Свадьба в деревне: традиции и организация. Деревенские традиции и культура - песни, обряды, праздники, тканки-вышиванки Традиции в народе русских деревень

Медведева Тамара, ученица 4 класса

О традициях пос.Горн

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Болотнинского района Новосибирской области Таганаевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза

А.В. Сарыгина

Исследовательская – проектная работа

Направление окружающий мир

Тема

« Возрождение традиций нашего села»

Номинация: «Проблемы,

Поставленные нам современной

Жизнью, исчезновение традиций русского народа.

Выполнила ученица 4 класса

Медведева Тамара

Руководитель – учитель начальных классов

Климович Зинаида Анатоливна

Д.Новая Чебула,2016

ЦЕЛИ:

Узнать,для чего необходимо изучать и почитать народные традиции

ЗАДАЧИ:

1. Активное участие в мероприятиях села;

2.Сбор материала по теме: фотоснимки, заучивание, изготовление атрибутов; житейский багаж; экскурсии по родному краю.

3. Встречи с интересными людьми

I. Введение …»Откуда я родом»………………………………………………..

II.Основная часть

«Возрождение традиций на селе»

2.1. Рождение и освещение родника

2.2. Народные праздники и обряды: Святки. Коляда. Крещение Господне. Масленица. Троица. Ивана –Купала.

2.3.Современные праздники:

День влюбленных

2.4 III. Заключение ………………………………………………………….

V. Список литературы …………………………………………………. с. 12

ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛА ЭТУ ТЕМУ

Я хочу узнать, для чего необходимо изучать и почитать народные традиции.

1.Введение «Откуда я родом»

Для того,чтобы узнать о традициях нашего поселка, я оглянулась вокруг.

Я живу в селе Горн, который находится в Болотнинском районе Новосибирской области уже 12лет. Была очень удивлена! Ежедневно хожу и не вижу ослепительной красоты природы!

Горн окружён лесами. Вдоль него протекает речка. В окрестности находится лесное озеро. . Из рассказов старожилов нашего села, я узнала,что когда-то в нашем селе жители отмечали народные праздники. Прошло время, и новое поколение забыли об этих традициях.

2.2.Возрождение традиций нашего села.

Но однажды в наше село приехала Залесская Ольга Николаевна. Вот тут –то все и началось!

2.3.Рождение родника.

В октябре 2015 года на роднике установили колодец, который снабжает жителей чистой родниковой водой.

2.4.Народные праздники и обряды.

Хорошей традицией в нашей деревне стало отмечать Новый Год и Рождество

Каждый год мы отмечаем новогодний праздник в доме Ольги Николаевны и Натальи Андреевны Залесских. В этом году Наталья Андреевна составляла сценарий Нового года в форме восточного гороскопа.. В мероприятии приняли участие и дети нашего посёлка, и их родители, и.жители окрестных

деревень.

Программа всем понравилась. У артистов были красочные костюмы, подобранные к зверям восточного гороскопа.

Все блестяще справились со своими ролями. Представление получилось очень ярким, зрелищным, интересным по содержанию. Зрители и участники остались довольны.

После Нового года начались Святые вечера . Пожалуй, нет другого праздника, который отличался бы таким богатством обычаев, обрядов, примет. Мы отмечали святки и колядки.

Ребята,одетые в русские костюмы с пением колядок входят в каждый дом.

Овсень, Овсень!

Ходил по всем

По заулочкам,

По проулочкам!

А девушки поют величальную:

Да чей это дом

Да чей высок новый терем,

Вам хвалу поем,

Вам честь воздаем!

19 января мы отмечаем Крещение Господне. На роднике у колодца проходит праздничное богослужение. К нам приезжает священник и освещает воду. В день Крещения жители идут к источнику. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирают из колодца святую воду и весело обливают ею друг друга, а также умываются этой водой.. Со всех окрестностей люди тянутся на источник за святой водичкой.

День святого Валентина 14 февраля - самый романтичный праздник отмечаем как день любви: мальчики и девочки, мужчины и женщины обмениваются валентинками - поздравительными открытками в форме сердечек, дарят цветы, подарки.

Масленица! С нетерпением ждут и взрослые и дети . . В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною . В это время можно было питаться рыбой, маслом, молоком, яйцами, сыром. Вот как раз эта неделя и была названа Масленицей . Каждый день Масленицы носит своё название: понедельник - "встреча"; вторник - "заигрыш"; среда - "перелом", "лакомка"; четверг - "широкий"; пятница - "тёщины блины";

Один из красивейших праздников в нашем посёлке это Троица.. Он всегда приходится на такое время, когда начинают распускаться первые листочки на деревьях. Поэтому дома в этот праздник народ украшает зелеными ветвями березы, клена, рябины. Считается, что эти ветки защищают дом от нечистой силы, а семье дарят здоровье и благополучие. Праздник начинается с уборки дома. Только после того, как помещение засверкает чистотой, женщины украшают комнаты зелеными ветвями, цветами, чтобы царили в нём мир, покой и достаток.. Хозяйки готовят праздничный стол – стряпают пироги и пряники, варят. кисель и приглашают гостей

Весь посёлок собирается на озере. Поют песни и водят хороводы.

А девушки несут венки к водоемам и, затаив дыхание, пускают их на воду: куда поплывет веночек, оттуда и суженого ждать, а коли к берегу прибьется знать, не судьба в этом году замуж выйти

В ночь с 6 на 7 июля мы отмечаем день Купала. Утром народ собирается, и идём собирать лекарственные травы, которые обладают

целебной силой.

К вечеру собираемся всей деревней на озере –поём песни, разводим купальский костёр, для которого приносим из домов старый хлам: ненужные метлы. По поверью, перепрыгнувший через костер обретает крепкое здоровье и удачу на текущий год.

Также сжигаем чучело Купалы, чтобы в нашем посёлке был хороший урожай.

По окончании игр около огня девушки идут гадать к воде: они бросают венки в воду, а парни стараются достать их. Считается, если достанет венок, девушка станет его невестой.

Самые смелые в полночь идут искать цветущий папоротник. Легенда гласит, что под ним находится клад, но он доступен тому, кто сорвёт цветущий папоротник, который охраняет нечистая сила. Пока ещё не удалось никому найти его. А листья папоротника срываем для плетения венков на праздник.

Заканчивается праздник с восходом солнца. Ждём с нетерпением, чтобы посмотреть, как оно «играет». Считается, что солнце в купальское утро переливается разными цветами, «играет и прыгает». Цветы из купальских букетов, а также пепел костра разбрасываем по улице, чтобы мир и благополучие пришли в каждый дом.

Также существует традиция провожать в последний путь умерших. Собираются люди, готовят для плетения корзины лозу,

Плетут из лозы корзину, украшают хвойными ветками и цветами

и провожают в последний путь.

Заключение

В течение двух лет я САМА участвовала во всех мероприятиях нашего села. Теперь я могу точно ответить, что почитать традиции края –это значит жить в гармонии с природой. Предки наши жили в природе. Считали себя частью природы, почитая традиции народной культуры.

Обычаи и традиции надолго останутся в моей памяти. Я смогу сохранить их и передать своим детям, внукам.

ЛИТЕРАТУРА

1.Русская народная культура »СВЯТКИ. КОЛЯДА» О. А. Керимшеевой;

2.Фотоматериалы с наших праздников;

3.Мои наблюдения с уроков-экскурсий.

4.Материал местной газеты «Наши Новости».

5.Житейский материал.

В середине фильма вы окажитесь в Могилёвской области, где свой особенный диалект и произношение слов, есть в употреблении и русские слова, как никак рядом Россия. Особенно обратите внимаение на молодого мужчину который доит корову и про которого так с любовью рассказывает его тёща. На 35 минуте Виктор вместе с дочкой поёт песню, ту самую песню про которую я всегда рассказываю - "Песню про маму" У нас её поют несколько иначе, мотив чуть другой, но слова и смысл очень похожи! Грустная песня, как пою так слова на глазах слёзы наварачиваются. Где я её только не пела, в Минске на бис два раза вызывали. Всем она нравится, даже итальянцы не понимающие ни смысла, ни слов просили спеть её на бис. Перешла она ко мне в наследство от мамы, вот и пою её своим детям и внукам, сёстрам как память о маме и в урок тому чтобы так в жизни никогда не случилось как это произошло в песне. Ведь песни все про жизнь.
Песни наши красивые, звонкие и пробирают до глубины души.
С того момента как на экране появятся пастухи пасущие коров и играющие на дудочке, то это уже наша область Гомельская, Полесье. Видео уже постчернобыльское скорее всего начало 90-х. Чернобылт стал большой трагедией для нашего региона, об этом и песня-жальба женщины.
Опять Вы увидите жителей полюбившейся (я так думаю) деревни Тонеж. Увидите Вы опять бабу Ганну (Анну) она в каждом фильме есть и рассказывает о культуре и обычаях нашего края. Опять обратите на богатую вышивку национальных костюмов, она отличается от костюма северо-запада. С 43-й минуты бабушка сетуею о том что уже нет у них того былого кирмаша (базара) который был когда-то (о нём рассказыловсь в предыдущем фильме "Память столетий") Обеднела здешняя земля, нельзя собирать ни грибы ни ягоды, нет уже второго кормильца - леса. Говор у разкасчицы точно такой же как и у моей тёти, она точно так же разговаривает, буд-то бы голос скопировали или дублировали подставив к видео. Это особенноть нашего южного диалекта.
Опять баба Ганна, она рассказывает о своих предках, и о том как когда-то пели на открытой местности когда пение было настолько хорошо поставлено что слышно было его за 5 км. по реке. Опять же упоминавшийся в предыдущем фильме "Память столетий" Дубейко Степан. Красиво поёт в хоре с полесскими бабушками.
В конце фильма опять баба Ганна, тут уже видно как ранее моложавая и красиво прибранная женщина стала бабушкой, время не щадит людей. В который раз восхищаюсь этой бабушкой.
Надею всем будет приятно и интересно посмотреть этот чудесный фильм. Всем любителям этно приятного просмотра.

Русский народ бережно чтит старинные традиции, которые появились еще во времена Руси. В этих обычаях отразилось язычество и почитание идолов, пришедшее на смену им Христианство, древний устрой жизни. Традиции зарождались в каждом бытовом занятии жителей Руси. Опыт старших поколений передавался молодым последователям, дети учились житейское мудрости у родителей.

В старинных русских традициях ярко проявляются такие черты нашего народа, как любовь к природе, гостеприимство, уважение к старшим, жизнерадостность и широта души. Такие обычаи приживаются среди людей, следовать им легко и приятно. Они - отражение истории страны и народа.

Основные русские традиции

Русская свадьба

Свадебные традиции древней Руси уходят корнями в языческие времена. Свадьбы внутри и между племенами сопровождались поклонениями языческим идолам, тематическими песнопениями и обрядами. В то время обычаи разных селений отличались между собой. Единый обряд зарождается на Руси с приходом Христианства.

Внимание уделялось всем этапам события. Знакомство семейств, встреча жениха и невесты, сватовство и смотрины - всё происходило по строгому сценарию, с определенными действующими лицами. Традиции затрагивали выпечку свадебного каравая, подготовку приданного, свадебных нарядов, застолья.

Центральным событием в свадебном торжестве по праву считалось венчание. Именно это церковное таинство делало брак действительным.

Русская семья

Русская семья испокон веков принимала и чтила традиции и семейные ценности своего народа. И если в прошлые века в семье присутствовали стойкие патриархальные устои, то к XIX веку такие устои носили более сдержанный традиционный характер, в XX века и в настоящее время русская семья придерживается умеренных, но привычных традиций русского быта.

Главой семьи является отец, а также старшие родственники. В современных русских семьях отец и мать находятся в равных степенях главенства, в равной степени занимаясь воспитанием детей и организацией, ведением семейного быта.

Тем не менее общие традиционные и православные праздники, а также национальные обычаи отмечаются в русских семьях и по сей день, такие, как Рождество, Масленица, Пасха, Новый год и внутрисемейные традиции свадьба, гостеприимство и даже в некоторых случаях чаепитие.

Русское гостеприимство

Встреча гостей на Руси всегда была радостным, добрым событием. Уставшего с дороги странника встречали хлебом-солью, предлагали ему отдых, вели в баню, уделяли внимание его коню, переодевали в чистую одежду. У гостя искренне интересовались тем, как прошел путь, куда он следует, хорошие ли цели у его путешествия. В этом проявляется щедрость русских людей, их любовь к ближним.

Русский каравай

Одним из самых знаменитых русских мучных блюд, которые готовились на праздники (например, на свадьбу) исключительно замужним женщинами и ставились на стол мужчинами, является каравай, считавшийся символом плодородия, богатства и семейного благополучия. Каравай украшается различными фигурками из теста и запекается в духовке, отличается богатством вкуса, привлекательным внешним видом, достойным считаться настоящим произведением кулинарного искусства.

Русская баня

Банные обычаи создавались нашими предками с особой любовью. Посещение бани в древней Руси преследовало не только цель очищения тела, но и целого обряда. Баню посещали перед важными событиями и праздниками. Мыться в бане было принято неспешно, в хорошем настроении, с близкими людьми и друзьями. Привычка обливаться холодной водой после парилки - еще одна русская традиция.

Русское чаепитие

Появление в семнадцатом столетии на Руси чая, не только сделало этот напиток любимым среди русских людей, но и положило начало классической русской чайной традиции. Такие атрибуты чаепития, как самовар и его украшения, делают чаепитие по-домашнему уютным. Распитие этого ароматного напитка из блюдец, с баранками и выпечкой, вприкуску с пиленым сахаром - традиции передавались из поколения в поколение и соблюдались в каждом русском доме.

Русская ярмарка

В традиционные праздничные дни народных гуляний открывали свои двери на Руси различные ярмарки веселья. Что только можно было не найти на ярмарке: вкусные пряники, росписные предметы ремесел, народные игрушки. Чего только можно было не увидеть на ярмарке: скоморохи, игры и забавы, карусель и танцы с хороводами, а также народный театр и его главного завсегдатая ведущего - озорного Петрушку.

Со временем изысканные западные свадьбы становятся все более популярными. Невесты соревнуются в простоте и элегантности нарядов, устраивают фуршеты, помолвки, арендуют пышные залы. Но есть и те, кому по душе экостиль. Фраза «деревенская свадьба» обычно рисует в голове обилие грязи на дорогах, гармонь и домашний стол. Но сейчас можно устроить стилизованное торжество для любителей приличного, но душевного отдыха. Такой стиль еще называют «рустик».

Традиции русской деревенской свадьбы

В русских деревнях свадьбы играли осенью или зимой после Крещения. Именно зимние браки считались самыми счастливыми. Крестьяне собирали урожай, появлялось время для празднеств и припасов еды было достаточно.

Сговаривались о свадьбе обычно родители, мнение молодых спрашивалось редко. Девушек стремились выдать замуж до 20 лет, иначе потом ее уже никто не возьмет. Накануне свадьбы девушки обязательно проводили девичник, на которых пели песни и шутливые частушки.

В доме молодой обязательно проводился выкуп. Затем было застолье, молодых одаривали подарками, после чего ехали перевозить приданное невесты в дом жениха, где праздник продолжался. После выкупа было венчание, затем гуляние по улицам и свадебный пир. Свадебным пирогом был каравай или курник из пресного теста.

Традиционная деревенская свадьба длилась не один день. В первый день молодые венчались и играли пир, а на второй день молодая встречала гостей, показывала, какая она хорошая хозяйка. По традиции зять должен быть навестить тещу.

Свадьба в деревне: идеи

Деревня – это не просто природа и уют, но и дань русским традициям. Фотосессии на таких торжествах получаются не менее изысканными и красивыми, чем в отеле или на побережье. Талантливый фотограф сможет передать незабываемый колорит настоящей русской деревни.

Многим кажется, что единственный вариант – это уехать к родственникам в деревню и гулять, где получится. Деревенское торжество имеет массу вариантов. Можно подыскать живописное место, где нет родни, снять небольшой домик, кафе, если оно там есть или устроить свадьбу на природе.

  • Ресторан . Уютный деревенский стиль привлекает многих, но желание ехать за город не слишком радует. В черте города в тихом месте можно найти ресторанчик в деревенском стиле. Обычно в таких заведениях можно найти все сразу: шатры, открытые площадки, деревянные строения. Декоратор оформит все в подобающем стиле, повар приготовит традиционные русские блюда. Не самый дешевый, но очень удобный вариант.
  • Загородный дом . Не так сложно найти небольшой загородный поселок поближе к городу и арендовать домик там. Вечеринку можно устроить на улице или в местном кафе, а молодых оставить ночевать в доме. Следует обдумать, как разместить гостей. После бурного веселья им будет трудно добраться домой. С этой целью можно снять несколько домов, подыскать поблизости гостиницу или устроить свадьбу только для членов семьи и близких друзей. Небольшое количество гостей легко разместится в одном доме.
  • Пикник в шатре . Романтичное и красивое торжество. Шатры могут быть из ткани или в виде деревянных навесов. Таким образом свадьба пройдет на свежем воздухе, но в случае непогоды гости будут защищены. Шатер может быть один или несколько. Любые деревянные постройки поблизости можно также стилизовать: украсить живыми цветами, плакатами, букетами из колосьев ржи и пшеницы.
  • Свадьба на открытом воздухе . Это довольно рискованное мероприятие, поскольку погода бывает непредсказуема. Следует обдумать варианты укрытия в случае грозы и дождя. Накрыть столы можно прямо в центре поля или придумать оригинальные столы-снопы сена, накрытые скатертями из натуральных материалов. Заранее предупредите курящих гостей, что такие материалы легко воспламеняются.

Свадьба в деревенском стиле: оформление

Свадьба в стиле рустик требует простоты и минимализма, но при этом вкуса и изысканности. Для декораций можно использовать любые натуральный материалы, а также картон, бумагу, бутылки, стекло, ленты.

  • Очень красиво смотрятся на деревянных столах вазы с ромашками. Любые цветы будут смотреться органично, если это не экзотические растения. Стоит отдать предпочтение полевым цветам, садовым мелким розам, колоскам.
  • Если свадьба проходит под открытым небом, необходимо обдумать освещение в вечернее время. Очень оригинально смотрятся фонарики и гирлянды на деревьях и кустах.

  • Иногда можно сочетать роскошь и деревенскую простоту. Например, повесить в большом амбаре люстру, поставить шикарные длинные столы, как на приеме, и украсить их полевыми цветами и листьями.
  • Если есть ворота, их также можно украсить инициалами молодоженов, лентами, живыми или бумажными цветами, гирляндами в виде сердечек, плакатами, воздушными шарами.
  • Оформить цветы на столах можно очень просто: поставить их в обычные стеклянные банки с водой. Это будет смотреться уместно на деревенской свадьбе. Банки можно украсить лентой, тонкой тесьмой, плетением.
  • Использовать дерево можно и в качестве именных табличек. Номера столиков на кусочках дерева будут смотреться оригинально. Чтобы удивить гостей, привяжите табличку с именем к настоящей лошадиной подкове.
  • Для изысканного аромата разложите на столах или лавках саше-мешочки. Они будут издавать тонкий запах цветов и пряностей.
  • На ветки деревьев можно привязать длинные разноцветные ленты. Они создадут ощущение праздника.
  • Часто организаторы создают деревенский колорит с помощью сена. Его можно разбросать на полу, сделать стог, выложить из него столы или даже большой удобный диван для гостей.
  • Украсить помещение можно гирляндами из пластиковых фигурок с инициалами молодоженов или датой свадьбы. Прозрачные разноцветные фигурки будут красиво пропускать свет.

Свадьба в деревенском стиле зимой

Свадьба в деревне зимой – это особенное мероприятие. На улице гостей не разместишь, но сколько интересных забав можно придумать: катания на санях, снежки, снежная баба. Такая свадьба всегда будет немного в духе Нового года, и в этом ее прелесть. Особенность зимней свадьбы является наличие отапливаемого закрытого помещения. Арендовать такое поможет профессиональный организатор. Найти ресторан можно в пригороде или дачном поселке.

Невесте и жениху нужно продумать свой наряд. Он должен быть красивым, но теплым. Фотографироваться на морозе в одном платье опасно для здоровья. Жених может надеть подходящее пальто, а невеста – белую шубку или меховую накидку.

Лучшим вариантом будет отдельная от свадьбы фотосессия, чтобы в день торжества не мерзнуть и не морозить гостей. Молодые смогут выбрать сами удачный день, без метели и сильного мороза, чтобы красиво пофотографироваться в спокойно обстановке.

Оформить зал можно в белоснежном стиле, чтобы обозначить время года. Блестки, белые кружева, свечи, хрустальные снежинки, белые цветы – все это поможет создать нужный колорит.

Новогодние аксессуары на зимней свадьбе будут смотреться уместно. Свадьба в стиле рустик предполагает русские новогодние украшения без Санта Клауса и оленей. Можно добавить елочные шары, голые веточки деревьев с бусинами.

Свечи в стеклянных подсвечниках и еловые ветви послужат отличным украшением стола и заменят цветы. Ель будет издавать приятный аромат. В декоре красиво и сказочно будут смотреться сочетания белого и золотистого цветов, различных блесток и белоснежных скатертей.

Зимнюю деревенскую свадьбу можно стилизовать под русскую сказку «Морозко». Нарядить невесту в голубые цвета как Настеньку, а жениха сделать царевичем. Если свадьба по дате близка к Новому году, ведущие будут органично смотреться в костюмах Деда Мороза и Снегурочки.

Свадьба в деревне летом

Лето – это пора возможностей и безграничной фантазии для молодоженом. Вариантов летней свадьбы великое множество.

Место проведения может быть абсолютно любым, если важен именно стиль деревни, а не само местоположение. Стиль рустик способны воссоздать многие рестораны и кафе. Можно также собрать гостей на турбазе, где заранее установить декорации. Подружки невесты могут примерить кокошники и русские сарафаны.

Самые смелые молодые могут попробовать старинный русский обычай – распиливание бревна (это делают жених и невеста вдвоем). Таким образом они обещают всегда помогать друг другу.

Если свадьбу желают провести на западный манер, но в деревенском стиле, во дворе можно поставить арку для венчания, а гостей рассадить на тюки с сеном.

У свадебных организаторов можно найти любой реквизит: от шаров и стульев до цветущих искусственных березок и яблонь. Для любителей изысканности можно посоветовать оформить зал в стили гжели в бело-синих тонах.

Свадьба в деревне не означает маленькую избушку и грязь. В современных загородных поселках можно снять настоящий коттедж из дерева. Небольшую свадьбу в узком кругу будет удобно отпраздновать во дворе дома. Однако стоит подыскать и традиционный русский маленький домик для фотосессии. Маленькие окна, ставни и яркая голубая краска на стенах придадут снимкам яркости. Если рядом есть река или цветущее поле, их непременно нужно задействовать в фотосессии.


Отзвенела, отплясала Троицкая неделя, засохли деревца, воткнутые над воротами и окнами домов. В сёлах затишье. С самого рассвета, только пастух прогонит стадо - все уже в поле на покос! Если зиму наши предки называли приберихой, то лето звалось припасихой.Надо было заготовить сено на всю зиму, чтобы скотина не осталась голодной.

На работу

Важно, чтобы в этот период времени не было дождей. Дождь может погубить всё! Когда-то, в далёкие времена, у восточных славян существовали особые песни-заклинания, которыми отгоняли дождевые тучи.

Ой, да отведи Боже хмару,
Да на чужую сторонку.

Ой, там дед бородатый,
Ой, там девки, череваты.

Много рабочих рук надо было в семье иметь на время покоса. Поэтому, отправляясь на покос, брали с собой кукол Покосниц. Одну из них клали в первый стог. Вторая должна была беречь руки косцов от ран. Вот почему ее ручки так старательно обмотаны красной обережной нитью. А третью куколку делали детям, чтоб им было чем заняться в поле, пока взрослые работают.

Покосница обережная Покосница игровая автор И.Гаркавенко

Начало лета было важным этапом в сельскохозяйственном календаре: к этому моменту заканчивали посев хлебов и начинали сеять лен, коноплю, овес и гречиху,позднюю пшеницу, местами ярицу, просо.Этот период времени сопровождался магическими обрядами в полях при посеве льна.Лен как и шерсть исконно русский текстильный материал, из которого шили одежду. Выращивать и обрабатывать лен было нелегким трудом, в котором принимали участие все члены семьи. Засевали лен в деньОлены-льняницы (3 июня). Так в народе назвали христианский праздник, установленный в память равноапостольных царя Константина и его матери царицы Елены. Крестьяне говорили:«Посеешь лен на Олену - будут длинные льны». Севом льна, как и севом других культур преимущественно занимались мужчины.


Посев. Фото начала ХХ века

В Калужской губернии мужчина, отправлявшийся сеять волокнистые культуры, получал по два варенных яйца от каждой женщины своей семьи. На поле он съедал их с приговором: «Пусть уродится лен такой же белый как это яичко». И приступал к посеву семян. Пололи лен уже женщины, девушки, ребятишки. К концу августа он созревал.


Беркос М.А. Лен цветет

Тогда его вырывали из земли вместе с корешками, вязали в снопы, потом его обмолачивали, освобождая от семян. Это любили делать подростки. После обмолачивание лен расстилали в поле, чтобы волокно льна под воздействием сырости отопрело от ненужного стебля. И уже с первым снегом лен начинали мять. Затем его трепали, очесывали и скатывали в кудели, из которых пряли нитки долгими зимними вечерами вплоть до весны. И уже в марте начинали ткать.

Крестьянка за самопрялкой. Женщина за изготовлением

Вот таким долгим путем льняная ткань. В процессе обработки льна оставалась пакля, которая не годились для ткани, но затокуклы из пакли делались быстро и просто.Вертели таких кукол, как взрослые, так и дети.


Кукла из пакли (Из книги Берстеневой Е., Дагаевой Н. «Кукольный сундучок»)

Рядом с прялкой каждой девушки/женщины обязательно ставили куклу Параскеву,которую считали покровительницей женских ремесел и рукоделия. Имя свое эта кукла получила от святой Параскевы Пятницы Параскева Пятница. В православной традиции насчитывается четыре Параскевы: Римская Великомученица Параскева, Преподобномученица Параскева, Преподобная Параскева Сербская и Великомученица Параскева Пятница. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Подробнее о Параскеве Пятнице см. здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4220.htm , которую девушки и женщины считали своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению.

Жаркое лето по наблюдениям крестьян начиналось со дня Акулины-гречишницы (13 /26 июня) , поскольку именно с этого дня появлялись оводы и активизировались другие кровососущие насекомые.

Вспомните свои наблюдения за природой – совпадают ли сегодня приметы наших предков с началом лета?

В народе говорили: «Солнце землю прокалило – сей гречиху, Акулина». Поэтому на Акулинов день и приходился сев гречихи. В крестьянском сознании святая мученица Акулины была покровительницей и пособницей урожая гречихи. Верующие обращались к святой с мольбами, прося об урожае гречи. Гречиха – одна из самых капризных культур, произрастающих в южных областях России. Но при бережном обращении она воздает сполна за все усилия, потраченные на уход за ней.


Цветение гречихи, Зеленая, сырая греча

Поэтому у крестьян было особое отношение к ней. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куколки, называемой Крупеничной. С горстью этой крупы новому урожаю хотели передать сбереженные силы кормилицы земли. После сева гречихи традиционно устраивали угощение для нищих и убогих, которые приходили к котлам гречневой каши со всей округи.

Куклу Крупеничку после сбора нового урожая вновь заполняли отборной крупой и до следующего сева хранили ее в красном углу избы рядом с иконами.


Крупеничка

В основе Крупенички была небольшая кис’а, набитая гречей. Киса – это холщовый или кожаный мешочек с круглым дном для хранения сыпучих продуктов, горловина которого затягивалась веревочной петлей. К концу XIX века истоки обряда были частично утрачены и искажены: мешочек стали зашивать наглухо, набивая его и пшеном и горохом. В связи с этим появились иные названия Крупенички – Зерновушка, Горошинка.

Июньские дни длинные, работа длится от зари и до первой росы, и наконец, в конце июня наступало время праздника. Аграфена Купальница (23 июня/ 6 июля), Иван-Купала (24 июня / 7 июля), Петров День (29 июня / 12 июля) сливались в один большой купальский праздник, когда отмечается летнее солнцестояние, а в христианской традиции - праздник в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. В народе говорили: «Иван день так велик, что солнце для него трижды на небе останавливается».


Иоанн Креститель

Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян, он включал в себя обрядовые действия, песни, приговоры, приметы, гадания, поверья. И это не случайно. Ведь на это время приходился период наивысшего расцвета природы: солнце находилось в зените, растительность достигала пика цветения, начиналось созревание плодов; день считался самым длинным в году, а ночь - самой короткой. В сознании крестьян магическая сила огня, воды, земли, растительности была в этот период настолько велика, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие, целебные свойства. Приобщение к этой силе обеспечивало удачу на год.

На Аграфену Купальницу собирали травы Купальские травы - травы, цветы, ветви деревьев, коренья, сбор которых входит в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы. По народным представлениям, различные растения в период летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, наполнялись необыкновенной магической силой, которую и стремились использовать крестьяне. Об этом свидетельствуют и былички, повествующие о чудесных явлениях, происходивших с растительным миром в этот момент. Повсеместно у русских было распространено поверье, согласно которому в волшебную купальскую ночь в полях, лесах, садах все растения перешептываются друг с другом и переходят с места на место, а "всякая трава, даже папоротник, расцветает". Подробнее о поиске, сборе трав в купальскую ночь и их дальнейшем использовании см. здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4265.htm , украшали избы вениками, пучками трав и букетами цветов. Считалось, что в купальские дни усиливается действие потусторонних сил. Чтобы уберечь дом и домочадцев от нечисти, рвали добрые жгучие и колючие травы: чертополох, крапиву. Их развешивали на дверных косяках, втыкали в оконные щели, устилали порог и пол.

На здоровье, силу и счастье топили бани, на пол настилали траву и цветы. Парились вениками из мяты, лютика, полыни, ромашки, папоротника, иван-да-марьи. Считалось, что эти травы изгоняют телесную нечистоту.

Празднование Ивана Купалы непременно сопровождалось омовением водой, которое представляло собой массовые купания людей в водных источниках, умывание или обмывание водой или росой, мытье в банях, обливание водой.

Купальская ночь О сельскохозяйственных обрядах купальской ночи см. здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4257.htm являлась апогеем праздника, так как именно в это время проходили веселые гуляния и совершались основные обрядовые действия.

Святая ночь купальская –
На весь год.
Купала в воду зовет,
Воду обновляет,
В крещенье окунает.

Накануне этой ночи плели венки для гаданий, собирали защитные травы, которые затыкали за пояс.

В купальскую ночь шли искать цветок папоротника Подробнее о поиске цветка папоротника и его магических свойствах см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4267.htm , распускавшемуся, по поверью, один раз в год. Ему приписывали чародейственные свойства. Полагали, что ровно в полночь на папоротнике появляется золотой цветок с огненно-красным отливом, цветущий всего несколько мгновений. Человек, увидевший этот цветок или завладевший им, обретал способность узнавать прошлое и заглядывать в будущее, видеть и добывать клады, спрятанные под землей, понимать язык животных, птиц и растений, открывать замки, становиться невидимым. Желающий овладеть волшебным цветком должен был заранее найти в глубине леса - там, где не слышно пение деревенских петухов, - папоротник и прийти на это место в ночь на Ивана Купалу.

Купальские парные походы в лес, многочисленные таинственные обрядовые действия, атмосфера разгульной веселости запечатлены в древней «Повести временных лет» как бесовские игрища между родами, где «похищали себе жен по договоренности с ними».

Помимо цветка папоротника самые отважные шли в лес ночью и собирали высокие купальские букеты, которые затем ставились рядом с купальским костром. Через них прыгали, при этом верили, что не задевший при перепрыгивании ни одного листочка, весь год будет здоровым и удачливым.

Из травы делали кукол русалок или куклу Ивана Купала. Это были очень условные куклы. Их делали вместе, окунали в воду и орошали всех присутствующих, затем разрывали на части и сжигали в костре.

Купальские костры обычно раскладывали на краю деревни, за пределами поселения. Для разжигания костра приглашали наиболее уважаемых в общине стариков, которые использовали для этого "живой огонь", получаемый путем трения. В ряде мест старика заменял парень, отличавшийся от своих сверстников ловкостью и удалью. Для купальского костра свозили и приносили из домов старый хлам: ненужные бороны, метлы, колесные ободы и т.д.

А какие предметы из своего обихода бросили бы вы в купальский костер?

Как правило, центром костра служило дерево - сосна, ель, нередко с обрубленными сучьями или с отрубленной макушкой, - или шест, укрепленный в земле. На них вешали венки, старые веники, троицкие березки, цветы, травы, старые лапти.

Около костров разворачивались гуляния, на которые обязательно сходились молодежь и молодые пары, поженившиеся минувшей зимой. Их физическое состояние сопоставимо с состоянием природных и потусторонних сил, переживавших наивысший подъем. Здесь обычно устанавливали качели, устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали, перепрыгивали через костер.

Лебедев К. Ночь на Ивана Купалу

По поверью, перепрыгнувший через костер обретал крепкое здоровье и удачу на текущий год. Пеплу от костра приписывали особую силу, несущую свет и тепло, очищающую от всего недоброго. Если девушка и парень перескакивали через огонь, не размыкая рук, то окружающие говорили, что они вскоре поженятся, а их брак будет счастливым.
Существовал обычай бросать в купальский костер сорочку больного ребенка. Считалось, что вместе с ней сгорала и его болезнь. В некоторых местах, где по традиции в поселении раскладывали несколько костров, матери переносили через огонь маленьких детей, страдающих каким-либо недугом, уповая на его очистительную и лечебную силу. Чтобы защитить домашнюю скотину от мора и эпидемий крестьяне также прогоняли ее через купальский огонь.

По окончании игр около огня девушки шли гадать к воде: как и в троицких гаданиях, они бросали венки в воду, но в отличие от них в купальский веночек с помощью стебельков льна или ржи вплетали свечку, которую зажигали от купальского костра.


Заканчивался купальский праздник у реки. Восхода солнца ждали с нетерпением, чтобы посмотреть, как оно «играет». Считается, что солнце в купальское утро переливается разными цветами, «играет и прыгает».

Восход солнца встречали соответствующими песнями:

А на Купалу рано солнце играло,
На хорошие года,
На теплые росы,
На хлебы-урожаи...
Ой, рано-рано на Яна
Да красиво солнышко играло,
И земля стонала с Купала,
Дорожка звенела от песен...

Под эту песню парни поджигали колесо и пускали плыть по реке. Цветы из купальских букетов, а также пепел костра разбрасывали по деревенской улице, чтобы мир и благополучие пришли в каждый дом.

Горящее колесо в Днепре на празднике Ивана Купала, 2010.

Праздник в честь Иоанна Крестителя завершался молебнами о здоровье близких и родных. После Иванова дня дневное время начинает идти на убыль – люди так об этом говорили: «Петр и Павел день убавил, а Илья пророк два часа уволок». Петров день Петров День (29 июня / 12 июля) - великий православный праздник памяти апостолов Петра и Павла, первых проповедников христианского учения. В народном мировоззрении эти святые являются хранителями ключей от рая и ада и управляют местами обитания душ умерших. Праздник был почитаем среди рыбаков и пастухов, а также считался праздником молодежи. Предшествовал сенокосу и подготовке к жатве. Подробнее о традициях этого дня см. здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4269.htm. , в честь святых апостолов Петра и Павла, отмечается 12 июля, а Ильин день Ильин день (20 июля/ 2 августа) - день памяти ветхозаветного пророка Илии. В народном представлении Илья - Пророк управлял плодородием земли, был повелителем грозы, молнии и дождя. В Ильин день крестьяне не работали на земле и совершали охранительные обряды во избежание наказания пророка.Подробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4273.htm – в память святого пророка Ильи – 2 августа). Эти праздничные дни предшествовали сенокосу и подготовке к жатве Жатва - процесс уборки злаковых культур, один из наиболее ответственных периодов в хозяйственном цикле крестьян, относящихся к хлебу как к высшей ценности; в обрядовом комплексе, сопровождавшем жатву, особенно выделяются ритуалы, отмечающие её начало и конец. .

В августе один за другим идут три Спаса: первый – «медовый» Спас Первый Спас (1 / 14 августа) - Народное название праздника православной церкви, посвященного Иисусу Христу- Спасителю (Спасу). Церковь устраивала торжественное вынесение и поклонение кресту, крестный ход к водоемам и освящение воды. В этот день происходили массовые гулянья, купания людей и скота и всюду отдавалась дань воде. Пчеловоды в этот праздник освящали мед. Народная традиция связывала первый спас с проводами лета. , второй «яблочный» на праздник Преображения Господня Преображение Господне (6 /19 августа) – великий двунадесятый праздник православной церкви Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Народное название праздника - Яблочный спас - связано с созреванием к этому дню яблок, которые прихожане носили освящать в церковь, после чего их разрешалось есть. С этого дня начинали сбор и продажу яблок, спасовскими яблоками угощали больных и нищих. , третий –«хлебный» или «холщовый» на Успение Богородицы. Успение Богородицы (15 / 28 августа) - Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в память о ее вознесении широко праздновался в народе. По времени совпадал с завершением жатвы хлебов и сопровождался многими жатвенными обрядами. В этот день проходили проводы лета, в избах впервые зажигали огонь и ужинали при свете. В эти дни в церкви освящали новый урожай: в первый Спас в церковь носили святить мед, затем все разговлялись медом (до этого дня мед есть нельзя), во второй Спас - первый раз срывали спелые яблоки, несли их святить в церковь, в третий Спас ходили в церковь святить орехи и холсты домотканые. Все три Спаса отмечались соблюдением запретов на домашние работы. Запреты распространялись в одних местах на целый день, в других охватывали пол дня, до обеда. Поэтому в эти дни повсеместно проходили народные совместные трапезы, гуляния, ярмарки, крестьяне отмечали праздники урожая.


Сычков Ф.В. Праздник Урожая, 1937 г.

А есть ли в вашей жизни такие дни, на которые наложен запрет на работу? С чем они связаны? И чему посвящается такой день?

К концу августа заканчивалась жатва. Жатву старались завершить все в один день. Если кто-либо не справлялся вовремя, ему на помощь спешили соседи. Это было вызвано естественным желанием помочь соседу, а также тем, что несжатые полосы мешали вывозу снопов с полей на гумно и выпасу скота, который выпускали на пожню.


Левитан И.И. Снопы и деревня за рекой 1880-е г.

Окончание тяжелой страдной работы отмечалось очень празднично. Девушки и женщины исполняли дожинальные песни, в которых славили ниву и Бога:

А слава Богу,
До нового году,
Слава Богу,
Ниву пожали,
Страду пострадали!
Слава Богу
До нового году!

В последний день жатвы проводилось множество обрядов. Их суть заключалась в том, чтобы поблагодарить поле за урожай, попросить его плодоносить на будущий год и взять от поля здоровье себе и своим близким.Непременным атрибутом дожиночной обрядности был сноп, сделанный из последних сжатых в поле колосьев.Срезание снопа сопровождалось рядом ритуальных действий и запретов. Последний сноп - именинник, пожинальник - делался большим и толстым, связывался специально сделанным "свиточком", либо опоясывался красной лентой, украшался цветами и ситцевыми лоскутами, лентами.

Нередко снопу придавался антропоморфныйвид, тогда его обряжали в женскую одежду.Затем на нем гадали: женщины, ожидавшие ребенка, садились на сноп и смотрели, кто подползет: если жук - то родится мальчик, мурашка - девочка. Девушки, сидя на снопе, тоже следили, если подползет "козявка" (какое-нибудь насекомое), это означало замужество.По зернам из дожиночного снопа гадали о посеве: из него брали три колоса, отдельно из каждого вылущивали зерна и зарывали в землю в укромном месте. Если быстрее всходили зерна первого колоса, это означало, что лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго - средний, третьего - поздний.

Ягодкина Татьяна. Последний сноп

Украшенный различными способами, либо превращенный в чучело последний сноп несли с поля все дожинщицы вместе; сноп держали, подняв его кверху. При этом пели:
Ох, и слава богу,
Что жито пожали!
Что жито пожали
И в копы поклали:
На гумне стогами,
И в клети закромами,
А с печи пирогами.

При внесении дожиночного снопа в избу, происходил ритуальный выгон насекомых, в особенности мух, из дома, что представляло собой "высылание их на небеса за снегом».Дожиночный сноп, вносимый в дом, вешали над умывальником, из которого жницы мыли руки, вернувшись после дожинок.Верили, что руки, вымытые таким образом, не будут болеть. Затем сноп помещали либо в самой избе - в красный угол, под иконы, либо вне избы - на поветь, где он хранился до Покрова Богородицы, когда им "закармливали скотину с осени". С него начиналось зимнее кормление скотины в хлевах: сноп раздавали по горсточке всем домашним животным и птицам: коровам, лошадям, овцам, свиньям, курам и т.д. с целью уберечь скотину от возможной зимней бескормицы, болезней и других бед и напастей.

Все ритуальные действия, производимые с последним снопом, были направлены на то, чтобы сохранить силу в самих колосьях, так как зернам дожиночного снопа придавалось особое значение - они должны были способствовать процветанию всего дома и хозяйства.

После уборки всех хлебов в деревне устраивалась коллективная трапеза с пивом, вареным мясом, «отжиночными» пирогами, яичницей. Девушки и парни, посидев вместе со всеми, отправлялись на гулянье и веселились до самого утра. Лето провожали, осень встречали.


Деревенская молодежь на гулянье. Фото. Начало XX в. Центральная Россия

Задание для самостоятельной работы.

Делаем куколку "Крупеничку", которая в славянской традиции являлась оберегом на сытость и достаток в семье.
Традиционно куклу наполняли гречишным зерном. Зерно в ней символизировало сбережённые силы Кормилицы Земли.
Если вы делаете эту куколку для себя, то можно насыпать и иные крупы. Значения круп в Зерновушке:
гречиха? сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном
рис? самое дорогое зерно, на праздник
перловка? на сытость
овес? на силу.

Начинаем мастерить куколку:

1. Нам понадобятся: квадрат холщёвой ткани 20х20 см, крупа по вашему выбору, нижняя рубашка (полоска кружевной ткани по объему получившегося мешочка внахлёст от талии), верхняя рубашка, душегрея (она же рукава), повойник, косынка длинная до 40 см и мягкая, фартук.

2. Сшиваем мешочек любым известным вам способом. Сшитый мешочек заполняем крупой по вашему выбору.

3. Мешок сверху завязывается или сшивается (для более ровного оформления лицевой стороны).

4. Надевается нижняя рубашка до полу.

5. Верхняя рубашка надевается, не смыкаясь спереди сантиметра на 3 и на 3-5 мм выше нижней рубашки.

6. Надеваем повойник, лучше из трикотажной ткани, чтобы хорошо облегал голову.

7. Душегрея (зипун) высотой 7 см, длина в зависимости от толщины ткани (чем тоньше ткань, тем полоска длиннее). С обеих сторон скручиваем рукавчики. Если определена лицевая сторона и изнаночная, то скручиваем рукава лицевой стороной наружу от куклы, если нет, то как скручивать неважно.

8. Надеваем душегрею так, чтобы края скрученных рукавов оказывались снаружи, на уровне плеч и выше верхней рубашки на 2 см.

9. Завязываем душегрею длинной ниткой и ею же привязываем фартук.

10. Фартук прикладываем так, чтобы снизу было видно нижнюю и верхнюю рубашки примерно на 3 мм.

11. Привязываем фартук ниткой, которая осталась от душегреи.

12. Расправляем и оформляем фартук по высоте.

13. Повязываем платок. Крупеничка готова. Будьте здоровы, живите богато!



Top