Психосоциальные проблемы детей связанные с неподвижностью. Проблемы детской психологии

В детстве формируется личность, закладываются основы поведения, восприятия. Полноценное и счастливое детство очень важно для формирования здоровой психики.

В современных условиях не только взрослые, но и дети подвержены стрессовым ситуациям, страхам, тревожным состояниям. Детям сложно приспособиться к той или иной ситуации, они бывает, не умеют выражать свои чувства и эмоции. Конечно, это совсем не означает, что ребенок болен. Но скорректировать поведение ребенка, помочь ему в сложных для него ситуациях могут знания такой науки как психология, консультации у опытных психологов позволяют справиться не только с повседневными проблемами. Незаменима помощь специалиста, если детям приходится переживать развод родителей, смену школы, потерю близкого человека.

К сожалению, так случается, что помощи и поддержки родителей не хватает. Но на помощь могут прийти высококвалифицированные врачи. Больших успехов в решении психологических проблем детей достигла израильская медицина. Родители со всего мира доверяют здоровье своих детей клиникам Израиля.

Психологические проблемы детей

Нарушения детской психологии можно разделить на такие группы:

  • Проблемы, связанные с развитием. Эта группа включает отставание в развитии, проблемы с речью, с сенсорной регуляцией.
  • Проблемы, связанные с обучением: трудность запоминания, нарушения внимания, сложности в овладении навыком чтения (дислексия), письма (дисграфия), трудности в понимании основ математики (дискалькулия).
  • Поведенческие проблемы: застенчивость, агрессивность, повышенная активность, вспыльчивость, истеричность, заниженная самооценка, обидчивость, сложности в налаживании отношений с другими детьми, изменения поведения в стрессовых условиях, разные виды зависимостей (алкогольная, наркотическая).

В этой группе хотелось бы выделить застенчивость. Многие считают, что некоторая скромность ребенку не мешает. Но тут очень важно понимать, как повлияла детская психология, лечение потребуется, если застенчивость вызвана негативным восприятием себя, заниженной самооценкой. Застенчивые дети очень тяжело переносят критику. Если не избавиться от этой проблемы, ребенку будет сложно налаживать контакты. Все эти качества могут остаться и во взрослой жизни, если вовремя не обратиться к психологам.

Особое внимание врачи советуют обратить на проявление агрессивности. Если ваш ребенок способен причинить боль, обидеть сверстников, сломать специально игрушку, обращайтесь к врачам обязательно.

На основе богатого опыта утверждают, что серьезной проблемой может стать и гиперактивность.
могут провести работу, направленную на то, чтобы ребенок мог сосредотачиваться и тратить энергию на полезные и нужные дела.

  • Эмоциональные проблемы: депрессивные состояния, различные страхи и фобии, заикание, тики (то есть проявления нервозности), тревожность, трудности засыпания и ранние пробуждения, отказ от еды, болезни на нервной почве.

Среди этой группы чаще всего дети страдают фобиями – они могут бояться темноты, насекомых, людей, грозы. Если не работать над этими проблемами, ребенок становится подавленным и беспомощным в трудных ситуациях.

  • Проблемы взаимоотношений и понимая ребенка со взрослыми.
  • Психологические трудности больных детей. Такие проблемы характерны для детей, которые страдают ожирением, ДЦП, эпилепсией, онкологическими заболеваниями и т.д. Эти дети требуют особого внимания, ведь физические заболевания неразрывно связаны с таким понятием, как психология. Болезни тела влияют и на душевное состояние. Даже взрослым тяжело переносить заболевания, а дети нуждаются в ещё большей поддержке, реабилитации, в помощи, что позволит им вести нормальную жизнь, не замыкаться в себе.

Методы психологической диагностики ребенка

Диагностика психологических проблем – это изучение личностных особенностей ребенка, его наклонностей и способностей, выявление проблем в развитии, поведении. Очень важно правильно выявиться проблемы ребенка, чтобы вовремя провести коррекцию поведения, помочь ребенку справиться с его страхами и сложностями.

Для выявления психологических проблем применяются такие методы:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • опрос;
  • анкетирование;
  • тестирование.

Сегодня разработано множество методик, благодаря которым можно выявить проблемы ребенка. Современными системами и способами владеют психологи в медицинских центрах Израиля. Психологи, которые проводят диагностику, имеют высокий уровень квалификации и богатый опыт. Ими проводится всесторонние исследования, изучается детская психология. Цены на их услуги, кстати, ниже, чем во многих других зарубежных киниках.

Использование современных методик позволяет выявить:

  • насколько развита саморегуляция: владение эмоциями, способность выполнять поставленные задачи;
  • насколько развита речь, письмо, правильно ли произношение и построение предложений;
  • уровень знаний и интеллекта, степень восприятия информации;
  • способность адаптироваться к детским садам, школам и другим местам;
  • степень развития коммуникативных навыков и межличностных связей;
  • наличие проблем.

Решение детских психологических проблем

Работа над проблемами детской психологии основана на разнообразных современных методиках. Опытные психологи используют лучшие разработки разных школ, учений.

Детские проблемы чаще всего решаются игровыми и проективными методиками, что позволяет избавиться от сложностей общения, развития, поведения, контроля над эмоциями с помощью интересных и легких для детей способов. Популярны и действенны методы с использованием возможностей творчества, сказок, игрушек.

Следует отметить, что работа ведется не только с ребенком, но и с родителями. Только такой подход и всесторонняя работа позволяет решить проблемы и преодолеть сложности полностью.

Помните, что за здоровье детей отвечают взрослые. При проявлении тревожных признаков и симптомов у вашего ребенка обращайтесь к опытным врачам.

Чаще всего они напрямую связаны с отношениями в семье. Если ребенок ведет себя как-то не так, если вас беспокоит или настораживает его поведение, помните, что таким образом он, часто неосознанно, хочет донести до вас свои внутренние противоречия, беспокойство, страхи. При этом нужно понимать, что с трудностями в воспитании сталкиваются все семьи, без исключения.

Сегодня мы с вами поговорим про психологические проблемы дошкольного возраста и детей в школе, а также узнаем, как помочь ребенку с ними справиться:

Психологические проблемы у детей дошкольного возраста

Многих родителей радует, что их подрастающий малыш спокоен, тих и послушен, с ним нет никаких проблем. Однако именно такое его поведение и должно, как раз, вызывать беспокойство. По утверждению психологов, именно шумные и непослушные дошколята - это норма.

К тому же у подавляющего большинства малышей возникают различные психологические трудности по социальной адаптации, особенно, когда их «отрывают» от привычной семейной обстановки и отдают в детский сад.

Рассмотрим самые распространенные :

Приступы злости, желание настоять на своем

Чаще такое поведение характерно для детей младшей возрастной группы. Их может вывести из себя любая мелочь. Отказ купить игрушку или какой-нибудь запрет может спровоцировать настоящую истерику со слезами и приступами ярости. Они хотят во чтобы то ни стало получить желаемое, навязать свою волю, заставить взрослого выполнить их желание.

Если ребенок так себя ведет, не идите у него на поводу, но и не наказывайте. Лучшим вариантом будет оставить его одного на какое-то время, игнорировать такое поведение, не обращать внимание.

Жадность

Нежелание делиться с другими детьми своими игрушками, всеми силами отстаивать личное «имущество» - нормальное поведение для дошколят. Также малыши не хотят разделять еще с кем-то внимание своих родителей.

- Страх

Часто дети младшего дошкольного возраста бояться оставаться в одиночестве, их пугают животные, посторонние люди, они бояться любой самостоятельности. Эта проблема также очень распространенная.

Чаще всего такие дети воспитываются во властных семьях, когда родители не прислушиваются к их желаниям, не учитывают их, не советуются с ними, а принимают решения только единовластно. Постарайтесь это исправить. Ну а если малыш боится оставаться один или боится животных, чаще водите его в зоопарк, читайте вслух детские книжки про зверят, или заведите домашнее животное.

- Нежелание общаться с другими детьми

Когда ваш ребенок не хочет играть со сверстниками, не имеет друзей, оказывается от компании, поговорите с ним. Постарайтесь деликатно выяснить причину такого поведения. Возможно, он слишком застенчив или у него занижена самооценка.

- Лживость

Эта проблема сложна и многообразна. Очень часто дети лгут по причине чрезмерно развитого природного воображения и поэтому сами с трудом отличают фантазию от реальности. Кроме того причиной может быть низкая самооценка, когда малыш лжет сверстникам ради самоутверждения, а родителям, чтобы казаться лучше, либо чтобы заставить их поволноваться из-за него.

Психологические проблемы у детей в школе

Когда ребенок подрастает, начинает посещать в школу, одни трудности сменяются другими. Иногда, те проблемы, на которые родители вовремя не обратили внимания, только укрепляются с возрастом, углубляются и могут в будущем превратиться во взрослые комплексы. Поэтому к любым трудностям, сложностям своего ребенка нужно очень внимательно относиться и постараться помочь их преодолеть. Вовремя увидьте психологические проблемы детей в школе и поговорите о наиболее распространенных проблемах школьников:

- Страх перед школой, прогулы

Чаще всего встречается у младших школьников в период адаптации к новым условиям, обстановке. Часто дети не могут быстро привыкнуть к новому коллективу, завести друзей.

Нежелание идти в школу может также свидетельствовать о боязни какого-либо предмета, учителей или сверстников. Возможно, ребенок не справляется с домашними заданиями, поэтому боится получить плохую оценку, особенно если родители за них наказывают.

Чтобы избежать этой проблемы начинайте готовить ребенка к школе заранее, еще с детского сада. Если трудности все же появились, поговорите с ним, выясните, чего ребенок боится и почему не хочет идти в школу. Если вы знаете причину, вы сможете скорее с ней справится. Не будьте излишне строгими и требовательными. Также поговорите с классным руководителем.

Издевательства сверстников

К большому сожалению, это очень актуальная социальная проблема школьников. Когда над ребенком постоянно издеваются, унижают, у него может начаться депрессия, он становится замкнутым, уязвимым. Или, наоборот, появляются вспышки ярости, агрессии. При этом родители очень часто даже не догадываются о том что происходит, списывая все странности на особенности подросткового возраста.

Если такая проблема имеет место, она может быть связана с заниженной самооценкой подростка, с отсутствием у него друзей. Помогите ему стать увереннее в себе, разговаривайте с ним на равных, привлекайте в участии при решении семейных проблем. Чаще ходите в школу, предупредите учителей о имеющейся проблеме – решать ее необходимо сообща. При необходимости, обратитесь к детскому психологу. Если ничего не помогает, смените школу. Да, да смены школы – очень хороший способ. Это не бегство от проблем, это их решение самым быстрым способом. У ребенка появляется «второй шанс быть собой». Поступите так, в случае надобности, еще и еще.

Плохое отношение учителей

Взрослые не идеальны и учителя не исключение. Нередко они выделяют кого-то одного или нескольких «любимчиков», либо выбирают ученика-изгоя на котором постоянно отыгрываются, так как испытывают к нему неприязнь.

Ни в коем случае не миритесь с ситуацией, когда за счет вашего ребенка взрослые решают собственные психологические проблемы. Это может привести к очень тяжелой психологической травме на всю оставшуюся жизнь. Если это необходимо, переведите его в другую школу.

Как предотвратить появление серьезных проблем?

Откровенно разговаривайте с ребенком обо всем, что волнует его или вас, предлагайте свою помощь и защиту. Помните, что чем раньше обнаружена проблема, тем легче ее решить, не давая вырасти в серьезный комплекс или развиться в дурную черту характера.

Внимательно понаблюдайте, как он строит свое общение со сверстниками. Его поведение может многое рассказать о чертах характера и о наличии проблем. Например, если ребенок всеми силами хочет понравиться, заслужить расположение сверстников, это может свидетельствовать о недостаточности любви, теплоты, которую вы ему дарите.

В то же время не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, обладает своими психологическими особенностями, чертами характера, эмоциональными реакциями. Все это обязательно нужно учитывать в процессе воспитания. Уважайте его личность, любите таким, какой есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Конечно, родители не всегда могут самостоятельно справиться с серьезными трудностями, возникающими в процессе воспитания. В этом случае обратитесь к детскому или подростковому психологу - специалист обязательно вам поможет.


Многие родители дошкольников очень трепетно относятся к тем «симптомам» в поведении своего чада, которые могут быть признаками психологических проблем ребенка. Это приводит к тому, что подозрение вызывают даже вполне допустимые поведенческие реакции, такие как привязанность к маме у полугодовалого малыша и нежелание делиться игрушками с незнакомыми детьми у трехлетки. С другой стороны, часто складывается и противоположная ситуация: карапуз демонстрирует очевидные признаки психологических проблем (до паники боится пустых комнат, к примеру), но папа и мама не обращают на это особого внимания, считая это поведением избалованного ребенка.

Какое же поведение детей дошкольного возраста можно считать вариантом нормы, а какие признаки должны стать для родителей сигналом явных проблем? Во многом это определяется возрастом ребенка и, соответственно, особенностями его развития.

От рождения до года

Жалобы родителей: чрезмерная возбудимость ребенка, беспокойство, привязанность к маме

Варианты нормы : в этом возрасте значительная часть поведенческих симптомов, столь беспокоящих родителей (если они не связаны с серьезным неврологическим расстройством или с проблемами внутриутробного развития, тяжело протекающими родами и т.д.), обусловлены особенностями темперамента ребенка. Такие черты, как возбудимость, тревожность, считаются вариантом нормы. Другое дело, что неправильное поведение родителей, в первую очередь мамы (например, игнорирование плача, попытки , агрессия) может привести к настоящим нервным расстройствам у малыша.

Как вести себя с ребенком в этом возрасте : специально корректировать их не нужно, но снять остроту проявлений поможет правильный подход к : максимум тактильного контакта мамы и ребенка, удовлетворение .

Что реально должно вызвать беспокойство родителей : если ребенок не проявляет интереса к окружающей среде, если его развитие сильно замедлено по сравнению со сверстниками, если он неуравновешен и не успокаивается даже у мамы на руках.

Между 1-4 годами

Жалобы: агрессивность, жадность, страхи, нежелание ребенка контактировать со сверстниками

Варианты нормы : как правило, все эти признаки в этом возрасте проявляются у всех детей в той или иной степени.

Агрессия и - нормальная форма выражения ребенком своих желаний, вступающих в противоречие с требованиями окружающих или с собственными возможностями. Чем раньше ребенок с помощью родителей овладеет навыками самоконтроля, тем быстрее эти проявления пойдут на убыль.

Жадность связана с процессом формирования самосознания. Ведь ребенок создает образ своего «я», не только идентифицируя себя с определенными качествами и переживаниями; большую роль в развитии личности на первых порах играет также «присвоение» себе определенных объектов («я — мальчик, меня зовут Ваня, мне три года, я добрый, у меня есть папа, мама, три машинки и железная дорога» — вот совершенно нормальная форма самоидентификации малыша). Если не требовать у него целенаправленного отказа от дорогих ему вещей (чтобы он обязательно делился с другими детьми и т.д.), он быстро перерастет эту стадию.

Страхи - результат активного развития разнообразных психических функций и приобретения ребенком нового опыта. При должной поддержке со стороны родителей редко перерастают в фобии и навязчивые состояния. В то же время повторяющиеся пугающие образы, постоянные кошмары однозначно говорят о том, что не удовлетворяется (плюс есть какие-то объективные проблемы, которые тяготят малыша), и нужно обратить на ситуацию особое внимание.

Застенчивость и нежелание общаться могут быть проявлением природной осторожности и недостаточного (в силу возраста) развития коммуникативных навыков. «Лечатся» расширением «сети контактов», возможно, стоит пересмотреть образ жизни ребенка и всей семьи (сложно предположить, что малыш научится общаться, если он весь день сидит с бабушкой дома и смотрит телевизор).

: в подавляющем большинстве случаев проблемы в поведении у детей этого возраста - реакция на неблагоприятную ситуацию в семье, на неправильные воспитательные методы. Так, агрессивность и жадность могут быть связаны с тем, что ребенку в семье уделяется очень мало внимания и эти качества вырабатываются у него с установкой на то, чтобы «брать силой» то, что ему не дает окружение. Тревожность и чрезмерная застенчивость, с другой стороны, бывают результатом агрессивности родителей. Проанализируйте ситуацию в семье, при необходимости обратитесь за консультацией к .

Тревогу стоит бить в том случае, если проявления этих качеств заметно тормозит разные аспекты развития и социализации ребенка. К примеру, он отбирает игрушки у всех детей без разбору, постоянно дерется и неспособен наладить контакт социально допустимыми способами, если из-за страхов ребенок просыпается и плачет каждую ночь (а не эпизодически). Также ваше внимание обязательно должны привлечь следующие «симптомы»: ребенок не реагирует на родителей (проблема в формировании к взрослому); круг его интересов предельно «сужен» (например, его интересуют только мультики или машинки).

От 3-4 до 7 лет

Жалобы: ребенок обманывает, вредничает, делает все назло, болезненно застенчив или, наоборот, чересчур самоуверен, ничем не интересуется, «залипает» на мультики (фильмы, компьютер)

Варианты нормы : у ребенка активно идет процесс , и значительная часть проблем может быть связана с этим.

Нарочитое непослушание : малыш пытается определить границы своего «я», и все, что он считает посягательством на эти границы, воспринимается им «в штыки».

Проблемы, связанные с неверно сформированной самооценкой ребенка. С юда могут относиться и проявления завышенной самооценки (высокомерие) и заниженной (неуверенность, застенчивость). Естественно, самооценка возникает не из ниоткуда — ее формирует окружение, в первую очередь родители. Проанализируйте, насколько корректно вы общаетесь со своим чадом, не сравниваете ли его постоянно с другими детьми.

Зависимости (от мультиков, телевизора, компьютерных игр). П роблема, опять, же, в первую очередь самих родителей, а не детей: дурные привычки являются результатом неправильно выстроенного . Корректируются изменением образа жизни карапуза (прогулки, занятия в развивающей школе и т.д.)

Детская лживость - отдельная и очень сложная тема. Причинами ее может быть как чрезмерно развитое воображение ребенка (есть малыши, которые достаточно долго не умеют отделять фантазию от реальности), так и недоверие к родителям, страх перед ними, опять же, проблемы с самооценкой (если ребенок с низкой самооценкой хочет заработать «социальный капитал» и рассказывает небылицы о себе сверстникам, чтобы самоутвердиться).

Как вести себя с ребенком в этом возрасте : привыкайте относиться к своему ребенку не только с любовью и заботой, но и с уважением. Уважайте его достоинства и недостатки, точку зрения - все, что и составляет понятие «индивидуальность». С вниманием относитесь к тому, как строится его общение: его поведение может стать индикатором психологических проблем (к примеру, если он пытается любыми средствами заслужить их расположение, это может быть показателем того, что вы дарите ему недостаточно любви). Многие проблемы достаточно просто решить сейчас (самим или с участием специалиста), а не ждать, когда они в более опасной форме и с удвоенной силой проявятся в подростковом возрасте.

Что на самом деле должно вызвать беспокойство : опять же, отдаление ребенка от родителей, болезненная застенчивость, постоянное и нарочитое вредительство (ребенок знает, что ломать папин телефон нельзя, но продолжает это делать), жестокость и агрессивность.

Часто являются признаком семейных неурядиц и проблем.

В статье пойдет речь о проблемах психологического здоровья у детей, о том, как родителям вести себя с ребенком и когда следует бить тревогу.

Причины возникновения проблем у ребенка

Часто психологические проблемы у ребенка (детей) возникают при отсутствии теплых, близких и доверительных отношений с ним. Также «трудными» дети становятся, если родители требуют от них слишком многого: успехов в учебе, рисовании, танцах, музыке. Или если родители слишком бурно реагируют на шалости малыша, строго наказывают его. Следует отметить, что с трудностями в воспитании сталкиваются все семьи.

Ошибки, которые допускают родители в воспитании, позже могут оказать сильное влияние на жизнь человека. И не всегда удается их полностью устранить.

Виды психологических проблем

Часто неправильное поведение ребенка просто соответствует определенному возрасту и периоду его развития. Именно поэтому к этим трудностям нужно относиться спокойнее. Но если они не проходят продолжительное время или усиливаются, родителям необходимо принять меры. Самые распространенные психологические проблемы у детей (ребенка), с которыми сталкиваются многие родители:

  • Агрессивность - она может проявляться по-разному. Ребенок может стать грубым, часто переходить на крик, драться со сверстниками. Родителям нельзя не обращать внимания на слишком агрессивное проявление эмоций у малыша. Иногда такое поведение является протестом против запретов и правил, принятых в семье и обществе. Агрессивные дети очень часто беспокойны и напряжены. Им трудно общаться со сверстниками, они не способны находить компромисс. С ребенком нужно поговорить откровенно и объяснить последствия такого поведения.
  • Приступы злости - часто проявляются у совсем маленьких детей. Они злятся из-за какой-то мелочи, у них начинается истерика, они падают на пол. При таком поведении ребенка родителям нужно вести себя спокойно, игнорировать его поведение, а лучше всего на время оставить его одного.
  • Ложь и воровство - очень часто родители впадают в панику, когда обнаруживают, что ребенок врет или ворует. Им трудно понять, почему он так поступает, они боятся, что он станет преступником. Но за такими поступками часто кроется желание привлечь к себе внимание. При этом ребенка устраивает внимание родителей и в виде наказания, и в виде ласки. Кроме того, иногда ложь или воровство являются испытанием границ дозволенного. То есть это своего рода эксперимент, который проводит ребенок, чтобы выяснить границы разрешенного.
  • Недержание мочи или кала. Большинство детей полностью начинают контролировать работу кишечника и мочевого пузыря примерно к 4 годам. Но если к этому периоду ребенок не просится на горшок, это признак отклонения. При этом недержание мочи встречается чаще, чем кала. Недержание связано с неспособностью контролировать свои физиологические процессы. В первую очередь нужно выяснить, не связано ли это с анатомическими проблемами или патологиями. Если нет, то можно говорить о психологическом факторе. Как правило, это недостаток любви, излишняя строгость родителей, недостаток понимания.
  • Гиперактивность. Чаще всего эта проблема характерна для мальчиков. Таким детям свойственна невнимательность, они не слушают преподавателя на занятиях, часто и легко отвлекаются, никогда не завершают то, что начали. Они импульсивны, не умеют сидеть на месте. Такое поведение ребенка отражается как на социальном, психическом, эмоциональном, так и на умственном развитии. Причины этой психологической проблемы детей до конца не изучены. Долгое время гиперактивность связывали с плохим воспитанием, раздражительностью, неблагополучной обстановкой в семье. Некоторые ученые относят гиперактивность к социально-психологическим проблемам детей. Однако в результате исследований доказано, что эта психологическая проблема обусловлена биологическими причинами и неблагополучной средой. Для коррекции данной проблемы назначают лекарственные препараты, в тяжелых случаях проводят более углубленное лечение.
  • Проблемы с питанием проявляются в отсутствии аппетита. Отказ от пищи - это способ обратить на себя внимание, иногда это связано с неблагоприятной обстановкой за столом, если ребенка в этот момент постоянно воспитывают или критикуют. Если у него отсутствует аппетит, а его заставляют кушать, то у него может возникнуть отвращение к пище, в самом запущенном случае может развиться анорексия.

Другой стороной проблемы с питанием является ситуация, когда пища превращается в единственное занятие, которое приносит удовольствие. В этом случае ребенок набирает лишний вес, ему сложно контролировать процесс употребления пищи, он ест постоянно и везде.

  • Трудности в общении. Некоторые дети очень любят одиночество, у них совершенно нет друзей. Как правило, такие детки неуверенны в себе. Если ребенок долгое время не контактирует со сверстниками, ему нужна психологическая помощь. Дети, имеющие психологические проблемы, часто склонны к депрессиям.
  • Физические недомогания. Есть дети, которые постоянно жалуются на боли, при этом врачи утверждают, что они абсолютно здоровы. В этом случае причины частых недомоганий - психологические. В семье, где кто-то тяжело болеет, дети присваивают себе некоторые симптомы болезни родственника. В этом случае ребенка нужно успокоить и объяснить, что если кто-то болеет, это не значит, что и он заболеет. Иногда у слишком мнительных родителей вырастают дети-ипохондрики, они очень ярко реагируют даже на самую слабую боль, а родители их начинают окружать чрезмерной заботой и опекой.
  • Побег из дома - это серьезная психологическая проблема, которая говорит об отсутствии теплых отношений и понимания в семье. Взрослые должны проанализировать ситуацию и задуматься, почему происходит побег. После того как ребенок вернулся, не нужно его наказывать, лучше окружить заботой и лаской и откровенно поговорить о том, что его тревожит.

Психологические проблемы от рождения и до года

В этот период развития ребенка очень частыми являются следующие проблемы: беспокойство, чрезмерная возбудимость, сильная привязанность к маме.

В это время большинство поведенческих симптомов связаны с темпераментом ребенка. Поэтому возбудимость, тревожность, эмоциональность считаются вариантом нормы. Но если родители начинают вести себя неправильно, например игнорировать плач, отлучать ребенка от рук, проявлять агрессию, то у малыша могут развиться настоящие расстройства.

Родителей должно насторожить, если малыш не проявляет интерес к окружающим его предметам, если его развитие замедлено, если он не уравновешен, не успокаивается даже у мамы на руках.

Как вести себя с ребенком: чаще прикасаться к малышу, обнимать и целовать его, удовлетворять его эмоциональные потребности.

Проблемы у детей с года до 4 лет

В этот период распространенными психологическими проблемами у детей являются жадность, агрессивность, страхи, нежелание контактировать с другими детьми. В норме все эти признаки встречаются у всех детей.

Что должно насторожить родителей: если эти признаки заметно тормозят развитие и социальную адаптацию ребенка, если ребенок не реагирует на родителей, круг его интересов сильно сужен (например, интересуется только мультиками).

Отклонения от нормы психологического развития детей связано с неблагополучной ситуацией в семье и неправильным воспитанием. Агрессивность или жадность могут быть связаны с тем, что ребенку мало уделяют внимание в семье. Тревожность и застенчивость связаны с агрессивным поведением родителей.

Как вести себя с ребенком: необходимо проанализировать ситуацию и отношения в семье, при необходимости следует посетить детского психолога.

С 4 до 7 лет

Самыми распространенными психологическими отклонениями этого периода жизни детей являются ложь, болезненная застенчивость, чрезмерная самоуверенность, незаинтересованность ни в чем, привязанность к мультиками (фильмам, компьютеру), частое проявление вредности и упрямства.

Это нормально - если психологические проблемы детей дошкольного возраста связаны с формированием личности и характера.

У родителей должно вызвать беспокойство: отдаление ребенка от мамы и папы, слишком болезненная застенчивость и стеснительность, нарочитое вредительство, агрессивность и жестокость.

Как вести себя с ребенком: относиться к нему с любовью и уважением. Относиться внимательно к его общению со сверстниками.

Психологические проблемы у детей (ребенка) школьного возраста

Когда ребенок идет в школу, одни проблемы сменяются другими. Те проблемы, на которые родители не обратили внимания, укрепились и усугубились с возрастом. Поэтому к любым трудностям нужно относиться серьезно и стараться преодолеть их. Самые распространенные психологические проблемы детей в школе, которые следует вовремя заметить и справиться с ними:

  • Страх перед школой, прогулы уроков - чаще всего проявляется у младших школьников, когда ребенок адаптируется к школе. Часто дети не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу. Нежелание ходить в школу может быть вызвано боязнью какого-то предмета, учителя, сверстников. Иногда ребенок не может выполнить домашнее задание и боится получить плохую оценку. Чтобы избежать страха перед школой, следует готовить к ней ребенка заранее. Если проблема все-таки возникла, нужно поговорить с ним, выяснить, чего он боится. Но не стоит быть излишне строгими и требовательными, следует установить контакт с ребенком.
  • Издевательства сверстников. К сожалению, это очень актуальная проблема современных школьников. Когда ребенка постоянно унижают, издеваются над ним, у него возникает депрессия, он становится уязвимым, замкнутым или проявляет вспышки агрессии, ярости. При этом очень часто родители не догадываются, что происходит, и списывают странности поведения на трудности подросткового возраста. Если у ребенка возникла такая проблема, то это может быть связано с заниженной самооценкой или отсутствием друзей. Нужно помочь ему стать увереннее в себе, всегда разговаривать с ним на равных, привлекать к решению семейных проблем, всегда прислушиваться к его мнению. Чаще ходить в школу, предупредить учителей о имеющейся проблеме - ее нужно решать совместно. В случае необходимости нужно обратиться к детскому психологу. Если ничего не помогает, нужно сменить школу. В данном случае это не бегство от проблемы, это решение ее быстрым способом. У ребенка появится шанс изменить себя и отношение к себе в новом коллективе.

  • Плохое отношение учителей. Иногда они выбирают ученика, на котором постоянно отыгрываются. Нельзя мириться с ситуацией, когда за счет ребенка взрослые решают свои собственные психо-эмоциональные проблемы. Это может спровоцировать развитие серьезной психологической травмы. Самый эффективный путь решения проблемы - поговорить с учителем и выяснить причину такого отношения к ребенку. Если после разговора ничего не изменилось, следует перевести подростка в другую школу.

Как предотвратить появление психологических проблем: воспитание детей

Чтобы предотвратить возникновение проблем психологического характера у детей, необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его тревожит, постоянно предлагать свою помощь и защиту. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче ее решить и не допустить развития серьезного комплекса.

Следует внимательно понаблюдать, как общается ребенок со своими сверстниками. Его общение и поведение могут многое рассказать о наличии проблемы и ее характере. Например, если ребенок всеми силами хочет заслужить расположение сверстников, это свидетельствует о недостаточности любви, теплоты и внимания к нему.

Кроме того, следует всегда помнить, что каждый ребенок индивидуален, обладает своими чертами характера, эмоциональными чертами, которые следует учитывать в процессе воспитания. Нужно уважать его, любить таким, какой он есть, со всеми недостатками и достоинствами.

Необходимы ли наказания?

Сложно однозначно утверждать, что наказывать детей нельзя. Но наказания не должны превращаться в побои, постоянную демонстрацию нелюбви или злости. Наказание должно быть правильным, справедливым, целесообразным. Кроме того, воспитание и наказания должны быть последовательными. То есть нельзя наказывать за то, на что в другое время не обращалось внимания.

Вместо заключения

Нарушение психики связано с отсутствием внимания, строгими наказаниями, постоянным чувством страха перед родителями; оно проявляется в то время, когда ребенок начинает осознанно воспринимать все окружение. В период полового созревания психологические проблемы детей связаны со стремлением к самостоятельности, с общением со взрослыми.


Top