Развивающие психологические игры для дошкольников. Многофункциональное пособие «Мои эмоции

Развитию понимания эмоционального состояния человека во всех его проявлениях и умения детей выражать свои эмоции способствуют игры тренингового характера.

«Зеркало».

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.

Ход игры

Участники игры разбиваются на пары (по желанию), становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.

«Театр моды».

Цель: развивать у детей умение различать индивидуальные особенности сверстников, особенности их внешнего вида, формировать навыки свободного, естественного, раскрепощенного поведения будучи в центре внимания окружающих.

Оборудование: магнитофон, микрофон для комментатора, «подиум».

Ход игры

Вариант 1. Участники игры делятся на манекенщиц, манекенщиков, комментаторов и зрителей.

Повседневные наряды детей могут быть украшены бусами из катушек и шариков, сумочками, оригинальными шляпками и шапочками и т. д. Манекенщицы и манекенщики под музыку проходят по подиуму, демонстрируя модели и грацию. Демонстрация сопровождается доброжелательным комментарием. Сначала комментатором может быть воспитатель, а затем - дети. Зрители аплодируют понравившимся моделям. Затем игроки меняются ролями.

Вариант 2. В игру можно ввести по желанию детей роль художников-модельеров, демонстрирующих свои новые коллекции (при этом украшения из бумаги, ткани и других материалов готовятся заранее). Зрители определяют победителя.

Вариант 3. Можно ввести различные «номинации» и присуждать награды:

  • за самую очаровательную и обаятельную улыбку;
  • за самые веселые глаза;
  • за самую грациозную походку,
  • за самый высокий рост;
  • за самые светлые (темные), длинные (короткие) волосы;
  • за самый синий, красный цвет одежды;
  • за самый оригинальный костюм и т. п.

При этом награды должны получить все, а кто какую именно - решают зрители.

«Угадай эмоцию».

Цель: учить детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций.

Оборудование: картинки со схематическим изображением эмоций.

Ход игры

Вариант 1. На столе картинкой вниз выложить схематические изображения эмоций. Предложить детям по очереди брать любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоциональное состояние, изобразить его с помощью мимики, пантомимики и голосовых интонаций. Остальные дети - зрители - должны угадать, какие эмоции изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Вариант 2. Для изучения интенсивности эмоций задание можно усложнить, предложив одному ребенку изобразить, например, радость, а другому - восторг, (раздражение - ярость, печаль - горе). Задача зрителей - как можно точнее определить эти эмоции.

«Диалог по телефону».

Цель: обучить детей правилам ведения телефонного разговора; учитъ приглашать к телефону нужного собеседника, приветствовать, представляться, благодарить, прощаться.

Оборудование: два телефона.

Ход игры

Вариант 1. Дети делятся на пары. Каждая пара должна придумать диалог по телефону, с употреблением как можно большего количества вежливых слов. Пары по очереди разговаривают по телефону, остальные дети внимательно слушают.

Выигрывает пара, употребившая в своем диалоге большее количество вежливых форм.

Вариант 2. Это может быть диалог на заданную тему: о прошедшем выходном дне, об увиденном цирковом представлении или спектакле кукольного театра, любимом мультфильме или телепередаче, приглашении друга в гости, на день рождения, звонке заболевшему другу.

Вариант 3. Деловой разговор по телефону: просьба, предложение, напоминание, выяснение времени телепередачи и т. п.

Вариант 4. Телефонный разговор с персонажем известной сказки или мультфильма.

«Чунга-Чанга».

Цель: формировать умение разделять свою радость с другими людьми.

Оборудование: бусы , браслеты, серьги, разноцветные перья, магнитофон.

Ход игры

Путешественники пристали на своем корабле к острову. Их окружили жители чудесного острова - маленькие темнокожие дети. На них пестрые юбочки, на руках и ногах - браслеты, в ушах - круглые серьги, на шее - бусы, а в волосах - красивые перья.

Весело они пританцовывают под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» и напевают:

Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нем легко и просто,

Жить на нем легко и просто,

Чунга-Чанга!

Приглашают путешественников разделить их радость, принять участие в общем веселье.

«Крошка Енот».

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Оборудование: магнитофон.

Ход игры

Один ребенок - Крошка Енот, остальные - его отражение («Тот, который живет в реке»). Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, удивления, радости), а дети точно отражают их с помощью мимики и жестов. Затем на роль Енота выбираются поочередно другие дети. Игра заканчивается песней: «От улыбки станет всем светлей».

«Лето настроений».

Цель: развивать умение узнавать эмоцию по схеме, изображать ее, находить соответствующую в своем наборе картинок.

Оборудование: наборы картинок с изображением животных с различной мимикой (например, рыбка веселая, грустная, сердитая) по количеству детей; схематические изображения различных эмоций и настроений.

Ход игры

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет без сомнения

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Лото настроения.

Воспитатель показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции, предлагает ребятам отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией. Карточку с ответом дети поднимают вверх, изображают соответствующее настроение.


Елена Боброва

Цели : познакомить детей с основными эмоциями : радость, грусть, гнев, страх; учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика) ; обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции , чувства, настроения.

Вариант 1

На столе лежат лепестки от цветов, на которых изображены малыши с различными выражениями эмоций : веселье, испуг, грусть и гнев. Играющим детям раздаются серединки от цветов – смайлики - с теми же эмоциями . Задание : собрать цветок, чтобы на лепестках оказались малыши с одинаковыми эмоциями .

Вариант 2

Воспитатель показывает смайлик – дети подбирают лепестки с соответствующей эмоцией .

Вариант 3

Детям раздаём лепестки с какой – либо эмоцией и спрашиваем , почему малыш на картинке огорчился, грустит, смеётся или злится. Дети придумывают соответствующие ситуации.

Публикации по теме:

Игра для развития мышления 3-5 лет. «Запомни и угадай». Цель игры: научить ребёнка запоминать предметы и перечислять их. Ход игры. Игру.

Родина, Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства.

Цель игры:Учить детей различать дорожные знаки. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать умение самостоятельно.

Игра позволяет закрепить знания о животных,их внешнем виде и среде обитания. Из черной бумаги вырезала силуэт (тень)животного. Наклеивала.

Доброго времени суток, друзья-маамовцы! В нашем детском саду, на одном из педагогических советов проводилась "Ярмарка идей", где воспитатели.

Игра «Угадай кто?» Цель: развитие творческих способностей детей. Задачи: Снятие эмоциональных зажимов; Развитие связной речи детей;.

Дидактическая игра «Угадай объект» для детей 5–7 лет Цель игры: Развивать умение классифицировать объекты по признакам (по форме, по размеру, по классификационной группе: одежда, мебель,одежда,.

Волшебная игротека

Игра «Встаньте все те, кто…» (с 5 лет)

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ход упражнения: Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...

Любит бегать,- радуется хорошей погоде,

Имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

Игра «Море волнуется» (модификация игры)

Цель: тренировать детей в выражении с помощью мимики и позы заданных эмоциональных состояний.

Ход упражнения: Дети свободно передвигаются по комнате и по сигналу ведущего «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура ….. замри». Дети с помощью мимики изображают эмоцию.

Игра «Дразнилки снежками».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, побуждение к соблюдение определённых правил.

Оборудование: снежки из ваты, колокольчик.

Ход упражнения: Дети кидают друг в друга снежки, при этом обзываются названиями продуктов. По сигналу ведущего собираются снежки в коробку. Психолог оговаривает правило, что кидать можно только по ногам, спине, животу. Нельзя кидать в голову и по лицу.

Игра «"Угадай эмоцию"

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Оборудование: схематическое изображение эмоций.

Ход упражнения: На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

Игра «Мои ощущения»

Цель: расширить опыт детей в установлении связи между восприятием сенсорной информации и сопровождающими его эмоциями.

Оборудование: подборка музыки с разными эмоциями.

Ход упражнения: Дети с закрытыми глазами слушают музыкальный фрагмент. Потом дети называют испытанные эмоции в момент прослушивания.

Всю нашу сознательную жизнь нас приучали прятать и скрывать свои эмоции. И мы по привычке делаем это, даже когда в этом нет необходимости.

В дошкольном периоде детства происходит интенсивное эмоциональное развитие. На данном этапе у ребенка усложняются знания об эмоциях человека, совершенствуется эмоциональная саморегуляция, по выражению лица дети хорошо начинают понимать окружающих людей.

Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка.

Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств.

Предлагаю вам сегодня 7 игр-упражнений на улучшение понимания эмоций, выражений лиц других людей и на понимание самого себя.

==1==

Настроение

Подготовьте фото детей с разными выражениями лиц. Рассмотрите вместе такие фото и попробуйте определить, что чувствует ребенок на каждой из них.

Предложите ребенку выбрать из них лицо с настроением, похожим на настроение самого ребенка. Расспросите, как бы он охарактеризовал его. Помогите ему выразить словами свое настроение и настроения на фото..

Предлагайте эту игру в разных эмоциональных состояниях малыша.


==2==

Лица


Эта игра способствует развитию понимания ребенком мимических выражений лиц, умению самостоятельно контролировать выражение своего лица.

Подготовьте карточки с лицами с разными эмоциями, давайте ребенку поочередно и просите изобразить их. Поверье, это будет смешно и весело!

Помогите определить, что это за эмоция. А затем поменяйтесь местами! — Пусть он вам даст задание!

Чтобы скачать нужную картинку, поставьте на нее курсор и нажмите правую кнопку мышки. Выберите «Сохранить картинку как»

==3==

Маленькое приведение

Игра учит ребенка в адекватном виде выражать, выплёскивать свой гнев.

Как играть? Предложите ребенку или группе деток поиграть в добрых приведений:

«Вдруг приведениям захотелось побаловаться и попугать друг друга. Когда я громко хлопну в ладоши, вам нужно страшно кричать «УУУУУ» и сделать так — показываете позу, когда руки согнуты в локтях, ладони раскрыты, пальцы торчат. Когда тихо хлопну — кричим тихо.»


==4==

Играем в сказку

Суть в том, что детям нужно рассказывать разные истории-сказки про зверей — а дети должны изобразить их эмоции. Сначала вы помогаете, а потом у них начнет получаться самостоятельно!

Например, история о медведе.

Жил в лесу медведь. Спал себе спокойно в берлоге.. Но настала весна, и он проснулся — голодный и недовольный.

Вылез из берлоги — зарычал, рассердился, нахмурился. Оглянулся — а здесь солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался медведь, обрадовался весне, забыл про голод. Рядом лисичка пробегала — удивилась — надо же, медведь уже проснулся!

А недалеко под кустиком сидел зайчик — услышал шум, испугался, прижал ушки и замер, прислушиваясь — «что там за шум?»

Выглянул из-за куста — а там медведь и лисичка. Обрадовался он своим друзьям, поспешил к ним. И начали они вместе веселиться и играть!

А вообще можно взять любую сказку и добавив в нее эмоций — и вот так разыграть!


==5==

Когда я радуюсь… Когда грущу…

Садимся в круг и берем мячик. Бросаем мячик друг другу, бросая, называем по имени и спрашиваем «Когда ты радуешься?». Тот, кому прилетел мячик, должен сказать «Я радуюсь, когда…» — и послать мячик дальше.

Также можно разыграть другие эмоции — грусть, страх, удивление. Эта игра больше раскроет перед вами внутренний мир ребенка, вы сможете больше узнать о его чувствах и взаимоотношениях с вами и другими людьми.


==6==

Нарисуй обиду

Когда ребенок обижается на что-то — дайте бумагу и карандаши и попросите нарисовать свою обиду.

Или просто попросите вспомнить, когда он был обижен и нарисовать ее — обиду. После этого можно поговорить о том, что бы он хотел сделать со своей обидой. Это упражнение имеет терапевтический эффект и учит ребенка одному из способов выведения обиды, что в будущем очень поможет ему во взрослой жизни.


==7==

Создай себе настроение

Терапевтическая игра на воспитание эмоциональной устойчивости.

Предложите ребенку придумать способы повышения себе настроения — построить рожицы, переодеться, поиграть в любимую игру, посмеяться в зеркало, сделать что-то веселое, нарисовать себе картинку, порадовать кого-то и т.д.)

Когда малыш будет грустить — предложите ему выполнить что-то из того, что он придумал — и повеселитесь вместе!


Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет.

№ 1 «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»

Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

№ 2 «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ, КТО ...»

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...

Любит бегать,- радуется хорошей погоде,

Имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа».

№ 3 «ОПИШИ ДРУГА»

Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,

насколько ребенок был точен.

№ 4 «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

№ 5 « КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.

Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

№ 6 «МОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

№ 7 «ПОДАРОК НА ВСЕХ «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК »

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный

выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы... В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

№ 8 «ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»

Цель: развитие анализа и самоанализа .

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

Помогай друзьям.

Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

Не завидуй.

Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

№ 9 «ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»

Цель: прочувствовать различные позиции в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит

в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и

актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый

радостный день в прошлом месяце" и пр.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят

лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит

около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле

спиной друг к другу, продолжают разговор.

После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в

процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

№ 10 «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

№ 11 « ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»

Вводная беседа.

Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?

Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?

№ 12 «ЛИЦА»

Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:

Радость,- удивление,- интерес,

Гнев, злость, -страх,- стыд,

Презрение, -отвращение,

Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

№ 13 «МАСКИ»

Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

№ 14 « РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

№ 15 «РИСОВАНИЕ»

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения .

Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его

ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством

понимания."

Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или

яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю

вручается грамота.

№ 16 «ХУДОЖНИК СЛОВА»

Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.

Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)

№ 17 «СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения

другого, развитие эмпатии .

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен». Подарок можно описать словами или показать жестами.

№ 18 «ИГРУШКА»

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать .

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель

красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит

играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его

задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.

Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки

в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как

свою самую любимую.

Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение

прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

№ 19 «РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»

Цель: задание направлено на конкретную проработку и применение "волшебных" средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания .

Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров - максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми (для закрепления на практике волшебных средств понимания).

Примеры проигрываемых ситуаций:

Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.

Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.

Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.

№ 20 «НАСТРОЕНИЕ»

Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

№ 21 «ШКОЛА УЛЫБОК»

Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения.

Вводная беседа:

Когда люди улыбаются?

Какие бывают улыбки?

Попробуйте их показать.

Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне...

Нарисуйте улыбающегося человека.

Улыбающийся человек, какой он?

№ 22 «ОБЩЕЕ HACTPOЕНИЕ»

Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника .

1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: "Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д."

Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.

2 этап : Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.

3 этап : Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости...

На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.

№ 23 «Я ХОРОШИЙ - Я ПЛОХОЙ»

Цель: развитие рефлексии и самоанализа .

Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

№ 24 «Ветер дует на...»

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет

друзей» и т. д.

Ведущего необходимо менять, давая возможность

поспрашивать участников каждому.

№ 25 «Найди друга»

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

№ 26 «Рукавички»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

№ 27«Сочиним историю»

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

№ 28 «Дракон»

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник - * голова», последний - «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

№ 29 «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»

Ведущий говорит: «Все мы - львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание.»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это - паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

№ 30 «Есть или нет?»

Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий - в центре. Он объясняет задание: они согласны с утверждением, то поднимают вверх и кричат «Да», если не согласны, опус руки и кричат «Нет!*

Есть ли поле светлячки? Есть ли в море рыбки? Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка? Есть ли гребень у горы? Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки? Есть ли рифма у стиха? Есть ли в нем ошибки?

№ 31 «Тень»

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они - его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется.

№ 32 «На что похоже настроение?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

№ 33 «Психологическая лепка»

В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: « морскую звезду» (можно лежа на ковре) - и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

№ 34 «Прогулка по ручью»

На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы страиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи

№ 35 «Зеркало»

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы - зеркала, другая - разные зверушки.

Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы - зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.




Top