает супруга(у). Как правило, такой человек страдает и принимает одиночество, как трагедию жизни. Далее кратко рассмотрим этот вопрос.

Очень часто можно встретить следующие недоумения невольно безбрачных людей, в том числе и христиан, например:

Интернет - источник: «Мне уже скоро 30 лет, а я все еще не замужем! А ведь мне надо рожать, пока могу! Я хочу детей и хочу мужа, чтобы жить семьей! Я свою семью хочу! Почему мне Бог не дает мужа?! Ведь я все делаю: в церковь хожу каждое воскресенье, молюсь, посты соблюдаю, часто исповедуюсь, но Он меня не слышит», – с отчаянием говорят многие девушки. «И не то, чтобы молодых мужчин нет. Они есть, но к семейной жизни многие из них не пригодны. Им ничего не надо, ни семьи, ни детей, лишь бы с удовольствием провести время и все. Прямо тупик какой-то! А уж православных-то парней вообще мало, да и те какие-то инфантильные: и жениться не женятся и в монастырь не идут» – возмущаются девчонки. «Может быть, я неправильно живу? Наверное, сильно скромная. Надо более активно включаться в поиски мужа. Взять это дело в свои руки, быть настойчивее» – решают некоторые».

Сразу отметим, что в учениях святых отцов составитель этих бесед не нашел у святых отцов точных причин, почему Господь посылает одним людям быть в браке, а другим – нет. И на это только ответим следующим образом:

Иннокентий Херсонский (Слова и беседы на праздники Господни, Слово на новый год): «Пути Божии, братие, вообще таинственны: ибо отстоят от путей наших, «как небо выше земли» (Ис.55; 9); но особенно непостижимы пути Промысла о роде человеческом».

Иннокентий Херсонский (Слово в субботу недели 5-й Великого поста): «Первая добродетель и вместе основание всех добродетелей человеческих, есть преданность в волю Божию с забвением собственной воли и пожеланий».

Исходя из того материала, который сейчас рассматривается, можно предположить, что если христианину или христианке Бог не посылает супругов, то Он желает, чтобы человек вступил на более высшую ступень добродетели – девство и стал печься только о божественном. А, возможно, Господь хранит от множества забот и тягот или несчастий, которые могут наступить после брака, или просто еще не пришло время для брака. Итак, предоставим все воле Божией, судьбы Его нам непостижимы.

Также заметим, что те христиане, которые до прихода к вере или не вступили в брак по обстоятельствам или остались одинокими после брака, невольно пребывают в состоянии девства, в плане телесной чистоты, конечно, если не вступают в блудные отношения. И вместо того, чтобы поблагодарить Бога, что помимо их воли Он позаботился об их телесном воздержании и об уменьшении мирских попечений, что позволяет при приходе к вере иметь больше времени и сил угождать Богу, они страдают от одиночества и печали, мучаясь своими желаниями о вступлении в тяжелую брачную жизнь…

Вот что на жалобы такой женщины отвечает современный подвижник.

Никон Воробьев (Письма, п.154): «Скажу несколько слов о Вашем состоянии, которое Вы как будто склонны считать принадлежностью только Вашей, именно чувства одиночества, покинутости и проч. Я не встречал ни одной девушки, и одинокой женщины, которые не страдали бы от этого. Это очевидно кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: «И к мужу твоему влечение твое». Это влечение (не плотское только, а еще в большей степени психическое, а иногда исключительно психическое) очевидно и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на свое место, чтобы создать одного целого человека. Не обижайтесь, что я пишу Вам это, а разберитесь в своих состояниях. Во всяком случае, они – свойства ветхого человека и нужно не изнывать в них, а бороться постом, молитвой, умеренным чтением Св. Отцов и Нового Завета, работой физической, утомлением иногда. … Господь да вразумит Вас на все благое, да благословит и поможет найти путь правый, свой для Вас и дойти им до царствия Божия!».

О христианском безбрачии
А теперь перейдем к разговору о вольном христианском безбрачии, или безбрачии по Богу, т.е. по христианским добродетелям ради исполнения Христовых заповедей.
Что относится к понятию христианского девства
Вполне понятно, что христианское безбрачие обязательно предусматривает девство, и поэтому поговорим о нем.

К понятиям «дева» и «девство» относятся как мужчины, так и женщины.

Феофан Затворник (Толк. на 1Кор, 7, 25): ««О девах» – … идет и к мужчине, и к женщине, означает и девственника, и девственницу».

Вообще к девству относится тот, кто сохранил девственность и осознанно и вольно отказывается от брака, избегая скорбей, свойственных браку и мирской многопопечительности, чтобы посвятить себя Богу.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «Ты не вступала в брак? Но это еще не девство. Я могу называть девственницею только такую женщину, которая, быв властна вступить в брак, однако не вступила»

Василий Великий (п. 191, К Амфилохию, о правилах, второе каноническое послание, пр.18): «…девою именуется добровольно посвятившая себя Господу, отказавшаяся от брака и предпочетшая жизнь в святыне».

Филарет Дроздов (т.4, Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы): «Девство, как подвиг, как добродетель, как цвет чистоты, как плод целомудрия, как путь совершенства, является тогда, когда человек, в возрасте, по обыкновенному ходу телесной природы, более или менее располагающему к супружеству, не предаваясь влечению природы, не увлекаясь обычаем, примерами, приятностями и нуждами общежития, решается не приобщаться браку, а соблюсти девство навсегда».

В состоянии девства может находиться и тот христианин, который после первого брака остался один, также вольно отказавшись от второго брака ради посвящения себя Богу и тем самым он в определенной мере приравнивается к девственникам.

Феофан Затворник (Толк. на 1 Коринф. 7, 8-9): ««Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я»… Цель речи Апостола сказать наставление тем, кои вне супружеского союза состоят…, а таких два класса: одни совсем не брачились, а другие овдовели после брака».

Иоанн Златоуст (т.1, ч. 1, К молодой вдове, сл.2): «… от девственницы апостол требует, чтобы она не ограничивала этой добродетели (девства) чистотою тела, но все свободное время употребляла на служение Богу…; он желает, чтобы девственница не делилась, но всецело посвящала себя духовному и небесному, и пеклась о Господнем. К такой жизни он увещевает и вдову: «Истинная вдовица и одинокая, - говорит, - надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим. 5, 5)».

Некоторые христиане дают обет Богу о сохранении девства.

Василий Великий (Подвижнические уставы подвизающимся в общежитии и в отшельничестве. Вступление): «…желающий быть свободным от мирских уз избегает супружества, как оков, а избежав его, посвящает жизнь свою Богу и дает обет чистоты, чтобы не иметь уже и права возвратиться к браку, но всеми мерами бороться с природою и с сильнейшими ее стремлениями, подвизаясь в соблюдении чистоты».

Итак, истинное христианское девство есть только тогда, когда человек отказался от брака и плотских отношений ради угождения Богу.

Филарет Дроздов (т.4, Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы): «…решающийся на подвиг девства должен знать, всегда помнить и соблюдать главный закон сего подвига, состоящий в том, чтобы подвиг девства предпринимаем и проходим был для Бога. …Кто бежит на поприще девственной жизни не к сей цели: тот не к венцу (награде) бежит».

Также отметим, что некоторые святые, вступившие в свое время в брак, жалели о том, что не знали или не поняли красоту и преимущества девства. Вот как говорит об этом свт. Григорий Нисский, который состоял в браке.

Григорий Нисский (О девстве, гл.3): «Но теперь знание красот девства для меня, так сказать, напрасно и бесполезно… как для жаждущего - вода, текущая со скал, когда она для него недостижима. Блаженны те, в чьей власти избирать лучшее и кто не отгородился стеной, вступив в брачную жизнь, подобно нам, которые словно бездной (ср. Лк. 16, 26), отделены от славы девства, к нему же не может возвратиться никто, кто хотя бы однажды сделал шаг в мирскую жизнь. Поэтому мы только зрители чужих совершенств и свидетели блаженства других. Если мы даже и правильно судим о девстве, то испытываем (лишь) то же, что повара и слуги, которые на трапезе богатых готовят роскошную пищу другим, но сами ни к одному из приготовленных яств не прикасаются. Какое было бы блаженство, если бы случилось не так и мы узнали это благо без запоздалых сожалений! Ныне же поистине завидна и достойна восхищения участь тех, кому не заграждена возможность наслаждаться этими благами! Мы же, подобно тем, кто, сопоставляя свою бедность с многообразием богатства, еще более тяготится своим настоящим положением и труднее его переносит, чем больше познаем богатство девственной жизни, тем больше оплакиваем иную жизнь, чрез сравнение с лучшим ясно видя, скольких и каких благ лишены мы. Не говорю о тех только благах, которые в будущем ожидают ведущих жизнь добродетельную, но и о тех, которые относятся к настоящей жизни».
О жизни при безбрачии по Богу в миру
А теперь скажем кратко о том, где может жить безбрачный по Богу.

Итак, безбрачие может быть в миру и в монашестве, и сейчас мы будем говорить о жизни в миру.

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 06.01.1913): «Впрочем, и в миру спасаются, но с большим трудом. В житиях святых рассказывается про двух сестер, из которых одна пошла в монастырь, а другая вышла замуж, и обе они спаслись. Правда, та, которая пошла в монастырь, получила высшую награду от Господа, но спасение получили обе».

Амвросий Оптинский (Переписка с мирскими лицами, п.99): «Хотя вы и не давали обещания поступить в монастырь, но имели намерение не вступать в супружество, а оставаться девой, служа в этом положении Христу Богу, Жениху Небесному. Но различия в этом мало; поступить ли девой в монастырь, или оставаться девой в миру для служения Богу, кроме обетов монашеских, почти все равно. Различие только то, что в монастыре удобнее соблюдать девство, хотя, по-видимому, и труднее. Апостол не указывает места, а говорит просто (1 Кор. 7: 33-34): посягшая «печется... како угодити мужу», а непосягшая «печется... како угодити Господеви. Разделися жена и дева».

Существует множество примеров спасения безбрачных в миру, например:

Лавсаик (О девственнице Пиамун): «Была девственница по имени Пиамун, которая всю жизнь свою прожила со своею матерью и с нею наедине принимала пищу только вечером, а днем пряла лен. Она удостоилась дара пророческого».

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 12.04.1911): «Святитель Николай Мирликийский ушел в пустыню, чтобы там подвизаться в посте и молитве, но Господь не благословил его остаться там. Явившись святому, Господь велел ему идти в мир: «Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод», - сказал Господь. Таисия, Мария Египетская, Евдокия также не жили в монастырях. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову, и Он не оставит вас».

А теперь скажем кратко о том, где может жить безбрачный по Богу.

Итак, безбрачие может быть в миру и в монашестве, и сейчас мы будем говорить о жизни в миру.

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 06.01.1913): «Впрочем, и в миру спасаются, но с большим трудом. В житиях святых рассказывается про двух сестер, из которых одна пошла в монастырь, а другая вышла замуж, и обе они спаслись. Правда, та, которая пошла в монастырь, получила высшую награду от Господа, но спасение получили обе».

Амвросий Оптинский (Переписка с мирскими лицами, п.99): «Хотя вы и не давали обещания поступить в монастырь, но имели намерение не вступать в супружество, а оставаться девой, служа в этом положении Христу Богу, Жениху Небесному. Но различия в этом мало; поступить ли девой в монастырь, или оставаться девой в миру для служения Богу, кроме обетов монашеских, почти все равно. Различие только то, что в монастыре удобнее соблюдать девство, хотя, по-видимому, и труднее. Апостол не указывает места, а говорит просто (1 Кор. 7: 33-34): посягшая «печется... како угодити мужу», а непосягшая «печется... како угодити Господеви. Разделися жена и дева».

Существует множество примеров спасения безбрачных в миру, например:

Лавсаик (О девственнице Пиамун): «Была девственница по имени Пиамун, которая всю жизнь свою прожила со своею матерью и с нею наедине принимала пищу только вечером, а днем пряла лен. Она удостоилась дара пророческого».

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 12.04.1911): «Святитель Николай Мирликийский ушел в пустыню, чтобы там подвизаться в посте и молитве, но Господь не благословил его остаться там. Явившись святому, Господь велел ему идти в мир: «Это не та нива, на которой ты принесешь Мне плод», - сказал Господь. Таисия, Мария Египетская, Евдокия также не жили в монастырях. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову, и Он не оставит вас».

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 23.05.1908): «Вопрос: «Я, батюшка, теперь начинаю бояться мира...». Ответ: «Это ничего. Это спасительный страх. Вы ушли от этого ужасного чудовища - мира, и Бог даст, совсем отойдете от него. Один раз я видел сон. Иду будто бы я по лесу и вижу: лежит бревно. Я спокойно сажусь на него и вдруг чувствую, что бревно шевелится. Я вскочил и вижу, что это огромный змей. Я скорее бежать. Выбегаю из леса, оборачиваюсь и вижу, что весь лес горит и вокруг него, кольцом охватывая его, лежит змей... «Слава Тебе, Господи, что я убежал из леса, что бы со мной было, если бы я остался в лесу!» И сон этот был для меня непонятен. Потом мне один схимник растолковал этот сон. Лес - это мир. В миру грешат и не чувствуют, не сознают, что грешат. В миру и гордыня, и лесть, и блуд, и воровство, и все пороки. Да и я жил так и не думал о том. Вдруг я увидел, что если так продолжать жить, пожалуй, погибнешь, ибо за гробом жизнь или благая для благих, или вечная ужасная мука для грешных. Я увидел, что чудище шевелится, что опасно на нем сидеть. И вот когда я отошел от мира и смотрю на него из монастыря, то вижу, что весь мир горит в своих страстях. Это то «огненное запаление», про которое говорится в Великом каноне Андрея Критского».



Как видим, это состояние мира хорошо видно тем людям, которые находятся в монастыре и не видно тем, кто живет в мире, особенно если увлечен всеми страстями, присущими людям неверующим или маловерующим.

Анатолий Оптинский (Житие и поучения) «Какой тебе демон нашептал, что мирская жизнь лучше монашеской? Да ты видела ль, сколько там скорбей, нужд, браней, драк, раздоров, пьянства, бесчиний?».

Но, несмотря на это, каждый христианин должен это понимать и видеть и всячески отдаляться от того, что происходит в мире и к чему он привык стремиться, и это будет его путем спасения, хотя и трудным, но необходимым.

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 06.01.1913): «Но как спастись в миру, когда там так много соблазнов? Апостол говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1Ин. 2, 15). Впрочем, здесь нужно оговориться: под словом «мир» подразумевается не вселенная, а все низменное, пошлое, скверное, греховное. Можно жить и в миру, и вне мира».



Варсонофий Оптинский (Беседы, от 04.01.1909): «Спастись, живя в миру, можно, только... осторожно! Трудно. Представьте себе пропасть, на дне которой клокочет бурный поток, из воды то и дело высовывают свои головы страшные чудовища, которые так и разевают свои пасти, готовясь поглотить всякого, кто только упадет в воду. Вы знаете, что непременно должны перейти через эту пропасть, и через нее перекинута узенькая, тоненькая жердочка; какой ужас-то, а вдруг жердочка сломится под вами или голова закружится, и вы упадете прямо в пасть страшного чудовища. Страшно-то как! Можно перейти по ней безопасно, с Божией помощью, конечно, все возможно, а все-таки страшно, - и вдруг вам говорят, что направо в двух-трех шагах всего устроен через эту пропасть мост, прекрасный мост на твердых устоях. Зачем же искушать Бога, зачем жизнью рисковать - не проще ли пройти тем безопасным путем? Вы поняли меня? Пропасть - это житейское море, через которое нам всем надо перебраться, жердочка - путь мирянина, мост, со всех сторон огражденный, твердый и устойчивый - монастырь».

Варсонофий Оптинский (Беседы, от 29.12.1910): «И в миру можно спастись, хотя неудобно это, так как весь уклад мирской жизни не приближает, а отдаляет от Бога. Царствует в мире дух века сего. Порок там ничем не удерживается. Какое, например, безобразие в Москве, особенно в праздники. Целомудренной девушке и по улицам-то проходить страшно: в витринах выставлены такие скверные картины и статуи, что, глядя на них, чувствуешь, как оскорбляется чувство стыдливости и целомудрия. Впрочем, есть люди, живущие в миру по-монашески, к которым не пристает мирская грязь, душа же их нераздельно принадлежит Господу».

Конечно, для этого необходимы такие духовные делания, как хранение глаз, трезвение о мыслях и чувствах, уединение и отречение от мирских развлечений. На первый взгляд эти делания могут показаться очень тяжелыми, но это не так, потому что все они должны быть у любого христианина, живущего в миру, независимо состоит он в браке или нет. Безбрачному только это все делать легче, так он свободен от семейной попечительности и скорбей. Живя, таким образом, дух будет монашеский, хотя и телом христианин будет жить в миру.

Вот как о безбрачии в миру говорит свт. Феофан.

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п. 74): «Вы избираете монастырь. Но монастырь не единственное место для тех, которые не хотят связываться семейными узами. Сначала и совсем не было монастырей. Которые решались работать Господу, не связываясь житейскими хлопотами, в своем же доме устраивали себе уединенную каютку и в ней жили отчужденно от всего, в постах, молитвах и поучении в Божественном Писании. Потом уже, довольно спустя, когда стало неудобно жить в домах, иные стали выходить за города и села и жили там кто в натуральной пещере, кто в гробницах, кто в нарочно устроенной келии вроде шалаша. А после них уже завелись и монастыри, чтобы жить сообща и общими силами, и содержать себя, и вести дело спасения в нарочитых подвигах. Но и при них иные, решаясь посвятить Господу жизнь в безбрачии, не вступали в монастырь, а обрекали себя на служение братьям и сестрам в больницах, богадельнях и странноприимницах. Все эти роды жизни, образовавшиеся в самом начале в Христовой Церкви, уже не пресекались, а пребывали всегда и доселе пребывают. И теперь из безбрачных иные дома спасаются, а иные идут в монастырь, а иные берутся ходить за больными в сестрах милосердия. И Вам можно избрать любой из этих родов жизни».

Заметим, что свободный от уз брака христианин удобнее может служить Богу и людям добрыми делами. И вот как, например, увещевает свт. Иоанн Златоуст мужчину-христианина помогать нуждающимся.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Слово к жившим вместе с девственницами): «Есть женщины, одни - ослабевшие от старости, другие - лишившиеся рук, иные - убогие глазами, иные - подвергшиеся другим различным и разнообразным страданиям и тягчайшему из страданий - бедности… Выходи же на уловление этих (бедных) и собирай их; или лучше, тебе не нужно и трудиться над собиранием их; они предстоят в готовности пред всеми, желающими простирать руку помощи. Если ты имеешь деньги, издерживай на них; если ты силен, здесь подавай помощь силами телесными; много и здесь ты увидишь нужд, требующих и телесной помощи, и траты денег и хлопот; ибо нужно и жилища доставить им, и лекарства приготовить, и постелю и одежды купить, и годную пищу и все прочее приобрести, хотя бы таких больных было только десять женщин; а теперь наш город наполнен ими и найдешь их тысячу и вдвое больше того. Вот нуждающиеся в покровительстве, вот - одинокие, а вот - поверженные на землю; вот это - милостыня, это - человеколюбие, это - служит к славе Божией и доставляет пользу и взирающим, и страдающим, и благодетельствующим».

Это поучение применимо и к тем случаям, когда женщина желает иметь семью, потому что стремится о ком-то заботиться, но Господь не дает ей этого. И тогда разумно будет не предаваться постоянной печали и сетованию, а окружить заботой нуждающихся и тем служить Богу. Также заметим, что если одинокий человек, печалясь о своем безбрачии, говорит, что ему не о ком заботиться и некому дарить любовь, то это говорит и о том, что человек еще не постиг, что главная цель его жизни – спасение своей души, а не накормить или убрать за близкими.

Но вернемся к вопросу о том, какой образ жизни при безбрачии по Богу выбрать, и вот что об этом советует свт. Феофан далее.

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь…, п. 74): «А какой именно (род жизни), надо пождать и посмотреть, какой Бог укажет. Вы правильно сказали, что в монастыре удобнее спасаться. Там скорее можно достигнуть очищения сердца и того состояния, которое есть радость о Дусе Святе. Все там к этому приспособлено. Мне думается, что и по состоянию Вашего здоровья монастырь есть самое пригодное для Вас место. Потому и не бросайте мысли попасть туда в свое время. Время Господь укажет. А до того потерпеть надо. До того подвизайтесь первым родом - то есть дома живя. Имейте свою комнату - имейте ее как келию монастырскую и ведите там жизнь будто в монастыре. Пусть папа и мама будут для Вас вместо игумений, свои все - вместо сестер монастырских, а Вы - послушница для всех несменная. … Ждите же терпеливо. …Что спешить? Монастыри не уйдут. Успеете попасть в какой-нибудь. Между тем Вы и в намерении укрепитесь, и телом поокрепнете. У Вас дома все порядки благочестные. И родители Ваши и родные - люди богобоязненные. Ничего Вы не можете терпеть такого, что бы было противно Вашему решению Господу себя посвятить. И зрейте среди такой атмосферы и в таком рассаднике. Так решено: ждите. Жизнь же и навыки свои понемногу подлаживайте под монастырские».

Вимало Кандубода, Шри Ланка

«Я родился в Англии и уже 22 года – буддийский монах. А целибат я принял намного раньше, чем стал монахом. До этого у меня была жена. Я никогда не был импотентом, и наши интимные отношения доставляли мне большое удовольствие.

Тем не менее, однажды я обнаружил, что жизнь в уединении, когда принимаешь её целиком, может подарить совершенно особые отношения с самим собой и остальным миром. Это уже не «одиночество», а, скорее, «единственность». Не пережив на собственном опыте, невозможно понять, что это такое. Целибат легко критиковать со стороны. Но если бы у меня была вторая жизнь, я выбрал бы целибат прямо с юности».

Стефан Бик, Лансинг, США

«Можно ли жить без секса? Разумеется можно. Я молодой католик и живу в воздержании. Это не просто, но секс –не такая необходимость, как еда, вода или сон. Если вы не будете заниматься сексом или мастурбировать – ничего с вами не случится, вы точно не умрёте. Я стараюсь жить в соответствии с католическими правилами (никакого секса до брака, никакого прелюбодеяния), придерживаюсь этих правил последние полгода, и чувствую себя намного счастливее, чем раньше. Однако когда-нибудь я женюсь, и секс станет существенной частью моей жизни».

Джули Москал, Чикаго, США

«Я – привлекательная женщина 46 лет, не замужем, и не занималась сексом последние четыре года. От двадцати до сорока лет у меня было столько секса, что хватило бы на три жизни. Редко, когда за неделю у меня никого не было. Однако с возрастом я стала разборчивей и поняла, что большинство мужчин просто не сто́ит ни моего времени, ни моих сил. Мне не встретился никто, ради кого стоило бы принести в жертву мою индивидуальность и мои собственные приоритеты. Мне нравится моя свобода. Секс не сто́ит того, чтобы ею жертвовать».

Линдон Браун, Кент, Англия

«В 1984 году я стал диаконом, а в 1985-ом – меня рукоположили в сан священника. Я полностью посвятил свою жизнь церкви, отказавшись от возможности жить с женщиной и обзавестись детьми. Я до сих пор считаю, что священник должен быть целибатом, свободным от семейных обязанностей, чтобы посвятить всю жизнь служению людям и Богу».

Эстер Берг, Филлипины

«Я выбрала жизнь без секса и традиционной семьи сознательно. Многие люди в моём положении охотнее бы рассказывали о преимуществах такого образа жизни, если бы наше общество с такой готовностью не набрасывалось на них, и не клеймило их выбор как «противоестественный». Мы устали отвечать на одни и те же вопросы: что с нами «не так» и почему мы не замужем/не женаты».

Кас, Лестер, Англия

«Мне 36 лет, я гетеросексуальная женщина, давшая обет безбрачия. В 18 лет я решила посвятить свою жизнь Богу. Я согласна, что целибат – не лёгкий путь, каждый день приходится бороться с искушениями. Прежде чем я выбрала свою дорогу в жизни, у меня не было сексуальных отношений с противоположным полом. Иногда, я вижу, как счастливы в браке мои друзья или члены моей семьи, и на секунду чувствую боль одиночества. Но та миссионерская деятельность, которую я веду в последние несколько лет (и в Британии, и за границей), с семьёй была бы практически невозможна. Сложнее всего приходится с людьми, по мнению которых либо я лгу (мне говорили об этом много раз), либо я лесбиянка, и просто не хочу в этом признаваться».

Джерри Дейвиес, Малверн, Англия

«Я женился в 28 лет. До этого у меня не было секса, я никогда не мастурбировал. До первой брачной ночи мы оба были девственниками – и я, и моя жена. Сейчас секс доставляет нам большое удовольствие, но иногда мы заключаем соглашение и на какое-то время отказываемся от интимной жизни ради поста и молитвы».

Дерек Коул, Гленротс, Шотландия

«Мне 53 года и я живу без секса уже больше 30 лет. Это не имеет отношения к религии, просто так сложилось. У меня был один сексуальных опыт в 19 лет, и возможностей его повторить как-то не представилось. Не то, чтобы я совсем не думал о сексе, но его отсутствие в моей жизни не особенно меня заботит. До настоящего момента я ни с кем об этом даже не разговаривал».

Хелен, Манчестер, Англия

«Существуют люди, для которых секс не представляет интереса. Не потому, что они закомплексованы или чувствуют себя непривлекательными, а просто потому, что так устроены. Я одна из них. Мне 24 года, и я никогда не испытывала неловкости при разговорах о сексе. Тем не менее, я асексуальна – то есть не испытываю ни к кому сексуального влечения. Я считаю, что принуждать принять целибат людей, которые по своей природе к этому не расположены – очень вредно и разрушительно. Но и настаивать на том, что секс необходим абсолютно всем людям без разбора, тоже не правильно. Я знаю довольно много таких же асексуальных людей, как и я, которые заставляют себя заниматься сексом, потому что не хотят, чтобы их считали «ненормальными».

Польза длительного полового воздержания (православие)

Христианская этика парадоксальна вообще, и в частности, потому, что брак и целибат, предполагающие, казалось бы, различные принципы поведения, основываются на едином богословии Царства Божьего, следовательно, на единой духовности.

В начале этой книги было показано, что особенностью христианского брака является преображение и видоизменение естественных отношений мужчины и женщины в вечные узы любви, не прерываемые смертью. Брак - таинство, потому что в нем - будущее Царство Божие, брак - это пир Агнца (Откр. 19, 7–9), в нем предвкушается и предызображается вся полнота единения между Христом и Церковью (Еф. 5, 32). Христианский брак видит свое завершение не в плотском удовлетворении, не в достижении определенного социального положения, а в эсхатоне - «конце всех вещей», который Господь готовит для Своих избранных.

Целибат - и особенно монашество - основаны на Писании и Предании Церкви, они непосредственно связаны с представлением о будущем Царстве. Сам Господь сказал, что когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут как ангелы на небесах (Мк. 12, 25). Но выше уже говорилось, что эти слова не следует понимать в том смысле, будто христианский брак уничтожится в будущем Царстве; они указывают лишь на то, что плотский характер человеческих отношений аннулируется.

Так, Новый Завет неоднократно восхваляет безбрачие как предвкушение «ангельской жизни»: Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного, - говорит Христос (Мф. 19, 12). Великий образ святого Иоанна Крестителя, Апостола Павла и «ста сорока четырех тысяч», упомянутых в Апокалипсисе (Откр. 14, 3–4), служат достойным образцом бесчисленному множеству христианских святых, сохранивших чистоту девства во славу Божию.

Древние христиане и Отцы Церкви обращали особое внимание на девство, вероятно, это было естественной реакцией на половую распущенность языческого мира и отражением христианского эсхатологизма. Можно сказать, что монашество для многих его приверженцев было лучшим разрешением стоящих перед ними этических проблем. Но несмотря на это, Церковь сохранила не знающую компромиссов уникальную ценность христианского брака.

Эта безоговорочность в признании таинства брака говорит сама за себя, если учесть, что лишь немногие церковные писатели признавали сакраментальный характер обряда пострижения в монахи. Эта непреходящая ценность брака нашла прекрасное выражение в творениях Климента Александрийского - одного из создателей христианского богословия (III век), а также великого Иоанна Златоуста (отрывки из их сочинений даны в Приложении).

И брак, и целибат, таким образом, являются путями евангельской жизни, предвкушением Царства, которое уже было явлено во Христе и проявится в своей силе в последний день. Вот почему мы можем признать только брак во Христе, скрепленный Евхаристией, и безбрачие «во имя Христа», несущие в себе эсхатологический смысл, - а не тот брак, что заключен случайно, как некий контракт или результат плотского наслаждения; не тот целибат, который принят по инерции или, что еще хуже, из безответственного эгоизма и самозащиты. Церковь благословляет монахов, аскетов, духовных людей, благословляет и христианские браки, но не имеет необходимости благословлять старых холостяков и старых дев.

Точно так же как христианский брак предполагает жертвенность, ответственность за семью, самоотдачу и зрелость, христианский целибат немыслим без молитвы, поста, послушания, смирения, милосердия и постоянных аскетических упражнений.

Современная психология не обнаружила, что отсутствие сексуальной активности создает какие–либо проблемы; Отцы Церкви знали это очень хорошо и разработали великолепную систему аскетических упражнений, на которых строится монашеская жизнь и которые делают девственность и воздержание не только возможными, но и плодотворными.

Польза длительного полового воздержания (православие)

Они знали, в отличие от некоторых современных психологов, что присущий человеку инстинкт любви и размножения не обособлен от остальных проявлений человеческого бытия, а представляет собой центр его. Он не может быть подавлен, но может быть преображен, видоизменен и при помощи молитвы, поста и послушания во имя Христа направлен в русло любви к Богу и ближнему.

Кризис вокруг вопроса о целибате в католической Церкви вызван его принудительным характером, который лишает это служение одухотворенности и превращает его из естественной потребности в нечто невыносимое и излишнее. Служения, ежедневная месса, особый молитвенный образ жизни в изоляции от мира, в бедности и посте теперь католическим духовенством оставлен.

Современный священник не особенно ограничивает себя в отношении удовлетворения материальных потребностей (пищи, комфорта, денег); он не соблюдает какую–то настоящую дисциплину молитвы. Но в таком случае его безбрачие утрачивает свой духовный смысл, то есть эсхатологический характер, указывающий путь к Царству.

Как отличны от этого Царства обычно комфортабельные дома приходских священников, как несовместимы положения современной теологии - «вживание в мир», «социальная ответственность» - с путями достижения Царства! К чему же тогда целибат?

Но в православном понимании целибат, предпринимаемый исключительно с целью достижения епископского сана, еще более опасен в духовном отношении. Предание Церкви единодушно утверждает, что подлинная чистота и истинная монашеская жизнь осуществимы лишь в монастырском общежитии.

Лишь очень немногие особо сильные личности могут сохранить безбрачие, живя в миру. Смирение - единственная добродетель, которая может облегчить их бремя; но, как мы все знаем, это одна из наиболее трудно достижимых и потому редчайших добродетелей.

Монашество всегда расценивалось православием как подлинное свидетельство Благовестия Христа. Монахи, как в свое время ветхозаветные пророки и первохристианские мученики («свидетели»), внесли достойный вклад в утверждение христианства. Личным примером просветленной, радостной, наполненной высшим содержанием жизни молитвы и служения, независимой от обстоятельств этого мира, монахи дали живое доказательство тому, что Царство Божие воистину внутри нас.

Восстановление этой традиции имело бы совершенно особое значение для окружающего нас воинственно–секуляризованного мира. Нынешнее человечество, претендующее на полную самостоятельность, не просит помощи у христианства в своих поисках «лучшего мира».

Однако оно может вновь заинтересоваться помощью Церкви, если последняя явит миру не только «лучшее», но и действительно новое и высшее бытие. Вот почему сейчас многие молодые люди, занятые поисками этого нового и высшего, находят его, в лучшем случае, в дзэн–буддизме, или, что хуже и чаще всего, - в наркотическом трансе, или других подобных средствах, приближающих к смерти.

Монахи были свидетелями о новой жизни. Если бы среди нас было больше подлинных монашеских общин, наше свидетельство было бы убедительнее. Однако новое творение Христово во всей его красоте остается доступным для всех нас через супружескую любовь, если только мы, вместе с Апостолом Павлом, примем брак «относительно ко Христу и Церкви».


Top