Святой апостол Павел. Его жизнь и деятельность

Павел, окунемся в житие этого великого святого. Апостол Павел - одна из крупнейших фигур во всемирной истории и один из главных предводителей древних христиан, он же является одним из авторов книг Священного Писания. Кем он был и когда отмечают именины Павла по церковному календарю, попробуем дальше разобраться подробнее.

Адольф Гитлер ненавидел его имя, так как считал его виновником разрушения Римской империи. Знаменитые ученые Николай Глубоковский и Альфред Гарнак указывали на то, что только благодаря своей сильной воле апостол Павел вывел христианство на просторы всего мира. Врач и философ говорил, что именно святой Павел развил тот дух, который заложил в Евангелие Иисус Христос. И это чистая правда.

история жизни

На латинском языке его имя звучит как Paulus, на еврейском - Шаул (Савл). Он родился в первом веке нашей эры в (совр. Турция) в городе Тарсе, здесь пересекались влияния Востока и Запада. Как и его отец, он был настоящим фарисеем и римским поданным, воспитанным в строгих канонах иудейской веры и обученный ремеслу - шитью палаток. Родные верили в то, что он станет учителем-богословом, поэтому и отправили его учиться в Иерусалим к известному раввину Гамалиилу. Сразу надо отметить, что это были благочестивые хранители древних традиций Ветхого Завета.

Итак, прежде чем приступить вплотную к теме «Павел: именины, день ангела», еще немного очень интересной и познавательно информации о жизни этого великого святого.

Святой Стефан

Так вот этот самый Гамалиил серьезно предупреждал Синедрион о том, чтобы они не смели преследовать учеников Христа. Среди всех учеников, по словам самого же Павла, он был самым ревностным до Божьего закона, хотя сначала еще совсем молодым юношей он был свидетелем казни над первым христианским мучеником святым Стефаном. Когда его закидывали камнями, Савл сторожил одежды палачей. Тогда в его сердце что-то шевельнулось, ведь он видел, как стойко переносил все мучения за веру этот христианин.

Однажды Павел отправился в Дамаск, чтобы в очередной раз расправиться с новым движением назарян и последователей Христа, и в дороге с ним заговорил Христос, спросивший его, за что он гонит его. С той минуты Павла как подменили, и он сам становится проповедником Христовой жизни.

Начало

Первые ученики Христа были простыми и необразованными людьми, которые точно и достоверно донесли до нас Евангелие. Павел не входил в число он вошел в число далее последовавших семидесяти апостолов. Нужен был новый человек, полный силы Божией во всеоружии богословских учений.

Варнава - основатель иерусалимской церкви - сам пришел за Савлом в Тарс, чтобы он начал свою деятельность в Антиохии. Он же и окрестил будущего святого.

Проповедничество

Антиохийцы знали историю его чудесного видения и ожидали от него чего-то невообразимого, однако перед ними явился невзрачный, лысоватый, небольшого роста человек. Неказистую внешность перебивал огонь в его глазах: будучи апостолом, он не видел живого Христа, но всегда чувствовал его своим внутренним оком. Ожидая Его второго пришествия, Павле имел огромный проповеднический план завоевания мира.

Он пошел проповедовать по земле языческой, был в Македонии и Афинах, где основал Коринфинскую церковь. Он также дошел до Рима, где в итоге закончил жизнь мучеником. Как гражданину Римской империи, ему отсекли голову мечом.

Апостол

Много по земле проповедовал Павел. Именины его православная церковь чтит 29 июня. написал 14 посланий, которые представляют собой систематизацию христианского учения. Савл (Павел) нес веру во Спасение в единстве с Богом, абсолютном к Нему доверии и соединении с Ним. Ведь это самое главное, к чему должен стремиться весь человеческий род на земле. Человек слабый и смиренный, один не сможет приобрести единство с Богочеловеком. Для того надо, чтобы Бог Сам пришел и воплотился в человеке, тогда образуется мост и дверь в вечность. Обращающийся ко Христу, слышащий голос безмолвия и видящий лик невидимого, тот с любовью и навсегда соединится с ним. Именно так, сильно и глубоко, через сердце и душу, прочувствовал эту премудрость Духа Божьего апостол Павел. Именины этого святого - поистине великий праздник для любого христианина.

В России достаточно глубоко феномен АП изучается профессором МГУ Нурковой Н.Н. Она обращает внимание на то, что понятие АП -- это научное понятие, сформированное относительно недавно, а вот понятное всем выражение «личная память» существует очень давно. Тем не менее смысл этого понятия сейчас и, например лет 300 назад -- совершенно разные реальности. В настоящее время восприятие нами АП можно охарактеризовать как достаточно связная во времени, протяженная история своей собственной жизни, которая включает в себя обязательно рассказ о детстве, о своем происхождении, яркие воспоминания, социальные достижения и личные результаты. Дополнительно к этому обычно сопутствует некая система доказательств в виде: фотографий, документы, различные свидетельства и т.п.

Еще лет 150 лет назад люди не представляли, как выглядели их предки, далекие родственники, как выглядели их бабушка с дедушкой. Люди не помнили, как они выглядели в детстве, а то и несколько лет назад. Была какая-то память о себе, но она была очень короткая.

В конце XVIII века в философии и культуре началась эпоха романтизма и как раз в это время автобиографическая направленность особо усилилась, опираясь на явно обозначившийся индивидуализм. Сама личность становится ценностью и у людей возникает потребность растянуть ее во времени: становится модным писать дневники, мемуары.

В нашем обиходе фотография стала обычным явлением и мало кто по настоящему осознает влияние этого открытия на жизнь людей. Именно с появлением фотографии произошел самый большой прорыв в АП. Это уникальное изобретение, придуманное для того, чтобы была память. Человек научился останавливать мгновение. Но еще более важное, что у человека появилась возможность увидеть его собственное Я в разных контекстах и ситуациях. Фотография -- это очень эффективный враг времени. Таким образом, человеку впервые стало возможно обрести более стойкий образ своей персональной, личной идентичности.

С приходом фотографии в обществе стало возможным зафиксировать различные периоды жизни, провести некоторую последовательность «я» в разных в возрастах личности. Представьте, как трансформировалось восприятие человеком себя, своей личности, когда у него появилось возможность увидеть себя в младенчестве, определить себя к некой социальной группе: семейные фотографии, фотографии с одноклассниками и т.п. С появлением фотографии все дедушки-бабушки, все эти люди стали материальными. Причем, конечно, семейные сообщества -- это самый простой пример. Некоторые называют процесс глобализации естественным и связывают его с появлением фотографии Земли из космоса, ведь по сути это коллективный портрет всех жителей планеты, собирающий нас в единое сообщество .

Также Нуркова В.В. в своей диссертационной работе пишет: «Что касается уже сугубо научного подхода, то специфика АП была описана интроспективной психологией. Еще в конце ХIХ века Анри Бергсон, используя свидетельства об уникальных содержаниях сознания людей в критические моменты на грани гибели (феномен "вся жизнь промелькнула перед глазами"), выделил как принципиально разные виды памяти - память "повторяющуюся" и память "ретроспективную", на основании которой субъект строит себя. Бергсон первым отметил, что "существует коренное различие между тем, что должно создаться посредством повторения, и тем, что по самому существу своему не может повторяться?".

В.Джемс, исследовав материал автобиографических воспоминаний о пережитых экстатических религиозных ощущениях, также признал существование высшей формы памяти, конституирующей личность. В 1911 году Е.Клапаред воспользовался следующей метафорой, говоря о роли этой особой части содержаний памяти: "Память подобна двусторонней улице: теория памяти должна обязательно зависеть от интерпретации идеи "Я", а способ, по которому мы создаем "Я", зависеть от конфигурации памяти".»

Еще в 1890 году американский философ и психолог Уильям Джеймс одним из первых определил личность как взаимодействие памяти с собственным прошлым: нет личности без возможности вернуться в прошлое. Именно АП присуща только человеку. Сегодня принято считать, что личность -- это АП (персональный опыт и знания, полученные в течение жизни), то есть то, кем мы были, кто мы есть сегодня и кем мы можем стать.

Именно этот же период времени можно обозначить как период начала систематической работы с АП через рассказы пациентов об отдельных эпизодах жизни - это время начала психоанализа. Согласно данной концепции наиболее значимые события обозначаются в осознаваемых воспоминаниях человека в виде, преобразуемом под влиянием защитных механизмов. Здесь аналитик производит работу с целью коррекции и восстановления АП в соответствии с реальными событиями.

Также в 1921 году В.М. Экземлярский, изучая индивидуальные особенности памяти, защитил диссертацию в Комиссии историко-филологического факультета Московского университета по теме «Учение о типах представления в индивидуальной психологии» .

И только в 1976 г, Робинсон ввел понятие «автобиографическая память». Эта память представляет собой сложные ментальные репрезентации сцен и категорий, имеющих личное отношение к индивиду. В общем, это память на биографическую информацию и жизненные переживания, это различие памяти о себе и памяти о мире.

В качестве современного определения АП можно привести в пример определение, данное К.Н. Артемовой: «Автобиографическая память - это субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности. Выделим наиболее существенные моменты в этом определении: 1) отражение пройденного отрезка жизненного пути имеет структуру, содержание и другие количественные и качественные характеристики; 2) самоидентичность личности определяется отражением пройденного отрезка жизненного пути.»

Ап. Па-вел, один из ве-ли-чай-ших учи-те-лей хри-сти-ан-ской ве-ры, об-ра-тив-ший-ся ко Хри-сту по-сле про-чих апо-сто-лов, был по про-ис-хож-де-нию иудей из ко-ле-на Ве-ни-а-ми-но-ва (), и так как он са-мо-го се-бя на-зы-ва-ет фа-ри-се-ем (), то сле-ду-ет, что се-мей-ство его при-над-ле-жа-ло к стро-го ве-ру-ю-щей пар-тии фа-ри-се-ев. Ев-рей-ское имя его бы-ло Савл или Па-вел, по ел-ли-ни-сти-че-ской или ла-ти-ни-зи-ро-ван-ной фор-ме . Точ-ных дан-ных о вре-ме-ни рож-де-ния ап. Пав-ла нет. Од-на-ко это вре-мя при-бли-зи-тель-но опре-де-ля-ет уби-е-ние ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на и по-сле-до-вав-шее непо-сред-ствен-но за ним го-не-ние на хри-сти-ан в Иеру-са-ли-ме: му-че-ни-че-ская смерть ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на по-сле-до-ва-ла, по всей ве-ро-ят-но-сти, в 36 го-ду по Р. X. Сав-лу в мо-мент уби-е-ния ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на бы-ло 32-33 го-да, а от-сю-да вре-мя рож-де-ния ап. Пав-ла — при-бли-зи-тель-но 3-4-й год по Р. X. .

Ро-ди-ной ап. Пав-ла был Тарс, глав-ный го-род Ки-ли-кии в Ма-лой Азии, круп-ный и тор-го-вый центр ма-ло-азий-ских про-вин-ций, один из зна-ме-ни-тых мест гре-че-ской об-ра-зо-ван-но-сти .

По на-след-ству от ро-ди-те-лей ап. Па-вел по-лу-чил вы-со-кое зва-ние рим-ско-го граж-да-ни-на (). Еще юно-шей ро-ди-те-ли от-пра-ви-ли Савла в Иеру-са-лим для по-лу-че-ния об-ра-зо-ва-ния. По иудей-ско-му обы-чаю, школь-ное обу-че-ние маль-чи-ка за-ко-ну обык-но-вен-но на-чи-на-лось в три-на-дца-ти-лет-нем воз-расте. На-до ду-мать, что, сле-дуя тра-ди-ции, Савл в этом воз-расте на-чал свое об-ра-зо-ва-ние в Иеру-са-ли-ме. Обу-чал-ся Савл в Иеру-са-лим-ской рав-вин-ской ака-де-мии, во гла-ве ко-то-рой сто-ял внук зна-ме-ни-то-го рав-ви-на Гил-ле-ла еще бо-лее зна-ме-ни-тый рав-вин Га-ма-ли-ил. Он при-над-ле-жал к пар-тии фа-ри-се-ев, но дер-жал се-бя сво-бод-но от слиш-ком од-но-сто-рон-не-го, эго-и-сти-че-ско-го и ли-це-мер-но-го на-прав-ле-ния этой пар-тии. Он был че-ло-ве-ком сво-бо-до-мыс-ля-щим, ин-те-ре-со-вал-ся гре-че-ской ли-те-ра-ту-рой, был чрез-вы-чай-но рас-су-ди-тель-ным и снис-хо-ди-тель-ным в сво-их суж-де-ни-ях к про-ти-во-по-лож-ным мне-ни-ям. До-ка-за-тель-ством это-му пред-став-ля-ет-ся его суж-де-ние в си-нед-ри-оне о на-рож-да-ю-щем-ся хри-сти-ан-стве . У сво-е-го на-ро-да он поль-зо-вал-ся боль-шим ува-же-ни-ем . В тал-му-де он на-зы-ва-ет-ся «сла-вою за-ко-на». У это-го ве-ли-ко-го учи-те-ля в те-че-ние це-ло-го ря-да лет за-ни-мал-ся мо-ло-дой Савл .

Пре-бы-ва-ние бу-ду-ще-го апо-сто-ла в Иеру-са-лим-ской ака-де-мии име-ло для него боль-шое зна-че-ние, как в ум-ствен-ном, так и в нрав-ствен-ном от-но-ше-ни-ях. В шко-ле пре-крас-но бы-ли изу-че-ны за-кон и про-ро-ки; ка-ти-хи-зи-че-ская фор-ма обу-че-ния (во-про-сы и от-ве-ты) в рав-ви-ни-сти-че-ских шко-лах да-ла ему боль-шое ис-кус-ство поль-зо-ва-ния Вет-хим За-ве-том и при-ви-ла ему ту острую диа-лек-ти-ку, ко-то-рая впо-след-ствии ока-за-ла ему боль-шую услу-гу для раз-ви-тия со-дер-жа-ния хри-сти-ан-ско-го уче-ния . Уче-ным об-ра-зо-ва-ни-ем бы-ло по-ло-же-но ос-но-ва-ние то-му уди-ви-тель-но-му крас-но-ре-чию, ко-то-рое мы ви-дим в позд-ней-ших ре-чах и по-сла-ни-ях ап. Пав-ла.

Имея ис-клю-чи-тель-ные спо-соб-но-сти, ум ост-рый и жи-вой в со-еди-не-нии с твер-дой во-лей, юно-ша Савл в со-вер-шен-стве осво-ил рав-ви-ни-сти-че-скую муд-рость. Он сам впо-след-ствии го-во-рил, что у рав-ви-на Га-ма-ли-и-ла тща-тель-но был на-став-лен в оте-че-ском за-коне .

Боль-шое зна-че-ние име-ло пре-бы-ва-ние юно-ши Савла в рав-ви-ни-сти-че-ской ака-де-мии Га-ма-ли-и-ла и в нрав-ствен-ном от-но-ше-нии.

Воз-дей-ствие шко-лы на нрав-ствен-ный ха-рак-тер юно-ши Савла ска-за-лось с са-мой по-ло-жи-тель-ной сто-ро-ны. Позд-нее он сам го-во-рил, что ста-рал-ся ве-сти жизнь без-уко-риз-нен-ную и пре-взо-шел в за-кон-ной пра-вед-но-сти всех сво-их сверст-ни-ков, по «прав-де за-кон-ной был непо-ро-чен» .

Шко-ла, по-ми-мо ум-ствен-но-го и нрав-ствен-но-го раз-ви-тия, на-учи-ла юно-шу Савла и тру-ду. У иуде-ев был обы-чай непре-мен-но с обу-че-ни-ем со-еди-нять изу-че-ние ка-ко-го-ли-бо ре-мес-ла; обы-чай, имев-ший ос-но-ва-ние не толь-ко в том, чтобы обу-ча-ю-щий-ся имел впо-след-ствии сред-ства ко внеш-ней жиз-ни, но и в том, что труд за-пол-ня-ет до-суг, обла-го-ра-жи-ва-ет че-ло-ве-ка и от-вле-ка-ет от все-го нехо-ро-ше-го и дур-но-го. Ре-мес-ло это со-сто-я-ло в де-ла-нии из гру-бо-го шер-стя-но-го вой-ло-ка па-ла-ток . Впо-след-ствии, во вре-мя апо-столь-ско-го слу-же-ния, Па-вел со-дер-жал се-бя от за-ня-тий этим ре-меслом.

При ха-рак-те-ри-сти-ке об-ра-зо-ва-ния ап. Пав-ла вста-ет во-прос: по-лу-чил ли апо-стол гре-че-ское клас-си-че-ское об-ра-зо-ва-ние? На это мож-но дать вполне опре-де-лен-ный от-вет. Во-пер-вых, учи-ты-вая рез-ко от-ри-ца-тель-ное от-но-ше-ние иуде-ев во-об-ще к гре-че-ско-му фило-соф-ско-му об-ра-зо-ва-нию, о чем сви-де-тель-ству-ют совре-мен-ные апо-сто-лу иудей-ские ис-точ-ни-ки (Иосиф Фла-вий) и гре-ко-рим-ские (Та-цит, Стра-бон) и осо-бен-но пар-тия фа-ри-се-ев-рев-ни-те-лей стро-го иудей-ско-го про-све-ще-ния, мож-но утвер-ждать, что ап. Па-вел си-сте-ма-ти-че-ско-го школь-но-го гре-че-ско-го об-ра-зо-ва-ния не по-лу-пил. Во-вто-рых, язык по-сла-ний ап. Пав-ла не есть в соб-ствен-ном смыс-ле чи-стый гре-че-ский, школь-ный язык, а язык про-вин-ци-аль-ный. С дру-гой сто-ро-ны, ме-тод из-ло-же-ния мыс-лей у апо-сто-ла — не ме-тод школь-ной гре-че-ской ри-то-ри-ки, а близ-кий к рав-вин-ско-му, не по со-дер-жа-нию, а по фор-ме .

По ука-зан-ным дан-ным сме-ло мож-но за-клю-чить, что ап. Па-вел си-сте-ма-ти-че-ско-го гре-че-ско-го об-ра-зо-ва-ния не имел. Од-на-ко, это не зна-чит, что ап. Па-вел не был зна-ком с клас-си-че-ской ли-те-ра-ту-рой и фило-со-фи-ей; был зна-ком и до-воль-но хо-ро-шо. В поль-зу это-го го-во-рят не толь-ко его ци-та-ты из язы-че-ских и при-том ма-ло из-вест-ных по-этов, а имен-но из Ара-та, ки-ли-кий-ца, сле-до-ва-тель-но, со-оте-че-ствен-ни-ка ап. Пав-ла, и афин-ско-го по-эта Кле-ан-фа (), из афин-ско-го ко-ми-ка по-эта Ме-на-д-ра () и из Эпи-ме-ни-да, крит-ско-го по-эта (), но еще боль-ше его глу-бо-кие мыс-ли о су-ще-стве и раз-ви-тии язы-че-ской ре-ли-гии и фило-со-фии ().

Савл до сво-е-го вы-ступ-ле-ния в Иеру-са-ли-ме на-хо-дил-ся в по-сто-ян-ной свя-зи с ака-де-ми-ей Га-ма-ли-и-ла и Иеру-са-ли-мом . Об этом го-во-рит и сам ап. Па-вел. «Жизнь мою от юно-сти мо-ей, ко-то-рую сна-ча-ла про-во-дил я сре-ди на-ро-да мо-е-го в Иеру-са-ли-ме, зна-ют все иудеи; они из-дав-на зна-ют обо мне» . Тем бо-лее, что у апо-сто-ла в Иеру-са-ли-ме про-жи-ва-ли за-муж-няя сест-ра и пле-мян-ник .

Из ака-де-мии Га-ма-ли-и-ла Савл вы-шел жар-ким рев-ни-те-лем оте-че-ских пре-да-ний (), т. е. иудей-ство, по-ни-ма-е-мое как фа-ри-сей-ство, бы-ло для него незыб-ле-мой ис-ти-ной, за ко-то-рую он го-тов был по-ло-жить свою ду-шу.

Ко-гда Савл озна-ко-мил-ся с хри-сти-ан-ством и ви-дел ли он Хри-ста Спа-си-те-ля во пло-ти, воз-мож-ны толь-ко до-гад-ки.

Нач-нем со вто-ро-го во-про-са.

Тарс от-сто-ит от Иеру-са-ли-ма око-ло 600 ки-ло-мет-ров. По окон-ча-нии шко-лы боль-шую часть вре-ме-ни Савл, ко-неч-но, про-во-дил в Тар-се, но на боль-шие празд-ни-ки — Пас-ху и Пя-ти-де-сят-ни-цу, ве-ро-ят-но, бы-вал в Иеру-са-ли-ме. Так де-ла-ли боль-шин-ство иуде-ев рас-се-я-ния. Гос-подь Иисус Хри-стос так-же при-хо-дил в Иеру-са-лим на эти празд-ни-ки из Га-ли-леи. В по-след-нюю Пас-ху, за-кон-чив-шу-ю-ся рас-пя-ти-ем Хри-ста Спа-си-те-ля, весь

Иеру-са-лим на-хо-дил-ся в воз-буж-де-нии и осо-бен-но си-нед-ри-он. Ес-ли Савл был в это вре-мя в Иеру-са-ли-ме, он не мог не ви-деть Гос-по-да. Од-на-ко, Ни Де-е-пи-са-тель Лу-ка, ни сам ап. Па-вел в сво-их по-сла-ни-ях не да-ют ни-ка-ких ука-за-ний, что Савл ви-дел во пло-ти Гос-по-да. Ни-что не ме-ша-ет сде-лать нам и та-кое пред-по-ло-же-ние: по тем или иным об-сто-я-тель-ствам Пас-ху, за-кон-чив-шу-ю-ся рас-пя-ти-ем Гос-по-да, Савл про-во-дил у се-бя в Тар-се.

Ко-гда Савл озна-ко-мил-ся с хри-сти-ан-ством, так-же нет опре-де-лен-ных ука-за-ний. Мы ви-дим Савла при-сут-ству-ю-щим при по-би-е-нии кам-ня-ми ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на и имен-но охра-ня-ю-щим одеж-ду убийц, что бы-ло, ве-ро-ят-но, в 36 г. по Р. X. . На-до ду-мать, что Савл мно-го уже рань-ше знал и изу-чил хри-сти-ан-ство и, есте-ствен-но, как «фа-ри-сей» стал в оп-по-зи-цию но-во-му уче-нию, нис-про-вер-гав-ше-му, по его взгля-ду, иудей-ство.

По-ви-ди-мо-му, уча-стие в кро-ва-вой рас-пра-ве над ар-хи-ди-а-ко-ном Сте-фа-ном бы-ло не пер-вым де-лом рев-но-сти Савла к сво-ей ве-ре и непри-яз-ни к хри-сти-ан-ству. Сво-ей рев-но-стью в пре-сле-до-ва-нии хри-сти-ан Савл вы-де-лял-ся из сре-ды дру-гих. Си-нед-ри-он, вы-пол-няв-ший функ-ции не толь-ко выс-ше-го ре-ли-ги-оз-но-го учре-жде-ния у ев-ре-ев, но и адми-ни-стра-тив-но-го, и су-деб-но-го, за рев-ность Савла упол-но-мо-чил его на про-из-вод-ство ро-зыс-ка и на пре-сле-до-ва-ние хри-сти-ан. В но-вом сво-ем по-ло-же-нии Савл по-ка-зал се-бя рев-ни-те-лем необы-чай-ным: «Вы слы-ша-ли, — пи-шет он впо-след-ствии к га-лат-ским хри-сти-а-нам, — о мо-ем преж-нем об-ра-зе жиз-ни в иудей-стве, что я же-сто-ко гнал Цер-ковь Бо-жию и опу-сто-шал ее, и пре-успе-вал в иудей-стве бо-лее мно-гих сверст-ни-ков в ро-де мо-ем, бу-дучи неуме-рен-ным рев-ни-те-лем оте-че-ских мо-их пре-да-ний» ().

Все это го-во-рит за то, что Савл ви-дел в хри-сти-ан-стве толь-ко од-ну опас-ность иудей-ству и по-это-му, есте-ствен-но, вос-стал и во-ору-жил-ся про-тив него. Де-е-пи-са-тель Лу-ка про это вре-мя жиз-ни апо-сто-ла за-ме-ча-ет, что Савл «тер-зал Цер-ковь, вхо-дя в до-мы и, вла-ча муж-чин и жен-щин, от-да-вал в тем-ни-цу» .

Ис-треб-ле-ние хри-сти-ан-ства Савл счи-тал дол-гом со-ве-сти и — ма-ло то-го — де-лом бо-го-угод-ным.

По соб-ствен-ной ини-ци-а-ти-ве, он ис-пра-ши-ва-ет у пер-во-свя-щен-ни-ка, пред-се-да-те-ля си-нед-ри-о-на (имев-ше-го глав-ный над-зор за все-ми си-на-го-га-ми, как в Иудее, так и вне ее, и пра-во на-ла-гать ис-пра-ви-тель-ные ме-ры и на-ка-за-ния на на-ру-ши-те-лей за-ко-на), пол-но-мо-чие на арест всех хри-сти-ан .

Савл свой вы-бор оста-но-вил на са-мом древ-нем си-рий-ском го-ро-де Да-мас-ке, от-сто-я-щем от Иеру-са-ли-ма на 300 ки-ло-мет-ров. По-сле го-не-ния на хри-сти-ан, по-сле-до-вав-ше-го за убий-ством ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на, иеру-са-лим-ские хри-сти-ане рас-се-я-лись по раз-ным го-ро-дам. Да-маск был гу-сто на-се-лен иуде-я-ми, и, сле-до-ва-тель-но, мож-но бы-ло рас-счи-ты-вать най-ти там мно-го хри-сти-ан.

На пу-ти в Да-маск про-изо-шло то необы-чай-ное де-ло бла-го-сти Бо-жи-ей, вслед-ствие ко-то-ро-го ды-шав-ший гне-вом Савл, го-ни-тель Хри-ста, пре-вра-тил-ся в Его рев-ност-ней-ше-го слу-жи-те-ля, са-мо-на-де-ян-ный и гор-дый фа-ри-сей стал сми-рен-ным хри-сти-а-ни-ном, по-вер-жен был в прах иудей Савл, но вос-стал апо-стол Па-вел. Де-е-пи-са-тель Лу-ка по-вест-ву-ет, что, ко-гда Савл со сво-и-ми спут-ни-ка-ми при-бли-жал-ся к Да-мас-ку и бы-ла близ-ка цель его пу-те-ше-ствия, вне-зап-но Савла оси-ял свет с неба. «Он упал на зем-лю и услы-шал го-лос, го-во-ря-щий ему: Савл, Савл, что ты го-нишь Ме-ня? — Он ска-зал: Кто Ты, Гос-по-ди? Гос-подь же ска-зал: Я Иисус, Ко-то-ро-го ты го-нишь. Труд-но те-бе ид-ти про-тив рож-на» . Вне-зап-ный и слиш-ком яр-кий свет так по-дей-ство-вал на зре-ние Савла, что он пе-ре-стал ви-деть и быв-шие с ним лю-ди долж-ны бы-ли ве-сти его за ру-ку. Три дня Савл не ви-дел, не ел и не пил. Эти три дня бы-ли му-ка-ми рож-де-ния для Савла, вре-ме-нем пе-ре-хо-да от смер-ти к но-вой жиз-ни; и чем ре-ши-тель-ней и энер-гич-ней был его ха-рак-тер, тем с боль-ши-ми му-ка-ми про-ис-хо-ди-ло воз-рож-де-ние Савла. Один бла-го-че-сти-вый муж из хри-сти-ан, име-нем Ана-ния, воз-ро-дил Савла свя-тым кре-ще-ни-ем и до-ста-вил ему ду-хов-ное и те-лес-ное вы-здо-ров-ле-ние.

По ве-ро-ят-но-му ис-чис-ле-нию, об-ра-ще-ние Савла па-да-ет на 36 г. по Р. X. .

Об-ра-ще-ние Савла — од-но из необы-чай-ных со-бы-тий апо-столь-ской Церк-ви: оно да-ло хри-сти-ан-ско-му ми-ру ве-ли-чай-ше-го учи-те-ля и ис-тол-ко-ва-те-ля еван-гель-ско-го уче-ния; с дру-гой сто-ро-ны, — необык-но-вен-но-го ор-га-ни-за-то-ра и устро-и-те-ля цер-ков-ной жиз-ни: весь то-гдаш-ний язы-че-ский гре-ко-рим-ский мир обя-зан апо-сто-лу про-све-ще-ни-ем све-том Хри-сто-вой ис-ти-ны.

Об-ра-ща-ясь непо-сред-ствен-но к лич-но-сти са-мо-го апо-сто-ла, мы долж-ны при-знать вне-зап-ное об-ра-ще-ние ап. Пав-ла ве-ли-чай-шим и слож-ней-шим пси-хо-ло-ги-че-ским ак-том.

Несмот-ря на раз-но-об-ра-зие ис-тол-ко-ва-ний вне-зап-но-го об-ра-ще-ния ап. Пав-ла, все их мож-но све-сти к двум ос-нов-ным: для од-них об-ра-ще-ние Пав-ла — есте-ствен-ное, пси-хо-ло-ги-че-ское яв-ле-ние, для дру-гих — чу-дес-ное яв-ле-ние.

Ход мыс-лей пер-вых сво-дит-ся к то-му, что ап. Па-вел был ви-зи-о-нер . Об-ра-ще-ние Пав-ла яв-ля-ет-ся «внеш-ним от-ра-же-ни-ем его ду-хов-ной де-я-тель-но-сти». Па-вел — сна-ча-ла смер-тель-ный враг хри-сти-ан-ства и хо-чет сте-реть его с ли-ца зем-ли. Че-ло-век глу-бо-ко ре-ли-ги-оз-ный и вме-сте с тем пря-мой и ис-крен-ний, он не мо-жет ми-рить-ся с ро-стом на-ро-див-ше-го-ся хри-сти-ан-ства. Для Пав-ла, как пра-во-вер-но-го иудея, это рав-но-силь-но от-ре-че-нию от сво-е-го на-ро-да, его ве-ры и бу-ду-щих его ча-я-ний. Од-на-ко, пре-сле-дуя хри-сти-ан, Па-вел не мог не об-ра-тить вни-ма-ния на чи-сто-ту их жиз-ни, ве-ли-чие их ду-ха, стой-кость в ве-ре, пре-дан-ность Рас-пя-то-му Хри-сту. В ду-шу Пав-ла за-кра-лась ис-кра со-мне-ния в пра-виль-но-сти сво-е-го об-ра-за мыс-лей. Не есть ли Иисус, го-ни-мый мною, дей-стви-тель-ный Мес-сия? Вот во-прос, став-ший му-чить Пав-ла. Па-вел чув-ство-вал, что он ко-леб-лет-ся. По-сле Иеру-са-лим-ско-го по-гро-ма Па-вел на-пра-вил-ся в Да-маск. Во вре-мя до-ро-ги по зной-ной пу-стыне си-лы его на-чи-на-ют осла-бе-вать, ду-ша его в смя-те-нии: об-ра-зы за-му-чен-ных им хри-сти-ан, по-би-то-го кам-ня-ми Сте-фа-на му-чат его. А что в Да-мас-ке? Но-вые сце-ны ди-кой рас-пра-вы. Ра-ди че-го? От-ве-та Па-вел не на-хо-дил. Ду-шев-ная му-ка долж-на бы-ла най-ти вы-ход. На-ча-лось раз-дво-е-ние лич-но-сти. Объ-ек-ти-ви-руя свое ду-шев-ное на-стро-е-ние, Па-вел, как ви-зи-о-нер, вы-явил его во вне-зап-ном ви-де-нии Рас-пя-то-го. Хри-ста и из-вест-ной нам бе-се-де с Ним. Та-ким об-ра-зом, ви-де-ние Хри-ста у Пав-ла яви-лось про-стым ре-зуль-та-том сло-жив-шей-ся ис-то-ри-че-ской об-ста-нов-ки и свойств ду-хов-ной лич-но-сти Пав-ла.

Ре-нан упро-ща-ет вне-зап-ное об-ра-ще-ние Пав-ла, объ-яс-няя его чи-сто слу-чай-ным об-сто-я-тель-ством. При под-хо-де Пав-ла к Да-мас-ку раз-ра-зи-лась бу-ря в го-рах Ли-ва-на. Удар гро-ма, блес-нув-шая мол-ния, осле-пив-шая Пав-ла, по-верг-ли его на зем-лю. У Пав-ла, кро-ме то-го, ве-ро-ят-но, бы-ла ли-хо-рад-ка, усу-гу-бив-шая нерв-ное со-сто-я-ние Пав-ла. Есте-ствен-ное яв-ле-ние Па-вел при-нял за от-кро-ве-ние. Ему по-ка-за-лось, что он ви-дит и бе-се-ду-ет со Хри-стом, меж-ду тем как это бы-ло ни бо-лее ни ме-нее, как субъ-ек-тив-ное со-сто-я-ние апо-сто-ла. Мож-но ли с та-ким объ-яс-не-ни-ем вне-зап-но-го об-ра-ще-ния ап. Пав-ла со-гла-сить-ся? На-тя-ну-тость, про-ти-во-ре-чие ис-то-ри-че-ским фак-там, на-ду-ман-ный «пси-хо-ло-гизм» — вот что пред-став-ля-ют со-бой все эти тео-рии, со-зна-тель-но не усмат-ри-ва-ю-щие пер-ста Бо-жия в де-ле вне-зап-но-го об-ра-ще-ния ап. Пав-ла. Тео-рии эти про-ти-во-ре-чат, преж-де все-го, ис-то-ри-че-ским дан-ным. Тео-рии вне-зап-ное об-ра-ще-ние Пав-ла счи-та-ют про-стой гал-лю-ци-на-ци-ей, при-том мас-со-вой, так как гал-лю-ци-на-ции под-вер-га-лись и спут-ни-ки Пав-ла. Со-всем не так изо-бра-жа-ет-ся со-бы-тие в ис-то-ри-че-ских па-мят-ни-ках, ко-то-рые по су-ще-ству ис-то-ри-че-ской кри-ти-ки долж-ны иметь от-прав-ное зна-че-ние в ре-ше-нии во-про-са об об-ра-ще-нии апо-сто-ла. Три ра-за об об-ра-ще-нии Пав-ла го-во-рит-ся в кни-ге Де-я-нии — и во всех этих трех ме-стах на-хо-дим ука-за-ние, что опи-сы-ва-е-мое со-бы-тие со-вер-ши-лось чув-ствен-но ви-ди-мым об-ра-зом, бы-ло до-ступ-но вос-при-я-тию внеш-них чувств.

Ви-зи-о-нер-ство, или гал-лю-ци-на-ция, как лож-ное зри-тель-ное ощу-ще-ние по-рож-да-ет-ся ду-шев-ным рас-строй-ством, бо-лез-нью моз-га. Ес-ли до-пу-стить, что этим стра-дал ап. Па-вел, то при чем то-гда спут-ни-ки его, ко-то-рые на-блю-да-ли необы-чай-ное яв-ле-ние? Не мо-жем мы до-пу-стить и мас-со-вой гал-лю-ци-на-ции, т. е. ап. Пав-ла и его спут-ни-ков, так как мас-со-вые гал-лю-ци-на-ции все-гда име-ют со-от-вет-ству-ю-щую под-го-тов-ку, че-го не бы-ло при ви-де-нии на пу-ти в Да-маск, так как оно бы-ло «вне-зап-но» (), в по-лу-ден-ное вре-мя, т. е. ко-гда небо бы-ло, как это бы-ва-ет на во-сто-ке, со-вер-шен-но чи-сто. Что же ка-са-ет-ся пси-хо-ло-ги-че-ско-го объ-яс-не-ния яв-ле-ния, то этот «пси-хо-ло-гизм» с на-ча-ла до кон-ца на-ду-ман-ный. Мысль, что Савл пред пу-те-ше-стви-ем в Да-маск на-чал ко-ле-бать-ся в сво-ей при-вер-жен-но-сти к иудей-ству, рас-ка-и-вать-ся в же-сто-ко-стях, при-чи-нен-ных хри-сти-а-нам, на-ча-лось у него «раз-дво-е-ние» лич-но-сти, за-кон-чив-ше-е-ся «объ-ек-ти-ви-ро-ва-ни-ем» «субъ-ек-тив-ных» его со-сто-я-ний — есть, неудач-ное пред-по-ло-же-ние, сто-я-щее в пол-ном про-ти-во-ре-чии с ис-то-ри-ей. Ис-то-рия же го-во-рит вот что: «ды-ша угро-за-ми и убий-ством на уче-ни-ков Гос-по-да» (), «в чрез-мер-ной про-тив них яро-сти» () — вот в ка-ком рас-по-ло-же-нии ду-ха на-пра-вил-ся Савл в Да-маск. Есть ли здесь при-зна-ки че-ло-ве-ка, на-чи-на-ю-ще-го при-хо-дить в рас-ка-я-ние? Из во-про-са Савла, сде-лан-но-го Хри-сту Спа-си-те-лю: «Кто Ты, Гос-по-ди?» — несо-мнен-но од-но: Савл со-всем не ду-мал, как пред-по-ла-га-ет-ся, о Иису-се Хри-сте. Итак, пси-хо-ло-ги-че-ское объ-яс-не-ние не вы-дер-жи-ва-ет кри-ти-ки.

Что же ка-са-ет-ся объ-яс-не-ния Ре-на-ном вне-зап-но-го об-ра-ще-ния ап. Пав-ла под вли-я-ни-ем разыг-рав-шей-ся гро-зы, то его нуж-но при-знать несе-рьез-ным. Из ка-ких ис-точ-ни-ков Ре-нан по-черп-нул, что при под-хо-де к Да-мас-ку Пав-ла и его спут-ни-ков разыг-ра-лась бу-ря? По ка-ким это за-ко-нам сле-ду-ет, что об-ра-зо-ван-ный иудей, ка-ко-вым был Савл, гро-мо-вые рас-ка-ты при-нял за го-лос го-во-рив-ше-го к нему Хри-ста Спа-си-те-ля? Все это плод до-су-жей, ли-шен-ной вся-ко-го ос-но-ва-ния, фан-та-зии ро-ма-ни-ста Ре-на-на.

По об-ра-ще-нии ап. Па-вел вско-ре уда-лил-ся из Да-мас-ка в Ара-вию, т. е. в со-сед-нее с Да-мас-ком цар-ство на-ба-те-ев — ара-бов . Сколь-ко вре-ме-ни про-был ап. Па-вел в Ара-вии, точ-но неиз-вест-но, но, по-ви-ди-мо-му, око-ло трех лет . Це-лью это-го от-бы-тия в Ара-вию не бы-ла про-по-ведь о Хри-сте, так как об этой де-я-тель-но-сти ни сам апо-стол, ни Де-е-пи-са-тель Лу-ка ни-че-го не го-во-рят. Цель это-го пу-те-ше-ствия в Ара-вию бы-ла дру-гая — при-го-тов-ле-ние се-бя на бла-го-вест-ни-че-ский по-двиг через фор-ми-ро-ва-ние но-во-го хри-сти-ан-ско-го ми-ро-воз-зре-ния. По-тря-се-ние, про-ис-шед-шее с апо-сто-лом, бы-ло чрез-вы-чай-но силь-но; ему необ-хо-ди-ма бы-ла спо-кой-ная об-ста-нов-ка, да-вав-шая воз-мож-ность со-сре-до-то-чить-ся в се-бе са-мом, чтобы пе-ре-ра-бо-тать по-лу-чен-ное свы-ше от-кро-ве-ние. Яв-ле-ние на пу-ти к Да-мас-ку да-ло но-вое на-прав-ле-ние всей внут-рен-ней его жиз-ни, чуж-дое его преж-ним взгля-дам и убеж-де-ни-ям. В та-ком по-ло-же-нии есте-ствен-ный вы-ход — уда-ле-ние от шум-ной жиз-ни и со-сре-до-то-чен-ное спо-кой-ствие. В ис-клю-чи-тель-ной об-ста-нов-ке про-ис-хо-ди-ло фор-ми-ро-ва-ние но-во-го хри-сти-ан-ско-го ми-ро-со-зер-ца-ния апо-сто-ла. Пи-са-ний но-во-за-вет-ных еще не бы-ло; су-ще-ство-ва-ло толь-ко изуст-ное пре-да-ние, хра-ни-те-ли ко-то-ро-го бы-ли апо-сто-лы — са-мо-вид-цы Гос-по-да. Но так как ап. Па-вел был недав-но го-ни-те-лем Хри-ста и му-чи-те-лем хри-сти-ан, то путь на-уче-ния ис-ти-нам ве-ры от апо-сто-лов был по-ка от-ре-зан, да и внеш-няя об-ста-нов-ка бы-ла про-тив это-го. Оста-вал-ся один путь — са-мо-углуб-ле-ния и от-кро-ве-ния свы-ше. Этим пу-тем и по-лу-чил апо-стол уче-ние об ис-ти-нах и тай-нах хри-сти-ан-ства. «Еван-ге-лие, ко-то-рое я бла-го-вест-во-вал, — го-во-рил апо-стол, — не есть че-ло-ве-че-ское, ибо и я при-нял его и на-учил-ся не от че-ло-ве-ка, но через от-кро-ве-ние Иису-са Хри-ста» .

Из Ара-вии ап. Па-вел опять воз-вра-тил-ся в Да-маск, но, вви-ду его сме-ло-го вы-ступ-ле-ния здесь с уче-ни-ем об Иису-се Хри-сте, он воз-бу-дил к се-бе нена-висть иуде-ев и они за-ду-ма-ли по-гу-бить его. Они воз-бу-ди-ли про-тив него на-мест-ни-ка Аре-фы, ца-ря Ара-вий-ско-го, ко-то-рый по-ста-вил стра-жу у во-рот го-ро-да с це-лью схва-тить ап. Пав-ла. Дру-зья же ап. Пав-ла, од-на-ко, спас-ли его, спу-стив-ши в кор-зине из ок-на од-но-го до-ма, при-мы-кав-ше-го к го-род-ской стене, и, та-ким об-ра-зом, он из-бег зло-умыш-лен-ных иуде-ев .

Из Да-мас-ка ап. Па-вел в пер-вый раз по сво-ем об-ра-ще-нии от-пра-вил-ся в Иеру-са-лим, с це-лью уви-деть-ся, как го-во-рит он сам, с ап. Пет-ром .

Ап. Па-вел, при-шед-ши в Иеру-са-лим, встре-тил к се-бе есте-ствен-ное недо-ве-рие: все бо-я-лись его, не ве-ря, что он те-перь уче-ник Гос-по-да. Над-ле-жа-ло пред-ста-вить по-ру-чи-те-ля в ис-крен-но-сти сво-их дей-ствий и на-ме-ре-ний. Та-ко-го по-ру-чи-те-ля ап. Па-вел на-шел в ли-це ап. Вар-на-вы, с ко-то-рым, ве-ро-ят-но, был зна-ком ра-нее. Ап. Вар-на-ва поль-зо-вал-ся ува-же-ни-ем у иеру-са-лим-ских хри-сти-ан. Он пред-ста-вил Пав-ла апо-сто-лам, рас-ска-зал по-дроб-но о чу-дес-ном об-ра-ще-нии его, о рев-ност-ном его про-по-ве-да-нии Хри-ста в Да-мас-ке. По-до-зре-ни-ям был по-ло-жен ко-нец, и ап. Па-вел всту-пил в об-ще-ние с апо-сто-ла-ми .

В Иеру-са-ли-ме ап. Па-вел про-был все-го пят-на-дцать дней, из апо-сто-лов, кро-ме Пет-ра и Иа-ко-ва, бра-та Гос-под-ня, ни-ко-го не ви-дел. Так как пре-бы-ва-ние в Иеру-са-ли-ме недав-не-го го-ни-те-ля Хри-ста, а те-перь рев-ност-но-го Его по-сле-до-ва-те-ля бы-ло небез-опас-но для жиз-ни апо-сто-ла, к че-му бы-ли до-ста-точ-ные ос-но-ва-ния, то он ве-ру-ю-щи-ми был пре-про-вож-ден в Ке-са-рию, а за-тем в свой род-ной го-род Тарс и там до-жи-дал-ся даль-ней-ших по-ве-ле-ний Гос-по-да .

Меж-ду тем хри-сти-ане, рас-се-ян-ные по-сле го-не-ния на ар-хи-ди-а-ко-на Сте-фа-на, при-нес-ли сло-во еван-гель-ской про-по-ве-ди на ост-ров Кипр, в Фини-кию и Ан-тио-хию Си-рий-скую . В по-след-ней сло-во Бо-жие да-ло осо-бен-но обиль-ные всхо-ды. Услы-шав о сем, иеру-са-лим-ские хри-сти-ане со-чли по-лез-ным по-слать в Ан-тио-хию для укреп-ле-ния в ве-ре ан-тио-хий-цев ап. Вар-на-ву. Вар-на-ва при-влек к про-по-вед-ни-че-ской де-я-тель-но-сти ап. Пав-ла, для че-го спе-ци-аль-но хо-дил к нему в Тарс (Тарс от Ан-тио-хии на-хо-дит-ся в рас-сто-я-нии око-ло 150 ки-лом.) .

Це-лый год апо-сто-лы Па-вел и Вар-на-ва тру-ди-лись над устро-е-ни-ем ан-тио-хий-ской Церк-ви, и тру-ды их не бы-ли на-прас-ны: Цер-ковь в Ан-тио-хии чрез-вы-чай-но при-умно-жи-лась. В этой пер-вой меж-ду языч-ни-ка-ми хри-сти-ан-ской об-щине ап. Па-вел на-шел ме-сто для сво-ей де-я-тель-но-сти, ко-то-рую он про-явил те-перь в об-шир-ных раз-ме-рах .

Из Ан-тио-хии ап. Па-вел со-вер-шил вто-рое пу-те-ше-ствие в Иеру-са-лим. По-во-дом к это-му пу-те-ше-ствию был го-лод, пред-ска-зан-ный в Ан-тио-хии про-ро-ком Ага-вом. Ап. Па-вел и Вар-на-ва бы-ли по-сла-ны в Иеру-са-лим с ми-ло-сты-нею для бед-ных хри-сти-ан . Это пу-те-ше-ствие име-ло ме-сто в год смер-ти Иро-да Агрип-пы и, со-глас-но Иоси-фу Фла-вию, долж-но быть от-не-се-но к 44 го-ду по Р. X. По-сле ко-рот-ко-го пре-бы-ва-ния в Иеру-са-ли-ме Па-вел и Вар-на-ва опять воз-вра-ти-лись в Ан-тио-хию и взя-ли с со-бой пле-мян-ни-ка Вар-на-вы Иоан-на Мар-ка

Свящ. Н. Ни-коль-ский, доц. Мос-ков-ской Ду-хов-ной Ака-де-мии

Жур-нал Мос-ков-ской Пат-ри-ар-хии
№ 8 ав-густ, 1950 г.

О пре-крас-ном зна-нии Свящ. Пи-са-ния ап. Пав-лом го-во-рит тот факт, что впо-след-ствии в сво-их по-сла-ни-ях апо-стол при-во-дит ци-та-ты из Свящ. Пи-са-ния по па-мя-ти и ча-сто в од-ной ко-рот-кой ци-та-те объ-еди-ня-ет то, что со-дер-жит-ся в раз-лич-ных ме-стах, напр., ; и ряд дру-гих.

Среди серых американских будней 30-х годов возник невероятно яркий и игривый стиль Pin Up. Аскетичные военные будни требовали моментов, дарящих хорошее настроение и позитив. Будоражащим фантазии символом стали картинки с необычными, непосредственными и сексуальными красотками. Современные дизайнеры снова вернулись к женственным и кокетливым образам начала прошлого века. Женская естественная сексуальность и акцент на формах опять в моде. Образы американок 30-х годов стали не только идеями оригинальных фотосессий и тематических вечеринок, но и повседневных луков.

Что такое стиль пин-ап

Привлекательные, откровенные, но не пошлые девушки с картинок далеких 30-х годов снова стали появляться на подиумах. В моде пышные юбки, кофточки с отложным воротничком, яркий макияж в стиле пин-ап. Его используют в повседневной жизни, для необычных фотосессий, стилистических вечеринок. Если описать в трех словах, что такое пин-ап (стиль pin-up) – это воплощение женственности и красоты. Яркий и эротичный, зажигательный и непосредственный стиль имеет свои характерные черты. Это не только особенная одежда, обувь, аксессуары, макияж и прическа. Пин-ап подразумевает создание приличного, но будоражащего мужскую фантазию образа со скрытой сексуальностью. Непременным элементом стиля являются блестящие от счастья глаза, лучезарная улыбка, подчеркнутая красной помадой.

Особенности

Романтичность и чувственность пин-ап переплетается с женственностью и деликатностью. Можно выделить следующие особенности, присущие этому стилю:

  • облегающий силуэт, который подчеркивает линии фигуры;
  • тонкая талия, подчеркнутая плотными поясами или ремнями;
  • открытое декольте, которое не выходит за рамки откровенности;
  • неброский макияж с яркими акцентами на губы и глаза;
  • аккуратная прическа с локонами.

История

Возникновение пин-ап относят к послевоенному времени в Америке 20-х годов. История стиля начинается с первой картинкой, на которой Чарльз Дан Гибсон изобразил «американскую мечту». На постере была нарисована девушка, которая выглядела аппетитно, беспомощно и сексуально. Картинки с симпатичными девушками, у которых пухлые губы, удивленный взгляд, тонкая талия, широкие бедра, пришлись по нраву американским мужчинам и стали объектом подражания для женщин. Красотки на постерах занимались домашними делами, разговаривали по телефону, носили короткие шорты, купальники или пеньюары, имели идеальный макияж и прическу. Картинки мужчины крепили на стену, отсюда возникло название – pin-up, что в переводе означает «приколоть». С годами популярность пин-апа только росла и в 40-х годах моделями для картинок стали известные актрисы, манекенщицы, знаменитости. Реальные девушки становились супер-популярными, а их гардероб, прическа, макияж стали эталоном красоты. К числу икон образов пин-ап относятся Бриджит Бардо, Эва Гарднер, Мэрилин Монро, Дита фон Тиз, Рита Хейворт, Бетти Пейдж. Художники, которые изображали звезд, стремились продемонстрировать образ идеальной женщины. Плакатные красотки, вполне скромные для современности, в то время стали настоящим прорывом в сексуальном воспитании американской молодежи. Румяные и улыбчивые, они стали эталонам для подражания женщин и объектом для фантазий мужчин.

Кому подходит стиль пин-ап

Множество фасонов и расцветок, которые используются в образах пин-ап, позволяют любой девушке примерять на себя эту соблазнительную и очаровательную роль. Одежда в игривом исполнении способна любые женские формы приблизить к фигуре «песочные часы». Одежда рассчитана на дам с пышным телосложением, но и для худышек найдутся подходящие варианты. Оттенок кожи не должен быть смуглым. Фарфоровые или персиковые тона идеально подходят под этот стиль. Возрастных ограничений пин-ап не имеет, главное, ваше настроение, яркая чувственность и озорство в глазах.

Современный пин-ап

На сегодняшний день стилисты и модельеры активно предлагают использовать женственный и кокетливый образ. В особенных нарядах и с узнаваемым макияжем можно встретить не только моделей фэшн-бизнеса, но и модниц на обычных улицах города. Современная трактовка стиля делает образы отличным вариантом для прогулок, вечеринок, свиданий. Неизменной остается женственность, но допускаются эксперименты и комбинирование. Прическа ухоженная, укладка локонами, классический пин-ап макияж с акцентом на губы и глаза, яркий, но не пестрый наряд – все это признаки современного стиля. Если принципы создания образа остаются прежними, то некоторые вольности современные красотки могут себе позволить. В наши времена пин-ап допускает не 100% соблюдение канонов, а импровизацию:

  • не только шпильку на обуви;
  • прямые волосы, укладку без кудрей;
  • более легкомысленные платья;
  • низкую или среднюю посадку вещей.

Одежда

Девушки пин-ап выбирали одежду, которая подчеркивала бедра грудь, талию, шею. Цвета используются совершенно разные: от пастельных до ярких. Прежде всего, к гардеробу подходят розовый, красный, белый, желтый, голубой тона. Принты тоже часто задействуются: цветочные, звериные, клетка, горох, изображения фруктов. Следующая одежда в стиле пин-ап отражает тенденции стиля:

  • Юбки – пышные, визуально расширяющие бедра. Они сшиты из тонких тканей, на ветру развеваются и слегка оголяют ноги. Для полных женщин рекомендовано создавать образ с помощью юбки-карандаша с высокой талией. Длина юбок тоже продумана, когда девушка садится, становятся видны ажурные чулки.
  • Платья пин-ап представлены разными силуэтами (часто А-силуэт), в которых обязателен акцент на осиной талии. Иногда имеют рукава-фонарики, волнообразные отрезные подолы с рюшами. Приветствуются оголенные плечи и декольте. Ткани используются легкие, струящиеся.
  • В блузках и топах имеется фигурный вырез, открытое декольте.
  • Кардиганы, жакеты короткие, на одной пуговице.
  • Брюки в этом стиле заужены книзу и слегка свободны в верхней части, чтобы визуально расширить бедра.
  • Шорты обтягивающие, средней длины. Популярны модели с отворотами и накладными карманами.

В качестве дополнения одежды пин-ап часто используются разные аксессуары. Среди деталей стиля можно назвать следующие элементы:

  • перчатки – кружевные или текстильные, короткие (для повседневного образа) или длинные (для вечерних вариантов);
  • обувь – туфли, босоножки, сапожки с оттенком сексуальности без заостренных носков, громоздкой платформы, канон – лаковые туфли, застежка на щиколотке;
  • солнцезащитные очки – в массивной оправе;
  • чулки – с подвязками или на резинке; ремень – тонкий или на резинке для подчеркивания талии, иногда – широкий пояс или корсет;
  • шарф – нежный шелковый, который можно набросить на плечи или завязать на голове;
  • сумка – большая или маленькая, красиво декорированная, овальная, квадратная, яркой расцветки или с принтом;
  • шляпа с широкими полями бежевого, черного, серого или белого цвета.

Макияж

Часто образ пин-ап – это черные стрелки и красные губы. Важно правильно выбрать форму стрелок. Для больших глаз нет ограничений, а для маленьких полосу следует рисовать от середины века, а после сделать кончик. При небольшом размере глаз стрелки нужно растушевывать. Чувственные губы с четким контуром не обязательно должны быть красными. Используйте яркие, насыщенные оттенки помады.

Непременный элемент стиля – длинные закрученные ресницы. Используйте только угольно-черную тушь. Румяна также нужны образу, их не нужно накладывать много, чтобы не испортить ненавязчивый образ с ноткой кокетства. Брови можно сделать ярче или несколько темнее ежедневных образов. Форма должна быть четкой, аккуратной, арочной. Классический образ пин-ап подразумевает отсутствие теней на веках, но в современных вариантах допускается нанесение легкого пигмента, который не перекрывает стрелки.

Маникюр

Соблазнительный, изящный пин-ап учитывает каждую деталь образа, а ногти – не исключение из правил. Маникюр используется французский или с однотонным глянцевым ярко-красным лаком. В салонах вам могут предложить ногтевую роспись в стиле пин-ап. Оригинальный лунный маникюр в своих образах часто использовала пин-ап дива Дита фон Тиз. Она оставляла лунку непрокрашенной. Такой способ окрашивая ногтей тоже подойдет для создания стильного образа. Форма ногтей предпочтительна классическая округлая.

Прическа

Пин-ап подразумевает аккуратные женственные прически, но обязательно волосы должны быть волнистыми. Подходящие укладки можно встретить у красавиц 50-х годов. Используйте локоны, укладку волнами, шпильки, пучки, платки, банты, заколки, сеточки. Одна из характерных черт стиля – короткая челка. Такой элемент прически делает лицо милым, наивным, детским. В образах допускаются челки прямые, закругленные или треугольные. Узнаваемой станет прическа с платком пин-ап. Завязать его можно несколькими способами:

  • сложить ткань в виде полосы, подхватить волосы снизу, концы завязать на макушке;
  • подхватить волосы, концы платка завязать на шее;
  • закрыть платком голову полностью, оставив лишь несколько завитых прядей, а еще челку.

«Деяния апостолов» - первая из напечатанных в России книг. Предполагается, что время ее создания - начало второго века нашей эры. Кто написал это уникальное произведение, о чем говорится в книге - эти вопросы предлагаем рассмотреть в статье.

Когда была написана книга?

«Деяния апостолов», как известно, были написаны через некоторое время после Евангелия от Луки. Автор Лука упоминается в Евангелии от Марка, которое было датировано примерно до 70 года нашей эры. Поэтому ясно, что Евангелие от Луки не могло быть написано ранее этого срока.

Фактически, ученые говорят, что Лука писал в конце первого века. Кроме того, можно считать, что автор произведения «Деяния апостолов» опирался на книгу «Древности евреев», написанную еврейским историком Иосифом и представленную человечеству в 93 году нашей эры.

Например, его воззвание к Гамалиилу следующего отрывка:

"(Деяния 5:34): Затем встал один в совете, названный Гамалиил, врач закона, высокопоставленный среди всех людей, и он сказал им: о том, что вы собираетесь делать, касаясь этих людей. Ибо до сих пор возвышались Теуды, хвастаясь, чтобы быть кем-то; к которому присоединилось несколько человек, около четырехсот человек; он был убит, и все, кто повиновался ему, были рассеяны и сведены на нет. После этого восстали Иуда из Галилеи во времена утаивания и отняли много людей после него; он также погиб, и все, даже те, кто повиновались ему, разошлись. И теперь я говорю, что не буду воздерживаться от этих людей и оставим их в покое, ибо если этот человек предпримет какие-либо действия, это сойдет на нет. Но если бы от Бога вы не смогли свергнуть, чтобы вас не нашли даже в бою против Бога." Эти слова были приписаны Актами Гамалиилу, но он не мог быть ответственным за них.

Предполагается, что он пережил восстание Теуды и «после него Иуды Галилейского». Если эта встреча Санхедрина состоялась около 35 г. н.э., восстание Теуда еще не состоялось. Ведь известно, что восстание Иуды Галилеяна произошло за 30 лет до того.

Лука написал «Деяния апостолов» после события, и он не осознал свою ошибку, что, вероятно, было вызвано тем, что, хотя у Иосифа Флавия была правильная хронология, он упомянул Иуду после того, как упомянул Теуду.

Неправильное толкование или плохое изложение из древностей могло заставить кого-то думать, что Теуда жил до Иуды Галилейского. Из этого и многих других примеров мы можем установить с уверенностью, что книга о деяниях апостолов была написана в первые годы второго века.

Для кого была написана книга?

Христианская точка зрения состоит в том, что Лука написал «Деяния святых апостолов» как исторический отчет о ранних годах христианства. Книга адресована Теофилусу, но она должна была быть написана для более широкой аудитории, включая новообращенных и потенциальных обращенных.

Феофил («друг Бога»), возможно, был реальным человеком или просто символизировал верующих. Кажется, что законы были написаны христианской общине, которая начинала идентифицировать себя в отличие от гностических христиан, и автор, похоже, пытался собрать разные направления этого христианства.

Аудитория читателей «Деяний апостолов», вероятно, включила большую часть «центристской» христианской общины. Возможно, это было направлено на сторонников «паулистов» и гностиков, которые были способны принять центристский подход к христианству. Это показывает, что христиане были дружелюбны и лояльны к Риму, поэтому, возможно, также были людьми, призванными произвести впечатление на римлян, как знак, что христианство не было подвержено римскому правлению.

Какие книги написал апостол Павел?

Павел написал большинство книг в Новом Завете: К римлянам, 1-е Коринфянам, 2-е Коринфянам, Ефесянам, Галатам, Столкновениям, 1-е Тимофею, 2-е Тимофею, Титу, 1-е Тесолонянам, 2-е Фессалоникийцам, Филимону и Филиппийцам.

Какие две книги Евангелия были написаны апостолами?

История второго века рассказывает о том, что Евангелия от Матфея и Иоанна были написаны апостолами, хотя книги изначально были анонимными. Современные толкователи Нового Завета говорят, что это было не так, поскольку ни одно из Евангелий не могло быть написано очевидцем событий, которые были изображены.

Какие апостолы Библии говорят, что написано?

Фраза «написано» появляется в 93 стихах Библии. Следующие книги Нового Завета включают в себя тексты таких авторов: Матфей, Марк, Лука, Иоанн: Деяния, Римляне, 1-е Коринфянам, 2-е Коринфянам, Галатам, Евреям и 1-е Петру.

Как апостолы писали книги Библии?

Каждый из них был вдохновлен Богом (см. 2 Тимофею 3: 16-17), и обычно писарь записывал их слова. Толкование деяний святых апостолов учит христиан следовать слову Иисуса и не сходить с верного пути.

Подведем итоги

Книга «Деяния святых апостолов» была написана, скорее всего, в начале второго века нашей эры. С этого времени она стала руководством для христиан в следовании за Иисусом и его сторонниками. Это удивительное произведение стало первым печатным изданием в России. Изучая писаные истины христианства, человек может открыть для себя мир, в котором царит всепрощение и любовь ко всем представителям рода людского.


Top