Ребенок боится отставаться один дома. Ребенок боится оставаться один в комнате, что делать

В некоторых семьях родители сталкиваются с тем, что их уже повзрослевший ребенок боится остаться сам дома. При этом малыш в другой ситуации ведет себя достаточно самостоятельно. Но стоит маме и папе сказать, что они куда-то идут, как их чадо начинает плакать и не пускает родителей к двери.

Если ребенок боится оставаться один дома

Страх остаться одному дома возникает, как правило, у детей в возрасте 6-7 лет. Обычно такой страх возникает из-за нескольких причин. Часто в появлении такой тревоги виноваты сами родители. Страх одиночества в своей квартире спровоцирован часто тем, что родители пугают своих малышей вымышленными Бабайками, серыми волками, Кощеем Бессмертным и другими персонажами. Часто от родителей дети слышат такие фразы, как: «Не будешь слушаться ¬ придет Баба Яга…», «Если не прекратишь дурачиться, тебя заберет плохой дядя…». Когда ребенок остается наедине, к нему приходят его страхи.

Часто он боится всего, что находится в доме: встроенных шкафов, антресолей, плакатов, больших мягких игрушек. Оставшись дома без родителей, страх появления негативных героев увеличивается в разы.

Часто страх остаться самому дома возникает из-за того, что родители позволяют ребенку смотреть негативно окрашенные передачи, фильмы и мультфильмы, в которых рассказываются сюжеты о пожарах, землетрясениях, убийствах, кражах. Иногда такая реакция у детей возникает вследствие профилактической беседы в садике и школе. Рассказчики сгущают краски и от этого возможные ситуации кажутся еще страшнее и опасней для жизни и здоровья.

На возникновение детского страха остаться одному в своей квартире влияют рассказы сверстников или ребят постарше о разных ужасных событиях. Часто это просто выдуманные истории. Но когда малыш остается сам, ему кажется все это реалистичным.

Часто малыш боится отпустить своих маму и папу из дому, потому что переживает за их жизнь и здоровье. Он испытывает страх, что они не вернуться к нему.

Родители должны помочь своему крохе избавиться от мучительной тревоги. Чтобы понять, что повлияло на возникновение страха, важно попытаться выяснить это с помощью беседы. Однако не всегда разговор являются результативными. В этом случае можно предложить ребенку нарисовать свой страх или пугающую ситуацию. Не стоит высмеивать и обвинять малыша за его страх. Ведь тогда малыш еще больше замкнется в себе, а страх возрастет.

Важно перед выходом из дома говорить ребенку, куда и для какой цели это делается. Ребенок должен знать примерное время возврата родителей: когда малыш достроит гараж или поскладывает свои игрушки. Стоит предупредить кроху о возможном задержании. Желательно оставлять малыша одного дома сначала на несколько минут, постепенно увеличивая время до часа.

Чтобы разлука с родителями не была для ребенка долгой, стоит дать ему какое-то важное задание: нарисовать поздравительную открытку или посмотреть любимый мультфильм. При долгом отсутствии стоит попросить соседку или подругу время от времени заходить к малышу. Желательно, после прихода домой наградить малыша небольшим подарком или сладостями. Так малыш поймет, что о нем не забыли. Не желательно при ребенке говорить с другими людьми о его страхе. Так к тревоге может добавиться стыд.

Справиться с детским страхом остаться самому дома поможет понимание проблемы. Важно, чтобы родители уделяли как можно больше своего внимания малышу. При правильном подходе страх уйдет через небольшой промежуток времени.

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают...

Многие родители сталкиваются с такой проблемой. Ребенок боится оставаться один дома даже на несколько минут. Если рядом нет папы или бабушки, бедная мама не может даже выскочить за хлебом.

Страх оставаться одному может сопровождать ребенка с самого раннего возраста, а может возникнуть внезапно после какого-то события. Разберемся с причинами возникновения таких страхов у детей и определим пути решения этой проблемы.

Две главные причины страхов у детей

Это не опечатка, действительно, базовых причин детских страхов только две. Глубокое понимание этих причин очень важно для того, чтобы не слушать бессмысленных или откровенно вредных советов, а также для того, чтобы родители сами могли помочь своему ребенку избавиться от любых необоснованных страхов.

Бояться может любой ребенок, если чувствует, что его жизни и здоровью угрожает опасность, то есть если рядом нет взрослого. Это здоровый страх, он совершенно необходим и выполняет охранительную функцию. А вот когда бояться нечего, а страх все-таки есть и никакие разумные доводы, уговоры, отвлечения и забалтывания не помогают - самое время обратиться к системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Итак, главные причины детских страхов:

  1. Нарушение чувства безопасности и защищенности у ребенка.
  2. Наличие у ребенка зрительного вектора.

Ребенок боится оставаться один, если не уверен в надежности родителей

Представьте: вы - маленькое и беззащитное существо и вся ваша жизнь зависит от одного великана, который может заботиться о вас, защищать вас от опасностей, приказывать другим великанам, чтобы они тоже заботились и не обижали вас. А может и забыть о вас или, наоборот, начать кричать, ругаться и пугать вас. Или ваш великан, может быть, сам слабый и неуверенный, боится всего на свете, а особенно других великанов. Сможет ли он защитить вас? Как вы будете чувствовать себя в этом случае?

Чувство безопасности и защищенности - база для развития любого ребенка. Более подробно об этом основополагающем концепте читайте в .

Если ребенок в 3-4 года боится оставаться один - может быть, он не уверен в том, что мама обязательно вернется? Может быть, вы покидали его слишком надолго или оставляли с незнакомыми людьми? Такое случается, когда малыш попадает в больницу, например, а мать к нему не пускают. Или когда сама мама неожиданно попадает в больницу или уезжает в роддом за новым ребеночком, а малыш оказывается совершенно не подготовленным к этому и чувствует себя брошенным.

Если мама и папа ругаются и выясняют отношения при ребенке, особенно когда звучат смыслы «Уходи и не возвращайся!» или «Уйду и не вернусь!» , то у ребенка просыпается неосознанный, непроговариваемый страх потерять семью. Он боится оставаться дома один, потому что опасается, что кто-то из родителей, особенно мама, может уйти навсегда и не вернуться.

Если мама воспитывает ребенка одна, если она замучена, разрывается между работой и домом, не уверена в себе и своем завтрашнем дне, ребенку автоматически и неосознанно передается эта неуверенность, он теряет чувство защищенности и безопасности. В зависимости от векторов ребенка это может выражаться по-разному, например тем, что он боится оставаться один. И чем меньше ребенок, тем больше состояние матери влияет на него.


Или, возможно, в ваше отсутствие приходил пьяный сосед, кричал, угрожал, барабанил в дверь и тем самым вызвал ужас у вашего малыша. И теперь он так напуган, что боится даже вам рассказать о случившемся. Такое бывает, когда ребенок не уверен, что вы гарантированно сможете защитить его от обидчика.

Если ваш ребенок боится оставаться один, хорошенько подумайте, какие у него есть основания не доверять вам?

Зрительный вектор: коктейль из страха и любви

В школьном лагере ребята любят рассказывать друг другу на ночь страшные истории, провоцируя друг друга на совместное переживание эмоций. Почему же некоторые даже относительно взрослые 9-10-летние дети после подобных развлечений начинают бояться засыпать без света или среди белого дня оставаться одни в городской квартире?

    Не ругать и не стыдить ребенка за его страхи, не сравнивать с другими, более «смелыми» детьми. Лучшее, что вы можете сделать, - это дать вашему малышу поддержку и вселить уверенность.

    Не пугать Бабой Ягой, Бармалеем, чужим дядей, Волан-де-Мортом и прочей нечистью. Подобные дети и так боятся больше всех.

    Не читать страшных сказок и сказок, где присутствует каннибализм. Это такие сказки, как «Колобок», «Волк и семеро козлят» и др. Ребенок представляет себя на месте съеденного героя. Как вы думаете, каково это - быть съеденным?

    Развивать в ребенке сострадание и сопереживание, умение разбираться в чувствах других людей. Для этого читать сказки на сострадание, классическую литературу. Учить жалеть животных, а главное - людей. Учась переживать за героев художественных произведений, зрительный ребенок учится думать о других, понимать их чувства, то есть сопереживать. На месте страха внутри постепенно поселяется любовь, в которой, как системно известно, страха нет.


Как помочь ребенку оставаться одному дома без страха

Вы, наверное, уже поняли, что заставлять насильно ребенка оставаться одному дома ни в коем случае нельзя. Это только усугубит его страхи и еще больше пошатнет его и так непрочное чувство защищенности и безопасности.

Поэтому самое главное - создайте благоприятный эмоциональный фон. Поймите, он не притворяется, ему на самом деле страшно оставаться одному. Не стоит на страхе акцентировать внимание, вашим грамотным поведением и действиями можно добиться того, что страх уйдет сам бесследно.

Самое главное - разберитесь со своим внутренним состоянием . У тревожной мамы тревожное дитя. Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» помогает взрослым полностью и навсегда избавиться от собственных страхов и других психологических проблем. А когда мама чувствует себя хорошо, нормализуется и состояние детей. Послушайте один из отзывов мамы, прошедшей тренинг.

Больше играйте с ребенком . Дети, которые не играют в обычные, некомпьютерные, детские игры, в общем и целом испытывают больше проблем в социализации, и страхов у них намного больше. Для деток, которые боятся оставаться дома одни, боятся заходить в темную комнату будет полезна игра в дочки-матери: незаметно вплетите в игру сюжет о том, как «маме нужно уйти, а ребеночек остается дома один и спокойно занимается своими делами». Постройте сюжет дальше, как мама возвращается и счастливая жизнь продолжается дальше.

Если он боится заходить в темную комнату, придумайте игру с фонариком. Например, зайти в комнату, взять на столе фонарик и прочитать тайное послание. Фантазируйте! Играя с ребенком, вы не только боретесь с его страхами, а еще и укрепляете доверие между вами, строите фундамент ваших счастливых семейных отношений.

Расскажите свою «историю успеха» , героическую или юмористическую, - о том, как вы в детстве боялись чего-то и как вы победили этот страх. Вселите уверенность в малыша, что у него тоже получится победить свой страх.

И самое главное - читайте ребенку книги! Хорошие, правильные книги. Книги должны развивать душу ребенка, учить его сочувствовать, сопереживать. Не бойтесь книг, где в конце героев жалко так, что хочется плакать. Это очищающие душу слезы, как воздух необходимые для развития ребенка со зрительным вектором. У многих слушателей тренинга «Системно-векторная психология» после прочитывания детям грустной сказки Андерсена «Девочка со спичками» страх у детей проходил сам собой:

«Моей дочери 10 лет, и все эти годы прошли для меня как один страшный и ужасный сон, потому что я ее совсем не понимала ………… как можно всего бояться… мурашиков, жучков, орать так, как будто тебя режут, ночью спать только при свете (я так уставала от непонимания и капризов, что просто валилась с ног или засыпала в любых позах и что происходило дальше с моей дочерью я не представляла….

Так не бывает, если бы мне сказали, я бы не поверила. После первого раза прочтения «Девочки со спичками» наутро мой до боли знакомый ребенок стал другим, ее как будто подменили. С тех пор у меня началась счастливая и сладкая жизнь, полная смеха и радости…»

Чем больше вы разовьете ребенка со зрительным вектором чувственно и эмоционально, чем тоньше он научится чувствовать состояния других людей, чем отзывчивее и добрее он будет, тем меньше в его сердце останется места страхам.

Хотите, чтобы ребенок спокойно и с пользой оставался дома один и вы сами были уверены, что с ним ничего не случится? Чтобы и вы, и он адекватно могли реагировать на стрессовую ситуацию? Чтобы и вы, и ваш ребенок ориентировались в окружающем мире и с первого взгляда могли определить, кому из окружающих можно доверять, а кому нет?

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Ребенок боится оставаться один, и ведь не маленький уже - недоумевают родители. Как быть, когда нужно куда-то уйти? На работу, в конце концов, надо ходить, а его оставить не с кем. Да и родственники косо смотрят, когда просишь посидеть с уже не маленьким ребенком - школьником.

Ладно, еще на улице самому страшно, могут испугать собаки, оживленное движение машин на дороге, незнакомые люди - разное бывает, это еще можно понять. Но дома, где все знаешь, где спрятаться чужому человеку невозможно - нет большой опасности, если хорошо себя вести, не трогать газ и спички, то есть соблюдать меры безопасности. Но ребенок все равно боится, просит не оставлять его одного дома.

Уговоры и обещания чем-то поощрить, что-то купить - не помогают. Как-то мотивировать, сравнивая со сверстниками или с собой в его же возрасте, - тоже не помогает.

Ребенок боится оставаться один дома - почему?

В такой ситуации каждому родителю важно понимать, почему ребенок боится оставаться дома один. Проблема лежит в области психологии - но как ее решить? Чтобы понять причину, нужно знать - что в детской психике вызывает такой сильный страх, понимать особенности его психики.

И дело тут не в том, что у него детская психика, а у вас взрослая. Почему именно ваш ребенок такой трусишка - ведь большинство детей не такие.

Разобраться в этом помогает тренинг «Системно-векторная психология», где Юрий Бурлан рассказывает и показывает очень точно в причинно-следственных связях особенности психики разных людей, развитие психики от малыша до взрослого человека.

С первых онлайн-лекций тренинга «Системно-векторная психология» вы будете четко понимать психическую природу своего ребенка, будете знать, как избавить его от страха остаться дома одному. Регистрация на тренинг .

У каждого ребёнка наступает момент, когда он готов остаться дома один. Одни дети могут остаться дома в пять лет, другие только после наступления восьми-девяти лет. Очень часто у детей возникают страхи перед домашним одиночеством. К ним присоединяются страхи к темноте. И это неудивительно. возникают из-за богатой детской фантазии, ещё не окончательно сформированной нервной системы, психики малыша.

В детских страхах скрывается неуверенность малыша, непонимание устройства некоторых вещей, тревога родителей за него, особенно матери, тревога ребёнка за своих родителей. И многое другое – столько детских страхов скрывается в маленькой головке малыша, что сразу и не поймёшь, откуда они берутся. Давайте разберёмся, почему ребёнок боится оставаться один.

Почему ребёнок боится оставаться дома один

Страх – это сильная негативная эмоция, которая появляется из-за предполагаемого или реального бедствия.

Причина детских страхов № 1


Очень часто сами родители делают так, что ребёнок всего боится. Они и не подозревают, что безобидное для взрослых высказывание могут сильно напугать малыша. Я в детстве очень боялась довольно безобидного папиного «Уволю» ! Только потому, что не понимала значения этого слова.

Иногда родители, прочитав очередную сказку ребёнку, невольно пугают малыша страшными зубастыми динозавром, крокодилом или злой крокозяброй. У деток очень развито воображение, поэтому они живо представляют себе героев сказок, как добрых, так и злых. Поэтому каждый раз после прочтения обсудите со своим малышом сказку, спросите, как относится ребёнок ко всем героям, как он их себе представляет.

Причина детских страхов № 2

Страх за родителей тоже часто развит у чувствительных деток, которые сильно привязаны к папе и маме. Родители сами привязывают малышей к себе ежеминутными звонками, особенно мамы. И наступает такой момент, когда мама или папа не могут звонить через каждые пять минут. Ребёнок сначала начинает волноваться, а потом у него начинается паника. Поэтому ребёнок всего боится.

Причина детских страхов №3


Негативная информация, полученная ребёнком из средств массовой информации. Все новости (в основном по телевидению) сейчас начинаются с авто- и авиакатастроф. Не позволяйте ребёнку смотреть телевизор! Подробности могут его шокировать. Особенно, если это «вредные» передачи о чрезвычайных происшествиях, криминале, скандальные ток-шоу, криминальные сериалы, «ужастики» . Они глубоко врезаются в память малыша, и их нелегко оттуда «извлечь» . Оградите малыша от этой негативной информации.

Причина детских страхов № 4

Увиденные наяву потоп, пожар, стихийное бедствие тоже могут сильно напугать ребёнка. В таком случае обязательно нужно его успокоить, а заодно и объяснить правила поведения в таких ситуациях. Сюда же относятся укусы животных, насилие, смерть (как родного или близкого человека, так и любимого животного).

Причина детских страхов № 5


Ребенок боится оставаться один из-за неприятностей в детском саду, школе, из-за ссоры с друзьями. Иногда старшие дети во дворе пугают малышей во время дворовых игр.

Причина детских страхов № 6

Кошмары, приснившиеся малышу, тоже могут не давать ему покоя и страшить в течение дня.

Причина детских страхов № 7

Заболевания нервной системы могут оказаться ещё одной причиной детских страхов. Здесь, к сожалению, не обойтись без специалистов.

Как перестать бояться?


Ребенок боится оставаться один в комнате ночью, боится оставаться в квартире один. Чтобы избавить малыша от детских страхов, на первом этапе надо узнать, кого или что он боится. Разговор должен быть доверительным и осторожным. Обычно детки сами хотят рассказать про свои страхи взрослым. Но если разговором не получается, можно попробовать это сделать с помощью творчества. Пусть малыш нарисует свой страх или слепит его из пластилина. Вместе с ним возьмите его нарисованный страх и буквально порвите его или сломайте. И увидите, что ребёнку сразу станет легче.

Но бывают такие страхи, от которых самостоятельно избавиться не получается – настолько тяжёлой была психологическая травма. В этом случае лучше найти хорошего детского психолога, который поможет ему порвать со всеми страхами.

Интересное видео про ночные страхи и кошмары у детей — Доктор Комаровский:

Ребенок боится оставаться один дома

Любого ребёнка можно научить оставаться дома одному и не бояться. Но к этому надо его подготовить. В каждой семье её члены сами решают, когда уже можно оставлять малыша одного. Иногда это просто необходимость – в том случае, когда оба родителя выходят на работу, а малыша оставить не с кем на короткий период. Обычно дети, которым исполнилось пять лет и старше, уже могут оставаться дома одни. Впервые оставьте ребёнка ненадолго – минут на пятнадцать-двадцать. Затем увеличьте время. Всегда приходите вовремя, не опаздывайте – малыши обычно следят за временем.


Конечно, первое время ребёнку страшно оставаться одному дома. Но малыша можно к этому подготовить.

  • Объясните ему, как пользоваться электрическими приборами, как включать и выключать свет, газ, как открывать и закрывать входную дверь.
  • Расскажите, кого можно пускать в квартиру (дом), а кого нельзя. Обязательно оставьте телефонные номера для связи (в том числе экстренных служб), предупредите соседей, чтобы присматривали за малышом время от времени.
  • Говорите ребёнку, куда идёте, для чего идёте и когда вернётесь. Не забывайте звонить ему время от времени.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы малыш не смотрел телевизор (компьютер).
  • Старайтесь не оставлять ребёнка одного ночью.

Когда ребенок боится оставаться один в комнате ночью, эта проблема легко решается. Поставьте ему ночник, приоткройте дверь, посидите с ним, пока он не заснёт. Периодически ночью можно навестить малыша, убедившись, что он спит.

Постоянно убеждайте ребёнка, что вы с ним рядом, вы его защитите, что бояться нечего. За приоткрытой дверью оставьте свет. Ни в коем случае не смейтесь над страхами малыша и не рассказывайте о них своим знакомым.

Вам знакома ситуация, когда ребенок боится оставаться один и плачет? Или он боится людей которых впервые ?

Малыш начинает четко выражать свой страх в возрасте . В этом возрасте ребенок начинает ясно показывать страдания, когда происходит разделение с матерью и страха перед неизвестными людьми. Такие реакции нормальный этап в развитии ребенка.

Младенец от рождения требуется контакта, внимания и заботы близкого взрослого, который предоставит ему чувство

  • защиты
  • безопасности;
  • и доверия.

Чаще всего это мать. У малыша развивается такая сильная эмоциональная связь. Он показывает особую привязанность с этим человеком. Он просит ее о комфорте и безопасности и показывает страх и неуверенность при разделении с мамой.

Такое поведение является показателем нормального и здорового развития ребенка.

Боязнь оставаться одному начинает четко выражаться в и может продолжаться до возраста полутора — двух лет . В этом возрасте младенец начинает ясно показывать страдания, когда находится отдельно от воспитателей и страха перед неизвестными людьми (хотя пару месяцев раньше он мог реагируют очень положительно на появление любых человеческих лиц). Основным опекуном, как правило, является мать . Она быстрее и лучше может утешить малыша, когда он плачет. Такие реакции являются результатом естественного развития детей.

Нужен правильный режим дня

Хотя малыш быстро развивается , но в этом возрасте не развито чувство времени , так что нет смысла в том, как долго будет продолжаться разделение. Он не понимает временный характер разделения и имеет ярко выраженную потребность в безопасности , которую ему обеспечить человек, временно заменяющий маму, вряд ли сможет.

Дети различаются по

  • темпераменту (который биологически определяется),
  • чувствительностью к раздражителям из окружающей среды и
  • эмоциональной реакцией на конкретные ситуации.

Это позволяет детям быть более чувствительными к раздражителям и ситуациям, в которых им приходится находится (например, чем больше малышу не нравятся звуки, которые он слышит, тем сложнее его будет успокоить).

Кроме того, детям подходит определенный рутинный суточный ритм. Это дает им чувство безопасности. Они спокойнее, если день организован, предсказуем и тихий (не загроможден мероприятиями и событиями), и если они имеют и дневной отдых.

Ребенок легко расстраивается, когда устал, если не считать , когда нарушается суточный ритм при воздействии чрезмерного количества стимуляции и деятельности.

Соблюдайте и тогда младенец будет не так бояться оставаться один.

Удовлетворение потребностей ребенка

Например, кроха, как правило, напряженный, когда вы приходите в новую среду (или тут, которая менее знакома и не постоянна), где есть большое количество людей (которые не являются близкими, как родители), в то время, когда, например, нужно отдыхать и . Он боится незнакомых ему людей и это нормально.

Кроме того, малыш имеет очень высокую потребность в близости и физическому контакту с родителями. Если эта потребность не удовлетворяется, малыш может искать присутствия родителей и расстраиваться.

Кроме того, он может стремиться к укреплению контактов с родителями, если они поддержали его в некоторых стрессовых или волнительный моментах, или просто чувствовал себя так в тот момент. Малыш чувствует себя спокойнее и безопаснее, когда его потребность в

  • контакте;
  • нежных прикосновениях;
  • поглаживаниях;
  • объятиях;
  • ношении;
  • кормлении грудью

будут выполнены.

Поэтому, если малыш расстроен и испытывает страх, то это его ответ на необходимость защиты и безопасности. Возьмите его и нежно успокаивайте. Если он очень расстроен и не может сразу успокоиться, то потребуется определенное время, чтобы успокоить его страх оставаться одному или около незнакомых людей. Выразите ему свое сожаление, и он почувствует это, и вернется утраченные доверие и безопасность.

Ребенка нужно готовить оставаться одному

Важно отметить, что младенец может чувствовать беспокойство или недовольство родителей. Понятно, что иногда родитель имеет необходимость оставить малыша в течение короткого времени в силу различных причин. В таком случае важно, чтобы он был подготовлен для разделения.

Независимо от возраста родитель должен сказать малышу, куда ему нужно пойти и кто с ним останется.

Не рекомендуется уходить, пока ребенок не видит. Он не может быть счастлив от разлуки со своими родителями и он покажет, но такой искренний подход, который будет поддерживать чувство доверия в своих родителей, является чрезвычайно важным.

Лучше всего, когда тот же человек, который останется с малышом, будет присутствовать в то время как родитель проявляет уход за младенцем, потому что тогда этот человек сможет в малыша предоставить некую безопасность. Кроме того, вашему крохе будет легче, если среда, в которой он остается, ему знакома (лучше для него, если он останется в своем доме).

После возвращения родители должны предоставить достаточное время для контакта и близости с малышом, чтобы он мог выразить эмоции или расстройство, связанные с разделением. Малыш должен продемонстрировать, что он понимает, уважает и принимает все его чувства мягко и с большой любовью.

Маленькие дети полностью зависят от своих родителей.

Поэтому малыш и боится оставаться один. Свое недовольство он не может выразить словами, поэтому выражает через плач или поведением. Иногда ситуация не нравится и не может быть изменена. Но важно признать потребности крохи и удовлетворять их соответствующим образом — теплом, любовным отношением и вниманием.

Страхи детей и как с ними бороться рассказывают в видео.


Top