Собрание - практикум для родителей. Родительское собрание «Наши пальчики играют – речь нашу развивают»

Сценарий родительского собрания для родителей воспитанников группы раннего возраста на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей. Что? Зачем? Каким образом?"

Цель: предоставить информацию родителям для понимания необходимости развития мелкой моторики рук ребенка.
Задачи:
1) обогатить опыт родителей по теме собрания;
2) расширить представления о нетрадиционных пособиях для развития мелкой моторики рук;
3) вызвать желание у родителей развивать у своего ребенка мелкую моторику рук;
4) познакомить родителей с пособиями по развитию мелкой моторики рук через просмотр видеофильма "Занятия по Монтессори: 5 идей";

5) привлечение родителей к творческому упражнению "Представление семьи";
6) укрепить сотрудничество семей и педагогического коллектива.
Участники:
1) воспитатели группы;
2) родители воспитанников.
Место проведения: музыкальный зал.
Материал:
1. мультимедийный проектор;
2. презентация "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка";
3. видеофильм "Занятия по Монтессори: 5 идей";
4. буклеты на каждого родителя "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка";
5. соль;
6. одноразовые тарелочки;
7. акварельные краски;
8. кисти №3;
9. стаканчики для воды;
10. вода;
11. влажные салфетки.
12. MP3 Marc Enfroy - A Good Heart

Ход мероприятия

I. Вступительная часть.
Звучит нежная музыка(MP3 Marc Enfroy - A Good Heart), в зал входят родители и рассаживаются за круглые.
Воспитатель:
Добрый вечер, уважаемые родители!
Мы очень рады приветствовать Вас сегодня на нашей встрече.
Пять да пять - родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушку.
Вот такие "пять" да "пять",
Угадайте, как их звать?
(Пальцы)

II. Основная часть

Действительно, это пальцы. И сегодня мы им посвятив нашу встречу, тема которой: "Развитие мелкой моторики рук у детей. Что? Зачем? Каким образом?"
Первый вопрос нашей встречи - Что?
Как Вы думаете - что такое мелкая моторика рук?
Мелкая моторика рук - это совокупность скоординированных действий пальцев и кистей рук, направленных на выполнение точных мелких движений.
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо вести с самого раннего детства. вашему вниманию предлагаю посмотреть видефильм "Занятия по Монтессори: 5 идей".

Посмотрев видео я думаю теперь у вас возник второй вопрос - Зачем?
Как Вы думаете зачем и почему важно развивать мелкую моторику рук у детей с раннего возраста?
Вы правы!
Отечественными учеными было доказано, что существует связь между головным мозгом и движениями пальцев рук.
В коре головного мозга находятся различные центры отвечающие за работу каждого органа человека.
И дело в том, что центр отвечающий за действия кистей и пальцев рук находятся по соседству с центром ответственным за речевое развитие.


Стимулирование одного из этих центров, а именно центра отвечающего за мелкую моторику рук приводит к активности речевого центра.
Следовательно, развивая работу и скоординированность движений пальцев и кистей рук, мы выполняем решение еще одной задачи - развиваем речь нашего ребенка.
Развитие мелкой моторики рук ребенка должно быть систематичным, а не хаотичным - иначе мы не увидим результата.
Системность заключается в следующем:
в младенческом возрасте, исходя из того, что ребенок только начинает постигать двигательные навыки - мы можем выполнять массаж пальчиков и кистей рук, воздействуя через активные точки на кору головного мозга;
в раннем и младшем дошкольном возрасте - важно выполнять простые упражнения, которые сопровождаются стихотворным текстом (например "Сорока", Ладушки", Капуста" и др.), а также не забываем о выполнении основной задачи данного возраста - развитие навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, молний, шнурование ботинок и другое.
Так же важно не забывать о том, что развивать ребенка возможно в игровой форме.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук мы должны замаскировать в игру так, чтобы ребенок заинтересовался. В этот момент не забывайте хвалить его, создавая тем самым ситуацию успеха.
Предлагаю погрузиться в мир беззаботного детства.
Закроем глаза и вспомним положительные моменты совместного времяпрепровождения с семьей.(пауза)
А теперь красками раскрасьте соль в Ваших тарелочках.
(Родители рисуют красками на соли)


Теперь расскажите, пожалуйста, что Вы рисовали и какие ощущения при этом у Вас присутствовали?
Этим упражнением мы с Вами развивали и мелкую моторику рук и речь.
А главное как это восприняли? Как игру или как занятие с какими-либо рамками?
Вот незаметно мы подошли к третьему вопросу - Каким образом?
Сообщение "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка" с подкреплением слайдов презентации.
Существуют способы развития мелкой моторики рук, которые можно без труда использовать для игры с ребенком в домашних условиях.
1. Способ - нанизывание.
Нанизывать можно все что угодно (пуговицы, бусы, макароны, кусочки бумаги, сухие листья, сухие ягоды рябины) и на что угодно (палочки, трубочки, шнурок, нить).
2. Способ - рисование.
Рисуем пальчиками, кистью, карандашом, песком, крупой, пластилином, зубной пастой, нитью, шерстью.




3. Способ - сортирован ие.
Сортируем предметы используя крупы, предметы с разными формами, поверхностью, наполнением.


4. Способ - ощупыван ие.
Ощупываем мешочки с разными крупами, предметы с различной текстурой и другое.


5. Способ - поис ки.
В ёмкости размещаем основную массу однородного наполнителя - крупа, песок, шары и др. В нее помещаем предмет - ребенок ищет руками предмет, спрятанный на дне.


6. Способ - леп ка.
Лепим из теста, пластилина, бумаги, глины.
7. Способ - игры с отработанным материал ом.
Используются обрывки бумаги, контейнеры после яиц, пробки от пластиковых бутылок и т.д.


8. Способ - отщипыван ие.
Отщипываем от куска пластилина, от листа бумаги, от комочка шерсти.
9. Способ - расплющивания, размазыван ия.
Размазываем пластилин по доске, расплющиваем тесто между пальцами.



10. Способ -наматыван ие.
Наматываем ленты, нити на палочки, шпульки, мячи...


11. Способ - проталкиван ие.
Проталкиваем предметы в отверстия - копилка, покорми животного и другие.



12. Способ - игра с пальчика ми.
Используются пальчиковые игры, пальчиковый театр.



13. Способ - масс аж.
Массаж с использованием подручных материалов, игры.


III. Заключительная часть
Развитие мелкой моторики рук у ребенка - очень важная задача для родителей и воспитателей.
На игры по развитию мелкой моторики рук стоит отводить не более 10-15 минут. Ребенка не заставляем играть, а вовлекаем в процесс игры. С раннего возраста мы обязаны заложить ребенку то, что поможет ему развиваться дальше.
Благодарим всех присутствующих за активное участие в проведении собрания. Желаем всем успехов в воспитании детей.
(Родителям вручаются буклеты "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребенка")

Ирина Костарева

Цель : Показать и научить родителей выполнять упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей .

Задачи : 1 . Показать с помощью наглядных средств, как нужно выполнять упражнение в группе.

2. Научить родителей использовать , различные предметы в выполнение упражнений.

Добрый вечер уважаемые родители , коллеги. Сегодня хотелось начать наше собрание немножко не обычно , для вас. Давайте мы с вами поиграем.

Сейчас я попрошу вас встать вкруг. Нужно поприветствовать своего соседа и сказать ему комплимент.

Вот посмотрите, сколько приятных слов вы пожелали друг другу.

Тема нашей сегодняшней встречи - это «Развитие мелкой моторики рук у детей »

Как вы считаете, что такое мелкая моторика рук ?

(высказывание родителей )

Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук.

Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение. Развивая пальчики ребенка , мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Чем раньше будем развивать двигательные способности малыша, тем лучше. Начинать нужно с самого рождения.

На каждом занятии с детьми мы всегда используем пальчиковую гимнастику, либо массаж рук.

Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. (Слайды)

Вот такие игры мы проводим в группе, ну это конечно же еще не все игры.

А сейчас я с вами хочу немножко поиграть, у вас на столах лежат предметы, которые можно использовать в упражнениях Показ : Что вам больше понравилось?




Используете ли вы дома такие игры? Какие?

Не зря существует выражение, что наш ум - на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, что бы ваш ребенок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики . Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развивают пальчики детей , но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

А в помощь мне бы хотелось подарить, вот такие буклеты.

Наше собрание подходит к концу , и давайте закончим его игрой. Встаньте, пожалуйста, и возьмитесь за руки, я благодарю вас за участие в семинаре практикум. А теперь на счет три дружно поднимите руки вверх и повторите фразу «Всем, всем до свидания.

Приложение

Давайте сначала на руке сделаем массаж.

1) «Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживание, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередовать с поглаживающими движениями)

Этот пальчик дедушка…

Это пальчик я, Это вся моя семья.

Теперь делаем массаж на кисти руки, тоже круговыми движениями, все движения делаются по кругу и к предплечье, Начинаем с поглаживание, дальше делаем растирающие движения. Чередуем с поглаживанием и здесь можно сделать щепцевидное разминание 2-мя пальцами.

2) массаж прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены . Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево - вправо.

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся на пороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил- (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел. (большой)

Все медведи сладкоежки, (указательный)

Любят, есть медок без спешки, (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

На этом массаж можно закончить.

После массажа очень хорошо использовать различные предметы.

1)Упражнения с мячом - ежиком

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

2)Упражнения с прищепками

Левая рука

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

3)Упражнение с грецким орехом

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по горочке катись!

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по пальчикам катись

(покатали по пальчикам, по ладошке, везде, везде) (Такое упражнение очень нравится детям)

5) Упражнения с пробками

Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на два пальчика, идем не отрывая обувь от стола, можно сделать также по цвету крышки, например беленькие крышечки зайчик, оранжевые лисичка, коричневые медведь и так далее, и можно обыгрывать сказки. (можно без пробок, пальчики бегают; пианино.

6) Упражнения с бигудями-липучками

Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их.

«Я колючек не боюсь, даже если уколюсь!»

7)Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.

Презентация

1) Пальчиковая гимнастика : взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе. 2)Кубы вкладыши - вот такие у нас есть кубы вкладыши, здесь мы развиваем мышление . 3) пазлы (мягкие) – такие пазлы мы можем приобрести в магазине, и выкладывать их вместе с ребёнком, при этом важно помнить, что пазлы должны соответствовать возрасту ребёнка, еще у нас в группе есть пазлы из картона.

4)ежик (прищепки) - ежик связан своими руками, еще можно прищепки прищепить на нитку, на ткань какую нибудь.

5)Рисуем на песке – здесь мы рисуем пальчиком на цветном песке.

6)Рыбалка : Ловим удочкой рыбок на магнит.

- Ловим в воде : здесь мы используем сачок, и ловим не тонущие игрушки.

7)Шнурование 1 (вот такая вот подставка для шнурования из дерева)

Шнурование (черепаха) : это черепаха изготовлена своими руками, здесь и шнуровка, пуговки, замочек, а под замочком на ощупь, можно найти сюрприз, и здесь идет еще для закрепления цвета. Шнурование 3 : Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим. Для этого на картоне рисуется изображение, например, яблоко, и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребёнок берёт шнурок и продевает его в эти отверстия.

8) Сшитая - бабочка : здесь и пристегивание, липучка,шнурование

9)Пересыпание : в одну ёмкость можно что-нибудь насыпать. Ребёнок должен аккуратно пересыпать в пустую ёмкость. Или напр упражнение с водой, если что-то просыплется, то пусть он соберёт это на совок и выкинет, а если прольётся вода, то ребёнок должен будет её вытереть тряпочкой. Одновременно это будет формировать в ребёнке аккуратность.

10)Перекладывание : Пересыпать и переливать можно из одной ёмкости в другую с помощью ложки. Можно даже устроить небольшое семейное соревнование.

11)Найди игрушку : эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается манка, туда же помещаются, мелкие игрушки . Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

12)Перебор круп : для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом.

13) Лепка - лепить можно из пластилина, из глины, из соленого теста.

Родительское собрание

«Развитие мелкой моторики рук»

Подготовила

воспитатель

Тимофеева И. В.

Цель : формирование у родителей представлений о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

Задачи .

    Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника.

    Познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Обогатить методическую копилку для родителей.

Предварительная работа:

    Подбор игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.

    Оформление памятки для родителей.

    Оформление материалов к выставке по теме собрания – цитаты, высказывания известных людей.

    Подбор слайдов и видео с пальчиковыми играми.

    Организация выставки развивающих игр: шнуровки, сенсорные панно, наборы тканевых образцов различной фактуры и т.д.

Оборудование:

    Плакаты с высказываниями:

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В.А. Сухомлинский).

    «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель).

    «Рука – это внешний наружу мозг человека» (И.Кант);

    «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори)

    Пластилин, дощечки для лепки, стеки, листы бумаги.

    Описание игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук.

    Мультимедийная установка для показа слайдов и видео.

    Презентация «Наши пальчики играли» (Слайды с фотографиями играющих детей).

Участники: воспитатели, родители.

Форма проведения: собрание практикум.

1. Вступительный этап (Приветствие).

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас, нашу встречу, мы предлагаем начать с игры – приветствия. Для этого нам нужно встать в круг, каждый участник говорит своему соседу, называя его по имени: «Здравствуйте, я рад Вас видеть!» - и обязательно добавляет что-нибудь приятное для человека.

Воспитатель: Мы думаем, вам было приятно говорить друг другу и слышать в свой адрес хорошие, добрые слова.

Основной этап.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о значении мелкой моторики в развитии ребенка дошкольника и сами попробуем выполнить несколько упражнений.

Упражнение на выяснение целей «Модель трех вопросов»

Скажите, пожалуйста, уважаемые родители:

Что Вы знаете по теме собрания?

Что Вы хотите узнать?

Что надо сделать для того, чтобы узнать? (Ответы родителей).

Беседа с родителями и игровые задания (Педагогический всеобуч «Наши пальчики играли»). В этой части идет речь о роли мелкой моторики в развитии детей, родителей знакомят с проведением пальчиковой игры.

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития.

Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.

Каждый день с детьми мы используем пальчиковую гимнастику, массаж рук.

Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. (Просмотр видео)

Вот такие игры мы проводим в группе, ну это, конечно же, еще не все игры. А сейчас я с вами хочу немножко поиграть (пальчиковые игры).

Игровое занятие для родителей (Приложение 2).

Родителям предлагается выполнить самомассаж, пальчиковые игры.

Задачи. Научить элементам самомассажа. Научить выполнять сюжетные упражнения для пальчиков, развивать быстроту, мелкую моторику рук, память.

Воспитатель: Старайтесь как можно больше заниматься с ребенком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Удачи Вам!

Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: В завершении, мы предлагаем высказать своё мнение о нашей встрече. Что нового вы сегодня узнали на нашей встрече? Какие выводы вы для себя сделали? Есть ли у вас дополнительные вопросы по теме?

( вручает каждому участнику памятку «Развитие мелкой моторики рук» приложение 1 и приложение 2.)

Приложение 1

«Развитие мелкой моторики рук».

История вопроса . Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» . А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.

Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей.

Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. А ведь можно сделать все намного проще!

Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, лепить что-нибудь.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелками, красками.

Резать ножницами (желательно небольшого размера).

Конструировать из бумаги.

Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Делать пальчиковую гимнастику

Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик, а потом также тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу.

Если у вас есть дача и приусадебный участок, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод. Когда вы готовите, например, пельмени пусть и ребенок вместе с вами лепит их, польза будет безусловная.

В чем ваш малыш преуспевает _____________________________________

Что требуют дополнительного внимания:___________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вы должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Приложение 2

Массаж

«Моя семья» (Начинать массаж нужно с поглаживание, все движения массажа идут от периферии к центру, делаем круговые движения, чередовать с поглаживающими движениями)

Этот пальчик дедушка…

Это пальчик я, Это вся моя семья.

Теперь делаем массаж на кисти руки, тоже круговыми движениями, все движения делаются по кругу и к предплечье, Начинаем с поглаживание, дальше делаем растирающие движения. Чередуем с поглаживанием и здесь можно сделать щепцевидное разминание 2-мя пальцами.

Массаж прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены.

Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево - вправо.

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся на пороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний)

Я на зиму накопил- (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Он на поиск диких пчел. (большой)

Все медведи сладкоежки, (указательный)

Любят, есть медок без спешки, (средний)

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

На этом массаж можно закончить.

После массажа очень хорошо использовать различные предметы.

Упражнения с мячом - ежиком

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

Упражнения с прищепками

Левая рука 5 4 3 2

Вот проснулся, встал гусенок, 2 3 4 5

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука 5 4 3 2

Дай, хозяйка, корма мне 2 3 4 5

Раньше, чем моей родне!

Упражнение с грецким орехом

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по горочке катись!

Вверх, вниз, вверх, вниз

Ты по пальчикам катись

(покатали по пальчикам, по ладошке, везде, везде) (Такое упражнение очень нравится детям)

Упражнения с пробками

Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их на два пальчика, идем не отрывая обувь от стола, можно сделать также по цвету крышки, например беленькие крышечки зайчик, оранжевые лисичка, коричневые медведь и так далее, и можно обыгрывать сказки. (можно без пробок, пальчики бегают; пианино.

6) Упражнения с бигудями - липучками

Посмотрите, какие колючки. Потрогайте их.

«Я колючек не боюсь, даже если уколюсь! »

Упражнение «Крутись, карандаш» (используем ребристый карандаш)

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу.

Валентина Мехина
Родительское собрание (семинар-практикум для родителей) «Развитие мелкой моторики детей 3–4 лет»

План :

детей и родителей . Ее значимость для успешного физического и психического развития детей .

2. Влияние

развитие мелкой моторики , изготовление пальчикового театра.

Материал : Карандаши (граненые, грецкие орехи, массажные мячи, шнуровки, прищепки, бархатная бумага, нитки, штриховки, крупы, игрушки, ткань, выкройки, иголки, ножницы, глазки, носики.

1. Вступление. Совместная деятельность детей и родителей .

Ее значимость для успешного физического и психического развития детей .

Игра помогает узнать способности ребенка, представляет возможность взрослому и малышу наслаждаться общением друг с другом, вооружает бесценным инструментом воспитания, необходимым в любом возрасте – юмором. Улыбка и смех способны разрядить любую конфликтную ситуацию, захватить внимание ребенка.

Нам хочется, чтобы малыш был здоровым, веселым, красивым, многое знал и умел. А ничто не делает ребенка более счастливым, чем игры с мамой и папой. Поэтому так важно проводить совместные игры детей и родителей . Чем больше общения, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие . В этом заключается психология детского развития .

Если ребенок научится следовать правилам в игре, то и в других ситуациях он охотнее будет прислушиваться к наставлениям родителей .

Совместные игры дают возможность ребенку понять, что он дорог нам, а это бесценное ощущение для малыша, способствующее формированию уверенности в себе и позитивной самооценки.

Любые игры с ребенком помогают родителям взглянуть на мир глазами ребенка, а это в свою очередь помогает нам приобрести более глубокие знания и грамотно подходить к вопросам воспитания.

Как же правильно подобрать игры для малыша? Главное учитывать возрастные особенности малыша. Если крохе меньше трех лет подойдут игры с мягкими игрушками, мячиком, пирамидками, кубиками. Старшим малышам будут интересны отгадывание загадок, рисование, лепка, разные викторины, эстафеты, настольные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры и т. д.

Не стоит забывать о темпераменте малыша. Кому-то подойдут тихие и спокойные игры, а кому-то необходимы шумные, веселые, с высокой подвижностью.

Сегодня мы поговорим о конкретном виде игр, которые направлены на развитие мелкой моторики рук .

2. Влияние мелкой моторики на развитие психических , физических и речевых функций ребенка.

«Источник способностей и дарований детей на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский

Учёными, физиологами и психологами доказано, что одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки , кисти, ручных умений или, как принято называть - мелкой пальцевой моторики кисти руки .

Исследования ученых (В. Н. Бехтерева, И. Н. Сеченова, Я. П. Павлова, Л. М. Кольцовой) показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений руки и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и , следовательно, мышление будет замедленное, так как мышление тесно связано с речью и зависит от неё.

Китайские и японские врачи установили, что, взаимодействуя на кисти рук, можно устранять эмоциональное напряжение, нормализовать деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, поддерживать жизненный тонус.

По насыщенности биологически активными зонами кисть не уступает уху и стопе. Медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного- положительно воздействует на состояние желудка, безымянного- на печень и почки, мизинца - на сердце.

Отношения к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, они защищали, строили жилища, создавали всё необходимое для жизни. По рукам судили о здоровье, о положении человека в обществе (белоручка или трудяга, его силе, энергичности, профессии

(музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (флегматичные или быстрые, нервные руки) .

Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.

Выполнение творческого задания

Предлагаем вспомнить пословицы, поговорки, высказывания о руках :

«Мастер на все руки»

«Золотые руки»

«Положа руки на сердце»

«Рукой подать»

«Руками развести »

«Руки опускаются»

«Обеими руками за»

«Своя рука - владыка»

«Чужими руками жар загребать»

«Руки не оттуда растут»

«Как рукой сняло» .

Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому , что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует исполнения точных, координированных движений кистей и пальцев, необходимых, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики рук происходит в различных видах деятельности. Лепка из глины и пластилина, соленого теста. Рисование и раскрашивание картинок - любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики . Изготовление поделок из бумаги, природного материал, выкладывание фигур, цифр, букв из счётных палочек или спичек по образцу и без него.

Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают также и воображение , фантазию ребёнка.

Работа по развитию мелкой моторики и речи может включать в себя :

Массаж рук

Гимнастика и пальчиковые игры

Различные виды театра

Дидактические игры

Игры и упражнения с природным материалом

Изобразительная деятельность

На каких-то видах деятельности мы остановимся сегодня подробнее.

Например, массаж :

Проходит он с использованием предметов и без предметов.

Без предметов : это поглаживание, похлопывание, растирание, разминание кистей, пальцев.

С предметами : с граненым карандашом, грецким орехом.

Массаж с граненым карандашом

«Добывание огня» (прокатывание карандаша между ладонями)

Карандаш катать я буду

Может быть, огонь добуду.

Прокатывание карандаша по тыльной стороне ладоней, сжимание карандаша поочередно в кулак. Захват и удерживание карандаша между пальцами.

Повстречал ежонка еж :

«Здравствуй, братец, как живешь?»

Массаж с грецким орехом

«Здороваемся с орешком - крепко сжимаем его в кулачке»

«Побежал наш орешек по дорожке»

«Прокати орешек с горки»

«Юла»

Существуют виды массажа нетрадиционным способом с использованием массажного мячика (показ игры с массажным мячиком) .

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память . Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией. Поэтому игровую тренировку необходимо начинать с раннего возраста. Пальчиковые игры также способствуют совершенствованию лексической, грамматической и связной речи (умение вести диалог, рассказывать, пересказывать) .

Существуют игры на развитие мелкой моторики с музыкальным сопровождением и пением.

В младшем возрасте хорошо использовать игры - шнуровки, игры с прищепками, различные пирамидки. В настоящее время игры широко представлены в продаже, но пособия, изготовленные своими руками, детям нравятся больше, и они с удовольствием выполняют предложенные задания.

Развивают сенсомоторную координацию , мелкую моторику рук , развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий : «верх» , «низ» , «право» , «лево» .

Формируют навыки шнурования. (Показ игр) .

Пальчиковый театр - прекрасный материал для развития у детей воображения , мышления и речи, способствуют развитию мелкой моторики .

(Показ игр) .

Играя с пуговицами разного цвета, разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных ) центров.

При подготовке руки к письму лучшим образом подходит штриховка.

(Показ штриховок) .

Крупа - очень полезный и приятный для занятий с ребенком материал. Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руку крупинку - очень сложно для ребенка.

Предлагаю несколько игровых упражнений :

1. Знакомство детей с крупами (гречка, манка, фасоль, рис, пшено)

2. Массаж с помощью круп.

3. С младшими дошкольниками - «Где мои ручки спрятались?»

4. Пересыпание крупы из одной руки в другую.

5. «Золушка»

Соревнование между родителями :

1. Спрятать в крупу мелкие игрушки , пуговицы и предложить отыскать «клад» .

2. С завязанными глазами на ощупь определить вид крупы.

3. Что можно делать с крупами? Семенами?

4. Нарисуй картину с помощью манки.

3. Презентация игр и упражнения на развитие мелкой моторики , изготовление пальчикового

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными.

Цель: Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей. Задачи: Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук; .

ВВОДНОЕ СЛОВО: Ни для кого не секрет, что всё что ребёнок делает и чему учится в первую очередь идёт из семьи. И понимание и соблюдение.

Цель - построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации.

Конспект семинара Цель: Ознакомить родителей с необходимостью развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста, ознакомить с практическим.

Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста Ум на кончиках пальцев. Развитие у ребёнка мелкой моторики рук Цель: Показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики рук; обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольников;.

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в.

Родительское собрание «Наши пальчики играют – речь нашу развивают».

Форма проведения: семинар-практикум.

Цель:- дать представление родителям о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей;

Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка;

Задача: -познакомить родителей с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Участники: родители, воспитатель, воспитанники группы, музыкальный руководитель, логопед (как наблюдатель).

Оформление:

1. На экране слайд со словами В. М. Бехтерева: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию.»

2. Выставка книг по теме собрания.

Место проведения : групповая комната.

Оборудование : столы, различные листы бумаги, пальчиковые краски, вода, салфетки влажные, массажные коврики и мячики, смайлики на липучках, музыкальный центр, мультимедийное оборудование.

Ход мероприятия :

Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о развитии речи малышей. Вернее об одном из средств развития речи детей.

Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Статистика показывает, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Возникает вопрос, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, страшно занятые на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Сюда отнесём и любимую мамами одежду и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Современные книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания, бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, конечно, прогресс.

Получаем итог-ребенок не говорит или говорит очень плохо. В каждой семье по-разному относятся к такому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Как правило, родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!

На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Так почему же одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются именно пальчиковые игры? Потому что, развитие рук находится в тесной связи на тончайшем нейронном уровне с развитием речи и мышления ребенка.

Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития, так как зоны коры головного мозга отвечающие за моторику тесно переплетаются с речевым и мыслительным центрами, соответственно, влияя на готовность ребенка к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, он обладает связной лаконичной речь.

Пальчиковая гимнастика подразделяется на три группы.

1. Упражнения для кистей (возраст 1, 5 – 3 года) развивают подражательные способности, учат напрягать и расслаблять мышцы, развивают умение на некоторое время сохранять положение пальцев и в нужном темпе переключаться с одного движения на другое.

2. Условно-статические упражнения для пальцев (возраст 3-4 года) служат отработке ранее полученных навыков.

3. Динамические упражнения для пальцев (возраст 4-6 лет) развивают координацию движений, учат «противопоставлять» большой палец остальным.

Поэтому можно сделать предварительный вывод: пока ребенок мал, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить и развивать его в игровой форме.

Чтобы настроить вас на дальнейшую работу, предлагаю провести игру.

Разминка «Карандаши»

Задачи: снять эмоциональную напряженность, содействовать приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне.

Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников.

(Упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев).

Задание: Не выпуская карандаши, двигать руками, выполняя заданные движения.

После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук) ;

Пальцы следует нагружать равномерно.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной с плавными переходами.

Упражнения для кистей «Шарик» и «Фонарики»

1. Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).

2. Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;

Пальцы сжать (фонарики погасли, разжать (фонарики зажглись) .

Доказано, что чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир, осваивает его премудрости. Конечно, чем раньше эти тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики! Как же тренировать нам этих непослушных пока малышей? Есть ли средство, для того, чтобы сделать это легко и непринужденно? Да, оно есть. И удивительно, насколько оно «пожилое» это – пальчиковые игры! Ведь дети легче идут на контакт именно в процессе игры.

Психолог И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов, а также развивать весь организм в целом.

Пальчиковые игры – это инсценировка детских стихов, которые так хорошо развивают внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. Рука в процессе роста развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности наших малышей.

А теперь вашему вниманию предлагаю выполнить и разучить несколько пальчиковых игр, в которые вы в дальнейшем сможете играть со своими детьми.

(разгибаем пальчики)

Раз, два, три, четыре, пять

вышли пальчики гулять.

(загибаем пальчики)

Этот пальчик в лес пошел,

этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистил стол.

Этот добр, а этот зол.

Пальчик- пальчик тук да тук (повторяется 2 раза)

Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладошки)

Ножками топай, топай (повторяется 2 раза)

Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками) .

Если упражнения пальчиковой гимнастикой вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Вот следующее задание:

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке очередность не имеет значения.

Ещё один вид пальчиковых игр-рисование пальчиковыми красками под стихотворение. Дети рисуют, взрослые помогают.

Оборудование: столы, белые и синие пальчиковые краски, белые и тонированные листы бумаги, вода, салфетки влажные.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

При хорошей фантазии родителей можно придумывать и рассказывать сказки, которые тоже можно сопровождать изображением различных фигурок из пальцев. Необходимо добиваться, чтобы упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили радость. Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание. ю дизартрия и другие) .

ВЫПОЛНЕНИЕ ФИГУРОК ИЗ ПАЛЬЦЕВ

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон)

Очки

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам

Флажок

Я в руке - флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Пароход

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик, а большие пальцы подняты вверх.

Грабли

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя

Скворечник

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Шарик

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Кошка

А у кошки ушки

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Самомассаж.

Цель: научить элементам самомассажа пальцев.

Оборудование: массажные коврики и мячики.

Участники располагаются где им удобно. Читается стихотворение, а родители разминают детям руки.

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним сильно

И вытягивать начну.

Затем руки я помою.

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут как зайчики.

Вот и подошло к концу наше путешествие в мир волшебных пальчиков! Надеюсь, всем понравилось! Вы можете дома всё повторить или придумать свое, но помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете его более счастливым!

Рефлексия.

Если вам понравилось наше собрание, пожалуйста, оставьте смайлик, который прикреплен сзади вашего стульчика, ну а если у вас остались еще вопросы по воспитанию детей, можете оставить их и пожелания в специальной тетради в группе.


Top