«Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Практическая деятельность человека Жизнь практическая и теоретическая деятельность

План:

2. Духовное производство.

o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей.

4. Духовное потребление.

1. Сущность и виды духовной деятельности.

Деятельность делится на:

o Духовную (производство идей, изменение сознания людей).

o Материальную (преобразование природы и общества).

o Духовно теоретическая.
Производство духовных ценностей. Продукты производства - мысли, теории, образы в форме научных и художественных произведений и т.д.

o Духовно практическая.
Сохранение и освоение духовных ценностей. Результат - изменения сознания людей.

2. Духовное производство - создание идей.

Идея - это результат умственных усилий.

Духовное производство - это производство новых духовных ценностей. В форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов и телевизионных передач, которые несут созданные их авторами идеи и взгляды, образы и чувства, оценки и представления.

Духовное производство, связано с производством материальным.

Назначение духовного производства: удовлетворить духовные потребности человека и воздействовать на его сознание.

Особенности духовного производства:

o Его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и т.д.

o Между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия его значения для других людей нередко существует разрыв.

3. Сохранение и распространение духовных ценностей.



o Роль музеев в сохранение и распространение духовных ценностей.

Вьетнамский термин "бао та", что означает хранилище реликвий.
С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс.) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, экскурсиям и серьезным источником пополнения знаний миллионов посетителей. Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т.д.), художественные, литературные, естественноисторические (ботанические, геологические и т.д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев, в том числе школьных: это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.

o Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей,("хранилище" и "распространение").

Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. до н.э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека из "глиняных книг". С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотек как важнейшего средства содействия тому, чтобы все большее количество людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями.

Сеть библиотек поистине громадна: от небольших - личных, школьных, городских до крупнейших книгохранилищ. Расположенная в Москве Российская государственная библиотека насчитывает более 41 млн. единиц хранения на 247 языках мира.

o Роль архивов в сохранение и распространение духовных ценностей.

Архив (в переводе с лат. - письмо хранилище), как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований, для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждодневно накапливаются новые сведения о деятельности отдельных людей, организаций, государственных учреждений.

o Роль школы в сохранение и распространение духовных ценностей.

Наибольший - по охвату людей и по общенародной значимости - вклад в деятельность по распространению духовных ценностей вносит школа, прежде всего учитель. Учитель - это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы развивающегося научного знания о мире, человеке, обществе. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из известных педагогов В. А. Сухомлинский, учителю надо впитать целое море света.

o Роль средств массовой информации (СМИ) в сохранение и распространение духовных ценностей.

Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности, - это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителей, т.е. те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ). Несомненным народным достоянием являются ставшие классическими театральные постановки и кинофильмы, воспроизведение которых телевизионными средствами знакомит новые поколения с искусством народов России и зарубежных стран.

4. Таким образом, архивы, библиотеки, музеи - это не только хранилища; древние египтяне называли их "домами жизни", подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

5. Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от "лоцмана", прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь к познанию. Эти "лоцманы" - экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

6. Духовное потребление - это особый вид деятельности, процесс удовлетворения потребностей людей, которая имеет свою направленность и требует определенных усилий использования. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей.

Потребности:

1. Познание (хочу все знать).

2. В эстетики (стремление осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения).

3. В общении (любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческая потребность. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении).

Соединение духовного производства с духовным потреблением - это основа духовной жизни общества, (писатель - читатель, композитор - слушатель, учитель - ученик).

o Особенности духовного потребления.

§ Духовные ценности в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека.

§ Восприятие духовных ценностей носит творческий характер, т.е. в процессе потребления идет духовное производство, (например: осмысление книги, музыки у каждого своей, идет творческая работа ума и души человека).

o Духовное потребление и духовные запросы.

Направления духовного потребления:

1. От общественных условий.

2. От духовных запросов человека.

3. От моды.

Средства достижения цели:

4. Материальные возможности.

5. Знания и навыки, т.е. уровень образования и культуры.

Чем выше культура человека, тем больше он вкладывает средств на удовлетворение духовных потребностей. Но главное - это качество духовного потребления, а не его количество.

Вспомним отличие духовной деятельности от материальной: первая связана с изменением сознания людей, вторая - с преобразованием объектов природы и общества. Рассмотренная выше познавательная деятельность является важным проявлением духовной деятельности. Ее результатом являются знания. Однако духовная деятельность не сводится к познавательной.

Рассматривая духовную деятельность в целом, можно условно выделить два ее вида: духовно-теоретическую и духовно-практическую.

Первый вид - это производство духовyых ценностей (духовных благ). Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений (например, мысли об эволюции органического мира, изложенные в книге Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», идеи и образы романа Л. Толстого «Война и мир», образы, запечатленные в живописи И. Репина или музыке П. Чайковского).

Второй вид - это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также освоение (потребление) созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, результатом которой является изменение сознания людей.

Духовное производство

Для того чтобы уяснить особенности духовного производства, сопоставим его с материальным производством. Если сказать коротко, то материальное производство - это создание вещей, а духовное - создание идей. Созданные вещи - продукт труда. А идеи? Они тоже результат трудовых усилии, преимущественно умственных. Вы знаете, что роман или научная книга, художественное полотно или крупное музыкальное произведение - это нередко многолетний труд автора.

Можно ли считать, что материальное и духовное производства отличаются тем, что первое основано на физическом труде, а второе - на умственном? Если задумаемся то придем к выводу, что все, что делает человек в материальном производстве, предварительно проходит через его сознание. Не бывает труда без осознания его целей и средств. Как говорится, все нужно «делать с головой». А духовное производство, наряду с умственным трудом, требует подчас и немалых физических усилий. Вспомним о труде скульптора или дирижера, балерины или ученого-экспериментатора.

Отметим также, что идеи, образы, родившиеся в голове ученого, поэта, композитора, должны быть запечатлены с помощью различных знаков (букв, цифр и т. п.) и принять вещественную форму (например, книг, нот, чертежей и т. п.). Но ценность такой вещи заключена не столько в ценности, например, мрамора, из которого высечена скульптура, сколько в тех идеях и образах, которые представляет их вещественный носитель.

Итак, можно сказать, что духовное производство - это производство новых духовных ценностей, чаще всего в форме научных трудов и литературных сочинений, произведений скульптуры и архитектуры, музыки и живописи, кинофильмов, и телевизионных передач, которые несут созданные их авторами, идеи и взгляды, образы и чувства, оценки и представления.

Духовное производство, как видно из сказанного, связано с производством материальным. Во-первых, бумага, краски, приборы, музыкальные инструменты и многое другое - необходимое условие духовного производства. Во вторых, некоторые продукты духовного производства являются элементом материального производства: это технические идеи и научные теории, которые становятся производительной силой.

Духовное производство осуществляется, как правило, особыми группами людей, духовная деятельность которых является профессиональной. Это люди, имеющие соответствующее образование, владеющие мастерством. Конечно, знаний, владения приемами данного вида деятельности недостаточно. Ведь продукт духовного производства отличается новизной, уникальностью, а следовательно, это результат творческой деятельности.

Но духовное производство, наряду с профессиональной, включает в себя и деятельность, постоянно осуществляемую народом. Ее результатом могут быть народный эпос, народная медицина, обряды, имеющие самостоятельную ценность (народные сказки и былины, рецепты лечения травами, народные свадеб-ные обряды и т. п.). Многие люди, не будучи профессионалами, с увлечением приобщаются к творческой духовной деятельности через участие в художественной самодеятельности. Некоторые из них в своем творчестве поднимаются до уровня профессионалов. Нередко образы или знания, созданные» например, творчеством народных музыкантов или целителей, становятся основой художественных произведений профессиональных мастеров или научных трудов специалистов.

Важная особенность духовного производства состоит в том, что его продукты создаются не только для удовлетворения существующей в обществе потребности в тех или иных духовных благах, но и для самореализации мыслителя, художника и т. д. Они удовлетворяют внутреннюю потребность автора проявить, выразить себя, передать свое настроение, реализовать свои способности. Для ученого, музыканта, художника, поэта ценность труда заключается в ценности не только его результатов, но и самого процесса создания произведения. Вот что писал английский естествоиспытатель Ч. Дарвин (1809-1882): «Главным моим наслаждением и единственным занятием в течение всей жизни была научная работа, и.возбуждение, вызываемое ею, позволяет мне на время забывать или совсем устраняет мое постоянное плохое самочувствие».

С этой особенностью духовного производства связано и то, что между моментом создания духовного продукта и временем раскрытия: его значения для других людей нередко существует разрыв. Некоторые технические изобретения и художественные произведения были поняты и достойно оценены лишь после смерти их создателей, а иногда - через века.

Итак, духовное производство - деятельность людей по созданию духовных ценностей, назначение которых - удовлетворять духовные потребности человека, воздействовать на его сознание. Это воздействие, следствием которого является рост духовной культуры людей, обеспечивается деятельностью по сохранению, воспроизведению, распространению духовных ценностей в обществе, т. е. деятельностью, которая называется духовно-практической.

Сохранение и распространение духовных ценностей

Оригинальные идеи, научное открытие, роман или картина могут быть утрачены безвозвратно или остаться в безвестности, и тогда они не окажут никакого влияния на людей. Вспомним, какую горечь и скорбь вызывает уничтожение в Москве в 30-е гг. величественного собора Христа Спасителя возведенного в честь побед русского оружия в Отечественной войне 1812 г. Ныне на народные средства восстанавливается этот И другие разрушенные храмы. Представим, как оскудело бы человечество, если бы не знало античной мифологии, если бы не сохранились египетские пирамиды, росписи Рублева; пушкинский «Евгений Онегин» или загадочная Мона Лиза Леонардо да Винчи, как потускнел бы облик Петербурга без «Медного всадника» - памятника Петру I или Москвы без храма Василия Блаженного.

Кто же способствует сохранению и распространению духовных богатств? Это прежде всего различные учреждения, выполняющие функции собирания, хранения, исследования и популяризации культурно-исторических и естественно-научных ценностей. Начнем с музеев. Сущность их первоначально хорошо раскрывал древний вьетнамский термин «бао та», что означает хранилище реликвий. С развитием музеев (ныне их в мире свыше 12 тыс.) они стали не только собранием ценностей, но благодаря своим экспозициям, выставкам, эскурсиям и серьезным ис-точником пополнения знаний миллионов посетителей.

Музеи разнообразны по своему профилю: исторические (в том числе археологические, этнографические и т; д.), художественные, литературные, естественно-исторические (ботанические, геологические и т. д.), технические. В России и других странах много и самодеятельных (созданных на общественных началах) музеев, в том числе школьных: это музеи истории учебных заведений, воинских частей, предприятий.

Слова «хранилище» и «распространение» относятся и к библиотекам. Древнейшая из них появилась за много веков до изобретения книгопечатания: в середине VII в. До н. э. при дворе ассирийского царя Ашшурбанипала была собрана библиотека из «глиняных книг». С развитием книгопечатания постоянно возрастала роль библиотека как важнейшего средства содействия тому, чтобы все большее количество людей овладевали научными, литературными, духовными ценностями.

Сеть библиотек поистине громадна: от небольших - личных, школьных, городских до крупнейших книгохранилищ. Расположенная в Москве Российская государственная библиотека насчитывает более 41 млн единиц хранения на 247 языках мира.

Слово «архив» (в переводе с лат.- письмохранилище) нередко ассоциируется с чемто очень давним и от жизни далеким. Архивы, как и библиотеки, известны издавна. Архивы - это место хранения документов, в том числе и самых древних, и совсем недавнего времени. Собрания архивных источников предназначены для научных исследований для реализации практических целей. Архивы непрерывно пополняются, ибо каждодневно накаплива-ются новые сведения о деятельности отдельных людей, организаций» государственных учреждений. Архивы бывают небольшие (например, архив завода, где хранятся документы о его работниках) и гигантские, по которым можно исследовать многое, еще не познанное, или восстановить истину, которая долго скрывалась. Так, благодаря архивным изысканиям, удалось сделать достоянием гласности: ранее засекреченные договоры (например, секретный протокол, подписанный Молотовым и Риббентропом накануне второй мировой войны). При восстановлении старинных русских городов, разрушенных фашистами в годы войны, привлекались данные об архитектурных особенностях и размерах возрождаемых сооружений, памятников культуры. Хранящиеся в архивах давние сообщения о тех или иных природных явлениях помогли геологам: XX в. обнаружить колоссальные запасы полезных ископаемых (нефть, газ и т. д.). Архивные справки помогают гражданам подтвердить некоторые их права (например, справки о стаже работы влияют на размер пенсии).

Таким образом, архивы, библиотеки, музеи; - это не только хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранении и передаче культурного наследия. Музеи, архивы, библиотеки - достояние народа, они должны быть доступны для всех.

Результативность духовно-практической деятельности, осуществляемой музеями, библиотеками, архивами, во многом зависит от «лоцмана», прокладывающего посетителю, читателю наилучший путь «.познанию. Эти «лоцманы» - экскурсоводы, библиотекари, архивариусы.

Афоризм «Смотреть не значит видеть» напоминает об одной из коренных задач музейного работника - научить «видеть», т. е. выявлять существенные черты экспозиции, получая, таким образом, максимум заложенной в ней информации. Вспомним, например, о посещении художественной галереи. Конечно, оставаясь один на один с картиной, каждый испытывает ее эстетическое воздействие. Но нередко многое остается непонятым из-за слабого знакомства с тематикой (например, с сюжетами на библейские темы), из-за недостаточно четкого восприятия художественного стиля, его особенностей. В таких случаях объяснение экскурсовода очень значимо.

В библиотеках весьма трудна ориентировка в мире книг. И здесь совет библиотекаря помогает выбрать верный путь для удовлетворения запросов читателя, формирования его интересов.

Наибольший - по охвату людей и по общенародной значимости- вклад в деятельность по распространению духовных цен-ностей вносит школа, прежде всего учитель.

Вспомним широкий, общественный смысл слова «учитель»: это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им оформить свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Именно учитель является для детей и юношей живым источником знаний и умений, носителем эстафеты времен, он распространяет, передает новым поколениям самое главное, ценное и человечески общезначимое из того, что накоплено наукой, техникой, искусством с глубокой древности до наших дней. Учитель стремится заложить основы понимания современной системы развивающегося научного знания о мире, человеке, обществе. Но чтобы дать ученикам искорку знаний, писал один из известных педагогов В. А. Сухомлинский, учителю надо впитать целое море света.

Самая массовая аудитория, воспринимающая духовные ценности,- это сотни миллионов читателей газет и журналов, слушателей радио, телезрителе т. е. те, на кого постоянно воздействуют средства массовой информации (СМИ).

Несомненным народным достоянием являются ставшие клас-сическими театральные постановки и кинофильмы, воспроизве-дение которых телевизионными средствами знакомит новые по-коления с искусством народов России, зарубежных стран. Сокровища петербургских музеев, благодаря серии телевизионных передач, стали достоянием миллионов людей, живущих вдали от Эрмитажа и Русского музея. Вы без особого труда, сможете умножить число примеров, раскрывающих роль телевидения в воспроизведении и распространении духовных ценностей.

Духовное потребление

Духовное производство, сохранение и распространение духовных ценностей направлены, как отмечено выше, на удовлетворение духовных потребностей людей. Процесс их удовлетворения называется духовным потреблением.

Важнейшая духовная потребность человека - в познании. Об этом говорили философы разных эпох. Аристотель писал: «Все люди от природы стремятся к знанию». А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: «Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию».

Другая важнейшая духовная потребность - эстетическая. Стремление осваивать» мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях, глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать человеческие отношения - все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека - в общении. Любовь к человеку, дружба, товарищество - подлинно человеческая потребность. Моральная и психологическая поддержка, внимание друг к другу сочувствие, сопереживание, обмен идеями, совместное творчество - таковы некоторые проявления потребности в общении. (Вспомните, что говорилось о значении общения в предшествующих главах.)

Духовные потребности порождают виды деятельности, направленные на их удовлетворение. Происходит как бы движение навстречу друг другу: деятельность писателя встречается с дея-тельностью читателя, деятельность актера - с деятельностью зрителя, деятельность учителя - с деятельностью ученика. Ду-ховная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства и духовного потребления. Никто не сможет на-слаждаться музыкой, которая не создана. Но профессиональный музыкант будет огорчен, если на его концерте зрительный зал окажется полупустым.

Духовные потребности, таким образом, вызывают к жизни духовно-продуктивную и духовно-практическую деятельность, с одной стороны, а также деятельность духовного потребления - с другой. Но и сами потребности не являются неизменными. Когда появляются новые духовные ценности, возникает и потребность в приобщении к этим ценностям. Новая книга, например, находит своих читателей. Производство духовных благ, таким образом, влияет на духовные потребности, расширяет и изменяет их. А потребление духовных ценностей также воздейству-ет «а духовные потребности, расширяя, обогащая и углубляя их.

Итак, в духовной жизни общества деятельность, направленная на производство, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные потребности и духовное потребление представляют собой неразрывное единство.

Присмотримся внимательнее к духовному потреблению. Духовные ценности предстают перед нами в вещественной форме (иногда говорят, что они имеют вещную форму). Так, содержание литературного произведения, мысли и образы, созданные писателем, могут быть запечатлены мелким или крупным шрифтом на ослепительно белой или серой бумаге, в мягкой обложке или жестком переплете. Книга -это ценность духовная, но в то же время - вещь, предмет.

Когда потребляются материальные блага, то конкретная материальная ценность (данная вещь) прекращает свое существование. Например, изношенные одежда и обувь как ценности, определяемые их назначением, уже не существуют. Духовные ценности, как правило, могут использоваться многократно и многими людьми на протяжении длительного времени. В тех случаях, когда произведение может быть воспроизведено (книги, но-ты и т. д.), гибель одной вещи - носителя духовной ценности - не ведет к исчезновению самой духовной ценности. Потребление (использование) уникальной картины в художественном музее никак не влияет на ее вещественную форму, если соблюдаются оптимальные физические условия (температура воздуха, влажность и т. п.) ее сохранности. Более того» ценность духовных продуктов в процессе их потребления все большим числом людей; как правило, возрастает.

Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью. Такова первая особенность духовного потребления.

Вторая особенность состоит в том, что процесс духовного потребления является в определенной мере и; процессом духовного производства. Восприятие духовных ценностей носит творческий характер. Каждый посвоему осмысливает содержание литературного произведения; восприятие музыкального произведения рождает собственные образы и чувства. Любой человек переживает духовные ценности через призму собственного опыта. Но всегда это творческая работа души и ума человека.

Сказанное выше позволяет нам сделать вывод о том, что духовное потребление - это особый вид деятельности, и, следова-тельно, он имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования соответствующих средств.

Направленность духовного потребления определяется общественными условиями и духовными запросами человека. Один ищет книги, побуждающие размышлять о смысле человеческой жизни, другой не выходит за пределы приключенческой литературы. Один вчитывается в описание природы, другой пропускает эти страницы. Одному нужна серьезная музыка, другому - только развлекательный жанр.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с другой соответствующие знания и навыки. Чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить ее в библиотеке или купить. Чтобы слушать музыку, надо либо попасть в концертный зал, либо владеть записями и техническими устройствами, позволяющими воспроизводить звучание. В данном случае матам» тофон - это одно из средств удовлетворения потребности в музыке. Но, с другой стороны, подняться до вершин духовной куль-туры нельзя без знаний о литературе и искусстве, о писателях и художниках, о выразительных средствах и способах их исполь-зования, без навыков смотреть и видеть, слушать и слышать, читать и понимать. Уровень образования и общей культуры личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Научные исследования позволили сделать вывод: чем выше культура человека, тем больше средств из семейного бюджета он стремится выделить на удовлетворение духовных потребностей (покупку книг, компакт-дисков, подписку на журналы, посещение театров и т. д.Х тем больше свободного времени затрачи-вает на самообразование, чтение художественной литературы и другие виды духовного потребления и духовного творчества.

Но дело не только в количественных показателях (затратах денежных средств и времени). Главное качественная характеристика духовного потребления. Можно с помощью современной звуковоспроизводящей техники наслаждаться шедеврами мирового музыкального творчества. Но та же аппаратура может вос-производить примитивные произведения, ценность которых сомнительна. Из программы телевизионных передач можно выбрать спектакли с участием великих актеров современности. Но кто-то смотрит только спортивные соревнования, а кто-то часами сидит у телевизора и смотрит все подряд. Следовательно, потребление духовных ценностей зависит прежде всего от субъекта этой деятельности, от его духовных запросов.

Во многих случаях на духовное потребление оказывает большое влияние мода. Модными могут стать те или иные книги, театральные спектакли, стихи и песни. Подумайте, как оценить воздействие моды на духовное потребление. Положительной или отрицательной будет эта оценка?

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям - книга, радио и телевидение. Чтение книг это важнейший вид духовного потребления. «Люди перестают мыслить, когда; перестают читать»,- говорил французский философ Д. Дидро (1713-1784). А другой французски* мыслитель Р. Декарт (1596-1650) писал: «Чтение хороших книг есть как бы беседа с почтеннейшими людьми прошлых веков - их авторами, и причем ученая беседа, в которой они открывают нам только лучшие из своих мыслей».

Исследования социологов показали, что за последние десятилетия произошел сдвиг в структуре культурной деятельности людей. Значительно возросло потребление культуры «в домашних условиях» (индивидуально организованные формы культурной деятельности) по сравнению с посещением учреждений культуры (общественно организованными формами). Растет численность книг в личных библиотеках по сравнению с библиотечными учреждениями, увеличилось количество фильмов и спектаклей, просмотренных по телевизору.

Возникли споры: вытесняется ли чтение книг «телесмотрением»? Высказывались разные точки зрения. Одни говорили, что из-за телевидения люди стали меньше читать, что школьник, вместо того чтобы прочитать «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, ограничивается просмотром фильма, созданного по этому произведению. Другие утверждали, что, хотя телевидение и отняло часть времени у чтения, оно, во-первых, через мастерство исполнения полнее и глубже представляет образы и идеи произведения; во-вторых, для людей, приобщившихся к чтению; телефильм нередко бывает стимулом к прочтению соответствующей книги; в-третьих, если телевидение и занимает время, то для части людей это происходит не за счет чтения, а за счет времени, которое ранее затрачивалось на игру в карты или домино, на ничегонеделание и т. т А как думаете вы?:

Подведем итог. Духовная деятельность людей многообразна, у каждого широкий выбор ее форм и видов. Такая деятельность может стать его профессией: он будет ученым или писателем, актером или художником, учителем или библиотекарем, экскурсоводам или журналистом. Он может приобщиться к любительскому духовному творчеству, участвуя в народном театре, литературном объединении, создании народного музея, конкурсах художественной самодеятельности. А главное каждый общается с книгой, музыкой, театром и кино. И от того, какие ценности человек предпочитает, во многом зависит то, .каков он сам.

Вопросы и задания

1. А. Эйнштейн писал: «В свете уже достигнутого знания удачно полученные результаты представляются Само собой разумеющимися, и любой сообразительный студент может усвоить их без особого труда. Но полные предчувствий многолетние искания во тьме с их напряженными устремлениями, с чередованием уверенности и разочарования, с их конечным прорывом к истине - все это знает лишь тот, кто пережил это».

Какие слова в этом тексте характеризуют Духовное потребление? Какие- духовное производство? Какова связь духовно-продуктивной и духовно-практической деятельности? .

2. Сопоставьте два высказывания.

Ученый-биохимик В. А. Энгельгардт: «Нас Порой спрашивают: расскажите, как вы делаете ваш» открытия это, наверноё, ужасно интересно все время открывать что-нибудь? Конечно, это глубокое заблуждение- думать, что жизнь ученого состоит в непрерывном приятном делании открытий. В труде ученого неизмеримо больше напряжения, часто однообразной работы, разочарования, обманутых1 надежд и ожиданий, непрестанного преодоления трудностей и неожиданных препятствий, возникающих одно за другим».

Композитор П. И. Чайковский писал о вдохновении: «Это такой гость, который не всегда является на первый зов, Между тем работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки, под предлогом, что он не расположен: Если ждать расположения и не пытаться идти навстречу к нему, то легко впасть в лень и апатию. Нужно терпеть и верить, и вдохновение неминуемо явится тому, кто сумел победить свое нерасположение».

Каковы общие черты духовного производства в области науки и; в области искусства? В чем вы видите отличие?

3. Известно высказывание А, П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.;.».Отражают ли эти слова эстетическую потребность? Связано ли. удовлетворение этой; потребности с духовной деятельностью? Какой? Свою позицию объясните.

4. Как вы понимаете следующие слова немецкого писателя Г.К. Лихтенберга (1742-1799): «Книга подобна зеркалу: если в нее заглядывает осел, трудно ожидать, что там отразится апостол»?; С каким положением в тексте параграфа можно связать мысль Лихтенберга? Какая особенность духовного потребления отразилась в нем?

5. Как вы понимаете высказывание русского мыслителя В. Федорова:, «Музей- это учреждение, где знание неотделимо от нравственности», в нем «обитает разум не только понимающий, но и чувствующий утраты, скорбящий о них» ибо музей - храм поминовения тех, кого должно и можно воскресить совокупными усилиями сынов, не забывших долга относительно отцов»?.

6. А. И. Герцен писал: «Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место». Как вы понимаете это суждение?

7. Какие выводы вы можете сделать из положения Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»? ,

8. По мнению академика В. И. Вернадского, основной задачей народного просвещения является «увеличение духовной силы общества», а «учащийся народ - основа широкого и мирного развития человечества». Аргументируйте ваше согласие (несогласие) с этими положениями. Какова роль (положительная, негативная) средств массовой инфор-мации в распространении духовных ценностей.


В начале урока предлагаю провести эксперимент: перед вами на доске записаны два слова «дух» и «духовный» (слайд 2). Объясните, как вы понимаете смысл данных понятий, а для этого вам поможет «Школьный философский словарь».

Из прочитанных вами определения сделаем вывод душевное не сводится только к индивидуальному, а составляет особую сферу действительности, для которой характерны специфические проявления духа – язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному также относится высшие ценности человеческого существования - свобода, любовь, творчество, вера. Запишите определения «дух» и «духовный» в тетрадь (слайд 3).

Ребята, вспомните содержание духовной деятельности. Это один из вариантов классификаций видов духовной деятельности. В материале который мы с вами сегодня изучаем представлен иной вариант видов духовной деятельности – это духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Последующее изучение подтемы будет осуществляться в соответствии с этой классификацией.

Ребята что такое творческая деятельность? В чём её особенность?

Духовное производство – это производство идей, а материальная это производство вещей. Что же ещё является перечнем продуктов духовного производства? Кроме идей она включает в себя также теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать. Иными словами, духовное производство – это научное и художественное творчество, философия, т.е. создание научных знаний, художественных образов, философских идей. А что бы раскрыть отличия и связь материального и духовного производства обратимся к тексту учебника на странице 97.

Сейчас мы с вами прочитаем отрывок из текста и я вам задам вопросы. Сборник избранных произведений А.С. Пушкина выпущен в двух вариантах: первый-массовым тиражом, второй-небольшим тиражом в качестве подарочного издания. Состав включённых в них произведений одинаков. Однако во втором варианте цена одной книги в четыре раза больше, чем первой.

О чём это говорит? Как вы думаете, какие отличия одного варианта издания от другого вызвали разницу в цене? (слайд 4)

Как и для деятельности учителя или инженера, водителя или маркетолога, профессия художника, актёра, музыканта требует приобретения профессиональных навыков, эти навыки они получают в профессиональных учебных заведениях. Так в Москве работает Академия живописи, ваяния и зодчества; Академия хорового искусства; Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова; Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина; Высшая школа-студия при МХАТе им. А.П. Чехова; Литературный институт им. Горького; Московская государственная консерватория им А.П. Чайковского; Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Вы должны хорошо понимать что без профессионального образования продуктивная деятельность в этих областях невозможна. Духовное творчество удовлетворяет не только общественные потребности в том или ином произведении, но и внутренние потребности самого автора в самовыражении, реализации своих способностей.

Известно, что каждый актёр по-своему трактует образ, и перед зрителем раскрываются совершенно разные стороны пьесы. Так, в балете С. Прокофьева Галина Уланова трактовала образ Золушки в лирико-драматическом ключе, передавая всю безысходность, трагизм положения своей героини. В исполнении О.Лепешинской образ Золушки обретал более светлые, жизнерадостные тона, соответствующие творческой индивидуальности этой балерины. Нельзя перепутать творческие манеры Рембрандта, В.И. Сурикова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана и др. В особой творческой манере проявляется огромное мастерство прославленных художников. Какие бы произведения художественного творчества мы ни взяли, они всегда согреты индивидуальными переживаниями, чувствами, размышлениями; они всегда воплощают в себе внутренний мир человека, хотя во многих случаях чувства и мысли не являются прямой проекцией авторского «Я».

Так, Л.Н. Толстой писал «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что ж! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранные узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее и роднее, – не только в художественных но и в научных философских сочинениях, как бы он ни старался быть объективен – пускай Кант, пускай Спиноза, – мы видим, я вижу душу, только, ум, характер человека пишущего» (Толстой Л.Н. Письмо Страхову, 3 сентября 1892 г.) (слайд 5).

Давайте сделаем некоторые выводы. Для этого прочитаем последний абзац в тексте, озаглавленном «Духовное производство».

Как же сохранить и распространить духовные ценности? Ответ на этот вопрос дадут нам ребята, которые подготовили сообщения на тему: «Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей», то же - о роли библиотек, архивов, школы, средств массовой информации. На сообщения вам 5 минут.

Итак из прослушанных вами сообщений сделаем вывод. Архивы, библиотеки, музеи – это не только хранилища; древние египтяне называли их «домами жизни», подчеркивая важную роль этих учреждений в сохранениии и передаче культурного наследия.

Какую же роль играет театр в сохранении духовных ценностей? Как говорил итальянский драматург К. Гоцци, «мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой». Распространению духовных ценностей способствуют и газеты, журналы, радио, телевидение. Миллионы людей слушают по радио музыку, смотрят кинофильмы и спектакли по телевидению, знакомятся с мыслями ученых, деятелей культуры, других специалистов. Правда, средства массовой информации не всегда распространяют подлинные духовные ценности. Большие надежды в связи с этим возлагаются на организованный в 1997 г. телеканал «Культура». Помимо учреждений и организаций, распространяющих духовные ценности, которые названы в учебнике, следует назвать церковь. Она вносит заметный вклад в духовную жизнь общества, проповедуя веру, любовь, нравственность.

Какую роль в мотивах деятельности играют потребности?

Что же такое духовная потребность? Духовные потребности - это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

Взаимосвязь духовных потребностей с духовным производством и распространением духовных ценностей и их потреблением можно отразить в схеме:

В схеме обозначены связи, требующие пояснения:

1, 2. Духовные потребности стимулируют деятельность по производству и распространению духовных ценностей.

3. Распространение духовных ценностей позволяет удовлетворить духовные потребности путем потребления духовных ценностей.

4, 5. Производство и распространение духовных ценностей

рождает новые духовные потребности.

6. Духовное потребление стимулирует возникновение новых потребностей.

А 7 и 8 связи поясните самостоятельно (слайд 6).

Рассмотрим особенности потребления духовных ценностей и его отличия от потребления материальных благ.

Первая особенность: «Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью».

Вторая особенность: процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, а потребление духовных ценностей зависит прежде всего от самого субъекта этой деятельности, от его запросов (слайд 7).

Давайте рассмотрим это на примере литературы и искусства.

1. Привлекательность художественного произведения может привести к тому, что человек воспринимает и переживает эстетически позитивно не только социально-положительное, но и социально-отрицательное явление (нередко так воспринимаются сцены насилия в занимательном фильме). Это зависит от уровня интеллектуального, нравственного, эстетического развития индивида, от его социальной направленности.

2. Искусство использует различные средства условности - знаки, символы, различные формы, обобщающие художественную информацию, в нем имеется элемент недосказанности. Человек, воспринимающий произведение искусства, должен что-то взять на себя. Осмысление и переживание воспринятого и в этом случае зависит от развития личности.

3. Восприятие искусства носит ассоциативный характер, т. е. порождает различные ассоциации. Произведения искусства обязательно сравниваются с личным опытом, причем сравнение это бывает не только логическим, но и эмоционально-чувственным (слайд 8). Ассоциативный характер воздействия искусства находится в прямой зависимости от предшествующего опыта человека, от уровня его образования и воспитания. Высокий культурный уровень, жизненный опыт, интерес к гуманитарным проблемам и склонность к рефлексии в этой области, знание различных художественных течений - от этого зависит богатство и содержательная ассоциативность фонда.

Полноценное восприятие искусства и литературы невозможно, если человек не владеет в определенной степени приемами «декодирования»: он должен понимать особенности языка искусства, способы художественного отображения действительности.

Под духовной практикой обычно понимается деятельность по утверждению ценностей культуры, всё то, что связано с функционированием культурных ценностей в обществе, их развитием и созданием новых ценностных оснований общественной жизнедеятельности. А это есть культурный прогресс общества.

Духовная практика процессуально развёртывается как духовно-практическая деятельность . Традиционно под этой деятельностью понимается всё, что связано с созданием произведений искусства, функционированием общественного сознания и общественной идеологии, всё, что ими культурно опредмечено, а также наука, образование и воспитание.

Но духовно-практическая деятельность имеет и свой собственный аспект, который часто упускается. Это противоречивость самой категории “духовная практика”. Ведь практика как социально-философская категория изначально предполагает активное взаимодействие человека с окружающей действительностью. Этим она и отличается от созерцания и созерцательного, рефлексивного отношения к действительности.

Рефлексивную деятельность человек осуществляет по формуле: «субъект-созерцание-объект ». Переводя рефлексию в план познания, человек изменяет созерцательное отношение на активно-практическое по формуле: «субъект-познание-объект ». А, когда познание становится непосредственно-практической деятельностью, то формула приобретает вид: «субъект-практика-объект ». Тем самым отношение человека к действительности становится активно-преобразующим.

Но то, что является верным для материальной и социальной практики, для духовной практики не является однозначно правильным. Ведь духовная деятельность включает как практический, так и созерцательный аспекты. Т.е. она едина “в двух лицах”, когда одно не исключает другое, более того, предполагают друг друга. Без психической рефлексии, духовной интроспекции, интеллектуального созерцания не может быть духовной практики. В равной степени и наоборот.

В этом отношении имеет смысл говорить о “духовном социуме”, социодуховных ценностях и социодуховной деятельности. В том смысле, что человеческий дух есть распредмеченная социальность, а социальность – опредмеченная духовность.

Такое понимание возможно только в системе культуры. Поэтому и духовно-практическую деятельность (ДПД) следует рассматривать в системе культуры, в аспекте социодуховных сущностных сил человека, их развития и творческой самореализации.

Связывая ДПД с ценностным самоопределением человека и последующей творческой самореализацией, можно прояснить ее содержание и основные формы проявления. А именно, через внутренне присущие ей противоречия, которые в системе культуры обуславливают развитие духовного производства, приводя в действие главную движущую силу этого производства и субъекта социодуховного действия – интеллигенцию в качестве социокультурного класса.

Механизм духовно-творческого действия , заложенный в ДПД, представлен в совокупности таких основных составляющих.

Опережающее отражение или афференция. Она позволяет на порядок ускорить нейропсихические процессы в человеческом мозге (П.К.Анохин). Обычный логический дискурс человеческого мышления в корне изменяется: из дискурсивного оно становится интуитивно-дискретным, сопровождается ментальными явлениями синектики (“прорыва в умозаключениях”).

Продуктивное воображение или имагинация. На эту психическую способность человеческого мышления впервые обратил внимание И.Фихте и философско-гносеологически ее обосновал. При этом он напрямую связал эту способность с ментальным явлением интеллектуальной интуиции. Современные креативные разработки по мышлению и имагинации связывают воображение со способностью человеческой психики к ассоциированию и метафоризации, способностью к новой таксономии образов и понятий.

Дискурсаторы человеческого мышления “срабатывают” в новом семантическом (смысло-содержательном) и семиотическом (значения и значимость) аспектах. Появляются совершенно новые сигнификаторы, знаки и значения, которые не имеют прямых предметных аналогов во внешней действительности.

В рамках обычной “непрерывной” логики (а не дискретно-интуитивной) в актах продуктивного воображения возникают семиотические дискурсаторы синектики или другая ценностная интерпретация образов и понятий. В психологии эти психические феномены известны как аглютинация, или “вымыслы-глюки” человеческой рефлексии.

Идеальная реконструкция или новая композиция образов и понятий, своего рода реинкарнация их прежних аналогов, создание новых идеальных прототипов и паттернов на основе энграмм и рецессий прошлых образов и понятий. Это идеальная модель для ее материально-предметной идентификации.

Творческая реализация , которая представлена фронезисом или практической привязной к внешней действительности, визуализацией идеальной модели и ее материальным опредмечиванием-синтезированием. По сути дела это и есть собственно духовно-практическая деятельность, вернее, ее конечный результат. Ведь именно в духовно-практическом акте творческой самореализации и наблюдается опредмечивание духовных сил человека, их репрезентация и натурализация в создаваемых ценностях культуры.

Но выявляя содержание ДПД со стороны ее внутренних механизмов, правильней было бы говорить не столько о конечных результатах творческой самореализации человека, сколько о самом процессе ДПД. Т.е. о развертывании социодуховных сил человека во времени и пространстве. Ибо сама практика есть процесс активного взаимодействия человека с действительностью, в которой он выступает и как субъект, и как объект саморазвития и самосовершенствования.

Поэтому, если духовно-практическую деятельность и нужно связывать с творческой самореализацией человека, то не надо путать с ней, и не сводить только к ней. Тогда в ДПД можно увидеть такие основные структурно-содержательные элементы ДПД:

    Осуществление духовно-ценностного выбора человеком, реализации своей свободы воли, свободы ценностного самоопределения и творческого волеизъявления. Это далеко не простой духовно-психический акт, и часто человек может потратить на подготовку к его совершению большую часть жизни (или даже всю жизнь).

Можно говорить и о духовно-ценностном выборе всего общества, выборе им путей своего социокультурного развития или новой “ценностной парадигмы”. И часто это выбор может стать “историческим”, т.е. направить общество по пути быстрого прогресса, либо “исторического забвения”. Надежным ориентиром во все времена служили именно духовные векторы общественного развития, культурные и социогуманистические ценности.

    Практическая деятельность по направлениям духовной целесообразности , гармоничной соразмерности со своим внешним окружением и своей совестью. Это тот вид деятельности, которая в разное историческое время характеризовалась как “благая”, “добродетельная”, “благоприятная” не только для себя, но и для всех. Она не карьеристская деятельность “по головам”, которая на первый взгляд быстрее всего приближают к цели (но также и плодит бесчисленное количество врагов и недоброжелателей). Это действие в русле общих интересов, в спектре общечеловеческих ценностей, в ауре взаимопонимания и содействия, а иногда и “иррационального отступничества” от собственной пользы и личной выгоды. Но, в конечном счёте, именно подобные действия являются наиболее рациональными и результативными.

    Культурное духовное самопрограммирование по мере индивидуальной, социальной и духовной сущности каждого человека, “своеобразной” социодуховной мере личности. Другими словами, это “программа-самомодель” будущей инновационной самореализации.

В структуру программы «инновационной самомодели» входят:

    весь жизненный опыт человека, а так же «фронезис» (здравый смысл) будущей жизнедеятельности;

    риск, предпринимательские способности, инверсионные качества личности;

    инверсия текущей экзистенциальности в новую интенцию бытия;

    новое жизнетворчество и смена жизнедеятельностной парадигмы.

    Духовно-когнитивная верификация , т.е. « проверка-оценка-тест» достигнутых результатов: насколько они соответствуют духовным критериям истины, целям личностного и социального познания. Чаще всего – это «нравственная проверка», духовная самопроверка того, насколько материальные результаты ДПД соответствуют ценностям культуры, имеют смысл и значение для других людей. Это проверка на истинность личной жизнедеятельности человека, насколько намерения, ожидания и результаты совпадают с установленной “планкой достижений”, а оценка отвечают “эстимативным силам” человека (критичности и верности оценок).

    Духовно-психогенное совершенствование: естьразвитие “духовного сознания” личности, отчётливого понимания и способности верного действования в направлении развития социодуховных сущностных сил человека. Характерным признаком этого структурного элемента ДПД является суперпсихический акт “духовной фильтрации” глюков и аглютинаций, то есть освобождения от иллюзий, заблуждений, “фантомов” и “фантазмов” личностного самосознания, от искажённых и ложных представлений об окружающей социальной реальности. В настоящее время подобные неадекватные представления обычно навязываются средствами массовой информации и той «механикой», которая характеризуется как манипуляция общественным мнением и общественным сознанием.

В теории сущностных сил человека подобное духовно-психогенное совершенствование рассматривается в спектре трёх человеческих сущностных сил – когнитивной, технологической (сила, которая опредмечивает когнитивные способности человека) и эмотивно-волютивной силы. Последняя есть “настроенность на успех” и “реакция на успех”.

6. Духовная трансформация человеческого интеллекта и его превращение в “открытую менталосферу”. Впервые такую возможность у человека заметил и обосновал Ф. Шеллинг, который описал ее в своей системе “Трансцедентального идеализма”.

Это достаточно сложный психокогнитивный и ментальный акт, в результате которого человеческий “инт-еллект” трансформируется в “экс-теллект”, т.е. меняет свою доминантную направленность. Коротко психодуховный механизм этого процесса представлен так.

Первый шаг . Субъект направляет своё внимание на объект и тем самым переносит себя на объект, “субъективирует объект” по формуле:

S 0.

Второй шаг . Субъект переносит объект на себя и тем самым “объективирует” свою субъективность. Формула “объективации субъекта”.

Как известно, человек обладает силой не только физической, но и духовной. Той, что побуждает его к действию и направляет к целям, проявляется в убеждениях и мечтаниях, в бесстрашии и решимости. Именно благодаря ей возникает не только материальная, но и духовная деятельность человека.

Иногда за нее принимают лишь бесконечное внутреннее самокопание и поиск тайных смыслов и истин. Но духовную деятельность нельзя понимать так узко, она тоже направлена на созидание и творчество. Неправильно думать, что работа духа всегда скрыта в умах и сознании людей – это не так. Она широко проявляется в общественной жизни, поскольку рождает ее главные ценности – моральные, нравственные, религиозные и эстетические.

Виды и формы духовной деятельности человека

Выделяют два основных вида духовной деятельности людей: духовно-теоретическую и духовно-практическую.

В результате первого вида деятельности возникают новые теории и мысли, создаются идеи. Они становятся духовным достоянием и ценностями человечества. Их облекают в форму литературного сочинения или научного труда, скульптурных и архитектурных сооружений, музыкальных произведений и творений живописи, художественных фильмов и телевизионных передач. Какой бы ни была форма – она всегда несет в себе идею, заложенную автором, его взгляд и оценку событий, явлений, поступков.

Духовно-практическая деятельность направлена на сохранение и изучение, понимание созданных ценностей. Постигая их, люди изменяют собственное мировоззрение и сознание, обогащают свой внутренний мир – так влияют на них творения мыслителей, художников и ученых.

Для сохранения и распространения духовных ценностей человечество использует музеи, библиотеки и архивы, образовательные учреждения и средства массовой информации. Благодаря их существованию самые разные области знаний и достижений – исторические, художественные, технические, литературные, научные – пополняются и передаются от одного поколения к другому.

Духовные потребности человека

Особенность духовной деятельности - в проявлении самых высоких побуждений и стремлений человека. Каждый имеет разные потребности, среди которых есть материальные – необходимые для поддержания жизни, социальные – важные для существования общества, и духовные – проявление самой высокой формы сознания. Это они вызывают в человеке жажду познаний и открытий. Это из-за них люди стремятся видеть и создавать красоту вокруг, сопереживать и любить, творить и помогать.

Одних духовные потребности побуждают создавать что-то новое, полезное людям. Причем сами творцы делают это и для себя: так они раскрывают свои таланты, реализуют свои способности. Ведь самореализация – тоже одна из высших потребностей, которая направляет духовную деятельность личности. Проявляя себя, мыслители, поэты и художники удовлетворяют свою потребность в самовыражении, в стремлении донести до людей свою идею.

Те, кто эту идею принимает – потребители духовных ценностей. Они тоже испытывают духовную потребность – в живописи и музыке, поэзии и познании. Они сопереживают творчеству создателя и осмысливают заложенную им идею. И порой бывает так, что между созданием духовного продукта и его потреблением проходит долгое время. Не всегда писатель сразу находит своего читателя, а учитель – ученика. Порой этот разрыв отмеряется не годами, а веками, спустя которые духовная деятельность по созданию ценностей в итоге соединяется с их духовным потреблением – признанием и сохранением.

Но это происходит, потому что высокие побуждения, желания и стремления живут в человеке. Они питают и обогащают его, вдохновляют и делают его лучше.


Top