Что такое истинная любовь и истинная дружба. Истинная любовь Лучшие друзья и партнеры

Многие произведения И.А. Бунина посвящены теме любви, в ча­стности цикл рассказов «Темные аллеи», по праву названный верши­ной творчества писателя. Но странное чувство остается после прочте­ния этих его произведений - грусть, сочувствие героям, их трагичной, несложившейся судьбе. Герои погибают, расстаются, кон­чают жизнь самоубийством - они все несчастливы. Почему так про­исходит? Любовь показана писателем как могучая грозная сила, спо­собная перевернуть жизнь человека. Поручик, герой рассказа «Солнечный удар», вовсе не думал об этом, затевая, как ему казалось, легкую интрижку с привлекательной попутчицей. Но, расставшись с нею, он неожиданно осознает, что не может забыть ее, увидеть герои­ню вновь для него «необходимее жизни». С глубоким психологизмом раскрывает писатель внутренние переживания героя, его духовное взросление. Поручик чувствует покой и безмятежность окружающей жизни - и это только усиливает его страдание: «Вероятно, только я один так страшно несчастен в этом городе». Бунин часто прибегает к таким приемам, как антитеза (противопоставление) и оксюморон (со­четание несочетающихся понятий), чтобы ярче раскрыть внутренний мир героя, чувствующего во всем необыкновенную радость и вместе с тем муку, разрывающую его сердце, счастье в своей душе и слезы на глазах. Со слезами на глазах он заснул, а вечером, сидя на палубе па­рохода, он чувствует себя постаревшим на десять лет. Герой во власти любви, его чувства от него не зависят, но они преображают его ду­ховно - это пушкинское пробуждение души, изменение всего миро­ощущения человека. Митя, герой повести «Митина любовь», ревнует и страдает, чувствуя пренебрежение к нему Кати, какую-то фальшь в ее поведении, которую она сама еще даже не осознает. Он ждет пись­ма от нее, и как томительно показано автором это ожидание, и как быстро радость Мити сменяется ожиданием следующего послания, еще более мучительным. Причем физиология не заменяет любви, и эпизод с Аленкой это доказывает убедительно - сила любви в гармонии плотского и духовного, в ее духовной значимости. И так ярко, так мучительно страдание Мити, получившего известие о Кати­ной измене и неизбежном их разрыве, что он стреляет в себя «с на­слаждением», чтобы только прекратить эту боль, разрывающую серд­це. Конечно, такой накал страстей несовместим с обычной жизнью ведь в жизни часто так много грязи, грубой прозы быта, мелочных расчетов, похоти, убивающих любовь. Жертвой этого стала Оля Ме­щерская, героиня рассказа «Легкое дыхание», чистая душа которой была готова к любви и ждала необыкновенного счастья. Подчиняясь социальным предрассудкам, бросает Надежду Николай Алексеевич герои рассказа «Темные аллеи», - и сам не видит счастья в дальней­шей своей судьбе. На всю жизнь запомнился героине рассказа «Холодная осень» вечер прощания с женихом, впоследствии убитым на войне. И вся ее дальнейшая жизнь - это просто существование, бытовая проза, а в душе - только тот холодный прощальный вечер и стихи, которые ей читал любимый. Поэтому, я думаю, можно утвер­ждать, что в изображении И.А. Бунина любовь - это такой взлет души, который дан не каждому, но о котором каждый, кто это испытал, никогда не забудет.

Когда любовь становится трагедией?

Любовь самозаконодательна и свободна, оттого и трагична. Эта трагичность порождается конфликтом господствующих в обществе нравственных требований и невозможности их выполнения в рамках любви (точнее было бы сказано, что именно нравственные требования накладывают на это прекрасное и безграничное по своей сути чувство ограничения).
Множество рассказов И.А.Бунина основано на несчастной любви, смерти людей. Многие из нас содрогаются от непоправимости судеб главных героев, пусть даже вымышленных, души которых были пронизаны трепетной любовью, настоящим озарением жизни…
Но не суждено было сбыться их мечтам и надеждам. Иногда по-настоящему нелепые, глупые и оттого ужасные обстоятельства мешали им.
Так в "Лёгком дыхании " девушку, перед красотой которой автор преклоняется, убивает казачий офицер.
В "Гале Ганской " нелепейшая ссора стала причиной самоубийства героини рассказа и, чуть было, не полного помешательства главного героя. Когда нелепейшая случайность приводит к смерти любимого человека, - это трагедия.
Ещё многие рассказы этого писателя наполняют душу читателя печалью о несчастной любви. А вот в новелле Бунина "Натали " главный герой "наказан" сразу двумя разными чувствами: "сразу две любви, такие разные и такие страстные", такая "изумительная красота обожания Натали" и такое "телесное упоение Соней". Но эта лирическая новелла хоть и исполнена драматизма, но не трагична.

Идея трагедии в любви прекрасно отображена в произведениях другого замечательного писателя - Куприна . В повести А.И.Куприна "Олеся " показана взаимная любовь, поражающая своей чистотой и искренностью, обреченная из-за невозможности компромисса. Так велика пропасть между двумя мирами двух людей - мужчины и женщины. Он принадлежит обществу людей, она всецело отдана природе. Любовь застала врасплох и так же неожиданно покинула. Единственное, что осталось от их нежного и великодушного чувства - лишь светлые воспоминания.
Один счастливый миг и вечная разлука - это трагедия. Один раз испытав настоящее чувство, Вы никогда не сможете его забыть, никогда не сможете насладиться чем-то меньшим, до конца жизни испытывая потребность в заполнении бездонной сердечной пустоты, - это трагедия.
В повести показано, что трагическое начало несёт в себе не только несчастная, но и счастливая взаимная любовь, которая с ещё большей силой выталкивает тех, кто любит, за рамки обыденности и общепринятых норм.
В другой повести Куприна - "Гранатовый браслет " - человека обвиняют в… любви! Но разве был он виноват в любви, и разве возможно управлять подобными чувствами. Муж главной героини признался, что присутствует при "громадной трагедии души". Жизненный путь женщины пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь, "но любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё", вечная исключительная любовь. Он считает любовь абсолютной ценностью, вершиной нравственных отношений, не скованной никакими нравственными оценками, благодарит Бога за это "громадное счастье", за "единственную радость в жизни, единственное утешение, единую мысль". Она же отрекается от любви того, кто боготворит её, и только после его смерти осознает, что она потеряла.
Любовь - свободное проявление сущности человека. Она не может быть предписана или принудительно преодолена. Правила поведения и оценки утрачивают здесь свою непререкаемость. Любовь, как высшая эмоционально-духовная напряжённость, снимает всю односторонность, все исключения, все границы добродетелей…
Но любовь безо всякой надежды, желание лишь любить, даже если и не быть любимым, любить без ответа и веры во взаимность, "жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдание и смерть", - это трагедия.

Как много слов, как много фраз посвящено ей, царице всех чувств - любви. Любовь - это дар свыше. Мы привыкаем к ней с детства: сначала любим родителей, игрушки, домашних животных. Потом, вырастая, находим в ней и иные грани: любовь к противоположному полу, к Родине, к творчеству и людям в целом. Она приходит неожиданно, рушит устоявшийся уклад жизни. Кому-то любовь дарует крылья - и люди начинают "летать". Кому-то рушит всю жизнь, обрекая на страдания и боль. Тема любви настолько необъятна и многогранна, что, кажется, встречается в творчестве всех писателей и поэтов. И каждый видит ее по-своему, "со своей колокольни". Куприн, к примеру, говорил о любви, "которая повторяется только один раз в тысячу лет". А. П. Чехов, говоря устами своего героя - помещика Алехина, утверждал: "... когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье и несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле или не нужно рассуждать вовсе". Но особым, наиболее запомнившемся мне явилось творчество Ивана Алексеевича Бунина. Теме любви он посвятил немало произведений. Не обладая сложным сюжетом, являясь короткими по содержанию, рассказы Бунина несут в себе целый поток чувств, эмоций и впечатлений. Любовь бунинских героев всегда трагична, окутана вуалью печали. Она - таинственная стихия, способная как беспредельно возвысить, так и уничтожить человека.

Тема любви и страдания неразделимы в творчестве писателя. Любовь - яркая и неожиданная, но всегда безысходная и зачастую имеет грустный финал. Огромное количество рассказов про печальную, но живительную силу любви Бунин объединил в один сборник - "Темные аллеи". Впоследствии критики назовут этот сборник "энциклопедией любви". Думаю, на это есть все основания.

Более подробно раскрыть тему любви в творчестве писателя нам помогут два его произведения: "Солнечный удар" (1925 года) и "Темные аллеи" (1935 года). Почему именно эти два произведения? Думаю, ответ на этот вопрос станет ясен позже. Попытка понять и оценить природу этого великого чувства была предпринята Блоком в рассказе "Солнечный удар". Сюжет рассказа очень прост: внезапно вспыхнувшее чувство между поручиком - главным героем рассказа и молодой женщиной, путешествующих на пароходе, соединяет их на время. Страсть, словно вспышка, озарила обоих. Но то были короткие отношения с непременным трагическим исходом. Расставшись с прекрасной незнакомкой в одном из портов, поручик так и не смог обрести душевное равновесие и покой. "Поручик сидел под навесом на палубе, чувствуя себя постаревшим на десять лет", - так заканчивается рассказ. Герой, случайно соприкоснувшись с неведомой силой любви, потерял ее навсегда. Эта краткая вспышка, эта быстрая потеря и привели его к осознанию всей трагичности бытия. Что осталось у него после столь яркой, но такой короткой встречи? Муки любящей души, горечь от потери, боль воспоминаний навсегда останутся незаживающей раной на сердце героя. Но почему автор сделал финал столь трагичным, почему разлучил героев так скоро? Сюжетная линия рассказа лишний раз подтверждает мнение автора о том, что настоящая, истинная любовь обречена быть только вспышкой, коротким озарением. Истинная любовь не терпит продления, ибо может стать обыденной, пресной.

Второй, не менее удивительный по своей силе и эмоциональности рассказ был написан в 1935 году. Он-то и дал название всему сборнику - "Темные аллеи". Люди, любившие друг друга в молодости, но расставшиеся по понятным причинам, случайно встретились тридцать лет спустя. Когда-то, он - молодой дворянин был влюблен в крепостную девушку Надежду. Но жениться и быть вместе им бы никто не разрешил, да и сам молодой человек оказался заложником своего времени. Она, пусть и любимая, но не его "круга". Легко расставшись с ней, он женился на той, которая соответствовала его положению. Что же сталось с Надеждой, крепостной? Она, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора. При встрече, произошедшей тридцать лет спустя надежда признается Николаю Алексеевичу: "Сколько не проходило времени, все одним жила. Все проходит, да не все забывается. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было". Она не смогла изменить своему чувству - так и не вышла замуж. На минуту Николай Алексеевич понимает, что Надежда - "самое дорогое", что он имел в жизни. Но спустя несколько минут он возвращается "с небес на землю": со стыдом вспоминает свои последние слова и то, что "поцеловал ей руку". Слишком большое значение имели для него все эти сословные предрассудки, которые и обрекли его на несчастье в личной жизни. А Надежда так и осталась прежней - любящей и верящей. Для нее воспоминания молодости - единственное, что согревает душу. Для него же - это была просто "пошлая, обыкновенная история..." Печально и грустно становится после таких слов.

Каждый бунинский герой по-своему ищет ответы на "вечные" вопросы: что такое любовь? как ее объяснить? и возможно ли это сделать? Для кого-то она - озарение и источник жизни. Для других это чувство - бремя или пустые слова. Но так или иначе она потрясает, волнует сердца героев. А значит и живо это чувство, значит есть она - любовь.

Любовь… Пожалуй, нет человека, который хоть раз не задумывался бы о ней. Что это? То, чем жив человек? Или делающий тебя уязвимым пустяк? Глубокое и сильное чувство или мимолетная привязанность? Любовь с первого взгляда? Счастливая? Неразделенная? От этих вопросов кружится голова. А ответов на них… нет. Люди на протяжении веков ищут эти ответы, но если и находят, то для каждого они свои. Поэтому и говорят, что любовь - это что-то вечное, непреходящее. Она волновала, волнует и будет волновать сердца и души людей.

На стыке 19 и 20 веков сокровищницу русской литературы пополнили произведения двух писателей: Ивана Бунина и Александра Куприна, которые нашли свои ответы на «вечные» вопросы. И рассказали об этом миру. Казалось бы, эти два писателя совсем не похожи друг на друга. Даже внешне их отличие настолько велико, что кажется, будто у них не может быть ничего общего. Пушкин называл Кюхельбекера «братом по музе, по судьбам». Едва ли можно сказать так о Бунине и Куприне, ведь их судьбы заметно отличались. А вот муза, кажется, была одна и та же…

Любовь как солнечный удар и любовь как смерть - мысли двух великих писателей весьма похожи. Что есть солнечный удар, как не крохотная гибель? Ласковое солнце греет, обнимает за плечи… Кажется, ты уже не можешь без него. И тут то, что так долго доставляло тебе лишь радость, «бьет по голове», затуманивает сердце и разум, а после себя оставляет еще много и много боли и неприятной тяжести в голове и слабости - в теле.

«Солнечный удар» у Бунина бросает в пучину страстей безымянного поручика и его такую же безымянную спутницу. Знавшие друг друга лишь три часа, пьяные то ли от солнца, то ли от хмеля, то ли друг от друга, они сходят с парохода неизвестно где, в каком-то маленьком городишке, и проводят вместе несколько незабываемых часов. И здесь «незабываемых» — не высокопарное или пошлое слово, нет. Оно искренно: «…как только вошли и лакей затворил дверь, поручик так порывисто кинулся к ней и оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой».

Чувство, захлестнувшее двух людей с головой, продлилось совсем недолго: лишь ночь и немного утра. Но оставило незарастающий след в душах обоих.

Расстались они легко, лишь «при всех» поцеловались на пристани. Но после этого расставания началась та самая мука, какая всегда бывает, когда приходишь в себя после солнечного удара.

Поручик терзался. Даже один-единственный день без Нее казался невыносимым, бесконечно долгим и пустым. Номер, в котором все дышало Ей, опустел. Вместе с ним опустело и сердце поручика, лишившееся счастья.

Лишь на следующее утро ему стало лучше. Но мир изменился для этого человека, и нежное солнце, которое свело его с, пожалуй, самой большой любовью его жизни, стало «бесцельным». Едва ли умерла душа поручика, но, полюбив, он все-таки погиб.

Полюбив, погиб и герой повести А. Куприна «Гранатовый браслет » Желтков . Он много лет пылко и тайно любил одну-единственную женщину, недосягаемую женщину, не обращая внимания на других. Он любил самоотверженно, такой любовью, «о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

Но Вера, возлюбленная «Г.С.Ж.», не сумела увидеть в этом чувстве ту самую любовь. Она прошла мимо Аносовой, едва коснувшись.

Желтков совершил во имя этой любви подвиг. Лишив себя жизни, он избавил от страданий Веру Николаевну, которая тяготилась чувством тайного обожателя.

Насколько же сильно надо любить человека, чтобы совершить подобное?..

Любовь, которая «сильна, как смерть». Да, это не «солнечный удар» Бунина. Но и то, и другое подтверждает мысль о том, что истинная любовь всегда трагична, жертвенна, самоотверженна. И, конечно, приходит далеко не ко всем. Она может появиться и исчезнуть, точно солнечный удар, точно молния в грозовом небе, и оставить после себя след, который уже ничем и никогда не изгладить. Полюбив, вы что-то отдаете другому. И в первую очередь - душу. Такая любовь не исчезает просто так. Наверное, лишь вместе с человеком. Можно присыпать ее какими-то страстями, другими чувствами, но она будет жить, пока жив ты.

Великая любовь - великие произведения. Два разных писателя, даже внешне непохожих настолько, что кажется, будто у них не может быть ничего общего. Но у них единая муза.

Сочинение

Любовь является одной из главных тем в творчестве Куприна. Герои его произведений «освещенные» этим ярким чувством, полнее раскрываются. В повестях этого замечательного автора любовь, как правило, бескорыстная и самоотверженная. Прочитав большое количество его произведений можно понять, что у него она всегда трагична, и она заведомо обречена на страдания.

В таком ключе звучит поэтическая и трагичная история молодой девушки в повести «Олеся». Мир Олеси - мир духовной гармонии, мир природы. Он чужд Ивану Тимофеевичу, представителю жестокого, большого города. Олеся привлекает его своей «необычностью», «в ней не было ничего похожего на местных девчат», свойственные ее образу естественность, простота и какая - то неуловимая внутренняя свобода притягивали к себе, как магнитом.

Олеся, выросла среди леса. Она не умела читать и писать, но она обладала огромным духовным богатством и сильным характером. Иван Тимофеевич образован, но не решителен, а его доброта больше походит на малодушие. Эти два совершенно разных человека полюбили друг друга, но любовь эта не приносит счастья героям, исход ее трагичен.

Иван Тимофеевич чувствует, что влюбился в Олесю, он хотел бы даже женится на ней, но его останавливает сомнение: «Я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из очаровательной рамки старого леса, полного легенд и таинственных сил». Он осознает, что Олеся не сможет измениться, стать другой, да и он сам не хочет, чтобы она изменялась. Ведь стать другой - значит стать такой, какой и все остальные, а это невозможно.

Поэтизируя жизнь, не ограниченную современными социальными и культурными рамками, Куприн стремился показать явные преимущества «естественного» человека, в котором он увидел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе. Смысл повести состоит в утверждении высокой нормы человека. Куприн ищет в реальной, будничной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться хотя бы в мечтах над прозой жизни. Как всегда он обращает свой взор к «маленькому» человеку. Так возникает повесть «Гранатовый браслет», в котором рассказывается об утонченной всеобъемлющей любви. Эта повесть о безнадежной и трогательной любви. Сам Куприн понимает любовь как чудо, как прекрасный дар. Смерть чиновника возродила к жизни женщину, которая в любовь не верила, а значит, любовь все-таки побеждает смерть.

В целом рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви. Под звуки музыки происходит перерождение души героини. От холодного созерцания к жаркому, трепетному чувствованию себя, человека вообще, мира - таков путь героини, соприкоснувшейся однажды с редкой гостьей земли - любовью.

У Куприна любовь - это безнадежное платоническое чувство, к тому же трагическое. Причем в целомудрии купринских героев есть что-то надрывное, а в отношении к любимому человеку поражает то, что мужчина и женщина как бы поменялись своими ролями. Это свойственно энергичной, волевой «полесской колдунье» Олесе в отношениях с «добрым, но только слабым Иваном Тимофеевичем « и умной, расчетливой Шурочке - с «чистым и добрым Ромашовым» («Поединок»). Недооценка себя, неверие в свое право на обладание женщиной, судорожное желание замкнуться - эти черты дорисовывают купринского героя с хрупкой душой, попавшей в жестокий мир.

Замкнутая в себе, такая любовь обладает творческой созидательной силой. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей», - пишет Желтков перед смертью предмету своего поколения, - «...для меня вся жизнь заключается только в вас». Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, как молитву произнеся: «Да святится имя Твое».

Произведения Куприна, несмотря на сложность ситуаций и часто драматический конец, наполнены оптимизмом и жизнелюбием. Закрываешь книгу, а в душе еще долго остается ощущение чего-то светлого.

На рубеже XIX и XX веков русская литература переживала период особого расцвета. В поэзии он был назван «серебряным веком». Но и проза обогатилась многими шедеврами. На мой взгляд, немало способствовал этому и А. И. Куприн. Его творчество соединяет в себе странным образом самый суровый жизненный реализм и удивительную воздушность, прозрачность. Его перу принадлежат одни из самых проникновенных произведений о любви в русской литературе.

Я бы хотела остановиться на двух из них: «Поединок» и «Гранатовый браслет». Они очень разные, но при ближайшем рассмотрении даже в сюжете можно найти перекличку. В обеих повестях основой сюжета становится история несчастной любви, причем оба главных героя трагически гибнут, а причиной этого становится отношение к ним любимой женщины.

Георгий Ромашов, «Ромочка», из «Поединка» - молодой офицер. Его характер совершенно не соответствует избранному поприщу. Он стеснителен, краснеет как барышня, в любом человеке готов уважать достоинство, но результаты - плачев ны. Его солдаты хуже всех маршируют. Сам он постоянно совершает оплошности. Его идеалистические представления все время приходят в противоречие с действительностью, и жизнь его мучительна. Единственной отрадой становится для него любовь к Шурочке. Она олицетворяет для него красоту, изящество, образованность, вообще культуру в атмосфере провинциального гарнизона. В ее доме он чувствует себя человеком. Шурочка тоже ценит в Ромашове его отличность, непохожесть на других. Она горда и честолюбива, ее мечта - вырваться отсюда. Для этого она заставляет мужа готовиться в академию. Она сама учит воинские дисциплины, чтобы не погрязнуть в безделье, не отупеть в окружающей бездуховности. Ромашов и Шурочка нашли друг друга, противоположности встретились. Но если у Ромашова любовь поглотила всю душу, стала смыслом и оправданием жизни, то Шурочке она мешает. Достижение намеченной цели для нее невозможно с безвольным, нежным « Ромочкой «. Поэтому она лишь на миг позволяет себе эту слабость, а потом предпочитает остаться с нелюбимым, бездарным, но настойчивым и упорным мужем. Когда-то Шурочка уже отказалась от любви Назанского (и теперь это спившийся, отчаявшийся человек).

В понимании Шурочки любящий должен приносить жертвы. Ведь она сама, недолго думая, жертвует любовью и своей, и чужой ради благополучия, общественного положения. Назанский не смог приспособиться к ее требованиям - и его отстранили. От Ромашова Шура потребует еще большего - ради ее репутации, в угоду сплетникам и болтуньям, он должен пожертвовать жизнью. Для самого Георгия это, может быть, даже спасение. Ведь если бы он не погиб, его, в лучшем случае, постигла бы участь Назанского. Среда поглотила бы его и погубила.

В «Гранатовом браслете» ситуация похожа, но не совсем. Героиня тоже замужем, но она любит мужа, а к господину Желткову, напротив, не испытывает никаких чувств, кроме досады. И сам-Желтков кажется нам сначала просто пошлым ухажером. Так воспринимает его и Вера, и ее семья. Но в рассказе о спокойной и счастливой жизни мелькают тревожные нотки: это роковая любовь брата Вериного мужа; любовь-обожание, которую питает к Вериной сестре муж; неудавшаяся любовь дедушки Веры, именно этот генерал говорит о том, что настоящая любовь должна быть трагедией, а в жизни ее опошляют, мешает быт и разного рода условности. Он рассказывает две истории (одна из них чем-то даже напоминает сюжет «Поединка»), где настоящая любовь превращается в фарс. Слушающая эту историю Вера уже получила гранатовый браслет с кровавым камнем, который должен уберечь ее от несчастья, а прежнего своего хозяина мог спасти от насильственной смерти. Именно с этого подарка меняется отношение читателя к Желткову. Он жертвует ради своей любви всем: карьерой, деньгами, душевным спокойствием. И не требует ничего взамен.

Но опять пустые светские условности губят даже это призрачное счастье. Николай, деверь Веры, который когда-то сам уступил свою любовь этим предрассудкам, теперь требует того же от Желткова, он грозит тюрьмой, судом общества, своими связями. Но Желтков резонно возражает: что все эти угрозы могут сделать с его любовью? В отличие от Николая (и от Ромашова) он готов бороться и отстаивать свое чувство. Преграды, поставленные обществом, для него ничего не значат. Только ради покоя любимой он готов отказаться от любви, но вместе с жизнью: он кончает с собой.

Теперь Вера понимает, что она потеряла. Если Шурочка отказалась от чувства ради благополучия и сделала это сознательно, то Вера просто не увидела большого чувства. Но ведь в конечном счете она и не хотела увидеть его, она предпочла покой и привычную жизнь (хотя от нее ничего и не требовали) и этим как бы предала любящего ее человека. Но истинная любовь великодушна - ее простили.

Почему у любви в произведениях Куприна обычно печальный исход? Может быть, он сам считал, что настоящая любовь должна быть трагична? Мне кажется, дело в людях и в том мире, в котором они живут. Этому миру не нужна любовь. И сами люди предают ее, отказываются от нее ради более понятных, материальных вещей. Не многим дано понять, что они теряют, и именно этим людям даруется любовь. Она становится для них смыслом жизни. А жизнь всегда заканчивается смертью.


Top