Как фотографировать водопады и прочие сюжеты с водой. Урок по фотографии

Смотреть на бегущую воду можно бесконечно – общеизвестный факт. Фотографы могут захватывать этот момент в бесконечность, передавать картинку многим людям, тем самым создавая возможность любоваться переливами волн в любое время, не выходя из дома. Современная техника сильно им в этом деле помогает, зеркальные фотоаппараты умеют передавать живость и движение воды при правильных настройках, а мониторы и телевизоры воспроизводить отснятый материал.

Чтобы научиться передавать настроение, запахи, движение воды, нужно активно тренироваться и изучить главные правила съемок водопадов и быстрых рек. Во-первых, оборудование должно быть подобрано правильно – и камера, и объектив, и фильтры, и штатив. Без них не получится снимать ровно и качественно. Во-вторых, нужно знать все технические особенности вашей камеры. Поэтому для съемок чего-то нового лучше взять менее подходящую, но проверенную камеру, чем новую многофункциональную. И потерять много часов в тщетных попытках получить нужные эффекты.

Съемки водопадов требуют тщательной подготовки, обычно до самого момента съемок проходит не менее пары дней и несколько важных этапов:

  • подбор необходимого набора оборудования
  • поиск места и точки съемки
  • выбор оптимальной погоды, времени суток, сезона
  • подготовка экипировки, подходяще по сезону и погоде одежды
  • пристрелочные кадры с разными настройками
  • Самый трудоемкий этап – поиск места и подбор ракурса, а затратный – комплектации «походного рюкзака», особенно при отсутствии какого-либо нужного оборудования

Особенности местности и пейзажа

Съемки водопадов и рек имеют ряд преимуществ перед другими видами – объект не перемещается, пейзаж вокруг не изменяется, поэтому время на подготовку, пристрелку и саму работу не ограничено. С другой стороны – влажность, отдаленность от цивилизации, особые режимы фотосъемки не очень хорошо сказываются на камере. Нужно постоянно следить, чтобы не попала вода на камеру, особенно при смене объективов. Часто возле водопадов дует сильный ветер, поэтому оборудование должно быть в безопасности, проверенное и надежно закрепленное.

Для выбора режима съемок важны следующие особенности:

  • в воздухе очень много частичек воды, каждая из которых отражает и преломляет свет;
  • брызги постоянно попадают на объектив, приготовьтесь регулярно (иногда и раз в 5 минут) протирать его специальной тряпочкой;
  • потоки движутся очень быстро;
  • разница между цветом воды и окружающего пейзажа может быть очень большой, некоторые участки получаются излишне затемненными;
  • важен не только сам водопад, но и композиция в кадре.


Необходимое оборудование

Когда заходит речь о необходимом оборудовании, подразумевается, что есть свободные средства, которые легко можно потратить на приобретение инструментов. Что фотограф неопытный и не имеет достаточного количества приспособлений. Что съемки подобного плана не последние в работе, и все оборудование послужит еще долгое время.


Камера. Если фотоаппарат у вас уже есть, и он достаточно хороший, то смело переходите к следующему пункту. Главное, чтобы камера имела ручной режим настроек, возможность снимать на длинной выдержке, объектив был сменный, а технические характеристики и внутреннее меню тщательно изучено. При желании можно снять красиво и на недорогой фотоаппарат, имея неплохой объектив и правильные навыки. Если выбирать модель, то пусть будет «зеркалка» с режимом стабилизации изображения, возможностью снимать в RAW и использовать объективы, а если еще и без кроп-фактора, то снимать будет гораздо проще. Остальные моменты успешно компенсируются оптикой, правильно настроенными режимами и грамотно выбранным штативом.


Объектив. Небольшие водопады часто окружены камнями, деревьями и протекают в узких ущельях. Поэтому используйте для таких съемок широкоформатный объектив, лучше если он будет типа «зум» с фокусным расстоянием 18-20 мм. Такой объектив является универсальным для «пейзажника» или свадебного фотографа. Если вы планируете снимать много и долго в этих жанрах, приобретите хороший дорогой широкоформатник. Он долго прослужит и позволит качественно отрабатывать практически всех необходимые мероприятия и моменты.

Штатив. Съемки водопада предполагают наличие ветра и неровной поверхности для установки камеры. Поэтому штатив должен быть качественный и устойчивый, от него зависит не только стабилизация кадра, но и сохранность камеры. Количество поворотных направлений в данной ситуации не так важно, как устойчивость и рабочая нагрузка. Последняя должна превышать вес камеры с объективом и фильтром. А возможность регулировать высоту каждой ноги отдельно поможет более прочно установить штатив на неровной поверхности.


Фильтры. Снимать быстро бегущую воду без фильтров достаточно сложно, она получается неживой или слишком смазанной. Потому что вода отражает и преломляет падающий на нее свет, создает блики, засвеченные пиксели. Для водопадов обычно берут 2 фильтра: нейтральный серый и поляризационный. Первый выравнивает цвет и убирает засветы от потоков воды, второй делает их более прозрачными, естественными, снижая общую яркость снимка. Современный вариант профессионального фильтра – переменный серый выполняет функцию вышеперечисленных и позволяет регулировать степень затемнения.

Сменные аккумуляторы. Об этом много пишется на всех форумах и некоторые фотографы все равно попадают в такую ситуацию. Камера при длинной выдержке потребляет много энергии, поэтому аккумуляторы быстро разряжаются. На помощь придет сменный блок или запасные батареи. В холодную походу даже двойной комплект. Места они занимают немного, а польза очевидная.

Дополнительные карты памяти. Такая же ситуация возникает с памятью камеры, когда съемки долгие, сохраняются снимки в RAW. Лучше брать несколько карт по 16 или 32 Гб, так проще будет потом искать нужное, да и зависать будут меньше при сохранении. Флешки весят и занимают места еще меньше, чем аккумуляторы, поэтому лишние 2-3 штуки про запас должны быть. Важный момент – освобождайте карты памяти сразу после съемки, так вы не удалите случайно снимки с чьей-то свадьбы в процессе работы.


Тряпочки из микрофибры для объектива. Водопад – явление достаточно мокрое, чтобы запечатлеть интересные кадры, придется подходить к воде достаточно близко. Брызги от потоков будут постоянно попадать на стекло объектива. Возьмите несколько специальных тряпочек для оптики, вам придется каждые 5-7 минут протирать объектив.

Время суток, погода

Водопад красив в любую погоду и в любое время суток, нужно только найти правильный ракурс и настройки. В дневное время излишек света следует гасить фильтрами, а ночное – выставлять ISO побольше, чтобы захватить все детали. В летнее время водопад красиво дополняют цветы, трава, деревья, в зимнее – все покрыто причудливыми снежными узорами. Весной и осень из-за дождей большинство водопадом становятся мощнее, а поток сильнее. Некоторые водопады в жаркий период текут совсем слабо, это нужно учитывать при выборе времени года для съемок. Предварительный выезд на место позволит оценить ситуацию и подобрать оптимальный набор инструментов.


То же самое касается и погоды – в дождь или снег снимать сложнее, но они не помешают сделать красивые кадры при желании. Палящее солнце неприятно для фотографа и камеры, но дает удивительные переливы на воде. Осень славится туманами над водой, утром и поздно вечером над водопадом можно застать густые красивые облака. Определить нужную погоду можно по прогнозам.

Настройки и режимы камеры

Нестандартные съемки всегда требуются небанальных подходов и определенных отклонений от нормы съемок. Водопад – не исключение, снимать будем в формате RAW, чтобы потом можно было поправить недочеты в процессе обработки.

Первым делом выставляет ручной режим настроек, он позволит избежать стандартных проблем с фокусом и ISO. Снимать движение воды можно на короткой или длинной выдержке, результат получится абсолютно разный.


Максимально закрытая диафрагма при длинной выдержке позволит снизить количество шумов, а детализации при этом будет на достаточно высоком уровне. Чтобы «нащупать» нужное значение, поставьте ее в среднее положение и на шаг уменьшайте, когда качество пойдет вниз, вы сразу заметите. Крайние значения (полностью открытая или максимально закрытая диафрагма) лучше не использовать, полученные снимки вряд ли порадуют вас четкостью и резкостью.

Выставляем минимально возможное в данной ситуации значении ISO, при съемках днем от воды дополнительно отражается свет, что может привести к бликам и засветам. Длинные выдержки усилят эффект, они сами по себе добавляют шумы и зернистость на снимок, а большой объем света и информации на матрице создадут какофонию красок.


Поговорим о выдержке, каждая съемка – явление уникальное и неповторимое. Погодные условия, камера, опыт фотографа – все требует пробных снимков и различных вариантов. Начинаем с 1-2 секунд, увеличивая и уменьшая выдержку при необходимости на разных настройках. Оптимальные значения лежат в диапазоне от 1 до 30 секунд, чем дольше открыты створки, тем сильнее размываются границы воды. Обычно 20-30 пристрелочных снимков выявляют наиболее подходящие для ситуации параметры.

Советы по съемкам водопада от опытных фотографов

Комбинация параметров лучше всего определяется опытным путем, поэтому подготовка к съемке может длится несколько часов, а сама съемка час-два. Что нужно знать начинающим фотографам прежде чем начать снимать водопады:

    Длинные и короткие выдержки имеют ряд существенных отличий, у каждой есть преимущества. Воду можно снимать на любых значениях. При короткой – потоки будут естественными, прозрачными, при длинной – сливаться в поток, размываться. Оба эффекта красиво смотрятся на фотографии. Ультрокороткая выдержка позволит снимать бурлящие потоки, брызги и капельки воды в воздухе.


  • Не спешите снимать сразу, походите вокруг, поищите ракурс для небанальной съемки. Иногда появление в кадре одной ветки дает больше, чем вся композиция целиком. Заполните кадр на всех планах, чтобы на снимке был не только сам водопад. Шикарно смотрятся на снимке камни, валуны и каскады под потоком воды.
  • Ракурс съемок должен быть на уровне потока реки, снизу и против движения воды, чтобы передать величие и динамику. Экспериментируйте с масштабами, делайте акцент на отдельные детали вокруг водопада.
  • «Всякая погода благодать…», или тренируйтесь снимать в любую погоду. Если вы сможете повернуть капризы природы себе на пользу, то может получится замечательный кадр. В пасмурную погоду естественный свет рассеивается облаками, а во время дождя природа оживает новыми красками и оттенками, тени становятся более сочными, а цвета насыщенными.
  • Съемка воды крупным планом может дать удивительные результаты. Пузырьки на выдержке от 4 до 6 секунд рисуют на фотографии причудливые спирали, а подводные камни и препятствия образуют на поверхности узор.
  • Если исключить из снимка небо, то можно слегка «завалить горизонт» для улучшения восприятия картины. К тому же небо являет собой сильный контраст с мрачными мокрыми камнями и будет на фото белым участком.

  • Выведите гистограмму на дисплей, часто снимки получаются пересвеченными, что не всегда заметно на экране камеры. Во врем пристрелочных кадров, да и в процессе съемки, сверяйте внутреннее ощущение с графиком и корректируйте настройки.

Применяя эти советы, можно уже с первого раза получить достаточно сносные снимки, а при регулярной работе, уже через пару месяцев выйти на совершенно иной уровень качества. Технические характеристики камеры, погода, экипировка, дополнительное оборудование – ничего не заменит до автоматизма отработанных навыков, личного опыта и наработанного фотографического видения.

11651 Повышаем мастерство 0

Продолжаем совершенствовать свои знания в съемке пейзажей. Лично для меня это очень сложное направление, несмотря на кажущуюся простоту, и по прежнему не дает полного удовлетворения от своих снимков. Именно поэтому так много внимания в нашей фотошколе уделено именно пейзажу, возможно и излишне много.

Пейзажи, в которых присутствует вода - необычайно красивы. От ровного, спокойного озёра до бушующего водопада - вода может кардинально изменить настроение вашего фотоснимка. Давайте рассмотрим нестандартных четыре подхода, которые помогут по-разному изобразить воду. Именно эторму и посвящен этот короткий урок.

Маленькая глубина резко изображаемого пространства

Съёмка с малым фокусным расстоянием и с большим значением диафрагмы (от 11 и больше) – наиболее часто применяемый, но не единственный способ изображать природные рельефы. Почему бы не посмотреть на них «под другим углом» – фотографировать с малой глубиной резко изображаемого пространства? Эта идея эффектно реализуется, если не переднем плане находится объект наподобие цветка, скалы или дерева. Именно на эти объекты можно навести на резкость.

Для достижения максимального эффекта установите маленькое значение диафрагмы, например, равное 4, и сфокусируйтесь на точке в пространстве, расположенной как можно ближе к вам. Чем больше расстояние между точкой, которую вы навели на резкость, и фоном, тем более «размытое» изображение последнего вы сможете получить.

На уровне воды

Чаще всего мы смотрим на пейзаж с высоты своего роста. Почему бы не попробовать опустить точку обзора? Снимая водную гладь, опустите фотоаппарат насколько это возможно близко к воде. Помимо того, что вы покажете снимаемую сцену в другом ракурсе, всевозможные отражения в водной глади помогут обогатить ваши фотографии.

Ниже уровня воды

Как на счет того, чтобы установить фотоаппарат так, чтобы в кадре был виден как надводный мир, так подводный? Такой подход придаст вашим снимкам эффектности и неординарности! Но не следует окунать в воду дорогостоящую фотокамеру. Заранее позаботьтесь о защите оборудования от соприкосновения с жидкостью. Для съёмки в подобных условиях можно использовать дешёвый аквариум для разведения рыбок вместо дорогих устройств для подводной съёмки. Чтобы не волноваться за сохранность фотоаппарата, вначале протестируйте резервуар на наличие течи.

Дополнительно можно установить перед передней линзой объектива градиентный фильтр нейтральной плотности (ND Grad), уменьшающий пропускаемый свет через свою поглощающей часть. Таким способом мы выровняли освещение под водой и над водой. Для удобства используйте пульт дистанционного управления спуском затвора.

Такая установка приемлема для использования в спокойной воде, не в море, так как верх резервуара остаётся открытым, и брызги могут попасть внутрь. К тому же, из-за любого волнения на воде фактически невозможно зафиксировать ровной границу раздела двух сред. А на передней панели резервуара, сквозь которую «смотрит» объектив, остаются капли.

Возможно, это выглядит немного странным – ходить с фотоаппаратом и пустым аквариумом. Но это отличное решение для реализации предложенной техники. В стеклянном резервуаре в форме параллелепипеда легче выравнивать «горизонт», чем в предназначенных для подводной съёмки устройств и чехлов.

Создаём вертикальные панорамы

Мы часто видим горизонтальные панорамы, но реки и водопады могут не вписываться в привычные «рамки». Если река течёт по склону, а падающая вода срывается с утёса - фотография будет смотреться эффектнее в формате вертикальной панорамы.

Простейший способ сделать вертикальную панораму – фотографировать, держа камеру в вертикальном положении, и на этапе обработки кадрировать до панорамы. Если вы хотите получить изображение с высоким разрешением для широкоформатной печати, сделайте серию «горизонтальных» снимков и объедините их в панораму в редакторе.

На этом на сегодня все. Кратко и неутомительно. Надеюсь, этот урок также был вам полезен, как и мне.

Всего вам фотографического!

Есть разные способы, как можно взглянуть на воду, например, как на увлекательный фон из голливудских фильмов, мечтательный лесной ручей... или, может быть, как на элемент, полный движения. Узнайте, как фотографировать воду и каким законам фотографии она подчиняется. Пусть наши шесть советов для фотографирования воды помогут совершенствовать ваш творческий путь

Преимущество аквафото заключается в том, что водные пейзажи - вокруг нас. И практически каждая форма воды может хорошо выглядеть на снимках. Можно даже найти отличные места для съемки непосредственно возле своего дома. И если вдруг вам покажется, что "чего-то" недостает, можно отправиться дальше по воде…

Фотосъемка "Большой" воды

Большие поверхности воды, такие как пруды, озера и моря, могут выглядеть очень впечатляюще в кадре. Посмотрите на водную гладь на закате, вас удивит увиденное.


Canon 5D Mark IV, Canon EF 16-35 / 2.8 III, 1/13 S, F / 18, ISO 100, фокусное расстояние 16 мм

Полученное изображение напрямую зависит от экспозиции. В верхнем примере выдержка составляет 1/13 с, но картина резко изменится когда изменится экспозиция. Поэтому, если вы планируете использовать градиентный фильтр, или ND-фильтр, сильно зажимаете диафрагму для получения большей глубины резкости, вам придется использовать , чтобы минимизировать содрогание камеры и иметь возможность снять воду при большой выдержке. Обратите внимание, что движение воды будет размываться, и картина будет иметь более сказочный вид.


То же самое место. Снято Canon 5D Mark IV, Canon EF 16-35 / 2.8 III, 2,5 S, F / 22, ISO 100, фокусное расстояние 24 мм

Водная фотография - не повод снимать только на закате. Вы также можете фотографировать в течение всего дня. А еще можете снимать большие водные просторы, например, море. Чтобы ваша фотография не получилась скучной включите в пейзаж береговую линию.


Canon 5D Mark II, Canon EF 16-35 / 2.8 II, 1/80 S, F / 7,1, ISO 100, фокусное расстояние 16 мм

Как фотографировать поверхностные отражения

Интересно смотрятся на поверхности воды береговые линии. Деревья, постройки, вершины гор - все, что отражается в воде, добавляет снимку своеобразную историю.


Canon 5D Mark III, Canon EF 16-35 / 2.8 II, 1/60 S, F / 11, ISO 100, фокусное расстояние 35 мм

Обратите внимание, что делать такие снимки можно только при очень спокойной воде. Изучите "поведение погоды" в конкретной местности. Фотография выше была сделана ранним утром, весь остальной день дул сильный ветер и вершина горы Маттерхорн была видна только однажды.

Проще получить хорошее изображение, если объекты съемки находятся очень близко к небольшой водяной поверхности, где не бывает больших волн, например. Лучшими кандидатами для создания водной фотографии являются маленькие садовые бассейны или небольшие парковые озера.


Canon 5D Mark II, Canon EF 16-35 / 2.8 II 1/320 сек, F / 5.6, ISO 100, фокусное расстояние 20 мм

Еще один нюанс о котором нужно помнить при съемке отражений: в то время как для пейзажной фотографии рекомендуется размещать линию горизонта довольно высоко или наоборот низко, при фотографировании с поверхностью воды лучше всего располагать горизонт посередине. Таким образом, за счет симметрии, получится передать величественность и фотография действительно засияет. Но вам не обязательно придерживаться этой рекомендации любой ценой; с достаточно спокойной поверхностью воды можно даже сделать замечательные снимки, как показано ниже.


Canon 350D, Macro-Revuenon 24/4, 1/40 s, probably f/8, ISO 100, фокусное расстояние 24 mm

Как снимать воду против света

Фотографии в контражуре требуют специальных навыков съемки. Если вам повезет, то свет не будет слишком интенсивным, и ваша камера сможет захватить картину в полном динамическом диапазоне. В крайнем случае, солнце будет слишком "огненным" на картинке. И поскольку оно также отражается от зеркальной водяной поверхности, большая часть изображения будет слишком яркой.

Если эта проблема будет критичной, есть действенный способ решить ее. Сделайте несколько одинаковых снимков с различными настройками экспозиции. Для этого будет полезна встроенная функция фотокамеры под названием "Exposure bracketing " (или аналогичная). Когда вы ее активируете, то камера сделает серию снимков с разными показателями при нажатии кнопки спуска затвора. Далее совместите результат в одну фотографию при постобработке.


Canon 5D Mark IV, Canon EF 16-35 / 2.8 III, от 1/160 до 1/1250 S, F / 11, ISO 100, фокусное расстояние 23 мм

Фотографирование воды с помощью поляризационного фильтра

Вы также можете использовать другой трюк для съемки отражений - использовать . Поворачивайте его до тех пор, пока исчезнут все ненужные отражения и вы не получите идеальную водную поверхность. Чтобы получить представление о различии снимков с использованием поляризационного фильтра и без него, посмотрите на пару фотографий ниже.


Без поляризационного фильтра. Canon 5D Mark IV, Canon EF 24-70 / 2.8 II, 1/80 с, F / 8, ISO 400, фокусное расстояние 25 мм


С помощью поляризационного фильтра. Canon 5D Mark IV, Canon EF 24-70 / 2.8 II, 1/80 с, F / 8, ISO 400, фокусное расстояние 25 мм

Между тем, не стоит стремиться всегда полностью избавляться от отражений. В конце концов, они делают воду... водой.

Как фотографировать воду в фонтанах

Вода в городе довольно фотогенична. Поскольку фонтаны обычно маленького размера, их можно легко обойти и сфотографировать под разными углами. Так можно сделать много разных изображений всего за несколько секунд.


Canon 40D, Canon EF-S 10-22 / 3.5-4.5, 1/30 S, F / 8, ISO 100, фокусное расстояние 10 мм


Canon 40D, Canon EF-S 10-22 / 3.5-4.5, 1/160 S, F / 8, ISO 100, фокусное расстояние 10 мм

Если фонтан украшен скульптурами, можно подобрать угол съемки, когда они отражаются в воде. Это даст еще несколько вариантов композиции.

Canon 40D, Canon EF-S 10-22 / 3.5-4.5, 1/80 S, F / 8, ISO 100, фокусное расстояние 10 мм

Эксперименты со скоростью срабатывания затвора помогают оживить композицию снимка. Обратите внимание, что невысокая скорость затвора не заморозит движения воды, капли будут размытыми. Если вы действительно хотите остановить поток в кадре, используйте очень короткие выдержки.


Струя воды крупным планом. Canon 5D Mark II, Canon EF 24-105 / 4, 1/640 S, F / 4, ISO 200, фокусное расстояние 105 мм

Фонтаны, сфотографированные в ночное время - еще один особый случай. Снять достойно красоту воды в данном случае вам поможет использование штатива и длинные выдержки срабатывания затвора камеры. Это, к тому же, отличный способ получить кадр без туристов. Длительная выдержка срабатывает, как "антипипл-фильтр".


Canon 350D, Canon EF-S 18-55 / 3.5-5.6, 10,0 S, F / 22, ISO 100, фокусное расстояние 18 мм

Фотографирование воды в потоках и реках

Текущая вода может служить прекрасной возможность оживить изображение при съемке ландшафта. Большую часть кадра может занимать сам пейзаж, а ручей внести динамику в композицию.

Обратите внимание на форму водотока. Когда это просто прямая линия, вы можете получить хороший кадр, но он не будет привлекательным, если, конечно, прямая как стрела вода не служит динамическим указателем и не ведет взгляд зрителя к важным объектам съемки. Ищите повороты и вписывайте их в изображение. Одним из распространенных примеров являются ручьи в лесу, которые образуют S-образную кривую.

Canon 5D Mark III, Canon EF 16-35 / 2.8 II, 2.0 S, F / 22, ISO 100, фокусное расстояние 16 мм

Пробуйте

Возьмите фотографии из этой за основу. Отправляйтесь к ближайшему водоему и снимайте. Местность, которая находится рядом с вами, может быть очень перспективной в плане получения интересных фотографий с водной поверхностью. Пробуйте!

Canon 5D Mark III, Canon EF 70-200 / 2.8 IS II, 1,0 с, F / 16, ISO 100, фокусное расстояние 200 мм

Водопады являются интересным, но одновременно и сложным объектом для фотосъемки. Во-первых, водопады прекрасны, во-вторых, часто они находятся в местах с довольно сложным освещением, и, в-третьих, они очень динамичны, т.к. находятся в постоянном движении. Существует множество советов по фотосъемке водопадов, основные из них довольно просты:

1. Работайте с движением.

Фотографируя движущийся объект, вы можете делать это двумя способами. Во-первых, вы можете «заморозить» движение при помощи высокой выдержки, либо наоборот, используя длинную выдержку, которая размоет движущийся предмет, в нашем случае воду. Большинство фотографов используют второй вариант, и делают размытой воду, в этом случае вам будет нужна цифровая камера и штатив. Также не помешает поляризационный фильтр, если он у вас есть.

2. Как фотографировать водопад.

Сделайте контрольный снимок. Перед тем как начать экспериментировать – включите автоматический режим, убедитесь, что выключена вспышка и сфотографируйте водопад. Сделав кадр, обратите внимание на значение выдержки, которую выберет камера в автоматическом режиме. Скорее всего камера установит выдержку, при которой вода будет выглядеть застывшей. Контрольное фото буде отправной точкой для сравнения результатов, которые вы получите и основой для выбора выдержки.

Режим приоритета выдержки. Переключите камеру в режим приоритета выдержки. Чтобы получить красиво размытую воду постарайтесь использовать скорость выдержки от одной до двух секунд.

Штатив. При съемке водопадов необходимо, чтобы камера была абсолютно неподвижно пока затвор фотоаппарата открыт, добиться этого можно при помощи штатива. Звучит просто: установить фотоаппарат на штатив, установить режим приоритета выдержки, поставить выдержку в 1-2 секунды и сделать снимок. Но, к сожалению, в большинстве случаев все на много сложнее. Проблема с увеличением скорости выдержки заключается в том, что в камеру попадает большее количество света, и даже в довольно темный и пасмурный день вы увидите, что снимок получился передержанным (несмотря даже на то, что в режиме приоритета выдержки, камера установит минимальную диафрагму, чтобы компенсировать длинную выдержку).

Существует еще несколько советов, которые помогут сократить количество света, попадающего в камеру, чтобы улучшить уровень экспозиции.

Время съемки. Выберите правильное время дня, и у вас будет больше возможностей для использования более долгой выдержки. Самое удачное время это время около заката и рассвета. Также съемку предпочтительнее проводить в пасмурные дни, а не в солнечные.

Фильтры. Также поможет использование фильтров, которые ограничат попадание света в камеру. Существует множество фильтров, но я предпочитаю использовать поляризационный, который не только ограничивает попадание ненужного света, но и помогает улучшить снимки (уменьшая блики и отражения, которыми изобилует водопад). Еще один из фильтров, который может быть полезен – нейтральный светофильтр, помогающий сократить количество света – почти как солнцезащитные очки.

Режим приоритета диафрагмы. Если проблема с выдержкой осталась даже при съемке в более темное время и при использовании фильтров, тогда попробуйте переключиться в режим приоритета диафрагмы, и выберите наименьшее значение диафрагмы. На большинстве камер это значение f22 или f36. Результатом выбора будет то, что камера автоматически выберет наиболее долгую выдержку для данной диафрагмы. Возможно, это будут не 2 секунды, но в любом случае выдержка будет дольше, чем на вашем контрольном снимке, в результате вода будет более размыта. Также использование меньшей диафрагмы позволит добиться большей глубины резкости, и большая часть водопада будет в фокусе.

Низкое значение ISO. Выбирая меньшее значение ISO, вы уменьшите чувствительность камеры к свету, и позволит затвору камеры дольше оставаться открытым. Также это позволит избежать ненужных шумов и зерна и получить больше интересных деталей.

Правильная выдержка, конечно же, важна при съемке водопадов, но есть и не менее важные моменты.

Брекетинг снимков. При съемке водопадов важно делать серию кадров с разной выдержкой и диафрагмой. При этом можно получить разные виды одной и той же сцены с разной четкостью воды, глубиной резкости и уровнем цвета.

Композиция. Водопады можно фотографировать с разных углов и разными способами, от широкоугольных снимков, показывающих всю красоту водопадов, до обрезанных снимков, сосредоточенных на маленьких отрезках. Также обращайте внимание на то, как течет вода. Где-то это множественные потоки, где-то брызги, где-то одинокий поток. Пробуйте различные точки съемки водопада и экспериментируйте с тем, как будут выглядеть разные части при разных выдержках.

5. Не слишком увлекайтесь размытием воды в кадре.

Трудно устоять перед шелковистым и гладким потоком воды, но не делайте это единственным объектом съемки. Попробуйте съемку с ультра короткой выдержкой. Этот метод съемки особенно эффективен для съемки бурлящих водопадов с большим количеством брызг. Также при большей выдержке будет необходимо использовать большую диафрагму, которая приведет к более низкой глубине резкости и придаст больше интереса вашим снимкам.

После прочтения теории переходите к практике и экспериментируйте, улучшая тем самым свои фотоснимки.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F18, 30 с, 18.0 мм экв.

Многие фотографы знают приём, благодаря которому можно красиво размыть воду морского прибоя или бурного горного ручья. Но и за морем, и за горными ручьями нужно далеко ехать.

Потренироваться в съёмке воды можно и не выезжая из города. Для этого стоит обратить внимание на городские фонтаны.

Фонтаны ВДНХ в Москве стали одной из визитных карточек столицы. Самый узнаваемый из них - «Дружба народов».

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F14, 30 с, 18.0 мм экв.

Чтобы размыть воду, фотографировать необходимо на длинной выдержке, в несколько десятков секунд. Во время таких съёмок желательно использовать штатив . Что же касается фотокамеры, то у неё обязательно должен быть ручной режим съёмки. Это позволит настроить выдержку в нужных пределах.

Хорошим выбором станут зеркальные камеры. Все они имеют ручные режимы съёмки, а многие из них доступны по цене и просты в управлении (например, Nikon D3300).

Я использовал для съёмки свой основной рабочий инструмент - Nikon D810. Эта камера, наряду с Nikon D7200 и Nikon D750, подойдёт продвинутым фотографам. В качестве объектива удобнее всего применять широкоугольную оптику. Она позволит охватить всю сцену целиком, создать настоящий пейзажный снимок. Китовый объектив (например, 18-55, 18-105 или 18-140) можно использовать для наших нужд на минимальном фокусном расстоянии - он даст достаточно широкий угол обзора. Если же говорить о специализированной широкоугольной оптике , то для «кропнутых» фотокамер Nikon можно посоветовать объектив Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor, а для полнокадровых - лёгкий и недорогой Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor или легендарный Nikon AF-S 14-24mm f/2.8G ED.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1 с, 30.0 мм экв.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 31, F18, 30 с, 30.0 мм экв.

Если вы попробуете фотографировать с длинной выдержкой днём на улице, то у вас, скорее всего, ничего не получится, так как днём слишком светло. Шансы сделать удачный кадр в таких условиях выше, если у вас завалялся нейтрально-серый фильтр высокой плотности (минимум ND64) - с ним вы сможете значительно сократить световой поток, проходящий сквозь объектив. Если такого фильтра нет, то удобнее всего фотографировать в сумерках.

В вечернее время городская иллюминация отлично сочетается с естественным светом. А ночью, когда есть только электрическое освещение, фотографировать не так интересно, ведь освещение становится жёстким, с контрастными тенями. Как следствие, небо на снимке будет чёрным, а фонари получатся слишком яркими.

Продумайте композицию снимка: найдите передний план, определите выгодную точку съёмки. Наверняка она будет находиться не на уровне вашего роста, поэтому попробуйте немного присесть. Как правило, кадры, снятые с нижних точек, смотрятся довольно эффектно.

Чтобы была возможность снимать на длинной выдержке с сохранением высокого качества снимков, обратите внимание и на настройку баланса белого. В сумерках я обычно использую предустановку баланса белого «Тень» или «Облачно». Если же вы фотографируете глубокой ночью, имеет смысл использовать настройку «Лампы накаливания», так как она лучше подходит для света фонарей. А ещё лучше - фотографировать в формате RAW, тогда вы сможете настроить оптимальный баланс белого уже при обработке.

Потренировавшись фотографировать фонтаны, вы не растеряетесь и при съёмке в путешествии - на берегу моря или в горах.


Top