Практические советы, как приучить ребенка к труду. Нужно ли приучать ребенка к труду? Занятия для детей в перспективе

Почему ребенка надо приучать к труду с ранних лет?

Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребенка.

Труд требует от ребенка физического и напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма. Разнообразные движения в процессе труда развивают различные группы мышц.

Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребенок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая, ребенок непосредственно знакомится со свойствами предметов, материалов.

Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребенок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца, настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности.

Сам, затрачивая усилия в труде, ребенок начинает с уважением относиться к труду других людей.

Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребенок приучается заботиться о родителях, братьях и сестрах, стремится быть полезным окружающим.

Что может и должен делать четырехлетний ребенок?

Ребенок должен сам раздеваться и одеваться (застегивать пуговицы спереди, шнуровать ботинки), аккуратно складывать и вешать одежду, застилать постель(с помощью взрослого), аккуратно мыть лицо, шею, уши, чистить зубы.

Порядок в игровом уголке должен поддерживать сам ребенок. Вместе с взрослым он моет игрушки, стирает кукольное белье. По мере овладения навыками ребенок делает это самостоятельно.

Ребенок участвует в накрывании на стол и уборке со стола. Со временем это может стать его обязанностью.

Порученная ребенку работа должна быть посильной. Чтобы выполнить ее, ребенку придется приложить усилия, но он не должен переутомиться. Лучше прервать работу, когда у ребенка есть желание продолжать ее, а после отдыха предложить закончить ее.

Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает, прежде всего, старание ребенка, стремление сделать порученное хорошо. Следует не просто сказать «молодец», «хорошо поработал», а конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что еще ему не совсем удалось.

Недопустимо наказывать трудом: «За то, что насорил, теперь сам все будешь убирать». Ребенка необходимо приучить к тому, что, если он что-то разлил или, играя, занимаясь, насорил, он сам должен все убрать.

Труд для ребенка должен быть радостью. Труд может быть наградой: «Ты научилась быть аккуратной, -- говорит мама дочке, -- теперь я позволю тебе вытирать чашки и блюдца».

Труд приносит радость, если ребенок добивается положительного результата, и, наоборот, частые неудачи могут вызвать неприязнь к труду. Надо показать ребенку правильные приемы работы, терпеливо учить, подбадривать, отмечать успехи.

Необходимо формировать у ребенка нравственные мотивы труда: выполнить поручение, чтобы оказать помощь кому-то, проявить заботу, доставить радость.

Почему нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет?

  • Посильный труд необходим, так как он способствует всестороннему развитию ребёнка. Труд требует от ребёнка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма.
  • Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребёнок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и какие материалы использовать.
  • Систематически выполняя посильные трудовые обязанности, ребёнок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить дело до конца; настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любой деятельности.
  • Сам затрачивая усилия в труде, ребёнок начинает с уважением относиться к труду других людей.
  • Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребёнок приучается заботиться о родителях, о братьях и сестрах.

Родители должны поддерживать стремление ребёнка посильно помогать в домашнем труде. Большую роль играет оценка взрослым результатов детского труда. Похвалы заслуживает, прежде всего, старание ребёнка, стремление сделать порученное дело хорошо.

Недопустимо наказать трудом: «за то, что на мусорил, теперь сам всё будешь убирать». Необходимо воспитывать у ребёнка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Если у ребёнка не возникает желания трудиться, можно применить метод просьбы. Её нужно произнести так, чтобы ребёнку казалось, что он исполняет просьбу по собственному желанию.

Если с самого детства вы будете приучать ребёнка к труду, будете учить его видеть необходимость работы самому, побуждать личную инициативу ребёнка- нет сомненья, что ваше дитя вырастет самостоятельным, выносливым, ответственным, трудолюбивым человеком, способным в будущем позаботиться о своих родителях.

Говоря о главном, что составляло сущность труда, следует подчеркнуть, что он никогда не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни, причем трудолюбие было характерным выражением духовности. Очень верно сказано русским педагогом В.А. Сухомлинским, что «отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни - интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий».

Трудолюбие, добросовестность, старательность, которые мы отмечаем в наших предках, не просто рождались в процессе выполнения трудовых функций (хотя и это немаловажно), а являлись итогом их богатой духовно-нравственной жизни.
О. Платонов

Отвечая на постоянный вопрос, хочу просто порекомендовать следующие тезисы или советы (как хотите), по которым Вы поймете и убедитесь в необходимости привития привычки к .

И так, почему нужно приучать ребёнка к труду с ранних лет?


Уважаемые родители, помните, что разовые поручения должны быть проверены сразу же и им должна даваться оценка. Даже если вы недовольны выполненной работой, найдите за что можно похвалить, а потом вместе поправьте то, что необходимо. Ведь ребенку, возможно, просто не хватило знаний и умений выполнить поручение так, как вы хотели. Помогите ему. Недопустимо наказывать .

Зачастую мы слышим: «За то, что на сорил – сам будешь убирать», да нет же «Сам будешь убирать потому, что поторопился и разлил чай»; «потому, что делал постройку, на сорил, а за собой всегда нужно убирать». Чувствуете разницу?

Ну и наконец, периодически необходимо поощрять ребенка

Например, дочь 4 года моет ложки и вилки, складывает их на место. Выполняет все аккуратно, бережно. Мама поощряет ее и продолжает развивать желание мыть посуду и в дальнейшем доверяет помыть ей чашки и блюдца. Ваш ребенок любит делать поделки из бумаги, участвует в конкурсах, выставках – купите ему набор ножниц, бумаги, картона и т.д.. запомните поощрение – это не подкуп.

Ну и последнее о чем хочу сказать в этой статье: труд приносит радость тогда, когда ребенок добивается положительного результата, а неудачи могут вызвать неприязнь к труду. Вот здесь все зависит от Вас, дорогие и уважаемые родители. От Вашего умения правильно выбрать приемы работы, терпеливо объяснить процесс работы, вовремя подбодрить ребенка, отметить успехи.


Top