Спектр. Цветовой круг

Цветовой круг поможет вам разобраться как взаимодействуют между собой тона: их построение; простые, действенные схемы сочетаний цветов. Фото.

Цветовой круг Иттена – это модель взаимодействия оттенков между собой: разделение по первичным и вторичным цветам, по длине волны, на холодные и теплые тона, а так же выстраивает порядок сочетания.

Цветовой круг был придуман как инструмент работы с красками для начинающих художников. Эта небольшая картинка показывала родительские свойства основных цветов: желтого, синего и красного. Треугольники по бокам центральной фигуры – дочерние тона. Так зеленый – это результат смешивания желтого с синим, а оранжевый – красного с желтым, в свою очередь пурпурный – красного с синим. Оболочка, в виде круга, описывает спектр (зависимость цвета от световой волны): от красного (самая длинная волна) до фиолетового (самая короткая), связь между двумя ее концами осуществляет пурпурный цвет, который не имеет волну. Получается, что пурпурный тон объединяет положительную и отрицательную бесконечность, тем самым описывая биологическую особенность взаимоотношения цвета с глазом человека: если на сетчатку глаза попадает одновременно красный и фиолетовый, мы видим фантомный пурпурный цвет.

Цвета цветового круга

Однако цветовой круг – это плоское (в прямом смысле слова) представление общей цветовой модели, мы не ограничены 12 цветами, а пользуемся тысячами и тысячами оттенков. Полная модель выглядит в виде шара, где оттенки цветового круга – экватор, а полюсами являются белый и черный цвет:

А разворот уже будет содержать информацию о взаимодействии оттенков в цветовом шаре: от пастельных тонов до темных.

Внутри этого шара есть ось: от белого до черного – средне-серого цвета. Это позволяет при любом разрезе шара видеть градиент от серого до светлого или темного тона любого цвета.

Если представить не утрированно сегментированный шар, а с радужным градиентом, то в него поместятся все возможные оттенки.

Круг цветовых сочетаний

Несмотря на то, что инструмент был разработан давно, его практическое применение до сих пор актуально. Он не просто дает представление о цвете и построении оттенков, но и учит эффективно сочетать их.

Круг цветовых сочетаний имеет набор цветовых схем.

Двухцветная гармония дополнительных цветов. Если смешать такие цвета на палитре, то они дадут грязно-коричневый оттенок, но в теории при их смешивании должен получаться серый. Эти оттенки наиболее контрастны друг к другу, порой смотрятся вызывающе. Такие комбинации чаще используют в искусстве, чтобы добиться более ярких образов.

Предельно удаленные пары. Такое сочетание яркое, но более мягкое в отличие от дополнительных цветов. Оно более приемлемо для одежды и интерьера.

Смежные и похожие цвета не образуют контраста, но могут поддержать гармонию. Их используют для подчеркивания основного оттенка или как дополнение в многоцветной гармонии.

Триадное сочетание по цветовому кругу начинается с подобных оттенков, которые как и два подобных не создают контраст, но поддерживают гармонию.

Классическая триада и контрастная триада – это схема трехцветного сочетания по цветовому кругу по принципу треугольника: равностороннего и острого. Самые красивые сочетания можно создать по принципу острого, однако равносторонний дает мягкие, сбалансированные сочетания.

Существует 4 варианта четырехцветного сочетания по цветовому кругу:

Это четырехцветная контрастная гармония : она создана на основе контрастной триады и является ее близкий родственником. Такие сочетания броские, импозантные.

Четырехцветная классическая гармония родственник гармонии основанной на равностороннем треугольнике. Она более мягкая, но полная по тонам.

Квадратная гармония и прямоугольная гармония – это четырехцветные сочетания, как и две прямоугольные, имеют туже зависимость. Определение цветов с помощью квадрата дает более мягкую гамму, нежели прямоугольный метод.

Шестицветная гармония создается с помощью фигуры равностороннего шестигранника. Это сложное сочетание, которое очень сложно подобрать самостоятельно, поэтому полезность этого инструмента очевидна.

Составления сочетаний – довольно сложная работа и далеко не все, даже профессионально связанных с цветом люди, могут построить в голове идеальную гармонию, которая устраивала бы их по всем параметрам. Поэтому для того чтобы в любых условиях можно было работать с цветом существует картонный инструмент — .

Если брать во внимание цветовой шар, то сам цветовой круг может содержать множество оттенков, для которых принципы сочетабельности по классическому кругу будет актуальным.

Глава 2. Цвет

2.1. Спектральные цвета. Основные характеристики цвета

Спектр - последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. Впервые получен И. Ньютоном.

Ахромотические - Белый, черный, и все оттенки серого. В этот спектр входят лучи всех длин волн в равной степени, причем энергия отдельных лучей составляющих эту смесь одинакова.

Хромотические цвета - все спектральные и многие природные. Цвета, отличающиеся различной цветностью (красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые).

Полухромотические цвета - земляные цвета, т.е. цвета, смешаны с ахромотическими цветами.

Характеристики цвета относятся к области физики и представляют собой качественно и количественно измеряемые световые стимулы, способные вызывать в организме человека физиологические процессы и через них – различные психические, эмоциональные реакции. Поэтому понятия светлота, цветовой тон, насыщенность, температура цвета могут рассматриваться и как основные понятия из области психологии зрения.

Светлота или тон

Любые цвета и оттенки можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Любой хроматический цвет можно сравнить по светлоте с ахроматическим цветом.

Светлота - это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей - фиолетовый.

Различные варианты краски одного и того же цвета, но усиленного или ослабленного, называются оттенками или тонами. Под тоном надо подразумевать количество света, отражаемое поверхностью.

Тон – количество света, заключённого в данном цвете.

Тон есть степень насыщенности светом, а светлота – неотъемлемое качество любого цвета.

Простую и ясную характеристику светлоты применительно к цвету дал Оствальд – немецкий учёный, занимавшийся изучением цвета, который считал, что светлота каждого красочного пятна зависит от двух компонентов – от светлоты ахроматического серого, которое есть во всех цветах, и от собственной светлоты цветовых лучей. Можно сказать, что цвет одного и того же цвета может быть светлее и темнее, не меняя цвета. Альберти по этому поводу писал: «Примесь белого не меняет род цвета, но создаёт его разновидности».

Разность светлот даёт и создаёт ощущение объёма.

Цветовой тон

То, что художники, да и обычные люди, называют цветом, в цветоведении называется цветовым тоном.

Тон цветовой - качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных.
Цветовой тон - это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий и т.д.). Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

Насыщенность

Насыщенность цвета - степень отличия хроматического цвета, от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до ахроматического. В обыденной речи насыщенность описывают словами: тусклый, бледный, сильный, слабый. У художников: плотный, густой.

Потемнение или посветление цвета – понижение его насыщенности. Разбеливая цвет, мы делаем его менее цветным, бледным, а затемняя – заглушаем. Психологически цвета яркие, чистые, интенсивные всегда воспринимаются как более светлые, чем тусклые, блеклые.

В известной мере насыщенность зависит и от цветового тона. Цвета чистых красок (спектральные) тоже обладают разной насыщенностью. Жёлтый наиболее насыщен, а красный и синий менее. При разбеливании жёлтая краска дольше сохраняет свою желтизну, чем другие. Если учесть, что при разбеле красного мы получаем розовый, который, становясь светлее, приобретает холодный оттенок, то можно сказать, что с изменением светлоты и насыщенности происходят некоторые изменения цветового тона.

Насыщенность и чистота цвета

Часто насыщенность и чистота цвета толкуются как синонимы. Под чистотой цвета в цветоведении понимают отсутствие в том или ином цвете примесей других цветов или их оттенков. Чистыми цветами в спектре считаются только три: красный, жёлтый, синий. Эти цвета называются первичными или основными. Чистота цвета – это скорее психологическое понятие, нежели физическое: «не чистый» оранжевый тоже может быть представлен в спектре волнами определённой длины.

Цветовой ряд

Это последовательность цветов, у которых, по крайней мере одна характеристика общая, а другие закономерно изменяются от одного цвета к другому. Цветовые ряды имеют свои названия, в зависимости от того, какие характеристики в них изменяются.

1) Ряд убывающей чистоты и возрастающей яркости. Этот ряд делается разбеливанием, т.е. добавлением белого цвета к спектральному.

2) Ряд убывающей насыщенности (приглушение, смешения хроматической краски с равнояркой серой)

3) Ряд убывающей яркости и убывающей насыщенности (зачернение).

4) Ряд по цветовому тону. Это смешение двух соседних спектральных цветов (причем в пределах не более 1/4 интервала светового круга).

Температура цвета

Интересна попытка сгруппировать цвета в категории «тёплый и холодный». Рассматривая спектральный круг, подаренный нам Исааком Ньютоном, мы делим его на тёплую и холодную части.

Красно-оранжевая часть спектра действительно заключает в себе больше тепловой энергии, нежели сине-зелёная, и установлено экспериментально, что положительные эмоции делают нас более чувствительными к красному и жёлтому, а отрицательные – к синему. На самом деле отличие холодного цвета от тёплого, безусловно, самое общее. В природе температура цвета часто определяется состоянием атмосферы, освещённостью, временем года, нашим самочувствием, возрастом, полом, настроением, образованием и многими другими факторами.

Термины «тёплый» и «холодный» несут небольшую информацию относительно чистых цветовых оттенков. Например, красный – тёплый, а голубой – холодный. Чисто жёлтый тоже кажется холодным, потому что – светлый.

Р. Арнхейм предложил свою теорию, которая многим показалась очень интересной. Он считал, что эффект от восприятия цвета создаётся не основным цветовым оттенком, а цветом, имеющим небольшое отклонение от основного. А поэтому любой цвет в своём цветовом тоне может быть холодным или тёплым. Скорее можно говорить о «теплее – холоднее», т.е. об оттенках цвета при сравнении их с «нейтральными» чистыми. Это приводит к неожиданному результату: красновато-голубой теплее, чем голубовато-красный.

Посмотрите видеоролик

Цвета спектра, начинаясь с красного и проходя через оттенки противоположные, контрастные красному (зеленый, циан), затем переходят в фиолетовый цвет, снова приближающийся к красному. Близость видимого восприятия фиолетового и красного цветов связана с тем, что частоты, соответствующие фиолетовому спектру, приближаются к частотам, превышающим частоты красного ровно в два раза. Но сами эти последние указанные частоты находятся уже вне видимого спектра. Поэтому мы не видим перехода от фиолетового снова к красному цвету, как это происходит в цветовом круге, в который включены неспектральные цвета и где присутствует переход между красным и фиолетовым через пурпурные оттенки.

Практика художников наглядно показывала, что очень многие цвета и оттенки можно получить смешением небольшого количества красок. Стремление натурфилософов найти первоосновы всего на свете, анализируя явления природы, все разложить на элементы, привело к выделению основных цветов. Основные и дополнительные цвета обычно иллюстрируют с помощью цветового круга (рис. 7.3).

Было установлено, что оптическое смешение некоторых пар цветов может давать ощущение белого цвета. Дополнительными цветами (взаимодополнительными или противоположными ) называют пары цветов,

Рис. 7.3.

оптическое смешение которых приводит к получению ахроматического цвета (белого, серого или черного). В RGB триаде основных цветов "красный – зеленый – синий" дополнительными являются соответственно "циан – пурпурный – желтый". То есть основные и дополнительные цвета в RGB выглядят следующим образом:

  • красный цвет и циан (англ. red cyan ) (циан – сине-зеленый цвет);
  • зеленый цвет и пурпурный (англ. green magenta ) (пурпурный или маджента – между малиновым и лиловым);
  • синий и желтый цвета (англ. blue yellow ).

Излучения, составляющие дополнительные цвета, могут иметь различный спектральный состав (явление метамерии). На цветовом круге, который построен по принципу RGB, эти цвета располагают оппозиционно, так что цвета обеих триад чередуются.

Цвета цветового круга

В системе RGB (красный – зеленый – си– ний) цвета разделяются на 12 основных тонов: 3 основных цвета, 3 дополнительных к основным и еще 6 промежуточных тонов (табл. 7.1).

Цвета в системе RGB

Таблица 7.1

Тон, 0-360 (HSV)

Красный (основной)

Оранжевый

Желты й (дополнительный)

Желто-зеленый

Зеленый (основной)

Зеленый/Бирюзовый

Циан/Голубой (дополнительный)

Синий/Ультрамарин/Лазурный/

Синий (основной)

Фиолетовый

Маджента/Пурпурный (дополнительный)

Пунцовый/Малиновый

При смешении дополнительных цветов получаются ахроматические цвета:

  • при аддитивном смешении (характерно для смешивания потоков света) результатом является белый цвет;
  • при субтрактивном смешении (вычитание спектров, характерное для смешивания различных пигментов) – серый или черный.

Таким образом, совместное действие световых потоков, вызывающих ощущение соответствующих спектрального и дополнительного к спектральному цветов, составляет белый цвет. Дополнительные цвета являются смешанными цветами, так как их ощущение вызывается совместным действием монохроматических лучей, порознь дающих свои спектральные цвета. Основные и дополнительные цвета также называют первичными и вторичными цветами.

В системе RYB , где основная триада красный – желтый – синий, понятия и соотношения основных и дополнительных цветов иные:

  • красный – зеленый;
  • желтый – фиолетовый;
  • синий – оранжевый.

Неспектральные цвета

Кроме спектральных, существует множество неспектральных цветов (пурпурные оттенки и др.) Также цвета делят на хроматические и ахроматические (белый, серый, черный).

Перечислим неспектральные цвета:

  • оттенки серого цвета (ахроматические цвета);
  • любой цвет, полученный путем смешения цвета с оттенками серого, например, сиреневый, образованный в результате смешения фиолетового и белого;
  • пурпурные цвета;
  • смешанные цвета, например коричневый, охра и др.

Ахроматические цвета

Оттенки серого (в диапазоне белый – черный) носят название ахроматических (от греч. а – отрицательная частица и chroma – цвет), т.е. бесцветных цветов. Под отсутствием цвета понимается не отсутствие цвета как такового, а отсутствие цветового тона, конкретного оттенка спектра. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее темным – черный (рис. 7.4).

Каждое цветовое ощущение у человека может быть представлено в виде суммы ощущений этих трёх цветов (т. н. «трёхкомпонентная теория цветового зрения »). Установлено, что пресмыкающиеся , птицы и некоторые рыбы имеют более широкую область ощущаемого оптического излучения. Они воспринимают ближнее ультрафиолетовое излучение (300-380 нм), синюю, зелёную и красную часть спектра . При достижении необходимой для восприятия цвета яркости наиболее высокочувствительные рецепторы сумеречного зрения - палочки - автоматически отключаются.

Цвета спектра и основные цвета

Знаменитый на весь мир физик, однажды провел один интересный опыт: он установил на пути обыкновенного солнечного луча трехгранную призму, в результате чего тот разложился на 6 основных цветов. Стоит отметить, что ученый изначально смог выделить из них только 5 сегментов, однако после решил, что поделит этот луч аж на семь, чтобы число было равное количеству нот. Однако после того, как этот цветовой спектр был сложен в круг, выяснилось, что один из оттенков нужно убрать, и жертвой стал голубой. Так до сих пор с научной точки зрения в природе существует лишь 6 основных тонов, однако каждый из нас знает, даже на примере радуги, что среди них можно разглядеть седьмой.

Разбираем спектр по частям

Чтобы понять, что такое цветовой спектр, попробуем разделить его на две части. Первая будет содержать в себе первичные цвета, вторая, соответственно, вторичные. В первую группу мы отнесем такие тона, как красный, желтый и синий. Они являются основными и при правильном сочетании друг с другом образуют все остальные. Среди них, в свою очередь, называем оранжевый, фиолетовый и зеленый. Первый можно получить путем смешения красного с желтыми, второй - красного с синим, а третий - желтого с синим. На фоне всего того становится понятно, почему цветовой спектр покинул голубой тон. Получить его можно просто смешав синий с белым, что уже делает его неосновным тоном.

Более сложный вариант спектра

Современные ученые в цветовом спектре выделяют не 6, а 12 сегментов. Среди них есть не только первичные и вторичные тона, но еще и тертичные, которые заполняют пространство круга между первыми двумя категориями. В состав этой третей группы можно отнести красно-оранжевый, желто-оранжевый, желто-зеленый, сине-зеленый, сине-фиолетовый и красно-фиолетовый. Подобное расширение говорит нам о том, что спектр цветовой - это целый простор для различных комбинаций, которые могут образовывать невероятные оттенки. К примеру, сине-зеленый в определенной консистенции с белилами дает самый модный оттенок сезона - бирюзу. А красно-фиолетовый также в сочетании с белой краской образует лиловый, таинственный и загадочный.

Исходные тона

Наверняка вам известно о том, что все выше рассмотренные цвета являются хроматическими, то бишь имеющими яркий оттенок, заливку. Наряду с ними существуют ахроматические тона, которые состоят из белого, черного и всех оттенков серого, от совсем светлого до предельно темного. Благодаря им современный цветовой спектр становится куда шире, и его уже наполняют даже не 12 оттенков, а куда больше. В оригинале изображается круг, состоящий из 12 сегментов. В состав каждого из них входит еще по 8, а то и того больше оттенков, которые по мере приближения к центру становятся все светлее и светлее. Этот эффект достигается путем смешивания исходного цвета с белилами. В примере, который был приведен выше, мы указывали на то, что даже третичный тон спектра может быть разбавлен белым и тем самым изменен до неузнаваемости.

Влияние цвета на нашу жизнь

Чтобы не вдаваться в те банальные демагогии, которые рассказывают нам о якобы скрытых влияниях того или иного цвета на поведение и психику человека, отметим лишь вкратце, что кажутся нам ближе, а холодные, словно вдавленные во что-то, удаляются от взора. Благодаря этому эффекту можно манипулировать визуальными эффектами в помещении, создавать выгодную рекламу и проводить прочие различные операции. Важно также отметить, что цветовой спектр может иметь не только тенденцию к белому (как это было описано выше), но и к темному. Аналогично любой сегмент круга как первичный, так и третичный мы может разбавить черным или любым оттенком серого, в результате чего они станет либо насыщенней и еще ярче, либо мрачнее. Этот факт также важно учитывать, создавая различные проекты как в интерьере, так и в прочих сферах жизни.

Что видим мы, люди?

Принято полагать, что видимый для человека цветовой спектр - это все основные, первичные цвета - красный, синий и желтый, а также множественные вариации, которые от них образуются. Таким образом, это круг тонов, который состоит далеко не из 12*8 сегментов, а куда большего количества. Наш глаз способен распознавать оттенки различной светлости, более того, их характеристики в нашем понимании меняются в зависимости от множества внешних факторов. Что касается чисто научной точки зрения, то самой большой длиной обладает волна красного цвета. Поэтому желтые, охровые, оранжевые и, соответственно, все оттенки красного мы видим лучше всего. По мере приближения к фиолетовому, все цвета постепенно теряют длину своих волн.

Заключение

На самом деле цветовой спектр - это загадка природы. Мы, люди, видим его лишь в неполной мере. Даже исходя из опытов, проведенных над множеством птиц, можно увериться в том, что они видят куда больше оттенков привычных для нас цветов, и при этом их картинка перед глазами является более красочной, нежели наша.


Top