Хорошее воспитание: зачем нужны дисциплина и ограничения. Что такое дисциплина? Что такое дисциплина зачем она нужна

И как ее развивать? Эти вопросы волнуют умы многих людей.

Интересные мысли высказывали и высказывают о ней великие и не очень великие личности:

Действовать без правил – самое трудное и самое утомительное занятие на этом свете. Пьеро Мандзони.

Сознательная дисциплина – разве это не есть истинная свобода? Н. К. Рерих.

Отсутствие дисциплины предусматривает присутствие безответственности. Леонид С. Сухоруков.

Дисциплиною называется любое главенство долговременных чувств над кратковременными. Евгений Багашов.

Когда кнут перестает использоваться - пряник начинает постепенно казаться несладким. Гарун Агацарский.

Дисциплина и свобода 4 метода

Дисциплина – это инструмент и способ достижения своих целей, решения задач, который связан с выходом из , сопряжен с неприятными ощущениями, т.е. работает в , .

Если дисциплина становится привычкой, естественным поведением человека, она позволяет получать удовольствие от выполненных и завершенных дел.

Она дает ощущение настоящей свободы, когда человек осознанно выбирает дисциплину в качестве постоянного спутника по жизни. Дисциплина в таком случае выступает защитой от неприятностей, неожиданностей, повышает ощущение самоценности человека.

Главное, чтобы дисциплина была в вашей жизни систематическим явлением, а не разовым. Тогда будут и нужные результаты.

P.P.S.Если статья вам понравилась - комментируйте и нажимайте кнопочки соцсетей, если не понравилась - критикуйте и нажимайте на кнопочки соцсетей, чтобы обсудить и высказать свое мнение. Благодарю!

В наше время нет такого человека, который не хотел бы быть успешным. Каждый стремится к саморазвитию, высоким целям. Но часто результат оказывается неудовлетворительным. Наступает разочарование. Главное условие достижения успеха - это самодисциплина. В чем же состоит смысл этого качества и почему оно так важно сегодня?

Успех и рамки

Что такое дисциплина и зачем она нужна в наше время? Сегодня успешным называется тот человек, который все успевает. Он умеет правильно отлично распоряжается собственным временем. Человек оказывается способен на многое, но только если он может придерживаться выбранного пути. Самодисциплина позволяет организовать себя, задать своей деятельности определенный курс. Однако здесь необходимы обязательства перед самим собой. Проблема в том, что многие не любят заданные извне рамки. Но именно они способны отточить характер человека. Впервые человек сталкивается с необходимостью самодисциплины в детском саду, где необходимо соблюдать режим, в школе, где нужно делать уроки. С детства родители обучают его ответственности, а также порядку. У тех, кто с детства приучен к ответственности, не возникает вопроса, и зачем она нужна.

Условие любого достижения

Дисциплина - это движущая сила, которая позволяет человеку приблизиться к желаемому результату. Именно исполненные намерения дают человеку то, что нужно, а всё остальное только является пустыми обещаниями. Часто людям не хватает мужества придерживаться своих целей. Однако дисциплину можно тренировать, как и другие навыки. Ее можно совершенствовать и взращивать.

Как стать дисциплинированным

Каким же образом можно воспитать в себе самодисциплину? Для этого нужно брать на себя обязательства. Когда человек становится сильнее, он может вдохновлять себя и других на новые достижения. Также для развития дисциплинированности рекомендуется записывать свои планы, устанавливать для них сроки, вести для себя отчётность.

Что такое дисциплина и зачем она нужна взрослому человеку? Самодисциплина - это привычка управлять собственным поведением. Она проявляется в умении отказать себе в пустых развлечениях, концентрироваться на выбранной цели, осознанности дела. Много у самодисциплины и врагов. Самый главный из них - это отвлечение и импульсивность. А также самодисциплина падает по мере нарастания усталости. Также помехой для развития этого качества является телевизор, интернет, вредная еда - фастфуд.

Два вида самодисциплины

И зачем она нужна в психологическом отношении? Слово "дисциплина" означает умение соблюдать правила. Что такое дисциплина и зачем она нужна? Одно из самых важнейших качеств человека, который сумел овладеть навыком самодисциплины, - способность выполнять свои дела в срок. Это целое умение, однако здесь можно выделить два самых важных аспекта. Что такое дисциплина, зачем она нужна? Какая бывает дисциплина в принципе? Рассмотрев следующие моменты, можно прояснить для себя эти вопросы. Срыв установленных сроков нередко связан с подсознательным желанием привлечь к себе внимание других. Человек отыгрывает целый ряд различных сценариев, которые раз за разом заставляют его оказываться в неловком положении. Делается это только для того, чтобы его заметили, подчеркнули его значимость.

Вторым важным аспектом является важность сроков. К примеру, человек может писать одну главу книги в день. В таком случае это просто его внутреннее желание. Однако если ему нужно сдать через 10 дней 10 глав книги в редакцию, чтобы получить аванс, то это уже серьезная цель, которая способствует развитию самодисциплины. Подобным образом и наемный сотрудник может стремиться соблюдать принятые в компании правила и тщательно исполнять свои обязанности, чтобы выглядеть профессионалом в глазах руководства. С другой стороны, тот, кто занимается делом всей своей жизни, не будет себя заставлять это делать - самодисциплина для него является естественным состоянием, он и так соблюдает эти правила.

Дисциплина - что это такое? Является ли она просто лишь умением соблюдать правила? Нет, дисциплинированный человек - это тот, кто умеет мыслить, отделять главное от второстепенного. Тот, кто хорошо знает сам себя, свои приоритеты и свободен от тех убеждений, что навязаны ему извне, всегда будет собран, дисциплинирован, ответственен. Именно поэтому самодисциплина бывает двух видов. В одном случае она мучительна для человека и приносит мало результатов. Во втором, когда человек осознает свои цели, ему значительно легче управлять собой и видеть результаты своей деятельности.

Такие дети постоянно затевают ссоры с одноклассниками, на уроках становятся возмутителями спокойствия, а во время экзаменационного теста могут заглянуть в тетрадь соседа. В подобной ситуации педагоги вынуждены применять к школьникам меры дисциплинарного воздействия. Школы, как правило, предъявляют к своим ученикам жесткие требования относительно дисциплины - в большинстве случаев эти требования излагаются в письменной форме (например публикуются в школьной газете). Детям и их родителям зачастую кажется, что школьная дисциплина - это форма наказания провинившихся, однако такая точка зрения не имеет ничего общего с действительностью. Дисциплина - это благо для ребенка, и соблюдение определенных правил и норм поведения является необходимым условием эффективности процесса обучения.

Дети должны четко представлять себе:

  • как им следует вести себя в школе;
  • какое поведение является неприемлемым, недопустимым в стенах школы;
  • какому наказанию они могут подвергнуться, если будут нарушать установленные школой правила и нормы поведения.

Американская академия педиатрии придерживается следующей точки зрения. Дети, нарушающие установленные школой правила и нормы поведения, безусловно, должны подвергаться соответствующему наказанию, однако при этом педагогам следует принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка (темперамент, когнитивные способности, свойства психики). Например, ребенку, страдающему таким заболеванием, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), трудно сидеть на одном месте несколько часов подряд. Педагоги должны учитывать это обстоятельство и не предъявлять к такому ребенку слишком суровых требований относительно дисциплины.
В любой ситуации учитель, должен проявлять уважение к ребенку. Даже если его приходится наказывать, меру наказания для провинившегося всегда следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей его личности. Если ребенок осознал свою ошибку, если он искренне стремится исправиться, не стоит наказывать его слишком строго. В качестве наказания можно например дать ребенку дополнительное задание по математике. Ни в коем случае, ни при каких условиях не следует применять к детям меры физического воздействия. И еще одно нерушимое правило: нельзя унижать ребенка в присутствии сверстников.
Если у вашего ребенка возникли проблемы с дисциплиной, вы должны как можно скорее выяснить причину этих проблем и соответствующим образом скорректировать его поведение. Ваш ребенок должен четко представлять себе, какие требования предъявляет к нему школа в отношении дисциплины.
Иногда требования администрации школы в отношении дисциплины кажутся родителям не вполне обоснованными. В такой ситуации вам следует поговорить с преподавателями или директором школы. В присутствии ребенка воздержитесь от каких-либо критических замечаний по поводу школы и ее администрации. Ребенок стремится подражать своим родителям буквально во всем, поэтому если вы будете проявлять неуважение к школе и ее преподавателям, ваш ребенок наверняка поступит так же.
Если, например, вашего ребенка в наказание за какой-нибудь проступок оставили в классе во время перемены, у вас может возникнуть определенное недоумение по поводу такой формы наказания - ведь на перемене ребенку необходимо побыть на свежем воздухе, поиграть со сверстниками, выплеснуть избыток накопившейся энергии. Воздержитесь от каких-либо комментариев - в присутствии ребенка не следует обсуждать политику администрации школы. Поговорите с преподавателем, предложите ему использовать другие формы наказания, учитывая при этом индивидуальные особенности вашего ребенка. Родители и педагоги должны прийти к некоему общему знаменателю: и дома, и в школе ребенок должен соблюдать определенные, раз и навсегда установленные нормы и правила поведения.
Если ребенок не выполнил то или иное задание преподавателя, не следует задерживать его в классе во время перемены. Лишив ребенка возможности поиграть со сверстниками, учитель сформирует у него негативное отношение к своему предмету и к учебе в целом. Кроме того, во время перемены ребенок, как правило, целиком поглощен теми событиями, которые происходят на игровой площадке, поэтому он не может сосредоточиться, его внимание рассеивается. На переменах ребенку необходимо быть на свежем воздухе, двигаться, играть со сверстниками.
Попросите преподавателей и директора школы немедленно информировать вас обо всех случаях нарушения дисциплины вашим ребенком. В большинстве случаев директора *школ сразу же звонят родителям, если их ребенок совершил какой-нибудь достаточно серьезный проступок. Некоторые директора, однако, полагают, что младшие школьники уже могут полностью отвечать за свои поступки, поэтому они стараются помочь ребенку самостоятельно, без участия родителей, решить возникшую проблему.
Таким образом, если ваш ребенок совершил какой-нибудь небольшой проступок, не выходящий за рамки обычной детской шалости, учителя могут не проинформировать вас об этом. Если ребенок сообщил вам, что сегодня его вызывали к директору школы, немедленно позвоните директору и узнайте, в чем дело. В большинстве случаев преподаватели и администрация школы смогут сами, без вашего участия, решить возникшую проблему, и нет никакой необходимости дважды^наказывать ребенка за один и тот же проступок.
И наконец еще одно, последнее замечание: неадекватное поведение ребенка в школе зачастую является сигналом тревоги для родителей. Задумайтесь: может быть, ваш ребенок испытывает стресс или ему просто не хватает вас, вашего внимания, заботы, ласки? Таким образом, прежде всего постарайтесь выяснить, в чем кроется главная причина проблем вашего ребенка. Устранив ее, вы поможете ему справиться со всеми возникшими на его пути трудностями.

Применяются ли в школе телесные наказания?

В вашей памяти, наверное, еще сохранились воспоминания о ваших школьных годах. Вероятно, вы до сих пор вспоминаете о подзатыльниках, которые директор вашей школы раздавал чересчур расшалившимся ученикам? А может быть, в вашей школе провинившихся били линейкой?
к сожалению, во многих школах до сих пор практикуются телесные наказания (в 23 штатах телесные наказания детей разрешены законом). По данным статистики, в течение 1993/1994 учебного года не менее 470000 школьников были подвергнуты телесным наказаниям.
Исследования, проведенные педагогами и Психологами, со всей очевидностью свидетельствуют: телесные наказания не приносят ребенку никакой ощутимой пользы. Американская академия педиатрии полагает, что телесные наказания лишают ребенка самоуважения и пагубно отражаются на его успеваемости. Наказание в данном случае теряет свое воспитательное значение: ребенок, подвергаемый телесным наказаниям, становится жестоким, агрессивным. Напротив, дети, которых никогда не подвергали телесным наказаниям, не склонны к асоциальному, антиобщественному поведению.
Директор школы и преподаватели могут применять к школьникам меры физического воздействия лишь в самых исключительных случаях (например, если возникла ситуация, угрожающая жизни и здоровью ребенка). Американская академия педиатрии выступает за полную отмену телесных наказаний в школах всех без исключения штатов. Мы полагаем, что педагоги смогут найти другие, гораздо более эффективные способы управлять поведением ребенка. Мы обращаемся к законодателям всех уровней (в том числе и к школьным советам) с просьбой поддержать нашу инициативу.

ДЕТИ И ПРОБЛЕМА ШКОЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как обычная норма морали. Если, например, учащийся опоздал на занятие - это нарушение дисциплины, если же он опоздал на встречу с другом - это квалифицируется как отступление от моральных правил, как проявление неуважения или отсутствие точности.

О том, что дисциплина как этическая категория связывается преимущественно с выполнением обязательных норм и правил поведения, диктуемых служебными обязанностями личности, свидетельствуют также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систему обязательных правил и требований, предъявляемых к поведению и деятельности учащихся. Эти правила разрабатываются самими обучающимися и называются «Правила поведения в школе». Кроме этого правила являются частью правил внутреннего трудового распорядка. Они прописаны и в Уставе школы.

В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании ими правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Если эти правила закрепляются в поведении учащихся, они превращаются в личностное качество, которое принято называть дисциплинированностью.

Дисциплинированность - это важнейшее моральное качество. Оно необходимо каждому человеку. Кем бы ни стали в будущем школьники, куда бы ни привел их жизненный путь, всюду им придется встретиться с требованиями дисциплины. Она нужна в учебном заведении и на производстве, в любом учреждении и в повседневной жизни, в быту. В школе, как и во всех областях жизни, необходимы организованность, четкий порядок, точное и добросовестное исполнение требований учителей. Школьная дисциплина должна быть сознательной, основанной на понимании смысла и значения требований воспитателей и органов детского коллектива. Учащиеся должны не только сами соблюдать требования школы, но и помогать учителям и руководителям школы бороться с нарушителями дисциплины.

Дисциплина в школе - это твердая дисциплина. Она требует обязательного выполнения распоряжений старших, требований органов детского коллектива. Для нее характерно признание детьми авторитета учителей, родителей, четкая организация индивидуального и коллективного труда школьников.

Нарушение дисциплины в школе затрудняет учебные занятия и мешает подготовке школьников к соблюдению правил социалистического общежития. Недисциплинированные ученики нередко и после окончания школы нарушают трудовую дисциплину, становятся на путь хулиганства, правонарушений, приносящих вред обществу. Поэтому в школьные годы проводится большая воспитательная работа, направленная на предупреждение нарушения дисциплины и порядка.

Правовой нормы в отечественном законодательстве в отношении дисциплины труда учащегося пока не существует. При рассмотрении проблем соблюдения учащимися дисциплины опираются на локальные акты образовательного учреждения.

Ответственность учащихся за соблюдение дисциплины возникает при совершении ими дисциплинарных проступков. К ним относят: нарушение устава образовательного учреждения, хулиганство, жульничество, неуважительное отношение к взрослым, приводящее к неисполнению или ненадлежащему исполнению требований, предъявляемых к обучающимся.

Следует отличать недисциплинарные поступки от дисциплинарных проступков. Последние как раз квалифицируются как правонарушения и являются предметом правового регулирования. В соответствии с законодательством об образовании юридическая ответственность обучающихся наступает в случае противоправных действий, грубого и неоднократного нарушения Устава учреждения.

Действия, которые порождают дисциплинарную ответственность обучающихся, а также виды дисциплинарных взысканий должны быть включены в устав учреждения.

Заметим, что ряд дисциплинарных поступков проявляются в недисциплинированности обучающихся. Недисциплинированность бывает двух видов: злостной (не ситуативная и имеет стереотипный характер) и незлостной (проявляется в озорстве, шалости). Недисциплинированность может быть представлена в таких формах, как грубость, дерзость, несдержанность.

Федеральным законодательством за дисциплинарный проступок учащегося предусмотрено только одно взыскание: отчисление из учебного заведения за совершение противоправных действий. Для правонарушителей в этой ситуации действует следующий порядок отчисления: если учащийся достиг 14 лет, то отчисление за совершение дисциплинарного проступка проводится с согласия органа управления образованием, которому подчиняется данное образовательное учреждение. Если учащийся не достиг 14 лет, то отчисление возможно только при согласии на это его родителей. Уровень сознательной дисциплины и общей воспитанности личности отражается в понятии культура поведения. Как специфический термин это понятие обозначает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни. Содержание школьной дисциплины и культуры поведения учащихся включает в себя следующие правила: не опаздывать и не пропускать занятий; добросовестно выполнять учебные задания и старательно овладевать знаниями; бережно относиться к учебникам, тетрадям и учебным пособиям; соблюдать порядок и тишину на уроках; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, взрослыми и товарищами; принимать участие в общественно полезной работе, труде и различных внеклассных мероприятиях; не допускать грубости и оскорбительных слов; быть требовательным к своему внешнему виду; поддерживать честь своего класса и школы и т.д.

Выполнение норм и правил дисциплинированного поведения должно войти в привычку учащихся, стать их внутренней потребностью. Поэтому уже в начальных классах большое место занимает практическое приучение школьников к дисциплинированному поведению. Особенно много сил и энергии приходится затрачивать на приучение учащихся к дисциплинированному поведению в начале года. За время летних каникул некоторые ученики утрачивают навыки организованного поведения. Для их восстановления нужно время на уроке, во время перемен.

Широкие возможности для приучения школьников к дисциплинированному поведению предоставляет их совместная общественно полезная деятельность, труд на общую пользу. В таком труде школьники приобретают и закрепляют навыки организованного поведения, приучаются точно выполнять распоряжения педагогов и органов ученического коллектива, приучаются к взаимной ответственности, исполнительности. Поэтому правильная организация разнообразной деятельности учащихся - это необходимое условие воспитания их в духе сознательной дисциплины. Учитель обычно следит за тем, как ведут себя отдельные ученики в процессе трудовой деятельности, дает советы, показывает, как нужно поступать в том или ином случае. Постепенно к контролю за поведением учащихся привлекается актив класса. Это позволяет преодолеть у учащихся непослушание и приучить их к дисциплинированному поведению. Но современное образование отрицает физический труд обучающихся. А некоторые родители так оберегают своих детей от трудовой деятельности, забывая о том, что именно труд превратил обезьяну в человека

Воспитанию дисциплины помогает также оформление класса, школы, пришкольного участка. Внешний порядок дисциплинирует учащихся. Необходимо с первых дней школьного обучения приучать детей к порядку и чистоте в классе, к бережному обращению со школьным имуществом. Большую роль в решении этих задач играют дежурства учащихся. Дежурные следят за порядком и чистотой в классе, за тем, чтобы класс проветривался во время перемены, чтобы все остатки от пищи и бумажки выбрасывались в специальный ящик. Дежурные следят также за тем, бережно ли дети обращаются со школьным имуществом, не портят ли парты, стены и школьное оборудование, берегут ли свои вещи, чисты ли их книги. Так дежурство становится важным средством приучения к соблюдению дисциплины и порядка в школе. Так было. А что теперь. Детям нельзя подметать, вытирать пыль, работать. Каких же помощников мы хотим вырастить. О какой дисциплине труда может идти речь.

Мы не должны забывать, что соблюдение норм и правил дисциплины и культуры, поведения обеспечивает успех во всех сферах деятельности человека. Если он четко выполняет нормы, правила и требования, необходимые для осуществления возложенных на него обязанностей, если он проявляет пунктуальность, аккуратность и добросовестное отношение к работе, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в этой деятельности и повышения ее качества, что, безусловно, важно как для общества, так и для самого человека. Вместе с тем дисциплина и культура поведения обладают большим воспитательным потенциалом. Здесь следует сказать и о школьной форме. Они делают человека подтянутым, сдержанным, способствуют формированию умения подчинять свои действия и поступки достижению поставленных целей, побуждают к самоконтролю и самовоспитанию и преодолению имеющихся недостатков. Все это и делает воспитание сознательной дисциплины весьма существенной задачей нравственного формирования личности.

Из разговора классного руководителя и мамы одного ученика:

"Да что вы, он не мог. Мой сын очень спокойный мальчик. Он никогда не грубит взрослым». Знают ли родители, на что способны их любимые чада, лишенные родительского контроля? Почему столь неожиданным для пап и мам являются нередко поступки детей в школе? Растерянность, изумление и недоверие к словам педагогов сочетаются подчас с агрессивностью и желанием встать на защиту «невинно обвиненного». Замечания в дневнике, вызовы в школу... Самая распространенная причина – нарушения детьми школьной дисциплины.

Как вообще обстоят дела с дисциплиной в нашей школе?

1 место по распространению среди всех форм нарушений дисциплины заняли разговоры школьников на уроках;

2 место - опоздание на уроки;

3 место - игры с телефоном;

Прогулы уроков;

Бег по лестницам и по коридору школы;

Драки;

Порча школьного имущества и оборудования.

Последний вид нарушений представляется мелкой забавой по сравнению с такими формами, как словесное оскорбление учителя; игнорирование его вопросов; «метание» различных предметов (бумажек, пуговиц).

Данные факты производят крайне неблагоприятное впечатление. Примечательно, что диапазон нарушений школьниками дисциплины достаточно широк.

Следует отметить, что самая тяжелая ситуация наблюдается в классах, где учатся дети подросткового возраста («у них наблюдается резкая смена настроения и поведения»).

Анализ ответов показал, что очень тяжело работается в школе педагогам пожилого возраста. Широко распространена практика «проверки на прочность» новых (молодых) учителей.

К причинам нарушений школьной дисциплины также относили негативное влияние программ телевидения, проповедь насилия, тематика криминала.

Несомненно, что во многих случаях действует эффект стадности. Особенно в подростковом возрасте сильно стремление стать «своим» в определенной группе, приобрести признание одноклассников, что и толкает нередко детей на самые экстравагантные дисциплинарные нарушения. Не каждый может противостоять давлению группы, в которой приняты определенные нормы поведения.

Школьная дисциплина

Воспитание сознательной дисциплины, чувство долга и ответственности. Жизнь требует от человека высокой дисциплины и исполнительской четкости - черт, в нашем характере представлены слишком слабо. В их формировании значительная роль принадлежит учебно-воспитательному процессу школы, в частности школьной дисциплине. Школьная дисциплина - соблюдение учащимися правил поведения в школе и за ее пределами, четкое и организованное исполнение ими своих обязанностей, подчинения общественному долгу. Показателями высокого уровня дисциплины является понимание учащимися необходимости соблюдение ее в школе, общественных местах, в личном поведении; готовность и потребность в выполнении общепринятых норм и правил дисциплины труда, обучения, свободного времени; самоконтроль в поведении; борьба с нарушителями дисциплины в школе и за ее пределами. Сознательная дисциплина проявляется в осознанном строгом, неуклонном выполнении общественных принципов и норм поведения и основывается на сформированности у учеников такой черты, как дисциплинированность и чувства долга и ответственности. В основе дисциплинированности - стремление и способности личности руководить своим поведением в соответствии с общественными нормами и требованиями правил поведения. Обязанность - осознанная личностью система общественных и моральных требований, диктуемых социальными потребностями и конкретными целями и задачами определенного исторического этапа развития. Ответственность - качество личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения ее целесообразности или ущерба для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами, законами, руководствоваться интересами социального прогресса. Школьная дисциплина является условием нормальной учебно-воспитательной деятельности школы. Совершенно очевидно, что при отсутствии дисциплины нельзя провести на должном уровне ни урока, ни воспитательного мероприятия, ни любой другой дела. Она является одновременно и средством воспитания школьников. Дисциплина способствует повышению воспитательной эффективности деятельности учащихся, позволяет ограничивать, тормозить безрассудные действия и поступки отдельных школьников. Важную роль в воспитании чувств долга и ответственности играет работа учителей относительно усвоения учащимися правил поведения в школе. Необходимо приучать их к исполнению этих правил, формировать у них потребность в постоянном их соблюдении, напоминать их содержание, требования. Неуместно делить правила поведения на основные и второстепенные, когда за нарушение одних учений несет ответственность, а несоблюдение других остается незамеченным. Соответствующую работу следует проводить также с родителями учащихся. Ведь правила охватывают основные обязанности школьников, добросовестное выполнение которых свидетельствует об их общем воспитанность. Чтобы помочь школе в выработке у учащихся качеств, предусмотренных этими правилами, родители должны знать их, владеть элементарными педагогическими приемами для формирования этих качеств. Воспитание привычки соблюдать правила поведения, дисциплинированности начинается с первых дней пребывания ученика в школе.

Учитель начальных классов должен четко знать, какими методами добиваться ее, помня, что даже самый молодой ученик-первоклашка - это уже гражданин, наделенный определенными правами и обязанностями. К сожалению, учителя младших классов очень часто видят в нем только ребенка. Некоторые из них влияют на школьников только суровостью, стремятся добиться послушания, ломая волю ребенка. В таком случае у учащихся воспитывается бездумный послушание или дерзкая неповиновение. В средних и старших классах отдельные учителя чрезмерной суровостью, прямолинейностью суждений нередко подавляют интересы школьников, порождают нежелание идти в школу. Неусыпный контроль, постоянные ограничения приводят к противоположным результатам, замечания вызывают раздражение, грубость, неповиновение. Требовательность и строгость учителя должны быть доброжелательны. Он должен понимать, что ученик может ошибаться не только на уроке, когда соответствует на вопросы, но и допускать ошибки в поведении ввиду недостатка жизненного опыта. Суровый и добрый учитель умеет прощать такие ошибки и учит несовершеннолетних, как вести себя в сложной жизненной ситуации. А. Макаренко большую роль в дисциплинирования учащихся отводил школьном режиму, считая, что он выполняет свою воспитательную роль только тогда, когда целесообразен, точный, общий и определенный. Целесообразность режима заключается в том, что все элементы жизнедеятельности учащихся в школе и дома продуманные и педагогическое оправданы. Точность режима проявляется в том, что не допускает никаких отклонений во времени и по месту проведения намеченных мероприятий. Точность прежде всего должна быть присуща педагогам, тогда она передается детям. Всеобщность режима - его обязательность для всех членов школьного коллектива. Относительно педагогического коллектива эта черта проявляется в единстве требований, педагоги предъявляют к воспитанникам. Каждый воспитанник должен четко представлять, как он должен действовать, выполняя определенные обязанности. Такой режим способствует развитию у учащихся способности управлять собой, полезных навыков и привычек, положительных моральных и правовых качеств. Важное место в приучении учащихся надлежащего поведения в школе и за ЕЕ пределами принадлежит четкому контролю за их поведением, предусматривающий учет посещения ими уроков, принятия соответствующих мер к тем, кто систематически опаздывает или не появляется на уроки без уважительных причин. В некоторых школах ведут специальные журналы поведения учащихся, в которых директор или его заместитель по воспитательной работе регулярно фиксируют все случаи грубого нарушения учащимися порядка в школе, на улице, в общественных местах, а также воспитательные воздействия, примененных к ним, и результаты этих воздействий. Это помогает педагогам своевременно анализировать состояние дисциплины в ученическом коллективе, намечать и принимать меры по его улучшения, подробнее и полнее изучать условия жизни учащихся, ближе знакомиться с их семьями, глубже вникать во внутренний мир отдельных учащихся и таким образом выявлять недостатки воспитательной работы школы и совершенствовать ее. Такой журнал учета поведения дает возможность конкретизировать индивидуальную воспитательную работу с учащимися, склонными к нарушениям норм морали и права, способствует их профилактике. В некоторых школах вместо журнала учета поведения ведут специальную картотеку на учащихся-правонарушителей. Препятствуют воспитанию дисциплинированности учащихся попытки отдельных учителей и родителей скрыть случаи нарушения дисциплины, чтобы не компрометировать класс. Не реагируя на такие поступки, они воспитывают в несовершеннолетних чувство безответственности. Если на определенном этапе воспитание ученику начинают упрекать за плохое поведение, он не может понять, чем последний его поступок хуже предыдущих, о которых никто не вспоминал, что у него притупилось чувство ответственности, выработалась дерзость. Учитывая это, каждый случай нарушения правил поведения следует детально анализировать и давать соответствующую оценку.

В дисциплинирования учащихся важную роль играет дневник. Педагог должен требовать от них аккуратного ведения дневника. Оценивая поведение школьника за неделю, следует учитывать также его внешний вид и участие в уборке класса, дежурство в столовой, отношение к товарищам и взрослых. Систематический контроль над поведением учеников в школе и за ее пределами приучает их к ежедневному соблюдению дисциплины. Такой контроль особенно нужен детям, у которых сформировались негативные привычки. Он создает условия для выработки у них положительных привычек, блокирует появление и закрепление отрицательных. Однако это не значит, что надо все время контролировать учеников, случайно нарушили правила поведения. Когда их «воспитывают» во многих инстанциях, часто напоминают о малейшие проступки, это не способствует соблюдению ими правил поведения, а побуждает к мысли, что они «Неисправимые». Контроль должен быть тактичен, чтобы ученик чувствовал уважение к себе как личности. Внешний контроль определенной степени является принуждением к положительному поведению. Вместе действует внутренний контроль, когда определенные нормы поведения усвоены такой степени, что стали внутренними убеждениями человека, и она выполняет их, часто даже не задумываясь над тем, почему поступает так, а не иначе. Если от исполнения требований школьного режима можно уклониться, контроля со стороны педагогов или коллектива учащихся можно избежать, то от собственной совести трудно спрятаться. Поэтому в воспитании следует добиваться разумного сочетания внешнего и внутреннего контроля за поведением воспитанников, научить их «Делать правильно, когда никто не слышит, не видит и никто не узнает».

В воспитании вообще и в укреплении дисциплины частности особое значение имеет установление правильного тона и стиля в деятельности ученического коллектива. Если господствует жизнерадостное тон, в основе которого сознательная дисциплина, единство и дружба, чувство собственного достоинства каждого члена коллектива, вопросы воспитания учащихся решать легче. Действенной является профилактика конфликтных отношений и предотвращению негативных поступкам. Нарушение дисциплины и требований школьного режима чаще случаются там, где недостаточно организована деятельность учащихся. Если питомцу нечего делать на уроке или в мастерской, если не организовано его досуг, то возникает стремление чем-то заполнить свое свободное время, организовать его по-своему, не всегда разумно. К нарушениям школьного режима отдельными учениками приводит и неумение некоторых учителей работать с педагогически запущенными детьми, промахи и ошибки в работе с ними, вызванные тем, что педагоги не раскрывают мотивов их негативного поведения, знание которых дает возможность эффективно строить воспитательную работу с ними. Так, если питомец плохо обращается за отсутствия перспективы, за безразличия к своему будущему, то вся работа педагога направляется на формирование у него веры в это будущее, в возможность достичь его собственными силами. Школа много теряет в воспитании сознательной дисциплины за того, что не всегда придерживается строгой регламентации жизни и деятельности учащихся. А. Макаренко по этому поводу писал, что именно «школа должна с первого же дня поставить перед учеником твердые, неоспоримые требования общества, вооружать ребенка нормами поведения, чтобы она знала, что можно и чего можно, что похвально и за что не похвалят». Это регламентирование определяется правами и обязанностями школьников, предусмотренными Уставом ОУ. Ученикам созданы все условия для учебы и работы в школе, поэтому каждый из них должен добросовестно и сознательно выполнять свои обязанности. Уважение учащихся к закону заключается в сознательном соблюдении правил поведения, дисциплинированности, борьбе с нарушениями требований школьного режима, помощи педагогическому коллективу в организации учебно-воспитательного процесса. Словом, ученик должен глубоко осознать, что поведение и отношение к обучению - не только его личное дело, что его обязанность как гражданина - добросовестно учиться, примерно вести себя и удерживать других от недостойных поступков.


Каждый человек в своей жизни неоднократно слышал слово «дисциплина». О нем постоянно говорят в школе, на работе, в армии. Однако, не у всех правильно сформировано понятие дисциплины и для чего она необходима в повседневной жизни.

Рассмотрим, что такое дисциплина, для чего она нужна и какие виды дисциплины существуют.

Что означает термин «дисциплина»

Слово «дисциплина» произошло от латинского слова, которое переводится как «строгость, выдержанность». Этот термин означает в современном мире определенные правила поведения человека, которые были приняты в обществе, где находится этот человек. Сообщества могут быть разными - от армии до работы. Поэтому часто можно услышать о школьной, рабочей или воинской дисциплине.

Дисциплина может поддерживаться путем наказания или поощрения человека. Если человек делает все правильно и верно, то его поощряют, нарушителя же дисциплины ждут штрафы и наказания.

Однако, устанавливать дисциплину могут не только другие люди, в круг общения которых вы входите, но и вы сами, создав свод правил, которые следует соблюдать для достижения целей. Ведь отсутствие дисциплины не даст успеха при поставленной задаче.

Зачем нужна дисциплина

Дисциплина всегда нужна именно для достижения целей и задач, которые поставила организация, сообщество или просто отдельный человек. Недисциплинированный человек всегда неэффективен и проигрывает в любом деле тому, кто организован. Ведь без дисциплины нет порядка и последовательности в действиях.

Дисциплина помогает устранять все преграды на пути к успеху, среди которых слабости, усталость, сопротивления людей, неблагоприятные условия и другое. По сути, дисциплина структурно состоит из:

  • Самоконтроль. Это слежение за своими действиями и в итоге устранение внутренних преград вроде пассивности и других негативных эмоций и процессов в собственном сознании. Благодаря этому можно двигаться вперед несмотря ни на что, убирая внутренние противоречия;
  • Терпение. Часто на пути к цели может быть очень тяжело и будут возникать различные преграды. Необходимо быть терпеливым при выполнении задач;
  • Своевременность - выполнение поставленных задач и целей точно в срок без оттягивания решений и действий на потом.

Регулярной тренировкой и самовоспитанием формируется крепкая дисциплина и сила воли.

Разновидности дисциплины

Дисциплина имеет множество разновидностей и классификаций, так как это понятие широко используется во многих областях жизни человека. Дисциплина делится на два общих вида:

  • Общеобязательная. Это дисциплина, которая установлена государством для всех государственных или иных организаций, должностных лиц и граждан;
  • Специальная дисциплина же устанавливается только в определенной организации и распространяется только на сотрудников этой организации.

Дисциплину также различают по принадлежности на

  • Воинскую, которая контролируется уставом на службе и служит основным документом, регулирующим поведение военнослужащих;
  • Трудовую, которая контролируется документами и уставом на работе в любой организации. Она устанавливает специальные правила поведения людей на работе;
  • Школьную, правила и распорядок которой прописаны в документах школы или иного учебного заведения. Служит для контроля поведения учащихся, чтобы они могли максимально осваивать новые знания;
  • Технологическую, которая расскажет о соблюдении правил эксплуатации оборудования, процессах и последовательности операций на оборудовании. Часто туда же входят и правила пожарной безопасности;
  • И другие виды, установленные конкретной организацией или сообществом.

Помимо этого существует еще дисциплина внутренняя и внешняя

  • Внешняя дисциплина - это соблюдение правил, распорядка и устоев с контролем со стороны других людей. Такая дисциплина характерна для воинских, трудовых и учебных организаций, но при этом может существовать и внутренняя дисциплина;
  • Внутренняя дисциплина - это контроль собственных правил по собственной воле без принуждения и санкций извне от других людей и организаций. Такая дисциплина характерна для спортсменов, успешных бизнесменов и других людей, которые для достижения поставленных целей ограничивают и контролируют себя.

Также вы можете прочесть наш полезный раздел .


Top